Разное

Рисунок древней вазы: ВАЗОПИСЬ. (Искусство Древней Эллады. От геометрики до классики) — Имидж для Вас – Чернофигурная вазопись — Википедия

Чернофигурная вазопись — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Чернофигу́рная ва́зопись — один из наиболее значимых стилей вазописи наряду с краснофигурной вазописью. Расцвет древнегреческой чернофигурной вазописи приходится на VII—IV века до н. э.

Для вазописи большое значение имеет форма сосуда, на который наносится изображение. Популярность керамических форм варьировалась со временем: некоторые сосуды использовались только в определённый период времени, другие выходили из употребления, а третьи претерпевали со временем значительные изменения. Однако общим являлся принцип нанесения росписи. Созданные гончаром вазы сначала высушивались. Далее подсохшие до состояния сырца сосуды ещё до обжига расписывалась вазописцами — в своём большинстве рабами либо нанятыми ремесленниками, которые по сравнению с гончарами занимали более низкое положение в обществе. В технике чернофигурной вазописи изображаемый сюжет наносился на вазу глиняным шликером (глянцевой глиной, ранее ошибочно считавшейся лаком). Таким образом, это не было росписью в обычном понимании этого слова. Сначала рисунок наносился на вазу инструментом типа кисти. Детали внутри изображения прорисовывались с помощью насечек на шликере. Для проработки деталей часто применялись минеральные краски — красная и белая для орнаментов, элементов одежды, волос, гривы животных, деталей оружия и другого. Белая краска также использовалась для изображения женского тела. Оценить конечный результат росписи можно было только после сложного трёхкратного обжига. В процессе обжига глина сосуда приобретала красноватый оттенок, а шликер становился чёрным.

Чернофигурная вазопись возникла в Коринфе около 700 года до н. э. Украшенная росписью керамика из Коринфа господствовала в средиземноморском регионе в VII — начале VI веках до н. э. Большая часть изготовленных в Коринфе керамических сосудов были обнаружена в Этрурии, нижней Италии и на острове Сицилия. Коринфская глина была мягкой и имела желтоватый, а иногда зеленоватый оттенок. Много изделий страдало от ошибок при обжиге.

В коринфской керамике различают несколько периодов: протокоринфский, переходный, ранний коринфский (620/615-595 гг. до н. э.), средний коринфский (595—570 гг. до н. э.), а также I поздний коринфский (570—550 гг. до н. э.) и II поздний коринфский (после 550 г. до н. э.). Установление возраста ваз связано с некоторыми трудностями и часто опирается на даты основания греческих поселений на территории Италии.

После обжига глянцевая глина на вазах становится матово-чёрной. Дополнительные краски — белая и красная — впервые стали применяться именно коринфскими вазописцами. Украшенные росписью сосуды обычно небольшого размера и редко превышают высоту в 30 сантиметров. Росписью преимущественно украшались сосуды для ароматических масел (алабастроны, арибаллы), пиксиды, кратеры, ойнохойи и чаши. Часто расписывалась и керамика более сложных фигурных форм. В отличие от ваз аттического происхождения на коринфских вазах редко встречаются граффити или подписи вазописцев. Из немногих известных по именам коринфских вазописцев выделяются Харес и Тимонид (нем.)русск.. Для коринфской вазописи характерны изображения животных во фризах — тонких поясах, горизонтально разделяющих тулово ваз. Часто изображаются мифологические сцены: Геракл и персонажи легенд о Троянской войне. Боги встречаются в коринфской живописи сравнительно редко. Из повседневной жизни коринфские вазописцы часто изображали сражения, всадников и пиры. Спортивные состязания встречаются редко.

Проследить развитие стиля коринфской вазописи достаточно сложно, поскольку в отличие от аттической пропорции расписываемых сосудов в Коринфе менялись незначительно. В ранний период расписывались сосуды для ароматических масел и кратеры-колонетты (их также называют «коринфскими»). Повествовательные изображения чередуются с анималистическими фризами. По ассирийской традиции часто встречается изображение льва. В качестве орнаментального украшения на вазах высекались розетки. В среднем периоде льва сменила пантера. Изображения становятся более вытянутыми. Орнаменты отличаются большим разнообразием и наносятся как узор на обоях. В вазопись включаются новые формы сосудов: амфориски и выпуклые пиксиды. Наиболее известными мастерами этого времени являются упомянутый Тимонид, Мастер Додвелла (англ.)русск. и Мастер кавалькады (англ.)русск.. В I поздний период анималистические фризы сохраняются исключительно на пиксидах и сосудах для ароматических масел. Наиболее популярным заполняющим орнаментом является «горошек». В это время Коринф уступил лидирующее положение в вазописи Афинам. Если прежде аттические вазописцы копировали творческие находки коринфских мастеров, то теперь наоборот коринфские мастера получают творческие импульсы от аттических художников. Однако и в это время в Коринфе творили талантливые вазописцы, как, например Тидей (англ.)русск.. Выдающимися произведениями вазовой росписи этого периода стали кратеры

Амфиарос и Астарита. Коринфяне позаимствовали у афинских гончаров новые формы сосудов: лекиф и ойнохойю. Господствующий аттический стиль вазописи повлиял и на изначально желтоватый оттенок коринфской керамики: её стали дополнительно покрывать красноватой краской. Для II позднего коринфского стиля характерно преобладание орнаментальной росписи и силуэтной техники изображения. В это время началось распространение краснофигурного стиля, в котором коринфские вазописцы не достигли каких-либо выдающихся результатов.

