Поделки

Что у нас под ногами поделка: «Что у нас под ногами » 1 Класс – » » — — ������ ���

Урок 3. что у нас над головой и что у нас под ногами? — Окружающий мир — 1 класс

Окружающий мир, 1 класс

Урок 3. «Что у нас над головой и что у нас под ногами?»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Что можно увидеть на небе?
  2. Что такое Солнце?
  3. Какая у Солнца форма?
  4. Что мы видим на небе ночью?
  5. Что у нас под ногами?
  6. Чем отличаются друг от друга камни?

Глоссарий по теме:

Солнце – небесное светило – раскалённое плазменное тело шарообразной формы, вокруг которого обращается Земля и другие планеты.

Луна – небесное тело, спутник Земли, светящийся отражённым солнечным светом.

Созвездие – отдельная группа звёзд.

Камень– твёрдая горная порода кусками или сплошной массой, а также кусок, обломок такой породы.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Рабочая тетрадь. 1 кл.: учеб.пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2017. С. 3–6.

Дополнительная литература:

  1. Окружающий мир. Тетрадь учебных достижений. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, З. Д. Назарова. – М.: Просвещение, 2017.
  2. Энциклопедия первоклассника. Э. Л. Голубева. – М.: Эксмо, 2013 г.
  3. Что? Как? Почему? Зачем? Большая детская энциклопедия. Издательство: Владис, 2017 г.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Много чудес нас окружает на Земле. Они повсюду. Нам лишь нужно научиться видеть их. Поднимите голову, посмотрите ввысь. Что можно увидеть над головой?

Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват.

А порой такой красивый

– Кружевной и синий-синий!

Догадались о чём загадка? Конечно же, это небо. Что можно увидеть на небе?

Жёлтый шар с утра над крышей

Погулять по небу вышел.

Он гулял, гулял, гулял.

Встретил вечер – и пропал.

Что же это за шар? Конечно же, это Солнце. Почему же оно появляется утром и исчезает вечером? На что оно похоже?

А ещё в небе можно увидеть плывущие кораблики. Почему они плывут по небу? Откуда они взялись?

Это все мы видим днём. А что мы видим ночью на небе? Что это за круглый серебристый апельсин смотрит на нас? Вокруг него загорается множество лампочек. А некоторые из них расположились по группам, изображая причудливые фигуры.

Мы видим на небе Солнце, похожее на блин.

На самом деле Солнце имеет форму шара, оно похоже на апельсин или колобок.

Солнце очень большое. Во много раз больше нашей Земли. К Солнцу невозможно приблизиться и по другой причине: оно очень горячее.

Свет, который излучает Солнце, очень сильный. Поэтому на него можно смотреть только через тёмное стекло.

Солнце каждое утро восходит и каждый вечер заходит за горизонт. День начинается с восхода Солнца и заканчивается с его закатом.

Итак, Солнце – это огромный пылающий шар. Оно даёт нам свет и тепло.

Ещё на небе мы видим облака. Это крошечные капельки испарившейся воды.

Облака, похожие ватные клочки, называют кучевыми облаками.

Слоистые облака расположены слоями.

А облака, похожие на перья птиц, получили название «перистые облака».

Это дневное небо. А что же представляет из себя ночное небо?

На ночном небе мы видим огромное звёзды и Луну.

Вы знаете, сколько звёзд на небе? Сосчитать их люди пытаются с очень давних пор. Тех, кто проводил бессонные ночи, наблюдая за звёздами, так и называли звездочёты. Сегодня их называют астрономами.

Ни древним звездочётам, ни современным астрономам так и не удалось подсчитать точное количество звёзд.

Звёзды расположены в определённом порядке. Он сохраняется постоянно. Древние учёные наделяли группы звёзд очертаниями людей, предметов, животных. Так появились созвездия, то есть участки звёздного неба, где они объединены в различные фигуры.

Самое заметное и узнаваемое созвездие – это созвездие Большой Медведицы. Очень хорошо видны семь звёзд этого созвездия. Если соединить их линией, то образуется фигура, похожая на ковш. Она так и называется: «Ковш Большой Медведицы».

Четыре из этих звёзд образуют ковш, а три – ручку. Эти звёзды очень помогают ориентироваться на местности.

А вот Луна в небе одна. Нам она кажется маленькой. Так ли это на самом деле?

Если сравнить арбуз с яблоком, то такая же разница в размерах будет у Земли и Луны. Земля в шесть раз больше Луны.

Вы замечали, как меняется каждый день вид Луны? Сначала она выглядит как перевёрнутая буква

С, затем Луна полнеет и постепенно становится круглой. Ещё через несколько дней полная Луна становится всё меньше и меньше и делается похожей на букву С.

Луна тоже имеет шарообразную форму.

Итак, над головой мы видим небо, а на небе днём – Солнце и облака, ночью – Луну и звёзды. А что же мы видим под ногами?

А что у нас под ногами? Где бы мы ни были, в горах, в лесу, на пляже, нам попадаются разные камни.

Вы когда-нибудь присматривались к ним? Чем отличаются друг от друга камни?

