Разное

Виды кукол – Виды антикварных кукол / База знаний, сравнение кукол разных производителей / Бэйбики. Куклы фото. Одежда для кукол

Кукла — Википедия

Кукла-солдат, Берлин, начало XX века

Ку́кла — предмет (фигура) в виде человека или животного, сделанный из ткани, бумаги, дерева, фарфора, пластика и других материалов.

Слово «кукла» используется и в переносном смысле. В «Толковом словаре живого великорусского языка» Даля: «Кукла: — щеголеватая, но глупая и бездушная женщина».

Куклы известны человечеству с древних времён. На территории Евразии находят мелкую антропоморфную пластику, созданную около 40 тысяч лет назад. Куклы наиболее близки с одной стороны языческим идолам и деревянной народной скульптуре, а с другой стороны — маскированным участникам ритуалов. Чёткие аналогии прослеживаются и с антропоморфными крестами. В самом общем смысле кукла — антропоморфный объект, созданный для определённых манипуляций. Все куклы можно условно разделить на обрядовые и внеобрядовые, но первоначально куклы возникли и существовали в непосредственной связи с сакральным

[1].

попытки классифировать куклы предпринимались и не раз, но каждый раз создатели шли от функции куклы, а знаменитый философ и культуролог Ю.Лотман предложил идти от ее «мобильности». Он разделил  кукол на 2 большие группы («исходный материал мифологии куклы»):

1. КУКЛЫ-ИГРУШКИ или куклы для игры — отличаются способностью двигаться и быть объектом игр либо манипуляций, к этой группе относятся:

1а) куклы-игрушки — разнятся как по внешнему виду (неваляшки, матрешки,  парижанки Брю, фландрские куклы, куклы из тыквы-горлянки и т.д.), так и по степени сложности (кукла-ветка аборигенов Австралии и современная механическая кукла), по традиции и месту происхождения (городская, народная, кустарная), по материалу изготовления (дерево, целлулоид, керамика, фарфор, гипс, ткань и т.д.) и по функциональности (кукла-погремушка, кула-ребенок, кукла-подушка и т.д.)

1б) театральные куклы — если кукла-игрушка — это образ человека вообще, то театральная — модель актера, наиболее близка к актеру кукла-марионетка

1в) обрядовые куклы — самые древние куклы, явились источником как кукол-игрушек, так и театральных кукол; нет НИ ОДНОГО народа, не имеющего в своей истории обрядовых кукол. Они выполняли функции талисманов-оберегов, а также были средством передачи детям верования и культуры народа

1г) куклы для шествий — это большие куклы, предназначенные для процессий (раньше — религиозных, потом — политических), они тоже выполняют магическую роль

1д) утилитарные куклы — те, которые имеют подчиненное значение, например куклы-погремушки, баба на чайник и прочие предметы бытового назначения (солонки, прихватки, посохи, сосуды и т.д., сделанные в форме кукол)

2. КУКЛА-МОДЕЛЬ или куклы для упражнения, для украшения, обычно статичные, неперемещаемые и не задействованные в игре или действии

2а) интерьерно-экстерьерные — пугало, восковая кукла, салонная кукла (авторская, уникальная, дорогая, на 1 месте — эстетическое значение, в России исчезли после 1917 года, возрождаются сейчас)

2б) витринные — манекены

2в) сувенирные — знак страны производства, распространена в странах массового туризма, произошли от этнических кукол

2г) коллекционные — уникальные куклы, изначально задуманные и выполненные для пополнения частной коллекции — самый молодой вид кукол.

2д) музейные — сюда включаются любые виды кукол, независимо от целей их создания

Три последние когда-то были игрушками, но перешли в пассивную категорию. Коллекции строятся на разных аспектах — имени кукольного мастера (куклы Брю), школе производства (французская, немецкая, английская…), типологии (манекен, bebe … ), на анатомии (куклы на каркаче, на шарнирах, на веревочках … ) и даже типах глаз, выражении лица, мимике… Коллекционирование старше музейных собраний

Тем не менее, в обыденной жизни они выполняют функции бытовых кукол-игрушек или сувенирных кукол. Также кукол используют как талисманы. В торговом деле — функцию кукол-манекенов.

В старинных народных игрищах или религиозных обрядах куклы исполняют культовые функции: «Коза» в рождественских обрядах, соломенное чучело на Масленицу, «Конь» на Светлой[2] или Русальной неделях.

Древнеславянские куклы были оберегами. Традиционная кукла изначально служила для совершения определённого обряда, выступала как символ дня, или новый этап в жизни человека. Таких кукол шили девочкам в период их физиологического созревания. Зольных кукол изготавливали из золы родительского очага и отдавали в приданое невесте. Ярко выраженная грудь зольной куклы была знаком материнства, многодетности, плодородия. Кукла-куватка в колыбели младенца оберегала ребёнка от злых духов, болезней. Когда человек заболевал, ему в постель на ночь клали красивую куклу, чтобы болезнь перешла в неё. После чего куклу сжигали. Куклу могли положить умершему в гроб. Кукла-заместитель могла находиться в доме умершего, чтобы облегчить расставание близким людям. Куклу Спиридона-солнцеворота (солярная символика) сжигали в период прибывания дня, 24-25 декабря (по новому стилю). Для народных гуляний, аграрных и прочих обрядов делали кукол в человеческий рост. Считается, что именно отсюда берёт начало народный, кукольный театр

[3].

На охоте применяется одна из разновидностей производственных кукол. В частности, «подсадные» деревянные куклы для приманивания настоящих диких уток. Бывают и «куклы-обманки». То есть якобы пачки денег, а на самом деле простой бумаги, вложенной между верхними и нижними настоящими денежными купюрами

[4].

В XIX веке в городах куклы были очень ценными и их хранили в шкафах. Дети ими просто любовались. Позже стали делать куклы из папье-маше. Они стали доступны каждому человеку. Существуют и такие куклы, которые в полном смысле являются художественными произведениями, то есть выполняют исключительно эстетические функции. В одних случаях эстетические функции они выполняют самостоятельно (так называемые выставочные куклы), в других случаях — в составе разнообразных художественных композиций. Например, в таких композициях объемных и плоских изображений, как художественные панорамы и диорамы. Существуют также музеи, в которых выставлены куклы всех времен и народов.

Особые позиции в искусстве занимают куклы-актеры. Это название сразу же дает понять, что куклы-актеры причастны к актёрскому искусству. Кукол-актеров используют как средства для изображения персонажей в различных спектаклях, кинофильмах, телепрограммах, карнавальных шествиях. Впервые это название использовал С. В. Образцов в 1938 году в названии одной из глав своей книги «Актер с куклой». Они могут быть привязаны на нитки, а могут просто одеваться на руку человека. С помощью них показывают спектакли как для детей, так и для взрослых.

С помощью таких кукол создаются пространственно-временные образы персонажей в кукольных и не кукольных спектаклях, эстрадных миниатюрах, кинофильмах и в других аналогичных произведениях. Куклы-актеры управляются и приводятся в движение обычно актёрами-людьми, а иногда автоматическими механическими и механически-электронными устройствами. Также стали делать и говорящих, и ходящих кукол, они получили название автоматических кукол или кукол-роботов.

