Разное

Почему повесть пушкина называется выстрел – Сочинение на тему «Почему повесть названа Выстрел» Рассказ Выстрел А. С. Пушкина Умоляю, надоооо

Почему повесть называется Выстрел? сочинение по Пушкину

Всем нам известный великий русский поэт и писатель А.С. Пушкин написал необычайно интересную повесть «Выстрел», которая открывает цикл «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина». Написанная в духе реализма, с очень необычным захватывающим сюжетом повесть, в которой автор заложил глубочайший смысл, не оставит ни одного из своих читателей равнодушным. 

Повествование ведётся от лица обыкновенного простосердечного мужчины, Ивана Петровича Белкина, который когда-то слыл армейским офицером и стал свидетелем волнующих событий, описывающихся в повести. Когда Иван Петрович служил в армейском полку, он познакомился с офицером в отставке по имени Сильвио, который был великолепным стрелком. Стрельба из пистолета – это его любимое занятие. Хоть и жил он бедно, к нему домой частенько наведывались гости, да и сам он был весьма гостеприимным. Этот человек был очень угрюм, молчалив и загадочен, за ним всегда ощущалась некая недосказанность, его персона, объятая облаком тайны, вызывала уйму вопросов. Но этой мрачной угрюмости было весомое объяснение.

Несмотря на всю пристрастность к стрельбе, Сильвио никогда в жизни не стрелял в человека. А всё потому, что несколько лет назад Сильвио в результате небольшого конфликта вызвал на дуэль одного человека «богатой и знатной фамилии». Стреляться запланировали на рассвете, соперник промахнулся и ждал ответного выстрела Сильвио, демонстрируя при этом полное равнодушие: он ел черешню и сплёвывал в сторону косточки с абсолютно спокойным выражением лица. Нашего героя такое поведение, конечно же, разозлило, ведь он совершенно не понимал пренебрежительного отношение к смерти своего противника. Поэтому он решил отложить свой выстрел до того времени, когда юный повеса начнёт ценить жизнь. И вот через несколько лет Сильвио узнаёт, что граф собирается жениться. Вот и пришло время мстить. Сильвио переезжает в ту же деревню, в которой должна состояться свадьба, чтобы напомнить графу о незавершенной дуэли. Но в этот долгожданный момент герой так и не смог отомстить графу. Во всяком случае, он получил то, что так сильно хотел – страх, переполняющий глаза обидчика. 

Название полностью передаёт всю суть повести. Сильвио дал понять, что граф такой же обычный человек, который способен бояться смерти, и в данную секунду его жизнь могла бы оборваться после одного только выстрела, но герой простил ему старые обиды и оставил его в живых, ведь в душе Сильвио был благородным человеком, а его милосердие взяло верх над жаждой мести.

Также читают:

Картинка к сочинению Почему повесть называется Выстрел?

Почему повесть называется Выстрел?

Популярные сегодня темы

  • Анализ пьесы Дни Турбиных Булгакова

    По жанровой направленности произведения является пьесой, основу которой составляет авторский роман «Белая гвардия». Основная тема пьесы заключается в изображении судьбы интеллигентной российской

  • Как связаны понятия «мечта» и «желание»? Итоговое сочинение

    Каждый человек хоть раз в жизни имел мечту. А желания возникают у каждого ежедневно. Эти понятия очень схожи, но всё же это не синонимы.

  • Сочинение на тему Письмо другу

    Привет, дорогой друг. Я знаю, что давно не писал тебе, не спрашивал, как у тебя дела. Но, честно говоря, у меня совершенно не было времени!

  • Семья Кабановых в Грозе Островского сочинение

    Перед нами предстаёт город Калинов. Нравы в этом городе подчиненны, властолюбивым хозяевам, которые проживают за высокими стенами и любят лишь управлять людьми, которые им подчинены.

  • Сочинение Мой любимый журнал

    Члены моей семьи очень любят читать журналы. Маме нравятся журналы о моде, папе — о спорте, бабушке — о садоводстве, дедушке — о рыбалке. А я предпочитаю познавательные журналы. Мой самый любимый из них — National Geographic.

Сочинение на тему «Почему повесть называется «Выстрел?».

