Разное

Заячьи лапы изложение 5 класс – План-конспект урока по литературе (5 класс) на тему: Конспект урока литературы в 5 классе по произведению К.Паустовского «Заячьи лапы»

Изложения по русскому языку для 5 класса

— Скажи, дедушка, — как-то спросил Серёжа, — откуда ты сказки берёшь? 
— Из чернильницы, мой дружок, из чернильницы. 
— А как ты их оттуда достаёшь, дедушка? 
— Ручкой с пёрышком, милый внук, ручкой с пёрышком.
Поступил Серёжа в школу. Стал из чернильницы сказку добывать. Сначала палочки. Потом крючки. Потом буквы. А потом и слова. Много тетрадок исписал Серёжа, а сказка не зацепляется. 
— Почему это, дедушка, так? Может быть, чернила у меня жидкие, или чернильница мелкая, или перо тупое? 
— Не горюй, Сергей! — утешает дед. — Придёт время — не только сказку, а может быть, что-нибудь покрупнее вытащишь… Если, конечно, не в одну чернильницу смотреть будешь, если без людей, сам по себе жить не начнёшь — тогда и чернила будут гуще, и чернильница глубже, и перо острее… 
Не всё тогда понял малый, а дедову притчу запомнил. На ус намотал — другим пересказал.
(Е.А Пермяк) 


Сначала это был только пушистый комок с двумя весёлыми глазами и бело-розовым носиком. Дремал этот комок на подоконнике, на солнце. Лакал, жмурясь и мурлыча, молоко из блюдечка. Ловил лапой мух на окне. Катался по полу, играя бумажкой, клубком ниток, собственным хвостом… 
И мы сами не помним, когда это вдруг вместо чёрно-рыже-белого пушистого комка мы увидели большую, стройную, гордую кошку, первую красавицу и предмет зависти любителей. 
Выросла, словом, всем кошкам кошка. Тёмно-каштановая, с огненными пятнами, на груди пышная белая манишка, усы в четверть аршина, шерсть длинная и вся лоснится, задние лапы в широких штанишках, хвост как ламповый ёрш. (По А.И.Куприну.) 
Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик. 
Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было броситься в море. 
Наконец он решился и подошёл к краю скалы. 
Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер. 
От страха пингвинёнок закрыл глаза и… бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море. 
Это был самый отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.
(По К. Паустовскому) 
Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мертвой». Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот. 
Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну — за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг. 
Когда же выпал первый снег? Я подошел к ходикам. Было так светло, что ясно чернели стрелки. Они показывали два часа. 
Я уснул в полночь. Значит, за два часа так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка закачалась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела,

Презентация к сжатому изложению ,,Заячьи лапы» 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Презентация к сжатому изложению ,,Заячьи лапы» 5 класс»

К.Г.Паустовский

К.Г.Паустовский «Заячьи лапы »

Урок развития речи 5 класс.

Обучение сжатому изложению.

Сжатое изложение Слово сжатое от глагола сжать – сократить, уменьшить в объёме.  Работать мы будем с отрывком из рассказа К.Г.Паустовского «Заячьи лапы».

Сжатое изложение

  • Слово сжатое от глагола сжать – сократить, уменьшить в объёме.

Работать мы будем с отрывком

из рассказа К.Г.Паустовского «Заячьи лапы».

Сжатое изложение Слово сжатое от глагола сжать – сократить, уменьшить в объёме.  Работать мы будем с отрывком из рассказа К.Г.Паустовского «Заячьи лапы».
К.Г.Паустовский любил путешествовать Изъездил всю Россию. Открыл заповедную землю – Мещёру. Был на Кавказе и в Крыму. Подолгу жил в маленьком городке Старый Крым (сейчас там его дом-музей). Рассказы и повести проникнуты большой любовью к родной земле. Задушевные, поэтичные, они говорят о взаимоотношениях человека и природы.

К.Г.Паустовский любил путешествовать

Изъездил всю Россию. Открыл заповедную

землю – Мещёру. Был на Кавказе и в Крыму.

Подолгу жил в маленьком городке Старый Крым (сейчас там его дом-музей).

Рассказы и повести проникнуты большой любовью к родной земле.

Задушевные, поэтичные, они говорят о взаимоотношениях человека и природы.

