Разное

Картина осенний день левитана – План-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме: Сочинение по картине И.И. Левитана «Осенний день. Сокольники»

Русская осень в творчестве Исаака Левитана

Дорогие читатели, в этот прекрасный осенний день мне, как всегда, хочется поделиться с вами нотами душевной теплоты на страницах блога. Сегодня я предлагаю вам прочувствовать самобытность русской осени через творчество великого художника Исаака Левитана. Мы с вами посмотрим чудесные картины художника.

И познакомит нас с его жизнью и живописью Павловских Анна, художник по декоративно-прикладному искусству, педагог. Передаю ей слово.

Приветствую читателей блога Ирины. Хочу побеседовать с вами о любимом мной художнике. И это не случайно. Настала осень, она многогранна в своих проявлениях. Это время года всегда неповторимо, оно изменчиво, мимолетно. И наверняка именно поэтому осень часто становится музой творческих людей.

Осень воспевали Пушкин, Бунин, Тютчев, Некрасов, Есенин, Фет. И среди художников были такие, которых особенно вдохновляла именно осень. Один из них – Исаак Ильич Левитан, тонко чувствующий, порой меланхоличный, но бесспорно весьма талантливый художник.

Его привлекало в осени все – ее красота, непогода, разные явления и периоды этого времени года. В его картинах осень предстает звонкой и томной, морозной и прелой, в ярких красках и в пастельных тонах. Палитра осени в картинах Исаака Левитана невероятно разнообразна.

И. Левитан «Осень»

Биография и личность художника

Жизнь и судьба Левитана была непростой. Он родился в образованной, но необеспеченной семье. Семья нередко была гонима за еврейское происхождение. Родители художника рано умерли, оставив своих детей без каких-либо средств к существованию. Студенческая жизнь Левитана прошла в условиях крайней нужды, порой ему даже негде было переночевать.

Возможно, именно невзгоды детства и юности послужили причиной проявления в его характере меланхолии и склонности к частым депрессиям. Творчество живописца полностью зависело от эмоционального состояния. Вдохновение охватывало художника на спаде тоски и депрессивных настроений. И именно творчество помогало ему прийти в себя, поверить, что есть в жизни и светлая сторона.

В нервном состоянии художнику никто и ничто не было нужно, он желал только одного – уединения. Ему было сложно с людьми, и даже в творчестве это проявлялось – он редко изображал людей на своих полотнах. Левитан уходил в лес, в поле и писал картины. Живопись возвращала ему желание жить, дышать полной грудью, верить в лучшее.

И. Левитан «Дубовая роща»

Лучший друг Левитана Антон Чехов снимал дачу в пригороде Москвы в Бабкино вместе с братом и сестрой. Исаак наведывался к ним в гости. Он поселился в соседней деревне Максимовка и усиленно работал. Писал этюды один за другим и увешивал ими все стены маленькой комнаты, которую снимал.

Три года подряд Исаак Ильич Левитан проводил лето на природе, порой до поздней осени. Работал без устали. Это был очень плодотворный период творчества в жизни художника. Очень много картин написал художник, вдохновленный природой этих мест.

И. Левитан «Поздняя осень. Усадьба»

Осенняя живопись Исаака Левитана

Очень много своих картин художник посвящал осени. Левитан отразил её такой, какой она бывает в разные периоды. В самом начале это время года еще так похоже на лето, еще много зелени, но уже появляются яркие осенние краски – цветут осенние астры и георгины, как пожар разгораются они в осенних картинах Левитана.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь.
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…

Ф. И. Тютчев

И. Левитан «Савинская слобода»

Потом в один момент все желтеет, сначала одни деревья, а следом за ними и другие покрываются золотом. Эти изменения подробно отражены в картинах Левитана, он как будто боится упустить что-то важное, стремится донести до зрителя всю красоту и изменчивость осенней природы. Несмотря на скоротечность осенних дней, он успевает запечатлеть все нюансы.

Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось…

С. Есенин

И. Левитан «Золотая осень. Слободка»

И. Левитан «Осень. Река»

Прошла пара дней – листья облетели, шуршат под ногами, деревья оголились. Начинаются дожди, листва преет, становится тусклой, жухлой, по утрам покрывается инеем. Небо серое, низкое, последние птицы улетают большими стаями. На улице дождь, туман и сырость.

Простой обыватель не пойдет в такую погоду на прогулку, но художник берет краски и кисти и отправляется писать на природе картины в серо-охристой гамме. Живописные полотна передают всю тишину и неповторимость этих мгновений.

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца…
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!..

А. Плещеев

И. Левитан «Осенний пейзаж»

И. Левитан «Долина реки»

Картина «Золотая осень»

Одной из самых ярких картин в творчестве Левитана считается «Золотая осень». Хотя художник и не считал её удачной, все же картина очень понравилась публике, и поистине стала шедевром русской живописи.

В картине осень предстает перед нами в самом своем расцвете – она яркая, сочная, выразительная. Яркое звонкое небо и темная гладь реки усиливают экспрессивный образ осени. Голубой и синий на контрасте с золотыми деревьями подчеркивают красоту и неповторимость солнечной русской осени.

И. Левитан «Золотая осень»

Смотришь на картину и сразу вспоминаются строки Ивана Бунина из стихотворения «Листопад»:

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной


Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

Это осень в самой яркой своей поре, бабье лето, время вдохновения.

«Октябрь (Осень)»

Совсем другое настроение передал Левитан в своей картине «Октябрь (Осень)». Она отражает печаль и уныние русской осени, тоску и грусть. Небо мрачное, деревья полуголые, трава пожухла. Природа будто находится в тревожном ожидании холодов и морозов. Через эти образы художник передает свое собственное драматичное настроение. Но и в этой печальной картине можно увидеть бесконечную любовь Левитана к природе, к такой разной осени.

И. Левитан «Октябрь (Осень)»

Об этом кратком периоде осени очень точно написал Александр Пушкин:

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;


Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.

Насколько разные две эти картины, а ведь еще Левитан написал множество работ и этюдов, и все они различны по настроению, по эффекту, который они производят на зрителя. Увидим и прочувствуем задумчивость и меланхолию на картине «Осень. Туман», сочность и радость в живописи «Золотая сень. Слободка», прозрачность и лёгкий морозец на картине «Осень 1897».

И. Левитан «Осень. Туман»

Творчество художника очень многогранно, и, я надеюсь, что читатели вместе со мной прочувствовали многообразие осенних настроений на картинах Исаака Левитана и насладились русской осенью.

Анна Павловских

Спасибо Ане за такую поэтичную живописную экскурсию. А всем, кто хочет прочувствовать осень во всех красках и встретить эту изменчивую даму в прекрасном настроении, я предлагаю прочитать наш новый номер журнала «Ароматы счастья» под названием «Осенние радости». Журнал о прекрасном настроении, душевной гармонии и, конечно же, о здоровье.

Сочинение по картине Левитана Осенний день. Сокольники 👍

На картине осень и женщина в черном. Она идет по дорожке парка, которую окружают золотистые молодые деревца (листья уже начали облетать), а уже за ними высокой стеной темные деревья. Они высокие и старые, мощные в то же время.

Никаких клумб нет.

Около этой ухоженной чуть витиеватой дорожки есть скамейка. (Это ведь парк!) Но на ней никто, конечно, уже не сидит – холодно. Возможно, что не так давно прошел дождь, доски могут быть сыроватыми.

День этот совсем не солнечный. Небо серое, тучи – солнца не видно. Скорее всего, прохладно, так как женщина немного съежилась, будто от холода и сырости. Идет она, судя по развевающемуся платью, довольно быстро – это не прогулочный шаг.

Вообще, гуляющих людей не видно уже. Может быть, это просто будний день. Трава еще зеленоватая.

Нет птиц никаких, ни цветов. Точней, есть в траве более темные пятна. Это, видимо, засохшие цветы.

Взгляд у женщины рассеянный. Смотрит она куда-то вбок. По черному платью можно предположить, что она вдова.

