Инстинкт толпы – Огюстен Кабанес о революционном неврозе — Моноклер
почему интеллект в толпе исчезает?
«В психологической массе самое странное следующее: какого бы рода ни были составляющие ее индивиды, какими схожими или несхожими ни были бы их образ жизни, занятие, их характер и степень интеллигентности, но одним только фактом своего превращения в массу они приобретают коллективную душу, в силу которой они совсем иначе чувствуют, думают и поступают, чем каждый из них в отдельности чувствовал, думал и поступал бы».
Ле Бон
Что происходит с добропорядочными людьми, работящими, думающими, ценящими семью и вкусную еду, когда они попадают в толпу и ведут себя так, как будто им незнакомы нормы культуры? В толпе, вместе с другими, человек начинает позволять себе то, чего никогда ранее не делал: орать, насиловать, грабить, убивать.
Как же происходит эта деградация от государственности к стадности, каковы причины и механизмы процесса массообразования с точки зрения психоанализа?
Метаморфоза, когда большая группа отдельных личностей превратилась в безликую толпу, массу, — отнюдь не новое и неизвестное явление. Еще сто лет назад Зигмунд Фрейд заинтересовался этим феноменом, наблюдая в годы первой мировой войны, как добропорядочные бюргеры в одночасье превратились в истерично кричащую толпу, требующую войны, и попытался разобраться в причинах. В 1921 году он написал работу «Массовая психология и анализ человеческого «Я». До него феноменом толпы, среди прочих, занимался Ле Бон. Эти работы актуальны и сейчас.
Ученые сформулировали несколько свойств массы:
1. Масса импульсивна и изменчива, руководствуется бессознательными импульсами.
2. Инстинкт самосохранения притуплен.
Когда человек находится в толпе, он может решиться на смертельные поступки. Так в армии солдаты кидаются под танки, футбольные фанаты завязывают драку с полицией.
3. Масса легковерна, некритична, легко поддается влиянию. Она думает образами, которые могут не совпадать с действительностью.
Здесь вспоминается наш ближайший сосед — Украина. До сих пор там говорят о российских танках на территории страны, доверяют голословным утверждениям СМИ. Такую же особенность можно было заметить у тоталитарных режимах, когда народ жил, слепо веря в лозунги. Так, в СССР верили в коммунизм и светлое будущее, в КНДР верят в идеи чучхе и в обилие врагов вокруг нее.
4.Масса легко переходит из крайности в крайность, сильная любовь может перерасти в дикую ненависть.
Ярким примером изменчивости настроений массы является приговор толпы, призывающей распять Иисуса Христа. Еще накануне его встречали как царя, но в одночасье все как один стали кричать: «Распни его! Распни!»
5. Массу возбуждают только чрезмерные раздражения. Тот, кто хочет влиять на нее, должен преувеличивать, живописать яркими красками, не заботясь о логической аргументации, и всегда повторять то же самое.
Это свойство толпы хорошо знают политики, поэтому все их лозунги и призывы так красочны и образны.
6. Она уважает лишь силу, подвластна только авторитету. Но она презирает доброту, которую она считает лишь разновидностью слабости.
Толпа хулиганов будет куражиться только до тех пор, пока не встретится с более сильными соперниками. Россия в глазах западного мира считается слабой страной, когда она отвечает добром на добро.
7. Массы требуют иллюзий, им не требуется правда.
В нацистской Германии иллюзия чистоты арийской расы сплачивала немцев, на Украине люди живут иллюзией «Запад нам поможет», российское современное общество, впрочем, как и американское, также в плену иллюзии об особой роли их государств в истории.
8. Люди в массе находятся в магическом плену слов, которые могут вызывать в массовой душе страшные бури или же эти бури укрощать.
Как и в первобытные времена, магические заклинания играют большую роль. Если вспомнить советское прошлое, советский человек с детства был окружен идеологическими девизами и речевками, приветствием «Пионер, будь готов! — Всегда готов!», «Партия — наш рулевой» и т. д.
9. Внушаемость и заражаемость.
Все эти свойства массы характерны для мышления примитивных народов, детей или невротиков, говорил Фрейд. Также он пришел к выводу, что психология масс является самой древнейшей психологией, так как зародилась она еще в первобытном обществе.
В основе механизма массообразования лежит идентификация. Люди идентифицируют себя с себе подобными на основе негативных чувств: зависти, ненависти и обиды к кому-либо, кто был ранее очень близок, авторитетнее и сильнее. Фрейд говорит о древних истоках происхождения этих чувства, когда в родовой общине братья договорились и убили отца — вождя племени. Они сделали это для того, чтобы освободиться от тех ограничений, которые он на них накладывал для успешного существования рода, а также, чтобы захватить власть. Но после убийства отца они сразу же стали испытывать чувство вины, и теперь каждый из братьев, даже заменивший отца на посту вождя, действовали, руководствуясь этим бессознательным чувством вины и тоски по отцу. Отец для них стал теперь великой недосягаемой фигурой, а сами они остались нашкодившими детьми навсегда. Носить в себе такие тяжелые чувства невозможно для психики человека.
Так, например, покинув родительскую семью (СССР) в 1991 году, Украина так и не нашла свой путь и свое счастье. Поддавшись внешним воздействиям, в 2014 году она символически убила отца — свергла законного президента Януковича. После этого она регрессировала до уровня первобытного общества.
Хотелось бы сказать о роли вождя — он является замещающей фигурой отца для каждого из людей в толпе, поэтому пользуется безоговорочным авторитетом и безграничной любовью. Чем больше индивид верит, что вождь его любит, тем преданнее и некритичнее он относится к последнему и готов выполнит его любое распоряжение.
Также очень важна идея, сплачивающая массу. Она может быть как возвышающей, и тогда каждый индивид в массе будет эволюционировать, так и деградирующей, которая будет снижать общую интеллектуальную сущность толпы. К первой можно отнести идею коммунизма в СССР. Она сплотила людей в массе, помогла достичь невероятных успехов в промышленности, космической отрасли, науке, искусстве, спорте; помогла выиграть войну. Когда же эта идея в 90-е была разрушена, общество деградировало, так как новая идея «Деньги — это цель жизни» не сработала, так как не была близка российскому менталитету.
У массы, как и у ребенка, имеется чувство всемогущества; вера в свое всемогущество и исключительность позволяет жить в мире иллюзий. Но, взрослея, как ребенок, так и масса тоже, все чаще сталкиваются с реальностью, которая последовательно уничтожает это чувство. Постепенно, очень медленно, шаг за шагом, наступает прозрение — взросление и возврат к сознательным и добровольным ограничениям, культурным и цивилизационным нормам.
Елена Петрище, психоаналитик, Ростов-на-Дону, ВЕИП.
www.spb.kp.ru
Психология толпы | Блог 4brain
Толпа – хаотичное, но все же не лишенное определенной организации, большое скопление людей. Чаще всего она возникает из-за того, что массовое внимание привлекают какие-то обстоятельства, события, происшествия и т.д. Однако это не единственное, что объединяет людей в толпе, т.к. в силу вступает общее психическое состояние, напряжение, эмоции, мотивы и другие особенности.
Все это, включая поведенческие реакции социальных групп и отдельных людей в их составе, изучает отдельное направление – психология толпы. Эта статья посвящена именно ей. Рассмотреть психологию толпы мы постараемся кратко, но максимально объективно.
Толпа: определение и природа ее образования
Впервые дать научное объяснение феномену толпы попытался на рубеже 19-20 веков известный французский социолог Гюстав Лебон. Первые его статьи на эту тему были опубликованы в издании «Revue Scientific» в 1885 году, а затем вышла его книга «Психология толпы», после чего идеи стали набирать популярность в научных кругах. Сама же проблема изучения толпы стала объектом внимания множества ученых, в том числе и отечественных (В. М. Бехтерев, Г. М. Андреева и другие).
Понятие «толпа», кстати говоря, вошло в состав социальной психологии, когда в мире происходили массовые революционные волнения (опять же, это рубеж 19-20 веков). По этой причине вначале под толпой понимались плохо организованные выступления пролетариата против правящего класса.
В настоящее время психология трактует термин «толпа» следующим образом: толпа является бесструктурным и неорганизованным скоплением людей, объединенных единым объектом внимания и одними чувствами в отношении него. Одним из отличительных признаков толпы можно назвать отсутствие (или потерю) осознанной и четкой общей цели.
Классическим примером толпы в социальной психологии можно назвать скопление людей во время каких-либо транспортных происшествий, массовых мероприятий, пикетов, акций протеста, митингов, стихийных бедствий, военных учений и т.п.
