Разное

О картине васнецова витязь на распутье – Урок изобразительной деятельности по теме «Былинная живопись. Рассматривание картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье»

Описание картины “Витязь на распутье” Васнецова – сочинение по теме

Виктор Михайлович Васнецов всем известен как сказочный живописец, на чьих полотнах оживают сцены из русских былин и сказаний. Работы мастера очень атмосферны, и в точности передают настроение героев, их мысли и чувства. Описание картины «Витязь на распутье» Васнецова поможет лучше понять замысел художника, его идею.

Мрачное раздумье

Работе над картиной «Витязь на распутье» Виктор Михайлович посвятил пятнадцать лет. В отличие от большинства других работ Васнецова – светлых, завораживающих, по-доброму сказочных – эта картина вызывает совсем иные чувства. В центре полотна расположен могучий богатырь на крепком коне. Он полностью готов к бою, и вооружен булавой, копьем, луком и крепким щитом. От вражеских стрел и ударов холодным оружием витязь защищен крепкой кольчугой и шлемом.

Видно, что воина одолели мрачные думы, склонившие его голову вниз. Состояние задумчивости, бессилие перед неизбежным усиливает опущенное к земле копье, а также верный боевой конь с понурой головой.

Непростой выбор

Причиной подобного состояния является мрачного вида камень, на котором начертано предостережение: «Как пряму ехати – живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Подобная надпись явно не оставляет воину никакого выбора. По его амуниции понятно, что он должен выполнить какое-то важное боевое задание, и не может повернуть назад. Он осознает, что впереди его ждет верная смерть, и мысленно собирается с силами, чтобы как можно дороже отдать свою жизнь. Крепкий, сильный воин не хочет погибать раньше времени, но честь и достоинство для него превыше всего.

Тяжелая атмосфера

Усиливает ощущение подавленности и особый фон. На картине изображена мрачная безлюдная местность, выполненная в тоскливых серых, бурых, сизых оттенках. Тут и там разбросаны человеческие кости. Очевидно, они принадлежали смельчакам, нашедших здесь свой последний приют. Каркающее воронье, предзакатные сумерки создают тоскливое впечатление. Становится понятно, что этого могучего воина на прекрасном белом коне ждет горькая участь, и он обречен на погибель.

Эту картину можно по праву назвать одной из наиболее глубоких и философских работ живописца, побуждающих к размышлению на тему добра и зла, подлости и благородства, выбора жизненного пути. Описание картины «Витязь на распутье» позволит лучше понять идею художника – каждый волен поступать так, как велит его честь и совесть.

Самые популярные материалы января для 4 класса:

О картине Васнецова «Витязь на распутье»

Всем известен сюжет картины Васнецова «Витязь на распутье». Однако, если наших современников попросить рассказать, а что было потом, то, к сожалению, в большинстве случаев такой вопрос вызывает ступор и в лучшем случае — воспоминания о том, что поедешь куда-то там убитому быть.

А полный набор поездок в различных интерпретациях разнится и в сумме состоит из четырёх направлений, каждое из них является своего рода тестом на независимость поведения витязя от власти страстей, инстинктов и культурно обусловленных притязаний.

«Поедешь туда-то — убитому быть». Тест на что? На неподвластность инстинкту самосохранения. Потому что, ежели даётся обещание убитому быть, то инстинкт самосохранения подсказывает: «А зачем туда ехать?» Ехать туда надо в целях зачистки территории от зла. Но для того, чтобы зачистить территорию от зла, надо обладать определёнными навыками, кроме того, быть неподвластным этому самому инстинкту самосохранения.

Следующая поездка: «Поедешь туда-то – женатому быть». Тест на что? На неподвластность половым инстинктам. Но сюжет разворачивается следующим образом. Едет в указанном направлении, обнаруживает терем. Из терема выходят барышни-красавицы, разоблачают от оружия, ведут в горницу, там пир горой. Дальше спаленка. Приходит в спаленку, ложится на постель. Постель проваливается, оказывается в подвале. А из подвала прямиком дорога на рынок рабов. Либо в покойники.

По сути, этот вариант приемлем, но только когда витязь обладает развитой интуицией, подвох видит загодя, и поэтому, как только барышни появляются, то косы мотает на кулак, и барышень на ту же кроватку и они проваливаются в тот же подвальчик. Всё нормально. Актуально. Поскольку, в ряде армий мира, в частности, в израильской, в ливийской при Каддафи, был женский спецназ, а половые инстинкты учат чему? Что нельзя женщину бить, надо подчиняться, то действительно актуально и по наше время.

Следующая поездка: «Поедешь туда-то — богатому быть». Едет. Приезжает в город, а там безвластие: предлагают княжение, предлагают богатство. Варианты, какие? Принять княжение. А что будет потом? Потом предстоит работа, которую Киплинг в одном из произведений охарактеризовал словами:

«Нет хуже работы пасти дураков».

