Своими руками

Антенный усилитель для автомагнитолы своими руками схема – автомобильная для радио в домашних условиях, самодельная автоантенна в машину, как сделать для магнитолы в авто, активная радиоантенна, самому усилить сигнал FM, GPS, штекер

Содержание

автомобильная для радио в домашних условиях, самодельная автоантенна в машину, как сделать для магнитолы в авто, активная радиоантенна, самому усилить сигнал FM, GPS, штекер

Чтобы обеспечить работу радио, телевизора и GPS в машине, можно изготовить антенну для автомагнитолы своими руками. Такое приемное устройство по качеству не будет уступать промышленным образцам.

Виды и принципы действия антенн

Антенны улавливают распространяющиеся повсюду электромагнитные волны. В проводнике антенны наводится слабая электродвижущая сила переменного радиочастотного тока. Она подается на приемное устройство. После этого происходит усиление, детектирование и выделение требуемой информации.

Принципы действия антенн

Какую магнитолу рекомендуете покупать:Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.
  • Pioneer 48%, 830 голосов

    830 голосов 48%

    830 голосов — 48% из всех голосов

  • Alpine 15%, 263 голоса

    263 голоса 15%

    263 голоса — 15% из всех голосов

  • Kenwood 11%, 181 голос

    181 голос 11%

    181 голос — 11% из всех голосов

  • Sony 8%, 141 голос

    141 голос 8%

    141 голос — 8% из всех голосов

  • JVC 7%, 120 голосов

    120 голосов 7%

    120 голосов — 7% из всех голосов

  • Другую… 5%, 82 голоса

    82 голоса 5%

    82 голоса — 5% из всех голосов

  • Prology 2%, 29 голосов

    29 голосов 2%

    29 голосов — 2% из всех голосов

  • Mystery 2%, 27 голосов

    27 голосов 2%

    27 голосов — 2% из всех голосов

  • 25 голосов 1%

    25 голосов — 1% из всех голосов

  • Soundmax 1%, 14 голосов

    14 голосов 1%

    14 голосов — 1% из всех голосов

Всего голосов: 1712

Голосовало: 1460

13.11.2019

×

Вы или с вашего IP уже голосовали.

Антенны делятся на активные и пассивные. Первые отличаются наличием усилителя, который увеличивает сигнал автомобильной антенны. Активные приемные устройства обеспечивают стабильный прием радиостанций на расстоянии более 60 км от передатчика.

Пассивные антенны не имеют усилителя. Они отличаются большей простотой сборки своими руками. Пассивная автоантенна чаще всего устанавливается на крыше транспортного средства и обеспечивает уверенный прием сигнала на расстоянии до 15 км, например, в городской черте.

Ты водитель автомобиля?! Тогда ты сможешь пройти этот простейший тест и узнать … Красная стрелка Перейти к тесту »

Инструкция по сборке

Сделать антенну для автомагнитолы своими руками в домашних условиях можно из материалов и инструментов, которые имеются в гараже или мастерской. Для штыря подойдет жесткая стальная или алюминиевая проволока. Корпус можно изготовить из дерева или пластика, не мешающего приему радиоволн.

Необходимые материалы

Чтобы закрепить самодельную антенну для магнитолы своими руками на крыше автомобиля, потребуется магнит от неисправной колонки. На ту его сторону, которая будет соприкасаться с кузовом авто, приклеивается вырезанный по форме кусок пластиковой пленки или безворсовой ткани, чтобы защитить лакокрасочное покрытие от повреждений.

Неактивная

Чтобы сделать автомобильную антенну своими руками, потребуются:

  • жесткая медная или стальная проволока;
  • винт М5 с гайкой и контргайкой;
  • термоклей или термоусадочная трубка;
  • радиочастотный кабель со штекером для автомагнитолы;
  • грунтовка, эпоксидная смола или термопластик;
  • отвертка, кусачки и напильник.

Для изготовления штыря следует размотать проволоку и отрезать кусок длиной от 20 до 50 см. Затем его следует выпрямить, а нижний конец — загнуть под прямым углом и свернуть колечком, чтобы надеть на штырь болт, с помощью которого будет подключаться радиокабель. Нижнюю часть вибратора можно скрутить в виде спирали.

Неактивная антенна самодельная

После этого подготавливается корпус. На его дне проделывается отверстие под крепежный магнит, который прикрепляется на клей. Центральная жила радиокабеля подключается к штырю через болт. Экранная оплетка отодвигается и изолируется таким образом, чтобы она не перемыкала на вибратор. Иначе радиоприемник в авто не будет работать.

Следующий этап — это установка антенны FM для автомобиля в корпус. Для этого следует проделать в нем отверстие по форме болта, который затем вставляется и фиксируется путем заливки холодной сваркой, другой застывающей смолой или пластиком. Этой части следует придать форму конуса и отшлифовать после застывания для более опрятного вида.

Можно также сделать автомобильную радиоантенну своими руками в домашних условиях в виде акульего плавника. Для этого потребуется анкерный болт длиной от 10 до 25 см, в обоих концах которого надо просверлить отверстия. На него следует намотать гибкую медную проволоку в 2 слоя как можно плотнее. Ее концы надо просунуть в ранее просверленные отверстия. Верхний конец следует надежно запаять, а на нижний — накрутить гайку с контргайкой.

Затем следует сделать внешний слой изоляции из эпоксидной смолы или термопластика и придать ему нужную форму.

Не следует использовать винил или карбон, так как они затрудняют прием радиосигнала.

Когда корпус застынет, следует обработать поверхность на токарном станке или путем ручного шлифования, чтобы придать изделию опрятный вид.

В завершение работ по изготовлению радиоантенны в виде акульего плавника для авто самому следует ее покрасить в цвет кузова, если расцветка использованного для корпуса материала отличается от черного. Установка приемного устройства на крышу осуществляется через специальный кронштейн, который не позволит штырю соприкасаться с кузовом. Эта конструкция будет хорошо принимать полезный ФМ-сигнал в крупных городах с мощными передатчиками, выделяя его на фоне помех.

Активная

Чтобы сделать активную антенну авто своими руками, потребуется усилитель от телевизионной антенны, рассчитанный на 12 В, вместе с прилагаемым инжектором питания и кожухом и 2 телескопические антенны от бытовых радиоприемников. В их нижних частях следует просверлить отверстия, подходящие по диаметру ко входам усилителя. Для более надежного крепления между этими деталями и платой усилителя нужно проложить по шайбе. Вся конструкция помещается в герметичный кожух, к нижней части которого прикрепляется фиксационный магнит.

Активная антенна своими руками

Подавать питание на усилитель можно не только через инжектор, но и таким способом. В разрыв центральной жилы радиочастотного кабеля включается конденсатор емкостью 20-50 пФ. Голубой с белой полосой провод автомагнитолы удлиняется и подключается к выводу конденсатора, обращенному к усилителю. В разрыв этого провода нужно включить дроссель, состоящий из 100 витков тонкого провода и намотанный на ферритовом сердечнике.

Эта антенна будет обеспечивать уверенный прием не только радиостанций, но еще и аналоговых и цифровых телеканалов в машине. Сделать автомобильную антенну можно также с усилителем на основе транзистора КТ 368 А или аналогичного ему.

GPS

Для изготовления GPS-антенны на авто потребуется кусок проволоки толщиной 2,5 мм, корпус, сделанный из пластика, и кабель. Также в качестве приемного устройства для навигатора можно задействовать радиоантенну Bosch, клеящуюся на ветровое стекло, если демонтировать модуль усилителя сигнала радиостанций для автоприемника.

