Разное

Стенька разин картина – «Стенька Разин (Понизовая вольница)» (1908) — смотреть фильм бесплатно онлайн в хорошем качестве 720 HD на портале «Культура.РФ»

Описание картины «Степан Разин», Суриков, 1906

Степан Разин — Василий Иванович Суриков. 1906


   Суров и задумчив казацкий атаман. Не веселит его ни песня казацкая, ни награбленное добро, ни плененный персидский княжич. Думы одолели мятежника. Под стать атаману и казаки-гребцы. Мрачен и пленный перс. Отворачивается он от предлагаемой чары с хмельным вином. Веселится лишь один казак, тот, что предлагает чарку княжичу, в порыве пьяного гостеприимства. Спит, утомленный разбойными делами казак богатырского сложения.

   Утренний ветер наполнил парус, восход окрасил реку и воздух в синевато-розовые тона. Безмятежна природа в это раннее время. Но вся картина наполнена густой и темной тревогой…

   На атамане богатая одежда, возлежит он на дорогом ковре, за спиной его верные соратники. Что же так беспокоит вожака? Подперев голову кулаком, нахмурив брови, слушает он песню кобзаря. Тяжелый взгляд в никуда, напряженная поза героя заставляют зрителя почувствовать внутреннюю тревогу.

   Композиционно Разин противопоставлен персидскому княжичу. Герой видит в своем пленнике собственное будущее. Княжич, осознавая свою судьбу, обреченно-пассивен. Подобно атаману, он не встречается взглядом ни с кем. С атаманом его разделяет пропасть: разное происхождение, разное отношение к жизни (знатный перс покорился судьбе, атаман собирается с ней поспорить).

   Автор окружил казачью ладью умиротворяющим и красивым пейзажем. Нежные, практические акварельные тона неба, воды, береговой линии, создают легкую, нежную атмосферу утра. В образах казаков нет ничего разбойничьего. Перед зрителем сильные, но уставшие от своей горькой доли люди.

   Разбросаны разбойничьи трофеи по лодке, мокнут в воде дорогие ковры. Автор словно пытается сказать, что нет у казаков никакого уважения к богатству. Воля — единственная их цель. Трагедия заключается в том, что не знают они в чем же заключается истинная воля. Вот и атаман, не имеющий конкретной цели, задумался о будущем. Нет в этих думах ничего радужного.

   Еще несколько взмахов веслами и ладья скроется за горизонтом. Где, на каком берегу высадится атаман, кто станет его следующей жертвой? Неизвестно. Одно лишь ясно — не свернет он со своей дороги, лишь сила, во много раз превосходящая силу его войска, остановит этот путь, поиски «правды», стремление к истинной воли.

   Грозным предупреждением выглядит картина: народный гнев, сильный, жестокий, неуправляемый, может смести на своем пути всех и вся.

Суриков Василий «Степан Разин» описание картины, анализ, сочинение

Surikov-Vasilij-stepan-razin

Всем известна романтическая легенда о том, как предводитель крестьянского восстания атаман Степан Разин бросает в набежавшую волну свою возлюбленную — персидскую княжну. Этим сюжетом заинтересовался Василий Суриков и решил на его основе написать картину. Темы превосходства общественного над личным касались многие художники и писатели. Подумав, Суриков решил отказаться от традиционного изображения избитого сюжета и обратиться к внутреннему миру лихого атамана, чьи раздумья масштабны и грандиозны.

Полотно наполнено свободой, простором, светом. Заря красит мягким светом изображённое бескрайнее пространство, по реке, направляемая сильными гребцами летит большая ладья, пойманная художником в тот момент, когда она похожа на огромную птицу. Главный герой картины — погруженный в глубокие раздумья Степан Разин — изображен в центре картины, фоном для него являются паруса и гребцы.

Видно, что совсем недавно казаки со своим атаманом завладели неплохой добычей. Двое из них празднуют удачный набег, ещё один пьёт вино из чаши, другой устало облокотился на борт ладьи. Их атаман, полулежа на красиво украшенном седле и подперев рукой голову, находится в глубоком раздумье, что очень хорошо видно по его лицу.

Перед написанием этой картины художник выполнил множество этюдов с натуры. Самого Степана Разина Суриков писал с Ивана Савенкова — учёного из Красноярска. Но многие современники художника утверждали, что многие черты лица главного героя идентичны чертами самого Василия Сурикова.

Год написания картины: 1906.

Размеры картины: 318 x 600 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: историческая живопись.

Стиль: реализм.

Галерея: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.




Другие картины художника:

Суриков В.И. Степан Разин. Описание картины.. Художники-передвижники

1906 г. Масло, холст. 318 x 600 см Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

 Описание картины Сурикова В.И. «Степан Разин»

Огромное 6-метровое полотно – последняя историческая картина художника – изображает эпизод из жизни любимого героя народных былин и песен. Написана виртуозно, но без сложного полифоничного драматизма.

Степан Разин – донской казак и атаман, поднявший на Волге в 1670 году крестьянское восстание, которое переросло в мощную крестьянскую войну, продолжавшуюся примерно год – с весны 1670 по апрель 1671 года. Во власти казаков находились Саратов, Самара, Астрахань. После того как московский патриарх придал Разина анафеме, атаман был захвачен казачьими старшинами и выдан властям. В июне 1671 года в Москве публично казнен.

На картине изображена ладья, плывущая по широкой и просторной глади реки. Она подчинена диагональной композиции – плывет из правого нижнего угла в левый верхний. Посредине ладьи на коврах возлежит сам атаман, погруженный в нелегкую думу, лицо его серьезно, поза выдает напряжение и бдительность. Вокруг него – казаки: кто на веслах, кто спит, кто выпивает, кто играет на музыкальном инструменте. Условно они разделены на 2 части: те, что на корме, веселы и беззаботны и олицетворяют молодые деньки и казачью вольницу; на носу – гребцы, объединенные общим делом, напряженные и уставшие. Поднятые в данный момент вверх весла в сочетании с натянутым парусом придают ладье символическое сходство с птицей в полете.

