Разное

Роспись на досках – Гжель, городецкая, хохломская, жостовская, мезенская роспись, лаковая миниатюра в Федоскино и Палехе.

Содержание

виды росписи, техники нанесения для начинающих, выбор красок

Затейливые линии, сказочные персонажи, литературные сценки на дощечках, шкатулках и подносах актуальны и по настоящее время. Самобытными изделиями украшают дома и офисы, они отлично смотрятся практически в любом интерьере. Сегодня в обзоре редакции Homius расскажем об удивительном старинном ремесле – росписи по дереву. Сувениры, расписанные вручную, становятся прекрасным подарком на любой праздник, кроме того, такая техника росписи позволяет и сейчас модно декорировать мебель, украшать посуду, музыкальные инструменты и детские игрушки. В этой статье вы познакомитесь с основными видами, а также техниками и приёмами росписи по дереву.

Роспись по деревуХудожественная роспись шкатулок

Содержание статьи

Роспись по дереву: основные виды прикладного искусства

Существует огромное множество видов, подвидов и техник художественной росписи по дереву. Сегодня мы рассмотрим наиболее популярные.

Мезенская и петриковская роспись по дереву

Основные сюжеты мезенской росписи – орнаментальный декор и изображение лесных обитателей и лошадей. Второе название направления – палащельская роспись. Можно выделить характерные особенности техники:

  • орнаменты красно-чёрного цвета;
  • дополняют картину дробные узоры: звёзды, ромбы, диски, чёрточки и крестики;
  • многократный повтор узоров создаёт ощущение движения.

Мезенская роспись наносится по негрунтованному дереву. Сначала используют охру красного цвета, затем узоры обводят чёрной краской.

Дощечка, украшенная мезенской росписьюДощечка, украшенная мезенской росписьюВ мезенской технике раскрашивают предметы домашнего обиходаВ мезенской технике раскрашивают предметы домашнего обихода

Петриковская роспись характеризуется, как растительная, в большинстве случаев это цветочные узоры, а также изображение некоторых ягод. На их базе создаются фантастические рисунки.

Роспись наносится без предварительного контура, поэтому для мастеров важен хороший глазомер и ловкость рук. В качестве инструмента используют тоненькую кисточку, а также стебли растений. Ягоды могут быть нарисованы пальцем.

Сюжет с центральным элементом - главная особенность петриковской росписиСюжет с центральным элементом — главная особенность петриковской росписиВ росписи преобладают красные и зелёные оттенкиВ росписи преобладают красные и зелёные оттенки

Гжель и городецкая роспись

Гжель невозможно перепутать ни с одним видом художественной росписи, характерная особенность народной техники – пышные композиции синего цвета на белом фоне. Несмотря на сложные сюжеты, работа выполняется без предварительного эскиза. Изначально росписью украшали только детские игрушки и аптекарские сосуды. Только в начале девятнадцатого века были построены заводы по выпуску фарфора, который впоследствии украшали гжельской росписью.

Характерные особенности гжели – это объёмные розы-агашки, пейзажи с зимними сюжетами, сказочные сценки, например, детки на санках или жители деревни провожают зиму. После нанесения рисунка изделия покрывают глазурью и ставят на обжиг.

Техника нанесения состоит из нескольких этапов:

  • нанесение фона;
  • рисование крупных цветных элементов;
  • прорабатывание мелких деталей тонкой кисточкой;
  • нанесение дополнительных штрихов белой краской для придания контраста.

Основа прикладной городецкой росписи – оживление яркого рисунка белыми штрихами. Ремесленники на дереве изображали статных вороных коней с тонкими ногами, гордых петухов с пышными хвостами, а также различные сценки из жизни купцов. Каждая картина должна была быть украшена букетами и цветочными венками.

Красивыми узорами в былые времена украшали шкатулки и хлебницы, ложки и ларцы, детские игрушки, а также ставни, мебель и прочие предметы домашнего обихода. Особой популярностью пользовался конь-каталка.

Хохлома и жостовкая роспись

Основная черта хохломы – фон чёрного или жёлтого цвета, на котором изображены причудливые цветочные композиции. Идея рисунка золочения, без использования золота, взята из древних иконописных техник, которые основываются на нанесении серебра, масла и последующего запечатывания рисунка высокой температурой. От этого олифа начинала отдавать золотым оттенком.

Основная гамма цветов:

  • золотой;
  • красный;
  • чёрный.

В качестве дополнения используют жёлтый и зелёный оттенки. Рисунок наносится без предварительного эскиза. Традиционные элементы – рябина, земляника, веточки и цветы. Также встречаются изображения представителей фауны.

Изначально жостовская роспись использовалась только для украшения металлических подносов, но, спустя несколько лет, ей стали украшать и дерево. Главная идея техники – изображение цветочных композиций на чёрном фоне. По центру располагались крупные растения, по краям – более мелкие. Также прорисовывали тени, это создавало ощущение объёма. Добавки в краситель в виде сусального золота, металлического порошка и перламутра придавали рисунку особое свечение изнутри.

Прочие виды росписи по дереву

Следует отметить ещё несколько видов росписи по дереву, которые остаются популярными и в наше время.

Вид росписиОписание

ПалехПалех

Изображение сцен из русских сказок на тёмном фоне.

ФедоскинскаяФедоскинская

На чёрном фоне рисовали портреты людей. Для создания иллюзии свечения в краску, для основы, добавляли сусальное золото, металлический порошок и перламутр.

Северной ДвиныСеверной Двины

Растения и персонажи из любимых сказок рисуют в красном или оранжевом тонах на жёлтом основании.

ПрикамскаяПрикамская

На оранжевом фоне нанесены рисунки зверей и растений, выполненных красным цветом.

Особенности подготовки деревянной заготовки для росписи

Чтобы научиться правильно расписывать заготовку из дерева, необходимо предварительно её подготовить. Весь процесс состоит из нескольких этапов:

  1. В первую очередь, правильно выбрать заготовку. На ней не должно быть сучков, которые после высыхания могут просто вывалиться из поделки.
  2. Если сучки всё же присутствуют, их следует удалить, а отверстия зашпатлевать. Использовать можно только шпатлёвку по дереву.
  3. Несколько дней заготовка должна просто полежать в помещении и подсохнуть. Не стоит размещать её для просушки около обогревательных приборов, от повышенных температур она может деформироваться.
  4. Обработать поверхность сначала среднезернистой наждачкой, затем мелкозернистой.
  5. Прогрунтовать заготовку, для чего развести в равных пропорциях клей ПВА с водой и покрыть поверхность широкой кистью. Важно не допускать подтёков и необработанных мест.
  6. Высушить заготовку в течение нескольких часов.
  7. Отполировать мелкой наждачкой. При необходимости, ещё раз прогрунтовать и отшлифовать.

Совет! Можно собрать мастихином пыль, которая осталась после шлифовки, добавить её в ПВА и вязкой смесью зашпатлевать небольшие изъяны дерева. После полного высыхания отполировать мелкой наждачкой.

Инструменты и материалы для подготовки заготовки под росписьИнструменты и материалы для подготовки заготовки под росписьСостав ПВА с пылью после шлифовки должен иметь вязкую консистенциюСостав ПВА с пылью после шлифовки должен иметь вязкую консистенциюОбработанное место будет просматриваться через прозрачный фон. Лучше всего сделать цветную основуОбработанное место будет просматриваться через прозрачный фон. Лучше всего сделать цветную основу

Как перенести рисунок на заготовку

Профессиональные ремесленники сразу расписывают заготовку, но для начинающих мастеров потребуется предварительный перевод картинки на поверхность. Для этого существует несколько способов. Можно попробовать разные варианты переноса и подобрать более удобный.

Трафаретная методика

Перенести рисунок на заготовку можно при помощи трафарета. Для этого в интернете подобрать рисунок и с помощью канцелярского ножа вырезать его. Этот способ возможен для переноса только простых картинок, поскольку для витиеватых узоров понадобится время, ловкость рук и аккуратность.

Более удачный вариант – при помощи кальки. Для этого простым карандашом на шероховатую сторону переносят рисунок, затем прикладывают его к деревянной поверхности, закрепляют скотчем и обводят с обратной стороны. Один узор можно переносить до четырёх раз. Специалисты советуют использовать жёсткий валик. Его следует прокатать несколько раз по закреплённому эскизу.

Важно! Необходимо помнить, что рисунок при помощи кальки переносится в зеркальном отображении.

Перенос рисунка при помощи калькиПеренос рисунка при помощи кальки

Многие выбрали для себя термический перенос рисунка при помощи утюга. Для этого подойдет плотная бумага, а также глянцевые страницы журналов. Следует на лазерном принтере распечатать узор, затем приложить сторону с рисунком к заготовке и прогладить. Из-за неровной структуры дерева не весь рисунок хорошо переведётся, кроме того, здесь важно подобрать оптимальную температуру утюга, чтобы картинки с глянца тоже не перевелись на изделие.

