Своими руками

Сшить куклу своими руками в национальном костюме – Русский народный костюм для куклы — кукла в русском народном костюме — запись пользователя Екатерина (id2542449) в сообществе Рукоделие в категории Шитье одежды, выкройки, ремонт одежды, шторы, швейные машины (уже приобретенные)

Русский народный костюм для куклы — кукла в русском народном костюме — запись пользователя Екатерина (id2542449) в сообществе Рукоделие в категории Шитье одежды, выкройки, ремонт одежды, шторы, швейные машины (уже приобретенные)

Однажды дочка вернулась от бабушки с куклой. Это была моя старая кукла, которую я когда-то очень любила. Кукла долго пылилась в коробке, поэтому была грязная и к тому же голая. Было принято решение умыть и нарядить её.

Я долго не могла придумать, во что же её одеть. И вот в детском саду объявили русскую неделю, на которой детей планировалось знакомить с изделиями декоративно-прикладного искусства, предметами быта русского народа и пр.

После этого я окончательно решила, что кукла будет одета в русский народный костюм (Решить проще, чем сделать 😅 ).


Далее 2 фото и немного текста.

Пролистав статьи в интернете я восстановила в памяти информацию о внешнем виде и составе русского костюма, в который входит рубаха, сарафан, пояс, передник и головной убор. (В некоторых источниках этот список немного отличается).

Я сделала минимальный набор: рубаха, сарафан, головной убор.

Первой сшила рубаху - белую с украшением на рукавах и запястьях (как и полагается). Правда рубаха получилась намного короче, чем должна быть традиционная.


Потом сшила и сам сарафан. Красный с украшением из лент.


На голову предполагала сделать кокошник, но не вышло, и я остановилась на варианте с лентой (Всё-таки это молодая девушка, не замужняя, может и с лентой походить 😁 ).

Шила я весь костюм на руках несколько вечеров. Это оказалось для меня непростым делом. Работой в целом осталась довольна, хотя кажется, что немного простовато получилось. Мужу и дочке понравилось 🙂 .

Русская народная одежда в образах авторских кукол. Энциклопедия моды

Энциклопедия «Русская народная одежда в образах авторских кукол»-уникальная книга о русской народной одежде от времен Древней Руси до начала ХХ века. Вместе с детьми вы откроете для себя удивительный мир русской народной культуры, рассмотрите все детали русского костюма на удивительных авторских куклах лучших российских мастеров-кукольников, и сможете своими руками, следуя подробным мастер-классам, создать несложных текстильных кукол в аутентичных нарядах. Помимо ценнейших исторических сведений, рукодельницы найдут в книге выкройки в натуральную величину и подробное описание моделей исторической одежды разного уровня сложности — от кокошника до кафтана и даже сапог. С некоторыми из них справится даже начинающая мастерица, а некоторые требуют навыков шитья и моделирования. Однако следуя советам автора, освоить это мастерство не составит большого труда. Отдельный подарок — глава о нарядах русской знати, привносившей в западную моду национальный колорит: «русские рукавчики», придуманные Екатериной II, кокошники, шубы, ферязи, летники, высокие боярские шапки. Добро пожаловать в мир самобытного русского искусства!

О книге

Уникальная подарочная книга: Энциклопедия «Русская народная одежда в образах авторских кукол»!

Впервые богатейшая история русской народной одежды, от крестьянского сарафана до царскогго костюма, представлена так полно и так красиво, проиллюстрирована удивительными авторскисми куклами лучших российских авторов.

А самое главное — в книге даны мастер-классы и уникальные выкройки, которые позволят сшить текстильную куклу и одеть ее в русский костюм самостоятельно. Даже признанные мастера оценят богатый набор шаблонов и выкроек, представленных автором впервые.

Такая книга должна быть в каждом доме, ведь знать и помнить традиции своего народа очень важно для всех, особенно для подрастающего поколения. Кроме того, эта красивая, большая и богато проиллюстрированная книга — замечательный подарок к любому празднику.

