Разное

Жизнь герасима у барыни – Конспект урока по литературе на тему «И.С.Тургенев. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня.» (5 класс)

И.С.Тургенев. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня.

Тема урока: И.С.Тургенев. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня.

Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с писателем и его проникновенным произведением; рассказать об истории создания повести, отражении социального, бытового и культурного уклада русской жизни начала XX века; помочь проникнуться атмосферой барского дома; привлечь внимание и симпатию читателей к судьбе главного героя.

Планируемые результаты:

Предметные умения: знать этапы жизни И.С.Тургенева; владеть понятием «сюжет»; уметь воспринимать и анализировать текст.

Метапредметные УУД:

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно- познавательных задач.

Ход урока

Каждому, кто видел его в первый раз,

он казался «олицетворением

русского богатыря, с серебристой

прядью волос на широком

полуотвесном лбу».

В.Громов

I. Оргмомент. Вступительное слово учителя. Чтение статьи о жизни и творчестве писателя (учебник, с ).

Известный французский писатель А.Доде сказал о знаменитом русском литераторе так: «Добрый великан…с красивой осанкой, огромного роста, широкоплечий, с румяным лицом чисто русского склада»- именно так выглядел И.С.Тургенев. Жизнь его длилась 65 лет. (чтение статьи в учебнике.)

19 век. 1852г. Смерть Н.В.Гоголя. И.С.Тургенев был сильно поражен этим трагическим событием, а также тем, что последовал запрет на любые упоминания о Гоголе в прессе. Однако в газете «Московские ведомости» Тургенев сумел напечатать некролог, за что был наказан- взят под арест и отправлен по присмотр на родину. Находясь под арестом, Тургенев продолжал работать и написал повесть «Муму».

Исследователи творчества Тургенева определили жанр произведения как повесть, хотя сам Тургенев называл его рассказом. (Повесть- эпический, прозаический жанр. 1. Средняя по объему и охвату жизни форма эпической прозы (меньше романа, побольше новеллы).2. Форма, имеющая существенное жанровое своеобразие.)

Прототипом образа Герасима явился немой дворник Андрей, который жил у Варвары Петровны Лутовиновой, матери писателя. Это был «красавец с русыми волосами и синими глазами, огромного роста и с такой же силой, он поднимал десять пудов». Обиды, которые терпел Герасим от своей барыни в повести «Муму», почти полностью повторяют реальные события из жизни дворника Андрея. Андрей, в отличие от Герасима, служил своей барыне до конца жизни, был верен ей и после того, как погибла его собачка.

II. Чтение I главы.

Вопросы по содержанию:

1. Каковы ваши впечатления о прочитанном?

2. Где происходят события? Опишите.

3. Что вы узнали о герое?

4. Как «деревенский исполин» оказался в городе?

5. Каким работником был Герасим?

6. Чем смог герой вызвать к себе уважение?

7. Какой случай всем запомнился в околотке?

8. Какую можно дать характеристику Герасиму? (По 1 главе повести).

III. Анализ деталей текста.

1. Атмосфера барского дома.

Вопросы: Как выглядит барский дом? Какова жизнь старой дворянки? Почему в экспозиции повести всего несколько строк автор посвящает хозяйке дома? (Барский дом запущен, не ухожен. Старая барыня, всеми забытая, доживает свой век. Тургеневу хватило 50 слов, чтобы изобразить властную и капризную старуху. Однако не она является главной героиней. Образ строгого, простого крестьянина сразу занимает центральное место в галерее героев.)

2. Портрет главного героя.

Повторное чтение отрывка от слов «Из числа всей челяди…» до слов «…всякая девка охотно пошла бы за него замуж…»

Вопрос: Каким вы увидели Герасима? (Это человек, одаренный природой необычайной силой, красивый, хороший работник, но не совсем счастливый из-за своего безмолвия.)

3. Жизнь и занятия Герасима в городе.

Чтение от слов «Крепко не полюбилось ему…» до слов «…кричали на него, как будто он мог слышать их крики».

Вопросы: 1. Чем же не полюбилось житье Герасиму? (Герасим с рождения жил в деревне. Там ему все привычно. В мире своей тишины он был вовсе не одинок, не испытывал волнений, а главное, он всегда был занят каким-нибудь полезным делом. Работа в городе «казалось ему шуткой».)

