Разное

Возникновение психологии в россии кратко – Развитие психологии в России: история и современная психология

Содержание

Шпаргалка по психологии — СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ.

7. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ.

Возникновение и развитие психологии рассматривается в рамках такого предмета как история психологии.

Особое место в развитии психологической мысли в России занимают труды М.В. Ломоносова. В своих работах по риторике и физике Ломоносов развивает материалистическое понимание ощущений и идей, говорит о первичности материи. Особенно ярко эта идея была отражена в его теории света, которая впоследствии была дополнена и развита Г. Гельмгольцем. По мнению Ломоносова, необходимо различать познавательные (умственные) процессы и умственные качества человека. Таким образом, уже в середине XVIII в. были заложены материалистические основы отечественной психологии.

Становление отечественной психологии происходило под влиянием французских просветителей и материалистов XVIII в. Это влияние отчетливо заметно в работах

Я.П. Козельского и психологической концепции А.Н. Радищева. Говоря о научных работах Радищева, необходимо подчеркнуть, что в своих трудах он устанавливает ведущую роль речи для всего психического развития человека.

У нас в стране психология как самостоятельная наука начала развиваться в XIX в. Большую роль в ее развитии на данном этапе сыграли труды А.И. Герцена, который говорил о «деянии» как существенном факторе духовного развития человека. Следует отметить, что психологические воззрения отечественных ученых во второй половине XIX в. в значительной степени противоречили религиозной точке зрения на психические явления. Одной из наиболее ярких работ того времени явилась работа

И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга». Эта работа внесла значительный вклад в развитие психофизиологии, нейропсихологии, физиологии высшей нервной деятельности. Сеченов-психолог не только выдвинул психологическую концепцию, в которой определил предмет научного познания психологии — психические процессы, но и оказал серьезное влияние на становление в России экспериментальной психологии.

Труды Павлова имели огромное значение для мировой психологической науки. Благодаря открытию механизма образования условного рефлекса были сформированы многие психологические концепции и даже направления, в том числе бихевиоризм.

Позднее, на рубеже веков, экспериментальные исследования были продолжены такими учеными, как А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, Г.И. Челпанов.

А.Ф. Лазурский много занимался вопросами личности, особенно изучением характера человека. Кроме того, он известен своими экспериментальными работами, в том числе предложенным им методом естественного эксперимента.

Начав разговор об эксперименте, мы не можем не назвать имя Н. Н. Ланге — одного из основателей экспериментальной психологии в России. Он известен не только тем, что занимался изучением ощущения, восприятия, внимания. Ланге создал при Одесском университете одну из первых в России лабораторий экспериментальной психологии.

Одновременно с экспериментальной психологией в России в конце XIX — начале XX в. развиваются и другие научные психологические направления, в том числе общая психология, зоопсихология, психология ребенка. Психологические знания стали активно использоваться в клинике С. С. Корсаковым, И. Р. Тархановым, В. М. Бехтеревым. Психология стала проникать в педагогический процесс. В частности, широкую известность получили работы П. Ф. Лесгафта, посвященные типологии детей.

Особенно заметную роль в истории отечественной дореволюционной психологии сыграл Г.И. Челпанов, который был основателем первого и старейшего в нашей стране Психологического института. Проповедуя позиции идеализма в психологии, Челпанов не мог заниматься научными исследованиями после Октябрьской революции. Однако на смену основателям отечественной психологической науки пришли новые талантливые ученые. Это

С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, которые не только продолжили исследования своих предшественников, но и вырастили не менее знаменитое поколение ученых. К их числу относятся Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин. Основные труды этой группы ученых относятся к периоду 30-60-х годов XX в.

В этот период возникло несколько научных школ и направлений. Так, в Грузии сформировалась известная психологическая школа

Д.Н. Узнадзе. Представители этого направления взяли на вооружение понятие установки и широко использовали его для анализа многих психологических явлений.

Другое научное направление связано с именем Л.С. Выготского, создателя культурно-исторической теории развития психики человека. К этому направлению в основном относились ученые, работавшие в МГУ. Сферу их научных интересов составляли вопросы общей и педагогической психологии.

Третью школу создал С. Л. Рубинштейн, руководивший в свое время научными исследованиями на кафедре психологии в МГУ и в Институте общей и педагогической психологии. С. Л. Рубинштейну принадлежит заслуга написания первого в нашей стране фундаментального психологического труда «Основы общей психологии».

В это же время жили и трудились такие известные всему миру психологи, как Б. М. Теплов и А.А. Смирнов. Последний известен своими трудами в психологии памяти, а Б.М. Теплов заложил научные основы изучения темперамента и психологии творческой деятельности.

В более поздние годы сформировались основные современные психологические школы. Это школы Ленинградского (Санкт-Петербургского) государственного университета и Московского государственного университета. Создание первой школы связано с именем Б.Г. Ананьева, который не только сформулировал принципы изучения человека и определил с этих позиций основные направления развития психологии, но и создал факультет психологии ЛГУ, из которого вышла плеяда известных ученых.

Аналогичную организаторскую роль при создании факультета психологии в МГУ сыграл А.Н. Леонтьев, автор психологической теории деятельности. Кроме того, заслугой Леонтьева явилась разработка многих проблем в области восприятия, памяти, сознания, личности и развития психики.

А.В. Запорожец совместно с Д.Б. Элькониным заложил основы детской психологии. В сферу основных научных интересов Запорожца — организатора и многолетнего руководителя Института дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР — входили вопросы возрастного развития и воспитания детей. Эльконин известен как автор учебника по детской психологии, теории детской игры, концепции периодизации возрастного развития.

Значителен вклад в развитие педагогической психологии П.Я. Гальперина, создателя теории планомерного (поэтапного) формирования умственных действий.

Благодаря исследованиям А.Р. Лурии отечественная психология существенно продвинулась вперед в области нейрофизиологических основ памяти и мышления. Труды Лурии заложили научно-психологическую базу для современной медицинской психологии. Результаты его исследований до сих пор широко применяются в диагностических и терапевтических целях в медицинской практике.

Мировую известность получили работы психофизиолога Е.Н. Соколова, который совместно с сотрудниками создал современную теорию цветового зрения; теорию, объясняющую восприятие человеком формы предметов; нейрофизиологическую теорию памяти и др.

Не менее известные психологи работают у нас в стране и в настоящее время, продолжая исследования и дела своих предшественников. Их труды вносят достойный вклад в развитие современной психологической науки.

Отечественная сихология прошла длительный путь становления. Отечественная психология изначально развивалась как материалистическая, поэтому в ней получили широкое распространение экспериментальные методы.

infourok.ru

2.5. Развитие психологических знаний в России. Развитие психологии в России в дореволюционный период.

