Разное

Фото дымковских игрушек – Дымковская игрушка. Фотоклипарт — clipartis Jimdo-Page! Скачать бесплатно фото, картинки, обои, рисунки, иконки, клипарты, шаблоны, открытки, анимашки, рамки, орнаменты, бэкграунды

Старинный промысел России — дымковская игрушка

Буквально на днях я вернулась из командировки с г. Кирова. Признаться честно, не всегда удается ознакомиться с историей города и его культурой перед поездкой, такое случилось и сейчас. Когда мой коллега с первых шагов по земле города стал рваться и искать музей дымковской игрушки, я его не поняла. Но не стала сопротивляться, а решила, что должна познакомиться с игрушкой поближе, все-таки, отчасти, я себя причисляю к творческим людям и надо расширять кругозор.

В результате осмотра города нашли мы таки художественный салон «Дымковская сказка» в доме союза художников России.

Старинный промысел России - дымковская игрушка, фото № 1

Нам рассказали, что дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России, который существует на Вятской земле более чем четырёхсот лет. Название происходит от слободы Дымково, сегодня это район города Кирова, в прошлом г. Вятки. Этот район хорошо просматривается с берега реки Вятка.

Изготовление глиняных игрушек было семейным ремеслом. Люди добывали и месили глину, руками толкли и растирали, применяя краскотерки, комовой мел, весь период с осени по весну занимались лепкой, сушкой и обжигом своих творений. По мере приближения дня ярмарки, именуемой «Свистуньей-свистопляской», приходившегося после Пасхи на четвертую субботу, готовые игрушки белили мелом, который разводили снятым коровьим молоком, после чего окрашивали яичными красками, украшая пятнами золотистой потали. Самобытный красочный товар местное население на лодках привозило на праздник в город Вятку, даря радость своего искусства детям и взрослым.

Старинный промысел России - дымковская игрушка, фото № 2

Ярмарка являлась продолжением поминовения жителей Великого Устюга и Хлынова, сложивших свои головы в битве, вошедшей в историю Вятки под названием Хлыновское побоище, в котором местные жители, по ошибке, стали воевать с прибывшими на помощь против новгородцев, устюжанами.

Разгульное ярмарочное веселье переходило в празднования дня солнца и продолжалось три дня, и все эти дни жители Вятки, свистели в глиняные свистульки, танцевали и перекидывали расписной глиняный шарик.

В позапрошлом веке в Дымковской слободе жили и творили от 30 до 50-ти семей игрушечников. Годами, веками складывались семейные династии промысла, представленные Пенкиными, Никулиными, Кошкиными и многими другими известными фамилиями. Каждая династия строго следовала своим, присущем только ей, традиционным особенностям ремесла. Игрушки различались по форме, пропорциям, цветовой гамме и орнаменту. В эти времена дымковcкая игрушка представляла собой отдельные фигурки, изображавшие животных, людей, птиц, а также разнообразные свистульки. Все они несли в себе древние образы человеческих представлений об окружающем мире.

С началом двадцатого столетия существование дымковского промысла было поставлено под угрозу. Объемы изготовления рукотворной игрушки стремительно убывали. Промысел уже «не кормил», как некогда раньше, и многие потомственные мастера попросту прекращали заниматься этим ремеслом, ища занятий более прибыльных.

Глиняные игрушки уходили в прошлое, становясь достоянием истории. Стали процветать мастерские по созданию изделий из гипса, которые пользовались колоссальным спросом, как у местного населения, так и на ярмарочных распродажах крупных городов. Многие игрушечники начали подрабатывать раскраской гипсовых изделий, и лишь мастерица Мезрина Анна Афанасьевна

(1853-1938) по-старинке создавала свои глиняные творения. Она, по сути дела, и стала той единственной связеобразующей нитью между прошлым и настоящим, настоящим и будущим дымковского ремесла. А вятский художник Алексей Иванович Деньшин (1893-1948) с пятнадцати лет настолько увлекся творчеством малообразованных мастериц, что впоследствии сумел разглядеть в их произведениях истинное искусство. Деньшин постоянно зарисовывал дымковские игрушки и изучал технологию процесса изготовления. Творчество А. А. Мезриной стало для него объектом особой любви.

Старинный промысел России - дымковская игрушка, фото № 3

Каждая игрушка от куска глины до готовой скульптуры выполняется одним мастером. Если раньше много времени тратилось мастерицей на подготовку глины и побелки, то сейчас уделяется больше внимания именно процессу лепки и росписи игрушки.