Презентация «Древнегреческая вазопись» к уроку изобразительного искусства по теме «Древняя Эллада» (4 класс)

Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация «Древнегреческая вазопись» к уроку изобразительного искусства по теме «Древняя Эллада» (4 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:
2 слайд
Греция Описание слайда:

Греция

3 слайд Греция Описание слайда: 4 слайд Древнегреческая вазопись Описание слайда:

Древнегреческая вазопись

5 слайд Что узнаем Из чего изготавливали вазы. Формы греческих ваз и их предназначени Описание слайда:

Что узнаем Из чего изготавливали вазы. Формы греческих ваз и их предназначение. Что такое вазопись. Виды вазописи Какие сюжеты использовались для росписи. Каллимед. Амфора с изображением борцов.360г. до н.э.

6 слайд Изготовление сосудов В IX – VIIвв. до н. э. в Древней Элладе жили превосходны
Описание слайда:

Изготовление сосудов В IX – VIIвв. до н. э. в Древней Элладе жили превосходные мастера-гончары. В Афинах существовал целый квартал ремесленников-гончаров Керамик. Хорошей глины было много, и греки делали сосуды различной формы. Кто в Греции занимался тяжёлым трудом (добывал и месил глину, раздувал меха для печей во время обжига сосудов) ? Кто занимался ваянием и росписью?

7 слайд Виды греческих ваз Амфора (1) - сосуд с ручками. В ней хранили и переносили п
Описание слайда:

Виды греческих ваз Амфора (1) — сосуд с ручками. В ней хранили и переносили продукты. Награда в соревнованиях. В кратерах (2) смешивали вино с водой. Ойноха (3) – сосуд для ношения, наливания воды. Килик (4) – чаша на ножке. Сосуд для питья. Душистое масло хранили в маленьких лекифах (5) Гидрия (6) заменяла ведро. В них женщины на головах носили воду из родника

8 слайд Виды вазописи Вазопись достигла рассвета в Афинах в VI и V вв.до н.э. В ней в Описание слайда:

Виды вазописи Вазопись достигла рассвета в Афинах в VI и V вв.до н.э. В ней выделяются два стиля. Чёрнофигурный Краснофигурный 1 2 Определите стиль вазы, опираясь на термины: КРАСНОФИГУРНАЯ, ЧЁРНОФИГУРНАЯ

9 слайд Чёрнофигурные вазы Глиняные сосуды из обожжённой глины расписывались чёрным л Описание слайда:

Чёрнофигурные вазы Глиняные сосуды из обожжённой глины расписывались чёрным лаком. Так на красном фоне появлялись чёрные фигуры. По чёрному процарапывались части лица и складки на одежде. Эксекий. Аякс и Ахилл, играющие в кости.

10 слайд
Краснофигурные вазы Краснофигурный стиль моложе чёрнофигурного. Лаковое покры Описание слайда:

Краснофигурные вазы Краснофигурный стиль моложе чёрнофигурного. Лаковое покрытие заполняло фон, а фигуры сохраняли цвет обожжённой глины. Евфроний. Похищение Европы Зевсом

11 слайд Сюжеты рисунков Ограниченность цветовых средств заставляла мастеров прибегать
Описание слайда:

Сюжеты рисунков Ограниченность цветовых средств заставляла мастеров прибегать к «говорящим» деталям. Афину узнаваём по её щиту, Геракла – по шкуре зверя, Гермеса – по крылышкам на сандалиях. Темами росписи были в основном мифологические сюжеты, спортивные состязания, сцены праздников.

12 слайд Какой мифологический сюжет взят для росписи вазы? Описание слайда:

Какой мифологический сюжет взят для росписи вазы?

13 слайд Художник Эксекий Выдающимся мастером чёрнофигурной росписи был Эксекий. На дн Описание слайда:

Художник Эксекий Выдающимся мастером чёрнофигурной росписи был Эксекий. На дне килика он изобразил сцену «Дианис в ладье». По мифу Дианис превратил в дельфинов морских разбойников, захвативших его в плен.

14 слайд Геометрический орнамент Меандр Спираль Пальметта Бутон Описание слайда:

Геометрический орнамент Меандр Спираль Пальметта Бутон

15 слайд Геометрический орнамент Меандр волна пальметта Описание слайда:

Геометрический орнамент Меандр волна пальметта

16 слайд Геометрический орнамент Меандр Пальметта Спираль Описание слайда:

Геометрический орнамент Меандр Пальметта Спираль

17 слайд Вазопись – это рисунок на вазе. Вазы изготавливали из глины Формы ваз были ра Описание слайда:

Вазопись – это рисунок на вазе. Вазы изготавливали из глины Формы ваз были разнообразны и служили для хранения воды, вина, масел, для переноса жидкостей, в качестве посуды. Различали два вида вазописи: краснофигурную и чёрнофигурную. Для сюжетов использовали мифы Древней Греции, спортивные состязания, сцены из жизни греков. Выводы

18 слайд Реши кроссворд Чем покрывали вазы в Древней Греции; Герой мифов Древней Греци Описание слайда:

