Разное

Особенности вербального и невербального общения – 11. Психология общения, функции и виды общения, механизм и средства вербального и невербального общения.

Невербальное общение — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 мая 2019; проверки требуют 9 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 мая 2019; проверки требуют 9 правок. Взаимопонимание людей с помощью жестов и зрительного контакта.

Невербальное общение (язык тела) — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.

Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменять своё поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата

[1].

Существуют две проблемы понимания невербального общения:

  • во-первых, при языковом и речевом общении процесс передачи и приема информации осознаётся обеими сторонами, тогда как при невербальном осуществляется на бессознательном или подсознательном уровнях — это вносит некоторое осложнение в понимание этого явления и ставит вопрос об оправданности использования понятия «общение». Поэтому когда речь идёт о невербальной коммуникации, некоторые специалисты считают допустимым использовать другое понятие — «невербальное поведение», понимая его как поведение индивида, несущее в себе определённую информацию, независимо от того, осознаётся это индивидом или нет;
  • во-вторых, во многих научных работах существует путаница в понятиях «невербальное общение», «невербальная коммуникация», «невербальное поведение», чаще всего использующихся как синонимы. Однако важно разделять эти понятия и уточнить контекст. По определению, предложенному В. А. Лабунской, «невербальное общение — это такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнёре, осуществления влияния на другого человека». Тогда понятие «невербальное общение» является более широким, чем понятие «невербальная коммуникация».

Происхождение невербальных способов общения[править | править код]

С этой проблемой связаны как твёрдо установленные истины, так и вопросы, на которые до сих пор ещё нет ответов. Установлено, что невербальные способы общения имеют два вида источника происхождения:

  • биологическая эволюция;
  • культура.

Невербальные средства общения нужны для того, чтобы:

  1. регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами;
  2. обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста;
  3. выражать эмоции и отражать истолкование ситуации;
  4. помогать в учебной деятельности;
  5. сообщать о своем согласии или несогласии;
  6. общаться с глухими и слабослышащими.

Невербальный компонент и его структура[править | править код]

Уровни анализа невербального общения[править | править код]

Типы и виды коммуникацийОбласти научного знания и группыПриемы и средства
1. Фонационные средства

а) экстралингвистика (внеречевая система)
б) паралингвистика (околоречевая система)
в) просодия

2. Оптико-кинетические
средства

а) выразительные движения
б) физиогномика
в) окулесика или окуломантия

3. Знако-символические средства

а) системология
б) графология
в) актоника
г) гастика
д) хирософия и подомантия

е) стерномантия
ж) онихомантия
з) нумерология
и) молеософия

4. Тактильные средства
(обоняние, осязание, слух
и вкус)

а) гаптика или такесика
б) сенсорика
в) аускультация
г) одорика (ольфакция)

  • прикосновения
  • чувственное восприятие человека другой культуры
  • слуховое восприятие звуков и аудиальное
    поведение
  • запахи парфюма, табака, еды…
5. Пространственно–временные средства

а) проксемика
б) хронемика

  • расположение собеседников и дистанция
    между ними
  • способ использования времени: монохронный тип
    (возможен только один вид деятельности в одно и то
    же время) и полихронный (несколько дел)

Факторы, влияющие на невербальные знаки[править | править код]

  • национально-культурные особенности;
  • состояние здоровья;
  • профессиональный этикет;
  • социальный статус;
  • принадлежность к определённой возрастной группе.
  1. Горянина В. А. Психология общения — М.: Издательский центр «Академия» — 2002. — 416 с.
  • Багдасарова Н. А.: Невербальные формы выражения эмоций в контексте разных культур: универсальное и национальное // Материалы межвузовского семинара по лингвострановедению. МГИМОМИД РФ, 2006. — МГИМО-Университет, 2006.
  • Биркенбил В.: Язык интонации, мимики, жестов. — С.-П.: «Питер», 1997. — 176 c.
  • Бороздина Г. В.: Психология делового общения.- М.: «Деловая книга»., 1998. — 247 с. Глава V. Невербальные особенности в процессе делового общения.
  • Горелов И. Н.: Невербальные компоненты коммуникации. — М.: «Наука», 1980. — 238 с.
  • Конецкая В. П.: Социология коммуникации. — М.: МУБУ, 1997. — 164 с.
  • Лабунская В. А.: Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1988. — 246 с.
  • Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А.: Социальная психология. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов. М: Аспект Пресс, 2003.— 475 с. ISBN 5-7567-0236-9
  • Морозов В. П.: Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. — М.: ИП РАН, Центр «Искусство и наука», 1998. — 189 с.

Характеристика невербальных средств общения

Общение (как информационно-коммуникативный процесс) — процесс обмена информацией с помощью вербальных и невербальных средств в целях передачи и понимания общающимися предметного и личностного смысла сообщений.

Пpоцессы передачи и приема информации осуществляются с помощью словесной pечи и pазличных несловесных невербальных сpедств:

  • интонации голоса,
  • жестикуляции,
  • мимики и т.п.

Цель этих пpоцессов — установить взаимопонимание, передать какую-то мысль, чувство, поставить задачу.

Соотношение вербальных и невербальных средств в передачи смысла чрезвычайно сложное. Особенно трудно выявить «двойной план» структуры текста, смысловые оттенки, подтекст, а также подлинное отношение говорящего к содержанию.

Общение людей не может быть уподоблено передаче информации по телеграфу, где коммуникатор и реципиент обмениваются вербальными сообщениями. В общение людей оказываются закономерно включены эмоции общающихся, которые определенным образом относятся и к коммуникации, и к тем, кто вовлечен в общение. Это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует особый, невербальный аспект обмена информацией, особую, невербальную коммуникацию.

Средствами невербальной коммуникации являются — жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т.д., которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации — слова.

Товарищу, поведавшему о постигшем его горе, собеседник выражает свое сочувствие словами, сопровождаемыми знаками невербальной коммуникации: опечаленным выражением лица, понижением голоса, прижиманием руки к щеке и покачиванием головы, глубокими вздохами и т.д.

Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения.

Невербальное общение — это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты.

Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами.

Многим из высших животных, в том числе и более всего собакам, обезьянам и дельфинам, дана способность невербального общения друг с другом и с человеком.

Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2—3 лет).

Само по себе невербальное общение способствует развитию и со­вершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.

КОММУHИКАТИВHЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕHИЯ:

I. Речевые (вербальные) средства:

  • лексика;
  • стилистика;
  • грамматика;
  • семантика;
  • правильность произношения,
  • ударения,
  • словоупотребление,
  • формообразование,
  • стиль.

II . Hеречевые (невербальные) средства общения

1) оптокинетические:

  • жестикуляция,
  • мимика,
  • пантомимика — движение и позы,
  • направление взгляда,
  • визуальный контакт,
  • покраснение и побледнение кожи,
  • стереотипы моторики).

    В процессе коммуникации внимательное наблюдение за глазод­вигательными реакциями собеседника может дать информацию о состоянии его сознания:

    2) паралингвистические:

    • интенсивность,
    • тембр,
    • интонация голоса,
    • качество голоса,
    • диапазон голоса,
    • тональность голоса.

    3) экстралингвистические:

    • паузы,
    • темп речи,
    • связность речи,
    • смех,
    • покашливание,
    • заикание.

    4) проксемические:

    • физическая дистанция контакта:
    • персональное пространство:

    = интимная (0-40-45см)

    = личная   (45 -120-150см)

    • социальная (150-400 см)
    • публичная (400-750-800см)
    • угол поворота к собеседнику

    5) предметные контактные, тактильные действия:

    • рукопожатия,
    • объятия,
    • поцелуи,
    • похлопывание,
    • толчки,
    • поглаживания,
    • касания,
    • пощечины,
    • удары.

    6) ольфакторные — связанные с запахом.

    К средствам невербальной коммуникации могут быть отнесены и различные условные обозначения, с помощью которых коммуникатор информирует о чем-то значимом для него, адресованном для сведения возможных реципиентов.

    Траурная лента (черная в России и на Западе, белая в Китае) сообщает о постигшей человека потери.

    Звездочки и просветы на погонах — о высоком воинском звании.

    Татуировка — о месте, которое в воровской иерархии занимает или занимал правонарушитель

     

    Кисть руки в татуировках

    1. Дважды отбывал наказание в ВТК, «Отсидел борзо», о чем свидетельствует корона (был «авторитетом» в колонии).

    2. Отбывал наказание за грабеж.

    3. «Вор-рецидивист» (имеет высший статус в воровской среде).

    4. Неисправимый.

    5. Имеет 5 судимостей.

    6. Совершил два побега из ИТК.

    7. «Привет ворам» (данный субъект — «вор в законе»).

    8. Браслет наносят те, кто провел в колонии не менее 5 лет, на двух руках — не менее 10 лет.

    Группы татуировок:

    • демонстративно-протестного содержания;
    • агрессивно-угрожающего содержания;
    • религиозного содержания;
    • декоративно-украшающего характера;
    • сексуальных девиаций и извращений;
    • статус в местах заключения;
    • гедонистическая направленность.

