Разное

Построение вазы рисунок – Ой!

Как нарисовать карандашом вазу | КАК НАУЧИТЬСЯ РИСОВАТЬ

« Как нарисовать карандашом бидон | Главная | Раннехристианское искусство »

Автор: admin | 03 Фев 2015

Натурная постановка: Ваза. Фон нейтральный. Освещение верхнее боковое.

Цель: овладение навыками изображения бытового предмета на основании построения совокупности простых геометрических тел

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации к выполнению работы:

Это длительный рисунок — штудия, который выполняется с соблюдением этапов длительного рисунка и с использованием соответствующих инструментов и материалов.

Как нарисовать карандашом вазу? Прежде, чем приступить к построению конструкции вазы, нужно увидеть в ней совокупность геометрических тел, соединенных между собой в различных сочетаниях. Как мы уже знаем, любая геометрическая форма сочетает в себе те или иные геометрические тела. Например, ваза на рисунке ниже имеет в своей основе три геометрические формы. Ее основная поверхность имеет шарообразную, усеченную  яйцевидную форму, направленную узкой частью вниз. Верхний отдел

вазы – горловина – состоит из цилиндра, который впоследствии, при уточнении, примет еле заметную коническую форму. Поверхность, соединяющая главную часть с цилиндром, а также верхнее и нижнее основания вазы имеют одну геометрическую природу – конус с широким основанием.

Ваза. Линейно-конструктивный рисунок

Итак, конструкция вазы сочетает в себе три геометрические формы: шарообразную (яйцевидную), цилиндрическую и коническую. Верхняя (соединяющая) часть корпуса представляет собой усеченный конус с широким нижним основанием, верхнее основание которого несет на себе горловину цилиндра. Нижнее основание вазы по форме и направлению аналогично верхнему. Своей усеченной поверхностью оно служит местом крепления основного корпуса. Верхнее основание утолщенного кольца также имеет форму усеченного конуса и своей вершиной направлено вниз.

Простые геометрические формы, лежащие в основе формы вазы

Построение конструкции вазы следует производить следующим образом. Правильно разместив предполагаемый рисунок на листе, наметьте центральную ось вазы (ось вращения), затем наметьте ее основные размеры – высоту и ширину корпуса. Следует особо подчеркнуть, что в рисунке чрезвычайно важно обратить внимание на правильно и точно взятые пропорциональные отношения, без чего не может быть верно построен любой изображаемый предмет. Для точного воспроизведения частей предмета следует прежде всего определить их основные размеры. Поэтому уже в начальной стадии рисунка необходимо серьезно и внимательно отнестись к пропорциям изображаемого предмета.

Наметив основные размеры, приступайте к определению пропорциональных величин частей вазы, высоты корпуса и нижнего основания горловины, примыкающей к верхней конической поверхности корпуса. После чего, согласно пропорциональным величинам, определите радиусы нижнего основания горловины, верхнего и нижнего оснований вазы вместе с конусом и толщиной кольца. Причем их радиусы следует намечать, исходя из видимого ракурсного положения вазы в пространстве и определяя линию горизонта. Уточняя радиусы образующих поверхностей

вазы, следите за симметричностью их расположения относительно центральной оси вращения. Об этом следует постоянно помнить об этом при изображении тел вращения.

Один из способов изображения вазы с помощью вписывания в нее яйцевидной формы

Для уточнения характера поверхности корпуса (что является чрезвычайно сложным) можно предложить несколько способов. На рисунке выше изображена ваза. Вписанная в нее яйцевидная форма направлена своей зауженной частью вниз. Часть этой формы, не совпадающая с корпусом вазы, по мере уточнения рисунка должна быть удалена.

Таким образом, по намеченным точкам основных положений частей вазы намечают легкими линиями ее общую форму. Наметив характер формы, следует перейти к передаче объемно-пространственной конструкции вазы. Передача объемно-пространственной характеристики предметов тел вращения возможна лишь при правильном построении их образующих окружностей (эллипсов). Построение эллипсов следует производить с учетом закономерностей перспективы.

Приемы и правила построения сложных узлов конструкции вазы

При построении конструкции вазы ее окружности (эллипсы) строятся согласно тем же правилам и приемам, что и простые геометрические тела вращения, о чем уже говорилось в предыдущем разделе. Поэтому следует остановиться подробнее на более важных и сложных формах и узлах конструкции

вазы. На рисунках далее показаны приемы и правила построения сложных узлов конструкции вазы.

Прежде чем приступить к изображению сложных узлов конструкции вазы, следует хорошенько проанализировать их устройство и выявить структурные характеристики предметов, понять, из каких геометрических форм они состоят. При построении структуры предмета важно точно изобразить положение этих форм относительно друг друга и их соединение.

Приемы и правила построения сложных узлов конструкции вазы

Одним из наиболее сложных участков конструкции, который часто вызывает затруднения при рисовании, является соединение верхней конической поверхности корпуса с нижним основанием горловины вазы. Изображение следует начинать с построения наиболее крупного несущего или объединяющего элемента конструкции, к которому присоединяют затем остальные. К таким элементам относится корпус

вазы, на образующей окружности которого располагается коническая по форме конструкция верхней поверхности корпуса. На ней находится цилиндрическая горловина, а выше – утолщенное кольцо верхнего основания вазы.

Ваза. Тональный рисунок

Для того чтобы правильно произвести построение нижнего основания горловины цилиндра на конической поверхности вазы, следует от точки центра окружности (лежащей на оси вращения) отложить на оси точку вершины конуса. От того, как точно и верно определено расстояние от вершины конуса до точки основания, зависит степень наклона видимой поверхности.

Построение боковых и дополнительных образующих (наклоны радиусов)

Отметив точкой вершину будущего конуса, следует провести от нее линии к точкам пересечения большой оси эллипса с окружностью. Эти линии и определяют степень наклона поверхности конуса. Кроме боковых образующих конуса (наклоны радиусов) для большей наглядности и убедительности

на рисунке показаны две дополнительные образующие. При необходимости дополнительного уточнения узлов конструкции следует увеличить количество образующих поверхности конуса.

