Разное

Национальные куклы – Куклы в народных костюмах (любая национальность на заказ) – заказать на Ярмарке Мастеров – G925RRU

Содержание

Из истории русских народных кукол

Я очень люблю кукол. Куклы бывают разные. И, разумеется, в какой-то момент приходит вопрос: а как все начиналось? Какими были первые русские куклы?

Особенностью русских народных кукол является то, что их делали изначально без использования ножниц и иголки. Этим и объясняются названия некоторых из них — рванка (ткань не резали, а рвали руками), мотанка (куклу мотали из ткани с помощью ниток).

Из истории русских народных кукол, фото № 1

Русские народные куклы безлики. Изначально считалось, что кукла должна быть безликой, чтоб в нее не вселились злые духи и не навредили хозяину куклы. Да и сейчас психологи считают, что безликая кукла полезна. Лицо человека выражает самые разные эмоции, меняется в зависимости от настроения. Лицо же куклы — всегда одинаково. А когда лицо не прорисовано — его можно увидеть каждый раз разным.

Чтобы воздух в избе был чистый, наши предки изготавливали полезную куколку Кубышку-травницу. Мешочек-юбку набивали душистыми успокаивающими травами — душицей, зверобоем, мятой, тысячелистником или хвоей.

Кубышку-травницу обычно подвешивали над кроваткой ребенка, чтобы тот лучше спал, приговаривая: «Сонница-бессонница, не играй с моим дитяткой, а играй с моей куколкой!» Или наполняли лекарственными травами и ставили у кровати больного, чтобы травяной запах отгонял от него духов болезни.

Из истории русских народных кукол, фото № 2

Еще одна интересная кукла — оберег на здоровье, точнее, целая вереница кукол — это Лихоманки (Лихорадки). Их роль — привлечь к себе внимание злодейки-болезни залетевшей в дом. Верили наши бабушки, что залетит злой дух болезни в дом в поисках своей жертвы, увидит ярких нарядных кукол Лихоманок, подумает, что это человек, и вселится в одну из них… Поэтому делают Лихоманок из очень ярких, заметных тканей. Кукол делают на связке, которую подвешивают возле дымохода, т.е. возле того места, откуда по народным поверьям обычно в дом попадают непрошеные гости — болезни.

Середина осени и конец весны, когда начинается большинство простудных заболеваний самое время для изготовления кукол Лихоманок. Согласно древнеславянской мифологии различного рода заболевания связанные с ознобом или жаром называли лихорадками или сестрами-трясовицами и представляли их в образе тощих злобных крылатых женщин в белом, с непокрытой лохматой головой и клюкой в руках. Эти злые существа, отсидев положенное время глубоко под землей, вылетали на белый свет и разлетались в разные стороны. Они с жадностью набрасывались на людей, и вызывали различные заболевания. Привязавшаяся к человеку женщина-лихорадка начинала «жечь и палить, в мир ходить, людской род трясти, знобить, мучить, тело сушить, кости ломить и жилы тянуть». По характеру заболеваний и течению болезней наблюдательный народ выделил 12 основных сестер-лихорадок. В названиях их имен были обычно отражены симптомы заболеваний, и в разных местах она были разные:

Невея,— мертвящая. Сидела Невея глубоко под землей прикованная железными цепями к столбу, а если удавалось ей вырваться, то она появлялась среди людей и косила целые поселения не щадя никого.

Огнея — вызывала жар и высокую температуру.

Ледея (Знобуха) — вызывала сильный озноб.

Грудница — изнуряла человека сильным кашлем, вызывала одышку.

Глухея — закладывала уши.

Ломея-Костоломка — вызывала боль в суставах и ломоту во всем теле.

Тайная — разные скорби творила, никто не мог ее распознать

Пухнея — вызывала сильные отеки, водянку.

Желтея — вызывала болезни печени и желчного пузыря, окрашивая кожу человека в желтый цвет

Корчея — любила чужие жилы на свои кулачки наматывать, заставляя мучиться от боли.

Гладея — изводила бессонницей.

Гнетея — лишала аппетита.

Тринадцатая Кумоха — самая старшая, «наибольшая» из них и самая злая. Именно Кумоха посылает своих сестер в мир людей — «знобить, грешное тело мучить и белые кости крушить».

Поэтому и делали связку из 12 куколок, а посередине тринадцатая — большая, самая главная.

Отработавших свой срок кукол весной сжигали.

Из истории русских народных кукол, фото № 3

Раньше у каждой девочки была куколка Желанница, маленьким их делала мама или старшая сестра, потом уже изготавливали для себя самостоятельно. Куколка делается в тайне, мужчины не должны ее видеть ни в коем случае. Эта куколка — подружка и помощница в исполнении желаний. Хранить ее нужно в тайном месте, желательно в плетеном сундучке, вместе с маленьким красивым зеркальцем. Когда нужно что-то у куколки попросить — ей делают подарок: пришивают на фартучек красивую бусинку или пуговичку, привязывают яркую ленточку или тесемочку. Потом куколку надо показать в зеркальце и сказать: «Посмотри, какая ты красавица, а за подарочек моё желание исполни…» И, конечно, иногда надо делать своей куколке подарочки просто так, без просьб.

Из истории русских народных кукол, фото № 4

А еще покажу вам сегодня куклу Рябинку. Она с деревом рябиной связана, символом женской мудрости, материнства, домашнего очага считается.

Очень наши предки рябину почитали, аж четыре раза в год справляли ее именины. А на осенние (23 сентября) именины рябины раньше наступали первые заморозки и именно после них можно было собирать рябину. Якобы на свои именины горьковатая рябина становится сладкой.

И еще на осенние именины рябины делали куколку Рябинку — оберег дому от всякой нечисти,от болезней и ссор, хранительницу мира и любви в доме.

Мастерили ее, взяв за основу рябиновую веточку. Рябиновыми бусами и красным платочком украшали. А размещали напротив входной двери — чтобы всех входящих Матушка-Рябинушка видела и никакого зла в дом не допустила.

Из истории русских народных кукол, фото № 5

Русские куклы были не только обереговые, но и игровые. В этом плане особенно замечательная кукла-перевертыш Девка-Баба. Эта оригинальная кукла была распространена в крестьянских семьях центральных и северо-западных губерний России. В народе ее называют «вертушка», «перевертыш», «девка-баба», «девушка-женщина». В чем же ее необычность? В том, что одна кукла содержит в себе два образа. Секрет в том, что когда видна одна часть куклы (например, «девка»), то вторая («баба») скрыта под юбкой; если куклу перевернуть, то «баба» откроется, а «девка» скроется. Кукла Девка-Баба отражает 2 сущности женщины: она может быть открытой для мира и дарить красоту и радость, и может быть обращена к себе, к будущему ребенку, и беречь покой. Прежде дети с раннего возраста знали, чем отличается девичья одежда от женской, а современным детям это надо объяснять и показывать. Кукла «перевертыш» может послужить хорошим пособием для этого, так как не требует тщательной проработки деталей, а нуждается в самой общей характеристике: для девушки подходят яркие ткани, коса, ленты, а для замужней женщины — более темные тона (без красного), две косы, закрученные в прическу и закрытые платком (или даже двумя).