Лексический повтор - речевой недочёт  В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из старого, связанного проволокой ружья, но промахнулся. Заяц удрал.   Дед пошел дальше. Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел, его уже несло белой пеленой по лесу, затягивало кусты. Стало трудно дышать.   Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идет прямо на него. Ветер перешел в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня.

Лексический повтор — речевой недочёт

В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из старого, связанного проволокой ружья, но промахнулся. Заяц удрал.

Дед пошел дальше. Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел, его уже несло белой пеленой по лесу, затягивало кусты. Стало трудно дышать.

Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идет прямо на него. Ветер перешел в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня.

Подбор синонимов Дед Ларион - старый лесной житель, охотник, старик. зайчонок, спаситель, зверёк, косой, длинноухий. К.Г.Паустовский, писатель. охотился, выстрелил, промахнулся. с большой, с огромной, со страшной скоростью. не вполне ясный, сливающийся шум.  Заяц –  Автор - Действия деда  Неслыханный  гул

Подбор синонимов

  • старый лесной житель, охотник, старик.
  • зайчонок, спаситель, зверёк, косой, длинноухий.
  • К.Г.Паустовский, писатель.
  • охотился, выстрелил, промахнулся.
  • с большой, с огромной, со страшной скоростью.
  • не вполне ясный, сливающийся шум.
  • Заяц –
  • Автор
  • Действия деда
  • Неслыханный
  • гул
План Промахнулся. 2. В лесу начался пожар. 3. За зайцем. 4. Спасение.

План

2. В лесу начался пожар.

3. За зайцем.

4. Спасение.

олицетворение Смерть настигала, хватала за плечи.  Главная мысль  Человек и животные связаны незримыми нитями. Человеку надо заботиться о зверях, не убивать их, звери могут помочь, спасти. Людям важно знать и любить природу, беречь её .  Сжатое изложение 1 часть – 1 с однородными членами или 2 предложения; 2 часть - 2 простых или 1 сложное предложение; 3 часть – 2 предложения; 4 часть – 1 или 2 предложения.

олицетворение

  • Смерть настигала, хватала за плечи.

Главная мысль

Человек и животные связаны незримыми нитями. Человеку надо заботиться о зверях, не убивать их, звери могут помочь, спасти.

Людям важно знать и любить природу, беречь её .

Сжатое изложение

1 часть – 1 с однородными членами или 2 предложения;

2 часть — 2 простых или 1 сложное предложение;

3 часть – 2 предложения;

4 часть 1 или 2 предложения.

Что должно быть отражено в сжатом изложении? 1. Стиль речи 2. Тип речи 3. Тема 4. Идея Художественный стиль.  Повествование.  Текст о том, как заяц спас охотника во время лесного пожара.  Людям надо заботиться о животных, и звери могут помочь им, спасти.

Что должно быть отражено в сжатом изложении?

  • Художественный стиль.
  • Повествование.
  • Текст о том, как заяц спас охотника во время лесного пожара.
  • Людям надо заботиться о животных, и звери могут помочь им, спасти.
Что должно быть отражено в сжатом изложении? 1. Стиль речи 2. Тип речи 3. Тема 4. Идея Художественный стиль.  Повествование.  Текст о том, как заяц спас охотника во время лесного пожара.  Людям надо заботиться о животных, и звери могут помочь им, спасти.

Тексты изложений и диктантов по русскому языку для 5 класса

Тексты изложений для 5 класса

I четверть

Русское ненастье

Я впервые увидел все разнообразие красок русского ненастья после картины Левитана «Над вечным покоем».

До тех пор ненастье было окрашено в моих глазах в один унылый цвет. Вся тоскливость ненастья и вызывалась, как я думал, именно тем, что оно съедало краски и заволакивало землю мутью.

Но Левитан увидел в этом унынии некий оттенок величия, даже торжественности, и нашел в нем много чистых красок. С тех пор ненастье перестало угнетать меня. Наоборот, я даже полюбил его за чистоту воздуха, холод, когда горят щеки, оловянную рябь рек, тяжелое передвижение туч. Наконец, за то, что во время ненастья начинаешь ценить простые земные блага — теплую избу, огонь в русской печи, писк самовара, сухую солому на полу, застланную грубым рядном для ночлега, усыпительный шум дождя по крыше и сладкую дремоту.