Куски глины разделяют и раскатывают в шарики. Из шариков делают отдельные детали игрушки. Дымковская игрушка тем и отличается, что она делается не из одного куска глины, а из нескольких. Шарик глины раскатывают в блин, из блина делают конус — готова юбка барыни. Она полая внутри со стенками толщиной 4-6 мм. Стенки конуса выравнивают — вертя заготовку в руках. Затем, смачивая водой, прикрепляют ручки-колбаски, шарик головы. Все из небольших кусков глины.

Старинный промысел России - дымковская игрушка, фото № 4

Старинный промысел России - дымковская игрушка, фото № 5

Все основные элементы игрушки делают в первую очередь. Все стыки разглаживают влажной тряпочкой. Получается словно единое целое. Затем украшают игрушку деталями — кокошник, муфта, сумочка, собачка, косички, шляпка и т.д.

В основе росписи дымковской игрушки — геометрический орнамент и яркая, контрастная цветовая гамма, дополняемая наклеенными кусочками золотистой фольги. Традиционно используются яркие цвета: синяя, красная, оранжевая, желтая, малиновая, синяя, голубая, изумрудная, зеленая и в очень небольшом количестве коричневый и черный.

Старинный промысел России - дымковская игрушка, фото № 6

В настоящее время используют гуашевые краски, разведенные на яйце, темперные или специальные краски для керамики. Для росписи использовали самодельные кисти из тряпок (продернутого холщового лоскута, намотанного на палочку) и лучинки-палочки для наведения глаз и бровей. Пятна наносили торцом ровно срезанного прутика. Теперь употребляют колонковые или хорьковые кисти.

При росписи важно знать значение цвета. Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни. Он символизирует природу, землю, пашню. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Черный говорит о горе, неправде, зле. Красный цвет не только символ огня, но и красоты, силы, славы, здоровья. Голубой — цвет неба.

Старинный промысел России - дымковская игрушка, фото № 7


Старинный промысел России - дымковская игрушка, фото № 8

В дымковской игрушке характерно использование символики, стремящейся к красоте, правде и здоровой жизни. Все узоры в традиционной дымковской игрушке знаковые, связанные с природой и оберегами.

Старинный промысел России - дымковская игрушка, фото № 9


Старинный промысел России - дымковская игрушка, фото № 10

Есть солярные солнечные знаки, например, круг с пересекаемыми полосками. Лунные — пересечение перпендикулярной и горизонтальной линии с точками внутри четырех образованных от пресечения треугольниках. точки в круге или чередующиеся точки с кругом — знаки семян и зародышей.

Старинный промысел России - дымковская игрушка, фото № 11


Старинный промысел России - дымковская игрушка, фото № 12
Старинный промысел России - дымковская игрушка, фото № 13

Знак плодородия — ромб. Небо с облаками — прямая линия и сверху волнообразная, если небо дождевое, с каплями, тогда между двумя прямыми линиями чередование точек с равным интервалом. Мать земля сыра и зерна в ней — две линии параллельные, а внутри волнообразная с точками по обе стороны в углублениях. Используются всевозможные растительные знаки — ростки, зерна, листики, ягодки, цветочки и знаки с пожеланием блага.

Старинный промысел России - дымковская игрушка, фото № 14Старинный промысел России - дымковская игрушка, фото № 15

Старинный промысел России - дымковская игрушка, фото № 16

Старинный промысел России - дымковская игрушка, фото № 17Старинный промысел России - дымковская игрушка, фото № 18Старинный промысел России - дымковская игрушка, фото № 19

А в 2010 г . в городе около областного Театра кукол появилась скульптурная группа семьи в стиле дымковской игрушки, с которой можно сфотографироваться на память. И как написано рядом с ней:

…Мечтаешь о счастливой семье – присядь на скамейку
…Желаешь веселой жизни – дотронься до гармошки
…Хочешь продлить род – прикоснись к младенцу.

Старинный промысел России - дымковская игрушка, фото № 20

Какая же часть скульптуры отполирована больше всего?!

Возвращалась я домой с сувенирами в форме коровки и знатной барыни.

элементы росписи игрушки, дымковской барышни, узоры для детей, фото

dimkovskaja-rospisdimkovskaja-rospis

Один из старейших художественных промыслов России – дымковская роспись. Игрушки, сделанные в этой традиции, отличает яркость и завершенность, жизнерадостность, колорит, который идет от самого народа. О том, что отличает дымковскую игрушку, из чего ее делают, а также как самому расписать дымковскую барыню, узнаете прочитав эту статью.

