Своими руками

Игрушки своими руками для развития речи – Игрушки для развития мелкой моторики для детей, идеи игрушек своими руками

Содержание

Игрушки для развития речи у детей 1-3 лет

Развивающие игрушки для детей пользуются большой популярностью среди родителей. Они ориентированы на создание мотивации к какому-либо действию. Игрушки для развития речи стимулируют у ребенка желание говорить. Но не каждая развивающая игрушка является таковой в действительности. Какие игрушки необходимы для развития речи детей?

СодержаниеСвернуть

Игрушки для развития речи малышей до 1 года

Пирамидка — отличная развивающая игрушка

Пирамидка (с 6 месяцев). Правильная пирамидка должна соответствовать следующим требованиям:

  • В первой пирамидке должно быть не больше 5 колечек.
  • Стержень пирамидки должен иметь одинаковую толщину по всей длине.
  • Размер дырочек во всех кольцах должен быть одинаковым.
  • У пирамидки должно быть устойчивое основание.
  •  Для детей старше года все кольца пирамидки должны иметь один цвет.

При помощи пирамидки малыш будет развивать моторику, оказывающую огромное влияние на речевое развитие. Освоит понятия «большой − маленький». Кроме этого, освоит сортировку, начальные навыки сравнения, счета, познакомится с основными цветами.

Мячи (с 6 месяцев). Желательно разнообразие размеров, цветов и свойств (гладкие и пупырчатые, жесткие и мягкие, тяжелые и легкие). Мячи отлично подходят для физического развития ребенка. Помимо этого, они прекрасно способствуют развитию мышления. При их помощи можно учить малыша сравнивать, классифицировать, изучать цвета, размеры, отрабатывать словарь прилагательных.

Кубики (с 7 месяцев). Набор должен состоять из разных форм: куб, кирпичик, призмы, цилиндры. Эти детали – хороший материал для развития мышления, воображения, фантазии. Ребенок постарше может строить целые города и сочинять истории о них, что является прекрасным пособием для формирования связной речи. При помощи набора кубиков можно знакомиться с математикой: изучать счет, формы, величину.

Блочный деревянный конструктор для развития моторики рук

Машинка на веревочке (с 7 месяцев). При простом притягивании игрушки за веревочку у ребенка впервые появляется вывод о причинно-следственных связях. В возрасте 8 месяцев нужен самосвал − кроха крутит колеса, учится управлять машинкой, объезжать препятствия, возить в кузове различные предметы и выгружать их, катать любимые игрушки. Таким образом, у ребенка формируются пространственные представления, отрабатываются предлоги и приставки.

Кукла (с 8 месяцев). Обычная кукла необходима всем детям вне зависимости от пола. Так как она является проекцией человека в игрушечном мире. На кукле малыш учится показывать и называть части тела, с ней можно обыгрывать различные режимные моменты и бытовые ситуации. Так малыш впервые осознает свое место в окружающем мире, развивается личность. В игре с куклой можно наращивать словарь существительных на различные темы, учить глаголы, изучать части тела, предметы одежды.

Игрушки для развития речи детей после 1 года

Матрешка. По своему назначению матрешка похожа на пирамидку, но на более сложном уровне. Простые манипуляции с матрешкой доступны даже малышу. По мере взросления вариантов игр с матрешкой становится все больше. Она помогает в освоении порядковых числительных, сравнительных форм прилагательных, предлогов.

Музыкальные инструменты (ксилофон, барабан, бубен). Инструменты необходимы для развития чувства ритма. Отстукивание ритма, выполнение движений под заданный ритм играет важную роль в формировании речевых процессов, в частности, фонематического слуха. Музыкальные инструменты пригодятся при театрализованных постановках, а также в сюжетно-ролевых играх.

Деревянный ксилофон

Сортер. С его помощью ребенок учится соотносить объемные фигуры по форме и размеру с их плоскостным изображением. Развивается логика, зрительная память, мышление, мелкая моторика. Первый сортер должен иметь не больше трех отверстий простых форм. Если их слишком много, малышу трудно выполнить задание, он не получает удовлетворения от игры. Когда ребенок научится справляться с простым сортером, можно увеличить количество отверстий и разнообразие форм.

Рамки-вкладыши. Желательно, чтобы элементы были одного цвета и ровно вставлялись на свои места. Ребенок будет узнавать фигуры по контурам для формирования их наглядных образов. При выборе вкладышей нужно обратить внимание на то, чтобы нельзя было неправильно вставить фигуру. Когда ребенок сможет верно определять место вкладыша в рамке, можно попробовать вставлять фигурки с закрытыми глазами, тем самым развивая тактильные ощущения, образное мышление, координацию. Происходит развитие речи: ребенок сначала понимает, а затем произносит самостоятельно, кто или что перед ним, какие у него свойства, какие действия может осуществить этот предмет или объект. Элементы вкладышей можно использовать в играх-театрализациях, в отработке отдельных сторон речи.

Посуда. Процессу еды отведено важное место в жизни людей, с ним связаны сильнейшие чувства − голод и насыщение. На еду тратится значительная часть времени, поэтому играм с посудой важно уделять должное внимание. В процессе еды происходит становление сюжетной игры, являющейся сильнейшим стимулом для развития речи и мышления. В играх с детской посудой отлично задействована мелкая моторика рук, активно развиваются сенсорные ощущения. Такая игра способствует формированию логических операций, закладывает навык простейших арифметических операций.

Фигурки животных и людей. Они позволяют воспроизвести в игре реальный мир. Ребенок создает игровой мир и заполняет его персонажами. Это не только игра, фигурки − идеальное пособие для развития. Нельзя обойтись без речи – мы называем персонажей, рассказываем о них истории. Называя части тела животных, можно отрабатывать притяжательные прилагательные, составлять рассказы-описания. Можно классифицировать животных по способу передвижения, среде обитания, внешнему виду. При имитации реальных действий формируется связная речь, развивается мышление, воображение, фантазия.

Игры для речевого развития из подручных средств

Развивать речь ребенка можно не только специальными игрушками, но и при помощи подручных средств

Игры с прищепками. Прищепки развивают мелкую моторику, внимание, зрительное восприятие, речь, мышление, память. Варианты игр с ними могут быть разнообразными. Прищепки можно считать, сортировать по цвету и размеру, применять для конструирования. Детям очень нравятся такие игры, так как они не только тренируют моторику, а самостоятельно придумывают и воссоздают образ, что стимулирует развитие речи. Прищепки нужно выбирать достаточно слабые, чтобы ребенок мог сам манипулировать ими и не прищемил пальцы.

Сортировка. Сортировать можно абсолютно любые предметы: одежду, обувь, столовые приборы, посуду, крупы. Варианты сортировки тоже могут быть разнообразными: по цвету, размеру, форме, области применения. В процессе сортировки ребенок учится классифицировать, анализировать, сравнивать. Развивается моторика, мышление, воображение, логика.

Пазлы. Пазлы отлично подходят для развития речи. С их помощью можно изучать целое и его части, прилагательные, предлоги, пространственные отношения. Знакомство с пазлами из 2 частей можно начинать около двух лет. Не обязательно использовать покупные, достаточно просто разрезать картинки с изображениями знакомых предметов на несколько частей.

Собирание пазлов всесторонне влияет на развитие ребенка

Копилка. Вместо обычной копилки, подойдет любая коробка или банка с отверстиями на крышке. В них можно складывать разнообразные мелкие предметы, развивая логику, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, умение рассуждать, логически обосновывать свое действие.

Игры с крупами. Дети очень любят играть в прятки. Они с удовольствием будут искать клад или пропавших детенышей зверей в емкости с крупой. Интересный сюжет побуждает ребенка к фантазированию, воображению, порождает желание и необходимость говорить. При манипуляциях с мелкими предметами развивается мелкая ручная моторика, сенсорные ощущения, стимулируются речевые центры.