Повесть А.С. Пушкина «Выстрел»

Повесть А.С. Пушкина «Выстрел»Повесть А.С. Пушкина имеет весьма содержательное и прозрачное название «Выстрел». Ведь именно выстрел является той связующей ниточкой произведения.

Повесть состоит из двух частей. В первой части повествование идет от лица офицера армии – знакомого с главным героем, во второй – от лица графа – непосредственного участника событий. Главный герой – Сильвио, в прошлом гусар, выступает в образе человека вызывающего уважение. Он благородный, честный, сильный, мужественный и немного таинственный. Уже долгих шесть лет Сильвио тяготят события одного «выстрела», ставшие навязчивой идеей его жизни. Однажды он участвовал в дуэли, где его противник в ожидании смерти «ел черешню и выплевывал в его стороны косточки». Сильвио не стал стрелять в наглеца, которому смерть была «ни по чем», но запомнил, и долгие годы мечтал отомстить, ждал нужного момента. Узнав о том, что граф женился, Сильвио понимает, что это и есть тот самый момент, когда человеку будет страшна смерть и дело за его «выстрелом». Придя в дом графа, наш герой не осмеливается вначале выстрелить в безоружного, который промахивается и выстреливает в картину на стене, после вручения ему оружия. А после из жалости к жене графа, упавшей к Сильвио в ноги. Наш мстительный герой выстреливает в картину.

Тот самый «выстрел» о котором Сильвио думал долгие годы, к которому готовился, так и не был совершен, нужно отдать должное его благородству и здравому, холодному уму.

Интересный поворот судьбы, не менее занимательным есть и то, что «историю незавершенного выстрела» один из героев произведения – офицер армии сначала слышит от Сильвио, а после – спустя долгие годы, узнает её завершение от графа. Ведь в первой части история, оставившая отпечаток на всей жизни героя обрывается, без надежды на продолжение. Но как оказалось у Сильвио, кроме навязчивой идеи, еще была и колоссальная выдержка. Он ежедневно упражнялся, его ум ничего не занимало кроме, желания поквитаться. Он выжидал и время предоставило ему возможность «мести», возможность «совершения своего выстрела». Но благородство, жалость и здравый рассудок поставили его человеческие качества выше этого злополучного «выстрела».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сочинение на тему « Почему повесть называется «Выстрел?»

Рассказ «Выстрел», который написал знаменитый русский поэт А.С. Пушкин, открывает серию «Повести Белкина». Ключевым персонажем этого рассказа выступает офицер Сильвио. Повествование происходит от лица офицера, который был очевидцем излагаемых происшествий.

В первой части повествования мы узнаем про жизнь армейских офицеров, среди которых постоянно и повсюду находился человек, не принадлежавший к обществу военных. Он и является главным персонажем под именем Сильвио. Про него нам становится известно, что он бывший гусар, ушедший в отставку. Его постоянно сопровождала какая-то таинственность, вследствие чего его и посещали офицеры. Сильвио был беден, и все, что он имел из богатства – это изобильный ассортимент пистолетов, с каждым из которых он тренировался по несколько раз за день. Об этом свидетельствуют стены его комнаты, источенные пулями.

Несмотря на то, что главному герою очень нравилось стрелять, лично ни в кого он так ни разу и не выстрелил. Далее, из повествования нам становится известно, что Сильвио вызвал на дуэль юного графа, который в момент состязания немного промахнулся и повредил ему фуражку. Когда наступил черед сделать выстрел Сильвио, граф был безмятежен. Поскольку главный персонаж имел необузданный нрав, то такое поведение его изрядно вывело из себя, из-за чего он отказался совершать свой выстрел. Герой принял решение продолжить поединок лишь тогда, когда граф начнет бояться смерти.

С того времени жизнь Сильвио приобрела главную цель, которая заключалась в том, чтобы поквитаться с самонадеянным противником в лице юного графа. Он начал оберегать свою жизнь, поэтому не вызвал на дуэль оскорбившего его офицера, а только настоял на уходе из его дома. После чего он пояснил свое поведение тем, что не мог идти на такие риски. Сильвио придерживался мнения, что только после того, как он поквитается с обидчиком, он сможет управлять своей жизнью.