Формирование научной психологии в России связано со становлением русской нейрофизиологической школы.

В 1863 году был опубликован выдающийся труд русского физиолога И.М. Сеченова (1829—1905) «Рефлексы головного мозга». В этой работе И.М. Сеченов провозгласил: «Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхож­дения суть рефлексы». Сеченов заложил основы естественно­научного направления отечественной психологии. Психические явления трактовались И.М. Сеченовым как

регуляторы деятельности, реагирующие на сигнальные воздействия среды. Основную функцию психики Сеченов связал с процессами возбуждения и торможения. Сеченов считал, что психическое и физиологическое яв­ления родственны по механизму совершения. Любое психичес­кое явление Сеченов рассматривал как процесс, имеющий оп­ределенную структуру, — начало, течение и конец. Начало и конец психического процесса — то, что соединяет организм со средой. Начало процесса определяется внешними влияниями. Психическое внутреннее
детерминируется внешним
.

Сеченов связал чувствование с приспособитель­ным поведением организма в окружающей его среде. Мозг, по Сеченову, получает и обрабатывает двойной ряд сигналов — от значимых предме­тов посредством чувствования и от результатов действия по­средством мышечного чувства. Мышца, по Сеченову, не толь­ко орган действия, но и инструмент познания среды: она пере­дает в мозг сигналы о пространственно-временных координа­тах объектов внешней среды. Посредством движений мышц происхо­дит добывание той информации, которая лежит в основе мыс­лительной деятельности. Пройдя «школу действия», мысль «свертывается, стано­вится внешне незаметной», но всегда отражается в микродви­жениях мышц (идеомоторные акты). Тем же путем возникает и воля — только уже не из взаимодействия с вещами, а из взаимодействия с людьми.

Сознание перестали рассматривать как внутреннее созерцание. Сеченов предвосхитил фундаментальный принцип психологии — принцип интериоризации: мысль зарождается в реальных жизненных встречах организма с предметами окружающего мира.

Развивая концепцию Сеченова, выдающийся русский фи­зиолог Иван Петрович Павлов (1849—1936). Он создал целостное учение о высшей нервной деятельности и использовал рефлекс не только как концептуальную позицию, но и как метод нейрофизиологического исследования. И.П. Павлов открыл закономерности высшей нервной деятельности, лежащие в основе уравновешивания организма со средой. Высшую нервную деятельность он рассматривал как деятельность психическую. Все акты поведения Павлов — интерпретировал как систему условных рефлексов.

Условный рефлекс — связь, образующаяся при сближении во времени любого перво­начально индифферентного раздражителя с последующим действием раздражителя, вызывающего безусловный рефлекс, врожденную реакцию — пищевую, оборонительную или половую. Ранее индифферентный раздражитель постепенно приобретает сигнальное значение — становится сигналом, направляющим врожденные формы поведения.

Выявляя качественное различие между высшей нервной деятельностью человека и животных, Павлов создал учение о двух сигнальных системах: сенсорные сигналы — первая сигнальная система, речевые сигналы — основанная на первой — вторая сигнальная система. Слово — сигнал сигналов — отражает действительность в категориально обобщенном виде.

В процессе жизнедеятельности в устойчивых условиях организм вырабатывает устойчивую систему реакций — динамический стереотип. Его поддержание, уравновешенное отношение со средой субъективно ощущается как положительная эмоция. Ломка стереотипа вызывает отрицательные эмоции.

В 1885 году В.М. Бехтеревым была создана в Казани первая в России психологическая лаборатория. В конце XIX в. они появились в Москве, Петербурге, Юрьеве, Харькове. Созывались общероссийские съезды психологов, издавались психологические журналы: «Вопросы философии и психологии», «Вестник психологии, криминальной антрополо­гии и гипнотизма», «Обозрение психиатрии, неврологии и экс­периментальной психологии» и др.

В 1908 году по инициативе В.М. Бехтерева в Петербурге создается Психоневрологический институт — центр по комплексному изучению человека, в 1914 году — Московский психологический институт, а еще раньше — Московское психологическое общество. Достижения русской психологической школы получили мировое признание.

Владимир Михайлович Бехтерев (1857—1927) — выдающийся русский невропатолог, психиатр и психолог, физиолог не­рвной деятельности; основатель первой в России экспериментальной психологической лаборатории, Психоневрологического института, первых неврологических и психологических журна­лов, основатель Государственного института по изучению мозга и психической деятельности (1918) и первый его директор.

Бех­терев отверг методы субъективной, интроспективной психоло­гии и выдвинул на передний план «Метод объективного изучения наблюдаемых реакций». Бехтерев создает рефлексологию, концепту­альным понятием которой он считал «сочетательный рефлекс» (рефлексы, приобретенные в результате сочетания различных внешних воздействий с врожденными реакциями организма). Это понятие Бехтерев необоснованно распространил и на поведение социальных групп («Коллективная рефлексология», 1921).

Алексей Алексеевич Ухтомский (1875—1942) выступил с концепцией приспособления организма к изменяющимся усло­виям среды благодаря преобразованию системы регуляции под влиянием доминанты — устойчивого возбуждения функционально объединенных нервных механизмов. Ухтомский отверг идею жесткой привязанности функции лишь к определенному нервному «центру». Он установил, что возбуждение от значимого воздействия приходит не только в определенный мозговой центр, но распространяется по нервной системе в виде диффузной волны.

Одним из основоположников экспериментальной психо­логии в России был Николай Николаевич Ланге (1858—1921), профессор Новороссийского (Одесского) университета, созда­тель первой в России университетской психологической лабо­ратории. Особенности психики человека Н.Н. Ланге усматри­вал в ее социокультурных основаниях. Психику человека Лан­ге справедливо рассматривал как продукт истории. В форми­ровании сознания индивида решающую роль он отводил языку. Заслуга Н.Н. Ланге состоит в том, что он перевел отече­ственную психологию от дарвиновского эволюциониз­ма на почву историзма. Ланге внес существенный вклад в развитие психологии как учебной дисциплины, написав учебник «Психология» (1914 г.). Он выступил и как автор моторной тео­рии внимания, объясняя активность внимания (сознания) благодаря исследовательским действиям.

studfile.net

Развитие психологии в России | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Мясоедов А. И. Развитие психологии в России [Текст] // Психология: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2018 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2018. — С. 12-15. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/255/13301/ (дата обращения: 21.12.2019).



Развитие российской психологии необходимо рассматривать отдельно от зарубежной, при этом следует выделить, то, что подобное разграничение никоим образом не говорит о том, что отечественная психология формировалась в отрыве от международной психологической науки. Наоборот, взаимосвязь между ними существовала весьма тесная, российские научные работники регулярно ездили на практику в лучшие лаборатории Европы. Труды, созданные за границей, переводились почти моментально и печатались, как правило, наиболее существенные из них, спустя несколько месяцев после появления в России [1].

