Разное

Описание картины аленушка васнецова 3 класс – Методическая разработка урока русского языка на тему «Подготовка к написанию сочинения по картине В.М. Васнецова «Алёнушка»» (5 класс, с презентацией)

Васнецов В.М. «Аленушка». Описание картины.. Художники-передвижники

«Аленушка» 1881 г. Холст, масло. 121 x 173 см. Третьяковская галерея, Москва, Россия.

 Описание картины Васнецова В.М. «Аленушка»

Картина «Аленушка» была написана Васнецовым В.М. в 1881 году. Можно увидеть молодую девушку в центре картины, которая сидит на камне рядом с поросшим осокой прудом. Она склонила голову на свои руки, сложенные на коленях.

В ее фигуре видна усталость, а широко распахнутые глаза выражают отчаяние и насилу сдерживаемые слезы. Длинные волосы девушки свободно рассыпались по ее плечам, ноги босые, в грязи и в пыли, подол цветного сарафана порван. Очевидно, что перед тем, она долго ходила по лесам в поисках своего пропавшего братика.

Художник запечатлел именно этот момент, когда девушка присела отдохнуть после длительных и безуспешных поисков. Вся природа, которая окружает Аленушку, как будто замерла, охраняя короткие моменты ее покоя. Густой хвойный лес стоит неподвижно, а гладь воды нарушена лишь несколькими листочками, опавшими с берез и осин, растущих на берегу. И хотя деревья еще зеленые, изредка листва деревьев уже озолотилась – вероятно, вот-вот придет осень.

Глядя на эту картину, нельзя не переживать вместе с Аленушкой – до такой степени чувственно и ярко художник показал ее грусть и усталость.

И девушка, и природа, окружающая ее, изображены так реалистично, что, казалось бы, ступив шаг – очутишься на берегу, вдохнешь запах воды, заговоришь с Аленушкой. Не зря эта картина является одной из лучших работ в русской школе.

Лучшие картины Васнецова В.М.

 

Сочинение по картине Васнецова «Алёнушка»

Грустно одному оказаться в лесу, не зная, что делать дальше. Сразу же нападает какая-то паника, которая быстро сменяется чувством безнадежной тоски и растерянности. Человек неизменно надеется на чудо, но оно не всегда происходит.

На картине Васнецова «Алёнушка» мы видим девочку, которая с надеждой и тоской смотрит в лесное озерцо. Она пытается там что-то увидеть, старается отыскать там что-то крайне важное, но недоступное пониманию других людей.

Девочку окружает лесная непроходимая чаща, которая пугает своей мрачностью. Чтобы подчеркнуть тяжелое положение Аленушки, автор нарисовал лес темными красками. Вода в лесном озерце тоже отпугивает своей темнотой, мрачностью и глубиной. Только аир и камни становятся верными друзьями Аленушки, только им она может полностью излить душу. Кажется, что девочка отправляет немой клич о помощи, на который могут отозваться высшие силы природы, ибо человеческому уху он будет недоступен.

Аленушка — это простая и трогательная девочка, которая оказалась в трудной ситуации. Она из простой семьи, что видно по ее скромному наряду и отсутствию обуви. Девочка сидит возле озера, слегка наклоняясь над водой, словно ищет в его пучине правду.

Полотно вызывает чувство сожаления и грусти. Просто так хочется помочь Аленушке, но, к сожалению, это невозможно.

Сочинение по картине «Алёнушка» Васнецова

Создание картины «Аленушка» было окончено в 1881 году. Она является одной из многих известных работ автора. Известная картина написанная по сюжету сказки о «Сестрице Аленушке и братце Иванушке». Работа исполнена маслом. Героиней картины была простая деревенская девушка из Ахтырки.

По центру картины мы видим на большом камне молодую, красивую девушку, что сидит, подогнув под себя ноги. Опустив голову на колени, одинокая девушка смотрит в глубокое озеро печальными глазами сиротской доли. В глазах девушки отображается боль и грусть. Все ее мысли о братце Иванушке, что потерялся. Хотя девушка совсем юная, но взгляд достаточно взрослый. Художник создал точный психологический портрет героини и сумел сделать ее образ понятным.

Одежда девушки простая и скромная, что было типично для простых христианских семей. Старая черная юбка с цветами, кофточка и босые ноги что говорит о бедности девушки. Темные тона в которых выполнена работа, контрастируют с румянцем простой девушки.

Начало осени это время года, что изображено на картине.Об этом свидетельствует опавшая листва на воде темного и глубокого озера. Поверхность воды гладкая из которой прорастает осока. Создатель картины настолько реалистично передал ту грусть и боль девушки. Что это чуствует даже природа. Густой и неприветливый лес на заднем фоне, хмурится осеннее небо. Картина создает такое ощущение, будто все замерло вокруг, не шелохнется ни одна веточка.

Только стайка ласточек, которые несут позитив и приятные ощущения.

С помощью красок создатель добивается нужного впечатления. Общий тон картины неяркий, преобладают зеленые, серые цвета. Художник пытался понять, выразить русский дух и ему это удалось. Эта картина у каждого человека вызывает чувство жалости и печали.

Сочинение по картине «Алёнушка» Васнецова

В.М. Васнецов не перестает удивлять своим талантом. Каждая его работа – целая история, в которой есть начало и конец. А нам зрителям, хоть и предстоит увидеть лишь миг этой истории, но на память приходят давно известные сказки, и это дает возможность, словно окунуться в их мир, почувствовать радости и печали героев.

Изображенная на полотне девушка так несчастна и одинока, что ее хочется пожалеть. И есть за что. Оказывается, она потеряла своего любимого младшего братика. Весь день она пыталась найти его. А судя по зареву на небе, уже вечер. Босая она бродила по лесу, зовя его из последних сил. Но вот, силы ее покинули, и она присела у воды. Ее ноги, не знавшие весь день покоя, избиты и изранены, платье разорвано, а волосы выбились из косы. Но самое примечательное в образе Аленушки, это ее выражения лица. В нем читается безмерная грусть и печаль. Такое невозможно показать, не испытав боли. Даже в отображении в воде видна только черная юбка девушки. Художник не захотел показать ее светлое лицо, руки и шею. Он остановился на красках, в которых читается боль.