Чтобы сделать автомобильную антенну своими руками для GPS, следует загнуть кусок проволоки под прямым углом с трех сторон. Получится П-образная конструкция. Левый край следует загнуть под острым углом, а правый — под прямым. Длина последнего лепестка должна быть около 18 мм. Длина сторон такой антенны — 46 мм.

Соблюдение размеров необходимо для обеспечения работоспособности приемного устройства. Кабель со штекером для антенны GPS припаивается к лепестку, изогнутому под прямым углом. В заключение конструкция помещается в корпус и приклеивается на лобовое стекло или ставится поближе к нему под приборную панель.

Преимущества и недостатки самодельных устройств

Одно из достоинств самодельной автомобильной антенны — это возможность более точной подстройки под условия приема посредством выбора длины приемного штыря и места установки на кузове транспортного средства или внутри него. При тщательной и правильной сборке чувствительность и полоса пропускания самодельного приемного устройства будет не хуже, чем у фабричного.

Достоинства самодельной автоантенны

Один из недостатков самодельных антенн — необходимость сверления кузова авто. Со временем отверстие может проржаветь. Некоторые самодельные антенны могут не соответствовать по своим габаритам Правилам дорожного движения.

Подключение и настройка

Перед подключением самодельной антенны для автомагнитолы необходимо убедиться в том, что кабель не имеет повреждений. Затем он прокладывается под приборной панелью автомобиля до магнитолы. Если кабель заводится в салон через отверстие в крыше, то все отверстия тщательно герметизируются. Штекер кабеля вставляется в автомобильный ресивер.

Если приемное устройство собрано правильно, то все доступные станции должны приниматься четко и уверенно без эфирного мусора. Провод питания активной антенны подсоединяется к голубому с белой полосой проводу автомагнитолы или напрямую к аккумулятору через выключатель.

Антенный усилитель для автомагнитолы: как выбрать

Антенный усилитель для автомагнитолыАнтенный усилитель для автомагнитолы

Антенный усилитель для автомагнитолы

Антенный усилитель для автомагнитолы предназначен для лучшего и уверенного приема. В последнее время стали выпускаться автомагнитолы недорогие, хотя и с хорошим функционалом.
К сожалению, они не способны обеспечивать уверенный прием радиостанций. Особенно это касается территорий вдали от города, где уровень сигнала есть, но он слишком слаб.
Для автомагнитолы антенный усилитель выступает в данном случае, как устройство, резко повышающее прием.
Если раньше кассетные магнитолы встречались сплошь и рядом, то сегодня их можно увидеть лишь в винтажных машинах. Современные автомагнитолы – это больше мультимедийные комплексы, оборудованные огромным набором опций.
Да, современная аппаратура отлично справляется с навигацией, превосходно проигрывает музыку с различных носителей, помогает водителю парковаться и т.д. Но автомобилисту всегда будет не хватать в дороге радио или ТВ – опытный автомобилист это знает!

Усилитель антенный для автомагнитолыУсилитель антенный для автомагнитолы

Усилитель антенный для автомагнитолы

Как и говорилось выше, современный мультимедийный центр обеспечить хороший радиосигнал, особенно вне города, не способен. Тогда приходится приобретать антенный усилитель – специальное устройство, в разы повышающее мощность и качество сигнала.

Как определить, что сигнал слабый

Усилитель для автомагнитолы антенныйУсилитель для автомагнитолы антенный

Усилитель для автомагнитолы антенный

Сделать это совсем несложно.
Достаточно будет ознакомиться с признаками слабого сигнала радио или ТВ, которые приведены ниже:

  • Искажается при просмотре или прослушивании звук. Часты помехи;
  • Список принимаемых станций резко сокращается;
  • Теряется синхронизация изображения;
  • Сигнал исчезает полностью;
  • На экране видны вместо картинки белые мелкие точки, слышен лишь шум.

Ознакомление с устройством

Антенные усилители для автомагнитол и их установкаАнтенные усилители для автомагнитол и их установка

Антенные усилители для автомагнитол и их установка

Такой усилитель специально предназначен для эффективного и уверенного приема станций. Большинство автомобилистов, которые установили в своей машине антенный усилитель отмечают, что сигнал увеличился в два раза, если не больше.

Примечание. Аппарат не потребует каких-либо особых навыков в установке. Его подключение – это всего-то подсоединение одного контакта к головному устройству, а другого – к наружному пассивному диполю.

Усилители антенные для автомагнитолУсилители антенные для автомагнитол

Усилители антенные для автомагнитол

Практически все современные антенные усилители для автомобиля собираются по двухкаскадной схеме, хотя у них могут быть некоторые отличия. Зато они обязательно должны отвечать стандартам современных коммуникационных систем.

Параметры выбора

Усилитель антенны для автомагнитолы схемаУсилитель антенны для автомагнитолы схема

Усилитель антенны для автомагнитолы схема

Выбирая антенный усилитель, рекомендуется следовать нижеприведенным советам:

  • Обратить первоочередное внимание следует на возможность установки усилителя невдалеке от антенны.

Примечание. Следует знать, что подключение непосредственно рядом с входом автомагнитолы с одной стороны значительно повышает уровень сигнала, а с другой грозит помехами, которые излучает электрооборудование.

  • Помним, что рабочая полоса обязана перекрывать нужный диапазон частот;
  • Максимально равномерной должна быть амплитудно-частотная характеристика;
  • Что касается коэффициента усиления, то он желательно чтобы был в пределах 15-25 дБ;
  • При разбросе питающих напряжений должна обеспечиваться стабильная работа;
  • Высоким обязан быть и динамический диапазон, что способствует защите от перегрузок;
  • Наконец, коэффициент шума обязан быть намного меньше значения сигнал/шум.

Примечание. На коэффициент усиления стоит обратить наибольшее внимание. Дело в том, что при его небольших значениях качество приема никак не может быть высоким.
С другой стороны, для города эти же показатели вполне нормальные. Если же этот самый коэффициент слишком завышен, возможна перегрузка широкополосного усилителя, что может привести к его порче.

Неминуемые факторы, которые влияют на сигнал

Примечание. Отметим, что наилучший эффект достигается, если соединить усилитель с внешней антенной. Таким образом, подключается активный, а не пассивный диполь. Немаловажное значение имеет и расстояние. Так, не стоит рассчитывать на качественный прием, если станция (основной передатчик) находится на расстоянии более 120 км.

Стоит отметить, что существуют побочные факторы, так или иначе влияющие на уровень сигнала:

  • В самом городе может наблюдаться переусиление сигнала. Производитель рекомендует либо отключить усилитель в зоне города либо уменьшить коэффициент усиления;
  • Не рекомендуется также использовать усилитель одновременно с активной антенной. Это может привести к обратному эффекту: сигнал ухудшится, появятся искажения;
  • После замены головного устройства могут быть замечены сбои в приеме сигнала. Оказывается, дело может заключаться в питании, которое забыли или не смогли подключить на активную антенну. Покупка специального переходника или его изготовление проблему сразу же решит.

Что выбрать

Сегодня производитель предлагает не один, а целую массу вариантов усилителя для автомобильной антенны.

Отечественный производитель

Усилитель ТриадаУсилитель Триада

Усилитель Триада

Интересно, что и наш отечественный производитель, предлагает целую линейку продукции под названием Триада. Все модели заслуживают похвалы, а особенно усилитель для антенны автомагнитолы Триада-304 Дальнобой, который наделен функцией отключения прибора и работающего в радиодиапазонах FM/АМ/УКВ.

