Технология 3 класс аппликация из ткани – План-конспект урока по технологии (3 класс): Технологическая карта урока технологии Тема: весенняя аппликация. 3 класс УМК «Школа XXI века»
Урок технологии 3 класс «Аппликация из ткани»
Гурова Е.Ю.
Предмет: технология
Учебник: Малышева Н.А.. Технология. 3 класс.—ДРОФА
Тема: «Аппликация из ткани»
Цель: познакомиться с аппликацией из ткани как видом декоративно-прикладного искусства, ознакомиться с технологическими условиями и навыками выполнения аппликации.
Задачи:
-обучающая:
научиться приёмам изготовления аппликации, приёмам правильной и безопасной работы с инструментами и приспособлениями, уметь применять их на практике.
-развивающая:
развитие творческих способностей и навыков выполнения аппликации, и умения подбора материала для ее выполнения; развивать фантазии и воображения у учащихся, чувство формы, цветоощущение, трудолюбие, мыслительную деятельность.
-воспитательная:
активизировать наблюдательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость, внимание и воображение, пробуждать фантазию.
Тип урока: урок «открытия» нового (урок-практикум).
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: Малышева Н.А., Технология. 3 класс. Учебник. Рабочая тетрадь — М.: ДРОФА, 2012г
ткань, клей, ножницы, кисточка, компьютер, проектор.
Класс: 3
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающегося
Метапредметные (УУД) и личностные результаты
1
Самоопределение к деятельности.
Любим мы урок труда.
Без труда мы никуда.
Режем, клеим, мастерим,
В жизни всё уметь хотим!
Эпиграфом к сегодняшнему уроку я хочу прочитать слова М.Горького:
Человек по натуре своей – художник.
Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту… Красивые вещи воспитывают творческое воображение людей и уважение к их труду.
-Как вы понимаете эти слова?
— Предмет быта, одежда должны быть не только удобными и практичными, но и должны способствовать воспитанию эстетического, художественного вкуса. Декоративно-прикладное искусство в полной мере способствует этому.
Коммуникативные: владение диалогической речью в соответствии с нормами родного языка;
Регулятивные: целеполагание.
Познавательные: общеучебные — смысловое чтение.
Личностные: самоопределение.
2
3
4
5
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Постановка учебной задачи.
Работа в группах
Работа с учебником
— С помощью каких видов декоративно-прикладного искусства мы можем украсить предметы быта, одежду?
— Вспомните и скажите, как называется прием, с помощью которого можно создать тематические композиции на различные сюжеты.
Аппликация — распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Аппликация (от лат. application «прикладывание») – создание художественных изображений наклеиванием на некоторую поверхность (основу) кусочков какого-либо материала; также – изображение, узор, созданные таким образом.
— С каким материалом мы сегодня будем работать на уроке?
-Кто из вас может сформулировать тему урока?
— Где можно применять изделия, сделанные при помощи приема – аппликация из ткани?
-Сейчас я предлагаю поработать в группах:
1 группа: Используя изображения, определить какие виды аппликаций бывают
2 группа: Материалы, из которых можно выполнить аппликацию.
3 группа: Способы соединения деталей аппликации с основой.
Но самый простой способ оформления аппликации — это приклеивание деталей кроя на фон изделия.
Посмотрите, какие работы выполнили ваши сверстники. Рассмотрите данные изделия и сделайте их анализ
Анализ изделия.
— Рассмотрим подробнее изделие, для выявления особенностей его изготовления.
— Какие материалы и инструменты нам понадобятся?
С.9 (ч.2)
Прочитайте информацию в учебнике
Каким приемом можно обработать ткань?
Как получить «жатую» заготовку?
Как получить многослойную деталь?
Аппликация, мозаика, вышивка
Аппликация
Ткань
Аппликация из ткани
Научиться делать аппликацию из ткани
Одежда, картины
Аппрет
Основу смазать клеем, прижать ткань и собрать
Наклеивать кусочки друг на друга с уголка
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные: саморегуляция.
Познавательные:
анализ объектов с целью выделения признаков.
Личностные: смыслообразование.
Регулятивные:
— умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
— умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Познавательные:
— поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.
Личностные:
— готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;
— оценивание усваиваемого содержания.
Коммуникативные:
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
6
Построение проекта выхода из затруднения.
Рассмотрим ткани, используемые в аппликации:
-Ткани можно разделить на мягкие и жесткие, прозрачные и непрозрачные, матовые и блестящие.
— Качество работы в технике аппликации зависит от хорошей и прочной окраски, малой осыпаемости на срезах (для всех без исключения тканей) и красивого орнаментального решения
Как понимаете пословицу?
-Мал лоскуток, да дорог!
Подбирать все лоскуты для изделия нужно при одинаковом освещении, лучше дневном.
Следите, чтобы слишком яркая отделка не «убила» основной цветовой узор
Осторожно работайте с белыми и черными лоскутами. Белый цвет в изделии буквально «кричит», заявляя о себе, черный же, наоборот, «проваливается» среди пестроты.
Не забывай об экономии материала
— Рисунок – шаблоны – подбор материалов – выкраивание деталей – раскладывание на фоне – закрепление на основе.
— С помощью чего будем делать разметку на ткани?
— Как будем приклеивать детали?
-Вспомните правила работы с клеем, ножницами.
— Прежде чем приступить к работе, повторим правила рабочего человека.