Фигура Разина расположена в центре картины, поэтому привлекает к себе главное внимание зрителя; ничто не отвлекает от нее, вокруг только вода и небо. Атмосфера утренней тишины передана за счет белой дымки над водой и золотистого отблеска солнечного света, покрывающего гладь реки. Картина выдержана в темноватых тонах и создает впечатление наполненной тревогой.

Первый вариант картины был показан публике в 1906 году, в период, названный впоследствии Первой русской революцией. «В самую революцию попал», замечал автор. Актуальна времени идейная суть картины – судьба людей, выступивших против власти. Это не призыв к действиям и не буйный протест, а размышления о судьбе народа в переломные исторические эпохи – на примере допетровского времени.

Лучшие картины Сурикова В.И.

 

Картина Сурикова Разин

© 2010-2013, Андрей Демкин,СПб.
Перепечатка или иное полное или частичное воспроизведение материала разрешается только при наличии письменного разрешения автора.

Магические картины-сны Василия Сурикова
историческом романе А. Демкина «Ненаписанный дневник»
 

Статья опубликована в журнале “Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования» №4 (75) 2010 года С.72
PDF статьи

 

Василий Иванович Суриков представил публике свою картину «Степан Разин», последнюю из завершенных «больших» исторических  работ, на XXXV выставке Товарищества передвижных художественных выставок в Москве  в здании Исторического музея 30 декабря 1906 года.
Однако, вопреки  ожиданиям самого Василия Ивановича картина не произвела на публику положительного впечатления. Напротив, московская критика упрекала Сурикова в бедности композиции картины, в ее «иллюстративности» и отсутствии содержания. Образ Разина, по мнению публики, был «бледен» и совершенно оторван автором от стихии «народной темы». [1]

Соответственно, никто не высказал и пожелания приобрести картину. Василий Иванович возложил свои надежды на петербургскую публику. 13 февраля 1907 года Василий Иванович писал своему брату Александру:
“..Картину выставлю в Питере с марта 2-го. Уже упаковали ее на Передвижную выставку . О покупке покуда ничего не знаю. Как Питер скажет. Времена то нынче настали не художественные.” [2]
После закрытия выставки в Москве 4 февраля 1907 года Суриков отправил картину в Петербург, где Передвижная выставка была открыта со 2 марта в здании Общества поощерения художеств.  Однако, после и после закрытия петербуржской Передвижной выставки картина так и не была никем приобретена. 4 апреля 1907 года Суриков в письме с изрядной долей пессимизма сообщил брату, что “
Картина находится во владении ее автора Василия Ивановича и, должно быть, перейдет в собственность его дальнейшего потомства
”. 
Так же как и в Москве, публика в Петербурге более чем прохладно приняла его работу и выставку в целом. Вот что писала Петербургская газета от 4 марта 1907 года (№62):
«Скукой веет от открывшейся вчера в Обществе Поощерения Художников передвижной выставки. Старая шарманка, в тысячу первый раз повторяющая одни и те же мотивы, с той разницей, что с каждым годом инструмент звучит все хуже и хуже…

Совсем не оправдала ожиданий огромная картина В.И. Сурикова «Разин». На большом полотне грубо намалеваны мужские фигуры, плывущие в лодке… Ни одного сколько- нибудь типичного лица, ни малейших признаков того, что это не простые гребцы, а «удалая шайка» Стеньки Разина.
Сам Разин ничем не отличается от своих товарищей, и в его физиономии нет ничего характерного. Догадаться, что это главарь шайки можно лишь потому, что его фигура центральнее других.
Живопись картины грубая и сухая, и много погрешностей на рисунке: фигура Разина находясь на втором плане, является одинаковой с первоплановыми фигурами.
В.И. Суриков, судя по этой неудачной картине, пошел назад».

Газета «Новое время» от 3-го марта 1907 года (№11126) в разделе «Художественные новости» также уделила несколько строчек картине:

«Первое место по величине занимает колоссальная картина В. Сурикова «Разин», не уступающая по своим размерам его «Ермаку», но гораздо слабее последней по замыслу и трактовке…»

Однако наиболее интересным и неожиданным комментарием показалась заметка  в разделе «Эскизы и Кроки» Петербургской газеты от 20 марта (№77). Вот о чем писалось в заметке:
 
«Отсутствие И.Е.Репина на передвижной выставке объясняют тем, что художник не успел окончить начатых картин. За то в будущем году Репин выставит у передвижников огромную вещь, как говорят, очень похожую на картину В.И.Сурикова «Стенька Разин», фигурирующую на нынешней передвижной выставке.  Картина изображает запорожцев плывущих на лодке по реке. Сходство с Суриковым заключается не только в одинаковом мотиве, но и в самой композиции картины.  У Репина тоже на первом плане угол лодки.
Видевшие картину говорят, что она является повторением известных репинских запорожцев, с той разницей, что художник посадил теперь своих запорожцев в лодку».

Действительно,  критики переживали по поводу отсутствия работ И.Е.Репина на тридцать пятой  Передвижной выставке, считая его «единственным живым художником у передвижников», и говоря о том, что его отсутствие «делает нынешнюю выставку передвижников особенно убогой».  Возможно, именно из-за такого приема и заочного проигрыша «с треском» своему главному «конкуренту», который даже не выставил своих работ, В.И. Суриков в том же году решил выйти из членства в Товариществе передвижных художественных выставок, списав отчасти свою неудачу с «Разиным» на упавшую популярность передвижников.

Однако, что же за картину И.Е. Репина имел в виду автор заметки?
В России известна его картина «Конец черноморской вольницы», находящаяся в частном собрании.  Однако, ее размеры не столь велики, как указывалось в заметке – 103,5 на 151 см. И казаки изображены не в лодке, а подле нее, в раздумье на берегу моря.