Наверняка вы и сами хотя бы раз в жизни были участником толпы или наблюдали это явление. Собственно, пропустить мимо внимания так называемый эффект толпы просто не получится, ведь людям, оказавшимся в толпе, чуть ли не моментально передается ее настроение и поведенческие реакции. Они вливаются в эту массу и становятся ее частью, даже если это идет вразрез с их собственными принципами и желаниями.
Поведение толпы может быть очень непредсказуемым, и ее настроения могут представлять потенциальную угрозу для отдельных людей и общества в целом, а также для инфраструктуры населенных пунктов (организаций, зданий, объектов культуры и т.д.) По природе образования толпы можно достаточно легко определить ее состав. Обычно толпа состоит из:
- Зачинщиков. Это ядро толпы. Его составляют люди, ее формирующие, грамотно и правильно настраивающие и использующие с конкретными целями.
- Участников. Это люди, влившиеся в толпу и принимающие активное участие в ее действиях. Оказаться под влиянием толпы могут легко внушаемые и сочувствующие люди (с обостренным чувством справедливости), обычные люди и люди, не имеющие определенной цели своих текущих действий. Отметим, что последняя категория зачастую способствует созданию массовости, но активного участия в деятельности толпы не принимает. Самые же опасные участники – это люди, использующие толпу для выплеска негативной энергии, злобы, агрессии.
Исследования Гюстава Лебона внесли огромный вклад в психологию толпы. Во многом именно благодаря им это научное направление выделяет сегодня два основных механизма ее формирования. Первый – это нарастающее эмоциональное заражение, а второй – слухи. Сам же процесс формирования толпы происходит в несколько этапов:
- Формирование ядра толпы. Невзирая на то, что то толпа возникает стихийно, ее формирование невозможно без ядра. Таким ядром могут быть зачинщики, осознающие свои действия и преследующие конкретные цели, или же какое-то событие (происшествие). Затем начинает действовать банальное любопытство, притягивающее к центру еще больше людей. Интерес приводит к тому, что люди вливаются в толпу, и таких «вливаний» может быть сколько угодно, причем каждое из них подогревает эмоции, отчего люди привлекаются снова и снова.
- Кружение. Когда толпа образовалась, внутри нее начинает скапливаться напряжение, из-за чего восприятие людей к любым внешним воздействиям обостряется. Происходит циркулярная реакция и возбуждение становится все сильнее. Это приводит к тому, что вся масса людей готова молниеносно реагировать на поступающую информацию.
- Возникновение нового объекта внимания. Происходящие внутри толпы процессы (сплетни, толки, разговоры, подогретые накалом чувств) меняют причину, которая послужила истоком толпы, т.е. ядро. В действие вступает образ, создаваемый самими людьми из толпы. Его принимают все, а потому он фиксирует внимание и завладевает чувствами людей, а также задает направление для дальнейших действий.
- Активизация отдельных людей. Как и следует полагать, напряжение, скопившееся внутри толпы, требует разрядки. Достигается она через дополнительное стимулирование участников толпы. Для этого подогревается их воображение, производится внушение. Результатом становятся определенные действия людей, и они вполне могут не поддаваться логике и быть небезопасными. «Масла в огонь» подливают зачинщики или конкретный лидер. Таким образом они стремятся достичь своей цели.
Важно заметить, что уже сформированная толпа может быть очень опасна, особенно если ей управляют (и находятся внутри) агрессивно настроенные люди. Последствия от действий такой толпы могут быть самыми разрушительными. Обуздать же неуправляемую толпу крайне сложно. Но давайте не будем сгущать краски, а посмотрим небольшой видеоролик о том, как поведение даже небольшого количества людей может повлиять на поведение одного человека.
Виды толпы
После того как мы кратко рассмотрели основные характеристики толпы и особенности ее формирования, самое время поговорить о том, какие вообще ее существуют виды. Психологию масс нельзя рассматривать как нечто неизменное, и дальше вы поймете, почему. Разделить толпу по видам можно по разным признакам.
Первым признаком является управляемость, и толпа может быть:
- Стихийной – когда ее образование и проявления происходят сами по себе и ей никто не управляет.
- Ведомой – когда она образована и направляется конкретным лидером.
Вторым признаком толпы служат поведенческие реакции, и толпа может быть:
- Окказиональной – ее основой служит интерес к какой-то причине (событие, происшествие), возникшей спонтанно. Такой причиной может быть драка, ЧП, пожар и т.д.
- Конвенциональной – формирующейся за счет интереса к какому-либо массовому событию (концерт, спортивный матч и т.д.) Такие события обычно заранее планируются, объявляются, рекламируются и ожидаются людьми. Конвенциональной толпой можно управлять, т.к. она действует в рамках заданного регламента. Но управление это всегда временно, а сам регламент не имеет четких границ.
- Экспрессивной – где люди объединяются благодаря одинаковому отношению к событиям или происшествиям (радуются, осуждают, протестуют, возмущаются и т.п.) К этому же виду можно отнести экстатическую толпу, возбуждение участников которой трансформируется в экстаз. Такие толпы можно наблюдать на концертах, карнавалах, во время религиозных действ, повергающих людей в эйфорию.
- Действующей – формирующейся за счет эмоционального единения. Толпа этого вида либо уже совершает конкретные действия, либо готовится к ним.
Действующую толпу в свою очередь тоже можно разделить на несколько видов:
- Стяжательная – участники объединены борьбой за материальные ценности, такие как товары, деньги, продукты питания, сиденья в общественных местах и т.д. Данный вид толпы может образовываться во время акций со скидками, поступления в продажу новинок, дефицита продуктов, часов-пик, банкротства финансовых организаций, стихийных бедствий, катастроф и террактов.
- Паническая – участники объединены массовыми паническими настроениями, мотивирующими к спасению от опасности. Паника людей может быть связана либо с реальной (оповещение об эвакуации и т.д.), либо с мнимой (слухи о теракте и т.п.) угрозой.
- Агрессивная – участники объединены агрессией, направленной на определенный объект. Так, люди могут ненавидеть конкретного человека, расу людей, субкультуру, социальное движение, структуру и т.д.
- Повстанческая – участники объединены недовольством и возмущением работой государственных структур и правительства. Подобные толпы часто становятся мощнейшим оружием в политической борьбе.
Изменчивость толпы определяет такие ее характеристики, как непостоянность структуры, наличие, отсутствие и ясность целей. Поэтому один вид толпы (как и подвид) может с легкостью превратиться в другой. Так что для управления толпой (включая ее дезактивацию) предполагает точное понимание тонкостей ее формирования и поведения. Для этих же целей, а также для общего развития и собственной безопасности нужно знать еще и психологические свойства толпы, о чем и пойдет речь в статье далее.
Психологические свойства толпы
Психология масс объясняется целым комплексом особенностей, которые характерны для больших скоплений людей. Эти особенности касаются важнейших сфер личности человека: когнитивной, моральной, эмоционально-волевой и сферы темперамента. Рассмотрим их кратко.
В когнитивной сфере мы можем выделить следующие свойства:
- Заражаемость и внушаемость. Люди в толпе легко подхватывают общее настроение и чрезмерно восприимчивы к внушению. В их сознание крайне просто внедрить определенную идею или образ.
- Отсутствие осознанности. Для толпы совершенно несвойственны разум и логика. Ей управляют эмоции. Даже в обычной жизни люди не всегда мыслят рационально, что уж говорить о ситуациях, когда они поддаются стадному инстинкту. В толпе бессознательное начинает довлеть над сознательным.
- Образность мышления. В больших и стихийных толпах люди мыслят образно – их мышление предельно упрощается. Из-за этого субъективная информация перестает отличаться от объективной, люди не воспринимают сложные идеи, теряют способность рассуждать, обсуждать, вникать в детали и совершать выбор. Получается, что события могут развиваться только так: толпа либо полностью принимает идею, либо отвергает ее. И, что характерно, чаще люди выбирают не правду и реальность, а заблуждения и иллюзии.
- Консерватизм и категоричность. Любая толпа всегда привязана к традициям (страны, общества, субкультуры и т.д.) и негативно воспринимает всякие отклонения и новшества. Кроме того, суждения, которые она приняла (или ей внушили их) не подвергаются никаким сомнениям и видоизменениям.
- Стимуляция воображения. Люди в толпе начинают разделять не только общие эмоции, но и образы. Из-за повышенной восприимчивости любая информация в их сознании приобретает чрезвычайную живость. Массовое воображение действует так, что все события серьезно искажаются (но на это влияет еще и то, каким именно образом они преподносятся толпе).