1)Каждый должен работать на своём рабочем месте, не мешая друг другу;
2)Прежде чем начать работу, проверьте порядок на рабочем месте и постарайтесь держать его в процессе всей работы;
3)Берегите инструменты, экономьте материалы. Всегда думайте, как сделать работу лучше;
4)Осторожнее обращайтесь с ножницами, чтобы нечаянно не травмировать ни себя, ни соседа;
5)Закончили работу – помогите соседу!
6)По окончанию работы уберите своё рабочее место быстро и аккуратно.
— Представьте, как будет выглядеть ваша работа?
Самостоятельно — практическая работа по темам:
1 группа: Морские глубины
2 группа На поляне летом
3 группа: Ягодный микс
4 группа: Игрушки
— Какие законы совместной работы мы с вами должны помнить?
-Организуйте свои рабочие места так, чтобы это было удобно и безопасно для вас и ваших товарищей.
1. Надо соблюдать порядок на рабочем месте;
2.Ножницы надо класть кольцами к себе, а подавать – кольцами вперёд;
3.Нельзя оставлять ножницы открытыми;
4.Нельзя играть ножницами и подносить их к лицу;
5.Использовать ножницы и только по назначению.
Ученики организуют свои рабочие места.
Каждый работает на своём рабочем месте, не мешая друг другу;
Перед началом работы надо проверить порядок на рабочем месте и сохранять его в процессе всей работы;
Осторожно обращаться с ножницами, чтобы нечаянно не травмировать себя или соседа;
Закончил работу – помоги соседу;
Быть доброжелательным, терпеливым, уметь слушать других и спокойно высказывать своё мнение.
Познавательные: общеучебные- извлечение необходимой информации путём наблюдения за готовым образцом, переработка информации; построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; оформление мыслей в устной форме.
Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль.
Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;
общеучебные- смысловое чтение.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество, умение работать в группе; умение выражать свои мысли.
Регулятивные: прогнозирование, оценка, контроль, коррекция.
Коммуникативные: умение работать в группах.
Регулятивные: саморегуляция; осознание качества и уровня усвоения; контроль, коррекция.
Личностные: самоопределение.
5.
Обобщение
— Что нового узнали на уроке?
— Что новое вы научились делать на уроке?
— Что бы вы сейчас сделали по-другому?
— Поделимся своим опытом с друзьями.
Учащиеся делятся своими рассуждениями.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество; умение выражать свои мысли.
Познавательные: логические- подведение под понятие, обобщение.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Личностные: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
6.
Рефлексия деятельности.
— Предлагаю устроить выставку поделок и оценить готовые изделия по критериям:
-оригинальность,
-качество исполнения.
-Какую цель мы ставили в начале урока? Удалось ли нам её достигнуть?
— Оцените свою работу на уроке.
— Вы узнали много нового и своим творчеством сделали мир красивее, а, значит, урок не прошёл для вас даром.
Спасибо за урок!
Оформляют выставку работ.
При обсуждении акцент делается на аккуратные оригинальные работы, на недочёты указывается в рекомендательной форме.
— Да, мы научились работать с фольгой.
Дети оценивают свою работу на уроке.
Личностные: самоопределение; смыслообразование; оценивание усваиваемого содержания, практической работы.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: на основе анализа объектов делать выводы.
Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Работа в группах: (в конвертах лежат заготовки слов, обучающие выбирают нужное и наклеивают на основу. Таким образом составляется кластер)
1 группа: Используя изображения, определить какие виды аппликаций бывают
предметная — состоит из отдельных изображений,
сюжетная — изображает некоторые действия, события,
декоративная — включает узоры, орнаменты.
2 группа: Материалы, из которых можно выполнить аппликацию.
Природные материалы, железо, ткань, бумага.
3 группа: Способы соединения деталей аппликации с основой.
Ниточное: ручной способ, машинный способ
Безниточное: клеевой способ, сварной способ
Аппликация из ткани — Начальные классы
Просмотр содержимого документа
«Аппликация из ткани»
Тема: Аппликация из ткани
В серебристом родничке
Слышен голосочек-
Словно бьётся в кулачке
Маленький звоночек.
-Дай звоночек, родничок,
Поиграть немножко.
Разожми свой кулачок,
Покажи ладошку
Родничок ответил:
— Что ты! У меня полно работы!
С этой песенкой моей
Мне работать веселей.
Я журчу, журчу, журчу
Не переставая.
Я всё время хлопочу-
Поле поливаю!
Потрудись и ты, дружочек,
Зазвенит и твой звоночек!
Аппликация — это способ создания изображения посредством наклеивания или нашивания на что-либо разноцветных, разноформенных кусочков ткани или бумаги.
Наволочки
Прихватки, фартуки
Аппликации бывают:
а) предметные (на изделии изображена одна деталь: гриб, солнце, утенок) – для украшения детских вещей;
б) сюжетные (изображено много предметов или фрагмент) – для украшения предметов быта;
Вводный инструктаж
- 1.Вспомним порядок перевода
рисунка на основную ткань
с использованием кальки.
- 2.Рассмотрим образец
«Последовательность
выполнения аппликации».
- 3.Рассмотрим технологическую карту «Швы, применяемые при выполнении аппликации».
Помни!
При работе с клеем
- 1.Клея бери столько, сколько нужно, не слишком много и не слишком мало.
- 2.Используй мягкую салфетку для удаления лишнего клея.
