Разное

Васнецов аленушка картина: Картина «Аленушка» Васнецова 1881г. – Alyonushka by Viktor Mikhailovich Vasnetsov: History, Analysis & Facts

«Дурочка Аленушка» — Мастерок.жж.рф — LiveJournal


Виктор Васнецов. Аленушка, 1881. Фрагмент

Мы уже вспоминали как то про Знаменитые картины и их тайны, а вот еще одна картина и одна тайна.

Несмотря на то, что самая популярная работа Виктора Васнецова была написана по мотивам русской народной сказки, картину «Аленушка» нельзя назвать простой иллюстрацией. Художник преследовал иную цель – не столько воссоздать известный сюжет, сколько «оживить» сказочного персонажа, сделать образ близким и понятным, органично вписать в окружающую природу, создать психологически точный портрет героини.

Вот как это было …



Виктор Васнецов. Автопортрет

 

Васнецов признавался Рериху в том, что «Аленушка» – его самое любимое произведение. Он начал писать картину летом 1881 г. в Ахтырке, возле Абрамцева – имения Саввы Мамонтова, где собирались лучшие художники того времени. А заканчивал работу уже зимой в Москве, где художник часто посещал музыкальные вечера у Третьяковых – возможно, это одна из причин того, что картина вышла такой лиричной.


 

А. Куинджи. Портрет В. Васнецова


 

Старенький сарафан с поблекшими цветами, растрепанные волосы, загрубевшие босые ноги выдают в Аленушке не абстрактный сказочный персонаж, а вполне реальную девушку из народа. Хотя в чертах лица многие угадывали сходство с дочерью Саввы Мамонтова Верой – той самой, которая позировала Серову для «Девочки с персиками», все остальные детали указывают на то, что прототипом героини стала крестьянка. Васнецов увидел ее в Ахтырке, где находился в то время.


 


Виктор Васнецов. Этюды к картине «Аленушка», 1881
 

 

Эту версию подтверждают и слова самого художника: «Картина как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее, когда встретил одну простоволосую девушку. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах… каким-то особым русским духом веяло от нее».


 


Виктор Васнецов. Пруд в Ахтырке. Аленушкин пруд, 1880
 

Изначально Васнецов назвал картину «Дурочка Аленушка», однако в отношении художника к своей героине нет ничего оскорбительного или ироничного. Дело в том, что словом «дурочка» в те времена называли юродивых или сирот. Вспомним сказку – после смерти родителей Аленушка и ее брат Иванушка остаются одни, а отчаявшись найти непослушного брата, Аленушка чувствует себя круглой сиротой, одинокой и покинутой. Некоторые критики настаивали на том, что это не сказочный образ, а воплощение сиротской доли бедных крестьянок, каких можно было встретить в каждой деревне.


 


Виктор Васнецов. Аленушка, 1881


 

Общее настроение художник создает с помощью точных пейзажных деталей: тихое осеннее увядание природы, темный омут у ног Аленушки, приглушенные тона, серое небо в тучах, опавшие листья на берегу и в воде словно подчеркивают тоску и безысходность на лице героини. При этом пейзаж нельзя назвать условным или абстрактным – это узнаваемая природа средней полосы России.


 


Пруд возле усадьбы Мамонтовых в Абрамцево


 

Это была одна из первых в истории русской живописи картин, где внутренние переживания человека передавались через тонко воспроизведенное состояние природы. Учитывая то, что картина создана по мотивам сказки, это вполне оправдано – психологический параллелизм присущ многим произведениям устного народного творчества.


 


*Аленушкин пруд* в Ахтырке


 

Созданию картины предшествовало написание серии этюдов, сохранившихся до наших дней. По ним мы можем судить об эволюции творческого замысла художника. О том, что на картине запечатлен вполне конкретный пейзаж, свидетельствуют работы «Аленушкин пруд» и «Пруд в Ахтырке», воссоздающие лес и пруд в окрестностях Ахтырки.


 


Аполлинарий Васнецов. Ахтырка. Вид усадьбы, 1894


 

В конце XIX в., когда была написана картина, никто и заподозрить не мог, что случится вскоре со многими художниками, гостившими в усадьбе в Абрамцево.

Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/061115/27061/</p>

Что еще вам сказать, ну вот например, что «Черный квадрат» Малевича — это плагиат, а вот такой есть взгляд на Современное искусство. Вот например Сказки от художника Матеуша Озмински и корабли Художника Юстина Копаня (Justyna Kopania)

Почему знаменитая картина «Аленушка» Васнецова первоначально называлась «Дурочка Аленушка»: vitalidrobishev — LiveJournal

Виктор Михайлович  Васнецов приступил к работе над полотном в 1880 году. Картина В. М. Васнецова «Аленушка» начала создаваться в Абрамцево, на берегу у пруда в Ахтырке. Если сравнить природные абрамцевские пейзажи с художественной картиной на сказочную тему, можно найти много общих черт, это береговая линия, темные воды, деревья, кусты.

Несмотря на то, что самая популярная работа Виктора Васнецова была написана по мотивам русской народной сказки, картину «Аленушка» нельзя назвать простой иллюстрацией…

Художник преследовал иную цель – не столько воссоздать известный сюжет, сколько «оживить» сказочного персонажа, сделать образ близким и понятным, органично вписать в окружающую природу, создать психологически точный портрет героини.

Васнецов признавался Рериху в том, что «Аленушка» – его самое любимое произведение. Он начал писать картину летом 1881 г. в Ахтырке, возле Абрамцева – имения Саввы Мамонтова, где собирались лучшие художники того времени. А заканчивал работу уже зимой в Москве, где художник часто посещал музыкальные вечера у Третьяковых – возможно, это одна из причин того, что картина вышла такой лиричной

Старенький сарафан с поблекшими цветами, растрепанные волосы, загрубевшие босые ноги выдают в Аленушке не абстрактный сказочный персонаж, а вполне реальную девушку из народа.


Виктор Васнецов. Автопортрет

Хотя в чертах лица многие угадывали сходство с дочерью Саввы Мамонтова Верой – той самой, которая позировала Серову для «Девочки с персиками», все остальные детали указывают на то, что прототипом героини стала крестьянка. Васнецов увидел ее в Ахтырке, где находился в то время.


Виктор Васнецов. Этюды к картине «Аленушка», 1881

Эту версию подтверждают и слова самого художника: «Картина как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее, когда встретил одну простоволосую девушку. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах… каким-то особым русским духом веяло от нее».


Виктор Васнецов. Пруд в Ахтырке. Аленушкин пруд, 1880

Изначально Васнецов назвал картину «Дурочка Аленушка», однако в отношении художника к своей героине нет ничего оскорбительного или ироничного. Дело в том, что словом «дурочка» в те времена называли юродивых или сирот.

Вспомним сказку – после смерти родителей Аленушка и ее брат Иванушка остаются одни, а отчаявшись найти непослушного брата, Аленушка чувствует себя круглой сиротой, одинокой и покинутой.
Некоторые критики настаивали на том, что это не сказочный образ, а воплощение сиротской доли бедных крестьянок, каких можно было встретить в каждой деревне.


Виктор Васнецов. Аленушка, 1881

Общее настроение художник создает с помощью точных пейзажных деталей: тихое осеннее увядание природы, темный омут у ног Аленушки, приглушенные тона, серое небо в тучах, опавшие листья на берегу и в воде словно подчеркивают тоску и безысходность на лице героини.
При этом пейзаж нельзя назвать условным или абстрактным – это узнаваемая природа средней полосы России.


Пруд возле усадьбы Мамонтовых в Абрамцево

Это была одна из первых в истории русской живописи картин, где внутренние переживания человека передавались через тонко воспроизведенное состояние природы.

Учитывая то, что картина создана по мотивам сказки, это вполне оправдано – психологический параллелизм присущ многим произведениям устного народного творчества.


“Аленушкин пруд” в Ахтырке

Созданию картины предшествовало написание серии этюдов, сохранившихся до наших дней. По ним мы можем судить об эволюции творческого замысла художника.
О том, что на картине запечатлен вполне конкретный пейзаж, свидетельствуют работы «Аленушкин пруд» и «Пруд в Ахтырке», воссоздающие лес и пруд в окрестностях Ахтырки.