2. Что значит «работа «казалась ему шуткой»? Можно ли на самом деле за полчаса «привести в порядок двор, два раза в день привезти бочку с водой, натаскать и наколоть дрова для кухни и дома да чужих не пускать и по ночам караулить»?

Наблюдения за действиями Герасима.

— Как Герасим воду возил? («…Застрянет ли в грязную пору где-нибудь с бочкой отданная под его начальство разбитая кляча-водовозка…»)

-Как ведет себя топор в руках Герасима? («…Топор так и звенит у него, как стекло…»)

-Как Герасим исполняет обязанности сторожа? («…А что насчет чужих, так после того, как однажды ночью, поймав двух воров…»)

-Каким предстает Герасим перед нами? (Ловким, находчивым, сильным, смекалистым)

4. В Каморке у Герасима.

Чтение отрывка от слов «он устроил себе ее сам, по своему вкусу, соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах- истинно богатырскую кровать….» до слов «прочный и приземистый…».

Вопросы:

-Какие слова указывают на силу, «великость» героя? («Истинно богатырскую кровать», «дюжий сундук», «столик крепкого свойства», «стул, прочный и приземистый».)

— Почему Тургенев поселяет такого громадного мужчину в такой маленькой комнатке, да еще обставляет ее такой большой, громоздкой мебелью? (Автор использует этот прием- гиперболу- чтобы показать богатырскую мощь героя, его физическую силу, а также, несомненно, исподволь показать читателю колоссальную силу духа молчаливого героя.)

-Каким нравом обладает герой? («…Нрава строгого и серьезного».)

— Что заставляло Герасима бросаться на землю и лежать часами? Что происходило в этот момент в душе героя?

IV

. Обобщение.

Задание: Суммируя все прослушанное о Герасиме, дайте характеристику герою.

Герасим подобен русскому былинному богатырю. Матушка-природа одарила его красотой, здоровьем, умом, добрым сердцем, но забыла подарить речь и слух. Читая текст, мы наблюдаем за героем: вот он пашет поле — его руки с силой вгоняют соху, взрывая земельный пласт; вот косит; вот молотит «трехаршинным цепом»… Герасим любит крестьянскую работу, умеет трудиться на земле. А вот работа в городе- с метлой и бочкой- кажется ему нелепой, но он упорно выполняет порученное дело. Во всем Герасим любит порядок, аккуратность.

V. Рефлексия.

VI

. Домашнее задание: подготовить художественный пересказ 1 главы.

infourok.ru

Урок 29. И. С. Тургенев. Рассказ о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня.

Урок 29. И. С. Тургенев. Рассказ о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня.

Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с писателем и его проникновенным произведением; рассказать об истории создания повести, отражении социального, бытового и культурного уклада русской жизни начала XIX века; помочь проникнуться атмосферой барского дома; привлечь внимание и симпатию читателей к судьбе главного героя.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать этапы жизни И. С. Тургенева; владеть понятием «сюжет»; уметь воспринимать и анализировать текст.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Ход урока

Каждому, кто видел его в первый раз, он казался «олицетворением русского богатыря, с серебристой прядью волос на широком полуотвесном лбу». В. Громов

I. Вступительное слово учителя. Чтение статьи о жизни и творчестве писателя (учебник, с. 188–189).

Известный французский писатель А. Доде сказал о знаменитом русском литераторе так: «Добрый великан… с красивой осанкой, огромного роста, широкоплечий, с румяным лицом чисто русского склада» – именно так выглядел Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь его длилась 65 лет. (Чтение статьи в учебнике.)

XIX век. 1852 г. Смерть Н. В. Гоголя. И. С. Тургенев был сильно поражен этим трагическим событием, а также тем, что последовал запрет на любые упоминания о Гоголе в прессе. Однако в газете «Московские ведомости» Тургенев сумел напечатать некролог, за что был наказан – взят под арест и отправлен под присмотр на родину. Находясь под арестом, Иван Сергеевич продолжал работать и написал повесть «Муму».

