Разное

Понятие психики и ее функции – 2. Понятие о психике человека. Основные формы проявления психики человека, их взаимосвязь.

Понятие «Психика» ее структура, функции.

Понятие о психике, ее структуре и функциях. Сознание. Функции сознания.

Психика — способность мозга получать информацию об окружающей действительности, создавать образ объективного мира и регулировать на этой основе собственное поведение и деятельность. Работа психики осуществляется только в процессе активной деятельности человека, животного. Активная деятельность — важнейшее условие развития психики, т.е. ее совершенствования, усложнения, углубления.

Психика человека включает все, что он ощущает, воспринимает, думает, помнит, чувствует, все его привычки, его индивидуальность, то, как, с помощью каких средств, каких, по выражению психологов, механизмов он это делает.

Психика дает возможность не только достаточно точно отражать особенности окружающего мира, она позволяет предвидеть, предугадывать то, что будет в дальнейшем. Такая опережающая функция психической деятельности, конечно, в наибольшей степени характерна для человека. Психика имеет индивидуальный характер. Психические особенности образуют индивидуальность, и все воздействия преломляются через индивидуальные особенности.

Психология изучает психические явления: психические процессы, психические состояния и психические свойства.

Психические процессы описывают три основные стороны душевной жизни человека: познание, чувство и волю. Соответственно в психических процессах выделяются познавательные процессы, чувства и воля. К познавательным процессам относятся ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, с помощью которых мы узнаем, постигаем мир и самого себя. Особое место среди познавательных процессов занимает внимание, которое присутствует во всех процессах и позволяет сконцентрироваться, сосредоточиться на чем-либо.

Чувства, эмоции отражают переживание человеком своего отношения к явлениям окружающего мира, событиям своей внутренней жизни, определяют то, насколько они важны именно для него, для его жизни, т.е. устанавливают личностную значимость того или иного события.

Воля, произвольность обеспечивает сознательную регуляцию поведения, возможность действовать по сознательно поставленной цели, принятому намерению.

В понятии «психические процессы» подчеркиваются прежде всего динамичность, пластичность, изменчивость, непрерывность психической деятельности.

Психические состояния — относительно устойчивые психические явления. К психическим состояниям относятся бодрость, утомление, скука, радость, тревога, апатия и др. Хотя психические состояния, как и другие явления психики, отражают воздействие на человека определенных событий внешней и внутренней жизни, он, как правило, осознает лишь само это состояние, а то, что его вызвало, либо вообще не представляет, либо представляет неотчетливо.

Психические свойства — наиболее устойчивые и существенные особенности, отличающие человека или группу людей от других. К психическим свойствам относятся особенности личности человека, его направленность, качества личности, черты характера, темперамент, способности.

Функции психики – уникальные качества, присущие определенному человеку, помогающие подстроиться к любым изменениям в жизни личности.

Психолог Борис Федорович Ломов выделил следующие функции психики, которые считаются основными.

1. Когнитивная — эта функция закладывает основу другим, она присутствует в психике всех живых существ, живущих на планете. Проходя через нервную систему, влияет на мозговую деятельность, отражая зеркальное копирование внешнего образа с поправкой на уникальные нетипичные личностные особенности индивида.

2. Регуляторная — сознание приспосабливается к влиянию и отвечает за регуляторную функцию психического процесса, формируя внутри человека побуждение к действию или к проявлению особого поведения.

3. Коммуникативная — Речь является для личности важнейшим и главным элементом взаимодействия с окружающими людьми. Сигналы, передающиеся в процессе общения, позволяют получить о собеседнике полную информацию о личностных качествах.

4. Информационная — Она неразрывно связанна с коммуникацией. Ведь только с помощью общения можно оповестить о надвигающейся опасности, описать ситуацию, предмет, рассказать о планируемых целях и задачах. Вся информация знакова для психики. Она нагружается смыслом и передается по каналам связи прямо в мозговой центр.

5. Эмотивная. Функция психики, отвечающая за эмоции и душевные колебания человека. Весь окружающий мир и исходящий от него посыл с подтекстом вызывает у нас ответный разнополярный всплеск эмоций, наглядным результатом такого преобразования выступает настроение.

6. Конативная. Психика изнутри задает нацеленность на поведенческие проявления. Благодаря ей, индивид свои знания и представления наделяет смысловой нагрузкой, задавая определенное активное направление.

Сознание. Функции сознания

В психологии сознание рассматривается как наивысшая форма отражения реальной действительности, целенаправленно регулирующая деятельность человека и связанная с речью. Развитое сознание индивида характеризуется сложной, многомерной психологической структурой. А.Н. Леонтьев выделял в структуре человеческого сознания три основных составляющих: чувственную ткань образа, значения и личностный смысл.