Получив известие о женитьбе юного графа, главный герой принял решение переехать в туже деревню, чтобы сделать оскорбителю напоминание о том, что их дуэль все еще незавершенна. Это изрядно взволновало графа, он хотел как можно скорее покончить с этим, чтобы не заметила молодая жена, но и во второй раз совершил промах, попав в картину. А Сильвио свой выстрел так и не совершил, потому что появившееся жена графа обратилась к нему с мольбой этого не делать и пощадить мужа.

Главный герой каждый день совершенствовал свое умение в стрельбе из пистолета, но в долгожданный момент возмездия он так и смог поквитаться со своим оскорбителем. Я склоняюсь к мнению, что в глубине души Сильвио был великодушным и не жестоким. Его сострадание и великодушие одержали победу над желанием отомстить.

Значение названия «Выстрел « заключается в том, что человеку невозможно жить исключительно из чувства возмездия и человеческая жизнь зависит от одного выстрела.

Дата обновления: 12.01.2019 г.

Сочинение Выстрел | Инфошкола

10 ноября 2012       админ      Главная страница » Сочинения      Просмотров:   22221

Почему повесть называется «Выстрел»? 

Повесть А.С. Пушкина «Выстрел» открывает цикл «Повестей Белкина». Главным героем повести является офицер Сильвио. Повествование ведется от лица офицера, бывшего свидетелем описываемых событий. Первая часть повести показывает жизнь армейских офицеров. Но среди них везде и всегда был человек, не при надлежавший военному обществу. Его звали Сильвио. Мы узнаем, что когда-то он служил в гусарах, но потом ушел в отставку. Сильвио окружала какая-то тайна, именно поэтому офицеры приходили к нему в гости. Жил Сильвио бедно, а единственной его роскошью была богатая коллекция пистолетов. По несколько раз в день Сильвио стрелял из одного из своих пистолетов. Все стены его комнаты были «источены пулями». Сильвио любил стрелять, но сам никогда не стрелял в других людей. Потом мы узнаем, что раньше он вызвал на дуэль молодого графа. Граф прострелил ему фуражку. Когда же настала очередь стрелять Сильвио, то граф был очень спокоен. Так как Сильвио обладал взрывным характером, его это очень взбесило. Сильвио оставил за собой свой выстрел. Он решил стрелять тогда, когда графу будет страшно умирать. С тех пор Сильвио жил только С единственной целью — отомстить

самоуверенному графу. Сильвио берег свою жизнь. Даже когда его оскорбил офицер, он не вызвал его на дуэль. Сильвио просто попросил покинуть его дом. Как потом объяснил Сильвио, он не хотел рисковать своей жизнью. Сильвио считал, что, только когда он выстрелит в графа, он сможет распоряжаться собой. Когда граф женился на молодой девушке, Сильвио приехал к нему в деревню. Он напомнил ему о незавершенной дуэли. Граф был взволнован, он хотел все быстрее закончить, чтобы его жена этого не видела. В конце Сильвио пощадил графа. Сильвио не стал стрелять в него, хотя граф в повторной дуэли промахнулся. Сильвио ежедневно упражнялся в стрельбе из пистолета. И, когда момент настал, он не смог наказать обидчика. Мне кажется, что Сильвио в душе был человеком благородным, не злым. Милосердие и благородство взяли верх над чувством мести. Человеку нельзя жить только из чувства мести, и от одного выстрела зависит жизнь человека. В этом и состоит смысл названия повести «Выстрел».

    

Выстрел (повесть) — Википедия

«Вы́стрел» — повесть Александра Сергеевича Пушкина из цикла «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина», написанная в 1830 и изданная в 1831 году. Это история об отставном гусаре Сильвио и его шестилетнем ожидании мести.