Зарубежный производитель

Усилитель от ПролоджиУсилитель от Пролоджи

Усилитель от Пролоджи

Среди зарубежных производителей почетное место занимает продукция Пролоджи. К примеру, их модель TFB-100 способна усиливать сигналы цифрового и аналогового диапазона и одновременно работать с двумя антеннами.

Своими силами

Да, есть и такой вариант. Для радиолюбителей компания «Мастер КИТ» предлагает специальные комплекты, из которых можно собрать своими руками полноценный усилитель. Опять же, собираются самодельные усилители по двухкаскадной схеме.
Ну вот, теперь вы узнали, как усилить радиосигнал в автомагнитоле. Установка приобретенного или сделанного своими руками усилителя не займет много времени и сил.
Достаточно следовать инструкции, посмотреть видео обзор и изучить полезные фото – материалы. Цена на усилители разная и все зависит от дальности приема, а также производителя.

Усилитель для радио в авто – Поделки для авто

Иногда, из-за некачественного радиоприемника на автомагнитоле, приходится покупать отдельные усилители ВЧ для нормального приема радиовещания. При этом довольно трудный выбор таких усилителей, с учетом того, что на рынке сейчас крайне много дешевой китайской продукции, которая толком не работает.

Вот однажды мне дали такой усилитель для ремонта, точнее для того, чтобы в этом же корпусе я собрал нормальный усилитель.

Хочу представить конструкцию дешевого усилителя ФМ диапазона для радиоприемника.
Оказывается, это вовсе не усилитель, а черт знает что. Схема состоит всего из пар транзисторов, притом один из них просто для засвечивания светодиода.

Усилитель для радио в авто

Питание подается от бортовой сети автомобиля 12 Вольт и…. ничего не происходит, горит только светодиодный индикатор и все – никаких других реакций со стороны автомагнитолы не наблюдается, с усилителем или без – прием одинаковый.

На фото показана плата такого антенного усилителя, заметьте – ничего не ремонтировал, да и вообще плату не трогал, но на плате видны ляпы – большой кусочек припоя, непонятно для чего, крайне грязная плата, везде окислы, да и вообще нерабочая бесполезная вещь.

Усилитель для радио в авто

Цена такого усилителя в районе 200 руб, взамен за копейки можно собрать антенный усилитель в домашних условиях. Парочка рабочих схем таких усилителей представлены ниже

55  Усилитель для радио в авто схема

Указанные схемы очень похожи друг на друга, крайне мало отличий. Обе были проверены и являются вполне работоспособными вариантами, от них явно больше пользы, чем от китайской безделушки, к тому же не содержат дефицитных компонентов.

DSC_0003

Всю элементную базу можно найти в старом радиоприемнике или магнитоле. Всего лишь один транзистор малой мощности КТ368, который может быть заменен на любой другой ВЧ транзистор, из импортных аналогов отлично подойдет SS9018/C9018 – по идее одно и то же.

Усилитель для радио в авто

И ещё хочу отметить один момент, если вы решили купить велосипед, себе или своим детям, то я хотел бы порекомендовать Pegasus. Отличное соотношение цены и качества, предлагает вам компания “Ультраспорт”.

 

Похожие статьи:

АНТЕННЫЙ УСИЛИТЕЛЬ ДЛЯ АВТОМАГНИТОЛЫ

   Все автолюбители имеют у себя в машине магнитолы, да не все магнитолы хорошо ловят радио. Только в дорогие устройства установлены серьёзные приёмники с хорошими УВЧ, способными принимать слабые FM станции. Большая часть дешёвых автомагнитол приемлимо работают лишь по городу, поэтому имеет смысл снабдить их антенным усилителем. Тут есть два варианта — купить готовый промышленный или спаять самому.

Антенный усилитель Ratex

Антенный усилитель Ratex

   Тем, кто имеет некоторые навыки радиолюбительства, предлагается пару схем таких усилителей.

Принципиальная схема ФМ усилителя автомагнитолы

Принципиальная схема ФМ усилителя автомагнитолы

   Входная катушка L1 состоит из четырех витков эмалированного медного провода (бескаркасная) на оправке более 5 мм в диаметре. Катушка L2 похожа на L1, но имеет только три витка. Цоколёвка контактов транзистора 2SC2570 показана на схеме.

Второй вариант FM УВЧ

Принципиальная схема FM усилителя магнитолы авто

Принципиальная схема FM усилителя магнитолы авто

   Вместе с хорошей направленной антенной, данный двухкаскадный антенный усилитель для УКВ FM-диапазона позволит вам получить чёткий приём даже дальних радиостанций. Усилитель также значительно улучшит качество приема местных городских FM-сигналов. Рекомендуется использовать импортные транзисторы, так как с ними результат гораздо лучше. Некоторые из них, в том числе и цоколёвка, показаны в таблице.

Принципиальная схема FM усилителя магнитолы авто

Принципиальная схема FM усилителя магнитолы авто

   Усиление второго MOSFET транзистора регулируется с помощью резистора P1, который задаёт напряжение смещения для T2. Например, если вы живете недалеко от мощного УКВ-FM-и ТВ передающего центра, то вы понимаете, что большое усиление приведёт к перекрёстной модуляции и другим нежелательным эффектам в FM-диапазоне.

Принципиальная схема FM усилителя магнитолы авто

   Усилитель собран на двусторонней печатной плате, показаной на рисунке. Катушки L1, L2 и L3 намотаны на 4,5 мм каркасе.

Подробнее о катушках

 FB1, FB2, FB3 = 5 витков провода 0,15 мм на ферритовых бусинках.

 L1 = 7 витков 0,9 мм диам. эмалированного медного провода; внутренний диаметр 5 мм.

 L2, L3 = 7 витков 0,9 мм, диаметр обмотки 5мм;

 L4 = 30 витков диаметр 0.15 мм эмалированного медного провода на 1 МОм резисторе мощностью 0.5W.

   Настройку в отсутствии приборов можно проводить на слух — по максимуму качества, используя при этом плохую антенну (небольшой кусок провода).

автомобильная, в домашних условиях, радио, как сделать, самодельная, активная, усилить сигнал, FM, ФМ

Каждый автолюбитель сможет изготовить антенну для автомагнитолы своими руками. Этот механизм поможет лучше ловить радиосигналы. Его можно будет сделать под размер корпуса любого транспортного средства.

Принцип работы автомобильной антенны

Такое устройство необходимо для приема электромагнитных волн. Оно начинает преобразовывать энергетический поток этих волн в электрический сигнал. После этих манипуляций данный сигнал можно усилить и преобразовать. Прием таких волн возможен только при настройке антенны на требуемую частоту или частотный диапазон.

Длинная антенна

Для того чтобы она могла улавливать требуемый диапазон частот, нужно правильно подобрать длину, т.к. от этого будет зависеть качество получаемого сигнала и звука. Для того чтобы устройство могло улавливать частоты формата FM, следует делать антенну длинной не менее 750 мм. Этим объясняется связь между размером устройства и качеством получаемого звука.

Чтобы изготовить антенну для магнитолы своими руками, следует для начала определиться с типом механизма.

Существует несколько видов, каждый из которых используется для своих целей.

Например, антенна активного типа — это электронный механизм, который сочетает в себе приемник радиоволн и усилитель радиочастот. Она способна обрабатывать слабый сигнал, который поступает на полотна, затем на корпус усилительного устройства, после которого передается по кабелю на антенный вход автомобильной магнитолы, установленной в салоне транспортного средства. Пассивный вид антенн может принимать только сигналы от местных станций.

Как сделать самому

Многих автолюбителей интересует вопрос о том, как сделать антенну для автомагнитолы своими руками. Для самодельной антенны потребуется подготовить все необходимые инструменты и четко следовать пошаговой инструкции.