Исследователи творчества Тургенева определили жанр произведения как повесть, хотя сам Тургенев называл его рассказом. (Повесть – эпический, прозаический жанр. 1. Средняя по объему и охвату жизни форма эпической прозы (меньше романа, побольше новеллы). 2. Форма, имеющая существенное жанровое своеобразие.)*

Прототипом образа Герасима явился немой дворник Андрей, который жил у Варвары Петровны Лутовиновой, матери писателя. Это был «красавец с русыми волосами и синими глазами, огромного роста и с такой же силой, он поднимал десять пудов». Обиды, которые терпел Герасим от своей барыни в повести «Муму», почти полностью повторяют реальные события из жизни дворника Андрея. Андрей, в отличие от Герасима, служил своей барыне до конца жизни, был верен ей и после того, как погибла его собачка.

II. Чтение I главы.

Вопросы по содержанию:

1. Каковы ваши впечатления о прочитанном?

2. Где происходят события? Опишите.

3. Что вы узнали о герое?

4. Как «деревенский исполин» оказался в городе?

5. Каким работником был Герасим?

6. Чем смог герой вызвать к себе уважение?

7. Какой случай всем запомнился в околотке?

8. Какую можно дать характеристику Герасиму. (По I главе повести).

III. Анализ деталей текста.

1. Атмосфера барского дома.

Вопросы: Как выглядит барский дом? Какова жизнь старой дворянки? Почему в экспозиции повести всего несколько строк автор посвящает хозяйке дома? (Барский дом запущен, не ухожен. Старая барыня, всеми забытая, доживает свой век. Тургеневу хватило 50 слов, чтобы изобразить властную и капризную старуху. Однако не она является главной героиней. Образ строгого, простого крестьянина сразу занимает центральное место в галерее героев.)

2. Портрет главного героя.

Повторное чтение отрывка от слов «Из числа всей челяди…» до слов «…всякая девка охотно пошла бы за него замуж…»

Вопрос: Каким вы увидели Герасима? (Это человек, одаренный природой необычайной силой, красивый, хороший работник, но не совсем счастливый из-за своего безмолвия.)

3. Жизнь и занятия Герасима в городе.

Чтение от слов «Крепко не полюбилось ему…» до слов «…кричали на него, как будто он мог слышать их крики».

Вопрос: Чем же не полюбилось житье Герасиму? (Герасим с рождения жил в деревне. Там ему все привычно. В мире своей тишины он был вовсе не одинок, не испытывал волнений, а главное, он всегда был занят каким-нибудь полезным делом. Работа в городе «казалась ему шуткой».)

Вопрос: Что значит «работа „казалась ему шуткой”»? Можно ли на самом деле за полчаса «привести в порядок двор, два раза в день привезти бочку с водой, натаскать и наколоть дрова для кухни и дома да чужих не пускать и по ночам караулить»?

Наблюдения за действиями Герасима.

Вопросы:

– Как Герасим воду возил? («…застрянет ли в грязную пору где-нибудь с бочкой отданная под его начальство разбитая кляча-водовозка…»)

– Как ведет себя топор в руках Герасима? («…топор так и звенит у него, как стекло…»)

– Как Герасим исполняет обязанности сторожа? («…а что насчет чужих, так после того, как однажды ночью, поймав двух воров…»)

– Каким предстает Герасим перед нами? (Ловким, находчивым, сильным, смекалистым.)

4. В каморке у Герасима.

Чтение отрывка от слов «он устроил себе ее сам, по своему вкусу, соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах – истинно богатырскую кровать…» до слов «прочный и приземистый…».

Вопросы:

– Какие слова указывают на силу, «великость» героя? («Истинно богатырскую кровать», «дюжий сундук», «столик крепкого свойства», «стул, прочный и приземистый».)

– Почему И. С. Тургенев поселяет такого громадного мужчину в такой маленькой комнатке, да еще обставляет ее такой большой, громоздкой мебелью? (Автор использует этот прием – гиперболу – чтобы показать богатырскую мощь героя, его физическую силу, а также, несомненно, исподволь показать читателю колоссальную силу духа молчаливого героя.)

– Каким нравом обладает герой? («…Нрава строгого и серьезного».)

– Что заставляло Герасима бросаться на землю и лежать часами? Что происходило в этот момент в душе героя?

IV. Обобщение.

Задание: Суммируя все прослушанное о Герасиме, дайте характеристику герою.