Какие мысли одолевают юную девушку? Возможно, она уже не надеется найти своего брата? Может, увидев водоем, девушка начинает догадываться, какая страшная судьба у ее родимого человека? Но что тогда делать ей самой? Уж не задумала ли она что-то нехорошее? Почему не идет домой сообщать страшные известия родным и соседям? А может и нет никаких родных? Может быть, брат – это все, кто был ей дорог и любим, и теперь ей не к кому идти, да и незачем, вот потому и такая отрешенность в выражении ее лица.

Каждому, кто взглянет на полотно, становится жаль Аленушку. И в такой правдивости, с которой автор изобразил одинокую девушку на фоне великолепной природы, что, как специально, выступает ярким контрастом, и видится талант автора картины, его умение задействовать воображение зрителя.

Сочинение по картине Васнецова «Алёнушка»

Когда читаешь сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», невольно представляешь себе лесной пруд, девушку, сидящую на его берегу, склонившую в тоске голову на колени. Знаменитая «Аленушка» Виктора Михайловича Васнецова. Как часто художник в своей работе обращался к произведениям устного народного творчества. И тогда уже былинные и сказочные герои в воображении рисовались именно такими, какими изобразил их великий художник.

Так произошло и с «Аленушкой». Жили в глухой лесной стороне одинокие сироты Аленушка и ее братец Иванушка. И пришла беда: пропал братец, единственный родной человек на этой земле. Долго бродила Аленушка в поисках братца. Изорвала платье, пробираясь сквозь лесную чащу. Набрела в темной лесной глуши на пруд. И в неизбывной тоске опустилась на камень на его берегу.

Вглядитесь в ее лицо. Сколько тоски в глазах юной девушки. Ее волосы растрепались от долгого блуждания по лесу. Но не замечает она беспорядка ни в своей прическе, ни в своей одежде. Одна мысль одолевает ее: «Где же братец Иванушка?» Маленький козленочек — легкая добыча лесных зверей. Плачет от горя Аленушка. Падают слезы в темную глубь пруда. А он манит своей черной водой, зовет забыться в его водах.

Темный лес обступил Аленушку стеной. Черна его чаща. Не хочет страшный лес выпустить свою добычу. Кажется, что вот-вот мелькнет в его черноте лицо злой колдуньи, решившей погубить Аленушку. И лишь тонкие деревца рядом с девушкой тоскуют вместе с ней, роняя на черную гладь пруда желтые листья.

Созданная по мотивам сказки картина Васнецова живет самостоятельной жизнью, повествуя о трудной доле сироты, о безысходной тоске. А вот сказочный образ красавицы Аленушки ассоциируется с тем, как изобразил ее художник на своем полотне.

На этой странице искали :

  1. сочинение по картине в м васнецова алёнушка
  2. сочинение по картине аленушка
  3. Васнецов Аленушка сочинение
  4. сочинение васнецов аленушка




Конспект урока по русскому языку «Сочинение-описание по репродукции картины В.М. Васнецова «Аленушка» (3 класс)

Сочинение по картине В. Васнецова «Аленушка» (3 класс)

Подготовительная работа для написания сочинения по картине В.М. Васнецова «Аленушка»:

— урок литературного чтения. Тема урока: Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

— урок русского языка. Сочинение по картине В.М. Васнецова «Аленушка».

I. Урок литературного чтения

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Цель:

  • учить соотносить художественный текст и художественные средства картины;

  • развивать мышление детей, кругозор, воображение, словарный запас;

  • воспитывать любовь к чтению, сказкам, русскому фольклору, показать отличие картины от иллюстрации к художественному произведению.

(Для этого репродукция картины «Аленушка» заранее экспонируется в классе и дети могут детально ее рассмотреть после чтения сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

Ход беседы после прочтения сказки:

Учитель: Как вы думаете, похож ли образ этой девушки на картине на Аленушку из сказки? Почему? Как выдумаете, можно ли эту работу художника назвать иллюстрацией к сказке?

(Нет. Иллюстрация показывает эпизод сказки, в ней отражены все детали, которые взяты из сказки. В сказке у омута козленочек, зовущий сестрицу.)

Учитель: Действительно, это картина, а не иллюстрация. Картина, на которой художник показывает обобщенный образ русской девушки, выражает свое отношение к ней. В его воображении все образы бедных, несчастных, обиженных, но добрых, трудолюбивых, покладистых детей соединились в один образ Аленушки. Народ с любовью говорил в сказках об этих детях. Васнецов же отразил эту любовь в картине.

Домашнее задание:

  • Изобразить образ Аленушки из прочитанной сказки, ее внешний облик;

  • Подобрать слова, описывающие характер героини;

  • По своему рисунку подготовить сочинение-миниатюру.

II.Урок русского языка

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Аленушка»

Цели:

Образовательные:

  • Познакомить с жизнью и творчеством В.М. Васнецова;

  • Учить анализировать содержание картины;

  • Учить писать сочинение, соблюдать структуру текста;

  • Учить излагать текст последовательно, устанавливая связь между его частями и отдельными предложениями;

  • Формировать умение подбирать точную лексику для описания картины, помогающую раскрыть тему и идею картины.

Развивающие:

  • Развивать умение составлять текст-описание по картине, составлять план;

  • Развивать умение понимать тему и основную мысль картины;

  • Расширять словарный запас, кругозор учащихся;

  • Формировать умение точно выражать свои чувства;

  • Развивать художественный вкус и образное мышление.

Воспитательные:

  • воспитывать умение эмоционально откликаться на произведения живописи; воспитывать интерес к живописи;

  • воспитывать умение высказывать свое отношение к произведениям искусства.