Если посмотреть по сторонам, то всюду можно увидеть горные породы. Так называют камни. Они встречаются и на грунтовых дорогах, и на дорожках в парках, есть камни, «впечатанные» в асфальт или бетон.

Наши предки из камня делали орудия труда, оружие для охоты. Они заметили, что некоторые камни очень прочные, другие хрупкие, а некоторые плавятся, меняют форму. Из них легко можно что-то сделать. Также они нашли камень, с помощью которого разводят огонь.

Посмотрите на этот красивый камень. Он называется гранит. Гранит известен людям давно – это крепкий и красивый камень. Его добывают в глубине земли и на её поверхности. В переводе слово «гранит» означает «зернистый».

Рассмотрев его с помощью лупы, мы поймём, почему так назвали этот камень.

В его состав входят маленькие зёрнышки. Они окрашены в различные цвета, потому что это частицы разных минералов, которые входят в состав гранита.

Гранит очень твёрдый и прочный камень, поэтому его используют в строительстве. Его применяют для отделки стен, лестниц, колонн, памятников, из гранита делают статуи.

Следующий камень – это известняк. Он часто встречается в природе. Дома и стены часто делали из этого камня. Известняк возник на Земле много миллионов лет назад на дне древних морей. Известен известняк-ракушечник, он состоит из ракушек. Хорошо знакомый нам мел является разновидностью известняка.

А это хорошо известный человечеству с древних времен камень – кремень. Он использовался нашими предками для изготовления орудий труда и охоты. Ещё они, высекая из него искры, добывали огонь.

Богата наша Земля и разнообразными камнями. Они различаются по размеру, цвету и форме.

Красив и разнообразен наш мир. Сегодня мы прикоснулись лишь к малой его части. Впереди нас ждёт много чудес и открытий.

Установите соответствие между картинками:

Столбец 1: Камни:

Картинка 1.

Картинка 2:

Картинка 3:

Столбец 2. Свойства:

Картинка 1:

Картинка 2:

Картинка 3:

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Картинка 1 – Картинка 2;

Картинка 2 – Картинка 3;

Картинка 3 – Картинка 1.

Выберите изображение перистых облаков.

Картинка 1:

Картинка 2:

Картинка 3:

Картинка 4:

Правильный вариант ответа: картинка 3.

«Что у нас под ногами» 1 класс

Задание 2. Технологическая карта урока

Урок по предмету «Окружающий мир» 1 класс (по учебнику А.А.Плешакова) («Школа России»)

«Что у нас под ногами?»

Тип урока: решение частных задач.

Задачи урока:

формировать представления о природных объектах, форме, размерах, цвете предметов;

-познакомить с часто встречающимися полезными ископаемыми (гранитом, кремнем, известняком).

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: научатся определять образцы камней по фотографиям и рисункам атласа-определителя; различать гранит, кремний, известняк.

Метапредметные:

регулятивные — овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления;

познавательные – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам; освоить способы решения проблем творческого и поискового характера, овладевать логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам, формировать готовность слушать собеседника и вести диалог;

коммуникативные – формировать готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, формировать готовность слушать собеседника и вести диалог.

Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Межпредметные связи: Технология (аппликация из природного материала на пластилиновой основе, аппликация из бумаги), искусство (ИЗО)(рисование по памяти).

Средства обучения: «Окружающий мир» учебник 1 часть, «Окружающий мир» рабочая тетрадь 1 часть, компьютерная презентация.

Ход урока:

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности учащихся:

Актуализация необходимых знаний

Проводит беседу об экскурсии, предшествовавшей данному уроку, по вопросам.

Подводит учащихся к формулированию темы и задач урока.

Отвечают на вопросы.

Совместно с учителем формулируют тему и задачи урока.

Мотивация познавательной деятельности

Предлагает задание (практическая работа с коллекцией камней, собранных учениками на улице),

отмечает степень вовлеченности учащихся в работу.

Отвечают на вопросы, рассматривают коллекцию камней.

Организация познавательной деятельности

Предлагает определить признаки, по которым можно сгруппировать камни и выполнить практическую работу с коллекцией камней, собранных учениками на улице.

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.

Показывает гранит, кремний и известняк из коллекции камней (практическая работа с учебной коллекцией камней), на иллюстрации учебника и в презентации, рассказывает об их свойствах, показывает, как выглядят эти камни при рассмотрении под увеличительным прибором (лупой).

Организует работу в группах ( отобрать из предложенной коллекции камней гранит, известняк, кремень), обеспечивает контроль за выполнением задания.

Предлагает выполнить задания 1(соотнесение картинки и названия камня — аппликация), 2(рисование увиденных на экскурсии камней), 3 (аппликация из камней на пластилиновой основе) в рабочей тетради, создает эмоциональный настрой, осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания.

Называют признаки, по которым можно сгруппировать камни.

Сортируют камни по форме, размеру и цвету.

Рассматривают образцы камней (гранит, кремний и известняк), определяют их отличие друг от друга, объясняют, что изображено на рисунках.

Работают в группах, отбирая нужные камни.

Выполняют задания 1,2,3 в рабочей тетради.