Герасим подобен русскому былинному богатырю. Матушка-природа одарила его красотой, здоровьем, умом, добрым сердцем, но забыла подарить речь и слух. Читая текст, мы наблюдаем за героем: вот он пашет поле – его руки с силой вгоняют соху, взрывая земельный пласт; вот косит; вот молотит «трехаршинным цепом»… Герасим любит крестьянскую работу, умеет трудиться на земле. А вот работа в городе – с метлой и бочкой – кажется ему нелепой, но он упорно выполняет порученное дело. Во всем Герасим любит порядок, аккуратность.

Домашнее задание: подготовить художественный пересказ I главы.

infourok.ru

Конспект урока по литературе на тему «И.С.Тургенев. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня.» (5 класс)

И.С.Тургенев. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня.

Ход урока

Каждому, кто видел его в первый раз,

он казался «олицетворением

русского богатыря, с серебристой

прядью волос на широком

полуотвесном лбу».

В.Громов

I. Оргмомент. Вступительное слово учителя. Чтение статьи о жизни и творчестве писателя (учебник, с).

Известный французский писатель А.Доде сказал о знаменитом русском литераторе так: «Добрый великан…с красивой осанкой, огромного роста, широкоплечий, с румяным лицом чисто русского склада»- именно так выглядел И.С.Тургенев. Жизнь его длилась 65 лет. (чтение статьи в учебнике.)

19 век. 1852г. Смерть Н.В.Гоголя. И.С.Тургенев был сильно поражен этим трагическим событием, а также тем, что последовал запрет на любые упоминания о Гоголе в прессе. Однако в газете «Московские ведомости» Тургенев сумел напечатать некролог, за что был наказан- взят под арест и отправлен по присмотр на родину. Находясь под арестом, Тургенев продолжал работать и написал повесть «Муму».

Исследователи творчества Тургенева определили жанр произведения как повесть, хотя сам Тургенев называл его рассказом. (Повесть- эпический, прозаический жанр. 1. Средняя по объему и охвату жизни форма эпической прозы (меньше романа, побольше новеллы).2. Форма, имеющая существенное жанровое своеобразие.)

Прототипом образа Герасима явился немой дворник Андрей, который жил у Варвары Петровны Лутовиновой, матери писателя. Это был «красавец с русыми волосами и синими глазами, огромного роста и с такой же силой, он поднимал десять пудов». Обиды, которые терпел Герасим от своей барыни в повести «Муму», почти полностью повторяют реальные события из жизни дворника Андрея. Андрей, в отличие от Герасима, служил своей барыне до конца жизни, был верен ей и после того, как погибла его собачка.

II. Чтение I главы.

Вопросы по содержанию:

1. Каковы ваши впечатления о прочитанном?

2. Где происходят события? Опишите.

3. Что вы узнали о герое?

4. Как «деревенский исполин» оказался в городе?

5. Каким работником был Герасим?

6. Чем смог герой вызвать к себе уважение?

7. Какой случай всем запомнился в околотке?

8. Какую можно дать характеристику Герасиму? (По 1 главе повести).

III. Анализ деталей текста.

1. Атмосфера барского дома.

Вопросы: Как выглядит барский дом? Какова жизнь старой дворянки? Почему в экспозиции повести всего несколько строк автор посвящает хозяйке дома? (Барский дом запущен, не ухожен. Старая барыня, всеми забытая, доживает свой век. Тургеневу хватило 50 слов, чтобы изобразить властную и капризную старуху.Однако не она является главной героиней. Образ строгого, простого крестьянина сразу занимает центральное место в галерее героев.)

2. Портрет главного героя.

Повторное чтение отрывка от слов «Из числа всей челяди…» до слов «…всякая девка охотно пошла бы за него замуж…»

Вопрос: Каким вы увидели Герасима? (Это человек, одаренный природой необычайной силой, красивый, хороший работник, но не совсем счастливый из-за своего безмолвия.)

3. Жизнь и занятия Герасима в городе.

Чтение от слов «Крепко не полюбилось ему…» до слов «…кричали на него, как будто он мог слышать их крики».

Вопросы: 1. Чем же не полюбилось житье Герасиму? (Герасим с рождения жил в деревне. Там ему все привычно. В мире своей тишины он был вовсе не одинок, не испытывал волнений, а главное, он всегда был занят каким-нибудь полезным делом. Работа в городе «казалось ему шуткой».)