Повествование ведётся от лица свидетеля событий, который в бытность свою армейским офицером познакомился с Сильвио. Среди прочих отставной гусар слыл весьма угрюмым человеком, но мало кто бы решился указать ему это в лицо: Сильвио — прекрасный стрелок. И вот однажды, увлекаемый обстоятельствами к отъезду, Сильвио рассказывает свою историю. Дескать, шесть лет назад он был участником дуэли с одним молодым повесой, который, мало того, что, стреляя первым, как будто нарочно подпортил Сильвио его кивер, так ещё и отнёсся к ответному выстрелу весьма равнодушно (легкомысленно ел черешню, сплёвывая косточки в сторону оппонента). Взбешённый таким поведением и пренебрежением противника к, возможно, предстоящей смерти, Сильвио откладывает свой выстрел, подаёт в отставку и уезжает. И вот спустя шесть лет он узнаёт, что его обидчик женится, и решает вернуть ему должок.

Окончание этой истории рассказывает уже помещик, граф — тот самый некогда молодой повеса, оскорбивший Сильвио. Выясняется, что Сильвио его нашёл, предъявил свои права на ответный выстрел и вынудил начать дуэль заново, мотивируя это тем, что не может стрелять в безоружного человека. Увидев, что теперь-то его противнику есть, что терять, удовлетворённый Сильвио уезжает, не причинив графу вреда.

Впоследствии становится известно, что Сильвио погиб на войне за освобождение греческого народа в битве под Скулянами.

Многие современники Пушкина весь его цикл повестей сочли весьма посредственным[1][2]. Особенно резко «Повести» критиковал Белинский, однако повесть «Выстрел» оценивалась им выше остальных[3].

Нередко «Выстрел» сравнивают с нашумевшей в 1830 году драмой «Эрнани» Гюго (правда, у Гюго герцог де Сильва использует своё право на жизнь Эрнани, вмешательство доньи Соль, умоляющей пощадить мужа, ничего не может изменить — гибнут все), поэмой «Бал» Баратынского (1828 год) и повестью Бестужева «Вечер на бивуаке» (1823 год)[4].

Также в повести отмечают пародии на романтические литературные штампы, в частности, реминисценции из Александра Бестужева («Вечер на Кавказских водах 1824 года» 1830 года, «Роман в семи письмах», «Гедеон», «Замок Вейден» 1821 года, «Замок Нейгаузен» 1824 года, «Изменник» и «Ревельский турнир» 1825 года)[5].

Автобиографичность[править | править код]

Известно, что «Выстрел» первоначально состоял из одной первой главы, закончив которую 12 октября 1830 года, Пушкин приписал, что окончание повести потеряно, тем самым отказавшись от намерения продолжать повествование. В таком виде повесть носила автобиографический характер, так как содержала элементы дуэли Пушкина с офицером Зубовым, произошедшей в июне 1822 года в Кишиневе. Всего Пушкин за всю свою жизнь провёл 29 дуэлей — из них 24 не состоялись, прошли всего официально 5, 29 — ая стала смертельной для Пушкина, окончившаяся 27 января 1837 года.

Историк Пётр Бартенев, описывая эти события и ссылаясь на очевидцев[6], писал, что Пушкин явился с черешнями и завтракал ими, пока Зубов стрелял первым. После того, как Зубов промахнулся, Пушкин ушёл не стреляя. Вторая глава была приписана 14 октября 1830 года[6].

Анализ повести «Выстрел» (А. С. Пушкин)

Александр Сергеевич Пушкин — величайший писатель, произведения которого знает каждый, они и по сей день являются образцом красоты и разнообразия русского языка. С детства люди читают его сказки, рассказы, романы, учат наизусть стихотворения и строчки из «Евгения Онегина». Написанные им строки не просто интересны, а заставляют задуматься, из них можно вынести мораль. Так, одним из самых знаменитых пушкинских произведений является сборник «Повести Белкина», в который входят пять новелл, в их числе и «Выстрел». Многомудрый Литрекон предлагает Вам его разбор.

История создания

«Повести Белкина» были написаны в один из самых продуктивных периодов творчества Пушкина — в Болдинскую осень 1830 года. Писатель был вынужден вести затворническую жизнь в имении Большое Болдино из-за того, что в то время распространился холерный карантин. Кроме того, на тот момент Александр Сергеевич был вдохновлён подготовкой к свадьбе с Натальей Гончаровой, этот фактор также повлиял на создание большого количества шедевров. Главным законом, по которому он писал «Повести Белкина», как он сам говорил, были точность и краткость.