Потому что, если в городе уже есть безвластие, то это значит, что это следствие его внутренних раздоров: они не в состоянии сформировать власть, которая бы отвечала общественным интересам. По той причине, что либо сами не понимают, как должно жить по-человечески, либо там демоны плетут интриги друг против друга. И соответственно, никакая власть не может устоять, пока не выкосит демонов. Соответственно, если он принимает княжение, он обречён погибнуть в интригах. Если он не принимает княжение, то ребята вынуждены решать свои проблемы сами. А поскольку проблемы решаемы, то никаких бед не происходит.

Четвёртая поездка: «Поедешь туда-то — коня потеряешь». Едет. Из леса выбегает волк, нападает. Дальше он говорит волку: «Цыцъ». Волк говорит: «Ага, понял». И начинает служить богатырю. С чем этот последний эпизод соотносится, и какая из поездок самая значимая?

А самая значимая — последняя поездка. Хотя, кажется, ну ладно, задерёт волк коня. Какая разница? Ну, богатырский конь — штука дорогая, но, тем не менее, потеря всё-таки восполнимая. У Лермонтова есть стихотворение «Пророк» и там есть слова:

«Завет предвечного храня, мне тварь покорна там земная».

То есть, богатырь, это не профессиональный дрессировщик. Волк не из цирка. Но, согласно предопределению Всевышнего, миссия человека на Земле – быть наместником Божьим, и, соответственно, всё, что есть на Земле, должно ему подчиняться. И, соответственно, если богатырь – носитель человечного типа строя психики, то волк безропотно согласен ему служить.

Возникает вопрос — простая ли это сказка? И отражение чего несёт на себе это творение русской народной культуры?

МѢра за меру

когда в картине главное эпичность


«Богатыри» В. М. Васнецова

Мельчайшие, написанные с предельным тщанием и археологической достоверностью детали картины — одежда богатырей, их вооружение, убранство коней — подчинены общей идее произведения и, не отвлекая внимания в сторону «археологии», лишь усиливают общее впечатление полнейшей жизненной и исторической правдивости этого подлинно народного полотна.
Замечательные полотна. Л., 1966. С. 298

Искусство и история. Несколько слов для тех, кто читает статьи в «ВО» наспех, через строчку, или прочитывает в них то, чего там никогда не было. Данная статья не отнюдь не попытка оскорбить, умалить или принизить значимость для культуры России полотна «Богатыри» (да-да, именно таково название этой знаменитой картины, а вовсе не «Три богатыря», так ее стали уже позднее называть в просторечии!), написанного Виктором Михайловичем Васнецовым. Но это одновременно и ответ на содержащийся в эпиграфе панегирик к этой картине. Совершенно очевидно, что талантливый художник имеет право изображать на своих полотнах образцы материальной культуры весьма далекими от реальности, как это сделал, например, Леонардо да Винчи в картине «Битва при Ангиаре», и что его искусство вполне может быть условно, если это искусство настоящее. Вот если художник не слишком талантлив и никаких особых идей в картину не вкладывает, то тогда ему следует изображать все фотографически точно. Другое дело, если он умеет передать своей кистью дух явления, наполнить свое полотно некоей потусторонней силой, тогда любые вольности ему будут простительны. Не бытописательство его цель, вот и все!

Однако, зная это, нам следует знать и то, насколько достоверно изображены им те или иные предметы из той же «археологии» на данном полотне! И можно ли им доверять с точки зрения исторической. Причем картина «Богатыри», как, пожалуй, ни одна другая, позволяет это сделать.

«Богатыри» Васнецова: когда в картине главное эпичность
Первый набросок картины «Богатыри», 1871—1874 гг.
Сначала немного истории. Идею картины о богатырях Васнецов вынашивал больше двадцати лет. А говорил о ней он так: «Может, я не всегда работал над «Богатырями» с должным усердием и напряженностью, но они неотступно были передо мною, лишь к ним влеклось сердце и тянулась рука! Это – мой творческий долг». Время тогда было такое, что художники ранга Васнецова даже малозначительные детали рисовали с натуры, да еще и по нескольку раз. Использовали артефакты Оружейной палаты Кремля, а уж позировать им почиталось за честь, и немалую.

Вот и Илью Муромца для своих «Богатырей» В. М. Васнецов написал с абрамцевского крестьянина-извозчика Ивана Петрова. В роли прототипа юного Алеши Поповича выступил сын мецената Саввы Мамонтова Андрей, в имении которого в Абрамцеве Васнецов гостил вместе с семьей. Что же касается Добрыни, то искусствовед Николай Прахов считал, что его лицо является собирательным образом Васнецовых — отца художника, его дяди и отчасти самого живописца. Хотя есть и такая версия, что Добрыня был написан с художника В.Д. Поленова. Что до лошадей, то тут все просто: все они принадлежали Савве Мамонтову, так что были у художника всегда под рукой.