Термический способ перевода узораТермический способ перевода узора

Точечная методика

Точечная методика – это прекрасный вариант для тех, кто совсем не умеет рисовать. Техника заключается в нанесении на основу множества точек, которые впоследствии соединяются сплошной линией. Чем больше их будет нанесено на эскиз, тем точнее получится узор. Также её используют для соединения мелких элементов, например, травинок, стеблей, просветов между узорами.

Существует точечная техника росписи по дереву, в которой эскиз на заготовку переносят тремя способами.

  1. На заготовке делают разметку, отмечают основные точки и двигаются к ним при помощи точек.
  2. На поверхности из дерева последовательно отрабатывают каждый цвет.
  3. Последовательная работа с каждым участком рисунка, этот вариант самый удачный, поскольку картина вырисовывается сразу.

Рисунок по эскизам

Ещё один вариант переноса изображения – под копирку, для этого желательно подбирать её по цвету рисунка, поскольку могут остаться пятна. Работать нужно следующим образом.

  1. Распечатать рисунок.
  2. Положить его на копирку, красящая сторона которой должна лежать лицом к заготовке.
  3. Закрепить рисунок при помощи скотча и обвести его по контуру.
Перенос эскиза под копиркуПеренос эскиза под копирку

Опытные художники самостоятельно рисуют эскиз на бумаге, это может быть целая картина или некоторая её часть. Затем рисунок переносят на поверхность и расписывают.

Какие краски подходят для художественной росписи по дереву

К выбору краски следует подходить осторожно, поскольку от этого зависит окончательный результат работы. Начинающим мастерам необходимо поработать с традиционными материалами, отточить базовые элементы и только после этого приступать к дорогостоящим.

Гуашь

В советские времена гуашевые краски использовались для создания плакатов, многие их так и называли – плакатные. Работать с ними довольно просто, однако более сложные орнаменты сделать не получится. Гуашь должна соответствовать следующим требованиям:

  • быть лёгкой в нанесении;
  • после высыхания узор не должен растрескиваться и пачкаться.

После полного высыхания гуаши, поверхность покрывают несколькими слоями лака.

Гуашью можно выполнить петриковскую роспись по деревуГуашью можно выполнить петриковскую роспись по дереву

Акварель

Многие профессиональные мастера считают, что акварельные краски совершенно не подходят для росписи дерева, поскольку обилие воды приводит к набуханию поверхности. Но если выполнять всё правильно, вреда основе влага не принесет.

Порядок работы следующий:

  1. Перенести рисунок на заготовку.
  2. Мокрой кисточкой провести один раз по закрашиваемому участку. Это необходимо для лучшего сцепления краски с основой.
  3. Разрисовать большие участки, затем перейти к прорисовке деталей.

Использование акварели для росписи по дереву имеет несколько особенностей:

  • мазки получаются лёгким и воздушными;
  • можно создавать плавные переходы и тени, однако рельефный рисунок не получится.

Готовую работу желательно покрыть лаком.

Роспись матрёшки акварельюРоспись матрёшки акварелью

Акриловые краски

Акрил – это один из наиболее удобных вариантов для новичков. Эти краски легко наносить на поверхность. Структура их достаточно густая, они не растекаются. Кроме того, для достижения требуемого оттенка, можно смешивать палитру между собой.

Совет! Готовую роспись не обязательно лакировать. Лак применяется только в том случае, если поделка будет активно использоваться в быту. Если же она будет выполнять только декоративную функцию, достаточно того, что акрил создаёт на поверхности защитную плёнку.

Роспись подноса акриломРоспись подноса акрилом

Масляные краски

Использовать масляные краски рекомендуется тем, кто уже имел навыки росписи по дереву. Предварительно их нужно развести до определённой консистенции олифой или льняным маслом. После этого можно приступать к работе.

Отметим некоторые особенности работы с масляными красками:

  • можно получить только яркую гамму оттенков, они прекрасно подходят для хохломы или золотого орнамента на чёрном фоне;
  • медленно сохнут, особенно те, которые разведены маслом;
  • после высыхания состав практически невозможно удалить.
В магазинах для художников можно купить специальные масляные краски для росписи по деревуВ магазинах для художников можно купить специальные масляные краски для росписи по дереву

Анилиновые краски

Анилиновые краски для дерева признаны одним из бюджетных вариантов. Их используют для украшения шкатулок, браслетов, кухонной утвари и сувенирной продукции, которую затем продают туристам.

Из основных достоинств выделим следующие:

  • яркая палитра оттенков;
  • работа с ними сложностей не вызовет;
  • их легко смешивать между собой.

Единственное, о чём нужно помнить, анилин выгорает. Поэтому поделки следует оберегать от прямых солнечных лучей, используя для этого лак, устойчивый к ультрафиолету. Кроме того, основа,  во избежание растекания красок, требует двойной предварительной грунтовки.

Техника росписи имеет свои особенности:

  • нельзя наносить краску два раза на одно и то же место, придётся научиться делать правильные мазки с первого раза;
  • добиться чистого тона удастся только при нанесении его на тщательно прогрунтованную основу;
  • при сочетании двух оттенков, наложенных друг на друга, получится третий тон.

Темперные краски

Роспись по дереву темперными красками относится к категории «люкс» и считается настоящим искусством. Её используют для украшения предметов, которые затем будут переходить по наследству, а также в качестве подарков на особо памятные даты. Их изготавливают на яичном желтке либо на клеевом растворе. Основные требования, предъявляемые к темпре:

  • она должна легко разводиться водой, но после высыхания узор не должен ею смываться;
  • узор не должен растрескиваться.

В составе темпры всего 2 компонента: эмульсия и красящий пигмент. Они соединяются между собой на поверхности из натурального камня, затем растираются до однородного состояния при помощи куранта.

Курант для соединения составаКурант для соединения составаНабор темпрыНабор темпры

Фотопримеры художественной росписи по дереву

Роспись по дереву сложна только на первый взгляд. Предлагаем посмотреть фотоподборку готовых изделий. Сделать нечто подобное смогут люди, даже не имеющие навыков. Работа принесёт настоящее удовлетворение, а результат приведёт в восторг близких.

Заключение

Теперь вы знаете практически всё о художественной росписи по дереву и сможете самостоятельно украшать свой дом уникальными поделками. История гласит, что в былые времена этим прикладным искусством занимались обычные крестьяне. Если у них получались такие изделия, значит, они получатся и у вас. Самое главное – отточить технику в разных элементах и научиться смешивать краски.

Если у вас остались вопросы, задавайте их в комментариях, наши мастерицы с удовольствием на них ответят.

Напоследок предлагаем более подробно посмотреть технику художественной росписи по дереву:

Предыдущая

Своими рукамиКартины из шерсти: акварельная живопись для всех возрастов

Следующая

Своими рукамиКак выбрать и сшить своими руками шторы на люверсах

Понравилась статья? Сохраните, чтобы не потерять!

ВОЗМОЖНО ВАМ ТАКЖЕ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:

Роспись по дереву — виды росписи и пошаговый мастер-класс

Сегодня мы расскажем об одном из самых старинных видов художественного искусства – росписи по дереву. Затейливые узоры, рисунки, герои и сцены из литературных произведений на дощечках, подносах, шкатулках и вазах и сегодня прекрасно смотрятся в интерьере любых помещений.

Роспись по дереву — декоративно-прикладное искусство, имеющее многовековою историю. Художественная роспись по дереву велась яркими красками. Расписные сувениры передавались из поколения в поколение и ценились подрастающей молодежью. Сегодня роспись по дереву широко применяется в области мебельного производства, посуды, игрушек, музыкальных инструментов.

Роспись по дереву. Сувенир своими руками.

Виды росписи по дереву

Существует очень много видов росписи по дереву, разных традиционных техник и школ. В одной только хохломской росписи есть несколько подвидов, в зависимости от типа используемого орнамента!

Сегодня мы рассмотрим три самых популярных росписи — хохломская, мезенская и городецкая, поскольку именно они являются самыми популярными и широко известными. На важно помнить, что кроме них есть множество других, не менее замечательных видов росписи: например, волховская, борецкая, владимирская и др.

1. Хохлома.

Этот вид росписи является старинным русским промыслом, зародившимся в окрестностях Нижнего Новгорода около XVII века.

Роспись по дереву. Сувенир своими руками.

Деревянная посуда всегда была в почёте на Руси, но необработанная древесина впитывает влагу и быстро загрязняется. Во избежании этого посуду стали покрывать варёным льняным маслом — олифой, которая покрывала поверхность деревянного предмета непроницаемой плёнкой.

Отличительной чертой техники является придание изделию золотистого блеска без использования золота.