Усилитель для ФМ-антенны

Перед установкой в салон антенны своими руками в машину нужно подготовить место, очистив его от скопившейся грязи и пыли.

Необходимые запчасти и инструмент

Комплект необходимых инструментов и запчастей включает в себя:

Что пригодится при изготовлении

  • анкерный болт;
  • набор для паяния;
  • около 3000 мм мягкой проволоки, сделанной из меди;
  • чехол из пластика;
  • схему для усилительного устройства;
  • транзистор КТ368А;
  • провод, который будет вести в салон автомобиля;
  • для активного диполя — резисторы и конденсаторы.

Процесс изготовления

Для начала нужно намотать проволоку на анкерный болт. Все витки должны быть плавными, никаких перехлестов быть не должно. Затем необходимо припаять к обмотке провод, ведущий к автомобильной магнитоле в салоне. Следует подобрать пластиковый чехол, соответствующий получившейся конструкции и размеру штатного места для антенны.

Медная проволока после намотки

Можно переходить к монтажу механизма на крышу транспорта. Существует несколько способов, как это можно сделать:

  • при помощи магнитов;
  • используя вакуумные присоски;
  • струбцинами;
  • установить место для штатной антенны;
  • при помощи резьбы.

Провод следует протянуть вдоль корпуса, желательно вдоль одной из стоек транспортного средства. В корпусе можно просверлить 2 отверстия, желательно положить провод по периметру дверного проема и зафиксировать все.

После монтажа следует проложить кабель по боковой части и соединить его с радиоприемником.

Монтаж радиоприемного механизма на корпус автомобиля с использованием имеющего разъема:

  1. Взять проволоку и нарезать резьбу.
  2. С одной стороны резьба должна быть длиннее высоты изолятора, т.к. там будет еще 3 гайки.
  3. Закрутить первую гайку.
  4. Вставить проволоку в разъем изолятора и закрутить гайку №2.
  5. Зафиксировать все контргайкой.
  6. Вставить изолятор в отверстие, находящееся на корпусе транспорта.
  7. Зачистить центральную жилу радиокабеля.
  8. Намотать несколько витков защищенной жилы, закрепить все гайками.
  9. Соединить экран провода с корпусом транспортного средства.
  10. Подсоединить ко второму концу кабеля антенный разъем.
  11. Зафиксировать кабель в салоне. Для этих целей рекомендуется воспользоваться термозащитным клеем.

Если пользователь выбрал активный вид приемного механизма, то его нужно устанавливать на лобовом стекле при помощи выбранного вами кронштейна с вакуумной присоской.

Все работы по монтажу и подключению должны проводиться при отключенном силовом агрегате автомобиля.

Подключение и настройка

Конструкция автоантенны для приема радио в авто включает в себя 3 провода:

Подключение и прокладка проводов

  1. Для заземления и установки приемного устройства. Он подключается к металлическому крепежному элементу и закручивается.
  2. Провод для питания. Он должен подсоединяться к идущему от радиоприемника проводу.
  3. Контактный. Его устанавливают в специальный разъем, который есть на корпусе автомагнитолы. В некоторых устройствах провод питания и контактный могут быть объединены в один общий.

Достоинства и недостатки

Сделанную наружную антенну для автомагнитолы своими руками в домашних условиях можно смонтировать под любой кузов транспортного средства. У таких механизмов не возникает никаких проблем с высотой установки для приема ФМ сигнала. Еще один плюс самодельного девайса — лучшее качество приема сигналов, по сравнению с заводскими механизмами. В случае необходимости пользователь сможет переделать ее в GPS-антенну.

К минусам можно отнести тот момент, что к самодельной антенне могут появиться вопросы у сотрудников государственной инспекции безопасности дорожного движения. Провода от приемного механизма могут испортить интерьер салона. В некоторых случаях может потребоваться сверление кузова для установки данного устройства.

Антенный усилитель для автомагнитолы – особенности выбора и изготовления + Видео

Антенный радиоусилитель необходим для того, чтобы обеспечить уверенный и бесперебойный прием радиоволн без помех во всех направлениях. Несмотря на то  что в последние годы производители автозвука выпускают автомагнитолы с высокими функциональными возможностями, этого бывает недостаточно для качественного приема радиостанций, особенно за пределами городской черты.

1 Какими свойствами должен обладать качественный усилитель?

Очень часто, автомобилисты, поддавшись на разрекламированные бренды, стремятся приобрести «супернавороченную» антенну, производитель которой заявляет о высоких возможностях устройства по приему радиосигнала. Как правило, реальная работа устройства  далека от обещаний рекламных роликов.

Для того, чтобы ловить радио во всем диапазоне частот, достаточно качественного антенного усилителя.  При его выборе следует ориентироваться прежде всего на  максимально возможный прием качественного сигнала в определенной местности. Кроме того, предполагается, что мощность усилителя радиосигнала будет полностью перекрывать весь радиовещательный диапазон частот.

Автомобильная антенна для приема радиосигнала

Качественный антенный усилитель для современной автомагнитолы должен:

  • сохранять режим работы даже в условиях широкого диапазона мощностей и температур;
  • обладать высоким динамическим диапазоном  для предотвращения варианта перегрузки из-за большого уровня входного сигнала;
  • характеризоваться минимальным коэффициентом шума;
  • иметь коэффициент усиливающего свойства порядка 15-25 децибел;
  • перекрывать весь диапазон существующих частот рабочей полосой усилителя.

Качественный антенный усилитель для современной автомагнитолы

Таким образом, приобретая устройство или изготавливая антенный усилитель своими руками, необходимо, в первую очередь, обращать внимание на возможность установки его на самой антенне или в непосредственной близости от нее.

Если устанавливать деталь в районе антенного входа, это может спровоцировать повышение коэффициента «шум-сигнал», при этом качественный прием частот может быть даже затруднен на некоторых участках.

2 Как правильно выбрать антенный усилитель?

Предлагаемые на рынке усилители  от различных производителей, как правило, собираются по двухкаскадной схеме, однако их работа в разных диапазонах может  отличаться друг от друга. Подобные устройства предназначены для увеличения сигнала и почти все автовладельцы, которые установили на свой автомобиль данную деталь, отмечают значительное улучшение приема.

Все антенные усилители, встречающиеся на прилавках магазинов, должны соответствовать стандартам коммуникационных систем и пройти сертификацию согласно ГОСТу.

Прибор для увеличения сигнала радиоантенны авто

Независимо от качества и стоимости устройства существует ряд побочных факторов, которые в определенных обстоятельствах могут повлиять на прием радиосигнала. Среди них следует выделить такие как:

  • Перегрузка сигнала в городской черте. Чтобы избежать помех на радио, рекомендуется отключить усилитель или установить минимальный коэффициент усиления.
  • Использование усилителя вместе с активной антенной. Это сочетание ведет к обратному эффекту и ухудшает уровень приема.

3 Обзор популярных моделей антенного усилителя

Пожалуй, самым востребованным  вариантом усилка для автомагнитолы среди отечественных производителей является модель «Триада 304». Среди преимуществ устройства можно выделить относительно невысокую цену, достойное качество и оптимальный функционал, возможность отключения усиления в зоне уверенного сигнала.

Усилитель для антенны «Триада 304»

Что касается усилителей иностранного производства, то самыми популярными являются устройства производства компании Prology. Например, такая модель, как TFB-100, способна работать одновременно с несколькими антеннами и качественно усиливать сигналы цифрового и аналоговых диапазонов с одинаковой точностью.