Из истории русских народных кукол, фото № 6

Вот такие они — предки нынешних кукол.

www.livemaster.ru

их разновидности, значение, описание и фото

Куклы-обереги принято считать достоянием прошлого. Но на самом деле эти особые рукодельные амулеты могут послужить нам и сегодня. Во времена язычества они были обязательным атрибутом каждого славянского дома. Кукол делали на праздники, важные события и по другим особым причинам.

Славянские куклы обереги

Славянские куклы, или как их еще называли, ляльки, защищали, помогали собирать урожай, исцеляться от болезней, укреплять семью. До наших дней дошло множество традиций, связанных с изготовлением этих оберегов и их использованием. Вооружившись этими знаниями, вы сможете применить их в собственной жизни, изменив ее к лучшему.

История появления кукол оберегов

Славянские куклы обереги появились очень давно. Наши праотцы верили, что Мир состоит не только из человеческих земель, но и мест обитания светлых и темных богов. Они поклонялись светлым богам, просили их о защите или исполнении желаний, опасаясь темных. Побаивались они не только Чернобога, но и его приспешников: сильных демонов, более слабых духов, прислуживающих ему людей – ведьм, колдунов.

Вознося молитвы и принося дары языческим божествам, славяне дополнительно изготавливали различные обережные предметы. Именно так появилась первая кукла.

Обережные куклы славян

Народная кукла оберег выполняла разные цели – приносила в дом достаток, привлекала любовь, помогала зачать ребенка или защитить близких от злых сил.

История куклы-оберега на Руси началась с простейших подручных материалов – веточек деревьев или лозы. Постепенно к ним стали добавлять ткань, а со временем некоторые из куколок изготавливались только из материи. Во времена язычества многие занимались изучением трав. С их помощью славяне лечили, изгоняя болезни и нечисть, продляли молодость. Поэтому нередко такие обереги набивали высушенными травами, что усиливало его магические свойства.

Над ними работали опытные женщины, много повидавшие на своем веку. Чаще всего это были бабушки-прабабушки, но порой изготовлением оберегов занимались матери семейства. Мешать им строго запрещалось. Рукодельница должна была полностью сосредоточиться на процессе. Необходимо было сделать куколку за раз, не растягивая это дело на несколько этапов.

К таким амулетам относились с большим почтением и передавали их по наследию от матери к дочке.

Виды кукол на Руси

Некоторые до сих пор воспринимают куклы, как обычные игрушки, думая, что они сгодятся только чтобы развлечь ребенка. Другие относятся к ним с большим почтением, веря, что игрушки помогают подготовить ребенка к взаимодействию с обществом. И только меньшинство знает, что раньше ляльки выступали в роли магических предметов.

Все славянские куклы делились на три вида:

  • игровые;
  • обрядовые;
  • обережные.

Каждый из этих видов имел свою задачу и правила использования.

Игровые детские куклы

Детские игровые куклы славян из дерева.

Детские игровые куклы славяне делали в виде людей, животных и даже птиц из дерева.

Самыми простыми в изготовлении считаются детские. Лишенные какой-либо магической подоплеки, они были призваны развлекать и приносить радость. Материалы выбирались самые разные, но чаще всего это было дерево. Делали эти игрушки в виде людей, животных и даже птиц.

Обрядовые куклы на Руси

Чучело на Масленицу

Чучело на Масленицу — яркий пример обрядовой куклы у славян.

Этот подвид мастерили исключительно к определенному событию. Не только для таких важных праздников, как Масленица или Ивана Купала, но и для семейного торжества. К примеру, родов. Это болезненный и опасный процесс, отнимающий у матери силы. Не способная в такой важный момент защитить ребенка, женщина может переложить эту задачу на Кувадки. На свадебное торжество молодожены тоже получали в подарок обрядовые куклы, называемые Неразлучниками. Такой оберег укреплял любовь и помогал сохранить семейное счастье. Куклы для праздников обычно украшали специальными магическими символами – чаще всего коловратами.

Обережные куклы славян

Обережная кукла или же Защищающая может быть нескольких типов – индивидуальная или семейная. Первая делалась для конкретного члена семьи. Обычно для женщины, ведь именно она отвечает за продолжение рода и потому должна быть здорова. Вторую изготавливали для всей семьи. С ее помощью защищались от зависти соседей, разлучниц и темных сил.

Из чего делаются славянские куклы

Славянские куклы изготавливались из природных основ. Иначе быть не могло, ведь тогда не существовало таких искусственных материалов, какие есть сейчас. Но даже если бы они были, никому б и в голову не пришло использовать их для создания талисманов.

Славяне уважали и любили природу, а потому считали, что природная основа станет самым лучшим выбором для оберега. Она передаст ему свою силу. Для нательных украшений, защищающих от всевозможных неприятностей, выбирали дерево. Но обережные куклы из него не делали – только детские игрушки.

Изготовление кукол оберегов

Славяне отдавали предпочтение природным материалам в изготовлении оберегов.

Русская кукла-оберег выполнялась мастерицами по шитью, вязанию или вышиванию. Поэтому чаще всего для нее использовали рукодельные принадлежности: ткани, нитки, ленточки, шнурки, бусины, пуговицы. Иногда лозу или ветки деревьев.

В некоторых случаях добавляли специальный наполнитель – золу, крупы или травы. Подбирали его в соответствии с целью, которую хотели достичь. Зернышки прятали в куколку, когда хотели приманить достаток – чтобы на столе всегда была еда. Золу – чтобы отвадить нечисть, а травы для очищения энергетики или профилактики болезней.

Решив сделать талисман своими руками, не спешите с этим. Тщательно обдумайте, для каких целей он вам нужен, а потом изучите правила его изготовления. Это серьезная задача, требующая внимательного подхода.

Самые известные куклы-обереги

Кукла-оберег была важным элементом славянской культуры. Их расставляли на видные места в доме, клали в детскую колыбельку, а иногда и носили с собой. Узнав о том, какие есть славянские куклы обереги и каково их значение, вы сможете сделать такую себе и своим родным, продолжив традиции предков.

Зольная

Куклы обереги Зольные

Зольная кукла помогает оберегать дом от нечистой силы, привлекает в него благополучие. Название оберега происходит от слова «зола», ведь именно ее использовали в качестве наполнителя. Горстку золы из печи укладывали в кусочек ткани, из которого затем делали шарик – это была голова.

Отличительная особенность Зольной – полное отсутствие волос на голове. Не делали ей и головного убора. И передавали следующим поколениям вместо сожжения.

Травница-Кубышка

Травница-Кубышка

Кубышка-Травница помогала очистить воздух в доме. Ставили ее в местах, где ощущался энергетический застой. Если кому-то плохо спалось, то оставляли на ночь около этого человека. Оберег распространял приятный травяной аромат, способствующий нормализации сна.

