Изделия из бумаги

Композиции из бумаги объемные – Поделки из цветной бумаги и картона своими руками: от простых детских до создания элементов декора, ветерков, объемных скульптур и многослойных аппликаций, елочных игрушек и цветов.

Содержание

✂ Бумагопластика: схемы для мастеров пошагово

Бумага – это удивительный материал, иногда при виде некоторых поделок с трудом можно представить, как такую красоту делают из довольно хрупких листов. В последнее время она пользуется большим спросом у рукодельниц благодаря своей доступности и разнообразным техникам. Каждый может найти для себя увлекательный вид творчества по душе. Сегодня редакция Homius проведёт несколько мастер-классов по бумагопластике, наши схемы и пошаговые описания помогут без труда освоить новый вид искусства.

Бумагопластика: схемы для мастеров пошаговоБумагопластика в технике киригами
ФОТО: liveinternet.ru

Содержание статьи

Бумагопластика – что это такое

Под одним словом бумагопластика скрывается создание удивительных предметов сделанных на основе главного свойства материала запоминать форму. Благодаря пластичности можно изготавливать объёмные композиции и трёхмерные скульптуры. Это далеко не новый вид творчества, но только к концу XX столетия бумагопластику признали отдельным направлением искусства.

Из бумаги можно создавать уникальные интерьерные украшенияИз бумаги можно создавать уникальные интерьерные украшения
ФОТО: septemberstudios.vn

Список инструментов для работы с бумагой

Список инструментов для работы с бумагой довольно прост:

  • ножницы;
  • макетные ножи;
  • скальпели;
  • ПВА;
  • двусторонний и обычный скотч;
  • иглы;
  • угольники;
  • пинцеты;
  • кисти;
  • шило;
  • циркуль.

И это далеко не полный перечень инструментов, которые могут понадобиться в работе.

Макетный нож
Макетный нож
ФОТО: lady-war.ruНабор для квиллингаНабор для квиллинга
ФОТО: vishivashka.ruКоврик для творчестваКоврик для творчества
ФОТО: startali.ru

Правила выбора бумаги

При выборе бумаги профессиональные мастера советуют придерживаться следующих рекомендаций:

  • текстура бумаги должна быть ровной, без дополнительных вкраплений и примесей;
  • её пластичность, при сгибании не должно оставаться никаких заломов;
  • оттенок должен быть ровным и однородным.

Важно! Самое главное, на что нужно обращать внимание при выборе бумаги – это на её качество. Поделки из второсортного материала будут выглядеть соответствующе.

Цвет должен быть устойчивымЦвет должен быть устойчивым
ФОТО: gproxx.comДля определённых техник продаются уже готовые наборыДля определённых техник продаются уже готовые наборы
ФОТО: akvarel72.ru

Бумагопластика: мастер-классы по работе с бумагой в различных техниках

Многие общеобразовательные программы проводят дополнительные занятия по бумагопластике, названия которых зависят от изучения определённой техники. Остановимся подробнее на наиболее популярных видах и их особенностях.

Поделки методом бумагопластики своими руками в технике аппликации

Программа дополнительного образования предусматривает знакомство детей с аппликацией ещё в детском саду. Малыши самостоятельно начинают создавать открытки на разные темы и поделки с персонажами и предметами из цветной бумаги. Простая работа подразумевает вырезание элементов, создание образа и приклеивание деталей на рабочую поверхность. В нашей галерее можно выбрать схемы для бумагопластики для детей 6-7 лет.

Второй вид аппликации – отрывной, это более сложный вариант, в котором все элементы просто отрываются без использования ножниц. Рабочая программа в детском саду на кружке бумагопластики направлена на раскрытие творческого потенциала и развитие детской фантазии. Они потребуются для создания гармоничного рисунка, чтобы заполнить контур элементами и правильно подобрать цветную палитру.

Бумагопластика как искусство для детей и начинающих мастеров: схемы и пошаговые инструкцииФОТО: livejournal.com

Бумагопластика как искусство для детей и начинающих мастеров: схемы и пошаговые инструкции

ФОТО: multiurok.ru

Бумагопластика как искусство для детей и начинающих мастеров: схемы и пошаговые инструкцииФОТО: shalunishki.narod.ruБумагопластика как искусство для детей и начинающих мастеров: схемы и пошаговые инструкции
ФОТО: for-kidsandmum.ru

Статья по теме:

Бумагопластика как искусство для детей и начинающих мастеров: схемы и пошаговые инструкцииАппликация из геометрических фигур в виде: транспорта и домиков, птичек и зверушек, насекомых; идеи для самых маленьких, аппликации для деток 3 лет, для детей 4-5 лет, для детей старшей группы детского сада, для учеников 1-2 класса, для учеников 3-4 класса — в нашей публикации.

Техника торцевания из бумаги для начинающих

Относительно новый вид бумагопастики – техника торцевания, картинки объёмной аппликации для начинающих представлены в нашей галерее. Она создаётся из скомканных листков или мелких элементов в виде косичек, жгутов, шариков, из которых формируется окончательная композиция.

Бумагопластика как искусство для детей и начинающих мастеров: схемы и пошаговые инструкцииФОТО: izhevsk.ruБумагопластика как искусство для детей и начинающих мастеров: схемы и пошаговые инструкцииФОТО: maam.ruБумагопластика как искусство для детей и начинающих мастеров: схемы и пошаговые инструкции
ФОТО: handmadebase.comБумагопластика как искусство для детей и начинающих мастеров: схемы и пошаговые инструкцииФОТО: yandex.com

Более подробно с техникой можно познакомиться на видео:

Статья по теме:

Бумагопластика как искусство для детей и начинающих мастеров: схемы и пошаговые инструкции

Квиллинговые поделки для начинающих: схемы, цветы пошагово, какие инструменты и бумага подходят для квиллинга, базовые элементы, пошаговые мастер-классы и схемы для начинающих, особенности изготовления квиллинг-поделки из нитей — в нашей публикации.

Бумагопластика: пошаговая инструкция по изготовлению бумажной объёмной куклы в технике папье-маше

Для нашего мастер-класса по изготовлению своими руками ангелочка в технике папье-маше нам понадобятся:

  • акриловые краски и кисти;
  • фольга;
  • бумажная паста;
  • ПВА;
  • пассатижи, мастерок, шило;
  • тонкая проволока;
  • зубочистки и клеевой пистолет.