Содержание

  • От автора
  • ВВЕДЕНИЕ
  • НАРОДНЫЙ КОСТЮМ
  • ЮГА РОССИИ
  • Понёва
  • Передник
  • Навершник
  • Шушпан
  • Обувь
  • Народные костюмы России Малыя и Белыя
  • НАРОДНЫЙ КОСТЮМ СЕВЕРА РОССИИ
  • Сарафан
  • Душегрея
  • Капустные вечерки
  • Зимние посиделки
  • Свадьба
  • Мужской костюм
  • Городской костюм
  • Зимняя одежда
  • Женские головные уборы
  • КОСТЮМ РУССКОЙ ЗНАТИ
  • Старорусские одежды знати
  • (XV-XVII вв.)
  • Мужской царский, дворянский
  • и боярский костюм
  • Женский царский, дворянский
  • и боярский костюм
  • Петровские нововведения
  • Мрачное десятилетие
  • Анны Иоанновны (1730-1740)
  • Эпоха Елизаветы Петровны
  • (1741-1761)
  • Золотой век Екатерины II
  • XIX век
  • Серебряный век
  • Последний костюмированный бал русской знати
  • ШЬЕМ КУКОЛ И КОСТЮМЫ
  • Несколько советов
  • по созданию куклы
  • Молодушка. Простая кукла
  • для начинающих
  • Дед Кокованя и Дарёнка. Несложные текстильные
  • куклы
  • Полушубок с ассиметричной
  • застежкой
  • Сапоги для Ивана-царевича
  • Ботфорты для Петра I
  • Аксессуары
  • ВЫКРОЙКИ
  • ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ
  • Алфавитный указатель 

Отзывы

Моя дочь просто «пропала» в этой книге. Ей 12. Огромное спасибо автору! Это не только полезное чтение и для детей, да и что греха таить, для меня тоже, я половины названий не знала, стыдно, но как выяснилось, еще и увлекательное! Сначала мы сделали доклад по теме русской одежды для школы. А теперь она часто просто сидит и листает книгу, рассматривает картинки, потому что книга получилась удивительно атмосферная. А еще мечтает повесить на стену репродукцию картины художника, которую увидела в книге. Куклы на качелях просто блеск! Невероятные! Всем, кто ищет подарок для друзей, очень рекомендую! Особенно если у них есть дети школьного возраста.

Семенова Валентина

Книги Лидии Мудрагель — всегда праздник для творческих людей и для всех, кто обожает миру кукол и игрушек. В моей библиотеке есть все книги этого замечательного Мастера. Но этот экземпляр — просто находка! Конечно, это не энциклопедия (по истории костюма существует множество более информативной и точной литературы), но, тем не менее, решение по изготовлению именно кукольного костюма, пусть даже немного условное, мне лично очень понравилось. Для подробного изучения и пошива исторического и военного костюмов не для кукол, а именно для людей, конечно же, эта книга не годится. (В моей библиотке важное место занимает литература по истории костюма, аксессуаров и обуви, в том числе и специфическая — по национальным костюмам регионов России). На мой взгляд, стоимость и содержимое книги «на пять»! Некоторые решения, в особенности — метод штамповки и росписи кукольного платья — меня приятно удивили: так просто, оказывается, это можно сделать. Книжку не только приятно держать в руках, но и глаз радуется: шикарные иллюстрации, небольшой экскурс в историю русского костюма (со времен Древней Руси до начала 20 века). Радует и подача материала, и количество полезной информации. Также в разделе «Шьём кукол и костюмы» автор вкратце предоставляет материал, точнее, советы по созданию куклы, изготовлению каркаса, утяжке кукольного личика, созданию паричка. Схемы, выкройки и последовательность сборки прилагаются. Выкройки исторических костюмов и обуви в книге тоже предусмотрены. Книга — практическое руководство к действию! Структурирована тоже довольно грамотно. Состоит из следующих разделов: «Народный костюм юга России», «Народный костюм Севера России», «Костюм Русской знати», «Шьём кукол и костюмы», «Выкройки», «Основы цветоведения». Огромным подарком и украшением книги стали фотографии авторских кукол Екатерины Тарасовой, Светланы Никульшиной и других авторов. Очень рада, что купила этот шедевр для себя, любимой! Эту книжку приятно получить в подарок. Цена очень порадовала, особенно, если сравнивать с другими сайтами. Работы известных мастеров-кукольников, представленные на фото, вдохновляют и поражают детализацией художественного образа, костюма. Книга будет интересна не только мастерам, занимающимся изготовлением кукол и игрушек, но всем, интересующимся данным направлением. Поэтому, друзья, книгу рекомендую! А я немедленно иду, вдохновившись, заканчивать образ своей новой куклы Машеньки — костюм у неё теперь будет удивительно народным!

Риша

Очень оригинальная идея и прекрасное воплощение!Благодаря этой задумке книга будет интересна широкой аудитории.Даже тем,кто далек от рукоделия будет интересно познакомиться с историей костюма.Ну а для мастериц прекрасная возможность освоить новые техники и создать своими руками что-то новое.
Очень красивое оформление и много замечательных фото.Огромная благодарность автору и всем,кто работал над этим сложным проектом.
Подробнее: http://www.labirint.ru/reviews/goods/563832/

Svetlana Birukova

Великолепная идея и очень крутое исполнение! Красота неописуемая, но и информации много очень — читать и читать.И как подарок прекрасный вариант — и эффектно, и небанально