Использовали Травницу и для отвода болезней – цепляли на колыбель ребенка. В отличие от Зольной, ей заполняли специальным содержимым не голову, а туловище.

Пеленашка

Куклы обереги Пеленашки

Дети более беззащитны перед злом, чем взрослые. Чтобы защитить своих потомков от тьмы, славяне изготавливали для детей куклы Пеленашки. Такие обереги клались прямо в колыбель. Они отводили от малышей болезни и неприятности, забирая их себе.

Неразлучники

 Неразлучники

Куклу Неразлучники не делали самостоятельно. Но их можно было получить в подарок на свадьбу. Его дарили близкие родственницы – это могли быть матери или бабушки со стороны любого из молодоженов.

Неразлучников легко распознать по одному бросающемуся в глаза признаку – руки, которыми они держатся друг за друга, сплетены в одну, что символизирует крепкий союз. Выполнялся оберег  из разных материалов – соломы, ткани или ниток.

Желанница

Кукла-оберег Желанница

Смысл, вложенный в куколку Желанницу, можно легко угадать по ее названию. Но не спешите выписывать на листок с десяток желаний. Она может исполнить только одну просьбу. Поэтому лучше сосредоточиться на самом важном.

Чтобы Желанница поняла, что от нее требуется, после ее создания поговорите с ней. Расскажите в подробностях, что хотите получить. Делать это нужно перед зеркалом. Когда мечта превратится в реальность, сожгите оберег, а перед уничтожением поблагодарите за хорошую работу.

Очистительница

Очистительницу использовали для исцеления от физических заболеваний и хворей, навеянных злыми духами. Оберегом для семьи она никогда не выступала – делали ее специально для заболевшего человека. Он или его близкий родственник должен был мысленно перенести все плохое на предмет во время создания куклы.

По завершении работы над ней проговаривали заговор: «Пусть уйдет с меня на тебя все лихое, забирай себе злое, чужое». Затем оставалось только сжечь ее подальше от дома и болезнь вскоре отступала.

Десятиручка

Кукла ДесятиручкаПо традициям Десятиручка дарилась молодым женщинам, вышедшим замуж. Десять рук у нее не случайно. Считалось, что подобный оберег поможет молодой хозяюшке все успевать: за детьми смотреть, готовить есть, убирать.

Десятиручку изготавливали только из соломы. Голову куколки украшала косынка, а туловище – нарядный передник. Одним из основных цветов был красный, символизирующий жизненную энергию и процветание.

Кукла День Ночь

Кукла День и Ночь

День Ночь, как и Неразлучников, тяжело спутать с другими. Это двухсторонний оберег. Сделать его можно несколькими способами: взять две отдельные фигурки и скрепить друг с другом спиной к спине. Или же сделать одну фигурку с двумя лицевыми сторонами.

Один бок символизирует день, а другой – ночь. Главная задача такого оберега – отслеживать привычный порядок вещей. День Ночь бдит смену дня и ночи, смотрит, чтобы ночь была для обитателей дома такой же спокойной и благоприятной, как день. В светлое время суток лицом к жильцам поворачивали дневной облик, а в темное – ночной.

Толстушка

Обережная кукла ТолстушкаТолстушка станет хорошим амулетом для каждой женщины, мечтающей создать полноценную семью. Образ Толстушки – взрослеющая девочка. Использовали ее для того, чтобы помочь забеременеть. Славяне верили, что длинная коса куклы помогала привлекать душу ребенка.

Если по прошествии года супружеской жизни женщина не могла зачать наследника, родственницы изготавливали для нее такой оберег. Делать его могли только родичи по женской линии – мать, бабушка или прабабушка, но не сестра.

Подорожница

Обережная кукла ПодорожницаСлавяне делали обереги не только с расчетом на защиту дома, но и пытались защитить родных, находящихся за его пределами. Так они изготавливали амулеты для путешественников.

Подорожница защищала человека в пути. Обеспечивал это особый ритуал, связанный с небольшим мешочком Подорожницы. В него клали горсть земли с родных краев – считалось, что это дает человеку силу. Кроме нее в мешок добавляли зерна или хлебные сухарики – благодаря этому путник никогда не голодал.

Птица Радость

Кукла-оберег Птица Радость

Славяне считали, что весна приходила не сама – ее приносили на крыльях птицы. Для того, чтобы скорее призвать цветущую пору, они изготавливали особую обрядовую куклу – Птицу Радость. Она с головы до низа была покрыта птичками, символизирующими весну, удачу и счастье.

Птиц нужно сделать нечетное количество, а одну из них обязательно нацепить куколке на голову. Головной убор, косынку, тоже старались выполнить в форме птицы – с крылышками по бокам и клювиком сверху.

Ведучка, или ведущая в жизнь

Кукла-оберег ВедучкаВедучку изготавливали женщины, познавшие радость материнства. Одной из самых важных женских задач считалось продолжение Рода. Женщина должна была не только выкормить ребенка, питая его своими соками, но и воспитать его.

Ведучка помогала в этом нелегком деле, поддерживая мать и обеспечивая контакт с ребенком. Внешне оберег выделялся среди остальных – фигурка там была не одна, а две. Мать с ребенком. Руки женщины и малыша объединены, что означало крепкую духовную связь между ними.

Куклы Крупеничка и Мужик Богач

Обережные куклы Крупеничка и Богач.

Крупеничка, еще называемая Зернушкой, помогала кормить семью. Не только в переносном смысле, но и в прямом. Делали ее после сбора урожая, наполняя скрытый внутренний мешочек зерном. Когда семье было нечего есть, женщины доставали из него зерна и пускали на обед. Делали так не только в период голода, а регулярно, заменяя старое зерно на новое.

Крупеничка считалась главной в паре, но сопровождающий ее Мужик Богач тоже важен. Он помогал в финансовом плане. По сути, этот парный оберег есть образом счастливой славянской семьи – умелой хозяюшки и кормильца семьи.

Баба Яга

Кукла-оберег Баба Яга

Многие ассоциируют Бабу Ягу со злым персонажем, но на самом деле это не совсем верно. Даже в народных сказках, дошедших до нас, старая колдунья иногда выступает в роли помощницы, выручающей героев из всяческих неприятностей.

Баба Яга не только хорошая советчица – она может стать хранительницей очага. Ее вешали на входную дверь или на окна дома. Так она отметала от дома своей метелкой всякую гадость – видимую и невидимую.

Рябинка

Кукла Рябинка

Одним из самых почитаемых деревьев у славян была рябина. Это повлияло на возникновение такого оберега, как кукла Рябинка. Изготавливали ее осенью. Основой для Рябинки служила крестовина из настоящей рябины – это делало оберег мощнее.

Такой талисман защищал от зла, оберегал семейное счастье и поддерживал в доме атмосферу любви.

Благополучница

Кукла-оберег Благополучница

Благополучницу дарили друзьям и родственникам, чтобы привлечь в их дом достаток и процветание. Достаток в этом случае понимается как богатство. Но желали не столько денег, сколько того, что на них можно купить – еды, наполнившей весь стол, одежды для каждого члена семьи, полезных бытовых предметов.