Приступаем к работе.

Более подробно посмотреть все этапы работы можно на видео:

Бумагопластика: пошаговые схемы для мастеров в технике оригами

Самое главное в технике оригами – нельзя пользоваться ножницами. Поначалу кажется трудным понять хитросплетение пошаговых действий, но опытным мастерам достаточно только взглянуть на поделку, и они уже готовы сделать аналог за считанные минуты.

Бумагопластика как искусство для детей и начинающих мастеров: схемы и пошаговые инструкцииФОТО: i-a-dmitrieva.comБумагопластика как искусство для детей и начинающих мастеров: схемы и пошаговые инструкцииФОТО: myhouse777.ruБумагопластика как искусство для детей и начинающих мастеров: схемы и пошаговые инструкции
ФОТО: syl.ru

Киригами: бумажная архитектура

Техника киригами или бумажная архитектура ещё раз доказывает, что из бумаги можно создавать совершенно удивительные вещи. С её помощью удобно изображать как исторические объекты, так и объёмные экспонаты.

Бумагопластика как искусство для детей и начинающих мастеров: схемы и пошаговые инструкцииФОТО: yandex.kzБумагопластика как искусство для детей и начинающих мастеров: схемы и пошаговые инструкции
ФОТО: pinterest.ruБумагопластика как искусство для детей и начинающих мастеров: схемы и пошаговые инструкцииФОТО: yandex.kzБумагопластика как искусство для детей и начинающих мастеров: схемы и пошаговые инструкцииФОТО: pinterest.fr

Посмотреть наглядно все этапы работы можно на видео:

Мастер-класс по изготовлению методом бумагопластики открытки в технике квиллинг

Мастер-класс по изготовлению открытки в технике квиллинг из фиолетовых и розовых полос.

Более подробно с техникой квиллинг можно ознакомиться на видео:

Что можно сделать из бархатной бумаги

Бархатная бумага считается более сложной для творчества, к ней ещё нужно приспособиться. Чаще всего её используют как фон, а также из неё делают аппликации, закладки для книг или небольшие фигурки для декоративной композиции.

Бумагопластика как искусство для детей и начинающих мастеров: схемы и пошаговые инструкцииФОТО: shadelynx.ruБумагопластика как искусство для детей и начинающих мастеров: схемы и пошаговые инструкцииФОТО: kolobok-kolobok.ruБумагопластика как искусство для детей и начинающих мастеров: схемы и пошаговые инструкцииФОТО: kladraz.ru

Поделки из мокрой бумаги

Необыкновенно красивые поделки можно делать как из сухой, так и мокрой бумаги. Такую технику ещё называют мокрое оригами. Материал становится более эластичным и гибким. Работать с ним одно удовольствие.

Поближе познакомиться с мастер-классом можно на следующем видео:

Идеи техники бумажной пластики для детей дошкольного и школьного возраста

Дополнительная программа «Чудеса бумагопластики» развивает творческие способности каждого ребёнка, а также конструктивное мышление, память и художественный вкус. Поэтому она включена в программу обучения в детских садиках и школах. Воспитатели и учителя разрабатывают план-конспект по внеурочке, в том числе и для 4 класса, и пошагово знакомят ребятишек с основами и техниками бумагопластики.

Заключение

Как видите, бумагопластика – это прекрасный вариант для развития творческих способностей у каждого ребёнка. Начиная с простых аппликаций, в скором времени дети смогут своими руками создавать уникальные куклы-говорилки, а также поделки в технике киригами и квиллинг.

Поделитесь в комментариях, знакома ли вашим детям бумагопластика? Какую технику они уже освоили?

Напоследок предлагаем посмотреть простой мастер-класс по изготовлению объёмной композиции в технике оригами.

 

Предыдущая

Своими рукамиПоделки из пластиковых ложек: дельные советы мастерицам

Следующая

Своими руками6 потрясающих мастер-классов и выкроек для пошива игрушки зайца своими руками

Понравилась статья? Сохраните, чтобы не потерять!

ВОЗМОЖНО ВАМ ТАКЖЕ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:

Крутые объемные изделия из бумаги

Бумага — самое простое, что можно найти на столе дизайнера, причем, практически на каждом. На бумаге можно не только делать записи, но и использовать ее как материал для крутых проектов. Из нее можно делать практически что угодно — от объемных цветов до крутейших 3D портретов и макетов городов. В нашей подборке мы собрали самые удивительные варианты использования этого материала в дизайне — здесь есть даже платье!

 


annespapercreations.com


ashleyfreemandesign.com


dadashova.ru


creativesketchbook.co.uk 


thejealouscurator.com


ffffound.com


theinspirationgrid.com


instructables.com


textileartist.org


laughingsquid.com


sugarspicedesign.blogspot.com


craft.easyfreshideas.com


design-milk.com 


thejealouscurator.com  


etsy.com 


cmybacon.com


lifechilli.com


kingdomofstyle.net


duitang.com


ashandcrafts.com


behance.net


Подборка — Дежурка

Смотрите также:

  • Стекло в промдизайне 
  • Вдохновляющее уличное искусство 
  • Высокое искусство в рекламе

Простые поделки с детьми. Объёмная композиция из бумаги «Зима»

В этом мастер-классе мы хотим показать, как из бумаги изготовить объемную композицию на зимнюю тему. 

При этом на фотографиях показан только пример, а вы можете сами варьировать наполнение этой зимней поделки.  

Для создания такой объемной поделки мы приготовили:

  • бумагу голубого, белого, зеленого и оранжевого цвета;
  • ножницы;
  • черный маркер;
  • клей.  

Изготовление нашей зимней поделки мы начнем с создания основы, которая будет имитировать снег. Для этого берем белый лист бумаги и начинаем складывать его «гармошкой». Но оставляем при этом немного ровного листа.  

После этого полученную «гармошку» складываем пополам.  

Наносим клей и соединяем две части «гармошки» вместе. Так мы получили основу будущей объемной поделки. 