Задачи:

  • учить составлять описательный текст по опорным словам;

  • развивать воображение, умение видеть красоту природы, различать настроение, изображенное художником;

Необходимое оборудование:

ноутбук,

проектор,

экран,

мультимедийная презентация,

репродукция картины «Аленушка».

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

Прочитайте слова, которые вы записали, описывая характер героини сказки «Аленушка и братец ее Иванушка»

Вступительное слово учителя (Слайд 1-2)

Сегодня на уроке у нас необычная работа. Мы познакомимся с картиной Виктора Михайловича Васнецова «Аленушка» и напишем сочинение по этой картине. Весь урок мы будем развивать нашу речь, как устную, так и письменную.

Виктор Михайлович Васнецов родился в селе Лопьял Вятской губернии (современный г. Киров).  Его отец, священник, страстный любитель природы, привил это чувство и своим сыновьям, будущим художникам Виктору и Аполлинарию. Позднее Виктор Михайлович вспоминал, что зимними вечерами в жарко натопленной горнице собиралась вся семья, и отец читал вслух, а дети рассматривали картинки в журналах. Дед и бабушка рассказывали сказки. А маленький Витя «слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на печи при свете и треске лучины». Иногда бабушка доставала заветный сундучок старенький ящик с красками и рисовала кистью. Маленький Витя был в восторге: никто не рисует лучше бабушки! Сам он в детстве любил рисовать корабли и морские сражения.

Учитель говорит о роли В.М. Васнецова в искусстве.

Виктор Михайлович Васнецов — один из самых знаменитых русских художников XIX века. Его называли «истинным богатырем русской живописи». Он первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам.

Талант живописца проявился во всех областях изобразительного искусства. Картины бытового жанра и полотна на сюжеты русских народных сказок, легенд, былин; иллюстрации к произведениям русских писателей и эскизы театральных декораций; портретная живопись и орнаментальное искусство; росписи на исторические сюжеты и архитектурные проекты. Но главное, чем обогатил художник русское искусство, это произведения написанные на основе народного творчества. «Я только Русью и жил» — говорил художник.

3. Рассматривание картины

«Аленушка», — рассказывал впоследствии художник, — как будто она давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах … Каким-то особым русским духом веяло от нее».

Васнецов обратился к сказке об Аленушке и ее братце Иванушке, по-своему, творчески претворив ее в живописи. По народным преданиям, природа оживает на исходе дня, обретая способность чувствовать в лад с человеком. Вот художник и постарался показать это в картине.

Учитель предлагает рассмотреть картину «Аленушка», обратить внимание на фрагменты картины.

Слайды 4–10 (музыкальное сопровождение по клику, смена слайда 4 по клику, остальные слайды настроены по времени).

4. Беседа по картине. Комплексный анализ картины под руководством учителя.

Учитель: Какое впечатление производит картина?

Учитель: Какие чувства она вызывает?

Описание Аленушки

Слайд 11-13

Учитель: Кого вы видите в центре картины?

Учитель: Почему Васнецов изобразил Аленушку в центре, на переднем плане картины?

(Художник хочет, чтобы мы сразу на нее обратили внимание, она — главный персонаж в этой картине).

Учитель: Где находится Аленушка?

(Она сидит на камне у озера).

Учитель: Опишите позу девушки.

(Аленушка одиноко сидит у озера на сером холодном камне, обхватила колени руками, согнулась, положила голову на сцепленные руки).

Учитель: Почему она приняла такую позу?

(Она печально смотрит на воду, думая о чем-то грустном. Она пригорюнилась, поникла).

Учитель: Какое у Аленушки настроение?

(Печальное, безотрадное, мрачное, унылое, безрадостное, сокрушенное, тоскливое, грустное, подавленное; она задумалась).

Учитель: Как вы думаете, в чем причина печали Аленушки?

(У неё случилось беда; она грустит о братце, у неё тяжелая безрадостная судьба, она осталась одна).

Учитель: Какими словами можно охарактеризовать горе Аленушки? (Большое, великое, 6езутешное).

Учитель: С помощью чего художник показал, что у нее безрадостная судьба? (Поношенные вещи, рваный обветшалый сарафан, старая, поблекшая от времени голубая кофта, на ногах нет обуви).

Учитель: Как Виктор Михайлович относится к своей героине?

(Он ее любит, жалеет. Лицо показано добрым, обаятельным. Это душевная, сердечная девушка).

Учитель: С помощью каких художественных приемов художник привлекает внимание к лицу Аленушки?

(Он его сделал светлым, а вокруг все темное).

Описание природы

Слайд 14-16

Учитель: Что можно сказать о природе, окружающей Аленушку?

Учитель: Опишите все, что вы видите на переднем и заднем плане.

Учитель: Какое время года изображено на картине?

Учитель: Какие детали об этом свидетельствуют?

(Желтые листья затаились на водной глади, березки усыпаны желтыми листьями, тоненькие трепетные осинки застыли в безмолвном молчании, серое мрачное унылое небо).

Учитель: Как вы думаетe, почему художник выбрал осень?

(Осень — грустное, печальное время года. Природа увядает, умирает. Это вызывает грусть).

Учитель: Художник показывает, что природа грустит вместе с бедной девочкой.

Учитель: При помощи каких средств художник показал это?

(Молодые тонкие березки притихли. Осинки согнулись и склонили свои ветви к воде, кое-где поникли листья осоки).

Учитель: Кто ещё на картине сочувствует горю Аленушки?

(Птички).

Учитель: Почему вы так думаете?

(Если бы им было весело, они бы летали, резвились, а на картине они изображены сидящими рядом с Аленушкой, как бы внимают ее тоске, но ничего не могут поделать).

Учитель: Какие краски художник использует, чтобы создать печальное, безутешное настроение?

(Холодные тона, мрачные краски создают грустное впечатление).

Учитель: Обобщите сказанное.

Отношение к картине

Учитель: Выразите свое отношение к картине, к Аленушке?

(Картина выражает печаль, главную героиню хочется пожалеть, образ Аленушки вызывает сострадание).

