Схема к слову петух 1 класс: петух — фонетический (звуко-буквенный) разбор слова – Фонетический разбор слова петух — транскрипция, слоги, звуки
Схемы слов 1 класс в картинках цвета
Картинки схем для составления слов для учеников 1 класса можно бесплатно скачать и распечатать из этой статьи. Схемы слов в картинках помогут дошкольникам и ученикам начальных классов лучше различать гласные и согласные звуки.
Составь схемы слов.
Схема слова каша.
Мягкий согласный обозначается зеленым цветом, синим — твердый согласный, а гласные — красным.
Картинки для составления схем слов в 1 класс.
В подготовительную группу.
Для самостоятельного заполнения.
Для дошкольника.
Схема с подписями.
Соедини слова с подходящими к ним схемами. Обрати внимание на ударение.
Выбери схему к слову ветка.
Гласные и согласные звуки в словах.
Игра «Найди ошибки».
Для 1 класса.
Соотнесите схемы и слова.
Статья «Учимся составлять звуковую схему слова в 1 классе»
Учимся составлять звуковую схему слова
Уважаемые родители, для ребят, которые идут в 1 класс, будут очень полезны занятия по составлению звуковой схемы слова.
Давайте попробуем разобраться, как правильно составить звуковую схему слова или звуковую модель слова. Данный вид работы мы также можем назвать звуко-буквенным разбором слова или фонетическим разбором.
Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слог.
Звуки, которые произносит человек, мы называем звуками речи. Звуки речи образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. Речевой аппарат – это гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, язык, губы, зубы, нёбо.
Гласные звуки состоят только из голоса, выдыхаемый воздух проходит через рот свободно, не встречая преграду. Гласные звуки можно долго тянуть, петь.
В русском языке гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. Гласные звуки бывают ударными и безударными.
Гласные звуки мы будем обозначать красным цветом ( условные обозначения для звуков я взяла из программы “Школа России”).
Предлагаем большой выбор школьных рюкзаков для девочек и мальчиков. В нашем магазине вы можете купить школьный рюкзакдля первоклассников и для подростков, а также школьные сумки и мешки для обуви.
Когда мы произносим согласные звуки, воздух встречает преграду (губы, зубы, язык). Одни согласные состоят только из шума – это глухие согласные. Другие – из голоса и шума. Это звонкие согласные.
Согласные также делятся на твёрдые и мягкие.
Твёрдые согласные обозначают синим цветом, мягкие – зелёным.
По программе “Школа России” слияние гласного звука с согласным мы обозначаем прямоугольником, разделённым наискосок прямой линией, где снизу закрашиваем согласный, а сверху гласный.
Сделайте из цветного картона или бумаги карточки, чтобы составлять слова. Также понадобятся карточки со знаком ударения и разделительной чертой.
Можно рисовать схемы в тетради в крупную клеточку. Ещё лучше совмещать оба вида работы.
Итак, вы сделали карточки и готовы к занятию.
Подумайте, как заинтересовать ребёнка.
Может вы научите составлять слова куклу Машу или любимого зайку?
Или будете отгадывать загадки и составлять схему слова-отгадки?
А может быть слово (карточка или картинка) спрятаны и вы поиграете в игру “холодно-горячо”?
Очень хорошо, если вы придумали что-то интересное и появился стимул к работе.
Фрагмент занятия.
Сидит дед в сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает.
Давай, составим схему слова лук.
1. Делим слово на слоги.
Произносим с хлопком в ладоши – лук. В этом слове 1 слог.
2. Из каких звуков состоит слог?
Произносим протяжно л-у-к.
Первый звук – [л]. Это твёрдый согласный звук. Второй звук – [у]. Это гласный звук. Звуки [л], [у] сливаются вместе, получается слияние [лу]. Выбираем нужную карточку – слияние твёрдого согласного с гласным звуком.