История и традиции дымковской росписи

dimkovskaja-rospisdimkovskaja-rospisДымковская игрушка, XIX в.

Согласно старинной легенде, глубокой ночью встретились возле города две дружины. И хоть были союзниками, в темноте вояки не смогли узнать друг друга, и свершилась битва, сложившая много голов. Каждую весну местные справляли тризну по жертвам нелепого, случайного, от того еще более трагического боя. История стала забываться, а традиция устраивать весеннюю встречу осталась. И превратилась она в массовые гуляния, праздник свистопляски, на котором принято было шутливо кидаться расписными лепными шарами.

Вот такая интересная история возникновения направления. Именно спрос на шары и свистульки способствовал развитию направления. Случилось это в Дымковской слободе, родине выдающегося промысла. Со временем приемы лепки и роспись стали использовать мастера: один за другим они бережно передавали умения и навыки последователям. Когда ритуальный смысл игрушек стал теряться, сами изделия начали меняться – в них стало больше красоты и художественности. И сегодня роспись дымковской игрушки стала частью декоративно-прикладного искусства, обрядовое значение ушло на самый дальний план.

Элементы и орнаменты

Дымковская барыня, лошадь, петушок – это символ самой жизни, радости каждого дня. Изображенные на изделии орнаменты представляют собой гладкую роспись, которая сочетается с геометрическими узорами. Элементы росписи дымковской игрушки напрямую связаны с обережным значением, с символикой матери-природы.

dimkovskaja-barinjadimkovskaja-barinjaРазличные круги — символ солнца, волны — неба

Например, солнечные и лунные знаки – это символ зарождения жизни, ромбы ассоциируются с плодородием, волны являются знаком неба и небесной влаги. Изображать эти знаки на игрушке – значит делать ее не просто потешкой, украшением, а кодировать на ней важную, сакральную информацию.

Цветовая палитра

dimkovskaja-barinjadimkovskaja-barinja

Цвета мастер подбирает по принципу контрастности, так, чтобы при рисовании один цвет подчеркивал другой. Для Дымково роспись стала визитной карточкой: кони и петухи, нарядные барышни и кавалеры с синими, красными, желтыми, изумрудными, голубыми и оранжевыми узорами узнаваемы и любимы народом.

Каждый цвет передает в работе свой смысл: белый означает чистоту, черный может говорить о лжи, зеленый символизирует природу, красный – здоровье и силу, синий – небо. В старину мастера разводили краски на яичном желтке, а все рецепты были секретны.

Материалы

Если мы захотим сделать дымковскую лошаку, напр

Дымковская игрушка | Журнал Ярмарки Мастеров

Дымковская игрушка — яркая, веселая, с характером. Это — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымкова близ г. Вятка (ныне на территории г. Кирова). Этот промысел существует на вятской земле более 400 лет.

Самое раннее описание дымковских игрушек относится к 1811 году. Автор его — Николай Захарович Хитрово. В описании рассказывается о народном вятском празднике-«Свистопляске» (позднее его стали называть «Свистунья»), во время которого продавались расписные глиняные куклы с позолоченным узором. Точных сведений о возникновении этого праздника нет. Однако известно, что в 19 веке он стал в этой местности всенародным праздником с торгами, ярмаркой и гуляньем. Н. З. Хитрово писал, что на гулянье люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них. Так и повелось, что «в Вятке делают игрушки для свиста».

Традиционными для дымковской игрушки считаются всадники, петухи, индюки, барыни, няньки. Женские фигурки в пышных платьях и в передниках с оборками, в шляпах, с зонтиком и сумочкой в руках. Высотой они около 20-25 сантиметров, их лепят из местной жирной глины, перемешанной с просеянным речным песком.

Дымковская игрушка, фото № 1

Если посмотреть на узор, он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки…

Дымковская игрушка, фото № 2

Индюк— излюбленный персонаж мастеров дымковской игрушки.

Зато краски яркие — яркие: малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие и даже золотые! ( На каждой игрушке могло быть до 10- 12 цветов одновременно.)

В XIX веке игрушки в Дымкове производили многие. В первом «Адрес-календаре Вятской губернии», вышедшем в 1856 году, сообщается, что их делали пятьдесят девять семейств, причем занимались этим ремеслом исключительно женщины и дети. Нет ни одного упоминания о том, чтобы игрушки в Дымкове изготавливали мужчины.
Для её производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают, для придания изделию ровной поверхности.

Президент России Д.А. Медведев расписывает дымковскую игрушку

После полной просушки в течение от двух до двадцати дней и обжига при температуре 700—800 градусов игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). Раньше игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья,самодельные кисти из тряпок и лучинки-палочки для наведения глаз и бровей. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти.

