Рукам

Куклы своими руками разных национальностей: Народные куклы: бесплатные мастер-классы | Журнал Ярмарки Мастеров

Куклы народов мира / Культурное наследие / Бэйбики. Куклы фото. Одежда для кукол
Просматривала фотоархив за прошедший год и наткнулась на фото с выставки кукол, проходившей в нашем краеведческом музее в январе, вот решила поделиться.

Целью выставки было не продемонстрировать таланты мастеров-кукольников, а познакомить посетителей с «кукольными» традициями народов мира.
Были там куклы отечественные, в основном современные, одетые в костюмы разных народов. А были зарубежные, среди них встречались, на мой взгляд, весьма интересные, о некоторых, по возвращении домой захотелось почитать. Самыми необычными, закономерно показались куклы народов Африки и центральной Америки.











































Спасибо что заглянули!
С праздником! «Пролетарии всех стран» соединились в моем хороводе кукол разных национальностей
Всех любителей кукол поздравляю с праздником Первомая!
Хочу поделиться с вами моими новыми преобразованиями маленьких фарфоровых кукол 20 см — в прекрасных представительниц разных народов. Ну а раз уж «народные» костюмы — это отголоски «крестьянских» костюмов, то есть «трудового» населения деревень, то и праздник Первомая нам очень близок!
Мира, Труда и Весны — всем вам, дорогие друзья!

Знакомьтесь — куколки в моих костюмах, сделанных в последние два месяца:

Курянка в русском костюме курской губернии

Огневушка-поскакушка в русском костюме архангельской губернии

Синюшка в русском костюме пермской губернии 1

Синюшка в русском костюме пермской губернии 2

Латышка

Болгарка

Солоха в женском украинском костюме

Черкешенка в черкесском (адыгейском) национальном костюме


Грузинка


Армянка


Азербайджанка


Мексиканка


Гречанка


Баварка (немка)


Казашка


Эстонка


Литовка


Индианка 1

Индианка 2


Белоруска 1

Белоруска 2

Молдованка

Мордовка мокшанка

Венгерка

Бразильянка в праздничном костюме «Королевы карнавала»

Еще раз всех с праздником!

Спасибо, что заглянули!

История кукол с древних времен до наших дней

Куклы… на протяжении тысячелетий они являются неотъемлемым атрибутом человеческой культуры. Кукла сопровождает человека от колыбели до школьной скамьи, а зачастую навсегда остается в нашей жизни как предмет ностальгии или как некий оберег, талисман. Создание куклы всегда признавалось тончайшим искусством — мастера-кукольники издревле ценились в обществе, а коллекционеры и любители были готовы отдать немалые деньги за то, чтобы приобрести полюбившуюся куклу и пополнить свою коллекцию. Предлагаю Вам заглянуть в историю и проследить долгий путь развития кукольного искусства от древнейших времен до наших дней.

Перенесемся к истокам кукольного ремесла — в Древний Египет. Возраст самых древних из обнаруженных археологами кукол насчитывает около 4 тыс. лет. Маленькие фигурки, иногда представляющие из себя грубый чурбанчик без рук и ног, не предназначались для игр, а имели культовое значение — куклы хоронились вместе с хозяином в качестве погребального дара, дабы умерший не был одинок.

История кукол с древних времен до наших дней, фото № 1

Куклы использовались жрецами в проведении ритуалов и мистерий, посвященных Осирису, а позднее из объекта поклонения переместились на сцену народных театров. В Древнем Риме кукольные представления получили широкое распространение и были призваны высмеивать человеческие пороки и несовершенства. Куклы все более преображались, их облик все более приближался к человеческому. В Средневековой Европе в период господствующего католицизма создание кукол было порицаемо Церковью, ибо считалось кощунственным искажением человеческого образа. Кроме того, ваяния в форме человеского тела широко использовались колдунами и ведьмами для проведения своих разрушительных ритуалов. Подробнее об этом можно прочесть в книге «Молот ведьм» (Я. Шпренгер и Г. Инститорис). Однако несмотря на неодобрение Церкви, куклы продолжали сопровождать основные сферы человеческой жизни.

Во Франции стали создаваться первые куклы-манекены, призванные демонстрировать наряды. Во второй половине 17 века французы создают прекрасных пандор. Эти среднего размера фарфоровые куклы, чьи пропорции соответствовали пропорциям взрослой женщины, создавались с целым гардеробом шикарных нарядов и аксессуаров.

История кукол с древних времен до наших дней, фото № 2

Кукла Пандора. Франция, 17 век.

Промышленная Европа середины 18 века была охвачена новой тенденцией — созданием механических кукол-андроидов. Известные французские кукольники стремились в своих работах синтезировать канонические черты кукол и достижения технического прогресса. Механические куклы «Музыкантша» Анри-Луи Жаке Дроза, «Писец» и «Рисовальщик» Пьера Жаке Дроза получили всемирную известность и по сей день вызывают неподдельный интерес публики.

История кукол с древних времен до наших дней, фото № 3

Механическая кукла «Музыкантша». Автор Анри-Луи Жаке Дроз

В России кукольное ремесло развивалось своим особым путем. Центрами народного кукольного промысла считались Городец, Богородское, Сергиев Посад… Зверушки, барыни, свистульки — народные умельцы создавали необыкновенно душевные, пропитанные русской ментальностью, самобытные и неповторимые игрушки.