Реши кроссворд Чем покрывали вазы в Древней Греции; Герой мифов Древней Греции; Греческий сосуд с двумя ручками; Материал для изготовления греческих ваз; Страна, родина вазописи; Кто месил глину при изготовлении ваз; Вид вазописи; Сосуд. для питья, похожий на фужер Л А К Л Г Е Р А К А М Ф О А Р Р Р Р Л А А Г И Н Н Г Е Ц Я Б Ы И С И О У Н Я К И И К 2 1 3 5 6 4 7 8

19 слайд ИСТОЧНИКИ images.yandex.ru›древнегреческая вазопись картинки revolution.allbe Описание слайда:

ИСТОЧНИКИ images.yandex.ru›древнегреческая вазопись картинки revolution.allbest.ru›Культура и искусство›00280243_0.html ru.wikipedia.org›Вазопись Древней Греции

ИСТОЧНИКИ images.yandex.ru›древнегреческая вазопись картинки revolution.allbe

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

ИСТОЧНИКИ images.yandex.ru›древнегреческая вазопись картинки revolution.allbe

Курс повышения квалификации

ИСТОЧНИКИ images.yandex.ru›древнегреческая вазопись картинки revolution.allbe

Курс профессиональной переподготовки

Учитель мировой художественной культуры

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДБ-079120

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ваза напольная «Древняя Греция» — Сделай сам

Ваза своими руками
Перед тем как изготовить вазу, я долго думала из чего же мне сделать сосуд, напоминающий древнегреческую амфору, и, остановилась на варианте изготовления вазы из картона в технике папье-маше. Здесь, я пошагово расскажу как я это делала и что получилось в итоге.

Итак, начнём. Шаг 1. Приготовление материалов для изготовления напольной вазы. Понадобятся следующие материалы:
• Трубка картонная (я взяла от линолеума)
• Картон от коробок
• Клей «титан» или термоклей
• Клей ПВА (я брала в ведерке строительный)
• Много газет или бумаги
• Ножницы, канцелярский нож, карандаш
• Полимерная шпатлевка (например финишная «геркулес»)
• Мелкая наждачная бумага
• Акриловые краски
• Кракелюр двушаговый
• Акриловый лак
Шаг 2. Нарисовать форму будущей вазы.

Я решила, что у меня будет форма древнегреческой амфоры и поэтому четыре детали из картона будут с ручками.

Шаг 3. Вырезать заготовки из картона. Четыре заготовки с ручками. Их примерно у меня получилось около 30 штук.

Шаг 4.Приклеиваем заготовки к трубе. Заготовки с ручками приклеиваем с двух сторон по две.

Шаг 5.Стараемся заготовки располагать близко друг другу на расстоянии примерно 1 см.Вот так должно получиться.

Шаг 6. Обклеиваем получившуюся форму газетными кусочками с клеем ПВА. Желательно в несколько слоев, чтобы было очень плотно и для того, чтобы газета не рвалась при нанесении массы папье-маше.

Шаг 7. Замачиваем картонные яичные лотки в воде, затем отжимаем и смешиваем с клеем ПВА миксером. После того как масса смешалась, обмазываем всю вазу.

Шаг 8.Когда обсохнет ваза, переворачиваем дном вверх и тоже обмазываем массой, или можно наложить сетку-серпянку.

Шаг 9. Обмазываем низ вазы шпатлевкой, когда подсохнет, обмазываем всю вазу.

Шаг 10. Когда высохнет ваза, делаем ее гладкой с помощью наждачной бумаги.

Шаг 11. Красим вазу аэрозольной краской золотого цвета. В данном случае, я взяла аэрозольную эмаль цветом «красное золото»

Шаг 12. Наносим рисунок на вазу и раскрашиваем. Но прежде чем наносить рисунок нужно предварительно сделать эскиз вазы, чтобы продумать какая должна быть ваза и как она будет выглядеть. Я взяла два подвига Геракла: «Критский бык» и «Битва с королевой Амазонок» (очень понравились эти рисунки). Картинки срисованы с древнегреческой вазы. При нанесении орнамента я делала трафарет, чтобы узор был ровный, обводила карандашом и раскрашивала тонкой кисточкой.

 

Шаг13. Наносим на готовый вариант двухшаговый кракелюр, чтобы создать мелкие трещинки и намазываем акриловой золотой краской и сразу стираем, чтобы золото осталось только в трещинках.

Шаг 14. Покрываем вазу акриловым лаком.

 

Автор: Полубоярцева Светлана

 

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Подписаться

Ваза напольная «древняя греция» | Страна Мастеров

Перед тем как изготовить вазу, я долго думала из чего же мне сделать сосуд, напоминающий древнегреческую амфору, и, остановилась на варианте изготовления вазы из картона в технике папье-маше. Здесь, я пошагово расскажу как я это делала и что получилось в итоге.

Итак, начнём. Шаг 1. Приготовление материалов для изготовления напольной вазы. Понадобятся следующие материалы:
• Трубка картонная (я взяла от линолеума)
• Картон от коробок
• Клей «титан» или термоклей
• Клей ПВА (я брала в ведерке строительный)
• Много газет или бумаги
• Ножницы, канцелярский нож, карандаш
• Полимерная шпатлевка (например финишная «геркулес»)
• Мелкая наждачная бумага
• Акриловые краски
• Кракелюр двушаговый
• Акриловый лак
Шаг 2. Нарисовать форму будущей вазы. Я решила, что у меня будет форма древнегреческой амфоры и поэтому четыре детали из картона будут с ручками.

