Разное

Заячьи лапы изложение – План-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме: Конспект урока по развитию речи в 4 классе по теме: «Краткое изложение повествовательного текста с элементами описания»

Краткое изложение Заячьи лапы 👍

К. Г. Паустовский
Заячьи лапы
К ветеринару в наше село пришел с Урженского озера Ваня Малявин и принес завернутого в рваную ватную куртку маленького теплого зайца. Заяц плакал и часто моргал красными от слез глазами…
– Ты что, одурел? – крикнул ветеринар. – Скоро будешь ко мне мышей таскать, оголец!
– А вы не лайтесь, это заяц особенный, – хриплым шепотом сказал Ваня. – Его дед прислал, велел лечить.
– От чего лечить-то?
– Лапы у него пожженные.
Ветеринар повернул Ваню лицом к двери, толкнул в спину и прикрикнул вслед:
– Валяй, валяй! Не умею я их лечить. Зажарь его с луком – деду будет закуска.
Ваня ничего не ответил. Он вышел в сени, заморгал глазами, потянул носом и уткнулся в бревенчатую стену. По стене потекли слезы.

Заяц тихо дрожал под засаленной курткой.
– Ты чего, малый? – спросила Ваню жалостливая бабка Анисья; она привела к ветеринару свою единственную козу.- Чего вы, сердешные, вдвоем слезы льете? Ай случилось что?
– Пожженный он, дедушкин заяц, – сказал тихо Ваня. – На лесном пожаре лапы себе пожег, бегать

не может. Вот-вот, гляди, умреть.
– Не умреть, малый, – прошамкала Анисья. – Скажи дедушке своему, ежели большая у него охота зайца выходить, пущай несет его в город к Карлу Петровичу.
Ваня вытер слезы и пошел лесами домой, на Урженское озеро. Он не шел, а бежал босиком по горячей песчаной дороге. Недавний лесной пожар прошел стороной на север около самого озера.

Пахло гарью и сухой гвоздикой. Она большими островами росла на полянах.
Заяц стонал.
Ваня нашел по дороге пушистые, покрытые серебряными мягкими волосами листья, вырвал их, положил под сосенку и развернул зайца. Заяц посмотрел на листья, уткнулся в них головой и затих.
– Ты чего, серый? – тихо спросил Ваня. – Ты бы поел.
Заяц молчал.
– Ты бы поел, – повторил Ваня, и голос его задрожал. – Может, пить хочешь?
Заяц повел рваным ухом и закрыл глаза.
Ваня взял его на руки и побежал напрямик через лес – надо было поскорее дать зайцу напиться из озера.
Неслыханная жара стояла в то лето над лесами. Утром наплывали вереницы белых облаков. В полдень облака стремительно рвались вверх, к зениту, и на глазах уносились и исчезали где-то за границами неба.

Жаркий ураган дул уже две недели без передышки. Смола, стекавшая по сосновым стволам, превратилась в янтарный камень.
Наутро дед надел чистые онучи(1) и новые лапти, взял посох и кусок хлеба и побрел в город. Ваня нес зайца сзади. Заяц совсем притих, только изредка вздрагивал всем телом и судорожно вздыхал.
Суховей вздул над городом облако пыли, мягкой, как мука. В ней летал куриный пух, сухие листья и солома. Издали казалось, что над городом дымит тихий пожар.
На базарной площади было очень пусто, знойно; извозчичьи лошади дремали около водоразборной будки, и на головах у них были надеты соломенные шляпы. Дед перекрестился.
– Не то лошадь, не то невеста – шут их разберет! – сказал он и сплюнул.
Долго спрашивали прохожих про Карла Петровича, но никто толком ничего не ответил. Зашли в аптеку. Толстый старый человек в пенсне и в коротком белом халате сердито пожал плечами и сказал:
– Это мне нравится! Довольно странный вопрос! Карл Петрович Корш – специалист по детским болезням – уже три года как перестал принимать пациентов.

Зачем он вам?
Дед, заикаясь от уважения к аптекарю и от робости, рассказал про зайца.
– Это мне нравится! – сказал аптекарь. – Интересные пациенты завелись в нашем городе. Это мне замечательно нравится!
Он нервно снял пенсне, протер, снова нацепил на нос и уставился на деда. Дед молчал и топтался на месте. Аптекарь тоже молчал.

Молчание становилось тягостным.
– Почтовая улица, три! – вдруг в сердцах крикнул аптекарь и захлопнул какую-то растрепанную толстую книгу. – Три!
Дед с Ваней добрели до Почтовой улицы как раз вовремя – из-за Оки заходила высокая гроза. Ленивый гром потягивался за горизонтом, как заспанный силач распрямлял плечи и нехотя потряхивал землю. Серая рябь пошла по реке.

Бесшумные молнии исподтишка, но стремительно и сильно били в луга; далеко за Полянами уже горел стог сена, зажженный ими. Крупные капли дождя падали на пыльную дорогу, и вскоре она стала похожа на лунную поверхность: каждая капля оставляла в пыли маленький кратер.
Карл Петрович играл на рояле нечто печальное и мелодичное, когда в окне появилась растрепанная борода деда.
Через минуту Карл Петрович уже сердился.
– Я не ветеринар, – сказал он и захлопнул крышку рояля. Тотчас же в лугах проворчал гром. – Я всю жизнь лечил детей, а не зайцев.
– Что ребенок, что заяц – все одно, – упрямо пробормотал дед. – Все одно! Полечи, яви милость! Ветеринару нашему такие дела неподсудны.

Он у нас коновал. Этот заяц, можно сказать, спаситель мой: я ему жизнью обязан, благодарность оказывать должен, а ты говоришь – бросить!
Еще через минуту Карл Петрович – старик с седыми взъерошенными бровями, – волнуясь, слушал спотыкающийся рассказ деда.
Карл Петрович в конце концов согласился лечить зайца. На следующее утро дед ушел на озеро, а Ваню оставил у Карла Петровича ходить за зайцем.
Через день вся Почтовая улица, заросшая гусиной травой, уже знала, что Карл Петрович лечит зайца, обгоревшего на страшном лесном пожаре и спасшего какого-то старика. Через два дня об этом уже знал весь маленький город, а на третий день к Карлу Петровичу пришел длинный юноша в фетровой шляпе, назвался сотрудником московской газеты и попросил дать беседу о зайце.
Зайца вылечили. Ваня завернул его в ватное тряпье и понес домой. Вскоре историю о зайце забыли, и только какой-то московский профессор долго добивался от деда, чтобы тот ему продал зайца.