Период правления Петра I был веком реформ — это коснулось и кукольного ремесла. Из Голландии в Россию были приглашены мастерицы, которые научили русских монахинь собирать фарфоровые детали, открыли секреты папье-маше. Тело, ручки и ножки изготавливались вручную, а головки, представляющие наибольшую сложность в создании, выполнялись на частном фарфоровом заводе семьи Бенуа в Санкт-Петербурге.

История кукол с древних времен до наших дней, фото № 4

Экспонат музея Аксакова в г. Уфа.

После февральской революции искусство изготовления кукол пошло на спад. Это связано во многом с развитием фабричного производства кукол. Куклы стали серийной фабричной продукцией, оказались лишены уникальности и индивидуального характера…

Ближе к концу 20 века интерес к куклам ручной работы снова возрастает. Вновь зарождается тенденция к коллекционированию редких, уникальных работ, которая достигает своего апогея в наши дни. Огромное разнообразие материалов для изготовления кукол практически любому человеку позволяет освоить это искусство, однако истинных мастеров, создающих шедевры, по-прежнему немного. Их куклы выглядят абсолютно натуралистично, каждая деталь отточена и выверена до совершенства, каждая мельчайшая складка одежды свидетельствует о многодневном кропотливом труде мастера. В такую куклу невозможно не влюбиться, и даже если Вы не являетесь коллекционером и вообще в принципе далеки от волшебного мира кукол, Вы все же едва ли сможете взглянуть на такую работу без восхищения!

Фарфоровая кукла. Автор — Александра Кукинова.

Куклы и исторические портреты (использованы выдержки книги М.Костюхиной)
К куклам всегда относились серьезно, так как они оказывают
огромное влияние на воспитание личности.
В некоторых культурах куклы были не игрушками, а оберегами.
16 век

Первые книжные издания, посвященные куклам, увидели свет в середине XVIII века одновременно с распространением кукол в европейском досуге. Тогда же появились первые выпуски картонажных кукол с наборами сменных нарядов.
Куклы предметные и печатные были в равной степени дорогим и малодоступным удовольствием. Поэтому героинями первых кукольных историй стали юные аристократки и дочери крупных негоциантов – настоящие обладательницы кукольного богатства.





































Расширение мануфактурного, а затем фабричного производства во второй половине XIX века привело к распространению кукол в играх детей из разных социальных слоев. В обиходе ребенка женского пола из состоятельной семьи было до двух-трех десятков кукол различного типа и размера. Общепринятой практикой стала традиция дарить девочкам кукол на именины и Рождество, такой подарок считался приличным в буржуазной среде. Из забавы аристократов кукла превратилась в игрушку для детей среднего класса.




Одновременно с демократизацией кукол в конце XIX века продолжалось производство дорогих и очень дорогих игрушек: появились модели кукол, которые могли «говорить» и «ходить», совершать движения частями тела. «Оживление» кукол оказалось возможно благодаря использованию новых технологий и материалов. В создании кукол начали принимать участие модные дизайнеры и профессиональные художники. Некоторые из изделий поражали сходством с живым ребенком, другие впечатляли художественным изяществом. Куколки аристократов XVIII века казались пустячными поделками рядом с игрушками детей финансовых магнатов и крупных фабрикантов начала XX века.




















































Элитарность куклы остро ощущалась в русском быту, поскольку привезенные из Европы изделия были дороги и малодоступны, а собственного производства фарфоровых кукол в России не было. Название «парижская» или «французская» кукла стало типовым названием дорогой игрушки (оно сохранялось и русскими производителями). О дороговизне «настоящей» куклы свидетельствует факт из воспоминаний Анны Керн, семья которой принадлежала к среднепоместному дворянству. Бабушка предложила внучке выбрать в качестве подарка куклу из французского магазина или деревню (события происходили в 1800-е годы). Выбор девочки был предрешен: вместо «обычной» деревни она выбрала необыкновенную куклу. Три-четыре десятилетия спустя ситуация изменилась: у девочек из состоятельных семей появилось много разнообразных по типу и стоимости кукол. По свидетельству одной из жительниц Петербурга середины XIX века, в детской дворянской девочки находилось около двух десятков кукол. Но игрушек из дорогих магазинов в этом наборе было мало. В ситуации малой доступности презентация куклы в книжных изданиях для детей была особенно значима. Литературные истории о «настоящих» куклах приоткрывали для русского читателя заманчивый мир дорогих игрушек и богатых детей.






Известный историк А. А. Зимин с удивлением писал о том, что в XVIII–XIX веках в России существовало как будто два разных мира, каждый со своей жизнью: мир господствующих сословий общества и мир крестьян.








Вот пример описания кукольного раздела из каталога столичного магазина игрушек последней трети XIX века:

1. Куклы: неодетые, деревянные, резиновые, фарфоровые, ватные – одетые в костюмы разных профессий и национальностей.

2. Обстановка кукол: гостиная, спальня, кухня, ванная, прачечная, купальня, дом, ферма, магазин, станция.

3. Обиход куклы: посуда чайная, столовая, кухонная, принадлежности туалета, кабинета, ванной и т. д.

Образцы кукол (Каталог изданий и изделий магазина «Детское воспитание»; нач. XX в.)