«Богатыри» Васнецова: когда в картине главное эпичность
Этюд Васнецова для картины «Богатыри». 1876 год
Когда полотно было представлено для всеобщего обозрения в 1898 году, его по достоинству оценила и публика, и критика. А известного коллекционера П. М. Третьякова она настолько поразила, что он долго стоял перед ней и сразу же предложил купить. На персональной выставке Васнецова в марте-апреле 1899 г. она также привлекла внимание публики, да это и неудивительно. Такой силой и самобытностью веет от нее, что их просто ощущаешь физически, достаточно лишь немного постоять возле этого полотна.

Раньше герои былин считались исключительно вымышленными персонажами, однако историки выяснили, что «настоящий» Илья Муромец, например, родился в городе Муроме в XII веке. Под именем Илия он был похоронен в Киево-Печерской лавре, а в 1643 г. причислен к лику святых. Сохранились его мощи, по которым даже выяснилось, что у него были проблемы, а рост составлял около 182 см. В то же время встретиться вместе богатыри могли бы лишь на картине художника. Когда Илья был молодым, Добрыня был уже старцем, а Алеша Попович еще мальчиком. Кстати, в реальности витязь Александр Попович был отнюдь не поповичем – «поповским сыном», а ростовским боярином, воевал в дружинах Всеволода Большого Гнезда, Константина Всеволодовича и Мстислава Старого, и погиб в битве на Калке в 1223 г.

«Богатыри» Васнецова: когда в картине главное эпичность
«Шлем с Деисусом» (Оружейная палата Московского Кремля)
Ну а теперь давайте внимательно рассмотрим эту картину с точки зрения оружиеведения, то есть те образцы оружия и доспехов, которые на ней изображены. Начнем с фигуры крайней слева – Добрыни Никитича. На голове у него так называемый «шлем с Деисусом» или «колпак греческий». И известен единственному образцу, который находится в Оружейной палате Московского Кремля и очевидно, что именно с него-то он и был нарисован. Шлем датируется XIII—XIV веками, но в Византии мог употребляться и раньше. В описи 1687 года о нем сказано так: «Шапка с Деисусом железная, травы мелкие наведены золотом и серебром. Ветха, не вооружена. По нынешней переписи 1687 года и по осмотру, та шапка против прежних переписных книг сошлась. Цена шестьдесят рублев, а в прежней описной книге написана пятая». По венцу шлемы насечкой и золочением были сделаны изображения вместе с надписями на греческом языке. Можно увидеть фигуры Вседержителя, Богородицы, Иоанна Крестителя, двух Ангелов-Хранителей, двух Херувимов и двух Евангелистов, один из который св. Николай Чудотворец.«Богатыри» Васнецова: когда в картине главное эпичность
Богатырь Добрыня
Такой шлем мог употребляться с кольчужной бармицей, и Васнецов ее нарисовал. Ну а выбор типа шлем очевиден. Скорее всего так художник хотел показать культурную связь Руси с Византии, а также и религиозность богатыря, шлем которого недаром украшают изображения святых. Удивительна внешность Добрыни. Если мы посмотрим на рисунки и гравюры в таком журнале, как «Нива», то увидим, что именно такими изображались у нас в то время скандинавы и германцы, герои «Песни о Нибелунгах», а отнюдь не славяне. Надеть на него шлем с крыльями, и перед нами будет ну точно Тор или Один.«Богатыри» Васнецова: когда в картине главное эпичность
Эмиль Дёплер. «Пир на Валгалле», 1905 г. Крайний правый персонаж…
Очень интересны на Добрыне доспехи. Прежде всего это пластинчатая броня из металлических прямоугольников, нашитых на синюю ткань. Потом на нем надета кольчуга с короткими широкими рукавами. Но у него также и предплечья затянуты в кольчугу, причем с металлическими браслетами у запястья.

Размеры пластинок и их форма не позволяют идентифицировать этот доспех ни как колонтарь, ни как что-нибудь другое. И уж тем более для XII – XIII вв. «богатырской эпохи» совершенно «неактуальна» кольчуга с рукавами до запястья, да еще и в обтяжку. Словом, тут мы имеем дело с фантазией автора, хотя она практически и не бросается в глаза. Почему-то он не стал обряжать Добрыню вот в этот колонтарь, хотя и вполне мог бы.

«Богатыри» Васнецова: когда в картине главное эпичность
Колонтарь с рукавами из ГИМа, №68257. Корх А.С. Куликовская битва. 600 лет. Государственный Исторический музей. М. Внешторгиздат, 1980 г.
Щит Добрыни больше бросается в глаза, поскольку он красный, да еще и усыпан бляшками. Само их обилие вызывает сомнение. Подобного рода находки неизвестны. Но особенно нетипичен умбон. Он должен был иметь полусферическую либо цилиндроконическую форму, и размер его должен быть таким, чтобы под ним пряталась согнутая в кулак кисть руки.