Аполлинарий Васнецов. Ахтырка. Вид усадьбы, 1894

Источник

Алёнушка (картина) — Википедия

Год Илл. Название Размер, техника Местонахождение Примечание
1880 Аленушка

(эскиз)

Холст, масло.

26,3х19,5

ГТГ Поступила в ГТГ в 1929 г. из Музея иконописи и живописи имени И. С. Остроухова. Инв. 11040.
1881 Аленушка Холст, масло.

173х121

ГТГ Итоговая картина.

Слева внизу подпись: В. Васнецовъ Моск. 1881. 20 ф.

Приобретена Советом галереи в 1900 г. у В. В. фон Мекка.

Инв. 1010.

Аленушка

(этюд)

Холст, масло.

28х19

ГТГ Надпись пером: На память уважаемой Наталье Васильевне Феофановой от В. М. Васнецова 1883 апреля 20
Аленушка

(этюд)

Холст, масло.

43х33

ГТГ Справа внизу надпись пером: Уважаемой Елене Петровне Венiаминовой В. Васнецовъ 1881 года.

Поступила в ГТГ в 1929 г. из Музея иконописи и живописи имени И. С. Остроухова. Инв. 11039.

Аленушка Холст, масло.

68х48

Музей-заповедник Абрамцево[3] Слева внизу: В.Васнецовъ.

Авторское повторение.

1880 Пруд в Ахтырке.

Этюд берега с осокой

Холст, масло.

34х22

ГТГ Справа внизу подпись: В. Вас…

Поступила в ГТГ в 1929 г. из Музея иконописи и живописи имени И. С. Остроухова. Инв. 11043

Пруд в Ахтырке

(этюд)

Холст, масло.

46,1х32

ГТГ Справа внизу подпись:
В. Васнецовъ.

Поступил в 1925 году от Народного комиссариата иностранных дел (ранее собрание П. И. и В. А. Харитоненко). Инв. 5852[4].

Осока

(этюд)

Холст на картоне, масло.

48,4х33,5

ГТГ Приобретена в 1941 году у Н.А. Соколова. Инв. 26602.
U opushki. Akhtyrka.jpg У опушки. Ахтырка

(этюд)

Холст, масло.

30,5х18,5

ГТГ Справа внизу подпись: В. Васнецовъ

Поступила в ГТГ в 1929 г. из Музея иконописи и живописи имени И. С. Остроухова.

1880 Пруд в Ахтырке Холст на картоне, масло.

32х23,4

Собрание В. В. Васнецова, Москва (на 1961 год).

Дом-музей В.М. Васнецова

Пруд

(этюд)

Холст, масло.

49х33,2

Музей-заповедник Абрамцево На обороте чернилами: В. М. Васнецовъ 1880. Аленушкинъ прудъ
Этюд Холст, масло.

32х22

Национальный художественный музей Республики Беларусь (Минск)
1880 Осина на пруду

(этюд)

Холст, масло.

32х33

Дом-музей В. М. Васнецова
1881 Осина (Абрамцево) Холст, масло.

42х28

неизвестно Был в собрании семьи художника
Деревья (береза и ель), Абрамцево Холст на картоне, масло.

34,3х23,8

Дом-музей В. М. Васнецова На обороте надпись: Этюд работы моего отца В. М. Васнецова 1881 г. написанный в с. Абрамцеве. А. Васнецов
Деревья у пруда Холст на картоне, масло.

43х29

Музей-заповедник Абрамцево Слева внизу подпись: В. Васнецовъ 1881.

Был в собрании Б. В. Крылова, Москва..

Опушка елового леса Холст на картоне, масло.

48,5х32,5

ГТГ Собрание Г.В Ерозолимского, Москва (на 1961 год).

Приобретена в 1962 году у А.В. Васильева. Ж-307

2 наброска композиции картины Бумага, графитный карандаш.

8,7х13,8

Дом-музей В. М. Васнецова
Женская склонившая головка в позе Аленушки

(набросок)

Бумага, графитный карандаш. ГТГ Альбом № 10399, л. 14 об. На том же листе: набросок спины и руки в профиль
Девушка в позе Аленушки

(набросок)

Бумага, графитный карандаш. ГТГ Там же, л. 16
Наброски волос, шеи для головы Аленушки Бумага, графитный карандаш. ГТГ Там же, л. 12
Аленушка Бумага, перо, чернила, графитный карандаш. 19,8х13,7 Музей во Владивостоке Реплика итоговой картины.