Во время игр с мелкими предметами необходимо помнить о безопасности ребенка, нельзя оставлять его без присмотра!

Использование игр и игрушек, развивающих речь, разумеется, положительно влияет на детей. В игре впервые возникают первые попытки соединить слова в предложения. Кроме этого, возникает потребность в речевой коммуникации, так как не всегда получается выразить просьбу и игровую задумку, используя невербальные средства общения.

Но следует помнить, что при переизбытке игрушек ребенок быстро теряет интерес к ним, а также снижается уровень воображения и ситуативного мышления. Поэтому количество игрушек должно быть ограничено.

Игрушки для развития мелкой моторики для детей, идеи игрушек своими руками

Занятия с малышом по развитию мелкой моторики можно начинать с первых месяцев его жизни. Для этого используйте собственные пальцы для массажа, считалочки, щекоталки и обязательно игрушки. Прилавки магазинов заполнены товарами производителей развивающих игр, предметов для занятий с грудничками. Но многие из них просто сделать в домашних условиях.

Значение игрушек

Дети начинают познавать мир с самого рождения. Игрушки помогают им в этом. С помощью погремушек развивается слух и хватательные движения, подвески учат концентрировать взгляд, куклы дают понятие о частях тела. Игрушки для развития мелкой моторики своими руками или купленные в магазине необходимы для продолжения психомоторного, физического и речевого развития.

Перебирая мозаики, составляя пазлы, малыш тренирует не только мышцы пальцев, кистей, но и подает сигнал в мозг. Во время игры с мелкими предметами активизируются лобные, височные мозговые доли. Они отвечают за речь.

Мама с ребенком играет в мозаику

Связь между этими процессами доказана научно. Детский врач Мария Монтессори проводила занятия с детьми с задержками развития, сложно адаптирующими в обществе. Дошкольники обучались играм, направленным на развитие тактильной восприимчивости, самообслуживанию. Результат превзошел все ожидания. Спустя 12 месяцев воспитанники Монтессори усовершенствовали свои физические способности, но и подросли интеллектуально.

Проводить тренировку пальчиков, ладошек нужно в детском саду и обязательно дома. В играх и занятиях используйте сортеры, развивающие коврики, шнуровки, пазлы. Делайте игрушки для мелкой моторики своими руками.

Сортеры

Цель игры с развивающим сортером заключается в том, чтобы научить малыша мыслить. Ребенку приходится включать анализ, память, знания о цвете, формах, размерах предметов.

Сортер представляет собой платформу разных видов. Это может быть домик, столбики, рамки, кубы. На них нанизываются, вкладываются внутрь через отверстия разных форм мелкие предметы. Ребенок сортирует формочки, раскладывая их по нужным местам.

Сортеры детские

Сортеры предназначаются для развития мелкой моторики детей от 6 месяцев до 2- 4 лет. Для детей до года – это простые платформы, например, пирамидки, музыкальные горшочки с отверстиями по бокам. Игра с сортером требует у младенца и детей постарше точности выполнения действий. Только так может получиться нужный результат.

Популярны сегодня деревянные игрушки для сортировки. Они безопасны и просты для изготовления в домашних условиях. Вам потребуется небольшая доска вытянутой формы, палочки и вырезанные из фанеры элементы разных форм. Разукрасьте треугольники, квадраты, круги в разные цвета. Прорежьте в них дырочки, а ребенок будет нанизывать их на платформу.

Развивающие коврики

Необходимы малышам до года. Представляют собой полотно с множеством предметов. Малыш учится переворачиваться, дотягиваться до колокольчиков, зеркал, трогает их, кусает, тянет к себе. Новые тактильные ощущения развивают желание познавать мир, координацию движений, мелкую моторику.

Развивающий коврик не обязательно покупать, его можно сделать своими руками из плотной ткани и бытовых предметов. Хэнд-мейд, конечно, займет немало времени, но вы точно будете уверенны в безопасности и экологичности игрушки.

Развивающий коврик

Шнуровки

Это игрушки-книжки, картонные фигурки или набор предметов, которые можно связать друг с другом с помощью шнурка. Играя, малыши развивают моторику, логику, мышление, внимание, координацию.

Шнуровки изготавливают из картона, дерева. В предметах делают небольшие дырочки, через которые продевает толстая нить. Порядок действия на первых порах не важен. Главное, чтобы ребенок научился попадать шнурком в дырочку, а затем соединять несколько предметов на одной нити.

Шнуровки

Пазлы

Это мягкие, твердые кусочки красочной картинки, которые нужно собирать в единое целое. Развивают логику, координацию, память, внимание.

Первые несложные картинки, состоящие из 2-4 элементов, малыш может собрать в 9-10 месячном возрасте. Затем количество деталей постепенно увеличивается.

Пазлы

Игрушки своими руками

Игрушки для развития и совершенствования мелкой моторики можно сделать из подручных средств, ненужных предметов дома.

Доска

Бизиборд – это новшество среди развивающих игрушек. Представляет собой небольшой отрезок МДФ, ДСП, с прикрепленными к ним замочками, циферблатами от старых телефонов, колокольчиками, выключателями и другими мелкими деталями, которые интересно трогать, откручивать.

Бизборд

Стенд для развития мелкой моторики так увлекает грудничков, что они исследуют его по несколько часов в день.

Важно! Не прикрепляйте к доске острые предметы, стеклянные фрагменты. Они могут поранить малыша.

Мягкий кубик

Пригодится крохам с 6-месячного возраста. Шьется из кусочков разноцветной ткани, украшается аппликациями. Можно вышить на них буквы и цифры. Из мягких кубиков складывают пирамидки, домики, их можно кидать, сминать.

Развивающие кубики

Такую же роль выполняют мягкие книжки. Их можно сделать из ткани, аппликаций в виде сказочных героев.

Мешочки с крупами

Сшейте тканевый мешок из плотного, приятного на ощупь материала. Размер игрушки должен соответствовать возрасту малыша. Для годовалых крох – 6х6 см, для детей старшего возраста от 10 см в ширину, 8-10 см в длину.

Зашейте его с трех сторон, четвертую оставьте открытой. Наполните мешок любой крупой: рисом, гречкой, фасолью. Перебирание игрушки пальчиками занятное времяпрепровождение для всех малышей.

Важно! Периодически проверять качество швов, следить за тем, чтобы наполнитель не высыпался, и фасолинки не попали в рот к младенцам.

Веселая змея

Сделайте из ткани жгут, или сшейте между собой материал в несколько слоев в виде колбаски. На нее прикрепите ниткой множество пуговиц разного размера, формы, текстуры. Малыши перебирают их, ощупывают, пытаясь сорвать. Так развивается сила кистей, моторика пальцев.

Развивающая змейка

Вязаные игрушки

Подходят для грудничков, детей до 3-х лет. Мамы вяжут игрушки в виде животных, кукол. На них можно надеть одежду, сделать им глазки из пуговок. Используйте нити разных цветов и текстуры. Малышу важно ощущать неоднородность материала.

Вязанные игрушки

Книги

Это целый дидактический комплекс. Количество страниц зависит от фантазии, терпения и трудолюбия родителей. Для ее создания потребуются отрезы ткани формата А4, синтепон, кусочки разноцветного материала, пуговки, молнии и все, что вы найдете для творчества дома.

На страницах книжки для развития мелкой моторики можно создавать целые композиции. Например, фигуры животных, рыб, на других – создать пейзажи, наклеить аппликации из цифр, букв. Фантазию мамы ничего не ограничивает.

Важно понимать цель создания такого пособия для развития моторики. Приклеивайте на страницу книжки шнурки с бусами, замочки-молнии, петельки из лент. Можно использовать пуговицы, липучки для отстегивания элементов, чтобы малыш сам их прикреплял во время игры, развивая моторику, обучаясь самообслуживанию одновременно.