Самый древний тип дымковской игрушки — свистульки в виде зверей и птиц.

Пластика их весьма своеобразна: обычно вылепливается лишь верхняя часть туловища с самыми характерными признаками животного или птицы, нижняя же часть делается всегда одинаково, в виде конуса. По бокам свистульки — дырочки. Закрывая то или иное отверстие, можно менять звук, варьируя его на манер флейты. По мнению этнографов, домашние животные (бык, коза, свинья, лошадь) в представлении древних земледельцев были символами плодородия, а конусообразная форма игрушек, так же как и свист, служила средством противодействия злу.

Дымковская игрушка, фото № 3

Свистульки баран и козел.

Более сложная по исполнению сюжетная игрушка того периода — нарядные дамы на прогулке. От привычных дымковских барынь их отличает тонкослойность, даже хрупкость глиняной массы, изящество и грация поз, нежный колорит росписи, дамы одеты впышные платья, лица у них тонко прорисованы.

Дымковская игрушка, фото № 4

В раскраске фигурок тоже была своя последовательность. Сначала черным рисовали волосы, палочкой наносили брови и глаза, другой лучинкой — три красных или оранжевых пятна — рот и щеки. Затем красили шляпку, а завершалась роспись орнаментацией юбки. Поверх окраски для усиления блеска местами наклеивали кусочки сусального золота или потали (имитирующих золото тончайших листочков из сплава меди и цинка). Поталь дополняла гармоничные цветовые сочетания мягким матовым блеском.

Фигурки барынь, барышень, кормилиц с детьми и всадников — из разряда изделий высшего сорта. Как правило, женские персонажи изображены на прогулке или за беседой, в нарядной одежде: платья гладкие или с рядами лепных воланов, кофты в талию, с воротниками-шалями и пышными рукавами, широкие, округлые или граненые, передающие складки, юбки, капоры и шляпки с полями разных фасонов, зонтики и ридикюли. На мужчинах — цилиндры и длинные пальто. Все эти предметы одежды — варианты подлинного костюма 1850-1890-х годов. Правда, столичная мода всегда с опозданием достигала провинции и подвергалась местной интерпретации. Так, в одежде «гуляющих кавалеров» оригинально воплотились типичные для мужского костюма 1860-х годов сюртук, вестон и цилиндр.

Дымковская игрушка, фото № 5

Дымковская игрушка — это фирменный «знак» Вятского края, она подчеркивает его самобытность и неповторимость. Народный димковский стиль используется художниками при оформлении произведений для детей.

История дымковской игрушки

Дымковские игрушки — это образцы миниатюрной глиняной скульптуры, уникальные изделия одного из древних русских народных промыслов, который возник в слободе Дымково Вятской губернии. В наши дни это территория города Кирова. Поэтому дымковские глиняные фигурки иногда называют » кировскими игрушками».

Дымковские игрушки являются изделиями ручной работы, поэтому каждой из них присуща индивидуальность. Нет и не может быть двух одинаковых фигурок, потому что мастер вкладывает в свою игрушки особенные характерные черты.

 

Яркие дымковские фигурки

 

Это касается всех этапов создания глиняных фигурок, начиная от процесса лепки до росписи. Именно уникальность, своеобразие и широкая вариативность форм и являются изюминкой дымковской игрушки.

 

Образцы дымковских игрушек

 

История промысла

История возникновения дымковского промысла берет свое начало в XV — XVI  столетиях. Изначально красочные игрушки из глины имели форму свистулек. Матери делали их для забавы своих детей из доступных в данной местности природных материалов.

Позднее изготовлением ярких забавных фигурок стали заниматься целыми семьями. Долгими зимними вечерами мастера и их домочадцы вместе замешивали пластичную массу из глины, лепили небольшие игрушки, а после высушивали их и обжигали в печи при высокой температуре. Далее изделия расписывали вручную.

 

Дымковская игрушка » Тройка».

 

Яркие забавные фигурки с успехом продавались на ярмарке, которая проводилась в честь весеннего праздника Свистуньи. Он устраивался через месяц после Пасхи, и был посвящен памяти погибших в Хлыновском побоище в 1418 году.

В эти дни проводились массовые гулянья. Жители Вятской губернии веселились, пели и плясали. При этом самым популярным музыкальным инструментом была яркая, мастерски расписанная глиняная свистулька.