Компоненты общения: вербальное, невербальное, паравербальное.

Коммуникация может осуществляться как вербальными, так иневербальнымисредствами.

Под вербальной коммуникацией в целом понимается речевое общение людей в процессе их совместной деятельности, устная коммуникация в соответствии с потребностями выражаемой информации отражает взаимообусловленные речевые произведения говорящего и слушающего. Акты речевой коммуникации при этом всегда обусловлены набором параметров, необходимых для их осуществления: сфера общения, ситуация общения, вид коммуникативного контакта, ролевые установки, характеристики участников общения, способы выражения (изложения) предметного содержания в говорении. Слушание, как и говорение, относится к видам речевой деятельности. Для создания ситуации, которую можно назвать коммуникативно- речевой, необходимо именно наличие слушателя. Как правило, говорящий выступает в роли инициатора сообщения. Он изначально программирует ход беседы и прогнозирует речевые действия слушающего. Эффективность устного общения зависит во многом от того, как поняли друг друга участники общения, как отреагировали на слова и поведение собеседника, какими действиями подтвердили правильность восприятия в обратной связи. Прогнозировать или инициировать обратную связь во время речевого взаимодействия можно при условии, что каждый из участников общения использует средства, механизмы, навыки и умения слушания и говорения.

Напомним, что представления о вербальной коммуникации как общении людей в процессе их совместной деятельности подразумевают не только устную, но и письменную форму общения. Если в устноречевой коммуникациимы обращаем внимание на речевую деятельностьговорящегоислушающего, то вписьменноречевойвнимание акцентируется на роляхпишущего(создающего текст, автора речевого произведения) и читающего или читателя.

Чтение и письмо являются самостоятельными видами речевой деятельности. Вместе с тем характеристики устноречевой и письменноречевой деятельности в пределах одной и той же ситуации общения вполне сопоставимы.

Наряду с вербальными средствами коммуникации, как уже отмечалось выше, большое значение имеют невербальные средства.

Термин “невербальное” обычно понимается как несловесный язык. Он объединяет большой круг явлений, включая не только движения тела человека и звуковую модальность речи, но и различные элементы окружающей среды, одежду, элементы оформления внешности и даже различные сферы искусства.

Под невербальной коммуникацией (в узком смысле) следует понимать средство информации, систему невербальных знаков, символов, кодов, используемых для передачи информации. Ключевым моментом такого понимания является указание на внешнее сопровождение психических явлений.

В широком смысле понятие “невербальная коммуникация” означает социально обусловленную систему взаимодействия, в структуре которой преобладают непроизвольные, неосознаваемые комплексы движений, выражающие личностную неповторимость человека.По-существу, здесь речь идет о “невербальном поведении” личности. Ядро такого поведения составляют самые разнообразные движения (жесты, экспрессия лица, взгляд, позы, интонационно-ритмические характеристики голоса, прикосновения), которые связаны с изменяющимся психическим состоянием человека, его отношениями к партнеру, с ситуацией взаимодействия. Невербальное поведение считается многими исследователями той частью общения, которая с трудом поддается формализации и за которую человек не несет ответственность. Несмотря на это невербальные средства так же, как и вербальные, используются для организации обратной связи в процессе общения. Невербальная коммуникация выполняет функции контроля, регуляции, информации, диагностики, коррекции взаимодействия. Сочетание вербальных и невербальных компонентов зависит от ситуации общения, главными компонентами которой являются отношения между участниками, цели взаимодействия, вид общения. При этом невербальное поведение может выступать как средство, дополняющее речь, как “автономный текст”, существующий параллельно речи, а также как единственное средство общения.

Смысл высказывания может меняться в зависимости от того, какая интонация, ритм, тембр были использованы для его переда­чи. Речевые оттенки влияют на смысл высказывания, сигнализируют об эмоциях, состоянии человека, его уверенности или неуверен­ности и т.д. Поэтому наряду с вербальными и невербальными сред­ствами коммуникации в общении используются и паравербальные средства, которые представляют собой совокупность звуковых сигналов, сопровождающих устную речь, привнося в нее дополнитель­ные значения. Примером такого рода может служить интонация, сигнализирующая нам о вопросительном характере предложения, сарказме, отвращении, юморе и т.д. То есть при паравербальной коммуникации информация передается через голосовые оттенки, которым в разных языках придается определенный смысл. Поэто­му произнесенное слово никогда не является нейтральным. То, как мы говорим, иногда важнее самого содержания сообщения.

Действие паравербальной коммуникации базируется на исполь­зовании механизма ассоциаций человеческой психики. Ассоциации представляют собой способность нашего интеллекта восстанавливать прошлую информацию благодаря свежей информации, которая в данный момент принимается человеком, то есть когда одно пред­ставление вызывает другое. Эффект в данном случае достигается бла­годаря тому, что говорящий создает общее информационное поле взаимодействия, которое помогает собеседнику понимать партнера. Средствами достижения эффективной коммуникации здесь служат следующие характеристики человеческого голоса:

1) Скорость речи.

Оживленная, бойкая манера говорить, быст­рый темп речи свидетельствуют от импульсивности собеседника, его уверенности в своих силах. И, напротив, спокойная медлен­ная манера речи указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность говорящего. Заметные колебания скорости речи обнаруживают недостаток уравновешенности, неуверенность, лег­кую возбудимость человека.

2) Громкость.

Большая громкость речи присуща, как правило, искренним побуждениям либо кичливости и самодовольству. В то время как малая громкость указывает на сдержанность, скром­ность, такт или нехватку жизненной силы, слабость человека. За­метные изменения в громкости свидетельствуют об эмоциональ­ности и волнении собеседника. Как показывает коммуникацион­ная практика, усилению эмоциональности речи в иных случаях способствует отсутствие логических доводов.

3) Артикуляция.

Ясное и четкое произношение слов свидетель­ствует о внутренней дисциплине говорящего, его потребности в ясности. Неясное, расплывчатое произношение свидетельствует об уступчивости, неуверенности, вялости воли.

4) Высота голоса.

Фальцет зачастую присущ человеку, у которого мышление и речь больше основываются на интеллекте. Грудной голос является признаком повышенной естественной эмоци­ональности. Высокий пронзительный голос является признаком страха и волнения.

5) Режим речи.

Ритмическое говорение означает богатство чувств, уравновешенность, хорошее настроение. Строго циклическое говорение показывает сильное осознание переживаемого, напряжение воли, дисциплину, педантичность. Угловато-отрывистая манера речи служит выражением трезвого, целесообразного мышления.

Назначение паравербальной коммуникации заключается в том, чтобы вызвать у партнера те или иные эмоции, ощущения, переживания, которые необходимы для достижения определенных целей и намерений. Такие результаты обычно достигаются с помощью паравербальных средств общения, к которым относится: просодика — это темп речи, тембр, высота и громкость голоса; экстралингвистика — это паузы, кашель, вздохи, смех и плач (то есть звуки, которые мы воспроизводим с помощью голоса).

Следующим средством паравербальной коммуникации является манера, с одной стороны, говорить многословно, а с другой, лаконично, не используя слишком много слов. Во многих культурах часто содержание высказывания имеет второстепенный характер.

Вывод по первому вопросу.Итак, общение – это вид самостоятельной человеческой деятельности; атрибут других видов человеческой деятельности; взаимодействие субъектов. При психологическом подходе общение определяется как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности.

Как и всякое сложное явление общение имеет свои мотивы, средства, способы и виды. Компонентами общения являются вербальная, невербальная и паравербальная коммуникация.

Тема 4. Психологические особенности невербальной коммуникации

Невербальная коммуникация — движения и особенности голоса человека при передаче им вербального сообщения.

Движения

Из всех видов невербального поведения наиболее знакома кинесика, или движения, к которым относятся зрительный контакт, выражение лица, жесты и изменение позы в процессе общения.

Кинесика — наука, изучающая движения и жесты, использующиеся в коммуникации.

Зрительный контакт. Зрительный контакт, или взгляд, характеризуется тем, как и сколько времени мы смотрим на другого человека или людей во время общения. Зрительный контакт выполняет многочисленные функции в нашей коммуникации. Он указывает на то, что мы внимательно слушаем собеседника. То, как мы смотрим на человека, также отражает такие эмоции, как любовь, гнев или страх. Кроме того, интенсивность зрительного контакта выражает доминирование (Pearson, West, & Turner, 1995). Так, мы говорим о «взглядах, сражающих наповал» или о ком-то, кто «смотрит в упор». Помимо этого, когда мы смотрим на другого человека, то проверяем, какой эффект вызвали наши слова. Поддерживая зрительный контакт, можно определить, обращают ли люди на вас внимание или нет, интересен ли им разговор и вызывает ли у них сказанное вами какие-либо чувства.