Ил. №1 И.Е. Репин Конец Черноморской Вольницы. 1900-е      Холст, масло. 103,5 х 151 см. Частное собрание

Научный руководитель музея «Пенаты» Е.В. Кириллина в своей статье «У Репина в Пенатах» [3] приводит информацию о другой картине с названием «Черноморская вольница», которая действительно имела высоту в три с половиной метра и изображала группу казаков в лодке во время бури на море. Картина писалась в Пенатах.
В 1907 году Репин еще называл картину «Запорожцы на Днепре», о чем сообщал в письме от 12 ноября 1907 года художник Василий Матэ  — Валентину Серову: « <Репин> Показал нам свою большую картину “Запорожцы на Днепре”. Тонко написана картина, уже идет к концу. Пейзаж — вода превосходная. Из фигур не рассмотрел, очень уж было темно, и при лампе не видно было».
На представленной ниже фотографии виден вариант картины с гребцами, однако немного отличающийся от представленного выше этюда.

Ил №2 И. Е. Репин в Пенатах перед картиной «Черноморская вольница». Фотография 1908 г

После первого представления публике на XXXVII Передвижной выставке в 1908 году неоднократно переписывалась из-за нелицеприятной критики.   Репин жаловался, что картину поняли и оценили только немногие его товарищи. На первом варианте картины были изображены гребцы, борющиеся с волнами. Однако существует еще и акварель И.Е. Репина  с вариантом картины, где запорожский струг – чайка идет по спокойной воде на реке, а не на море. Моделью для образа кормчего послужил знакомый Репина – актер первой профессиональной украинской труппы и драматург Марк Лукич Кропивницкий. Этот вариант был создан до 1910 года, так как в этом году, в апреле, Кропивницкий скончался в возрасте 70 лет.  Известно, что для большой картины Репину в качестве гребцов позировал  К.И. Чуковский, сосед-садовник по прозвищу Василий Щеголёк, «статный чернобородый красавец». [4], художник Николай Струнников и поэт Владимир Маяковский (1915 год) [5].

 

Ил №3  И. Е. Репин  Черноморская  вольница, эскиз х.м. 1900-е г

 

Ил №4  И. Е. Репин  Казацкая  вольница,бумага акварель  1900-е г

Однако в последствие, Репин убрал гребцов с веслами и написал поднятый на лодке парус. Вероятно, что произошло это отчасти из-за композиционной схожести с картиной
«Разин» Сурикова. Как известно, начиная с 1890-х годов, Суриков и Репин «играли в прятки», скрывая друг от друга свои картины «в работе». Репин работал над этой картиной по 1919 год. В конце концов, многократно переписанное полотно было продано в Швецию, где экспонировалось в музее истории мореходства в Стокгольме, а затем было продано в частную коллекцию. В России в музее Пенаты сохранился лишь небольшой эскиз к «Черноморской вольнице».  Автору удалось разыскать репродукцию картины, которая ныне фигурирует под названием «Казаки на Черном море».


Ил№5 Ilya Repin Сossacks on the Black Sea, 1919

На репродукции представлен последний вариант картины «с парусом». Композиция ее лишь отдаленно напоминает композицию «Разина». Лодка изображена в немного другом ракурсе. Возможно, первый вариант с гребцами имел большее сходство. Возможно, такое внешнее сходство картин и побудило Репина уйти в дальнейшем от варианта с гребцами. Интересно, что картина содержит те же ошибки в размерах изображения лиц и фигур персонажей разных планов, как и картина Сурикова «Разин».

Самой интересной находкой в процессе поиска изображения картины Репина, схожей с картиной «Разин» Сурикова, было обнаружение картины художника современника Сурикова с практически идентичным содержанием. Оказалось, что картина Сурикова воспроизводит ее композицию фактически до деталей. Речь идет о небольшом полотне художника-передвижника Абрама Ефимовича Архипова под названием «По реке Оке».

Ниже приводится сопоставление двух картин в едином масштабе изображения


Ил. №6  Сопоставление картины А.Е.Архипова «По Оке» (вверху) и картины В.И. Сурикова «Степан Разин».

Как видно из сопоставления двух картин формы очертаний двух лодок практически повторяют друг друга. Даже поза центральных персонажей (Старуха и Разин) практически идентичны, с разницей лишь в том, что Старуха на картине Архипова повернута боком к зрителю.  С другой стороны, картина повторяет композицию «Боярыни Морозовой» — многократно упоминаемую в критических статьях «суриковскую диагональ». Известно, что персонажи, их лица и фигуры – «цельность» была крепче в эсказах к «Стеньке», чем в самой картине.

Картину свою Абрам Ефимович написал в 1889 году. Она экспонировалась на XVIII выставке товарищества передвижных художественных выставок в 1890 году, где принесла   автору подлинный успех. Мог ли ее видеть В.И. Суриков?  В Москве выставка проходила в Училище живописи ваяния и зодчества с 31 марта по 22 апреля 1890 года. Оценить картину на выставке  Суриков, безусловно, не мог, так как находился в Сибири, откуда он вернулся в Москву только осенью. Однако позже он мог беспрепятственно ее видеть: картина «По реке Оке» была приобретена П.М. Третьяковым для своей галереи.