Позднее историческое значение праздника было подзабыто, а вот традиция изготовления расписных глиняных фигурок прижилась и получила широкое распространение. Так возник известный во всем мире русский народный промысел — дымковская игрушка.

В дальнейшем мастера занялись изготовлением глиняных фигурок на постоянной основе. При этом значительно расширился ассортимент изделий.

 

Дымковская игрушка » Парочка».

 

В начале XIX века производство дымковской игрушки распространилось по всей Вятской губернии и стало массовым. Глиняные фигурки делали в большом количестве практически в каждом дворе, поэтому местных покупателей оставалось все меньше и меньше.

Тогда маленькие яркие статуэтки стали возить на продажу в Оренбургскую область, в Москву и другие крупные города, где часто устраивались ярмарки и были открыты специальные лавки по продаже игрушек и сувениров.

 

Дымковская игрушка » Дама с собачкой».

 

Материалы и технология изготовления

Основным материалом для производства дымковской игрушки является местная глина ярко — красного оттенка. Для получения мягкой пластичной массы глину тщательно перемешивали с мелким речным песком.

Все части фигурки лепят отдельно, а после собирают изделие из деталей, скрепляя их между собой жидкой красной глиной. Все соединительные швы аккуратно сглаживают до получения идеально ровной поверхности изделия.

Срок просушивания у игрушек разный ( от 2 дней до полутора месяцев) — в зависимости от размера и композиционной сложности изделия.

Далее фигурки обжигают в печи при температуре около 850* С. После процедуры обжига дымковские игрушки покрывают двумя — тремя слоями темперных белил.

В начале возникновения промысла вместо белил использовали мел, разведенный в молоке до однородной консистенции. Раньше для росписи игрушек применяли темперные краски. смешанные с куриными яйцами и разведенными квасом.

После раскрашивания поверхность изделия смазывали взбитыми яичными белками, что помогало придать глянцевый блеск, а краски выглядели ярче.

В качестве основных инструментов для нанесения рисунков вместо кистей выступали птичьи перья и тонкие заостренные палочки.

В наше время для росписи дымковских игрушек применяются яркие анилиновые красители и мягкие кисти из натурального ворса.

 

» Девушка с самоваром».

 

Цветовая гамма и орнаменты росписей

Для росписи глиняных дымковских игрушек издавна использовалась богатая цветовая палитра. Среди основных цветов, характерных для дымковской росписи, можно назвать следующие:

  • красный
  • алый
  • оранжевый
  • желтый
  • синий
  • зеленый
  • золотой

В схемах росписей преобладает строгий орнамент с использованием различных геометрических фигур. Можно заметить различные композиционные сочетания полосок, кругов, ромбов, клеток и точек.

В качестве дополнительного декоративного элемента на готовый цветной узор наносятся мелкие капельки или ромбики из сусального золота.

Тематика дымковских игрушек

Поначалу формы фигурок были простыми и даже примитивными, но с течением времени внешний вид и качество игрушек совершенствовались, а их ассортимент значительно расширился.

Изначально тематика дымковских игрушек была следующей:

  • Фигурки животных — кони, бараны, овцы, козлы, собаки, кошки, свиньи, медведи, олени и другие.
  • Фигурки птиц — утки, гуси, куры, петухи, индюшки.
  • Мужские фигурки — в русской национальной одежде или в старинных костюмах.
  • Женские фигурки — барыни в пышных платьях с кокошником на голове.
  • Фигурки детей — младенцы в пеленках на руках у матери, мальчики и девочки в ярких нарядах.
  • Скоморохи — очень популярными были фигурки пляшущих человечков в ярких одеждах.
  • Водоноски — игрушки в виде женщин с коромыслом на плечах.
  • Сюжетные игрушки — фигурки мужчин, женщин и детей в процессе различных видов деятельности.

 

Сюжетная игрушка » Семья».

 

В советскую эпоху народный промысел по изготовлению дымковских игрушек был поставлен на производственную основу. Были организованы цеха, в которых мастера вручную делали глиняные фигурки, обжигали их, а затем раскрашивали и покрывали яичными белками для придания краскам большей яркости.

 

Образцы изделий дымковского промысла

 

Тематика современных дымковских игрушек значительно расширилась. Так, среди наиболее распространенных образцов изделий можно выделить следующие:

  • Стилизованные фигурки животных и птиц
  • Герои народных сказок
  • Изделия на темы исторических сюжетов
  • Фигурки мужчин и женщин в народных костюмах
  • Фигурки детей
  • Представители различных профессий
  • Предметы быта
  • Предметы старины

На сегодняшний день дымковская игрушка является предметом гордости мастеров и визитной карточкой всей Кировской области. Трудно переоценить историко — культурное значение данного народного промысла, который наглядно демонстрирует творческий потенциал жителей Вятского края.

