Рукам

Кукла филипповка своими руками: Кукла Филипповка – Традиционная кукла Филипповка — мастер-класс

Содержание

Кукла Филипповка

Кукла Филипповка

Интересно, а как бы изменилась наша жизнь, если бы мы знали все традиции и использовали тряпичные куклы каждый день так, как делали наши предки? А у них в каждой семье была настоящий полк из охранников, лекарей, помощников и просто волшебников. При этом большинство кукол хранили в себе тайные знания об устройстве окружающего мира, принципах его управления и истории человечества.

— Наверное, все были бы здоровыми, сильными, смелыми, красивыми и мудрыми, — предположила Веселина и добавила — а еще работящими, умелыми, веселыми.

Несмотря на это участие русской тряпичной куклы в быту постепенно сокращалось, пока не достигло почти полного забвения. Видимо кто-то очень долго старался… Но, тем не менее, в последние годы силами заинтересованных энтузиастов эта тема популяризируется вновь. Кому-то это нравится, другие считают тряпичную куклу архаизмом, элементом прошлого, о котором знать нужно, но не более.

Но мы считаем, что традиции наших предков заслуживают не только пристального внимания, но уместного и своевременно использования в современной жизни. Важно при этом знать меру и найти в реалиях сегодняшнего дня разумное место для тряпичных кукол. Поэтому мы продолжаем серию публикаций по этой теме и сегодня поговорим про славянскую куклу оберег Филипповку.

Кукла Филипповка без косынки

Кукла оберег Филипповка – это женская помощница в делах рукоделия и устройства быта. У нее шесть рук, каждая из которых помогает делать определенную работу.

— У нас уже есть кукла Десятиручка, — говорит мне Веселина, — эта с виду очень похожа на нее.

— Действительно, и по смыслу, и по способу изготовления эти куклы являются одинаковыми, тем не менее оба варианта успешно существуют и используются.

Попробуем разобраться, в чем же разница между Десятиручкой и Филипповкой. То, что у нашей сегодняшней героине рук шесть, а не десять – это очевидно, но именно этот факт у меня и вызывает больше всего вопросов. Казалось бы- от десяти рук толку же больше, чем от шести? На помощь на приходит анализ названия этой куклы. Но начнем немного с другого.

Кукол многоручек делали в конце ноября, в это время заканчивалась пора свадеб, все готовились к зиме. Эта пора называлась Кудельница – все женщины заготавливали кудель для последующего прядения на посиделках. Если ее получится много, значит хватит занятия на всю зиму и семья будет в достатке. Вот для помощи в этом и других делах изготавливали многорукую куклу. Это изначальное и главное назначение всех подобных оберегов. После Кудельницы начинался Карачун – холодная пора с длинными ночами и короткими днями, когда темные силы обретали силу.

Кукла Филипповка без косынки, вид со спины

А дальше произошла история, которую мы уже знаем по куклам Спиридон Солнцеворот и Купавка – произошло наслоение на древние славянские традиции обычаев христианской веры. Неизвестно, связано ли с этим исчезновение четырех рук, или все-таки славянские многоручки и до этого изготавливались в разных вариантах, но название куклы – точно следствие такого вторжения. На Куделицу (это последний день Кудельницы — 14/27 ноября) приходится день почитания Апостола Филиппа. Именно поэтому куклу так и назвали – Филипповка, при этом никого не смутило, что этот святой никакого отношения не имеет к смыслу и назначению многорукого оберега.

Но, что было — то было, уже и быльем поросло, тем не менее для нас все многоручки по сути – одна и та же кукла в разных, мягко скажем, интерпретациях. На том и завершим об истории куклы.

Куклу Филипповку делают точно также, как и Десятиручку, только у нее три пары рук, а не пять. Исключение составляет отсутствие косы и это единственное отличие, при этом весьма спорное, так как некоторые мастера считают, что и у Филипповки должна быть коса. Мы спорить не будем, но эту куклу все же оставим без прически. Принцип конструкции Филипповки полностью совпадает с таковым у куклы Стригушки или куклы Доли – это схема среднерусской Кувадки. Мы уже неоднократно замечали, что многие традиционные куклы изготавливают по одному и тому же принципу. В одном случае это столбушка, в другом – мотанка. в третьем – узелки, а в нашем – кувадка.

Кукла Филипповка делается по принципу Кувадки

Куклу Филипповку можно делать из любых материалов, которые используются для изготовления славянских кукол – лыко, лен, солома, трава, лоскуты ткани. Она живет целый год, постоянно помогая хозяйке управляться с делами и не уставать. Располагают Филипповку возле прялки или в другом месте рабочей зоны. Она постоянно находится на виду, поэтому должна быть красиво одета, сделана ладной и опрятной. Из предметов одежды у нее стандартный набор – сарафан или юбка с кофтой, передник, поясок, повойник с косынкой.