Учитель: Какое отношение к Аленушке у Васнецова?

(Он любит свою героиню и сострадает ей).

Учитель: Да, художник очень любил этот образ. Он постарался взволновать зрителя образом простой, бедной, но обаятельной девушки. Эта картина вызывает чувства волнения и тревоги, сострадания и грусти. Она никого не оставляет равнодушным, заставляет нас грустить вместе с героиней.

Физминутка.

5. Речевая подготовка.

Слайды 18-23.

.

6. Составление плана (коллективное).

Слайд 24

1. Художник В.М. Васнецов и его картины.

2. Описание Аленушки (поза, внешний вид, одежда, лицо).

3. Природа сочувствует Аленушке.

4. Какие приемы и средства позволили художнику выразить содержание картины?

5. Как я отношусь к картине? (Что понравилось и почему, о чем заставляет размышлять картина, какие чувства вызывает?)

6. Устное высказывание по картине.

Физминутка для глаз и кистей рук

7. Письменное сочинение по картине

Учитель: Теперь вы хорошо подготовлены к сочинению. Вы знаете, о чем необходимо писать, в каком порядке, какую лексику использовать. Пользуйтесь творческими тетрадями, в которых у вас записаны необходимые слова. Старайтесь писать в соответствии с планом, соблюдая правила каллиграфии и внешнего оформления.

1. Самостоятельная работа учащихся (сочетается с индивидуальной помощью учителя) — 20 минут

2. Самопроверка

8. Домашнее задание

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: Сочинение по картине В.М.Васнецова » Аленушка»

                         Русский язык.  3 класс

 

Учитель: Филиппова Э.О.

Тема: Сочинение по картине В.М. Васнецова « Аленушка».

 

Цели: учить составлять рассказ по теме, искать логику в передаче содержания текста, научить читать картину, осмысливать её содержание, выбирать точные слова для её описания и реализации идеи; совершенствовать навык редактирования на основе обобщения словарного запаса учащихся; развивать чувство свободы в общении, фантазию, воображение.

Оборудование: картина В.М. Васнецова  «Алёнушка»,  картинная галерея с изображением картин художника, портрет художника, раздаточный материал, выставка книг.

 

Ход урока.

1. Орг. момент.

Сегодня мы с вами попробуем написать сочинение по картине, будем учиться правильно и красиво описывать её.

2. Вступительная беседа.

Посмотрите на эту картину. Она называется « Аленушка». Эту картину написал Виктор Михайлович Васнецов.

— По мотивам какой сказки?

— Кто герои?

 

Образ русской девочки – сиротки, трудолюбивой и доброй , простой и скромной, взволновал чуткое сердце художника и вдохновил на создание картины. Однако, эта картина не иллюстрация к сказке. Васнецов создал не сказочный персонаж, а правдивый образ бедной крестьянской девочки. Картина «Аленушка» написана в 1881 году, находится в Третьяковской галерее.

3.Рассказ об авторе картины.

 В.М. Васнецов (1848-1926).

 

Семья Васнецовых жила в селе Рябове Вятской стороны. Отец, сельский священник, любил рисовать, сам учил сыновей грамоте. В свободное время что-нибудь мастерил. Мать, простая, добрая женщина, управлялась с хозяйством и детьми. Их было шестеро, все мальчики. Семья была дружная, жизнь ладная и спокойная. Зимой старуха-стряпуха часто рассказывала сказки, эти сказки надолго запомнились маленькому Вите. Это все в дальнейшем определило его творческий путь.Он пробовал рисовать, но ничего не получалось. Бабушка рисовала Вите сказочные картинки. Когда Виктор подрос, его определили в Вятку в ду­ховное училище. В 17 лет поехал Виктор в Петербург в Академию художеств. Это было в 1867 г. Он очень волновался на экзамене, за результатом не пошел. Поступил в рисовальный класс. Спустя год он опять пришел в Академию художеств и узнал, что был принят в нее год назад. В это время он знакомится с Репиным, Шишкиным, Крамским, Стасовым. После окончания академии Васнецов уехал в Париж (1876). Через год вернулся в Россию. В 1878 г. поселился с женой в Москве. В это время очень много работает, пишет картины «Иван Царевич и серый волк», «Аленушка», «Богатыри», «Витязь на распутье», «Снегурочка», «Ковер-самолет», «Царевна-лягушка», «После побоища Игоря Святославича». Картину «Богатыри» он написал с небольшими перерывами почти 20 лет. За свою жизнь В.М. Васнецов написал множество картин на сказочные темы. До самой смерти работал над ними любовно, неустанно. И мастерская его превратилась постепенно в чудесный мир русской сказки.

Одной из самых любимых тем является для художника сказка. На его полотнах ожили для нас почти все герои русских народных сказок. Виктор Михайлович Васнецов , конечно, никогда не видел богатырей. Они жили намного раньше художника. Но он слушал , что поет и рассказывает про богатырей народ и представлял их себе , вообразил их. И теперь, для нас богатыри именно такие, как на картине Васнецова.( показ картин)

— А героев волшебных сказок и вовсе никто не видел. И все же, художник изображал их. ( показ)

Художник Виктор Михайлович Васнецов говорил, что в сказках живет мечта народа о счастье. 

 

В Москве есть Дом-музей Васнецова, построенный по его собственному рисунку, где собраны картины, рисунки, акварели, книжные и журнальные иллюстрации, образцы старинного оружия, служившего натурой.

        

4.Беседа по картине.

— Поскольку мы работаем с картиной , то есть описываем её, то сочинение наше будет называться сочинение –описанием.

— Посмотрите на эту картину и скажите, какое впечатление создается у вас при первом взгляде на неё? ( Аленушка привлекает  сразу наше внимание. Она изображена почти в центре полотна лицом к зрителю. Чтобы подчеркнуть её одиночество, художник не поместил на картине других персонажей.)