Подведение итогов

Проводит беседу по вопросам, предлагая перечислить признаки, по которым можно сгруппировать камни.

Предлагает определить значение гранита, известняка и кремня в жизни человека.

Отвечают на вопросы.

Объясняют значение гранита, известняка и кремня в жизни человека.

Дополнительный материал: коллекция камней, лупа, ножницы, клей-карандаш, пластилин, цветные карандаши (фломастеры), атлас – определитель.

Диагностика достижения планируемых результатов: осуществляется в процессе выполнения учащимися практической работы с коллекцией камней, собранных учениками на улице; практической работы с учебной коллекцией камней; работы в группах по отбору нужных камней.

Дополнительные задания: сделать объемную поделку из природного материала с использованием камешков.

Самоанализ

Достижения Сложности Предложения

Конспект урока по окружающему миру на тему «Что у нас под ногами?»

Конспект урока

по окружающему миру

1 класс

«Школа России»

Тема: Что у нас под ногами?

Разработала: учитель начальных классов

Петрышина Анна Юрьевна

г. Благовещенск

тема: Что у нас под ногами?

Тип: изучение нового материала

Задачи: учить различать камни, развивать представления о форме, размере, цвете предметов, выделять существенные признаки предметов.

Планируемые результаты:

Предметные: различать гранит, кремень, известняк; в практической деятельности определять образцы камней по фотографиям и рисункам; рассказывать о применении камней;

Метапредметные: понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать свои достижения; группировать предметы по разным признакам;

Личностные: проявлять интерес к объектам окружающего мира; определять мотивы учебной деятельности; проявлять навыки сотрудничества со сверстниками.

Ресурсы урока: учебник Плешаков А.А., рабочая тетрадь, коллекция камней, лупа.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

Итак, друзья внимание!

Ведь прозвенел звонок,

Садитесь поудобнее,

Начнём скорей урок.

  1. Актуализация знаний

Проводит беседу по вопросам.

Отвечают на вопросы.

-Теперь мы знаю, что у нас над головой, а что у нас под ногами?

-Когда вы гуляли, что видели?

-Какие камешки вам удалось собрать?

-Чем они отличаются друг от друга?

-Как вы думаете, какова тема урока сегодня?

-Чему мы будем учиться на уроке?

Дети отвечают на вопросы

  1. Изучение нового материала

— Если посмотреть по сторонам, то всюду можно увидеть горные породы, или как мы их называем, камни. Уже первобытные люди использовали их. Из камня делали орудия труда, оружие, украшения.

Присматриваясь к тому , что их окружает, люди заметили, что некоторые камни прочные и из них можно строить. Другие, расплавляясь, меняют формуи из них можно что то сделать. Со временем был найден камень, с помощью которого можно было разводить огонь.

— С некоторыми камнями мы познакомимся сегодня.

— Рассмотрите рисунок 1 на стр. 21.

— Кого вы видите?

— Что люди делают?

— С помощью чего мужчина пытается развести огонь?

— В руках у мужчины два камня. Ударяя один о другой он высекал искры.

Рассмотрите картинки на стр.20 внизу.

Какие камни изображены?

— У вас на столах есть коробочки. Откройте их.

Возьмите камень под номером 1. Как вы думаете, как это камень называется?

Это Известняк. Известняк часто встречается в природе. Из него могут быть сложены целые горы, или он может залегать глубоко в земле мощными толстыми слоями.

Как вы думаете, чем полезен этот камень?

С давних пор люди получали из известняка известь, известковые растворы, строительные камни. Дома и стены часто делали из этого камня. Сейчас из особых сортов известняка делают цемент, бетон, которые используются в современном строительстве.

В обычном известняке остатки организмов, из которых он состоит, не видны.. Давайте рассмотрим наш известняк при помощи лупы. Если внимательно рассмотреть, то можно увидеть ракушки.

Разновидностью известняка можно считать мел, и мрамор. Мрамором отделывают стены вокзалов, метро, ступени лестниц.

Возьмите в руки камень с номеров 2.

Это камень называют гранит. Он известен людям давно – это крепкий и красивый камень. Из него могут быть целые горы.

В состав гранита входят маленькие зернышки. Черные- это слюда; мелкие зерна, похожие на стекло, белого или дымчатого цвета – кварц; розовая или серая часть – полевой шпат.. Шпат придает граниту цвет и поэтому гранит может быть розового цвета и серого цвета.

Рассмотрите внимательно гранит и найдите его составные части.

Что делают из гранита?

Из этого камня делают памятники , стены в метро, ступеньки на лестницах. Еще гранит очень прочный поэтому его используют в строительстве.

Возьмите в руки камень под номером 3.

Что вы можете сказать об этом камне?

Кремень — непрозрачный темный халцедон с примесями глинистых и железистых веществ, кварца, опала и других.

Халцедон известен человечеству с древних времен, в частности его разновидность — кремень. С него практически начался каменный век. Кремень раскалывается на обломки с острыми режущими краями . Древний человек изготовлял из него свои первые орудия; благодаря способности давать искры кремень использовался для извлечения огня.

Откройте рабочие тетради на стр.10-11 и выполните задания 1,2

Рассматривают рисунок, отвечают на вопросы учителя.