Например, она гуляет по парку со своими грустными мыслями, с воспоминаниями, как она, например,

гуляла тут со своими родителями. Впрочем, у нее белые рукава и украшение на шее. Возможно, это и не траур, а просто дань моде. Женщина молодая, нет седых волос в темных волосах.

У нее еще нет зонтика и какой-нибудь накидки, то есть не так уж там и холодно.

Парк этот больше похож на ухоженный лес. Дорожка довольно широкая. Тут можно проехать и на коне.

Дорожку повторяет серое небо. Такая же полоска вверху картины. Дорога уходит куда-то вдаль, поворачивает.

Картина несколько тревожна. Спокойна по виду, но с беспокойством внутри. Очень осенняя: и по цветам, и по настроению.

Неприятия у меня она не вызывает, скорей, любопытство.

Сочинение описание картины Осенний день. Сокольники Левитана

Увидеть и почувствовать красоту природы, отобразив ее на полотне, способен настоящий художник. Так и поступил один из выдающихся мастеров живописи – Исаак Левитан. Его картина – Осенний день показала осень во всей ее красе.

Словно крылья птицы распахнул над деревьями свой свод горизонт. Осенний день пригнал белые дымчатые облака над кронами деревьев, где в некоторых местах проглядывают серые оттенки чуть пасмурного неба.

Плотный массив елей словно охраняет дорожку, устремившуюся вдаль, располагаясь по обе ее стороны. И лишь высокие сосны, словно слегка покачивают своими ветками, выдавая настроение осени. А дорожка между ними окружена ими, почти равномерно рассаженными недалеко от обочины. Совсем по окраине прогулочного пути растут небольшие деревца, уже полностью с пожелтевшими листьями, густо покрывающими их ветви.

И наедине с природой куда-то спешит одинокая фигурка женщины, а может быть совершает прогулку, подгоняемая легким ветерком, развевающим ее одеяние.

В такт этому, как будто золотые деревца машут ветками ей вслед и приветствуют в этой парковой зоне. Они растут на лужайке, покрытой густой пышной зеленой травой с редкой желтизной, которая так и осталась в том цвете, когда было еще тепло, напоминая о закончившемся лете. Прибранная дорожка, с опавшими золотыми листьями обрамляют ее по краям.

Они так искусно нарисованы мастером и создают впечатление золотой бахромы. Общий фон картины настраивает зрителя на восприятие осени как одного из благоприятных времен года для раздумий и спокойных прогулок на природе.

Может быть, этот пейзаж был написан автором после таких прогулок по осеннему парку, где он увидел всю прелесть настоящей осени. Небольшая тропинка на переднем фоне справа незаметно уползает в чащу лесной гущи. Золотая краса осени нисколько не омрачает настроение, привыкшее к веселому лету.

Именно это хотел выразить Левитан, оставляя за осенью право – быть одним из любимых времен года.

Выбор такого плана не оставит равнодушным тех, кто любит искусство настоящих художников, почитаемых за неутомимый труд и реальное отображение действительности, когда их работой будут восхищаться и любоваться вечно. Просто стоять и смотреть на картину – этого достаточно для того, чтобы мысленно побывать в этом парке и согласиться с художником с очарованием осени.

5 класс, 8, 6 класс

Левитан Исаак «Золотая осень» описание картины, анализ, сочинение

Levitan-Isaak-zolotaya-osen

На переднем плане картины «Золотая осень», которая принадлежит кисти великого русского художника Исаака Левитана, изображена река тихая и спокойная, с зеркально чистой гладью. Она течет почти бесшумно и едва заметно. Эта небольшая речушка настолько прозрачна, что в ней отражается заглянувший в нее с берега кустик с красными листьями. Слева от реки раскинулась рощица белоствольных берез в своем красно-желтом пылающем одеянии. Под красавицами–березками пожухлая рыжая травка образовала разноцветный ковер. Справа от реки художник изобразил небольшую дубовую рощицу, одетую в светло-коричневый наряд.

Вдалеке, за плотной стеной огненных деревьев, на пригорке, виднеется деревушка – всего несколько маленьких хаток. Перед ней расстилается зеленое поле – это ростки озимых, превратившее его в сочный зеленый коврик. А в вышине в светло-голубом небе плывут гонимые легким ветерком белые облака.