-Опишите внешность Аленушки. ( Аленушка- бедная крестьянская девочка. У неё худые руки. Аленушка босиком; одежда бедная, рваный сарафан, старая вылинявшая голубая кофта, каштановые волосы распустились по плечам, голова опущена )

— Что художник особенно выделил во внешности Аленушки? ( Светлым розовым полотном на темном фоне выделяется лицо и руки Аленушки. Сразу видишь её грустное лицо и большие глаза).

— Подумайте, какими словами  точнее охарактеризовать взгляд Алунушки? ( Большое горе обрушилось на Аленушку.)

— Как художник это показал? ( Обратите внимание на позу Аленушки. Аленушка одиноко сидит на камне, низко опустив голову, пригорюнилась, призадумалась. Она судорожно обхватила колени, согнулась. Вся её фигура выражает несчастье, горе).

— Какими словами можно охарактеризовать горе девочки? ( Горе – безутешное , великое, безысходное, тяжелое и т. д.)

— Что вы знаете о значении цвета в живописи?

Вывод: Цвет в картине – это главное. Живопись- искусство говорящих красок. С помощью цвета художник создает образ, добивается нужного впечатления. Желтый, розовый, красный- это теплые цвета. Они создают  радостное настроение у человека. Но, используя холодные тона темно- зеленых, синих, серых красок, художник вызывает у зрителей чувство тоски, печали, грусти. 

— Какие цвета использовал Васнецов и почему? ( В картине есть и теплые тона, и холодные. Выделяются холодные тона зелени. Теплых цветов мало: светло- розовые на лице, руках, розовые цвета на сарафане. Больше темно- коричневых, мрачных красных красок.  Это производит грустное впечатление).

Цвет в картине имеет большое значение. Общий тон картины неяркий, в нем преобладают темно- зеленые и коричневые цвета. Побуревшая трава, осенняя листва. Помимо неярких тонов мы видим в картине светлую полоску гаснущей зари, неяркую изумрудную зелень осоки, розовые цвета на сарафане Аленушки и голубую кофточку. Используя яркие, контрастные тона, художник усиливает создаваемое картиной впечатление.

— Какое время года изображено на картине? По каким признакам вы определили время года? Какой период осени?

( На картине изображена ранняя осень .Природа начинает увядать. Кое- где  пожелтели деревья. В омуте плавают опавшие листья. Осеннее небо хмурое).

— Почему художник выбрал именно осенний пейзаж? ( Осенью природа умирает, это навевает грусть. Такой пейзаж перекликается с настроением Аленушки.

— Теперь давайте рассмотрим детали пейзажа : небо, листья, омут, осинки, лес, вода и их характеристику.

Небо — осеннее, хмурое, унылое, сумрачное, серое, неприветливое, тоскливое, пасмурное.

Листья – опавшие, желтые, пожелтевшие.

Омут – глубокий, глухой.

Вода – темная, холодная, темно – коричневая, почти черная, неподвижная, застывшая.

Осинки – тоненькие, задумчивые, трепетные.

Лес – дремучий, хмурый, темный, мрачный, глухой, угрюмый.

Внимание художника привлекает не пышная природа, а первая пора осеннего увядания, в описании которой он прибегает к неярким тонам темно – зеленых, синих, темно – коричневых красок. Осенние, блеклые тусклые краски пейзажа создают  настроение грусти, печали. Художник показал что природа созвучна настроению Аленушки, она как – бы прислушивается к мысли бедной девочки, грустит и плачет вместе с ней. Печально притихнув, стоят вокруг молодые березки, согнулись и опустились в воду тонкие ветки осинок. Тихо щебечут ласточки, словно стараются успокоить, рассеять грусть Аленушки. Аленушка понимает, любит природу и только ей одной доверяет свое безутешное горе.

 

5.Составление плана.

— Мы попытались с вами описать  и рассказать о картине В.М. Васницова. Сколько же частей можно выделить в ней?

План.

1. Краткая справка о художнике.

2. Описание картины.

     1. Аленушка (внешний вид, одежда, поза, лицо).

     2. Осенняя природа.

3. Что мне особенно понравилось в картине и почему? Какие мысли и чувства вызывает картина?

( Как выделять части?).

6. Подбор материалов, языковая обработка.

— Посмотрите на опорные слова на доске. Они помогут вам при написании сочинения.

Великий русский художник, исторические темы, сказочные сюжеты, на сером камне, одиноко сидит, вылинявшая одежда, босые ноги, каштановые волосы, рассыпались по плечам, призадумалась, пригорюнилась,  темно – зеленый лес, безутешное горе, в коричнево – черной воде, глубокий омут, изумрудная зелень осоки, пожелтевшие листья, бедная крестьянская девочка.

7. Самостоятельная работа детей.

8. Чтение работ.

9. Итог урока. 

 

 

 

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Аленушка». 3-й класс

Цели:

  • Формировать умение составлять художественное описание;
  • Показать отличие картины от иллюстрации;
  • Формировать умение выделять микротемы в описании;
  • Развивать умение составлять план и придерживаться его в составлении связного текста

Оборудование: Картина В. М. Васнецова «Аленушка», С. И. Ожегов Словарь русского языка, карточки с лексическим словарем настроений

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель: Сегодня у нас особый урок. Мы будем учиться писать сочинение по картине. Что такое сочинение?

Ученик: Сочинение – это то, что создает сам человек, это его мысли о чем-нибудь.

Учитель: А как толковый словарь С.И. Ожегова дает лексическое значение слова?

Ученик (читает по словарю).

  1. То, что сочинено, художественное, научное произведение.
  2. Сочинение – это вид письменной школьной работы – изложение своих мыслей, знаний на заданную тему.
  3. В грамматике: соединение нескольких словоформ или простых предложений по способу сочинительной связи.

Учитель: Какое значение слова подходит к теме нашего урока?

Ученик: К теме урока подходит толкование во втором значении.

Учитель: Так чему мы будем учиться на уроке?

Ученик: Мы будем учиться писать сочинение по картине, учиться излагать свои мысли, рассматривая картину.