При работе с ножницами
- 1. Храните ножницы в определенном месте (коробке).
- 2. Кладите их сомкнутыми остриями от себя.
При работе с иголками и булавками
- 1. Шейте с наперстком.
- 2. Храните иголки и булавки в определенном месте (специальной коробке, подушечке и т. д.), не оставляйте их на рабочем месте (столе), ни в коем случае не берите иголки, булавки в рот.
- 3. Не пользуйтесь для шитья
ржавой иголкой.
- 4. Выкройки к ткани
прикрепляйте острыми
концами булавок в
направлении от себя.
При работе с утюгом
- 1. Не оставляйте включенный электроутюг в сети без присмотра.
- 2. Включайте и выключайте утюг сухими руками.
- 3. Ставьте утюг на специальную подставку.
- 4. Следите за нормальной работой утюга, обо всех неисправностях сообщайте учителю.
- 5. Следите за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.
- 6. Отключайте утюг только за вилку.
Презентация к уроку по технологии (3 класс): Презентация к уроку технологии 3 класс «Обрывная аппликация»
Слайд 1
Обрывная аппликация из бумаги на бумажной основеСлайд 2
В какой технике выполнены эти работы? Аппликация
Слайд 3
Аппликация В переводе с латинского языка означает «прикладывание». Древний вид искусства, интересный вид художественной деятельности, когда из кусочков кожи, ткани или бумаги вырезают фигурки, а затем наклеивают на основу – фон. Обратимся к словарю С.И. Ожегова и узнаем лексическое значение этого слова. «Аппликация» — изготовление рисунка из наклеенных или нашитых кусков цветной бумаги, материи.
Слайд 4
Из истории аппликации Люди издавна использовали аппликацию. Она появилась как способ украшения: одежды
Слайд 5
обуви
Слайд 6
домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища
Слайд 7
аппликацией из войлока древние кочевники украшали дорожные сумки, конскую сбрую
Слайд 8
жители Севера на своих юртах выполняли аппликацию из бересты
Слайд 9
женские татарские сапоги украшали аппликацией из цветной кожи
Слайд 10
Нагрудный узор женского чувашского национального костюма: аппликация из ткани Одежда мужская. Х/б ткань, шёлк. Вышивка, аппликация. Удэгейцы.
Слайд 11
в недалёком прошлом в России была очень популярна аппликация, вырезанная из чёрной бумаги
Слайд 12
Одинаковый ли материал используется для выполнения аппликации? (природный материал) (вата)
Слайд 13
(фольга) (цветная бумага) ( ткань )
Слайд 14
Виды аппликаций По содержанию: предметные Предметная аппликация представляет собой наклеенные на фон отдельные предметные изображения, передающие обобщенный, условный образ окружающих предметов.
Слайд 15
сюжетные Состоят из нескольких разных фигур, часто в движении, служат для создания панно, картин.
Слайд 16
орнаментальные Применяют для оформления альбомов, пригласительных билетов, украшения одежды.
Слайд 17
шрифтовые Шрифтовые – это буквы, которые используют для заголовков стенгазет, написания лозунгов, плакатов.
Слайд 18
симметричная — представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, имеющие симметричное строение. Изображения предметов могут быть выполнены с использованием приема складывания бумаги пополам или в несколько раз перед вырезанием с целью одновременной передачи формы повторяющихся частей.
Слайд 19
плоские Изображения предметов крепятся на плоскость всего фона.
Слайд 20
объёмные Объемная аппликация предусматривает, что изображения предметов или их деталей крепятся на фон только частью плоскости, создавая видимость объема.
Слайд 21
резаная В ыполняется из бумаги традиционным способом – вырезанием.
Слайд 22
В зависимости от техники, в которой выполнена работа: поделки из бумаги техникой “гармошка”
Слайд 23
«Звезда» — выполнена в технике – « мозайки ».
Слайд 24
В какой технике выполнена эта работа?
Слайд 25
Что интересного заметили? края у деталей неровные при вырезании деталей воспользовались ножницами
Слайд 26
Обрывная аппликация Как получаются такие аппликации? (Такие аппликации получаются, если бумагу не резать, а обрывать). Как получить неровные края? (Такие края можно получить путём обрывания, то есть все детали аппликации мы будем вырывать из листа бумаги, а не вырезать ножницами).
Слайд 27
Рассмотрим образец Какие особенности в изготовлении аппликации вы отметили? (Необходимо оставить белую полосу при обрывании бумаги). Как нужно располагать пальцы, чтобы обрывание шло по нарисованной линии? (При обрывании по заранее нарисованному контуру пальцы должны располагаться вплотную к контуру с двух сторон)
Слайд 28
Давайте потренируемся Возьмите небольшой кусочек цветной бумаги и разорвите её в разных направлениях (вдоль и поперёк). Что получилось? Если рвать бумагу по волокну, край будет более гладкий, если поперек – более «стихийный», с белым ореолом.
Слайд 29
Практическая работа Дидактическая игра «Снежный ком» Как маленький комочек снега превращается в большой снежный ком, так и ваша аппликация превратится в красивую законченную работу . В процессе игры нам нужно назвать последовательность выполнения работы. Внимательно посмотрите на аппликацию.