Успешница

Кукла-оберег Успешница

Успешница представляла собой мотанку с обязательным атрибутом – сумкой. Этот предмет символизировал успех в делах. Какие именно дела должны быть успешными – решал сам хозяин ляльки.

Чтобы стать успешным, прямо скажите оберегу о том, что хотите получить. Например, попросите его о замужестве или деньгах. Если нужна финансовая поддержка, положите в сумочку купюру.

Колокольчик

Кукла-оберег Колокольчик

Колокольчик сообщала добрые новости. Она не только предупреждала о хороших вестях, но и притягивала их. Обладатель такого оберега чаще находился в хорошем расположении духа, больше веселился и получал от жизни много радостных событий. Для Колокольчика характерна одежда из трех юбок, напоминающих елочку.

Спиридон Солнцеворот

Кукла-оберег Спиридон Солнцеворот

Спиридон Солнцеворот относится к ряду обрядовых кукол. Изготавливали его к празднику Солнцеворота. Такой оберег делали с определенной целью – привлечь в жизнь перемены. Но не какие угодно, а такие, которые хотелось бы получить.

Колесо, находящееся в руках Спиридона, символизировало жизнь. Славяне верили, что, благодаря ему можно повернуть жизнь в правильном, нужном, направлении. Такой амулет будет одинаково полезен любому полу и принесет счастье в любой из выбранных сфер.

Правила изготовления кукол оберегов

Обереговые куклы нельзя изготавливать, как обычные игрушки. Это гораздо более серьезное дело, требующее не только учета самочувствия мастерицы, но и подбора материалов, инструментов, а также способа изготовления.

Изготовление кукол оберегов

Обережную куклу нужно делать с позитивными мыслями и в хорошем настроении.

Рукодельницам, решившим собственноручно постараться над оберегом, нужно придерживаться таких правил:

  • Работайте над оберегом только когда у вас хорошее настроение и самочувствие. Даже простая головная боль, не говоря уже о хронических болезнях, считается весомым поводом отложить роботу.
  • Во время такого сакрального рукоделия нужно мыслить позитивно. Положительные мысли и эмоции помогут оберегу набраться сил и быстрее приступить к выполнению своей задачи.
  • Следите за лунным циклом, когда принимаетесь за дело. Талисманы должны изготавливаться на растущую луну.
  • Наверное, вы заметили, что у всех мотанок нет лица. Связано это, конечно, не с ленью, а с суевериями. Наши предки считали, что куклы с чертами владельца, могли стать прибежищем для нечисти. Чтобы защититься от нее, они не делали им лица, оставляя их пустыми. Так поступали не только с обережными и обрядовыми куклами, но и с игрушками.
  • При изготовлении тряпичных кукол нельзя использовать острые предметы. Нынешним рукодельницам покажется невероятным отказ от иголок и ножниц, но таковы правила. Их несоблюдение превратит оберег в обычный предмет, лишенный магической силы.
  • Сейчас натуральные ткани используются редко из-за своей непрактичности. Но присутствие синтетических материалов в талисманах недопустимо.

Кукла-оберег, изготовленная в соответствии со всеми старославянскими верованиями, станет полноценным защитником и наполнит вашу жизнь всеми благами.

Как расстаются с куклой оберегом

Славянские куклы-обереги

Обережные куклы нельзя изготавливать с плохими мыслями, хранить где-попало и выкидывать, как обычный мусор.

Обережная кукла – это нечто большее, чем обычная детская игрушка. Такая кукла требует к себе трепетного отношения по всем параметрам. Ее нельзя изготавливать с плохими мыслями, хранить где-попало и выкидывать, как обычный мусор.

Наши предки передавали самодельные талисманы из поколения в поколение, практически не выкидывая их. Однако в некоторых случаях это приходилось делать. Более того, иногда уничтожение амулета было обязательным действием.

В каких ситуациях нужно избавляться от оберега:

  1. Он износился. Это больше относится к тканевым оберегам, чем к соломенным. Потрепанная ткань или вылезшая из нее ниточка не считаются серьезным препятствием к использованию. Но когда оберег буквально распадается на глазах, так, что его невозможно починить, лучше расстаться с ним.
  2. Перестал работать. Куклы, изготовленные с целью отводить от человека или его семьи беду, приходят в негодность быстрее других. Внешне они могут быть как новые, но внезапно перестают работать. Такое случается, когда амулет принимает на себя мощный удар отрицательной энергетики, нанесенный злым колдуном. В этом случае следует положить его в соль, чтобы очистить. Или попробовать провести ритуал очистки огнем, но делать это нужно очень осторожно, чтобы не начался пожар. Если очищение не помогло, остается лишь один выход – закопать в земле или сжечь.
  3. Среди народных кукол встречались и те, что требовали обязательного уничтожения после выполненной ими миссии. Например, Желанница. Когда она воплощала сокровенную мечту человека в жизнь, ее сжигали.

Зная об этих славянских обычаях, вы сможете легко ориентироваться в том, как прощаться с куклами-оберегами.

Но здесь важно не забывать о некоторых особенностях:

  • Перед сожжением или закапыванием попрощайтесь с куколкой. Это может быть привычный нам разговор или мысленная беседа. Скажите спасибо за все хорошее, что она вам принесла.
  • Обращайте внимание на свои эмоции при расставании. Если куклу не хочется отпускать, скорее всего, ее время еще не пришло. Очистите оберег от негатива и продолжайте использовать. С амулетом, выполнившим свою миссию, прощаются с легким сердцем, без сожаления.
  • Кукол, помогающих притягивать богатство, благополучие или любовь, не обязательно полностью уничтожать. Можно распустить, использовав материалы для других целей. С защитницами от болезней, колдовства и несчастья, так поступать нельзя. Их сжигают как можно дальше от дома.

Расставаться с полюбившимися оберегами, принесшими счастье, грустно и больно. Но делать это необходимо. Не храните поврежденные или переставшие работать амулеты на память, ведь таким образом вы будете способствовать задержке негатива около себя.

vashobereg.ru

Очарование народного костюма в кукольном творчестве

Для меня кукла в национальном костюме — это возможность заглянуть в прошлое и увидеть, как выглядели наши предки сотни лет назад. Кукла — это не манекен из музея. Это образ, в которую вложена любовь, тепло и душа мастера. Она, как будто живая, застыла на мгновение, чтобы сфотографироваться и пойти дальше.

Не много мастеров рождают таких кукол, но работами некоторых из них я хочу с вами поделиться.
Меня они очень вдохновляют.
Надеюсь, что и вам понравятся.

Куклы Земфиры Дзиовой — владикавказской мастерицы.

В осетинских нарядах.

Очарование народного костюма в кукольном творчестве, фото № 1

Очарование народного костюма в кукольном творчестве, фото № 2

Очарование народного костюма в кукольном творчестве, фото № 3

Кукла в свадебной адыгской одежде.

Очарование народного костюма в кукольном творчестве, фото № 4

Куклы Александры Кукиновой в русских традиционных нарядах.