Для определения границы окружности (эллипса) основания горловины необходимо, прежде всего, определить ее радиус. Отложив от оси вращения вазы вправо и влево радиусы горловины, от полученных пометок опускают вертикали до пересечения с наклонной образующей поверхности конуса. Точки их пересечения определят границы соединения цилиндра горловины с конической поверхностью, а следовательно, большую ось эллипса основания горловины. Получив большую ось эллипса, приступают к построению на окружности (эллипсе) основания горловины. После чего переходят к построению конической поверхности нижнего основания вазы (подставки).

Построение боковых и дополнительных образующих (наклоны радиусов)

Подставка и верхнее основание вазы (кольцо) строятся с учетом их толщины, аналогично верхней конической поверхности конструкции корпуса вазы. При построении внутреннего отверстия вазы следует учесть толщину ее стенок. Построение конструкции кольца следует вести, учитывая его положение (коническая поверхность кольца располагается на верхнем основании, ее вершина направлена вниз).

Завершая работу над построением конструкции вазы, следует непременно проверить пропорции, закономерности перспективы, характер формы. Заметив ошибки, не откладывая, следует их исправить, после чего можно перейти к светотеневой лепке или, как говорят, к выявлению объемной формы светотенью.

Построение вазы в различных положениях

Для закрепления полученных навыков в конструктивном построении рисунка

вазы следует порисовать форму предмета в различных положениях, в том числе фрагментов ее конструкции, узлов и соединений без применения тона, в линейно-конструктивном изображении.

Выполнение этого длительного задания необходимо чередовать с рисунками-набросками, рисунками-зарисовками, рисунками по памяти, по представлению и по воображению, копировать работы известных рисовальщиков, используя все многообразие материалов рисунка.

Следующее задание Как нарисовать карандашом драпировку (материю)

Темы: Рисунок. Задания | Ваш отзыв »

Отзывы

nnosova.ru

Рисование гипсовой вазы

Рисование гипсовой вазы

Урок 1

Новое задание всегда является дальнейшим развитием учебной программы по изучению основ изобразительной грамоты. В нем ставятся новые задачи рисования и выражения тонального строя большой формы.

Снова вы станете рисовать гипсовую модель. Снова будете анализировать метод изображения формы и решать проблему воспроизведения материальных свойств натуры.

Рисунок будет очень трудным, потому что изображать предстоит как большую по размерам модель — классическую вазу, так и объем, который нужно охарактеризовать разнообразными деталями, находящимися с ним в единстве.

Древнегреческие керамические сосуды, в которых хранилось зерно, оливковое масло, вино и т.д., имели разную форму и соответственно названия, например: пелика, кратер, амфора, килик, киаф, лекиф, пиксида, скифос.

Позднее, в периоды подъема искусства, от древнегреческих образцов многое было унаследовано. Правда, никогда более, ни в одной стране художники так и не смогли создать ничего превосходящего художественные достижения греков по чувству красоты и гармонии, ясности и жизнеутверждающей силы.

Начиная с эпохи Возрождения длительное время образцом для подражания считалось все, что относилось к области искусства и архитектуры в античное время (латинское слово antiquus, что означает «древний», впервые употребили в XV в. для обозначения периода расцвета и упадка Древней Греции и Древнего Рима).

В XVI в. с появлением художественных академий в Италии, где обучали будущих художников, назрела необходимость в гипсовых отливках скульптурных и архитектурных объемов, пригодных для рисования с натуры.

Позднее художественные учебные заведения стали организовываться почти во всех странах Европы, и будущие художники рисовали гипсовые копии античных образцов.

Среди натурных моделей для рисования широко использовались античные вазы. Разумеется, вазы под античность создавались для декоративных целей из различных пород камней-самоцветов, многие из них потом украсили музеи (в Эрмитаже экспонируется несколько чудесных образцов, созданных русскими умельцами из уральских самоцветов). Скульпторам заказывались вазы для образцов натуры, затем их размножали в отливках. Одну из таких отливок предстоит нарисовать и вам.

Прежде чем приступить к построению конструкции вазы нужно увидеть в ней совокупность геометрических тел, соединенных между собой в различных сочетаниях. Как мы уже знаем, любая форма сочетает в себе те или иные геометрические тела. Гипсовая ваза, как показано на рисунке, имеет в своей основе три геометрические формы. Ее основная поверхность имеет шарообразную, усеченную яйцевидную форму, направленную узкой частью вниз. Верхний раздел вазы, горловина, состоит из цилиндра, который впоследствии, при уточнении, примет еле заметную коническую форму. Поверхность, соединяющая главную часть с цилиндром, а также верхнее и нижнее основания вазы имеют одну геометрическую природу — конус с широким основанием.

Итак, конструкция вазы сочетает в себе три геометрические формы: шарообразную (яйцевидную), цилиндрическую и коническую. Верхняя (соединяющая) часть корпуса представляет собой усеченный конус с широким нижним основанием, верхнее основание которого несет на себе горловину цилиндра. Нижнее основание вазы по форме и направлению аналогично верхнему. Своей усеченной поверхностью оно служит местом крепления основного корпуса. Верхнее основание утолщенного кольца также имеет форму усеченного конуса и своей вершиной направлено вниз.


Построение конструкции вазы следует производить следующим образом.

Правильно разместив предполагаемый рисунок на листе, наметьте центральную ось вазы (ось вращения), затем наметьте ее основные размеры — высоту и ширину корпуса. Следует особо подчеркнуть, что в рисунке чрезвычайно важно обратить внимание на правильно и точно взятые пропорциональные отношения, без чего не может быть верно построен любой изображаемый предмет. Для точного воспроизведения частей предмета следует прежде определить их основные размеры. Поэтому уже в начальной стадии рисунка необходимо серьезно и внимательно отнестись к пропорциям изображаемого предмета.

Наметив основные размеры, приступайте к определению пропорциональных величин частей вазы, высоты корпуса и нижнего основания горловины, примыкающей к верхней конической поверхности корпуса. После чего, согласно пропорциональным величинам, определите радиусы нижнего основания горловины, верхнего и нижнего оснований вазы вместе с конусом и толщиной кольца. Причем их радиусы следует намечать, исходя из видимого ракурсного положения вазы в пространстве и определяя линию горизонта. Уточняя радиусы образующих поверхностей вазы, следите за симметричностью их расположения относительно центральной оси вращения. Следует постоянно помнить об этом при изображении тел вращения.