Из его дневников и черновиков известно, что изначально повесть должна была состоять только из первой главы. Она была написана 12 октября и заканчивалась словами «окончание потеряно», тем самым автор хотел сохранить тайну развязки, чтобы читатель сам мог ее додумать, но спустя два дня, Пушкин создал вторую часть произведения «Выстрел». Из уст современников, а также и от самого Пушкина известно, что история, рассказанная в повести, автобиографична. Она связана с дуэлью Александра Сергеевича с офицером Зубовым (она произошла в 1822 году в Кишиневе), на которую писатель пришел с горстью черешни и демонстративно ею завтракал, пока соперник стрелял. Изначально автор не включил ее в сборник, так как хотел выпустить как самостоятельное произведение, но затем передумал, и при первом издании она заняла четвёртое место среди пяти рассказов, расположившись между «Барышней — крестьянкой» и «Метелью». 

Жанр, направление, смысл названия

Жанр «Выстрела» определяется по-разному, так как авторское его определение не совпадает с тем, как его обозначают критики. С одной стороны, книга Пушкина названа «Повести Белкина», то есть «Выстрел» является повестью, но некоторые филологи назвали ее новеллой. Однако, принято считать правильным авторское определение, поэтому «Выстрел» является повестью.

Название само за себя говорит о том, какая тема будет центральной в произведении. Сам выстрел преследует читателя с первых строчек рассказа: стены в комнате Сильвио изрешечены следами от выстрелов, он стреляет каждое утро в карту, а диалог графа и рассказчика начинается с того, что офицер замечает простреленную картину. То есть название связано не только с главным событием, вокруг которого разворачивается сюжет (дуэлью). Его смысл проходит через всю повесть красной нитью.

Направление, характерное для повести, называется «реализм». Все герои и события являются жизненными и вполне реалистичными в той среде, где вращался Пушкин. Однако в нем прослеживаются и черты романтизма — образ главного героя типичен для романтического мировоззрения. Он ценит идеалы чести и гордости выше реалий своей жизни и живет эмоциями.

Композиция

Произведение состоит из двух глав, описывающих события, произошедшие с разницей в пять лет. Повествование ведётся от первого лица, офицера, который стал свидетелем того, как разворачивалась история отношений между двумя людьми на протяжении нескольких лет. Композиция произведения весьма необычна, так как рассказчик узнает о событиях, не будучи свидетелем, ему повествуют о них участники конфликта. 

Сначала присутствует эффект загадочности, так как офицер-рассказчик намекает читателю на то, что за необычным поведением его знакомого (одного из будущих дуэлянтов) стоит какая-то история. Ее мы узнаем только в самом конце главы, когда свой секрет раскрывает лично офицеру Сильвио. Тогда история обрывается, и следующий виток ее развития мы узнаем спустя несколько лет, когда рассказчик случайным образом знакомится со вторым участником конфликта (графом). И снова сначала видим героя со стороны, не подозревая, кто он на самом деле, и только в ходе «случайного» диалога с ним, от лица офицера узнаем его истинную роль в сюжетной линии.

Суть

В «Выстреле» есть три основных действующих героя: гусар Сильвио, граф и офицер-рассказчик. В начале мы от лица офицера знакомимся с Сильвио, они находятся в близких дружеских отношениях, что отмечается самим автором. Гусар любит стрельбу, практикуется каждый день и может попасть даже в муху на стене, по словам рассказика. Кроме того, Сильвио пользуется популярностью среди других офицеров, которые видят в нем свой авторитет, приезжают ежедневно к нему домой, чтобы поиграть или просто побеседовать за шампанским. На одной из таких встреч молодой офицер повел себя неподобающе, фактически оскорбив Сильвио, и все ожидали, что Гусар вызовет на дуэль грубияна. Но этого не произошло. Этот факт поразил офицеров, но спустя какое-то время об этом все забыли, кроме рассказчика, который увидел слабость в Сильвио и не мог понять, чем она оправдана. 

В один день гусару пришло письмо, прочитав которое, Сильвио объявил о скором отъезде. Перед тем, как покинуть свою усадьбу, он решил объясниться с рассказчиком, так как чувствовал изменение во взаимоотношениях с офицером. 