Присылал даже письма с марками на ответ. Но дед не сдавался. Под его диктовку Ваня написал профессору письмо:
Заяц не продажный, живая душа, пусть живет на воле. При сем остаюсь Ларион Малявин.
…Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере. Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде. Шумел сухой тростник.

Утки зябли в зарослях и жалобно крякали всю ночь.
Деду не спалось. Он сидел у печки и чинил рваную рыболовную сеть. Потом поставил самовар – от него окна в избе сразу запотели и звезды из огненных точек превратились в мутные шары.

Во дворе лаял Мурзик. Он прыгал в темноту, ляскал зубами и отскакивал – воевал с непроглядной октябрьской ночью. Заяц спал в сенях и изредка во сне громко стучал задней лапой по гнилой половице.
Мы пили чай ночью, дожидаясь далекого и нерешительного рассвета, и за чаем дед рассказал мне наконец историю о зайце.
В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Деду попался зайчонок с рваным левым ухом.

Дед выстрелил в него из старого, связанного проволокой ружья, но промахнулся. Заяц удрал.
Дед пошел дальше. Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел, его уже несло белой пеленой по лесу, затягивало кусты.

Стало трудно дышать.
Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идет прямо на него. Ветер перешел в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью.

По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня. Дед был прав: во время урагана огонь шел со скоростью тридцати километров в час.
Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени.
Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.
Дед обрадовался зайцу, будто родному. Как старый лесной житель, дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. Гибнут они только в тех редких случаях, когда огонь их окружает.
Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: “Погоди, милый, не беги так-то шибко!”
Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед – оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понес домой. У зайца были опалены задние ноги и живот.

Потом дед его вылечил и оставил у себя.
– Да, – сказал дед, поглядывая на самовар так сердито, будто самовар был всему виной, – да, а перед тем зайцем, выходит, я сильно провинился, милый человек.
– Чем же ты провинился?
– А ты выдь, погляди на зайца, на спасителя моего, тогда узнаешь. Бери фонарь!
Я взял со стола фонарь и вышел в сенцы. Заяц спал. Я нагнулся над ним с фонарем и заметил, что левое ухо у зайца рваное.

Тогда я понял все.
[1] Онучи – обмотки для ноги под сапог или лапоть, портянка

Изложение и пересказ сюжета. «Заячьи лапы» Паустовский

16 декабря 2014

Константин Георгиевич — великий русский писатель. Он любил путешествовать, отражал свои впечатления об увиденном, людях в своих повестях и рассказах. Его произведения о природе, животных учат людей доброте, состраданию, отзывчивости, любви к родному краю. С одним из его трудов вы познакомитесь, прочитав краткое содержание. «Заячьи лапы» Паустовский написал в 1937 году. Но до сих пор этот рассказ не может оставить читателя равнодушным.

Краткая биография: становление писателя

Чтобы понять, почему написал К. Г. Паустовский «Заячьи лапы», нужно хотя бы немного узнать о самом авторе.

Родился он в Москве, в 1892 году, 31 мая. Отец Константина из рода запорожских казаков, работал железнодорожным статистом. По словам самого писателя, мать была женщиной суровой и властной. Рассказывая о своей семье, Константин Георгиевич говорил, что они любили заниматься различными искусствами — много играли на рояле, посещали театры.

Из-за того что семья распалась, Константин с шестого класса вынужден был трудиться наравне со взрослыми, чтобы зарабатывать на учение и на жизнь. Мальчик стал репетитором. А свой первый рассказ он написал в 1911 году, его издали в журнале «Огни».

Еще будучи ребенком Костя грезил путешествиями. Со временем он осуществил свою мечту, побывав во многих странах. Впечатления от этих поездок, встреч с разными людьми легли в основу многих его очерков. Но, как признавался впоследствии сам писатель, лучше Средней России мест нет.

Паустовский говорил, что он все охотнее и чаще пишет о простых безызвестных людях — пастухах, паромщиках, ремесленниках, лесных объездчиках, «сторожах и деревенских детях — своих закадычных друзьях». Вот поэтому и создал К. Г. Паустовский «Заячьи лапы» — рассказ, в котором мальчик и старик пытаются спасти зайчонка. Но не все так просто в этом произведении…

Начало повествования

Пришла пора раскрыть краткое содержание. «Заячьи лапы» Паустовский написал, чтобы наглядно показать — не нужно делать зла, так как потом об этом придется пожалеть. Это произведение показывает благородство простых людей, один из которых оступился, но потом исправился.

Произведение Паустовского «Заячьи лапы» начинается со знакомства. Перед читателем предстает мальчик, проживающий в селе на Урженском озере. Зовут ребенка Ваня Малявин.

Ребенок принес к ветеринару маленького зайчонка, завернутого в ватную куртку мальчика. С первых же строк возникает жалость к этому маленькому существу, автор пишет, что заяц плакал, глаза его были красные от слез. Но ветеринар даже не спросил, что случилось, он закричал на мальчика, сказав, что тот скоро будет к нему таскать мышей. Ребенок не выдержал и ответил, что ругаться не нужно, этот заяц особенный, его прислал вылечить дедушка.

На вопрос ветеринара, что случилось, мальчик ответил — у него обожжены лапы. Вместо того чтобы оказать зверьку помощь, ветеринар вытолкнул ребенка в спину и крикнул вслед, что он не умеет их лечить и посоветовал зажарить зайца. На такие жестокие слова мальчик ничего не ответил. Так начинает свой рассказ Константин Паустовский. Заячьи лапы были повреждены из-за лесного пожара. Об этом происшествии читатель узнает позже.

Видео по теме

Сострадание Ивана

Выйдя от ветеринара, мальчик тоже стал плакать. Его увидела бабушка Анисья. Ребенок поделился с нею своей печалью, на что старушка посоветовала ему обратиться к доктору Карлу Петровичу, который живет в городе. Ваня быстро пошел к дедушке рассказать обо всем.

По дороге ребенок сорвал для питомца травки, просил, чтобы тот поел. Иван подумал, что зайчик хочет пить, пробежал с ним к озеру, чтобы тот утолил жажду. Продолжаем далее краткое содержание. «Заячьи лапы» Паустовский создал и для того, чтобы дети с юных лет учились состраданию. Ведь мальчику Ване было жаль своего длинноухого друга, поэтому он пытался его вылечить, накормить и напоить.

Поиски врача

Дома ребенок все рассказал деду Лариону, и наутро они отправились в путь. Прибыв в город, старик и внук стали расспрашивать прохожих, где живет Карл Петрович, но никто не знал этого.