Хохлома берёт свой принцип золочения без золота из старинных иконописных техник: в целях экономии фон иконы закрашивали серебром (а позже более дешёвым оловом или алюминием), наносили изображения святых, а затем покрывали льняным маслом в несколько слоёв в отдельной просушкой в печи каждого слоя. Под воздействием температуры пленка олифы приобретала золотой оттенок и серебряный фон, находящийся под ним тоже отливал золотым переливом.

Роспись по дереву. Сувенир своими руками.

Основные цвета в хохломе:

• красный;

• чёрный;

• золотой;

Дополнительные цвета: 

• зелёный;

• жёлтый;

Роспись по дереву. Сувенир своими руками.

Роспись в хохломе наносится от руки, без предварительной разметки. Традиционные элементы — сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Различают два типа росписи: «верховую», когда по серебристому фону (который после обжига станет золотым!) наносят рисунок красным и чёрным цветом; и «под фон», когда сначала намечается контур орнамента, а потом фон заполняется чёрной краской, рисунок же остаётся золотым.

2. Городецкая роспись.

Эта роспись также появилась в Нижегородской губернии, но позже, чем хохлома — в XIX веке.

Роспись по дереву. Сувенир своими руками.

Сюжетные композиции в этой росписи гораздо более сложные, но мастера также наносили их без предварительной разметки. 

Городецкую роспись исполняли по яркому фону темперными красками.

Роспись по дереву. Сувенир своими руками.

Основной приём росписи — сначала на изделие наносится цвет фона, потом на него наносится «подмалёвок» — крупные цветовые пятна. После этого рисунок прорабатывается тонкой кистью, затем роспись заканчивает «разживка» — дополнительные тонкие штрихи и точки, нанесённые, как правило, белой краской, и подчеркивающие детали и контраст. Основные мотивы — цветочные композиции, сказочные и былинные сюжеты, городские сценки.

Роспись по дереву. Сувенир своими руками.

3. Мезенская роспись.

Старинный вид декорирования деревянной посуды и других предметов быта. Эта роспись представляет собой чисто орнаментальный декор.

Роспись по дереву. Сувенир своими руками.

Основная черта: дробный узор — звёзды, крестики, чёрточки, — выполненный в два цвета: чёрный и красный.

Основные мотивы геометрического орнамента — солярные диски, ромбы, кресты. Также в качестве орнамента используются схематичные изображениями животных: коней или оленей. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики.

Роспись по дереву. Сувенир своими руками.

Изделие расписывается по чистому негрунтованному дереву сначала красной охрой, а затем делается чёрная обводка.

Роспись по дереву. Сувенир своими руками.

Кстати, у нас на сайте вы можете посмотреть несколько мастер-классов по мезенской росписи и её стилизации!

Мастер-класс: «Комплект украшений своими руками. Мезенская роспись».

Мастер-класс: «Мезенская роспись одежды. Роспись по коже».

С чего начать и как делать роспись по дереву

Роспись по дереву акриловыми красками – это художественный процесс, в котором каждый мастер стремится найти свою изюминку и индивидуальность. Прежде чем пытаться сформировать индивидуальный стиль, стоит ознакомиться с существующими традиционными видами росписи. Перед тем, как переходить к росписи непосредственно по дереву, стоит сперва отточить на бумаги навыки владения кистью и рисование базовых элементов.

Роспись по дереву. Сувенир своими руками.

После этого необходимо научиться подготавливать деревянную поверхность к работе


Алгоритм росписи по дереву для начинающих:

1. Очистка древесины щеткой и шлифование дерева наждачной бумагой.

Роспись по дереву. Сувенир своими руками.

2. Покрытие грунтовкой. Иногда в качестве грунта может выступать краска, создающая основной цвет фона.

Роспись по дереву. Сувенир своими руками.

3. Нанесение рисунка кисточкой и красками.

Роспись по дереву. Сувенир своими руками.

4. Закрепление акриловым лаком.

Роспись по дереву. Сувенир своими руками.

Материалы для росписи

Основные материалы, которые потребуются для акриловой росписи по дереву, это:

• наждачная бумага для очистки поверхности дерева и для придания небольшой шероховатости. Делается это для того, чтобы рисунок наносился более точно и в дальнейшем был долговечным. Понадобится два вида наждачной бумаги: жёсткая и мягкая. Зачищается дерево вдоль волокон.

Роспись по дереву. Сувенир своими руками.

• защитный материал – морилка. В некоторых росписях принято наносить рисунок сразу на деревянную поверхность, но иногда цвет сырой необработанной древесины довольно невыразителен. В таких случаях, можно воспользоваться морилкой, которая придаст древесине какой-нибудь оттенок и подчеркнёт естественный рельеф и фактуру.

Роспись по дереву. Сувенир своими руками.

• грунтовку можно наносить кистью, но если область большая и широкая, то используют валик.

Роспись по дереву. Сувенир своими руками.

• для закрепления готовой росписи на декоративном предмете можно воспользоваться акриловым лаком. Однако, если изделие часто планируется использовать в быту (подставки под горячее, подносы), лучше воспользоваться специальными мебельными лаками.

Роспись по дереву. Сувенир своими руками.

Подходящие краски

После того как предмет для росписи подготовлен, наступает время художественной части работы. Многие задаются вопросом, какие краски для росписи по дереву лучше использовать. Обычно для того, чтобы получился стойкий и насыщенный цветом рисунок, берут акриловые или масляные краски. Их существенное различие лишь в том, что масляные краски дольше сохнут. Акриловые краски сохнут быстро, имеют яркие тона и по стойкости они превосходят масляные.

Отличным выбором для любой росписи станут специальные краски для росписи (так называемая акриловая темпера), которые отличаются мягкой консистенцией, пастозностью, высокой кроющей способностью и приятной матовой бархатистой поверхностью после высыхания.

Роспись по дереву. Сувенир своими руками.

Стоит отметить, что те, кто только начинают постигать азы народной росписи по дереву, могут для оттачивания навыков использовать обычную художественную гуашь.

Кисти для росписи по дереву

Лучшими кисточками для росписи по дереву считаются мягкие кисти природного происхождения. Особо ценятся беличьи, колонковые, реже – соболиные. Однако, для акриловых красок прекрасно подойдут и синтетические кисти.

Перед процессом важно определиться с подходящими размерами для кисточек, которые обозначаются цифрами. Для новичков советуют брать одну большую, две средние и одну тонкую малую кисть.

Важно помнить, что все старинные промысловые росписи зарождались в крестьянском сословии, в руках людей, которым плуг и молот был гораздо привычнее, чем кисть. А если смогли они, сможете и вы! В традиционных росписях нет нужны прорисовывать лица, фигуры или соблюдать портретное сходство. Самое главное — отточить технику рисования разных элементов, научиться  свободно проворачивать в руках кисть и смешивать цвета. Нужно приложить немного терпения, раз за разом рисуя одинаковые элементы и в конце-концов вы научитесь их рисовать в совершенстве! Довольно небольшое количество простых базовых элементов и их сочетания — вот и всё!

И важно понимать, что если признанные мастера разных видов росписи могли наносить её без предварительно рисунка, то нам, простым смертным, наносить рисунок можно не сразу красками, а использовать для начала карандаш, трафарет, копирку или кальку, но не слишком увлекаться. Ведь, если постоянно прибегать к готовым рисункам, способность самостоятельно фантазировать притупляется. Помните, главное – это всегда получать удовольствие от процесса росписи.

Мастер-класс: северодвинская роспись разделочной доски

Мастер-класс: северодвинская роспись разделочной доски, фото № 1

В этом мастер-классе я покажу и расскажу, как делается пермогорская (с Сирином) и борецкая (с Древом жизни) роспись.

Русское народное искусство многообразно и очень интересно. Речь пойдёт о крестьянской росписи Русского Севера, а именно о северодвинских росписях. Формирование крестьянских росписей в бассейне Северной Двины происходило в конце ХVIII- начале ХIХ в. естественным путём в рамках художественной традиции русской посадской культуры XVII в., оказавшей сильное влияние на дальнейшее развитие крестьянской культуры этого района. Северодвинская роспись объединяет несколько крупных центров, среди них особенно выделяются росписи: пермогорская, борецкая, ракульская. Ведущая тема северодвинской росписи — это опоэтизированная жизнь народа и родной природы.

Птица Сирин в народном искусстве изображалась очень часто. Это мифическая райская птица с лицом и телом женщины до пояса. Птица счастья, радости, удачи. Обладает волшебным, чарующим голосом. Ее райское пение пленяет слушающего настолько, что он забывает все существующее. У крестьянских художников, как и у небогатого городского люда, образ Сирина ассоциировался с представлением о благополучии и счастье.

Дерево с птицами — «древо жизни» — стало одним из любимых сюжетов русского народного искусства: с ним связывалось представление о могуществе сил природы, о зависящем от нее благополучии человечества и его счастье.

