Разное

Филимоновской игрушки фото – картинки, история возникновения, традиции изготовления и символика

Филимоновская игрушка фото

Филимоновская игрушка относится к искусству народного промысла. Игрушка появилась в Тульской области в деревне Филимоново. Считается, что этот промысел существовал в очень древние времена, но в 1960-х годах его возродили местные мастерицы. Вообще народные промыслы стали крайне популярны в последнее время, когда в нашей стране просыпается любовь к своей Родине и своей истории.

Места, где производится замечательная  Филимоновская игрушка, отличаются наличием в их земле белой глины очень высокого качества. Традиционно, местные мужчины делают из этой глины посуду, а женщины лепят и расписывают игрушки. Необычный, утончённый, как бы вытянутый вид, приобретается тоже благодаря свойствам глины. При просушке глина трескается и деформируется, так что её время от времени приходится сглаживать влажной рукой, в результате чего некоторые части начинают вытягиваться.

Основная часть этих игрушек — свистульки. Люди, лошадки, медведи, птички и многое другое обладают ярко выраженными характерными чертами. Если, к примеру, нужно изобразить рога, то они будут крупные и завитые в спираль, если нужно подчеркнуть, что перед нами барыня, то её обязательно наделят яркими, бросающимися в глаза деталями — яркая шляпка, богатая юбка.

Хотите, что бы ваш телефон подзаряжался не от сети, а питался энергией солнца? Купить солнечные батареи для мобильных устройств можно в интернет-магазине SolarMobile. Идеальное решение, когда нет возможности подзарядки от розетки.

Филимоновская игрушка фото





Как делают Филимоновскую игрушку (21 фото) – Васи.нет > Васины посты

После революции очень известный промысел начал умирать: торговля игрушками приравнивалась к спекулянству, за это сажали в тюрьму. Лет 30 назад оставалось всего несколько бабушек, которые еще могли лепить из глины. А затем уже небольшая группа людей решила продолжить умирающее дело.

Теперь Филимоновская игрушка перехала в Одоев, где её делают несколько семей. В самом Филимоново ничего не осталось, а дачники очень удивляются, когда узнают, что в их деревне делали когда-то популярную игрушку.

1. Елена Ивановна лепит заготовки игрушек из глины, Константин Николаевич занимается росписью уже обожжёной в печи игрушки

2.

3. Глину до сих пор добывают в окрестностях Филимоново и Одоева. Каждая игрушка делается из одного куска. Это будущая барыня с петухами

4. Ещё недавно в одном из оврагов в Филимоново можно было увидеть развалины большого горна — гончарной печи. Теперь же игрушки обжигают в электрической и не такой большой

5.

6. Игрушка после печи посветлела, теперь нужно её раскрасить. Делается это анилиновыми красками. В промысле используются 3 цвета — желтый, малиновый и зелёный. Очень редко фиолетовый и синий. Желтый является основным. Его наносят широкими кистями и достаточно грубо

7. Раскраска зависит от фантазии автора. Правда у игрушек есть и общие черты, определённые узоры и росписи — зигзаги, ёлочки, солнце, ягоды. Когда-то это связывалось с язычеством и оберегами, теперь — традиционный рисунок

8.

9.

10.

11. После желтого идет малиновый цвет. Все краски прозрачны в своей основе, что дает возможность получать разные цвета из-за наложения слоев

12. Лица либо не прорисовываются вообще, либо наносятся небольшими штришками. Это связано с тем, что в древности боялись сглазить человека, нарисовав лицо. Своеобразные куклы Вуду

13. Наконец наносится заключительный, зелёный цвет. Его меньше всего. Раньше цвета выбирали исходя из того, что было под рукой

14. Готовая игрушка

15. Основные герои — барышни, всадники, солдаты и звери. Кстати, каждая игрушка — это свистулька. Не делают их почему-то только в петухах и индюках

16. А это все стадии изготовления

17. Кроме Филимоновской, мастера делают ещё такие вещи из керамики

18. Несколько игрушек из местного музея

19.

20.

Также мастера работают в художественной школе. Преподают детям младших классов. Многие ребята добиваются очень хороших результатов. Одна ученица победила в Дельфийских играх (что-то похожее на Олимпийские, только в области искусства). Приз составил около 120 тысяч, что бесспорно является хорошей мотивацией для учеников.

Будем надеяться, что она еще ни раз внесет вклад в сохранение русской культуры, на которую большинству наплевать.

Источник

В гостях у филимоновской игрушки

С одной стороны сложно себе представить, что может привлечь среднестатистического туриста в крошечном Одоеве — некогда городке, разжалованном до ПГТ в середине прошлого века. Разве что только довольно живописно расположенным и довольно древним Анастасовым монастырём. Впрочем, его я видел только издалека, а томить не стану, Одоев — родина знаменитой филимоновской игрушки. И только ради этого яркого промысла в него стоит заглянуть.