Теперь давайте коснемся моральной сферы. Здесь психология масс проявляется в том, что толпа активно демонстрирует возвышенные чувства, такие как самоотверженность, чувство справедливости, преданность, религиозность (кстати, именно последняя очень важна, ведь она требует полного подчинения, нетерпимости и пропаганды) и т.д.
Сюда же можно добавить, что толпа влияет на всех своих участников так, что они теряют свою личность, становясь безликими «винтиками механизма», управляемыми лишь своими инстинктами. Человек в толпе подавляется окружением, и интересы этого окружения становятся важнее, чем его собственные. От этого он начинает тяготеть к произволу и агрессии, начинает чувствовать безнаказанность и вседозволенность, интеллектуально и поведенчески деградировать.
Об эмоционально-волевой сфере можно сказать чуть больше. Тут в силу вступают такие свойства:
- Повышенная чувственность. По причине сниженной ответственности и гиперчувствительности в толпе появляются сильнейшие однонаправленные импульсы (их разделяет каждый участник толпы). Не имеет значения, позитивные это импульсы или негативные, но чувства, испытываемые людьми, доходят до крайностей. И на второй план отходят не только собственные интересы и рационализм человека, но и его инстинкт самосохранения.
- Слабая мотивация. Невзирая на тот энтузиазм, с которым люди в толпе воспринимают события и идеи, их интерес непродолжителен и нестабилен. Этим можно объяснить безволие и отсутствие рассудительности.
- Отсутствие ответственности. Люди в толпе, как мы и сказали, чувствуют безнаказанность и вседозволенность, а значит, совершенно не задумываются об ответственности за свои действия и поступки. К тому же именно эта безответственность делает людей очень жестокими.
- Эмоциональность. Эмоциональный резонанс – одно из самых ярких поведенческих свойств толпы. Участники постоянно обмениваются эмоциями друг с другом, эмоциональный заряд, постоянно подпитываясь, достигает апогея, и контролировать проявления толпы становится практически невозможно.
- Экстремизм. Толпа в подавляющем большинстве случаев считается явлением деструктивным, т.е. разрушительным. Высвобождаются страсти и инстинкты, скрытые в обычной жизни где-то в потаенных уголках сознания. Именно поэтому так часто можно увидеть, как люди из толпы яростно реагируют на все препятствия на своем пути.
Что же касается сферы темперамента, то здесь мы можем сказать только, что люди в толпе могут с неимоверной быстротой перенимать черты темпераменты друг друга, но при этом восприятие образов и идей всегда остается непостоянным. Также в этом плане толпа отличается тем, что готова в любой момент начать действовать. И на этом как раз будет уместно перейти к заключительному блоку статьи, посвященному действиям толпы. Но рассмотрим мы не варианты ее действий, а то, как этими действиями можно управлять.
Как управлять толпой
Естественно, все тонкости управления массовым сознанием в рамках одной статьи мы не рассмотрим, но кратко изучить этот вопрос все же можно (а вообще советуем почитать книги на тему психологии толпы – в конце мы предложим небольшой их список).
На поведение толпы влияют различные факторы, среди которых происходящие события, их направленность и скорость, психологическое состояние людей в толпе, идеологические влияния, форма их подачи, предрассудки, иллюзии, суеверия и многое другое.
Мы уже говорили, что изначально толпа является неуправляемой и стихийной, но все же она будет стремиться подчиниться сторонней воле. Лидер же, которого она будет слушать, может возникнуть стихийно, либо по собственному желанию взять над ней контроль. Но такие тонкости не имеют значения для толпы, и она станет подчиняться в любом случае.
Особенность толпы в том, что она беспрекословна, слепа и инстинктивна в своем подчинении, а также в том, что слабого лидера она отвергнет, а перед сильным станет преклоняться. Управлять толпой можно и нужно жестко, и именно такая власть служит для нее самым эффективным инструментом управления.
Однако для управления толпой человек должен обладать набором особых навыков и качеств. Назовем самые главные из них:
- Обаяние. Лидер должен быть обаятельным и харизматичным, и не важно, что служит основой обаяния и харизмы – восхищение человеком или страх перед ним, успех в какой-либо области, богатство или искусное использование психологических методик воздействия. Главное – чтобы толпа воспринимала лидера и слушала его.
- Владение приемами управления толпой. Любой грамотный лидер должен понимать, что достижение власти над толпой предполагает прохождение нескольких этапов. Изначально в толпу нужно внедриться, потом понять, что ее тревожит и чем она живет, затем войти в доверие и убедить в том, что разделяешь ее интересы, и только после этого предпринимать попытки к управлению. Плюс к этому лидеру нужно разбираться в механизмах формирования и «работы» толпы.
- Деятельность. Ведущий толпу человек всегда действует, а не размышляет. Для этого он использует энергичность или силу воли, позволяющую ему делать то, чего не делают остальные.
- Идейность. Наиболее важная цель лидера – разработать идею и посеять ее зерна в массовом сознании. Если мы обратимся к истории (посмотрим документальные фильмы или почитаем книги), то увидим, что очень часто на вершине власти стоят люди с убеждениями, которые просто не поддаются опровержению или оспариванию, даже если они абсурдны, нелепы или ужасающи.
- Ораторские способности. Сильный и авторитетный человек должен осознавать, что толпа понимает только прямые, громкие и сильные фразы. Вместе с этим необходимо пользоваться разными речевыми приемами: утверждениями, повторениями, преувеличениями и т.д.
Интересен тот факт, что практически всегда управление толпой имеет двойственный характер: с одной стороны ей управляет лидер, а с другой – силовые структуры. Задачи у этих сторон разные: если первый использует толпу для достижения цели, то вторые стремятся толпу расформировать. Для этого силовые структуры используют специальные методы, например, отвлекают внимание людей, чтобы разобщить их, лишают ее лидера или пробуждают разум. Но это уже тема другой статьи, поэтому подведем итог.
Толпа способна оказывать серьезное влияние на людей, входящих в ее состав, посторонних людей, политические процессы, жизнь общества и государства. Это и есть основная причина, по которой многие лидеры (в том числе и политические) нередко прибегают к использованию толпы. Но и обычные люди, способные в любой момент стать частью толпы, должны знать психологию масс и применять эти знания в жизни. Как минимум – чтобы иметь общее представления о толпе и поведении людей в ней, как максимум – чтобы знать, как толпа может повлиять на сознание, и уметь обезопасить себя в случае необходимости.
И, как мы и обещали, приводим небольшой список книг на тему психологии толпы, которые стоит почитать:
- Гюстав Лебон «Психология народов и масс»;
- Сципион Сигеле «Преступная толпа. Опыт коллективной психологии»;
- Серж Московичи «Век толп. Исторический трактат по психологии масс»;
- А. В. Забарин «Психология толпы и массовых беспорядков»;
- Л. Г. Почебут «Социальная психология толпы»;
- Д. Я. Райгородский «Психология масс»;
- А. П. Назаретян «Агрессивная толпа, массовая паника, слухи»;
- Г. М. Андреева «Социальная психология»;
- В. М. Бехтерев «Внушение и толпа».
И, раз уж мы закончили разговор личной безопасностью, предлагаем вам посмотреть видео специально на эту тему. Желаем вам добра и умения всегда сохранять способность мыслить трезво и самостоятельно!
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook
4brain.ru
миллионы мух не могут ошибаться? — Рамблер/новости
Рудиментарный страх отвержения общиной и стремление быть в «стаде», присущие и людям, и животным — феномены, известные с древности. Как выяснили в свое время ученые из университета в Лидсе, стадному инстинкту подвержены 95% людей: они, не задумываясь, сделают так же, «как все» — пойдут по тому же маршруту, выберут ту же стратегию поведения или точку зрения по какому-либо вопросу, что и прочие. Все это открывает для оставшихся 5% населения почти безграничные просторы для манипуляций сородичами и весьма эффективно применяется на практике.
ЛИЧНОСТЬ И ТОЛПА
Одни исследователи называют стадный инстинкт механизмом, лежащим в основе инстинкта самосохранения, другие указывают на то, что в «стаде» инстинкт самосохранения, напротив, утрачивается. Логика есть в обоих утверждениях: с одной стороны, с первобытных времен принято считать, что в одиночку человеку не выжить, кругом «одни враги» и полно опасностей, отсюда и стремление находиться в группе. С другой стороны, у толпы — свои законы: чувство персональной незащищенности члена группы утрачивается, в толпе он считает себя неуязвимым и способен на то, чего никогда не сделает в индивидуальном режиме. Именно с этим связан феномен мутации отдельных личностей в безликую массу, способную на любой криминал.