Затем они зашли в аптеку, фармацевт дал адрес врача, но огорчил путни

Читать Паустовский «Заячьи лапы» Краткое Содержание

Автор Оксана На чтение 7 мин. Просмотров 137

Рассказ «Заячьи лапы» Паустовского, написанный в 1937 году, поднимает сразу несколько серьезных тем. Среди них – взаимосвязь человека и природы, доброта и сопереживание одних людей на фоне равнодушия других. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Заячьи лапы», которое будет полезным для читательского дневника и при подготовке к уроку литературы. Своей книгой писатель хотел показать, что каждый человек должен нести ответственность за свои поступки.

Основные персонажи рассказа

Главные герои:

  • Ваня Малявин – добрый, жалостливый мальчик.
  • Ларион Малявин – дедушка Вани, охотник.

Другие персонажи:

  • Ветеринар – равнодушный мужчина, наотрез отказавшийся лечить больного зайца.
  • Анисья – старушка, участливая односельчанка Вани.
  • Аптекарь – нервный, раздражительный человек.
  • Карл Петрович – педиатр, который не отказался вылечить зайца.

«Заячьи лапы» очень краткое содержание

К. Г. «Заячьи лапы» краткое содержание для читательского дневника:

Дед был на охоте и увидел зайца. Пристрелить не удалось, пуля прошла мимо. А в это время лес объял пожар. Бежав за зайчиком, дед сумел спастись. Но бедное животное пострадало – лапы и живот обожглись.

Желая спасти зайца, внук деда, Ваня, отправился к деревенскому ветеринару, но тот отказался лечить. Аргументы, что это особенный заяц, не подействовали. Мальчику было очень горько. Однако, бабка Анисья дала надежду, посоветовав найти в городе Карла Петровича. Это удалось с трудом. Недовольный аптекарь таки дал адрес.

Карл Петрович оказался стариком, который всю жизнь лечил детей. Дед уговорил его взяться за зайца. Доктор вылечил зверя. Об этой истории даже напечатали в московской газете. Дедушке предлагали продать зайца, но тот наотрез отказался, считая его другом. Равное ухо зайца напоминает о спасении.

Вывод:

Рассказ побуждает ценить великодушные поступки. Дед никогда не забывал, что сделал для него заяц. Он был готов на многое, ради того, чтобы вылечить животное. Не стоит воспринимать как должное помощь от ближних. Кроме того, нужно отвечать тем же, проявляя искреннюю любовь и заботу.

Это интересно: Рассказ «Корзина с еловыми шишками» Паустовского был написан в 1954 году. Рекомендуем прочитать краткое по частям. Это произведение посвящено человеку, тонко чувствующему природу – известному норвежскому композитору Эдварду Григу.

Короткий пересказ «Заячьи лапы»

Краткое содержание «Заячьи лапы» Паустовский:

Однажды в августе дед Ларион Малявин отправился на охоту. Стояла небывалая жара, и леса были «сухие, как порох». Дед попытался подстрелить зайчонка, но промахнулся, и тот удрал. Внезапно с юга потянуло гарью, и дед понял, что начался лесной пожар. Ураганный ветер гнал огонь со скоростью поезда.

Дед бежал по кочкам, спотыкаясь и падая, дым ел ему глаза, а сзади уже ревело пламя. Вдруг из-под его ног выскочил тот самый заяц, которого он чуть не подстрелил. Дед побежал за ним. Заяц вывел деда к озеру, на берегу которого оба упали от усталости. У зайца были обожжены задние лапы и живот. Дед подобрал своего спасителя и отнёс домой.

Ваня Малявин, внук деда Лариона, принёс плачущего и стонущего от боли зайца к сельскому ветеринару. Мальчик объяснил, что заяц особенный, и дед велел его лечить, но ветеринар не стал слушать Ваню и вытолкал его из комнаты.

В сенях мальчик прислонился к стенке и заплакал от обиды и жалости к зайцу. Там его увидела жалостливая бабка Анисья, которая привела к ветеринару свою единственную козу. Узнав о Ванином горе, она посоветовала отнести зайца в город к некому Карлу Петровичу.

На следующее утро дед Ларион надел новые лапти и вместе с внуком отправился в город. Адрес Карла Петровича дед узнал у сердитого аптекаря. Карл Петрович оказался не ветеринаром, а специалистом по детским болезням, и сначала тоже отказывался лечить зайца, но узнав, как тот спас деду жизнь, всё же согласился. Ваня остался у доктора ухаживать за зверьком.

На следующий день вся улица знала об «особенном» зайце, который обгорел во время лесного пожара и спас какого-то старика. Затем об этом узнал весь маленький городок, и к Карлу Петровичу пришёл журналист, пожелавший написать о зайце в московскую газету.

Вскоре зайца вылечили. Ваня вернулся домой, и об этой истор

Урок «Творческое изложение» по тексту К.Г. Паустовского «Заячьи лапы» (5 класс)

Урок в 5 классе «Творческое изложение»

Цель урока:

Задачи:

  • способствовать формированию навыка написания творческого изложения текста-повествования;

  • создать условия для формирования навыков работы с текстом, способствующих развитию устной и письменной речи учащихся;

  • способствовать развитию речи, памяти, образного, логического, критического мышления, эмоциональности учащихся;

  • воспитывать коммуникативные качества личности, толерантность.

Используемые приемы: 

  • Антиципация — предвосхищение или смысловая догадка,

  • чтение с остановками,

  • прием «верно-неверно»,

  • взаимопроверка.

ХОД УРОКА

Здравствуйте, ребята. Скажите, бывали ли вы в лесу? Что там можно встретить? Зачем люди ходят в лес? Да, сегодня мы поговорим про лес и напишем необычное изложение.

А что такое изложение?

Сегодня у нас особенная форма работы – мы будем писать творческое изложение. Как вы думаете, что значит «творческое»?

Текст изложения мы будем создавать вместе с автором. После каждого прочитанного предложения мы с вами будем останавливаться и думать – а что же будет дальше? Так мы будем сочинять текст вместе с автором, а потом по этому тексту напишем изложение.

Здороваются.

Отвечают на вопросы учителя.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ: планирование, прогнозирование.

КОММУНИКАТИВНЫЕ: умение слушать, умение строить устное высказывание.

Текст, по которому мы с вами будем писать изложение, называется «Заячьи лапы». Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом тексте?

Хорошо. Начнем. В августе дед пошёл за грибами к озеру. Как вы думаете, зачем он пошёл в лес? Что он мог взять с собой?

С собой у него было ружье и порох. Так зачем он пошёл в лес за грибами?

Деревья в лесу были очень сухие.

Как вы думаете, почему?

Деду попался (кто?) зайчонок с рваным ухом. (Как вы думаете, что сделал дед?)

Он выстрелил, но промахнулся. (Что заяц сделал после этого?)