Берут и рассматривают камень под номером 1.

Отвечают на вопрос

Рассматривают известняк при помощи лупы

Беру в руки камень по номером 2 . Рассматривают

Рассматривают гранит и находят части гранита

Рассматривают камень под номером 3

Отвечают на вопрос учителя

Выполняют задания в рабочей тетради.

  1. Итог урока

Сможем ли мы ответить на вопрос урока?

С какими горными породами мы с вами познакомились?

Что вы запомнили о них?

Отвечают на вопросы

  1. Рефлексия урока

-Если вы хорошо работали на уроке, узнали много нового, все поняли – возьмите гранит.

-Если на уроке старались работать, узнали много нового, но не все поняли – возьмите кремень.

— Если на уроке вы не узнали новой информации, работать было трудно и неинтересно – возьмите известняк.

Анализируют свою деятельность

Что у нас под ногами

Галька имеет чрезвычайно широкий спектр применения. Одни используют ее для строительства, другие для декора и облицовки. Однако, ничто не делает камень таким ярким и привлекательным, как роспись гальки и поделки из неё.

 Для того, чтобы создать своеобразное и оригинальное произведение искусства, используют разную по форме и размерам гальку.

Сегодня это модное направление творчества и главное доступное любому желающему.  

Просмотр содержимого документа
«Что у нас под ногами»

ЧТО У НАС ПОД НОГАМИ    ВЫСТАВКА ПОДЕЛОК ИЗ КАМНЕЙ Учащиеся 1 «Г» класса МАОУ СШ №17 города Белогорск

ЧТО У НАС ПОД НОГАМИ

ВЫСТАВКА ПОДЕЛОК ИЗ КАМНЕЙ

Учащиеся 1 «Г» класса МАОУ СШ №17 города Белогорск

Галька имеет чрезвычайно широкий спектр применения. Одни используют ее для строительства, другие для декора и облицовки. Однако, ничто не делает камень таким ярким и привлекательным, как роспись гальки и поделки из неё .   Для того, чтобы создать своеобразное и оригинальное произведение искусства, используют разную по форме и размерам гальку.. Сегодня это модное направление творчества и главное доступное любому желающему.    2. Отшлифовываем спилы наждачной бумагой, после чего они становятся более гладкими.

Галька имеет чрезвычайно широкий спектр применения. Одни используют ее для строительства, другие для декора и облицовки. Однако, ничто не делает камень таким ярким и привлекательным, как роспись гальки и поделки из неё .

  Для того, чтобы создать своеобразное и оригинальное произведение искусства, используют разную по форме и размерам гальку..

Сегодня это модное направление творчества и главное доступное любому желающему. 

 

2. Отшлифовываем спилы наждачной бумагой, после чего они становятся более гладкими.

Не забываем о речной гальке

Не забываем о речной гальке

Разложим приготовленные вымытые и высушенные заранее камни. Выберем из них те, которые ассоциируются с фигурой какого – либо человека, животного, предмета или могут быть одной из составных частей изделия, которое вы запланировали смастерить. Для каждой поделки форма и размер камня индивидуальны. 3. Раскладываем приготовленные вымытые и высушенные заранее камни. Выбираем из них те, которые ассоциируются с фигурой какого – либо человека, животного, предмета или могут быть одной из составных частей изделия, которое вы запланировали смастерить.

Разложим приготовленные вымытые и высушенные заранее камни. Выберем из них те, которые ассоциируются с фигурой какого – либо человека, животного, предмета или могут быть одной из составных частей изделия, которое вы запланировали смастерить. Для каждой поделки форма и размер камня индивидуальны.

3. Раскладываем приготовленные вымытые и высушенные заранее камни. Выбираем из них те, которые ассоциируются с фигурой какого – либо человека, животного, предмета или могут быть одной из составных частей изделия, которое вы запланировали смастерить.

Разложим приготовленные вымытые и высушенные заранее камни. Выберем из них те, которые ассоциируются с фигурой какого – либо человека, животного, предмета или могут быть одной из составных частей изделия, которое вы запланировали смастерить. Для каждой поделки форма и размер камня индивидуальны. 3. Раскладываем приготовленные вымытые и высушенные заранее камни. Выбираем из них те, которые ассоциируются с фигурой какого – либо человека, животного, предмета или могут быть одной из составных частей изделия, которое вы запланировали смастерить. 5. После того как камни высохнут начинаем расписывать их гуашью.

5. После того как камни высохнут начинаем расписывать их гуашью.

Тигренок

Тигренок

Якутка

Якутка

Фантазия художника оживляет гальку, вселяя в нее различные персонажи. В завершении, чтобы закрепить краску на камне и исключить ее выгорание при попадании солнечных лучей с течением времени, покрываем поделку лаком, который станет надежным защитным покрытием.   6. Последним этапом работы является покрытие изделий прозрачным лаком.

Фантазия художника оживляет гальку, вселяя в нее различные персонажи. В завершении, чтобы закрепить краску на камне и исключить ее выгорание при попадании солнечных лучей с течением времени, покрываем поделку лаком, который станет надежным защитным покрытием.