Еще один спорный вопрос — нужен ли стаду лидер. Некоторые ученые утверждали, что группа или коллектив самодостаточны и не нуждаются в централизованном руководстве. Так, британский врач и исследователь Уилфред Троттер называл стадность аналогией биологической многоклеточности, отображающей желание всех существ стать частью одного мощного сверхорганизма, и не считал роль вождя в массах и группах существенной. В своем классическом труде «Инстинкты стада на войне и в мире» Троттер называл людей стадными животными, объясняя главные характеристики стада — однородность и соответствие. Собственно, поэтому социум с детства прививает людям необходимость быть «как все», частью группы, не слишком выделяться в толпе, «не умничать» и так далее.
Другие — например, французский психолог, социолог, антрополог и историк Лебон Гюстав — утверждали, что любое сборище (людей или животных) является послушной «субстанцией» и непроизвольно подчинится авторитету выбранного вожака. Он объяснял это жаждой подчинения тому, кто назовет себя «хозяином». Австрийский психолог, психоаналитик, психиатр, основатель психоанализа Зигмунд Фрейд полагал, что человек, скорее, «животное орды», управляемой своим повелителем или вождем. Каковой, по мнению ряда ученых, является «отеческой» фигурой, пользующейся безграничной любовью и непререкаемым авторитетом. Причем чем сильнее вера отдельного индивида в любовь вождя, тем градус преданности вождю будет выше, а степень критичности, соответственно, ниже.Так или иначе, многие склоняются к тому, что толпа уважает лишь силу и авторитет и отступит лишь перед лицом более сильных соперников. В этом смысле, у нас все, как у животных. Но при этом человеческие «стадные структуры» делятся на множество уровней — «стада» меньше, локальнее и т.п. Существует официальная иерархия — государства, области, города, но есть и неофициальные — субкультуры, «клубы по интересам» и прочие. К представителям «чужого стада» люди относят, в частности, и представителей иных рас, но могут мирно сосуществовать с ними и вступать в дипломатические отношения.
Апофеозом стадного инстинкта некоторые исследователи называют механизмы полового отбора. «Стадный человек» уверен в том, что высокоранговые особи просто обязаны максимально осчастливить популяцию своими генами, и не понимает, как можно не стремиться произвести собственное потомство.
ГРУППОВОЕ ПОМЕШАТЕЛЬСТВО
Еще одно характерное свойство массы — снижение интеллекта отдельных индивидов. Толпа легковерна, некритична и легко поддается манипуляциям. Анализируя коллективное мышление, психолог из Йеля Ирвинг Янис утверждал: лица, состоящие в группе и связанные некими общими интересами, предпочитают здравомыслию единодушие, искаженно воспринимают информацию, отвергают реальность и инакомыслие. Янис называл это следствием воздействия пресса коллективного мышления. Чем выше социальный статус группы, тем вероятнее «коллективное мышление», при котором отдельные члены группы, боясь подвергнуться остракизму и вылететь из группы, предпочитают держать свое мнение (если оно у них вдруг и появится) при себе.
Кроме того, коллективному мышлению присущи такие черты, как коллективная рационализация иллюзий, резко отрицательное стереотипное отношение к инакомыслящим, вера членов группы в групповую этику, иллюзия неуязвимости для опасных последствий, иллюзия единодушия и подавление личных сомнений, наличие самоназначенного «сторожа», защищающего группу от мыслей, способных пошатнуть коллективную веру, послушание. Таким образом, по мнению исследователей, толпе нужна не истина, а иллюзии.
Среди самых известных опытов, доказывающих склонность людей следовать стадному инстинкту, легендарный Стэнфордский эксперимент, проведенный в начале 1970-х известным профессором в области психологии Филипом Зимбардо. Разделив 24 добровольцев на две группы — надзирателей и заключенных, исследователи доказали: социальная среда оказывает мощнейшее влияние на поведение человека, превращая его либо в палача и чудовище, либо в жертву.Как показывают другие исследования, в интернете власть толпы тоже фактически не ограничена. Люди склонны соглашаться с мнением большинства — например, лайкать инерционно, «как все». В ходе опытов выяснилось, что искусственно накрученные «лайки» привлекут еще больше лайков реальных, а искусственные негативные отзывы — больше реальных критиков, солидарных с негативной оценкой. Иными словами, люди рассуждают так: «если все пойдут топиться — то и я пойду, чтобы не отрываться от коллектива».
«КТО НЕ С НАМИ»
Однако есть и те, кто к подобным проявлениям коллективизма совсем не склонен. Вряд ли можно утверждать, что 5% «неуправляемых» представлены исключительно этими категориями граждан, но какое-то их число в эти 5%, безусловно, входит.
«Например, дискомфорт от постоянных трений в социуме испытывают социопаты — для них комфортнее держаться от социума на дистанции, — говорит психолог, психотерапевт Дмитрий Ершов. — К слову замечу, я к ним отношусь. Моя квалификация и опыт позволяют мне занимать должность главврача какого-нибудь медицинского учреждения, и такие предложения поступали — но я от них благоразумно отказывался. Причина в том, что для меня некомфортно находиться в 8.30 на пятиминутке в клинике, я на них постоянно опаздывал и получал «вмятины», что меня совершенно не устраивало. Мне неорганично полдевятого находиться на работе, особенно если эта работа находится далеко от дома».Не особо склонны к социализации и психопаты в стадии декомпенсации. Еще есть так называемые пассионарии: согласно пассионарной теории этногенеза, они обладают природной способностью поглощать из внешней среды энергии больше, чем требуется для личного и видового самосохранения, а затем перенаправлять эту энергию на изменение окружающей среды. К ним относят изобретателей, первооткрывателей, созидателей, способных ломать устои и потому вступающих в конфликт с социумом. Принято считать, что пассионарии сбиваются в группы (консорции) — ядра новых этносов, образующихся через 130-160 лет после «толчка», и выдвигают идеологии-доминанты.
А вот если рассматривать те самые 95% граждан, тяготеющих к социально адаптированному, откатанному сценарию поведения, можно выяснить, что это люди без так называемых акцентуаций — «рафинированно нормальные, очень ценные, полезные и послушные».
«Даже если они входят в конфликтные отношения с социумом, они стараются их быстренько погасить, не раздувать. Их позиция — более гибкая, обтекаемая. Именно они склонны к «стадному инстинкту», умеют извлекать пользу из этой затеи и не так переживают из-за неприятностей, которые несет в себе социум. Без них общество — включая пассионариев — не выжило бы. Образно выражаясь, нужно, чтобы кто-то мел дворы и производил гайки по ГОСТу. Если эти гайки начнут производить пассионарии или социопаты, начнется черт знает что. Если гайки не будут производиться, а дворы — подметаться, но в них будут шататься толпы креативных трубадуров, лучше никому не станет. Так что обществу, как и любому социальному организму, требуется определенный баланс разных компонентов. И тогда оно будет эффективным и здоровым», — заявил эксперт «МИР 24».
ПОЗНАЙ ДЗЕН С НАМИЧИТАЙ НАС В ЯНДЕКС. НОВОСТЯХ
news.rambler.ru
Психология толпы
Человеческая жизнь обладает множеством различных форм. Определенные из них привычны и понятны. А другие немало отличаются от того, что понимается под обыденной нормой. Есть формы поведения личностные, которые в серьезной мере зависят от желаний человека. Но встречаются такие, где выражения воли и желаний личности оказываются под серьезным воздействием других личностей.
Люди или отдельные личности иногда не испытывают давление со стороны других, но воспринимают их поведение, заражаясь им, следуя ему и подчиняясь. Мнение о толпе часто возникает из индивидуального опыта человека. Почти каждый из нас участвовал в толпе или наблюдал ее. Толпой называется сосредоточение индивидов, у которых нет явной общности целей, но их связывает схожие эмоции или объект внимания.
Формирование толпы
В процессе создания из малых групп личностей, которые недовольны чем-либо, крупной группы, немало растет шанс создания стихийного поведения. Это направляется на показ испытываемых эмоций, суждений. Нередко субъектом подобного поведения выступает толпа.
В формировании толпы участвует:
публика. Это крупная общность, которая возникает на базе общих целей, без определенной организации, но в условиях, затрагивающих общие интересы. Здесь допускается рациональность обсуждения;
контактное, с виду неорганизованное общество, которое действует очень эмоционально;
совокупность личностей, которые составляют аморфную группу с большим числом участников. Последние не имеют непосредственных контактов между собой, но их связывает общий интерес. Сюда относятся массовая истерия, лжепатриотический или патриотический экстаз.
В масштабной форме действий коллектива серьезное значение получает неосознанность. На базе эмоционального волнения появляются стихийные действия из-за событий, которые затрагивают ценности личностей. Главными факторами образования толпы и ее развития выступают слухи и цепная реакция.