Купить все это богатство можно было в магазинах игрушек обеих столиц. Магазинная торговля куклами стала налаживаться в России во второй половине XIX века. В Петербурге «парижскими» куклами торговали в Гостином дворе. Самый крупный гостинодворский магазин принадлежал С.И. Дойникову, предлагая большой выбор кукол разного производства. Кустарными игрушками торговали в лавках Апраксина двора. В последней трети XIX века в Петербурге появилось много магазинчиков, владельцы которых (часто дамы) содержали мастериц, занимавшихся обшиванием заграничных кукол и изготовлением для них приданого. Дешевых кукол выставляли перед входом в игрушечную лавку, привлекая внимание гуляющих детей. Дорогие куклы демонстрировались в красочно оформленных витринах.
По праздникам витрины крупных магазинов представляли собой сцены из кукольной жизни с большим количеством персонажей и аксессуаров. Магазинные куклы продавались в нарядных коробках с отделениями для кукольного приданого или в украшенных бантами и кружевом подарочных корзинах. Указание магазина и адреса, где приобретена кукла, служило верной характеристикой типа игрушки и ее стоимости. Фраза «кукла с Невского проспекта» говорила современникам о многом.


Выбор игрушечной продукции был намного скромнее в провинции: барышни наравне с дворовыми девочками играли самодельными или кустарными игрушками, купленными на ярмарках. Особой популярностью пользовались куклы-талии, одетые на манер модниц в платье и шляпки. Фигурка такой куклы выточена из дерева, а лицо выполнено из мастики. Куколки под названием скелетки, представлявшие собой деревянные фигурки, закрепленные на дощечке, продавались без одежды – девочки сами придумывали им разнообразные наряды. Большое количество кустарных кукол продавалось на базарах во время Вербной недели, куда приходили за игрушками дети разных сословий.

В дворянских усадьбах предметы для кукольной игры изготавливали домашние мастера, и некоторые из этих изделий можно назвать настоящими произведениями искусства (кукольная мебель, кухни, наряды и т. д.).

Героинями изданий XVIII века были куклы, произведенные в знаменитых мастерских Нюрнберга. Головки и ручки-ножки кукол этого времени делались из воска или папье-маше, тела шились из лайки и набивались отрубями. На смену им в середине XIX века пришла кукольная классика, производившаяся на французских и немецких мануфактурах: головка из фарфора и тонкая прорисовка аристократического лица свидетельствовали о сословной культуре тех, кому эти куклы предназначались. Конец XIX – начало XX века характеризуется роскошью пышных кукольных форм и броской внешностью фабричных кукол, что стало признаком наступающего демократизма. Затем последовала эпоха революционного авангарда 1920-х годов, с ее резкими чертами деревянной куклы, простонародной или самодельной. Ее сменил период резиновых заводских болванок, выносливых в условиях военного и послевоенного времени. Далее в обиход вошла пластмассовая и целлулоидная неоклассика кукол советской эпохи 1960–1980-х годов. На смену советской эпохе приходит политическая и экономическая перестройка с лицом Барби. Смена кукольных образов запечатлевается в литературе и в памяти современников как эпохальное событие (с положительными или отрицательными коннотациями).

Как бы ни менялись идейные взгляды и художественные позиции, кукла оставалась воплощением представлений о женской красоте и привлекательности, служила идеальным образцом модного и телесного.
К кукле относятся слова: «детские игрушки, при всей своей хрупкости, отличаются долговечностью, являются как бы живым воплощением присущей нам всем мечты о вечной весне».
В свою очередь кукла участвовала в создании семантики женских и девичьих образов в жизни, культуре и моде: одни из них бледны, словно «восковые», другие прельщают свежестью «фарфора», третьи кажутся грубовато «деревянными», а четвертые напоминают о дешевизне «пластмассы».

Была среди персонажей и кукла-фаворитка, господствовавшая во все литературные эпохи.
Ею стала дорогостоящая кукла из воска или фарфора, представлявшая модно одетую даму.
Такие куклы, созданные для детской игры, одновременно служили для демонстрации наряда, стиля жизни и социального статуса ее обладателей. С дорогими куклами девочки являлись на детские праздники и светские рауты, выходили на прогулки в парки и на бульвары. С куклами в руках дети позировали художникам, а позднее фотографам.
Дорогая игрушка демонстрировала социальные возможности семьи, была материальным эквивалентом любви взрослых к ребенку. Демонстрационные функции кукла-дама выполняла и в детской игре, где она служила образцом женской красоты, респектабельности и модного изящества. Считалось, что такая игрушка, подобно скульптуре или картине, способствует развитию художественного вкуса у детей. Восковые и фарфоровые дамы царили в детских комнатах и в детских книгах, где они изображались любимицами детей и предметами их страстных мечтаний.


Репетицией этикетных отношений с женским полом служит танец мальчика с куклой (на детских балах парт нершу мальчику могла заменить кукла). По тому, как кавалер обращается с игрушкой, мож но судить о его воспитанности и уме нии танцевать. В «записках куклы» обязательно присутствует эпизод, рассказывающий о том, как грубый мальчик небрежно подкидывает свою фарфоровую «партнершу», вызывая крики ужаса у девочек. По словам самой куклы, «старший Жорж, девяти лет, шалун, только и мечтает, что о саблях и трубах. Он меня поднял на ужасающую высоту, стал вертеть и кричать: поглядите, какое чудо привезли!» Зато другой будущий кавалерист оказался добрым малым и отличным танцором: он ловко поддерживал куклу, говорил к месту вежливые слова и всячески старался угодить дамам, демонстрируя образец поведения мальчика в приличном обществе. В эпоху женской эмансипации на страницах художественных произведений перестали осуждать стремление девочек играть с мальчиками на равных. Выбор такой игры свидетельствует о решительном характере будущей женщины, ее отказе от навязанных гендерных ролей.