Куклы-актеры подразделяются на виды. Существуют такой тип кукол, как марионетки. Они привязаны на ниточках или лесках и управляются сверху. Их движения получаются очень правдоподобными. В театрах также используют планшетные куклы, которые управляются с помощью планшетов. Они управляются с помощью рукояток, которые прикреплены к голове и к другим частям тела. Существуют и пальчиковые куклы, которые можно использовать в домашних условиях. Их можно сделать даже из бумаги, предварительно разрисовав их и надеть на пальцы. А можно просто разрисовать пальцы фломастером или краской. Также часто используют перчатки.

Джордж Лемнен. Девочка с куклой, 1904

Кукла — игрушка обычно изображает человека или животное. Однако кукла-игрушка может не изображать, а только обозначать какое-либо настоящее или воображаемое (фантастическое) существо. Например, для ребёнка, который скачет верхом на прутике (палке), этот прутик обозначает его коня.

Куклы как детские игрушки возникли (вернее превратились в кукол из изображений духов, божков и т. д. или наоборот) ещё в доисторические времена. По форме они были довольно примитивными, а изображали и/или обозначали внешность людей или иных живых существ.

Но довольно сложные и художественно доброкачественные куклы-игрушки появились достаточно поздно. Материалом для их изготовления служили фарфор, дерево или ценные металлы, поэтому стоили они достаточно дорого. Иногда часть куклы, для удешевления, делалась тряпичной. Впрочем, деревенские девочки заворачивали полено в тряпицу и убаюкивали их как обычных кукол-игрушек в виде человеческих изображений.

Даже в XIX веке купить куклу могли позволить себе только очень богатые люди. Их хранили в специальных шкафах или кукольных домах. Механическая же кукла являлась раритетом и настоящей драгоценностью. С появлением папье-маше кукол стали делать из этого материала и стоимость их резко снизилась. Появились различные виды кукол: говорящие или плачущие, ходящие.

После того, как развилась химическая и полимерная промышленность, кукол стали изготовлять и из полимерных материалов, ассортимент их резко увеличился, их производство было пущено на поток. Среди современных кукол широко известны пупсы, Барби и её свита. Существуют целые кукольные народы, например Cabbage Patch Kids (детишки с капустной грядки). Многие современные куклы, как и прочие игрушки, являются электронными устройствами.

Часто кукол изготовляют в рекламных целях или как сувенир: куклы в национальных костюмах, куклы-символы (талисманы) каких-либо мероприятий, гигантские куклы в диснейлендах или магазинах.

Во многих странах куклы, которые продают туристам, являются серьёзным источником дохода. Например, некоторые японские деревянные куклы кокэси издают забавный звук, если им поворачивать голову. В Испании, Италии и в латиноамериканских странах во время карнавалов продают кукол, точно имитирующих тело человека (иногда даже вульгарно и эпатирующе) и одетых в карнавальные костюмы.

Бумажные куклы[править | править код]

Первый промышленный выпуск бумажных кукол датируется 1810 годом. Известная британская фабрика выпустила набор для вырезания под названием «Little Funny». Публика приняла идею с интересом, и процесс был поставлен на поток. Ровно через два года вышла американская версия бумажных кукол под названием «История и приключения Маленького Генри». Примечательно, что данная версия игры была рассчитана на детей обоих полов.

Успех первых выпусков «бумажных историй» стал началом массового производства альбомов с различными фигурками для вырезания. Фабрики из разных стран занялись выпуском альбомов для бумажного моделирования с разнообразными фигурами для вырезания. Одни предлагали вырезать одежду и куклу, другие — собрать героев по частям с нуля.

В 1959 году в крупном женском журнале Godey`s Lady`s Book появилась первая бумажная кукла, напечатанная не в тематическом альбоме. Издатели приложили к ней готовый вариант костюма и вечернее платье. Спрос на журнал значительно увеличился. Позже идею подхватили другие периодические издания, и бумажные куклы для вырезания стали регулярно появляться на страницах газет и журналов.[5]

Кукла (кукла-актер) и персонаж спектакля[править | править код]

В каждом регионе мира и даже каждой стране имеются свои излюбленные виды кукольных персонажей и кукольных театров: русский Петрушка, английский Панч, турецкий Карагёз и другие.

Гигантские куклы, как доспехи надетые на актёров, давно использовались в балаганных и бродячих цирках, а во второй половине XX века появились в диснейлендах, а затем стали использоваться в массовых театрализованных праздничных представлениях и в произведениях других видов прикладного искусства (например, в сфере рекламы). На них и сейчас большая мода, они частые персонажи детских спектаклей или мероприятий.

Куклы являются частыми действующими лицами произведений искусства, сказок, анекдотов, мультфильмов (см. мультфильм «Босоножка и её друзья»).

Благодаря антропоморфной природе куклы в литературных произведениях чаще всего встречаются мотивы «оживления» куклы, превращение из искусственного и неживого в настоящее и живое. Примерами могут служить «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы» Карло Коллоди и «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Толстого. Также можно вспомнить знаменитого «Щелкунчика», который не только является героем сказки Гофмана и балета П. И. Чайковского, но повлиял на творчество многих писателей и художников. Тема оживших кукол также лежит в основе сюжетов ещё двух классических балетов: французского балета «Коппелия» (1870) и австрийского одноактного балета «Фея кукол» (Die Puppenfee) 1888 года.

Оживлённые с помощью магии созданные в XIX веке и вновь в очередной раз ожившие в наше время куклы являются главными персонажами японской манги и созданных на её основе аниме «Rozen Maiden».

В волшебных фольклорных сказках кукла чаще всего является такой помощницей главного героя, которая при уважительном отношении к ней помогает советом и делом своему обладателю (например, кукла в сказке Василиса Прекрасная). Возможно, в этом отразились древние языческие обряды, когда глиняная, металлическая, костяная или деревянная человеческая или человекоподобная фигурка выполняла роль фетиша или идола.

Особым направлением современного прикладного творчества является создание т. н. авторской куклы.

Авторская кукла чаще всего выполняется в единственном экземпляре, представляет собой плод длительного кропотливого труда. Может иметь портретное сходство с определённым человеком (см. портретная кукла), свой набор одежды и миниатюрных аксессуаров, быть изготовленной, подобно монолитной скульптуре, цельной или иметь шарнирные суставы (см. шарнирная кукла): такой кукле может быть придана практически любая эмоциональная поза.

Авторская кукла предназначена, скорее, для созерцания. Для изготовления авторской куклы существует огромное количество специализированных материалов, разработаны технологии и популярные методики. Сообщества любителей Авторской куклы в интернете насчитывают тысячи человек.

Авторские куклы подразделяются на множество жанров (например, характерная реалистичная кукла, фантазийная кукла, «кукла без куклы» и т. д.), техник исполнения (например, горячий и холодный пластик, фарфор, текстильные куклы и куклы из фоамирана) и по назначению (коллекционные, интерьерные и т. д.).

В последние годы современное искусство авторской куклы породило спрос не только среди коллекционеров, но и искусствоведов, дизайнеров интерьеров, одежды и даже архитекторов. Присутствие авторской куклы в интерьере стало уже давно хорошим тоном и показателем изысканного вкуса обладателей. Во всем мире ежегодно проводятся сотни крупных выставок, посвященных искусству куклы.

Самые распространённые аксессуары для кукол — кукольная одежда и кукольные домики.

Кукольная одежда изготавливается из тонких тканей, в отличие от одежды для людей, она шьётся без подгибки. Края изделий могут обрабатываться специальным средством, либо не обрабатываться вообще в зависимости от материала и качества изделия. На фирменной кукольной одежде практически всегда присутствуют специальные липучки, позволяющие с лёгкостью её надевать и снимать. Большинство современной кукольной одежды производится в Китае.