Подпись слева внизу: В. Васнецовъ.

Была в Цветковской галерее, в ГТГ

Аленушка. Набросок склоненной головы Бумага, графитный карандаш.

9,5х14,5

Дом-музей В. М. Васнецова

Почему Васнецов называл свою «Аленушку» «дурочкой» — Рамблер/субботний

Одним из самых известных полотен Виктора Васнецова, несомненно, можно назвать картину «Аленушка». Художник корпел над этой работой несколько месяцев. Еще в процессе написания «Аленушки» Васнецов окрестил ее «дурочкой». Значит ли это, что натурщица живописца была умственно-отсталой? Или Васнецов имел на нее зуб и отомстил девушке, оскорбив ее? На самом деле все было не так.

Ахтырка

Замысел картины зрел в голове Васнецова давно. Однако художник никак не мог найти подходящей кандидатуры на роль главной героини. Причем, сразу стоит оговориться о том, что Виктор Михайлович хотел изобразить не ту Аленушку из знакомой всем сказки, а обыкновенную деревенскую девушку с некоторым трагизмом во внешности, возможно, сироту.

Пока Васнецов находился в поисках натурщицы он регулярно жил в подмосковном селе Абрамцеве. Там художник снимал дачный дом. Из Абрамцева он частенько прогуливался пешком до соседней деревни Ахтырка, где и были нарисованы первые этюды к будущей «Аленушке», а именно окружающий девушку пейзаж и знаменитый пруд.

Встреча с Аленушкой

Благодаря необыкновенному стечению обстоятельств, свою Аленушку Васнецов случайно увидел именно в Ахтырке. По воспоминаниям самого художника, молодая местная жительница поразила его воображение. В глазах девушки таилась огромная печаль, одиночество и тоска. Как выразился Васнецов, от ее фигуры «веяло особым русским духом». Ни о какой сказке об Иванушке и его сестре Виктор Михайлович даже не заикался. Скорее всего, художник хотел передать в лице одной девушки трагизм всего русского народа.

Как бы то ни было, Васнецов зарисовал свою новую знакомую. Причем, в первоначальных этюдах девушка не находится на камне возле пруда, а просто сидит на траве. И сказочного в этих набросках крайне мало. Впоследствии художник много раз дорабатывал картину, пока она не приобрела знакомые нам черты. Примечательно, что в 1881 году готовое произведение Васнецов подписал: «Аленушка» и в скобках: «Дурочка».

Почему же дурочка?

Название полотна Васнецова никого не смутило. Даже сама жительница Ахтурки узнай об этом, вряд ли затаила бы обиду на художника. Дело в том, что раньше значение слова «дурочка» весьма отличалось от современного, как впрочем, не имели «дурочки» нечего общего и с «дурами». Дурнями и дурами и тогда называли недалеких, неумных людей, а вот дурочками и дурачками ласково именовали тех, кто остался без попечения родителей, а попросту сирот. Видимо, желая объяснить тоску главной героини картины, Васнецов и указал, что Аленушка является сиротой.

Второе слово в названии шедевра русской живописи вскоре исчезло и осталось только одно — «Аленушка». Тем не менее, сама картина и ее смысл от утраты «дурочки» не пострадали: холст и без того напоен грустью. Кроме того, со временем зрители стали связывать «Аленушку» с персонажем русской сказки, которая и в самом деле потеряла отца и мать, а также брата Ивана.

Видео дня. На видео попал поросенок-мутант с лицом человека

Читайте также

Васнецов — Аленушка | Русские художники

Год Илл. Название Размер, техника Местонахождение Примечание
1880 Аленушка

(эскиз)

Холст, масло.

26,3х19,5

ГТГ Поступила в ГТГ в 1929 г. из Музея иконописи и живописи имени И. С. Остроухова. Инв. 11040.
1881 Аленушка Холст, масло.

173х121

ГТГ Итоговая картина.

Слева внизу подпись: В. Васнецовъ Моск. 1881. 20 ф.