Заяц удрал. Дед пошёл дальше, но вдруг затревожился. (Как вы думаете, что могло встревожить деда?)

С юга потянуло гарью. Дым густел, стало трудно дышать. (Как вы думаете, что случилось?)

Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идет на него. (Что сделал дед?)

Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза. (Что могло случиться с дедом?)

Смерть настигала деда, но вдруг он увидел… (как вы думаете, кого?)

Зайца! Дед образовался зайцу, как родному. (Как вы думаете, почему?)

Дед знал, что звери гораздо лучше человека знают, откуда идет огонь и всегда спасаются. (Что тогда сделал дед?) Он побежал за зайцем. (Что случилось в итоге?)

Заяц вывел деда из огня. У зайца были опалены задние лапы и живот. (Что сделал дед?) Дед забрал зайца домой, чтобы вылечить, а потом оставил его у себя.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ: прогнозирование.

ЛОГИЧЕСКИЕ: умение строить логическую цепочку, установление причинно-следственных связей.

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ: умение работать с текстом.

КОММУНИКАТИВНЫЕ: умение слушать, умение вести диалог, умение строить устное высказывание.

Вы хорошо поработали, теперь немножко отдохнем, поиграем в «Верю-не верю». Я вам читаю фразы, которые встречались в тексте и ложные, т.е. неправильные. Верные ответы — поднимаете руки.

Дед пошел в поле с корзинкой.

Дед пошел в лес с ружьем.

Дед встретил в лесу оленя.

Дед встретил в лесу зайца.

Пока дед был в лесу, начался дождь.

Когда дед был в лесу начался пожар.

А теперь немножко разомнемся. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Возвращаемся к нашему тексту. Для того, чтобы ничего не забыть при изложении текста, мы с вами составим таблицу характеристик основных героев. Вам нужно сначала заполнить таблицу самостоятельно.

Хорошо, теперь проверим, что у вас получилось.

(устная взаимопроверка, дополнение таблиц)

Дети самостоятельно заполняют таблицу

РЕГУЛЯТИВНЫЕ: умение структурировать информацию (составление таблицы).

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ: умение работать с таблицей.

КОММУНИКАТИВНЫЕ: умение слушать и вести диалог (взаимопроверка).

Хорошо! А теперь напомните мне, о чем шла речь в тексте. Таблицей пользоваться можно и нужно.

Вижу, текст вы еще не забыли. Пока память свежа, достаем черновики и начинаем писать изложение.

Учащиеся по очереди пересказывают устно фрагменты текста, опираясь при необходимости на таблицу.

Работают над изложением.

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ: умение работать с текстом, с таблицей.

КОММУНИКАТИВНЫЕ: формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, умение оформлять свои мысли в письменной форме.

Итог урока. Дети сдают работы.

Понравилась ли вам сегодняшняя форма работы?

Как вы оцениваете свою работу на сегодняшнем уроке?

За что вы можете похвалить себя?

РЕГУЛЯТИВНЫЕ: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

КОММУНИКАТИВНЫЕ: умение строить речевое высказывание.

Конспект урока по русскому языку на тему Изложение «Заячьи лапы»

hello_html_15226163.png

Министерство образования и науки Пермского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кунгурский центр образования № 1»

РАЗРАБОТКА ПРОБНОГО УРОКА

Разработка пробного урока

В 4 «в» классе по теме:

Изложение «Заячьи лапы».

План-конспект урока

Тема урока: Изложение «Заячьи лапы».

Класс: 4 «в»

Цели:

  • Образовательная: совершенствовать умения определять тему текста, тип текста, передавать содержание текста с опорой на план, устанавливать связь между предложениями.

  • Развивающая: — развивать связную речь, умение критически мыслить, творческие способности, память, образное мышление.

  • Воспитательная: воспитывать аккуратность, терпение. интерес к миру, окружающему человека; любовь к живому; доброжелательное отношение друг другу;

УУД, формируемые на данном занятии:

Личностные: нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

Регулятивные: составление плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию;

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

-Здравствуйте, меня зовут Ксения Александровна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Всё пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё понятно.

Если хочешь отвечать –

Надо руку поднимать.

2.2. Подведение к теме урока.

Ребята, как вы думаете о каком произведении, пойдет речь, исходя из данной иллюстрации? (заячьи лапы).

hello_html_44da6779.jpg

О чём говорится в этом произведении? (о том, как заяц спас деда из пожара).

Ребята, тема нашего урока: Изложение «Заячьи лапы».

2.3 Целеполагание

Исходя из темы нашего урока, какие цели мы поставим перед собой?

(Понять главную мысль текста; составить план; написать изложение.)

3.Работа над изложением

3.1 Ознакомление с текстом.

Откройте ваши учебники на стр. 119, упражнение 253. Я буду читать вам, а вы внимательно следите, потом я буду задавать вам вопросы.

1.Кто охотился в лесу? (Дед Ларион)

2.Что случилось в лесу? (Начался пожар)

3.Кого Дед Ларион встретил в лесу? (зайца)

4.Почему дед так обрадовался зайцу? (потому что он знал, что животные хорошо чуют и знают куда бежать)

5.Страшно ли было деду? Найдите это в тексте.

6.Что случилось с зайцем? (опалены ноги и живот)

7. Как вы думаете почему Дед Ларион оставил зайца у себя, а не отпустил в лес?

3.2 Составление плана.

Сейчас вы будете читать по абзацу пересказывать его и придумывать к нему название.

(ученик читает, потом более удачный вариант, названия пишут на доске.)

План. (который предложила бы я)

  1. Начало лесного пожара.

  2. Дед пытается убежать от пламени.

  3. Заяц ведет прочь от пожара.

  4. Счастливое спасение.

Сейчас попробуйте по нашему плану составить пересказ. (Пара учеников пересказывают)

3.3 Орфографическая работа на карточках.

Вставьте пропущенную букву в словах, которые помогут вам в написании изложения.

  • Дед Л(л)арион (Имя собственное),

  • медле…о(медленно — наречие, образованное от прилагательного «медленный»,Здесь суффикс -енн- (в суффиксах -онн-; -енн- пишем две н)

  • не(?)ожиданно(без не не употребляется),

  • вол…чил (проверочное слово – волочь)

  • пот…нуло (проверочное слово тяга),

  • обрад…вался (от слова радость),

  • г…рью (проверочное слово гарь),

  • п…жар (по-это приставка),

  • сп…саются (безударная гласная а)

  • гн…ло (проверочное слово гнать)

  • пр…сил (проверочное слово просьба)

  • сп…тыкался ( пишется о т.к словарное слово)

  • выб…жали (проверочное слово бег),

  • (С)?зади (пишется слитно т.к слова зади не сущ.)