Модель компании Prology «TFB-100»

Помимо представленных моделей существует еще огромное количество производителей аналогичных устройств, каждый из которых стремится удивить автовладельцев своими «фишками». Однако, многие автолюбители предпочитают изготавливать антенный усилитель радио своими руками, используя классическую двухкаскадную схему и специальные наборы для самостоятельной сборки. Такие наборы производит компания Мастер-Кит и др.

4 Изготовление усилителя по двухкаскадной схеме своими руками

Усилитель своими руками для автомагнитолы выполняется по классической схеме с восемью основными резисторами. Таким образом, резисторы R1, R2, R4 и R6 предназначены для стабилизации изменений в транзисторах типа VT1  в случае изменения напряжения или температуры. Элементы в схеме выбираются так, чтобы обеспечить максимальную характеристику амплитуд и частот усилителя.

Усилитель для автомагнитолы своими руками

Помимо этого, в схеме применяются и специальные биополярные транзисторы типа 2SC29 c частотой менее 1 ГГЦ. Это позволяет минимизировать степень шумов, которые производятся самим усилителем. Все элементы двухкаскадной схемы монтируются на специальной плате с помощью припайки. Паять элементы можно собственноручно либо обратиться к специалисту-электронщику, который проведет подсоединение в правильной последовательности согласно схеме. Плату можно приобрести из комплекта деталей все той же фирмы Мастер-Кит. Найти деталь можно в специализированных магазинах.

После сборки  самодельного  радиоусилителя необходимо выполнить соединение контактов: вход усилителя со входом антенны, выход с помощью специального кабеля сопротивлением не менее 75 ОМ идет на радиоприемник. Кабель можно дополнительно заизолировать и закрепить непосредственно на плате хомутами, продев их в специально предусмотренные отверстия. Очень важно при соединении усилителя с электропитанием самого автомобиля строго соблюдать полярность.

Радиоусилитель магнитолы авто

Для питания с сетью лучше использовать напряжение в 12 вольт и подключать плату к выходу магнитолы ANT. В таком случае  напряжение будет подаваться при включении автомагнитолы. Если вы устанавливаете устройство с внешней стороны автомобиля, следует позаботиться о дополнительной изоляции и герметичности корпуса, однако лучше устанавливать усилитель радиосигнала в непосредственной близости к антенне.

Преимущество самостоятельного изготовления детали в том, что при необходимости можно изменить схему и получить на выходе более четкий сигнал и минимизировать количество возникающих помех.

УСТАНОВКА ВТОРОГО ТЮНЕРА В АВТОМАГНИТОЛУ

Качественный радиоприем в автомобиле, думаю, интересует очень многих. Вот и меня то же. Было очень приятно, когда мне в руки попали две одинаковые автомагнитолы RCD300 с двумя тюнерами. Вот они.

Рисунок 1

Сделаны Грюндиком в Португалии. Ставятся на автомобили, связанные с Фольцвагеном. Обалденная родословная. На фото видны два антенных гнезда и два блока FM тюнеров. Справа видна доработка – установлены стандартные гнезда. Какой-то еще проводок, но уже не помню что это. И корпус доработан под стандартный 2 Дин. С большим удовольствием и дрожащими руками поставил на автомобиль, правда не Фольцваген, а Сузуки. Уж очень хотелось побыстрее опробовать именно две антенны, которые у меня стояли. Одна штатная над задним стеклом с усилителем. Вторая Блаупункт из магазина, наклеенная на лобовое стекло (усы) с усилителем.

Что сразу бросилось в глаза, а точнее уши – ужасно низкая чувствительность. Соответственно услышать четкое стерео было очень сложно и редко. А чуть сигнал слабее, так он сразу становился искаженным, хрюкающим. После каждого отключения аккумулятора приходилось вводить код – очень неудобно. Никакого преимущества от разнесения по фазе двух-антенного приема мне услышать не удалось (есть в интернете статьи). Возможно, что-то и было по гашению отраженного сигнала при радиоприеме, но эта функция, видимо, просто гасила высокие частоты. При этом так и не удалось понять когда включаются в работу именно две антенны. Если просто втыкать в гнезда одну антенну попеременно, то работало только основное гнездо. В общем ничего понять по двух-антенному приему на этих магнитолах не удалось, как ни старался.

Единственное, что удалось определить точно, так это то, что на входе в тюнеры стояли фильтры с большой последовательной к тюнеру индуктивностью (не перестраиваемым фильтром), которые, возможно, сильно гасили сигнал. Их бы убрать. Но было уже поздно и неинтересно. Имеющиеся у меня автомагнитолы с одной антенной давали звук лучше. А кроме того совершенно примитивный темброблок и отсутствие USB просто заставило отставить эти магнитолы в сторону и они лежат без дела уже несколько лет.

С другой стороны, если в условиях слабого сигнала или сигнала с помехами переключать антенны с одной на другую на одной простой автомагнитоле, то ясно было слышно, что одна антенна давала хороший звук, а вторая плохой. В другом же месте – наоборот. Вот и встала задача сделать автоматическое слежение за подачей лучшего сигнала в магнитолу. При этом никакого фазового разнесения и процессорного переключения безусловно самому не сделать, да и не нужно. Хорошо бы просто переключение.

Практика показала, что чистое суммирование антенн – через трансформаторы, через конденсаторы, резисторы или напрямую пользы не давало – антенны взаимно гасили друг-друга. Первоначально казалось, что установка двух тюнеров с простым суммированием сигнала где-то на низкой частоте решит задачу. Но вновь практика показала, что это не так. Слабый сигнал в антенне одного тюнера сильно портил звук второго (с сильным сигналом) — шипением и хрюканием. Ниже на фото показан один из экспериментов, где один гетеродин давал сигнал на два входника и сигнал ПЧ суммировался.

Рисунки 2 и 3

Сверху виден выносной блок с гетеродином и двумя входниками, ну а в основной блок подавалась суммарная ПЧ 10,7 МГц. Зачем вход под третью антенну уже не помню. Управляется гетеродин ручкой настройки, т.е. не цифровым способом.

Эксперимент не удался. Во первых – слабый сигнал с одной антенны портил сигнал второй (именно на ПЧ). Во вторых не удалось найти достойных входников. Все они отличались очень низким качеством преобразования сигнала антенны в ПЧ. Все они морально устарели.

Входники на основе микросхем LA1175, LA1177, AN7243, AN7280, TDA1575 не давали такого качества как у более современных микросхем, у которых тюнер в одном корпусе и без отдельного транзистора – усилителя ВЧ. Конечно хотелось добавить простой гаситель слабого сигнала на слабом тюнере, но хреновые входники поставили крест на эксперименте. Вот они эти входники (хотя третий сверху вроде бы без микросхемы – для стационарного тюнера). 

Рисунок 4

Любителям качественного звука лучше про них забыть – чувствительность низкая, входной фильтр пропускает все помехи, усилитель ПЧ в микросхеме просто какая-то грязь, в целом звук получается отстойный. Так же проявилась еще одна существенная трудность – сложность подачи сигнала внешнего гетеродина на микросхему тюнера вместо собственного гетеродина. Не так-то просто зачастую это сделать. В общем этот эксперимент зашел в тупик. Но зато он четко показал, что надо обратить взор на современные микросхемы. А они все с цифровым управлением по шине I2C. Новая сложность – совершенно не хотелось изучать принцип работы этой шины. Но пришлось ознакомительно – не бросать же добрую задумку. И, как оказалось, именно управление по цифровой шине и качество современных микросхем позволили решить задачу, причем очень неплохо. О чем и статья. Так что читаем и наслаждаемся.