Костюм Владимирской губернии.

Очарование народного костюма в кукольном творчестве, фото № 5

Девичий костюм Архангельской губернии.

Очарование народного костюма в кукольном творчестве, фото № 6

Очарование народного костюма в кукольном творчестве, фото № 7

Кукла «Варенька» Лели Лоран.

Очарование народного костюма в кукольном творчестве, фото № 8

Куклы-казачки краснодарской мастерицы Ирины Балашенко.

Кукла «Галина».

Очарование народного костюма в кукольном творчестве, фото № 9

Очарование народного костюма в кукольном творчестве, фото № 10

«Сватовство»

Очарование народного костюма в кукольном творчестве, фото № 11

Очарование народного костюма в кукольном творчестве, фото № 12

Куклы Елены Ким в национальном хакасском костюме.

«Дочь кочевника»

Очарование народного костюма в кукольном творчестве, фото № 13

Очарование народного костюма в кукольном творчестве, фото № 14

Кукла Саяна.

Очарование народного костюма в кукольном творчестве, фото № 15

Куклы Зинаиды Инаркиевой в одежде ингушских женщин.

Очарование народного костюма в кукольном творчестве, фото № 16

Очарование народного костюма в кукольном творчестве, фото № 17

Очарование народного костюма в кукольном творчестве, фото № 18

Очарование народного костюма в кукольном творчестве, фото № 19

Очарование народного костюма в кукольном творчестве, фото № 20

Всем вдохновения и приятного творчества!

www.livemaster.ru

Куклы народов мира

Мир игрушек народов разных стран очень многообразен. По сути, люди создают кукол, выражая в них свое мироощущение. Изначально они создавались только из природных материалов – дерева, глины, соломы, только в 18-19 столетии их стали выполнять из воска, фарфора, а в 20 столетии и пластика.

Если мы обратимся к традициям Японии, то узнаем, что первой куклой была Кокэси – деревянная игрушка без ног и рук, чем-то напоминающая русскую матрешку. Изготавливали кокэси из вишни, клена, кизила, расписывали вручную растительными и цветочными мотивами. Считается, что сначала куколки использовались шаманами для проведения обрядов, их использовали также в качестве поминальных кукол.

Постепенно куклы стали обычными игрушками – их давали детям, чтобы развлечь их, а взрослые начали изготавливать куда более трудоемкие забавы – из дерева, лоскутов, японской бумаги, в 20 столетии появились большие интерьерные куклы, которые чаще были изображением гейш. Причем кимоно для таких кукол вышивалось вручную, его украшали драгоценными камнями и золотой нитью, поэтому и стояла такая красота на верхних полках, куда не могли дотянуться дети.

Куклы у эскимосов и ненцев долгое время символизировали связь с потусторонними силами, им приписывалась своя энергетика, поэтому долгое время народные мастера изготавливали их, не прорисовывая нос, глаза, уши, рот.

Считалось, что обретая людские черты, кукла может оживать и испугать малыша. Кукол в семьях северных народов было много, девочки рано выходили замуж, поэтому в их приданое обязательно входили и любимые игрушки. Постепенно куклы приобретали людские черты, их одевали в национальные костюмы, дабы сохранить культуру.

Славяне изготавливали кукол из подручных материалов – золы, соломы, глины, лоскутов тряпок. Считалось, что игрушка, сделанная из льна, отводит от малыша все болезни, поэтому они считались еще и оберегами. Изготавливали и так называемых десятиручек – символов благополучия и счастья, крупеничек – символ достатка. Крупеничку наполняли зерном, а потом его первым и сеяли – считалось, что тогда и урожай будет хорошим, и семья будет жить в достатке. У каждой крупы было свое значение: рис считался праздничным зерном, гречиха – символом богатства, перловка – сытости, овес – силы.

Другие распространенные куклы – стригушки, создавались на скорую руку из пучка стриженной травы, чтобы ребенку не было скучно, когда мама работает в поле. Лоскутные куклы тоже служили для игры, девочки постарше самостоятельно шили для них наряды, раскрашивали, заплетали волосы.

Во многих музеях выставлены этнические экспозиции кукол разных народов мира. Их можно безошибочно узнать по характерным чертам лица и нарядам.

В странах Африки кукол изготавливали вручную, передавали из поколения в поколение. Их сплетали из травы, вырезали из дерева. Этнических кукол использовали в религиозных обрядах, одевали в красочные ткани, украшали браслетами, бусами. Использовались самые различные материалы – ткани, шерсть, бисер, пальмовые листья, трава, початки кукурузы, глина. Как правило, куклы изображали не детей, а уже взрослых замужних женщин, одетых в традиционные одежды. Были и куколки, изготавливаемые шаманами специально для ритуала – здесь уж к их качеству и внешнему виду особо не придирались.

Кукол находят и на Американском материке, они тоже могут рассказать многое о том, как жили коренные народы. У индейцев такое ремесло было в чести, у каждого племени куклы были особыми, техники и материалы тоже существенно отличались, ведь жили люди в разной природной среде. Для изготовления кукол использовали волокна болотных растений, мех, кожу, початку кукурузы, перья, дерево, полотно. По кукле можно было определить, каким племенем она изготовлена: к примеру, индейцы навахо считались прекрасными охотниками, поэтому и куклы были украшены кожей и мехом, куклы индейцев холи изготовлены из дерева, иннуитов – из початков кукурузы.

Если присмотреться, то в каждой кукле вы увидите традиционные национальные черты. В последнее время все больше производителей выпускает этнические коллекции игрушек, одетых в наряды разных народов мира. Наиболее популярна – Барби. Вот Барби-мексиканка, вот – кенийка, а вот – полинезийская Барби.

Более старые игрушки в основном хранятся в музеях или частных коллекциях. Это действительно предметы искусства, ими хочется любоваться, ведь они несут в себе отпечаток старинной культуры.

Если вам понравилась наша статья, расскажите о ней вашим друзьям в соцсетях, нажав на кнопку ниже.

best-mother.ru

Армянки — мои куклы, особенности армянского народного костюма

Мои куклы в армянских костюмамх:

Армянки — мои куклы, особенности армянского народного костюма, фото № 1

Армянки — мои куклы, особенности армянского народного костюма, фото № 2

Армянки — мои куклы, особенности армянского народного костюма, фото № 3

Армянки — мои куклы, особенности армянского народного костюма, фото № 4

Армянки — мои куклы, особенности армянского народного костюма, фото № 5

Армянки — мои куклы, особенности армянского народного костюма, фото № 6

Армянки — мои куклы, особенности армянского народного костюма, фото № 7

Армянки — мои куклы, особенности армянского народного костюма, фото № 8

Армянки — мои куклы, особенности армянского народного костюма, фото № 9

Армянки — мои куклы, особенности армянского народного костюма, фото № 10

История костюма насчитывает тысячи лет. Она развивалась в десятках стран по-разному: где-то – независимо и обособленно, а где-то – изменяясь под вкусы людей.Традиционный костюм, помимо основной своей функции, мог рассказать окружающим о месте проживания носящего его человека, о его деятельности, истории его рода, семейном статусе и многом другом.