Чувственная ткань образа представляет собой чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или только воображаемой. Эти образы отличаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, устойчивости и т. д. Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту, другими словами, мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания – как объективное «поле» и объект деятельности. Чувственные образы представляют всеобщую форму психического отражения, порождаемого предметной деятельностью субъекта.

Значения есть важнейшие составляющие человеческого сознания. Носителем значений является общественно-выработанный язык, который выступает как идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений. Ребенок усваивает значения в детстве в ходе совместной деятельности со взрослыми. Общественно-выработанные значения становятся достоянием индивидуального сознания и позволяют человеку строить на его основе собственный опыт.

Личностный смысл создает пристрастность человеческого сознания. Он указывает на то, что индивидуальное сознание несводимо к безличному знанию. Смысл – это функционирование значений в процессах деятельности и сознания конкретных людей. Смысл связывает значения с реальностью жизни человека, с его мотивами и ценностями.

Основные функции сознания человека:

  • Отражательная. Сознание организует познавательные процессы (восприятие, представление, мышление), а также организует память.

  • Оценочная. Сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств. Человек на уровне сознания оценивает большинство событий и самого себя.

  • Креативная. Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество.

  • Рефлексивная. Разновидностью сознания является самосознание — процесс, при помощи которого человек анализирует свои мысли и поступки, наблюдает за собой, оценивает себя и т. д. Одно из значений слова «рефлексия» — это способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. Кроме того, данным термином еще обозначается механизм взаимопонимания, то есть осмысления человеком того, как мыслят и чувствуют другие люди, с которыми он взаимодействует.

  • Преобразующая. Человек сознательно определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению. При этом он часто не ограничивается совершением мысленных операций с предметами и явлениями, а выполняет и реальные действия с ними, преобразуя окружающий мир в соответствии со своими потребностями.

  • Времяобразующая. Сознание отвечает за формирование целостной временной картины мира, в которой есть память о прошлом, осознание настоящего и представление о будущем. Этим сознание человека отличается от психики животных.

17.Понятие психики. Её функции, структура психики человека.

Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического строения организма, так и с уникальностью социальных связей и контактов человека.Психику нельзя свести просто к нервной системе.

Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т. е. психика —это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человече­ства через собственную активную деятельность. Таким образом, психика человека включает в себя по мень­шей мере три составляющих: внешний мир, природу, ее отражение — полноценную деятельность мозга — взаи­модействие с людьми, активную передачу новым поколе­ниям человеческой культуры, человеческих способностей.

Психическое отражение характеризуется рядом особен­ностей:

*оно дает возможность правильно отражать окружаю­щую действительность, причем правильность отра­жения подтверждается практикой; *сам психический образ формируется в процессе ак­тивной деятельности человека; *психическое отражение углубляется и совершенствуется;*обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;

*носит опережающий характер.

Структура психики человекаПсихика сложна и многообразна по своим проявлени­ям. Обычно выделяют три крупные труппы психических явлений, а именно:1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.

Психические процессы — динамическое отражение дей­ствительности в различных формах психических явлений.

Психический процесс — это течение психического яв­ления, имеющего начало, развитие и конец, проявляюще­еся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что ко­нец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельно­сти в состоянии бодрствования человека.Психические процессы вызываются как внешними воз­действиями, так и раздражениями нервной системы, иду­щими от внутренней среды организма.Все психические процессы подразделяются на познавательные — к ним относятся ощущения и восприятия, пред­ставления и память, мышление и воображение; эмоциональ­ные— активные и пассивные переживания; волевые— ре­шение, исполнение, волевое усилие; и т. д.Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.Под

психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышен­ной или пониженной активности личности.Психические состояния имеют рефлекторную природу:они возникают под влиянием обстановки, физиологичес­ких факторов, хода работы, времени и словесных воздей­ствий (похвала, порицание и т.п.),

Наиболее изученными являются: 1) общее психичес­кое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности. 2) эмоциональные состояния или настроения (жизнера­достное, восторженное, грустное” печальное, гневное, раз­дражительное и т. д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состояний личности, которое на­зывают вдохновением.

  1. Психология очной ставки.

Допрос на очной ставке – разновидность профессионального общения происходящего согласно определенному процессуальному режиму (ст. 164, 192 УПК). В этом процессе участвуют три стороны следователь, свидетель, подозреваемый. Процесс осуществляется только при противоречиях в показаниях ранее допрошенных лиц => разрешение противоречий. В этой связи многие следователи специально обостряют ситуацию, вынуждая допрашиваемого изобличать друг-друга, при этом необходимо обязательное присутствие противоречащих сторон.