Хотя, конечно, тут важно сразу поправиться — одоевская земля, а конкретно деревня Филимоново — родина знаменитого промысла. И хотя в деревеньке, расположенной километрах в пяти от районного центра, нынче не наберется и пары десятков жителей, именно в её окрестностях в глубоких оврагах еще в средних веках стали добывать глину — «синику». Здешняя глина имеет темно-серый, практически чёрный цвет. Она очень жирная и пластичная. Обжиг делает её белоснежной. Филимоновская глина не приглушает краски, именно потому местная глиняная игрушка ослепительно яркая. Живет в Филимоново и мастер филимоновской игрушки — Денисова Римма Васильевна. По слухам в её доме даже есть небольшой музей соответствующей тематики, но всё-таки знакомиться с филимоновской игрушкой нынче едут в Одоев, тем более, что именно здесь есть полноценный музей, посвященный промыслу.

Я уже не раз видел филимоновскую игрушку на выставках, в музеях, в магазинах. А тут в небольшом двухэтажном особнячке притаился целый бесконечно яркий мир. И вот довольно неприглядный особенно в такую пасмурную погоду городок оживает веселыми яркими красками. И, конечно, глядя на такой добротный музей, за здешний промысел спокойно. Хотя, как это часто было с подобными промыслами (некоторые так и исчезли), было время, когда он был на грани исчезновения. На одоевской земле случилось это после Великой Отечественной Войны — филимоновская игрушка был на грани исчезновения. Однако в конце 70-х государство помогло начаться процессу возрождения, да и нынче местные государственные органы содействие оказывают. В конце концов это один из местных брендов (тьфу мне за такое слово). Быть может не такой известный, как пряник, самовары или даже тульская гармонь, но все же.

Музей филимоновской игрушки совсем еще молод. Он был открыт в 2009 году, но то, как он развивается, впечатляет. В музее подробно рассказывают об истории промысла, наиболее ярких мастерах, еще очень впечатляет коллекция игрушек со всей страны. Я, например, для себя открыл несколько новых «имён», хотя надо понимать, что как таковых местностей, где продолжает лепиться традиционная игрушка не так уж и много. Здесь, конечно, проводят мастер-классы — вообще сложно себе представить музей игрушек, где это опция отсутствовала бы.

1.

2.

3. Зал с игрушками со всей России очень впечатляет. Про него вполне можно было бы сделать отдельный репортаж. И, к слову, коллекция постоянно пополняется.

4.

5.

6.

Вообще филимоновский промысел объявляют едва ли не старейшим народным художественным промыслом России. Называют даже совсем впечатляющие цифры. Но в любом случае работать с местной глиной начали давно. Конечно, это была в первую очередь посуда и различная домашняя утварь. Игрушка традиционно для этого вида промысла появилась как некоторое несерьезное ответвление от основного занятия. Этим могли заниматься дети да бабульки. Серьезные дядьки-гончары, конечно, на такое не разменивались. Однако со временем такие «безделушки» проделали путь до выставок, коллекций и музеев. В принципе, сегодня это едва ли игрушки для детей. Конечно, их может на некоторое время привлечь свистулька или какая-то красивая разноцветная фигурка, но едва ли они долго будут с ними играть. В Одоеве для детей продают китайские игрушки, наклейки и шарики. Это не хорошо и не плохо, это данность.

7.

В экспозиции музея представлены работы прославленных мастериц Дербеневой Анны Иосифовны, Лукьяновой Евдокии Ильиничны, Евдокимовой Елены Кузьминичны.

8.

По легенде деревня Филимоново была названа в честь деда Филимона – беглого каторжника, мастера гончарных дел, богомаза и игрушечника.
В середине XIX века промысел был уже известен далеко за пределами Одоевского уезда. Семьдесят пять из ста домов в Филимонове кормились гончарством. Как и везде, посуду делали гончары-мужчины, а игрушки-свистульки – женщины, за что окрестные жители прозвали их «свистуличницами».
В начале ХХ века производство филимоновской игрушки сократилось настолько, что оставалось лишь несколько мастериц (Карпова Антонина Ильинична, Дербенёва Анна Иосифовна, Масленникова Александра Федоровна), которые не бросали своего ремесла.

9.

10.

11.

12.

13.

Традиционный набор сюжетов в филимоновской игрушке — барыня, всадник, конь, олень и др.. Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной чёрно-синей глины — «синики», встречающейся исключительно в окрестностях Филимоново. При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная роспись анилиновыми красками. Несмотря на относительную скупость их палитры — малиновый, зелёный, жёлтый цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми. Роспись строится по традиционной схеме: бегут по форме цветные полоски, чередуются с более сложными узорами: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка», или «солнышко». Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос. Эти игрушки трудно спутать с какими-либо другими.

14.

15.

16.

17.

Со временем традиционные народные сюжеты пополнились индивидуальными композициями — «Солдат, кормящий курицу», «Медведь перед зеркалом» (странное существо с гибким худым телом, сидящее на задних лапах, с зеркалом в передних; ничто в его облике не напоминает привычного медведя), «Чаепитие». Очень своеобразны филимоновские солдаты. Это отдельно стоящие фигурки, высокие, длинноногие, в характерных костюмах – френче в талию, с погонами, полосатых или цветных штанах, в шляпе с козырьком или полями, в необычных сапогах на высоком каблуке. Под мыщкой солдаты держат птиц.