Для уточнения характера формы поверхности корпуса (что является чрезвычайно сложным) можно предложить несколько способов. На рисунке изображена ваза. Вписанная в нее яйцевидная форма направлена своей зауженной частью вниз. Часть этой формы, не совпадающая с корпусом вазы, по мере уточнения рисунка должна быть удалена.

Таким образом, по намеченным точкам основных положений частей вазы намечают легкими линиями ее общую форму. Наметив характер формы, следует перейти к передаче объемно-пространственной конструкции вазы. Передача объемно-пространственной характеристики предметов тел вращения возможна лишь при правильном построении их образующих окружностей (эллипсов). Построение эллипсов следует производить с учетом закономерностей перспективы.

При построении конструкции вазы ее окружности (эллипсы) строятся согласно тем же правилам и приемам изображения, что и простые геометрические тела вращения, о чем уже говорилось в предыдущем разделе. Поэтому следует остановиться подробнее на более важных и сложных формах и узлах конструкции вазы. На рисунке показаны приемы и правила построения сложных узлов конструкции вазы.

Прежде чем приступить к изображению сложных узлов конструкции вазы, следует хорошенько проанализировать их устройство и выявить структурные характеристики предметов, понять, из каких геометрических форм они состоят. При построении структуры предмета важно точно изобразить положение этих форм относительно друг друга и их соединение.

Одним из наиболее сложных участков конструкции, который часто вызывает затруднения при рисовании, является соединение верхней конической поверхности корпуса с нижним основанием горловины вазы.

Изображение следует начинать с построения наиболее крупного несущего или объединяющего элемента конструкции, к которому присоединяют затем остальные. К таким элементам относится корпус вазы, на образующей окружности которого располагается коническая по форме конструкция верхней поверхности корпуса. На ней находится цилиндрическая горловина, а выше — утолщенное кольцо верхнего основания вазы. Для того чтобы правильно произвести построение нижнего основания горловины цилиндра на конической поверхности вазы, следует от точки центра окружности (лежащей на оси вращения) отложить на оси точку вершины конуса. От того, как точно и верно определено расстояние от вершины конуса до точки основания, зависит степень наклона видимой поверхности.

Отметив точкой вершину будущего конуса, следует от нее провести линии к точкам пересечения большой оси эллипса с окружностью. Эти линии и определяют степень наклона поверхности конуса. Кроме боковых образующих конуса (наклоны радиусов) для большей наглядности и убедительности на рисунке показаны две дополнительные образующие. При необходимости дополнительного уточнения узлов конструкции следует увеличить количество образующих поверхности конуса.

Для определения границы окружности (эллипса) основания горловины необходимо прежде всего определить ее радиус. Отложив от оси вращения вазы вправо и влево радиусы горловины, от полученных пометок опускают вертикали до пересечения с наклонной образующей поверхности конуса. Точки их пересечения определят границы соединения цилиндра горловины с конической поверхностью, а следовательно, большую ось эллипса основания горловины. Получив большую ось эллипса, приступают к построению на окружности (эллипсе) основания горловины. После чего переходят к построению конической поверхности нижнего основания вазы (подставки).

Подставка и верхнее основание вазы (кольцо) строятся, с учетом их толщины, аналогично верхней конической поверхности конструкции корпуса вазы. При построении внутреннего отверстия вазы следует учесть толщину ее стенок. Построение конструкции кольца следует вести, учитывая его положение (коническая поверхность кольца располагается на верхнем основании, ее вершина направлена вниз).

Завершая работу над построением конструкции вазы следует непременно проверить пропорции, закономерности перспективы, характер формы. Заметив ошибки, не откладывая, следует их исправить, после чего можно перейти к светотеневой лепке или, как говорят, к выявлению объемной формы светотенью.

Для закрепления полученных навыков в конструктивном построении рисунка вазы Вам следует порисовать форму предмета в различных положениях, в том числе фрагментов ее конструкции, узлов и соединений без применения тона, в линейно-конструктивном изображении.

Урок 2

Большая, в метр высотой, гипсовая модель вазы, напоминающая форму древнегреческого глиняного сосуда для смешивания вина с водой, так называемого кратера, — натура, рисовать которую полезно всем, кто хочет быть специалистом в художественной деятельности. Здесь мало точно передать форму и пропорции модели. Сложность возникает потому, что на тулове вазы размещен барельеф с фигурками людей, а ниже — рельефный орнамент растительного мотива, не говоря уже о верхнем основании и сложной ножке кратера.

Подобную натуру рисуют с драпировкой темного тона для оттенения белой поверхности гипсовой модели. Гипсы лучше выглядят при искусственном освещении. Чтобы модель большого размера не шокировала рисующих резкими контрастами света и тени, освещение должно быть не направленным, а более рассеянным, не разбивающим форму на яркие подробности.

Учебная роль данной вазы в том, что вам надо грамотно построить конструктивную основу формы модели и дать тональную характеристику светотеневых отношений.

Итак, модель поставлена, ее основание находится на высокой (чуть выше горизонта) подставке.

С чего начинать?

Начинать же, как и всегда, нужно с тренировочной зарисовки, предварительно понаблюдав натюрморт с вазой и драпировкой с разных точек зрения.

Для рисунка вазы следует взять половину ватманского листа бумаги. Такой размер вы берете впервые, но с расстояния 3—4 м до натуры модель продолжает выглядеть внушительно, и формат будет самым подходящим.

Необычные размеры бумаги и натурной модели сейчас влияют на ваше настроение не с лучшей стороны. Осматривая натуру, медленно переводя взгляд на другие участки, вы продолжаете изучать гипсовую модель. Скомпоновав фигуру вазы с драпировкой в эскизную зарисовку, вы уже должны знать, как сделать то же самое внутри формата.

Вертикальную ось легко, без нажима проведите в середине листа и отметьте высоту вазы. Из этой намеченной величины не выходите.