Учитель: Хлопните в ладоши, кто хочет научиться составлять художественное описание, выделять микротемы в описании, составлять план и придерживаться его в составлении связного текста и узнать, чем отличается картина от иллюстрации к художественному произведению.

III. Подготовка к восприятию картины

Учитель: На прошлом уроке литературного чтения мы с вами работали над русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Сегодня мы рассмотрим картину В.М. Васнецова «Аленушка» и напишем по ней сочинение. Вы знаете, что сказка повествует нам об Аленушке, но описания героини в сказке нет. Вам было задано задание домой: представить Аленушку, ее внешний облик, подобрать слова, характеризующие девушку, нарисовать рисунки.

IV. Рассматривание рисунков, картины

Учитель: В сказке мы узнаем, что происходит с Аленушкой. А какой она вам представляется?

Ученики: Добрая, спокойная, красивая, заботливая, скромная.

Учитель: Из всех рисунков выберете те, которые соответствуют словесной характеристике героини.

(Ученики выбирают рисунки и объясняют свой выбор.)

Учитель: А в какой момент вы особенно переживали за героиню сказки?

Ученик: Когда ее братец превратился в козленочка, когда злая ведьма его утащила.

Учитель: А как вы представляете облик Аленушки в тот момент, когда случилась беда?

Ученик: Она была грустной и печальной.

Учитель: Художник В.М. Васнецов поможет нам увидеть сегодня Аленушку. Он написал картину по мотивам русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Рассмотрите внимательно картину. Отличается ли ваше представление об Аленушке от представлений художника?

Ученик: Нет, художник изобразил героигю, наверное, в тот момент, когда братец превратился в козленочка. Аленушка грустная и печальная.

Учитель: Можно ли эту работу художника назвать иллюстрацией к сказке?

Ученик: Это не иллюстрация. Иллюстрация изображает эпизод сказки со всеми деталями, взятыми из содержания. В сказке злые люди утопили Аленушку, козленочек прибежал к омуту, зовет сестрицу. Здесь нет ни ведьмы, ни козленочка.

Учитель: Да, это не иллюстрация, это картина, на которой Васнецов В. М. показывает нам обобщенный образ русской девушки, выражает свое отношение к ней. Васнецов не старался передать в точности историю про сестрицу Аленушку и братца Иванушку. Он как бы вспомнил все сказки о детях-сиротах – бедных, обиженных, но добрых, трудолюбивых, щедрых. Народ всегда говорит о них с любовью. И Васнецов передал в картине эту любовь.

Внимательно рассмотрите картину, обратите внимание на позу девушки, рассмотрите природу, которая ее окружает.

(Дети рассматривают картину.)

V. Беседа по картине

Учитель: Закройте глаза, попробуйте представить себе картину и скажите, что вы видите ярче всего?

Ученик: Мы видим Аленушку, ее печальное лицо, она сидит на камне и смотрит в глубину озера.

Учитель: Посмотрите и подумайте, почему художник изобразил Аленушку в центре, на переднем плане?

Ученик: Она – главный герой в этой картине, художник хочет, чтобы мы сразу обратили на нее внимание.

Учитель: Где находится наша героиня?

Ученик: Она находится у озера на камне.

Учитель: В какой позе изобразил ее художник? Почему?

Ученик: Аленушка положила голову на камень, ей грустно, она о чем-то печалится, смотрит на воду, пригорюнившись.

Учитель: Какое настроение у Аленушки?

(У детей карточки с лексическим словарем настроений: одинокая, грустная, задумчивая, печальная, радостная, унылая, безрадостная, пригорюнившаяся, подавленная, веселая, счастливая.)

Учитель: Прочтите слова с карточки с лексическим словарем настроений и подберите слова, характеризующие настроение героини, а я эти слова запишу на доске.

Ученик: Одинокая, грустная, задумчивая, печальная, унылая, пригорюнившаяся, безрадостная, подавленная)

Учитель: Как вы думаете, почему грустит Аленушка?

Ученик: Она грустит о своем братце, печалится о том, что она сиротинушка, одна-одинешенька.

Учитель: А с помощью, каких средств художник сумел показать нам, что девочка-сиротиночка? Как отразил свое отношение к ней?

Ученик: Она бедно одета, на ней старенькая выцветшая кофта, старый сарафан, она босиком. Лицо ее печальное, но красивое и доброе. Она очень обаятельна.

Учитель: Опишите все, что находится на картине на заднем плане, на ближнем плане.

Ученик: Позади Аленушки густой лес, темный, таинственный. Он немного страшный и загадочный. Вода в озере тоже темная, глубокая, в ней отражается темный лес.

Учитель: Как художник показал нам, что приближается осень?

Ученик: Осенняя природа грустная. Здесь природа грустит вместе с Аленушкой. Природа помогает понять состояние девушки. Лес темный, и на душе у Аленушки темно. В лесу нет ни единого лучика, и на душе у девушки нет ничего светлого и радостного.

Учитель: Для того, чтобы передать нам настроение героини, художник использует несколько художественных приемов – освещение и отбор красок. Свет падает на лицо девушки, чтобы на темном фоне выделить его для зрителя. Краски, которые использует художник, помогают нам лучше понять настроение героини. А теперь попробуем сделать вывод: благодаря чему художнику удается создать печальное и грустное настроение героини?

Ученик: Поза Аленушки, выражение ее лица, одежда, темный лес, наступление осени, отсутствие ярких и радостных тонов – все вместе создает печальное и грустное настроение.

Учитель: Не кажется ли вам, что кто-то еще грустит вместе с Аленушкой?

Ученик: Это птички. Им как бы хочется помочь Аленушке, они сидят рядом, на березке, смотрят на Аленушку, но ничем не могут ей помочь, скоро они должны покинуть родные края.

VI. Работа по раскрытию замысла картины

Учитель: Попробуйте сформулировать свое отношение к Аленушке.

Ученик: Нам она очень нравится, но нам ее жаль, ее грусть передается и нам.

Учитель: А сам художник, как относится к своей героине?