Вам понадобятся следующие материалы:

1. Предмет, который будет расписываться (деревянная досочка, тарелочка или панно). В моём случае, это две разделочные доски из берёзы размером 18-30-1,5см.

2. Наждачная бумага №1 и №0, клей ПВА либо белый акрил.

3. Краски темперные, но также это может быть гуашь или акрил, кому как нравится. Я люблю темперу 🙂

4. Кисти: белка №1 №2 и №0, любая кисть для грунтовки и широкая синтетика для лачки. Можно для росписи использовать колонок и даже синтетику. Я пишу белкой, она более пластичная, но её нужно готовить к работе.

5. Калька и бумага для отрисовки эскиза.

6. Лак, которым вы потом покроете работу. Я покрываю мебельным полуматовым.

7. Терпение и хорошее настроение 🙂 У вас всё получится!

Как в любом новом деле, надо с чего-то начать, и я советую сперва посмотреть прекрасные музейные образцы этой росписи в книгах или интеренете, чтобы отметить для себя, что нравится, и понять отличия пермогорской от борецкой росписи. У пермогорской росписи более простые линии, и поэтому изучать северодвинские росписи начинают именно с неё. Борецкая более нарядная и кудрявая, более праздничная.

Этап 1

Мастер-класс: северодвинская роспись разделочной доски, фото № 2

Итак, начнём мы с того, что набросаем эскиз будущей работы. Отрисовываем карандашом мотив по форме нашей заготовки и делаем цветовую раскладку. Я вот поленилась и сделала её цветными карандашами, но лучше красками 🙂

Мастер-класс: северодвинская роспись разделочной доски, фото № 3

Этап 2

Потом берём кальку и переносим рисунок на неё. Творческая часть готова 🙂

Мастер-класс: северодвинская роспись разделочной доски, фото № 4

Этап 3

Теперь нам нужно подготовить поверхность под роспись. Её нужно загрунтовать. Это делается для того, чтобы дерево не впитывало в себя много краски и лака, а также чтобы закрыть ненужные поры и выровнять поверхность. Традиционно росписи делались на белых фонах. Я люблю писать по чистому дереву, чтобы было видно текстуру, это моё отступление от традиций 🙂 Я делаю грунтовку так: беру небольшую ёмкость с водой, добовляю туда немного клея ПВА, чтобы вода стала как молоко, и покрываю в два захода, в промежутках зашкуривая высохший слой сначала наждачкой №1, в конце нулёвкой. Получается идеально гладкая поверхность для росписи. Можно для грунта также воспользоваться белым акрилом, разбавив его водой. Консистенция акрила зависит от того, какого цвета вы хотите фон (более белый или более прозрачный). Бок досочки также подлежит этой процедуре.

Этап 4

Превод рисунка на поверхность (можно делать от руки, кто умеет). Мы воспользуемся нашей калькой. С обратной стороны рисунка проходим по контурам мягким простым карандашом. Кладём кальку на поверхность рисунком вверх и аккуратно проводим по контуру (таким образом рисунок отпечатывается на доске).

Древнерусские художники наносили рисунок сразу, по замыслу от руки, основываясь на традициях композиционного исполнения, которые передавались от поколения поколению.

Мастер-класс: северодвинская роспись разделочной доски, фото № 5

Мастер-класс: северодвинская роспись разделочной доски, фото № 6

Мастер-класс: северодвинская роспись разделочной доски, фото № 7

Этап 5

Роспись начинаем с поэтапной раскладки основных цветов (можно начать с любого цвета). Берём краску. Берём кисть № 2 и вперёд 🙂 Хорошо иметь подручник, на который ставится рука при работе. Это снимает напряжение и даёт больше уверенности руке!

Мастер-класс: северодвинская роспись разделочной доски, фото № 8

Мастер-класс: северодвинская роспись разделочной доски, фото № 9

Мастер-класс: северодвинская роспись разделочной доски, фото № 10

Мастер-класс: северодвинская роспись разделочной доски, фото № 11

Мастер-класс: северодвинская роспись разделочной доски, фото № 12

Мастер-класс: северодвинская роспись разделочной доски, фото № 13

Этап 6

После того, как мы нанесли все цвета, приступаем к обводке чёрным контуром, который придаст законченность работе. Выполняется кистью №0 или №1.

Этап 7

Покрываем работу лаком. Для этого берём синтетическую кисть (важно, чтобы она не лезла) и покрываем всю поверхность (можно в один слой). Оставляем в защищённом от пыли месте до высыхания (время зависит от лака). И уже через несколько часов ваша досочка готова!

Мастер-класс: северодвинская роспись разделочной доски, фото № 14

Буду рада вашим отзывам! 🙂

Какими красками рисовать по дереву: советы

Расписывать деревянные изделия научились очень давно. Еще в Древней Руси занимались раскрашиванием различными средствами деревянных досок, панно, подносов, шкатулок, ложек. Многие и сегодня хотят самостоятельно декорировать такие предметы из дерева. Сначала нужно знать, какими красками рисовать по дереву, виды росписи, подготовку к работе, методы нанесения средств. Об этом мы и расскажем в нашей статье.

Декоративная роспись по дереву

Своими корнями декоративная роспись по древесине уходит в давно минувшие годы. Еще древние люди научились делать из дерева посуду и задумывались о придаче ей красивого и оригинального вида. В наши дни оригинальными рисунками украшают мебель, игрушки, посуду. Этим занимаются не только взрослые, но и дети. Поэтому многим хочется узнать, какими красками рисовать по дереву, об особенностях этих средств и методах их нанесения.

нанесение краски

Роспись как декоративно-прикладное искусство передается из поколения в поколение. Особенно взрослым и детям нравиться изображать оригинальные узоры с народными мотивами. Сегодня очень популярно расписывать различные предметы интерьера: от картин, до панно. Рисунки можно увидеть на игрушках, посуде, музыкальных инструментах. Вам не помешает иметь представление о том, какими красками рисовать по дереву. Применение масляной краски очевидно, но также используется гуашь, акрил, акварель, анилин. О каждой из них мы поговорим подробнее.

Главные виды росписи

Многим читателям будет интересно не только какими красками можно рисовать по дереву, но и какие основные виды росписи бывают. Ведь иногда даже дети пробуют оформить красивые расписные дощечки для нарезки продуктов. Сначала подбирается рисунок, затем переводится на поверхность и постепенно разукрашивается в той или иной технике. Для гармоничного вида досок важно еще и правильно сочетать оттенки.

роспись по дереву

Стоит выделить следующие три вида росписи:

  • Хохлому. Сначала оформляется черный фон, затем наносятся причудливые цветы в желтых и красных тонах.
  • Городецкую роспись. На рисунках изображаются различные городские сцены, цветочные композиции, мотивы из народных былин.
  • Мезенскую роспись. Для основных сюжетов используются лошади и орнаменты.

Чтобы мастерски владеть хотя бы одним из этих видов, нужно знать способы нанесения, какими красками рисовать по дереву и чем их закреплять.

палитра красок

Подготовка к работе

Чтобы нанести красивые узоры на деревянные изделия, вам не обойтись без следующих приспособлений:

  • Самого деревянного предмета, на который и будет наноситься выбранный шедевр.
  • Палитры для смешивания красок.
  • Мягких карандашей и стиральной резинки.
  • Наждачной бумаги для обработки поверхности изделия.
  • Жестких листов бумаги для выполнения эскизов.
  • Кисточек для рисования разных размеров и степени жесткости.
  • Готовых шаблонов.
  • Красок определенного вида.
  • Грунтовки и прозрачного лака для закрепления, чтобы рисунок не испортился от воздействия влаги.

Сначала наждачной бумагой или шкуркой доводят основу до гладкого состояния. Затем на древесину наносят грунтовку, подходящую определенному виду красящего средства. Когда грунт высохнет, приступают к нанесению основы в нужном тоне. Как только она станет сухой, начинают наносить сам рисунок.

масляные краски

Работа с масляной краской

Опытные мастера или те, кто уже более-менее владеет техникой нанесения средств на дерево, пользуются масляными красками. Они позволяют получать красивые яркие узоры на темных тонах. Масляные тюбики заполнены очень яркими оттенками. Они долго сохнут, но потом практически въедаются в поверхность, после чего их невозможно стереть.

Для разведения масляного средства из тюбика используют растворитель (уайт-спирит или олифу). Именно масляные краски позволяют делать роспись на темном фоне под хохлому. Для производства таких красок используют льняное, сафлоровое или ореховое масло. Именно оно придает краскам насыщенный тон. Художественные масляные средства имеют свойство храниться около трех лет.

использование акриловых красок

Особенности акрилового покрытия

Вам интересно, какими красками лучше рисовать по дереву? Удобнее всего для занятий народным творчеством пользоваться акриловыми средствами. После засыхания акрила образуется нерастворимая пленочка, позволяющая не покрывать изделие лаком. У акрилового средства прекрасная укрываемость. Оно подходит не только для дерева, но и для стекла, кожи, металла.