Кукольные домики появились в витринах европейских магазинов для детей с XVII-го века. Первые кукольные домики были сделаны вручную, но после Второй мировой войны их производство стало массовым и они стали более доступными. Детские кукольные домики в течение 20-го века были изготовлены из дерева и пластика. Современные кукольные домики для взрослых коллекционеров обычно делают из дерева.

  • Берстенёва Е. В., Догаева Н. В. Кукольный сундучок. — М.: «Белый город», 2013. — (Моя первая книга). — ISBN 978-5-7793-2030-6.
  • Голдовский Б. П. «Художественные куклы. Большая иллюстрированная энциклопедия». Издательство: Дизайн Хаус, 2009 г., 296 стр. ISBN 978-5-903500-07-9.
  • Горалик Л. Мир Барби // Горалик Л. Полая женщина: Мир Барби изнутри и снаружи. — М.: НЛО, 2005
  • Емялёва Г. Традыцыйныя лялькі ў каляндарнай і сямейнай абраднасці беларусаў (белор.) // Фальклор і сучасная культура : матэрыялы ІІІ Міжнар. навук.-практ. канф., 21—22 крас. 2011 г., Мінск. У 2 ч. Ч. 2. — Мн.: Выд. цэнтр БДУ, 2011. — С. 60–61. — ISBN 978-985-476-946-2. Архивировано 1 января 2015 года.
  • Игрушка. Ея исторія и значеніе. Сборник статей подъ редакцией Н. Д. Бартрам. — М.: Типография И. Д. Сытина, 1912—С.85-139.
  • Каджая Н. Древние славянские символы и их значения // Фальклор і сучасная культура : матэрыялы ІІІ Міжнар. навук.-практ. канф., 21—22 крас. 2011 г., Мінск. У 2 ч. Ч. 2. — Мн.: Выд. цэнтр БДУ, 2011. — С. 9–11. — ISBN 978-985-476-946-2. Архивировано 1 января 2015 года.
  • Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. — СПб.: «Паритет», 2012. — 240 с. — ISBN 978-5-93437-148-8.
  • Лотман Ю. М. Куклы в системе культуры // Лотман Ю. М. Избранные статьи. В 3-х т.т. Т. I. Таллин, 1992, с. 377—380
  • Морозов И. А.. Феномен куклы в традиционной и современной культуре: кросскультурное исследование идеологии антропоморфизма / Российская акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. — М.: Индрик, 2011. — 352 с. — 800 экз. ISBN 978-5-91674-114-8
  • Христова Г.П., Ревнева С.Н. Календарные праздники и обряды Воронежской области // Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области. Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. — Вып. III / Сост. Пухова Т. Ф., Христова Г. П.. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. — С. 7—21.

Тема 1. Кукла, что это такое? Типология кукол

Тема куклы многогранна, она охватывает разные стороны жизни человека и изучается многими науками. С конца ХIХ века кукла как культурное явление находилась в центре внимания искусствоведов, философов, культурологов, этнографов, историков, педагогов, коллекционеров, специалистов по детской игрушке. Поэтому и определения кукле давали самые разнообразные. Но мы с вами остановимся на том, которое еще в 19 веке дал составитель «Толкового словаря живого великорусского языка»  В. Даль Подробнее о его биографии и трудах см. здесь http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D0%BB%D1%8C,_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87   

Народные традиционные игрушки (илл. из книги Г.Дайн «Русская народная игрушка», 1981 г.)

Кукла – это созданная человеком из дерева, тряпья, кожи, соломы и прочего фигурка, изображающая живое существо (человека, зверя). Классифицировать кукол тоже пытались неоднократно, но наиболее органичной и всеохватывающей типологией кукол и по сей день остается система, разработанная знаменитым философом и культурологом  Ю.М. Лотманом Юрий Михайлович Лотман: (1922–1993) - русский литературовед, семиотик, культуролог. Член Академии наук Эстонии, член-корреспондент Британской академии наук, член Норвежской академии наук. Создатель широко известной Тартуской семиотической школы и основатель целого направления в литературоведении в университете Тарту в Эстонии (до 1991 Эстония входила в состав СССР). Прочитать статью Ю.М.Лотмана «Куклы в системе культуры» можно здесь http://ec-dejavu.ru/d/Doll.html

Исходя из принципа «мобильности» кукол, он предложил разделить их на две основные группы: кукла-игрушка и кукла-модель.

К первой группе, по Лотману, относятся куклы-игрушки, или куклы для игры.

Фотографии начала ХХ века

К ней же причисляются театральные куклы и детские игрушки, основным отличием которых является способность двигаться или быть объектом игр либо манипуляций. В эту группы входят обрядовые куклы (самые древние куклы),

Кукла. Африка. 1880-1925 гг., дерево.

Такую стилизованную куклу до замужества девочки носили на спине как амулет от сглаза куклы для шествий,

 

Фестиваль в Гластонбери. Англия. 2003 г.

утилитарные куклы (то есть, когда сама фигура куклы имеет не самостоятельное, а подчиненное значение. Самым ярким примером служат куклы-погремушки, а также солонки в виде кукол, «бабы на чайник»),

 

Погремушка с куклой

и телевизионные куклы (эти куклы в отличие от кукол — игрушек работают на мир взрослых. Во второй половине ХХ века стали очень популярны по всему миру сатирические программы с участием кукол, изображающих политических деятелей).

 

Кукла Б.Н.Ельцина из российской телевизионной передачи «Куклы»

Кукла в первую очередь ассоциируется с игрушкой, причем игрушкой детской. Ребенок и игрушка — понятия нерасторжимые: едва ли не во все исторические эпохи и практически повсеместно непременными участниками детских игр были игрушки.

 

Джейм Чампни, Урок, 1874г.

Особое место среди них всегда занимала кукла, и «особенность» обусловлена, прежде всего, тем, что лишь она создана по образу и подобию человека, и только она является его изображением — не важно, реалистическим, гротескным или подчас очень условным. Самое интересное, что в начале своего исторического пути кукла как раз игрушкой не являлась, а имела совершенно иное предназначение — она носила культовый характер, изображала божество, выступала в роли искупительной жертвы, «ловушки» для злых духов, оберега, талисмана.

 

Армянская кукла, изображающая солнцеликое божество

Поэтому ее изображение было условно. И сегодня дети «очеловечивают» свернутых из соломы и тряпок лялек, а порой и просто ветку, наделяя обыденные предметы «человечностью». Здесь нет ничего удивительного, ведь детская игра строится на присущей ребенку способности оживлять неодушевленный предмет и верить в это перевоплощение. Чем больше кукла лишена конкретности, тем больший простор для творчества и фантазии она оставляет ребенку. Таким образом, тяга детей именно к простым игрушкам (куклам) органично совпадает с древнейшей традицией создания условных, непритязательных кукол-игрушек.

Теперь мы рассмотрим вторую группу кукол по классификации Ю.М. Лотмана: согласно Лотману, к ней относятся куклы как модель (куклы для упражнения), а также куклы для украшения, обычно статичные, неперемещаемые и не задействованные в игре или в каком-либо действе. Это интерьерные,

 

витринные,

 

сувенирные,

 

 

пугала,

 

коллекционные,

 

музейные,

 

(сюда включаются любые виды кукол, независимо от целей их создания. Но находясь в музейном пространстве, они становятся неподвижным объектом),

восковые куклы

и манекены.