125 сл. К.Паустовский

Случай на охоте

Раз со мной на охоте произошел такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду.

Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц все не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошел на полянку посмотреть, в чем дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться?

Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах ото меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазенки так и впились в меня, будто просят: «Не выдавай меня собакам!»

Стыдно мне стало убивать зверька. Опустил я ружье, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живет, зайчат уму-разуму учит.

Заячьи лапы

В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Старому охотнику попался светло-серый зайчонок с рваным левым ухом.

Дед выстрелил в него из старого ружья, но промахнулся. Заяц стремительно удирал в лес. Старик пошел дальше, но вдруг встрево­жился, потому что с юга сильно потянуло гарью. Дед понял, что на­чался лесной пожар, огонь идет прямо на него. Старик побежал по кочкам, падал, дым выедал ему глаза, а сзади уже разрастался гул, слышался шорох пламени, виднелась огненная заря.

Смерть настигала деда, касалась его, и в это время из-под ног у не­го выскочил заяц. Заяц бежал медленно и еле-еле волочил задние лапы.

Дед побежал за зайцем, который вывел старика из огня на равни­ну. Но у зверька обгорели задние лапы и живот. Дед подобрал своего обгоревшего спасителя, принес домой, вылечил и оставил у себя.

Наверное, многие из вас, ребята, читали этот рассказ.

(К. Паустовский) (110 слов)

II четверть

Мохнатая прачка

Сидит маленький американский енот в клетке. Черно-серебристый, пушистый, блестящий. На морде две полоски белые, две полоски черные. И глаза тоже черные, хитрые. Сидит и лапками что-то перебирает, точно обезьянка. Дадут ему мясо – он кусочек схватит и в воду опустит. Долго моет кусочек в воде и только потом съест. Любит енот и рыбу. Он ее тоже вымоет и чешую лапками обдерет. Головы отгрызет и в кучку сложит. Съест сначала рыбу, а потом за рыбьи головы примется. Чтобы не скучал енот в клетке, придумали для него игру: маленькую миску с водой поставили и тряпочку дали. Сидит енот целый день над миской – тряпочку стирает. Мнет ее лапками, полощет. Выполощет и на решетку повесит – сушить. Как только высохнет тряпочка, он ее опять стирает. И такой у него вид деловитый и оживленный, точно прачка маленькая, мохнатая игрушечное белье стирает.

Встреча в тайге

Набрел я на поляну в тайге. От лесного пожара она опустела, но на желтой земле уже росли блестящие кустики брусники. На краю поляны сохранились заросли малины.

Я бесшумно срывал ягоды, а впереди какой-то зверь шел, шуршал в листьях. Расположился я на пеньке, стал тихонько свистеть. Зверь остановился, а потом стал ко мне подкрадываться.

Вот из куста высунулся черных нос, показались хитрые глазки. Это был медвежонок. Он вылез из кустарника, принялся меня обнюхивать. В это время я услышал, как в малиннике сучья трещат. Это медведица медвежонка ищет. Надо бежать! Разве медведице объяснишь, что я только поиграть хотел с ее сыночком? (99 слов)

Начало пути в страну невыученных уроков

За окном у подъезда кричали мальчишки. Светило солнце. Пахло сиренью. Меня тянуло выпрыгнуть в окно и побежать к друзьям. Но на столе лежали учебники. Книжки были грязные и скучные, но и очень сильные. Они держали меня в душной комнате, заставляли решать задачу про каменщиков, вставлять буквы и делать многое другое.

Я вдруг возненавидел свои учебники, схватил их со стола и швырнул на пол.

И вдруг раздался такой грохот, как будто с высокого дома на мостовую упали сорок тысяч железных бочек. Стало темно. Комната осветилась зеленоватым светом, и я заметил маленьких человечков. Они стояли вокруг стола и сердито на меня смотрели. (100 слов)

III четверть

Музыкальная шкатулка

Как-то осенью, поздней ночью, в старом и гулком доме раздался стеклянный переливающийся звон, будто кто-то ударял маленькими молоточками по колокольчикам, и из этого чудесного звона возникла и полилась мелодия…

Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка. В первую минуту мы испугались. Очевидно, в шкатулке соскочила какая-нибудь пружина.