Акриловая краска хороша тем, что разбавляется обычной водой. Сегодня в магазинах продается огромный ассортимент оттенков акрила в тюбиках. Краска абсолютна не токсична, подходит даже для нанесения временных татуировок. Золотистым цветом часто преображают мебель и рамки картин. Эта эмульсия может быть глянцевой и матовой, характеризуется быстрым высыханием.

Красящие вещества на основе анилина

Чаще всего анилиновыми красками разрисовывают деревянные стены. Они очень хорошо растекаются, поэтому подходят для создания абстрактных рисунков, оригинальных сочетаний и перехода оттенков. На открытом солнце эта краска очень быстро выгорает, хотя изначально имеет яркий тон. Чтобы закрепить результат, лучше покрыть изделие лаком. Стоит отметить, что в наше время анилиновые краски для декоративных работ по дереву используют редко, чаще ими красят ткани.

Использование гуаши

Предметы регулярного обихода часто расписывают гуашевыми красками. Они немного похожи на акрил, только чуть менее насыщенные. Их густая непрозрачная масса позволяет создавать на дереве сложные рисунки со множеством тонов. Гуашь с легкостью наносится на поверхность, не растекается и не трескается. Для более прочного крепления краски к поверхности ее покрывают водным раствором клея ПВА (1:1). После его нанесения изделие уже не нужно грунтовать.

Узоры гуашью всегда яркие, сочные, ведь не зря ее называют плакатной краской. Гуашью могут пользоваться даже начинающие художники. Состоит эта эмульсия из глицерина, фенола, ализаринового масла, воды. После высыхания деревянное изделие обязательно нужно покрыть лаком.

гуашевые краски

Всем знакомая акварель

Акварельная краска представляет собой тонко растертый пигмент, смешанный со связующими веществами, основанными на растительном клее. Также в ее состав входит глицерин и фенол. Акварель характеризуется прозрачностью. В продаже можно встретить три вида этой краски:

  1. Жидкое средство в тюбиках.
  2. Мягкая краска в кюветах.
  3. Твердое вещество в плитках.

Начинающие художники используют именно акварель для разрисовки матрешек. Она отлично подойдет для фона на больших участках, потому что разбавляется водой. Вот преимущества этой краски:

  • создает легкие и воздушные рисунки;
  • оснащает изображения тенью и переходом оттенка;
  • делает мазки незаметными;
  • правдиво передает естественные оттенки;
  • отлично смешивается с другими средствами для окрашивания дерева.

Изделия, разукрашенные акварелью, лучше покрывать прозрачным лаком.

акварельные краски

Темперные краски

Классическая роспись по дереву осуществляется темперой. Она изготавливается на клеевом растворе или яичном желтке. Использовалась она еще в древности, потом была вытеснена масляными составами. Именно ею пользовались в иконописи. Даже рисунки в саркофагах фараонов Древнего Египта сделаны темперой.

Темперные краски хорошо разводятся и смываются водой. Они хорошо сохраняют цвет и не трескаются. В тюбиках они не густеют и не загнивают, но для этого нужно их правильно хранить. В домашних условиях готовят яичную или желтковую смесь, в промышленных условиях — акриловую, восково-масляную, клеевую. Сегодня можно приобрести матовые, полуматовые и глянцевые эмульсии. Налажено производство темперных красок в наборах и отдельных тубах. Эту универсальную профессиональную краску используют самые требовательные художники не только для росписи по дереву, но и для пейзажей на холсте, миниатюр на камне.

Методы нанесения краски

Опытный мастер уже быстро сможет нанести шедевр на дощечку. Начинающим художникам можно использовать наши подсказки и воспользоваться одной из технологий:

  • точечной;
  • с использованием изготовленных трафаретов;
  • рисунком по эскизу.

Точечная технология позволяет создавать шедевры на деревянных изделиях начинающим художникам. Достаточно на эскизах расставить специальные точки, которые помогут перенести рисунок на основную поверхность. Это что-то похоже на то, как в младших классах обучают рисовать по линиям. Чем больше точек будет нанесено, тем четче и выразительнее будет картинка. В конце рисунок разукрашивают и доводят до финала.

Самым простым считается трафаретный метод. Сначала берут купленный или изготовленный трафарет, прижимают его к изделию, обводят карандашом и приступают к разрисовке. Рисовать с помощью шаблона очень просто.

Иногда прежде чем сделать рисунок на деревянной заготовке, делают пробный эскиз на бумаге. Это позволяет экспериментировать с самыми разными узорами: абстракциями, геометрическими фигурами, профессиональными набросками.

С помощью темной или белой копировальной бумаги также можно наносить рисунки на деревянные изделия. Копирка позволяет сделать аккуратный рисунок. Каким бы методом вы ни воспользовались, полученные изделия станут хорошим подарком или украшением для дома.

РОспись на амбарных досках. | Журнал Ярмарки Мастеров

ФОТООТЧЕТ:
Продолжаем удивляться и вдохновляться росписью на старых досках.
Как же приятно работать с деревом , которому больше 100 лет! Расписывая очередную антикварную заготовку, ловишь себя на мысли об истории их происхождения. Может быть это чей – то дом? А кто в нем жил? А может быть это амбарный сарай в котором хранились запасы зерна или старая конюшня , древние ставни или кусок сундука… и всегда это тайна — загадка… Спасибо ребятам — мастерам, которые находят для нас такие «сокровища» и адаптируют доски для декора в авторские заготовки для росписи.

РОспись на амбарных досках., фото № 1

РОспись на амбарных досках., фото № 2

РОспись на амбарных досках., фото № 3

РОспись на амбарных досках., фото № 4

РОспись на амбарных досках., фото № 5

РОспись на амбарных досках., фото № 6

РОспись на амбарных досках., фото № 7

РОспись на амбарных досках., фото № 8

РОспись на амбарных досках., фото № 9

РОспись на амбарных досках., фото № 10

РОспись на амбарных досках., фото № 11

Гжель, городецкая, хохломская, жостовская, мезенская роспись, лаковая миниатюра в Федоскино и Палехе.

Всегда ли гжельская посуда была сине-белой, какая традиционная роспись родилась после Октябрьской революции и почему расписные шкатулки светятся? Разбираемся в секретах народных художественных промыслов.

Золотые чаши. Хохломская роспись

Узоры русских росписей. Галерея 1

Золотые чаши. Хохломская роспись

Узоры русских росписей. Галерея 1

Золотые чаши. Хохломская роспись

Узоры русских росписей. Галерея 1

Золотые чаши. Хохломская роспись

Родиной хохломской росписи стала Нижегородская губерния. Считается, что первыми украшать деревянную посуду стали старообрядцы-иконописцы в середине XVII века. Изделия продавали в деревне Хохлома — отсюда и название народного промысла.

Мастер начинал работу с битья баклуш — готовил деревянные бруски (баклуши) из липы, осины или березы. Из них вытачивали деревянные ложки и ковши, чашки и солонки. Еще не украшенную росписью посуду называли бельем. Белье несколько раз грунтовали и просушивали, а потом расписывали в желтых, красных и черных тонах. Популярными мотивами были растительные орнаменты, цветы, ягоды, кружевные веточки. Лесные птицы на хохломской посуде напоминали крестьянам Жар-птицу из русских сказок, они говорили: «Пролетала Жар-птица мимо дома и задела крылом чашу, и стала чаша золотой».

После нанесения рисунка изделия два-три раза покрывали олифой, втирали в поверхность оловянный или алюминиевый порошок и сушили в печи. После закалки жаром они приобретали медовый оттенок и действительно сияли, словно золотые.

В начале XVIII века посуду стали привозить на Макарьевскую ярмарку, куда съезжались продавцы и покупатели со всей России. Хохломские изделия оказались известны всей стране. С XIX века, когда на нижегородскую ярмарку начали съезжаться гости со всей Европы и Азии, расписная посуда появилась во многих уголках мира. Русские купцы продавали изделия в Индии и Турции.

Снежный фон и синие узоры. Гжель

Узоры русских росписей. Галерея 7

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: rusnardom.ru

Узоры русских росписей. Галерея 7

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: gzhel-spb.ru

Узоры русских росписей. Галерея 7

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: Сергей Лаврентьев / Фотобанк Лори

Гжельская глина известна со времен Ивана Калиты — с XIV века. Местные мастера создавали из нее «сосуды для аптекарских нужд», посуду и детские игрушки. В начале XIX века в Гжельской волости появились заводы, на которых изготавливали фарфор. Первое предприятие здесь основал в 1810 году купец Павел Куличков. Сначала роспись по фарфоровой посуде была цветной, но в середине XIX века в Россию пришла мода на бело-голубые голландские изразцы и китайский фарфор тех же оттенков. Вскоре синие узоры на снежном фоне стали отличительной чертой гжельской росписи.