Вся картина «Золотая осень» написана мягкими, светлыми красками и заряжает нас бодростью в этот погожий денек. Это праздник золота и синевы. И немного грустно от того, что кончится праздник, вслед за ним придет увяданье, черно-белый зимний сон. Но глубоко внутри живет радостная уверенность, что впереди снова нас ждет зелень и бесконечная голубизна неба, потому что природа вечно живет и всегда прекрасна.

Год написания картины: 1895.

Размеры картины: 82 x 126 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: пейзаж.

Стиль: реализм.

Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.




Другие картины художника:

«Золотая осень» — Описание Картины, Исаак Левитан

Золотая осень — Исаак Ильич Левитан. 1895. Холст, масло. 82 x 126 см.


   Яркий, охристый цвет, перемежёванный с красным и оранжевым, льющийся с полотна, настолько красноречив, что даже не глядя на подпись у рамы, можно легко догадаться – перед нами «Золотая осень» Исаака Левитана.

   Картина была впервые представлена на 24-й выставке передвижников, и предваряла её скрупулёзная работа. Сначала были созданы этюды с натуры – автор осенью 1895 года жил в усадьбе Горка Тверской губернии, там и искал сюжеты, а закончена уже в Москве.

   Сразу привлекает внимание настроение работы. Живописец от элегических, очень тонких и душевных работ вдруг перешёл к пышному, яркому, торжественному пейзажу. Как водится, все значимые события в жизни творца непременно находят свой отклик в его произведениях, и Левитан не явился исключением – его личная жизнь бурлила и была полна страстей во время написания «Золотой осени».

   Будучи в близких отношениях с Софией Кувшинниковой, Левитан влюбился в Анну Турчанинову. Она отдыхала в соседней усадьбе. Развился бурный роман, напоминающий прям-таки книжные страсти. Кувшинникова пыталась покончить с собой (слава Богу, эксцентричной особе это не удалось), пылкие увлечения друга открыто осуждали Антон Чехов, и его сестра Мария (в которую живописец в своё время также был влюблён безответно), а сам Левитан жил в ожидании счастья. Чехов также отрицательно высказывался и о работах художника, созданных в этот волнительный период, ругая за излишнюю «бравурность» и декоративность. Эти же комментарии относились и к «Золотой осени» — куда девался тонкий лирик, чуткий художник, рисующий душевные тихие пейзажи?

   Сегодня искусствоведы относят представленную картину Левитана к так называемой мажорной серии, куда помимо «Золотой осени» входят работы «Весна. Большая вода», «Март» и др. А обычным зрителям она нравится за эмоциональность, выразительность и яркие торжественные цвета.

   Во время написания этюдов в Горке мастеру были созданы все условия – на берегу озера в усадьбе специально для Левитана была выстроена мастерская, аж, в два этажа. Изображённый на картине пейзаж находился всего в полукилометре от личной мастерской – это река Съежа близ местечка Островно.

   Узкая речка с достаточно высокими обрывистыми берегами берёт своё начало у нижнего правого угла холста, чтобы отвести взгляд зрителя прямо к горизонту, сквозь осенний лес к едва заметным полям и деревенским домикам. В тёмных, спокойных водах отражается небо, но при этом оно не по-осеннему спокойно и светло (нехарактерный элемент для Левитана).

   Точка зрения выбрана очень удачно, так как она позволяет выстроить широкую панорамную композицию со множеством элементов. Если детально разбирать картину, то можно отметить, что детали на полотне распределены неравномерно – левая сторона более загружена, однако, это не приводит к асимметрическим ощущениям, так как Левитан грамотно «расставил» и сгруппировал все элементы пейзажа.

   Как уже отмечалось, выбранная палитра в этой картине не свойственна живописцу – слишком яркие и насыщенные цвета, но продвигаясь вглубь картины, можно заметить, как колорит становится более спокойным и привычным.