Первый такой этап относится к 40–60 годам XX века, именно на этом временном отрезке в русской психологии появляется предмет ее изучения, путь и научная программа. В результате логического формирования, а именно подъем позитивизма и естествознания и вследствие сформировавшихся на тот момент времени в России социальных, условий, таких как осуществление комплексных реформ, из двух рекомендованных проектов К. Д. Совелина и И. М. Сеченова, был отобран проект; на основании, которого психология относилась к естественно-научному циклу дисциплин, рекомендованная Сеченовым [2].

Последующим значимым этапом стало начало возникновения русской марксистской психологии, возникнувшей в 20–30 годах. Во множественных научных полемиках, течениях, возникших в тот момент времени, отыскало отображение желание создать новейшую психологию, направленную на разрешение основных общественных проблем русского сообщества. Не взирая в данном случае на то, что на тот момент времени преобладала, что, безусловно, справедливая и социогенетическая методика, вплоть до начала 30 годов в Российском государстве оставались все те же научные учебные заведения, которые были объединены с гуманитарными и общефилософскими чертами формирования.

Но уже к середине 30 годов обстановка в науке и мире стремительно поменялась, напряженность со стороны авторитарных направленностей усилилась, что повергло к погрому и воспрещению не только общефилософской психологии, но и в области педологии и психотехники. По сути, стали запретными все без исключения исследования в области психологии, включая и те, что были схожи в суждениях с советским правительством. Что, в свою очередь, сильно ударило по имеющимся на тот момент времени, научным школам психологического характера, которые весьма продуктивно формировались на данном этапе. Только лишь по завершении военных действий, в середине 40 годов психологическая наука потихоньку начала набирать силы и возрождаться, возобновляя свои исследования. Но такое продолжительное отстранение от принятых основ в начале XX столетия, утрата взаимосвязи с иностранной наукой, цензура внутри страны, недостаток университетов по подготовке специалистов в области психологии и, как следствие немногочисленное количество экспертов в данном направлении в течение долгих лет, негативно отразились на творчестве российских научных деятелей.

Вторая половина XX столетия отметилась восстановлением средних учебных заведений, не разрешенных в 30 года (школы В. М. Бехтерева), активным участием в поиске новейших течений развития, новых разработок и открытий в сфере психологии, и ее различных областях, таких как когнитивная и возрастная психология.

Отечественные специалисты в области психологии в стремлении нагнать потерянные в течение нескольких десятилетий возможности, приступают к обширному внедрению Свершений иностранных научных деятелей. Наравне с позитивными данными, эти теории обладали и негативными результатами, сопряженные с утерей собственных обычаев, отходом от собственной методологии, что в сочетании с положениями различных школ привело к смешению и неосуществимости толкования приобретенных результатов. Но к окончанию XX столетия, направленность в области интеграции, характерная, как ранее описывалось, иностранной психологии, начала, очевидно, выражаться и в российской науке. Вновь начинает расти интерес к методологическим проблемам и желанием объединить не автоматически, но найти и совместить достижения, обладающие общей логикой научного поиска [3].

Исследование условий, установивших динамику образования и формирования российской психологической науки, демонстрирует, что основными считаются закономерность научного постижения и общественная обстановка. Открывая их сущность, необходимо выделить, то что и обширное продвижение позитивизма, и розыск объективного способа изучения психики были свойственны не только русской, но и иностранной психологии на данном этапе, то есть закономерность формирования науки была общей для международной психологии [4].

Воздействие социокультурных условий в Российском государстве в 50 годах на процесс развития нашей психологии, ее методологии и основной проблематики выразилось и в том, что основными на данном этапе стали не проблемы постижения, как в зарубежной науке, а проблемы, связанные с нравственностью и духовностью человека, а также с его ментальностью. Очутившись на распутье реформ, Российское государство, должно было найти решение, куда ей идти далее, какое направление в наибольшей степени соответствует ее нраву. Обстановку ухудшал и тот факт, что реформы проходили не без сучка и задоринки, они замедлялись в различных слоях социума по обстоятельствам различного характера, по этой причине, для продолжения движения вперед, следовало установить эти причины торможения реформ. Главнейшие общественные перемены, а именно усовершенствование в целом укладе русского существования, стали неким катализатором к стремлению понять собственные национальные характерные черты, осознать корни обычаев, сказаний и легенд, возникновение собственных позитивных и негативных качеств [3].

Вплоть до половины XIX столетия вопрос осознания собственных национальных отличительных черт никоим образом не стоял перед российским сообществом, в котором существовало, если сказать, точнее, не государственное понимание, а национальное ощущение себя самого. Целостность общества, его сплочённость, была скорее внешней, бессознательной, оно объединялось единством родной речи, территорией и верой, при всем при этом не возникал вопрос о том, как данная целостность отображается на характере и психологических качествах людей [5].

В «уваровскую эпоху» возникла заинтересованность науки к вопросу национального самопознания, когда народная самобытность была провозглашена официальным государственным направлением. Но непосредственно в 60 годах стали осмысливать и пониматься чувство собственной самобытности, при этом во взаимосвязи с тем, что процедура реформирования захватывала все без исключения социальные категории; стремление к самопознанию, отображению собственных национальных психологических свойств, выражалось во всех в абсолютно всех сферах общества.

Значимым условием, оказавшим воздействие на отечественную психологию, был идеологический характер отечественной интеллигенции, о которой сообщалось выше, ввиду того, что формирование школ психологического направления осуществлялось внутри данной категории, в которую входили и основные оппонентные круги новейших психологических концепций.

Отечественный слой интеллигенции, который не имел подобия в Европе, ни согласно собственному ощущению мира, ни согласно собственной значимости в формировании общества, был тесно связан при своем создании с духовенством, которое согласно собственной значимости во время развития просвещения, по сути, и являлось первой интеллигенцией. Во времена Петра Великого интеллигенция была обучена по воле государства и на пользу стране, таким образом, можно говорить о том, что интеллигенция была правительственная. И только лишь к половине XIX столетия появился непосредственно слой интеллигенции научной и преимущественно университетской, который никоим образом не состоял на службе у государства, но и намеренно противополагал себя государству [3].

Невзирая на поддержку, которую в значительной степени оказывала интеллигенция реформам, согласно собственному настроению и осознанию собственной значимости она сохраняла свой оппозиционный настрой, что, в свою очередь, неизбежно отразилось не только на жизнедеятельности сообщества, но и на формировании науки.