Все виды полезных игрушек четко делились по гендерному принципу: мальчики обучаются в игре мужским обязанностям, а девочки – женским. В популярной русской «Азбуке» А. Дараган описан типовой набор рождественских подарков. «Под елкой, на большом столе, накрытом белой скатертью, будут лежать разные игрушки: солдаты, барабан, лошадки для мальчиков; а для девочек коробка с кухонной посудой, рабочий ящичек и кукла с настоящими волосами, в белом платье и с соломенной шляпкой на голове»[108]. Несколько иным выглядит гендерный набор полезных игрушек в книге для чтения А. Пчельниковой. Мальчику предлагается заняться мирными делами (верховая езда, строительство), а девочке – хозяйством и шитьем. «У Сережи была прекрасная лошадка на колесах, с английским седлом, на котором он любил катать свою сестру и сам преважно разъезжал по комнате. У Лизаньки было полное хозяйство: кухонная посуда, фарфоровые сервизы, столовый прибор и пр. Игры у них были вот какие: Сережа бывал иногда каменщиком, а иногда архитектором. Лизанька все больше занималась шитьем. Сережа строил и перестраивал домик, а домик этот раскладывался на маленькие части, которые все плотно приходились друг к дружке и были точно как настоящие кирпичи. Лизанька перебирала в маленьком комоде вещи своей куклы и рассматривала, не нужно ли пришить где-нибудь тесемочку или заштопать дырочку. Сегодня они делали бал, и Лизанька сама приготовляла пирожное, так как у наших маленьких друзей была крошечная печка». Мальчики стремятся получить знания и берутся наставлять своих младших сестер, занятых тесемками и пирожными. Смущенные сестры винятся в незнании азов материальной культуры: «Мне очень стыдно! Но ведь я все училась дома, мне и не приходило в голову подумать, откуда привозится все к нам, как и кто все делает. Да и могло ли мне прийти в голову, например, любуясь красивыми шелковыми материями или кушая вкусный хлеб, что все это приготовлено руками тех, на вид таких грубых, неученых, в запачканных тулупах мужичков, от которых я всегда старалась быть подальше, которых боялась почему-то!


Дочь Михаила Сперанского Лиза жаловалась в письмах отцу на гендерную кабалу. Опальный министр утешал свою дочь: «Запрещено тебе желать быть мальчиком, ты рождена именно для того, что быть моею Елизаветою, и десять мальчиков за сие я не возьму». По поводу же всевозможных ограничений, которыми обставлена жизнь девочек, он писал, что это «само по себе часто неправильно и непостоянно, а иногда и глупо, но всегда повелительно».

Для маленьких аристократок «гендерная кабала» в выборе игр оборачивалась приятной забавой с дорогостоящими хозяйственными наборами. Эти забавы описывались в изысканных книжечках, героини которых демонстрировали не только свою хозяйственность, но и модные наряды, подходящие к каждому виду занятий. «Берта, эта добродетельная девочка, получила от своей тетиньки в подарок маленькую кухню, в которой находятся сковорода, горшки, чумичка, терка, треножник, решето и все необходимые вещи для кухни». На игрушечной кухне Берта, одетая в платье с кружевом, готовит угощение для своих подруг. «Маленькая Эрнестина с розовыми щечками имела маленький кофейный сервиз, состоящий из ящика, кофейной мельницы, кофейника, молочника, сахарницы и шести чашек. Она его получила от маменьки в день Рождества Христова». Эрнестина приглашает девочек к себе в гости на чашечку кофе.
Маленькая Флора, в белом платье с высокой талией, обшитом цветной лентой по подолу, взбивает в маслобойной кадочке масло и накрывает в беседке завтрак с молоком и свежеиспеченными булочками.
Возможно, эти булочки испечены из муки, которую смололи мальчики на игрушечной мельнице.

Материально-предметная история куклы не обходилась без призывов к состраданию.
Обладательница фарфоровой куклы с сочувствием берет в руки свою старую игрушку.
«Большие голубые глаза на полинявшем картонном лице, прежде казавшиеся ей глупыми и мутными, взглянули на нее с выражением такой трогательной просьбы и доброты, что сердце Адриенны наполнилось горячей любовью и, забыв всех нарядных нормандок, она горячо поцеловала старушку», отчего старая ткань порвалась, и из тела куклы посыпались опилки.