   Не все разделяли скепсис Антона Павловича Чехова по поводу этой работы. В целом, картина получила массу самых положительных и восхищённых отзывов. Отмечалась пышность пейзажа, эмоциональная наполненность, золотистая красочность. Также эту работу очень любят рассматривать искусствоведы, как пример влияния европейского импрессионизма на творчество Левитана.

   Через год после написания «Золотая осень» была куплена Павлом Третьяковым прямо с передвижной выставки. У нового владельца неожиданно возникли проблемы с оформлением сделки, и картина долго ещё кочевала по выставкам передвижников, ожидая пока Павел Михайлович её заберёт. Но в ноябре этого же года, выставляясь в Харькове, её постигло несчастье – тяжёлый медный козырёк калорифера, упав со стены, проткнул полотно насквозь. Спешно были проведены реставрационные работы, и стараниями реставратора Дмитрия Арцыбашева, картина вновь приобрела первозданный вид. Хотя сам Левитан очень волновался – состоится ли обещанная сделка, в связи с этим печальным происшествием, но Третьяков не отказался от «Золотой осени» и сразу после покупки передал её в дар своей галереи, где картина находится и по сей день.

План-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме: Сочинение по картине И.И. Левитана «Осенний день. Сокольники»

Сочинение по картине И.И. Левитана «Осенний день. Сокольники».

Цель:

Воспроизвести в памяти восмиклассников основную мысль картины И.И. Левитана «Золотая осень»;

Сопоставить картины «Золотая осень» и «Осенний день. Сокольники». Установить, в чем сходство и в чем различие в передаче художником осенней природы;

Подготовить учащихся к описанию картины «Осенний день. Сокольники»;

Активизировать в речи школьников ле5сико-фразеологический материал и грамматические формы слов, необходимые для написания сочинения — описание по картине.

Оборудование: Репродукции картин И.И. Левинтана «Золотая осень» и «Осенний день. Сокольники», компьютер, CD-ROM «Шедевры русской живописи» (К и М) 1997, 2001 г., плакат со словами И.С. Никитина:

«У осени поздней, порою печальной,

Есть чудные краски свои,

Как есть своя прелесть в улыбке прощальной,

в последнем объятье любви».

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Воспроизведение в памяти учащихся сведений о художнике И.И.Левитане.

Ознакомление учащихся с основными датами жизни и деятельности И.И.Левитана.

Исаак Ильич Левитан — живописец, пейзажист, мастер лирического пейзажа. Преподаватель московского Училища живописи, ваяния и зодчества. Участвовал в выставках товарищества передвижников. Представитель реалистической школы.

1860 — родился в семье переводчика и железодорожного служащего Ильи Левитана в местечке в Литве.

1872 — перееезд в Москву.

1876 — учеба в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества у пейзажиста А.Саврасова.

1879 — впервые выступает на выставке московских художников с пейзажем «Осенний день. Сокольники».

1880-ые поездки по Волге, создание ряда волжских пейзажей.

1894 — принятие православного крещения.

1890-ые — расцвет философской лирической пейзажной живописи, создание картин «Над вечным покоем» 1894, «Март» 1895, «Озеро. Солнечный день! 1899 — 1990, «Сумерки. Стога» 1899, «Летний вечер» 1900.

Выступление учащихся о жизни и творческой деятельности художника и.И. Левитана.

Раздел 1.

Увеличение картины «Осенний день. Сокольники» 1879, холст, масло, ГТГ.

Исаак Ильич Левитан вошел в русское искусство с целой плеядой молодых художников: А.Куинджи, И.Репин, В. Суриков. Все они стали постоянными участниками выставок и членами Товарищества передвижных художественных выставок. каждый из художников этого «поколения классиков» привнес свое направление, свою ноту, их мироощущение в русское искусство.

Левитан — пейзажист, его пейзаж называют лирическим, поэтическим, музыкальным. Ученик А.Саврасова, левитан уже в первой картине «Осенний день. Сокольники», заявил о связи с традициями своего учителя и пейзажиста Ф. Васильева. Мягкий колорит Левитана, мягкие светотеневые переходы, влажный воздух, будто ренессансное сфумато, обволакивающий предметы, перспектива дороги, уходящией в дымку, одинокая женская фигура, — все создавало щемящее настоение грусти. Не важно, ходил ли сам зритель по дорожкам парка в сокольниках осенью, но пейзаж Левитана настолько обобщен, «очищен» от всего сиюминутного, от знаков конкретного места, что в нем воплотилось чувство осени, переживаемое каждым.