Существуют и другие классификации кукол, например, по методу использования (функции кукол) или по материалам, из которых кукла делается. Но подобные типологии очень сложные и объемные, в них легко запутаться, в отличие от предложенной Лотманом, которая проста и лаконична. И потому видится мне наиболее удачной.

Вместе с человеком кукла освоила различные материалы:

глину

 

дерево,

 

воск,

гипс,

папье-маше,

фарфор,

 

резину,

пластик,

 

винил.

 

Однако в этой цепочке технологий не устарела тряпичная традиционная кукла.

 

Кукла Мамка

Ведь именно традиционная кукла манит нас в уютный мир детства, в мир мечты и сказки.

К.В.Лемох

А куда нас манит современная кукла? Всем известно, как сегодня привязаны многие девочки к разнообразным Барби с бесконечными, по сути, возможностями переодевания и обустройства.

 

Куклы Барби и мебель современных кукольных домиков

Да и многие родители не видят в этом ничего дурного, не осознавая, что большинство современных кукол олицетворяют собой псевдожизнь общества потребления с постоянной сменой нарядов и вещей. Об этой проблеме заговорили еще в XIX веке, как только стали появляться подобные массовые куклы. Л.Н. Толстой, например, запрещал покупать таких кукол своим детям. А крупнейший в России знаток кукол  Н. Бартрам Николай Дмитриевич Бартрам (1873 -1931) - художник, искусствовед, коллекционер, основатель и директор первого в России Музея игрушки (ныне – Художественно-педагогический музей игрушки РАО, г. Сергиев Посад)., а также  А. Бенуа Александр Николаевич Бенуа (1870 -1960) - русский художник, историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства» сетовали, «что такие “настоящие” куклы, похожие на чучела людей/детей, оставляют неудовлетворенное, неясное, нередко гнетущее впечатление».

 

Подобные куклы воплощают собой древний, порой страшноватый, миф об оживающей статуе. Поэтому они и вызывают довольно противоречивые чувства у человека.

 

Авторская кукла

Вспомните ситуацию, когда вы оставались один на один с такой идеально сделанной и «почти настоящей» холодной красавицей. Что Вы при этом чувствовали? Не правда ли, порой становилось неуютно от ее застывшего взгляда, который, тем не менее, внимательно следит за вами?

Но какой бы кукла не была, она остается первой среди прочих игрушек. В каждом доме во все времена от суровых заснеженных просторов до знойных безводных пустынь кукла сопровождает человека. Подобно таинственному фантому она неотступно следует за человеком с детской колыбели, чтобы в конце жизненного пути в качестве амулета сопроводить его в иной мир. Особенно это относится к традиционным тряпичным куклам. На традиционную куклу не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.

Традиционные куклы пеленашки

Кукла – знак человека, его игровой образ – символ, обретает «жизнь» при помощи воображения и воли своего создателя. В этой роли она фиксирует время, историю культуры, страны и народа и сохраняет в своем образе характерные черты, создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Удивительна схожесть, перекличка кукол у разных народов. Их объединяет не только происхождение (игровые куклы везде возникли из ритуальных), но и общечеловеческие идеи и ценности: почитание предков и родителей, следование традициям повседневной жизни. Самое важное, что во всех культурах к кукле относятся как к живому (оживающему) существу.

В истории человечества кукла всегда играла таинственную и важную роль. Почему? Давайте попробуем вместе это понять.

Но сначала вспомните, в какие куклы вы сами играли в детстве? Какая кукла была самой любимой и почему? Делали ли вы куклы сами?

Задание для самостоятельной работы
— Определение и типология куклы.
— Соберите у себя дома (на даче) всех имеющихся кукол. Чем больше у вас будет кукол, тем интереснее будет выполнять задание.
— Заполните сначала таблицу, приведенную ниже. В верхней строке дан образец заполнения таблицы.

Кукла, время создания

Материал изготовления Одеяние куклы Изготовление(ручная или производственная работа) Особенностикуклы Назначение (функция)

Резиновый пупс, 80-ые гг. ХХ века

резина

Вязаный костюм (ползунки, джемпер). Соответствует детской моде того времени.

производственная

Костюм на кукле сделан вручную, хозяйкой куклы

Игрушка

 

 

 

 

 

 

 

Какие бывают куклы? Виды кукол: краткое описание

Они бывают самых разных размеров, изготавливаются из многочисленных материалов, некоторые из них похожи на малышей, другие — совсем как взрослые, с ними играют маленькие девочки, они становятся частью дорогостоящих коллекций, в некоторых культурах им даже поклоняются. Догадываетесь, о ком пойдет речь? Герои этой статьи — куклы. Виды кукол, как и историю их появления, описать в полной мере довольно трудно, если и вовсе не невозможно.

резиновая кукла

Первые куклы и их назначение

Главная особенность, которая отличает куклу от других игрушек, заключается в том, что она внешне напоминает человека, причем степень похожести может быть разной. Тряпичные куколки-обереги схожи с людьми только силуэтом, а вот куклы в виде детей едва отличимы от настоящих младенцев.

Еще первобытные люди изготавливали человекоподобные фигурки, но назначение у таких изделий было сакральное. Поклонялись скульптурам людей и в Древнем Египте, о чем свидетельствую находки археологов. Их изготавливали из дерева, ткани, глины, а также драгоценных камней и металлов. В то же время кукол, сделанных из подручных материалов, использовали и для детских игр.

Куклы, которыми играли в античности в Древней Греции и Риме, действительно вызывают восхищение, ведь руки и ноги у таких игрушек двигались при помощи шарниров.

В Средние века в Европе куклы широко использовались в христианстве, ведь с их помощью можно было легко и интересно рассказать библейские сюжеты. И в наше время сохранилась традиция в канун Рождества выставлять у храмов прототип Вифлеемских ясель, где в роли младенца Христа, Девы Марии, Иосифа и других участников той сцены выступают большие куклы.

большие куклы

Славянские куклы

Еще с языческих времен куклы-обереги стали частью культуры наших предков. Для изготовления таких куколок использовали различные материалы, такие как лен, солома, зола, глина, ткань, дерево и другие. Сам процесс создания был окутан большим количеством правил, запретов. Например, лицо всегда оставалось нераскрашенным, так как верили, что через глаза может вселиться нечисть. А еще запрещалось использовать иголку и ножницы. Ткань не резали, чтобы не отрезать удачу, а обрывали, заматывали определенным образом и закрепляли при помощи узлов, придавая форму куклы. Виды кукол-оберегов зависели от их назначения. Так, кукла «Десятиручка» была призвана помочь молодой хозяйке с новыми хлопотами по дому, а «Берегиня» защищала домочадцев от злых людей.

Помимо кукол-оберегов у славян были игровые и обрядовые куклы. Игровые делали специально для детей, ведь обережными куколками играть запрещалось. А обрядовые куколки создавались по случаю какого-нибудь праздника.

Роскошные и дорогие

С середины 14 века французские мастера начали изготавливать кукол, которые, несомненно, внесли свою лепту в закрепление за Францией статуса модной державы. В те далекие времена, когда не было гламурных изданий и визуальных СМИ, изысканные куклы Пандоры своим внешним видом демонстрировали миру последние модные тенденции. Рост таких дамочек составлял 35 см, причем к каждой из них прилагался сундучок с нарядами и аксесуарами. Стоимость таких фарфоровых красавиц делала их доступными только высшим слоям общества. В то время как Пандоры занимали свои почетные места на недоступных для детей полках, для игр использовали кукол попроще и подешевле.