Шаг 3. Вырезать заготовки из картона. Четыре заготовки с ручками. Их примерно у меня получилось около 30 штук.

Шаг 4.Приклеиваем заготовки к трубе. Заготовки с ручками приклеиваем с двух сторон по две.

Шаг 5.Стараемся заготовки располагать близко друг другу на расстоянии примерно 1 см.Вот так должно получиться.

Шаг 6. Обклеиваем получившуюся форму газетными кусочками с клеем ПВА. Желательно в несколько слоев, чтобы было очень плотно и для того, чтобы газета не рвалась при нанесении массы папье-маше.

Шаг 7. Замачиваем картонные яичные лотки в воде, затем отжимаем и смешиваем с клеем ПВА миксером. После того как масса смешалась, обмазываем всю вазу.

Шаг 8.Когда обсохнет ваза, переворачиваем дном вверх и тоже обмазываем массой, или можно наложить сетку-серпянку.

Шаг 9. Обмазываем низ вазы шпатлевкой, когда подсохнет, обмазываем всю вазу.

Шаг 10. Когда высохнет ваза, делаем ее гладкой с помощью наждачной бумаги.

Шаг 11. Красим вазу аэрозольной краской золотого цвета. В данном случае, я взяла аэрозольную эмаль цветом «красное золото»

Шаг 12. Наносим рисунок на вазу и раскрашиваем. Но прежде чем наносить рисунок нужно предварительно сделать эскиз вазы, чтобы продумать какая должна быть ваза и как она будет выглядеть. Я взяла два подвига Геракла: «Критский бык» и «Битва с королевой Амазонок» (очень понравились эти рисунки). Картинки срисованы с древнегреческой вазы. При нанесении орнамента я делала трафарет, чтобы узор был ровный, обводила карандашом и раскрашивала тонкой кисточкой.

 

Шаг13. Наносим на готовый вариант двухшаговый кракелюр, чтобы создать мелкие трещинки и намазываем акриловой золотой краской и сразу стираем, чтобы золото осталось только в трещинках.

Шаг 14. Покрываем вазу акриловым лаком.

  

Греческие вазы. Первоапрельское. 18+: gorbutovich — LiveJournal


Менада и сатир. Красно-фигурная амфора (Nikosthenic amphora), Аттика; Pamphaios (potter, signature), Oltos; около 525-515 гг до н.э.; Лувр. Сторона А. via

В честь 1 апреля делаю репост трех статей из замечательного журнала cicerone2007.

Оригинал взят у cicerone2007 в Греческие вазы. Первоапрельское [1 апреля, 2012]

Некоторые прекрасные греческие вазы можно решиться представить почтенной публике только в день смеха. Тем более что это весенний праздник. Может быть, древних греков веселило совсем другое, но нам самыми забавными из изображенных на вазах кажутся эротические сюжеты. Начну с самой безобидной сцены. Стыдливым под кат предлагаю не забираться.

На скифосе Мастера Персефоны из Вико Эквенсе, созданном в середине V века до н.э. и хранящемся сейчас в Бостоне, изображен анод Афродиты. Богиня выходит на землю из потустороннего мира. Сатиры с козлиными головами и конскими хвостами поют и скачут рядом с ней. Природа оживает: цветущий плющ украшает верхнюю часть вазы.

Мастер Персефоны. Скифос из Вико Эквенсе.

Один из самых впечатляющих сосудов в собрании Бостонского музея изящных искусств – колоколовидный кратер из Кум, созданный во второй половине V века до н.э. Блистательный вазописец, с которым сейчас исследователи связывают ряд сосудов, получил свое имя благодаря этому кратеру – его именуют Мастером Пана.

На одной стороне кратера представлен известный жестокий сюжет: Артемида и Актеон. Богиня-девственница безжалостно расправляется с молодым охотником, который имел несчастье увидеть ее обнаженной. Собаки грызут Актеона, а Артемида сейчас пронзит его стрелой.

Мастер Пана. Кратер из Кум.
http://zoom.mfa.org/fif=sc2/sc238460.fpx&obj=iip,1.0&hei=100&cell=1000,1000&cvt=jpeg

Совершенно неожиданно после этого зверства смотрится изображение на другой стороне кратера. На мой взгляд, здесь тоже зверство, но совсем другого характера:

Мастер Пана. Кратер из Кум.
http://zoom.mfa.org/fif=sc1/sc134.fpx&obj=iip,1.0&wid=960&cvt=jpeg

Пан с козлиной головою мчится за юным пастушком. Впрочем, пастушок готов постоять за себя: оглядываясь на преследователя, он заготовил плеть.

Мастер Пана. Кратер из Кум.

За спиной Пана высится герма Гермеса. Гермес – отец Пана. Оживающая на наших глазах статуя порадовала больше всего)))

Мастер Пана. Кратер из Кум.

Не менее выразительную герму удалось встретить в собрании Старого музея в Берлине. Это – пелика Мастера Персея.