Шкатулка играла долго, то останавливаясь, то снова наполняя дом таинственным звоном, и даже ходики притихли от изумления.

Шкатулка проиграла все свои песни, замолчала, и как мы ни бились, но заставить её снова играть мы не могли.

(По К. Паустовскому)

Первый снег

Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я
оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец,
понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная
тишина. Такую тишину называют «мертвой». Умер дождь, умер ветер, умер
шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.
Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел
к окну — за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на
головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался
желтоватый круг.
Когда же выпал первый снег? Было так светло, что ясно чернели стрелки. Они показывали два часа.                                                       

                      К.Паустовский

Жостовская роспись

Жостовская роспись- яркое и самобытное явление в русском народном искусстве. Её отличает свой художественный стиль, свои технические приёмы письма. При помощи мягкой кисти и масляной краски художник скорописью наносит на загрунтованный поднос задуманный рисунок. Рисунок всегда прост, предельно лаконичен, декоративен. Это букеты, гирлянды цветов, фрукты, венки. Деревня Жостово издавна славилась своими мастерами. Народные умельцы всегда стремились сделать свои изделия не только полезными, но и красивыми, радующими глаз.

Гусь

Гусь гулял во дворе и нашел сухую корку хлеба. Он стал клювом долбить эту корку, чтоб ее разломать и съесть. Но корка была очень сухая. И гусь никак не мог ее разломать. А сразу проглотить всю корку гусь не решался, потому что это, наверно, опасно было для гусиного здоровья.

Я хотел разломать корку, чтобы помочь гусю. Но он не позволил мне дотронуться до своей корки. Наверно, он подумал, что я сам хочу ее съесть. Тогда я отошёл в сторонку и смотрю, что будет дальше. Вдруг гусь берет клювом эту корку и идет к луже. Он кладет эту корку в лужу. Корка становится мягкой. И тогда гусь с удовольствием ее кушает. Это был умный гусь.

(По М. Зощенко)

IV четверть

Последний лист орешника

Я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь им. Каким чудом остался он после морозов, после обильного снега? Всё ведь осыпалось. Осиновый лист успел уже почернеть на земле. Пожухла* жёлтая осыпь в березняках. Под лиственницей лежит пушистый оранжево-сизый* сугроб хвои.
Весь лес чёрный, пустой и холодный. И в этом прозрачном, продрогшем сумраке издали виден листок на орешнике. Куст облетел, а этот листок на кончике ветки маячит жёлтым живым огоньком.
Обхожу осторожно, боясь зацепить ветку. Оглянулся — висит. Всё уснуло в лесу. Всё готово к зиме. Только один листок упорно светится в чёрном лесу.

Перо и чернильница

Перо и Чернильница─ Скажи, дедушка, ─ как-то спросил Сережа, ─ откуда ты сказки берешь? ─ Из чернильницы, мой дружок, из чернильницы. ─ А как ты их оттуда достаешь, дедушка? ─ Ручкой с перышком, милый внук, ручкой с перышком. ─ Как рыбу удочкой? ─ Да нет, мой маленький, так сказку не выудишь, ─ говорит дедушка. ─ Сперва из чернильницы нужно добыть палочки да научиться их в тетрадку переносить. А потом ─ крючки. А потом ─ буквы. А потом ─ слова. А потом и сказка может зацепиться. Поступил Сережа в школу. Стал из чернильницы сказку добывать. Сначала палочки. Потом крючки. Потом буквы. А потом и слова. Много тетрадок исписал Сережа, а сказка не зацепляется. ─ Почему это, дедушка, так? Может быть, чернила у меня жидкие, или чернильница мелкая, или перо тупое? ─ Не горюй, Сергей! ─ утешает дед. ─ Придет время ─ не только сказку, а, может быть, что-нибудь покрупнее вытащишь.. .Если, конечно, не в одну чернильницу смотреть будешь, если без людей, сам по себе, жить не начнешь, тогда и чернила будут гуще, и чернильница глубже, и перо острее… Не все тогда понял малый, а дедову притчу запомнил. На ус намотал ─ другим пересказал.