На вертикали покажите место, где корпус вазы (тулово) заканчивается. Всем видно, что граница между корпусом и ножкой находится в пропорциях «золотого сечения» (иначе и быть не может: любое отклонение уродует форму всей вазы). Точно так же — в соотношениях «божественной пропорции» — находятся все остальные границы горизонтального деления высоты модели.

Наметив все границы на глаз, начните определять внешний контур вазы. Самая широкая часть вазы находится в верхнем эллипсовидном основании, а наиболее узкая — в ножке. Зрительно определите все семь диаметров и прикиньте, как показать круги в перспективе. Сосчитайте и наметьте, сколько цилиндрических, конических и иных поверхностей имеет кратер, а затем обрисуйте общую форму вазы.

Старайтесь намечать данные натуры в пропорциональных отношениях величин и их взаимосвязи, что наиболее важно, но не забывайте также и о перспективном изображении натуры.

Определив костяк, найдя деление частей вазы, пытайтесь во что бы то ни стало выработать способность видеть модель цельно.

Прикасаясь карандашом к любому месту в изображении, не теряйте из виду всю вазу и весь рисунок в целом. Это следует понимать однозначно: глядя на натуру, не задерживайте взгляд на одном месте, а ведите его вверх — вниз и влево — вправо, «ощупывая» зрением весь силуэт натуры.

Все парные элементы намечайте одновременно, определяя их размеры, расстояния и направления. Кроме того, с самого начала работы следует воспринимать вазу как форму, находящуюся в пространстве, т.е. имеющую три измерения.

Затем сравните имеющееся изображение с натурой. Конечно, сравнение идет пока явно в пользу натуры, так как она предстает перед. глазами во всем великолепии своего реального существования, где все «проработано» — и форма, и освещенность, и тональные отношения.

Вас сейчас должно интересовать другое: как верно взяты пропорции, как ваза «поставлена», т.е. нет ли впечатления, что кратер как бы наклоняется, «падает» на ту сторону (надеемся, что, показывая квадратное основание ножки вазы, прорисованное «насквозь», вы не забыли и о крышке стола-подставки, на которой натура поставлена). Следовательно, отключившись от всех иных достоинств натурной постановки, вы должны сравнить пропорции и устойчивость вазы в изображении с пропорциями самой модели. При рисовании нужно проделывать всевозможные сравнения и сопоставления, вплоть до обращения к зеркальцу, чтобы с его помощью проверить рисунок, когда видимый с противоположной стороны он предстает иначе перед взглядом, хорошо «проявляя» незамеченные ошибки и искажения формы.

Есть очень неплохой, хотя и механического характера, способ проверки пропорций изображения. Делается это так. Отойдя от натуры на расстояние, позволяющее точно совпасть размеру карандаша в вытянутой руке с высотой натуры, вы берете приготовленную полоску бумаги, заранее заготовленную по размеру стержня, и намечаете на ней основные части рисуемой модели. Затем эту полоску на вытянутой же руке подобным образом сравните уже с рисунком, благодаря чему увидите, какие ошибки допущены.

Еще далеко не поздно исправить рисунок, уточнить пропорции.

После того как контурный рисунок проверен и исправлен, можно начать конкретизировать намеченные детали. Их много, и разобраться в их характере необходимо не путем копирования фигурок, изгибов растительных элементов, сложных подробностей ручек, а обращая внимание на самое основное, что составляет их общую форму. В переломах и изгибах драпировки тоже много подробностей, но надо уметь передать прежде всего общее.

«Общее одно, многому не научит, общее — дело мастера. Ученик должен разработкой заниматься», — писал П. Чистяков (Письма, записные книжки, воспоминания. М., 1953. С. 321). Передать разнообразие деталей и направлений мелкой формы в пределах единства общего — это тоже разработка рисунка. На этой стадии работы рисунок следует вести в легких линиях, без усиленного нажима, пачкотни и черноты. Такой способ изображения поможет в дальнейшем исправить возможные ошибки.

Определяющиеся в вашем рисунке пропорции и построение вазы должны дополняться штриховкой для объединения линии и тона, чтобы повести рисунок по пути приближения к передаче объемной формы и характера гипсовой модели вазы. Намечаемые света, полутона, тени и рефлексы, которые видны в натуре,— не бесформенные пятна, так как неразрывно связаны с формой. Прокладывая легко светотеневые отношения, старайтесь тут же рисовать штриховкой — лепить форму, как бы чеканить ее. Здесь вы воспитываете в себе способность видеть форму объемно, что, в свою очередь, заставляет смотреть не на линии, между которыми заключена та или иная форма, а «держать в глазу» всю форму целиком.

Данная постановка имеет полное право именоваться натюрмортом. В каждом натюрморте есть особенность, без которой его изображение будет вызывать разве что недоумение. Речь идет об обязательном введении фона в натюрморт.

Представьте себе, что вы забыли о фоне. Прежде всего в таком даже проштудированном рисунке будет недоставать впечатления пространства, ибо ваза будет казаться скорее барельефом, прикрепленном к плоскости бумаги. Разумеется, ничего подобного вы не допустите.

Но фон надо делать не просто бездумным штрихованием, а связывать с изображением всего рисунка.

Дальнейшее уточнение рисунка продолжается вместе с детальной отработкой формы. Вам уже известно из предыдущих упражнений, что стремиться к законченности какой-то одной детали не следует, ибо возможны уточнения и определенные коррективы, вызванные соседними деталями, и т.п. Ошибки могут возникать неожиданным образом, и поэтому работа над деталями, над подробной характеристикой формы немыслима без связи с нею в целом.

Замеченные ошибки следует исправлять в процессе всей работы над рисунком вазы. Ведь для вас решение задачи не в «изготовлении» еще одного рисунка, а в совершенствовании своих знаний, умений и навыков.

При завершении рисунка вам следует особенно внимательно относиться к моменту передачи общего, обогащенного целым рядом подробностей, которые характерны для натурной модели. Этот этап — обобщающий, и добиться согласованности всех частностей в рисунке пропорционально натуре — ваша основная задача.