Очень интересный у Добрыни меч. Это типичный скандинавский меч, с трехчастным навершием и слегка изогнутым в сторону острия перекрестием. Узор и на нем, и на перекрестии типично норманнский. Похожих мечей, так же, как и умбонов, много в «типологии Петерсена» — энциклопедическом издании «Норвежские мечи эпохи викингов» (Ян Петерсен «Норвежские мечи эпохи викингов. Типохронологическое изучение оружия эпохи викингов». СпБ. Альфарет, 2005). Похоже, Васнецов ничего плохого в «норманнской теории» не видел, или по крайней мере, не считал, что нашему богатырю может быть почему-то зазорно пользоваться мечом «скандинавского происхождения». Правда, точный тип меча «по Петерсену» по картине определить затруднительно, но то, что это меч скандинавский, несомненно.

В общем, на мой взгляд, Добрыня на картине (если не принимать во внимание щит без умбона) выглядит как… скандинавский конунг, побывавший на службе в Византии. Там он приобрел характерные для греков пластинчатые доспехи и две кольчуги, надеваемые одна под другую, богатый греческий шлем, а меч с «родной» позолоченной рукоятью он сохранил свой собственный.

«Богатыри» Васнецова: когда в картине главное эпичность
Илья Муромец
Фигура этого богатыря одета художником более просто: кольчуга, правда с красивой фибулой на левом плече, очень простой шлем. Видно, что у него сзади колчан со стрелами, а значит есть и лук, однако его не видно. Главное, на что обращает внимание зритель — это копье и внушительных размеров булава с небольшими и совсем нестрашными шипами. Копье тоже очень внушительное, но к нему есть вопросы. Илья – всадник, витязь, а значит у него должно быть и всадническое копье. То есть наконечник иметь… «крылышки», чтобы после копейного удара копье не пробивало бы «объект атаки» насквозь, и у его обладателя был бы шанс (пусть и небольшой!) извлечь его и использовать повторно. Конечно, известны наконечники копий и без крылышек. Однако уже в коннице Каролингов они использовались в обязательном порядке. То есть в идеале сам наконечник копья должен быть уже и обязательно иметь перекрестие. И Васнецов вполне мог его нарисовать. Но почему-то не стал…«Богатыри» Васнецова: когда в картине главное эпичность
Наконечник с перекрестием из Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Длина 223 см. Вес 2579,8 г
Точно так же совершенно фантастический облик имеет и булава, которая висит у Муромца на запястье. Причем, видимо именно изображение этой булавы следует считать фирменной «фишкой» Васнецова – раз нарисовав, он повторяет ее снова и снова. Мы видим эту булаву на его картине «Битва скифов со славянами», написанную им в 1881 году; ей же вооружен (правда, без шипов) «Витязь на распутье» 1882 года. Хотя на более раннем его полотне «После побоища Игоря Святославича с половцами» 1880 года у изображенной там булавы мы видим весьма впечатляющие шипы. «Богатыри» Васнецова: когда в картине главное эпичность
«Битва скифов со славянами» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)
«Богатыри» Васнецова: когда в картине главное эпичность
«Витязь на распутье» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)
Получается, что художник сознательно стремился к тому, чтобы придать облику Муромца облик максимально возможного миролюбия. То есть «шипы» на его булаве хотя и есть, но так малы, что никакой особой роли не играют. Но самое интересное, что эта его булава чисто сказочная, вернее «былинная», потому что подобное оружие в реальности не существует. То есть булавы с грушевидным навершием известны, но они имеют совершенно другие пропорции. Видеть турецкие парадные булавы похожих очертаний Васнецов мог в Оружейной палате Московского Кремля. Внешний их вид явно запал ему в душу, и он развил его в нечто реально не существовавшее, но производящее очень даже достоверное впечатление.«Богатыри» Васнецова: когда в картине главное эпичность
Булава из фондов Оружейной палаты
А теперь представим себе на мгновение, что художник вооружил бы Илью настоящей, музейной булавой. Смотрелась бы она на картине? Однозначно нет. Или это было бы устрашающего вида оружие, утыканное шипами, скорее говорящее о кровожадности его хозяина, нежели о его миролюбии, или… «шарик на палочке», совершенно не вяжущийся с богатырским обликом Ильи. Гениально? Да гениально, хотя и не исторично. Не исторично – зато эпично!«Богатыри» Васнецова: когда в картине главное эпичность
Индо-персидская булава с грушевидным навершием из Метрополитен-музея в Нью-Йорке
«Богатыри» Васнецова: когда в картине главное эпичность
Навершие этой булавы крупным планом
Вот щит… он явно круглый, металлический с умбоном и тоже явно перекочевавший сюда с картины «Витязь на распутье», но… дело в том, таких щитов на Руси в то «богатырское время» еще не было! Это типичный турецкий калкан, который распространился у нас в XVI веке, так что тут Муромцу более подошел бы миндалевидный, большой, «червленый» щит. Ну, вот что-то вроде щитов у билибинского «Красного всадника» 1899 года и у прочих его богатырей. Хуже картина от этого бы не стала.«Богатыри» Васнецова: когда в картине главное эпичность
Булава с грушевидным навершием короля Карла Х из Королевского арсенала в Стокгольме.
«Богатыри» Васнецова: когда в картине главное эпичность
Булава с грушевидным навершием из Декана, Индия. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. На руке у Ильи Муромца она бы явно не смотрелась!«Богатыри» Васнецова: когда в картине главное эпичность