Слайд 30
Алгоритм выполнения аппликации выбрать подходящий фон; нарисовать ствол берёзы на белой бумаге; отобрать лишнюю бумагу по контурным линиям; измерить и нарисовать на белой стороне черной бумаги чёрные продольные и поперечные полоски; нарисовать на белой стороне зелёной бумаги листья и оборвать лишнюю бумагу по контуру; разложить аппликацию на основе; приклеить все части; нарисовать маркером ветви и почки берёзы.
Слайд 31
Алгоритм изготовления грибов нарисовать 5 овалов светло-коричневого цвета, причём каждый последующий меньше предыдущего; первый овал – самый большой – жёлтого цвета; оборвать лишнюю бумагу по контуру; взять за основу жёлтый овал и постепенно наклеивать на него, смещая влево (или вправо), остальные овалы по убыванию. Грибы можно выполнить разными способами. Для этого воспользуйтесь инструкцией в учебнике на странице 19 .
Слайд 32
Выставка работ
Слайд 33
Проверь себя Изготовление рисунка из наклеенных или нашитых кусков цветной бумаги, материи. Что означает с латинского слово «аппликация». Определите вид аппликации: изображение предметов и их деталей крепятся на фон только частью плоскости, создавая видимость объёма. Какую новую технику работы с бумагой вы сегодня осваивали? аппликация прикладывание объёмная обрывание
Слайд 34
Рефлексия Сегодня на уроке было интересно…. Я понял, что ….. Мне захотелось…. Я научился….. Молодцы! Спасибо за урок!
Конспект открытого урока «Аппликация из ткани»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
для обучающихся с умственной отсталостью
«Бейская школа – интернат»
Конспект открытого урока по ручному труду
Тема урока: « Аппликация из ткани»
Выполнила: учитель технологии
Лютикова Ольга Владимировна.
с.Бея, 2019 г.
Тема урока: «Аппликация из ткани»
Цель: Обучающая – знакомство с одним из видов народного творчества – аппликацией, применением ее для украшения интерьера, расширение знания о материалах, применяемых для выполнения аппликации.
Развивающая – продолжать развивать мышление, самостоятельность, самоконтроль, способность проявлять творческий подход при выполнении заданий.
Воспитывать – познавательный интерес к предмету, культуру общения, эстетический вкус, аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность, взаимопомощь.
Коррекционная — развивать у учащихся функции мелкой моторики рук, глазомер. Развивать аккуратность, усидчивость при выполнении работы.
Выбор и обоснование форм и методов:
Формы:
Методы:
словесные
наглядные
практические
Методы проведения занятий:
беседа с объяснением нового материала;
показ наглядностей
демонстрация трудового приема
практическая работа учащихся;
Межпредметные связи:
Тип урока: комбинированный
Наглядные пособия: изделия, украшенные аппликацией (наволочки на подушки, картины, прихватки, сумка).
Технологические карты: порядок выполнения аппликаций, швы, применяемые при выполнении аппликации.
Образцы: порядок выполнения аппликации. Эскизы, выкройки-шаблоны (для аппликации).
Материалы, инструменты, оборудование: лоскутки несыпучих тканей (разноцветный драп, кримплен, плотный трикотаж), синтепон, ватин, клеевая ткань, бусинки, бисер, калька, копирка, иглы ручные, английские булавки, нитки мулине, швейные нитки, ножницы, линейка, мел портновский, электрический утюг.
Дидактический материал: презентация коллекции иллюстраций изделий с аппликацией, материалов и приспособлений для выполнения аппликации
Ход урока:
I. Орг. момент (приветствие, озвучивание темы)
II. Объяснение нового материала
III. Практическая работа по технике выполнения аппликации
IV. Заключительная часть. Подведение итогов
1.Вступление
— Ребята тема нашего урока “Аппликация из ткани”.
В переводе с латинского слова аппликация означает “прикладывание”.- создание художественных изображений нашиванием на ткань или наклеиванием на бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала.
— В младших классах вы уже занимались этим видом работы, но аппликация была из каких материалов?
-из бумаги;
— природного материала.
Когда же появилась аппликация?
1 ученица: Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища.
2 ученица: Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость сшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им можно не только соединять детали одежды, но и украсить ее. Детали, выкроенные из этих материалов, стали прикреплять к одежде. Так появилась аппликация.
3 ученица: Сюжетом становились животные, птицы, сами люди, фантастические чудовища, красивые цветы и растения, сцены охоты. Впоследствии аппликация превратилась в экстравагантный вид прикладного искусства.
Люди украшают свою одежду и другие бытовые вещи, накладывая на них в соответствии с узором различные кусочки материала – ткань, кожу, мех – и закрепляя их нитками на ткани различными ручными стежками.
— Какие ручные стежки вы знаете?
Ответ: прямые, петельные, тамбурные, косые, крестообразные.
Кроме ручных приёмов используются разнообразные декоративные строчки, выполняемые на современных швейных машинах.
В наше время спектр применения аппликации неограничен. C приходом в лёгкую промышленность лазеров все кардинальным образом изменилось.
На приведенных вам фотографиях виден весь процесс изготовления аппликации поэтапно.
Прежде всего, на компьютере составляется программа для лазера, а в сам лазер заправляется материал.
Затем лазер вырезает запрограммированную форму аппликации.
Вышивальный автомат прострачивает контур будущей аппликации, куда и накладывается вырезанный лазером материал.
Вышивальный автомат заканчивает аппликацию.