Третий звук [к] – твёрдый согласный. Выбираем карточку для твёрдого согласного.
3. Обозначим звуки буквами. Звук [л] обозначаем буквой “эль”. Звук [у] – буквой “у”. Звук [к] – буквой “ка”.
Ударение в односложных словах не ставим. В слове один гласный звук, значит он ударный.
По программе “Школа России” нет обозначений звонкого и глухого согласного. Поэтому можно проявить фантазию и придумать свои обозначения для звонкого и глухого согласного. Например, в игре “Узнай звук” для обозначения звонкого согласного я выбрала колокольчик, а для глухого согласного – смайлик в наушниках. Картинки можно распечатать и использовать в схеме.
Потренироваться давать характеристику звуку можно в игре.
Игра “Узнай звук”
Дать характеристику звуку вам поможет лента букв.
На ленте очень хорошо видно какие звуки обозначают буквы.
Например, буква “эн” обозначает два звука – твёрдый [н] и мягкий [н’]. Поэтому прямоугольник двух цветов – синего и зелёного. Эти звуки звонкие, поэтому сверху – колокольчик.
Все звуки в верхнем ряду звонкие, а в нижнем – глухие.
Буква “жэ” обозначает один звук – твёрдый звук [ж]. Поэтому прямоугольник полностью синего цвета. Это звонкий звук.
Особое внимание надо обратить на йотированные гласные.
Буквы я, ё, ю, е могут обозначать два звука или один.
Если они стоят в начале слова или после гласного, они обозначают два звука:
я [й’ а], ё [й’ о], ю [й’ у], е [й’ э]
После согласного звука они обозначают один звук: я [а], ё [о], ю [у], е [э].
Составим схему слова Яна.
1. Делим слово на слоги.
Я – на
В этом слове два слога.
2. Первый слог – я. Это слияние двух звуков – [й’], [а]. Звук [й’] – мягкий согласный, звук [а] – гласный. Выбираем карточку – слияние мягкого согласного и гласного звука.
3. Ставим разделительную черту после первого слога.
3. Второй слог – на. Это слияние двух звуков – [н], [а]. Звук [н] – твёрдый согласный, звук [а] – гласный. Выбираем карточку – слияние твёрдого согласного и гласного звука.
4. Ставим ударение. Находим ударный слог. Говорим слово целиком, выделяя ударный слог. Ударный слог – первый. Чтобы ребёнок понял, что ударение поставлено верно, попробуйте поставить ударение и на второй слог.
5. Обозначаем звуки буквами.
Звуки [й’а] обозначают одной буквой – буквой я.
Звук [н] обозначают буквой “эн”.
Звук [а] обозначают буквой а.
Все условные обозначения звуков в статье взяты из программы “Школа России”. Но для нас самое главное, чтобы ребёнок научился давать характеристику звуку, умел работать с моделями. Если ребёнок научился давать характеристику звуку, то заменить обозначение не составит труда.
План-конспект урока по чтению (1 класс) на тему: «Звуки [х] [х’], буквы Х,х. Работа с текстом «Храбрый петух»
Урок обучения грамоте 1 класс
УМК Перспективная начальная школа
Тема урока: «Звуки [х], [х’], буквы Х,х. Работа над текстом «Храбрый петух».
Тип урока: урок открытия «нового» знания.
Цель: совершенствовать навыки сознательного и правильного чтения слогов, слов и предложений со звуками [х], [х’], обозначающих буквы Х,х; развивать фонематический слух, культуру звукопроизношения.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию.
Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно оценивать правильность выполнения своих действий;
- умение контролировать себя;
- умение организовывать и осуществлять сотрудничество.
Познавательные УУД:
- умение находить и выделять нужную информацию;
- умение анализировать, синтезировать.
Коммуникативные УУД:
- умение оформлять свои мысли в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;
Оборудование: модели слов-предметов (предметов, признаков), рисунок петуха, 3 воздушных шара для словарной работы, для рефлексии перья различных цветов.