В ходе беседы Сильвио поведал давнишнюю историю, которая случилась с ним во время службы. Он был не менее популярен среди товарищей, чем является сейчас среди офицеров, ему нравилось его положение в полку, но в какой-то момент появился некий граф, который, как казалось Сильвио, был лучше него во всем и хотел занять его место. Пропитавшись завистью, гусар нашел способ спровоцировать графа на дуэль. В назначенное время в назначенное место граф явился с шапкой черешни, хоть первый выстрел и достался ему, он промазал и лишь продырявил фуражку Сильвио. Когда же настал черед стрелять гусару, тот, посмотрев на графа, который демонстративно ел черешню, понял, что тот не ценит жизнь, и это убийство не доставит ему удовольствия, поэтому отсрочил свой выстрел. 

Этим Сильвио объяснил свое нежелание подвергать себя опасности в дуэли с молодым офицером. В письме, полученном утром, сказано, что граф женится на молодой красавице. Гусар же, поняв, что время выстрела пришло, отправился в город, чтобы завершить начатое. 

Основные события второй главы начинаются уже несколько лет спустя (5-6). Рассказчик поселяется в деревне и хочет проведать своих новых соседей. Офицер приходит в дом графа с графиней, сперва ему сложно начать разговор, но он замечает картину с двумя пулями, сплавленными друг с другом, очевидно, от двух выстрелов в одну точку. Это озадачивает рассказчика, и он начинает вспоминать о своем давнишнем друге Сильвио. Тут граф решает узнать имя меткого стрелка, про которого рассказывает гость, и чуть ли не теряет дар речи, когда слышит, как того звали. Оказывается, что граф и является тем самым противником Сильвио, с которым тот так жаждал закончить дуэль. 

Тогда рассказчик узнает вторую часть истории, которая произошла после отъезда гусара из поместья. 

В один день граф по возвращении домой обнаружил в своем кабинете давнего знакомого. Сильвио потребовал выстрел, который не сделал тогда, но решил дать еще один шанс выстрелить оппоненту (жребий выпал именно так, поэтому первым стрелял граф). Однако, он попал в картину, в этот момент домой вернулась Мария, которая бросилась сначала на шею мужу, затем в ноги Сильвио, умоляя прекратить. Муж попросил графиню ждать за дверью и не унижаться, после подготовился к выстрелу, зная, что он будет смертельным, и потребовал стрелять. Сильвио же опустил пистолет, поняв, что добился того, чего хотел, получил ту эмоцию и, уходя, практически не глядя, из дверей стрельнул ровно в то же место в картине.

Главные герои и их характеристика

  1. Сильвио, очевидно, является достаточно самолюбивым и гордым человеком, который не прощает того, что кто-то кажется ему лучше самого себя. Именно поэтому он негативно относится к графу, который поначалу даже хотел начать с ним дружбу, а далее Сильвио сам провоцирует конфликт, кидая острое оскорбление в сторону графа. Также он является злопамятным человеком, так как каждый день думает о том, как отомстить сопернику, тренируется ради этого, чтобы не растерять навык. Высшей точкой его эмоционального развития является тот момент, когда он не опускается до мести, не стреляет в графа, понимая, что это будет низко. 
  2. Граф же является достаточно спокойным человеком, хоть и не менее высокомерным и наигранным, чем Сильвио, судя по его поведению на дуэли (граф не случайно принес черешню). Очевидно, что образ графа является положительным, в том числе потому, что Пушкин писал его с себя. В ситуации, когда Сильвио легко мог его убить, граф ведет себя крайне достойно и благородно, не унижается. Возможно, именно это заставляет Сильвио отказаться от выстрела, так как он видит, что противник — достойный человек.
  3. Рассказчик в повести является сторонним наблюдателем, который смотрит на события реалистично и трезво оценивает ситуацию. Судя по тому, что Сильвио любил с ним беседовать и считал другом, несмотря на разницу в возрасте почти в десять лет, офицер является совсем не глупым человеком. Он позволяет взглянуть читателю на происходящее со стороны, создает эффект присутствия там в реальном времени.

Темы и проблемы

В данном произведении затрагивается несколько важных тем и проблем. Этическая проблематика особенно многогранна и интересна.