Мягкая развивающая книжка

Советы родителям

Помимо игрушек для мелкой моторики родители могут использовать и другие универсальные способы и методы речевого развития малышей.

  • Стихи, прибаутки, сказки. Проговаривайте их во время игр, рассматривания и тактильного изучения предметов.
  • Делайте массаж ладошек и пальчиков.
  • Играйте вместе с ребенком, объясняйте принцип игры. Тогда результата добьетесь быстрее.
  • Не бойтесь доверить малышу некоторую помощь маме на кухне. Во время приготовления обеда просите рассортировать крупу в миске, посыпать солью салат, помыть яблоко.
  • Не давите на ребенка, не заставляете делать то, что ему не хочется. Главный принцип развивающих занятий – это создание благоприятной для психического состояния малыша обстановки. Оставьте ненужную в этот момент игру на следующий раз.
  • Лепите из пластилина, теста.

Не обязательно создавать творческие шедевры. Самое важное, это процесс катания шариков, колбасок, формирование элементов пластилиновой фигуры.

  • При покупке игрушек для развития моторики обратите внимание на качество материала, надежность креплений мелких деталей, возрастные ограничения по использованию.
  • Ребенку до года не давайте одновременно более 2-3 игрушек.

Развитие мелкой моторики рук для малышей должно занимать много времени среди других увлекательных занятий. Родителям не стоит забывать о том, что игры с мелкими предметами полезны, но могут быть и опасны. Следите за тем, чтобы малыши не брали в рот бусинки, шарики. Проверяйте надежность прикрепления элементов сортеров, книг, мозаик, других игрушек систематически.

Рейтинг автора

2

Анна Ровенская учитель

Автор статьи

Учитель русского языка и литературы, сотрудник Образовательного Центра раннего развития.

Написано статей

37

«Игрушки для стимулирования речи»

Раздел 2 – Родителям и детям: Развитие ребёнка

Игрушки для стимулирования развития речи

Развитие речи ребенка – важный и сложный процесс. Большинство родителей рано или поздно задаются вопросами: от «мы не выговариваем Р» до «мы вообще не говорим». Несмотря на то, что мы признаем индивидуальный путь развития каждого ребенка, существуют нормы развития речи, этапы и закономерности.

Развитие ребенка индивидуально и зависит от множества факторов, но подчиняется определенным нормам, проходит свои этапы.

Развитие речи происходит благодаря общению с людьми, в первую очередь с родителями.

Развитие речи идет в двух направлениях: говорение и понимание.

1,5-3года: увеличение активного словаря до 25-90 слов, количество слов – индивидуальный показатель, языковые способности ребенка постоянно совершенствуются в общении с окружающими людьми, слова выступают в роли предложений: мяч “достань мяч”, “мяу” кошка идет, постепенно появляется фраза.

К 3 годам: словарный запас ребенка достигает приблизительно тысячи слов, малыш говорит не только о предметах, текущих явлениях и событиях, которые он наблюдает, но и о том, чего нет непосредственно перед его глазами, малыши узнают и называют картинки в книжках, в их речи появляются более сложные предложения, состоящие из двух и более простых предложений «я думаю, я буду есть», «посмотри, это кошка». Дети с хорошо развитой речью начинают говорить сложноподчиненными предложениями: «когда я буду большой, я тебя подниму». Малыш начинает усваивать грамматические правила языка. Речь развивается качественно и количественно.

Развитие речи происходит вместе с общим развитием (психическим и физическим).

Принято выделять следующие этапы развития и ведущую деятельность каждого возраста (до 7 лет):

  • Младенчество (эмоциональное общение)

  • Ранний возраст (предметная деятельность)

  • Дошкольный возраст (игровая деятельность)

Учитывая ведущую деятельность можно выстроить гармоничный план развития ребенка.

Основной период речевого развития выпадает на период игровой деятельности.

Соответственно и занятия будут эффективнее, если проводить их в игровой форме. Часто даже не обязательно придумывать занятие в форме игры, так как, по сути, любая игра несет в себе развивающие функции.

Многие дети запаздывают в прохождении таких периодов в развитии речи, долго не могут начать говорить, испытывают трудности в произношении отдельных звуков. Родителям в таких ситуациях бывает трудно понять, насколько ребенок нуждается в помощи специалистов.

Информация по возрастным нормам и особенностям речевого развития детей подготовлена по материалам книг, которые мы рекомендуем прочитать родителям: Давидович Л.Р. Резниченко Т.С. «Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать?»; Грибова О.Е. «Что делать, если ваш ребенок не говорит?»; Кольцова М.М. «Ребенок учится говорить»; Янушко Е.А. «Помогите малышу заговорить!»

Если вас действительно волнует вопрос по речевому развитию ребенка лучше задать его специалисту, логопеду. Это слишком серьезная тема, чтобы доверить ее форуму или друзьям по площадке. Вас, скорее всего, начнут успокаивать, а это самый опасный путь, можно потерять драгоценное время. Логопед успокоит вас или подтвердит опасения, но в любом случае, у вас уже будут не догадки, а факты и план действия.

А теперь, давайте заглянем в «сундук» с игрушками! Игрушечные магазины — самые любимые. Из разных стран можно привезти уникальные вещи. Игрушки просто необходимы для занятий с детьми.

«Мячик»

Перекидывая или катая мячик можно выполнять огромное количество упражнений. Этот прием особенно хорош для подвижных детей, которым сложно усидеть на месте. Мы повторяем звуки, слоги, слова, отвечаем на вопросы и все в игре! Для безопасности я выбираю мягкие мячики из разных материалов, с разными наполнителями, чтобы игра давала разные сенсорные ощущения, развивала тактильность.

Примеры игр:

  • Предложите малышу, когда он услышит  «А», подкинуть мяч вверх, а поймав мяч, повторить этот звук.

  • Мама бросает ребенку мячики разного цвета. Малыш ловит его и называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный — если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно маме

  • Мама говорит ребенку — Я произнесу первую часть слова, а ты вторую: са — хар, са — ни. Мама бросает мяч ребенку и говорит первый слог, малыш ловит его и бросает обратно, называя целое слово.

  • Мама кидает мячик ребенку, называя звук, на который малыш должен назвать слово.

  • Мама бросает мяч ребенку и называет слово, например, день, а он должен кинуть мяч в ответ и назвать ему противоположное – ночь.

hello_html_m695dd07a.jpg

«Волшебный мешочек» или коробка с сюрпризом

Они превращают любое занятие в волшебство! Так волнительно засовывать руку в неизвестность, угадывать, что же там такое, а после можно и обсудить. Если вам нужно привлечь внимание ребенка к предмету, спрячьте его в волшебный мешок.

Пример игры: возьмите непрозрачный мешочек, положите в него предметы на изучаемую тему (геометрические фигуры, фигурки животных, овощей или фруктов, сенсорные элементы и т.д.) и предложите ребенку наощупь найти шар, куб, жирафа, слона и т.д.

hello_html_a76c7e.jpg

«Трубочка»

Подобную игрушку вы можете встретить в разных вариантах в магазине: деревянную, как на фото, пластмассовую, или сделать самостоятельно из бумаги, фетра или пористой резины.

hello_html_m22d5c467.jpg

Эта игрушка отлично развивает правильный выдох, учит управлять своим дыханием, формирует сильную, направленную воздушную струю, которая важна, как для речи в целом, так и для сложных звуков: С, З, Ш, Ж, Р.