Известно, что первый эскиз «Разина» был сделан Суриковым раньше 1990 года – еще до смерти его супруги Елизаветы Августовны – в 1887 году.  Я.А. Тепин так описывал этот эскиз в своих «Воспоминаниях о художнике»:
 “В эскизе 1887 года Разин изображался в обществе персидской княжны во главе целой флотилии судов, выступающих в поход. В картине, писанной с 1900 по 1908 год, сюжет разработан проще, тише, без буйства. Одна большая ладья, точно крылья, поднятыми веслами рассекает волны и воздух.” [6]

Вот репродукция первого эскиза «Разина»:


Ил. №7  В.И. Суриков Степан Разин. Эскиз картины. 1887

Из эскиза очевиден песенно-былинный строй первой композиции «Разина». На эскизе сразу бросается в глаза центральная фигура княжны, которая отсутствует на дальнейших вариантах эскизов и в самой картине. Глядя на фигуру и черты лица княжны нетрудно догадаться, кто служил прообразом молодой персиянки.
Сравним черты лица княжны с этюда с чертами супруги В.И. Сурикова – Елизаветы Августовны, послужившей моделью для Марии Меншиковой на картине «Меншиков в Березове»:


Ил. №8  Сопоставление черт лица модели Марии Меншиковой (В. И. Суриков Этюд 1882 год) и Персидской княжны с  эскиза картины «Степан Разин» (В.И. Суриков 1887год)

Дальнейшее изменение композиции картины и ее содержания вполне объяснимо с точки зрения психологии. Художник вольно или невольно (бессознательно) переносит на картину символически-образный ряд, отражающий особенности его текущих и долговременных переживаний, равно как и старается избежать травмирующих переживаний, которые и в жизни старается «заглушить» новыми знакомствами и употреблением алкоголя.  Естественно, что из картины исчезает образ персидской княжны. Для Сурикова, который так или иначе идентифицирует себя с основным персонажем картины – Разиным, контекст, в котором Разин топит свою жену, становится невозможным.
В 1901 году вместо бравурного былинного, наполненного энергией первого эскиза появляется совершенно другой вариант, где основное внимание переносится с внешнего антуража событий на персонаж Разина, находящегося в состоянии тягостных печальных раздумий.


Ил. № 9  В.И. Суриков Степан Разин. Эскиз картины. 1901

Картина выступает для художника и как механизм обратной связи, позволяющий оценить свое текущее состояние. Особенно сильным «терапевтическим» эффектом обладают автопортреты. Не случайно художники так любят их писать – вовсе не из нарциссических побуждений, как можно было бы подумать.  Автопортрет играет важную роль в самоидентификации художника, то есть в процессе осознания человеком важнейшего жизненного вопроса  «кто есть я на данном этапе» и приведением себя в соответствие с «текущим настоящим»  [7]  Самоидентификация – важнейший момент духовной жизни, диалога человека с самим собой (точнее общения сознательной части себя с бессознательной частью, посредством восприятия знаков и символов от своего зеркального двойника),  когда в одной точке – в настоящем сливается проанализированное и оцененное прошлое и конструируется личное будущее.
Автопортрет позволяет художнику сформировать пространство вокруг автопортрета, находясь в котором, художник, всегда может опереться на свой собственный образ, отражающий стабильную самооценку и определенное устойчивое эмоциональное состояние.  Контакт с собственным автопортретом может вызвать неожиданные озарения – инсайты, при которых на уровень сознания «прорываются» вытесненные болезненные переживания. Автопортрет может формировать для художника реальную или труднодостижимую цель в собственном развитии, служить компенсацией собственных болезненных переживаний. Так, красноречив пример с автопортретами В.И. Сурикова, который на автопортрете 1997 года изобразил себя моложе, чем на автопортрете 1894 года, равно как и на автопортретах после 1900 года намеренно омолаживал себя. ».  [8] 
 
Определенно динамика изменений построения  картины «Степан Разин», отражает эмоциональное состояние самого Сурикова. Понятно, почему после смерти жены, в которой Василий Иванович винил себя и переживал очень сильно в течение длительного времени, из композиции исчезла княжна. Наиболее важным элементом картины для самого Сурикова стало лицо Разина. На его личность Суриков проецировал (переносил) себя и свои чувства. Известно он сшил костюм и сапоги Степана Разина и примерял их на себе, чтобы «лучше прочувствовать характер своего героя». Согласитесь, такой прием не характерен для художника – он скорее должен был бы облачить в одеяния разбойника натурщика. На автопортрете 1902 года он также изобразил себя в халате, похожем по покрою на «разинский».  Постепенно из первых эскизов, действительно изображавших шайку разбойников с главарем и княжной, картина превратилась в гигантское обрамление вокруг автопортрета Василия Сурикова в образе Степана Разина.

Ил. №10  В.И. Суриков в одеянии Степана Разина. Фотография 1900-е

Ил. №11  Сопоставление черт лица В.И. Сурикова с автопортрета 1902 года (слева), эскизного изображения Разина 1901 года (в центре) и фотографии В.И. Сурикова в одеянии Разина.

 

Ранее Суриков уже помещал свое изображение в историческое полотно. Исследователь творчества Василия Ивановича В.С. Кеменов отметил, что образ Странника в картине «Боярыня Морозова» представляет собой слегка измененный автопортрет художника. [9]
При взгляде на Странника явно проступают черты лица самого Сурикова. На различных этапах работы, на разных эскизах этот персонаж то появлялся, то исчезал, словно художник сомневался, стоит ли помещать свое изображение на полотно. Ниже приведены репродукции автопортрета Сурикова и набросков образа странника.


 

 

Ил. № 12 В.И. Суриков Автопортрет (набросок для рисунка странника, ГТГ

 

Ил. № 13  В.И. Суриков Голова странника этюд, ГТГ

 

Ил. № 14  В.И. Суриков Голова странника этюд, ГТГ

Из представленных репродукций видно, что на автопортрете наклон головы и положение рук очень близко к позе странника на картине «Боярыня Морозова». Суриков тщательно проработал линию контура лба, брови, глаза, нос и форму уха. Как видно, в эскиз и этюд головы странника эти основные анатомические формы перекочевали с минимальными изменениями. Форма глаза воспроизведена без изменений. На этюде добавлена бородка и более пышные усы.