  1. Основная проблема — честь и бесчестье. Сильвио, как романтический герой, очень остро воспринимает проблему своей чести и, видя, что граф угрожает его репутации, сразу же хочет вернуть ее, выйти на дуэль. Но, опуская дуло пистолета в кульминации повести, Сильвио как бы восстанавливает свою честь, понимая, что с его стороны будет низко убить графа. 
  2. Также поднимается проблема ценности собственной жизни. Сначала, ничем не дорожа, граф готов легко распрощаться с жизнью, поэтому спокойно стоит и ест черешню перед Сильвио. Но когда у него появляется Мария, которая любит его, граф начинает осознавать ценность бытия, так как не хочет делать больно ей, расставаться со счастьем, которое обрел в семье. Подобный сюжет наверняка навеян тем, что Пушкин переосмыслил смысл и своего существования благодаря любимой женщине (рассказ был написан накануне свадьбы писателя).
  3. Кроме того, повесть заставляет задуматься о том, в чем смысл мести. В данном случае Сильвио не хочет, чтобы граф умер, а хочет заставить его бояться, унижаться, молить о прощении, потому что знает, что это будет для соперника гораздо сложнее, чем просто умереть. Главный герой жил ради этой мести, но стоило ли оно того? Он посвятил всего себя этой сжигающей душу идее, потратил время и силы. В финале даже непонятно, кто победил, а кто проиграл? Если граф обрел смысл жизни, то Сильвио его утратил, ведь мщение больше не было его стимулом к существованию.
  4. Основная тема — великодушие и прощение. Герой вовремя осознал, что не имеет морального права убивать человека, который, по сути, ничего ему не сделал. Более того, он пожалел Марию, которая ни в чем не виновата, но обречена стать жертвой его самосуда. 
  5. Другая важная тема — любовь. Она показала графу значимость жизни и спасла его, ведь именно жена сделала то, чего так хотел Сильвио — бросилась на колени и молила о пощаде ради спасения супруга.

Основная идея

Смысл повести «Выстрел» заключается в том, чтобы показать значимость гуманизма в жизни человека. Люди должны выбирать не месть, а великодушие, ведь только оно освобождает душу из оков обиды. Сильвио и так потратил лучшие годы, ожидая момента для выстрела, но в эту заветную секунду понял важную истину — право выстрела не дает ему права убить человека. Его месть — всего лишь жалкое и подлое убийство того, кто не смог по закону чести защитить себя. 

Главная мысль книги — утверждение вечных идеалов — любви, верности и доброты. Именно эти чувства помогли графу осознать, что жизнь ценна сама по себе. Если раньше он был слеп и играл с нею, то после женитьбы понял, как важно сохранить то, что имеешь, ради тех, кому ты дорог. 

Чему учит?

Произведение учит читателя тому, что нужно уметь простить, отпустить обиду. Только так можно сохранить свою честь. На примере Сильвио писатель показывает то, как можно совладать с эмоциями, руководствоваться разумом, а не желанием мстить.

Также после прочтения повести «Выстрел» невольно начинаешь задумываться о том, что является в жизни по-настоящему ценным: не положение в обществе, не богатства (писатель указывает на материальную обеспеченность графа), а любовь близких, семья.

Критика

Современники Пушкина отозвались о «Повестях Белкина» в основном негативно, назвав их слишком поверхностными и детскими. Однако из всех повестей критики особенно выделяли «Выстрел», обозначая его как лучший рассказ из сборника. Один из известнейших критиков в истории России, В.Г. Белинский говорил, что не узнает Пушкина в сборнике, который тот выпустил: 

Будь эти повести первое произведение какого-нибудь юноши — этот юноша обратил бы на себя внимание нашей публики; но, как произведение Пушкина…

По словам критика единственное, что делает «Повести Белкина» пушкинскими – это прекрасный русский язык, которым автор владел безукоризненно. Однако из всех он отметил именно «Выстрел», сказав, что лишь эта повесть достойна Пушкина. 

В основном современники были солидарны с Белинским и расценивали «Повести Белкина» как провал писателя, неудачное произведение. Но с годами поруганные произведения начали набирать популярность и теперь входят в список «золотой» классики русской литературы. 