Пример игры: предложите малышу подуть в трубочку, а вы в это время считайте, как долго шарик удержится в воздухе. Постепенно, длительность выдоха будет увеличиваться, а малыш будет чувствовать себя чемпионом.

hello_html_28b5a32c.jpg

«Волчок»

Многих в детстве завораживала эта игрушка. Дошкольники тоже неравнодушны к ней, но вот запускать волчок самостоятельно – задача не из простых. Какой это полезный навык: развивается мелкая моторика, зрительная координация, ловкость, сила ведущих пальцев руки. Традиционный волчок вы, конечно же, видели, может быть, даже делали самостоятельно из спички и картона, поэтому обратите внимание на мою самую необычную находку (слева на фото): волчок, который не только крутится, но и встает на ножку, если правильно запустить.

Пример игры: волчок интересно запускать маме и ребенку одновременно, замечая, чей крутится дольше и красивее. Устройте мини соревнования!

hello_html_3d4e671.jpg

«Пинцет, палочки»

Это не совсем игрушка, скорее инструмент, но владение им, так же положительно сказывается на состоянии мелкой моторики, стимулируя развитие речи. Такие палочки для детей в Азии продаются в супермаркетах, аптеках, хозяйственных магазинах. И если задуматься, то для многих взрослых этот навык довольно сложен, что уже говорить о 2-3 летних малышах. Однако, это возможно! И именно в раннем возрасте этот навык развивает речь и интеллект.

hello_html_57f88f02.jpg

Теперь и вы знаете, что попросить у друзей, которые отправляются в Азию. Ими можно не только есть, но и играть.

Пример игр:

  • На детской кухне можно приготовить не только традиционные суп и кашу, но и роллы или суши, а потом устроить обед и кушать палочками.

  • Игры с перебиранием разных круп станут интереснее и сложнее, если раскладывать крупы не пальчиками, а пинцетом или палочками. Смешайте фасоль, горох и макароны, предложите ребенку разложить их на разные блюдца.

  • Сложите в миску ватные шарики разных цветов и попросите ребенка разложить по цветам – это задание легче, чем с крупой, поэтому лучше подойдет для начала.

«Прищепки»

Снова, не столько игрушки, сколько бытовые вещи. Но вы же помните, что до 3 лет ребенок овладевает предметною деятельностью и именно реальные предметы для него самые интересные. А, как мы с вами видим, и полезные. Занятия с прищепками могут носить практический характер, то, как мы обычно их используем: вешать белье, записки, картинки. Но можно и добавить игры в эти действия. И тогда прищепки уже не прищепки, а птички, машинки и проч. Или части игрушек, как на этой фотографии.

Примеры игр:

  • Мама показывает ребенку ежика и говорит: «Смотри, какой ёжик пришел к нам в гости. Он по дороге потерял все иголочки. Давай ему поможем и сделаем ему иголки. А теперь давай пофырчим, как ежики». А вот тучка прилетела (мама достает заготовку тучки) и дождик пошел. Давай сделаем дождик тучке. Как он капает? (ребенок произносит, как капает дождик: кап-кап кап-кап)»

  • Оборудование: карточки со слогами, словами; прищепки красного, зеленого, синего цвета.  Задание. Ребенку предлагают выбрать карточку со слогом и соотнести цвет прищепки со звуком на карточке. Ребенок должен четко проговаривать звук и называть цвет прищепки, которую он выбрал. Например: слог ба: звук [б] — твердый согласный, поэтому прищепка синяя; звук [а] — гласный, поэтому прищепка красная.

  • Если ребенок уже умеет читать и знает, что такое ударение, то можно использовать прищепки в игре с карточками со словами. Мама показывает ребенку карточку со словом и просит поставить ударение с помощью прищепки.

  • Либо мама сама ставит ударение на слове, которое может иметь несколько значений и предлагает ребенку объяснить, что значит слово зАмок, а что замОк.

hello_html_m410c556.jpg

hello_html_m44d7ce20.jpg

«Звучащие предметы» (развитие фонетического слуха)

Первое, что рекомендуется проверить, когда у ребенка задержка речи – это слух. И если со слухом все нормально, то главная задача – фонетическое развитие. Мы разделяем речевые звуки и неречевые. Звучащие игрушки нужны нам для развития неречевого слуха.

Их можно сделать самим из контейнеров от киндер сюрприза или маленьких бутылочек от йогурта. Заполняем парные контейнеры предметами, которые можно различить на слух и играем. Можно воспользоваться готовыми деревянными игрушками — звучащие шары от Вальда.

Пример игр:

  • определи по звуку, что внутри – ребенок берет контейнер и на слух определяет, что звучит: колокольчик, монеты, крупа и т.п. Другой вариант этой игры, когда вы за ширмой чем-то звените, а ребенок угадывает

  • найди пару – перед ребенком раскладываем контейнеры, по два с одним наполнителем и просим подобрать каждому пару.

  • Что лишнее  — выкладываем 3-4 контейнера с одинаковым наполнителем и один с отличающимся, ребенок перебирает все и слушает звуки, а потом решает, какой лишний.

hello_html_418fd6de.jpg

Звучащие шары от Вальда.

hello_html_m415ab7a4.jpg

«Бибабо» или игрушки на руку

Верные спутники любого логопеда, говорить с незнакомой тетей на консультации согласится не каждый малыш, а вот поделиться сокровенным с «живым» мишкой с удовольствием. Мишку все любят тискать и обнимать, кормить, гладить – он отлично справляется с ситуацией знакомства и налаживания контакта.

Веселый лягушонок хорошо, широко открывает рот и квакает, конечно же.

Сова учит точно проговаривать важный и сложный звук У. Проказник поросенок гримасничает, много болтает и постоянно шутит. Лошадка умеет цокать, а это нам помогает поскорее научиться произносить РРР. Вот всего несколько идей, как игрушка бибабо помогает в развитии речи.

Пример игр:

  • Наденьте игрушку на руку и немного измените свой голос, чтобы создавалось впечатление, что говорите не вы, а игрушка! Разыграйте сценку знакомства, предложите вместе поиграть.

  • Перчаточная игрушка может стать ведущей ваших домашних занятий и учить ребенка новому. Мудрая сова прилетает из леса, специально, чтобы научить считать, а мишка вместе с малышом рисует.

hello_html_m8cdc3a1.jpg

«Пальчиковый театр»

Пригодится он на всем протяжении раннего и дошкольного возраста. Сначала он учит слушать и наблюдать, потом развивает мелкую моторику, когда ребенок пытается надевать или снимать игрушки, и однажды ребенок заговорит словами любимого героя.

Традиционный пальчиковый театр.

hello_html_m16090570.jpg

Шагающий пальчиковый театр.

hello_html_m6846a842.jpg

Еще один вид шагающих игрушек.

hello_html_67c5be73.jpg

Пример игры:

Разыграйте хорошо знакомую сказку по ролям, надевая и снимая игрушки, двигая ими по сюжету сказки, вы развиваете ловкость пальчиков, мелкую моторику ребенка. Большинство игр с пальчиковыми игрушками  — это театрализованные игры по сказкам или пальчиковые игры со стихами.

Список игрушек можно продолжать! Все зависит от конкретной ситуации. Кому-то необходимы все эти игрушки и даже больше, а другим даже столько не нужно, т.к. речь и так прекрасно развивается. Доверяйте своей родительской интуиции и мнению специалиста о вашем ребенке и тогда успех в развитии речи вам обеспечен. Приятного творчества и веселых игр!

игрушки. Речевые игры и упражнения.

Развитие речи: игрушки. Материалы для речевых их и занятий с детьми по теме «Игрушки».

В этой статье я продолжаю рассказывать о том, как можно развивать речь ребенка в игре и какие речевые занятия с детьми можно провести дома или в детском центре, в детском саду. Все игры об игрушках из этой статьи предназначены прежде всего детям 3-4 лет, но они будут интересны и  полезны как более младшим, так  и более старшим детям.