Dirk Moske

Лидия Мудрагель: Русская народная одежда в образах авторских кукол. Энциклопедия моды 

Лидия Мудрагель: Русская народная одежда в образах авторских кукол. Энциклопедия моды 

Лидия Мудрагель: Русская народная одежда в образах авторских кукол. Энциклопедия моды 

Лидия Мудрагель: Русская народная одежда в образах авторских кукол. Энциклопедия моды

 

Лидия Мудрагель: Русская народная одежда в образах авторских кукол. Энциклопедия моды 

Лидия Мудрагель: Русская народная одежда в образах авторских кукол. Энциклопедия моды 

Лидия Мудрагель: Русская народная одежда в образах авторских кукол. Энциклопедия моды 

Лидия Мудрагель: Русская народная одежда в образах авторских кукол. Энциклопедия моды 

Лидия Мудрагель: Русская народная одежда в образах авторских кукол. Энциклопедия моды 

Лидия Мудрагель: Русская народная одежда в образах авторских кукол. Энциклопедия моды 

Лидия Мудрагель: Русская народная одежда в образах авторских кукол. Энциклопедия моды

 

Лидия Мудрагель: Русская народная одежда в образах авторских кукол. Энциклопедия моды 

Лидия Мудрагель: Русская народная одежда в образах авторских кукол. Энциклопедия моды 

Лидия Мудрагель: Русская народная одежда в образах авторских кукол. Энциклопедия моды 

Лидия Мудрагель: Русская народная одежда в образах авторских кукол. Энциклопедия моды 

Лидия Мудрагель: Русская народная одежда в образах авторских кукол. Энциклопедия моды 

Лидия Мудрагель: Русская народная одежда в образах авторских кукол. Энциклопедия моды 

Лидия Мудрагель: Русская народная одежда в образах авторских кукол. Энциклопедия моды 

Лидия Мудрагель: Русская народная одежда в образах авторских кукол. Энциклопедия моды 

Лидия Мудрагель: Русская народная одежда в образах авторских кукол. Энциклопедия моды 

Лидия Мудрагель: Русская народная одежда в образах авторских кукол. Энциклопедия моды 

Лидия Мудрагель: Русская народная одежда в образах авторских кукол. Энциклопедия моды 

Лидия Мудрагель: Русская народная одежда в образах авторских кукол. Энциклопедия моды 

Круглый сарафан. Куклы в русском народном костюме своими руками.

Если вы хотите сделать куклу в русском народном костюме своими руками, то круглый сарафан – один из самых простых моделей. Никаких специальных выкроек делать не надо, все детали представляют собой прямоугольные куски материала.

Сарафан в мастер классе выполнен из однотонной бязи. В качестве отделки использована тонкая жаккардовая лента и отделочный шнур. Для застежки – липучка. Так же неплохо иметь маленький кусочек флизелина для укрепления лифа. Но это не обязательно.

Круглый сарафан для куклы в народном костюме сшит на машинке, но вы можете выполнить его и на руках. Хотя это и займет значительно больше времени.

Необходимым дополнением к сарафану в русском женском костюме – рубаха. О том, как сшить своими руками рубаху, а также другие элементы народного костюма, вы можете посмотреть на нашем сайте.

Как сшит своими руками круглый сарафан для куклы в народном костюме.

Измеряем обхват груди куклы и длину от груди до низа сарафана.

Выкраиваем из ткани детали кругового сарафана.

Полотно юбки – 1 деталь. Прямоугольник, высотой равной мерке длины сарафана+2 см прибавки на швы. Длиной — обхват груди куклы, умноженной на три.

Лиф  –  2 детали. Прямоугольник, длиной равной обхвату груди куклы + 3 см (прибавка на застежку+ прибавка на строчки). Ширина – желаемая ширина лифа+2 см прибавок на швы.

Лямки – 2 детали. Произвольной ширины, примерно в четыре раза шире, чем желаемая ширина готовой лямки. Длина – заведомо больше, чем готовая лямка.

Раскрой круглого сарафана. Куклы в русском народном костюме своими руками.

В центре полотна юбки пришиваем отделочную тесьму. Подгибаем и декорируем низ полотнища.

К одной части лифа проутюживаем флизелин. Складываем детали в следующем порядке: деталь лифа на флизелине (флизелином наружу) – проспоренная до размера лифа юбка, деталь лифа без флизилена. Сострачиваем все три детали. Пристрачиваем также боковые части лифа. На фото результат операции с двух сторон.

Выворачиваем лиф. Отутюживаем.

Делаем лямки. Для этого складываем заготовку вдоль пополам, заутюживаем. Затем складываем обе стороны заготовки к центральной линии, заутюживаем. Складываем заготовку пополам. Утюжим и прострачиваем лямку с двух сторон. Можно сразу пришить отделочную тесьму.