2. Что значит «работа «казалась ему шуткой»? Можно ли на самом деле за полчаса «привести в порядок двор, два раза в день привезти бочку с водой, натаскать и наколоть дрова для кухни и дома да чужих не пускать и по ночам караулить»?

Наблюдения за действиями Герасима.

— Как Герасим воду возил? («…Застрянет ли в грязную пору где-нибудь с бочкой отданная под его начальство разбитая кляча-водовозка…»)

-Как ведет себя топор в руках Герасима? («…Топор так и звенит у него, как стекло…»)

-Как Герасим исполняет обязанности сторожа? («…А что насчет чужих, так после того, как однажды ночью, поймав двух воров…»)

-Каким предстает Герасим перед нами? (Ловким, находчивым, сильным, смекалистым)

4. В Каморке у Герасима.

Чтение отрывка от слов «он устроил себе ее сам, по своему вкусу, соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах- истинно богатырскую кровать….» до слов «прочный и приземистый…».

Вопросы:

-Какие слова указывают на силу, «великость» героя? («Истинно богатырскую кровать», «дюжий сундук», «столик крепкого свойства», «стул, прочный и приземистый».)

— Почему Тургенев поселяет такого громадного мужчину в такой маленькой комнатке, да еще обставляет ее такой большой, громоздкой мебелью? (Автор использует этот прием- гиперболу- чтобы показать богатырскую мощь героя, его физическую силу, а также, несомненно, исподволь показать читателю колоссальную силу духа молчаливого героя.)

-Каким нравом обладает герой? («…Нрава строгого и серьезного».)

— Что заставляло Герасима бросаться на землю и лежать часами? Что происходило в этот момент в душе героя?

IV. Обобщение.

Задание: Суммируя все прослушанное о Герасиме, дайте характеристику герою.

Герасим подобен русскому былинному богатырю. Матушка-природа одарила его красотой, здоровьем, умом, добрым сердцем, но забыла подарить речь и слух. Читая текст, мы наблюдаем за героем: вот он пашет поле- его руки с силой вгоняют соху, взрывая земельный пласт; вот косит; вот молотит «трехаршинным цепом»… Герасим любит крестьянскую работу, умеет трудиться на земле. А вот работа в городе- с метлой и бочкой- кажется ему нелепой, но он упорно выполняет порученное дело. Во всем Герасим любит порядок, аккуратность.

V.Рефлексия.

VI. Домашнее задание: подготовить художественный пересказ 1 главы.

infourok.ru

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ «И. С. ТУРГЕНЕВ. «МУМУ». ЖИЗНЬ В ДОМЕ БАРЫНИ. ГЕРАСИМ И БАРЫНЯ»

И. С. ТУРГЕНЕВ. «МУМУ».

ЖИЗНЬ В ДОМЕ БАРЫНИ. ГЕРАСИМ И БАРЫНЯ

Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с писателем и его проникновенным произведением; рассказать об истории создания повести, отражении социального, бытового и культурного уклада русской жизни начала ХIХ века; помочь проникнуться атмосферой барского дома; привлечь внимание и симпатию читателей к судьбе главного героя.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать этапы жизни И. С. Тургенева; владеть понятием «сюжет»; уметь воспринимать и анализировать текст.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Ход урока

Каждому, кто видел его в первый раз, он казался «олицетворением русского богатыря, с серебристой прядью волос на широком полуотвесном лбу».

В. Громов

I. Вступительное слово учителя. Чтение статьи о жизни и творчестве писателя (учебник, с. 188-189).

Известный французский писатель А. Доде сказал о знаменитом русском литераторе так: «Добрый великан… с красивой осанкой, огромного роста, широкоплечий, с румяным лицом чисто русского склада» — именно так выглядел Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь его длилась 65 лет. (Чтение статьи в учебнике.)

ХIХ век. 1852 г. Смерть Н. В. Гоголя. Этим трагическим событием И. С. Тургенев был сильно поражен, а также тем, что последовал запрет на любые упоминания о Гоголе в прессе. Однако в газете «Московские ведомости» Тургенев сумел напечатать некролог, за что был наказан: взят под арест и отправлен под присмотр на родину. Находясь под арестом, Иван Сергеевич продолжал работать и написал повесть «Муму».