  • Не нужно стремиться провести за один раз как можно больше игр. Наоборот, игру надо заканчивать тогда, когда малыши еще заинтересованы и хотят ее продолжения.
  • Все игры веселые, озорные, интересные, и так и надо проводить их с малышами – не как серьезные уроки, а как интересный развивающий семейный досуг, с улыбкой, с задором, с юмором.

Желаю Вам радостного общения с малышами! Играйте  и получайте удовольствие!

Речевая игра с игрушками 1.  «Угадай, каких игрушек не стало»

Учим малыша употреблять слова – наименования игрушек в родительном падеже множественного числа.

Познакомься! Это брат и сестра. Их зовут Таня и Ваня.

У Тани и Вани много игрушек. Посмотри на картинку и назови Танины игрушки (куклы, матрешки, скакалки, мишки, утята, пирамидки).

Давай поиграем с Таниными игрушками. Я спрячу игрушки, а ты догадаешься, чего не стало (своей ладонью   или пальчиком закрыть одну картинку и спросить: «Чего не стало?»). Ребенок  пытается угадать и отвечает: «Не стало кукол». Если Вы используете набор картинок, то просто убираете одну картинку, а малыш догадывается, чего не стало.

Обязательно похвалите ребенка и порадуйтесь правильному ответу вместе с ним. Если малыш допустил грамматическую ошибку (например,  сказал так: «не стало скакалков, утёнков») не повторяйте ошибку за ним. Вместо этого сразу же скажите правильный вариант: «Ты угадал. Молодец! Не стало скакалок».

А теперь посмотри на Ванины игрушки. Какие игрушки есть у Вани? (Кубики, барабаны, самолеты, машины, мячи, лопатки, лошадки). Давай поиграем с ними («не стало  машин, мячей и т.д.»).

Картинки игрушек, которые можно использовать для этой игры, Вы найдете в статье «Картинки: детские игрушки», которая выйдет завтра. Все картинки хорошего качества, их можно распечатать на принтере или включить в презентацию, сделать из них игру в парные картинки или рассматривать с детьми и загадывать загадки.

Для игры можно использовать и настоящие игрушки (два мишки, два кубика и т.д.)

Речевая игра с игрушками 2.  «Команды»

Учим ребенка употреблять в речи глаголы в    повелительном наклонении. Предупреждаем и исправляем грамматические ошибки в речи малышей.

Игрушки Тани и Вани любят выполнять их команды. Давай научим твои игрушки выполнять разные команды.

Попросите ребенка выбрать любимую игрушку, которую он будет учить. Игрушка (в руках взрослого) выполняет команду малыша только в том случае, если он не допустил грамматической ошибки. В случае ошибки игрушка «ждет», когда ребенок исправит свою ошибку сам или с помощью взрослых.

Сначала Вы помогаете малышу давать команды игрушке: «Попроси куклу сплясать, лечь на спинку, спеть и т.д.», затем команды придумывает ребенок, а Вы только помогаете ему, подсказываете правильный вариант в случае необходимости. В дальнейшем можно поменяться ролями с ребенком.

Ниже я даю подборку слов, в которых дети очень часто ошибаются и говорят, например, так: «ляжь», «помахай», «спей», «просни». Данные ошибки очень быстро уйдут из речи детей после нашей веселой игры. Главное – повторять игру многократно с разными игрушками и разными командами. Команды может делать и взрослый, и папа с мамой, и ребенок по Вашей просьбе – придумывайте свои варианты! Веселой Вам игры!

Примерные команды для игры с игрушкой: присядь, наклонись, помаши рукой, спой, спляши, порисуй, побегай, попрыгай, спи, проснись, похлопай в ладоши, топни, ляг на спинку, ляг на животик, причешись, поезжай, сядь, перепрыгни через…, дотронься до носа (до ушей, до хвоста, до рта) и т.д.

Речевая игра с игрушками 3. Зайчата

Давайте познакомимся с игрушечными зайчатами: часть 1.

Учим малышей описывать картинки с изображением игрушек, сравнивать, анализировать,  точно по смыслу употреблять глаголы (различать глаголы совершенного и  несовершенного  вида), использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы (заюшка, заинька, зайчоночек, зайчишка, глазки, ушки,  хвостик и т.п.).

Для игры Вам понадобится картинка или три игрушечных зайчонка, которых Вы оденете по-разному. Это могут быть и мишки, и куклы и любые другие игрушки вместо зайчат.

Первый зайчонок – Шустрик. Он одет в курточку и брюки. Второй – Торопыжка. Он одет в куртку, которая застегнута неправильно – в результате  один нижний край выше другого, некрасиво торчит,  шапочка на боку, шарф завязан неаккуратно на боку. Третий – Догоняйка.  Он еще не успел одеться, на нем только брючки.

Рассмотрите с малышом картинки или игрушки и расскажите ему историю про трех зайчат.

«Живут у Вани и Тани три игрушечных зайчонка. Первый зайчишка всегда спешит, торопится и поэтому многое делает неправильно. Так и прозвали его ребята – Торопыжка. Найди его на картинке. Как ты догадался, что это Торопыжка?

Второй зайчонок всё делает проворно, умело, быстро,  правильно, шустро. Придумай, как его звали? Как бы ты назвал проворного шустрого зайчонка? Интересные имена ты придумал! Хочешь узнать, как его называли Таня и Ваня? Они его назвали Шустрик, потому что он был очень … (шустрый).

Третий зайчик всегда опаздывает, не успевает, дела делает очень медленно и неторопливо. Ему часто говорят: «Догоняй-ка нас». Поэтому его и назвали – как ты думаешь, как? Придумай ему имя, из которого было бы понятно, что он всё делает медленно. Как бы ты такого зайчика назвал? (Поощрите любой вариант ребенка – это его словотворчество, и предложите свои варианты). А Таня и Ваня называли его так —  Догоняйка.

Найди на картинке Шустрика и Догоняйку. Как ты догадался, что это Шустрик, а это Догоняйка (ребенок объясняет).

Играем в загадки: часть 2.

Эти игрушечные зайчата – братья. Они очень похожи друг на друга. Чем они похожи? (У них длинные уши, короткие хвостики,  круглые глазки, маленькие носики, они беленькие, пушистенькие, умеют прыгать, любят морковку и т.д.).

Чем отличаются зайчата? (Рассмотреть одежду, обувь, глазки, носики, что делают зайчата).

Как зайчонка можно назвать ласково? (Зайчишка, заюшка, зайчоночек, заинька).

А как ласково назвать уши зайчика? Да, ушки.

А как ласково назвать нос ? (носик).

Глаза — ? (глазки)

Лапы — ? (лапки)

Хвост? (хвостик)

Давай поиграем в загадки. Я загадаю зайчонка, а ты догадайся, как его зовут.

Вы описываете зайчонка – игрушку или зайчонка с картинки, а ребенок должен отгадать, как его зовут.

«Этот зайчонок очень веселый. У него большие синие глаза. Носик у зайчишки черный и  маленький. Ушки у заиньки длинные, а хвостик короткий. На нем красная курточка и синие брючки. На курточке есть синий воротничок и много круглых пуговиц. Зайчонок любит петь песни. Кто это?»

А теперь ты загадай мне загадку: «Мой зайчонок… У него…. Глазки у зайчишки…. Носик у зайчонка… Заинька любит…» (Мы помогаем малышу построить высказывание – описание, давая ему опору – начала фраз).

Кто что делает: часть 3.

Каждое утро Таня и Ваня играют с зайчатами. Посмотри на игрушки (разыграйте сценку). Торопыжка и Шустрик уже встали с постели (показываем), а Догоняйка ещё встаёт. И всегда так бывает. Послушай и догадайся, кто что делает (ребенок договаривает конец фразы по аналогии).