На пояс кукле в некоторых случаях прикрепляют мешочки с зерном и/или монеткой, но мне кажется, что это несколько меняет суть куклы и мы этого не делаем. В процессе работы нужно соблюдать все требования к изготовлению славянских обереговых кукол, тогда можно будет надеяться на положительный результат. В противном случае получится сувенирная кукла, не обладающая волшебной силой.

Кукла Филипповка делается по принципу Кувадки, вид сбоку

— Ну что, пойду знакомить Филипповку с Десятиручкой, — сказала Веселина, беря новую куклу за руку, — надеюсь они поладят.

— Ну, у тебя в городе столько дел, что каждой из них найдется применение, — сказал я ей вслед и мы распрощались.

Так что теперь и вы можете сделать себе двух помощниц сразу – получите дополнительно 16 рук, главное – не забудьте каждой из них наговорить обязанности, обереги должны знать, для чего их сделали.

На этом все, спасибо вам за внимание, удачи и успеха в делах!

Традиционная кукла Десятиручка и Филипповка

В древности тряпичные куклы являлись обрядовыми предметами. По обычаю такие куклы изготавливают женщины. Поэтому они относятся к женской очистительной и защитной магии. С древнейших времён женщина была основной хранительницей традиций и магической составляющей семьи. Она хранила и передавала знания и навыки из поколения в поколение. Изготавливались обрядовые куклы по особому случаю. Есть куклы, помогающие женщине в хозяйстве, или куклы, исполняющие желания, куклы на достаток в семье или на гармонию отношений с мужем, а есть и такие, которые болезнь отогнать могут. Делает такие куколки женщина не бездумно, а эмоционально настроившись, истово веря в силу «сделанного». Ведь от качества её работы будет зависеть судьба семьи, рода.

В программе встреч:
• Рассказ о традициях, о значении, «функциях» той или иной куклы.
• Изготовление обережной или обрядовой куклы (каждый раз — разная). Вы уносите ее с собой.
• Мы учим не только технологии, но и как работать с намерением, достигать поставленных целей, исполнять свои желания, делаем проработку своих «сложных» аспектов

Традиционная кукла Десятиручка и Филипповка, фото № 1Традиционная кукла Десятиручка и Филипповка, фото № 2Традиционная кукла Десятиручка и Филипповка, фото № 3

Мы с вами живем в очень непростую эпоху. В это время практически у каждой хозяйки работы прибавляется. К ежедневным хлопотам по дому – готовке, уборке и стирке прибавляется и ежедневная работа, решение и выполнение «мужских» задач. А хочется, чтобы и дом был уютным, и муж сытым, и дети не оставались без присмотра и чтобы запасов хватило. И для себя любимой тоже время нужно! И когда все успеть? У женщины ведь не десять рук! Иногда просто так устаешь, что и делать на следующий день ничего не хочется…. Вот если бы помощницу иметь!
А ведь и придумывать ничего не нужно! Наши предки уже давно обо всем позаботились. Почему бы не сделать себе помощницу в делах – куклу Десятиручку?!

ДЕСЯТИРУЧКА – помощница в делах для девушек, которые собираются выйти замуж и готовят себе приданное.
И у самой Десятиручки образ молодой девушки, ярки цветные ручки делают ее нарядной и заметной. При изготовлении самой куклы на каждую ручку загадывается то дело, за которое эта рука Десятиручки должна отвечать. А по низу юбки куклы Десятиручки завязывались узелки «на память».

ФИЛИППОВКА — старшая подруга подруга Десятиручки.
Это более серьезная и сильная кукла, помощница замужних женщин. Голова ее покрыта платком, в одежде присутствуют юбка и фартук. Кукла Филлиповка не просто мастерица и помощница в делах. Она распорядительница, которая бережет свою хозяйку, помогает ей в работе, в умелом распределении своих сил и времени, в правильной организации работы среди членов семьи или сослуживцев. С помощью этой куклы мы вспоминаем о главной задаче женщины – быть берегиней и защитницей своей семьи. Также как и у Десятиручки, у куклы Филлиповки каждая пара рук для определенной задачи. В руках у нее обязательно мешочек, в котором лежит монетка для того, чтобы дело, которым занимается хозяйка, было прибыльным.