Чтобы проверить качество фарфора, перед росписью изделие окунали в фуксин — красную анилиновую краску. Фарфор окрашивался в ровный розовый цвет, и на нем была заметна любая трещинка. Мастера рисовали кобальтовой краской — до обжига она выглядит черной. С помощью особых техник, работая только кистью и краской, художники создавали более 20 оттенков синего цвета.

Гжельские сюжеты — это пышные розы (их здесь называли «агашками»), зимние пейзажи, сцены из народных сказок. Дети катаются на санках, Емеля ловит щуку в пруду, деревенские жители празднуют Масленицу… После нанесения рисунка посуду покрывали глазурью и обжигали. Розовые изделия с черными узорами приобретали свой традиционный вид.

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

Узоры русских росписей. Галерея 2

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

Узоры русских росписей. Галерея 2

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

Узоры русских росписей. Галерея 2

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

История Федоскинской лаковой миниатюры берет начало в XVIII веке. Купец Петр Коробов в 1795 году основал в подмосковной деревне Данилково (рядом с селом Федоскино) фабрику. Здесь из папье-маше изготавливали козырьки для военных фуражек. Когда в страну пришла европейская мода на табакерки, на фабрике стали выпускать табакерки и шкатулки.

Вскоре ассортимент расширился — появились пудреницы, броши и коробочки для чая. Сначала их украшали печатными рисунками-гравюрами, а позже стали расписывать масляными красками и покрывать лаком. Художники во время работы добавляли в краски металлический порошок — так цвета становились «светящимися». Традиционными мотивами федоскинской миниатюры стали русская тройка, пейзажи, сказочные сюжеты и сцены из народной жизни: гулянья, пляски и чаепития.

На изящные миниатюрные изделия давали гарантию в 100 лет: при высушивании папье-маше становилось тверже дерева, а сияющие краски не тускнели годами. Секрет заключался в том, что лак для миниатюр выдерживали на солнце. Этим «прокаленным» составом мастер покрывал каждое изделие до 30 раз.

Три мира узоров. Мезенская роспись

Узоры русских росписей. Галерея 3

Три мира узоров. Мезенская роспись. Фотография: patlah.ru

Узоры русских росписей. Галерея 3

Три мира узоров. Мезенская роспись. Фотография: open-collection.com

Узоры русских росписей. Галерея 3

Три мира узоров. Мезенская роспись. Фотография: patlah.ru

Мезенская роспись появилась в XIX веке в низовьях реки Мезень Архангельской губернии. Самое древнее изделие с мезенскими узорами — расписная прялка — относится к 1815 году. Местные жители украшали сундуки, туеса (круглые берестяные короба) и посуду — ковши, чаши, бочонки и тарелки. К началу ХХ века центром мезенской росписи по дереву стала деревня Палащелье.

Подготовленную посуду мезенские мастера расписывали охрой по чистому негрунтованному дереву с помощью особой деревянной палочки — тиски. Пером глухаря или тетерева делали черную обводку, а потом уже наносили красные и черные узоры кисточкой. Мастер делил рисунок на три части: небо, землю и подземный мир. Их границы он обозначал прямой линией, узоры располагал в строгом порядке. Главными элементами росписи были животные и птицы: конь, олень и утка. Обрамляли рисунки геометрические орнаменты из прямоугольников и ромбов, дисков и решеток.

Мезенской росписью по традиции занимались только мужчины, навыки мастера передавали по наследству. Сначала начинающему художнику рассказывали о символах и их сочетаниях в узоре, учили размечать изделие и наносить контуры. Прежде чем рисовать орнаменты, будущие умельцы долго тренировались — писали палочки и линии.

«Здесь живут подносами». Жостовская роспись

Узоры русских росписей. Галерея 4

«Здесь живут подносами». Жостовская роспись. Фотография: art.mirtesen.ru

Узоры русских росписей. Галерея 4

«Здесь живут подносами». Жостовская роспись

Узоры русских росписей. Галерея 4

«Здесь живут подносами». Жостовская роспись. Фотография: art.mirtesen.ru

Роспись по металлу зародилась в подмосковной деревне Жостово. В 1825 году Филипп Вишняков открыл первую «лакерную мастерскую». В ней изготавливали и расписывали табакерки, шкатулки и подносы из папье-маше. Осип Вишняков продолжил отцовское дело, но папье-маше заменил металлическими изделиями. В 1830-е в деревне появились новые фабрики декоративной росписи, на которых художники украшали подносы букетами цветов. Нарядные изделия быстро обрели популярность.

Главным мотивом жостовской росписи стал цветочный букет на черном фоне. Традиционно мастера выполняли четыре вида рисунков: «Букет собранный», «Букет враскидку», «Венок» и «Ветка с угла». В центре изделия художники обычно располагали яркие крупные растения. Тень и мелкие цветы по краям рисунка создавали иллюзию объема. Чтобы рисунок светился изнутри, мастера добавляли в краски металлический порошок, сусальное золото или делали вставки из перламутра.

«Здесь живут подносами, ими мыслят и только о них рассуждают», — говорили о Жостово. Все в деревне напоминает о народном промысле: даже вместо адресных табличек используют расписные подносы с номерами домов. Так же мастера изготовили и указатели к деревне.

Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись

Узоры русских росписей. Галерея 5

Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись. Фотография: Фотобанк Лори

Узоры русских росписей. Галерея 5

Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись. Фотография: Фотобанк Лори

Узоры русских росписей. Галерея 5

Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись. Фотография: Фотобанк Лори

Городецкая роспись известна со второй половины XIX века. В 1870 году на Поволжье, в деревню Курцево Городецкой волости, приехал иконописец Николай Огуречников. Он научил местных ремесленников изготавливать краски и оживлять рисунок штрихами белого цвета. Сначала художники расписывали донца — плоские дощечки, на которых сидели домашние хозяйки, когда пряли шерсть и лен. Украшенное резьбой и цветным рисунком донце служило и как украшение интерьера.

Городецкая роспись отличалась контрастными яркими цветами. Художники изображали вороных коней с длинными шеями и тонкими ногами, петухов с гордо поднятой головой и пышным хвостом, рисовали сценки из купеческой жизни — семейные чаепития, прогулки барышень с кавалерами. Обязательный элемент расписного городецкого изделия — объемные букеты и венки из розанов, ромашек, купавок.

Цветными рисунками украшали ложки и шкатулки, ларцы и хлебницы, мебель и ставни. Также умельцы изготавливали из деревянной щепы и расписывали детские игрушки: куколок, лошадки-качалки и даже миниатюрные наборы для маленьких хозяюшек — прялки, веретенца, утюжки. Особо популярен был конь-каталка. В расписные саночки впрягали деревянных лошадей, в повозку усаживали кучера. Игрушечных дел мастера не использовали в работе ни клей, ни гвозди: с ювелирной точностью они подгоняли детали, которых иногда было более тридцати. «Чтоб изготовить каталку, надо с бесами знаться», — говорили в Городце.

«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра

Узоры русских росписей. Галерея 6

«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра. Фотография: palekh.su

Узоры русских росписей. Галерея 6

«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра. Фотография: lacquerbox.ru

Узоры русских росписей. Галерея 6

«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра. Фотография: kanon-tradition.ru

История палехской лаковой миниатюры начинается в XVIII столетии. В те годы художники-иконописцы из небольшого села Палех во Владимирской губернии были известны всей России. С 30-х годов XIX века до Октябрьской революции здесь работали иконописные мастерские.

Родоначальником палехского стиля считается Иван Голиков — в 1920 году он создал первую лаковую миниатюру «Адам в раю». В 1924 году в Палехе открылась Артель древней живописи, а спустя год художники получили Гран-при на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже.

Палехские мастера создавали шкатулки, броши, портсигары, табакерки. Они использовали в работе иконописные приемы: писали на черном фоне темперными красками, изготовленными на основе яичного желтка и воды, и твореным золотом (так называли золотой порошок, разведенный в воде). Основными сюжетами были сцены из сельской жизни, былин и русской литературы. Вдохновляли мастеров герои народных и авторских сказок: Иван-царевич и Жар-птица, Серебряное Копытце и царь Салтан.

«Когда мы организовывали артель, у нас на семь человек было только одно собрание сочинений Пушкина… Этим в значительной степени объясняется тот факт, что большинство своих миниатюр мы писали на пушкинские сюжеты».

В 1932 году палехские художники встретились с Максимом Горьким, который назвал палехскую лаковую миниатюру «одним из чудес, созданных Октябрьской революцией». По его просьбе Иван Голиков нарисовал миниатюры для подарочного издания «Слова о полку Игореве».