Помимо знакомства с материально-хозяйственным миром, игра с куклой приучала девочек к наведению порядка в кукольном хозяйстве, и в этом также была немалая польза от игры. Кукольное приданое, состоящее из множества мелких вещиц, требует неустанного внимания от девочки, ведь вещи должны быть чистыми и лежать на своих местах. И. Кампе наставлял родительниц: «К сему-то должны служить куклы девушкам; то есть оне должны руководствовать их к тому, чтоб, одевая и раздевая своих кукол, приучались они к нужному порядку и опрятности в одежде, а притом и сами без помощи других могли одеваться. Дети должны на своих куклах учиться шить себе платья, белье, уборы и тому подобное, чтобы чрез то научиться самим приготовлять себе нужное». О том же писали дамы-наставницы: «Известно каждой матери, какую пользу можно извлечь из игры с куклой; привычка складывать платья, первое обращение с иголкой, вкус, все драгоценные сии качества для полу нашего приобретаются играми ими».



Описывая прегрешения бесхозяйственных девочек, моралисты не касались психологии детской игры с ее необязательностью и спонтанностью. Каждому проступку играющего ребенка они придавали нравственное толкование: раз девочка не убирает кукольную посудку, значит, она будет плохой хозяйкой и, в перспективе, плохой женой. Чтобы этой беды не произошло, детские авторы подробно описывали кукольное хозяйство со всем его содержимым и давали советы по его размещению в игрушечных шкафиках и комодах:

В верхнем ящике комода оказались:

1 круглая соломенная шляпа с маленьким белым пером и черными бархатными лентами;

1 зеленый зонтик с ручкой из слоновой кости;

6 пар перчаток;

4 пары полусапожек;

2 шелковых шарфа;

1 горностаевая муфта и воротник.

Во втором ящике:

6 денных рубашек;

6 ночных рубашек;

6 пар панталон;

6 пар юбок с фестонами и кружевными прошивками;

6 пар чулок;

6 платков;

6 ночных чепчиков;

6 воротничков;

6 пар рукавчиков;

2 корсета;

2 фланелевые юбки;

8 полотенец;

8 простынь;

6 наволочек;

6 тряпочек;

сак, в котором были губки, гребешки, частый гребешок, головная щетка, щетка чистить гребни.

В третьем ящике были платья, бурнусы и мантильи, а именно:

1 платье шотландского кашемира;

1 платье розовое поплиновое;

1 черное тафтяное платье;

1 голубое матерчатое платье;

1 белое кисейное платье;

1 пикейное платье;

1 утреннее платье, лиловое, тафтяное;

1 серый драповый казак;

1 черная бархатная тальма,

1 голубая бархатная мантилья;

1 вышитая белая кисейная мантилья.

Список кукольных вещей оформлен в виде записи из хозяйственной книги (вести такие книги было обязанностью хозяйки дома). Скучное перечисление предметов девочки читали как увлекательную поэму, а читателям мужского пола все это казалось полной тарабарщиной. Владение особым женским знанием было предметом девичьей гордости.




В литературном описании кукольных вещей упоминаются среди прочего «неприличные» предметы (панталоны, корсет, ночная рубашка). Употребление таких слов в публичных изданиях считалось крайне неприличным, а в детских книгах допускалось. Раскладывая вещички по полочкам и шкафчикам, девочка осваивала азы бельевого хозяйства. Иметь такое богатство – удел «избалованных счастьем», но и пара кукольного белья может порадовать маленькую хозяйку. «Около кукол лежало три перемены белья и по два платья. Белье тонкое, белое-пребелое, и все обшито узеньким кружевом». Девочки, счастливые обладательницы этих сокровищ, уложили белье в комод, а кукольные платьица и мелочи одежды поместили в сундучки. Детская писательница Софья Макарова, хорошо понимавшая детей, описывает возню с кукольным приданым как безграничную радость для девочек. Каждая из играющих девочек воображает себя настоящей хозяйкой. Похожие чувства девочки испытывали не только на страницах книг, но и в жизни. И пусть Елизавета Сперанская жаловалась на свою девичью долю, она признавалась отцу, что мечтает стать в будущем хорошей хозяйкой. Это признание дочери умиляло ее отца: «ты хочешь быть хозяйкою, эта мысль всегда меня утешала»
(хозяйственность Сперанский считал наиважнейшим проявлением женского ума).















Марина Костюхина.
Записки куклы. Модное воспитание в литературе для девиц конца XVIII – начала XX века

О традиционной хантыйской кукле, с мастер классом.
В этой статье я кратко раскажу о хантыйской кукле, о которой мне довелось узнать в этнографическом музее г. Советский, округа Югра.

У хантов помимо своей особенной игрушки существует так же определённая культура игры. Первая кукла у девочек появляется примерно в 3 – 4 года. У каждой хантыйской девочки имеется свой мешочек для рукоделия, где хранятся принодлежности для шитья, лоскуты, и мешочек, в котором хранятся куколки с их нарядами. Девочка начинает сама изготавливать куклу с 5 лет, при этом размер куколки не должен превышать размера её ладони, и не быть меньше мизинца (маленькая кукла применяется в поминальной практике), таким образом куколка как бы растёт вместе со своей хозяйкой. На мой взгляд в этом есть практическая польза, ребёнок тренирует мелкую моторику, не знаю правда осозновали ли это древние ханты.
По хантыйской традиции считается, что кукла больших размеров похожа на человека, а повторять образ человека, копировать его черты запрещено, иначе кукла может принять душу этого человека, так же нельзя повторять чужих кукол (в этом я вижу тоже полезный психологический аспект воспитания). Поэтому создание кукол полностью контролируется старшими родственницами. Игра с куклами разрешена только в светлое время суток, по окончании игры куклу необходимо разобрать, чтобы она не ожила. Лоскутки ткани от куклы расправляются и хранятся самостоятельно.
Главная особенность такой куколки, это её временность, то есть, куколки меняются-одежда остаётся.