Тексты диктантов для 5 класса

Диктант по теме «Повторение»

Белки в лесу.

С утра до самого позднего вечера хлопочут в лесу весёлые, шустрые белочки. Совершенно не успеваешь следить за их передвижениями.

«Мама, я вижу белок!» — воскликнул радостный малыш. А белок уже и след простыл.

Поднимутся озорные белочки на вершину огромной сосны, перемахнут с ветки на ветку. Затем спустятся вниз за съестными припасами: вкусными грибками, отборными орешками, засохшими ягодками.

В лесных кладовых эти чудесные хозяюшки спрячут то, что нашли.

В уютном домике-дупле сделают они тёплые гнёзда, расселятся в них, и скоро в новых квартирках появятся маленькие бельчата. Они будут быстро подрастать и воспитываться заботливыми родителями.

А лютой зимой счастливые семьи белок будут спасаться от сильных морозов, резких, холодных ветров и обильных снегопадов. Надёжно жить в тёплых, уютных гнёздах.

(120 слов)

Диагностический диктант

Осень в лесу.

Наступила поздняя осень. Стоит ненастная погода. Всё чаще дует резкий осенний ветер. С синего неба посылает солнце прощальные лучи.

Как хорош лес осенью! Воздух свеж. Жёлтые, оранжевые, багровые листья тихо падают с чёрных деревьев и медленно опускаются на холодную землю.

Тишину спящего леса не нарушает пение птиц, потому что они улетели на юг. В аллеях сада стало пусто, бесшумно. А ведь здесь летом было так радостно, чудесно! Из окрестных парков слетались сюда птицы на праздничный концерт.

Осенью лес похож на терем расписной. Хорошо устроиться под белоствольной берёзкой и долго рассматривать золотые краски леса, лиловый краешек неба.

Тихо, уютно. В необъятных чащах леса можно укрыться от осеннего ветра. На душе легко и спокойно.

(115 слов)

Контрольный диктант за I четверть

Ежи готовятся к зиме.

Поздней осенью ежи начинают готовиться к зимней спячке. Мало у них добычи, потому что под корягами скрываются ящерицы, жучки и лягушки.

Медленно ползёт колючий ёж через чёрные кочки, небольшие полянки, опасные овраги, мимо узких ручьёв.

В чудесные осенние денёчки старается ёжик приготовить себе широкую, тёплую норочку. Днём и ночью таскает он в домик душистые листья, мягкий лесной мох, засохшие травинки и веточки, которые нашёл в лесу. Хочется позаботиться ему об удобной постельке.

Накрыл норку огромный снежный сугроб, и ёжик надёжно укрылся под таким пушистым одеялом. Хорошо счастливому ежё жить в своей норке! Спит он здесь, видит прекрасные сны, и мы рады за него. С хорошим настроением проснётся ёжик, а затем отправится осматривать своё хозяйство.

(118 слов)

Диктант по теме «Синтаксис и пунктуация»

Волшебница-зима.

Долго боролась зима с ненастной осенью. В ноябре снег покрыл промёрзшую землю, и вот наступила настоящая зима.

Жутко завывает в поле холодный, резкий ветер, гуляет вьюга. А в лесу тихо. Зайдёшь в лесную глушь и не узнаешь знакомых мест, потому что всё скрылось под снегом. Мороз сковал льдом речку.

Оделся в шубку и огромный дуб. Его густые кроны продержатся всю зиму, а их мощь не сломить даже злому урагану. Ивы, берёзки, рябинки утонули в дремучих сугробах.

Вдруг по веткам пробежала белка. Она кажется чёрной среди ослепительной, нетронутой белизны света. Из-за этой неугомонной хлопотуньи огромная снежная шапка свалилась вниз на тропиночку. Куда же она так спешит?

Какой воздух! Какая гармония! Нет слов, чтобы описать такое чудо природы.

(118 слов)

Диктант по теме «Однородные члены предложения»

Лунная ночь.

Хороша осенняя лунная ночь в окрестностях села Ильинского! По сторонам проезжей дороги застыли молодые деревья: берёзки, ели, сосны, осинки.