Теперь выполним боковые части нашей поделки. Для этого на край голубого листа (по его ширине) наносим клей. 

Затем соединяем вместе белую основу с голубым листом.  

Верхний край голубого листа подравниваем ножницами, выполняя полукруглые срезы по бокам.  

В нашей зимней композиции будут присутствовать домики и елочки. Начнем с изготовления домиков. Для этого из голубой бумаги вырезаем пару квадратов.  

Крыши для этих домиков и трубы к ним мы выполним из белой бумаги.  

Окошки делаем из небольших прямоугольников оранжевой бумаги.  

Дополнительно оформим окошки черным маркером.  

Размещаем домики в нашей поделке, фиксируя их клеем.  

Для елочек вырезаем 3 заготовки треугольной формы из зеленой бумаги. 

Рисуем ствол и ветки на них черным маркером.  

Самую большую елочку приклеиваем посередине поделки.  

Две другие елочки размещаем по краям.  

Дополнительно мы решили украсить нашу композицию месяцем и звездами, вырезанными из оранжевой бумаги. Наша объемная поделка «Зима» из бумаги готова.  

13. Бумагопластика. Макетирование. Упаковка. — База знаний

Цель сегодняшнего занятия: Изучить основы бумагопластики и создать объемный объект из бумаги.

Макетирование — процесс композиционного размещения соотносящихся друг с другом элементов. Конечный результат — макет. Самый последний, подписанный в производство макет — оригинал-макет.

Материалы для макетов

Материалы самые разные — все, что выгодно представит в объеме разрабатываемый продукт. Это могут быть как традиционные пластилин, бумага, пенопласт. Это могут быть стекло, металл или песок, главное, чтобы фактура материала работала максимально выразительно, а свойства материала позволили использовать его максимально выигрышно.

Бумагопластика — это искусство художественного моделирования из бумаги объемных композиций на плоскости и создания на основе моделей трехмерных бумажных скульптур.

Бумагопластика

Бумага широко используется художниками при создании различных изделий, макетов, упаковок. Однако не всякий знает пластические возможности этого распространенного материала. Занятия бумажной пластикой близки к скульптуре и могут быть очень полезны для начинающих художников, занимающихся в детских художественных школах. В отличие от традиционной лепки из глины или пластилина, где масса формы набирается по-степенно, изделия из бумаги пустотелые и представляют собой как бы «скорлупку» изображаемого объекта. Такой вид творчества нисколько не исключает широких возможностей в изучении формы предмета, а в некоторых случаях, наоборот, помогает осмыслить ту или иную пластическую основу.

Технология поделок из бумаги не сложна, но имеет ряд специфических особенностей. Создается изделие на основе конструкции. Она представляет собой систему ребер жесткости, получаемых в результате сгиба листа по прямой линии. Создавая сложные формы, не обойтись без сгибов криволинейного характера, которые выполняют только с помощью резака. Прорезав плотную чертежную бумагу на половину толщины, ее нетрудно согнуть. В зависимости от характера криволинейного надреза бумага, сгибаясь, порой дает неожиданные пластические формы. Объекты изображения в технике бумажной пластики — все, что лепится из пластилина: архитектура, цветы и фрукты, фигурки птиц, рыб, животных, зверей и человека.

Как выбрать бумагу

Нашей промышленностью выпускается большое разнообразие бумаги по толщине, фактуре, цвету, в зависимости от ее назначения. Имеются в продаже и специальные наборы для ручного труда школьников. Однако для конструирования рекомендуется бумага определенного качества — плотную рисовальную или чертежную, которая позволяет выполнять такие операции как сгибание, скручивание, прорезы, гофрирование и т. п. Работа с бумагой требует знания её текстурных особенностей.

Клей

Лучшим клеем в работе с бумагой является клей ПВА (полихлорвинилацетатная эмульсия), в настоящее время нашедший широкое применение в промышленности и быту. Но сейчас клей «Момент Кристалл» может стать хорошим соперником для ПВА по склеиванию бумаги. Он подходит для склеивания как твердых, так и мягких материалов в разных сочетаниях. Он может быть использован при склеивании ПВХ, дерева, резины, бумаги, пластика, картона, металла, поролона, стекла, оргстекла и керамики.

Цвет в бумажной пластике

Скульптуру можно делать и из цветной бумаги, но здесь также необходимо придерживаться некоторых рекомендаций. Не следует, например, раскрашивать готовые изделия, так как влажность акварельных и гуашевых красок непременно вызовет деформацию изделия. Нежелательно прибегать к использованию в композиции большого количества цвета. Для передачи цветовой характеристики предмета достаточно три-четыре наименования. Реже следует прибегать к использованию готовой цветной бумаги, так как она, как правило, тонкая, да и по качеству цвета не всегда подходящая. Использовать такую бумагу можно лишь аппликационно, то есть наклеивать её на ровную или слегка изогнутую поверхность.

Упражнение №1.

Создать объемную фигуру из бумаги с помощью преподавателя.

 

Ход работы:

  1. Поиск идеи через просмотр аналогов и эскизирование;
  2. Определение размеров;
  3. Подготовка материалов;
  4. Сборка.

ОБЪЕМНАЯ КОМПОЗИЦИЯ. Основы композиции. Учебное пособие

ОБЪЕМНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Г. Мур. Король и королева. 1952-1953

К объемной композиции можно отнести произведения искусства, имеющие три измерения (длину, ширину и высоту), то есть параметры, характеризующие объем вообще и решающие художественные задачи. Это скульптура, мелкая пластика, малые архитектурные формы, произведения декоративно-прикладного характера, различные утилитарные объемы, будь то посуда, мебель, средства транспорта, одежда – в общем, все то, что включает в себя дизайн. Даже в этом простом перечислении чувствуется, какое широкое применение может иметь объемная композиция в нашей жизни для создания функциональных предметов, обеспечивающих жизнедеятельность человека. Поэтому можно предположить, что именно объем впервые привлек внимание человека как объект украшения. Поиски удобной формы сочетались с поисками методов придания ей выразительности и красоты. Работая над объемной формой, художник не забывал также о цвете и фактуре как активных изобразительных средствах, помогающих создать тот или иной художественный образ. Дошедшие до нас шедевры объемной композиции и через сотни лет поражают сочетанием функциональной продуманности предметов быта и художественной завершенностью формы, выразительностью цвета, фактуры.