При проведении очной ставки следователю необходимо обращать внимание на интеллект и образованность допрашиваемого, а также его волевые качества. Оценить возможность давления 1-го из участников на другого. Если субъект имеет заниженную самооценку, то следователю необходимо провести с ним беседу о гражданском долге, честности, бескомпромисстносте, привести примеры из жизни великих людей, внушив в него тем самым самоуверенность. При проведении очной ставки между должностным лицом и свидетелем, находящимся у него в подчинении необходимо предусмотреть, что ее проведение будет эффективно в случае отстранения обвиняемого от должности, т.е. в отсутствии должностной зависимости.

Наиболее внушаемыми являются подростки, уставшие, находящиеся в депрессии люди. Такие люди могут устать отстаивать свою точку зрения и изменить ее. При таких очных допросах они могут стать безрезультативными и даже отрицательными.

Повышенное внимание при проведении очной ставки уделяется и к психологическому состоянию следователя, проводящего ее. Так как следователю необходимо задавать вопросы, вести протокол и следить за состоянием опрашиваемых, чтобы они не обменивались визуальными знаками. По этой причине очную ставку проводят 2 следователя, один из которых протоколирует допрос, а второй следит за состоянием опрашиваемых. Также по этой причине рассаживают участников по определенной схеме: на определенном расстоянии и напротив следователя.

Понятие психики. Её функции, структура психики человека.

Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического строения организма, так и с уникальностью социальных связей и контактов человека.

Психика — функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.

Психология изучает свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.

Основным понятием психологии является понятие психического образа.

Психический образ — целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности; это информационная модель действительности, используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности.

Итак, психика — это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

Содержание психики включает в себя не только психические образы, но и внеобразные компоненты — общие ценностные ориентации личности, смыслы и значения явлений, умственного действия.

Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием «сознание». Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания («Сверх-Я»).

Психика человека включает всебя, по меньшей мере, три составляющих: внешний мир, природу, ее отражение — полноценную деятельность мозга.

Можно выделить 3 основные функции психики:

  • отражение воздействий окружающего мира
  • осознание человеком своего места в окружающем мире
  • регуляция поведения и деятельности

Такая функция психики, как психическое отражение действительности имеет свои особенности.

Во-первых, это не мертвое, зеркальное, однонаправленное отражение, а сложный и постоянно изменяющийся процесс, которому присущи и противоречия.

Во-вторых, при психическом отражении объективной действительности любое внешнее воздействие всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека.

В-третьих, психическое отражение — это правильное, верное отражение действительности.

Регуляция поведения и деятельности ещё одна из функций психики.

Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой — регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Поведение же при этом выступает как внешняя форма проявления психики.

Функцией психики также является осознание человеком своего места в окружающем мире. Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение.

С другой стороны, с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях.

Понятие психики. Функции психики. Психич процессы, св-ва и состояния — Мегаобучалка

Вопрос 1: Понятие психологии, предмет психологии.

Психология- это наука, изучающая общие закономерности развития и функции психики, как особый формы жизнедеятельности.

Предметом психологии является ПСИХИКА.

Психика-это системное свойство высокоорганизованной живой материи (нервная система, нервные узлы), заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира ( получение информации об окружающем мире)

Психические процессы

Познавательные процессы (когнитивные)- связаны с восприятием и обработкой информации (произвольные\непроизвольные) Эмоциональные(непроизвольные) Волевые (всегда произвольные)- наиболее ярко проявляются в ситуациях, связанных в принятие решений, преодоление трудностей, управлением своим поведением.
Ощущения, Восприятия Представления Память Воображение Мышление Речь   Аффекты Эмоции Чувства Настроения Эмоцион стрессы Возбуждения Радость Злость Принятие решений Преодоление трудностей Борьба мотивов Управление своим поведением

 

Предмет Психологии – закономерные связи субъекта с природными и социокультурным миром, запечатлённые в системе чувственных и умственных образов этого мира; мотивах, возбуждающих человека действовать, а также в самих действиях, переживаниях, своего отношения к людям, самому себе, в свойствах личности, как ядре этой системы.

Вопрос 2: методы психологии.

Основной задачей психологической науки стала разработка таких объективных методов исследования, которые опирались бы на обычные для всех остальных наук приемы наблюдения за протеканием того или иного вида деятельности и на экспериментальное изменение условий протекание этой деятельности.

Метод наблюдения.