Существуют этапы создания толпы:
создание ядра. Появление толпы нечасто выходит за рамки причинных связей общественных событий. Но толпа формируется чаще с определенного ядра, т.е. с зачинщиков;
процесс кружения. Дальнейший этап идет рядом с процессом кружения. В процессе него идет обострение чувств, появляется готовность отзываться на данные, поступающие извне. Растет волнение, люди готовы к немедленным коллективным действиям;
возникновение нового совместного объекта внимания. Второй этап готовит следующий. Он проявляется в возникновении общего объекта, что становится центром внимания. На нем концентрируются чувства и воображение толпы;
возбуждение. Финальным этапом выступает активизация личностей вспомогательными стимулами путем возбуждения импульсов. Это случается из-за действий лидеров.
Классификация толпы
Как и в других общественных явлениях, существует классификация толпы по разным мотивам. Если в качестве базы брать управляемость, то выделяются следующие типы толпы:
стихийная. Создается и выражается без организации со стороны лидера;
ведомая. Появляется и выражается под воздействием изначально или вследствие действий определенного лидера;
организованная. Подобный тип рассматривают в виде собрания людей, которые вступили в организацию.
Если брать за основу природу действий людей в толпе, то выделяются такие виды:
окказиональная. Появляется на базе интереса к внезапным происшествиям;
конвенциональная. Основывается на интересе к анонсированному развлечению. Временно придерживается нечетких норм;
экспрессивная. Создается с теми же условиями, что и конвенциональная. Она показывает общее мнение об определенном событии;
экстатическая. Это крайнее проявление экспрессивной толпы. Отличается общим экстазом;
действующая. Создается аналогично с конвенциональной, но производит действия, направленные на конкретный объект.
Последняя разновидность имеет несколько подвидов:
агрессивная. Объединяется ненавистью к одному объекту, способна на погромы и другие агрессивные действия;
паническая. Спасается от придуманного или истинного источника опасности;
стяжательная. Становится участников конфликта для обладания определенными ценностями. Провоцируют власти, что игнорируют интересы народа;
повстанческая. Образовывается на базе общего недовольства работой органов власти.
Психологические свойства толпы
Эксперты выделяют некоторые психологические свойства толпы, что относятся ко всей структуре данного образования. Они видны в разных сферах:
волевой;
эмоциональной;
когнитивной;
моральной.
Серьезной чертой толпы выступает безотчетность и инстинктивность. Если отдельные люди часто почти не поддаются разумным посылам, руководствуясь эмоциональными порывами, то толпа вообще не имеет разума, а существует на эмоциях, без присутствия логики. Здесь действует стадный инстинкт, особенно в чрезвычайной ситуации без лидера.
В толпе мощно развито воображение. Она воспринимает образы. Те, которые поражают воображение, оказываются ясными и простыми. Еще одним серьезным эффектом выступают коллективные галлюцинации, т.е. неправильное понимание и толкование событий. Масса людей не задумывается над событиями, она не способна рассуждать. Здесь не возможны противоречия и споры. Толпе не требуется правда.
Внушаемость выступает еще одной чертой толпы. Это человеческая масса, которая находится под гипнозом. Источником внушений становятся иллюзии, которые рождаются у отдельной личности. Толпе просто внушается чувство обожания, фанатизм.
Заражение становится причиной образования особенных свойств толпы, оно устанавливает ее направление. Человек любит подражать чему-либо. Мнения в толпе передаются заражением.
В толпе присутствует эмоциональное усиление. Люди, что в ней участвуют, не просто соседи. Они заражают других, а также сами усваивают эмоции окружающих. Эмоциональный взрыв случается из-за определенных условий.
Мощь толпы направляется на разрушение. Подобные инстинкты спят в глубине сознания всех личностей. Поддаваться подобному отдельным личностям опасно, но в толпе они вольно следуют им.
Психология поведения толпы
В психологии поведения толпы заметны влияния идеологии, с их помощью осуществляются конкретные действия. Они помогают изменить психическое состояние, что происходит под влиянием событий или новостей. В действии толпы происходит стыковка информации, что влияет на поведение личностей. Общая воля и настроения усиливаются во много раз. Массовая истерия становится базой для развития трагических событий.
Один из типов поведения толпы – это паника. Данное эмоциональное состояние возникает из-за недостатка информации о неясном или пугающем событии, или из-за избытка информации, что становится причиной импульсивных действий.
Факторы, которые могут посеять панику, разнятся. Их основа бывает психологической, физиологической, а также социальной. Есть случаи образования паники в обычной жизни из-за катаклизмов или катастрофы. В панике человеком руководит бессознательный страх. Он теряет самоконтроль, начинает метаться, теряет солидарность, не замечает выхода. Факторы, что воздействуют на поведение толпы таковы:
Суеверие.
Это устоявшееся ложное мнение, которое возникло по причине страхов, пережитых личностью. Хотя встречается суеверный страх, чьи основы неосознанны. Часто суеверия переплетены с верой в определенные вещи. Они свойственны индивидам, независимо от культурного уровня и образования. Суеверие базируется на страхе, оно во много раз увеличивается в толпе.
Иллюзия.
Это один из видов ложного знания, что закрепилось во мнении социума. Иллюзия иногда становится итогом искажения восприятия. В этом контексте имеются в виду иллюзии, что относятся к восприятию общественной реальности. Общественные иллюзии – это восприятия, что создаются в мышлении личности вместо реального знания, которое не допускается. В итоге, базой иллюзии становится незнание, что дает чересчур негативные эффекты, если возникает в толпе.
Предрассудки.
Также относятся к ложным знаниям, что стали предубеждениями. Они агрессивны, всеми силами противятся истине. Подобное противостояние так слепо, что толпа не воспринимает аргументы, что противоречат предрассудкам.
Основа этого лежит в том, что человеческая память фиксирует не обычное мнение, а запоминает сопровождающие это мнение чувства. Но память избирательна. События, которые противоречат установленному мнению, не всегда подвергаются анализу на сознательном уровне. Они устраняются из-за эмоций, что часто наполняют толпу. Если популярные стереотипы мнения общества перенасыщены эмоциями, то есть шанс появления массового психоза. В ходе него люди совершают наиболее безрассудные действия, они не отдают себе отчет в будущих последствиях.
Коммуникация в толпе
Серьезное значение при образовании толпы обретает коммуникация. В толпе – это обмен важной информацией. Известно, что личность участвует в массовых действиях, если заражается видимым поведением остальных, или если узнает о нем по информационным каналам. Отдельные разновидности подобного поведения появляются из-за острого дефицита данных или недейственной системы подачи информации.
Человек готов поддаться заразительному действию толпы, если это действие совпадает с его убеждениями. В обществе вместе с официальной коммуникацией работает неофициальная. Они соприкасаются в разных точках. К неофициальным источникам относятся слухи, сплетни. Они перемещаются на страницы СМИ.
sunmag.me
Синдром толпы и психология индивида в большой массе людей.
Странно, что люди, обладающие индивидуальностью и самосознанием, попадая в толпу людей, становятся подверженными общим действиям и настроениям. Именно синдром толпы и обсудим сегодня с Вами.
Каждый человек индивидуален. При этом, как правило, считает, что он лучше других, что им невозможно управлять, что он не подвержен влиянию со стороны и так далее. Однако, история говорит о довольно-таки странном поведении людей, находящихся в толпе – большом скоплении себе подобных.
Синдром толпы. Толпа подчиняет себе большинство людей.
Я не любитель футбола, но мой друг как то рассказал, как он сходил на матч. С его слов, он совершенно не хотел, но когда все начали кричать и скандировать, он поддался общему настроению и начал также кричать, как и все. Ссылался при этом на бешеную энергетику, которая его окружала. Тогда-то я и задумался про синдром толпы.
Проблема в том, что для животных данный синдром, по большому счету, это способ выжить – некий инстинкт самосохранения. Все бегут, значит бегут не просто так, а от опасности – и мне надо бежать. Даже не разобравшись с причиной, не увидев данную опасность, забывая про рациональность – просто поддаешься стадному инстинкту или впадаешь в синдром толпы.
Но мы же вроде как уже не животные? Или еще животные? Зигмунд Фрейд писал, что толпа превращает группу людей в некий коллективный разум, где интересы каждого отдельного человека становятся не значительными и на передний план выходят интересы всей массы людей.