На протяжении веков существования объемной композиции менялись художественные и пластические принципы, отдавалось предпочтение тем или иным стилям, велись поиски новых материалов и способов их изготовления, но законы гармонии и красоты оставались неизменными. Средства гармонии, с помощью которых художники добивались наилучших результатов, и поныне остались теми же.

Объемную композицию можно подразделить на два типа: симметричная и асимметричная. Наиболее распространенная – симметричная объемная композиция, имеющая вертикальную ось. Все четыре или более стороны относительно ее одинаковы. Такой симметричный объем в основном организует вокруг себя и одинаковое пространство, так как он ориентирован на одинаковое восприятие со всех сторон. Характерным примером таких композиций можно назвать дорожные ориентиры, верстовые или знаковые столбы, городские фонари прошлых веков, образцы садово-парковой архитектуры (например, ротонды) и т. д. Но и более мелкие предметы можно отнести к категории симметричных объемных композиций. Скажем, горшок, выполненный на гончарном круге. Его форма, с заложенной самой технологией изготовления вертикальной осью, дает нам возможность одинакового пластического прочтения ее с любых сторон. Но силуэт такой композиции может иметь бесчисленное количество вариантов решения форм в зависимости от поставленных задач. Симметричность объемной композиции придает ей уравновешенность, что бывает очень важно для создания утилитарных предметов, а также статичность, посредством которой можно организовать акцент объема в «движущемся» пространстве.

Асимметричная объемная композиция имеет широкие возможности для решения неповторимых пластических задач и сложного движения масс. Если мы обратим внимание на скульптуру, а тем более на изображение человеческой фигуры, то увидим, что авторы по-разному решали форму объема. Учитывая различные точки зрения, они предлагали на суд зрителей то обобщенно решенную форму спины, то сложные по силуэту боковые точки восприятия со множеством прорывов в форме, то фас, где изобилует огромное количество деталей, поданных неодинаково проработанным барельефом. Так, посредством асимметричной объемной композиции можно понять художественный образ, созданный автором, проследить выраженную им пластическую тему только двигаясь вокруг нее. Асимметрия позволяет более емко выразить образ, передав всю его многогранность и многоликость. Именно асимметричную объемную композицию легче подчинить или развить, вставить в соответствующее пространство. Или пространство подчинить ей.

Окружающее пространство активно влияет на восприятие объемной композиции. Оно выражается в субъективной и часто временной оценке произведения. Рассмотрим простой пример: мраморная парковая скульптура. Сменяемость цветового колорита и фактуры, связанная со сменой времен года, создает большое различие в восприятии достоинств объемной композиции. То мы видим вокруг нее голые заснеженные стволы, то они становятся мокрыми, почти черными. То зелень листвы окружает ее, то золото осени. То вдруг появляются солнечные блики с рефлексами от яркого

освещения и тень. Кто-то увидит эту скульптуру словно высеченной из серого мрамора на фоне снега, кто-то – абсолютно белой на фоне яркой зелени. Даже форма объема может ощущаться по-разному – в силу созданного образа и влияния окружающего пространства. Поэтому решая определенные композиционные задачи, необходимо учитывать взаимодействие объема со средой, ее пластикой, колоритом, фактурой, освещением и т. д.

Ч. Макинтош. Стул. 1900

Существует еще один аспект, который играет немаловажную роль в определении достоинств объемной композиции. Это проблема вписывания объема в окружающее пространство. Объем имеет вес, значимость, идею. Он более реален и ощутим, неясели фронтальная композиция. Его можно поставить, подвесить или положить. Поэтому, скажем, конфликт объема и плоскости должен быть четко продуман автором для того, чтобы найти оптимальное решение. Если живописное произведение вычленяется из окружающей среды в основном посредством рамы, тем самым ограничивая воздействие этой среды, то объемная композиция волей-неволей требует к себе другого отношения, другого подхода, который заключается в сосуществовании с окружающим миром. Роль рамы для произведения, выполненного в объеме, часто играет постамент. Он служит тем ограждением, которое помогает вычленить самостоятельную объемную композицию, скомпонованную по своим принципам, из окружающего пространства.

Разберем несколько возможных вариантов. Плоскость породила объем. Он как бы вышел из нее, и в объеме должна пропитаться эта идея, идея «земли». Или объем словно опустился на плоскость извне, он рожден не ею, а привнесен. В данном случае пластическая тема объема главенствует. Она может как бы перетечь на плоскость, тем самым подчинив ее себе. Но количество необходимой плоскости, способной удержать объем, его пластическую тему, нужно каждый раз искать заново, в зависимости от решения. Постамент в объемной композиции может выполнять различную роль: продолжать решение объема, придавая ему еще большую значимость (памятник Юрию Долгорукому в Москве), служить «мостом» между объемом и плоскостью, выражать идею «земли», развивая ее и подводя к объему. Бывают и другие варианты, например: объем на воде, объем в воздушном пространстве. Разрешения этих композиционных конфликтов можно добиться, работая над формой, ее пластическим решением, над цветовыми характеристиками, фактурами, освещением.

А. Экстер. Эскиз костюма к спектаклю «Дама-призрак». 1924

Работа с цветом в объемной композиции значительно отличается от работы на плоскости. Здесь очень ваясно учитывать не только физическое и психологическое воздействие цвета на зрителя, но и работу цвета на объеме. Мы уже знаем, что цвета бывают выступающими и отступающими, тяжелыми и легкими – все это необходимо учитывать в работе над объемной композицией. Иначе может произойти следующее: пластически вы создали выпуклость на объеме, но за счет окраски в черный или холодный цвет по отношению к очень светлому или теплому объему вы зрительно «вдавили» выступающую часть, а не выявили. Или наоборот: образовалось углубление или даже отверстие, так как вы обработали его светлым или активным цветом вроде желтого или оранжевого. По отношению к темному и холодному решению объема такой акцент, если он вам и нуясен, обесценит богатую по пластике форму Стало быть, применяя такое средство выражения художественного образа, как цвет, необходимо учитывать его свойства и сохранять цельность восприятия пластического решения.