Исследователи творчества Тургенева определили жанр произведения как повесть, хотя сам Тургенев называл его рассказом. (Повесть — эпический, прозаический жанр. 1. Средняя по объему и охвату жизни форма эпической прозы (меньше романа, побольше новеллы,). 2. Форма, имеющая существенное жанровое своеобразие.)1

Прототипом образа Герасима явился немой дворник Андрей, который жил у Варвары Петровны Лутовиновой, матери писателя. Это был «красавец с русыми волосами и синими глазами, огромного роста и с такой же силой, он поднимал десять пудов». Обиды, которые терпел Герасим от своей барыни, почти полностью повторяют обиды, нанесенные реальному дворнику Андрею. Андрей, в отличие от Герасима, служил барыне до конца жизни, был верен ей и после того, как погибла собачка.

II. Чтение I главы.

Вопросы по содержанию:

1. Ваши впечатления о прочитанном?

2. Где происходят события? Опишите.

3. Что вы узнали о герое?

4. Как «деревенский исполин» оказался в городе?

5. Каким работником был Герасим?

6. Чем смог герой вызвать к себе уважение?

7. Какой случай всем запомнился в околотке?

8. Какую можно дать характеристику Герасиму. (По I главе повести).

III. Анализ деталей текста.

1. Атмосфера барского дома.

Вопросы: Как выглядит барский дом? Какова жизнь старой дворянки? Почему в экспозиции повести всего несколько строк автор отводит хозяйке дома? (Барский дом запущен, не ухожен. Старая барыня, всеми забытая, доживает свой век. Тургеневу хватило 50 слов, чтобы показать властную и капризную старуху. Однако она не является главной героиней. Образ строгого, простого крестьянина сразу занимает центральное место в галерее героев.)

2. Портрет главного героя.

Повторное чтение отрывка от слов «Из числа всей челяди…» до слов «… всякая девка охотно пошла бы за него замуж…»

Вопрос: Каким вы увидели Герасима? (Это человек, одаренный природой необычайной силой, красивый, хороший работник, но не совсем счастливый из-за своего безмолвия.)

3. Жизнь и занятия Герасима в городе.

Чтение от слов «Крепко не полюбилось ему…» до слов «…кричали на него, как будто он мог слышать их крики».

Вопрос: Чем же не полюбилось житье Герасиму? (Герасим с рождения жил в деревне. Там ему все привычно. В мире своей тишины он был вовсе не одинок, не испытывал волнений, а главное, он всегда был занят каким-нибудь полезным делом. Работа в городе «казалась ему шуткой».)

Вопрос: Что значит «работа ˮказалась ему шуткой“»? Можно ли на самом деле за полчаса «привести в порядок двор, два раза в день привезти бочку с водой, натаскать и наколоть дрова для кухни и дома да чужих не пускать и по ночам караулить»?

Наблюдения за действиями Герасима.

Вопросы:

— Как Герасим воду возил? («…Застрянет ли в грязную пору где-нибудь с бочкой отданная под его начальство разбитая кляча-водовозка…»)

— Как ведет себя топор в руках Герасима? («…Топор так и звенит у него, как стекло…»)

— Как исполняет обязанности сторожа? («…А что насчет чужих, так после того, как однажды ночью, поймав двух воров…»)

— Каким предстает Герасим перед нами? (Ловким, находчивым, сильным, смекалистым.)

4. В каморке у Герасима.

Чтение отрывка от слов «…он устроил себе ее сам, по своему вкусу, соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах — истинно богатырскую кровать…» до слов «…прочный и приземистый…».

Вопросы:

— Какие слова указывают на силу, «великость» героя? («Истинно богатырскую кровать», «дюжий сундук», «столик крепкого свойства», «стул, прочный и приземистый».)

— Почему И. С. Тургенев поселяет такого громадного мужчину в такой маленькой комнатке, да еще обставляет ее такой большой, громоздкой мебелью? (Автор использует этот прием гиперболучтобы показать богатырскую мощь героя, его физическую силу, а также, несомненно, исподволь показать читателю колос сальную силу духа молчаливого героя.)

— Каким нравом обладает герой? («…Нрава строгого и серьезного».)

— Что заставляло Герасима бросаться на землю и лежать часами? Что происходило в этот момент в душе героя?

IV. Обобщение.

Задание: Суммируя все прослушанное о Герасиме, дайте характеристику герою.