Пелика Мастера Персея

В залах Старого музея собрано много замечательных ваз. Разумеется, представлена и героическая тематика, и спортивные достижения древних греков. Но трудно было пройти мимо женских образов. Изобразить в центре килика, чаши из которой пили вино, гетеру над ночным горшком…

Гетера над ночным горшком

Пора переходить к любовным сражениям. Одна из жемчужин берлинской коллекции – ойнохоя из Локр, созданная Мастером Шуваловской амфоры:

Мастер Шуваловской амфоры. Ойнохоя из Локр

Любовники здесь юны и изящны.

Мастер Шуваловской амфоры. Ойнохоя из Локр.

А вот в музее в Тарквинии довелось увидеть парочку зрелого возраста. Довольная дама, повернувшая голову на 180 градусов, произвела сильное впечатление:

Пелика из Тарквинии

На другой пелике из Тарквинии еще более запоминающийся сюжет. Не часто в истории искусства можно найти такое простое и убедительное изображение предвкушения)))

Пелика из Тарквинии

Тем, кто только вошел во вкус, разглядывая греческие вазы, предлагаю вспомнить о сатирах.

Сатиры

Оригинал взят у cicerone2007 в Греческие вазы. Сатиры крупным планом [24 апреля, 2010]

К числу наиболее симпатичных персонажей, которых мы встречаем на греческих краснофигурных вазах, безусловно, относятся сатиры. Это не только постоянные спутники Диониса. Довольно часто мы видим их изображенными «крупным планом» в роли симпосиантов. Только ведут они себя так, как достойным мужам вести себя в обществе не полагается. Оно и понятно – ведь это хвостатые полулюди-полузвери, не знающие меры.

В центре килика из коллекции Бостонского музея изящных искусств, созданного около 500 г. до н.э., изображен сатир с курносым носом, пышной бородой и лысиной, которую лишь слегка маскирует венок из плюща. Мастер Онесим придал его движениям резкость. Он словно пританцовывает, сидя на амфоре:

Килик мастера Онесима. Сатир

В сатира может превратиться любой мужчина, если он забудет о правилах, выпьет больше, чем следует. И будет смешон как сатир. Например, как другой персонаж Онесима, который на килике из собрания Виллы Гетти в Малибу тянется к женщине:

Килик мастера Онесима. Сатир и женщина
http://www.flickr.com/photos/mharrsch/448430656/in/pool-ancient-ceramic

Три чаши я дарую благомыслящим
В моем застолье: первой чашей чествуем
Здоровье, а второю — наши радости
Любовные, а третьей — благодатный сон.
Домой уходит умный после этого.
Четвертая нахальству посвящается,
Истошным воплям — пятая, шестая же —
Разгулу пьяному, седьмая — синякам,
Восьмая чаша — прибежавшим стражникам,
Девятая — разлитью желчи мрачному,
Десятая — безумью, с ног валящему.
В сосуде малом скрыта мощь великая,
Что с легкостью подножки ставит пьяницам.

/Эвбул у Афинея. Пер. Н.Т.Голинкевича, под ред. М.Л.Гаспарова. Цит. по: Ф. Лиссарраг. Вино в потоке образов. М.,2008, с. 52-53/

Мы уже любовались менадами и сатирами [см. ниже в этом, gorbutovich, посте или] : http://cicerone2007.livejournal.com/38565.html

Вот еще одна парочка мастера Пентесилеи из собрания Лувра. Менада здесь юная и хрупкая. Канфар она использует как щит, а тирс готова превратить в копье:

Килик Мастера Пентесилеи. Сатир и менада
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/2b/Satyros_mainade_Louvre_G448.jpg

Впрочем, сатиры могут быть и вполне безобидными, как этот плясун на килике мастера Макрона. Большой канфар стоит на столике. Хвост не бросается в глаза, а пенис такого размера, который приличествует людям или богам:

Килик мастера Макрона. Пляшущий сатир
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/7e/Satyros_Louvre_MNE961.jpg

Гораздо чаще сатиры изображаются итифаллическими существами (от слов «прямой» и «фаллос»). Кстати, патологически гипертрофированное половое влечение у мужчин именуется: «сатириазис».
Вот одно из самых забавных изображений возбужденного сатира на килике мастера Эпиктета. В руках у сатира свирели, а собственный фаллос он превратил в крючок, на который повесил чехол для музыкальных инструментов:

Килик мастера Эпиктета. Сатир со свирелью
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/7c/Satyros_Cdm_Paris_DeRidder509.jpg

Особняком стоит, вернее – сидит, вот этот персонаж, чье изображение сохранилось на сосуде из собрания музея в Палермо. Интересно, о чем он задумался?

Сатир из Палермо
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4a/Seated_satyr_MAR_Palermo_NI2158.jpg

А «под занавес» – великолепный псиктер из собрания Британского музея работы мастера Дуриса, созданный около 480 г. до н.э., с резвящимися сатирами:

Псиктер мастера Дуриса. Резвящиеся сатиры

Оригинал взят у cicerone2007 в Греческие вазы. Дионис и его свита
Выпьем! Быть может, какую-нибудь еще новую песню
Нежную, слаще, чем мед, песню найдем мы в вине.
Лей же хиосское, лей его кубками мне, повторяя:
«Пей и будь весел, Гедил!» — Жизнь мне пуста без вина.