Практическое задание

Попробуйте выполнить натюрморт с античной вазой и драпировкой по памяти. Размер формата — четверть листа. Изображение промоделируйте светотенью.

shedevrs.ru

Урок 3. Окружность в перспективе. Как нарисовать кружку и вазу

В этом уроке мы разберемся, как изображать объекты, в основе которых лежат окружности: чайник, вазу, бокал, кувшин, колонну, маяк. Сложность их изображения в пространстве заключается в том, что принцип равноудаленности точек окружности от центра срабатывает, только когда мы смотрим на плоскость прямо (то есть направление взгляда перпендикулярно ей). Например, мы видим круглый циферблат часов перед собой или чашку и блюдце, когда наклонились над ними. В других случаях (взгляд падает на плоскость под углом) мы видим искажение формы окружности, ее превращение в овал (эллипс).

Содержание:

Примеры эллипсов и окружности в перспективе

Ненадолго вернемся к коробкам из прошлого урока. Только теперь рассмотрим кубическую форму. Обратите внимание, как квадраты плоскостей, уходящих вдаль, сплющиваются. Верхние и нижние грани превращаются в трапеции. И тем сильнее они сужаются по вертикальной оси, чем ближе находятся к уровню глаз (к линии горизонта).

Линейная перспектива

То же самое происходит и с окружностями. Чем дальше от линии горизонта они находятся, тем больше они открываются (обратите внимание на верхние и нижние плоскости этих спилов). А на уровне глаз окружность сужается до линии. Мы видим лишь переднюю грань предмета.

Окружность в перспективе

Принципы рисования эллипсов:

Принцип 1. У эллипса есть две оси симметрии: большая и малая. Они перпендикулярны. Здесь будем работать с наиболее частым случаем – когда предмет расположен прямо, то есть вертикальная ось (малая) находится под углом в 90°, а горизонтальная (большая) – под углом в 180°.

Принципы рисования эллипсов

Принцип 2. У эллипса 4 вершины (они лежат на пересечении с осями). Эти точки в наибольшей степени удалены от центра. Форма эллипса выглядит искаженной, если соседние с вершинами точки смещены на тот же уровень (на эллипсе справа показано красным цветом).

У эллипса 4 вершины

Принцип 3. Другая крайность – это заострение боков эллипсов. Они должны быть скругленными. В бока можно вписать окружности. И чем больше раскрыт эллипс, тем больше диаметр этой окружности относительно высоты эллипса (на примере ниже это сравнение показано бледно-голубым цветом).

Заострение боков эллипсов

Принцип 4. Центр эллипса смещен вдаль (вверх) относительно геометрического центра из-за перспективного искажения. То есть ближняя половина эллипса больше дальней. Однако обратите внимание, что это смещение очень незначительно. Разберем, почему. Начнем с квадратов, поскольку круг вписывается в эту форму. Ниже показаны кубы, справа их верхние квадратные грани в перспективе. Проведены оси красным. Сравните, насколько их ближние половины больше дальних. Разница очень небольшая. То же самое будет и для эллипсов, вписанных в них. Ошибочно преувеличивать в рисунках эту разницу между ближней и дальней половинками эллипсов.

Центр эллипса смещен вдаль

Рисуем эллипсы

Шаг 1. Для начала проведем две перпендикулярных оси.

Рисуем эллипсы 2 оси

Шаг 2. Отметим границы произвольного эллипса симметрично по горизонтальной оси. А для вертикальной верхнюю половину (дальнюю) сделаем чуть-чуть меньше нижней. 

Границы произвольного эллипса

Шаг 3. Нарисуем по этим отметкам прямоугольник, в который будем вписывать эллипс.

Вписываем эллипс в прямоугольник

Шаг 4. Наметим легкие дуги в местах пересечения осей и прямоугольника.

Пересечения осей

Шаг 5. Соединим легкими линиями эти дуги, стараясь изобразить эллипс более симметрично.

Соединяем дуги эллипса

Шаг 6. По обозначенному пути проведем более четкую линию. Смягчим ластиком лишнее. 

Смягчим ластиком лишнее в эллипсе

Более правильно было бы при рисовании эллипса вписывать его в квадратную плоскость в перспективе, то есть в трапецию. Однако, во-первых, сложно точно построить такую трапецию, зная лишь вершины эллипса. А во-вторых, овал, вписанный в квадрат в перспективе, мало отличается от вписанного в прямоугольник по тем же самым вершинам.

Рисуем кружку

Рисуем кружку исходное изображение

Шаг 1. Начинаем с общих пропорций предмета. Измеряем, сколько раз ширина кружки (ее верха) умещается в высоте. Можно пока не учитывать ручку, однако надо оставить для нее достаточно места на листе. Намечаем общие габариты. Находим середину предмета по ширине и проводим через нее вертикальную ось. Чтобы нарисовать ее ровно, удобно сделать 2-3 вспомогательные отметки по высоте предмета на том же расстоянии от ближнего края листа, что и первая отметка середины предмета.

Рисуем пропорции кружки

Шаг 2. Найдем высоту верхнего эллипса. Для этого измерим, сколько раз она умещается в его ширине (которую мы нашли ранее). Отметим нижнюю границу эллипса от верхнего края кружки. Легкими линиями нарисуем прямоугольник по намеченным крайним точкам.

Найдем высоту верхнего эллипса

Шаг 3. Проведем горизонтальную ось и впишем эллипс в прямоугольник. Затем найдем ширину нижней части кружки, сравнив ее с шириной верха. Высоту нижнего эллипса мы найдем, измерив расстояние по вертикали от самой нижней отметки кружки до нижней отметки ее бока (до точки, через которую пройдет горизонтальная ось этого эллипса). Найденное расстояние – это половина искомой высоты. Удвоим его и отложим от самой нижней точки кружки. Здесь важно не запутаться: в данном случае ось надо провести через нижнюю точку бока кружки, а не через низ самой кружки. Иначе пропорции нарушатся. Зная высоту нижнего эллипса, проверим, соблюдается ли принцип их постепенного раскрытия по мере удаления от уровня глаз. Верхний эллипс расположен ближе к уровню наших глаз, чем нижний, поэтому должен быть уже. Найдем, сколько раз высота нижнего овала помещается в его ширине – около четырех раз. Для верхнего овала было соотношение примерно 5 к 1. Таким образом нижний овал шире, то есть раскрыт в большей степени. Принцип соблюдается.