Куклы изготавливаются из различных материалов, они изображают людей, деревья, растения, которые часто наделены какими либо элементами человеческой одежды, например платком. Глядя на куклу, можно сказать, какой женщиной вырастет сделавшая ее девочка.
Могут присутствовать элементы дерева — сосновые или кедровые шишки, из них изготавливаются куклы — шишки. Они представляются духами-покравителями кукольной семьи. В фольклоре ханты существует метафора, где шишки обозначают смену человеческих поколений: «Когда настанет время, посыпятся кедровые шишки, сосновые шишки…» Такая форма является иллюстрацией представлений о рождении нового поколения людей.

Существует две категории кукол, наиболее часто изготавливаемых девочками ханты, – «куклы-растения» и «куклы-люди».

Сейчас мы сделаем куклу-дерево.
Куклы-деревья делаются из ткани, сложенной в 2-3 слоя, толщина зависит от вида дерева. Ткань скручивается валиком и складывается пополам таким образом, что бы нижняя часть образует импровизированные ноги и делает фигуру устойчивой. Характерная черта этой группы кукол-наличие длиннх волос из ниток, по цвету напоминающих крону дерева.
Характерной чертой этой группы кукол является наличие длинных распущенных волос из ниток, по цвету напоминающих крону дерева.

Мы с вами сейчас сделаем куклу Берёзку.

Нам понадобиться:
1)квадрат белой ткани (у меня был только габардин, с ним неудобно, лучше выбрать хб)края я обметала на машинке, чтобы не ремошился.
2)иголка
3)нитки, одна-которой будем сшивать тело куклы, я взяла чёрную, и никтки на волосы кукле, я взяла две зелёные разных оттенков, что бы передать оттенки кроны берёзки
4)прямоугольную картонку, в моём случае это будет пластиковая карта. Она нам понадобиться в изготовлении волос
5) ножницы

1) начинаем скручивать лоскут ткани с двух сторон к середине, сразу скажу, мне пришлось с габардином повозиться, потому что когда один край закручивался, другой распускался, пришлось пустить в ход зубы.

Свернули, теперь сгибаем пополам таким образом.


Затем сшиваем иглой по бокам в двух местах, оставляя одну треть для обозначения головы, плюс тело и ноги.

У нас должно вот что получиться. (Из-за того чтоя взяла габардин, у меня получился достаточно толстый ствол, это берёзка-толстушка, но можно взять и потоньше)

Оставшейся чёрной ниткой я решила добавить текстуру.

Теперь наматываем нити на карточку или картонку вдоль.

С одной стороны запускаем иглу и продеваем нитку.

Затем завязываем нитку так, что бы собрать и зафиксировать нити, которые будут служить в качестве волос нашему деревцу.

А сейчас нужно обрезать нитки с противоположной стороны.

Теперь получившиеся волосы просто пришиваем, той же ниткой которой связывали их, к макушке деревца и куколка-берёзка готова!

В игре куклы-деревья всегда неподвижны, они могут только стоять и выполнять функцию декорации.

Куклы-ягоды в игровом пространстве малоподвижны, в основном они находятся в сидячем положении – сидят, «расправив вокруг себя подол платья». Эти куклы не имеют волос, их головы полностью покрыты платками, соответствующими цвету созревшей ягоды.

Ярким персонажем является кукла-ягода Пансэмэли (клюква). Это болотная ягода. Ягоду эту ханты берут весной, тогда она более сладкая, чем осенью. Согласно хантыйской сказке, «Клюква» – самая трудолюбивая ягодка. Она занимается рукоделием, готовит, следит за хозяйством и, вообще, без дела сидеть не привыкла. Её постоянной соседкой является травяная куколка – Помсавэли («Травы пырея косичка»), это парные персонажи одной сказки.

Чтобы сделать куклу-клюковку, нам потребуется:
1) Лоскут ткани желтого или коричневого цвета — что будет символизировать цвет почвы севера (там песка много)
2) Лоскут зелёного цвета, это болото, на котором растёт клюква.
3) Треугольный лоскут красного цвета, цвета спелой ягодки.
4) Кусочек ватки для головы куклы
5) Нить

Итак, берём зелёный лоскут и кладём его перед собой как квадрат, а на него кладём желтый, но уже ромбом.

Кладём в серединку кусочек ваты и плотно обжав вложенную вату, затягиваем нитью, фиксируя ее двойным узлом, концы нити не убираются, на них в конце, можно будет повесить бусинки.


Теперь берём красный треугольник, кладём его на головку клюковки и завязываем, полностью закрывая «лицо»

Обкручиваем длинные концы треугольника вокруг головки, «с зади», с той стороны, где торчит задний краешек косынки.

И наконец завязываем концы косынки на 2 узла со стороны «переда», то есть «лица» закрытого тканью.

Затем расправляем зелёные и жёлтые края ягоды, что бы посадить её на «болото».

Вот такая куколка-клюковка и куколка-берёзка у нас получилась(клюковка у меня была уже сделана, я снимала её косынку, что бы показать как завязывать)

Эти куколки служат как декорации для игры, как обереги, они восходят к древним формам религии, когда человек верил в то, что за любым деревцем, любым цветочком стоит какой то дух, который может повлиять на его судьбу.