Загибаем внутрь верхнюю часть лифа, вставляем между двух половинок лямки. Длину лямок и место их пришивания примеряем на кукле. Прострачиваем верхнюю сторону лифа.

Оформляем лиф тесьмой.

Пришиваем застежки-липучки к задней части сарафана.

Круглый сарафан для русского костюма готов.

Круглый сарафан. Куклы в русском народном костюме своими руками.

На нашем сайте вы можете посмотреть мастер класс по пошиву для куклы своими руками русской рубахи и других элементов мужского и женского народного костюма для куклы.

Шьем русский костюм для куклы. Часть 1

Воистину, часто проще сделать, чем рассказать, как 🙂
Уже сама шапка мастер-класса вызвала у меня немалые затруднения.
Во-первых, виды вышивки, которые здесь используются, не предусмотрены шаблоном, и потому, мой мастер-класс будет в разделе «вышивка крестом», а это не совсем так.

Да и затраченное время оценить трудновато. Для меня эта кукла стала, так сказать, «проектом выходного дня», то есть урывками и вся работа растянулась на месяц. Грубо говоря, живого времени затрачено часов на 40.

Шьем русский костюм для куклы. Часть 1, фото № 1

Итак, шьем костюм для текстильной куклы и украшаем его вышивкой. Именно вышивка станет главным действующим лицом проекта. Рубаха отделана росписью и мережкой, понева — козликом, вперед иголку. Вот так просто. Со всем этим, кроме, пожалуй, росписи, многие познакомились на уроках труда еще в начальной школе.

В силу эволюционных процессов в рукодельном мире, эти техники используются мало, но я их люблю просто недетской любовью, за дремучесть, первобытность какую-то 🙂 попробуем дать им новую жизнь.

1. ПОДБИРАЕМ ТКАНЬ.

Ткань для счетной вышивки должна быть однотонная, с нитями равной толщины на всем протяжении, полотняным переплетением нитей, так, чтобы можно было легко отсчитывать нужное их количество, не боясь за зрение. я беру довольно грубую ткань, учитывая невеликий размер куклы: мне нравится, как «дремуче» выглядит вышивка на такой фактурной поверхности.

Итак, для рубашки — двунитка, для поневы — лоскут шерстяной ткани темно-синего цвета, с такой вот неравномерной окраской, чуть ворсистая, не слишком тяжелая. Она будет держать форму и оттенять рубаху. Для обуви — немного небеленого льна. Девушка в рубахе и поневе должна быть босая или в лаптях, для полноты картины 🙂 В изготовлении лаптей я не сильна, буду делать простенькие башмачки из грубой ткани.

Также нам понадобится мулине — красного цвета для рубашки, зеленого, оранжевого и снова красного — для поневы и пояска, а также ленты, бисер, кружево и т.п. — по желанию. Также у меня был кусок тесьмы, сотканной на бердо, узкой и неровной — первый опыт после долгого перерыва, но для небольшого формата вполне подойдет.

2. РУБАХА.

Тип куклы значения практически не имеет. У меня была вот такая тушка по выкройке из инета. Возможно, она как-то и называется — и тогда я глубоко извиняюсь перед автором за использование его детища в качестве модели и основы — но там, где я ее взяла, она не называлась никак. Волосы — из п/ш ниток,

Шьем русский костюм для куклы. Часть 1, фото № 2

Голова цельнокроеная с туловищем, это подразумевает неисторичный, но функциональный покрой: «колокольчиком», без рукавов. Руки будут крепиться после на нитяное крепление через бусину.

1. Снимаем мерки.

Нам понадобится измерить длину от предполагаемой линии плеча и до низа, ширину — так, чтобы подол не мешал кукле удобно сидеть.

Выкройку рукава мы переснимем с выкройки руки, и добавим пару миллиметров на свободное облегание.

Шьем русский костюм для куклы. Часть 1, фото № 3

2. Размечаем ткань.
Я обозначаю границы нужного участка ткани выдергивая нити. Это достаточно долговечно, позволяет сделать ровный прямоугольник и впоследствии облегчает загиб ткани при обработке детали вверху и внизу .

Для рукава я выдернула нить только снизу, чтобы позже отложить от этой линии и обвести карандашиком наши выкройки.

Обращаю внимание на то, что располагать детали нужно на некотором удалении от края лоскута, чтобы позже нам было удобно заправить его в пяльца.
Определимся с размером одной клетки орнамента. У меня — три на три нити. Достаточно маленькие, чтобы не выглядеть неуместно, и достаточно большие, чтобы было удобно работать. Нижнюю часть орнамента вышивала в 4 нити, остальное — в две.

3. Вышиваем кайму по низу.