  • Шустрик уже умылся, а Догоняйка ещё…(умывается).
  • Шустрик уже оделся, а Догоняйка ещё…(одевается).
  • Шустрик уже почистил зубы, а Догоняйка ещё…(чистит).
  • Шустрик уже позавтракал, а Догоняйка ещё…(завтракает).
  • Торопыжка и Шустрик уже собрались на прогулку, а Догоняйка ещё…(собирается).

 

Речевая игра по теме «Игрушки» 4. «Как мы играем»

Учимся подбирать действия (глаголы) к предмету (существительному).

Таня и Ваня очень любят играть с игрушками. И хотят узнать, как ты играешь со своими игрушками. Давай расскажем им о наших играх (можно использовать игрушечный телефон). Вы «набираете номер» на игрушечном телефоне и  начинаете разговор: «Здравствуйте, Таня и Ваня! Это Вам Данилка звонит. Как вы поживаете? А мы играем, хотите узнать как? Сейчас мы с Данилкой вам расскажем»:

Данилка (имя Вашего ребенка), что мы делаем с мячом? Катаем, бросаем, ловим  (подбираем слова вместе с малышом). Если ребенок захочет показать, как он это делает – пусть покажет тут же все действия. В ходе показа действий он может вспомнить  о новых действиях и назвать и их тоже, а может их придумать.

  • А мячик что делает? Катится, летит, отскакивает, лопается, скачет, прыгает, ударяется о пол и т.д.
  • Что мы делаем с куклой? Укладываем спать, кормим, поим, одеваем, раздеваем куклу, качаем, водим гулять.
  • А кукла что делает? Ходит, ест, поет песни, одевается, гуляет, наряжается, играет, танцует.
  • Что мы делаем с машиной?  Как мы играем с ней? Возим, загружаем в кузов кирпичи, гудим, догоняем другие машины, останавливаемся, тормозим.
  • А что машина делает? Едет, мчится, останавливается, разгоняется, буксует, заезжает в гараж, тормозит, переворачивается, ломается, застревает, выезжает, обгоняет другие машины.

Для этой игры Вы можете выбрать любые игрушки, которые любит Ваш ребенок.

Игра 5.  «Парные картинки»

Учимся употреблять существительные  во множественном числе.

Вам понадобятся  парные картинки (ведро – вёдра, колесо – колёса, кольцо – кольца, ленточка – ленточки, машина – машины). Картинки для игры Вы сможете скачать бесплатно в статье  «Картинки: детские игрушки».

Делим картинки на две стопки:

  • В первой стопке — картинки, на которых нарисована одна игрушка или ее деталь.
  • Во второй стопке — картинки, на которых изображено несколько игрушек или их деталей.

Первую  стопку картинок  берем себе  – это картинки для ведущего игры. Из второй стопки картинок малыш выбирает себе 5 штук, не показывая их Вам.

Ход игры:

Можно играть и с одним ребенком, и с несколькими детьми.

Вы показываете свою картинку и называете, что на ней нарисовано: «У меня пирамидка». Ребенок, если у него есть парная картинка, должен быстро ее найти, показать и назвать: «У меня много пирамидок» или «У меня три пирамидки».

Правила игры:

  • Если ребенок быстро и правильно назвал игрушки, то мы отдаем ему парную картинку. И малыш закрывает свою картинку парной (кладет ее сверху).
  • Если же ребенок «проворонил» свою картинку, то он остается без парной картинки.
  • Если ребенок назвал картинку, но неправильно, то мы либо сами называем правильный вариант. Либо просим малыша исправить свою ошибку (если он уже хорошо знаком с правильным вариантом по предыдущим играм).
  • Задача – не потерять ни одной картинки и ко всем имеющимся картинкам подобрать пару.

Варианты игры:

  1. Если Вы играете дома в паре с малышом, то Вы тоже можете брать из второй стопки 5 картинок и закрывать их парными. Тогда задача игры будет другой. Нужно не просто не пропустить ни одной картинки, но еще и успеть первым закрыть их парными. Это зависит исключительно от везения. Поэтому данный вариант игры будет учить ребенка правильно относиться к проигрышу и выигрышу – сорадоваться и сопереживать партнеру по игре. Кто первый закрыл все картинки – парными, то и выиграл.
  2. Если ребенок пропустил свою картинку, ему предлагается отыграть фант – поскакать на одной ноге, покружиться и т.д. Задания придумываются тут же, по ходу игры.

Игрушки – это тема, которая всегда интересна детям и которая дает множество возможностей для развития речи. А Вы играете в речевые игры с игрушками? В какие? 

Желаю Вам веселых речевых игр, новых достижений в речи малышей и радости общения с ними! Если для Вас эта статья была полезной и интересной, буду благодарна за комментарии. И всегда рада ответить на Ваши вопросы в комментариях.

Еще по теме «Игрушки»:

1. Картинки для речевых игр по теме «Игрушки» Вы можете бесплатно скачать в нашей Библиотеке игр, картинок и практических материалов для занятий с детьми — в статье  Картинки для речевых игр с детьми по теме «Игрушки».

2. Стихи об игрушках: 56 стихов для детей раннего и дошкольного возраста для игр, занятий, тематических дней и недель, детских праздников —  «Стихи об игрушках»

Материалы для занятий и игр с детьми по развитию речи Вы также найдете в статьях:

Одежда в картинках, развивающих заданиях и речевых играх для детей. 

Посуда в картинках, развивающих  заданиях, стихах и речевых играх для детей.

Домашние птицы в речевых играх, заданиях и картинках для детей.

Зимующие птицы в сказках, речевых играх, картинках и заданиях для детей.

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

Игры «из ничего», развивающие пособия своими руками

На этой странице Вы найдете игры и игрушки, которые не  потребуют  много  материальных затрат. Такие игры  Вы  можете изготовить самостоятельно из того, что  находится  «под руками». Кроме экономической выгоды такие игры позволяют развивать фантазию детей и взрослых. Многие  игры и  игровые  приемы  взяты  из интернета (ссылки указаны), но  я  считаю, что  будет удобно  увидеть их  систематизировано  в  одном  месте. Поэтому  и  родилась  идея  создания  такой странички  в  блоге. 
   




http://www.trozo.ru/

Игрушки из крышек  http://www.vse-sam.ru/9863-podelki-iz-kryshek-ot-butylok.html














I. Игрушки-самоделки из бросового материала «Шнуровка» http://festival.1september.ru/articles/613730/

Рекомендуется для детей младшего дошкольного возраста. Развивает мелкую моторику пальцев рук и координацию движений.

«Солнышко»

Мой маленький дружочек,
Возьми-ка ты шнурочек.
Видишь желтый круг?
Сделай лучики вокруг.
Солнце улыбается –
Ребятишкам нравится!

Основание панно вырезано из крышки пластикового ведра. Вырезаем кружок из емкости желтого цвета (предварительно весь материал из пластика тщательно моется) и прикрепляем леской к основанию. Карандашом рисуем лучики. Нагретым острым предметом или шилом делаем отверстие в нужных местах. Чтобы дырочки получались ровными, прокручиваем их с помощью ножниц.

«Дождик»

Процесс работы аналогичный.

Стежок за стежком –
Голубеньким шнурком.
Вот и дождичек полил,
А ребят не намочил.

«Машина»

Способ изготовления аналогичный поделкам.

Что же делать? Вот вопрос.
У машины нет колес!
Их приделаем легко
И поедем далеко!

«Яблоня»

На яблоне румяные
Яблоки висят.
Пусть и несъедобные –
Но радость для ребят!



Для поделки используем емкости из-под шампуня ярких цветов. Вырезаем по трафарету детали цветка. В намеченных местах делаем отверстия – дырочки и соединяем шнурочком

«Мухомор»

Мухомор красив на вид.    
Но он очень ядовит.
Кто ловко пятна соберет,
Тот запомнит наперед:
Взрослых надо слушать,
Гриб не стоит кушать!