Мастер-класс: роспись деревянной доски «Снегурочка». Часть 1

Я хочу показать вам, как можно расписать доску для кухни акриловыми красками в стиле русской лаковой миниатюры.

Мастер-класс: роспись деревянной доски «Снегурочка». Часть 1, фото № 1

Мы будем на овальной фанерной доске рисовать Снегурочку. Мотив этот широко используется в лаковой миниатюре. Достаточно прост, потому что за счет крупной центральной фигуры рисунка уменьшается количество мелких деталей.

Нам с вами потребуется: овальная деревянная доска для кухни (я использую доски с просверленным отверстием, но можно взять досочку и без отверстия), клей ПВА, наждачная бумага «0» (мелкая), акриловые краски, кисточки, подставка под руку.

Для начала доску надо загрунтовать. Для этого ее покрываем добротным слоем клея ПВА, даем высохнуть и зашкуриваем. Если эту операцию не сделать, то акриловая краска за счет водной основы поднимет деревянный ворс на доске, и вся поверхность не будет ровной.

Покрываем доску черной акриловой краской. При желании можно воспользоваться черным акриловым грунтом, но это не обязательно. Акриловые краски сохнут очень и очень быстро. В этом и их преимущество, и это же затрудняет их использование. Наше покрытие должно высохнуть минут за пять. Обязательно с помощью кисточки, еще до начала высыхания, нужно постараться разровнять краску, чтобы не было неровностей и потеков. Как только краска подсохла, мы с вами можем приступить собственно к росписи.

Мастер-класс: роспись деревянной доски «Снегурочка». Часть 1, фото № 2

Возьмем титановые белила. Они самые белые. Есть еще свинцовые белила, их цвет больше похож на цвет старой слоновой кости. Белилами создается так называемый подмалевок. Дело в том, что если красочный слой будет положен на черный фон сразу без подмалевка, то вы в лучшем случае получите таинственный силуэт, проступающий из темноты. Этот прием нам тоже понадобится, но чуть позже. Пока берем кисточку, краску выдавливаем на палитру (ею может служить стекло, блюдечко, специальная пластмассовая палитра из магазина, простой кусок от картонной коробки с гладкой поверхностью), ставим рядом баночку с водой и тряпочку, чтобы вытирать кисти. И рисуем снегурочку. Для этого можно просто смотреть на рисунок и копировать его, а можно, если вы не уверены в точности своего глаза и руки скопировать нужный контур, приложить и обвести. Обводить нужно тонкой кисточкой с белилами. Есть еще один простой способ получения силуэта. Выбранный рисунок внутри силуэта густо замазываем обычным мелом, прикладываем к доске и плотно прижимаем, осторожно снимаем бумагу, помним, что силуэт будет в этом случае перенесен на доску в зеркальном отражении, далее по полученному меловому силуэту наносим белила. Именно этот способ, кстати, используется в палехской росписи. Но я предложила бы попробовать просто порисовать, это только сначала кажется сложным. В итоге в центре должна появиться белая-белая Снегурочка.

Мастер-класс: роспись деревянной доски «Снегурочка». Часть 1, фото № 3

Начинаем рисовать лес, в котором живет Снегурочка. Чтобы нам отличать снежный фон от самой Снегурочки, а деревья видеть между сугробов, нужно сначала нарисовать деревья, а потом снежное поле, в ходе рисования вы сами увидите, как тонкий слой белил отличается от двухслойного. На этом этапе рисование свободное, оно должно немного напоминать рисунки детей гуашью. Примерно так на детских рисунках выглядят деревья — неровные стволы, увенчанные парой сучков. Но обязательный момент, который не отметит на своем творении ребенок, контуры деревьев должны повторить линию доски, они должны и быть изогнутыми и нависать над Снегурочкой, тогда композиция будет гармоничной.

Рядом на фотографии лежит моя подставка под руку — это просто дощечка длиной 31 см, шириной 4 см, высотой вместе с приклеенными ножками из плотной пенки — 4 см, высота зазора (просвета) 2 см, чтобы доска свободно помещалась под подставкой. По мере перемещения по полотну доски подставка передвигается, желательно добиваться такого результата, чтобы кисточка всегда была строго перпендикулярна по отношению к поверхности рисунка.

Если на поверхности рисунка на этом этапе появились бугорки, неровности, полоски от излишков высохших белил, то их нужно зачистить мелкой наждачной бумагой (нулевкой). Делать это нужно аккуратно, чтобы не проскоблить рисунок до доски. Если доска все же выглянула из-под красочного слоя, аккуратно отреставрируйте поврежденное место.

Мастер-класс: роспись деревянной доски «Снегурочка». Часть 1, фото № 4

Начинаем раскрашивать снегуркин лес. Берем краску для коры дерева, нам потребуется одна из основных коричневых красок — умбра натуральная, она дает плотный слой землистого цвета, легко закрывает все неровности предыдущих слоев. Кисточку я использую синтетическую, маркированную знаком «0», то есть «нулёвку», для меня это основной инструмент. Но каждый может попробовать и другие кисти. Обязательным условием для работы с акриловыми красками является правило: один мазок — вымыть в воде — протереть — один мазок. Если так не делать, то быстро сохнущая акриловая краска уже через час сделает вашу кисть негодной к работе. Также не стоит оставлять кисти в банке с водой, это приводит к искривлению волосков, а в случае с маленькой кисточкой для росписи это равносильно уничтожению кисти. Если все же кисточка испортилась, не надо торопиться ее выбросить, есть масса операций где она нам пригодится. Почти незаметным дефектом кисточки является раздвоение волосков на кончике, для росписи такая кисточка может быть использована, когда надо проводить рядом много параллельных черточек, например, при рисовании меха. Для другого в росписи такие кисточки не используются.

При рисовании коры дерева, снежного покрова, одежды у нас не стоит задача сделать красочный слой однородным. Наоборот, чем больше переходов в тонах, тем живее будет выглядеть наша картинка. Ровный красочный слой нам потребуется только для изображения лица Снегурочки. Обратите внимание, мы продлеваем веточки за пределы белого подмалевка, то есть тонкие ветки кроны дерева рисуем прямо по черному фону. Если вы сравните получившийся цвет этих веточек и основного ствола, нарисованного поверх белил, то поймете значение подмалевка даже на такой плотной, хорошо кроющей краске, как умбра натуральная.

Мастер-класс: роспись деревянной доски «Снегурочка». Часть 1, фото № 5

Берем оливковую зеленую краску. Вообще, я обожаю акриловые краски за богатейшую и палитру и за разнообразность текстуры. Краски в баночках более текучие, чем те, что в тюбиках.

Мастер-класс: роспись деревянной доски «Снегурочка». Часть 1, фото № 6

Рисуем поверх коричневой коры зеленой оливковой краской. У нас получились ветки и ствол, как бы поросшие мхом. А с точки зрения эффекта света, у нас появился яркий акцент, который подсвечивает ветки.

Вот основные краски следующего этапа: белила титановые, сажа газовая (чёрный цвет), умбра жженая (коричневый плотный, более шоколадный, чем умбра натуральная), охра золотистая. На последнюю краску, охру, следует обратить особое внимание, это чуть ли не основной цвет наших русских росписей, она присутствует везде, от земли, полей, цветов, до ликов православных икон.

Мастер-класс: роспись деревянной доски «Снегурочка». Часть 1, фото № 7

Смешивая эти краски в разных количествах, мы получим не менее 6-7 оттенков коричневого. Выбираем сторону, которая на рисунке будет более освещенной. У нас это правая сторона. Строго придерживаясь нашего выбора, делаем более светлый тон с охрой справа и более темный с умброй слева ствола и каждой веточки. У нас постепенно появится ощущение присутствия источника света со стороны Снегурочки. Соответственно, если свет исходит от нее, то и веточки, которые склоняются над ее головой, тоже высветляем золотистой охрой. С помощью всех четырех красок создаем складки коры в том месте, где от ствола отходит большая ветка.

Мастер-класс: роспись деревянной доски «Снегурочка». Часть 1, фото № 8

Часть веточек оставляем нетронутыми, они должны как бы растворяться в темноте, это в дальнейшем придаст работе ощущение реальности, ночного воздуха.

Вот, что у нас теперь получилось:

Мастер-класс: роспись деревянной доски «Снегурочка». Часть 1, фото № 9

Всеми четырьмя красками (белила, сажа, умбра и охра) создаем объем на стволе, и большой ветке. Белым цветом, тонкими штрихами высветляем край ствола, выпуклость ветки, и создаем несколько бликов, которые обозначают выступающие неровности коры, делая ее реальной и объемной.

Далее тонкой кистью белилами прорисовываем края маленького деревца.

Мастер-класс: роспись деревянной доски «Снегурочка». Часть 1, фото № 10

Следующая краска, которая нам понадобится — небесно-голубая. Все той же тонкой кисточкой аккуратно прорисовываем по белому контуру голубые края деревца. Этой же краской рисуем объем.