18.

В раскраске много символов: Символ солнца, Древо жизни, Конь — образ солнца, Всадник – податель травы, росы, воды, урожая, счастья. Всадник на коне – образ света, жизни. Всадник – воин освобождал Весну от зимних оков холода и мрака, отпирал Солнце и весенние воды. Барыня –берегиня, хранительница домашнего очага. Её плодородие народ издревне олицетворял в образе матери. Кольцевые линии, идущие по фигуре игрушки – символ заключенного в игрушку добра, символ солнца. Птица – символ света. Благодетельный его смысл связывался в народных представлениях с мечтой о счастье.

19.

20.

21.

Сегодня в Одоеве традиции филимоновских мастериц продолжают Масленникова В.Н., Орлова Е.А., Першин В.Б., Орлов Р.В., Кехаиди Е.И., Кехаиди К.Н. Промысел стал особенно популярен в последние годы также в сердце нашего края – Туле, где с упоением и радостью трудятся Марченкова М.Н., Гончарова А.И., Гончарова А.В., Мишина Г. В., Бежина И. Д., Палевская Е.М..

22.

23.

24.

25. Здесь проводятся мастер-классы.

В музее роскошный сувенирный магазин. Если честно, мне казалось, что даже у известной дымки куда меньше различной сувенирной продукции. При этом выбор самой филимоновской игрушки как-то скуден. На московских выставках, к примеру, ассортимент куда богаче. Ну это, может, мы просто так попали.

26.

27. Женщина за прилавком перед этим провела для нас и следующей группы интересную экскурсию. Напомню, что в Одоев и Белев я ездил в рамках замечательной

Презентация на тему: Презентация «Филимоновская игрушка»

Слайд 1

ФИЛИМОНОВСКИЕ ИГРУШКИ Пешехонова Галина Алексеевна в оспитатель 1 квалификационной категории МКБДОУ « Шварцевский детский сад» 2015 год

Слайд 2

Филимоновская деревушка Синий лес, холмы, косогор Лепят там из глины игрушку И расписывают до сих пор.

Слайд 3

Да, из красной обычной глины Появляются вдруг на свет Зайцы, коники, павлины И солдатиков войско цвет.

Слайд 4

В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Упы стоит деревня Филимоново. По местным преданиям, истоки гончарного ремесла относятся к временам Ивана Грозного.

Слайд 5

Именно тогда в местные владения князя Воротынского будто бы прибыл гончар Филимон. Он обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из неё горшки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Слайд 6

Люди к глине этой относились совсем неприветливо. Из-за неё, многоцветной, урожая не бывало никогда богатого. Жили из-за бесполезной земли впроголодь. Только и была утехой и спасительницей река Упа , полная рыбки некрупной, да сытной.

Слайд 7

Ловко получалось у Филимона это неведанное до сих пор дело, лепить посуду, игрушки. Местные жители диву давались, как он смог приспособить никому не нужные глиняные залежи.

Слайд 8

Понравилось Филимону это выгодное предприятие. Отбою от покупателей не было. А однажды дырочку в игрушке проколупал, чтоб свистела. Залилась звонкой песней игрушка. Детишкам и людям на ярмарке понравилось. И стал Филимон свистульки для народа делать. От деревенских ребятишек отбоя не было. Да он и не отбивался. К детворе у него доброе, нежное отношение было.

Слайд 9

Взрослые прониклись к Филимону почтением: к плохому человеку дети не станут ходить. Стали и взрослые лепить, к Филимону за советом ходить, за помощью.

Слайд 10

Старались, подражали ему, слушались беспрекословно. Научились игрушки да посудины мастерить в деревне все от мала до велика, всем полюбилось это занятие.

Слайд 11

С тех пор заиграла, запела цветная мягкая глина под руками мастеров. Пользу в ней люди увидели немалую, радость она в дом принесла.

Слайд 12

Гончарили мужчины, а женщины лепили звонкие свистульки, за что жители окрестных деревень прозвали их “ свистулечницами ”, потому что игрушки делались со свистками.

Слайд 13

Свистулька – её еще называют в разных местах сопелкой, гудухой , улюткой , соловьём – древняя и до сих пор популярная игрушка на Руси. В далёком прошлом она, возможно, имела религиозное значение. Известно, например, что вятичи встречали бога солнца ( Ярилу ) пением глиняных дудок, а магическими узорами на игрушках и пронзительным свистом отгоняли злые силы от душ умерших.

Слайд 14

Женщинам помогали в работе девочки, которых приучали к ремеслу с 7 — 8 лет. Работали зимой в свободное от сельских трудов время. Игрушки продавали на ярмарках и базарах в Туле и ближайших уездных городах.

Слайд 15

Игрушки или “ забавки ” стоили на базаре копейки, поэтому нужно было их изготовить очень много. Вот и работали женщины, не покладая рук, днем – хозяйство, а как только наступали сумерки, приступали к любимому делу. Бывало, длинными зимними вечерами собирались мастерицы и лепили игрушки под удивительные напевы русских народных песен.

Leave a Reply