Степень зрительного контакта зависит от индивидуальных особенностей человека и ситуации. Хотя, как правило, человек смотрит на другого во время разговора, исследования показывают, что люди, которые говорят сами, в течение 40% времени поддерживают зрительный контакт, а слушатели поддерживают этот контакт в течение 70% времени беседы (Knapp & Hall, 1992).

Мы в целом чаще поддерживаем зрительный контакт, когда обсуждаем темы, приятные для нас, если мы искренне заинтересованы в комментариях и реакции человека или когда пытаемся влиять на другого человека. Наоборот, мы избегаем прямых взглядов, когда говорим на темы, вызывающие у нас дискомфорт, когда нам недостает заинтересованности в теме или человеке, когда мы впадаем в замешательство, нам стыдно или мы пытаемся что-то скрыть.

Выражение лица— это организация лицевых мышц, которая передает эмоциональное состояние человека или реакцию на сообщение. Выражение лица имеет большое значение в общении, так как оно передает шесть основных эмоций, легко узнаваемых в любой культуре: радость, печаль, удивление, страх, гнев и отвращение (Ekman & Friesen, 1975).

Жесты— это движения рук и пальцев, используемые при рассказе о чем-то или для привлечения внимания собеседника. Так, когда человек говорит «вот такой высоты» или «вот такой круглый», мы ждем, что человек еще и покажет, о чем он говорит. Точно так же, когда человек говорит «оставь это» или «послушай меня», он указывает пальцем, стучит кулаком или как-то иначе подкрепляет свои слова жестикуляцией. Люди отличаются по интенсивности жестикуляции, сопровождающей их речь. Некоторые люди «говорят руками» гораздо больше других.

Поза— это положение тела. Изменения в позе могут о многом говорить. Например, если человек внезапно выпрямляется на стуле и наклоняется вперед, то это означает, что он усиливает внимание, если встает, то это означает «я закончил», а когда поворачивается спиной к другим, это означает, что человек отвлекся и перестал обращать внимание на собеседников.

Как используются движения? Движения в целом и жесты в частности во многом помогают нам передать смысл того, что мы хотим сказать (Ekman & Friesen, 1969).

1. Движения и жесты могут заменять слово или фразу. Мы можем составить обширный список невербальных символов, заменяющих слова или фразы, которые мы часто используем. Например, большой палец руки поднят вверх: это означает «все нормально»; когда второй и третий пальцы подняты в форме знака V, это означает «порядок» или «победа». Когда человек качает головой из стороны в сторону, это означает «нет», а когда кивает, это означает «да»; пожимая плечами, человек как бы говорит «может быть» или «мне все равно», или «я не знаю». Хотя в большинстве культур знак V понятен людям, другие жесты, такие как ОК, в некоторых культурах имеют иное значение.

Во многих контекстах используются только символические жесты. Язык жестов — это наборы движений, предназначенные для передачи сообщений. Такие наборы движений включают в себя язык жестов глухих и альтернативный язык жестов, использующийся монахами-траппистами* в Европе и женщинами-аборигенами в Австралии (Leathers, 1997).

Язык жестов — наборы движений, предназначенные для передачи сообщений.

2. Жесты и движения иллюстрируют то, что говорит человек. Жесты выполняют, по крайней мере, пять функций:

  • привлечение внимания к самой речи: человек может ударить кулаком по столу, когда он говорит: «Не приставай ко мне»;

  • иллюстрация наших мыслей: преподаватель в аудитории говорит: «Есть очень хорошие и очень плохие письменные работы», — и при этом движением руки указывает границы континуума, как бы показывая разный уровень работ;

  • указание на определенное место: официантка может указать в каком-то направлении и сказать: «Займите вон тот столик»;

  • описание: люди могут использовать свои ладони, чтобы указать на размер, когда говорят: «Этот шар около 7,5 сантиметров диаметром»;

  • подражание: человек кивает головой и говорит: «Вы заметили, как он кивнул?».

3. Движения могут служить для невербального выражения чувств. Люди автоматически выражают эмоции, и эти эмоции легко узнать. Скажем, если вы, вылезая утром из постели, заденете носком ноги стул, то скорчите гримасу боли. Иногда люди обманываются, если человек пытается скрыть чувство или, наоборот, реагирует слишком сильно. Так, игрок в бейсбол будет стоять с каменным выражением лица, делая вид, что не чувствует боли от удара мяча, и даже не потрет место удара; а малыш, наоборот,«завопит от боли», если старшая сестра случайно толкнет его.

4. С помощью жестов и движений мы управляем ходом разговора или других взаимодействий. Мы слегка изменяем взгляд, двигаем головой, принимаем другую позу, поднимаем брови и киваем человеку, сообщая ему, когда продолжать, повторять, яснее выразиться или поспешить и закончить разговор. Люди, умеющие эффективно общаться, объединяют смысл сказанного и то, как это выражается при помощи таких жестов и телодвижений.

5. Движения и жесты используются для снятия напряжения. Наблюдая за людьми, можно заметить, как они порой почесывают затылок, постукивают ногой или сжимают кисти рук во время беседы.

Культурные различия

Некоторые культурные различия в использовании движений хорошо известны и описаны в литературе.

Зрительный контакт

Подавляющее большинство людей в европейских культурах ждут от собеседника, что он будет смотреть им прямо в глаза, а во многих других культурах, наоборот, когда человек старается не смотреть в глаза собеседника, это означает почтение и уважение (Martin & Nakayama, 1997). Например, в Японии люди во время разговора стараются направить взгляд в точку на уровне адамова яблока и избегают прямого взгляда. Китайцы, индонезийцы и мексиканцы в деревнях опускают глаза в знак почтения: для них слишком прямой взгляд — это признак плохих манер. Арабы, наоборот, напряженно смотрят прямо в глаза человека, с которым они разговаривают, для них прямой взгляд проявление живого интереса.

Люди в других культурах также не одинаково используют жесты, движения и выражения лица. Жесты, в частности, могут иметь совершенно разное значение. Например, когда человек большим и указательным пальцами образует круг — это знак ОК в США, а во Франции этот же жест означает ноль или ничего не стоящее дело, в Германии, Бразилии и Австралии — это вульгарный и непристойный жест (Axtell, 1999). Формы выражения эмоций также различны. Например, в некоторых восточных культурах люди в процессе социализации учатся сдерживать эмоции, а представители других культур, наоборот, стараются быть более экспрессивными. Культурные различия, которые связаны с проявлением эмоций, часто выражаются и в интерпретации выражений лица (Samovar, Porter, & Stefani, 1998).

Выражения лица и жесты

Женщины, как правило, улыбаются чаще мужчин, но их улыбку труднее интерпретировать. Мужские улыбки обычно означают позитивные чувства, а женские улыбки часто оказываются реакцией на выражение признательности и дружелюбия (Hall, 1998). Гендерные различия в жестикуляции настолько ярко выражены, что уже на основании одного стиля жестикуляции можно судить о маскулинности и фемининности человека (Pearson,West, &Turner, 1995).Например, женщины чаще прижимают руки к телу, меньше наклоняются всем телом вперед, чаще трогают свои волосы, поправляют одежду и постукивают ладонью, чем мужчин

ПАРАЯЗЫК

Параязык — это невербальное «звучание» сообщений, то есть манера выражения слов в речи. Мы начнем с того, что опишем четыре голосовые характеристики, составляющие параязык. Затем мы расскажем о том, как голос может исказить смысл сообщения.

Голосовые характеристики

Когда мы придаем своему голосу определенную высоту, громкость, темп и тембр, то есть меняем четыре основные голосовые характеристики, мы дополняем наше сообщение, эффектно завершаем речь или подчеркиваем двусмысленность своих слов.

Высота голоса — это его тон. Высота голоса, как правило, изменяется вместе с громкостью. Когда люди нервничают, они повышают голос, а когда пытаются настоять на своем, то, наоборот, говорят тихо. Громкость голоса указывает на то, как человек произносит слова — громко или тихо. Некоторые люди говорят очень громко, а другие, наоборот, тихо. Кроме того, громкость голоса меняется в зависимости от ситуации и темы разговора. Темп — это скорость, с которой человек разговаривает. Люди часто говорят быстрее, когда они счастливы, испуганы, нервничают, возбуждены, и медленнее, когда предлагают решение проблемы или пытаются привлечь внимание к определенной теме. Высота — высокий или низкий тон. Громкость — громкий или тихий голос. Темп — скорость речи. Тембр голоса — звучание голоса. Каждый человеческий голос имеет особый тембр. Так, голоса могут быть дребезжащими, звонкими или хриплыми. Кроме того, тембр голоса зависит от настроения. Жалобе присущ хнычущий, назальный тембр, соблазняя кого-либо, мы говорим мягким тембром с придыханием, гнев же характеризуется скрипучим, резким тембром. Иногда наши вокальные привычки приводят к тому, что люди неправильно понимают нас. Например, человек может иметь тембр голоса, который заставляет других считать, что он язвителен, когда на самом деле это не так. Если вас беспокоят особенности вашего голоса, обсудите их с преподавателем. Он может понаблюдать за вами и дать рекомендации для дополнительной помощи, если вы нуждаетесь в ней.