Возможно, что сознательно или бессознательно он стремился придать Разину свои собственные черты, искажая исходные портреты натурщиков. Поиск лица Разина для Сурикова стал самым важным опорным моментом  в картине. Все остальные элементы – фон, второстепенные персонажи, даже фигура Разина, стали для Сурикова лишь обрамлением для этого своеобразного автопортрета. Возможно, именно поэтому он не уделил должного внимания качеству рисунка и письма для всей картины. Однако, при поиске лица Разина возникла одна существенная трудность: Суриков никак не мог подобрать адекватный своему текущему состоянию образ.  После смерти жены в 1888  году Суриков написал свой автопортрет в 1889 году, в 1894 году на фоне Ермака, графический монохромный автопортрет в 1897 году,  в 1900 с подписью «Ва…ка С..въ». После начала работы над «Разиным» в 1901 году,  автопортрет был написан в 1902 году (в кафтане Разина?), но судя по тому, что Суриков продолжил поиск натуры для лица Разина и далее, он не удовлетворил художника, так как не отражал тех чувств, отражение которых так требовалось увидеть Василию Ивановичу. Следующий графический автопортрет художник написал в 1910 году и в тот же год был найден верный образ для лица Степана Разина в эскизе тушью. Правда, перенести эмоциональный настрой человека с этюда тушью в картину маслом Сурикову так и не удалось.
Ниже представлено сопоставление автопортрета Сурикова, этюда головы Степана Разина тушью и окончательного варианта лица Разина на картине.


Ил. №15  Сопоставление черт лица В.И. Сурикова с автопортрета 1910 года (слева), этюдного изображения Разина 1910 года (в центре) и окончательного варианта лица Разина на картине.

Ил. №16  Сопоставление черт лица В.И. Сурикова с автопортрета 1910 года (справа и этюда головы Разина 1910 года (слева).

Что же касается копирования композиции картины в окончательном варианте с произведения А.Е. Архипова  «По реке Оке», то здесь необходимо вспомнить об особом психологическом механизме, называемом криптомнезией. Криптомнезия означает, что человек забывает источник когда-то воспринятой информации или, как в случае с Суриковым, воспринятого зрительного образа.  Такой образ, вероятно, имел для Василия Ивановича чрезвычайную значимость, причем, связанную с неприятными травмирующими воспоминаниями. Именно поэтому, он был вытеснен из сознательной сферы психики художника в бессознательную сферу, откуда и проявился в виде конечного образа, который мы видим на картине  «Степан Разин».  Чем же так трагически важен был  для Сурикова образ печально-задумчивого человека, плывущего вниз по Оке? Документальных свидетельств, которые могли бы помочь найти ответ на этот вопрос нет. На Оке Суриков провел начало лета 1903 года. Он писал своему брату:
Май 1903 года

Здравствуй, дорогой наш Саша!
Мы теперь живем в г. Елатьме на Оке. Я тут пишу этюды.
Ты пиши так к нам: г. Елатьма, Тамбовской губернии, Подгорная улица, дом М.В. Булычева. Тут пробуду до 15 июня, а потом съезжу на Волгу. Мы здоровы. От тебя писем давно не получали. Здоров ли ты?
Написал здесь уже несколько этюдов для картины. Местность очень красивая, и очень тихо тут. Шума никакого. Все фруктовые сады.
Хозяин, у которого квартируем, вятский. Ходил на пароходах капитаном по Волге и Каме.
Напиши, Сашонок, по получении моего письма, чтобы мне успеть его здесь получить.
Кланяйся Гоголевым. Будь здоров. Целую тебя. Оля с мужем у родственников в имении живут. Наташа, говорят, растет, здорова.

Твой Вася»


Между тем, автор считает, что значимость для художника образа одинокого мужчины в струге посреди Оки лежит в совершенно иной сфере, чем сердечные переживания по отношению к возлюбленным.  Если внимательно присмотреться, к большим историческим картинам Сурикова, то можно заметить несколько явных тенденций построения сюжета и композиций, которые могут привести к намеку на ответ для этого сложного вопроса.  Что, впрочем, составляет обширную тему для отдельного исследования, с которым автор лелеет надежду вскоре познакомить читателя.
В завершении статьи хочется упомянуть еще об одном ироничном совпадении, связанным с образом Степана Разина, которое, вероятно, также повлияло на оценку картины Сурикова публикой. В 1908 году на экраны кинематографа вышел самый первый российский художественный фильм  — «Стенька-Разин» или «Понизовая вольница», снятый на озере Разлив под Петербургом.  В отличие от картины Сурикова, фильм, снятый по исторической былине В. Гончарова, был практически подстрочной иллюстрацией к песне Д. Садовникова «Из-за острова на стрежень», чем снискал любовь и признание публики.

Рекламная афиша фильма Понизовая вольница художник Поль Ассатуров 1908 г.

«Вестник кинематографов в Санкт-Петербурге» писал: «Из новинок за прошлую неделю отметим картину «Стенька Разин». В техническом отношении она исполнена прекрасно. Видно, что г. Дранков в совершенстве постиг дело фотографирования; жаль только, что лента коротка, — сюжета хватило бы на несколько сот метров. Прекрасно снят вид на Волгу и флотилию лодок с разбойниками; очень интересна картина в лесу, а также и последний момент, когда Стенька бросает княжну в Волгу». [10].

Список литературы:

  1. Кончаловская Н., Дар бесценный- М.: Детская литература,1969-С.291.
  2. Василий Иванович Суриков. Письма. Воспоминания о художнике.- М.: Искусство.-1977-С. 126.
  3. Кириллина Е.В. У Репина в Пенатах//Наука и Жизнь №2, 2002
  4. Чуковский К. И., Репин. — М.: «Искусство», 1969.
  5. Комашка А. М. Три года с Репиным //Художественное наследство, т. II, 1949-С. 286
  6. Тепин Я.А. Воспоминания о художнике // Василий Иванович Суриков. Письма. Воспоминания о художнике.- М.: Искусство.-1977-С. 206.
  7. Назлоян Г. М. Портретный метод психотерапии М.: ПЕР СЭ, 2001.-144с.
  8. Васильева Г.Л. Художник В. И.Суриков – портретист. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Л. 1988.
  9. Кеменов В.С.  В. И. Суриков. Историческая живопись 1870-1880-х годов. М.: Искусство-С. 451-452.
  10. «Вестник кинематографов в Санкт-Петербурге», 1908, № 1, -С.6.
Картина В.И. Сурикова «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт Петербурге»

Vasily Surikov. Stepan Razin. The description of a picture. Russian Artists. Masterpieces of Russian painting

Vasily Surikov. Stepan Razin.
1903–1907. Oil on canvas. 318 x 600. The State Russian Museum, St. Petersburg, Russia.