Аппликации бывают:
а) предметные (на изделии изображена одна деталь: гриб, солнце, утенок) – для украшения детских вещей
б) сюжетные (изображено много предметов или фрагмент) – для украшения предметов быта
в) декоративные (изображение, состоящее из декоративных элементов) – для украшения сумок, сапог, шуб
При конструировании аппликации следует выбирать простые, стилизованные формы. Подобранные цвета должны гармонировать друг с другом. Выбор материала зависит в большей степени от назначения предмета, а также от изображаемого предмета. Материалы используют несыпучие (кримплен, трикотаж плотный драп).
Инструменты и материалы для выполнения аппликации:
Ткань, нитки, ножницы, бумага, копировальная бумага, иголки, булавки
Нитки для пришивания аппликации используют мулине или швейные, но обязательно в цвет пришиваемых деталей.
Вводный инструктаж перед выполнением практической работы.
1.Вспомним порядок перевода рисунка на основную ткань с использованием копировальной бумаги.
2.Рассмотрим технологическую карту и образец “Последовательность выполнения аппликации
3.Рассмотрим технологическую карту “Швы, применяемые при выполнении аппликации”
Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила техники безопасности. Ведь как гласит народная мудрость: “Берегись бед, пока их нет”.
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
Какие правила необходимо соблюдать при работе с иглой, булавками, ножницами?
Какие правила необходимо соблюдать при работе с электрическим утюгом?
Учитель.
Вы выбрали эскизы и выкройки-шаблоны, на столах находятся технологические карты и образцы выполнения аппликации , все это поможет вам самостоятельно справиться с заданием.
Теперь, вооружившись всем необходимым, вы можете приступать к практической работе.
Практическая часть урока.
Учащиеся индивидуально и самостоятельно выполняют практическую работу по изготовлению аппликации из несыпучих тканей (драп, трикотаж, кримплен). Физкультминутка
Выполните упражнения:
Исходное положение – стоя, ноги вместе, руки опущены. На счет “раз” – поднять руки вверх, встать на носки, потянуться; на счет “два” – вернуться в исходное положение (повторить упражнение 5–6 раз).
Исходное положение – стоя, ноги вместе, руки опущены вниз. На счет “раз” – поднять правую руку вверх, левую ногу отставить назад, прогнуться; на счет “два” – вернуться в и.п.; на счет “три” – поднять левую руку вверх, отставить правую ногу, прогнуться; на счет “четыре” – вернуться в и.п. (повторить 5–6 раз).
Дадим отдохнуть глазам. Сидя медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно (голова неподвижная; повторить 8–12 раз).
В процессе выполнения самостоятельной работы следует обратить внимание учащихся на соблюдение эстетических требований при соединении отделочных материалов: длина стежка, цвет ниток и др.
Во время практической работы звучит инструментальная музыка и т.п.
Учитель в процессе работы детей контролирует степень понимания учащимися изучаемого материала, консультирует при необходимости.
Заключительный инструктаж.
Учитель. Вижу, что знания, которые вы сегодня получили на уроке, помогли вам справиться с практической работой: правильно подобрать цвет к вашей аппликации, сделать раскрой, выбрать наилучшее место на изделии для прикрепления деталей аппликации, прикрепить детали к ткани мелкими сметочными стежками. Многие начали пришивать край детали к ткани. Молодцы! На следующем уроке мы закончим прикреплять аппликацию к ткани и оформим изделие.
«Плоская аппликация. Львенок». 3-й класс
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель: закреплять умение в изготовлении плоской аппликации; развивать эстетический вкус и мелкую моторику рук; воспитывать терпение и аккуратность.
Вид учебного труда: работа с бумагой.
Объект труда: аппликация “Львёнок.”
Оборудование: проектор, презентация, педагогический образец, цветная бумага, картон, клей ПВА, ножницы, карандаш, круги — трафареты.
Ход урока
1. Оргмомент:
2. Сообщение темы и цели урока: Сегодня мы будем делать бумажную аппликацию.
— Что такое “аппликация”?
В переводе с латинского языка значит “прикладывание”. Это очень древний вид искусства. Люди издавна использовали аппликацию для украшения одежды, жилища. (Слайд 2-5)
а) Аппликацией из войлока древние кочевники украшали дорожные сумки, конную сбрую.
б) Жители Севера на своих домах – юртах выполняли аппликацию из берёсты.
в) Татары украшали женские сапоги аппликацией из цветной кожи.
г) Чуваши делали для своей одежды аппликацию из тканей.
д) В недалёком прошлом в России была очень популярна аппликация вырезанная из чёрной бумаги.
2) Виды аппликаций: плоская и объёмная. (Слайд 7–15)
Мы с вами уже выполняли такую работу в 1, 2 классе. Мы делали аппликацию из ткани на бумаге, из перьев, из листьев, семян, ракушек, ваты и ватных шариков, из салфеток.
— Сегодня остановимся на плоской аппликации. Послушайте одну песенку. (“Песенка львёнка и черепахи” )
— Кто поёт песенку? (Львёнок и черепаха). Узнали из какого мультфильма?
Про львёнка сложено много песенок, стихов. Льва снимают в кинофильмах и в мультфильмах. Вспомните, в каких? (Слайд 16-19)
3) Практическая работа.
Вот такого львёнка мы с вами будем делать. (Слайд 20)
Разберём, из чего он состоит. (Из геометрических фигур)
Какие фигуры нам нужны? (Прямоугольники, квадраты, круги)
Вспомним правила безопасной работы с ножницами.