Вокальные помехи

Большинство из нас время от времени используют в речи вокальные помехи (лишние звуки или слова, нарушающие беглость речи), которые становятся проблемой, когда другие воспринимают их как лишнее и когда эти помехи начинают привлекать к себе внимание и не позволяют слушателям сосредоточиться на смысле сказанного. Наиболее часто в нашей речи встречаются помехи такого типа: «э_э_э»,«м_м_м», «ладно» и почти универсальные «понимаете» и «вроде как».Вокальные помехи могут первоначально использоваться как «замещающие выражения», заполняющие пробелы в речи, чтобы не установилось молчание. Таким образом, мы указываем, что еще не закончили речь и что по-прежнему наша «очередь». Мы можем произносить «м_м_м», когда нужно сделать паузу, чтобы подыскать нужное слово или идею. Хотя вполне вероятно, что нас могут прервать (некоторые люди прерывают других, как только возникает пауза), все же когда мы слишком часто используем такие звуки, это создает впечатление, что мы не уверены в себе или не знаем, что сказать. В такой же степени и еще более разрушительное действие будет оказывать чрезмерное употребление «понимаете» и «вроде того». Привычка говорить «понимаешь» или «понимаете» может развиться у вас постепенно: сначала вы захотите выяснить, знаком ли ваш собеседник с тем, о чем вы говорите.

КОММУНИКАЦИЯ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

В процессе коммуникации мы не только используем телодвижения, параязык и самопрезентации в невербальном общении, но и воздействуем на свое физическое окружение, в том числе на занимаемое нами пространство, температуру окружающей среды, уровень освещения и цвета внутренней отделки помещения. Пространство, интересующее нас в данном контексте, включает постоянные структуры, предметы, которые могут двигаться, и неформальное пространство. Организация постоянных структур. Постоянные структуры — это здания, в которых мы живем и работаем, и части зданий, планировку которых нельзя изменить. Хотя мы едва ли сможем контролировать строительство зданий, мы можем выбирать помещения. Например, когда вы снимаете квартиру или покупаете дом, вас интересует, соответствует это жилье вашему стилю жизни или нет. Люди, которые выбирают мансарду, воспринимают себя иначе, чем те, кто живет в однокомнатной квартире. Врачи, юристы и многие другие специалисты, как правило, тщательно выбирают дома, соответствующие их желаемому имиджу. Кроме того, специфические характеристики среды влияют на нашу коммуникацию в ней. Например, люди, живущие в квартирах, чаще лучше знают соседей по лестничной площадке, чем тех, кто живет на других этажах. Точно так же у людей, которые пользуются, например, одной прачечной или автостоянкой, больше возможностей познакомиться друг с другом.

Организация предметов в пространстве

В любом пространстве — в комнате общежития, в гостиной, в аудитории для занятий — у нас есть возможность переставлять вещи так, чтобы достичь желаемого эффекта. Например, в кабинете менеджер может сидеть за столом, а стул с другой стороны стола как бы напоминает «давайте перейдем к делу — я начальник, а вы подчиненный». И наоборот, если стул находится на той же стороне стола, что и стул начальника (то есть формальный барьер убирается), то такой дизайн как бы говорит «не нервничайте, давайте просто поболтаем».

Организация неформального пространства включает организацию пространства вокруг нас в данный момент. В европейской культуре четыре типа дистанции характеризуют приемлемость или неудобство чего-либо в различных ситуациях.

  • Интимное расстояние — до 45 см — вполне подходит для личных разговоров между близкими друзьями.

  • Личное расстояние — от 45 см до 1,20 м — это пространство, в котором происходит обычный разговор.

  • Социальная дистанция — от 1,2 м до 3,5 м. Такая дистанция соблюдается на деловых встречах, таких, например, как собеседование при приеме на работу.

  • Публичная дистанция — это дистанция от 3,5 м и больше.

Для нас наибольший интерес представляет интимное расстояние, которое кажется приемлемым для разговоров с близкими друзьями, родителями и маленькими детьми. Установки в отношении интимного пространства могут повлиять на разговор. Люди обычно испытывают неловкость, когда «чужие» нарушают интимную дистанцию. Вторжение в личное пространство приемлемо только в некоторых ситуациях и только тогда, когда все, кто участвует в этой ситуации, следуют неписаным правилам. Например, люди терпимо отнесутся к другим людям в переполненном лифте или метро, и их даже не заденут прикосновения других людей при условии, что другие следуют таким «правилам»:стоят неподвижно, смотрят на пол или указатель над дверью и не оглядываются на тех, кто стоит рядом. Встретившись взглядами, в этой ситуации люди могут обменяться смущенными улыбками или как-то иначе признать взаимное вторжение в интимное пространство.

Межличностные проблемы возникают, когда человек нарушает ожидания другого человека, связанные с конкретным пространством. К сожалению, иногда один человек намеренно нарушает пространственные ожидания другого. Когда нарушения возникают между представителями противоположного пола, это может рассматриваться как сексуальное домогательство. Чтобы не создавалось впечатление домогательства, людям нужно особенно чутко относиться к интимному пространству других людей.

Наше интимное или личное пространство перемещается вместе с нами, однако мы также претендуем на новое пространство. То есть мы, скорее всего, будем считать определенное пространство своей территорией и относиться к нему как к нашей собственности Личная территория — пространство, которое человек считает своим собственным. Многие люди определенным образом помечают свою территорию. Например, Роман рано приходит на первое занятие в класс, ставит рюкзак на пол у свободной парты, вешает куртку на стул и быстро бежит в туалет. Если кто-то придет, пока Романа нет, отодвинет его рюкзак и куртку и сядет за парту, то этот человек вторгнется на территорию, которую Рома отметил как свою. Поскольку вы уже достаточно много знаете о невербальной коммуникации, вам должно быть понятно, что другие люди могут иначе воспринимать пространство и территорию рядом с вами. Несмотря на то, что большинство жителей Европы придерживаются одних и тех же правил обладания пространством, это не означает, что все соблюдают одни и те же правила или одинаково относятся к последствиям нарушения этих правил.

Еще три элемента в окружающей среде, которые можно контролировать, влияют на коммуникацию и «передают» сообщения. Это температура, освещение и цвет в нашем окружении. Температура может способствовать или препятствовать эффективной коммуникации, так как она изменяет настроение людей и уровень их внимания. Вспомните, как трудно слушать учителя в жарком и душном классе. А может быть, вы замечали, что начинаете нервничать, когда вам холодно? Уровень освещения также имеет значение для передачи информации. В лекционных помещениях и читальных залах, как правило, яркое освещение — оно помогает лучше воспринимать информацию на слух и создает комфортные условия для чтения. Наоборот, в шикарном ресторане, в помещении, где слушают музыку или смотрят фильм, освещение слабое и незаметное, так что создается уютная атмосфера, располагающая к интимному разговору (Knapp & Hall, 1992). Мы часто изменяем уровень освещения в комнате, чтобы создать настроение, соответствующее определенному типу взаимодействий. Яркие цвета стимулируют активность и шумные разговоры, слабое же освещение способствует спокойному и умиротворяющему настроению, а также настраивает на тихий и серьезный разговор. Цвет может стимулировать как эмоциональные, так и физические реакции. Например, красный возбуждает, голубой смягчает и успокаивает, а желтый повышает настроение. Профессиональные дизайнеры интерьеров, понимающие, как люди реагируют на цвета, предпочитают голубые тона, когда пытаются создать спокойную безмятежную атмосферу для гостиной, а в игровой комнате используют красные и желтые тона. Кроме того, особые цвета также передают информацию о людях и событиях. Например, молодежь часто использует определенные тона в знак принадлежности, к какой-то группе. В некоторых районах члены молодежных группировок надевают пестрые платки или другую одежду характерного для этой группы цвета.

Культурные различия в организации окружающей среды. Вполне естественно, что окружающая среда, в которой люди чувствуют себя уютно, зависит от их культуры. В США, Европе многие люди живут в отдельных домах или больших квартирах. В других странах, где плотность населения выше, люди живут в более стесненных условиях и при этом чувствуют себя «одиноко», живя в просторных помещениях. В Азии большинство людей живут в довольно тесных, по нашим меркам, жилищах. Точно так же люди из других культур имеют иные представления о том, какая обстановка нужна для разных взаимодействий. Вспомните, что в доминирующей культуре европейских стран личное или интимное пространство составляет около 45 см или меньше. Однако в культурах Ближнего и Среднего Востока мужчины в разговоре между собой обычно придвигаются ближе. Если будут общаться американец и араб, то очень вероятно, что один из них будет чувствовать себя неуютно. Или американцу покажется, что на его личное пространство посягают, и он смутится, или араб будет чувствовать себя слишком изолированным и дистанцированным для серьезного разговора. Для людей из разных культур также может быть комфортной разная температура. Люди, живущие в более теплом климате, легче переносят жару, чем люди из стран с более холодным климатом. Даже значение цветов варьируется в зависимости от национальной культуры и религии. В Индии цветом траура считается белый цвет, а не черный, а невесты на свадьбе одеты в красное.