Ввиду того, что просвещение в России осуществлялось непосредственно при помощи толстых глянцевых изданий, становится понятной их исключительная значимость в формировании науки и культуры. Эти самые толстенные журналы являлись не только ключами к получению информации, но и непосредственными управляющими жизни. Таким сосредоточием свободной интеллигенции стало глянцевое издание того времени «Вестник Европы», с которым сотрудничали главные научные деятели и писатели — И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, И. А. Гончаров, И. М. Сеченов, В. С. Кавелин, Н. И. Костомаров и другие. Под началом знаменитого научного работника М. М. Стасюлевича данный журнал преобразовался в литературно-политическое собрание и сосредоточил вокруг себя культурную жизнь Санкт-Петербурга; он противопоставлял собственную позицию печатному изданию «Московские ведомости», чьим редактором являлся Катков, придерживающийся защитно-реакционной тенденции [6].

Подействовали на процесс развития психологической науки и характерные черты российской ментальности. Воздействие менталитета на науку совершается несколькими способами. В первую очередь — это конкретный образ мышления, речь, характерные для данного народа. Подбор проблемы и аспекта к его изучению в значительной степени формируются тем, что желание к целесообразному поиску правды или к постройке концепции безупречного общества, предлагает задать различные пункты отсчета для науки, устанавливает убеждения человека, его назначение и ценности, которые он должен донести до остальных. По этой причине появляется и формируется материализм и идеализм, рационализм или агностицизм, мистика сопряжена не только с общественной ситуацией, историческим этапом, уровнем познаний, которые устанавливают моду той или иной концепции, учитывая при этом глубокие данные этого народа [7].

В соответствии с этим, имеется возможность отметить ряд ключевых особенностей русской психологии, которые определяет ее состояние на всем отрезке ее формирования. Идейные конструкции интеллигенции, формирование народничества поспособствовали к изучению взаимоотношений ценностных направлений различных общественных компаний в первую очередь правительство, интеллигенцию и народ. Желание к просвещению общества, а также то обстоятельство, что формирование психологической науки в Российском государстве задавали направление не университетские кафедры, как это происходило в Европе, а социальной обстановкой, содействовали ориентации на практике, рвение регулировать и находить ответ не только на теоретические вопросы, а создавать и применять их в действительной жизни [8]. Недостаток в сформированном развитом социуме, скрытность незначительного слоя интеллектуальных людей, занимавшихся научными разработками в России, стали базой общественной ангажированной, идеологизации науки. Универсальность и антропологизм — центрация на человеке, российской науки в значительной степени является результатом ее общественно-исторического формирования; что подтверждается и тем прецедентом, что определенные перечисленные качества характерны для западной науки. Воздействие ментальности сказывается в том, что в проблематике науки основными вопросами считаются моральные (в основном связанные с независимостью и свободой), а не познавательные, как в психологии Запада.

Литература:

1 Теплов, Б. М. (1960) О некоторых общих вопросах разработки истории психологии // Вопросы психологии: материалы Второй Закавказской конференции психологов. Ереван.

2 Сеченов И. М. Избранные произведения. Том 1. М., 1952.

3 Петровский А. В. История советской психологии. М.: Просвещение, 1967. 367 с.

4 Ждан А. Н. История психологии. От античности к современности. М., 2002.

5 Пряжникова Е. Ю. К вопросу об истории развития профориентации и профессионального самоопределения//Вопросы образования. № 3. 2006. С. 224–230.

6 Богоявленская Д. Б. Московское психологическое общество конца XIX — начала XX века // Развитие личности. 2005. № 1.

7 Пряжникова Е. О развитии профессионального самоопределения в России//Школьный психолог. 2000. № 24.

8 Клочко В. Е. Историко-системный подход в психологии // Методология и история психологии: Тез. докл. к VII съезду общества психологов

Основные термины (генерируются автоматически): момент времени, Россия, Российское государство, собственная значимость, психологическая наука, область психологии, никой образ, отечественная психология, российская наука, иностранная психология.

moluch.ru

Возникновение и становление психологии в России.

метки: Развитие, Психологический, Теория, Изучение, Экспериментальный, Человек, Адаптация, Работа

Ответ:

Возникновение и развитие психологии в России имеет свою предысторию и историю. Особое место в развитии психологической мысли в России занимают труды М. В. Ломоносова.В своих работах по риторике и физике Ломоносов развивает материалистическое понимание ощущений и идей, говорит о первичности материи. Становление отечественной психологии происходило также под влиянием французских просветителей и материалистов XVIII в. Это влияние отчетливо заметно в работах Я. П. Козельского («Филозофические предложения», 1768) и психологической концепции А. Н. Радищева («О человеке, его смертности и бессмертии»).

Говоря о научных работах А. Н. Радищева, необходимо подчеркнуть, что в своих трудах он устанавливает ведущую роль речи для всего психического развития человека.

В России психология как самостоятельная наука начала развиваться в XIX в. Большую роль в ее развитии на данном этапе сыграли труды А. И. Герцена, который говорил о «деянии» как существенном факторе духовного развития человека. Одной из наиболее ярких работ того времени явилась работа И. М. Сеченова»Рефлексы головного мозга». Эта работа внесла значительный вклад в развитие психофизиологии, ней­ропсихологии, физиологии высшей нервной деятельности.

Труды И. П. Павлова имели огромное значение для мировой психологической науки. Благодаря открытию механизма образования условного рефлекса были сформированы многие психологические концепции и даже направления, в том числе бихевиоризм.

А. Ф. Лазурский много занимался вопросами личности, особенно изучением характера человека. А. Ф. Лазурский впервые доложил об естественном эксперименте на 1-м съезде по экспериментальной педагогике (1910), а в 1918 г. вышла в свет его книга «Естественный экспе­римент и его школьное применение».

Н. Н. Ланге- один из основателей экспериментальной психологии в России. Он известен не только тем, что занимался изучением ощущения, восприятия, внимания. Н. Н. Ланге создал при Одесском университете одну из первых в России лабораторий экспериментальной психологии.

Особенно заметную роль в истории отечественной дореволюционной психологии сыграл Г. И. Челпанов, который был основателем первого и старейшего в нашей стране психологического института. Проповедуя позиции идеализма в психологии, Г. И. Челпанов не мог заниматься научными исследованиями после Октябрьской революции.

2 стр., 758 слов

Экспериментально-психологическое изучение динамики посттравматической стрессовой адаптации участ

… Экспериментально-психологическое изучение динамики посттравматической стрессовой адаптации участников … опыта удается успешно преодолеть его негативные последствия. Понимание психологических механизмов, обеспечивающих успешность ПСА, нуждается в дальнейших исследованиях … адаптации; 4) особенности адаптации к изменениям в своем психологическом и соматическом статусе после службы в армии. По …

Л. С. Выготского, создатель культурно-исторической теории развития психики человека.