Метод эксперимента. От простого наблюдения эксперимент отличается тем, что исследователь, изучая какое- либо явление, может произвольно менять условия, при которых оно совершается, и наблюдая результаты такого вмешательства, делать выводы о закономерностях изучаемого явления.



Экспериментально- генетический метод. Имеет большое значение для детской (генетической) психологии. С его помощью экспериментатор может исследовать происхождение или развитие у ребёнка тех или иных психических процессов, изучать, какие этапы в него включены, какие факторы его определяют.

Экспериментально-патологический метод. С его помощью исследуют изменения, которые наступают в случаях мозговых травм, патологии мозга, а также при исключительном развитии какой-либо одной стороны психических процессов.

Метод измерения. Измерение внешних стимулов, которые задаются экспериментаторов (вес предметов, интенсивность раздражителей, время и тд) и определение порогов ощущения, соответствующих этим стимулам.

Шкалирование.

Метод тестирования. Даёт возможность получения качественной и точной хар-ки психологич явления, а также возможность сопоставить результаты исследования, что в первую очередь необходимо для решения практич задач.

Метод опроса. Опрос представляет собой способ получения информации об изучаемом индивиде, группе, социальной общности в ходе непосредственного (интервью) или опосредованном(опросник, анкета) общения экспериментатора и респондента.

Вопрос 3: Связь психологии с другими науками.

Психология тесно связана с философией. Иногда психологию называют дочерью философии, тк психология развивалась в рамках философии. Психология также тесно связана с математикой, потому что психология использует в своих исследованиях математическую статистику. Психология связана с естественной наукой –физиологией. Эти науки дают психологии прочные научные основы. Также психология связана с кибернетикой, педагогикой, медициной, социологией.

Вопрос 4: Структура современной психологической науки.

Современная психология имеет много направлений, например таких как:

· Педагогическая психология. –направлена на изучение психологических закономерностей обучения и воспитания человека.

· Психология труда- направлена на деятельность человека и изучение психологии организации труда

· Медицинская психология- изучает поведение больного. В ней также (нейропсихология: изучает мозговые структуры; психофармакология: изучает влияние лекарств на больного; психотерапия: изучает использование средств на психич больного)

· Военная психология

· Судебная психология- подразделяется на юридическую, криминальную, исправительно-трудовую психологию

· Психология спорта

· Психология торговли

· Спец психология- изучает психич явления, которые возникают в разных организованных группах

· Возрастная психология- оногинез психич процессов, занимается мозговой патологией.

Вопрос 6: Понятие психики. Функции психики. Психич процессы, св-ва и состояния.

Психика- это системное св-во высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, построении субъектом, не отчуждающей от него картины этого мира, и регуляции на эитой основе своего поведения и деятельности.

Психика— это способность мозга отображать объективную действительность в форме ощущений, представлений, мыслей и других субъективных образов объективного мира. Психика человека проявляется в таких трех видах психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства.

Можно выделить 3 основные функции психики:

1. Отражение воздействий окружающего мира. Отражение будет субъектным, тк каждый человек видит мир по- своему. На этом отражении мы «пишем» картину мира, себя, других людей и регулируем поведение.

2. Осознание человеком своего места в окруж мире (обеспечивает правильную адаптацию и ориентацию человека в объективном мире)

3. Регуляция поведения и деятельности (отражают воздействие внешней среды, адаптируются к ней, а с другой стороны- регулируют этот процесс, составляя внутреннее поведение и деятельность)

Закономерности психических проявлений. 3 категории.

Психич процесс- системный ряд действий, фиксирующийся в сознании, который характеризуется динамикой и спецификой, разворачивающейся во времени.

К психическим процессам относятся:

 

Познавательные:   Эмоциональные   Волевые  
Ощущения Восприятия Представления Внимание Память Мышление Воображение Речь Чувствительность Эмоции Чувства Аффекты Стресс Борьба мотивов Принятие решений Постановка цели

 

Психические состояния- это интегрированное отображение субъектом внутренних и внешних состояний, иногда без их отчетливого осознания.

Психич св-ва- фиксируют непосредственно данность субъекта, отображающую его индивидуальную сущность.

Регулятивная функция психики.

Когнитивная эмоциональная волевая

(познавательная)

Непроизвольн произвольн

Произвольн непроизвольн

На эмоции мы воздействуем через волю. Эмоциональная регуляция имеет слабые компенсаторные возможности. Недостаток интеллекта компенсируется за счет волевой регуляции. Недостаток волевой регуляции может компенсироваться эмоцион и когнитивной регуляцией.

К волевым качествам относятся: мужество, находчивость, решительность.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о