Во многих произведениях объемной композиции применение цвета незначительно или вообще отсутствует. Здесь главенствует фактура как средство выражения художественного образа. Сам способ существования формы и изготовления объема обусловливает фактуру. Материал, будь то дерево, металл, камень, керамика или что-либо другое, должен налоясить свой отпечаток на трактовку формы, соответствуя собственной пластике, выявляя способ изготовления. Такой материал, как дерево, сразу дающий теплый, интимный образ, подбирают по структуре, стараются выявить текстуру древесины, подвергая ее всевозможной обработке. Тут и крупная выборка долотом, и округлые борозды от стамесок, и более мелкие от резцов, а такясе различная полировка, тонирование, вощение. Все это необходимо для выявления фактуры материала. Вспомним скульптуры С. Коненкова. Сравните образы, выполненные им в мраморе, металле и дереве. Какая огромная разница! Как каждая фактура и способ обработки материала помогали мастеру раскрыть тот или иной образ! Обратите внимание, что наиболее значительные произведения искусства, шедевры всегда отличает соответствие фактуры и цветового решения пластике формы. Одновременное применение фактуры и цвета требует тщательной продуманности первостепенной роли того или иного средства. Предпочтение должно быть отдано тому из них, которое полнее выражает художественный образ произведения, а также может наиболее интересно выявить пластическое решение. При сочетании нескольких фактур нуясно поступить так же, то есть отдать предпочтение наиболее выразительной. Но обилие применения различных материалов, тем более в равных количествах и одинаковых качествах, несет за собою потерю выразительности, неожиданности, интриги, контраста, что так важно в любом произведении искусства. Необходимо почувствовать красоту фактур, стараться увидеть их не только в музеях, непосредственно общаясь с шедеврами искусства, но и в окруясающем мире. Это зеркало воды, зелень листвы и травы. Это серебристая древесина сруба и пористость камня. Это полированный металл и блеск стекла…

Самовар «Ренессанс». Конец XIX – начало XX в.

Воспитать в себе чувство такта в работе с материалом можно двумя способами. Первый основан на изучении произведений искусства, а второй – на непосредственном выполнении объемных композиций в материале. Только выполнение их в натуральную величину может дать ответ на вопрос – состоялось ваше произведение или нет. Масштабное макетирование, то есть создание композиций в уменьшенном виде, не позволяет полностью проверить правильность применения фактур и цвета, хотя в работе над формой это незаменимый способ творческого мышления.

Теперь можно перейти к самому главному средству выражения – форме. Именно форма в объемной композиции определяет все. В отличие от пятна воздействие объемной формы гораздо сильнее и ощутимее, так как в данном случае подключается еще и ее масса. Все те психофизические, эмоциональные воздействия, которые рассматривались выше, когда речь шла о пятне, остаются в силе, однако они умножаются на массу. Так, квадрат менее значим, чем куб. Треугольник в положении вершиной вниз неустойчив, но его неустойчивость ощущается гораздо меньше по сравнению с пирамидой в таком же положении. А если объем пирамиды будет во много раз превышать размеры человека, то ощущение неустойчивости выразится настолько ярко, что начнет превышать возможный уровень спокойного восприятия этой формы. Создается ситуация ярко выраженного дискомфорта.

Кабинет во дворце Меншикова. XVII в.

Поэтому очень важно правильно найти размер объемной композиции, соотношение к человеку, пространству, то есть масштабность произведения. Соразмерности молено добиться путем пропорционирования, расчленения большого объема, сохраняя цельность восприятия формы, введением мелких деталей, снижающих противостояние человека и объема. И наоборот, обобщением, укрупнением пластической темы очень мелкого объема можно приблизить его восприятие к наиболее удобным для современного человека размерам. Дело в том, что отношение к размерам, создающим наибольший комфорт для человека, по всей видимости, меняется. Если огромные объемные композиции, относящиеся к определенным стилям, эпохам или идеям, подавляли человека своей массой, низводя его до уровня муравья, то в настоящий момент приоритет завоевывает человек. Появляется демократизм в размерах архитектурных сооружений, мебели, одежды, домашней утвари и т. д. Проблема масштаба – одна из центральных в создании объемной композиции. Но на восприятие формы объема большое влияние оказывает не только масштаб, но и соотношение этих размеров, а также деталей и целого объема, то есть пропорции. Кроме того, очень важно соотношение объема и того пространства, в котором он находится, иначе говоря, система пропорций.

В объемной композиции, как и в любой другой, действуют те же законы и закономерности, используются те же средства для создания гармоничной композиции. Так, закон равновесия, необходимое условие существования любой композиции, имеет особое значение. Это связано с тем, что в объемной композиции нагляднее, весомее, ощутимее выражается неуравновешенность всего объема или отдельных его частей. В связи с необходимостью кругового обзора объемной формы нужно добиваться ее равновесия со всех сторон. Для этого существуют различные приемы. Например, чтобы утяжелить какую-то часть объема, можно укрупнить ее по форме, изменить степень проработки, активно развить движение в утяжеляемую часть, применить более грубую фактуру (матовую, шершавую) и степень ее обработки, задействовать более тяжелый по ощущению материал, более темный цвет. Попробуйте использовать направленное освещение, чтобы в этой части образовались глубокие тени, или облегчить противоположную часть объема. При создании уравновешенной объемной композиции обязательным условием является композиционное единство. Оно выражается единством пластической темы, формы, цвета, фактуры, цельности художественного образа и т. д. Другие необходимые условия – соподчинение частей и целого (художественный образ диктует пластическую тему, та в свою очередь форму, а форма – цвет и фактуру), соответствие приемов и средств главной задаче – созданию художественного образа произведения. Для решения этой задачи художником выбираются соответствующие средства: контраст или нюанс, ритмичный строй для организации мощного движения или же просто форма и фактура.

Творческая работа ведется в двух направлениях. Первое заключается в выполнении модели или макета. Если позволяет размер, лучше выполнить макет в натуральную величину, если нет, применяют масштаб как проектное средство. Он должен быть удобен для работы и помогать выражению художественной идеи. Существуют следующие масштабы: 1:1, 1:2, 1:2,5, 1:4, 1:5, 1:10, 1:15, 1:20, 1:25, 1:40, 1:50 и т. д. Материалы для изготовления макета применяются самые разные: глина, пластилин, воск, формопласт, пенопласт, бумага, картон, оргстекло и др.