Булава с шипами, Италия, Милан, вторая половина XVI века. Собрание Уоллеса, Лондон. И вот такая булава тоже бы не смотрелась, хотя и существовала реально

«Богатыри» Васнецова: когда в картине главное эпичность
Алеша Попович
Последний третий богатырь самый молодой и, видимо, поэтому одет в самые «молодые» для Руси доспехи. На нем и шлем, и кольчужно-пластинчатый панцирь явно восточного образца. Ну и, конечно, прекрасно выписан лук, опять-таки из коллекции Оружейной палаты.«Богатыри» Васнецова: когда в картине главное эпичность
Шлем XVIII – XIX вв. Индия или Персия. Вес 1780,4 г (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Интересно, что на шее у него гривна и цепь, и перстень с камнем на пальце, и кольцо, да и пояс с набором у него богатый, то есть любит у Васнецова Алеша пофорсить, да и как без этого, коли он и внешностью удался, и как же в таком случае «добру молодцу» да без красивого «узорочья»? Про гусли у седла пишут все, а вот что перекрестие и навершие меча имеют определенное сходство с этими деталями меча Карла Великого «Жауйез» как-то никто внимания не обращал, хотя такое сходство есть. Правда, у французского меча концы перекрестия явно длиннее.«Богатыри» Васнецова: когда в картине главное эпичность
Рукоять Жуайеза (Лувр, Париж)
«Богатыри» Васнецова: когда в картине главное эпичность
Можно ли было одеть Алешу как-то иначе? Да, можно. Вот, например, как на иллюстрации из книги А.В. Висковатого «Историческое описание одежды и вооружения российских войск, под ред. Висковатова А.В., Часть 1. СПб. Воен. тип., 1841-1862. Илл. 95». Как видите, и лук у него точно такой же, и сабля явно восточного образца. Доспех – колонтарь с оплечьем, а на голове – «шапка бумажная». Но, в принципе, это абсолютно ничего не дало бы для раскрытия его образа, просто была раскрашенная иллюстрация «из Висковатого»
Мы не знаем, о чем думал художник, создавая это свое гениальное полотно. Он не оставил воспоминаний о том, как он писал эту картину. Но невольно приходит на ум мысль, что Добрыня символизирует Византию и варягов, Алеша – это Восток, с которого к нам приходило восточное оружие и традиции лучного боя, а вот Илья Муромец воплощает собой объединяющую силу русского народа, он стоит между Западом и Востоком, как самый сильный, могучий и мудрый.

Так что да, есть картины, в которых историчность принесена в жертву эпичности, но если их пишет мастер, то их качество от этого совсем не страдает, просто мы понимаем, что художник сместил ряд акцентов для большей выразительности и… все! Идея над всем главенствует и при этом главенствует мастерски!

А теперь представим, что Васнецов не был бы… тем, кем он был, а нарисовал бы трех богатырей разного возраста одного времени и принадлежавших к одной культуре. Это могли быть отличная иллюстрация к находке погребения «Черная могила» или воины в «шлемах Ярослава Всеволодовича» — у кого богаче, у кого беднее. Вся тройка могла бы иметь либо круглые с умбоном, либо миндалевидные щиты и… что в итоге у нас бы получилось? И сравнились бы эти богатыри с известными нам богатырями?!

Урок изобразительной деятельности по теме «Былинная живопись. Рассматривание картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье»

Программное содержание. Продолжать формировать у детей интерес к былинной живописи, ее героям. Способствовать эмоционально - нравственному сопереживанию художественному образу, его настроению, развивать творческое воображение, фантазию, образное мышление, умение общаться по поводу увиденного.

Продолжать подводить детей к видению художественного образа как единства содержания и средств выразительности путем анализа логических связей содержания с языком живописи, понимания главной идеи сюжета – витязь на распутье, то есть перед выбором своей дороги, своей судьбы. Обратить внимание на рисунок, передающий состояние раздумья витязя, — поза, особенности старинной одежды русского богатыря, вооружения, внешний вид и изображение его коня. Рассмотреть характерные детали окружающей среды, обогащающее понимание сюжета картины: предупреждающие, устрашающие, зловещие – черепа человека и коня, огромные камни, напоминающие черепа великанов, черные зловещие вороны, тревожный закат.

Цветовой колорит картины объединяет контрастные тона: холодные, гаснущие в свете вечернего заката, зеленые тона травы, сине- фиолетовые дали, лиловые облака; теплые — желто – оранжевая полоса заката, его отблески на камнях, витязе, белом коне, красное копье в руках воина. Все это создает настроение тревожности, таинственности, опасности. Противопоставление светлой фигуры на темном фоне ярко выделяет ее и звучит как символ борьбы двух сил — добра и зла. Красное копье указывает на череп — как предостережение.