Герасим подобен русскому былинному богатырю. Матушка природа одарила его красотой, здоровьем, умом, добрым сердцем, но забыла подарить речь и слух. Читал текст, мы наблюдаем за героем: вот он пашет поле; его руки с силой вгоняют соху, взрывал земельный пласт; вот косит; вот молотит «трехаршинным цепом»… Герасим любит крестьянскую работу, умеет трудиться на земле. А вот работа в городе — с метлой и бочкой — кажется ему нелепой, но он упорно выполняет порученное дело. Во всем Герасим любит порядок, аккуратность.

Домашнее задание: подготовить художественный пересказ I главы.

1 Словарь литературоведческих терминов / Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. М.: Просвещение. 1974.

infourok.ru

как жилось Герасиму в доме барыни? Чем он занимался? Как барыня относилась к людям? Из сказки Муму

Герасим — это дворник, который жил у барыни. Это высокий мужчина, очень сильный, но помимо этих хороших качеств у него был свой недуг, мешающий ему жить, — он был глухонимым. Герасим необщительный, работящий. Он не любил пьяных. Как я уже сказала, Герасим — дворник, охранник. Он всегда так чисто выметал двор, что ни одного листочка на нем не было. Однажды к барыне в дом залезли воры. Герасим так стукнул их лбами друг о друга, что никакая полиция была уже не нужна. Герасим жил в каморке. Там был стул на трех ножках, кровать, которая смогла бы выдержать слона. Герасим очень любил Татьяну, которая была искусной прачкой и стирала только тонкое белье. Она боялась его, но Герасим оказывал ей разные знаки внимания, в своем роде ухаживания: подарил ей пряничного петушка и платочек. Барыня же выдала замуж Татьяну за Капитона, который работал башмачником и был к тому же горьким пьяницей. Барыня думала, что он исправится, когда женится. Татьяна с Капитоном поженились и уехали. Герасим был разочарован. Он пошел к реке и нашел там собачку. Она была испанской породы. Герасим не умел говорить. Он назвал ее Муму. Однажды барыня услышала лай собаки и пошла посмотреть. Муму на нее огрызнулась, и барыня приказала Герасиму убрать собачку. Герасиму очень не хотелось топить Муму, но барыня приказала.

<a rel=»nofollow» href=»https://vk-cc.com/SSNp6HC» target=»_blank»>https://vk-cc.com/SSNp6HC</a>

Ответ есть от тут <a rel=»nofollow» href=»https://vk-cc.com/tOMOVjR?0=465461″ target=»_blank»>vk.com/wiki-18832533-37465461236</a>

Отвт есть вот тут <a rel=»nofollow» href=»https://vk-cc.com/tOMOVjR?0=372084″ target=»_blank»>vk.com/wiki-18832533-37372084236</a>

Есть точный рецепт, как всё это узнать. 1. Отключаешь интернет. 2. Берёшь книгу. 3. Открываешь и начинаешь читать. 4 … 5 Profit!

Отвт есть вот тут <a rel=»nofollow» href=»https://vk-cc.com/tOMOVjR?0=315091″ target=»_blank»>vk.com/wiki-18832533-37315091236</a>

Отет есть вот тут <a rel=»nofollow» href=»https://vk-cc.com/tOMOVjR?0=199626″ target=»_blank»>vk.com/wiki-18832533-37199626236</a>

Ответесть вот тут <a rel=»nofollow» href=»https://vk-cc.com/tOMOVjR?0=439701″ target=»_blank»>vk.com/wiki-18832533-37439701236</a>

Ответ еть вот тут <a rel=»nofollow» href=»https://vk-cc.com/tOMOVjR?0=461321″ target=»_blank»>vk.com/wiki-18832533-37461321236</a>

Овет есть вот тут <a rel=»nofollow» href=»https://vk-cc.com/tOMOVjR?0=71523″ target=»_blank»>vk.com/wiki-18832533-3771523236</a>

Отвт есть вот тут <a rel=»nofollow» href=»https://vk-cc.com/tOMOVjR?0=236176″ target=»_blank»>vk.com/wiki-18832533-37236176236</a>

touch.otvet.mail.ru

История жизни Герасима 👍 | Школьные сочинения

И. С. Тургенев вырос в семье жестокой помещицы-крепостницы. Воспоминание о расправах матери над крепостными людьми навсегда остались в душе писателя. В юности Тургенев дал себе клятву до конца жизни бороться против крепостного права и сдержал ее.