/Гедил. Пер. Л.В.Блуменау. Поэзия Древней Греции и Древнего Рима. М., 2009, с.145/

Амфора из мастерской Андокида

Это изображение Диониса и сатиров украшает шейку большой чернофигурной амфоры, которая сейчас находится в Британском музее. Амфора происходит из афинской мастерской Андокида и атрибутируется вазописцу Приаксу. Божественную сущность Диониса подчеркивают стебли плюща, абрис которых здесь напоминает крылья. Кроме процарапывания мастер использует белую и красную краски.

Амфора из мастерской Андокида

Амфора – это сосуд для воды, которая была так же необходима на симпосии, как и вино. Неразбавленное вино греки не употребляли. И Дионис не только даровал вино людям, но и научил их в каких пропорциях надо смешивать вино с водой.

Амфора из мастерской Андокида

А на килике, который тоже относится к концу VI в. до н.э., из парижского Кабинета медалей изображено начало процесса изготовления вина. В центре килика голова горгоны, а вокруг вьется лоза, с которой сатиры и женщины обрывают гроздья. Дионис сидит на муле и наблюдает за своими суетливыми спутниками:

Килик из Кабинета медалей
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/41/Cup_vintage_Cdm_Paris_320_n2.jpg

Мы видим не только корзины, но и давильню, из которой льется сок. Первой давильней люди тоже обязаны Дионису:
Стал он выравнивать камень скалы, углублять понемногу
Внутренность оной, железом равняя стенки изострым,
Ямки широкой в камне дно углубляя помалу!
Так сотворил он впервые прообраз винной давильни;
Сочнообильные кисти снимает он тирсом изострым
С плети лозы гроздовой — вот серпа стального прообраз!
Сатиров хор его славил… Один же вдруг наклонился,
Руки к лозе простирая — и стал собирать эти грозды.

Килик из Кабинета медалей
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/45/Cup_vintage_Cdm_Paris_320_n1.jpg

Миску взял другой и в миску складывал кисти,
Освобождая грозди ягод от зелени пышной.
Третий, даже без тирса, без острого даже железа
Тянет десницу, глядя пристально в груды сих ягод —
Плод и сочный, и крепкий он с черенков обирает,
Подле груды высокой ягод на корточках сидя;
После чего ссыпает бог виноград в эту ямку,
Горкою оставляя ягоды посередине,
После их ровным слоем по дну рассыпает, ровняя,
Дабы, как на гумне зерно, они плотно лежали.
Так он полнит до края ягодами углубленье
И начинает ногами давить виноградные грозды.

Килик из Кабинета медалей
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f9/Cup_vintage_Cdm_Paris_320_n3.jpg

Сатиры, потрясая космами в ветре, стремятся
Делать то же, что делал бог Дионис перед ними,
И, подвязав небриды пестрые прямо под плечи,
Славу они возглашали вакхийским неистовым ладом.
Яро топтали грозды, стопами переминаясь,
Эвия восхваляя, и с лона того гроздовья
Грязнобелая пена взбурлила над месивом алым!
И не в обычные чаши напиток сбирали, но в бычьи
Полые роги, а после стали говаривать люди:
«В рог наливать — значит смешивать винную влагу с водою!»
/Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. К.Кереньи. Дионис: прообраз неиссякаемой жизни. М., 2007, с.54./

Килик из Кабинета медалей
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/34/Cup_vintage_Cdm_Paris_320_n4.jpg

Великолепную композицию, где сидящий Дионис держит в руках канфар, мы встречаем на амфоре из собрания Бостонского музея изящных искусств. Перед Дионисом двойная сплетенная лоза, за ним не только виноградные гроздья, но и побег плюща:

Амфора с Дионисом и сатирами

А вокруг скачут и карабкаются по лозе маленькие сатиры, похожие на обезьянок:

Дионис

Симпосий немыслим без поэзии и музыки. Поэтому Дионис может предстать не только с канфаром или ритоном в руках, но и с лирой, в момент творческого экстаза. Таким мы видим его в медальоне краснофигурного килика из парижского Кабинета медалей. Мастер Брига изображает его вместе с двумя пляшущими сатирами с кроталами в руках:

Килик с Дионисом и сатирами
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/11/Dionysos_satyrs_Cdm_Paris_575.jpg

Музыкальные инструменты мы видим в руках у сатиров на кратере из собрания музея Саклера в Гарварде. Сосуд, созданный около 500 г. до н.э. атрибутируется мастеру Клеофрада. Впрочем, в руках у сатиров не только музыкальные инструменты, но и сосуды для вина и даже кузнечные инструменты. Дело в том, что это не просто разгульная процессия, а возвращение Гефеста, бога-кузнеца, на Олимп. Вернуть Гефеста, чтобы он расковал свою безжалостную мать Геру, Дионису помогает вино. Он опоил его, а сатиры вовлекают Гефеста в поток дружеского веселья:

Кратер мастера Клеофрада

Диониса сопровождают не только сатиры, но и менады. Впрочем, на многих сосудах сатиры и менады изображаются и без Диониса. Вот два килика, в медальонах которых мы видим выразительные пары. В первом случае менада ведет себя вполне мирно, уступая домогательству сатира:

Килик с менадой и сатиром

А на килике из мюнхенского собрания тирс, увитый плющом, превращается в руках у женщины в грозное оружие:

Килик с менадой и сатиром
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f6/Kylix_by_Makron_Mainade_Satyros_Staatliche_Antikensammlungen_480BC_Kat_94_02.jpg

На внешней стороне килика, который атрибутируется мастеру Макрону, мы видим шесть пар, двигающихся в ритме танца: разгоряченные наглые сатиры преследуют менад.