С. Л. Рубинштейну принадлежит заслуга написания первого в нашей стране фундаментального психологического труда «Основы общей психологии».Ананьева, который не только сформулировал принципы изучения человека и определил с этих позиций основные направления развития психологии, но и создал факультет психологии ЛГУ, из которого вышла плеяда известных ученых.

Аналогичную организаторскую роль при создании факультета психологии в МГУ сыграл А. Н. Леонтьев, автор психологической теории деятельности. Кроме того, заслугой А. Н. Леонтьева явилась разработка многих проблем в области восприятия, памяти, сознания, личности и развития психики, а также завершение разработки теории деятельности.

А. В. Запорожецсовместно с Д. Б. Элькониным заложил основы детской психологии. В сферу основных научных интересов А. В. Запорожца — организатора и многолетнего руководителя Института дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР — входили вопросы возрастного развития и воспитания детей.

Д. Б. Эльконин известен как автор учебника по детской психологии, теории детской игры, концепции периодизации возрастного развития. Значителен вклад в развитие педагогической психологии П. Я. Гальперина, создателя теории планомерного (поэтапного) формирования умственных действий. Благодаря исследованиям А. Р. Лурииотечественная психология существенно продвинулась вперед в области нейрофизиологических основ памяти и мышления. Мировую известность получили работы психофизиолога Е. Н. Соколова, который совместно с сотрудниками создал современную теорию цветового зрения; теорию, объясняющую восприятие человеком формы предметов; нейрофизиологическую теорию памяти и др.

5 стр., 2350 слов

Предмет общей психологии и развитие основных ее направлений

… психология, индивидуальная психология, аналитическая психология и др. Возникновение советской психологии: теория установки, поведенческие направления, культурно-историческая теория, теория деятельности. Развитие психотехники и педологии в отечественной и зарубежной психологии. Развитие … — сумма паттернов поведения, каждая индивидуальная реакция основана исключительно на предыдущем опыте и …

5. Основные психологические школы: структурализм, бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, гуманистическая психология (представители, основное содержание направлений исследования).

Ответ:

Структурализм — направление в психологии, основоположником которого является В. Вундт. Сторонники структурализма считали, что психика слагается из элементарных процессов сознательного опыта.

Различались три категории элементов: ощущение, представления и чувство.

1. К ощущениям относились зрительное восприятие, слух, обоняние, вкус, осязание.

2. Представления являются опытом, не переживаемым в настоящий момент.

3. Чувства — это эмоциональные реакции, такие как любовь, радость, ревность.

Элементы объединяются по законам ассоциаций.

Бихевиоризм (поведение) — психологическое направление, Дж.Уотсона Психология с точки зрения бихевиориста. В качестве предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими-либо внешними воздействиями. При этом в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула (S) и ответной реакции ®. Все ответные реакции можно разделить на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные эмоции) и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании (обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами. В схеме S — R появились промежуточные переменные (образ, цель, потребность).

Другим вариантом ревизии классического бихевиоризма стала концепция оперантного бихевиоризма Б. Скиннера, разработанная в 30-х гг. XX в., где было модифицировано понятие реакции. В целом, бихевиоризм оказал большое влияние на развитие психотерапии, методы программированного обучения.

12 стр., 5899 слов

1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических исследований

… людей, психологии групп людей в различных условиях жизни. Объект-человек, группа людей. Предмет-психика человека, психология группы В отечественной психологии … то личность — это неповторимая комбинация психологических качеств человека, формирующаяся в процессе его социализации, взаимодействия … отношения человека к предметам и явлениям действительности. Эмоции — это субъективные реакции человека на …

Психоанализ — психологическое направление, основанное австрийским психиатром и психологом З.Фрейдом в конце ХIХ в. Развился из метода изучения и лечения истерических неврозов. В дальнейшем была создана общепсихологическая теория, ставящая в центр внимания движущие силы душевной жизни, мотивы, влечения, смыслы. Была разработана структурная схема психики, в которой были выделены три уровня: сознательный, подсознательный, бессознательный. Для опосредствования отношения бессознательного с другими уровнями служит цензура, которая вытесняет осуждаемые личностью чувства, мысли и желания в область бессознательного и не допускает обратный прорыв в сознание вытесненного содержания. Но бессознательное все же проявляется в поведении и психике человека — в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях, несчастных случаях, неврозах. Осознание этого в процессе психоаналитической терапии ведет к устранению болезненных симптомов.

Гештальтпсихология — психологическое направление, возникшее в Германии в начале 10-х и просуществовавшее до середины 30-х гг. ХХ в. К этому направлению принадлежат прежде всего М.Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка. Методологической базой гештальтпсихологии послужили философские идеи критического реализма и положения, развивавшиеся Э. Герингом, Э. Махом, Э. Гуссерлем, И. Мюллером, согласно которым физиологическая реальность процессов в мозге и психическая, или феноменальная, связаны друг с другом отношениями изоморфизма. В силу этого изучение деятельности мозга и феноменологическое самонаблюдение, обращенное на различные содержания сознания, могут рассматриваться как взаимодополняющие методы, изучающие одно и то же, но использующие разные понятийные языки. Субъективные переживания представляют собой всего лишь феноменальное выражение различных электрических процессов в головном мозге.

Для экспериментального исследования этого поля была введена единица анализа, в качестве которой стал выступать гештальт. Гештальты были обнаружены при восприятии формы, кажущегося движения, оптико-геометрических иллюзий. В качестве основного закона группировки отдельных элементов был постулирован закон прегнантности как стремления психологического поля к образованию наиболее устойчивой, простой и экономной конфигурации. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как фактор близости, фактор сходства, фактор хорошего продолжения, фактор общей судьбы. В области психологии мышления гештальтпсихологи разработали метод экспериментального исследования мышления — метод рассуждения вслух и внесли такие понятия, как проблемная ситуация, инcaйт (М.Вертгеймер, К. Дункер).

17 стр., 8042 слов

Нарушения высших психических функций при инсульте

… высшей нервной деятельности человека освещен условнорефлекторный механизм высших психических функций. Такой механизм, формирующийся на основе врожденных безусловных рефлексов, объясняет индивидуальную вариабельность высших психических функций. Особенностью психической деятельности человека … мышление и пр. Высшие психические функции — одно из основных понятий современной психологии, введенное Л.С. …

При этом возникновение того или иного решения в продуктивном мышлении животных и человека трактовалось как результат образования хороших гештальтов в психологическом поле. В 20-х гг. ХХ в. К. Левин расширил сферу применения гештальтпсихологии путем введения личностного измерения. Гештальтпсихология оказала существенное влияние на необихевиормзм, когнитивную психологию, школу NewLook.