Для работы понадобятся емкости из-под кетчупа и шампуней (красный и белый цвета). Для ножки берется использованный фломастер, а для подставки – крышечка от кофе. 










Интересную игрушку  можно посмотреть на  сайте 

Курочка снесла яичко, из  яичка появился  цыпленок. Идея взята из японского журнала



На сайте Все для детского сада можно  найти    массу интересных идей.

«Отгадай на ощупь геометрическую фигуру».

Описание:
На цветной картон пришиваются пуговицы в форме геометрических фигур.
Для каждой карточки шьется чехол, в который легко вставить и вытащить карточку. Чехол должен быть не прозрачный.
Возраст детей: 3-7 лет.
Цели и задачи:
  • Развивать мелкую моторику рук.
  •  Учить узнавать и называть геометрические фигуры: 2 младшая и средняя группы– круг, квадрат, треугольник; старшая и подготовительная к школе группы – круг, треугольник, четырехугольник, прямоугольник, многоугольник
Варианты заданий:
  • Отгадай на ощупь и назови.
  • Отгадай на ощупь и найди пару.
  • Отгадай на ощупь, назови геометрическую фигуру и предмет такой же формы.
Применение:
  •  как часть занятия
  •  во время индивидуальной работы с детьми
  •  во время самостоятельной деятельности детей
  • задание для досуга
«Отгадай на ощупь цифру».

Описание:
На цветной картон пришиваются пуговицы в форме цифры от 1 до 20.
Для каждой карточки шьется чехол, в который легко вставить и вытащить карточку. Чехол должен быть не прозрачный.
Возраст детей: 5-7 лет.
Цели и задачи:
  • Развивать мелкую моторику рук.
 Учить узнавать и называть цифры: старшая группа – в пределах 10, подготовительная к школе группа – в пределах 20.
Варианты заданий:
  • Отгадай на ощупь и назови.
  • Отгадай на ощупь и найди пару.
  • Отгадай на ощупь, выполни столько действий, сколько обозначает данная цифра.
Применение:
  •  как часть занятия
  •  во время индивидуальной работы с детьми
  •  во время самостоятельной деятельности детей
  • задание для досуга
«Куклы Смешарики»
Описание:
Фигурки сказочных героев сшиты из плащевки, внутри поролон. Лица смешариков оформлены из бумаги-самоклейки.
Возраст детей: 3-7 лет.
Цели и задачи:
  • Развивать интерес к театрально-игровой деятельности.
  • Развивать умение детей разыгрывать сценки по знакомым произведениям про смешариков.
  • Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя.
  • Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей.
Варианты заданий:
  • Назови героя и расскажи о нем историю.
  • Кукольный спектакль по произведению.
  • Придумай новую сказку.
Применение:
  • Во время совместной театрализованной деятельности с детьми
  •  во время индивидуальной работы с детьми
  •  во время самостоятельной деятельности детей
  • театрализованное представление для детей младших групп.


«Звучащие кубики».

Описание:
Кубики обклеены цветным скотчем. На каждую грань кубика приклеена картинка.
Возраст детей: 3-7 лет.
Цели и задачи:
  • учить узнавать и правильно называть предмет, изображенный на верхней грани кубика.
  • Учить согласовывать существительное с прилагательным.
  • Учить употреблять в речи форму множественного числа существительных.
  • Учить составлять простые и распространенные предложения.
Варианты заданий:
  • Назови правильно.
  • Прятки (прокатить кубик, ребенок называет предмет, изображенный на верхней грани; воспитатель закрывает верхнюю грань и спрашивает ребенка: «Кого (чего) не стало?».
  • Придумай предложение, используя 1-2 кубика.
  • Придумай маленький рассказ или сказку, используя 2-4 кубика.
Применение:
  •  как часть занятия
  •  во время индивидуальной работы с детьми
  •  во время самостоятельной деятельности детей

«Теневой театр»

Описание:
Фигурки сказочных героев вырезаны из картона, раскрашены с двух сторон черной гуашью, прикреплены к палочке.
Возраст детей: 5-7 лет.
Цели и задачи:
  • Развивать интерес к театрально-игровой деятельности.
  • Развивать умение детей разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням.
  • Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя.
  • Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей.
Варианты заданий:
  • Назови героя и расскажи из какой он сказки.
  • Кукольный спектакль по произведению.
  • Придумай новую сказку.
Применение:
  •  как часть занятия по ознакомлению детей с художественной литературой.
  • Во время совместной театрализованной деятельности с детьми
  •  во время индивидуальной работы с детьми
  •  во время самостоятельной деятельности детей
  • театрализованное представление для детей младших групп.

Перчатки могут стать не просто средством обогрева рук, но и веселыми спутниками малыша на скудной на краски белой улице зимой. Нашитая на варежку или обычную перчатку мордочка развеселит малыша, станет ему веселой подружкой, или даже пятью друзьями.

Для создания такой веселой варежки или перчатки уйдет совсем немного времени. Вам потребуется домашний подручный материал, большое желание доставить ребенку радость, и немного фантазии.

Смешные, добрые рожицы можно нашивать на тыльной стороне варежки или на пальчиках перчатки. В качестве основы берут кусочек вязаной ткани или специальный тонкий поролон. Глазки, носик и ротик вышивают цветными нитками, или наносят краской. Очень ярко налипают на ткань витражные краски, и не отстирываются, не блекнут, даже при постоянных стирках. Из нескольких пучков ниток сделаем косички для девочки или пышную шевелюру для мальчика.
 По материалам  сайта

«Шарики»


Цель игры:
  • Развитие умения узнавать и называть цвета,
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал:
Плоские шарики 4 основных цветов, и  4 ленты аналогичных цветов к ним.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям четыре воздушных шарика основных цветов и четыре ленточки таких же цветов к ним. Детям предлагают попробовать к каждому шарику подобрать ленточку того же цвета.
Красный, желтый, голубой,

Шар выбирай себе любой.

Чтобы шарик удержать

Нужно ленту привязать,

Мы в руки ленточки возьмем

И шар по цвету им найдем.

Возраст: от 1 года 7 месяцев.
Цель: развитие мелкой моторики, знакомство с предметами быта, формирование практических навыков.
Задание:развязать «шкаф», вытягивая шнурок из отверстий. Ознакомиться с обозначенными внутри предметами.

Говорящие дети могут назвать все, что они видят внутри, а не говорящие показать знакомые предметы. Старшие дети после знакомства с «наполнением» шкафа самостоятельно продевают шнурок в отверстия так, как показано на примере.

Пособие помогает ребенку освоить навыки, необходимые в обращении с обувью. Изготовление пособия: согнуть лист картона на 3 части, предварительно «заламинировав» его скотчем, так пособие прослужит дольше. По краям проделать отверстия при помощи дырокола. Внутри «шкафчика» наклеить картинки на определенную тему.

Пособие базируется на методике М. Монтессори.

Возраст: от 1 года 2 месяцев.
Цель: развитие мелкой моторики, изучение цветов.
Задание: надеть резинки на трубочку.

Необходимые материалы: трубочка (готовая или сделанная из картона), разноцветные резинки для волос. При выполнении задания необходимо называть цвета резинок, надеваемые на трубочку и считать их. После того, как все резинки будут надеты, необходимо снять их по одной. Похвалите малыша за его труд!

Пособие базируется на методике М. Монтессори

На сайте страна мастеров можно найти много интересных материалов  — вот некоторые из них

1) Сенсорная клавиатура. Развивает пальчики, знакомит с цветом, формой, величиной.




 2) Тактильная клавиатура. Развивает пальчики, знакомит ребенка с разными материалами, обогащает различными тактильными ощущениями.

 3) В эти бутылки налита вода и насыпан новогодний дождик. Если бутылку встряхнуть, дождик будет красиво плавать в ней и переливаться огнями. Малышам очень нравится такая забава. Главное зафиксировать пробку скотчем, чтобы ребенок не открыл ее и не пролил воду.