Ножницы – это режущий инструмент. Какие бывают ножницы? (Секатор, портновские, маникюрные, для стрижки волос, по железу.) (На доске – плакат “Работа с ножницами”)
1. Не махать ножницами перед своим лицом и лицом соседей.
2. Не тыкать ими в бок соседу.
3. Передавать ножницы только кольцами вперёд, держа их за лезвие.
4. Вырезая деталь, нужно следить за пальцами левой руки, т. к. при вырезании поворачивают бумагу, а не ножницы, подвигая её к середине ножей.
На рабочем месте во время всего урока должен быть порядок: не разбрасываем инструмент, бумагу, обрывки и обрезки собираем в кучу, следим за тем, чтобы бумаги не было на полу.
Этапы работы
(Слайд 21–24)
1. Вырезаем квадрат со стороной 10 см. это для лица. Затем, квадрат поменьше со стороной 2-3 см. Это для глаз. Эти квадраты согнём по диагонали, разрежем по линии сгиба, получим 2 треугольника.
2. Вырезаем прямоугольник 1,5–2 см шириной и по стороне 1-ого квадрата длиной, по краю (с одной стороны) надрезаем бумагу по всей длине – для гривы.
3. Для лап вырезаем 4 произвольных прямоугольника, на концы приклеиваем круги (трафарет).
4. Такие же круги надо вырезать для “щёчек” и рта. Всего 3 детали.
5. Язычок – это маленький круг и нос – треугольник вырезаем сами. Можно фломастерами нарисовать зрачки в глазах и поставить точки на “щёчках”. Можно наклеить “усики” из бумаги.
Всё наклеиваем аккуратно, берём поменьше клея, лишний вытираем тряпочкой. Наклеиваем на альбомный лист или картон. Сначала голову, потом гриву, лапы под голову, затем всё остальное.
6. По окончании работы не забудьте убрать рабочее место.
Самостоятельная работа.
4) Итог: выставка готовых работ /оценок/.
Конспект занятия внеурочной деятельности «Аппликация из ткани «Чайник»»
Занятие внеурочной деятельности
«Школа творчества»
2 класс (8-9 лет)
Тема: Аппликация из ткани на картоне «Чайник»
Методический комментарий
Занятие посвящено формированию умения выполнять аппликацию из ткани на картонной основе. Одна из задач занятия – развитие творческих (креативных способностей), эстетического вкуса, воображения и моторики. На этапе открытия нового знания детям предлагается прослушать сказу Г.Х. Андерсена «Чайник». Сказка на этом занятии помогает плавно подойти к теме и превращают предмет изображения в настоящего героя художественного произведения. Младший школьный возраст характеризуется высокой эмоциональностью, эмпатией и меньшей установкой на получение знаний и навыков, поэтому у ребят больше желания творить вызывает предложение не просто что-то нарисовать, слепить, смастерить, а помочь герою сказки. Они стараются, обсуждают события сказки между собой и захвачены ей до конца занятия. Таким образом, сказка помогает вызвать у учащихся эмоциональный отклик на прочитанное или прослушанное, а художественное творчество в свою очередь помогает подкрепить в сознании образ. Динамическая пауза также способствует глубокому погружению в тему занятия.
Занятие внеурочной деятельности «Школа творчества» в 3 классе
Тема: Аппликация из ткани на картоне. Г.Х. Андерсен «Чайник»
Цель: формирование умения выполнять аппликацию из ткани на картонной основе.
Задачи:
Образовательные:
— учить пользоваться шаблоном;
— учить делать разметку по ткани
— учить использовать выразительные возможности ткани (рисунок, фактуру).
Развивающие:
— развивать моторику, воображение.
— развивать творческие и художественные способности учащихся.
Воспитательные:
— воспитывать эстетический вкус;
— воспитывать ценностное отношение к красоте.
Формирование УУД:
Личностные действия: учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата,
Регулятивные действия: определение цели учебной деятельности, плана выполнения заданий, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценивать своё задание, коррекция.
Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.
Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Этапы занятия.
1. Мотивационный этап.
— приветствие.
— настрой на рабочий лад, проверка своего рабочего места.
2. Этап актуализации знаний.
У: Сегодня мы с вами погрузимся в сказку. Герой этой сказки – важный гость на нашем занятии. А написал сказку человек, творчество которого вы все наверняка любите – Ганс Христиан Андерсен. Итак, послушайте.
Жил-был гордый чайник. Он гордился и фарфором своим, и длинным носиком, и изящной ручкою — веем-веем, и об этом говорил. А вот что крышка у него разбита и склеена — об этом он не говорил, это ведь недостаток, а кто же любит говорить о своих недостатках, на то есть другие. Весь чайный сервиз — чашки, сливочник, сахарница охотнее говорили о хилости чайника, чем о его добротной ручке и великолепном носике. Чайнику это было известно.
«Знаю я их! — рассуждал он про себя. — Знаю и свой недостаток и признаю его, и в этом — мое смирение и скромность. Недостатки есть у всех нас, зато у каждого есть и свои преимущества. У чашек есть ручка, у сахарницы — крышка, а у меня и то и другое да и еще кое-что, чего у них никогда не будет, — носик. Благодаря ему я — король всего чайного стола. Сахарнице и сливочнице тоже выпало на долю услаждать вкус, но только я истинный дар, я главный, я услада всего жаждущего человечества: во мне кипящая безвкусная вода перерабатывается в китайский ароматный напиток».