Чем шире и наряднее — тем лучше, но все же не стоит брать слишком крупные элементы. Лучше — несколько узких полос и один ряд с более крупными мотивами. У меня вот такой.

Шьем русский костюм для куклы. Часть 1, фото № 4

Между нижней полосой орнамента и верхней (с птичками) — будет мережка, довольно широкая.

Я отступила от линии разметки рубашки около 1,5 см. Здесь наш орнамент начнется. От этой линии вверх — еще высоту четырех клеточек. Здесь будет основная линия первого ряда орнамента, на рисунке она отмечена красным.

Вообще —для росписи, или досюльного шва, действует одно правило: начинаем с основы. То есть для узора-полосы сначала вышиваем основную пунктирную линию, на которую потом нанижем весь орнамент. для фигурки — сначала вышиваем пунктирный контур, потом -завершаем его, попутно заполняя фигурку внутри и украшая — снаружи.

Итак, проводим первую пунктирную линию швом вперд иголку (сметочный). Вторым шагом нанизываем на основную линию остальные элементы: сначала обводя контур, потом возвращаясь по нему, попутно заполняем центр и «дорисовываем» «усики»

Шьем русский костюм для куклы. Часть 1, фото № 5

Отступив от первоначальной линии вверх 33 нити (24 на мережку и 9 дополнительно), прокладываем основную линию для верхнего орнамента.

«Завершаем» пунктир, параллельно выращивая на нашей основной линии веточки и птиц.

Орнамент готов. Приступаем к мережке. Отступив от нижней вышивки 6 нитей, выдергиваем 8, оставляем 8 и снова выдергиваем 8. От продернутого участка до верхней вышивки остается 3 нити.

Нитки выдергиваем так: надрезав нужную горизонтальную нить в середине полосы, которую предполагаем оформить мережкой, и каждую из получившихся половинок вытягиваем от края. потом вдеваем эту нить в иголку и как-бы вправляем-вшиваем ее в ткань, закрепляя короткую сторону мережки. Потом просто подрежем торчащие нити

Шьем русский костюм для куклы. Часть 1, фото № 6

Формируем пучки нитей. Стежок лучше видно, когда продернута только одна нить, а не вся ширина, фото делала с одной нитью вы можете делать так, как удобнее: сначала пучки, потом выдернуть, или сначала выдернуть, потом сделать пучки.

Для этого переворачиваем вышивку, шов выполняем с изнанки, слева направо. при этом у нас получаются косые стежки, которые с лицевой стороны (которая у нас временно изнаночная) будут выглядеть как прямые.

Шьем русский костюм для куклы. Часть 1, фото № 7Следующий шаг: выполняем вышивку на полосе, оставшейся между двумя полосами продернутых нитей, швом «козлик», которым наши бабушки подшивали низ изделий. Одновременно «козлик» доформирует пучки нитей для мережки. Выполняем первый ряд, захватывая пучки нитей через один, потом — второй, захватывая оставшиеся. Третий шаг — тонким пунктиром фиксируем центральные перекрестья нитей: это предупредит деформацию вышивки.

Шьем русский костюм для куклы. Часть 1, фото № 8

Мережку, расположенную сверху, выполняем так:

Шьем русский костюм для куклы. Часть 1, фото № 9

С нижней придется повозиться подольше. Она выполняется приемом «штопка». Сначала проштопываются два расположенных рядом пучка на 1/3 высоты. Потом выводим нить наизнанку, и снова на лицо прямо сквозь штопку, отступив от края пару стежков. Это делается для того, чтобы впоследствии участки штопки не отделялись друг от друга. Далее проштопываем 1 нить из имеющейся штопки, и одну новую, еще на 1/3, далее — завершаем, сдвигая штопку еще на один пучок. Я, честно сказать, забывала делать фото, но и из тех, что есть, принцип понятен.

Шьем русский костюм для куклы. Часть 1, фото № 10

С вышивкой закончили.
Теперь нужно оформить лоскут. Низ я подрубила вручную, чтобы не было жесткого шва, руками же пришила полоску тонкого кружева. Деталь пора постирать: после мы закрепим ее на кукле и стирать будет поздно 🙂

Шьем русский костюм для куклы. Часть 1, фото № 11

Всё. теперь отложим эту красоту и возьмемся за рукава: отступив немного от верхнего края, вышиваем пять элементов. Я не знаю, как точно назвать их, видела как «алжирский глазок» и как «звездочка».