  • оп…лены (безударная гласная а)

  • Из…под (наречие, которое пишется через дефис)

  • выл…чил (проверочное слово лечит)

  • За…ц (буква я, т.к словарное слово).

Физ.минутка. (видеоролик)

4.Самостоятельная запись изложения.

Сейчас откройте свои тетради, запишите число, классная работа и начинайте писать изложение. На работу вам 20 минут.

5.Итог урока

-Какие умения вы совершенствовали при написании изложения?

-Кто доволен своей работой?

-В чем вы испытывали трудности?

Всем спасибо за работу.

Заячьи лапы

Предлагаем ознакомиться с текстом рассказа Константина Паустовского «Заячьи лапы».

Рассказ «Заячьи лапы» читать онлайн

К ветеринару в наше село пришел с Урженского озера Ваня Малявин и принес завернутого в рваную ватную куртку маленького теплого зайца. Заяц плакал и часто моргал красными от слез глазами…

ЗаяцЗаяц

– Ты что, одурел? – крикнул ветеринар. – Скоро будешь ко мне мышей таскать, оголец!

– А вы не лайтесь, это заяц особенный, – хриплым шепотом сказал Ваня. Его дед прислал, велел лечить.

– От чего лечить-то?

– Лапы у него пожженные.

Ветеринар повернул Ваню лицом к двери, толкнул в спину и прикрикнул вслед:

– Валяй, валяй! Не умею я их лечить. Зажарь его с луком – деду будет закуска.

Ваня ничего не ответил. Он вышел в сени, заморгал глазами, потянул носом и уткнулся в бревенчатую стену. По стене потекли слезы. Заяц тихо дрожал под засаленной курткой.

– Ты чего, малый? – спросила Ваню жалостливая бабка Анисья; она привела к ветеринару свою единственную козу. – Чего вы, сердешные, вдвоем слезы льете? Ай случилось что?

Про козу, мужика и пана

– Пожженный он, дедушкин заяц, – сказал тихо Ваня. – На лесном пожаре лапы себе пожег, бегать не может. Вот-вот, гляди, умрет.

– Не умрет, малый, – прошамкала Анисья. – Скажи дедушке своему, ежели большая у него охота зайца выходить, пущай несет его в город к Карлу Петровичу.

Ваня вытер слезы и пошел лесами домой, на Урженское озеро.

Урженское озероУрженское озеро

Он не шел, а бежал босиком по горячей песчаной дороге. Недавний лесной пожар прошел стороной на север около самого озера. Пахло гарью и сухой гвоздикой. Она большими островами росла на полянах.

Заяц стонал.

Ваня нашел по дороге пушистые, покрытые серебряными мягкими волосами листья, вырвал их, положил под сосенку и развернул зайца. Заяц посмотрел на листья, уткнулся в них головой и затих.

Осиновые листьяОсиновые листья

– Ты чего, серый? – тихо спросил Ваня. – Ты бы поел.

Заяц молчал.

– Ты бы поел, – повторил Ваня, и голос его задрожал. – Может, пить хочешь?

Заяц повел рваным ухом и закрыл глаза.

Ваня взял его на руки и побежал напрямик через лес – надо было поскорее дать зайцу напиться из озера.

Неслыханная жара стояла в то лето над лесами. Утром наплывали вереницы белых облаков. В полдень облака стремительно рвались вверх, к зениту, и на глазах уносились и исчезали где-то за границами неба. Жаркий ураган дул уже две недели без передышки. Смола, стекавшая по сосновым стволам, превратилась в янтарный камень.

Смола на соснеСмола на сосне

Наутро дед надел чистые онучи и новые лапти, взял посох и кусок хлеба и побрел в город. Ваня нес зайца сзади. Заяц совсем притих, только изредка вздрагивал всем телом и судорожно вздыхал.

Суховей вздул над городом облако пыли, мягкой, как мука. В ней летал куриный пух, сухие листья и солома. Издали казалось, что над городом дымит тихий пожар.

На базарной площади было очень пусто, знойно; извозчичьи лошади дремали около водоразборной будки, и на головах у них были надеты соломенные шляпы. Дед перекрестился.

– Не то лошадь, не то невеста – шут их разберет! – сказал он и сплюнул.

Долго спрашивали прохожих про Карла Петровича, но никто толком ничего не ответил. Зашли в аптеку. Толстый старый человек в пенсне и в коротком белом халате сердито пожал плечами и сказал:

– Это мне нравится! Довольно странный вопрос! Карл Петрович Корш специалист по детским болезням – уже три года как перестал принимать пациентов. Зачем он вам?

Дед, заикаясь от уважения к аптекарю и от робости, рассказал про зайца.

– Это мне нравится! – сказал аптекарь. – Интересные пациенты завелись в нашем городе. Это мне замечательно нравится!

Он нервно снял пенсне, протер, снова нацепил на нос и уставился на деда. Дед молчал и топтался на месте. Аптекарь тоже молчал. Молчание становилось тягостным.

– Почтовая улица, три! – вдруг в сердцах крикнул аптекарь и захлопнул какую-то растрепанную толстую книгу. – Три!

Дед с Ваней добрели до Почтовой улицы как раз вовремя – из-за Оки заходила высокая гроза. Ленивый гром потягивался за горизонтом, как заспанный силач распрямлял плечи и нехотя потряхивал землю. Серая рябь пошла по реке. Бесшумные молнии исподтишка, но стремительно и сильно били в луга; далеко за Полянами уже горел стог сена, зажженный ими. Крупные капли дождя падали на пыльную дорогу, и вскоре она стала похожа на лунную поверхность: каждая капля оставляла в пыли маленький кратер.

Карл Петрович играл на рояле нечто печальное и мелодичное, когда в окне появилась растрепанная борода деда.

Через минуту Карл Петрович уже сердился.

– Я не ветеринар, – сказал он и захлопнул крышку рояля. Тотчас же в лугах проворчал гром. – Я всю жизнь лечил детей, а не зайцев.

– Что ребенок, что заяц – все одно, – упрямо пробормотал дед. – Все одно! Полечи, яви милость! Ветеринару нашему такие дела неподсудны. Он у нас коновал. Этот заяц, можно сказать, спаситель мой: я ему жизнью обязан, благодарность оказывать должен, а ты говоришь – бросить!

Еще через минуту Карл Петрович – старик с седыми взъерошенными бровями, – волнуясь, слушал спотыкающийся рассказ деда.

Карл Петрович в конце концов согласился лечить зайца. На следующее утро дед ушел на озеро, а Ваню оставил у Карла Петровича ходить за зайцем.