Развитие традиционного костюма и зарождение самой страны нераздельны, так и армянский национальный костюм (тараз) начал собственное возникновение примерно три тысячи лет назад, в век рождения Урартского царства.

Немного истории

Урарту – государство, расположенное на Армянском нагорье в IX до н. э. Бесспорно, у объединенного множества племен имелись собственные отличительные черты костюма, но, к сожалению, сведений о них не сохранилось.

Следом за Урартским царством в 189 г. до н. э. пришло Арташесидское царство, объединившее абсолютное большинство людей, считающих армянский своим родным языком. В Армении быстро росло искусство мастеровых, развивались рыночные отношения с Ираном, индийскими народами и китайцами, городами близ Средиземного и Черного морей, и все это влияло на наряды жителей солнечной Армении.

Крещение государства втянуло Армению в противостояние с Византией. Знаний о народном костюме за этот период сохранилось очень немного, но доподлинно известно, что дворянство предпочитало наряды персидского двора, в то время как остальное население одевалось вполне обыденно.

В промежуток Арабского влияния (640-885 гг.) часть купеческого сословия и князей переняли некоторые детали арабских одежд. 1080-1375 гг. привнесли в народный костюм Армении детали европейских костюмов. Татаро-монгольские набеги XIII-XIV вв., так же не оставили национальные одежды армян без изменений. Во время персидских войн три четверти Армении были захвачены Османской империей, однако остальные земли были по-прежнему подконтрольны Ирану, что, в свою очередь, тоже оказало свое влияние.Таким образом, костюм, проходя сквозь время, войны и мирные времена, времена роста и упадка, заимствуя и отдавая, принимал собственный неповторимый вид.

Женские модели

Основой женского гардероба являлись: просторная сорочка – халав с косыми обоюдными вставками, обширными прямыми рукавами, овальным проёмом горловины и выемом на груди, алого цвета у жителей востока страны, и светлого – у армян, живущих на западе, а также шаровары – похан, сшитые из красного хлопка и собранные у щиколоток. Поверх одевался дамский архалук ярких расцветок, к примеру, синего, зеленого либо виноградного оттенка, а на груди имелся продолжительный выем.

Запахивался он лишь на талии. Ниже пояса на архалухе, делалась пара вертикальных вырезов по бокам, и выходило, что у архалуха три полы: первая, крупная, позади, и пара поменьше – по бокам. Потому женский архалук имеет еще одно обозначение – «ерек пешкани», что с армянского переводится как «три полы».

В торжественные дни, на архалух надевалось платье – минтана, которое почти никак не отличалось от архалука, только было лишено боковых разрезов. На пояс повязывали шарфик из красивых тканей или шерсти, впоследствии сменённый поясами из серебра и золота, а рукава сорочки застегивались на шарообразные пуговицы. Сверху при выходе из дома накидывалось большое покрывало, изготовленное из тонкой шерсти. У пожилых женщин оно было синего оттенка.

В западных регионах Армении вместо архалуха одевали пошитое из шелка либо батиста платье с вырезами ниже талии, называемое «антари». В зимний период поверх одевали джуппу – другой наряд, без обоюдных пройм. Джуппа, большей частью, была пошита из темно-синего сукна.

Важным фрагментом наряда женщины являлся шитый тесьмой фартук с узким тканым пояском – гогноц. Абсолютно все облачение дам обладало изысканным шитьём, в богатых семьях вышивание выполнялась серебром или золотом.

Свадебные одежды

Свадебный наряд у армян отличался лишь более дорогими тканями, а также иными цветовыми решениями. Важным элементом на свадьбе являлись серебряные пояса, вручаемые родителями невесты в процессе венчания.

Головные уборы и аксессуары

Головные уборы Армении достаточно разнообразны. Мужские разнились в зависимости от мест проживания: на востоке — меховые, на западе — вязаные и тканевые. Лорийцы любили большие невысокие папахи, зангезурцы – папахи значительнее, теснее и менее пышные. Городской народ носил высочайшие шапки цилиндрической формы. У жителей западных регионов получили обширное хождение головные уборы в форме полусферы, вязанные из нитей одного оттенка, обмотанные поверху перекрученным платком.

Время от времени шапки были связаны из цветных нитей с преобладанием красной расцветки, имели конусообразную форму с усечённым верхом 15-20 см вышиной и носились без платка. Одевали и остроконечные (как у располагающихся неподалёку курдов и ассирийцев) уборы, в форме конуса, войлочные шапки, оборачивая верх разноцветным либо однотонным платком, расшитым сказочным геометрическим или цветочным орнаментом.

В восточных регионах страны женщины одевали шапочки напоминающую «башенку», в высоту от восьми до двадцати сантиметров, склеенную из слоёв хлопковой ткани. В различных регионах страны это убранство называлось по-разному: «палти» (районы Арцах, Сюник), «пали», «поли» (местности Мегри, Агулис), «баспинд» (области Еревана, Аштарака). Баспинд укрывал часть лба, фронтальную сторону «башенки» скрашивали лентой с вышивкой. Как и на большинстве национальной одежды Армении, традиционная вышивка, украшавшая баспинд, имела геометрический либо растительный узор.

Под баспинд, на лоб повязывали ленту с закреплёнными монетами, сделанными из драгоценных металлов, у висков крепились украшения, состоящие из серебряных шариков, кораллов, которые почти полностью прикрывали волосы. Столь необычный головной убор повязывали сложенными по диагонали белоснежными платками из хлопковой ткани, охватывающими шею и часть лица до самого носа. Изначально платки были белоснежным, а впоследствии – красноватыми либо зеленоватыми. Углы туго завязывались на затылке. Поверху баспинд прикрывали цветной шалью, скрепленной цепочкой из драгоценного металла.

Элегантным дополнением к головному убору служили крупные пуговицы под названием «котош». Чело хозяйки такого украшения венчал налобник рядами золотых монет и заметной крупной монетой по центру, у висков крепили затейливые жемчужные украшения, заканчивающиеся тончайшими золотыми пластинами. Столь интересное драгоценное украшение молодой жених преподносил юной невесте в день бракосочетания. Вард, как правило, венчал алую шапочку под названием «фес» со свисающей позади шёлковой кистью.

Подобный головной убор не снимался в течение продолжительного времени. Ночью женщина спала, подложив под голову небольшой тюфяк. Снимать баспинд старались лишь в отсутствии мужчин, так как в Армении, как и в большинстве восточных стран, возбранялось показываться с непокрытой головой перед посторонними.

На западе Армении девушки украшали головы различными ободками и различными шалями. Высокие, сделанные из дерева ободки именовались «котик» или «вард». Он ошивался бархатом, жемчугом или украшался классическим шитьём, излюбленной тематикой коего являлись небо, солнце и звезды. В дальнейшем к вышитой части котика крепили изящные пластины-талисманы. Увенчанная таким образом самая нарядная деталь котика именовалась «махча» или «кнар».