Приходите, будем очень рады творить вместе))

Принести с собой: ткань белую, цветные ткани (3-4 вида), тесьму, ленты атласные 5-6 мм (5,6 цветов), нитки типа ирис красные, белые, лыко. Ножницы. Если у ва чего-то нет — все равно приходите, дадим)

Запись обязательна, т.к. помещение у нас небольшое и количество участников ограничено. Тел. 8 963 605-24-85 Юлия.
Место проведения: Москва, м. Новослободская, 7 минут пешком.
Проезд: из метро Новослободская (один выход) налево и сразу еще раз налево. Идем до первой встретившейся улицы (Селезневская), далее по ней налево до перекрестка. Справа вы уведите церковь, нужно идти к ней. Слева от церкви трехэтажное здание с подъездом под козырьком. Заходим туда,идем прямо в дверь с надписью Ателье и спускаемся на цокольных этаж. Идем по цветочным стрелкам — обучение лепке цветов, указателям «карамельная мастерская» . Если вдруг что-то не понятно, звоните 8 963 605-24-85

МК Филипповка — Зоя Пинигина — ЖЖ

27 ноября, день заговенья перед Рождественским постом — день Филипповки.

С 28-го ноября начинается строгий пост. С этого дня питание состоит в основном из овощей и хлеба с растительным маслом. С Филипповок начинаются посиделки: женщины собираются рукодельничать, беседовать и петь. Очень кстати тут оказывается помощь Филипповки или Шестиручки.

Филипповка похожа на Десятиручку, но статусом выше. Это не просто спорая помощница, это хозяйка управительница, мастерица. Она присматривает, чтобы в доме были чистота и порядок, уют и лад, а также бережёт от усталости хозяйку, помогая ей справляться со множеством дел. А чтобы мастерство её было прибыльным, на пояс ей вешают мешочек, в который кладут зерно, семечку и монетку.

Современницы хотят видеть Филипповку помощницей в женском бизнесе.
Делается Филипповка ещё проще, чем Десятиручка.

1 Приготовьте из лыка заготовку, согнутую пополам для тела и три заготовки для рук.

2 Заготовки для рук заплетаем косичками.

3 Руки-косички помещаем под обозначенную шею и перевязываем красным обережным крестом.

4 Подбираем кусочки ткани для фартука и повойника.

5 Косынку просто накидываем на голову, не завязывая, прикрепляем ниткой вокруг шеи.

6 На пояс привязываем мешочек (сделанный из маленького круга ткани) с семечкой, зерном и монеткой.

Пусть с Филипповкой в вашем доме пребывают лад и достаток, порядок и уют!

Персональный сайт — Мастерим куклу-оберег Филипповку

Шестирукая помощница рукодельниц

 

Эта кукла является календарной, то есть имеет определенное время создания в годовом цикле. Её делали обычно в конце ноября, (27 ноября – Филиппов день), когда заканчивалось время полевых работ, проходило время свадеб и наступало время женских посиделок и рукодельных вечеров.

Многие девушки как раз переходили в новое качество – становились бабами-молодицами, у них появлялось много серьезных обязанностей жен и хозяек дома, справиться с которыми как раз и помогала кукла филипповка.

27 ноября, день заговенья перед Рождественским постом — день Филипповки.

С 28-го ноября начинается строгий пост. С этого дня питание состоит в основном из овощей и хлеба с растительным маслом. С Филипповок начинаются посиделки: женщины собираются рукодельничать, беседовать и петь. Очень кстати тут оказывается помощь Филипповки или Шестиручки.

Недаром у неё  шесть рук – она не только скорая помощница, но и мастерица-рукодельница, хозяйка-управительница. Считалось, что она оберегает женские руки от усталости, травм, а также облегчает и  скрашивает женский труд, превращает его в удовольствие. А компетенцию филипповки  входил присмотр, чтобы в доме были чистота и порядок, уют и лад. На пояс ей непременно вешался мешочек, в котором прятались зерно и монетка, чтобы все дела были успешными и приносили доход. Поэтому в настоящее время образ филипповки получил свое развитие – к её помощи прибегают женщины, занимающиеся бизнесом.

Такую куклу можно сделать в подарок — ее дарили хозяйке для помощи во всех делах. Но первую изготовленную куклу обязательно оставляют себе.

 

Куколка-хозяюшка Филипповка из лыка

1 Приготовьте из лыка заготовку, согнутую пополам для тела и три заготовки для рук.

 


2 Заготовки для рук заплетаем косичками.

 

3 Руки-косички помещаем под обозначенную шею и перевязываем красным обережным крестом.

 

4 Подбираем кусочки ткани для фартука и повойника.

5 Косынку просто накидываем на голову, не завязывая, прикрепляем ниткой вокруг шеи.

 


6 На пояс привязываем мешочек (сделанный из маленького круга ткани) с семечкой, зерном и монеткой.

Пусть с Филипповкой в вашем доме пребывают лад и достаток, порядок и уют!