Килик с менадой и сатиром
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/42/Kylix_by_Makron_Mainade_Satyros_Staatliche_Antikensammlungen_480BC_Kat_94_04.jpg

Эротика такая же составляющая симпосия, как и музыка, поэзия, танец. Сатиры – это полулюди-полузвери, не знающие меры. Но и взрослому мужчине, участнику дружеской вечеринки, приходится не просто:

Против Эрота мне служит оружием верным рассудок,
Выйдя один на один, не победит он меня;
Смертный, с бессмертным готов я бороться. Но если Эроту
Вакх помогает, один что я могу против двух?

/Руфин. Пер. Л.В.Блуменау. Поэзия Древней Греции и Древнего Рима. М., 2009, с.181/

————————— конец репоста —————————


Закончу обложкой книги «La sexualité masculine. Que sais-je?» / «Мужская сексуальность. Что я знаю?». Что еще, как не древнегреческая вазопись, может послужить иллюстрацией для такой работы…

La sexualité masculine de Jacques André
via: puf.com, amazon.fr

См. также:
Античные анатомические вотивы из Британского музея. 18+
Античные фаллосы из Секретного Британского музея. 18+
Средневековая фреска «Дерево с подвешенными фаллосами»

Древнегреческая керамика. Формы и назначение. Часть 1

? LiveJournal
  • Find more
    • Communities
    • RSS Reader
  • Shop
  • Help
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)

Искусство Древней Греции-вазопись

Роспись на сосудах, на которые Древние греки наносили специальные краски, а после обжигали предметы быта, называют «вазопись». Керамика имела огромное значение для греков. Они выдумали огромное количество, разных по типу, виду и предназначению, ваз, кувшинов, амфор и других сосудов.

Искусство Древней Греции вазопись

Древнегреческая вазопись изучается учеными по историческим периодам. Начинаются они с Минойского (3 век до н.э.). На протяжении столетий культура живописи и росписи сосудов менялась вплоть до эллинизма (предхристианский период). Во времена процветания Греции, когда царил мир, искусство и культура развивались интенсивно. Среди художников, которые стали наиболее известны:

  1. Тиманф.

  2. Зевксис.

  3. Паррасий.

  4. Аполлодор Афинский.

  5. Эксекий.

  6. Пасиад.

  7. Харес.

    Известно, что Аполлодор создал неповторимую технику росписи, которую позже назвали «светотенью». Художника стали называть Тенеписцем. Греки не сохранили секрет создания росписи в светотени, но методика была вновь создана. Правда, намного позже, в эпоху Возрождения.

    Художественные произведения Древние греки выводили на второй план. Главенствовала роспись по керамике. Вазопись – это целое искусство, которое дало огромный толчок и живописи греков. Наиболее привычные для греков формы ваз называли:

  • амфора;

  • кратер;

  • килик;

  • гидирия.

Были и другие разновидности сосудов. Всего их насчитывается более 50 видов. В амфорах хранили вина, масло. Из килика вино пили. Кратер напоминал чашу. Название «гидрия» говорит само за себя. В ней хранили воду.

Искусство nДревней Греции вазопись

Техника росписи: от простого – к сложному

Вазопись начиналась с совсем простых узоров. Среди них – несложные геометрические фигуры (треугольники, квадраты, круги, прямоугольники), волнистые линии, жирные точки. Позже орнаменты усложнились. Со временем появились сюжеты из жизни. Историки отмечают, что по рисунку на одной вазе можно было судить о жизни целой семьи. Детально прорисовывались лица людей, одежда, предметы интерьера и быта, животные, растения. Рисовали и сцены из истории. Некоторые узоры были довольно причудливыми. Изображали пиршества, сцены войны, мифологические сюжеты.

Искусство nДревней Греции вазопись

Яркими представителем Минойской эпохи считаются глиняные кувшины с непринужденными орнаментами. Цветочки и завитки наносили на черный фон белой краской. Нравилось грекам изображать на кувшинах морские мотивы. Среди них дельфины, осьминоги, коралловые рифы, водоросли.

Менялась и техника нанесения рисунка. Использовали разные типы красок. Большинство из них после обжига меняли цвет, темнея. Чаще они превращались в оттенки коричневого или красного. Добавляя черного, мастера добивались непревзойденного сочетания цветов. Со временем художники изобрели черный лак и покрывали им пространства между фигурами и узорами на вазах, а сами картинки были темно-бардового оттенка.

Позже вазописцам понравилась роспись по белой основе. Такие орнаменты считались высшим пилотажем. Линии же белой краской на темном фоне использовали для изображения женщин, чтобы подчеркнуть их белую кожу. Мастера начали применять большее разнообразие цветов. Появились: желтый, оранжевый, зеленый, синий и их оттенки. Их наносили как на белый, так и на черный фоны.