 

6. Последним этапом работы является покрытие изделий прозрачным лаком.

спасибо за внимание!

спасибо за внимание!

Что у нас под ногами

Цель: познакомить детей с почвой её особенностями, значением в жизни растений. С некоторыми почвенными обитателями, с ролью грибов, дождевых червей в круговороте вещества; формирование осознанно правильного отношения к объектам живой и неживой природы.
Материал и оборудование: Плакат «Подземное царство», земля – почва, листочки белой бумаги, лупа на каждого ребёнка, картина осени, плакаты «Береги живое»; гриб, растущий на дереве.

Ход занятия.
Воспитатель: Вчера наш друг Лаппик был в гостях и принес нам очень ценный подарок – мешочек волшебной земли. Эту землю ему передал Подземный царь. Он сказал, что это волшебная земля-почва — помогает растениям расти. Давайте отнесём к нашим комнатным растениям, чтобы они лучше росли. Подземный царь передал нам плакат с изображением его царства. Давайте посмотрим на плакат. Почему эта земля волшебная? (Предположения детей). Потому-то это не просто земля – это почва. Она кормит и поит растения, а они отдают ей свои сухие листья, ветки. В почве много обитателей: дождевые черви, кроты, жучки, пауки. Это целое Подземное царство, которое вы не видите! Сегодня я вам расскажу о нем. В Подземном царстве очень много живых почвенных животных (некоторые настолько малы, что их можно рассмотреть с помощью микроскопа).Правит этим царством Подземный царь( показ царя). Подземный царь очень любит своих подданных. Вот только многие люди ходят по крыше его царства- почве – даже не думают о том, что её надо беречь. Да ещё возмущаются: то им пыльно, то им грязно! А он очень Землю-матушку любит. Давным-давно люди относились к Земле-матушке с глубоким уважением. Они приветствовали наступление нового дня и просили у Земли –кормилице прощения за то,
«Что рвала я твою грудушку
Сохою острою, разврывчатой
Что не катом укатывала,
Не гребешком чесывала,
Рвала грудушку боронушкой тяжёлою
Со железными зубьями ржавыми.»

Мы тоже должны помнить, что в лесу

Отдохнуть, конечно, надо:
Поиграть и порезвиться,
И наесться, и напиться…
Но вокруг остались банки,
Целлофан, железки, склянки…
Оставлять их здесь нельзя!
Не поленимся, друзья:
Мусор тут, в лесу, чужой,
Заберём его с собой!

Затем воспитатель раздаёт комочки земли, и листы белой бумаги. Предлагает детям раскрошить её и найти в ней корешки растений, камешки, насекомых или кору. Дети рассказывают о своих находках (воспитатель обобщает, что в действительности нашли).
Что понравилось больше всего? Воспитатель обращает внимание детей на внешний вид Подземного царя. Как вы думаете: «Почему он такой тёмный?» (Ответы детей)
Воспитатель. Да ребята под землёй мыться не надо, но посмотрите на свои руки – какого они цвета? (Коричневые, черные). Возьмите теперь комочек земли и нарисуйте им что-нибудь. ( Дети рисуют)
Какого цвета у вас получился рисунок? В Подземном царстве немного красок – черные, коричневые, серые, но они по-своему красивы. Посмотрите на почву ,изображенную на плакате. Она похожа на слоеный пирог. Вот самая темная полоса, в ней больше «еды» для растений. Здесь много жучков, всяких корешков, личинок. Чем глубже мы будем спускаться в Подземное царство, тем меньше будет «еды» для растений, меньше корешков и почвенных жителей. ( Рассматривают плакат).
Ребята у Подземного царя есть свита — это маленькие гномы, которые ему помогают. Сейчас я вас превращу в гномов. Для этого встанем в круг и возьмемся за руки, закрываем глаза.
Крибле – крабле –бумс, превращаю вас в гномов. Ну-ка гномы не зевать , а за мной повторять.
Утром гномы в лес пошли (Энергичный шаг на месте)
По дороге гриб нашли (Наклоны вперёд, выпрямиться
Руки на пояс)
А за ним-то раз, два.три! (Наклоны туловища из стороны в строну)
Показались ещё три! (Руки в стороны, затем вниз)
И пока грибы срывали, (Наклоны вперед, руки к полу)
Гномы в школу опоздали (Горестно покачать головой из стороны
В сторону)
Побежали, заспешили ( бег на месте)
И грибы все уронили! (Присесть)
Вот такие весёлые гномы.Крибле –крабле -бумс превращаю вас в детей. А теперь давайте подойдём к нашим комнатным растениям и рассмотрим землю-почву . Потрогайте и определите, какая она: теплая или холодная, сухая лил влажная. Воспитатель предлагает детям подумать откуда берётся «еда» в почве. (Предположения детей).
Воспитатель: Природа – настоящая волшебница. В ней так всё устроено, что ничего зря не пропадет. Кто из вас видел как, осенью с деревьев опадают листья? А куда они потом деваются? Ведь каждый год на землю падает так много листьев, а потом они куда-то деваются. Секрет в том, что эти опавшие листья, сухие ветки и пни как по волшебству превращаются в почву, которая становиться богатой, в ней появляется еда для растений. А теперь я вас познакомлю с теми, кто помогает таким превращениям, благодаря кому наша земля не завалена кучами сухих листьев и веток. Посмотрите на плакат – это дождевой червяк! У него под землёй много дел. Надеюсь, среди вас нет ребят, которые давят его родственников.