куклы виды кукол

Германия 15 века стала местом расцвета деревянной куклы, а с появлением в 19 веке нового материала — папье-маше — лицо и руки игрушечных красавиц стали более выразительными и изящными. Для этих же целей использовали и более дорогой фарфор, а вот само тело шили из ткани.

В 18 веке увидели свет бумажные куклы, но, как и в истории с Пандорами и фарфоровыми красавицами, предназначались они не для игр. При помощи таких бумажный моделей дизайнеры разрабатывали и демонстрировали свои творения.

Революция в кукольном мире

Появление такого материала, как пластик, несомненно, совершило настоящий переворот в производстве игрушек. В 70-е годы 19 века в Америке для изготовления кукольных голов начали использовать целлулоид — специальный пластик на основе целлюлозы. Новый материал не боялся воды, был намного прочнее фарфора, а главное — дешевле. Но был и минус: целлулоидный пластик очень легко воспламеняется и хорошо горит, поэтому в 20 веке кукольники отказались от его использования.

Переломным фактором можно считать и появление многочисленных фабрик, где массово и по законам рынка производились куклы. Виды кукол определил спрос и потребности детей разных возрастных групп. Кукол наконец-то начали создавать именно для детей.

Нельзя недооценивать значение кукол для формирования личности девочки и ее социализации в обществе. При помощи куклы ребенок может проигрывать различные ситуации из реальной жизни с позиции взрослого, учиться общаться с окружающими. Любимая маленькими девочками игра дочки — матери развивает материнский инстинкт, способствует формированию личности.

Всем известные и любимые пупсы необходимы каждой девочке, ведь, ухаживая за таким пластиковым ребенком, малышка учится быть мамой. Очень интересно наблюдать да детьми 10–12 месяцев, именно в это время они начинают подражать взрослым. Уже в это время кукла-пупс будет как нельзя кстати.

Со временем для производства кукол начали использовать все более подходящие материалы — винил, резину, силикон. Синтетические материалы заменили природные, тем самым дав возможность промышленности развиваться, а детям — получать разнообразные модели кукол, с которыми можно безопасно играть.

Куклы в Советском союзе

В то время как европейские мастера изготавливали изысканных кукол из фарфора, кукольники царской России не оставались в стороне. В 18– 19 веках прославились российские фабрики Журавлева и Кошечкова, Гудкова и Федосеева, Шраера и Фингергута. Куклы той эпохи изображали нарядных барышень, гусаров, модных горожанок. И неудивительно, что за свою нескромность в 20-е годы 20 века эти изящные русские куклы были уничтожены по приказу Советской власти.

В новой стране игрушки должны были быть для простых людей. Кукол изготавливали из пластика, иногда туловище делали тряпичным. Деталям не уделялось большого значения, волосы плохо расчесывались, из нарядов у такой куколки было разве что пестрое ситцевое платье. Резиновая кукла Зина стала героиней одноименного стихотворения Агнии Барто. Почему именно Зина? В то время у каждой советской куклы было свое имя — его указывали на бирке, прикрепленной к игрушке.

русские куклы

Бумажные куклы стали еще одним символом той эпохи. Их можно было встретить в арсенале каждой советской девочки. Гардероб такой куклы мог быть бесконечно большим, ведь придумывать и рисовать новые наряды можно было самому.

В конце 1980-х на полках советских магазинов появились заграничные куклы Бабри, остающиеся мегапопулярными и в наши дни.

Современные бренды

Популярная и сегодня кукла Барби была придумана американкой Рут Хендлер в 1950-х, прообразом для нее послужила кукла Лилли — героиня комиксов немецких газет. Кардинальное отличие куклы Барби от других кукол того времени заключалось в том, что Барби — это не ребенок. С помощью такой куклы девочки получили возможность ставить себя в игре на место взрослого. Кстати, нетрудно догадаться, как звали дочь изобретательницы всемирноизвестной куклы. Ее звали Барбара.

Со времен своего появления и до сегодняшнего дня Барби претерпела множество трансформаций, как в принципе и ее гардероб. Но тогда и сейчас — она самая популярная кукла в мире.

Около 15 лет назад появилась еще одна кукла, о которой заговорили все, — это кукла Братц. Создавались они по образу Барби, но если Барби — взрослая женщина с тонкой талией, длинными ногами и большой грудью, то кукла Братц — скорее подросток, с менее выраженными формами, но не лишенная их. У нее заметно непропорциональная голова, но такая задумка разработчиков пришлась по душе девочкам по всему миру.

Большие куклы, ростом почти как дети, тоже в тренде. Например, кукла Бэби Борн ростом 43 см, это на 7 см меньше среднего роста новорожденного младенца. Кукла умеет плакать, кушает кашу, пьет воду, а еще ходит в туалет. Куклы ростом 70-80 см изображают детей постарше.

В то время как все взрослые помешались на книгах и сериалах о вампирах, зомби и прочей нечисти, данная тема проникла и в мир детей. Куклы Монстер Хай, при виде которых перекрестится каждая бабушка, стали самыми популярными игрушками современности. Предысторией для их создания стал мультфильм, герои которого учатся в школе монстров. Все они обладают магическими способностями и весьма неординарным внешним видом. Целые серии кукол посвящены и героиням других не менее популярных мультфильмов: «Винкс», «Май Литл Пони», «Нови Стар Дол».

бумажные куклы

До сих пор в моде остаются смешные текстильные куклы Тильды, придуманные норвежкой Тони Финнангер. Эти игрушки-примитивы появились в 1999 году, а истории об их приключениях можно прочитать в серии книг с одноименным названием.

Не для детей, а вместо

Около 20 лет назад в Америке были придуманы необычные силиконовые куклы в виде детей, получившие даже отдельное название — реборны. Эти игрушки довольно дорогие, ведь передать все мельчайшие черты может только настоящий мастер и только вручную. А играют в таких кукол… взрослые.

куклы в виде детей

Мнения о реборнах разделились. Дело в том, что такие силиконовые куклы, как высказываются некоторые, «до жути похожи на настоящих детей», поэтому их либо коллекционируют забавы ради, либо относятся как к живым, но это уже схоже с психическим заболеванием.

Авторские куклы

Новое направление в современном изобразительном искусстве — это создание авторской куклы. Виды кукол в этой сфере могут быть определены исходя из техники изготовления арт-объектов, жанра исполнения, назначения.

Такие куклы всегда уникальны, они созданы автором в единственном экземпляре, наполнены чувствами и эмоциями. К сожалению, как и многие другие виды кукол, авторские предназначены для созерцания, а не для игр.

Куклы народов мира

У каждого народа есть свои знаменитые блюда, песни, костюмы и другие явления материальной и духовной культуры, среди которых свое место занимают национальные игрушки.

Русские куклы-матрешки — одни из самых узнаваемых и любимых сувениров из России. Япония славится своими куколками кокэси, изготавливаемыми из дерева и росписанными вручную.

Африканские куклы изображают темнокожих женщин, изготавливаются из дерева, листьев, трав, украшаются бусинами.

текстильные куклы

Резиновая кукла нашего детства, новомодная Бэби Бон или простая тряпичная куколка, которой играли несколько столетий назад, — все эти девичьи игрушки имеют одно важное назначение. С их помощью маленькие девочки учатся быть мамами, в игровой форме усваивают модели поведения, принятые в обществе. Актуальность этих игрушек сохраняется во все времена.