Считалось, что только один рисунок или персонаж на вазе – это недоделанная работа. Амфоры и кувшины расписывали полностью, по самое горлышко. На нем, чаще всего, красовался незатейливый орнамент. Главный же рисунок находился на самой вазе. Многие мастера не ленились ставить автографы на своих произведениях.

Искусство nДревней Греции вазопись

В рисунках и сюжетах, которые наносили на сосуды Древние греки – оттенок быта, культуры, традиций, обычаев, истории этого народа. По заявлению археологов, среди находок на раскопках Древнегреческих поселений и городов, больше всего керамических изделий. Где бы ни селились представители греческого народа, исследователи отмечают наличие среди предметов быта расписных горшочков и ваз.

Кроме греческой митрополии, ареалом распространения вазописи стали:

  • Малая Азия.
  • Острова в Эгейском море.
  • Крит.
  • Кипр.
  • Южная Италия.

По мере развития торговых путей, греческая керамика попала в Египет, на Ближний Восток, в Северную Африку.

Археологи подметили один интересный факт: любой предмет посуды из глины, не говоря уже о декоративных кувшинах и вазах, греки расписывали. Обязательным было делать подарки и подношения в виде расписанной посуды монахам, старцам, служителям храмов. Керамические предметы быта вкладывали в могилы при захоронениях.

Широкий след в культуре Древней Греции оставила Микенская керамика. Этот период датирован 1600 гг. до н.э. Образцы росписи значительно отличаются от ранних. На вазах корабли и люди, все в темных тонах.

Позже не все из геометрических рисунков были просты. В 900 гг. до н.э. в Греции процветает геометрика. С ее развитием меняются и узоры на кувшинах. Изначально круги и эллипсы выводили при помощи циркуля. Фигурки логически чередовались, образуя цепочки и превращая простой орнамент в замысловатый рисунок. Такие чередования отделяли друг от друга горизонтальными линиями.

Не только греки влияли на остальной мир, «давая моду» на орнаменты и роспись вазонов. Со временем в традиционные мотивы были привнесены древнеегипетские сюжеты. Появились сфинксы и львы. Но по технике больших отличий от раннего периода не произошло.

Искусство nДревней Греции вазопись

Разновидности сосудов в Древней Греции

Древние греки выдумали массу традиционных и причудливых форм кувшинов для воды и других жидкостей. Среди них:

  • Амфора. Этот сосуд овальной формы, имеет 2 ручки. Традиционный объем – чуть больше 25 литров.
  • Алабастр. Сосуд с плоским горлом, к которому крепилось «ушко», чтобы удобнее было вешать на стену. Хранили в этом небольшом кувшинчике парфюмерные компоненты.
  • Динос. В нем смешивали спиртное. Чаще – вино. По виду этот сосуд напоминает кувшин на подставке.
  • Гидрия. Удлиненный сосуд, в котором хранили воду или напитки для пиршеств. Чаще у таких кувшинов расписывали только ручки.
  • Канфар. Очень похож на кубок с ручками и высокой ножкой.
  • Киаф больше похож на чашу с одной ручкой, длинной и изогнутой. Применялся для зачерпывания жидкостей. Им меряли не только воду, но и сыпучие вещества. Объем киафа – примерно 45 мл.
  • Килик. Плоская чаша на ножке, имеющая пару ручек.
  • Кратер играл роль емкости для разбавления крепких вин. Горло его довольно широкое.
  • Скифос. Почти полулитровая чаша с 2 ручками. Предназначался для напитков.
  • Стамнос. Овальный, сплющенный сосуд для вина с тонким горлышком.

В основном любые сосуды использовали для хранения жидкостей или украшения пиршеств. Некоторые кувшины специально расписывали к важным датам и празднованиям. Эти сосуды служили исключительно для гостей, часто им их дарили.

Искусство nДревней Греции вазопись

Процесс росписи в Древней Греции

Расписывали глиняные сосуды перед обжигом. После того, как глине была предана форма и заготовка высыхала на солнышке, мастера приступали к нанесению грунтовки – основы для рисунка. Базой служил раствор шликера или минеральный жидкости. Затем наносили орнамент. Сосуд ставили на колени и начинали работу. Краску брали кистями различной формы и величины.

Применялись и циркули, деревянные палочки, металлический инструмент. Позже, когда рисунки намного усложнились, мастера сначала делали наброски, а затем рисовали «чистовой» вариант. В завершение ставили автограф, давали краске подсохнуть и отправляли изделие на обжиг. В редких случаях перед обжигом на дне или сбоку внизу прочерчивалась цена амфоры или скифоса.

Большие декоративные вазы, на которых было где «разгуляться» мастеру, представляли собой целые произведения искусства. Мотивы росписи посвящали богам Древней Греции, людям — героям мифов. Вреди таких изображений меньше всего было сцен быта Древних греков. Широкое распространение получили картины пиршеств, свадебных обрядов, олимпийские соревнования или сцены из повседневной жизни спортсменов, их тренировок.

Позже изобрели краски, которые не требовали проведения обжига. Называли такие вазы «канозскими». В быту ими почти не пользовались. Предназначались они для закладывания в захоронения. Украшались сосуды и лепниной. Делали это, преимущественно, мастера Сицилии. Некоторые техники, которые не получили повсеместное распространение, а были характерны лишь для определенных местечек. Наиболее популярными стали амфоры Афин, Лаконии, Беотии.

Leave a Reply