Через день вся Почтовая улица, заросшая гусиной травой, уже знала, что Карл Петрович лечит зайца, обгоревшего на страшном лесном пожаре и спасшего какого-то старика. Через два дня об этом уже знал весь маленький город, а на третий день к Карлу Петровичу пришел длинный юноша в фетровой шляпе, назвался сотрудником московской газеты и попросил дать беседу о зайце.

Зайца вылечили. Ваня завернул его в ватное тряпье и понес домой. Вскоре историю о зайце забыли, и только какой-то московский профессор долго добивался от деда, чтобы тот ему продал зайца. Присылал даже письма с марками на ответ. Но дед не сдавался. Под его диктовку Ваня написал профессору письмо:

Заяц не продажный, живая душа, пусть живет на воле. При сем остаюсь Ларион Малявин.

…Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере. Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде. Шумел сухой тростник. Утки зябли в зарослях и жалобно крякали всю ночь.

Деду не спалось. Он сидел у печки и чинил рваную рыболовную сеть. Потом поставил самовар – от него окна в избе сразу запотели и звезды из огненных точек превратились в мутные шары.

Тульский самоварСамовар

Во дворе лаял Мурзик. Он прыгал в темноту, ляскал зубами и отскакивал – воевал с непроглядной октябрьской ночью. Заяц спал в сенях и изредка во сне громко стучал задней лапой по гнилой половице.

Мы пили чай ночью, дожидаясь далекого и нерешительного рассвета, и за чаем дед рассказал мне наконец историю о зайце.

В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из старого, связанного проволокой ружья, но промахнулся. Заяц удрал.

Дед пошел дальше. Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел, его уже несло белой пеленой по лесу, затягивало кусты. Стало трудно дышать.

Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идет прямо на него. Ветер перешел в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня. Дед был прав: во время урагана огонь шел со скоростью тридцати километров в час.

Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени.

Лесной пожарЛесной пожар

Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.

Дед обрадовался зайцу, будто родному. Как старый лесной житель, дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. Гибнут они только в тех редких случаях, когда огонь их окружает.

Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так-то шибко!»

Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед – оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понес домой. У зайца были опалены задние ноги и живот. Потом дед его вылечил и оставил у себя.

– Да, – сказал дед, поглядывая на самовар так сердито, будто самовар был всему виной, – да, а перед тем зайцем, выходит, я сильно провинился, милый человек.

– Чем же ты провинился?

– А ты ведь, погляди на зайца, на спасителя моего, тогда узнаешь. Бери фонарь!

Я взял со стола фонарь и вышел в сенцы. Заяц спал. Я нагнулся над ним с фонарем и заметил, что левое ухо у зайца рваное. Тогда я понял все.

Конспект урока по русскому языку для начальных классов на тему «Сжатое изложение по рассказу К.Д. Паустовского «Заячьи лапы»»

Учитель:

Урок развития речи.

Сегодня на уроке будем учиться кратко, сжато передавать содержание текста. Для работы предлагаю взять отрывок из произведения К.Д.Паустовского «Заячьи лапы»

Текст изложения написан на доске.

У каждого ученика на парте есть аналогичный текст.

Учитель:

Что значит кратко передать содержание текста?

Ученики:

Передать главное, сохранив при этом точность.

Учитель:

Где эти умения вам могут пригодиться?

Ответы детей

Учитель:

Назовите основные способы сокращения текста.

Ученики:

— Исключение подробностей, переформулировка текста.

Учитель:

Что нам поможет в работе с текстом?

Ученики:

Памятка «Как писать сжатое изложение»

Ученики открывают памятку и работают по ней в течение всего урока.

Учитель:

Приступаем к работе. Пусть наш урок принесет нам радость общения и радость совместной работы.

2.1. Знакомство с текстом.

Учитель:

С чего начнем работу?

Ученики:

Со знакомства с текстом.

Учитель:

— Какую УЗ при этом поставите перед собой?

Ученики:

Понять и осмыслить текст.

Учитель:

Внимательно послушайте текст. Определите его тему

и главную мысль.

Текст читает учитель или хорошо читающий ученик. Остальные учащиеся внимательно слушают, следят за сюжетной линией текста.

Учитель:

О чем говорится в тексте?

Ученики:

О том, как заяц спас человека во время лесного пожара, а человек вылечил обгоревшего зверька.

Учитель:

Что мы определили, отвечая на этот вопрос?

Ученики:

— Тему текста.

Учитель:

Как вы думаете, ради чего написан данный текс

автором? К чему он призывает нас, читателей?

Ученики:

Людям надо бережно относиться к братьям своим

меньшим. Животные тоже могут помочь человеку и даже спасти.

Учитель:

Что мы определили, отвечая на этот вопрос?

Ученики:

Главную мысль текста (замысел автора).

Учитель:

Как можно озаглавить этот отрывок?

Ученики предлагают свои варианты.

Учитель фиксирует их на доске. После

обсуждения, выбираются самые удачные.

Возможные варианты:

  1. Дед Ларион и заяц

  2. История о зайце

  3. Спаситель с рваным ухом

  4. Длинноухий спасатель

Учитель:

Какие из предложенных вами заголовков

точнее выражают главную мысль текста?

Ученики:

— Заголовки под №3 и №4

Учитель:

Запишите один из двух заголовков к себе в тетрадь.

Запись: Ох Учитель:

К какому типу речи вы отнесете текст?

Обоснуйте свой ответ.

Ученики:

-Повествование в жанре рассказа.

Здесь последовательно рассказывается о событиях,

происходящих с героями. Текст условно отвечает

на вопрос: «что делает предмет?»

Учитель:

Определите стиль текста с обоснованием.

Ученики:

— Это отрывок из рассказа, художественного произведения, значит стиль художественный. Его цель – нарисовать картину событий, произошедших с героями на пожаре.

2.2. Деление текста на смысловые части.

Учитель:

Какой следующий шаг в работе над сжатым изложением?

Ученики называют следующий шаг работы, используя памятку.

Ученики:

Нужно выделить основные части текста с учетом его типа.

Учитель:

Для чего это нужно?

Ученики:

— Для составления плана текста.

Учитель:

Озвучьте основные части текста-повествования!

Ученики:

Вступление, начало действия, развитие действия,

заключение.

Учитель:

— Прочитайте внимательно текст еще раз и разбейте его

на основные части.

Ученики самостоятельно читают текст и разбивают его на части.

2.3. Анализ содержания каждой части.

Составление плана текста.

Учитель:

На сколько частей разбили текст?

Ученики:

— На 4 части!

Учитель:

Какой следующий шаг в работе над сжатием текста?

Ученики:

Составить план текста.

Учитель:

Что для этого нужно сделать?