Хорошо это или плохо? На мой личный взгляд это очень плохо для всех нас. От данных стадных инстинктов нужно давно избавляться. Ведь именно из-за подобных стадных инстинктов и происходят большинство несчастных случаев. Например, по телевизору часто показывали репортажи про «черную пятницу» — распродажи перед Рождеством. Огромная беснующаяся толпа людей, которые сбивают и затаптывают друг друга ради скидок на подарки. А ведь до этого эти же люди стоят в очереди перед магазином и спокойно беседуют друг с другом.
Или другой пример. Все пожарные службы и полиция всегда получают инструкции во времена чрезвычайных ситуаций (типа пожара или другого стихийного бедствия), и среди них особо выделяют фразу – нужно избежать паники. Запаникует один и побежит – за ним побегут все, и толпа затопчет и нанесет вреда больше, чем само ЧП.
Психология индивида в толпе.
Лучшая рекомендация – не попадать в толпу. Однако, это очень сложно сделать, когда живешь в большом мегаполисе. В скопления людей мы попадаем практически везде – утром или вечером в метро или автобусе, в больших мегамаркетах, парках, развлекательных мероприятиях и так далее.
Человек характеризуется в скоплении людей, рядом отличительных черт: например, анонимностью (т.е. потерявшись в безликой толпе, перестает отвечать за собственные поступки), инстинктивность (т.е. потеря способности к анализу и рациональной обработки информации), возникновение чувства силы (чувство неодолимой силы за счет количества людей), ну и социальная деградация (когда одни ты культурный человек, в толпе ты уже превращаешься в варвара, склонного к свирепости и насилию).
Почему я вообще начал писать данную статью? Да все просто. Большинство людей не достигают успеха в жизни, именно впадая в синдром толпы, или стадному инстинкту. Все ходят на работу, и я должен. Все покупают дорогой смартфон, и я должен, хотя и использую лишь 1% его возможностей. И так далее.
Истина в том, что успеха в жизни достигают лишь те, кто избегает делать то, что делают другие, т.е. толпы. Это бизнесмены и инвесторы. У этих людей другое мышление, другие цели в жизни, другой образ жизни не потому, что они богаты. Именно наоборот – они богаты, потому что у них другое мышление, другие цели в жизни и другой образ жизни. Они избегают мыслить как толпа. Двигаясь с толпой – результат получишь как у всех. И результат этот – подачка от государства в форме грошовой пенсии на заре жизни.
knopki-bablo.net
Психология толпы, виды толп. Как управлять толпой
Мы рождаемся и живем в социуме. Мы стремимся к себе подобным и нуждаемся в общении с другими людьми так же, как нуждаемся в еде, свежем воздухе, крыше над головой. С момента появления на свет мы находимся в окружении людей и являемся частью различных групп. Но есть такой вид сообществ, в которых человек теряет самого себя и превращается из разумного, мыслящего индивида в часть стихии. Эта общность – толпа. Самая неорганизованная, стихийная и опасная социальная группа.
Толпа с точки зрения психологии
Вероятнее всего, толпа – это древнейший вид совокупности людей, и ближайшими к ней аналогиями будут стадо и стая.
Массовые выступления людей, носящие стихийный и часто разрушительный характер, не редкость в истории цивилизации. «Распни его!» — кричала толпа на Голгофе. «Жги ведьм!» — бесновались фанатики вокруг костров инквизиции. «Да, здравствует император!» — восторженно орали люди, приветствуя нового жестокого правителя и тирана. Это вполне обычные явления, они есть и сейчас, только внешний антураж поменялся, а суть осталась все та же.
Еще в древнейшие времена были разработаны методы управления этой необузданной стихией, и они успешно использовались политическими и религиозными деятелями. Но изучение толпы как специфического социально-психологического феномена началось в XIX веке, когда человечество в своем развитии дошло до осознания опасности этого явления. Книга «Психология масс» французского социолога и психолога Густава Лебона не только заложила основу исследования стихийных человеческих сообществ, но и стала началом такой отрасли психологической науки, как социальная психология.
Психологические особенности толпы
Толпа относится к стихийным большим группам. В отличие от двух других видов таких групп – массы и публики – толпа основана на эмоциях. У людей, оказавшихся частью этой общности, нет осознаваемых общих целей, но есть то, что притягивает их внимание: информация, зрелище, враг, опасность, объект поклонения.
Высокий уровень эмоциональности и экзальтированности, характерный для толпы, приводит к двум важнейшим эффектам.
Феномен психического заражения
Этот древний психический механизм характерен для всех социальных животных и даже птиц. Вы видели когда-нибудь, как мгновенно и без видимой причины взлетает стайка воробьев? Это сработал эффект психического заражения.
В животном мире и в древнейших сообществах предков человека психическое заражение выполняло очень важную функцию: объединение и совместные действия особей помогали спастись от внезапной опасности. В примитивных социумах, как правило, коллективный разум сильнее и эффективнее индивидуального. Проявление этого феномена можно выразить фразой: «Все побежали, и я побежал».
Казалось бы, человек давно уже обрел самостоятельность и способность мыслить и принимать решения вне зависимости от социума. Но в толпе под влиянием эмоций он эту способность утрачивает. Человек «заражается» чужими чувствами и передает их окружающим, тем самым усиливая общую экзальтированность. И чем сильнее бушует ураган эмоций (страха, ненависти, восторга), тем сложнее не попасть под их влияние. Думаю, все видели, как неистовствуют футбольные болельщики на трибунах, как беснуются фанаты музыкальных групп, как с ненавистью выкрикивают лозунги люди на митинге или акции протеста.
Их поведение кажется странным, нелепым, пугающим, если наблюдать за толпой с приличного расстояния или на экране телевизора. Но оказавшись в самой толпе, человек быстро подпадает под влияние ее эмоций и особого настроя. Люди заражаются не только чувствами, но и энергией массы, они ощущают переполняющую их силу и вседозволенность и готовы смести всех врагов или отдать жизнь за своих кумиров.
Любой человек в толпе становится смелее, агрессивнее и безрассуднее, он может совершать поступки, на которые никогда бы не решился вне толпы, нарушать усвоенные с детства нормы и запреты. Я видела, как молодые девчонки-фанатки срывали лифчики и бросали их своим кумирам, выступающим на сцене. Как рвали на клочки футболку одного из певцов. Разве они способны на такое вне толпы?
Еще страшнее заражение ненавистью, когда люди готовы растерзать любого, кто покажется им врагом (или на кого укажет лидер), и такие случаи неоднократно описывались. А в состоянии панического страха толпа сметает все на своем пути и может затоптать даже детей и стариков.
Утрата рационального контроля
Этот второй эффект связан с первым. Мощный всплеск эмоций, который поддерживается и подпитывается толпой, вызывает блокаду рационального уровня сознания. Человек перестает контролировать свое поведение и управлять им. Наступает то, что психологи называют измененным состоянием сознания или помутнением сознания. Люди в прямом смысле слова утрачивают разум, становятся частью стихийного организма, который управляется коллективными эмоциями.
Отчасти это психическое явление напоминает состояние аффекта, которое человек переживает при сильном и внезапном эмоциональном потрясении. Но в этом случае он, как правило, спасает свою жизнь или жизнь своих близких. А вот эмоциональный всплеск, порождаемый толпой, не только бессмысленный, но и очень опасный. Ведь «крышу сносит» не у одного человека, а у нескольких сотен.
Как образуется толпа
Толпа считается стихийной группой, но всегда есть причина для ее образования, а нередко и люди, которые намеренно собирают, «заводят», провоцируют толпу. Зачинщики обычно рассчитывают использовать энергию этой стихии в своих целях. Иногда это получается, но далеко не всегда. Толпу несложно создать и разогреть, а вот управлять этой стихией очень непросто.
Из кого состоит толпа
Эта стихийная группа состоит из нескольких «слоев» людей, которые отличаются своими психологическими особенностями.
- Зачинщики — ядро толпы, их действия часто сознательны и целенаправленны.
- Следующий «слой» — наиболее внушаемые люди, которые быстро «заводятся» и не замечают, как утрачивают контроль над своим поведением, подчиняясь транслируемому зачинщиками настроению. «Внушаемые» обычно эмоциональные, а нередко и экзальтированные люди, они-то и создают ту эмоциональную атмосферу, которая охватывает всех, кто оказывается в толпе.
- Случайные и просто любопытствующие люди. Первоначально они относятся нейтрально и даже негативно к настроениям толпы, но не замечают, как подпадают под влияние феномена психического заражения.
- «Хулиганы» — это наиболее опасная часть толпы. К ним относятся асоциальные, агрессивные личности, которые примыкают к толпе ради «развлечения», желания безнаказанно подраться, погромить, удовлетворить свои садистские наклонности. Именно их действия и эмоции чаще всего и превращают просто эмоциональную массу людей в озверевшую толпу.