Вард изготавливали из тонкой ткани, проклеенной в несколько слоёв. Также он богато украшался изысканной материей, драгоценными металлами и затейливым орнаментом. Излюбленной тематикой узоров были сады, необыкновенные птицы, роскошные цветы.

Армянки — мои куклы, особенности армянского народного костюма, фото № 11 Молодые незамужние девушки заплетали огромное количество тонких кос, число которых доходило до сорока. Чтобы удлинить их и сделать причёску более богатой, в косички умело вплетались шерстяные нити в тон волос, и украшались серебряными шариками, а также кистями. Восточная армянка прикрывала голову цветными накидками, а в западной части Армении женщины предпочитали носить войлочную шапочку под названием «гтак», имеющую форму ведёрка.

К сожалению, в наше время национальные костюмы во многих странах из-за обилия универсальной европейской одежды не так популярны или не используются вовсе. Конечно, для танцев, театра, киносъёмок и обычных празднеств, они до сих пор незаменимы, но все меньше и меньше встречаются нам в повседневной жизни. Но костюм забыт не будет. Как и сами народы, национальный костюм со временем принимает новые формы, впитывает идеи, и вскоре вновь войдет в повседневность другим, но по сути, – все тем же.

Армянки — мои куклы, особенности армянского народного костюма, фото № 12

Армянки — мои куклы, особенности армянского народного костюма, фото № 13

Армянки — мои куклы, особенности армянского народного костюма, фото № 14

Армянки — мои куклы, особенности армянского народного костюма, фото № 15

Армянки — мои куклы, особенности армянского народного костюма, фото № 16

Армянки — мои куклы, особенности армянского народного костюма, фото № 17

Армянки — мои куклы, особенности армянского народного костюма, фото № 18

Армянки — мои куклы, особенности армянского народного костюма, фото № 19

Армянки — мои куклы, особенности армянского народного костюма, фото № 20

Армянки — мои куклы, особенности армянского народного костюма, фото № 21

Армянки — мои куклы, особенности армянского народного костюма, фото № 22

Армянки — мои куклы, особенности армянского народного костюма, фото № 23

Армянки — мои куклы, особенности армянского народного костюма, фото № 24

Армянки — мои куклы, особенности армянского народного костюма, фото № 25

Армянки — мои куклы, особенности армянского народного костюма, фото № 26

Армянки — мои куклы, особенности армянского народного костюма, фото № 27

Армянки — мои куклы, особенности армянского народного костюма, фото № 28

Армянки — мои куклы, особенности армянского народного костюма, фото № 29

Армянки — мои куклы, особенности армянского народного костюма, фото № 30

Армянки — мои куклы, особенности армянского народного костюма, фото № 31

Армянки — мои куклы, особенности армянского народного костюма, фото № 32

Армянки — мои куклы, особенности армянского народного костюма, фото № 33

Армянки — мои куклы, особенности армянского народного костюма, фото № 34

Армянки — мои куклы, особенности армянского народного костюма, фото № 35

Армянки — мои куклы, особенности армянского народного костюма, фото № 36

Армянки — мои куклы, особенности армянского народного костюма, фото № 37

Армянки — мои куклы, особенности армянского народного костюма, фото № 38

Армянки — мои куклы, особенности армянского народного костюма, фото № 39

Армянки — мои куклы, особенности армянского народного костюма, фото № 40

Армянки — мои куклы, особенности армянского народного костюма, фото № 41

Армянки — мои куклы, особенности армянского народного костюма, фото № 42

Армянки — мои куклы, особенности армянского народного костюма, фото № 43

Армянки — мои куклы, особенности армянского народного костюма, фото № 44

Армянки — мои куклы, особенности армянского народного костюма, фото № 45

Армянки — мои куклы, особенности армянского народного костюма, фото № 46

Армянки — мои куклы, особенности армянского народного костюма, фото № 47

Армянки — мои куклы, особенности армянского народного костюма, фото № 48

Армянки — мои куклы, особенности армянского народного костюма, фото № 49

Армянки — мои куклы, особенности армянского народного костюма, фото № 50

Армянки — мои куклы, особенности армянского народного костюма, фото № 51

Армянки — мои куклы, особенности армянского народного костюма, фото № 52

Армянки — мои куклы, особенности армянского народного костюма, фото № 53

Армянки — мои куклы, особенности армянского народного костюма, фото № 54

Армянки — мои куклы, особенности армянского народного костюма, фото № 55

Армянки — мои куклы, особенности армянского народного костюма, фото № 56

Армянки — мои куклы, особенности армянского народного костюма, фото № 57

Армянки — мои куклы, особенности армянского народного костюма, фото № 58

www.livemaster.ru

Размышления о куклах в русском костюме

Относительно недавно на Ярмарке Мастеров разгорелся спор насчет кукол в псевдорусских костюмах. Мнения о куклах разделились, причем обсуждалась недопустимость/возможность «клюквенных» (более современный термин «марсианских») образов. Как обычно в таких темах, страсти кипели нешуточные. В связи с этим родился маленький исторический обзор кукол в народных костюмах.

Как был организован игрушечный мир в древности, мы имеем очень смутное представление. Нет, то, что куклы были, известно достоверно, но как они выглядели, как в них играли, какие куклы предпочитала знать — остается загадкой. Источников, а тем более кукол, сохранилось очень мало. Вполне возможно, что в закрытый допетровский мир, может, и проникали заморские куклы, как «диковины». Но большинство жителей огромной страны играло игрушками, сделанными в традиции и в этнографически правильных костюмах.

Размышления о куклах в русском костюме, фото № 1

В основе многих авторских интерпретаций лежат традиционные приемы изготовления кукол

В XVIII в. ситуация изменилась, поскольку помимо традиционных кукол в салоны дворцов стали проникать знаменитые «пандоры» — куклы, демонстрирующие модные костюмные новинки. Стоимость и редкость таких манекенов делала их недоступными для шаловливых детских ручек. Да даже в XIX веке, когда появились фарфоровые красотки, французские подороже, немецкие чуть дешевле, — такая кукла часто ставилась на видное место. Для игр шли ляльки попроще, кустарные забавы были любимы не только в деревне, но и во дворцах. Даже в императорских семьях, могущих позволить дорогие игрушки наследникам, модные куклы часто стояли за стеклом. Кстати, в советское время дорогую куклу (чаще всего из ГДР) тоже могли посадить на видное место и на погибель игру не давать. Традиция 🙂 Но вернемся в прошлое.

С середины XIX в. в России, как и в других странах, набирал обороты «национальный стиль». Стиль «а ля рюс» проник и в кукольный мир. В начале ХХ в. интерес к кукле вырос неимоверно. Это было связано с эстетикой модерна (вообще очень интересная тема восприятия куклы в эпоху декаданса), а также с очередной волной интереса к народной культуре. И вот уже потомок француза и искренний поклонник стиля барокко Александр Бенуа за немалые деньги покупает народные игрушки. И рисует очень трогательные эскизы костюмов и декораций к балету «Петрушка».