Стиль и виды текстильных кукол

  Текстильные куклы прекрасны в своем разнообразии. У новичков просто разбегаются глаза. Что ж, упростим задачу и поговорим о популярных направлениях этого русла хэнд-мейда.

   Начнем с главного. По предназначению текстильные куклы делятся на игровые, коллекционные и интерьерные. Игровые требуют дорогого материала, внимательной и аккуратной работы. К интерьерным куклам вопросов меньше – можно использовать недорогие материалы (главное, чтобы ткань сочеталась). Коллекционные куклы – нечто среднее.

   Все текстильные куклы имеют ряд особенностей:

* «Боятся» стирки. Вода может повредить акриловые краски, которыми часто расписывают лицо.

* Требуют аккуратного обращения. Иначе кукла быстро потеряет стиль или порвется.

  Делаем вывод: текстильная кукла — игрушка для взрослой девочки. Купить авторскую текстильную куклу, значит сделать подарок, который вызывает самые теплые эмоции. Кроме того, такое украшение добавит нотки оригинальности любой комнате.

   Перейдем к обзору основных разновидностей. Какие текстильные куклы шьют чаще всего?

  1. Первое место в нашем рейтинге заслуженно принадлежит кукле Тильде. Ее «мама» — Тоне Финнангер из Норвегии. Ей принадлежит идея, она же дала кукле имя. «Тильда» — потому что всем членам семьи Тоне дают имена, начинающиеся на «Т».

  Тильда не обязательно человек. Это может быть милая зверушка, рождественский ангелочек, Снегурочка – получается забавная мягкая игрушка.

   Выкройка Тильды достаточно проста, вам не обязательно владеть супер-навыками шитья. Весь образ персонажа довольно схематичен. Чаще всего на мордашке куклы только несколько бусинок, изображающих глазки и носик, рот обычно отсутствует.

  Очень важен наряд. Используйте кружево, натуральные ткани и пастельные цвета. Создайте несколько винтажный стиль, тогда ваша Тильда запросто будет покорять сердца.

  2. Следующая по популярности кукла – Снежка. Еще ее называют Снежной девочкой, «Куклой с большими ногами». Авторство принадлежит Татьяне Коннэ.

  Считается, что название «Снежка» пошло от Снежного человека с его впечатляющим размером стоп. Так что очевидная особенность этой жительницы игрушечной страны – большие ноги, форма которых позволяет кукле твердо держаться на ногах.

   Снежка похожа на Тильду глазками-бусинками. Кроме того, у нее тоже нет рта. На личике куклы всегда нежный румянец.

  Снежка – стиляга-модница, которая никогда не откажется от новой коллекции нарядов. Покупать одежду для интерьерных кукол Снежек для создания эффектного образа большеножки – весьма увлекательный процесс.

  3. Третье место в нашем рейтинге принадлежит Тыквоголовке. Прародитель Тыквоголовки – кукла по имени «Реггеди Энн». Ее автор — американский художник начала 20 века Дж. Грюэль Бартон. В 1914 году его дочь Марсела находит на чердаке старую куклу, которая когда-то принадлежала ее бабушке, маме Бартона. Личико Реггеди от времени полиняло, и художник нарисовал новое, черты которого знакомы многим современным мастерицам – треугольный красный носик и улыбка. Эта милая история имеет печальный конец – через год Марсела умерла в возрасте 13 лет.

 Особый стиль Тыквоголовкам придала известный мастер Елена Коган. Отличает их большая голова, напоминающая тыкву, со швом посреди лица. Раскраска личика не схематична, как у Тильды и Снежки – на нем выразительные глазки, рот и нос. Мастер может обдумать каждый штрих лица – в общем, полная свобода творчеству. Это дает возможность дать каждой Тыквоголовке свой характер.

   4. Чем-то напоминают Реггеди чердачные куклы. Название говорит само за себя – они производят впечатление потеряшек с чердака. Давным-давно мамы и бабушки американских детей сами мастерили куклы из того, что под руку попалось – мешковины, старых тряпок и соломы.

  Чердачных, или примитивных кукол отличает продуманная потрепанность. «Состарить» куклу стильно и со вкусом нужно еще уметь. Но так как примитивы – любимые куклы многих мастеров, в открытом доступе можно найти бесчисленное множество авторских выкроек и схем.

   5. У россиян есть свои «чердачные куклы» — народные славянские. Они куда древнее американских «сестренок».

   Народные славянские куклы издавна служили оберегом дома. Традиционные обереги не имеют лица – ни глаз, ни носа. Еще одна особенность – при шитье нельзя пользоваться ножницами, ткань разрывают вручную.

  6. Вальдорфскую куклу создали немецкие учителя в педагогических целях. Куклы – своеобразные друзья ребенка, они взрослеют вместе с ним.

    Пропорции игрушки полностью соответствуют детскому телу. Личико кукол малышей схематично, даже безлико — для развития воображения. Игрушка не навязывает определенный образ. Куклы для повзрослевших детей имеют более рельефные черты лица. Одежду ребенок подбирает сам.

   Вальдорфские куклы делаются из натуральных тканей – хлопка, льна, овечьей шерсти, очень приятных на ощупь. И сами дети, и мастера шьют Вальдорфов вручную по специальной технологии.

  7. Тряпиенсы, которых еще называют «тряпичные Барби». Родина тряпиенсов – Япония. Их придумала Юнг Хи Янг из Сеула. В детстве она всегда с восторгом любовалась куклами в витринах магазинов, но увы – семья была бедной.

  Юнг выросла, стала работать тележурналисткой. В один прекрасный момент она уходит в декрет. Появляется свободное время, и Юнг вспоминает о детской мечте. Она немедленно идет на рынок, покупает материал и шьет куклу, которую называет Dream Doll (Кукла Мечты).

   В тряпиенсах прослеживаются мотивы аниме, кроме того они напоминают Барби и кукол-примитивов.

Особенность тряпиенсов – глаза, которым несколькими штрихами придается любое выражение. Базовое состояние – закрытые веки. Юнг говорила, что ее куклы могут отражать настроение владельцев – грустное или радостное.       При отрисовке лица используются акриловые краски.

  Это изящные, воздушные куклы. Тряпиенсов достаточно сложно шить, но дело того стоит – при должном старании получится настоящий шедевр.

   8. Текстильные куклы на шарнирах и каркасе. Эти куклы очень авторские и сложные в исполнении.

 Благодаря каркасному скелету кукле можно придать любую форму и положение. Шарнирных отличает подвижность.

   Вообще это очень пластичные куклы. Их, как и Вальдорфов, можно использовать в педагогических целях.

   В творческой жизни мастера наступает момент, когда он создает свою, авторскую текстильная куклу. Вы будете кроить, шить, потом перекраивать и перешивать. А затем родится ваш собственный шедевр.

  Все мастера начинают со стандартных кукол. Выбирайте стиль, близкий вам, или же шейте разные виды игрушек. В конце концов и вы создадите куклу, которую запишут в подобный рейтинг.

Виды антикварных кукол / База знаний, сравнение кукол разных производителей / Бэйбики. Куклы фото. Одежда для кукол

Добрый вечер друзья. Нашла сегодня вот такую небольшую статейку, может кому будет интересно.

Антикварная кукла — это кукла, которая была произведена до 1930-35х годов. Стоит отметить, что старые советские куклы, пластмассовые куклы не являются антикварными.




Виды антикварных кукол:
1) Фарфоровые антикварные куклы — куклы полностью сделанные из фарфора.