Второе направление работы – рисование. Здесь могут использоваться любые графические техники, позволяющие выявить характерные особенности формы, ее пластический замысел, раскрыть художественный образ. Зарисовки лучше делать с разных углов зрения. Таким образом, ведется поиск масштаба объема, его пропорций, продумывается способ изготовления, материал. Если объем нужно вкомпоновать в определенное пространство, то, рисуя его, проверьте возможность вашего предложения по решению объемной композиции в данной ситуации.

Для выполнения практических заданий вам потребуются бумага, картон, клей ПВА, скульптурный пластилин или глина, пенопласт, различные нитки и шнуры, цветная бумага, металлическая фольга и другая фактура. А также различные инструменты и приспособления: хороший режущий инструмент типа ножа, ножницы, пинцет для работы с мелкими деталями, зажим, применяемый в фотоделе или бельевые прищепки для удерживания склеиваемых поверхностей, шприц с клеем ПВА, металлические линейки, всевозможные спицы, проволочки, стеки и т. д.

Занимаясь изготовлением небольших макетов (15 х 20 см), вы должны проявить изобретательность, творчески отнестись к исполнительской части работы, тщательно проработать детали, Работа ведется в два этапа. Первый состоит в поисках пластического решения и самой композиционной идеи. Они ведутся в так называемом рабочем макете, который представляет особый ряд объемных эскизов – в пластилине или бумаге, кому как удобнее. Следующий этап представляет собой чистовой макет, где уже воплощено решение, подобраны материалы для наиболее полного раскрытия пластической и образной темы.

Выполняя эти упражнения, не забывайте о решении таких постоянных творческих задач, как уравновешивание и соподчинение частей и целого произведения, соблюдение композиционного единства, применение различных приемов и средств для выражения одной художественной задачи. Каждый раз, создавая объемную композицию, продумайте, где и как она будет находиться (стоять, лежать или висеть). Исходя из этого, вы решите, плоскость какой конфигурации, пластики и размера вам понадобится.

А теперь возьмите в руки кусок пластилина, сомните его. Для того чтобы рассмотреть, что получилось, вы повернете его несколько раз в руках. Точно так же, выполняя эти упражнения, вы должны поворачивать композиции, как бы обходя вокруг.

Упражнение 1

Склейте два кубика размером 10 х 10 х 10 см. Положите каждый из них на лист бумаги необходимого размера. Попробуйте мысленно убрать освещение. Пропадут тени и эффект объемной формы. Подумайте, какие изобразительные средства можно применить для выявления объема? Реализуйте свои мысли в макете.

1, 2. Упражнение 1

3. Упражнение 3

4. Упражнение 2

Второй кубик используйте для выполнения противоположного задания. Попробуйте чисто зрительно уничтожить ощущение объемной формы, используя для этого всевозможные изобразительные средства.

В результате выполнения этих действий вы должны получить прямо противоположные подходы к решению задачи.

Упражнение 2

Создайте объемную композицию, в которой бы явно выразилась пластическая тема тяжести. Композиция должна быть статичной. Затем попробуйте создать две композиции, в одной из которых доминировала бы пластическая тема горизонтали, в другой – вертикали. Эти композиции – на динамику. Их темы могут быть, например, такими: «Поющие вертикали» или «Стремящиеся горизонтали». Композиции должно отличать образное раскрытие темы. Для их выполнения возможно использование любых изобразительных средств и материалов.

Упражнение 3

Целью этого упражнения является разрешение конфликта между объемной формой и плоскостью «земли»:

а) объемная композиция представляет собой простую по пластике форму;

б) объемная композиция представляет собой сложную по пластике форму.

Предложенные варианты требуют разных творческих решений.

Упражнение 4

Создайте объемную композицию на модульной основе, интересную по пластике и силуэту. Найдите масштабное отношение к человеку. Для этого введите в макет фигурку человека. Выполните макет в один цвет (в бумаге или картоне). Затем введением цвета или фактуры (техника аппликации) выявите пластические особенности данной композиции, обогатив ее. Следующий этап работы заключается в том, чтобы дать второе предложение цветом или фактурой, которое совершенно по-новому дает прочтение данного объема, расставив другие пластические акценты в композиции.

5. Упражнение 4

6. Упражнение 2

7. упражнение 3

8. упражнение 3

Упражнение 5

Создайте объемную композицию, оригинальную по пластике, используя основным средством гармонии контраст. Контраст может выражаться любым изобразительным средством.

Упражнение 6

Создайте объемную композицию, в которой бы четко прочитывались решения ритмических задач.

При выполнении этих заданий у вас должен пройти творчески, активно процесс повторения средств гармонизации и закономерностей композиции в объеме. Целью упражнений является развитие творческого воображения, фантазии и оригинальности мышления, чувства пластики и изобретательности.

9. упражнение 2

10, 11. упражнение 4

12. упражнение 2

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Мастер-класс, Бумагопластика | Страна Мастеров

Сладкая корзинка с вкусными конфетками

Мастер-класс, Свит-дизайн

6270
Мои бутончики роз МК

Мастер-класс, Свит-дизайн

4272
Торт с сюрпризом!

Мастер-класс, Поделка, изделие

2874
Денежное дерево

Бонсай, топиарий, ёлка, Мастер-класс

2813
МК по «сокровищницам»

Мастер-класс, Скрапбукинг

2717
Тюльпаны из гофрированной бумаги

Книга, Мастер-класс

2623
МК. Готовимся к празднику

Мастер-класс, Поделка, изделие

2431
Цветы… как я их делаю…

Мастер-класс, Свит-дизайн

2389
Цветы.

Мастер-класс

2361
МК розочек и букет из кофет

Мастер-класс, Свит-дизайн

2307
Ветвь из цветов. Мастер класс по…

Мастер-класс, Флористика искусственная

2120
МК Крокусы в ручном букете

Мастер-класс, Свит-дизайн

2078
Мк. Роза из ксероксной бумаги

Мастер-класс

2044
Белый павлин + mini МК

Картина, панно, рисунок, Мастер-класс

2018
Ажурные елочки

Мастер-класс

1856
МК ирисы — часть1

Мастер-класс, Свит-дизайн

1793
Будем делать розочки?))))