Размышления о куклах в русском костюме, фото № 2

Эскиз костюма Петрушки работа А. Бенуа

Пока энтузиасты вроде Бенуа собирали коллекцию кустарных игрушек, фабриканты, а также небольшие артели изготовляли кукол в русских костюмах. Их отличало прежде всего хорошее знание «матчасти», а именно особенностей русского национального костюма в разных регионах. Упрощенный, он все-таки сохранял все особенности, свойственные костюму определенной местности.

Размышления о куклах в русском костюме, фото № 3

Вторым популярным направлением было изготовление кукол в «боярской» одежде. Знаменитый русский бал, естественно, добрался и до кукольного царства, а невероятно зрелищные, богатые костюмы составляли успешную конкуренцию модному французскому силуэту. Были и попытки создания «псевдонародных кукол», например, кукол-цариц.

Трогательные тряпичные ляльки и французские дамы, одетые в русский костюм, простоватые, но без «клюквы» куклы от фабрики Дунаева ненадолго поселились в во дворцах и детских домов попроще. Ненадолго, потому что события 1917 г. разрушили хрупкий детский кукольный мир.

Размышления о куклах в русском костюме, фото № 4

Куклы фабрики Дунаева

Нет, куклы не исчезли совсем, но судьба кукольного дела разделилась. Эмигранты, покидавшие свои дома, меньше всего пеклись о судьбе боярышень из детских комнат. Но уже оказавшись за рубежом, пытались хотя бы дома создать островки «прежней России», на аукционах куклы в русском платье редки, но они есть. И практически за каждой из них — история невеселого прошлого хозяев.

Но русский стиль популяризировали и без эмигрантов. Знаменитые «дягилевские сезоны» создали уникальный псевдорусский стиль, подхваченный и на Западе, и в Америке. Под влиянием моды и вследствие экономических причин в Европе стала необычайно популярна текстильная кукла — так называемая «будуарная». Одетая по моде ревущих 20-х или в народный, ретроспективный костюм эта красотка стала остромодным аксессуаром, практически на грани фола.

Параллельно начала свое восхождение фирма «Ленчи», делавшая кукол из фетра по авторской технологии. Среди многочисленных коллекция «Ленчи» были и куклы в национальных костюмах, в том числе и русском. По соответствию национальному стилю эти куклы не выдерживают критики, сами костюмы в большей степени навеяны театральными экспериментами «русских сезонов». Сами куклы выполнены очень талантливо, яркие, с крупными акцентами костюмы очень подходят для детской игрушки.

Размышления о куклах в русском костюме, фото № 5

Знаменитые Ленчи

В Советской России будуарной кукле место, конечно, не было. Но в 20-е годы кукольная промышленность активно работала над созданием игрушек для советских детей и тряпичную куклу в народном костюме не отвергала. Правда, выглядела она не утонченной красоткой, а работницей, настоящей русской бабой. Что же касается костюма, то он по-прежнему копировал настоящую одежду русских крестьянок, упрощенную по крою и декору, но все равно узнаваемую.

Размышления о куклах в русском костюме, фото № 6

Только когда страна начала решительно бороться с отсталостью деревни и насаждать культ «советского» человека, оторванного от своих тульских, новгородских, архангельских корней, народные куклы сдали свои позиции.

Советская индустрия выработала свои подходы к созданию кукол в национальных костюмах. Во-первых, они были разработаны художниками с учетом детской аудитории и сильно стилизованы (те же принципы использовались в кинематографии). Во-вторых, костюм удешевляли, отказываясь от дорогих материалов, что, увы, сказывалось на внешнем виде кукол. В-третьих, формировалась линейка кукол на экспорт, в более дорогих и продуманных костюмах. В куклах появляются «марсианские» элементы, вызывающие сейчас такое раздражение у сторонников «чистого» национального искусства. Их внешний вид очень упрощен, но соответствует общей стилистике 50-80-х годов.

Размышления о куклах в русском костюме, фото № 7

Уже в XXI в. кукла в народном костюме вернула себе былую популярность. Правда, в новых формах. Дорогие коллекционные куклы, не предназначенные для игры, продолжают традицию кукол — предметов интерьера.

Размышления о куклах в русском костюме, фото № 8

Авторские куклы Е. Тарасовой

Куклы, сделанные по мотивам этнографических кукол, одеты с соблюдением традиций. В их основе — простейшие, но отнюдь не примитивные архаические конструкции. Самые спорные, но и самые популярные текстильные «обережные» куклы отпочковались от этнографических. Правда, они эксплуатируют весьма сомнительную магическую функцию, но зачастую выглядят очень притягательно, в них нет непонятной для большинства людей архаики (многим, например, вышитые в традиции лица кукол кажутся уродливыми), их стиль осовременен.

К сожалению, промышленное производство кукол оставило русский костюм за бортом. Отчасти эту лакуну заполняют авторские куклы. Но именно к ним больше всего претензий по стилю и формам. Это и набившие оскомину клише вроде хохломы в костюме, и непонятные или слишком примитивные решения костюма.

Что сказать в заключение? Кукла в народном костюме должна быть! Кукла не обязана копировать костюм с этнографической точностью, он вообще может быть фантазийным. Но гармонию, чувство стиля и меры при этом никто не отменял. Самое сложное — сделать игрушку, не плюнув на вековые традиции, а вдохновившись ими.

www.livemaster.ru

Моя коллекция кукол в национальных нарядах

Впервые увидев таких кукол на евау, я задумалась… знакомые все лица…

И только когда подержала первую куклу в руках, поняла…

Это куклы с открыток, которые мы с сестрами собирали в детстве.



Начала искать и покупать кукол, читать информацию о них.
Советские куклы выпущены на московской фабрике сувенирных и подарочных игрушек.
Первые куколки…
Украиночка, немного растрепана, но для ее лет, сохранность хорошая.

Привела куклу в порядок, сделала веночек.


Куклы в сравнении.

Украинка более ранняя кукла.

Белорусска более поздняя.В очень хорошем состоянии, даже этикетка сохранилась.

Ну а потом… куклы пошли косяком…
Три красотки, что за народность?

Две полность пластмассовые,

а самая маленькая, с телом из ткани.

«Русская в платочке », их у меня две куклы.

Одна из композита, тряпичное тело,

вторая вся из пластмассы.

Сравните роспись лиц.

Небо и земля…

Два русских мальчика.

Один из композита, как ему волосы привести в порядок?

Второй, с балалайкой, пластмассовый.

Все эти куклы с телом из ткани.

Примерно 50-60 годы, но могу и ошибаться.


А эти куколки все из пластмассы,70-80 годы.

Две эстоночки.

Одна в хорошем состоянии, а вот у второй кофточка вся расползлась.

Ищу такой же материал, чтобы сшить новую кофточку.
У них сохранились этикетки.

А теперь парнишки.

Мужчин, как всегда не хватает…

И последняя кукла, которую даже из коробки никто не вынимал.

Такое впечатление, что ее только что из магазина принесли!

Общее фото.

babiki.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о