Шьем русский костюм для куклы. Часть 1, фото № 12

Над ними — простой орнамент «росписью»:

Шьем русский костюм для куклы. Часть 1, фото № 13

Низ рукава украшаем узкой мережкой, он выполняется тем же швом, которым мы формировали пучки нитей для мережки на подоле, только верхние и нижние концы пучка нитей закрепляются не напротив друг друга, а со смещением — получается зигзаг:

Шьем русский костюм для куклы. Часть 1, фото № 14

Шьем русский костюм для куклы. Часть 1, фото № 15

Вышитые детальки стираем, утюжим, подрубаем, пришиваем кружево. После этого можно, наконец, превратить их в рукава и надеть на ручки:

Шьем русский костюм для куклы. Часть 1, фото № 16

И пусть пока полежат.

СБОРКА.


Отстиранную и отутюженную основную деталь рубахи сшиваем трубой.

Верхний срез у меня уже обметан ручками. подгибаем его внутрь на 1,5 см (по продернутой заранее нити, получится ровненько), заутюживаем.

Собираем верх на толстую прочную нить с шагом примерно 5-7 мм. Надеваем на куклу, затягиваем и закрепляем сборку на нужную ширину.

Шьем русский костюм для куклы. Часть 1, фото № 17

Закрепляем сборку стебельчатым швом.

Шьем русский костюм для куклы. Часть 1, фото № 18

Украшать грудь и горловину не будем: русские девушки обвешивались бусами в несколько рядов, вышивку просто не будет видно.

Крепим ручки, одетые в рукава, через бусину толстыми прочными нитками (я крепила «ирисом»)

Шьем русский костюм для куклы. Часть 1, фото № 19

Ну вот, куклу пока можно и отложить.

А мы пока займемся понёвой… А как именно мы ею займемся и как соберем куклу — смотрите во второй части мастер-класса, здесь.

Не люблю такие двухсерийные мастер-классы, но громадные мастер-классы пугают еще больше 🙂

Надеюсь, будет полезно!

Кукла в национальном Башкирском костюме

Кукла в национальном Башкирском костюме, фото № 1

Доброго всем дня дорогие друзья!

Вот наконец-то я закончила свою замечательную куколку, над которой трудилась 4 месяца. И хочу с вами поделиться своей радостью)). Так получилось, что многое пришлось переделывать, кукла оказалась очень требовательной и все время требовала от меня новых решений. Мы с ней прошли удивительный и очень познавательный путь, я даже не подозревала , сколько интересного мне предстоит узнать, создавая мою любимицу.

Мой пост довольно длинный, но я надеюсь, будет интересным и познавательным для вас.

Сначала я хочу вас познакомить с моей куклой ее зовут Бибинур, так звали мою прабабушку, к счастью мне даже удалось ее застать, и помню я ее как большую модницу и шутницу) она могла за вечер сшить себе новое платье или камзол. Каждый раз, появляясь в новом платье на завтрак, обед и ужин.) И именно о ней я думала, создавая куклу.

Кукла в национальном Башкирском костюме, фото № 2

Кукла в национальном Башкирском костюме, фото № 3

Но к кукле я пришла не сразу. В самом начале пути мне хотелось просто создать тедди-долл в национальном башкирском костюме)), сделав набросок, я преступила к лепке личика, выкройкам туловища…Слепить мне хотелось именно такое личико, которое отражало бы национальные черты и особенности.

И что вы думаете, когда личико было готово моя девушка ни в какую не хотела быть “ медвежонком”, как бы я не примеряла ей медвежье туловище, она не соглашалась и буквально морщила нос)))) И в конце концов я была вынуждена с ней согласиться она действительно была рождена быть куклой)) грациозной, статной, как моя прабабушка))

Поняв, что работа намного усложнилась, на создание куклы требуется конечно же больше времени , я решила сделать башкирский костюм с полной детализацией , скажем так уменьшенную копию реального костюма, причем не осовремененного, в каких танцуют знаменитые «Семь девушек», а с элементами одежды полностью соответствующими реальной одежде древних башкир.

И вот с этого момента началось мое путешествие в прошлое, в древний мир башкир, если можно так выразиться, поиск соответствующей литературы и т.д.

Представления современного человека о народном костюме порой ограничиваются только внешним видом одежды и названиями ряда украшений или элементов декора. В свою очередь народный костюм отражает весь процесс духовного, культурного и экономического становления той народности, которую он представляет. Традиционный народный костюм это своего рода книга знаний «свиток», доступный для понимания тому, кто умеет его читать.

В своей статье, мне бы хотелось познакомить вас не только со своей новой куклой, но и со всеми особенностями национального башкирского костюма, с основными его элементами, значением и смыслом. Ведь без этого вряд ли получиться понять мою куклу. Попробуйте взглянуть на народный костюм по-другому, глазами древних людей, увидеть что-то новое, чего может быть не замечали раньше. Я хочу дать вам хотя бы малую часть того, что несет в себе башкирский народный костюм. Для описания всех особенностей, конечно же, нужна целая книга.