В лесу живут козявки-червячки
Природа-мать им жизнь дала
У них у всех свои дела.
Ты их увидишь на пути –
Не обижай, а отойди.

Ребята как вы думаете, что червячок делает в земле. (Ответы) Червячок превращает сухие листья в почву. А теперь познакомьтесь с грибами . Кто из вас собирал грибы? Какие? Признавайтесь, кто топтал или просто срывал несъедобные грибы?

В лесу грибов различных много…
Ты несъедобные не трогай.
В корзинку их не собирай,
Но и ногами не сбивай
Они нужны лесным зверятам:
Лисичкам, ежикам, зайчатам…
Их только люди не едят:
В поганках, мухоморах – яд!
Но для зверья лесного все же
Тот грибочек полезен и хорош.

Грибы помогают пням, сухим деревьям превращаться в почву. Когда дерево становиться старым на нем поселяются вот такие грибы ( показ гриба). Когда-нибудь, когда оно совсем состарится и умрёт, грибы помогут ему превратиться в почву. Подземный царь очень бережет свои грибы все до одного: и съедобные, и несъедобные, и ядовитые. Они в царстве все нужны.
Воспитатель предлагает подумать : «Что будет если исчезнут дождевые черви и грибы» (Ответы детей)

Вывод: в Подземном царстве живут растения и животные не похожие на обитателей лугов и водоемов. Они устроены так,чтобы превращать землю в почву. Нам необходимо бережно относится ко всем жителям Подземного царства, охранять их и « дом» в котором они проживают.
Чтобы жили мы на свете
Не ругаясь не грозя
Как хорошие соседи
Или добрые друзья
Будь Человеком, человек
Ты на земле своей!

Проект по окружающему миру (старшая группа) на тему: проект «Удивительное под ногами»

          Цель: 

Создание условий для формирования предпосылок поисковой деятельности, развития воображения и художественно – творческих способностей в процессе реализации проекта.

Задачи:

  1. формировать первоначальное представление о внутреннем строении Земли;
  2. развивать интерес к разнообразным природным ресурсам, экологическую культуру детей;
  3. способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе творческой деятельности;
  4. обогащать словарный запас детей.

Вид: познавательно – творческий

Тип: групповой

Состав участников: дети 4 – 5 лет, родители, воспитатель

Срок реализации: май – июнь 2017г.

Предполагаемый результат:

  1. проявление детьми познавательных способностей, интереса и желания к творческой деятельности;
  2. совершенствование мелкой моторики рук;
  3. пополнение уголка развивающей среды коллекцией камней;
  4. привлечение родителей к совместному творчеству;
  5. оформление выставки поделок в группе.

                                 Стратегия реализации проекта

I этап: «Рождение проблемы»

На участке детского сада уже растаял снег. Дети, вооружившись грабельками, лопатками, вениками очистили участок от прошлогодней листвы.  Теперь можно и поиграть.  Играя в песочнице, дети находят обломок кирпича, несколько камешков. Дети удивлены: «Как они попали в песок? Это что – полезные ископаемые? Что такое полезные ископаемые?»

Возник диалог между детьми и воспитателем:

В. — Что вы знаете о полезных ископаемых?

Д. — Выкапывают из земли. Знаем песок, глину, уголь, ну разные камни…

В. — Что бы вы хотели еще узнать?

Д. — Как добывают  из земли полезные ископаемые? Для чего они нужны? Что из них делают?

В. — Где можно узнать ответы на вопросы?

Д. — Спросить у родителей, у воспитателя, прочитать в книгах, посмотреть в интернете.

  II этап: «Мероприятия и события»

  1. Занятия

 « Что у нас под ногами?»

Цель: формирование у детей первоначального представления о внутреннем строении Земли.

«Камни. Как человек использует камни?»

Цель: формирование преставления о разнообразии камней, умения обследовать их и называть свойства.

  1. Беседа с рассматриванием открыток «Уральские самоцветы», открыток «Поэзия в камне» художника Г.Д. Павлишина.

Цель: учить детей видеть необычное в ранее виденных объектах, познакомить детей с творчеством Г.Д. Павлишина, создавшего настоящие картины – шедевры.

  1. Опыты

«Свойства песка и глины»

Цель: рассмотреть свойства некоторых объектов неживой природы, развивать любознательность.

  1. Экспериментирование

«Как вода камень точит?»

Цель: формирование у детей элементарных представлений об изменениях в неживой природе.

  1. Исследование

«Почему камни бывают разноцветными?»

Цель: развивать интерес к разнообразным природным ресурсам.

  1. Чтение художественной литературы

«Хозяйка Медной горы» П.Бажов, «О чем шептались камешки?» И.Н. Рыжов

Цель: познакомить со сказками, вызвать эмоциональный отклик.