Так рассуждал чайник в пору беспечальной юности. Но вот однажды стоит он на столе, чай разливает чья-то тонкая изящная рука. Неловка оказалась рука: чайник выскользнул из нее, упал — и носика как не бывало, ручки тоже, о крышке же и говорить нечего, о ней сказано уже достаточно. Чайник лежал без чувств на полу, из него бежал кипяток. Ему был нанесен тяжелый удар, и тяжелее всего было то, что смеялись-то не над неловкою рукой, а над ним самим.
«Этого мне никогда не забыть! — говорил чайник, рассказывая впоследствии свою биографию самому себе. — Меня прозвали калекою, сунули куда-то в угол, а на другой день подарили женщине, просившей немного сала. И вот попал я в бедную обстановку и пропадал без пользы, без всякой цели — внутренней и внешней. Так стоял я и стоял, как вдруг для меня началась новая, лучшая жизнь… Да, бываешь одним, а становишься другим. Меня набили землею — для чайника это все равно что быть закопанным, — а в землю посадили цветочную луковицу. Кто посадил, кто подарил ее мне, не знаю, но дали мне ее взамен китайских листочков и кипятка, взамен отбитой ручки и носика. Луковица лежала в земле, лежала во мне, стала моим сердцем, моим живым сердцем, какого прежде во мне никогда не было. И во мне зародилась жизнь, закипели силы, забился пульс. Луковица пустила ростки, она готова была лопнуть от избытка мыслей и чувств. И они вылились в цветке.
Я любовался им, я держал его в своих объятиях, я забывал себя ради его красоты. Какое блаженство забывать себя ради других! А цветок даже не сказал мне спасибо, он и не думал обо мне, — им все восхищались, и если я был рад этому, то как же должен был радоваться он сам! Но вот однажды я услышал: «Такой цветок достоин лучшего горшка!» Меня разбили, было ужасно больно… Цветок пересадили в лучший горшок, а меня выбросили на двор, и теперь я валяюсь там, но воспоминаний моих у меня никто не отнимет!»
У: Понравилась ли вам сказка?
(ответы)
У: Какие чувства у вас возникли?
О: Немного грусти. В начале сказки можно осудить чайник за его гордость, но в конце его становится жалко.
У: Какой совет можно дать гордому чайнику?
О: Не быть таким гордым, признавать и красоту других вещей.
У: Почему чайник был рад своей судьбе в конце сказки?
О: Он понял, что такое настоящая красота и был рад помочь красивому цветку радовать людей.
У: Вам жалко, что чайник оказался на улице?
(ответы)
У: А хотите подарить нашему герою новую жизнь?
О: Конечно!
3. Этап открытий новых знаний.
У: Давайте представим, каким был чайник в тот момент, когда он только стоял за стеклянной витриной магазина вместе со своим сервизом. Каким он был?
(словесное рисование)
О: Новый, гладкий, блестящий. У него был яркий рисунок, крышка и носик были целыми.
У: Я предлагаю вам с помощью ножниц и лоскутков ткани подарить нашему чайнику новую жизнь. Пусть он будет не из фарфора, но зато он будет радовать глаз своей красотой.
4. Этап творческой деятельности:
У: Домой вам было дано задание найти красивые лоскутки ткани. А я приготовила вам шаблоны. Проверьте их наличие на партах. Также на ваших рабочих местах должны быть острые ножницы, картон и клей. Скажите, чем отличается ткань от бумаги?
О: Ткань может быть разной толщины, разная наощупь. Она намного мягче бумаги. Её сложнее разрезать. Зато рисунки на ткани очень разнообразны.
Динамическая пауза
Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник. (другая рука — изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки, (приседать)
Очень хрупкие, бедняжки. (руки на поясе)
Вот фарфоровые блюдца, (кружиться)
Только стукни — разобьются. (рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос —
Он посуду нам принес. с(делать большой круг)
4. Продолжение этапа творческой деятельности.
У: Рисунок на ткани поможет нам сделать наш чайник нарядным. Выберите ткань, которая кажется вам самой красивой. Возьмите шаблоны и расположите их на изнаночной стороне выбранной вами ткани в разном порядке. Не нужно, чтобы носик и крышка были плотно прижат к телу чайника, пусть на них будет немного разный узор.
Учащиеся выполняют задание. Учитель помогает при необходимости.
У: Как выдумаете, красивому чайнику понравится, если мы поставим его на такую же нежную и красивую салфетку?
О: Конечно.
У: Только салфетка должна быть уже другого цвета и с другим узором. Она должна подчеркнуть красоту чайника, но не перебить её. Выберите подходящий лоскуток и для салфетки. Обведите по шаблону деталь. Готово! Теперь осталось только вырезать наши детали и дать чайнику новую жизнь.
Учащиеся выполняют задание: вырезают детали аппликации и наклеивают их на картонную основу. Учитель помогает при необходимости.
Выставка работ.
У: Посмотрите, какие красавцы у нас получились. Такие чайники станут достойным украшением любого стола. А у кого-то даже целый сервиз!
6. Рефлексия.
У: Дайте мне зелёный сигнал те, кто доволен своей работой на занятии. Красный, если у вас не получилось и вы своей работой не очень довольный. Спасибо за занятие.