Гуманистическая психология — ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х. гг. ХХ в. как протест против бихевиоризма и психоанализа, получив название третьей силы. К данному направлению могут быть отнесены А.Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер. Ф. Бэррон, Р. Мэй, С. Джурарди др. Методологические позиции гуманистической психологии сформулированы в следующих посылках:

1) Человек целостен;

2) Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи;

3) Главной психологической реальностью являются переживания человека;

19 стр., 9147 слов

Сравнительный анализ развития высших психических функций, обусловленных работой правого и левого полушария мозга у детей 6−7 лет

… асимметрия и высшие психические функции 1.1 Нейропсихологический аспект понятия «высшие психические функции» нейропсихологический психический функция полушарие Понятие «высшие психические функции» — центральное в данной работе — было введено в общую психологию Л.С …

4) Человеческая жизнь — единый процесс;

5) Человек открыт к самореализации;

6) Человек не детерминирован только внешними ситуациями.

6. Культурно — историческая психология: представители, основное содержание направлений исследования.

Ответ:

Культурно-историческая психология — направление в психологических исследованиях, заложенное Выготским в конце 1920-х гг.

Школы Выготского постулируют приниципиально неадаптивный характер и механизмы развития психических процессов. Полагая изучение сознаниячеловека основной проблемой психологического исследования, изучают роль опосредования и культурных медиаторов, таких как слово, знак (Выготский), а также символ и миф (В. Зинченко) в развитии высших психических функцийчеловека, личности в её «вершинных» (Выготский) проявлениях.

Высшие психические функции (ВПФ) — специфически человеческие психические процессы. Они возникают на основе натуральных психических функций за счёт опосредствования их психологическими орудиями.[1] В роли психологического орудия выступает знак. К ВПФ относятся: восприятие, память, мышление, речь. Они социальны по своему происхождению, опосредованы по строению и произвольны по характеру регуляции. ВведёноЛ. С. Выготским, развитоА. Р. Лурия, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Д. Б. Элькониным, П. Я. Гальпериным. Было выделено четыре основных признака ВПФ — опосредованность, произвольность, системность; складываются путем интериоризации.

Подобное определение не относится ни к идеалистическим, ни к «позитивным» биологическим теориям и позволяет лучше понять как располагаются память, мышление, речь, восприятиев человеческом мозге и с высокой точностью позволило определять местоположение локальных поражений нервной ткании даже в некотором роде воссоздавать их.

2 стр., 608 слов

Функции и роли вожатого

… Перейти к: навигация,поиск Роль, функции Сильные стороны Возможные проблемы — При слишком высоком уровне: Возможные проблемы — При … собственному индивидуальному развитию. Способность вдохновить детей на высокие обязательства, забота о развитии и поддержке детей Вседозволенность … на себя ответственность, ставить задачи и добиваться высокой продуктивности. Это обычно помогает членам коллектива лучше …

Представители: Э. Дюркгейм, Люсьен Леви-Брюль, Пьер Жане, Выготский, Лев Семенович

В соответствии с этими двумя линиями развития выделяются «низшие» и «высшие» психические функции.

Примерами низших, или естественных, психический функций могут служить непроизвольная память или непроизвольное внимание ребенка. Ребенок не может ими управлять: он обращает внимание на то, что ярко неожиданно; запоминает то, что случайно запомнилось. Низшие психические функции — это своего рода зачатки, из которых в процессе воспитания вырастают высшие психические функции (в данном примере — произвольное внимание и произвольная память).

Превращение низших психических функций в высшие происходит через овладение особыми орудиями психики — знаками и носит культурных характер.

Многие факты свидетельствуют, что осваивание ребенком знаковых систем не происходите само собой. Здесь проявляется роль взрослого. Взрослый, общаясь с ребенком и обучая его, сначала сам «овладевает» его психикой. Например, взрослый показывает ему что-то, по его мнению, интересное, и ребенок по воле взрослого обращает внимание на тот или иной предмет. Потом ребенок начинает сам регулировать свои психические функции с помощью тех средств, которые раньше применял к нему взрослый. Так же, будучи взрослыми людьми, мы, устав, можем сказать себе: «Ну-ка, посмотри сюда!» и действительно «овладеть» своим ускользающим вниманием или активизируем процесс воображения. Перепетии важного для нас разговора мы создаем и анализируем заранее, как бы проигрывая в речевом плане акты своего мышления. Затем происходит так называемое вращивание, или «интериоризация» — превращение внешнего средства во внутреннее. В результате из непосредственных, натуральных, непроизвольных психические функции становятся опосредствованными знаковыми системами, социальными и произвольными.

Культурно-исторический подход в психологии продолжает плодотворно развиваться и сейчас, как в нашей стране, так и за рубежом. Особенно эффективным этот подход оказался при решении проблем педагогики и дефектологии.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

forpsy.ru

7. История становления отечественной психологии

Возникновение и развитие психологии в России имеет свою предысторию и историю.

Особое место в развитии психологической мысли в России занимают труды М. В. Ломоносова. В своих работах по риторике и физике Ломоносов развивает материалистическое понимание ощущений и идей, говорит о первичности материи. Особенно ярко эта идея была отражена в его теории света, которая впоследствии была дополнена и развита Г. Гельмгольцем. По мнению Ломоносова, необходимо различать познавательные (умственные) процессы и умственные качества человека. Последние возникают из соотношения умственных способностей и страстей. В свою очередь, источником страстей он считает действия и страдания человека. Таким образом, уже в середине XVIII в. были заложены материалистические основы отечественной психологии.

Становление отечественной психологии происходило также под влиянием французских просветителей и материалистов XVIII в. Это влияние отчетливо заметно в работах Я. П. Козельского(«Филозофические предложения», 1768) и психологической концепцииА. Н. Радищева(«О человеке, его смертности и бессмертии»). Говоря о научных работах А. Н. Радищева, необходимо подчеркнуть, что в своих трудах он устанавливает ведущую роль речи для всего психического развития человека.