Список используемых источников:
- Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А., Азбука. 1 класс: Учебник. Под ред. М. Л. Каленчук. — М.: Академкнига/Учебник, 2010.
- Н.М. Лаврова. Азбука. Обучение грамоте и чтению. Поурочно-тематические разработки: Методическое пособие/Н.М. Лаврова. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.
Ход урока
- Организационно-мотивационный момент.
Ну, ребята, чур молчок!
Начинается урок.
Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, а гости – это радость и хорошее настроение. Хорошее настроение начинается с улыбки. Повернитесь к нашим гостям и подарите им свою улыбку. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь и мне.
— Присаживайтесь.
- Открытие новых знаний.
А) «Чтение» одноуровневых моделей слов.
— Откройте учебник на стр. 92. Рассмотрите иллюстрации в верхнем ряду. Кто нарисован на первой и на второй картинках? (Муха – мухи)
— Произнесите в каждом слове последний слог. (Слог «ха», «хи»)
— Произнесите в каждом слоге первый звук([х][х’]).
-Дайте характеристику этим звукам. (В слоге «ха» — глухой твердый согласный звук [х], а в слове «хи» — глухой мягкий согласный звук [х’]).
— Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (О звуках [х] [х’] и букве Х).
— Определим цели нашего урока? (Познакомимся со звуками [х] [х’], будем читать слоги, слова и предложения с данными звуками)
— Молодцы!
— Ребята, перед какой знакомой буквой в алфавите находится буква Х? (Перед буквой Ф)
Б) Звуковой анализ слов на основе двухуровневых моделей.
– Рассмотрим следующие иллюстрации в учебнике. Кто здесь изображен?(Химик)
— Прочитайте слово «химик» по слогам.
– Сколько в слове «химик» слогов?(2 слога)
– Какой слог ударный?(1 слог)
– Произнесите первый звук и дайте ему характеристику. (Звук [х’] – глухой мягкий согласный звук)
– Прочитайте второе слово по слогам.
– Сколько слогов в слове «хорь»?(1 слог)
– Произнесите первый звук и дайте ему характеристику. ( Звук [х] — глухой твердый согласный звук)
– Соотнесите звуковую форму слова с буквенной. Что вы заметили? (Буква «о» в слове «хорь» указывает, что предшествующая буква «х» обозначает твердый звук [х], а в слове «химик» буква «и» – мягкий звук [х’].)
В) Чтение слогов по заданным схемам и столбиков слов с использованием двух приемов: чтение по слогам и орфоэпическое чтение.
— Рассмотрите схемы слогов. Какие звуки обозначены «кружком»? (Безударные гласные)
— Читаем слоги по цепочке.
— Чем похожи слоги в каждом столбике? (В данных слогах есть звуки [х], [х’])
— Чем отличаются слоги в отдельных столбиках? (В первом столбике слоги, которые начинаются с гласного звука. Во втором – слоги начинаются со звука [х]. В третьем – слоги начинаются со звука [х’].)
— Назовите гласные, которые обозначают мягкость предшествующего согласного звука. (Буквы «е», «ё», «и», «я», «ю»)
Г)Упражнение в чтении слов.
— Читаем по цепочке слова на стр. 93.
— На какие группы можем разделить эти слова? (Слова-предметы, слова – признаки)
— Поработаем в парах.
— Составьте словосочетания со словами «хорьковая», «хлебный», «хвойный», «хвостатый», «хитроватая».
— Внимание! На выполнение работы – несколько минут.
Хорьковая нора, хорьковая шкурка
Хлебный завод, хлебный квас
Хвойный аромат, хвойный лес
Хвостатый кот, хвостатый кенгуру
Хитроватая лиса, хитроватая мышь
— Давайте проверим, что у вас получилось?