Мастер-класс, Скрапбукинг

1684
Открытка «Деловому человеку»

Мастер-класс, Открытка

1650
Голубь из бумаги

Мастер-класс, Поделка, изделие

1600
Цветы из кругов

Мастер-класс

1583
Мастер класс – цветочки из бумаги

Мастер-класс, Поделка, изделие

1581
Танцевала в подворотне осень вальс-…

Мастер-класс, Поделка, изделие

1565
Винтажные корзиночки ко Христову дню.

Мастер-класс, Поделка, изделие

1490
МК игольчатой астры

Мастер-класс, Флористика искусственная

1490

Взгляд изнутри или разберемся в технике бумагопластика

Что сподвигло меня сделать эту запись? Желание самой окончательно разобраться, что такое бумагопластика, потому что в свое время в институте эта техника нам была представлена в определенном виде. Но когда это было… все течет, меняется, появляются новые направления.

Работа с бумагой многогранна и ведется в различных техниках. Помогая любимому сайту в качестве пчелки, каждый день проверяя работы, часто сталкиваешься с тем, что техники проставлены неправильно. А ведь это важно — точно проставить категорию «техника», чтобы пользователи могли нажатием нескольких кнопочек, попасть в тот раздел, который им нужен, и увидеть там работы именно в нужной им технике.
Бумагопластика… само название техники говорит о том, что работа в ней основывается на одном из свойств бумаги — способности «запоминать форму» или пластичности. Но как и у любой техники, у любого термина, бумагопластика имеет свое толкование.
Итак, что же такое бумагопластика? Это искусство художественного моделирования из бумаги объемных композиций на плоскости и создания на основе моделей трехмерных бумажных скульптур. Другими словами, бумагопластка — это искусство художественного моделирования из бумаги.

Ярким классическим примером бумагопластики, исходя из всего вышесказанного, является вот эта работа ekastar-134.

В основе любой техники лежат свои, специфические конструктивные приемы. В бумагопластике это: биговка, фальцовка, высечка и вырубка, склейка.
Биговка (нем. biegen — огибать) — операция нанесения прямолинейной или криволинейной бороздки на лист бумаги. Необходима для последующего складывания бумаги по этой линии линии.
Фальцовка — это процесс складывания. Биговка и фальцовка — приемы трехмерного моделирования, формирующих конструктивный элемент — ребро жесткости.
Вырубка — это процесс вырезания определенной формы изделия или заготовки. А так же это выполнение прорезей в заготовке, изделии.
Высечка, применительно к бумагопластике, не что иное, как разрез.
Приемы высечки и вырубки (прорезей и разрезов) предлагают мощные средства визуальной организации бумажной формы, придания формы.
Склейка — способ монтажного соединения бумажных плоскостей. Существуют и некоторые другие способы конструирования и получения объемных художественных композиций: тиснение при помощи булек, выгибание, растягивание, скручивание.

P.S. (Внизу записи показаны фото основных конструктивных приемов. Поскольку это фото не жителей Страны, размещаю их внизу, без логотипа СМ)

Здесь на фото моей работы видно вырубку — вырезание заготовки листа в виде дуги, полуовала, лепестка. Так же четко видно биговку (на лепестках цветов и листьев) и фальцовку (лист гармошкой, дугообразный лепесток).

Здесь видно вырезание-вырубку чешуек.
Высечка применена на глазках. Чтобы получить такую форму, на круге делается «вытачка» — высечка (фото внизу записи пояснит точнее).

Еще один пример классической бумагопластики (моя работа).

Итак, с основными приемами мы разобрались. И усвоили, что бумажные скульптуры всегда выполняются в технике бумагопластики.
Работа еще одной жительницы нашей страны Лёли Михаиловой.

Работа Оладушки
Выполнена в технике бумагопластики, хотя здесь не использованы биговка, фальцовка. Но сделана бумажная скульптура, использовано свойство бумаги — пластичность, умение держать форму. В итоге — бумажное художественное моделирование.

Еще одна работа kamile
Это не скульптура, но есть использование основных конструктивных приемов: биговки, фальцовки, прорезей и склейки. Значит работа выполнена в технике бумагопластика.

Работа Тимошенко Людмилы Константиновны в технике бумагопластики, хотя, опять таки, не использованы основные приемы. Но мы же помним, что есть еще и дополнительные приемы. В данном случае идет речь о сворачивании, придании объемной формы.

Работа сына в колледже — использование ребер жесткости, сворачивания для придания объема.

А это моя работа. В какой технике она выполнена? Здесь не использован ни один из основных приемов бумагопаластики. Тем не менее, это бумагопластика. Детали вырезаны, «вырублены» в определенной форме. Объем придается путем выгибания заготовок и приклеивания их на ребро

И здесь, в основном, нет ребер жесткости, но это бумагопластика. Хотя можно отнести и к моделированию, если подходить с точки зрения основных приемов работы. Чем не модели насекомых и животных… Значит, при выборе техники можно выбрать две: моделирование и бумагопластика.

Работы сына по дисциплине Бумагопластика

Что это? Аппликация? Да. Бумагопластика? Тоже — да! Потому что происходит ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, придается объем тиснением и многослойностью. И опять таки — пластичность бумаги делает возможным создание подобных работ.
Работа azil.

Очень интересная работа Беловой Светланы
Формообразование в данной работе происходит за счет тиснения, проглаживания. Объем получается путем наращивания слоев. Сегодня работы такого плана относят к бумагопластике. Одной из особенностей является выполнение среза под углом 45 градусов.

Здесь, я думаю, уже все понятно. Несмотря на то, что данную работу Александры — Aliska можно было бы отнести к аппликации, т.к. все детали приклеены на плоскость листа, это — одно из современных направлений бумагопластики, пришедшее к нам из Кореи.