  1. Дидактические игры

«Что исчезло?», «Найди свой камень», «Что лишнее?»

Цель: развитие памяти, наблюдательности, внимательности.

  1. Взаимодействие с родителями: предложить принять участие совместно с детьми в создании коллекции «Мир камня», в создании поделок из песка и камня.

Цель: привлечь к совместной деятельности, побуждая к проявлению собственного творчества.

  1. Творческая мастерская

« Рисование песком»

Цель: заинтересовать детей необычной техникой рисования песком, развивать творческие способности и фантазию детей.

«Каменный цветок»

Цель: предложить детям выполнить в технике мозаики из мелкого камня портрет любимого цветочного растения, побуждать детей к творчеству.

«Пейзаж из камня»

Цель: развивать фантазию, воображение детей, учить сообща придумывать сюжет своей картины.

     III этап: «Заключительный»

Оформление в уголке природы коллекции камней.

Оформление в группе выставки творческих работ из песка и камня.

Литература

  1. Голицын, М. Сокровища Земли. Я познаю мир/ М. Голицын. – М.:АСТ.2001.
  2. Масленникова, О.М. Экологические проекты в детском саду/ О.М. Масленникова. – Волгоград: Учитель, 2015.
  3. Шипунова, Т.Я. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста/ Шипунова Т.Я. – Новосибирск: РПО СО РАСИН, 1997.

Наша коллекция камней к уроку окружающего мира :: Это интересно!

В школе у Кати любимый предмет — это «Окружающий мир». Да и немудрено, ведь на нем каждый урок рассказывают что-нибудь интересненькое. То про части растения, то про народы, населяющие страну, то про звездные созвездия у нас над головой, то про камни у нас под ногами. Вот для урока, на котором дети изучали камни, мы с Катей и подготовили эту коллекцию. 

Идея возникла из желания Кати принести на урок и показать одноклассникам наши куски известняка, в которых впечатаны раковины древних моллюсков. Их мы частенько привозим из наших путешествий в рамках игры геокешинг, и интересных экземпляров у нас уже собралось немало. А пока мы искали эти камни, мы нашли еще много любопытных образцов: кусочек янтаря, подаренный друзьями, найденные в окрестностях Белой скалы образцы слюды (ее там была целая жила!), камешки с острова Крит, присланные мне в подарок. Да и среди камней, которые периодически находят на улице и на морском берегу дети и тащат непонятно зачем в дом, нашлось много интересных образцов. Когда мы все их собрали вместе, то оказалось, что мы обладаем настоящим богатством! Нам осталось только опознать их, сделать к каждому этикетку и как-то упаковать, чтобы это получилась не просто кучка камней, а производило впечатление серьезной геологической коллекции. 
Собранная нами коллекция камней
Вместилище для коллекции я решила сделать самым простым и самым практичным способом — разделив на ячейки большую картонную коробку. Есть такой интересный способ — просто сделать вставляющиеся друг в друга крест-накрест картонные перегородки.

В каждую из получившихся ячеек на дно мы с Катей понаклеивали ярлычки с названиями камней. А в саму ячейку поместили соответствующие экземпляры. И в таком виде принесли все это на следующий день в школу.

Так можно легко и быстро сделать коробку с ячейками для экспонатов коллекции камней

У детей коллекция вызвала огромный интерес — всем хотелось потрогать камешки, подержать их в руках, только и слышалось «ах» и «ох» 🙂 А ведь большинство из этих камней каждый из них сто раз видел валяющимися на улице. Вот что значит, попристальнее присмотреться к самым обычным вещам! Потом, после звонка, они вместе с учительницей продолжили рассматривать наши камни, уже в соответствии с темой урока.

А дома мне захотелось дополнить материал учебника (очень уж скудно излагавший этот вопрос) и немного позаниматься с Катей геологией. Кстати, любопытно, что Витя как раз сейчас по географии тоже проходит эту тему. Но, конечно, уже на совсем другом уровне. Хотя и ему было интересно увидеть те камни, о которых говорится в учебнике, «вживую». Он даже ходил вместе с Катей на «охоту за камнями»: нам для наших занятий не хватало хороших экземпляров ракушечника, асфальта и мрамроризированного известняка. 

Позже мы поиграли в юного геолога и провели несколько опытов над камнями, которые нам помогли ответить на вопрос в Клуб почемучек: «Почему камни разные». Этот ответ будет у меня в блоге завтра, а сегодня я просто хочу показать все экземпляры нашей геологической коллекции поближе.
Коллекция камней

Конечно же, самым сложным этапом было именно определение вида каждого камня. Чуть ли не сутки я провела у компьютера, узнала огромное количество материала про горные породы и минералы, но с уверенностью могу назвать только несколько названий наших камней. Остальные, скажем так, мы обозначили условно. А некоторые не решились обозначить совсем — на их счет у меня есть только догадки. Поэтому показываю я  эти образцы тут под их рабочими названиями.

Вот эти два камешка, найденные детьми в одном из наших походов на природу, и долгое
время украшавшие мой цветочный горшок — это яшма

Это два образца кварца (или кварцита, не знаю, как правильно) — левый просто обломок, а правый — обломок, обкатанный морем.