Шаблон для вырезания:
2.Изучение нового материала. | — Как вы думаете, что такое ателье? Кто из ваших знакомых, друзей, родственником посещал ателье? А в нашем городе много ателье где шьют и одежду и шторы и другие украшения для интерьера. Ателье мод до сих пор востребовано. -Прочитайте ,рассказ Ани в учебнике о назначении ателье мод . -Прочитайте на слайде объяснение слова «ателье». — Мы с вами узнали, что ателье это мастерская по пошиву одежды для людей ,любящих одеваться оригинально, необычно ,и для людей с нестандартной фигурой. А знаете ли вы, люди, каких профессий работают в мастерской? Организует обсуждение по данному вопросу. -Изготовление одежды не такое уж легкое дело .Нужно много учиться , тренироваться в шитье, чтобы стать высококлассным специалистом. -Можем ли мы обойтись без одежды? -Для чего она нам нужна? Прочитайте об этом в учебнике на странице 37. -Одежда может быть зимней, демисезонной и летней. Еще всю одежду можно разделить в зависимости от назначения на несколько групп. Например ,есть одежда нарядная и повседневная. Какие ещё виды одежды вы знаете? -Расскажите об отличительных особенностях школьной и спортивной формы. -Какую одежду можно увидеть в музеях? Во многих исторических и этнологических музеях можно увидеть национальную одежду. -Из чего шьют одежду? ( из ткани.) -Из чего делают ткань? (Из пряжи) -Что такое ткань? ( ткань получают из волокон путем переплетения долевых ( основы) и поперечных ( утка) нитей.) Пряжу и нитки получают путем скручивания. От того ,какие волокна использовались при производстве пряжи ,получают ткань с теми или иными свойствами. Все волокна можно разделить на два вида: Природные или химические. -Ткани из натуральных, природных волокон имеют много положительных свойств. Они приятны при носке. Человек в одежде из таких волокон чувствует себя комфортно. Эти ткани красивы .Но у этих тканей есть и недостатки . Так, например ,они сильно сминаются при носке. А вот ткани из химических волокон очень прочные и практически не мнутся. Как же определить, из каких волокон сделана ткань? -Рассмотрите инструменты и приспособления для работы с тканью и пряжей. Для того чтобы создать какое – либо швейное изделие, нужно не только иметь ткань, и инструменты, но и знать и уметь выполнять разные виды швов. -Что такое шов?(слайд) -Вышивание – один из наиболее популярных видов украшения одежды. Его возникновение связано с появлением первого стежка при скреплении шкуры убитого мамонта. Вышивка-это украшение уже готовых изделий .В вышиваемых узорах и рисунках нашли отражение представления человека об окружающем мире. Прочитайте текст на странице 44 учебника. Ответ на вопросы. Что такое пяльцы? Для чего они нужны? | Слушают учителя ; работают с учебником , анализируют информацию; Участвуют в коллективном обсуждении, отвечают на вопросы. Прочитайте по ролям. Слушают учителя; Рассматривают слайд, участвую в коллективном обсуждении, отвечают на вопросы ;составляют рассказ об особенностях школьной и спортивной формы. Слушают учителя ;Рассматривают коллекции волокон и тканей, пряжи , ниток; анализируют информацию, сравнивают свойства пряжи и ткани; работают по учебнику; наблюдают, выполняют задания, делают выводы. Слушают учителя ; Отвечают на вопрсы. Слушают учителя; рассматривают слайды, изделия с вышивкой. Ответы детей. | Личностные: сориентированные на уважительное отношение к людям , работающим в ателье. Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения учителя, текста в учебнике; Умеют строить осознанное речевое высказывание в устной форме. Осуществляют поиск нужной информации в разных источниках. Осознано читают тексты с целью освоения и использование информации; умеют анализировать объекты труда, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых изделий. Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы. Обмениваются мнениями, вступаю в диалог, отстаивают свою точку зрения. Регулятивные: ориентируются в учебнике. Умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, делать выводы, обмениваться мнениями, вступать в диалог, находить ответы на вопросы и правильно формулировать их. Понимают смысл инструкции учителя и принимают учебную задачу; понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. | 3.Творческая практическая деятельность | Сегодня я предлагаю вам почувствовать себя модельером-закройщиком. Напомните мне кто такой модельер? А кто такой закройщик? Сегодня мы с вами, в техники аппликации на ткани, выполним салфетку. Нам понадобиться ткань, ножницы, клей и шаблоны, которые я вам приготовила Напомните, правила техники безопасности при работе с ножницами, клеем. У вас на столе лежат шаблон из картона это квадрат и 2 шаблона с листьями. Кто знает это шаблон листа, какого дерева? А этого? Как вы думаете, почему у нас сегодня не уроке эти шаблоны? Ребята, распределите между собой работу, один прикладывает шаблон с квадратом, а другой с листьями. Ваша задача на ткани обвести шаблоны. Сделайте это аккуратно, старательно. Напоминаю нам понадобится 2 березовых листочка и 2 дубовых. После того как обведете, аккуратно вырежете. Не забываем о технике безопасности при работе с ножницами. | Дети отвечают. | Познавательные : умеют организовать рабочее место, знают гигиену учебного места. Личностные : сориентированы на ответственное отношение к своему здоровью. Регулятивные: сравнивают получившийся результат с эталоном, вносят необходимые коррективы. |
Leave a Reply