РЕЗЮМЕ

Невербальная коммуникация включает движения, жесты, параязык, особенности самопрезентации и элементы обстановки. Вероятно, наиболее знакомые методы невербальной коммуникации — это движения и параязык. Четыре основных типа движений — зрительный контакт, выражение лица, жесты и поза. Движения являются своего рода знаками, они влияют на общение, устанавливают нормы и снимают напряжение в беседе. Точно так же голосовые характеристики (громкость голоса, скорость, высота и тембр), а также такие звуки и слова, как «э_э_э», «м_м_м», «ты понимаешь» и «вроде того», помогают интерпретировать смысл вербального сообщения. Хотя вербальная и невербальная формы коммуникации наиболее эффективны, когда дополняют друг друга, невербальные сигналы могут замещать вербальные или даже противоречить им. В целом, когда вербальные и невербальные сигналы противоречат друг другу, нужно больше доверять невербальной коммуникации. Через такие формы самовыражения, как одежда, манера прикасаться к другому человеку и манера распоряжаться временем, проявляется наше отношение к другим людям. В коммуникации часто недооценивается физическая среда. Наше жилье и офис, расстановка мебели, температура в помещении, а также освещение и цвет оказывают существенное влияние на коммуникацию.

19. Особенности невербального общения

Общаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты. Слова передают нам логическую информацию, а жесты, мимика, голос эту информацию дополняют.

Сопровождая вербальные сообщения, невербальные сигналы могут их дублировать (обычно имеет место при выражении эмоций), уточнять (жестикуляция), заменять (попытка избежать словесного выражения) или противоречить им.

Невербальные сигналы могут быть использованы для передачи самостоятельного значения, для сопровождения и дополнения вербального сообщения, а также регулирования процесса вербального общения, обеспечивая участников информацией о времени смены реплик, завершении коммуникативного акта, о возникновении неуверенности или неловкости и т. д.

Невербальное общение обычно возникает спонтанно. Мы обычно формулируем свои мысли в виде слов, наши же поза, мимика и жесты возникают непроизвольно, помимо нашего сознания.

Хотя невербальное общение и является часто бессознательным процессом, но в настоящее время оно достаточно хорошо изучено и для достижения нужного эффекта с успехом может контролироваться.

При помощи невербального языка мы выражаем свои чувства: любви и ненависти, превосходства и зависимости, уважения и презрения. Преднамеренная передача невербальных сигналов, чувств, которых у нас нет, – трудный, если вообще возможный процесс. Именно поэтому артисты во время съемок пытаются вжиться в образ и испытывать те же самые чувства, которые они пытаются передать.

Первоначальную роль в передаче информации играет мимика (движения мышц лица). Например:

1) горизонтальные складки образуются при максимальном раскрытии глаз (поднятые брови) – при удивлении, беспомощности, неверии, неспособности что‑то понять или же при наступившем вдруг понимании;

2) вертикальные складки на лбу над переносицей «волевые складки» могут толковаться как:

а) показатель решимости, готовности к борьбе, ведение сопротивления, упорство;

б) сконцентрированное размышление;

в) возбуждение, требующее действий, гнев, злость, ярость;

г) переработка внутреннего конфликта.

Одновременно вертикальные и горизонтальные переходящие друг в друга складки называются «складками нужды» – признак какой‑либо внутренней «нужды», страданий и беспомощности, бедственного внутреннего положения.

Движение мускулатуры лица тесно связано с активностью глаз (взгляда, т. е. визуальным контактом) и в основном ею определяется.

Полностью открытые глаза показывают выраженную открытость, а прикрытые, «занавешенные» глаза говорят об отсутствии интереса.

Общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт, если она отсутствует. Надо помнить, что когда человек только формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону, когда мысль полностью готова – на собеседника. Когда речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается – больше.

Прямой взгляд говорит о полном, неделимом интересе к другому и к делу, о готовности к прямому взаимодействию. Уклоняющийся взгляд всегда уходит, убегает из‑за чувства слабости, неуверенности, боязливости, слишком большой скромности или робости, какого‑либо чувства вины. Взгляд искоса используется для передачи заинтересованности (обычно он сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой) или враждебности, подозрительности (опущенные вниз брови, нахмуренный лоб, опущенные уголки рта).

Невербальные сигналы помогают нам составить более четкое и адекватное представление. Наблюдая за многообразием жестов, мы можем угадать очень многое: состояния людей, их отношения, ситуацию, в которой они находятся.

Жесты иногда расходятся по своему значению с вербальной информацией тем, что сам человек говорит. Однако потом оказывается, что жесты были правдивее.

В практике делового взаимодействия выделяют несколько основных жестов и поз, отражающих различные внутренние состояния партнеров и собеседников.

Жесты открытости Жесты открытости свидетельствуют об искренности собеседника, его добродушном настроении и желании говорить откровенно. К этой группе знаков относятся:

1) жест «раскрытые руки» – состоит в том, что собеседник протягивает вперед в вашу сторону свои руки ладонями вверх. Этот жест особенно часто наблюдается у детей. Когда они гордятся своими достижениями, то открыто показывают свои руки. Когда же они чувствуют свою вину, то прячут руки либо за спину, либо в карманы. Этот жест демонстрирует желание идти навстречу и установить контакт. Лучше всего начинать этот жест как бы из глубины, с уровня живота, направляя руки немного вверх в сторону собеседника;

2) жест «расстегнутый пиджак» – также является знаком открытости. Люди открытые и дружески к вам расположенные часто расстегивают и даже снимают пиджак в вашем присутствии. Опыт показывает, что соглашение между собеседниками в расстегнутых пиджаках достигается чаще, чем между теми, кто оставался застегнутым. Тот, кто менял свое решение в благоприятную сторону, разжимал руки и автоматически расстегивал пиджак.

Когда становится ясно, что возможно соглашение или положительное решение обсуждаемого вопроса, а также в том случае, когда создается положительное впечатление от совместной работы, сидящие расстегивают пиджаки, распрямляют ноги и передвигаются на край стула ближе к столу, который отделяет их от сидящих напротив них собеседников (чаще всего партнеров по переговорам).

Жесты подозрительности и скрытности Жесты, относящиеся к этому типу, свидетельствуют о недоверии к вам, сомнении в вашей правоте, о желании что‑то утаить и скрыть от вас. В этих случаях собеседник машинально потирает лоб, виски, подбородок, стремится прикрыть лицо руками. Такие жесты часто связаны с левой рукой (например, жест прикрывания левой рукой рта говорит о серьезных сомнениях вашего партнера).

Если человек стремится не смотреть на вас вообще, то скорее всего он что‑то от вас скрывает. Другой показатель скрытности – несогласованность жестов. Если враждебный или защищающийся человек улыбается – это означает, что он искусственной улыбкой пытается скрыть свою неискренность. Вообще все жесты, передающие подозрение, неуверенность, отрицание, сомнение, имеют общий смысл – негативный. Жестам отрицания характерны сложенные руки, отклонение тела назад, скрещенные ноги, наклон головы вперед, взгляд исподлобья. Более слабые жесты, находящиеся вне сознательного контроля, – это отворачивание тела в сторону, касание носа, взгляд сбоку. Если ступни или все тело повернуто по направлению к выходу, то это ясный знак того, что человек хочет закончить встречу, разговор и уйти.

Показателем такого желания является также жест, когда собеседник снимает очки и демонстративно откладывает их в сторону.

В этой ситуации надо либо чем‑то заинтересовать собеседника либо дать ему возможность уйти. Если вы будете продолжать разговор в том же ключе, то вряд ли добьетесь желаемого результата.

Жесты и позы защиты являются знаком того, что собеседник чувствует опасность или угрозу. Наиболее распространенным жестом этой группы знаков являются руки, скрещенные на груди. Руки здесь могут занимать три характерных положения.

Простое скрещивание рук является универсальным жестом, обозначающим оборонное или негативное состояние собеседника. В этом случае следует пересмотреть то, что вы делаете или говорите, ибо собеседник начнет уходить от обсуждения. Нужно также учесть и то, что этот жест влияет на поведение других людей. Если в группе из четырех или более человек вы скрестили руки в защитной позе, то вскоре можно ждать, что и другие члены группы последует вашему примеру. Правда, этот жест может означать просто спокойствие и уверенность, но это бывает тогда, когда атмосфера беседы не носит конфликтный характер.

Если, кроме скрещенных на груди рук, собеседник еще сжимает пальцы в кулак – это говорит о его враждебности или наступательной позиции. В этом случае надо замедлить свою речь и движения, как бы предлагая собеседнику последовать вашему примеру. Если это не помогает, то постараться сменить тему разговора.

Жест, когда кисти скрещенных рук обхватывают плечи (иногда кисти рук впиваются в плечи или бицепсы так крепко, что пальцы становятся белыми), означает сдерживание негативной реакции собеседника на вашу позицию по обсуждаемому вопросу.