 

Дымковская глиняная игрушка

 

В 2010 году в центре Кирова была установлена скульптурная группа » Семья», созданная в соответствии с классическими канонами изготовления дымковской игрушки.

Эта группа состоит из мужчины с гармонью, барыни в пышной юбке с младенцем на руках, ребенка со свистулькой, а также небольших фигурок собаки и кошки.

 

Скульптурная группа » Семья» в центре Кирова.

 

В 2011 году в Кирове открылся музей » Дымковская игрушка: история и современность», в экспозиции которого насчитывается более 700 оригинальных образцов ярких глиняных фигурок. Таким образом, каждый желающий может познакомится с уникальными изделиями народных мастеров.

 

В Кировском музее дымковской игрушки

 

фотографии, история игрушки, мастерицы, музеи и выставки.

«Не свисти — денег не будет». Эта примета точно не работает в Дымковской слободке. Вот уже 400 лет здесь делают глиняные свистульки — дымковскую игрушку.

Первые свистульки лепили к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи» — в память о погибших в Хлыновском побоище 1418 года. Столкнулись тогда вятчане и устюжане — «своя своих не познаша». Заканчивались дни памяти всеобщей игрой на свистульках.

Первое письменное упоминание о «дымке» относится к 1811 году. Главный атрибут «Свистуньи» впечатлил столичного генерал-майора Николая Хитрова, сосланного в Вятку. Генерал так красочно описал игрушки и сам праздник, что с тех пор при упоминании Дымково вспоминаются яркие фигурки.


Секрет «дымки» передавался в семье по женской линии: от матери к дочери. Игрушку лепили из глины с песком, белили мелом, разведенным в молоке, раскрашивали яичными красками. Сначала изображали животных, как повелось с язычества. Но символом «дымки» стала барышня.

Мастерица Анна Мезрина

Анна Афанасьевна Мезрина. Мастерица, которая в 20-х годах ХХ века спасла промысел от вымирания. Ремесло перестало кормить, и лишь она в то время в Дымкове лепила и расписывала игрушки. Товарки перешли на более выгодную работу — с гипсовыми изделиями.

Игрушечный промысел стал делом жизни для художника Алексея Деньшина. В 15 лет он впервые разглядел в глиняных фигурках настоящее искусство. Зарисовывал, изучал технологию, возил в музеи Москвы и Петербурга целые коллекции. Создал три рукописных альбома.

В годы Великой Отечественной войны ремесло почти забросили. Но яркие фигурки с радостью покупали эвакуированные, и в 1942 году мастерицы снова взялись за работу. А спустя два года Всесоюзное товарищество «Художник» определило статус «дымки» как экспортный.


Дымковская игрушка не любит «одиночества». Художницы создают целые композиции, рассказ. Сюжеты — бытовые, например спасение грибника от медведя, праздничные — ярмарочные гулянья или с претензией на историю — к примеру, лодочная прогулка Степана Разина с княжной.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка


Праздник Преображения в дымковском стиле. Работа Людмилы Верещагиной. В основу легли реальные исторические факты и описания Вятского женского Преображенского монастыря. В композиции — храмы, крестный ход, сценки из городской жизни. Всего 120 фигурок.

Дымковская игрушка — среди музейных экспонатов Кирова, Москвы, Сергиева Посада, Санкт-Петербурга. Выставляется «дымка» по всему миру: от США до Японии. А полвека назад расписные глиняные фигурки пополнили фонд Международной академии керамики в Женеве.

Нынешний Киров (бывшая Вятка) — город дымковский. Скульптура «Семья» выполнена по канонам «дымки», в местном театре — балет «Дымковская игрушка». К 640-летию раскрасили город в узнаваемые цвета. Даже снеговики зимой здесь дымковские. Дети — они что видят, то и рисуют.