2) Фарфоровые куклы на композитном теле — куклы с фарфоровой головой и композитным телом (почти как папье-маше). Вот так выглядит композитное тело:


3) Фарфоровые куклы на кожаном теле — куклы с фарфоровой головой и телом из кожи. Чаще всего это дамы с четко выраженной фигурой, кукла-девушка:

Так кукла выглядит без одежды:

Так уже в наряде:

На кожаном теле бывают так же куклы-девочки (или мальчики), при этом обычно кожаное тело выглядит так:


4) Восковые антикварные куклы — литые куклы из толстого воска, на основе из папье-маше или другого материала.


5) Текстильные антикварные куклы. Это могут быть куклы, сделанные полностью из ткани:


Так же это могут быть куклы с фарфоровой головой и текстильным телом (как кукла на коже). Как этот мальчик:


6) Деревянные антикварные куклы. Вот несколько примеров полностью деревянных кукол:


▷ Как выбрать куклы — в ✔ E-katalog.ru ✔ , советы по выбору, характеристики в каталоге кукол

Возраст

Минимальный возраст ребенка, для которого кукла считается подходящей. Эти рекомендации, разумеется, несколько условны — ведь за месяц-два до календарного дня рождения ребенок уже может соответствовать по уровню развития старшему возрасту. Тем не менее, отступать от них все равно крайне нежелательно. Дело в том, что чем «старше» кукла, тем она сложнее, тем большим количеством различных предметов она может дополняться и тем мельче детали, из которых состоит и сама кукла, и эти предметы.

Поэтому покупка неподходящей куклы для маленького ребёнка чревата двумя опасностями. Во-первых, маленькие дети склонны тянуть в рот различные предметы, и мелкая деталь может попасть в пищевод или дыхательные пути. Во-вторых, столкнувшись со слишком сложной игрушкой, малыш может расстроиться и даже испугаться, получив таким образом нежелательный негативный опыт (результатом которого может стать боязнь всех кукол вообще). Также отметим, что некоторые куклы (например, популярного бренда Monster High) выполняются в «жутком» оформлении по мотивам историй о монстрах; это обычно нормально воспринимается подросшими детьми, но может напугать малыша.

Тип

Общий тип куклы.

Кукла. В данном случае имеются в виду «обычные» куклы, у которых нет ярко выраженной специализации. Обычно это куклы в виде девочек или девушек (куклы-мальчики вынесены в отдельную категорию).

Пупс. Пупсами называют кукол, которые копируют маленьких детей. Такие игрушки обычно не имеют «половой принадлежности». Чаще всего они рассчитаны на младшую возрастную категорию, но есть и исключения.

Кукла мальчик. Куклы, выполненные в виде мальчиков или мужчин. Хотя «классикой жанра» считаются куклы-девочки, однако далеко не всех детей устраивает «чисто женская компания».

Семья. Под семьей в данном случае подразумевается набор из нескольких кукол. Это может быть как семья в классическом смысле (папа, мама, дети), так и другой вариант — например, подружки.. «Семью» можно собрать из отдельно купленных кукол, но купить сразу набор бывает удобнее: как минимум, «члены семьи» соответствуют друг другу по высоте.

Русалка. Хотя русалки — морские существа, однако подобные куклы чаще всего делаются «сухопутными» и не предназначаются для купаний. Для удобства использования вне воды могут предусматриваться различные ухищрения — например, закрученный хвост, играющий р…оль подставки, кресло, в которое можно усадить куклу и т.п.

Фея. Куклы в виде фей — сказочных волшебниц. В сказках феи имеют крылья и могут летать; некоторые куклы этого типа в самом деле могут делаться летающими (см. «Возможности куклы»).

Ангел. Куклы-ангелы во многом схожи с куклами-феями и отличаются лишь стилем оформления: традиционным «ангельским» цветом считается белый.

Принцесса. Куклы-принцессы одеты в роскошные платья, также наряд часто включает корону. Некоторые из таких кукол копируют принцесс из сказок или мультфильмов.

Невеста. Куклы в нарядах невест; такой наряд включает платье, фату, нередко — еще и букет.

Модница. Куклы, оформление которых посвящено миру моды. Отметим, что стилистика таких кукол может быть очень разнообразной, среди их нарядов встречаются вечерние платья, бальные платья, стиль casual, исторические костюмы и т.п.

Балерина. Куклы-балерины имеют как минимум соответствующую одежду — пачку, пуанты, обруч или повязку на голову. Однако этим дело не ограничивается, могут предусматриваться также специальные «танцевальные» функции, вроде сгибающихся рук и ног.

Танцовщица. Куклы-танцовщицы во многом схожи с балеринами, разве что стилем костюма могут несколько отличаться.

Гимнастка. Куклы-гимнастки почти обязательно имеют не только соответствующие костюмы, но и сгибающиеся руки-ноги.

Спортсмен(ка). Куклы, посвященные тому или иному виду спорта. Отметим, что наряды некоторых таких кукол могут быть весьма экстравагантными и далекими от обычного стиля спортивных костюмов; к спортсменам такие модели относятся за счет дополнительных предметов, включенных в комплект (ролики, скейт и т. п.).

Пляж и плаванье. Куклы, посвященные тематике пляжа или бассейна. Обязательная деталь такой куклы — купальный костюм, помимо этого, в комплект могут входить различные тематические предметы и аксессуары — маска и ласты, полотенце, пляжный зонтик, шезлонг и т. п. Кроме того, такие модели могут делаться «водоплавающими» или иметь определенные специфические особенности — например, встречаются куклы в одежде, меняющей цвет под воздействием воды.

Полная кукла. Куклы, копирующие девушек с полной фигурой. Были созданы в противовес популярным стандартам красоты, согласно которым красивая девушка обязательно должна была быть худощавой. Полные куклы показывают детям, что это не так, «пышная» фигура достойна восхищения не меньше, чем худая.

Серия

Серия, к которой относится кукла. Многие производители выпускают персонажей, объединённых в серии — обычно связанные определённой тематикой. Это облегчает выбор модели, интересной для ребёнка.

Количество

Количество кукол в комплекте поставки. Указывается только для комплектов «семья» (см. «Тип»), в которые входит более одной куклы. При этом учитываются только фигурки; дополнительные предметы (см. «В комплекте с куклой») в подсчёт не включаются.

Высота куклы

Общая высота фигурки в вертикальном положении, проще говоря — «рост» куклы. Продукция известных брендов часто имеет стандартную высоту — например, для Monster Highэто 26 см, для Барби — 29 см.

Возможности куклы

— Сгибает руки. Данная особенность означает, что в руках куклы есть шарниры, гибкие вставки или другие специальные приспособления для сгибания в локтях и/или в запястьях. Возможность поворота в плече за сгибание не считается.

— Сгибает ноги. Возможность сгибать ноги куклы в коленях и/или лодыжках — за счёт специальных приспособлений вроде шарнирных «суставов». Поворот в месте крепления ноги (в бедренном суставе) за сгибание не считается.

— Закрывает глаза. Способность куклы закрывать и открывать глаза. Механика в подобных системах настраивается таким образом, чтобы глаза закрывались в горизонтальном положении фигурки и открывались при возврате в вертикальное положение. Благодаря этому ребёнок может «укладывать спать» и «будить» куклу.

— Издает звуки / поет. Наличие в конструкции куклы различных звуковых эффектов. Такие эффекты могут варьироваться от обычных «пищалок», знакомых по классическим пупсам, до электронных модулей, способных проигрывать целые фрагменты песен, повторять фразы говорящего человека и т.п. Многим куклам с данной функцией необходимо питание от батареек.