Поза скрещенных рук нередко сопровождается холодным, чуть прищуренным взглядом и искусственной улыбкой. Такое выражение лица говорит, что ваш собеседник «на пределе». И если не принять оперативных мер, снижающих напряженность, может произойти срыв.

Еще один популярный среди деловых людей жест – те же скрещенные на груди руки, но с вертикально выставленными большими пальцами рук. Этот жест передает двойной сигнал: первый – о негативном отношении (скрещенные руки), второй – чувство превосходства, выраженное большими пальцами рук. Собеседник, прибегающий к этому жесту, обычно поигрывает одним или обоими пальцами, а для стоячего положения характерно покачивание на каблуках. Жест с акцентированием большего пальца используется также для выражения насмешки или неуважительного отношения к человеку, на которого указывают большим пальцем как бы через плечо.

Жесты размышления и оценки отражают состояние задумчивости и стремление найти решение проблемы. Задумчивое (размышляющее) выражение лица сопровождается жестом «рука у щеки». Этот жест свидетельствует о том, что его что‑то заинтересовало. Остается выяснить, что же побудило его сосредоточиться на какой‑то проблеме.

Жест «пощипывание переносицы», который обычно сочетается с закрытыми глазами, говорит о глубокой сосредоточенности и напряженных размышлениях. Когда собеседник занят процессом принятия решения, он почесывает подбородок. После того как решение принято, почесывание прекращается. Этому жесту обычно соответствуют на его лице слегка прищуренные глаза – он как бы что‑то рассматривает вдали, ища там ответ на свой вопрос. Когда собеседник подносит руку к лицу, опираясь подбородком на ладонь, а указательный палец вытягивает вдоль щеки (остальные пальцы – ниже рта), – это является красноречивым свидетельством того, что он критически воспринимает ваши доводы.

Жесты сомнения и неуверенности чаще всего связаны с почесыванием указательным пальцем правой руки места под мочкой уха или же боковой части шеи. Когда вашему собеседнику бывает трудно ответить на ваш вопрос, он часто указательным пальцем начинает трогать или потирать нос. Правда, здесь следует сделать предостережение: иногда люди потирают нос, потому что он чешется. Однако те, кто чешет нос, обычно делают это энергично, а те, для кого это служит жестом, лишь слегка его потирают.

Жесты несогласия можно назвать жестами вытеснения, поскольку они проявляются вследствие сдерживания своего мнения. Собирание, общипывание несуществующих ворсинок с костюма являются одним из таких жестов. Собеседник, ощипывающий ворсинки, обычно сидит, отвернувшись от других, и смотрит в пол. Это наиболее типичный жест неодобрения. Когда собеседник постоянно обирает ворсинки с одежды – это является верным признаком того, что ему не нравится все, что здесь говорится, даже если на словах он со всем согласен.

Поза обиды принимается собеседником, когда он обижен или оскорблен вашими словами. В этом случае он приподнимает плечи и опускает голову. Такая поза нередко сопровождается рисованием на листе бумаги (стрел, кругов и т. п.). Вам следует переключить разговор на другую (лучше нейтральную) тему. Когда увидите, что собеседник успокоился, осторожно выясните причину его претензий к вам.

Жесты и позы, свидетельствующие о нежелании слушать и о стремлении заканчивать беседу, достаточно красноречивы. Так, если во время беседы ваш собеседник опускает веки, то это сигнализирует о том, что вы для него стали неинтересны, или просто надоели, или он чувствует свое превосходство над вами. Когда вы заметили такой взгляд у вашего собеседника, учтите: нужно что‑то изменить, если вы заинтересованы в успешном завершении разговора.

Жест, связанный с почесыванием уха, вызывается желанием собеседника отгородиться от слышимых слов и говорит о том, что собеседник наслушался вдоволь и хочет, возможно, высказаться сам.

Жесты, свидетельствующие о желании преднамеренно затянуть время, обычно связываются с очками. Одним из способов затянуть время для обдумывания окончательного решения служит сосание дужки очков. Это такое постоянное снимание и надевание очков, протирание линз. Когда вы наблюдаете такой жест сразу же после того, как спросили человека о его решении, лучше всего будет помолчать в ожидании.

Жестом, служащим знаком того, чтобы не спешить, является «расхаживание». Многие собеседники прибегают к этому способу, пытаясь «протянуть время», чтобы разрешить сложную проблему или принять трудное решение. Это очень позитивный жест. Но с тем, кто расхаживает, разговаривать не следует. Это может нарушить ход его мыслей и помешать принятию решения.

Жесты, свидетельствующие о лжи Во время любого делового разговора очень важно наблюдать за жестами, которые свидетельствуют о лжи. Проблема с ложью заключается в том, что наше подсознание работает автоматически и независимо от нас. Поэтому наши бессознательные жесты и телодвижения могут выдать нас с головой, когда мы пытаемся говорить ложь. Во время обмана наше подсознание выбрасывает пучок нервной энергии, которая проявляется в жестах, противоречащих тому, что говорится. Психологи утверждают, что вруна, как бы он ни старался скрыть свою ложь, все равно можно распознать, потому что его выдаст отсутствие соответствия между микросигналами подсознания, выраженными жестами и сказанными словами.

Итак, во время беседы или переговоров у вашего собеседника или партнера может появиться жест, связанный с приближением рук к лицу. Это должно насторожить: видимо, у вашего собеседника на уме что‑то неприятное или нехорошее. Это может быть сомнение, неуверенность, мрачное предчувствие. Но чаще всего это некоторое преувеличение действительного факта или явная ложь.

Когда мы наблюдаем или слышим, как другие говорят неправду, или лжем сами, мы делаем попытку закрыть наш рот, глаза или уши руками. Защита рта рукой является одним из немногих откровенных жестов, явно свидетельствующих о лжи. Рука прикрывает рот и большой палец прижат к щеке, в то время как мозг на уровне подсознания посылает сигналы сдерживать произносимые слова. Некоторые люди пытаются притворно покашливать, чтобы замаскировать этот жест.

Если такой жест используется собеседником в момент речи – это свидетельствует о том, что он говорит неправду. Однако, если он прикрывает рот рукой в тот момент, когда вы говорите, а он слушает – это значит, что он чувствует, как вы лжете.

Жест, когда собеседник прикасается к своему носу, является утонченным, замаскированным вариантом предыдущего жеста. Он может выражаться в нескольких легких прикосновениях к ямочке под носом или быть выражен одним быстрым, почти незаметным прикосновением к носу.

Объяснением этого жеста может быть то, что во время лжи появляются щекотливые позывы на нервных окончаниях носа, и его очень хочется почесать, чтобы избавиться от неприятных ощущений.

Жест, связанный с потиранием века, вызван тем, что появляется желание скрыться от обмана или подозрения и избежать взгляда в глаза собеседнику, которому говорят неправду.

Мужчины обычно потирают веко очень энергично, а если ложь очень серьезная, то отворачивают взгляд в сторону или еще чаще в пол.

Женщины очень деликатно проделывают это движение, проводя пальцем под глазом.

Ложь обычно вызывает зудящее ощущение в мышечных тканях не только лица, но и шеи. Поэтому некоторые собеседники оттягивают воротничок, когда они лгут или подозревают, что их обман раскрыт.

Когда вы видите, что собеседник лжет, вы можете попросить его повторить или уточнить сказанное. И это заставит обманщика отказаться от продолжения своей хитрой игры.

Жестом уверенного в себе человека с чувством превосходства над другими является:

1) «закладывание рук за спину с захватом запястья». От этого жеста следует отличать жест «руки за спиной в замок». Он говорит о том, что человек расстроен и пытается взять себя в руки. Интересно, что, чем более сердит человек, тем выше передвигается его рука по спине. Именно от этого жеста пошло выражение «возьми себя в руки». Это плохой жест, который используется для того, чтобы скрыть свою нервозность, и наблюдательный партнер по переговорам наверняка почувствует это;

2) «закладывание рук за голову». Этот жест характерен также для «всезнаек». Многие собеседники раздражаются, когда кто‑нибудь демонстрирует его перед ними. Существуют несколько способов взаимодействия с собеседником, который использовал этот жест. Если вы хотите выяснить причину, по которой собеседник ведет себя с чувством превосходства, наклонитесь вперед с протянутыми ладонями и скажите: «Я вижу, что это вам известно. Не могли бы вы уточнить некоторые детали?» Затем откиньтесь на спинку стула, ладони оставьте в поле обозрения и ждите ответа. Хорошим способом взаимодействия будет копирование его жеста. Если вы хотите показать, что согласны с собеседником, все, что вам нужно сделать, – это повторить его позу. Однако в случае, если собеседник в позе «руки за голову» делает вам замечание, копировать его жест не следует, чтобы не разозлить его.