В России психология как самостоятельная наука начала развиваться в XIX в. Большую роль в ее развитии на данном этапе сыграли труды А. И. Герцена, который говорил о «деянии» как существенном факторе духовного развития человека. Следует отметить, что психологические воззрения отечественных ученых во второй половине XIX в. в значительной степени противоречили религиозной точке зрения на психические явления. Одной из наиболее ярких работ того времени явилась работаИ. М. Сеченова«Рефлексы головного мозга». Эта работа внесла значительный вклад в развитие психофизиологии, нейропсихологии, физиологии высшей нервной деятельности. Следует отметить, что И. М. Сеченов был не только физиологом, чьи труды создали естественно-научную основу для современной психологии. И. М. Сеченов с ранней молодости увлекался психологией и, по мнению С. Л. Рубинштейна, был крупнейшим русским психологом того времени. И. М. Сеченов-психолог не только выдвинул психологическую концепцию, в которой определил предмет научного познания психологии – психические процессы, но и оказал серьезное влияние на становление в России экспериментальной психологии. Но, пожалуй, наибольшее значение его научной деятельности заключается в том, что она оказала влияние на исследования В. М. Бехтерева и И. П. Павлова.

Труды И. П. Павловаимели огромное значение для мировой психологической науки. Благодаря открытию механизма образования условного рефлекса были сформированы многие психологические концепции и даже направления, в том числе бихевиоризм.

Позднее, на рубеже веков, экспериментальные исследования были продолжены такими учеными, как А. Ф. Лазурский, Н. Н. Ланге, Г. И. Челпанов.

А. Ф. Лазурскиймного занимался вопросами личности, особенно изучением характера человека. А. Ф. Лазурский впервые доложил об естественном эксперименте на 1-м съезде по экспериментальной педагогике (1910), а в 1918 г. вышла в свет его книга «Естественный эксперимент и его школьное применение».

Н. Н. Ланге– один из основателей экспериментальной психологии в России. Он известен не только тем, что занимался изучением ощущения, восприятия, внимания. Н. Н. Ланге создал при Одесском университете одну из первых в России лабораторий экспериментальной психологии.

Одновременно с экспериментальной психологией в России в конце XIX – начале XX в. развиваются и другие научные психологические направления, в том числе общая психология, зоопсихология, психология ребенка. Психологические знания стали активно использоваться в клинике С. С. Корсаковым, И. Р. Тархановым, В. М. Бехтеревым. Психология стала проникать в педагогический процесс. В частности, широкую известность получили работы П. Ф. Лесгафта, посвященные типологии детей («Школьные типы», «Семейное воспитание ребенка и его значение», 1890).

Особенно заметную роль в истории отечественной дореволюционной психологии сыграл Г. И. Челпанов, который был основателем первого и старейшего в нашей стране психологического института. Проповедуя позиции идеализма в психологии, Г. И. Челпанов не мог заниматься научными исследованиями после Октябрьской революции. Однако на смену основателям отечественной психологической науки пришли новые талантливые ученые. Это С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, которые не только продолжили исследования своих предшественников, но и вырастили не менее знаменитое поколение ученых. К их числу относятся Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин. Основные труды этой группы ученых относятся к периоду 30–60-х гг. XX в.

В этот период возникло несколько научных школ и направлений. Так, в Грузии сформировалась известная психологическая школа Д. Н. Узнадзе. Представители этого направления взяли на вооружение понятие установки и широко использовали его для анализа многих психологических явлений.

Другое научное направление связано с именем Л. С. Выготского, создателя культурно-исторической теории развития психики человека. К этому направлению в основном относились ученые, работавшие в МГУ. Сферу их научных интересов составляли вопросы общей и педагогической психологии.

Третью школу создал С. Л. Рубинштейн, руководивший в свое время научными исследованиями на кафедре психологии в МГУ и в Институте общей и педагогической психологии. С. Л. Рубинштейну принадлежит заслуга написания первого в нашей стране фундаментального психологического труда «Основы общей психологии».

В это же время жили и трудились такие известные всему миру психологи, как Б. М. ТепловиА. А. Смирнов. Последний известен своими трудами в психологии памяти, а Б. М. Теплов заложил научные основы изучения темперамента и психологии творческой деятельности.

В более поздние годы сформировались основные современные психологические школы. Это школы Ленинградского (Санкт-Петербургского) государственного университета и Московского государственного университета. Создание первой школы связано с именем Б. Г. Ананьева, который не только сформулировал принципы изучения человека и определил с этих позиций основные направления развития психологии, но и создал факультет психологии ЛГУ, из которого вышла плеяда известных ученых.

Аналогичную организаторскую роль при создании факультета психологии в МГУ сыграл А. Н. Леонтьев, автор психологической теории деятельности. Кроме того, заслугой А. Н. Леонтьева явилась разработка многих проблем в области восприятия, памяти, сознания, личности и развития психики, а также завершение разработки теории деятельности.

Нельзя также не отметить роль в становлении отечественной психологии известного грузинского психолога, основателя Тбилисской психологической школы Д. Н. Узнадзе. Труды Д. Н. Узнадзе и исследования его учеников по изучению установки по праву вошли в мировой фонд достижений психологической науки ХХ в.

А. В. Запорожецсовместно сД. Б. Эльконинымзаложил основы детской психологии. В сферу основных научных интересов А. В. Запорожца – организатора и многолетнего руководителя Института дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР – входили вопросы возрастного развития и воспитания детей. Д. Б. Эльконин известен как автор учебника по детской психологии, теории детской игры, концепции периодизации возрастного развития.

Значителен вклад в развитие педагогической психологии П. Я. Гальперина, создателя теории планомерного (поэтапного) формирования умственных действий.

Благодаря исследованиям А. Р. Лурииотечественная психология существенно продвинулась вперед в области нейрофизиологических основ памяти и мышления. Труды А. Р. Лурии заложили научно-психологическую базу для современной медицинской психологии. Результаты его исследований до сих пор широко применяются в настоящее время в диагностических и терапевтических целях в медицинской практике.

Мировую известность получили работы психофизиолога Е. Н. Соколова, который совместно с сотрудниками создал современную теорию цветового зрения; теорию, объясняющую восприятие человеком формы предметов; нейрофизиологическую теорию памяти и др.

Не менее известные психологи работают у нас в стране и в настоящее время, продолжая исследования и дела своих предшественников. Их труды вносят достойный вклад в развитие современной психологической науки.

studfile.net

Этапы становления отечественной психологии

Психологическая мысль в России развивалась в неразрывной связи с философией, культурой, литературой, естествознанием. Первые психологические знания были заложены великим ученым М.В.Ломоносовым. Они стали неотъемлемой частью его общественно-научного мировоззрения. Закон сохранения вещества и движения, открытый Ломоносовым, позволил увидеть в ощущениях и восприятии человека результат механического воздействия предметов и явлений природы на органы чувств. Ученый проводил идеи о том, что психические явления отражают внешний мир, а психика зависит от деятельности мозга. Теория цветового зрения принадлежит Ломоносову. Цвета не возникают при помощи органов чувств, они объективны и независимы от человека.