Первой для эксперимента (с цифровым управлением) попалась автомагнитола VDO Daiton CD2703. В целом магнитола неплохая, но морально устарела. Нет USB. Зато есть память на все настройки при отключении аккумулятора. Очень хитрый тюнер – с двумя ПЧ: 72 МГц и 10,7 МГц. Регулировка тембра слабая. В общем – вышла бы из строя – не жалко. А для эксперимента – самое то. Ну и, что самое главное, был в запасе именно такой же блок тюнера. Схемы нигде не нашел, но наиболее близка схема VDO SM CD441 – она есть в интернете. Вот магнитола на фото. Видна доработка — два блока FM и два гнезда под антенны. СД-приводом пришлось пожертвовать.

Рисунок 5 и 6

А вот сама плата запасного тюнера до установки в магнитолу.

Рисунок 7

Микросхемы TEA6810T и TEA6825T. Даташиты есть в интернете. Звук этот тюнер дает грязноватый, мало высоких частот и никаких прелестей двух ПЧ не выявилось. Зато он имеет одно важное свойство: при отсутствии сигнала на антенне, на выходе низкой частоты левого и правого каналов сигнал то же равен нулю и именно этот тюнер не будет мешаться второму, на котором сигнал хороший, т.е. не будет вносить шипений и хрюканий. Соответственно не требуется устанавливать регулятор плавного баланса громкости основного и дополнительного тюнера в зависимости от уровня сигнала. НЧ – выходы обоих блоков тюнеров можно подключать параллельно (естественно через резисторы).

Одним из основных свойств связи по цифровой шине является передача цифрового сигнала туда и обратно, т.е. двунаправленная – от процессора в тюнер и от тюнера в процессор. Но дополнительный тюнер будет давать сигнал не вполне соответствующий основному тюнеру. Антенны то разные. Например уровень сигнала на входе – он совершенно другой. Отклонение от заданной частоты – то же свое, не соответствующее основному тюнеру. Автопоиск – то же не такой и т.д. Да и вообще вряд ли процессор справится с двумя тюнерами. 

Но, как оказалось в этой магнитоле можно параллельно подключать оба провода шины I2C: SDA и SCL к обоим блокам. Тюнеры не мешаются друг-другу. Но, в целом, как потом выяснилось именно эта магнитола (этот тюнер) оказалась самой простой для доработки  – постановки второго тюнера. Дополнительный тюнер ставится почти параллельно штатному.

Было очень неудобно экспериментировать с основным тюнером в штатном состоянии. Пришлось его выпаять и вынести за корпус магнитолы. Ну а потом удобней было расположить оба тюнера друг над другом – рис.5. 

Естественно, что дополнительный блок тюнера в любой автомагнитоле должен быть на той же микросхеме, как штатный, ведь кодовые цифровые сигналы индивидуальны под каждую микросхему.  Вот выводы блока тюнера из даташита.

Рисунок 8

Это схема выполненных соединений основного и дополнительного блока:

А вот фото выполненных соединений. 

Рисунок 10

  • Вывод 1 (антенна) каждого блока идет на центральную жилу своего антенного гнезда.
  • Выводы 2 идут на землю и корпуса антенных гнезд и экранов блоков. Ну и на свое место в основной плате магнитолы.

Рисунок 11 и 12

  • Вывод 5 «IN LOCK» это фиксация станции при автопоиске. Блок дает «0» в процессор, если станция поймана. Соответственно блоки развязаны через диоды (чтобы не мешаться друг-другу) и идут на свое место в плате.
  • Выводы 6, оба идут на +8,5 В (на свое место в плате).
  • Выводы 7, оба идут на землю и корпуса блоков (не видно).
  • Выводы 8, оба идут на +5 В в плату (не видно).

Желтые конденсаторы соединяют +8,5 В и +5 В с землей (корпусом) – стабилизируют питание.

Рисунок 13 

Рисунок 14 и 15

  • Вывод 10 дополнительного блока свободен. Штатного идет на свое место.
  • Выводы 11 обоих блоков не используются – свободные.
  • Выводы 12 и 13 блоков соединены через резисторы 4,7 кОм. Можно было бы и напрямую соединить, но во время экспериментов было боязно – вдруг что-то замкнет на дополнительном блоке, тогда шина I2C выйдет из строя, а с ней и вся магнитола. Так что в плату прямиком идет только основной блок.
  • Выводы 14 свободные.
  • Выводы 15, 16 это выходы левого и правого каналов. Идут в плату через резисторы 8,2 кОм от каждого блока. То есть здесь происходит смешение сигналов от блоков по каждому каналу.
  • Выводы 17 оба идут в плату не землю.
  • Выводы 18 свободные оба.
  • Вывод 19 основного блока идет на землю через емкость 2700 пФ. В плату не идет.
  • Вывод 19 дополнительного блока свободный.

Рисунок 16

Вот и все. Как же при езде? Не просто сказать, ведь не знаешь точно как бы в этом месте работал один тюнер. Не с чем сравнивать именно в данный момент времени и пространства. Вроде бы некоторый эффект есть, особенно в условиях города, где один тюнер по памяти подшипывал. Но в целом, наверное, если взять в общем, положительный эффект от постановки второго тюнера в данном случае 10%, не более. А, учитывая, невеликое качество этой магнитолы, как и обе вышеописанных, положил ее в тумбочку. 

Автомагнитола Kenwood DPX502

Далее очередь дошла до действительно качественной автомагнитолы, лучше которой мне не приходилось владеть. Это Кенвуд DPX502. Во истину классная магнитола. Многослойная плата, УНЧ – самый лучший: TDA7850. Регулятор тембра, на мой взгляд то же самый лучший: TDA7415. Нет цифровых звуковых задержек, очень портящих звук. Память на все настройки при съеме аккумулятора. Лучший аналоговый тюнер на TDA7540, ну и все другое на очень высоком уровне.

Сперва надо было оценить, а возможно ли вообще, в принципе, поставить дополнительный тюнер к штатному на этой микросхеме TDA7540. Так что пришлось сперва сделать опытный вариант на ненужной магнитоле Блаупункт Лондон 48 с тюнером на этой микросхеме. Звук с экспериментального дополнительного блока идет через выносной усилитель (в изоленте на фото) на наушник. Вот он.

Рисунок 17 и 18

Получился некий маленький стендик для испытания различных блоков. Вот таких, например (естественно, что все они на TDA7540):

Рисунок 19

Блок из JVC. Похоже KD DV7407.  Фирма Митсуми. Очень низкая чувствительность. Похоже явный дефект конструкции – необходимо корректировать входную цепь. Но в принципе работает. Связь с процессором отличная. Взаимных конфликтов со штатным тюнером нет. Устанавливать как дополнительный можно. Он же на фото выше. Так же здесь видна доработка по пьезофильтрам (об этом ниже).

Блок из LG. Похоже LAC-M6600. И в Крайслере такой видел. Прекрасно работает дополнительным тюнером. Звук отличный. Смело можно ставить как дополнительный. Видно, что третий кварцевый фильтр производителем не установлен. На экране надпись KSE.

Рисунок 20

Это блок из китайской магнитолы.

Рисунок 21

Обозначение KST-CF112LVD-120М. На экране (здесь снят) просто KSЕ. Работает неплохо. Можно ставить как дополнительный, но чувствительность слабовата.

Блок из Кенвуда. Лучший из лучших. Смело можно ставить как дополнительный. Самая высокая чувствительность и качество звука. Лучше не слышал.