Ученики:

— В каждой части выделить микротему и озаглавить

эту часть.

Учитель:

— Результат данной работы будем заносить в таблицу.

Рассмотрите ее. Какие данные будем заносить

в 1 столбик? Во 2 столбик?

Ученики рассматривают таблицу.

Заполняют её по ходу работы над каждой частью.

Учитель:

— Прочитайте 1 часть.

— К какой композиционной части повествования она

относится?

Ученики:

— К вступлению.

Учитель:

— Объясните, почему вы так думаете?

Ученики:

Т.к. мы узнаем когда, где и с кем происходит действие.

Учитель:

-Сколько предложений в 1 части?

Ученики:

— 5 предложений!

Учитель:

Для определения основной мысли отберем

3 предложения.

Ученики работают со своим текстом самостоятельно, выделяют с помощью карандаша нужные предложения.

Учитель:

— Какие предложения вы выделили?

Ученики:

1, 3 и 4 предложение.

Учитель:

Что в них самое главное?

Ученик:

Дед пошел на охоту, выстрелил в зайца и промахнулся.

Учитель:

Назовите глаголы, передающие действия деда

Лариона.

Ученики:

Охотился, выстрелил, промахнулся.

Учитель:

Занесем их в таблицу, как опорные слова для

пересказа.

Учитель:

Подберите синоним к глаголу «промахнулся».

Ученики:

Можно заменить словом «не попал».

Учитель:

Озаглавьте 1 часть.

Ученики предлагают свои варианты. Учитель фиксирует их на доске. Из предложенных вариантов выбирается более точный, который и заносится в таблицу.

Возможный заголовок: 1.Неудачная охота

Учитель:

Прочитайте следующую часть.

К какой композиционной части она относится?

Ученики:

К завязке действий.

Учитель:

Что произошло дальше после того, как дед упустил

зайца?

Ученики:

В лесу начался пожар!

Учитель:

Как старик понял, что начался пожар?

Ученики:

— … «Сильно тянуло гарью»

Учитель:

Как вы понимаете выражение «тянуло гарью»?

Ученики:

Пахло дымом!

Учитель:

Чем был страшен пожар? Найдите предложение в

тексте, которое об этом повествует.

Ученик:

«Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью»

Учитель:

Подберите синоним к слову «с неслыханной»

Ученики:

«С большой», «со страшной», «с огромной».

Учитель:

Какое из четырех слов самое выразительное?

Ученики:

Авторское!

Учитель:

Постараемся его запомнить, занесем авторское

словосочетание в таблицу.

— Почему дед спотыкался и падал, когда бежал?

Подтверди свой ответ предложением из текста.

Ученики:

— — «… дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен

широкий гул и треск пламени»

Учитель:

Как понимаете выражение «дым выедал ему глаза»?

Что означает слово «гул»?

Ответы детей.

— А как толковый словарь объясняет лексическое значение слова «гул»?

Подготовленный ученик читает из словаря значение слова «гул»

Ученик:

— «Гул» – не вполне ясный, сливающийся шум.

Учитель:

— Словосочетание «дым выедал ему глаза» и слово «гул» занесем в таблицу.

— Подведем итог анализу второй части. Что же главное в

ней?

Ученики:

Начался лесной пожар. Огонь «гнало с неслыханной скоростью». Старик убегает от огня.

Ученики:

Озаглавьте вторую часть.

Возможный вариант: 2.Огонь идет на деда.

Учитель:

Как развивались события дальше? Найдите предложение, которое ярче всех об этом рассказывает.

Работа с 3 частью (развитие действий)

Ученики:

«Смерть настигала деда, хватала его за плечи…»

Учитель:

Найдите в данном высказывании слова, которые

употреблены в переносном значении.

Ученики:

«Смерть настигала, хватала…»

Учитель:

Как называется это средство выразительности? С какой

целью его автор использовал?

Ученики:

Олицетворение! Оно точно передает весь трагизм

сложившейся ситуации.

Учитель:

Замените данное словосочетание словами в прямом значении.

Ученики:

«Дед мог умереть»

Учитель:

Как выразительнее?

Ученики:

Авторское описание!

Учитель:

Запишем авторское олицетворение в таблицу.

— Какой глагол говорит о неожиданном появлении зайца?

Ученики:

«Выскочил!»

Учитель:

Как вы понимаете выражение «выскочил из-под ног»?

Ученики:

Оказался очень близко, рядом.

Учитель:

Прочитайте предложение, в котором действие достигло наивысшего напряжения

Ученики:

— «Он побежал, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так-то шибко!»»

Учитель:

Почему дед обрадовался зайцу «как родному»?

Ученики:

— «Как старый лесной житель дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются».

Учитель:

Какие слова и выражения следует использовать в этой части?

Главные слова данной части заносятся в таблицу.

Учитель:

Как озаглавим эту часть?

Возможный вариант: 3.Радостная встреча с зайцем

Учитель:

Какова развязка? Прочитайте 4 часть и найдите

предложение, которое содержит основную мысль этой

части.

Ученики:  «Заяц вывел деда из огня»

Учитель:

О чем еще необходимо сказать в этой части?

Ученики:

Охотник тоже спас зайчика и вылечил его.

Учитель:

— Подчеркните предложения, которые об этом повествуют.
Ученики:

Это 3 и 5 предложение.

Ученики читают эти предложения вслух.

Учитель:

Найдите синоним к слову «опалены»?

Ученики:

«Обгорели», «обожжены».

Учитель:

Какие главные слова этой части занесем в таблицу?

Дети называют слова, которые после обсуждения заносятся в таблицу.

Учитель:

Озаглавьте заключительную часть.

Возможные варианты: 4.Спасение

Учитель:

И так, у нас получился план изложения с опорными

словами. Это ваша опора при написании сжатого

изложения.

План текста

Опорные слова

1.Неудачная охота

Охотился, выстрелил, промахнулся, не попал

2.Огонь идет на деда

Затревожился,

с неслыханной скоростью,

гул,

треск пламени,

тянуло гарью

3.Радостная встреча

с зайцем

Смерть настигала, хватала,

выскочил из-под ног

обрадовался как

4.Спасение

Опалены, вывел, вылечил

2.4.Орфографическая подготовка

Учитель:

— Опорные слова, которые мы выделили в каждой части,

могут быть использованы вами при записи вашего

текста. Предлагаю обратить внимание на них

с орфографической точки зрения.

— Зачем я предлагаю вам над этим поработать?

Ученики:

Чтобы предотвратить ошибки при написании данных

слов.

Учитель:

По какой схеме будете работать?

Ученики:

Выделяем орфограмму, определяем ее тип, место,

проверяем.