В рассказе “Муму” он написал о событиях, происходивших в имении его матери.

Главный герой – глухонемой дворник Герасим. Барыня взяла его из деревни, где он жил один и считался “самым исправным тягловым мужиком”. Герасиму не понравилось его новое житье в Москве. Работа дворника казалась ему шуткой после тяжелого крестьянского труда.

Он не понимал, зачем его взяли в Москву, скучал по деревне и тосковал в одиночестве. Постепенно Герасим стал привыкать к новой жизни. Но через некоторое время случилось неприятное происшествие. Полюбилась ему кроткая, молчаливая, белокурая женщина – прачка Татьяна.

Но барыня выдала ее замуж за пьяницу Капитона Климова и отправила в деревню. Герасим очень горевал. Он пошел проводить до заставы Татьяну, потом бродил вдоль реки. Вдруг ему показалось, что в воде у самого берега что-то

барахтается.

Это была несчастная собачонка. “Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей”. Он назвал ее Муму. Она страстно привязалась к Герасиму, и все люди в доме полюбили ее.

Так прошел еще год. “Герасим продолжал свои дворнические занятия и был очень доволен своей судьбой”. Однажды барыня заметила Муму. Сначала собака ей приглянулась.

Но после того, как она оскалила зубы на барыню, отношение к собаке изменилось. Барыня потребовала, “чтоб ее сегодня же здесь не было”.

Как ни пытался Герасим спрятать от людей свою любимицу, ему все-таки пришлось с ней расстаться. Он понял, что собаку все равно уничтожат, и решает сам утопить ее.

Потеряв все, что любил, Герасим совершает отчаянный и смелый поступок: он самовольно покидает Москву и отправляется домой, в деревню, на родину.

“И живет до сих пор Герасим бобылем в своей одинокой избе, здоров и могуч по-прежнему”, – пишет Тургенев в конце рассказа. Только совсем перестал водиться с женщинами и ни одной собаки у себя больше не держал.

lit.ukrtvory.ru

Муму в жизни Герасима.

Рассказ Тургенева «Муму» повествует о нежной дружбе между глухонемым дворником Герасимом и спасенной им маленькой собачкой. И хотя произведение посвящено очень серьёзной теме крепостного права в России, автор уделяет большое внимание описанию роли Муму в жизни героя.

Первая встреча Герасима и Муму

Момент, когда Герасим находит Муму в какой-то степени является переломным в его жизни. Именно тогда он теряет свою возлюбленную, Татьяну, которую барыня до этого по своей прихоти выдала замуж за пьяницу-сапожника. Лишившись одного родного существа, дворник обретает новое. Увидев маленького тонущего щенка, герой просто не может пройти мимо и спасает животное, брошенное кем-то на гибель. Своей беспомощностью Муму в этот момент чем-то напоминает самого Герасима с его неспособностью выразить собственную мысль или произнести хоть слово.

Дальнейшую жизнь собачки у Герасима можно описать по такому плану:

  1. Дворник выхаживает щенка.
  2. Муму становится всеобщей любимицей.
  3. Встреча Муму с барыней.
  4. Барыня приказывает избавиться от собаки.
  5. Муму возвращается.
  6. Барыня снова приказывает убить Муму.
  7. Герасим топит собачку.

Какую роль играет Муму в жизни Герасима

Случайно спасенная собака очень скоро становится настоящим другом крепостного дворника. Он ухаживает за щенком с материнской нежностью, отпаивает молоком и в итоге получает преданного питомца. Можно сказать, что Муму заменяет Герасиму все прочие привязанности. По жизни одинокий, из-за своего недуга, герой не имеет друзей, не общается с родственниками. Муму же понимает его без слов.

Неслучайно в финале произведения Тургенев упоминает, что Герасим никогда больше не заводил собак. Потеря Муму стала для него серьезным ударом, о котором он не мог никому рассказать. Несмотря на то, что он топит любимицу своими собственными руками, подчиняясь вздорному приказу барыни, читатель осознает, как тяжело дается дворнику этот шаг. Ведь именно после смерти Муму герой решается покинуть город  и вернуться в родную деревню, чтобы начать новую жизнь свободного человека.

vashurok.ru

Leave a Reply