Рисунок 22

Другие блоки на этой микросхеме мне не попадались. Однажды слушал Альпайн на этой микросхеме – не понравился звук – сильные искажения шипящих звуков. Опасения, что возможно ли в принципе на данной микросхеме ставить дополнительный тюнер рассеялись. Прекрасно можно ставить. И все показанные отлично подходят для дополнительного тюнера. Никаких конфликтов по цифровой шине нет.

На любом тюнере можно увеличивать чувствительность и это, по всей видимости, сделать не сложно, т.к. есть одно очень важное достоинство этой микросхемы. Это – автоматическая подстройка частоты входного фильтра. Можно смело изменять номиналы всех элементов на входе. Однако вплотную пока этим не занимался. 

На рисунках 17, 18, 19 показана реальная работа дополнительного тюнера. Видны провода (сверху вниз): Два белых – нулевые. Два желтых – выход звука на усилитель наушников. Зеленый – SCL. Желтый – SDA. Красный   +8,5 В. Голый – антенна. Белый – корпус. На всякий случай, чтобы не спалить магнитолу провода SDL, SDA идут через резисторы. Можно сказать, что немного проводов. Теперь про доработки дополнительных блоков.

Важно, что все эти блоки тюнеров имеют в своем составе микросхему памяти – маленькую с восемью выводами, которая нам совсем не нужна. Достаточно памяти и на основном (штатном) блоке. Поэтому во всех экспериментах и при постановке эта микросхема должна быть исключена из работы. Способов исключения несколько. Можно просто микросхему откусить. Можно перерезать дорожки SDL, SDA или выпаять резисторы на этих дорожках, если они есть. Можно попроще – просто не подавать напряжение питания +5 В (вывод №8 микросхемы памяти – отпаять этот вывод и отогнуть вверх). Можно убрать землю с микросхемы (выводы 1, 2, 3, 4, 7), например перерезав дорожку платы. Интересно, что в блоке Кенвуда вывод земли №14 идет только на микросхему памяти и больше никуда. Можно просто не запаивать этот вывод блока на землю и микросхема памяти будет исключена. 

Кроме того на всех блоках желательно выключить цепи выдачи сигналов из микросхемы TDA7540 по шине I2C (чтобы не мешаться основному блоку тюнера). Шина должна быть только на прием сигнала. Благо в микросхеме TDA7540 это возможно и вот как организовано: Вывод 41 микросхемы – это земля только шины цепей I2C внутри микросхемы. Если этот вывод отключить от земли, то передачи сигнала из микросхемы не будет. Но прием сигнала останется. Это потому, что передача сигнала по шине выполняется отрицательными импульсами от +5В (т.е. коллектором внутреннего транзистора через резистор от +5В на землю). А если земли в этих цепях нет, то коллектор не может притягиваться к земле – передачи не будет. Соответственно вывод 41 на каждом блоке надо отключать от земли. Например  отпаивать сам вывод от дорожки и отгибать вверх (в упомянутых блоках позже так и было сделано) или просто перерезать. Прием сигнала по шине выполняется другими цепями внутри микросхемы и эта земля им не нужна. Хотя, справедливости ради, и без отцепления земли оба блока работают. Но, на всякий случай лучше отцепить. 

Подача + 5 В на блок в основном нужна микросхеме памяти, но согласно даташита, на некоторые выводы TDA7540 надо подавать + 5 В через резисторы 22 кОм. Хотя, практически, если не подавать, то ничего не меняется. Поэтому, чтобы не тянуть лишний провод + 5В и не нарушать даташит, можно просто подать на вывод блока + 5 В напряжение питания 8,5 В через резистор 47 кОм. Тогда на самом выводе блока и будет примерно + 5 В.

Это все доработки самого дополнительного блока. Но дальше встает главный вопрос  — как смешивать НЧ сигналы обоих блоков. Здесь основной  особенностью микросхемы TDA7540 является то, что с уменьшением сигнала на антенне плавно снижаются эффект стерео, уровень ВЧ, затем чуть снижается и громкость. Все хорошо. Но при почти полном отсутствии сигнала на антенне, вдруг резко возрастает шипение и всевозможные помехи! Странное явление. И, если сигналы просто смешивать, именно это явление и портит общий выходной сигнал хотя второй блок еще принимает сильный сигнал и дает хороший звук. То есть должно быть устройство, которое бы плавно переключало блоки в зависимости от уровня принимаемого с антенны сигнала.  

Смешивать НЧ сигналы обоих блоков можно двумя путями.

  1. Первый – смешивать комплексные стереосигналы MPXOUT (выход — выводы 53 обоих блоков) и подавать на  MPXIN (вход — вывод 50 основного блока). Вся работа была бы попроще, но этот путь требовал бы залезать внутрь основного блока и паять SMD компоненты, а возможно и демонтировать с платы сам основной блок. Очень сложно и трудоемко. То есть неприемлемо. Лучше оставить основной блок на месте и подпаиваться только к его выводам, внутрь не залазить.
  2. Второй путь – смешивать левые и правые каналы с выходных выводов блоков. Но как менять соотношение каналов в зависимости от сигнала на антенне? Это оказался самый сложный вопрос во всей доработке.

Причем необходимо не только смешивать сигналы по определенному закону, но и обеспечить постоянную громкость, т.е. амплитуду смешанного сигнала. Забегая вперед скажу, что решить этот вопрос максимально качественно так и не удалось. Итак, какие условия мы имеем. Любой блок FM за мою практику имеет вывод с сигналом, пропорциональным сигналу на антенне – это SD или FSU или Smeter (разные фирмы по разному называют). Обычно от 0,5 В (нет сигнала на антенне) до ?5 В (самый мощный сигнал). 

Имеем на автомобиле две антенны. Причем практически всегда одна из антенн более мощная. Это та, которая стоит на крыше и самая высокая. И здесь возникает следующее условие: пока сигнал на основной антенне достаточно сильный (отлично слушается, отличный радиоприем) подмешивать сигнал со второй антенны нельзя, т.к. он может добавить грязноватый сигнал. Естественно, что основная антенна идет на основной блок тюнера (штатный, обладающий приоритетом), а вторая антенна – на дополнительный (подключаемый только когда будет разрешение от основного блока). Чем больше сигнал на дополнительном блоке тюнера – тем больший вклад он должен вносить в суммарный сигнал. 

Была собрана вот такая схема регулируемого смесителя сигналов. Оба блока тюнеров одинаковые – Кенвуд на TDA7540. Здесь, когда на основном блоке тюнера сильный сигнал, то сигнал дополнительного блока плавно гасится диодным аттенюатором и, соответственно, сигнал дополнительного блока тюнера не подмешивается в суммарный сигнал. Когда же сигнал основного блока слабый, то есть когда напряжение на выводе FSU основного блока низкое, то и снижается управляющее напряжение на диоды аттенюатора – больше сигнала дополнительного блока тюнера проходит в суммарный сигнал. Ну и когда сигнал дополнительного блока тюнера очень сильный (высокое напряжение FSU), то он снижает управляющее напряжение на диоды аттенюатора – больше сигнала дополнительного блока подмешивается в суммарный сигнал. Степень влияния FSU блоков разная. FSU основного блока вносит в управляющий сигнал в два раза большее влияние, чем FSU дополнительного блока тюнера. Жалко, что сразу не сделал регулировочные элементы балансировки влияния FSU на аттенюатор, да еще выносные – чтобы при езде регулировать. Но и так нормально.

Рисунок 23

Схема приглушения сигнала дополнительного блока тюнера с помощью диодного аттенюатора. При нулевом управляющем напряжении на диодах сигналы блоков смешиваются поровну. При высоком напряжении на диодах сигнал дополнительного блока глушится. Обозначения:

  • L – выход левого канала;
  • R — выход правого канала;
  • S – выход FSU (для Кенвуда).