Продолжать закреплять у детей представление о былинной живописи, ее особенностях, средствах выразительности. Развивать умение последовательно и внимательно рассматривать художественную картину, высказывать собственное мнение по поводу увиденного в развернутых оценках и суждениях, образных словах и выражениях. Обогащать речь детей словами: “витязь”, “богатырь”, “доспехи”, “шлем”, “кольчуга”, “копье”, “колчан со стрелами”, “булава”, “щит”, “сбруя коня”, “булатный меч”, “распутье”, “алатырь- камень”.

Подготовительная работа. Продолжать детей знакомить детей с былинами. Возможна экскурсия в Этнографический музей для ознакомления с вооружением древнерусских воинов. Рассматривание иллюстраций в книгах к былинам. Чтение и беседа по былине “Три поездки Ильи Муромца” (“ Былины”. Под ред. Ю.Г. Круглова, М., 1993.)

Материалы. Репродукция картины “Витязь на распутье” В. М. Васнецов. (Рис. 1) Акварельные краски, кисти, палитры, баночки с водой, лист бумаги в форме палитры на каждого ребенка.

Ход занятия

Дети сидят перед картиной.

Воспитатель. Перед вами картина на сюжет былин Древней Руси, тогда в ней жили отважные, могучие богатыри, защитники Отечества. Художник Виктор Михайлович Васнецов назвал свое произведение “ Витязь на распутье”. Как вы думаете, кто же такой витязь? ( Ответы детей). Так в древности называли богатыря. Храброго воина. А что такое распутье? От слова — “путь”, “ дорога”. А распутье – это несколько дорог “ перепутались” в одной точке – перекресток. Стоять на распутье – значит находиться в состоянии раздумья, сомнения, нерешительности. Помните былину “Три поездки Ильи Муромца” ? Выехал как- то Илья Муромец из города Мурома, из села Карачарова и в чистом поле увидел алатырь - камень ( большой камень на перекрестке дорог). И от камня лежат три дороженьки. И на нем было написано:

“По первой дороженьке ехать — убитым быть,
По другой дороженьке ехать — женатым быть,
По третьей дороженьке ехать — богатым быть”.

Художник В.М. Васнецов любил русские былины и написал несколько картин на их темы. Вот эта картина о русском витязе, который, подобно Илье Муромцу, остановился перед огромным камнем на перепутье дорог, а на камне высечены пророческие слова:

Как прямо ехати –
Живу не бывати,
Нет пути ни проезжему,
Ни прохожему, ни пролетному.
Направо ехати – женату быти,
Налево — богату быти.

Читает эти слова витязь и раздумывает: куда же ехать? Какую дорогу выбрать, а может, и судьбу? Боевой мощный конь тоже вроде призадумался, низко склонив голову.

Таинственны и зловещи краски окружающей природы. Назовите холодные тона. (Ответы детей). Блекло- зеленые, зеленовато – бурые, зеленые и светлые тона гаснут в свете вечерней зари. Мы видим также ярко — желтые, лиловые, серые, черные, фиолетово- синие. А какие теплые краски? (Ответы детей). Оранжевые, красновато — оранжевые – отблески закатного солнца; красное копье, белый конь. Какое настроение создают эти контрастные цвета? Тревожности, опасности, предостережения. Цветовое противопоставление здесь — светлая фигура витязя на темном фоне окружающей природы. Посмотрим, на что указывает огромное красное копье всадника. На череп человека и лошади - зловещие знаки опасности. Что за черные птицы сидят с права на камне? Это черные вороны. Один прямо летит на богатыря, мы слышим их карканье и чувствуем приближение беды.

Расскажите, как одет воин. Какое у него оружие? В Этнографическом музее мы видели настоящие, такие же, как на витязе, доспехи и оружие русских воинов Древней Руси. В.М. Васнецов тоже изучал и внимательно рассматривал все эти вещи, делал с них зарисовки. Поэтому на картине они изображены детально.

А теперь подумайте и скажите. Почему художник выбрал такой формат полотна? Что этим он хотел сказать? Полотно представляет вытянутый по горизонтали прямоугольник с высокой линией горизонта, что позволило художнику показать бескрайность русских просторов, беспредельность земли, по которой можно долго- долго ехать и не встретить ни одного человека, ни какого жилья. А тут перед тобой перекресток – пересечение нескольких дорог, да еще такое зловещее предостережение…И куда ехать? Какую выбрать дорогу? И что там ждет – жизнь или смерть? Витязь совсем один, ему не у кого спросить совета. Надо самому определяться. Вот почему он стоит в раздумье.

Фигура всадника изображена на переднем плане, она вырастает над линией горизонта, становится огромной, величественной, значимой. Такому воину не страшны никакие темные силы. Победно выглядит и мощная фигура белого боевого коня — друга и соратника воина. Он – как символ чистоты, веры в победу. Посмотрите, какой интересный сюжет придумал художник! Вам нравится эта картина?