Эти камешки-самоцветы, привезенные нами с морского берега,
скорее всего, обломки разных пород. Похоже, есть тут и яшма.

А вот это пример того, как невзрачный на вид камень, может как как в сказке,
превратиться из лягушки в настоящую царевну. Это его вид с наружной стороны.

А это тот же камень на спиле.

Этот камень когда-то мы купили на барахолке 🙂 По структуре он похож на кремень.
Но мне все же кажется, что это не он — спил уж слишком уж гладкий, зеркальный.
Возможно, это какая-то разновидность агата?

Это обыкновенный ракушечник. Посмотрите — он весь состоит из обломков раковин моллюсков.
Таких камней у нас в городе полно, потому что основным стройматериалом в Крыму долгие годы был именно пиленные камни ракушечника.

Это кусочки слюды, которые мы с детьми подобрали у одного из выходов ее жил в районе Белой скалы под Белогорском. Как нам было жаль, что мы не сможем утащить с собой все те огромные слоистые хрустальные камни, которых в этом месте были сотни! Пришлось довольствоваться только двумя из них 🙂

Я всю жизнь думала, что камни этого вида — это кремень. У нас их во множестве можно найти практически на любом пляже, они бывают серых и оранжевых оттенков. Они внутри с красивыми разводами и очень острые на сколах. Но пока я смотрела информацию в интернете, я засомневалась — уж очень он похож на яшму с некоторых фотографий. Теперь я уже точно сказать, что это кремень, не берусь. Нужна консультация специалиста 🙂

Пример того, как кристаллы одного минерала образовались на поверхности другого.
Насчет их вида у меня даже предположений нет (

Думаю, это гранит с включением кварца.

Это известняк. Как раз те экземпляры с хорошо различимыми на них отпечатками нуммулитов,
с которых и началась наша коллекция. Таких образцов у нас в Крыму можно собирать вагонами,
потому что весь наш полуостров состоит из известняков — донных отложений древнего океана,
волны которого когда-то плескались на этом месте.

Это тоже известняк. Но мраморизированный.
Поэтому у него совершенно другая на вид структура.
Из него обычно изготавливают щебень для строительных и дорожных работ.

Эти два камешка прилетели к нам прямо с острова Крит.
Совершенно очевидно, что это какая-то магматического происхождения горная порода.
Я склоняюсь к тому, что это гранит с включением каких-то кристаллов.

Это еще одни камешки с Крита. Порывшись в интернете, я  нашла, что это базальт. Результат древнего извержения вулкана. А белые пятнышки в нем — это бывшие газовые пузыри, заполненные агатом, кальцитом и яшмой.

Необработанный кусочек янтаря, как-то подаренный нам знакомым. Катино воображение очень волнует тот факт, что это окаменевшая смола дерева, которое росло чуть ли не в каменном веке, а так похожа на ту смолу, которую она видела на наших деревьях)))

Песчанник. Камень, получившийся из слежавшихся крупинок песка.
Если посмотреть на него через микроскоп или лупу, то эти песчинки даже будут видны.

Асфальт. Тот самый, которым асфальтируют дороги.
Опять-таки, нашли дети прямо у нас на улице.
Этот камень  — затвердевший битум, органическая горная порода, происходящая из нефти.
Городские жители знакомы с ним: из него делают мастику (или как ее еще называют, смолу)
для герметизации крыш. 

А это самый обыкновенный кусок гранита — прозаического серого камня, который так легко найти под ногами.
Это кусочек глины, который мы позаимствовали у Вити —
у них в художественной школе она используется на уроке лепки.
Возможно, кто-то из читателей моего блога в комментариях поправит меня насчет названий горных пород — я буду этому очень рада. Ведь я совсем не геолог. Но мы с Катей очень заинтересовались этой наукой — и теперь, гуляя по улицам, внимательно смотрим себе под ноги. Просто удивительно, сколько необычных камней можно найти просто в городских дворах! А уж когда мы поедем на природу, уверенна, наша коллекция обогатится новыми интересными экземплярами — в коробке с коллекцией осталось еще несколько пустых мест для них 🙂
P.S. Вот здесь можно прочитать о продолжении нашей коллекции горных пород и минералов: http://www.tavika.ru/2015/10/kollekciya-kamney.html
Я, вообще, очень люблю все классифицировать и коллекционировать 🙂 Посмотрите только на те коллекции, которые у нас уже есть:
Коллекция окаменелостей,  Коллекция насекомых, Коллекция елочных игрушек времен СССР, Альбом с марками, Монеты, Бумажные деньги, Гербарий,  Ракушки Черного моря, Коллекция глиняных черепков, Коллаж из билетиков, Мини-коллекция семян, Виртуальная иллюстраторов Алисы в Стране Чудес, Коллекция перьев птиц. А еще у меня складируются билеты из наших путешествий, фантики от конфет, меню и бумажные фирменные салфетки из кафе и ресторанов, театральные программки, не говоря уж о всяких интересных и редких штучках и сувенирах.
Есть во мне такой внутренний хомяк 🙂

Leave a Reply