Куклы — «страшилки», изображения сверхъестественных персонажей, у ханты – уже не игрушка, а способ и форма выражения недовольства, несогласия, своего рода брани: они берут на себя речевые функции. В традиционной культуре этого народа, в «нормах» детского общения запрещено обзывать другого ребёнка, и совсем недопустимо дурно отзываться о взрослом человеке. Поэтому «обзывание» берёт на себя кукла-страшилка. Когда не слушаются младшие братья и сестры или старшая сестра упрямится, то в ответ показывается, а взрослым незаметно подбрасывается, страшилка. Детям запрещалось мастерить и показывать кому-либо такие куклы – так же, как и у нас запрещается употреблять неприличные выражения.

Кукла-страшилка «Пор-нэ» (лесная, подкорневая женщина) является по существу идолом, фигуркой духа, хантыйской бабой Ягой. Такую куклу мастерят в тайне от взрослых. После игры её невозможно разобрать, потому что она состоит из разрезанных лоскутков. Взрослые, обнаружив игрушку «Пор-нэ», очень ругали своих девочек.
(из журнала «Югорское детство»)

Куклы-люди (сох пакыт) выполняются не только из ткани, но также из природного материала: травы, шкурок мелких зверьков, крылышек, хвостов и перьев птиц. В последнем случае персонаж имеет значение какого-либо животного или птицы.
Также функцию куклы могут выполнять подушка и платок. Платок сворачивают, имитируя младенца, а подушку повязывают платком, изображая дитя в люльке.
Такими игрушками, в основном, пользуются маленькие девочки 3-4 лет, которые еще не могут самостоятельно шить.
Кукла в роли игрушки очень подвижна, её можно неоднократно переодевать, изображая различные действия. В каждый игровой период она оригинальна, имеет собственные и нарицательные имена. Куклы представляют все категории населения: младенцев, мальчиков, девочек, мужчин и женщин, стариков и старух. Возрастные категории указываются нарицательно: ко – юноша, пырс ко – старый, но опрятный человек, пырс ики – неряшливый старик, аувэли – хорошенькая девчоночка, аувэль инки — озорная, быстрая девчонка, паэрл инки – мальчуган, пар пэрри – неряшливый, ленивый мальчишка. Игрушки, изображающие мальчиков, могут иметь имена по названию зверей: Плэнки – Мышь, Кучер ики – Бурундук, Ок ики – Лиса. Кукол называют и описательно по среде обитания персонажей: Нёрм нэ – Бора молодая женщина и Нёрм ики – Бора старик, Воч нэ – Городская женщина и Воч ики – Городской старик.
Основная черта куклы – кратковременность её существования. После окончания игры куклу необходимо разобрать.
С помощью платка можно выделить возрастные особенности куколки. Чем больше у нее открыто лицо, тем она старше.

Есть также кукла в очень красивых нарядах и украшениях из бисера. Это — Кукла в наряде (Айвит сикм ярнаснат) она изображает мастерицу, одетую в красивые наряды, чтобы показать их гостям. По преданию, такая Солнцеподобная, Луноподобная девушка в красивом наряде пришла из мира богов и показала женщинам новую моду.

«Кукол-мужчин» в основном шьют из меха и кожи. Ткань используют для туникообразных рубах из плотной ткани и платков-накомарников. Для основы – кукольной формы – используют грубую плотную ткань, сатин или сукно.

По сути, кукол-людей делают почти так же, как клюковку или дерево. Тела делается так же как у клюковки-ткань + кусочек ватки обматывается нитью, и на голову пришиваются волосы сделанные по принципу изготовления волос для куклы-дерева, то есть в моём мастер классе мы выполнили эти два основных элемента, остаётся только одежда для куклы и причёска, что видно по фотографиям, тоже достаточно легко изготавливается. Так что смело можно занять своих детей созданием таких игрушек, главное следить что бы не укололись.

В статье использовались так же фотографии коллекции «Куклы Нёрым-ях» (болотного-народа) Сургутского краеведческого музея.

кукол своими руками полюбят ваши дети

Большинство детей будут играть с любой куклой и получать от нее удовольствие, но есть нечто особенное в том, чтобы сделать куклу для своего ребенка самостоятельно. Независимо от того, настраиваете ли вы существующую куклу, чтобы ваш ребенок мог к ней относиться, или создаете свою собственную с нуля, эта игрушка наполнится любовью и может даже когда-нибудь стать семейной реликвией.

Ознакомьтесь с этими восхитительными идеями DIY для изготовления своих собственных кукол!

1.Черные яблочные куклы

Black apple dolls Black apple dolls

Эмили Мартин, энтузиаст ремесленного дела с отличными рейтингами продавцов на Etsy, проведет вас через шаги по созданию своих самых продаваемых плюшевых кукол! Посмотрите ее учебник по Марте Стюарт.

2. Войлочные куклы

Felt linking dolls Felt linking dolls

Иногда куклы декоративные! Чарла Энн показывает вам, как сделать так, чтобы эти очаровательные чувствовавшие девочки были связаны друг с другом в счастливую цепочку, но если ваш ребенок предпочитает играть с каждой из них, вы также можете сделать их по отдельности.