In 1887, Surikov’s wife died. Her death caused a deep depression: he gave up painting, turned to religion, and left with his children for Siberia. The atmosphere, familiar from childhood, and the caring attitude of his friends restored him to life.

The impressions brought from Siberia, have inspired him on new pictures.

The big canvas, devoted to Cossacks is Stepan Rasin (RAH-zin), which depicts the moment of the Cossacks return from a successful campaign against Persia.


Stepan Razin (ste-PAHN RAH-zin) (c. 1630- 1671), Donskoy Cossack, ataman (commander). In 1662-63, he headed the Cossacks in the campaigns against the Crimean Tatars and Turks, in 1668-69 – against Persia.

Sailing into the Caspian Sea, he ravaged the Persian coasts from Derbend to Baku, massacred the inhabitants of the great emporium of Rasht, and in the spring of 1669 established himself on the isle of Suina, off which, in July, he annihilated a Persian fleet sent against him. Stenka Razin, as he was generally called, had now become a potentate with whom princes did not disdain to treat.

In August 1669 he reappeared at Astrakhan, and accepted a fresh offer of pardon from tsar Aleksey Mikhailovich there; the common people were fascinated by his adventures. The lawless Russian border region of Astrakhan, where the whole atmosphere was predatory and many people were still nomadic, was the natural milieu for such a rebellion as Razin’s.

In 1670-71, Razin headed the Cossack revolt against tzarism in the South of Russia, the Volga region. Thousands of serfs and local nations joined the revolt. The rebel army counted up to 10 thousand, they captured and burnt many towns and estates. After the defeat at Simbirsk, some other atamans betrayed Razin and gave him up to the authorities. Razin was executed in Moscow in 1671.


Stenka Razin is the hero of a popular Russian folk song (lyric is by Dmitri Sadovnikov (Дмитрий Николаевич Садовников) 1883, music is folk).

From beyond the wooded island
To the river wide and free
Proudly sailed the arrow-breasted
Ships of Cossack yeomanry.

On the first is Stenka Razin
With his princess by his side
Drunken holds in marriage revels
With his beauteous young bride

From behind there comes a murmur
"He has left his sword to woo;
One short night and Stenka Razin
Has become a woman, too."

Stenka Razin hears the murmur
Of his discontented band
And his lovely Persian princess
He has circled with his hand.

His dark brows are drawn together
As the waves of anger rise;
And the blood comes rushing swiftly
To his piercing jet black eyes. 

"I will give you all you ask for
Head and heart and life and hand."
And his voice rolls out like thunder
Out across the distant land.
Volga, Volga, Mother Volga
Wide and deep beneath the sun,
You have never seen such a present
From the Cossacks of the Don.

So that peace may reign forever
In this band so free and brave
Volga, Volga, Mother Volga
Make this lovely girl a grave.

Now, with one swift mighty motion
He has raised his bride on high
And has cast her where the waters
Of the Volga roll and sigh.

"Dance, you fools, and let's be merry
What is this that's in your eyes?
Let us thunder out a chantey
To the place where beauty lies."

From beyond the wooded island
To the river wide and free
Proudly sailed the arrow-breasted
Ships of Cossack yeomanry.


XIII. «СТЕПАН РАЗИН». Суриков

XIII. «СТЕПАН РАЗИН»

24 декабря 1887 года Т. Л. Толстая писала Репину: «Суриков поселился около нас, и мы видимся довольно часто. Он задумал картину, но она у него так разрослась, что не помещается у него в комнате, и поэтому он не может выполнить ее и на всю зиму обречен на портреты и этюды… Сюжет своей картины Суриков не рассказывает, только говорит, что пишет человека, которого всякий десятилетний ребенок знает».

Только спустя много лет современники Т. Л. Толстой и Репина узнали, кого в своей тесной комнате писал Суриков, кто был тот человек, «которого всякий десятилетний ребенок знает». Картина «Степан Разин» появилась на передвижной выставке в 1906 году.

От первого наброска до завершения художником работы над картиной прошло два десятилетия. Василий Иванович побывал и на Каме, и на Волге, и на Дону, и в Сибири, упорно ища натуру. На одни поиски натуры ушло почти шесть лет, и эти шесть лет — только подготовительный этап, за которым последовала дальнейшая работа над картиной.

Суриков сделал множество подготовительных этюдов к картине. Сравнивая свои наброски с величественной природой, с раздольем самой Волги, не удовлетворенный своей работой, художник снова и снова искал те изобразительные средства, которые могли бы передать широкую водную гладь, вечернее небо над безграничными просторами могучей русской реки. Снова и снова он переписывал ковер, постланный на дно лодки, фигуры гребцов, седло, на которое опирается Разин… Художник то и дело пересаживал свои персонажи и, наконец, выделил фигуру атамана: оставил Степана Разина, как выразился один из суриковских биографов, «наедине со своими думами».

Собирая исторические материалы и ища натуру для образа Разина и казаков, Суриков одновременно изучал фольклор — народные песни и сказания о крестьянском вожде. Таких песен существовало множество в народе. Фольклористы записали их в разных губерниях обширной Российской империи. Эпические песни, в течение двух столетий переходившие из поколения в поколение, во всем величии отразили образ Разина и его сподвижников. Подлинно исторические черты крестьянского вождя и его соратников слились в песне с фольклорно-сказочными представлениями о том, каким должен быть эпический герой.

Ты взойди, взойди, красно солнышко,

Над горой взойди, над высокою,

Над дубравушкой, над зеленою,

Над урочищем доброго молодца,

Что Степана свет Тимофеича.

По прозванью Степана Разина.