А сейчас возьмите краски, кисточки, палитры и составьте цветовую гамму картины. Положите на палитру крупные цветовые пятна, которые преобладают на полотне, а рядом — более мелкие, те, что использованы, но в небольшом количестве. Посмотрим, кто точнее определит цветовое звучание произведения, увидит, какое количество теплых и холодных тонов и оттенков использовал художник.

(После выполнения задания рассмотреть палитры и определить те, которые выполнены верно, отметить наблюдательность детей, увидевших большее количество цветовых тонов и оттенков. Подчеркнуть взаимосвязь колорита с вызываемым им настроением.)

Сочинение по картине В. М. Васнецова «Витязь на распутье»

Сочинение по картине В. М. Васнецова «Витязь на распутье»

Виктор Михайлович Васнецов — талантливый рус­ский художник, родился в 1848 году в Вятской губер­нии, в селе Лопьял Уржумского уезда. Отец мальчика был сельским священником, умным и образованным человеком. Именно отец стал первым учителем рисо­вания для Виктора Васнецова. Начальное образова­ние Васнецов получил в духовном училище, потом в духовной семинарии. Кроме того, юноша постоянно рисовал, практиковался в копировании с литографий, увлекался графикой.

В. М. Васнецов создал множество удивительных работ. Он стал одним из основоположников нацио­нально-романтического варианта русского модерна.

Картина «Витязь на распутье» — это одна из самых знаменитых работ художника. Первые карандашные наброски и эскизы к этому произведению появились в начале 1870-х годов. В 1877 году Виктор Михай­лович написал этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» со своего брата Аркадия. В то время художник пре­бывал под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники».

Первый вариант картины был завершён в 1877 го­ду. Полотно было выставлено на VI Передвижной выставке 1878 года. В 1882 года был создан окон­чательный вариант картины. Она предназначалась в качестве подарка для Саввы Ивановича Мамонтова.

На камне можно разглядеть надпись, которая соот­ветствует текстам былины. Сам Виктор Михайлович Васнецов писал в письме, адресованном Владимиру Стасову:

«На камне написано: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролётному». Следуемые далее надписи: «Направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны, я их спрятал под мох и стёр частью. Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии».

Критик Стасов высоко оценил картину.

Когда художник создавал начальные эскизы, лицо витязя было повёрнуто к зрителю. Но когда картина была завершена, размер холста заметно увеличился. Фигура зрителя выглядела более монументальной. В первых эскизах была изображена дорога. Но потом художник отказался от неё. Это было сделано для большей выразительности — у витязя не должно быть другого выхода, чем тот, который указан на камне.

Для Васнецова былинная тема всегда имела огром­ное значение. Ещё в ранних своих произведениях он обращался к былинам. Так были созданы картины «Богатырь» (1870), «Богатыри» (1898) и «Богатырский скок» (1914). Сюжет «Витязя на распутье» был воспро­изведён на надгробии самого Виктора Михайловича Васнецова.

Сюжет картины очень интересен, он восходит к древним былинам. Сильный и бесстрашный богатырь оказался в чистом поле. Здесь зловещая атмосфера — небо недоброго красного цвета, кружатся в нем чёрные птицы. Всё вызывает тревогу.

Как тут не остановиться и не задуматься. Куда же богатырю теперь путь держать? Камень олицетворя­ет жестокую и неотвратимую судьбу. Каждый путь по-своему опасен, даже если он на первый взгляд кажется заманчивым.

Цвета картины только подчёркивают тревожное настроение, которое ощущается в самом сюжете про­изведения. Череп и кости, кружащиеся вороны, доро­га, которой конца-краю не видно — всё это заставляет задуматься о бренности всего земного. Историко­бытовая тема очень привлекала художника. И кар­тина была создана в особой манере, свойственной Васнецову — свободной и живописной.

Цикл работ, которые были созданы по сюжетам былин и русских сказок, оказались совершенно новым словом и изобразительном искусстве. Васнецова стали считать «художником-сказочником». На самом деле его интересовали и привлекали былины, сказки и сама русская старина. Даже дом художника выглядел как деревянная изба.

Картина «Витязь на распутье» может восприни­маться как олицетворение судьбы самого Виктора Васнецова. Он был художником-передвижником, со­здавал жанровые композиции на остросоциальные темы, которые тревожили передовых людей того вре­мени. Однако былинные и сказочные мотивы настоль­ко захватили его, что проблемы современности ушли на второй план. Васнецов рисковал подвергнуться осуждению общественности, но русская старина бо­лее привлекала его. Иными словами, в жизни самого художника вставал вопрос о выборе пути.

Вопрос выбора в рамках человеческой жизни все­гда очень и очень непрост. Можно выбрать любой путь. И откроется широкая дорога. Но пройти её удастся далеко не каждому. Ждут на пути нелёгкие испытания, для преодоления которых потребуются силы, мудрость, решительность.