Раздел 2.

Увеличение картины «Ненюфары» 1895, холст, масло.

Каждое лето и начало осени художник уезжал из Москвы за город или путешествоал по Волге, Оке, как И.Репин, Ф.Васильев, В.Поленов, или жил в деревне, снимая угол у крестьянина, или в гостях у семьи Чеховых в Мелихове. Левитан, подобно многим героям своего времени, становился «дачником», тонким, чувствительным городским интеллигентом, убегающим на время из города, чтобы соединиться с природой. Рано утром художник уходил на этюды, днем писал, а вечерами веселые шарады, домашний театр и музыкальные вечера чередовались с рисованием ночных видов. Пейзажи Левитана часто сравнивают с фортепианными произведениями С.Рахманинова и П. Чайковского. Эти произведения воплощают личный опыт создателей и предназначены для камерного, личностного созерцания, через произведения творец и зритель как бы выступают в диалог на равных, разговаривая о том, что им обоим близко.

Увеличение картины «Золотая осень» 1884, холст, масло, ГТГ.

Увеличение картины «После дождя. Плес.» 1894, холст, масло, ГТГ.

Тема этого диалога — душевные переживания, опыт, который можно воплотить в музыке, зримом образе и реже в слове.

Раздел 3.

Увеличение картины «Над вечным покоем» 1894, холст, масло, ГТГ.

После принятия Левитаном православного крещения он обращается к святоотеческой литературе и опыту постижения божественного присутствия в природе. в пейзаже часто присутствуют купола храма, знак освещенности всего мира. Если художник М.Нестеров, изображая созерцаемый мир Божий, обязательно вводит в него фигуру странника, монаха, святого, чтобы создать у зрителя правильный настрой для понимания изображения, то Левитану удается передать ощущение простоты, воздушной легкости, радости от созерцания природы одними красками пейзажа.

Переход к лекции о картине.

Прослушивание экскурсии по картине И.И.Левитана «Над вечным покоем».

Раздел 4.

Увеличение картины «Весна. Большая вода» 1897, холст, масло, ГТГ.

Несмотря на то, что художник при жизни упрекали в этюдности, незаконченности картин, считалли, что пейзаж с натуры — не картина, а лишь слепок с природы, сам Левитан придавал композиции большое значение. Обычно он избирает высокий горизонт, но не увиденный «глазами ящерецы», снизу, наоборот, будто уходящий вдаль, обозримый с высоты птичьего полета. Предметы на первом плане будто уходят вниз, стремятся выйти за поле картины, посередине картины даль расширяется вправо и влево, а дальний план, где тянется ниточка горизонта, изящно окольцовывает нашу прогулку по картине, возвращает внимание к центру полотна.

Раздел 5.

Увеличение картины «Озеро» 1899, холст, масло, ГТГ.

В последних работах, как писали исследователи, художник поднялся над личным переживанием и созерцанием мира до монументального образа — ощущения. Одна из последних работ мастера так и называется — «Русь». Огромное озеро, подернутое рябью, облака, подгоняемые ветром, вызывают в памяти образы славного града Китежа, унесшего с собой на дно озера радость колокольного звона и благочестивой жизни большого города, и водную ширь, увиденную варягами с кораблей в пределах земли русичей. Левитан пишет, как и прежде, не конкретное место, хотя оставляет узнаваемые черты реального пейзажа, но сами понятия — образы широты, радости, бесконечности, находит для их воплощения изобразительную форму.

3. Рассмотрение картины «Осенний день. Сокольники», определение ключевых слов и словосочетаний.

Определение ключевых слов и словосочетаний, помогающих описать эту картину:

Ненастный, дождливый день; хмурое, безрадостное небо; чувство тоски и печали; серые краски, темные тона; мокрые потемневшие сосны; унылый шум ветра; одинокая фигура женщины в темном.