Приобретена Советом галереи в 1900 г. у В. В. фон Мекка.

Инв. 1010.

Аленушка

(этюд)

Холст, масло.

28х19

ГТГ Надпись пером: На память уважаемой Наталье Васильевне Феофановой от В. М. Васнецова 1883 апреля 20
Аленушка

(этюд)

Холст, масло.

43х33

ГТГ Справа внизу надпись пером: Уважаемой Елене Петровне Венiаминовой В. Васнецовъ 1881 года.

Поступила в ГТГ в 1929 г. из Музея иконописи и живописи имени И. С. Остроухова. Инв. 11039.

Аленушка Холст, масло.

68х48

Музей-заповедник Абрамцево[4] Слева внизу: В.Васнецовъ.

Авторское повторение.

1880 Пруд в Ахтырке.

Этюд берега с осокой

Холст, масло.

34х22

ГТГ Справа внизу подпись: В. Вас…

Поступила в ГТГ в 1929 г. из Музея иконописи и живописи имени И. С. Остроухова. Инв. 11043

Осока

(этюд)

Холст на картоне, масло.

48,4х33,5

ГТГ Приобретена в 1941 году у Н.А. Соколова. Инв. 26602.
У опушки. Ахтырка

(этюд)

Холст, масло.

30,5х18,5

ГТГ Справа внизу подпись: В. Васнецовъ

Поступила в ГТГ в 1929 г. из Музея иконописи и живописи имени И. С. Остроухова.

1880 Пруд в Ахтырке Холст на картоне, масло.

32х23,4

Собрание В. В. Васнецова, Москва (на 1961 год).

Дом-музей В.М. Васнецова

Пруд

(этюд)

Холст, масло.

49х33,2

Музей-заповедник Абрамцево На обороте чернилами: В. М. Васнецовъ 1880. Аленушкинъ прудъ
Этюд Холст, масло.

32х22

Национальный художественный музей Республики Беларусь (Минск)
1880 Осина на пруду

(этюд)

Холст, масло.

32х33

Дом-музей В. М. Васнецова
1881 Осина (Абрамцево) Холст, масло.

42х28

неизвестно Был в собрании семьи художника
Деревья (береза и ель), Абрамцево Холст на картоне, масло.

34,3х23,8

Дом-музей В. М. Васнецова На обороте надпись: Этюд работы моего отца В. М. Васнецова 1881 г. написанный в с. Абрамцеве. А. Васнецов
Деревья у пруда Холст на картоне, масло.

43х29

Музей-заповедник Абрамцево Слева внизу подпись: В. Васнецовъ 1881.

Был в собрании Б. В. Крылова, Москва..

Опушка елового леса Холст на картоне, масло.

48,5х32,5

ГТГ Собрание Г.В Ерозолимского, Москва (на 1961 год).

Приобретена в 1962 году у А.В. Васильева. Ж-307

2 наброска композиции картины Бумага, графитный карандаш.

8,7х13,8

Дом-музей В. М. Васнецова
Женская склонившая головка в позе Аленушки

(набросок)

Бумага, графитный карандаш. ГТГ Альбом № 10399, л. 14 об. На том же листе: набросок спины и руки в профиль
Девушка в позе Аленушки

(набросок)

Бумага, графитный карандаш. ГТГ Там же, л. 16
Наброски волос, шеи для головы Аленушки Бумага, графитный карандаш. ГТГ Там же, л. 12
Аленушка Бумага, перо, чернила, графитный карандаш. 19,8х13,7 Музей во Владивостоке Реплика итоговой картины.

Подпись слева внизу: В. Васнецовъ.

Была в Цветковской галерее, в ГТГ

Аленушка. Набросок склоненной головы Бумага, графитный карандаш.

9,5х14,5

Дом-музей В. М. Васнецова

Алёнушка Васнецова — Калейдоскоп — LiveJournal

В Абрамцеве и его окрестностях с их характерными для средней полосы России дубовыми, еловыми, березовыми лесами и рощами, причудливо-извилистой с темными заводями речкой Ворей, прудами, поросшими осокой, глухими оврагами и веселыми лужайками и пригорками, вырабатывался тип национального пейзажа.