— Световые эффекты. Различные световые эффекты могут использоваться как в самой кукле (например, светящиес…я глаза, «волшебные» подсвеченные крылья и т.п.), так и в дополнительных предметах, входящих в набор поставки (фары автомобиля, окна и фонари домика и др). В любом случае они придают игрушкам привлекательный внешний вид и делают их более интересными для ребёнка. Все подобные модели требуют питания — как правило, используются батарейки.

— Летает. Куклы, способные летать. Одна из самых популярных разновидностей таких игрушек — феи, у которых крылышки могут вращаться вокруг пояса на манер винта. Другой вариант — кукла с летательным аппаратом (например, квадрокоптером) в комплекте.

— Меняет стиль. Куклы, для которых предусмотрена возможность кардинально менять внешний вид. Конкретные способы таких изменений могут быть разными, их в каждом случае стоит уточнять отдельно. К примеру, часто встречаются куклы с длинными волосами, которые можно укладывать в разные причёски, завивать, выпрямлять, дополнять разноцветными прядями и т. п. Ещё один популярный вариант — дополнительная одежда и обувь в комплекте, для «переодеваний». Встречаются и более экзотические решения — например, кукла-русалка со съёмным хвостом, надеваемым на ноги.

— В животе у куклы есть малыш. Оригинальная разновидность кукол, копирующая беременных женщин. Для этого в животе делается выемка, в которой находится фигурка младенца, а выемку прикрывает съемная крышка, имитирующая округлый живот будущей мамы Кроме того, в комплект часто включаются ванночки, колыбели и прочие детские принадлежности; а фигурку малыша можно достать, превратив «беременную» куклу в «куклу-маму».

Отметим, что этим набор функций современных кукол не ограничивается — производители могут предусматривать и другие возможности и эффекты, иногда весьма оригинальные (например, пупс, который «писает» после того, как его напоили водой).

В комплекте с куклой

Дополнительные предметы, продаваемые в комплекте с куклой. Разнообразие таких предметов весьма велико, вот некоторые их разновидности и связанные с ними нюансы:

— Дополнительная одежда/обувь. Данная особенность означает, что в комплект входит 2 набора одежды или обуви, и куклу можно переодевать. «Собственная» одежда, которая находится на кукле, за дополнительный предмет не считается.

— Модные аксессуары и косметические принадлежности: сумочки, зеркальца, расчёски, диадемы, очки и т.п. Такие предметы могут быть и чисто игрушечными, и вполне функциональными: к примеру, некоторые куклы имеют длинные волосы, которые можно укладывать при помощи поставляемых в комплекте расчёсок и резинок.

— Предметы обстановки и декорации: мебель, бытовая техника, комнатные и садовые растения, целые комнаты, кухни и даже дома с окружающей местностью.

— Профессиональные инструменты и принадлежности: стетоскоп и термометр доктора, колпак и фартук повара, инструмент музыканта,

— Еда и напитки: стаканчики с кофе, подносы с едой, коробки с мороженым и т.п.

— Спортивные снаряды: мячи, ракетки.

— Магические принадлежности: волшебные палочки, колдовские книги, крылья, русалочьи хвосты.

— Животные: питомцы (обычные и фантастические)…, лошадки.

— Транспорт: авто, мотоциклы, лодки, велосипеды, ролики.

Виды текстильных кукол | Кукольный мир Виктории Ляминой

Мир текстильных кукол настолько разнообразен,что описать это в одной статье просто невозможно. Но хочется все-таки рассмотреть наиболее распространенные виды текстильных кукол.

Текстильные куклы охватывают достаточно большой диапазон от простых рукоделок, доступных для детского творчества до коллекционных интерьерных кукол и настоящих произведений искусства.

Самыми простыми в исполнении являются куклы примитивы или чердачные куклы. С пошивом такой куклы справится даже начинающая мастерица. Именно таких куколок я шила в своём детстве. Шила из обычной розовой фланели, оставшейся от сестренкиных пеленок. Волосы у неё были из распущенных советских чулок. И любила я эту куколку безумно.

vykroika-kukol10.1

Отдельно можно выделить ароматизированные кофейные игрушки. Здесь тоже не нужно большого мастерства, только желание и фантазия. А все грехи можно подкорректировать росписью и списать на задумку автора. Эти игрушки очень привлекают именно своей неповторимостью. Как сшить кофейных котиков можно посмотреть на канале.

Виды текстильных кукол. Кофейные котики

Одним  из наиболее популярных видов сейчас является кукла Тильда. Про Тильд у меня даже есть отдельная статья. Своё взрослое увлечение текстильными куклами я начала именно с Тильд. И хотя для этого уже нужны некоторые знания, все же многие начинают именно с них. В них есть какое-то особое очарование. На моём канале вы можете найти уже несколько мастер-классов по Тильдам: Тильда в горошек, Тильда «Зимний ангел»

Виды текстильных кукол. Тильда

Отдельную нишу заняли куклы Татьяны Конэ. Я всегда восхищалась продуманностью и необыкновенным стилем игрушек Татьяны Коннэ. И не удивительно, что у неё множество последователей и подражателей. Раньше мне казалось, что все куклы в этом стиле одинаковые, и слишком уж их стало много, но сделав для вас мастер-класс сейчас вижу, что многие мастерицы вносят свои изменения в выкройку. И сделав одну куклу, я конечно же сделала свои изменения. Мастер класс по кукле малышке в стиле Татьяны Конннэ вы также можете найти на моем канале.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

 

Удивительно очаровательны корейские куклы тряпиенсы. Всегда утонченные и элегантные. С потрясающими прическами и нарядами. Но такую куклу сшить уже сложнее. Существует несколько вариантов выкроек этих кукол, но все они достаточно сложны при пошиве, а поэтому начинающим браться за них я не советую. Чтобы сделать такую красивую точеную фигурку нужно сшить множество мелких вытачек, а потом ещё и равномерно набить тельце, не перекосив всю красоту.

1325228634_1

Достаточно разнообразно представлена категория кукол в технике скульптурного текстиля. От простых поделок до шедевров таких мастеров как Лиза Лихтенфельс. Глядя на ее кукол даже поверить сложно что это сделано из капрона. И если простые капроновые куклы меня совсем не привлекают, но от шедевров Лизы я просто в восторге.


4dff11aa0c00

Ещё одним распространенным видом текстильных кукол являются тыквоголовки. Выкроек выквоголовок существует достаточно много, но объединяет их форма головы, состоящая из 4 или 5 клиньев. Наиболее популярными из них являются куклы Елены Коган и Елены Войнатовской.

70455478_e14ac9107eb5a5a3097e8b67c3e026da

Самым сложным в изготовлении является вариант шарнирных текстильных кукол. Здесь множество мелких деталей, соединений и за такую куклу новичкам браться я не советую. Тут уже нужно иметь опыт шитья. Зато эти куклы очень подвижны и легко могут менять позы. На картинке внизу куколка от Марыси Семицвет.

img_43

Ну и конечно же существует несметное количество авторских кукол, мастера которых сами делают выкройки и придумывают образы. Такие куклы всегда неповторимы и в них всегда виден почерк автора. Я просто в восторге от таких мастеров как Наталья Подкидышева и Елена Негороженко

3i_YuMfbnsA

Выбирайте, какую куколку вы хотите сделать и вперед на творческие подвиги!

Leave a Reply