Ученик: Художник с большой любовью показал нам Аленушку, ее чувства. Описывая природу, он как бы передал свое грустное, печальное настроение. «Аленушка» – его любимая картина, в которой он сострадает своей героине.

VII. Выставление основных микротем картины

Учитель: На доске записаны микротемы картины. Подобрать опорные слова.

Лес
Дремучий
Темный
Таинственный
Тревожный
Озеро
Глубокое
Холодное
Темное
Печальное
Небо
Серое
Осеннее
Пасмурное
Неласковое

VIII. Составление плана сочинения

Учитель: Составим план сочинения. О чем расскажем сначала? А после? Как озаглавим части?

  1. Художник и его картина.
  2. Образ Аленушки.
  3. Что помогает нам понять настроение героини.
  4. Наше отношение и отношение художника к героине.

IX. Составление рассказа по картине.

Учитель: Составим несколько описаний:

  1. Описание Аленушки.
  2. Описание леса.
  3. Описание озера
  4. Описание приближающей осени.
  5. Описание осенних звуков.

Учитель: А теперь составим рассказ по картине.

X. Письменное сочинение по картине.

XI. Итог урока.

Учитель: Чему научились на уроке? Что интересного узнали? Какое настроение у вас по окончанию урока?

Список литературы:

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007.
  2. Воробьева В.Н. Сочинения по картинам в начальных классах, – Тула, 2007.
  3. Журнал «Начальная школа» №12, 2003 год с. 44–47.
  4. Ожегов С.И. словарь русского языка, – М., 1990.

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: Описание картины В.Васнецова «Алёнушка».

+Здравствуйте, ребята.

-Здравствуйте, Ольга Никитична.

+У тебя работают аппараты,   Ойбек, Илья?

-Да, у меня работают аппараты.

+ Илья, узнай у Никиты у него работают аппараты?

-Никита, у тебя работают аппараты?

-Да, у меня работают аппараты.

+ Кто сегодня дежурный, Ойбек?

— Я сегодня дежурный.

-… сегодня дежурный.

+…, попроси ребят стараться говорить внятно, слушать внимательно, работать вдумчиво, активно.

-Ребята, старайтесь говорить внятно, слушать внимательно, работать вдумчиво, активно.

-Я буду стараться говорить внятно, слушать внимательно, работать вдумчиво, активно.

+Какой звук под контролем?

-Под контролем звук Щ.

+Будем говорить слоги.

-Будем говорить слоги.

-ща-аща-ащ

-ще-аще-ещ

-щу-ащу-ущ

+Будем говорить слова

-Будем говорить слова

— щавель, щегол, щука, плащ, щёки, ящерица.

+Будем говорить предложение слитно.

-Будем говорить предложение слитно.

 У Алёнушки  рыжие, вьющиеся волосы, растрепаны.

+ Попроси ребят сесть тихо, …

-Ребята, сядьте на своё место тихо.

-Я сел на своё место тихо.

-Я сел на своё место тихо и положил руки на парту.

+Узнай , что мы будем делать на уроке?, … .

-Ольга Никитична, скажите, что мы будем делать на уроке?

Мы будем беседовать,  ещё раз рассматривать картину , составлять описание  картины «Алёнушка».

-Повторение и фронтальное чтение таблички.

+Как вы думаете, какая тема урока?

— Я думаю тема урока…

-Я не знаю , скажите, пожалуйста.

+Открывается табличка дети читают тему урока, после предварительных предположений и высказываний.

+Будем беседовать.

-Будем беседовать

Беседа по презентации

+Что это?

-Это фотография.

+Кто изображён на фотографии?

-На фотографии изображён художник Виктор Михайлович Васнецов

+Узнай у товарища даты жизни художника…

— Васнецов родился в 1848 году.

— Художник Васнецов умер в 1926 году.

+Рассмотри фотографию. Узнай у товарища, где родился Васнецов?

-Васнецов родился в селе, в семье сельского священника.

+Кто это? Спроси у товарища, какая тема картин Васнецова?

-Тема картин Васнецова сказки (русские народные сказки).

+ Какие картины написал художник Виктор Васнецов?

-Художник написал картины: Иван царевич и серый волк, Три богатыря, Алёнушка.

+ Скажи, к какой сказке обратился художник при написании картины «Алёнушка»?

— При написании картины «Алёнушка» художник обратился к  русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

+ Будем рассматривать картину «Алёнушка».

— Будем рассматривать картину «Алёнушка».

+Откройте учебник на странице  66.

— Я открыл учебник на странице 66.

+ Рассмотрите картину.

-Я рассмотрел картину.

+ Что это ?

-Это план.

+Будем составлять описание  картины  по плану.

-Будем составлять описание картины по плану по плану.

-выполнение физ.мин. текст прилагается.

План.

1.Автор и название картины.

2.Что изображено на картине, кто изображён.

3.Описание Алёнушки.

(поза, лицо, волосы, одежда).

4.Описание леса.

5.Описание пруда.

6.Какие чувства вызывает картина.

-выполнение физ.мин.  Слайд №14

+Прочитайте первый пункт плана второй, третий, четвёртый, пятый, шестой.

— Дети читают пункты плана  и составляют описание картины с опорой

+Какие чувства вызывает картина?

-Картина вызывает чувство печали, горя, тоски, грусти.

+ Какие краски использует художник, чтобы добиться настроения грусти и печали?

-Чтобы добиться настроения грусти и печали художник использует тёмные, холодные краски.

+ Что мы делали на уроке?…

-На уроке мы …

+Что мы делали?

-Мы беседовали, рассматривали картину, составляли описание  картины «Алёнушка». Табличка

Послушай домашнее задание.

Табличка Описать картину  «Алёнушка»  по плану.

+Узнай, как ты работал на уроке …?

-Ольга Никитична, скажите, как я работал на уроке?

+ Ты работал хорошо. Беседовал, рассматривал картину,  составлял описание  картины, отвечал на вопросы. 

— Я работал хорошо, беседовал, рассматривал картину, отвечал на вопросы составлял описание картины.