Изображаем 2 эллипса у кружки

Шаг 4. Рисуем стенки кружки, соединяя боковые вершины верхнего и нижнего эллипсов. Для большей объемности покажем толщину стенки. Нарисуем второй овал внутри верхнего. При этом учитываем, что из-за перспективного искажения толщина стенок выглядит не одинаковой. Передняя и дальняя стенки визуально сужаются сильнее боковых примерно в два раза. Отметим вершины внутреннего овала на некотором расстоянии от вершин первого овала. Делаем этот отступ чуть больше для боковых вершин. Ставим отметки симметрично относительно вертикальной и горизонтальной осей. Нарисуем новый эллипс через эти вершины. 

Рисуем стенки кружки

Шаг 5. Найдем расположение ручки и ее общие пропорции, а затем схематично наметим основные отрезки, формирующие ее контур. Их наклоны определяем методом визирования (а где-то — на глаз).

Найдем расположение ручки и ее общие пропорции

Шаг 6. Уточним контур ручки, сделаем его более плавным. По необходимости подправим очертания кружки. Смягчим немного ластиком линии построения. Выделим более сильным нажимом на карандаш контуры, расположенные ближе к нам. Кружка готова!

Уточним контур ручки кружки

Рисуем вазу

В этом упражнении поработаем с воображением. Придумаем свою вазу и потренируемся рисовать эллипсы.

В прошлом задании для построения кружки было достаточно нарисовать два эллипса. Две ключевые окружности (верхняя и нижняя) определяли ее форму. Диаметр кружки равномерно уменьшался от верха к низу. А, например, форма вазы из рисунка ниже зависит от четырех окружностей (причем верхняя находится на уровне глаз, поэтому превратилась в линию).

Рисуем вазу

Перейдем к рисованию. И помним важный принцип: чем дальше эллипс от уровня глаз, тем более он раскрыт.

Шаг 1. Проведем вертикальную ось. От нее симметрично отложим горизонтальные оси будущих эллипсов. Длину вертикальной и горизонтальных осей, а также количество эллипсов и расстояние между ними выбирайте сами.

Шаг 2. Обозначим боковые вершины эллипсов симметрично относительно вертикальной оси. Теперь перейдем к обозначению верхних и нижних вершин. И здесь пользуемся принципом постепенного раскрытия эллипсов по мере удаления от линии горизонта. Например, здесь мы рисовали вазу, расположенную в целом ниже уровня глаз. Для первого эллипса взяли высоту, примерно в пять раз меньше ширины. Измеряли это карандашом. Для последующих эллипсов постепенно увеличивали степень раскрытия. Так высота среднего эллипса укладывается в ширине примерно четыре раза, а для самого нижнего – примерно три раза. Чем ближе друг к другу эллипсы, тем ближе они по степени раскрытия. Чем дальше – тем больше разница. Намечая вершины, нижнюю половинку (ближнюю) делаем чуть-чуть больше верхней (дальней).

Проведем вертикальную ось, обозначаем вершины

Шаг 3. Через вершины легкими линиями рисуем прямоугольники. А затем вписываем в них эллипсы.

Вписываем эллипсы в прямоугольники нашей вазы

Шаг 4. Теперь самое интересное: надо соединить боковые вершины эллипсов линиями. Вам решать, какими они будут, прямыми или округлыми, вогнутыми или выпуклыми. Можно сделать пару вариантов. Постарайтесь наиболее симметрично повторить форму внешнего контура для двух половинок вазы. Чтобы проверить симметрию, пробуйте перевернуть работу вверх ногами. Взглянув на предмет по-новому, проще увидеть расхождения.

Соединяем боковые вершины эллипсов линиями

Шаг 5. Так же, как мы делали для кружки, здесь можно показать толщину стенки. Нарисуем внутри верхнего эллипса еще один поменьше, предварительно наметив его вершины. Смягчим ластиком оси и дальние половинки эллипсов. Можно чуть высветлить те эллипсы, в которых изменение формы вазы более плавное. Рисунок готов!

Рисунок вазы готов

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Рисунок вазы готовЮлия Отрубянникова

4brain.ru

НИ ДНЯ БЕЗ СТРОЧКИ: ПОСТРОЕНИЕ ВАЗЫ В ПЕРСПЕКТИВЕ


В рамках шестого урока второго курса стежки ( реалистическое контурное рисование) мои ученики получили домашнее задание : изобразить цветок в вазе ( лучше по воображению или с натуры). Мне казалось, что задание достаточно легкое. И только на третий год преподавания этого урока я начала понимать, что большинство моих курсанток не учились ни на каких художественных курсах, поэтому цветочек они нарисовать ещё могут ( все мы рисовали их ещё в детстве), а вот что касается вазы- тут возникают большие проблемы. Давайте сегодня и поговорим на эту тему : КАК НАРИСОВАТЬ ВАЗУ.

Нас окружает большое количество предметов, которые имеют округлую форму : стаканы, тарелки, вазы. Мы ЗНАЕМ , что у этих предметов круглое дно , круглая горловина и так далее. Но когда мы смотрим на предмет , наши глаза  не всегда видят его округлым .ГЛАЗ ВИДИТ ПРЕДМЕТ В ПЕРСПЕКТИВЕ НЕ ТАК, КАК ЗНАЕТ МОЗГ.В ПЕРСПЕКТИВЕ КРУГ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ЭЛЛИПС.

Прежде чем рассказывать дальше, давайте вспомним, что такое ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА. Да, правильно, это та линия, на которой земля сходится с небом. Но это если смотреть вдаль на окружающий пейзаж. А вот если разглядывать стоящий перед вами натюрморт ( например, цветок в вазе), то ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА – ЭТО ЛИНИЯ УРОВНЯ ВАШИХ ГЛАЗ.

Давайте проведем первый эксперимент.