Выход смешанных сигналов идет на выводы 59, 60 микросхемы тембра TDA7415 на плате магнитолы Кенвуд DPX502. Предварительно на-до убрать с указанных выводов штатные конденсаторы. Здесь не показано питание микросхем.

Вот как выглядит спаянная плата регулируемого смесителя на опробовании. 

Рисунок 24

В целом плата работает очень неплохо (сейчас на автомобиле). Никаких замечаний к звуку нет. Но есть существенные замечания, чисто теоретически к самой схеме. Хорошо бы уменьшить номинал резисторов R7, R8 раз этак в десять. Увеличить количество диодов – раза в полтора бы. Увеличить номинал резисторов R5, R6, R9, R10 до 12 кОм. Будет время — сделаю, но пока не до этого. Диоды должны быть германиевые – Д9, Д20, Д311 и другие, но надо проверить.

На схеме рис.23 забыл нарисовать питание микросхем, но на рис.24 видно, что есть большой конденсатор. Сама микросхема D1 должна быть с выходным напряжением от 0 В – типа Rail to Rail. Замена – LM258. Другие замены очень дорогие. Замен D2 огромное количество, но микросхемы должны быть для звуковых целей и с невысоким напряжением питания. 

Вообще диодный аттенюатор показывает очень неплохие результаты по звуку. Хорошо бы убедиться на высококачественной стационарной аппаратуре.  Да и проверить – сколько же надо диодов для регулировки звука действительно высокого качества. Одновременно спаял регулируемый смеситель на микросхеме регулировки громкости TDA8199. Но она плохо работает при напряжении питания менее 11,2 В. Так же инвертирует входной сигнал. Очень неудобно. Схема на диодах показала лучшие результаты. На следующем фото обе платы.

Рисунок 25

Так выглядел смеситель на TDA8199 в сборе с дополнительным блоком тюнера, готовый к постановке на магнитолу. Не имеет смысла приводить здесь схему. Лучше не связывайтесь с TDA8199. Просто время потеряете. На магнитоле этот блок не прижился. Можно попробовать LM1036, TDA1524, TDA1074 и что-то еще.

Рисунок 26

Это магнитола Кенвуд DPX502 до доработки. Видны выводы (штыри) штатного блока тюнера. К ним надо подпаиваться. То есть брать с них питание, два провода I2C и т.д. Дополнительный блок удобно крепить под металлической консолью – видна слева. К ней и прикручивать.

Рисунок 27

Ниже фото постановки дополнительного блока тюнера в сборе с регулируемым смесителем на диодах в автомагнитолу. Сверху виден выключатель дополнительного блока во время экспериментов. Практически он не нужен. Не надо его ставить. Да и проводов будет меньше. Бумага и ткань – это защита, чтобы случайные капли припоя не попали на плату магнитолы. 

На рисунках 28 и 30 справа видна часть платы с проводками – это другая доработка магнитолы. К нашей теме она не относится. Это просто небольшая задержка по времени выключения магнитолы после поворота ключа зажигания автомобиля из рабочего положения в выключенное. Очень меня доставало, когда выключаешь двигатель и тут же выключалась магнитола.

Рисунок 28 и 29

Рисунок 30 и 31

Видна почти что вся доработка. Не показаны только проводки, припаянные к микросхеме тембра TDA7415 – они на обратной стороне платы и выходят на переключатель. На эту микросхему сходятся все источники звука. Плохо видны проводки, подпаянные к выводам (штырькам) основного блока тюнера. Если бы не выключатель – проводов было бы значительно меньше. Дополнительное антенное гнездо установлено путем сверления задней стенки корпуса магнитолы.

На этом фото и рис.26 очень плохо, но видно, что на блоке тюнера неиспользуемые штырьки отогнуты вверх. Их можно отрезать. Штырьки земли подогнуты к экрану и запаяны на экран. А штыри под провода оставлены как есть.

Рисунок 32

Бывает очень трудно выпаивать блоки тюнеров (штырьки) из основной платы магнитолы. Тогда можно просто выпилить участок основной платы вместе с блоком тюнера. Так, что и выпаивать ничего не надо.

Вот по этой схеме и надо соединять блоки. К сожалению сам по этой схеме не соединял – у меня был переключатель (никчемный). Там было чуть посложнее. Но ошибок вроде бы здесь нет. Номерами на схеме отмечены штырьки блоков по даташиту (схеме). Не показан провод на дополнительную антенну от вывода 23 дополнительного блока – чтобы не загромождать рисунок. 

Плату смесителя именно по этой схеме не делал, соответственно нет и разводки платы. Штырьки земли дополнительного блока № 1, 5, 7, 12, 20, 24 надо подпаять к экрану. При этом земляной штырек № 14 оставить свободным. Это – земля  микросхемы памяти, которая нам не нужна — чтобы не отправлять сигналы из микросхемы дополнительного блока в процессор. Так же оставить свободными выводы дополнительного блока № 6, 8, 9, 10, 17, 19, 21, 22.

Вот по конструкции и все. Хотелось бы в качестве управляемого смесителя попробовать опторезисторы или какие-то микросхемы, но пока нет времени. Да и смеситель на диодах меня вполне устраивает. Естественно возникает вопрос – а как при езде. Здесь очень интересная вещь получилась – появился очень приятный момент, первоначально даже не прогнозируемый и непонятный по сей день. Но очень классный. Это то, что при очень слабом сигнале звук не хрюкает, нет искажений звука, как бывает на одной антенне. Уменьшились всевозможные потрескивания. Как будто бы при двух антеннах сигналы суммируются взаимно дополняя недостатки друг друга и компенсируя искажения. Звук плавно уходит на нет, оставаясь неплохим по качеству. Здорово слушается.

Так же сами блоки тюнеров были доработаны в соответствии со статьей «Доработка FM тюнеров для повышения качества радиоприема» Волкова И. На рисунках 19, 31 чуть-чуть видна доработка – поставлены дополнительные детали на пьезофильтры в блоке тюнера.

Ну и как же можно в целом оценить прибавку в потребительских свойствах двух антенн? Думаю в среднем процентов на 20 радиоприем стал лучше. Мне нравится, особенно в городе. Вероятно, можно подобным образом дорабатывать и современные магнитолы на полностью цифровых тюнерах. Если кто сделает – был бы рад почитать. А, ведь, можно и три антенны! Но еще лучше сами блоки тюнеров располагать непосредственно на антенне – тогда не будет антенного кабеля к магнитоле, да и усилитель антенны можно выбросить. Это должно улучшить звук. Есть поле для творчества! 

Ну, вот, пожалуй и все. На сем премудрости этой доработки закончились. Конечно все эти работы делаются на свой страх и риск. Необходимо иметь опыт подобных работ и точно понимать, что Вы делаете и для чего. Можно влегкую вывести из строя магнитолу. И еще хочется сказать: уверен, что тот, кто поездил с двумя тюнерами, тот всегда будет к этому стремиться. Это как поездив на полном приводе, не хочется пересаживаться на монопривод, а тем более на задний привод))

Буду рад прочитать отзывы, а так же о других Ваших доработках тюнеров и усовершенствованиях этих. Желаю удачи, Волков И., Пермь. 2019 г. Пишите на [email protected] и да прибудет с нами совершенство!

   Форум по радиоприёмникам

   Обсудить статью УСТАНОВКА ВТОРОГО ТЮНЕРА В АВТОМАГНИТОЛУ


Leave a Reply