Жесты готовности сигнализируют о желании закончить разговор или встречу. Они выражаются подачей корпуса вперед, при этом обе руки лежат на коленях или обе руки держатся за боковые края стула. Если любой из этих жестов появляется во время разговора, следует брать инициативу в свои руки и первым предложить закончить беседу. Это позволит вам сохранить психологическое преимущество и контролировать ситуацию.

Жесты, связанные с манерой курить, указывают, как собеседник относится к сложившимся обстоятельствам: положительно или отрицательно. Прежде всего нужно обращать внимание на направление, в котором тот выпускает дым изо рта – вверх или вниз. Положительно настроенный, уверенный в себе и самодовольный человек будет выпускать дым вверх постоянно. И наоборот, негативно настроенный человек со скрытыми или подозрительными мыслями будет почти всегда направлять струю дыма вниз. Выдувание струи вниз из уголков рта говорит о еще более негативном и скрытом отношении. О том, настроен ли человек положительно или негативно, можно судить и по скорости выдыхания дыма. Чем быстрее струя выпускается вверх, тем увереннее и высокомернее чувствует себя человек; чем быстрее струя выдыхается вниз, тем отрицательнее настроен человек.

В процессе делового общения очень полезно следить за положением плеч, рук и головы собеседника, поскольку это дает много важной информации, позволяющей лучше его понимать. Такие жесты почти не фиксируются сознанием, но имеют в процессе общения очень большое значение, т. к. гораздо лучше слов передают истинные мысли, внутреннее состояние и настроение.

Как правило, человек поднимает плечи, когда он напряжен, и опускает, когда расслаблен.

Плечи, спадающие вперед, – чувство слабости и подавленности, покорности, комплекс неполноценности.

Сжимание плеч вперед – наружу – при сильном страхе, ужасе.

Свободное опускание плеч – наступившее чувство уверенности, внутренней свободы, владение ситуацией.

Попеременное поднимание и опускание плеч – невозможность что‑то установить, сомнения, раздумья.

Если руки упираются в бедра, то это демонстрация другим своей твердости, уверенности, стабильности и превосходства. Руки, поддерживающие верхнюю часть туловища, опираясь на что‑либо, например, о стол, спинку стула, низкую трибуну и так далее, т. е. поддерживание верхней части тела, говорит о стремлении к духовной опоре при внутренней неуверенности.

Поднятая голова и опущенные плечи – выраженное чувство уверенности в себе, самосознания, внутренней свободы, открытость, интерес, настрой на успех, ощущение контроля над ситуацией.

Подчеркнуто, слишком высоко поднятая голова, взгляд сверху дают критическую дистанцию, критическую бдительность. Запрокидывание головы назад – активная готовность или желание деятельности, вызов по отношению к другим.

Опущенная голова, поднятые плечи могут выражать замкнутость, чувство поражения, презрения, неудовлетворенность, страх, неуверенность. Склоненная набок голова может свидетельствовать об интересе, любопытстве и, возможно, о флирте.

О внутреннем состоянии человека многое говорит положение тела.

Если человек говорит то, что думает, его тело посылает сигналы, которые мы называем однозначными. В таких случаях поза, как правило, бывает прямой, без особых изгибов, и может быть описана прямой линией, соединяющей голову со ступнями.

Когда же соответствие между мыслями и словами нарушается, тело начинает посылать двойные сигналы и линия, соединяющая голову и ступни, становится ломаной. Человек, контролирующий ситуацию и говорящий то, что думает, обычно принимает позу докладчика. Сутулая спина – смирение, покорность, угодничество.

Хорошая непринужденная осанка – высокая восприимчивость и открытость окружающему. Неподвижность или напряженность тела – реакция самозащиты, когда чувствуют себя не в своей тарелке и хотят отстраниться.

О состоянии, самочувствии человека, его характере и возрасте можно также судить по походке.

Озабоченный человек ходит в позе «мыслителя», голова опущена, руки сцеплены за спиной. Человек, находящийся в угнетенном состоянии, – руки в движении или находятся в карманах, волочит ноги и, как правило, смотрит под ноги. Уверенный человек ходит быстро, размахивая руками, имеет ясную цель и намерен ее реализовать. Заносчивый человек – высоко поднятый подбородок, руки двигаются подчеркнуто энергично, ноги словно деревянные, стиль – «вышагивание лидера».

Из указанных видов походок для создания привлекательного внешнего облика наиболее предпочтительна походка уверенного человека. Создает впечатление уверенности и правильная осанка. К тому же правильная осанка делает любого человека стройнее. И наоборот, если у вас плохая осанка, вы производите впечатление расхлябанности, несобранности и неуверенности. Поэтому, чтобы создать о себе более благоприятное внешнее впечатление у окружающих, ваша осанка должна быть не одеревенелая, а легкая, пружинистая и всегда прямая. Голова при этом слегка приподнята, спина расправлена. Старайтесь всегда стоять и сидеть прямо.

Произвести хорошее впечатление очень трудно при отсутствии навыков искусного владения собственным телом. Чтобы научиться владеть своим телом, не обязательно обладать какими‑то особыми физическими данными, важно этого хотеть.

Итак, при помощи невербальных сигналов можно:

1) подтверждать, пояснять или опровергать передаваемую словесным путем информацию;

2) передавать информацию сознательно или бессознательно;

3) выражать свои эмоции и чувства;

4) регулировать ход разговора;

5) контролировать и воздействовать на других людей;

6) восполнять недостаток слов.

Разговаривая с партнером, мы видим его мимику, жесты, которые нам говорят, что действительно думает и чувствует наш собеседник.

Управляя своим невербальным языком, мы можем вызывать желаемый для нас образ.

Статья: Невербальное общение. Характеристики и особенности невербального общения

Невербальное общение. Характеристики и особенности невербального общения.

Выполнила Брянская Е. И

Общение, согласно А.А. Леонтьеву, составляет обязательное и особое условие присвоения ребенком достижений исторического развития человечества. Речь учителя — главное средство, позволяющее присоединить учеников к культурному наследию, обучить их способам мышления, и его содержанию. При этом учителю необходимо владеть высокой языковой культурой, богатым словарным запасом, обладать экспрессивными возможностями и интонационной выразительностью речи, иметь разборчивую дикцию.

По мнению Л.М. Митина, «взаимодействие ученика и учителя состоит, прежде всего, в обмене между ними информацией познавательного и аффективно-оценочного характера. И передача этой информации осуществляется как вербальным путем, так и с помощью различных средств невербальной коммуникации»

Общаясь с учениками, учитель большую часть информации, которая касается их эмоционального состояния, намерений, отношения к чему-либо получает не из слов детей, а из интонации,  жестов, мимики, взгляда, манеры слушать. «Жест, мимика, взгляд, поза подчас оказываются более выразительными и действенными, чем слова», — говорит Е.А. Петрова.

Невербальные аспекты общения представляют значительную роль  в управлении взаимоотношений, установлении контактов, во многом обуславливают эмоциональную атмосферу и самочувствие как ученика, так и учителя.

Мимическая сторона общения очень важна — по лицу человека можно иногда узнать больше, чем он может или хочет сказать, а вовремя появившаяся улыбка,  может весомо помочь в установлении контактов

А.С.Макаренко говорил так: «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, не может дать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение»

Как правило, обучающие отдают предпочтение педагогам с доброжелательным выражением лица, с высоким уровнем внешней эмоциональности.

Прикосновение, обозначается иногда как тактильная коммуникация. Применение прикосновения очень важно при работе с детьми преимущественно младшего школьного возраста. При помощи прикосновения можно привлечь внимание, установить связь, показать свое отношение к ребенку. Свободное перемещение педагога на уроке по классу облегчает использование этого приема. Не прерывая урока, он может вернуть к работе ребенка, который отвлекся лишь коснувшись его руки или плеча; успокоить возбужденного; отметить блестящий ответ.

Тем не менее Л.М. Митина предостерегает, что у многих учеников прикосновение может вызвать напряженность. Это бывает у детей, для которых уменьшение психологической дистанции создает неудобства и окрашено тревогой.

Особое место в системе невербального общения педагога имеет взгляд

Немаловажное значение имеет и дистанция общения. А.А. Леонтьев, отмечает, что вопрос о взаимном расположение участников общения в пространстве достаточно актуален, так как в зависимости от этого фактора в общении в разной мере применяются другие неречевые компоненты, разной оказывается природа обратной связи от слушателя к говорящему.

Так, Н.В. Самоукина отмечает, что мебель размещена в кабинете таким образом, что стол педагога стоит перед классом и как бы противоположен ему. Такое организационное решение пространства классной комнаты, по мнению автора, закрепляет директивную воздействующую позицию учителя. Столы обучающихся поставлены в несколько рядов и создают впечатление «общей массы». Находясь в таком классе, ребенок чувствует себя «внутри класса», его частью. Поэтому вызов к доске и общение с педагогом «один на один» являются факторами, которые вызывают у ученика неприятное и напряженное состояние.

Особое место в системе невербального общения педагога занимает система жестов. Как заметила Е.А. Петрова, жестикуляция учителя является для детей одним из индикаторов его отношений к ним. Жест обладает свойством «тайное делать явным», о чем педагог всегда обязан помнить.