Здесь были задуманы и осуществлены полностью или частично многие произведения художника. Здесь была написана и «Аленушка», картина, в которой Васнецов наиболее полно и проникновенно воплотил лирическую поэзию родного народа.
«Аленушка», — рассказывал впоследствии художник, — как будто она давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах… Каким-то особым русским духом веяло от нее».

Васнецов обратился к сказке об Аленушке и ее братце Иванушке, по-своему, творчески претворив ее в живописи. По народным преданиям, природа оживает на исходе дня, обретая способность чувствовать в лад с человеком.
Подобные ощущения в большой степени были присущи самому художнику, потому-то так органично согласованы в Аленушке состояние природы с чувствами героини. Фигуре Аленушки, задумавшейся над своей горькой судьбой, как бы вторит и бледно-серое небо, и пугающая своей темнотой поверхность омута с застывшими на ней желтыми листьями, и блеклые серые тона поникшей листвы осинок, и темная глубокая зелень елочек.

„Алёнушка»…
Осень. Холодная заря тонкой стрелой пронзила низкое пасмурное небо.
Недвижен черный омут.
Страшен дремучий лес. На берегу, на большом сером камне — Алёнушка, сирота.
Робко подступили к воде нежные тонкие осинки. Неласков омут. Колки зеленые стрелы осоки. Холоден, неприютен серый камень.
Горько, горько сиротинке в этой чащобе. Глушь немая.
Вдруг ветер пробежал по ельнику. Зашелестели, зазвенели листки осинок. Запел тростник, защебетали „малые пташечки — горьки-горюшечки», потекли унывные звуки тоски и печали.
Может быть, слышит Алёнушка плач Иванушки или донес ветер шум костров высоких, звон котлов чугунных, тонкий, злой смех ведьмы.
Каждый из нас с малых лет привык к нежному образу Алёнушки как к чему-то необычайно близкому, вошедшему накрепко, навсегда в еще детский образный наш мир, и сегодня нам трудно поверить, что современники проглядели поэтические качества „Алёнушки», а увидели, как им казалось, анатомические и прочие школьные погрешности полотна Васнецова…
Возможно, в какой-то степени они имели на это право, как и те педанты, которые мерили с вершком высоту суриковского Меншикова.
Думается, что искусство трудно выверить сантиметром или вершком. Тут вступают категории более сложные — поэтичность, музыкальность, народность.

Баба Яга

Вглядитесь пристальней.
И вы поверите, что через миг из темной бездны омута может выплыть кикимора или добрая Царевна-Лягушка. Вслушайтесь… И до ваших ушей долетят звуки летящей Бабы Яги.
А из зеленой мглы ельника высунется добрая рожа лешего…
Таков колдовской мир васнецовской картины — реальный и высокопоэтичный, созданный художником, глубоко поверившим с малых лет в чудесную и волшебную ткань русской сказки и с великим простодушием отдавшим эту веру людям.

Вот несколько строк из воспоминаний автора, раскрывающих тайну создания «Алёнушки»:
„Критики и, наконец, я сам, поскольку имеется у меня этюд с одной девушки-сиротинушки из Ахтырки, установили, что моя «Алёнушка» натурно-жанровая вещь! Не знаю! Может быть.

Аленушка (этюд)

1881г, холст, масло,

Но не скрою, что я очень вглядывался в черты лица, особенно в сияние глаз Веруши Мамонтовой, когда писал „Алёнушку». Вот чудесные русские глаза, которые глядели на меня и весь божий мир и в Абрамцеве, и в Ахтырке, и в вятских селениях, и на московских улицах и базарах и навсегда живут в моей душе и греют ее!»

Боярышня (Портрет В.С.Мамонтовой)

Игорь Грабарь со свойственной ему четкостью определяет качества картины:
«В. М. Васнецов в 1881 году создает свой шедевр — „Алёнушку», не то жанр, не то сказку, — обаятельную лирическую поэму о чудесной русской девушке, одну из лучших картин русской школы».
Да, действительно Васнецов бесконечно доступен и прост. На первый взгляд даже простоват.
Но лишь на первый взгляд, ибо в основе рождения каждого его холста лежит поэтическая метафора.
Рождение замысла.
Тайное тайных…
(И. Долгополов «В.Васнецов»)


Leave a Reply