Редкие снежинки падают на спящую землю, и ярко-жёлтая луна освещает избушку лесника, которая расположилась около узкой речки Любани. Мрачное небо пестрит частыми звёздами и свысока рассматривает ночную землю.

Кругом стоит необыкновенная тишина. Но вдруг слева послышался какой-то лёгкий шелест листвы. «Да это же белочка!» — прокричал я. На меня посыпались листочки, когда она перепрыгнула с одной веточки на другую.

Уже чувствуется приближение зимы. Скоро лёд скуёт речку, пушистым ковром закроются её берега, и избушку лесника накроет огромный сугроб.

Луч бросает свет на поляну, и деревья горят всеми цветами радуги: оранжевыми, золотыми, багряными. Вокруг багровые огни поздней осени. Здравствуй, лунная ночь!

(120 слов)

Контрольный диктант за II четверть

Рябина.

Рябина – осенняя красавица. Другие деревья уже отдали свои плоды, а она только начинает разнаряживаться в багряно-красные гроздья. Наступают холода, и птицы съедают горько-сладкие ягоды.

Рябину встретишь везде: на окраинах, на опушках, на поляночках. Вырастает она вблизи домов, раскидывает веточки из-за забора, располагается на околице и стоит счастливая, гордая, величественная.

Этому растению нравится уединение, а не сплошные заросли. Около рябины кое-где деревья чувствуют себя лучше, потому что к ней слетается огромное количество птиц, которые уничтожают вредителей.

Сгибается под ветром тоненький ствол, но не ломается. Не сдаётся рябина, и каждой осенью снова её прелестный наряд очаровывает нас. «Это же прошлогодняя красавица!» — радостно восклицаем мы.

Рассчитываем повстречаться с рябинкой следующей осенью, когда придём полюбоваться на её багровые кисти.

До встречи, чудо-дерево!

(119 слов)

Диктант «Байкал»

Глубина озера Байкал — 1640 метров. Оно самое глубокое на планете. В нем содержится пятая часть мирового запаса пресной воды. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает одна — Ангара.
      Совсем недавно жители прибрежных селений преспокойно пили воду прямо из озера. Сейчас оно страдает от промышленных отходов.
      Окрестности Байкала одеваются в зимний наряд раньше самого озера. Уже в октябре зима заковывает скалистые берега в сверкающие белоснежные доспехи и превращает ели и гигантские сибирские кедры в блестящие ледяные фигуры.
      Январские морозы покрывают озеро толстым льдом. Местами его толщина достигает двух метров. Он похож на неровное одеяло.
      Летом даже в безветренный день может вдруг налететь шквалистый ветер, и тогда озеро становится неласковым морем. (113 слов)

Диктант по теме «Лексика»

Барсучонок.

Как-то мама позвала младшего сыночка: «Юра, посмотри на бутузика, которого я принесла!»

Мама держала кошёлку, где на подстилке из мягких листьев копошился кто-то в шубке.

«Вылезай же, малыш, не бойся», — предложила мама. Мгновенно из кошёлки показалась продолговатая мордочка с гладким носиком, блестящими глазками и маленькими стоячими ушками. Мордочка у зверька оказалась презабавная: вверху и внизу было всё серенькое, посредине от носа к ушкам тянулись широкие чёрные полоски.

Какой же малыш был чудесный! Какой-то толстенький, неуклюжий бутуз. Шёрстка светло-серая, а ножки тёмненькие, как будто он нарядился в сапожки и варежки.

Мама достала из буфета бутылочку с соской и налила в неё молока. Малыш сразу же смекнул, в чём дело. Забрал всю соску и глаза зажмурил. Чудный барсучонок, забавный зверёк!

(119 слов)

Дикт ант по теме «Морфемика»

Полярная сова.

Полярные совы обычно зимуют в тундре. В ночной темноте пролетают они над мерцающими в звёздном свете снегами. Кормятся мышами и зайцами, беспощадно истребляют этих беспомощных зверьков. Редкий зайчонок сможет не оказаться в острых когтях у опасной совы, когда она собирается на охоту.

Но всё-таки кончается полярная ночь. В каменных россыпях не заметишь гнёзд совы, потому что они расположены почти у самых ног. Тепло в гнёздах сохраняется в сильные морозы, так как они устланы лёгким пухом.