Жесты в комплексе с другими невербальными коммуникациями применяются педагогом для обеспечения контроля за деятельностью учеников. С этой целью чаще всего применяют оценивающие, регулирующие и дисциплинирующие жесты.

Жесты педагога часто становятся образцом для подражания.

В общении педагога с учащимися большое значение имеет и тон речи. По утверждению М.М. Рыбаковой, интонация при общении взрослых может нести до 40% информации. Однако при общении с детьми воздействие интонации возрастает.

В интонации проявляются те переживания, сопровождающиеся речью педагога, обращенную к ребенку, и он реагирует на них. Ученик очень точно узнает по интонации отношение к нему взрослых, он имеет исключительный «эмоциональный слух», расшифровывает не только содержание, смысл произнесенного слова, но и отношение к нему со стороны других.

Итак, можно сделать вывод — невербальный аспект общения занимает значительное место в процессе взаимодействия учителя с учениками, особенно учениками начальной школы. Для того, чтобы сделать свою работу легче и приятнее, учитель должен уметь общаться с учениками даже не разговаривая, должен брать во внимание не только речь ребенка, но и каждый его жест, взгляд, каждое движение, в свою очередь очень строго контролировать свое невербальное поведение.

Таким образом, в процессе взаимодействия в системе «учитель-ученик» невербальное общение играет значительную роль. Исходя из этого, учитель должен обладать не только высокой языковой культурой, но и культурой невербального поведения, или культурой использования так называемых выразительных движений, поскольку известно, что различные виды невербального общения заключают в себе порой гораздо больше информации, чем слова.

Понимание невербального языка в основном приобретается при обучении. Использование на уроках методов невербального общения способствует не только лишь более основательному пониманию учебного материала, активизации внимания учеников, но и способствует развитию коммуникативных возможностей ребенка, впоследствии чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя наиболее широкие возможности для личностного развития.

Список литературы

  1. Живодерова О.С. Занимательно о жестах. / О.С. Живодерова, М.А Масленникова. // Начальная школа. — 2003. — №4. – С. 52-54.
  2. Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. — М.: Слово, 2001. – 179с.
  3. Крутова Н. Невербальное общение учителя. // Школьные технологии. 2002. — №6 – С. 199 – 202.
  4. Леонтьев А.А. Психология общения. — 3-е изд. — М.: Смысл, — 1999. С. 68.
  5. Митина Л. М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной деятельности педагога // Директор школы. — 1999. — №2. С. 15.
  6. Митина А.К. Учитель как личность и профессионал. — М.: Дело, 2002.

Роль невербального общения

Слова хорошо передают логическую информацию. Но чувства лучше передаются не вербально. Согласно исследованиям, 93% информации, передающейся при эмоциональном общение, проходит с помощью невербальных средств коммуникаций.

Невербальное общение сложно поддаётся контролю: даже профессиональным артистам нужно входит в образ, перевоплощаться, что является очень сложным творческим процессом. Поэтому невербальное общение надежнее вербального. Но человек никогда не сможет полностью его контролировать – оно состоит из множества параметров, а наш мозг может удерживать не более 5-7 факторов.

Невербальное общение спонтанно и непреднамеренно. Оно у нас от природы. Поэтому невербальное общение очень емко.

С помощью него человек может:

-подтверждать /опровергать словесную информацию;

-передавать информацию сознательно/бессознательно;

-выражать эмоции, чувства;

-восполнять недостаток слов( например, при обучение езде на велосипеде).

Невербальное общение помогает составить более точный образ собеседника, а для людей, владеющих им, помогает создать о себе нужное впечатление.

Этикет невербального общения

Мимика, жесты играют важную роль в оценке собеседника. Многие люди не знают, что делать со своими руками. Незанятые руки надо держать спокойно. От привычек теребить что-нибудь, стучать пальцами, тереть мочку уха т.д. надо отучаться. Неприлично указывать пальцем, отставлять мизинец во время еды или курения.

Во время общения нельзя прикрывать рот рукой, похлопывать собеседника по плечу, теребить пуговицу его пиджака, стряхивать пылинки с его или своей одежды. Жестикуляция сведена до минимума. Лишь некоторые фразы можно сопровождать соответствующими жестами( «садитесь, пожалуйста», «познакомьтесь, пожалуйста» и т.д.)

Жесты должны быть скупы, неразмашесты, определенны: легкий кивок в знак согласия, нерезкий взмах кисти в дополнение к сказанному.

Особое внимание надо уделять жестам при посещение других стран. К примеру:

-жест «о’кэй» известный в англоязычных странах как «все хорошо» имеет разные значения в других странах: Франция – «ноль» или «ничего»; Япония – «деньги»; страны Средиземноморского бассейна – гомосексуальность мужчин.

— поднятый большой палец в Америке, Австралии, Англии значит «останови машину» или «все в порядке»; в Греции – «заткнись»; в Италии обозначает цифру «1».

-говоря о себе, европеец покажет рукой на грудь, а японец — на нас.

-поднятые брови в Германии означают восхищение, в Англии – выражение скептицизма.

— в некоторых африканских странах смех означает замешательство

Язык жестов и поз

Жесты открытости.

Огни свидетельствуют об искренности собеседника, добродушном настрое, желание говорить откровенно.

-раскрытые руки : говорящий сделал жест рукой(руками) в сторону слушателя, при этом ладони на мгновение были обращены вверх. Особенно нагляден у детей: когда они гордятся своими достижениям, то открыто показывают свои руки. Этот жест демонстрирует готовность идти на встречу, к установке контакта. Этим жестом человек показывает, что ему нечего скрывать.

-расстегивание пиджака: жест говорит о том, что собеседник открыт и дружески расположен. Наблюдения показывают, что соглашение чаще достигается между людьми в расстегнутых пиджаках, чем в застегнутых.

Жесты подозрительности и скрытости.

Свидетельствуют о недоверии, сомнение в правоте, о желание что-то скрыть. Собеседник потирает лоб, виски, подбородок, стремится прикрыть лицо руками. Часто собеседник старается не смотреть на апонента, отводит взгляд. Другой показатель – несогласованность жестов.

Жесты позы и защиты.

Они показывают, что собеседник чувствует опасность, угрозу. Наиболее распространенный жест этой группы – руки, скрещенные на груди. Есть три положения рук:

-простое скрещивание рук: универсальный жест, несет оборонительный или негативный смысл. Следует пересмотреть ваши действия и слова. Этот жест оказывает влияние на других: если в группе их четырех и более человек один скрестил руки, следует ждать, что его примеру последуют и остальные. В некоторых случаях этот жест символизирует спокойствие и уверенность.

-кисти скрещенных рук обхватывают плечи: этот жест говорит о сдерживание негативной реакции собеседника. Он готов ринуться в бой, но с трудом сдерживает себя. Нередко сопровождается холодным, чуть прищуренным взглядом, усмешкой.

-скрещенные на груди руки, с вертикально выставленными большими пальцами: передает два сигнала: первый — о негативном отношение (скрещенные руки), второй – чувство превосходства (поднятые вверх пальцы).

Жесты размышления и оценки. Показывают состояние задумчивости, стремление найти решение проблемы.

-поза «Мыслителя» : рука у щеки, задумчивое выражение лица, показывает заинтересованность.

-пощипывание переносицы(часто с закрытыми глазами): глубокая сосредоточенность, напряженные размышления.

-почесывание подбородка: процесс принятия решения, после его принятия почесывание прекращается. Сопровождается легким прищуриванием глаз.

-опора подбородка на ладонь, указательный палец вдоль щеки: красноречивое свидетельство о критической оценки ваших доводов.

Жесты сомнения и неуверенности

Признаком сомнения является легкое потрагивание или потирание носа, почесывание мочки уха или боковой части шеи. Стоит различать когда человек чешет нос или показывает сомнение. Обычно чешут энергично, интенсивно, а когда испытывают неуверенность, то слегка касаются.

Мимика

Чаще всего объектом исследования выступает лицо человека. Единица анализа лицевого выражения – мимический признак.

Первые и зачастую главное впечатление о человеке можно составить из наблюдения гримас его лица.

Наслаждение возникает при смакование вкусовых впечатлений.

Испытующая гримаса возникает при оценивание, экспертизе.

Протест (уголки рта чуть приподняты, рот слегка приоткрыт) часто сопровождается широко открытыми глазами.

Удивление – рот открыт максимально. Если в дополнение открытый рот сопровождается широко открытыми глазами, складками на лбу – это высшая степень удивления – ошеломление.

Озабоченность (губы вытянуты в трубочку) сопровождается взглядом в пустоту.

Подчеркнуто закрытый рот (напряженный) говорит о твердости характера, об отсутствие продолжать разговор.

Сжатый рот означает отказ, отрицание, упрямство. Обиду.

«Вытянутое» лицо говорит о грусти, тоске, разочарованности.

Leave a Reply