 

Филипповка на основе кувадки из ткани


Есть способ определения размеров лоскутов для кукол ладошками, поэтому мы возьмем большой лоскут размером 2х1 ладони для тела и три маленьких 1х1 ладошку.
Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы. Поэтому тряпочки и ниточки для кукол нужно было не резать, а рвать.

    

Сперва я делаем ручки: отгибаем по коротким сторонам внутрь где-то по 1 см и сворачиваем длинные стороны трубочкой к середине, трубочки складываем вместе и обозначаем ниткой ладошки.

    

Когда мы делаем руки, нужно думать для чего мы их делаем: например, чтобы одни руки помогали в работе по дому, другие в уходе за детьми, третьи в рукоделии, — кому для чего нужна помощь.

Когда все руки были готовы, по такому же принципу сделала тело (только не подгибала края). Полученную трубочку складываем пополам, вкладываем в нее руки, обозначаем шею и делаем обережный крест.

 

    

Тепеть осталось нарядить нашу помощницу. Одеваем передник, на пояс привязываем узелки, в которых прячем зернышко и монетку. А на голову накидываем платок. Крепим его ниткой на шее.

Вот и готова наша красавица!

 

Кукла-помощница Филипповка из льна

Материалы:


лён, который продается в магазинах сантехники
красные нитки,
цветные кусочки ткани,
тесемка.

Для начала лён надо хорошенько вычесать, чтобы удалить мусор, оторванные и спутавшиеся волокна.


Для туловища куклы лён складывается пополам и перевязывается нитью. Подготовить три косички изо льна для рук.

 

Затем от сгиба отступить немного, на размер головы куклы, и перевязать под головой нитью, затем разделить волокна пополам, вложить между ними ручки. Обмотать нитью под руками, и через грудь и спину крест-накрест три раза.

Теперь осталось повязать красный повойник на голову, сверху надеть платок (его концы не завязывают, а красиво укладывают на плечи куклы и прихватывают ниткой).

 

Подвязываем куколке передник нарядным поясом, к которому привязываем узелок с монеткой и зернышком.

 

Куколка Филипповка готова помогать хозяйке в домашних делах.

 

 

Источники:

http://vechera.ucoz.ru/load/filippovka/1-1-0-5
http://podelki-doma.ru/handmade/iz-prirodnyih-materialov/kukla-filippovka-hozyaykam-na-podmogu
http://pinigina.livejournal.com/52716.html
http://birdy-sparrow.blogspot.ru/2010/11/blog-post_24.html

План-конспект по теме: Конспект мастер-класса «Изготовление куклы Филипповки».

Конспект мастер-класса «Изготовление куклы Филипповки».

Дата проведения 27.12.2013 года.    Место: ДХШ г. Десногорска.   

 Провела преподаватель Яковлева Елена Ольгердовна

Тема занятия: Кукла-оберег Филипповка.

Продолжительность: 1 час 30 минут

Цели:

Образовательные

*Закрепить знания о народных куклах.

 

*Закрепить знания о народном костюме Смоленской области и его стилизации в костюме куклы

* Изготовить куклу Филипповку.

*Совершенствовать умения работы с технологической инструкционной картой.

 Воспитательные

*Воспитывать любовь и уважение к культуре народа, воплотившей идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном укладе, быте.

* Развитие творческой фантазии, познавательной активности и художественного вкуса.

 Развивающие

*Развить кругозор обучающихся через знакомство с куклами наших бабушек.

*Пробудить познавательный интерес к народным традициям, духовным ценностям народа нашей страны.

*Показать красоту и самобытность народных кукол.

 

*Развивать мыслительные операции и творческие способности обучающихся, навыки коллективного труда.

 Задачи занятия:

* Передать свой опыт путем показа последовательности действий, методов, приемов, форм педагогической деятельности.
* Сформировать понятие о народной кукле, ее разновидностях и типах.
* Научить простейшим приемам изготовления куклы Филипповки.

 

Критерии: 
*Краткость изложения материала
*Наглядность (показ процесса изготовления кукол)
*Использование ИКТ
* Использование раздаточного материала

*Доступность
*Практическая направленность

Вид занятия: комбинированный – теоретическая часть и практическая работа.

Материально-техническое оснащение:
* Экран, проигрыватель ДВД
* Куклы различных типов

*кисть для побелки из лыка, нитки, лоскуты ткани для фартука и платочка, клубки цветных ниток для вязания, 3 палочки 20см, картон, рогожка, обрезки тесьмы или кружева, клей, ножницы.

*Технологическая карта изготовления куклы Филипповки (диск и брошюра)


Форма организации деятельности: индивидуальная, фронтальная.