·       Сделаем зарядку : присядем и посмотрим вперед себя – линия горизонта, как и линия уровня глаз будет расположена примерно на 60 см выше уровня пола,

·       Теперь сядем на стул и посмотрим вперед . Линия горизонта будет где-то на метр выше уровня пола

·       А сейчас встаньте — линия горизонта поднимется на уровень вашего роста минус 12-15 см.

·       Осталось только прыгнуть и линия горизонта подпрыгнет вместе с вами ( может даже до потолка)

Наверно все знают, что все параллельные прямые на уровне горизонта сходятся в точку . А что касается окружности, то по мере приближения к уровню горизонта она сначала превращается в эллипс , эллипс постепенно уплощается и становится линией с шириной, равной диаметру круга ( фото 1 ).

Давайте проведем второй эксперимент . Возьмем вазу с круглым дном и горловиной

·       Поставьте вазу на пол и посмотрите на неё сверху : вы увидите на самом деле круглое дно и горловину ( фото 2)

·       Водрузите вазу на полочку , высотой 40-50 см от пола : горловина и дно превращаются в эллипс , но пока достаточно широкий,- фото 3

·       Теперь поднимем вазу на стол или полку , то есть на высоту примерно в 80 -100 см – эллипсы уплощаются ( фото 4)

·       А сейчас ещё приподнимем вазу , уже на уровень ваших глаз – эллипсы ( хотя бы один из них ) превращаются в линию – фото 5

·       Сейчас поднимите вазу вверх на уровне вытянутой руки и увидите, что снова появляются эллипсы и они становятся шире по мере поднятия вашей руки. – фото 6

Вот мы и УВИДЕЛИ ВАЗУ В ПЕРСПЕКТИВЕ.

А теперь постарайтесь всё изобразить на бумаге . С вашими теперешними знаниями это уже совсем несложно ( фото 7)

Посмотрите рисунок одной моей ученицы ДО  знания о  рисовании вазы в перспективе и ПОСЛЕ.- фото 8 и 9

Хотелось бы сказать несколько слов о рисовании плоского эллипса. Хорошо в узких частях эллипса , то есть с боков , рисовать маленькие кружочки и обводить их  при формировании эллипса – это ПРАВИЛЬНО. А вот рисовать эллипс в виде «рыбки «( нет скругления в уголочках) или в виде «сосиски «( очень широкие углы) —  ЭТО НЕПРАВИЛЬНО – фото  10

Когда вы рисуете вазу с цветком , сначала постройте правильно вазу , как будто в ней нет цветка , а уж потом впишите в вазу  цветок- фото  11 и 12

Для закрепления информации хочу показать вам несколько натюрмортов, созданных профессионалами . Смотрите внимательно на вазы и определитесь , где художник смотрит на  вазу сверху вниз , где на уровне глаз, а где чуть выше этого уровня.- фото 13-16

А вот и мой стеганый рисунок на эту тему : фото 17, панно «Соло»

Надеюсь, что сейчас вазы на ваших рисунках будут выглядеть ничуть не хуже цветочков . Успехов в освоении РШМ !!!


buba-lu-buba-lu.blogspot.com

Как нарисовать вазу карандашом поэтапно для начинающих

Сейчас мы узнаем, как нарисовать вазу карандашом поэтапно, рассмотрим 4 разных варианта простой формы фаз, а в конце урока будет видео построения вазы с тенью более подробно со всеми нюансами, чтоб вы понимали основу. Ваза — это сосуд для хранения жидкостей.

а) Простое рисование вазы без углублений в построение. Для начала необходимо провести вертикальную прямую, которая будет делит вазу пополам, потом рисуем горизонтальные прямые верха и низа, затем рисуем одну сторону, топом вторую, стираем вспомогательные прямые. В третьем варианте мы еще проводим горизонтальную линию, которая делит вертикальную пополам.

Как нарисовать вазу карандашом

Вариант 1.

Как нарисовать вазу карандашом Как рисовать вазу карандашом

Вариант 2.

Как нарисовать вазу Как нарисовать вазу

Вариант 3.

Как рисовать вазу Как рисовать вазу

Вариант 4.

Как рисовать вазу карандашомКак рисовать вазу карандашом в) Видео-урок основ построения вазы с тенью с объяснениями и нюансами что и как.

Смотрите еще уроки:

1. Натюрморт вазы с цветами

2. Верба в вазе

3. Кухонный натюрморт

www.lesyadraw.ru

План — конспект урока на тему: «Рисунок гипсовой вазы с драпировкой.»

МАУДО города Ялуторовска

«Детская школа искусств имени С.И. Мамонтова »

План — конспект урока на тему:

«Рисунок гипсовой вазы с драпировкой.»

Преподаватель Богомазова А.Г.

2018год

Тема: Рисунок гипсовой вазы с драпировкой. Цели и задачи Познакомить учащихся с задачами постановки. Закрепить знания методической последовательности построения симметричной формы на плоскости.

Развить композиционное мышление учащихся, глазомер, чувство пропорций, пластику линии.

Воспитать ответственное отношение к работе, эстетическое отношение к натуре, творческий подход к выполнению задания.

Оборудование Гипсовая ваза на фоне фиолетовой драпировки со складками, верхнее боковое освещение, хорошо виден рефлекс. Рисунки учащихся предыдущих курсов.

План урока 1.Приветствие.

2. Объяснение темы постановки и темы урока.

3. Практическая работа учащихся.

4. Подведение итогов.

5. Окончание урока.

Ход урока

Сегодня мы начинаем работу над живописной постановкой, которая обязательно выставляется на просмотр. В этой работе вы должны, прежде всего, показать те знания, умения и навыки по построению симметричной формы на плоскости.

В течение нескольких уроков вы должны выполнить построение вазы на плоскости, выявить при построении её конструкцию, т.е. из каких частей она состоит, как части соединяются между собой. Т.к. ваза круглая в основе, необходимо показать, как выглядят окружности относительно друг друга и линии горизонта. Как можно точнее постарайтесь уловить форму вазы. Также в рисунке необходимо построить складки драпировки.

Не забудьте передать плановость в рисунке, т.е. более чётко проработать передний план и, мягко списывая границы, — дальний.

Постарайтесь серьёзно подойти к выполнению этого задания и показать всё, на что вы способны.