3. Куклы из хлопка и шерсти

Cotton and wool dolls Cotton and wool dolls

Пока у вас есть хоть немного знаний о том, как работать на швейной машине, эти куклы вполне выполнимы! Сделайте их с любым цветом глаз, волос или кожи, пожалуйста. Может, вашему ребенку действительно понравилась бы кукла, похожая на них? Живые Ремесла показывает вам, как они сделаны.

4. Причудливые тряпичные куклы

Whimsical rag dolls Whimsical rag dolls

Это могут быть не твои классические тряпичные куклы типа Анны, но они по-прежнему совершенно очаровательны! Ваши дети будут в восторге от своих бантиков и платьев.Они также все еще гибкие и мягкие, как обычная тряпичная кукла, что делает их идеальными для объятий. Немного Причуды проведет вас через шаги для того, чтобы завести этих причудливых друзей.

5. Кукла Softie

Softie doll Softie doll

Эта просто сшитая кукла сделана из валяной шерсти и ткани, и она делает идеального плюшевого друга! 70 Piggies проведет вас через каждый шаг проекта, чтобы вы могли сделать свой собственный, даже если вы еще не очень опытны в шитье.

6. Кукла Чубакка

Chewbacca doll Chewbacca doll

Ваши дети полностью одержимы чем-то связанным со «Звездными войнами»? Тогда эта кукла Чубакка — идеальный проект для вас! Draw Пилигрим разработал простой шаблон для вас.

7. Пряжа кукольная

Yarn doll Yarn doll

Эти маленькие куклы из пряжи похожи на те игрушки, в которые дети могли бы играть столетия назад, и ваши дети будут полностью увлечены этой идеей! Это также отличный способ эффективно использовать оставшуюся пряжу и ткань. Получите инструкции по изготовлению кукол из пряжи на Pretty Prudent.

8. Симпатичная мини-кукла с проволокой

Cute mini doll with wire Cute mini doll with wire

Как вы думаете, ваш ребенок предпочел бы куклу, которую они могут изобразить, а не тряпичную куклу? Тогда пришло время проявить творческий подход с проводом! Fab Art DIY показывает, как сделать не только саму проволочную куклу, но и симпатичный маленький наряд для нее.

9. Комплекты для кукол «Сделай сам»

Diy mermaid doll kits Diy mermaid doll kits

Вам нравится идея сделать свою собственную куклу, но вы чувствуете, что вам, возможно, понадобится немного дополнительного руководства, пока вы на ней? Проверьте этот набор для изготовления кукол Fantasy Art Trading! Они предоставят вам все необходимые материалы, и вы соберете их вместе.

10. Одень куколки в прищепку

Clothes peg dress up dolls Clothes peg dress up dolls

Самодельные куклы не должны быть похожи на профессиональные игрушки, сделанные на фабрике! Ваши дети будут любить играть с любой креативной безделушкой, которую вы их делаете (и им могут даже больше понравиться нестандартные идеи).Попробуйте превратить старые прищепки в маленьких кукол, придав им лица и пряди волос. Затем нарисуйте и ламинируйте одежду, чтобы приклеить липучку! B-Inspired мама показывает вам, как это сделать.

11. Кукла из кукурузной шелухи

Corn husk doll Corn husk doll

Если вам нравится старомодная идея создания куклы из пряжи, то вам также понравится абсолютно простоватая идея сделать из вашего ребенка куклу из кукурузной шелухи. Free People показывает вам, как сделать друга из натуральных материалов и настоящей кукурузной шелухи, точно так же, как Лора Ингаллс Уайлдер из классической книжной серии «Маленький дом в прериях», с которой играли в детстве.

12. Деревянные кукольные наборы

Wooden doll kits Wooden doll kits

Может быть, вам понравилась идея сделать свою собственную куклу, следуя комплекту, но плюшевая кукла не ваш стиль? Эти деревянные наборы для кукол, представленные на Kid Independent, вероятно, больше всего вам по душе! Соберите их в соответствии с комплектом и настройте их так, как считаете нужным.

13. Большие куклы из набивной ткани

Big dolls from printed fabric Big dolls from printed fabric

Маленькие дети наверняка получат удовольствие от игры с куклой почти такого же размера, как и они! Посмотрите, что Кейт Шью предлагает ткань с набивным рисунком, в которой уже есть детали, и вам просто нужно ваше любящее прикосновение, чтобы оживить каждую не маленькую куклу.

14. Сделай сам цветочная фея кукла

Diy flower fairy doll Diy flower fairy doll

Ваши дети совершенно без ума от причудливых фей и волшебных цветочных спрайтов? Эмили Лефлер проведет вас через процесс создания собственной куклы-феи с очаровательной юбкой из лепестков цветов!

15. Матрешки «Сделай сам»

Diy nesting dolls Diy nesting dolls

Вы надеетесь сделать своих детей куклой, которая займет их немного дольше, чем их воображение? Как насчет создания куклы, в которой действительно много кукол в одной! Скажи «Да» покажет вам, как делать очаровательные раскрашенные матрешки, которые дети будут любить складывать и раскладывать между играми.

Знаете ли вы кого-нибудь, чей ребенок имеет большую коллекцию кукол, которая могла бы что-то сделать вручную? Поделитесь этим постом с ними для небольшого количества вдохновения DIY!

,

Leave a Reply