Начну с того, что башкирский костюм оказался для меня гораздо сложнее и осмысленнее, чем я представляла, я с большим удовольствием изучала книги и статьи о башкирском костюме. Начав с поиска выкроек для куклы, я закончила свой путь полным прочтением книг о костюме, культуре и быте башкир. В своей статье я буду уделять внимание только тем элементам башкирского костюма, которые представлены на моей кукле, так будет наглядней для вас

Со второй половины XVI до начала XIX века башкиры занимали земли от левого берега Волги на юго-западе до верховьев Тобола на востоке, от реки Сылвы на севере до среднего течения Яика на юге. Поэтому башкирский костюм отличался и менялся в зависимости от проживания людей. Моя кукла отражает костюм восточных (зауралских) и юго-восточных башкир, те края, где и прошло мое детство.

Кукла в национальном Башкирском костюме, фото № 4

Кукла в национальном Башкирском костюме, фото № 5

Кукла в национальном Башкирском костюме, фото № 6

Немаловажную роль в сохранности традиций в башкирском костюме юго-восточных и зауральских башкир сыграли Уральские горы. Непроходимые леса, высокие горы являлись естественным барьером к проникновению в край представителей других народностей. В результате башкирские племена, проживающие на территории Южного Урала, развивались изолировано, в своем узком кругу без постороннего влияния. Традиционный башкирский костюм не повторяет одежду ни одного другого народа

Кукла в национальном Башкирском костюме, фото № 7Кукла в национальном Башкирском костюме, фото № 8Кукла в национальном Башкирском костюме, фото № 9

Башкирский костюм очень богат декоративными элементами. И это неслучайно. В жизни древних людей декору отводилась особая роль в первую очередь: охранная (вышивки-обереги), обрядовая, как показателя социального статуса и т.д. Каждый элемент украшений имел свое сакральное значение. В современности необходимость в охране собственного тела от влияния «злых духов» исчезла, так как исчезла и сама вера в духов.

В мифологии прошлого же от незнания сути природных явлений возникали «злые духи», как единственная возможность объяснения происходящему. Сознание древних воспринимало опасность извне как нечто мистическое, невидимое глазу, способное проникнуть в душу человека даже через одежду. Поэтому одежду защищали декором. Самым уязвимыми в этом отношении местами считались различные разрезы, отверстия и швы, через них по представлениям древних людей могли проникнуть злые духи. Именно в украшении и декоре древние видели единственный способ обезопасить эти участки от проникновения злых духов. Поэтому неслучайно в народной одежде орнаментировались срез ворота, нагрудный вырез, низ изделия и рукав , то есть все возможные отверстия на одежде. Что можно так же увидеть в костюме моей куклы, вышивка на подоле и на камзоле выполнена тамбурным швом( самый распространенный вид вышивки в башкирском костюме).

Особенно нарядной была женская верхняя одежда. Жених дарил девушке материал, кораллы, серебряные монеты и т.д., а шили и украшали одежду в семье невесты. Свадебный костюм молодая одевала перед переездом в дом мужа. Позже эта одежда становилась праздничной, выходной. Подбор материалов для украшений был обусловлен верой в их магические свойства. Серебру приписывались защитная, очистительная сила, его блеску и звону – способность отганять злых духов, поэтому в костюме присутствовало немало шумящих подвесок из серебра. Не зря существовала пословица, что башкирскую женщину сначала можно услышать, затем увидеть. Считалось, что кораллы обеспечивают плодовитость и богатство. Этот редкостный по красоте материал попадал на местные рынки с восточных базаров.

Как и у других народов Востока, картина мира для предков башкир представлялась в трехступенчатом виде:

1) Самая высшая ступень мира – Небо, где обитает владыка Тэнгри. Там же живут Кэн(солнце) и Ай(луна). В одежде башкир эту ступень символизирует головной убор. Как, например головной убор моей куклы (Кашмау) он символизирует птицу(спереди клюв, сзади хвост, по бокам крылья). Сзади вы можете увидеть вышивку, символизирующую три фазы луны (убывающую, нарастающую, полнолуние). Головной убор полностью съемный и вышит ювелирным бисером, который имитирует коралловые бусины.

2) Средний мир – Земля и ее обитатели – человек, его помощники Тулпар (крылатый конь), звери, растения, реки, горы и т.д. В одежде этот уровень изображен на участке от верхней части спинки до подола одежды и олицетворяет красоту флоры и фауны Земли. С помощью подручных средств, вышивки, аппликации на этом уровне изображались растительность, горы и т.д . В костюме куклы можно увидеть вышивку с растительными орнаментами, символизирующую лес, цветы и т.д.