— Сравните полученные словосочетания. Чем они похожи? (Первое слово – признак, второе – слово-предмет)
Д) Чтение пар слов на розовом и голубом фоне.
— Обратите внимание на слова, которые записаны на розовом и голубом фоне и значок, который показывает какое задание нужно выполнить с этими словами.
— Итак, что же мы будем делать? (Нам нужно прочитать слова и сравнить пары слов по звучанию и значению)
— Слова на розовом фоне:
мел (осадочная горная порода белого цвета) – мех (волосяной покров млекопитающих),
ура (проявление радости) – уха (суп из рыбы),
бор (большой густой хвойный лес) – хор (группа, выступающая с пением либо пляской),
ухо (орган слуха) – эхо (отзвук, отражение звука от предметов).
— Слова на голубом фоне:
хорь (животное – хорек) – хворь (болезнь),
мех (изделие из шкурки животного) – смех (выражение радости),
лев (животное) – хлев (специальное помещение для домашнего скота).
Е) Чтение загадок
— Какие слова помогли вам узнать загаданные предметы?
— К какой группе слов относятся слова «маленький», «кругленький», «алый», «сахарный», «зеленый», «бархатный»? (Это слова-признаки)
Ж) Чтение и анализ текста «Храбрый петух»
— А сейчас отгадайте загадку:
Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу.(Петух)
— Всем хорош петух. Но все-таки главное, чем он славится, так это своим пением. За способность громко и звонко петь, и прозвали его петухом. Славится петух и важностью походки, и задиристостью характера. Недаром говорят: «важный, как петух», «задиристый, как петух», «ходить петухом».
— Все знают петуха, непременного персонажа многих сказок, поговорок, стихов, потешек.
— Какие сказки читали, либо слышали вы о петухе? (А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке», русская народная сказка «Заюшкина избушка»)
— Мы познакомимся еще с одним произведением, где одним из главных героев является петушок и называется оно «Храбрый петух».
— Сейчас я прочитаю вам этот рассказ, а вы должны внимательно слушать, так после моего прочтения вам нужно будет ответить на вопрос: Кто же похвалил петушка?
(Чтение учителем текста).
— Итак, кто же похвалил петушка? (Старуха – хозяйка и хохлатки)
— Вот какие молодцы!
— Перед вами, ребята, три воздушных шарика, на которых написаны слова, вам нужно их правильно по слогам прочитать и объяснить, что они обозначают.
— Хорошо поработали.
— Ребята, вернемся еще раз к тексту.
— На сколько частей поделен текст? (на 3)
— Выделим основную мысль каждой части.
— Итак, читаем 1 часть…основная мысль…
— Читаем 2 часть…основная мысль…
— Читаем 3 часть…основная мысль…
(Чтение текста учениками).
Вопросы после прочтения:
— Что же делал петух Петя? ((Охранял хохлаток).
— Каким был петух? (Cильным, храбрым).
— Кто спал под лопухом? (Кот Пух).
— Что сделал кот-хитрюга? (Напал на малых деток хохлатки).
— Прочитайте, как поступил петух Петя.
— Прочитайте, как хвалили Петю хохлатки.
Г) Дифференцированная работа:
— Дальше нашу работу продолжит работа в группах. Повторим правила работы в группах. (Работать дружно. Обращаться друг к другу по имени. Уметь договариваться и слушать товарища. Приходить к одному мнению).
— Выберите в группе ответственного.
1 группа: составить схему слова: ПЕТУХ.
2 группа: составить схему слова: ХВАЛИТЬ.
3 группа: составить схему 1 предложения в рассказе: Хромой петух Петя ходил по двору.
4 группа: составить схему 3 предложения в рассказе: Петух Петя сильный и храбрый.
5,6 группа: восстановить последовательность событий с помощью иллюстраций.
— Внимание! На выполнение работы – несколько минут.
— Итак, я вижу, что работа выполнена во всех группах. Вы уже готовы ее представить?