Именно такое гнездо я обнаружил в расщелине. Неожиданно огромная белая птица взлетела у меня из-под ног, и распахнутые крылья слились с белизной снегов.

«Сергей, что там?» — удивлённо спросил мой товарищ. В гнезде съёжился испуганный птенчик, а рядом остались лежать тёплые яйца.

(118 слов)

Контрольный диктант за III четверть

Весна.

Весна – удивительное время года. Солнце ласково пригрело проснувшуюся землю. Снег давно сбежал с полей мутными ручьями. От разъезда до ближней деревни зеленеет озимая рожь, и по синему небу плывут беловатые облака. Вдали расположилась берёзовая роща, а на её опушке раскинулась молодая поросль кустов. В воздухе уже совсем не чувствуется сырости, которая обычно бывает ранней весной.

Жизнь как будто встрепенулась и наполнилась какими-то новыми звуками. Из окрестных рощ, с пашен и пастбищ доносится радостный птичий гомон. Послышался шум грузовика на переезде. «Егорыч, открывай дорогу!» — раздаётся весёлый крик шофёра. В лесной чаще, в каждой бороздке слышится чей-то шёпот.

Всё вокруг начинает изменяться: самая маленькая веточка растёт, нежный стебелёк собирает силы и распрямляется навстречу солнцу.

Природа празднует весеннее обновление. Здравствуй, весна!

(119 слов)

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Справедливость.

Однажды Гайдар отправился на встречу с ребятами в лагерь и взял с собою пятилетнюю дочку Женю. Удивительно заносчивая девочка как будто хвасталась: «Я знаменитого папы дочка и скоро вырасту!»

Во время чтения сказки «Горячий камень» все сидели тихо, но Женя сначала свысока поглядывала по сторонам, потом беспокойно затопала и стала сбегать по лестнице вверх и вниз. Мальчишки грозно рассматривали её и всыпали бы, но стеснялись известного писателя.

Вдруг Гайдар сделал паузу, положил тетрадку и строго сказал: «Уберите девочку, она мешает!» Женя съёжилась, расплакалась, но всё равно обрадованные мальчишки стащили её со сцены.

Гайдар дочитал сказку до конца. Счастливые глаза ребят говорили обо всём: о любви к писателю, об уважении.

«Гайдару за справедливость», — написали они в книге, которую подарили ему.

(120 слов)

Контрольный диктант за IV четверть

Сорока.

Куры – любимое лакомство камышового кота. Как-то хищник направился на охоту, но вдруг откуда-то объявилась сорока, задёргала чёрно-белым хвостом и застрекотала. Было опасно, и кот решил остановиться, чтобы не привлечь внимания. Назойливая птица расположилась над его головой.

Посёлок просыпается, и кота начинает дразнить кудахтанье кур, но он не может избавиться от вредного провожатого. Он сдерживал бессильную злобу и ненависть к навязчивой спутнице, которая расселась на веточках сосны. Затем он стал пробираться к посёлку. Сорока всё-таки не отставила и всё равно продолжала его стеречь.

Неожиданно кот выгнул спину, свирепо взглянул на своего мучителя и резко крикнул: «Кха!» Тут он сделал прыжок в сторону и исчез в зарослях, а птица кричала, кружилась.

Сегодня, разбойник, будешь лежать голодный, потому что охота сорвалась.

(119 слов)

Промежуточная аттестация за 2016-2017 учебный год

На родину.

Ранней весной на южных берегах Европы и Африки объединяются птичьи стаи. «Домой! Скорее домой!» — отовсюду несётся неугомонный клич.

Бесчисленные цепи перелётных тянутся к родным местам, и люди всегда радуются встрече с ним. Но во время долгого, трудного пути часть птиц остаётся, разлетается и расселяется по окрестным озёрам и рекам. Самые выносливые летят до белого моря. Здесь они располагаются по песчаным берегам, делятся на пары, чтобы строить гнёзда и выводить птенцов. Всё лето заботливые родители воспитывают малышей.

Осенью подрастут птенцы, окрепнут, и птицы начинают сбиваться в стаи перед отлётом в тёплые края. Там есть всё для беззаботной жизни: солнце, море, чудесная растительность.

Но нельзя долго жить на чужбине. И каждой весной ты видишь, как усталые караваны возвращаются на родину.