-Скажите, пожалуйста, какая у меня оценка?

+ У тебя оценка …

-У меня оценка …

+ Оценивание всех учащихся.

+ Дежурный собери учебники и положи на полку.

-Я собрал учебники  и положил на полку.

— Можно идти на перемену?

+Можно.

Сочинение-описание по картине Аленушка Васнецова

Васнецов В.М. любил писать картины, которые повторяют сюжет народных сказок. В 1881 году он написал полотно «Аленушка». В основе картины лежит сказка «О сестрице Аленушке и братце Иванушке». В ней идет речь о том, что сестра присматривала за братиком, который не захотел слушать наставления  Аленушки, а ослушавшись ее, превратился козленочка.

Васнецов на картине изобразил один момент. Аленушка узнала о перевоплощении своего брата. Девочка пришла к пруду, присела на камень и начала горевать и сожалеть о том, что случилось. Позади Аленушки мы видим смешанный лес. Художник нарисовал высокие ели и березы, они стоят неподвижно. День кажется пасмурным, потому что солнце спряталось за тучками. Создается впечатление, что смеркается. Аленушка уселась на камень, ее ноги согнуты, руками она обхватывает колени. Свою голову она положила на руки. У нее длинные волосы, они выглядят слегка небрежными и запутанными. У девочки огромные глаза, в которых много грусти и печали. Она глядит будто вдаль. У нее красненькие щечки из-за волнения. На девочке надет сарафан темного цвета с нарисованными цветами. Она сидит босая. Ее ноги грязные это свидетельствует о том, что  девочка долго ходила в поисках братца. На данный момент она не думает о себе, все ее мысли посвящены Иванушке. Вокруг места, где сидит Аленушка, растет осока.

Вода в реке чистая, сквозь нее можно рассмотреть дно. В воде видно отражение девочки, оно слегка расплывчато. По плавающим в пруду желтым листьям можно сделать вывод, что на улице  осень. В воздухе парят ласточки, они символизируют надежду и веру в лучший исход.

Художник не сам придумал образ Аленушки. Он его срисовал с девочки с очень грустными глазами. Аленушка выглядит не как сказочный персонаж, а как обыкновенная девочка. На полотне изображена девочка грустная и печальная. По ней видно, что она сильно беспокоится о своем братце и переживает за него.

Когда смотришь на работу художника чувствуется вся боль, которую испытывает Аленушка. Девочке нельзя не посочувствовать. Ее глаза полны страданий. Ее хочется пожалеть, обнять и успокоить. Полотно «Аленушка» очень реалистичное и чувственное.

У Аленушки очень много положительных качеств. Художник хотел, что бы люди их заметили и увидели. Девочка была добродушной, любящей, трудолюбивой. Аленушка в своем детском возрасте была ответственной и заботилась не только о себе, но и о брате. Васнецов хотел, что бы все люди обладали такими качествами характера.

Описание №2

Одним из самых знаменитых и популярных произведений гениального русского художника Виктора Михайловича Васнецова  стало  полотно “Аленушка ”, созданное им в период с 1880 по 1881 год.

Сюжет этой картины был навеян народной русской сказкой   “Сестрица Аленушка и братец Иванушка ”. Устав от долгих поисков брата, юнная девушка грустно присела отдохнуть  на большом камне у лесного озера.

Заросшие осокой и травой берега водоема, застывшие на опушке леса деревья и даже прицы, не подвижно сидящие на ветках — все сопереживают и тревожатся вместе с сестрой о пропавшем братце Иванушке. Простая и естественная красота русской природы очень реалистично изображена автором на этой картине. Хотя листья почти все зеленые, желтый цвет уже появляется на ветках и становиться понятно, что скоро настанет осень. Удивительно подобранные краски и оттенки цветов ярко и самобытно подчеркивают всю красоту и прелесть русской природы.

Уставшая путница в тревоге сидит у воды. Скромное платье, красивое лицо  и яркие огнено- рыжие волосы, с большим талантом изображенные автором, показывают огромную любовь к простому человеку. В ее глазах застыли испуг и тревога, печаль и грусть. Глядя на ее испачканную и рваную одежду, становится понятно, что она очень долго ходила по лесу, ища убежавшего брата. Спутанные волосы и босые, покрытые пылью ноги, поникшая фигура и взволнованное выражение лица вызывают жалость и сострадание к ее горю. Вся картина пронизана печально-умиротворенным настроением, которое подчеркивается застывшими листьями деревьев и медленно плывущими облаками над головой. В этой сказочной картине автор сумел передать весь характер русского человека – простота и доброта, ответственность и трудолюбие, сострадание и мечтательность.

Хотя картина написана на основе сказочного сюжета, все чувства здесь самые настоящие. Яркий образ простой русской крестьянки настолько реалистично и правдиво изображен автором, что зрители чувствуют ее усталость и тоску, видят сумрачный летний день и слышат шум леса. Не возможно не сопереживать ее горю и надеяться на радостную встречу брата и сестры. В картине наглядно и полно показано единение простого человека и русской природы.

2, 4, 5, 6 класс

`

Аленушка

Аленушка

Популярные сочинения

  • Сочинение по картине Лунная ночь. Купальня в Феодосии Айвазовского (описание)

    Иван Константинович Айвазовский много путешествовал в своей жизни, но основным его местом жительства был Крым. Именно его художник считал своим домом, своей родиной. За свои 83 года жизни он не раз бывал в далёких путешествиях

  • Сочинение на тему Польза чтения

    Что может быть полезнее и приятнее чтения? Большинство умных людей достигли своего высокого статуса именно благодаря чтению литературы (в зависимости от её жанров и поджанров).

  • Сочинение про Приход весны

    Отпраздновав Новый год и Рождество, переждав Крещенские морозы, начинаешь ждать. Чего? Прихода весны, конечно! Пусть до её наступления ещё целый февраль, а про первый весенний месяц говорят: «марток – одевай семеро порток», это очень радостное ожидание.

Leave a Reply