Не всегда в толпе есть четко выраженные зачинщики. Иногда роль объединяющего фактора выполняет какое-то событие, вызывающее всплеск эмоций: выступление популярных певцов, проигрыш (выигрыш) своей команды на спортивных соревнованиях, стихийное бедствие или техногенная катастрофа. В этом случае в роли ядра толпы выступают чрезмерно эмоциональные люди с неуравновешенной психикой, которые не умеют сдерживать свои эмоции и заводят остальных.
Стадии возникновения толпы
Если толпа стихийна, а люди в ней не связаны друг с другом, то возникновение ее всегда имеет причину. Это может быть какое-то событие или сознательная цель группы людей, но в основе формирования толпы всегда то, что привлекает внимание человеческой массы. Сам процесс возникновения и развития толпы тоже подчиняется четким психологическим законам и проходит определенные стадии.
- Образование ядра. Эта стадия может проходить в двух формах: сознательной (ядро составляют те, кто целенаправленно собрал толпу) и стихийной (в качестве ядра выступают эмоционально неуравновешенные люди).
- Информационный этап, который в психологии называют кружением. Примкнувшие к толпе люди из любопытства или под влиянием «чувства стадности» начинают быстро поглощать информацию, подпитываясь чувствами, и одновременно передавать ее окружающим. Информация в толпе всегда насыщена эмоциями, поэтому происходит рост возбуждения и готовность к действиям.
- Скачок внимания. Этот этап характеризуется осознанием объекта общего внимания и часто его изменением. То есть внимание людей оказывается перенаправлено. В случае сознательных действий группы людей в центр внимания попадает то, что им выгодно, например, общий враг.
- Активизация толпы. Рост эмоциональности и возбуждения требуют своего выхода, и наступает момент, когда толпа просто не может сдерживаться и начинает активные действия, нередко носящие крайне агрессивный и даже дикий характер. Если зачинщики вовремя не организуют активность толпы, то эта стихия станет неуправляемой и для них в том числе.
Не всегда эти 4 этапа четко выражены. Толпа может образоваться и вспыхнуть как копна сухого сена, особенно если люди были возбуждены какими-то событиями и до момента консолидации или им угрожает опасность.
Виды толп
Попытки сделать всеобъемлющую классификацию толп предпринимались неоднократно начиная с труда Лебона. Но до сих пор такой классификации не существует. Дело в том, что одна и та же толпа содержит в себе множество разных признаков и характеристик. Может быть одновременно:
- агрессивной и спасающейся;
- конвенциальной (объединенной общим интересом) и экспрессивной.
Поэтому существует несколько вариантов классификации по разным основаниям.
По степени активности
Выделяют 2 вида толп по этому признаку: пассивные и активные.
- Пассивные толпы отличаются низким уровнем эмоциональности и возбуждения. Из всех психологических признаков этому виду присуща только массовость, и в полном смысле слова подобные собрания людей толпами не являются. К ним относят, например, людей, осматривающих достопримечательности, встречающих, провожающих и ждущих поезд на вокзале, транспортные толпы в метро и т. д. Но в случае какого-то эмоционального события эти толпы быстро перестают быть пассивными.
- Активная толпа находится в состоянии эмоционального возбуждения, поэтому в ней формируется готовность к совместным действиям.
По характеру эмоциональности
Толпа всегда переполнена эмоциями, но они носят разный характер, что влияет на особенности действий этой стихийной группы:
- Восторженная или экстатическая толпа объединяет людей на основе положительных эмоций, которые вызваны общим зрелищем (концерт, фестиваль) или общим действом (религиозные обряды и культы, карнавалы и т. д.).
- Паническая толпа возникает под влиянием сильного чувства страха, который перерастает в панику. Это эмоциональное состояние приводит к быстрой утрате рационального контроля. Управлять панической толпой практически невозможно.
- Агрессивная толпа отличается высокой степенью психического напряжения и негативными эмоциями: ненавистью, отчаянием, фрустрацией. Возникновение агрессии всегда связано с каким-то стимулом, например, слухом, информационным вбросом, то есть явлением, вызывающим всеобщее негодование.
По степени стихийности
Хоть толпа и относится к стихийным большим группам, степень этой стихийности может быть разной.
- Организованная толпа. Этот вид описал еще Г. Лебон на примере массовых выступлений рабочих на митингах и забастовках. Его отличает целенаправленная организация и элементы управления, а нередко даже четкий план действий. Составляют его зачинщики и подключают к реализации своих сторонников из числа толпы.
- Ведомая толпа. Чаще образуется стихийно, но благодаря человеку или группе людей с лидерскими способностями принимает признаки организованной.
Есть и другие основания, по которым можно проводить классификацию толп, но эти самые основные и общепринятые.
Как управлять толпой
Политики, религиозные деятели и просто амбициозные люди нередко стремятся использовать толпу в своих целях. Надо признать, что несмотря на явную аморальность такого желания, наличие у толпы лидера несколько снижает ее опасность.
Управлять этой стихией одновременно и просто, и сложно:
- С одной стороны, толпа чем-то похожа на стадо и всегда готова идти за вожаком.
- С другой стороны, этот вожак должен выделяться из толпы, привлечь к себе внимание людей, обладать яркой харизмой. А это на фоне бушующих эмоций сделать совсем непросто.
Политтехнологи и социальные психологи знают несколько способов привлечения внимания в толпе:
- Демонстрация силы и власти. Потеряв себя в толпе, люди инстинктивно ищут сильного вождя, вожака — того, кто может противопоставить себя массе, поведет за собой. Учитывая примитивный характер сообщества, для этого иногда бывает достаточно стать выше толпы, ярче, громче, то есть заметнее.
- Экспрессивность выступления. Насыщенное эмоциями и громкое обращение к толпе тоже способно привлечь внимание, поэтому вожаки используют разные приемы усиления звука (в настоящее время технические).
- «Заводной» характер выступления. Толпа, насыщенная эмоциями, не готова слушать пространные выступления и оценивать объективные аргументы. На стихийную массу действуют короткие, повторяющиеся лозунги, не столько несущие информацию, сколько формирующие эмоциональный фон. С помощью этих лозунгов толпу сначала настраивают определенным образом, а потом программируют на конкретные действия.
Сложнее взять управление толпой человеку «со стороны». Как уже было сказано, люди в толпе теряют свою индивидуальность, утрачивают контроль над собой, и чтобы этого не случилось, индивид должен обладать огромной силой воли и способностью противостоять внушению и эмоциональному давлению.
Подчинить себе толпу можно опять же через привлечение внимания. Способы могут быть разные, вплоть до выстрелов в воздух, на которые люди непроизвольно оборачиваются. Увы, но бывает, зачинщики стреляют и не в воздух, если им не удается раскачать слишком пассивную толпу. А пролитая кровь резко повышает уровень агрессивности людей.
Феномен толпы изучается давно, но в настоящее время социальные психологи признаются в своей недостаточной компетенции. По сути, общество, как и в эпоху Средневековья, и в XXI веке не знает надежных средств управления толпой. И дело здесь не только в малой изученности предмета, но и в процессе эволюции массовых выступлений.
psychologist.tips
Психология толпы — СЧАСТЬЕ ЕСТЬ! Философия. Мудрость. Книги. — ЖЖ
Каждому знакомо ощущение тревоги, дискомфорта и даже эмоционального истощения на рынке, в магазине либо кинотеатре. Толпа предполагает некую угрозу личности — от растворения нашей индивидуальности до реальной физической угрозы.
КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕЗУМИЕ
Человек, попавший в толпу, быстро становится ее частью, песчинкой в урагане гнева, паники, он практически не может сопротивляться захватившей его стихии эмоций и действует как все.
Если рассматривать толпу как самостоятельный организм, то ее поведение можно сравнить с поведением больного в психотическом состоянии.
1. Нелогичность мышления
Поступки не поддаются рациональному объяснению, а совершаются под воздействием эмоциональных импульсов, при этом толпа мало чувствительна к импульсам извне, но чрезвычайно быстро распространяет их внутри самой себя. Это именно то, что называют «накалом страстей». Орава людей живет настоящим, не задумываясь о последствиях. Главная ее задача — удовлетворить сиюминутную потребность, будь то желание убежать либо жажда обладать кумиром.
2. Восприимчивость к информации
Любое сказанное слово легко обретает реальные очертания, слово «Стреляют!» может вызвать молниеносную реакцию как паники, так и агрессии в отношении правоохранительных органов. И не важно, что никто не собирается стрелять, кому-то показалось, что он слышит звук выстрела, а само слово «стреляют» мгновенно спровоцировало массовую галлюцинацию.