— Проверим, что получилось.
III. Подведение итогов (рефлексия)
— Какая цель была поставлена в начале урока? (Познакомиться со звуками и буквой Х, читать слоги, слова и предложения с данными звуками)
— Достигли мы цели?
— Что помогло нам достичь поставленной цели? (Дружная работа в группах, наблюдательность, умение договариваться, слушать товарища, приходить к единому мнению))
— Ребята, перед вами наш главный герой Петушок.
— Посмотрите на него внимательно, все ли у Петушка на месте? (Не хватает хвоста).
— А давайте поможем Пете приобрести хвост. Но для этого я попрошу вас поделиться своими чувствами, своим настроением. Для этого у вас на партах лежат перышки: зеленого (Я отлично поработал), желтого (Могу работать лучше) и красного цветов (Обязательно постараюсь на следующем уроке). Сейчас выберете только одно, перышко, которое отражает ваше настроение, которое было на уроке, и вставьте его в хвост Петушку.
— Посмотрите, какой яркий и богатый хвост получился у петушка, у многих настроение было хорошим.
— А еще хотела бы услышать от вас, что вам было делать просто, легко на уроке?
— Какое задание на уроке показалось наиболее трудным?
— Мне сегодня было очень приятно с вами работать, все вы очень старались. Спасибо вам за урок!
IV. Домашнее задание
— На следующем уроке мы продолжим работу с рассказом «Храбрый петух». Дома еще раз прочитать текст в учебнике на стр. 94.
Консультация (1 класс) по теме: Как правильно составить звуковую схему слова
Как правильно составить звуковую схему слова
в 1 классе
Выполняя звуко-буквенный разбор, используют цвета:
красный – для обозначения гласных звуков,
синий — для обозначения твёрдых согласных,
зелёный — для обозначения мягких согласных.
В русском языке 33 буквы:
10 букв, обозначающих гласные звуки:
А, О, У, Ы, Э – обозначают твёрдость впереди стоящих согласных;
Я, Е, Ё, И, Ю – обозначают мягкость впереди стоящих согласных;
(буквы Я, Е, Ё, Ю – звуков не обозначают).
Гласные ( Я Е Ё Ю – йотированные:
[й’а], [й’э], [й’о], [й’у].
Они обозначают 2 звука:
- в начале слова — яма – [ й’ а м а ];
- если стоят после мягкого или твёрдого знака —
съел — [с й’ э л] льёт — [ л’ й о т ];
- стоят после гласного звука — поют — [ п а й’ у т ].
В остальных случаях Я, Е, Ё, Ю обозначают 1 звук (соответственно: я – [а], е – [э], ё – [о], ю – [у]).
Например: мяч — [м’ а ч’ ],
лён — [ л’ о н ], люк — [ л’ у к ]).
21 буква, обозначающая согласные звуки:
Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ.
2 буквы:
Ъ и Ь – звуков не обозначают.
Всегда твердые согласные: [Ж], [Ш], [Ц] — жир – [ ж ы р ],
цель- [ ц э л’ ],
Всегда мягкие: [Ч]. [Щ], [Й]. Чай — [ ч’ а й’ ],
щавель – [щ’ а в э л’ ].
Все остальные согласные звуки могут быть как твёрдыми, так и мягкими.
«Как составить звуковую схему слова» букварь (1 класс)
Как составить звуковую схему слова?
Уважаемые родители, на этапе обучения грамоте ребята учатся составлять звуковую схему или, по-другому, модель слова. Помогите ребёнку разобраться в составлении звуковой модели слова.
Я приведу примеры звуковых схем по программе “Школа России”. Там обозначения разных звуков различаются по цвету.
Итак, освежим в памяти знания по фонетике, которые вы получили в школе.
Гласных звуков в русском языке шесть – [а], [о], [у], [ы], [э], [и]
Согласные образуют пары по твёрдости-мягкости, по глухости- звонкости.