 

Методы ведения занятия: беседа, рассказ-объяснение с демонстрацией приемов изготовления куклы, показ наглядностей, самостоятельная работа.

Межпредметные связи: изобразительное искусство, литература, история.

Список использованных ресурсов:

 1.Сайт http://kenunen.boom.ru

2. «http://shkolazhizni.ru

3. http://shkolazhizni.ru

 

4. Дайн Г.Л. Русская тряпичная кукла/ Г.Л.Дайн. – М.: Культура и традиции, 2007.

5. “Русские обряды и традиции. Народная кукла” Санкт-Петербург, “Паритет”, 2003 г

Структура занятия:
1. Организационный момент                                                   1-2 минуты.
2. Рассказ с демонстрацией презентации и готовых кукол. 30 -35 минут.
3. Практическая работа.                                                     35 – 45 минут.
4. Подведение итогов.                                                               3 – 5 минут.

Содержание деятельности на мастер-классе

Результат

1. Рассказ о видах народной куклы: игровой, обрядовой и обереговой (показ слайдов и настоящих кукол)

Обмен мнениями (возможно ведение конспекта)

2. Беседа о стилизации народного женского костюма Смоленской области в кукольном костюме

Обмен мнениями

3. Знакомство с историей куклы Филипповки

Обмен мнениями

4. Показ последовательности изготовления куклы Филипповки

 

Изготовление куклы самостоятельно

5. Анализ выполненной работы. Выставка

 

Обмен мнениями, обсуждение работ

6. Отзывы слушателей о проведенном мастер-классе

Проведение письменного опроса по таблице

 

Материалы занятия:

1.     Рассказ о видах народной куклы.

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она означала, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Сейчас известно 90 видов кукол

Каждая кукла была уникальна. Во -первых, игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира. Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?

Большинство кукол на Руси были оберегами. Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка, являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Главная черта российских народных куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что «если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда». По преданию, однажды такая кукла спасла жизнь, заменив человека во время жертвоприношения. Потом у оберегов появились и другие «обязанности». Свадебные неразлучники берегут молодую семью от сглаза, а куклы-лихорадки прогонят прочь все хвори.

Весьма значительную их часть составляли обрядовые куклы. Наши предки жили довольно весело — тот круг жизни, который свершается в течение года, сопровождался некими действиями, обрядами и праздниками (некоторые из них сохранились по сей день), и в них всегда одна из ведущих ролей отводилась кукле. На Масленицу мы сжигаем олицетворение богини смерти Мары – Зимы. На Рождество дарим друг другу Ангела-Вестника.

В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Кукла стояла в прямом отношении к деятельности будущего члена общества.

2. Беседа о стилизации народного женского костюма Смоленской области в кукольном костюме

Рассмотрим кукольную одежду на примере народного женского костюма Смоленской области. Историческое расположение Смоленщины определило развитие ее культуры, для которой характерны особенности укладов как северных, так и южных регионов России, оригинальное сближение с белорусским укладом. Все это отразилось и на народном костюме. Здесь как бы встречаются два костюмных комплекса — северный сарафанный и южный поневный. С другой стороны, отдельные виды одежды, способы их ношения, пространственные формы и цветовое решение сближает смоленский народный костюм с белорусским.

     В северо-восточной части губернии бытовал костюм с косоклинным сарафаном. (Местные названия его: “сорококлин”, “клинастик”, “сукман”, “ферязь”, “синикин”, “полбумажник”, “китайка”…). Изготавливался такой сарафан из льняной или шерстяной окрашенной домотканины. Спереди два полотнища со срединным швом, который часто декорировался под “распах”. Сзади одно полотнище, из него выкраивалась “спинка”, переходящая в лямки. По бокам сарафан дополнялся несколькими косыми клиньями, которые сильно расширяли его книзу. В это время для косоклинных сарафанов использовалась и фабричная ткань “китайка”. Темно-синий или черный, реже красный цвет сарафанов и белый цвет основы рубах оттенял, усиливал звучание “украс” костюма (вышивки, ткачества, лент, тесьмы, позумента…). Вытянутая по вертикали трапециевидная форма сарафана придавала костюму строгость, стройность(рис. 1).

Отличный от косоклинного по материалу, цвету, покрою прямой, “белорусский” сарафан (саян, андарак, “рябый”…), комплекс костюма с которым занимал центральную и западную часть территории Смоленщины. Основой этого вида сарафана были 5-6 полотнищ пестротканой (“пестряди”) льняной или хлопчатобумажной домашнего изготовления ткани (летний вариант) или шерстяной, чаще однотонной, ярко окрашенной — зимний вариант. Два передних полотнища сарафана сосборены высоко на груди, а боковые и задние чуть выше талии под невысокий лиф, переходящий в узкие лямки. Сильно сосборенные прямые полотнища сарафана придают ему колоколообразный вид. Яркий цветной сарафан в сочетании с белой основой рубах и хусток (полотенчатых головных уборов) акцентировал внимание на себе и придавал всему костюму нарядный, праздничный вид.