Ты взойди, взойди, красно солнышко,

Обогрей ты нас, людей бедных:

Мы не воры и не разбойнички,

Стеньки Разина мы работнички,

Есауловы все помощнички.

Мы веслом махнем — корабль возьмем,

Кистенем махнем — караван собьем,

Мы рукой махнем — девицу возьмем.

Но наряду с такими суровыми, глубоко поэтичными и подлинно народными произведениями о Разине существовали песни, созданные значительно позже, в которых образ Разина подвергся известной обработке. Например, в популярной песне о Разине «Из-за острова на стрежень…», написанной Д. И. Садовниковым (1847–1888), рассказывалось о том, что атаман, желая подтвердить свою верность народным интересам, бросает за борт персидскую княжну, как бы раз и навсегда расставаясь с тем, что служило помехой его делу.

Этот мотив борьбы и победы общественного над узко-личным, несомненно, отражал народное понимание истинного героизма. Но в песне мотив этот, не выраженный четко, звучал несколько мелодраматично. Обывательский публикой поступок Разина воспринимался лишь как отчаянный и романтический жест влюбленного.

«Когда у меня «Стенька» был выставлен, — рассказывал впоследствии Суриков, — публика справлялась: «Где же княжна?» А я говорю: «Вон круги-то по воде — только что бросил». А круги-то от весел. Ведь публика как смотрит: раз Иван Грозный, то сына убьет, раз Разин, то с княжной персидской».

Насмешливые иронические слова Сурикова имеют глубокий и принципиальный смысл. Передовых и чутких людей эпохи оскорбляло невыразимо пошлое, банально-рутинерское отношение обывательской, буржуазной публики и к искусству и к жизни. Нечто мертвенно-застылое и автоматическое сквозило в мышлении, в оборотах речи, во вкусах и взглядах этой публики, которая от безделья и скуки появлялась на вернисажах художественных выставок, на премьерах в драматических и оперных театрах. Это было время, когда, по выражению Горького, «жизнь стала бедна духом и темна умом».

Идейная нечеткость, противоречивость образа Степана Разина в песне «Из-за острова…», к тому же искаженного плоским восприятием обывательской публики, и заставили насторожиться необычайно чуткого к исторической правде Сурикова.

Известно, что Суриков по-настоящему приступил к работе над «Степаном Разиным» в 1901 году, значительно упростив первоначальную композицию, в которой, кроме Степана Разина и его сподвижников, как в популярной песне, была персидская княжна.

И первоначальный эскиз с княжной написан выразительно и окрашен глубокой самобытной мыслью о подвиге Степана Разина и его трагической судьбе.

…Река — темная от большой, низко нависшей тучи. Плывут струги. Ветер надувает красные и желтые паруса. Разин сидит сумрачный, подперев кулаком голову. Слева — персидская княжна. С кормы на атамана смотрит рулевой.

И небо с тучей, и струги, и, главное, образы людей порождают в зрителе предчувствие трагического конца. Хотя Степан Разин изображен в дни своего победоносного движения по Волге, но эскиз всем своим колоритом, воем настроением создает в зрителе тревогу, заставляет задуматься о дальнейшей судьбе сидящих в стругах людей.

Проплывали два суденышка, третья лодочка,

И та лодка изукрашена,

Добрыми молодцами изусажена.

На корме сидит атаман с веслом,

На носу сидит есаул с ружьем…

…Атаманушке быть зарезану,

Есаулушке быть повешену,

Молодцам-гребцам во тюрьме сидеть…

Суриков в своих творческих поисках правильного решения темы Разина не остановился на этом эскизе.

Продолжая работать над картиной, Суриков не раз изменял композицию, претерпел изменения и облик самого Разина.

* * *

Но вот картина появилась на XXXV передвижной выставке. Все было народно-песенным в этом замечательном полотне: и уходящий вдаль сумрачно-серебристый простор реки, и образ погруженного в глубокую думу Разина, и мощные фигуры гребцов, при виде которых вспоминаются старинные, полные удали слова:

Мы веслом махнем — корабль возьмем,

Кистенем махнем — караван собьем…

Но остался ли удовлетворенным работой сам художник? Остановился ли он, наконец, после многих лет неустанных поисков на том образе Разина, который запечатлел в картине, выставленной на суд современников в 1906 году?

Нет!

Как рассказывают друзья художника, Василий Иванович страшно волновался, когда картину вставили в огромную золоченую раму и повесили в круглой комнате-башне Исторического музея. Художнику казалось, что картина не так повешена, сделан слишком большой наклон. От этого живопись ему казалась жидкой по краскам. Суриков забраковал и слишком светлую раму — позолота сливалась с тонами вечернего неба. Раму перекрасили в темную бронзу. Стало лучше. Но недовольный мастер запер пока для публики дверь комнаты, где висела картина. Вызвали маляра перекрашивать башню в темный цвет, чтобы в «Стеньке Разине» вспыхнул вечерний свет. Василий Иванович посмотрел, нашел, что «перетемнили». Маляр составил заново краску, но перестарался — стены получились слишком светлыми.

Художник принес с собой сафьяновые сапоги и, посматривая на них, стал поправлять сапоги Разина на картине. Многое не удовлетворяло Сурикова, и он пытался исправить.

В сущности это были не исправления, а все еще поиски образа. Эти поиски продолжались вот уже больше двадцати лет.

Почему же так затянулась работа над картиной «Степан Разин»?

Работа Сурикова над эскизами к картине «Степан Разин», поиски образа крестьянского вождя были не только размышлением художника о судьбе народного восстания, происходившего в далеком прошлом, но и раздумьем о революционной современности. Не случайно самая интенсивная работа Сурикова над «Разиным» совпала с революцией 1905 года, когда русский рабочий класс от стихийных действий перешел к сознательной политической борьбе. В то время, когда рабочие и крестьянские восстания сотрясали прогнивший строй, когда по улицам шли революционные демонстрации с красными знаменами, художник создавал могучий образ того, кто один из первых поднял восстание в защиту угнетенных крестьянских масс.