3. Неспособность рассуждать
Массы просто принимают или не принимают информацию. Они исключительно подвержены влиянию извне, легковерны, лишены способности к критике. Как правило, они консервативны и категоричны, поэтому новшества им чужды, они предпочитают идти знакомым путем. Даже если изначально митингующие имеют некий план действий, то, превратившись в скопление людей, они утрачивают первоначальные цели.
Толпа импульсивна, изменчива, возбудима, ей близки только простые и крайние эмоции: ярость, любовный экстаз, паника.
4. Стремление к экстремизму
Все силы направлены на разрушение, даже тогда, когда люди бегут от внешней угрозы — в этом случае они уничтожают сами себя. Открытый Зигмундом Фрейдом инстинкт смерти — танатос — дремлет в глубине души каждого из нас. В толпе стираются социальные запреты, и танатос вырывается наружу, малейшее пререкание немедленно вызывает агрессию, препятствие — ярость. Поэтому наиболее легко подхватываются идеи о несправедливости, мести и разрушении. Толпа легко находит для себя врагов и объединяется против них. Чувство «мы» усиливает ощущение общности, при этом массам присущ нарциссизм — «мы» идеальны и правы во всем, а виноваты во всем «они».
А когда есть только «мы» — не может быть персональной ответственности, никто ни в чем не виноват. Безответственность порождает агрессию — от мародерства до людоедства. Известны случаи, когда толпа разрывала и даже поедала своих врагов.
Итак, что же происходит с человеком, который оказался в толпе? Неужели каждый из нас может превратиться в безумца?
1. Человек быстро теряет свою идентичность и сливается с массой
Биологически эта стадность есть аналогия и продолжение многоклеточности, выражение склонности всех однородных живых существ к соединению во все более крупные единства. Отдельный индивид чувствует себя незавершенным, если он один. Противоречие стаду равно отделению от него, и поэтому противоречия боязливо избегают.
Утрата своего «Я», с одной стороны, приводит к регрессу на низший уровень развития, с другой — дает человеку ощущение неопределенной силы, которое позволяет ему снять запреты со стремления к удовлетворению тех подсознательных желаний, которые ему приходилось долгое время подавлять. Необходимость подавления подобных инстинктов отпадает, потому что при анонимности действий в толпе полностью исчезает чувство ответственности и страх наказания. Отпадают все индивидуальные тормозящие моменты и просыпаются первичные позывы, все жестокие, грубые, разрушительные инстинкты, дремлющие в нас, как пережитки первобытных времен.
В толпе человек приобретает чрезвычайную внушаемость, значительно снижается его интеллектуальный уровень, и все его чувства и мысли приобретают направленность, заданную толпой.
2. Эмоциональное заражение
Стоит кому-то крикнуть «Пожар!», как праздно гуляющие по парку люди превратятся в паникующее стадо. Чем более тревожное состояние у людей изначально, тем быстрее распространяются эмоции, и тем разрушительнее действия толпы.
Феномен заражения используют и политики, и религиозные деятели, хороший педагог, как правило, обязан держать аудиторию.
Эмоциональное заражение некоторые ученые относят к феноменам гипнотического рода. Другие полагают, что в основе его лежит стремление человека к подражанию — одна из самых резких черт человеческой природы.
Биологи видят истоки этого явления в альтруистическом поведении животных. Простейшая реакция такого типа — непроизвольное реагирование на болезненные эмоциональные состояния другого. Реакция малыша, когда он слышит плач другого ребенка и тоже начинает плакать, очевидно, врожденная. Зная, что в толпе человек теряет свое «Я» и регрессирует на более низкий уровень, можно предположить, что его внушаемость близка к внушаемости ребенка, который легко может заплакать или разозлиться без всякой причины, увидев плачущих или дерущихся детей.
НА СТРАЖЕ ГРАНИЦ
Ученые давно установили, что за наши эмоциональные реакции отвечает миндалевидное тело, или амигдала. Такие состояния, как беспокойство, аутизм, депрессия, посттравматический шок и фобии, связаны с ненормальным функционированием миндалины. Более того, ряд исследований показал, что миндалевидное тело ответственно за чувство справедливости — у борцов за равноправие активно функционирует в ситуации социального неравенства.
Нейроны реагируют на социальные стимулы: лица, мимику, выразительные жесты, то есть эмоциональное заражение может происходить благодаря амигдале — мы бессознательно «принимаем» сигналы от окружающих нас людей, «считывая» их мимику, напряженную позу, агрессивные жесты.
Но и это еще не все. Общаясь с другими, человек, как правило, держит некую дистанцию. Это граница персонального пространства, в котором мы нуждаемся, чтобы чувствовать себя комфортно. Ученые получили доказательства того, что за эту границу отвечает амигдала. Миндалевидное тело сигнализирует: «Стоп! Дальше нельзя. Это личная зона». И так охраняет нас от вторжения, позволяет почувствовать приближение чужака, опасность.
В толпе исчезает личное пространство, в результате чего амигдала начинает посылать человеку сигналы об угрозе, что провоцирует страх, панику, агрессию либо экстаз — в зависимости от того, какие эмоции в настоящий момент продуцирует толпа. Контролировать эти чувство тяжело, потому что запускаются архаичные способы поведения и человек действует инстинктивно.
ПРАВИЛА ВЫЖИВАНИЯ В ТОЛПЕ
• Повторяйте про себя свои имя, фамилию, профессию, должность — все, что позволит вам помнить, что вы — это вы.
• Никогда не идите против толпы, тем самым вы спровоцируете агрессию.
• Чтобы выбираться из толпы, пересеките ее по касательной или по диагонали, старайтесь не смотреть в глаза людям, взгляд должен быть направлен чуть ниже лица с включением периферийного зрения. Это позволит вам отслеживать всю ситуацию в целом, не фиксируясь на отдельных деталях. Помните, что движение с опущенными глазами — это образ жертвы.
• Остерегайтесь стен, витрин, деревьев, к которым вас могут прижать, и узких дверных проемов.
• Необходимо снять с себя длинную, чересчур свободную, к тому же оснащенную металлическими деталями одежду, а также все, что может сдавить шею (шнуровку куртки, галстук, цепочку). Руки должны быть согнуты в локтях, кулаки направлены вверх, чтобы защитить грудную клетку. Можно также сцепить ладони в замок перед грудью.
• Помогите детям, которые оказались рядом с вами в толпе: ребенок просто не выживет в обезумевшей толпе взрослых, хотя бы в силу своего роста. Если есть силы, ребенка нужно взять на руки лицом к себе и крепко прижать его голову к своей груди, так и выбираться. Или двое взрослых могут, повернувшись лицом друг к другу, создать из своих тел и рук подобие защитной капсулы для ребенка.
• Помните, что вокруг вас живые люди, для того чтобы вернуть им идентичность можно просто обратиться к ним за помощью (сославшись на «больное сердце», например) либо попробовать познакомиться с тем, кто рядом.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Акоп Назаретян, профессор, главный редактор журнала «Историческая психология и социология истории»
МАССОВАЯ ИЛЛЮЗИЯ
Исследования показали, что без отчетливой фиксации различия между толпой, массой, публикой, аудиторией невозможно ни успешно готовиться к массовым мероприятиям, ни ориентироваться в конкретных обстоятельствах, ни оперативно реагировать на неожиданные ситуации.
Мы знаем много случаев, когда толпа становилась разрушительной силой. Но толпа, а тем более масса — это не только агрессия или паника. И отчего, оказавшись, скажем, на празднестве, митинге или спектакле, непременно надо: «направить взгляд чуть ниже лица», «снять с себя… чересчур свободную одежду», «направить кулаки вверх» и так далее? Может, стоит иногда поддаться тому самому эмоциональному заражению со стороны окружающих, расслабиться и получить удовольствие?
А вот прежде чем с малыми детьми идти к месту скопления людей, надо внимательно «просчитать», смоделировать ситуацию: стоит ли? И оставаться в любом случае предельно внимательным — здесь я с автором полностью согласен. И еще один момент опасность толпы в современных городских условиях определяется прежде всего неумением властей с ней работать. К сожалению, наши руководители охотнее учатся риторике перекладывания ответственности на мифических «провокаторов», нежели признают и анализируют собственные ошибки, а силовики не всегда даже догадываются о том, что предотвращать и устранять трагические вспышки насилия или паники можно без дубинок и автоматов…
«Скованные одной цепью» Надежда Навроцкая, журнал Психология на каждый день, № 12 (46) Декабрь-Январь-2011,
источник psyh.ru/rubric/673/articles/673/
anchiktigra.livejournal.com
Leave a Reply