Комплекс женского крестьянского костюма с поневой имел на Смоленщине в рассматриваемый период уже небольшое распространение — часть юго-восточных уездов. Понева этого периода представлена своим поздним вариантом — юбкой-поневой: четыре домотканых шерстяных чаще темно-синих в крупную клетку, сшитых между собой полотнища, со вставкой спереди (“занавеской”, “колышкой”) из льняного крашеного холста или фабричной ткани. Надевалась такая понева ниже талии, по бедрам. Длинная холщовая рубаха сильно вытягивалась из юбки, образуя большой напуск — “пазуху”. Женщина в таком наряде казалась объемистой, приземистой и, по поверью домовитой. “Звонкий” обклад внизу поневы уравновешивался цветным головным убором, бисерными украшениями.

Эволюционирование крестьянской одежды рубежа XIX — XX веков в Смоленской губернии в разных районах шло крайне неравномерно. Так, в северо-восточных уездах, находящихся в близости к промышленным центрам России, и в которых было развито отходничество, крестьянская традиционная одежда стала заменяться на одежду из фабричных тканей и даже на привозную, городскую. Появляются “платья на проймах”, сарафаны-“шубки” (“долгие и широкие”), сарафаны-“сумары”, кофта-“казак”, кофта “на фантах” (сатиновые, атласные), корсетки, платки “хранцуские”, “париские”…

     Западные же, белорусские районы Смоленщины были в этом отношении более консервативными. Прямой сарафан по сравнению с косоклинным был более удобен, практичен, универсален. И даже когда стало выгодным продавать лен и на вырученные деньги покупать для одежды фабричные ткани, крестьяне этого региона шили из них сарафаны по старым образцам. И такие сарафаны бытовали на Смоленщине долго, еще в 1930-х годах

В древности считалось, что женские волосы обладают магической силой, полученной от волос Матушки-Земли (трав, деревьев) . женщина с распущенными волосами может нанести порчу. Чтобы ни один волос с головы не упал, женщины заплетали две тугие косы, укладывали их на макушке, а сверху одевали платок. Он закрывал лоб, уши, затылок, заднюю часть шеи. Часто концы завязывались на макушке и торчали как рога. Такие рога были символом Перуна в его воплощении быком-туром и оберегали от всякой напасти.  Головной убор Смолянок состоял в основном из повойника – мягкой шапочки из ткани с круглым или овальным дном, околышем и завязками сзади. Также любимым был платок.

Куколки одевались по тем же традициям, что и сами люди. Только элементы костюма были стилизованы, упрощены.

3. Знакомство с историей куклы Филипповки

•         Её дарили хозяйке для помощи во всех делах. Это обрядовая кукла, и делали её (также как дарили) на Филиппов день, 27 ноября, отдавая дань непростому женскому труду.

•         С 28-го ноября начинается строгий пост. С этого дня питание состоит в основном из овощей и хлеба с растительным маслом. С Филипповок начинаются и посиделки: женщины собираются рукодельничать, беседовать и петь. Очень кстати тут оказывается помощь Филипповки или Шестиручки

•         Кукла Филипповка — шестирукий оберег, кукла рукодельниц. Считалось, что он оберегает женские руки от усталости, травм, а также облегчает и скрашивает женский труд и превращает его в удовольствие.

•         Филипповка похожа на другую куклу помощницу Десятиручку, но статусом выше. Это не просто спорая помощница, это хозяйка управительница, мастерица. Она присматривает, чтобы в доме были чистота и порядок, уют и лад, а также бережёт от усталости хозяйку, помогая ей справляться со множеством дел. А чтобы мастерство её было прибыльным, на пояс ей вешают мешочек (узелок-лакомник), в который кладут зерно, семечку и монетку.

Современницы хотят видеть Филипповку помощницей в женском бизнесе.

4. Показ последовательности изготовления куклы Филипповки

Первый этап: подготовка лыковой основы.

  1. Для основы куклы возьмём кисть для побелки из лыкового мочала. Снимем связывающие её нити и аккуратно вытянем пучок лыка.  
  2. Лыковую обмотку, скреплявшую кисть, сохраним – она ещё пригодится. А пучок лыка свяжем ниткой по середине.
  3. Из обмотки кисточки скатаем шарик.
  4. Вложим лыковый шарик между двумя половинками пучка вверху – здесь будет голова куколки. Шарик надо спрятать за волокна
  5. Плотно завяжем пучок ниткой по «шее» куклы.
  6. Выправим волокна лыка внизу и подравняем ножницами.