А сегодня на уроке вам необходимо закомпоновать рисунок, наметить форму вазы, определить основные пропорциональные отношения вазы (высоты к ширине) и её отдельных элементов (основания, тела, его самой широкой части, горлышка, его верхнего раскрытия).

Все выбрали вертикальное положение формата. Почему? ( т.к. постановка больше по высоте, чем по ширине). Верно.

А как нужно закомпоновать вазу относительно верхнего и нижнего краёв листа, чтобы рисунок удачно воспринимался глазом? (сверху расстояние меньше, чем снизу). Правильно.

Как всегда, ведём работу над постановкой от простого к сложному, от общего к частному, от общей формы к деталям.

Т.к. вы будущие преподаватели, вам необходимо соблюдать последовательность, чтобы после могли научить своих учеников.

Скажите, в какую простую геометрическую форму можно заключить вазу? (прямоугольник) Правильно. Поэтому, наметив положение вазы на плоскости листа, отметьте её ширину, сначала на глаз, а после проверьте визированием.

Вы знаете, что круглые вазы получают вращением вокруг её оси. Следовательно, вторым этапом построения нужно наметить ось симметрии. После, на осевой намечаем положение основных частей вазы (основание, тело, его самой широкой части, горлышка, его верхнего раскрытия) и легко, тонкой, чуть заметной, линией намечаем контур вазы, линию стола.

Из каких простых форм состоит ваза? (конус, цилиндр, полусфера).

Эти простые тела вы строить умеете, сегодня же ваша задача – соединить их в одно целое. Но сначала уточните пропорции каждой части относительно самой вазы и друг друга. Внимательно замеряйте и сравнивайте. Например, высоту горлышка с высотой вазы, шириной вазы; нижнее основание – с верхним, с общей шириной и т.д.. После того, как найдёте на осевой точное место каждого элемента, определите их ширину, постоянно сравнивая с частями и вазой в целом. После этого легко уточняем форму вазы.

Давайте вспомним, как выглядит окружность, лежащая в плоскости горизонта, т.е. на уровне глаз? (прямая линия). А чем дальше (ниже) окружность от линии горизонта, тем она имеет …? (большее раскрытие, форму эллипса). Исходя из этого наблюдения, скажите, у какой окружности будет шире раскрытие: у дна или горлышка?

( у дна). Пользуясь этим выводом, наметьте раскрытие каждой окружности, входящей в состав вазы, положение их горизонтальных осевых. Помните, что ближняя к зрителю поверхность вазы, зрительно больше, чем дальняя.

После того, как наметите положение окружностей и ширину их раскрытия, приступайте к их построению, всегда представляя, что вы рисуете не овал, а лежащий круг.

Всё понятно? Вопросы есть?

Сейчас в верхнем правом углу листа очертите формат и постройте в нём эскиз рисунка постановки, соблюдая последовательность от определения общих пропорций прямоугольника, выявления осевой, положения основных элементов, их пропорциональных соотношений и заканчивая построением складок.

Учащиеся строят маленький рисунок в углу листа, 5х7 см, повторяя методику построения и ведения работы над рисунком. Преподаватель следит за выполнением работы, наблюдая за соблюдением последовательности. 7-10 мин.

Молодцы! Закомпоновали на эскизе, повторили, что за чем выполняется, а теперь переходим к выполнению рисунка на большом формате.

(Учащиеся начинают построение, преподаватель контролирует каждый этап, давая индивидуальные рекомендации и советы.)

Во время построения лишний раз проверьте себя, замеряя и сравнивая, тем самым вы настроите глаз и руку на точное видение и передачу пропорций.

Итак, хорошо сегодня потрудились, с заданием справились. Заканчивайте рисунок.

Дома: выполнить наброски и зарисовки с предмета домашней утвари сложной формы (бутылки, графины, кувшины, и т.п.). 4-5 шт.

Приводим класс в порядок, готовимся к следующему уроку.

Итог: К концу занятия учащиеся должны грамотно закомпоновать вазу на листе, наметить её общую форму, определить положение осевой и частей вазы, их пропорциональные соотношения, наметить место и ширину окружностей.

 

 

kopilkaurokov.ru

Лабораторная работа по ИЗО «Рисунок гипсовой вазы»

Вид занятий: рисование с натуры.

Учебная цель:

построение гипсовой вазы на основе простых геометрических объемов.

Задание дается с целью развития пространственного мышления, умения логически строить форму средствами линии с минимальным применением тона, то есть линий построения, без которых немыслим конструктивный анализ изображаемого.

Материалы: карандаш «Т», «ТМ», «М», резинка, кнопки. Работа выполняется на плотной бумаге – ½ листа ватмана.

Время выполнения: 12 академических часов.

Последовательность занятий.

Линейное построение формы – основа грамотного учебного рисунка. Разместив рисунок на формате листа, студент должен добиться гармоничной строгости пропорций вазы, верного масштабного и пространственного соотношения, строгой симметрии формы.

Лабораторная работа по ИЗО Рисунок гипсовой вазы

Основная трудность работы заключается в конструировании формы путем построения системы линий осей, разрезов и сечений, необходимых для выявления объема. Очень точно должна быть найдена точка опоры вазы, передающая ощущение устойчивого положения на горизонтальной плоскости (рис. 1). 

Это невозможно сделать без учета линии горизонта, его уровня и точки зрения на предмет. Мно­гократное изображение окружности в перспективе дает хороший навык в построении тел вращения.

Сложная форма вазы требует разложения ее (в целях наилучшего уяснения) на простые геометрические объемы, изу­ченные студентами ранее на предыдущих занятиях. Обязательным требованием этого задания является тщательное рисование не только видимых контуров, но и невидимой части предмета.

Четкие и строгие линии рисунка не следует делать слишком жесткими и сухими, как на чертеже. Линия рисунка, являясь средством передачи объема, должна быть живой, пластичной, разнообразной по толщине и силе тона, что придает ей свойства пространственности.

Линии основные и вспомогательные, видимые и невидимые, обозначающие ближние и удаленные планы, должны быть различными по характеру. Рисунок должен производить целое, законченное впечатление. 

Весь материал — в документе.

videouroki.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о