Вот такие у нас получились деревья:

Мастер-класс: роспись деревянной доски «Снегурочка». Часть 1, фото № 11

Пора заняться снегуркиной одеждой.

Выбираем основной тон цветного замалевка одежды. Это я не ругаюсь, это терминология такая 🙂 Потом этот тон сольется и смешается со многими другими красочными слоями, но все равно будет пробиваться наружу. Я выбрала оливковый зеленый, ведь Снегурочка хоть и дитя зимы, но с ней связана самая замечательная весенняя сказка. На самом деле цвет замалевка для одежды можно выбрать любой, главное, чтобы он был ярким. Здесь подойдут и пронзительно-сапфировые тона синей палитры, и отчаянно-розовый, и роскошный малиновый. Каждый сам может выбрать, как одеть свою Снегурочку. И так, покрываем юбку оливковой зеленой краской. И сажей газовой тонкой кисточкой рисуем складки.

Мастер-класс: роспись деревянной доски «Снегурочка». Часть 1, фото № 12

Краски для создания игры цвета на юбке Снегурочки: охра золотистая, фиолетовая светлая, голубая «ФЦ», клапрак красный. Нет, мы не переборщили, Не нужно бояться слишком ярких красок. В лаковой миниатюре цвет должен играть свои сольные партии, а местами создавать хоровод. Вот такой хоровод мы и создадим на одежде Снегурочки, ее яркость прекрасно будет сочетаться с темнотой зимней ночи. Ведь это от нее идет свет!

Мастер-класс: роспись деревянной доски «Снегурочка». Часть 1, фото № 13

Тонкой кисточкой, складка за складкой создаем сложную фактуру, и пусть нам завидуют все импрессионисты.

Мастер-класс: роспись деревянной доски «Снегурочка». Часть 1, фото № 14

Первая часть фотографий была сделана при дневном свете, далее фотографии делались при искусственном освещении. Если у вас есть возможность, рисуйте только при дневном свете. Это лучше с точки зрения самого рисунка, краски выбираются и смешиваются более точно. Но утро и день пролетают быстро и приходится включать лампочки.

Мастер-класс: роспись деревянной доски «Снегурочка». Часть 1, фото № 15

Серым цветом, который создаем сами, смешивая белила и сажу, рисуем меховую опушку на шубке.

Мастер-класс: роспись деревянной доски «Снегурочка». Часть 1, фото № 16

Поверх зеленого цвета шубки накладываем светлые желтые блики.

Мастер-класс: роспись деревянной доски «Снегурочка». Часть 1, фото № 17

Для этого используем краску, которая называется неаполитанская желтая, разбавляя ее белилами и тонируая черной сажей. По одной капле белил и неаполитанской желтой и одна кисточка (нулевка), полная черной краски.

Мастер-класс: роспись деревянной доски «Снегурочка». Часть 1, фото № 18

Далее смешиваем каплю белил с полной кисточкой (нулевкой) ультрамарина.

Мастер-класс: роспись деревянной доски «Снегурочка». Часть 1, фото № 19

Добавляем оти цвета на шапочку, шубу и варежки. Здесь видно, как по-разному проявляет себя цвет, который был положен поверх зеленого и белого фонов.

Мастер-класс: роспись деревянной доски «Снегурочка». Часть 1, фото № 20

Продолжаем прорисовывать складки и тени на шубке той же смесью белил и утрамарина.

Создаем еще одну смесь серого цвета (белила и черная сажа).

Мастер-класс: роспись деревянной доски «Снегурочка». Часть 1, фото № 21

Берем на самую тонкую кисточку черную краску, рисуем складочки на рукаве шубки и тонкой-тонкой штриховкой создаем ворсинки на меховой опушке.

Мастер-класс: роспись деревянной доски «Снегурочка». Часть 1, фото № 22

Создаем розово-серые блики на шубке.

Мастер-класс: роспись деревянной доски «Снегурочка». Часть 1, фото № 23

Используем для этого сажу газовую (черный цвет), клапрак красный (очень насыщенный праздничный оттенок красного), белила.

Мастер-класс: роспись деревянной доски «Снегурочка». Часть 1, фото № 24

Вот так смешиваем их на палитре.

Мастер-класс: роспись деревянной доски «Снегурочка». Часть 1, фото № 25

Украшаем шапочку и варежки узором. Можно сделать «вышитые» узоры, а можно «рассыпать» драгоценные камни. Я выбрала второй способ, тем более он прекрасно демонстрирует декоративность капелек. Используем белила и клапрак красный. Сначала наносим капельки белого цвета, после их высыхания добавляем рубинов (клапрак красный).

Мастер-класс: роспись деревянной доски «Снегурочка». Часть 1, фото № 26

Черной краской рисуем контур личика. Легкими мазками хорошо разбавленного клапрака рисуем плавные линии на платочке, придавая ему объем.

Мастер-класс: роспись деревянной доски «Снегурочка». Часть 1, фото № 27

Рисуем морозные узоры на подоле юбочки.

Мастер-класс: роспись деревянной доски «Снегурочка». Часть 1, фото № 28

Сделаем для нашей Снегурочки муфту, чтобы ручкам было тепло. С точки зрения рисунка, чем больше деталей, тем интересней сюжет. Муфточка нам нужна небольшая, потому что ручки у Снегурочки тоже небольшие.

Мастер-класс: роспись деревянной доски «Снегурочка». Часть 1, фото № 29

Муфточку надо повесить на ленточку, рисуем ее клапраком красным. Здесь краска была положена прямо поверх цветов шубки и сразу становится понятно, что цвет неоднородный, местами блеклый. Красная палитра относится к краскам с малой укрывистостью, через ее краски легко пробиваются другие, загрязняя красные цвета.

Мастер-класс: роспись деревянной доски «Снегурочка». Часть 1, фото № 30

Пробуем исправить ситуацию с ленточкой, закрашивая ее сначала белилами.

Мастер-класс: роспись деревянной доски «Снегурочка». Часть 1, фото № 31

Теперь рисуем клапраком красным поверх белил. Получаем слишком яркий цвет, который отвлекает на себя внимание зрителя.

Мастер-класс: роспись деревянной доски «Снегурочка». Часть 1, фото № 32

Исправляем еще раз, тонируя наш клапрак красный смесью из темно-розовой краски и черной сажи, которую принято называть пепельной розой. Кажется, получилось.

Мастер-класс: роспись деревянной доски «Снегурочка». Часть 1, фото № 33

Теперь нам надо нарисовать еще один персонаж нашей маленькой сказки — лесного певца, чей концерт слушает Снегурочка. Почему именно сейчас? Да, потому что Снегурочка на него смотрит, а рисовать ее глазки мы будем так, чтобы Снегурочка его видела. Черной краской прорисовываем силуэт птички на дереве.

Мастер-класс: роспись деревянной доски «Снегурочка». Часть 1, фото № 34

Мастер-класс: роспись деревянной доски «Снегурочка». Часть 1, фото № 35

Рисуем брови, глаза.

Мастер-класс: роспись деревянной доски «Снегурочка». Часть 1, фото № 36

Смесью телесной краски с капелькой сажи рисуем нос и губы. Добавляем голубой цвет в глазки.

Мастер-класс: роспись деревянной доски «Снегурочка». Часть 1, фото № 37

Мастер-класс: роспись деревянной доски «Снегурочка». Часть 1, фото № 38

Более детально прорисовываем глаза черной краской, серым цветом (мы уже умеем создавать несколько его оттенков) создаем тени вдоль линии щеки, у подбородка, у нижних век.

Мастер-класс: роспись деревянной доски «Снегурочка». Часть 1, фото № 39

Серо-голубым цветом (голубой «ФЦ» в смеси с газовой сажей) рисуем тени на снегу, которые отбрасывает Снегурочка и дерево. Нашему ночному певцу надо на чем-то сидеть, нарисуем ему небольшой куст. Используем умбру натуральную и белила. На полянке нарисуем елочку, для нее нам понадобятся оттенки серого созданные с помощью голубых красок.

Мастер-класс: роспись деревянной доски «Снегурочка». Часть 1, фото № 40

Для создания игры света на снегу проходимся кисточкой с голубым «ФЦ», тыкая ею в края тени. Вслед за этим еще до высыхания краски делаем тоже самое поверх голубого белой краской.

Мастер-класс: роспись деревянной доски «Снегурочка». Часть 1, фото № 41

Сиеной натуральной прорисовываем дерево вокруг птички, высветляя фон. Иначе певца никто не увидит, даже Снегурочка.

Мастер-класс: роспись деревянной доски «Снегурочка». Часть 1, фото № 42

Мастер-класс: роспись деревянной доски «Снегурочка». Часть 1, фото № 43

Продолжение будет скоро >>

Очень надеюсь, что кому-нибудь это понравится.

Leave a Reply