Второй этап: подготовка картонного каркаса-юбочки.

2.1. На картонную заготовку в виде сегмента круга наклеим рогожку.

2.2. Свернем заготовку в виде конуса и скрепим.

2.3. Оставшуюся снизу часть рогожки подвернём внутрь и приклеим. Внизу можно сразу же прикрепить окантовку (кружево, тесьму, бусины…)

Третий этап: подготовка рук.

3.1. Сначала сделаем «ладошки» куколки: а) на какое-нибудь подручное приспособление (например, линейку) намотаем несколько витков цветной нитки.

б) с одной стороны витки ниток свяжем вместе, а с другой – разрежем. У нас получатся небольшие кисточки-помпоны

3.2. Прикрепим кисточку к концу палочки-руки. Прикрепим туда же и нитку для обмотки палочки.

3.3. Обмотаем всю палочку. В конце закрепим нитку с помощью петли.

3.4. Ножницами подровняем нитки кисточки-«ладошки».

Четвертый этап: сборка куклы.

4.1. Прикрепим руки: а) разделим пучок лыка на две одинаковые части.

б) уложим «руки» между половинками (их нужно плотно подтянуть к завязке–шее).

 

в) крестообразно перевяжем палочки. У нас получилось  «тельце» куколки.

4.2. Прикрепим конус-юбочку.

4.3. Украсим юбочку. На голову прикрепим повязку-тесёмку

4.3. Привяжем фартушек. Оденем бусы. Повяжем платок.

4.4. Сделаем узелок-лакомник: а) на квадратном кусочке ткани наметим круг,

б) проложим по нему стежки швом «вперёд иголку»,

 в) потянем за конец нитки и соберем в складки квадрат. Внутрь его положим зернышко для достатка в доме, денежку для того, что бы рукоделие доход приносило, кусочек синтепона для объёма.

4.5. Прикрепим узелок на пояс куколке.

 

 

 

 

 

Анализ работы на мастер-классе.
Во время работы мастер – класса были решены задачи:

— помощь слушателям в получении максимальной отдачи от проведённого мастер-класса;

— организация обратной связи по выполненным заданиям;

— поддерживание заинтересованности в обучении на протяжении всего мастер – класса;

— предоставление возможности сотрудничества с преподавателем, получения консультаций при необходимости.

-изделие – кукла из лыка выполнено.

Слушателям мастер – класса был преподнесён материал как актуальный при изучении декоративно – прикладного творчества, изложен по возможности кратко (большой объём материала за 1,5 час).

При обучении слушателей использовались различные методы организации деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Слушатели обучались на мастер-классе без предварительной подготовки.

Для достижения интереса и активизации слушателей были использованы: выставка изделий, презентация с использованием ИКТ, раздаточные и демонстрационные карточки.
Сообщение нового материала сопровождалась показом слайдов, способов действий.

На мастер – классе решены вопросы практической значимости. Слушатели ознакомлены с доступностью технического оснащения изготовления народных кукол: все материалы, бывшие в употреблении, доступны и дёшевы. Это позволит другим учителям без материальных затрат организовать обучение учащихся изготовлению народных кукол.
Весь методический, раздаточный и демонстрационный материал для мастер – класса был разработан мною самостоятельно.

Кукла шестиручка — защитница рукодельниц

Недавно подсела на кукол … Очень хотелось сделать какой — нибудь оберег для рукодельниц , вот я и нашла эту куколку . Но мастер класса в интернете не оказалось , поэтому ориентировалась на фото готовых работ и на свой небольшой опыт .
Для работы нужны :
— нитки желтые и красные
-кусочки ткани
-ножницы
И разные мелочи для мешочка .

Берем желтые нитки

И наматываем на книгу . Это туловище .

Затем наматываем поменьше ниток . Это для косы .

Разрезаем только с одной стороны .

Берем нити туловища .

В них вкладываем нити для косички .

Вот так .

Перевязываем туловище по часовой стрелке красной нитью , тем самым образуем головку .

Плетем косу .

 

И завязываем по часовой стрелке .

Наматываем нитки для ручек .

  

Туловище делим пополам .

И вкладываем волосы внутрь .

Перевязываем , формируя тем самым талию .

 

Каждую » ручку » делим на 3 части .

И плетем косички , закрепляя их ниткой .

Вот так .

Далее делаем на кукле сакральный крест .

  

Делаем юбочку . ( Фотка не получилась , поэтому посмотрите , как делается фартучек )

Делаем фартучек. . Прикладываем изнаночной стороной , затем заматываем и выворачиваем .