4. Дополнительные сведения о художнике и картине.

Несмотря на свою сравнительную молодость (ему было 23 года), И.И.Левитан обратил на себя внимание художников и публики оригинальной манерой живописи, глубоким настроением в пейзаже. «Левитанская осень» стала нарицательным понятием: червленое золото сентябрьской листвы, тоненькие стройные березки, словно остановившиеся в раздумье на берегу, приволье русских рек, дремлющие в сумерках деревеньки… в творчестве левитана чистая радость соседствует со щемящей душу печалью, тревогой и одиночеством.

Левитан прожил недолгую жизнь — менее сорока лет. Голодная сиротская юность, да и позжежизнь неустроенная, внутренне напряженная, полная несвершившихся надежд и горьких разочарований. Не случайно с именем Левитана принято связывать настроения грусти и меланхолии, осеннего увядания, вечерних сумерек, сереньких, пасмурных деньков. «Осенний день». Сокольники» , «Вечер. Золотой плес», «Тихая обитель», «У омута», «Владимировка», 2Хмурый день» — вот характерные для Левитана мотивы. Жизнь не баловала художника, и в его творчество органично входят эти настроения, стремления в самой природе уловить и передать глубокие переживания и раздумья, волновавшие его самого и его поколение. Русская природа, непрестанная смена ее состояний, характерный, особенный облик родной земли, наконец, отношение человека к природе — вот что становится содержанием творчества Левитана.

Самый любимый, самый талантливый ученик Саврасова в училище, он особенно прославился картиной «Осенний день. Сокольники».

5. Беседа по картине.

Вопросы по картине:

Нравится ли вам картина И.И. Левитана «Осенний день Сокольники» ? Что в ней особенно нравится? Какова основная мысль картины? Какие краски преобладают в картине? Почему? какие чувства вызывает у вас картина? Какими средствами этого добивается художник?

По каким признакам можно сказать о приближении осени? Какие еще признаки говорят о том, что на картине изображена осень?

Что вы видите на переднем плане картины, что — на заднем, что — слева, что — справа? Как изображены лес, дорога, небо, деревья? Какие цветы использует при этом художник?

Как художник показал, что женщина в темном — главная героиня картины? Каков ее внешний вид и как она одета? Что вы можите сказать о выражении ее лица и внешнем виде?

Какое впечатление производит на вас эта картина? Какие чувства она вызывает?

6. Чтение стихов об осени.

****

Есть всветлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть…

Зловещий блеск и пестрота древ,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно — сиротеющей землею,

И, как предвестье близящихся бурь,

Порывистый и ясный ветер порою…

Ущерб, изнеможенье — и на всем

Та короткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.

(Ф.И. Тютчев)

*****

Медлительной чредой нисходит день осенний,

Медлительно крутится желтый лист,

И день прозрачно свеж, и воздух дивно чист —

Душа не избежит невидимого тленья.

Так, каждый день стареется она,

И каждый год, как желтый лист кружиться,

Все кажется, и помнится, и мнится,

Что осень прошлых лет была не так грустна.

(А.А. Блок)

*****

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца…

Чахлая рябина

Мокнет под окном;

Смотрит девушка

Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

Осень к нам пришла?

Еще просит сердце

Света и тепла!

(А.Плещеев)

7. Составление плана сочинения — описания.

Общие сведения о художнике И.И. Левитане и тематике его картин.

Общая характеристика картины: тема, какое время года изображено, какие цвета преобладают.

Описание деталей (природы, женщины, неба, деревьев, дороги).

4. Оценка картины. Чувства, которые она вызывает, впечатление, которое она производит).

8. Развитие речи.

Учащиеся, используя данные слова и словосочетания, составляют устный рассказ по картине И.И. Левитана «Осенний день. Сокольники». Дополняют друг друга.

Составьте рассказ, используя эпитеты, метафоры, сравнения. Дополните его своими наблюдениями за осенней природой.

9. Написание сочинения — описания.

Письмо учащимися сочинения — описания по картине И.И. Левитана «Осенний день. Сокольники».

10. Подведение итога урока.

Leave a Reply