Автор: Ия Клодт

повести Белкина: анализ произведения А.С. Пушкина

ДуэльПовесть А.С. Пушкина «Выстрел» входит в сборник повестей Белкина. Это произведение отличается компактностью и сжатостью, характерными для пушкинской манеры написания прозаических произведений. Повествование ведется от имени некоего подполковника И. Л. П, бывшего на момент событий молодым офицером российской царской армии. Но в повести присутствуют еще два рассказчика – Сильвио и граф, который должен был стреляться с Сильвио. Это — композиционная особенность произведения, которая дает читателю возможность увидеть события, описываемые в повести, и ее главных героев, под разными углами зрения.

Сначала полковник И. Л. П. знакомит читателя с Сильвио, не военным, но человеком, который любит стрелять, и изрешетил в своем доме все стены. Описание Сильвио и его дома представляет собой экспозицию. Когда-то Сильвио служил в гусарском полку, но вышел в отставку. Поэтому можно понять его дружбу с офицерами, служившими в том местечке, устраивает для них обеды. Но никто из его гостей не знал, кто он, откуда. И что было в его прошлом.

Повесть «Выстрел» написана в романтическом стиле. Сильвио — довольно примечательная романтическая личность. Для литературного романтического героя было характерно иметь тайну, тяготившую его душу. Рассказчик представляет главного героя таинственной, демонической личностью, на совести которой «какая-нибудь несчастная жертва». Офицеры нередко заводили разговоры о поединках между собой, но Сильвио такие разговоры не поддерживал. Даже если у него спрашивали, предпочитал отмалчиваться.

Если присмотреться к Сильвио внимательнее, то перед читателем предстает добрый и порядочный человек, для которого честь – не пустой звук. Он – не убийца. Он может вдавить в стену муху, но всегда находит причину, чтобы не стрелять в человека.

В качестве развлечения здесь же организовывались карточные игры. Конфликт, вспыхнувший во время такой игры, служит завязкой сюжета. Эпизод, когда Сильвио отказался стреляться с Р. – это кульминация главы. Развязка – отъезд Сильвио и рассказ его о графе.

События второй части происходят в другое время и в другом месте. И. Л. П. по семейным обстоятельствам вышел в отставку, и вел жизнь обычного помещика, днем занимаясь хозяйственными делами, а по вечерам скучая о своей прежней жизни. С помещиками он дружбу не водил, жил уединенно. Экспозицией служит описание жизни И. Л. П.

В Н-ском уезде прошел слух о приезде нового помещика с женой. Начинается завязка. И. Л. П. решил познакомиться с новыми соседями и поехал к ним, чтобы засвидетельствовать свое почтение. Здесь подполковник услышал продолжение той истории, которую ему рассказал Сильвио перед отъездом.

Сюжетная линия повести основана на конфликте между Сильвио и графом. Когда-то граф сильно задел самолюбие Сильвио, привыкшего во всем первенствовать, и между ними состоялась дуэль. Граф свой выстрел сделал. Но Сильвио увидел, что граф равнодушен к происходящему и не ценит собственную жизнь. И Сильвио, поняв, что даже если убьет своего обидчика, тому сейчас будет все равно. Он отложил свой выстрел на неопределенное время. Прошло 6 лет. Сильвио узнал, что граф женился и счастлив. Он понял, что теперь граф не будет так беспечен к собственной жизни. Тогда он собрался и уехал из местечка, где познакомился с И. Л. П.

Сильвио приехал к графу и увидел страх в его глазах. Граф любил свою жену и боялся причинить ей боль. Можно предположить, что Сильвио, увидев красивую молодую женщину, тоже не захотел отбирать у нее счастье. Он насладился беспокойством и страхом своего обидчика, всадил в картину пулю, в том же месте, куда выстрелил граф, и ушел. Своим выстрелом он дал понять, что жизнь графа была в его руках. Рассказ графа о приезде к нему Сильвио служит кульминацией 2-й главы и всей повести в целом.

Таким образом, в повести «выстрел» заложен глубокий смысл. Это повесть о смысле жизни человека, о добре и зле, о чести и бесчестии.

 

Leave a Reply