 4) бутылки — шумелки
На сайте можно найти много идей  для изготовления  развивающих пособий. Представляю некоторые  с этого сайта. 

Дидактическое пособие  «По грибы»


Цель: различать цвета и понимать названия цвета, учить подбирать предметы одинакового цвета, но разного размера. Устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов. Учить понимать слова «такой», «не такой», «разные».
Описание приготовления пособия:
Листочки, грибы, корзинки вырезаем из линолеума, обклеиваем их соответствующими цветами. Листочки разной формы и величины. Данное пособие можно использовать на музыкальных и физкультурных занятиях.



По материалам  сайта http://www.maaam.ru

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структурами. В их процессе у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность. Систематические упражнения помогают также выработать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений.

Игры, которые родители могут изготовить из подручных материалов.

Для укрепления и развития детской руки, координации движений рекомендуются различные упражнения и действия с предметами:

1. Скручивание лент.

2. Шнурование. Потребуется кусок линолиума с проделанными отверстиями и шнурок. (игра «Шнуровки») .

4. Выкладывание, перебирание косточек.

5. Игры с прищепками. Потребуются прищепки и картон.

6. Откручивание и закручивание крышек. Потребуются горлышки и крышки от пластиковых бутылок, коробка из-под обуви, клей.

7. Угадывание на ощупь предметов. (Игра «Волшебный мешочек»). Потребуется мешочек с разнообразными мелкими игрушками и предметами.

8. Перекатывание карандаша или ручки в ладонях способствует стимуляции биологически активных точек, тонизирование организма в целом.



Тактильный мешочек




Материалы для изготовления:
Одинаковые крышечки из под сока или пластиковых бутылок, картон, тактильный материал: наждачная бумага, ковролин, разная ткань (вельвет, кожа, джинсовая ткань, гобелен, мех), гофрокартон… В каждом доме найдутся необходимые материалы для игры.

Способ изготовления:

  • Вырезаем из картона кружочки, чтобы они четко входили в крышки из под сока.
  • По шаблону кружков вырезаем тактильный материал. По два кружка из материала.
  • Наклеиваем материал на картонный кружок и закрепляем внутри крышки. Если брать такие же крышки как у нас на фото (из под сока), то картонка с материалом очень удачно сама закрепляется под резьбой, если крышки отличаются от наших, то кружки закреплять внутри при помощи клея.
Сшейте для игры яркий красочный мешочек.

Правила игры

  • Для начала изучите с ребенком все бочонки с материалом, прощупайте, найдите одинаковые.
  • Затем положите в мешочек несколько пар бочонков и постарайтесь вытащить одинаковые. Со временем можно усложнять игру, добавляя в мешочек новые пары крышек-бочонков.




Если малыш еще не дорос до такой игры, можете играть в классическую игру “Волшебный мешочек”.
Для этого в тканевый мешок сложите разные на ощупь предметы и игрушки: игрушки лего, мягкие маленькие игрушки, тряпочки, деревянные кубики. Для начала — не очень много, чтобы малыш не растерялся. Подбирайте предметы не похожие друг на друга, сделанные из разных материалов: пластика, меха, дерева… Можно с ребенком угадывать, что лежит в мешке или вытаскивать предметы из мешка по заказу.
По материалам сайта  http://www.babylessons.ru/taktilnyj-meshochek-igry-svoimi-rukami/



ИГРЫ С ПУГОВИЦАМИ
 В игры с пуговицами можно поиграть, чтобы не только развивать моторику, но еще логику и мышление, а так же цветовое восприятие, формирования понятий величины предметов (большой — маленький), творческое воображение.         
          Совместная  игра  детей  и  родителей позволит сблизиться, установить базу доверительных отношений. Так  как именно в  дошкольном  возрасте  у взрослого есть уникальная  возможность стать значимым для своего ребенка, стать тем  человеком, к  которому,  став  взрослым (особенно  в  подростковом возрасте), ребенок  сможет обратиться  за  поддержкой.

       Не затягивайте игру. Когда вы замечаете, что интерес и внимание малыша начинает угасать, скажите ему, что сегодня он просто молодец и уберите пуговицы. Таким образом, ребенку игра не надоест и  с ней не будут связаны только позитивные эмоции.

ПУГОВИЧНАЯ КОПИЛКА

Вам потребуются: банка из-под кофе или какао с пластмассовой завинчивающейся крышкой, пуговицы (они могут быть разного цвета и размера, в зависимости от того, какие задачи вы поставите: будь то закрепление представления о размере, цвете или обучение счету).

На крышке сделайте прорезь ножом (по принципу копилки). Покажите ребенку, как можно проталкивать в прорезь пуговицы. После того как все пуговицы окажутся в банке, попросите малыша открутить крышку и достать пуговицы. Игру можно начинать сначала!

НЕОБЫЧНОЕ НАНИЗЫВАНИЕ

Вам потребуются: плоские пуговицы разных цветов и размеров, пластилин, зубочистки.

Возьмите брусок пластилина и воткните в него зубочистку (вы можете предварительно отрезать острые кончики зубочисток). Покажите ребенку, как можно нанизывать пуговицы на необычный стерженек. Играя с ребенком в следующий раз, усложните задачу – нанизывайте пуговицы определенного размера или цвета. Можно сделать несколько заготовок: на зубочистки, вставленные в пластилин различного цвета, нанизывать пуговицы соответствующих цветов. Вы можете воткнуть зубочистки различной длины и попросить ребенка нанизать пуговицы, обратив в конце внимание малыша на взаимосвязь длины зубочисток и количества пуговиц, нанизанных на них. Кстати, не все пуговицы возможно нанизать на зубочистку, так как диаметр дырочек на пуговицах не всегда соответствующий. Поэтому либо вы предварительно отбираете подходящие пуговки для этой игры, либо вы предоставляете ребенку возможность убедиться в несоответствии на собственном опыте и сделать свои выводы. Играя с ребенком постарше, вы можете просить его заранее высказать мнение по поводу того, наденется данная пуговка на такой стержень или нет, развивая тем самым его глазомер.

КАРТИНКИ ИЗ ПУГОВИЦ

Для развития творческих способностей и образного мышления малыша вы можете предложить ему выкладывать из пуговиц цветочки, дорожки, домики, всевозможные узоры, словом, то, что подскажет ваша фантазия и фантазия ребенка.



Первый игрок кладет на указательный палец пуговицу и поворачивается ко второму игроку. Тот должен переместить эту пуговицу на свой указательный палец, при этом другими пальцами пользоваться нельзя.

Для этой игры понадобится 7 пуговиц.

Выбирают игровое поле, например, ковер. По одной стороне делают ворота (ставят пуговицы на расстоянии примерно 10 см друг от друга). Также делают ворота и по другой стороне ковра.

Оставшиеся три пуговицы — это мячи. Чтобы сделать удар, нужно щелкнуть пальцем пуговицу. Причем бить можно только по той пуговице, которая находится между двух других.
По воротам игроки бьют по очереди.

На ковер или стол выкладывают нечетное количество пуговиц. Чем больше игроков, тем больше пуговиц. В соревновании принимает участие четное количество игроков.
По сигналу ведущего игроки начинают собирать пуговицы. Собирать можно по одной, не сгребая все сразу. Нельзя толкать других игроков или загораживать от них пуговицы.
Тот, кто соберет пуговиц больше всех — победил.

— ищем самую большую пуговицу, — и высыпает все пуговицы из коробки на стол.
Игроки сидят вокруг стола и, не мешая друг другу, ищут пуговицу. Тот, кто нашел, кладет ее рядом с собой.

Ведущий собирает все пуговицы в коробку и дает следующее задание:
— ищем самую маленькую пуговицу

И так далее. Задания могут быть примерно такими:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о