На холсте художника выбор пути приобретает поистине эпическое значение. Опечаленный богатырь согнулся перед старинным камнем. Судьбу нельзя обмануть, она настигнет и воздаст по заслугам.

В центре композиции находится сам богатырь. Мы не видим лица Ильи Муромца, он открывается сбоку со спины. Монументальная фигура витязя говорит о его силе и решимости. Богатырь не боится встретить на пути врагов. Он хорошо вооружён копьём, булавой. Есть у него щит и колчан, полный стрел. У Ильи Муромца мощный боевой конь белого цвета. Если на пути встретится враг, Илья Муромец обязательно одержит победу.

Но противиться судьбе не может ни один из смерт­ных. Поэтому старинный камень с предсказанием вызвал у витязя тяжкие раздумья. Потусторонние силы всегда готовы вмешаться с жизнь людей. И тут никакая сила и решимость не смогут помочь. Вот поэтому так задумчив богатырь. Он склонил голову, размышляя над мрачными словами, начертанными на камне. Поза коня также выражает задумчивость и со­мнение. Конь склонил головы, словно он чувствует настроение своего хозяина.

Мрачный задний фон картины полностью соот­ветствует общей атмосфере. Местность здесь непри­ветливая, болотистая. Преобладают серые, бурые, зелёные цвета, что вызывает скрытую тревогу, печаль. На земле разбросаны кости. Здесь когда-то давным- давно нашли последний приют несчастные путники. Что случилось с ними? Может быть, они погибли в неравном бою… Или их растерзали дикие звери…

Сильный и бесстрашный воин, оказавшись на распутье, не может не чувствовать свою уязвимость и беспомощность перед лицом судьбы. На чужбине всегда нелегко. Здесь никто не поддержит, и нужно надеяться только на свои силы. Очень важно принять верное решение. От этого зависит не только выбор пути, но и вся дальнейшая жизнь.

Сочинение по картине В. М. Васнецова «Витязь на распутье»

Оцените пожалуйста этот пост
На этой странице искали :
  • сочинение по картине витязь на распутье
  • сочинение по картине васнецова витязь на распутье
  • сочинение витязь на распутье
  • витязь на распутье сочинение
  • сочинение на тему витязь на распутье

Сохрани к себе на стену!

Файл:Витязь на распутье (1878).jpg — Википедия

Логотип Викисклада

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску

Краткое описание

Виктор Михайлович Васнецов: Витязь на распутье
Автор
Название «Витязь на распутье»

title QS:P1476,ru:»Витязь на распутье»

label QS:Lru,»Витязь на распутье»

label QS:Lde,»Ritter am Scheideweg»

label QS:Len,»Knight at the Crossroads»

label QS:Lfr,»Le Chevalier à la Croisée des Chemins»

Тип картина

object_type QS:P31,Q3305213

Дата 1878

date QS:P,+1878-00-00T00:00:00Z/9

Техника масло, холст

medium QS:P186,Q296955;P186,Q12321255,P518,Q861259

Размеры Высота: 79 см; Ширина: 147 см

dimensions QS:P2048,79U174728;P2049,147U174728

Коллекция Серпуховский историко-художественный музей
Текущее местонахождение

Абрамцевский зал

Ссылки serpeika.com
russianmuseums.info, image
Источник/Фотограф 1. museum.ru
2. picture.art-catalog.ru
3. allart.biz
Другие версии
  • Файл:Витязь на распутье (1878).jpg

    Version of 1882 in the Russian Museum

Лицензирование

Это изображение является точной фотографической репродукцией оригинального двумерного произведения изобразительного искусства. Данное произведение изобразительного искусства само по себе находится в общественном достоянии по следующей причине:
Public domainPublic domainfalsefalse
Public domain

Это произведение находится в общественном достоянии в тех странах, где срок охраны авторского права равен жизни автора плюс 80 лет и менее.


Это произведение находится в общественном достоянии (англ. public domain) в США, так как оно было опубликовано до 1 января 1925 года.

Этот файл был определён как свободный от известных ограничений авторского права, а также связанных и смежных прав.

Официальная позиция, занятая «Фондом Викимедиа», заключается в том, что «точные репродукции двумерных произведений изобразительного искусства, находящихся в общественном достоянии, также находятся в общественном достоянии, и заявления об обратном представляют собой нападки на саму концепцию общественного достояния». Для получения подробной информации см. Commons:When to use the PD-Art tag.
Эта фотографическая репродукция, следовательно, также считается находящейся в общественном достоянии.

Просим учитывать, что в зависимости от местного законодательства повторное использование этого контента может быть запрещено или ограничено в вашей юрисдикции. См. Commons:Reuse of PD-Art photographs.

История файла

Нажмите на дату/время, чтобы посмотреть файл, который был загружен в тот момент.

Использование файла

Следующие 3 страницы используют данный файл:

Глобальное использование файла

Данный файл используется в следующих вики:

Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению.

Leave a Reply