На сегодняшний день такие техники как квиллинг, оригами считаются направлениями бумагопластики, и это правильно. Оригами — использование ребер жесткости. Ведь за счет сгибания и складок и держится форма. Квиллинг — потому что используется пластичность материала. Мало скрутить деталь. Потом заготовки еще и выгибаются, выворачиваются, выкручиваются. Да и опять же — объем.
Поэтому, выбирая технику для квиллинга и оригами, достаточно указать только квиллинг и оригами, не добавляя бумагопластику. Хотя это и не будет ошибкой.

А как быть с цветами?

Все не так просто, в тоже время….

Делаем мы цветок из отдельных лепестков, создаем модель цветка. Моделирование? Да. Но при этом каждый лепесток выгибаем, придаем форму ножницами, бульками, смачиваем и скручиваем. И формообразование происходит за счет пластичности бумаги? Значит и это бумагопластика.
Работа Maggi

Глядя на эту работу, многие скажут: «Макет, модель». И это правильно. НО! А как же ребра жесткости, биговка, фальцовка? Все правильно, это бумагопластика. Не будет ошибкой, если в таких работах укажут две техники: моделирование и бумагопластику.
Лично у меня сразу возник вопрос:»А как же коробки, их тоже относят к этой технике?». Давайте порассуждаем…При изготовлении коробки, шоколадницы (это же тоже своего рода коробочка) используем такие конструктивные приемы, как фальцовка, биговка, а кое -где и высечка. Логично было бы предположить,что коробки выполняются в технике бумагопластика. Но, построение развертки любой коробки,упаковки (даже художественной, в форме коляски, сумочки,чемоданчика ит.п.) требует точной РАЗМЕТКИ, расчетов. И здесь уже можно говорить о другом методе формообразования, основанном на точном расчете-КОНСТРУИРОВАНИИ. Таким образом, прихожу к выводу, что коробочки и упаковки-относятся к объединенной технике «Моделирование,конструирование».
Работа dto-74

Часто свит-дизайновские работы выполняют в форме кораблей, машин, колясок. Какие техники правильно указать? Если основа сделана (сконструирована) из картона, то, казалось бы, нужно указать тоже бумагопластику. Но вернемся выше, к коробкам…Развертку (выкройку) любой машины, корабля и т.п. техники нужно правильно рассчитать и разметить. Поэтому такие работы относятся к моделированию,конструированию.
Работа Мотюль.

Тогда получается, что и такие работы относятся к моделированию. Только в них нужно указать и вторую технику: бумагопластику. Высечки,вырубки и остальные приемы работы здесь налицо, плюс ко всему прочему происходит художественное моделирование образа, составляется художественная композиция.
Работа kamile

Опять модель! И вместе с тем — опять она, родная и любимая — бумагопластика.
Работа Голубки.

Цветы в свит дизайне — камень преткновения не только для меня, но и для многих жителей нашей Страны. Поэтому многие не ставят технику в таких работах. Хорошо, давайте разбираться вместе. При формообразовании цветка в свит-дизайне используется одно из основных свойств бумаги — пластичность. Возвращаемся к определению — «художественное моделирование из бумаги»… . Да, мы именно моделируем цветок, но не используем при этом ни один конструктивный прием бумагопластики — нет биговки, фальцовки, мы не делаем вырубок и высечек, не пользуемся бульками и не выполняем тиснение, не выгибаем. Мы МОДЕЛИРУЕМ цветок, растягивая гофрированную бумагу. Собираем цветок из лепестков как «конструктор»….Поэтому для цветов, изготавливаемых в свит дизайне, пожалуй больше подходит другая техника — моделирование.
Работа россинк@.

Отдельно хочется остановится на открытках. В них зачастую наши пользователи указывают бумагопластику. Если это работа такого плана как на этом фото https://stranamasterov.ru/node/611535 — да, конечно же, бумагопластика. Основным элементом в работе являются роскошные цветы, книжка. А они здесь выполнены именно в этой технике. Если указать еще и объёмную аппликацию — тоже не будет ошибкой.
Работа Екатерины Сережиной.

Остановимся на открытках такого плана. Есть ли здесь бумагопластика и нужно ли указывать ее в техниках? С одной стороны, я уже сказала — квиллинг относится к бумагопластике, но у него есть свой собственный раздел. Цветы и листья вырублены (с помощью дыроколов), но отнести их к бумагопластике мы можем лишь с натяжкой, свойство бумаги — пластичность при изготовлении этих цветов не используется…
Все приклеено — аппликация. Аппликация из объемных элементов, кружев. Значит указываем технику аппликация. Кто-то скажет, что открытка сгибается… есть ребро жесткости… Да, но при этом форма никакая не создается. Художественное МОДЕЛИРОВАНИЕ из бумаги отсутствует.
Поэтому в этой работе выбраны ОСНОВНЫЕ техники: квиллинг и аппликация.
Работа Olga V

Еще одна работа — указана техника аппликация и бумагопластика. Но второй техники как раз-таки и нет в данной работе. Цветок — готовый, покупной. Вырубки ножами и дыроколами не могут относится к бумагопластике. В данном случае техника, использованная в работе — аппликация.
Работа NatiS.

Тут, как мы видим, тоже нет художественного моделирования, по ошибке была указана бумагопластика. Лучше всего здесь выбрать аппликацию.
Работа Mandarinka_89.

А вот такие цветы- к какой технике их отнести? Здесь заготовки вырублены дыроколом. Нет ни одного приема бумагопластики, кроме тиснения булькой.Но На мой взгляд этого недостаточно. И хотя мы наблюдаем художественное моделирование цветка, бумагопластики здесь нет
Работа dreamcatcher.

Часто в таких работах тоже указывают бумагопластику. Но ее нет! Форма сделана из памперсов. И полученные заготовки обернуты бумагой. Моделирования, тем более художественного, нет. Поэтому данную работу отнести к бумагопластике нельзя. Мы просто смоделировали, сконструировали торт — значит, поставим смело эту технику -«Моделирование, конструирование».
Работа SVeta Var.

В этой работе самостоятельно сделаны только свитки. Опять же — ну, нет в работе художественного моделирования. А значит, и техника выбрана неправильно. В таких работах, когда невозможно подобрать технику, лучше указать — не определено —
Работа ЛизыК..

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о