 

Делаем мешочек .Я положила рис , нитку и монетку .

 

Пальцами собираем мешочек , завязываем и привязываем к куколке .К отдельному кусочку ткани я пристегнула булавку ( чтобы не втыкать ее в куклу ).

Одеваем платок и наша куколка готова !

Традиционная кукла Десятиручка и Филипповка

В древности тряпичные куклы являлись обрядовыми предметами. По обычаю такие куклы изготавливают женщины. Поэтому они относятся к женской очистительной и защитной магии. С древнейших времён женщина была основной хранительницей традиций и магической составляющей семьи. Она хранила и передавала знания и навыки из поколения в поколение. Изготавливались обрядовые куклы по особому случаю. Есть куклы, помогающие женщине в хозяйстве, или куклы, исполняющие желания, куклы на достаток в семье или на гармонию отношений с мужем, а есть и такие, которые болезнь отогнать могут. Делает такие куколки женщина не бездумно, а эмоционально настроившись, истово веря в силу «сделанного». Ведь от качества её работы будет зависеть судьба семьи, рода.
В программе встреч:
• Рассказ о традициях, о значении, «функциях» той или иной куклы.
• Изготовление обережной или обрядовой куклы (каждый раз — разная). Вы уносите ее с собой.
• Мы учим не только технологии, но и как работать с намерением, достигать поставленных целей, исполнять свои желания, делаем проработку своих «сложных» аспектов

Традиционная кукла Десятиручка и Филипповка, фото № 1Традиционная кукла Десятиручка и Филипповка, фото № 2Традиционная кукла Десятиручка и Филипповка, фото № 3

Мы с вами живем в очень непростую эпоху. В это время практически у каждой хозяйки работы прибавляется. К ежедневным хлопотам по дому – готовке, уборке и стирке прибавляется и ежедневная работа, решение и выполнение «мужских» задач. А хочется, чтобы и дом был уютным, и муж сытым, и дети не оставались без присмотра и чтобы запасов хватило. И для себя любимой тоже время нужно! И когда все успеть? У женщины ведь не десять рук! Иногда просто так устаешь, что и делать на следующий день ничего не хочется…. Вот если бы помощницу иметь!
А ведь и придумывать ничего не нужно! Наши предки уже давно обо всем позаботились. Почему бы не сделать себе помощницу в делах – куклу Десятиручку?!

ДЕСЯТИРУЧКА – помощница в делах для девушек, которые собираются выйти замуж и готовят себе приданное.
И у самой Десятиручки образ молодой девушки, ярки цветные ручки делают ее нарядной и заметной. При изготовлении самой куклы на каждую ручку загадывается то дело, за которое эта рука Десятиручки должна отвечать. А по низу юбки куклы Десятиручки завязывались узелки «на память».

ФИЛИППОВКА — старшая подруга подруга Десятиручки.
Это более серьезная и сильная кукла, помощница замужних женщин. Голова ее покрыта платком, в одежде присутствуют юбка и фартук. Кукла Филлиповка не просто мастерица и помощница в делах. Она распорядительница, которая бережет свою хозяйку, помогает ей в работе, в умелом распределении своих сил и времени, в правильной организации работы среди членов семьи или сослуживцев. С помощью этой куклы мы вспоминаем о главной задаче женщины – быть берегиней и защитницей своей семьи. Также как и у Десятиручки, у куклы Филлиповки каждая пара рук для определенной задачи. В руках у нее обязательно мешочек, в котором лежит монетка для того, чтобы дело, которым занимается хозяйка, было прибыльным.

Приходите, будем очень рады творить вместе))

Принести с собой: ткань белую, цветные ткани (3-4 вида), тесьму, ленты атласные 5-6 мм (5,6 цветов), нитки типа ирис красные, белые, лыко. Ножницы. Если у ва чего-то нет — все равно приходите, дадим)

Запись обязательна, т.к. помещение у нас небольшое и количество участников ограничено. Тел. 8 963 605-24-85 Юлия.
Место проведения: Москва, м. Новослободская, 7 минут пешком.
Проезд: из метро Новослободская (один выход) налево и сразу еще раз налево. Идем до первой встретившейся улицы (Селезневская), далее по ней налево до перекрестка. Справа вы уведите церковь, нужно идти к ней. Слева от церкви трехэтажное здание с подъездом под козырьком. Заходим туда,идем прямо в дверь с надписью Ателье и спускаемся на цокольных этаж. Идем по цветочным стрелкам — обучение лепке цветов, указателям «карамельная мастерская» . Если вдруг что-то не понятно, звоните 8 963 605-24-85

Leave a Reply