Становление отечественной психологии немыслимо без идей А.И.Герцена, В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова. Русская литература повлияла на развитие душевной жизни человека. Н.В.Гоголь, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский — великие писатели и знатоки русской души. Поэзия В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета обогатила психологию разнообразием чувств и душевных переживаний.

XIX век ознаменован открытиями в российском естествознании. Труды И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского повлияли на становление материалистического подхода в развитии отечественной психологии.

Развитие психологии как самостоятельной науки в России

Психология как самостоятельная наука ведет отсчет с 1885 года, В.М.Бехтерев создал в Казани первую психофизиологическую лабораторию. Затем открылись и другие лаборатории в городах России.

Огромный вклад в мировую экспериментальную психологию внес ученый Н.Н.Ланге.

Глубокие социальные изменения, связанные с революцией и гражданской войной в России, сформировали социальный заказ перед науками, изучающими человека. Поэтому психология в первое послереволюционное десятилетие успешно развивалась.

Советская психология начала свое развитие, когда мировая психологическая наука вступила в эпоху кризиса. Психология советского периода поддерживалась государством, которое в годы своего становления нуждалось в интеллектуальной поддержке. Преобразования в обществе должны были быть оправданы идейно и теоретически. В 1918 году в Петрограде создается институт по изучению мозга и психической деятельности.

Психология включается в жизнь общества, отвечая на актуальные запросы. Активно развиваются психологические дисциплины прикладного характера: психотехника, педология. Ученые ищут новые формы связи психологии с практикой.

Определяется методологическая основа психологии, возникают различные направления: рефлексология В.М.Бехтерева, реактология К.Н.Корнилова, культурно-историческая теория Л.С.Выготского, теория установки Д.Н.Узнадзе. В 1930-х годах возникают два мощных направления: теоретико-методологическое и экспериментальное, которое получило название деятельностный подход. О

zaochnik.com

История возникновения психологии в России

                       Россия.

         «Наука о душе» — это буквальное значение слова психология. Именно так называлось все, что было тем или иным образом связано с душой. Психология впервые возникла в рамках философии, и первый мировой вклад был сделан Аристотелем в его трактате «О душе». Много веков подряд это было главное и единственное руководство для всех стран и народов. Психология проходила сложные этапы развития в эпоху Возрождения и Просвещения, сформировавшись только в 19 веке в отдельную науку. Российскую науку о душе нельзя рассматривать обособленно, поскольку она на всех своих этапах была взаимосвязана с мировой психологией.Основы материалистической психологии в России принадлежат по праву великому русскому просветителю, ученому, философу, историку и литератору М.В.Ломоносову. Он предложил принципиально новый взгляд на механизм развития ощущений, объясняя их, как результат воздействий внешнего мира на органы чувств. Ломоносов особое внимание уделял роли мозга в различии раздражений, тем самым подтверждая материалистическую сущность психологии.

          Идеи Ломоносова в последствие послужили основой для трудов Я. П. Козельского и Я. Н. Радищева.Сложные психологические вопросы одним из первых отразил в книге «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищев, вскрывая пороки феодально-крепостного строя. Психология Радищева определена гуманистической этикой. Радищев рассматривал душу не как изолированную субстанцию, а как «суть вещества единого». Он выдвинул предположение, что психика представляет собой совокупность нервов и мозга. Радищев много внимания уделял сравнению психики животных и человека. Он подчеркивал, что психика человека зависит от образа жизни человека, который преобразует природу, а не приспосабливается к ней. В развитии человеческой психики Радищев отводил огромную роль влиянию знаний и связи с искусством. Тем не менее, он подчеркивал, что знания и воспитание не могут служить препятствием для самосовершенствования.Это породило интерес со стороны просветителей XVIII в: Фонвизина, Татищева, Козельского. Основной вопрос, который занимал просветленные умы России, заключался в развитии самосознания человека. Главной психологической проблемой стало освобождение от суеверий и предрассудков, которое представляло собой своеобразное выражение борьбы за гуманизм. Важную роль в развитии психологии в России сыграл организатор и руководитель издательского дела Н.И. Новиков. Благодаря его стараниям увидела свет работа И.Михайлова «Наука о душе» — первая русская книга, посвященная психологии. Автор сделал попытку систематизировать психологические знания и описал такие факты, как: ощущения, воля, мысли и ассоциации представлений.

            Основоположником психологии, как науки, в России признан великий врач и ученый В. М. Бехтерев. Он разработал рефлексологическую теорию, которая включает все основные научные взгляды науку о душе человека. Бехтерев рассматривал психологию в тесной взаимосвязи с социологией и биологией. Бехтерев поддерживал тесную связь с западными психологами, в частности с В. Вундтом. После открытия Вундтом лаборатории в Германии, Бехтеревым была создана первая в России лаборатория по экспериментальной психологии.

          Первыми научными трудами, посвященными психологии, в России стала диссертация Г. Струве под названием «Самостоятельное начало душевных явлений», написанная в 1870 году и книга «Задачи психологии» (К.Д. Кавелин, 1872 год). Именно эти два важных события в научном мире четко обозначили становление психологии самостоятельной наукой.

         Отдельно хочется отдельно выделить экстраординарную личность Александра Галича, который был профессором на кафедре философии Петербургского университета, а также был учителем А.С.Пушкина. Его книга «Картина человека» посвящена взаимосвязи общественной жизни и психики человека. Основными положениями являются ценность человека для общества и его взаимоотношения с другими людьми.

         Учитывая огромный вклад ученых, просветителей, литераторов и медиков, нельзя не рассматривать и огромный вклад в развитие психологии со стороны православной церкви. Принятие христианства предало воспитанию человека православное содержание и утвердилось в качестве нравственной и духовной основы общества. Православие стало мировоззрением и сущностью русского народа. Церковь стала тем источником, который формировал у людей отношение к жизни, служил примером искоренения пагубных страстей и привычек. Параллельно с влиянием церкви развивалось стремление к осознанию и формированию русского менталитета, который в те времена носил название «национальный характер».Огромный вклад со стороны русской православной церкви внес монах Сергей Радонежский, основавший Троице-Сергиевую лавру в 1337. Эта обитель на протяжении многих веков оставалась пристанищем для нищих, обездоленных и больных. Сергей Радонежский всю свою жизнь посвятил служению людям и проповедованию общечеловеческих ценностей, неоднократно проповедовал смирение среди враждующих князей. Его жизнь является ярким примером духовного распада общества и глубокого уныния, царившего в обществе. Он проповедовал нравственные принципы и вселял в людей оптимизм и веру в благополучное существование, став живым путеводителем в мир гармонии и душевного спокойствия.

Тамара Дамашкан. Молдова

psiholog-galina.ru

Leave a Reply