Есть непарные согласные.
Мягкий знак и твёрдый знак звуков не обозначают.
Буквы Я, Ё, Ю, Е обозначают два звука, если стоят в начале слова или после гласного звука, обозначают один звук, если стоят после согласного.
В таблице мы видим букву и под ней звук или звуки, которые обозначают этой буквой.
Например, буквой Б обозначают два звука [б], [б’]. Буквой Ж один звук [ж].
Разберём составление звуковой модели слова ПИСЬМО.
Делим слово на слоги: ПИ-СЬМО (как разделить слово на слоги можно посмотреть здесь http://ya-umni4ka.ru/?p=1742 )
Первый слог – ПИ. Это слияние. Гласный звук [и] обозначает мягкость согласного. Первый звук [п’] – мягкий согласный, второй звук [и] – гласный.
Второй слог – СЬМО. Первый звук [с’] – мягкий согласный. Дальше идёт слияние – МО. Гласный звук [о] обозначает твёрдость согласного. Звук [м] – твёрдый согласный. Звук [о] – гласный. Ставим ударение.
В итоге получается такая схема:
Мы с ребятами делаем затем транскрипцию (как мы слышим слово).
[п’ис’мо]
А затем записываем слово: письмо.
Гласные звуки, которые находятся в верхнем ряду таблички – а, о, у, ы, э обозначают твёрдость согласного звука.
Гласные буквы я, ё, е, ю стоят после мягкого согласного, звук [и] тоже обозначает мягкость согласного.
Но необходимо помнить, что есть согласные, которые всегда твёрдые. Они обозначены в таблице только синим цветом: [ж], [ш], [ц]. Есть согласные, которые всегда мягкие, они обозначены только зелёным цветом: [ч’], [щ’], [й’].
Будьте внимательны при разборе слов с йотированными гласными.
Вот пример разбора слова ЯБЛОКО.
В начале слова йотированные гласные обозначают два звука.
Надеюсь, что статья помогла вам немного разобраться в составлении звуковой схемы слова.
В других программах просто другие обозначения звуков. Могут быть не квадратики, а кружки. По другому обозначена твёрдость-мягкость. Но разобраться можно, подставив нужные обозначения.
Презентация «Подбери слово к схем». для 1 класса
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Подбери слово к схеме Игра-тренажёр Обучение грамоте УМК «Школа России»
2 слайд Описание слайда:Условные обозначения: — гласный звук — твёрдый согласный звук — мягкий согласный звук слияние твёрдого согласного с гласным звуком слияние мягкого согласного с гласным звуком
3 слайд Описание слайда: 4 слайд Описание слайда: 5 слайд Описание слайда: 6 слайд Описание слайда:http://cs5820.userapi.com/u89765786/116275719/x_fae9cfbb.jpg — яблоко http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/74/296/74296677_preview_0006013Bereza.png — Берёза http://img-fotki.yandex.ru/get/5801/tatyana2q8-medvedeva.122/0_5349e_f78e86f5_S.jpg — Цыплёнок http://i077.radikal.ru/1010/ba/8dbf2ccfd0d4.jpg — юла http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d3/Kiwi_aka.jpg/250px-Kiwi_aka.jpg — киви http://img835.imageshack.us/img835/9016/cebula.gif — лук http://www.vminsk.by/images/Vipuski/2009/05/07/4_petuh.jpg — петух http://detsad-kitty.ru/uploads/posts/2009-08/thumbs/1251725281_slide0009_image015.png — горох http://www.ruscemena.ru/files/product/424_1.jpg — перец
7 слайд Описание слайда: 8 слайд Описание слайда: 9 слайд Описание слайда: 10 слайд Описание слайда: 11 слайд Описание слайда: 12 слайд Описание слайда: 13 слайд Описание слайда: 14 слайд Описание слайда:Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-918407
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Leave a Reply