3) Подземный мир или подводный мир – мир чудовищ, водяных духов, мистической птицы Самригуш и других существ. С нижним миром связаны человеческие страхи перед темными силами, а так же представления предков о реках и озерах. В костюме куклы это ленты по подолу платья , изображающие реки. Месторасположение ленты далеко не случайно, она находится на границе между средним и нижним миром, отражая отношение народа к воде. Отношение башкир к водоемам было двояким. С одной стороны, вода – необходимый для жизни элемент, с другой – это потоп, сметающий все вокруг.

Так же символ нижнего мира – это обувь (сарык), как правило, она имеет на пятке оригинальный рисунок несколько арок, украшенных аппликационным рисунком. Во-первых, обращает на себя внимание цвет орнамента, он традиционно выполнялся красными нитками и полосками ткани, а красный во все времена выполнял защитную функцию, роль оберега. Во-вторых, эта арочная композиция напоминает вход или выход из тоннеля. «Именно так представляли люди, откуда зарождается жизнь». Мы нередко слышим истории людей, переживших клиническую смерть. Свой проход в мир иной они связывают так же с подобным туннелем. Кто знает, может быть, наши предки знали гораздо больше, чем мы сейчас, умели видеть чувствовать, слышать. А мы в нашем суетном мире эту способность утеряли.

Кукла в национальном Башкирском костюме, фото № 10

Кукла в национальном Башкирском костюме, фото № 11

Кукла в национальном Башкирском костюме, фото № 12

В своем кукольном костюме (обуви) я постаралась полностью отразить все символы – арку, вышивку красными нитями. Обувь выполнена из натуральной кожи (нижняя часть) и верхняя из микромеха, украшена вышивкой и орнаментом в виде треугольников, так же характерным для башкирского костюма.

Кукла в национальном Башкирском костюме, фото № 13

Особые «меры защиты» предпринимались в одежде молодых женщин, от которых в основном зависела численность и здоровье будущего потомства. Наши предки справедливо уделяли особое внимание здоровью девушек, от которого зависело качество генофонда и выносливость рода. Поэтому женская одежда отличается наличием большого количества декора, имеющего определенный смысл.

Так же в народном костюме существовали предметы, назначавшиеся строго по социальному или семейному статусу владельца. Скажем, в состав костюма замужней женщины входил кашмау, тогда как девушке его носить запрещалось. Таким образом, моя кукла — девушка замужняя))

Для вступающей в брак девушки пожилые женщины приносили немного кораллов или серебряных монет на кашмау. По другим местным обычаям кашмау дарил жених, но носить его женщина имела право лишь после рождения сына.

Главным украшением праздничного женского костюма восточных башкир является трапециевидный нагрудник (яга), украшенный кораллами и монетами. И полудрагоценными камнями.

Еще один элемент башкирского костюма, представленного на кукле это Камзол. Прежде всего следует отметить оригинальность формы камзола – спереди безрукавка прямого силуэта, сзади – полуприлегающего, со значительным расширением по низу. Интересно,что подобный принцип кроя присутствует в образцах исторической одежды , а именно во французском жустокорпе. Возникает вопрос, мог ли французский сюртук стать прототипом для кроя башкирского камзола? Вопрос остается открытым, однако, принимая во внимание то, что башкирские воины, названные «северными амурами», принимали активное участие в Отечественной войне 1812 года и дошли до Парижа, можно предположить, что привезенные с этой войны трофеи дали начало подобному крою в безрукавках.

В нашем костюме для камзола я использовала микроплюш, который прекрасно имитирует бархат и прекрасно подходит по масштабу куклы. Камзол съемный на подкладе, расшит золотыми нитями и украшен монетами.

Кукла в национальном Башкирском костюме, фото № 14

Все элементы одежды на кукле съемные, сшиты полностью вручную, размер куклы невелик см, поэтому шить приходилось все вручную, очень много мелких деталей. Все выкройки, которые я использовала для создания костюма, соответствуют оригиналам., только в уменьшенном виде. Описание моей куколки вы можете прочитать так же здесь, пройдя по ссылке.

http://www.livemaster.ru/item/7326661-kukly-igrushki-kukla-v-natsionalnom

Таким образом, подводя итог проделанной работы , я приглашаю вас изучать народные костюмы, это увлекательный процесс, со множеством удивительных открытий.

Нередко это становится единственным способом ознакомления с культурой своего народа, так как осознанное изучение народного наследия для человека, зачастую не представляется возможным в силу дефицита времени, занятости и других причин.

Я из многонациональной семьи, в нашей семье множество народностей это и русские и украинцы и поляки и башкиры и татары. Поэтому я продолжаю свой увлекательный путь по изучению национальныйх костюмов и приглашаю вас пройти его вместе со мной.

Надеюсь вам было интересно, до следующих встреч!

С уважением, Елизавета.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о