Киров - город Дымковской игрушки

Скульптурная композиция «Семья» в Кирове

Киров - город Дымковской игрушки

Балет «Дымковская игрушка»

Киров - город Дымковской игрушки

Стелу с надписью «Киров» раскрасили под «Дымку»

Дымковская игрушка » Перуница

Дымковская игрушка
В слободе Дымково под Вяткой (ныне город Киров) издавна существует русский народный художественный промысел. Его мастерицы создают жизнерадостные, нарядные и веселые фигурки, вносящие с собой в дом потоки света, солнце, песни, говор и смех слободских гуляний.Вятские просторы
Вятские просторы
Само происхождение промысла связывают с народным праздником «свистунья», когда по всей округе раздавались трели и свист глиняных свистулек, которые специально готовили тысячами к этому празднику.Глина и рабочий инструмент мастера
Глина и рабочий инструмент мастера
Скульптурные, нарядные фигурки изображают барынек, водоносок, коняшек, индюков, утиц, цирковых наездников и т.д.Пенкина З.В. Барыньки. 1977
Пенкина З.В. Барыньки. 1977
Дымковская игрушка отличается особым характером пластики и силуэта, выразительными деталями лепки, яркой орнаментальностью росписи. Гамма цветов — синего, зеленого, малиново-красного, желтого, коричневого, оранжевого, черного — контрастирует с яркой белизной поверхности.Технология изготовления ДЫМКОВСКОЙ игрушкиТехнология изготовления ДЫМКОВСКОЙ игрушки

Технология изготовления ДЫМКОВСКОЙ игрушкиТехнология изготовления ДЫМКОВСКОЙ игрушки
Технология изготовления ДЫМКОВСКОЙ игрушки


Дымковскую игрушку лепят из глины, затем обжигают, грунтуют и по грунту ярко раскрашивают красками, украшают сусальным золотом. Изображаются всадники, дамы в кринолинах — так щеголяли модницы более ста лет назад и «остались в памяти» народного искусства. О.И.КОНОВАЛОВА. Игрушки "Коровы" и свистулька. 1969
О.И.КОНОВАЛОВА. Игрушки «Коровы» и свистулька. 1969
Лепят дымковские мастерицы и животных — фантастических и реальных, но поэтично претворенных художником.У Дымковской слободы
У Дымковской слободы
Фигурки людей и животных удивительны выразительной простотой, орнаментальным декором.Художник Л. И. ИвановаХудожник Л.С.Фалалеева
Художник Л. И. Иванова | Художник Л.С.Фалалеева
Мастерицы весьма изобретательны в своих простосердечных узорах, имеющих бесконечное множество вариантов: это и легкие цветные линии, образующие ясные геометрические сочетания, родственные орнаментам, известным нам по керамике, обнаруженной при археологических раскопках, и цветовое выделение отдельных частей игрушки — рук, ног, головы — полосками, крупными кружками — горошками, сплошными заливками.Л. И. ИВАНОВА. На гулянье. 1972
Л. И. ИВАНОВА. На гулянье. 1972
Живо, без предварительных эскизов наносятся узоры. Кони-свистульки, баранчики, златорогие олени — все это красочно, звонко, захватывает взгляд, бодрит душу. Краска кладется то более плотно, сочно, то жидким слоем, придающим колориту особую «светлоту», потому что снизу просвечивает белый грунт.Л.С.ФАЛАЛЕЕВА. Хоровод "Березка". 1972
Л.С.ФАЛАЛЕЕВА. Хоровод «Березка». 1972
Дымка славится своими художниками — лауреатами Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина.Лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина художник 3. В. Пенкина
Лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина художник 3. В. Пенкина
Одна из них — 3. В. Пенкина — любит сюжет «многодетная мать», который под ее рукой воплощается в добрый и торжественный гимн жизни. Много замечательных работ подарила она людям.3.В.ПЕНКИНА. Многодетная мать. 1970
3.В.ПЕНКИНА. Многодетная мать. 1970
Дымка — искусство традиционное, но изделия мастеров не выглядят старомодными, потому что одной из главных традиций здесь является живое и свежее чувство художника, его фантазия.Л. С. ФАЛАЛЕЕВА. На базар. 1972
Л. С. ФАЛАЛЕЕВА. На базар. 1972
И проходят перед нами сотни и тысячи дымковских игрушек, а глаз не устает радоваться и удивляться их красоте и разнообразию. Тут и «Пара с моряком», и «Крошечка- хаврошечка», и «Три подружки с гармонистом». Сменяют друг друга в бесконечном радужном хороводе игрушки «Олень с охотником», «Катание на лодках», «Полкан», «Птицы и собаки», «Барыня с муфтой», «Чаепитие» . . .А.В.КУЗЬМИНЫХ. Иван-царевич и Жар-птица. 1973
А.В.КУЗЬМИНЫХ. Иван-царевич и Жар-птица. 1973
На каждой крупной художественной выставке в разделе декоративно-прикладного искусства показывают дымковскую игрушку.Кузьминых А.В. Индюк. 1979Лауреат премии им. Ленинкого комсомола художник А. Трефилова
Кузьминых А.В. Индюк. 1979 | Лауреат премии им. Ленинкого комсомола художник А. Трефилова
От чистых уральских снегов, от пригожего солнышка, от сердца и удали народной ведет свою родословную дымковская игрушка.А. И. ВОРОЖЦОВА. Емеля на санях. 1972Н.П.ДАВЫДОВА. Красная конница. 1969
А. И. ВОРОЖЦОВА. Емеля на санях. 1972 | Н.П.ДАВЫДОВА. Красная конница. 1969