В эти дни и годы, как. никогда, работа Сурикова перекликалась с надеждами и чаяниями народа.

Вот этим-то и объясняется, что Суриков, став самым строгим судьей своего творчества, не мог удовлетвориться своей работой и, уже выставив картину для обозрения публики, продолжал перерабатывать образ Разина.

Характерно, что в 1906 году, работая над «Степаном Разиным», Суриков изобразил на листе бумаги три типичные фигуры: свирепого полицейскою со штыком, священника с кадилом и купца, написав под рисунком: «Основы самодержавия».

Острая и злободневная акварель эта рассказывает о чувствах, волновавших художника, когда он искал на полотне образ Разина. Несомненно, что образ народного героя и крестьянского вождя он хотел противопоставить самодержавию, желая как бы осуществить в этом образе ту революционную силу и мощь, которая таилась в народе.

Картина не удовлетворяла Сурикова. На этот раз дело было не в колорите и не в композиции. Созданный им образ Разина не соответствовал тому образу, который жил в его ищущих исторической истины мыслях.

И в этом случае, как и до того, Суриков — демократ и патриот — своим гениальным чутьем художника и глубоким знанием народа угадал, каким должен быть образ подлинного Разина. Этот образ нашел свое окончательное выражение, и не на холсте, а на листе бумаги.

«Усиливаю тип Разина, — писал Суриков В. А. Никольскому. — Я ездил в Сибирь, на родину, и там нашел осуществление мечты о нем».

В 1910 году тушью и карандашом Суриков создал удивительный по своей выразительной мощи образ Степана Разина. И хотя в лаконическом рисунке не оказалось ни Волги, ни стругов, ни беспредельного волжского неба, а только голова Разина, опершаяся на руку, но это было именно то, что искал художник в течение многих лет самоотверженной работы.

Несмотря на то, что это не огромное полотно, а всего лишь простой лист бумаги, — образ Разина поражает своей монументальностью и величием. На рисунке живет не только Разин, но и смелая, одухотворенная его мысль, устремленная в будущее.

Рисунок «Голова Разина» убеждает зрителя в том, что художник не напрасно затратил столько времени и усилий на поиски образа человека, «которого всякий десятилетний ребенок знает». Только художник, постоянно наблюдавший за жизнью народа и за его психологией в годы революционного подъема и в последовавшие за ним годы реакции и декадентского безвременья, человек, постоянно размышлявший о том, каким должен быть вождь крестьянского восстания, мог создать такой монументальный и правдивый образ.

Изображая в годы темной реакции и декадентского засилья героическую личность Степана Разина, Суриков смело глядел в будущее и своим рисунком как бы предсказывал грядущую победу народа.

В могучем облике Разина, в очерке его головы, в выражении глаз художником была гениально схвачена сущность русского трудового человека, крестьянина или рабочего, охваченного революционной страстью и готового преодолеть все преграды. Ни один образ в произведениях Сурикова с такой силой не перекликался с современностью, как образ Разина на рисунке 1910 года. Выражая надежду и чаяния своих революционных современников, создавая образ могучего русского человека, художник и в этот раз остался верным исторической действительности. Степан Разин на рисунке 1910 года — это прежде всего человек своей эпохи. На рисунке, сделанном карандашом и тушью, хотя и в живописной, но чрезвычайно лаконической манере, нет никаких подробностей, которые бы подчеркивали, что изображен человек XVII века; одежда казака и высокая казацкая шапка едва обозначены быстро наброшенными штрихами, и однако каждый зритель, бросив взгляд на изображение, почувствует себя перенесенным в далекое время, когда струги Степана Тимофеевича Разина плыли по объятой крестьянским восстанием Волге. И в этот раз Суриков вышел победителем, решив труднейшую творческую задачу.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Степан Разин Суриков Картина

Живопись русских художников
Картина Василия Сурикова «Степан Разин». Холст, масло. Полотно художника «Степан Разин» – еще один исторический экскурс в далекое прошлое Руси. По бескрайним волжским просторам плывет струг с атаманом и его вольной дружиной. Взлетают над водой весла, казаки бражничают и веселятся, и только Разин погружен в глубокую думу. О чем?

Как сделать русский народ вольным и счастливым? Или о судьбах верных сподвижников: куда он приведет их? А быть может, тоскует грозный атаман по персидской княжне? Каждый зритель, обладающий фантазией и склонный к романтизму, присмотрится к волнам: не та ли малоприметная водяная воронка, изображенная на картине слева, поглотила яркую восточную красоту прекрасной пленницы? Случайно ли с таким сожалением пристально смотрит на этот водоворот молодой гребец в красной рубахе?

В первые наброски к картине был включен образ княжны, от которого позже художник отказался, чтобы не вышло лишь заурядной иллюстрации к известной песне «Из-за острова на стрежень». Суриков не любил банальности и стереотипы. Полотно неповторимо по колориту: перламутровая вода Волги отражает жемчужный отблеск над горизонтом, прозрачный воздух струится, размывая очертания далекого берега, и рассеянным светом пробивается сквозь упругую ткань паруса, наполненного вольным ветром.

По мнению самого Василия Ивановича, картина «Степан Разин» получилась неудачной. Она долго не продавалась, так как художник ее постоянно дорабатывал. Двенадцать лет искал он среди казаков «голову» главного героя, да так и выставил, по собственному признанию, «без того Стеньки». И только в 1910 году, когда картина была уже продана, провидение вывело мастера на подлинное лицо Разина. Этюд «Степан Разин», написанный тушью, показывает нам более точный, по мнению автора, образ атамана.

Незадолго до смерти Суриков так определит свое творчество: «Стрельцов», «Меншикова» и «Морозову» не мог не написать; «Снежный городок» и «Ермака» смог написать; «Суворова» мог не писать; «Стеньку» так и не смог…».

Перейти к следующей работе мастера ►

Leave a Reply