Организуется фронтальная работа по предупреждению ошибок в словах, которые дети могут использовать при записи своего текста.

2.5.Составление краткого пересказа

Учитель:

Работая с планом, мы отметили в каждой части текста

существенное и подробности.

— Для чего мы это делали?

Ученики:

Для того, чтобы при записи собственного текста мы

понимали, о чем нужно сказать обязательно, а что

нужно опустить.

Учитель:

Какой следующий шаг при написании

изложения?

Ученики:

Составить сжатый пересказ, опираясь на план.

Учитель:

О чем нужно помнить?

Ученики:

Оставить главное, отсечь второстепенное в каждой

части.

— Используя известные способы сокращения, составить

текст, не нарушая замысел автора.

Учитель:

Работаем с 1 частью

— Перечитайте предложения, в которых заключена

главная мысль этой части.

Дети находят отмеченные ранее предложения и перечитывают их.

Учитель:

Опираясь на план и опорные слова, исключите в 1

части подробности, оставив главное.

Дети самостоятельно сжимают часть текста.

Учитель:

Ваши варианты сокращения текста я готова

выслушать!

Дети предлагают свои варианты сжатого текста.

Варианты обсуждаются, корректируются.

Учитель:

Попробуйте передать сжатое вами содержание части

одним простым предложением с однородными

членами.

Примерное сжатие 1 части:

В августе на охоте старик Ларион выстрелил в зайчонка, но промахнулся.

Назовите однородные члены в данном предложении.

Как свяжите их между собой на письме?

Ученики:

Однородные сказуемые «выстрелил», «промахнулся»

на письме отделим друг от друга союзом «но», перед

которым поставим запятую.

Учитель:

— Работаем со 2 частью

— Перечитайте главные предложения этой части.

Дети находят отмеченные ранее предложения и перечитывают их.

Опираясь на план и опорные слова, исключите в ней

подробности, оставив главное.

Дети самостоятельно сжимают часть текста.

Учитель:

Я готова выслушать то, что у вас получилось!

Дети предлагают свои варианты сжатого текста. Варианты обсуждаются, корректируются.

Примерное сжатие 2 части:

Но вдруг дед затревожился: сильно тянуло гарью. Дед понял, что начался лесной пожар. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. Дед побежал, а сзади был уже слышен гул и треск пламени.

Учитель:

Сколько было предложений во 2 части?

Ученики:

Было 8 предложений.

Учитель:

— Сколько стало после сжатия текста?

Ученики:

— Стало 4 предложения.

Учитель:

Сократили 2 часть в два раза!

Учитель:

С какого слова правильно будет начать 2 часть, чтобы

связать ее с 1 частью?

Ученики:

Со слова «вскоре»

Учитель:

Заменим слово «но вдруг» словом «вскоре».

— Какой способ сокращения текста мы применили?

Ученики:

Способ переформулировки.

Учитель:

На что еще необходимо обратить внимание?

Ученики:

-На повторы слова «дед»!

Учитель:

Какими словами можем заменить слово «дед»?

Ученики:

— «Он», «старик», «охотник».

Учитель:

Избегайте повторов при записи текста в тетрадь!

Учитель:

Работаем с 3 частью.

— Перечитайте 3 часть текста.

— Обратите внимание, какие по строению предложения использует автор?

Ученики:

Сложные!

Учитель:

Поучимся сложные предложения сокращать до

простых, используя способ исключения подробностей.

— Опираясь на план и опорные слова, исключите в 3

части подробности, оставив только главное.

Дети самостоятельно сжимают часть текста.

Учитель:

Кто готов озвучить 3 часть текста после сжатия?

Дети предлагают свои варианты сжатого текста. Варианты обсуждаются, корректируются. Исключаются повторы.

Примерное сжатие 3 части:

Смерть настигала деда. Вдруг из-под ног выскочил заяц. Старик обрадовался ему, как родному. Он побежал за зайцем.

Работаем с 4 частью

— Перечитайте предложения, в которых заключена

главная мысль этой части.

Дети находят отмеченные ранее предложения и перечитывают их.

Учитель:

Опираясь на план и опорные слова, исключите в ней

подробности, оставив главное.

Дети самостоятельно сжимают часть текста.

Учитель:

Кто желает пересказать 4 часть текста всему классу?

Дети предлагают свои варианты сжатого текста. Варианты обсуждаются, корректируются. Исключаются повторы.

Примерное сжатие 4 части:

Зайчонок вывел деда из огня. У зайца были опалены лапы и живот. Дед вылечил его.

Учитель:

Подготовительная работа над текстом закончена.

— Вы готовы приступить к написанию собственного текста?

Ответы детей.

Учитель:

-Как будете передавать содержание текста?

Ученики: Сжато, сохранив при этом точность.

Учитель:

— Сколько абзацев будет в вашем тексте?

Ученики: 4 абзаца

Учитель:

Как будете на письме оформлять начало каждого

абзаца?

Ученики:

Каждый абзац на письме выделяют красной строкой

небольшим отступом.

Учитель:

Приступайте к работе! Желаю вам успехов!

Ученики самостоятельно пишут сжатое изложение, опираясь на план и опорные слова. При необходимости оказывается индивидуальная помощь.

Примерный текст изложения:

В августе на охоте старик Ларион выстрелил в зайчонка, но промахнулся.

Вскоре дед затревожился: сильно тянуло гарью. Он понял, что начался лесной пожар. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. Старик побежал, а сзади был уже слышен гул и треск пламени.

Смерть настигала деда. Вдруг из-под ног выскочил заяц. Старик обрадовался ему, как родному. Он побежал за зайцем.

Зайчонок вывел деда из огня. У зайца были опалены лапы и живот. Дед вылечил его.

Закончив работу, ученики делают проверку написанного ими текста, используя памятку.

Памятка «Как проверить изложение»

1. Написав текст, перечитайте его.

2. Ответьте себе на вопросы:

  • Удалось ли тебе передать основное содержание текста?

  • Все ли пункты плана отражены?

  • Написан ли каждый абзац с красной строки?

  • Нет ли повторений?

3. Проверь правильность написания слов в каждом

предложении.

Подчеркните все слова, написание которых вызывает

у тебя сомнение. С помощью орфографического

словаря проверьте правильность написания этих

слов.

4. Проверьте постановку знаков препинания в

предложениях.

5. Если требуются исправления, сделайте их.

Учитель:

Какую УЗ вы ставили перед собой на уроке?

— Кто считает, что он достиг цели урока?

— На следующем уроке проведем работу над ошибками,

поговорим о трудностях, с которыми вы столкнулись

во время работы с текстом.

— Урок окончен! Мне очень приятно было сегодня с вами работать!

Leave a Reply