Дымковская слобода. Вид с берега Вятки
Дымковская слобода. Вид с берега Вятки

И. И. Купцов
«Родина Жар-Птицы»

Технология изготовления Дымковской игрушки | «Слобода Дымково»

Технология изготовления Дымковской игрушкиДымковская игрушка — глиняная скульптура, отдельный вид искусства. Для нее характерно определенное обеливание и яркая роспись.

Глина для изготовления традиционно добывалась в слободе Дымково, что на низменном берегу реки Вятки у города Кирова. Собранную красную глину в слободе раньше рубили лопатой, смешивали с мелким речным песком — рядом есть огромный речной пляж. Так вот, глину, после смешивания, много раз переворачивали, смачивали водой. В старину так вообще ногами месили.

Сейчас мастерица не копает глину и не месит ее. Подготовка материала происходит машинным способом, на одном из керамических производств. Глина приходит в мастерские в готовом виде — полиэтиленовые упаковки-брикеты по 10 килограмм.

Лепка Дымковской игрушкиЛепка игрушки.

Каждая игрушка от куска глины до готовой скульптуры выполняется одним мастером. Если раньше много времени тратилось мастерицей на подготовку глины и побелки, то сейчас уделяется больше внимания именно процессу лепки и росписи игрушки.

Куски глины разделяют и раскатывают в шарики. Из шариков делают отдельные детали игрушки. Дымковская игрушка тем и отличается, что она делается не из одного куска глины, а из нескольких. Шарик глины раскатывают в блин, из блина делают конус — готова юбка барыни. Она полая внутри со стенками толщиной 4-6 мм. Стенки конуса выравнивают — вертя заготовку в руках. Затем, смачивая водой, прикрепляют ручки-колбаски, шарик головы. Все из небольших кусков глины.

Все основные элементы игрушки делают в первую очередь. Все стыки разглаживают влажной тряпочкой. Получается словно единое целое. Затем украшают игрушку деталями — кокошник, муфта, сумочка, собачка, косички, шляпка и т.д.

Сушка и обжиг.

Сушка и обжиг Дымковской игрушкиСушат слепленную заготовку в течение 3-5 дней, иногда дольше, на воздухе.

В старые времена игрушку обжигали в русских печах. Ставили прямо на дрова, либо на железный противень.

Глина начинает разогреваться и скоро становится как бы прозрачной — светится ровным красным цветом в огне. На этом процесс обжига заканчивался, и игрушки медленно остывали в потухшей печи.

Сейчас игрушки обжигают в муфельных печах при температуре более 1000 градусов. Такая высокая температура придает глине еще большую прочность. Печи довольно большие, в них игрушки загружают партиями. Опять же у мастериц не отнимается драгоценное время на нетворческие процессы.

Обеливание и роспись игрушки.

Обеливание Дымковской игрушкиПосле печи заготовка получается коричнево-красной. Для побелки в старину использовали раствор мела на молоке — окунали игрушку целиком. Молоко на поверхности скисает и образует прочную яркую пленку козеинового клея. Обеливание — это характерная черта Дымковской игрушки.

Сейчас обеливание производят с помощью темперных белил, которые наносят кистью.

Финальная часть процесса — роспись.

Сначала расскажем о старинном традиционном способе росписи:
Сухие краски растирались с яйцом, добавлялся перекисший квас или уксус. Цветовая гамма была небогатая, только основные тона. Использовались составы от сажи до фуксина и хрома. Эти краски как будто отдавали заготовке часть своего цвета и звучали приглушено. В XX веке использовали гуашь, также разведенную на яйце. Сейчас используют яркие акриловые краски — очень стойкие.

Роспись Дымковской игрушкиКисти используют пре имущественно мягкие, разного размера. Тонкие кисти позволяют мастерице привносить в сюжет мелкие детали — это не всегда хорошо, так как приводит к перенасыщению сюжета.

Поверх краски наклеивают кусочки сусального золота или потали — смеси цинка и меди. Они блестят и придают вместе с яркими красками ослепительное очарование Дымковской игрушке.

Leave a Reply