(119 слов)

План-конспект урока по русскому языку (5 класс): Обучающее изложение (конспект урока)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

1.Организационный

Метод: слово учителя; Прием: приветственное, вводное, ведущее.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня на уроке мы, проанализировав рассказ К.Г.Паустовского «Заячьи лапы», создадим свой текст на основе прочитанного.

Запишите дату, вид работы и тему урока.

Образец записи:

Пятнадцатое ноября.

Классная работа.

Подготовка к написанию подробного изложения по рассказу К.Г. Паустовского «Заячьи лапы»

2. Подготовка к написанию изложения.

Метод: слово учителя; Прием: сообщающее слово.

Послушайте информацию об авторе рассказа и подумайте, какие сведения из его жизни оказались для вас новыми, не известными до сегодняшнего дня и как их можно использовать при написании изложения.

Константин Георгиевич Паустовский – замечательный русский писатель ХХ-го века. Больше всего на свете он любил путешествовать, изъездил всю Россию. Открыл для себя и для читателей под Москвой заповедную землю – Мещёру. Этот скромный и тихий край писатель изобразил в повести «Мещёрская сторона». Был на Кавказе и в Крыму, подолгу жил в маленьком городке Старый Крым (сейчас там находится его дом-музей)

Писатель бывал во многих странах: Эстонии, Латвии, Литве, Белоруссии, Польше, Болгарии, Турции, Италии, Франции, Англии, Бельгии, Голландии, Швеции.

Множество рассказов и повестей Паустовского родились из его путешествий, из встреч с новыми людьми и проникнуты большой любовью к родной земле. Задушевные, поэтичные, они говорят о взаимоотношениях человека и природы.

Образец ответа:

Мы узнали, что писатель очень любил путешествовать. Множество рассказов и повестей Паустовского родились из его путешествий, из встреч с новыми людьми

Портрет и годы жизни К.Г Паустовского  на слайде.

Метод: беседа; Прием: репродуктивная

А сегодня мы будем писать изложение по рассказу К.Г.Паустовского «Заячьи лапы». Кто-нибудь уже читал этот рассказ? Понравился ли он вам, почему?

Образец ответа:

Мне очень понравился этот замечательный рассказ К. Паустовского «Заячьи лапы». В нем прекрасно  показана любовь  человека к животному. Рассказ учит доброте и состраданию, заботе о братьях наших меньших.

Иллюстрации к рассказу «Заячьи лапы».

3. Анализ текста-первоисточника

Метод:  беседа; Прием: репродуктивная.

Послушаете этот рассказ и подумайте, о чем он и какова его основная мысль?

В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Старому охотнику попался светло-серый зайчонок с рваным левым ухом.

Дед выстрелил в него из старого ружья, но промахнулся. Заяц удрал. Старик пошел дальше, но вдруг встревожился: с юга сильно потянуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел. Стало трудно дышать.

Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идет прямо на него. Ветер перешел в ураган.

Старик побежал по кочкам, падал, дым выедал ему глаза.

Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у него выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.

Дед обрадовался зайцу будто родному. Как старый лесной житель дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда огонь идет, и всегда спасаются. Гибнут они только в тех редких случаях, когда огонь их окружает.

Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так-то шибко!»

Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понес домой. У зайца были опалены задние ноги и живот. Дед его вылечил и оставил у себя.

Аудиозапись

Метод: беседа; Прием: эвристическая

Итак, какова основная мысль текста? Как можно озаглавить этот фрагмент?

Образец ответа:

 На добро нужно всегда отвечать добром. Рассказ учит любить природу, беречь ее и никогда не причинять вред беззащитным животным. Также учит состраданию, милосердию, и всегда протягивать руку помощи тем, кто в этом нуждается.

Лесной пожар, Пожар в лесу.

Метод: слово учителя; Прием: сообщающее.

Метод: беседа; Прием: репродуктивная.

Хорошо, сегодня вам предстоит написать подробное изложение этого рассказа.

Подробное изложение текста предполагает последовательный его пересказ с сохранением языковых особенностей автора: характерных изобразительных средств, деталей, фразеологии и синтаксиса. Для того чтобы при пересказе вы ничего не упустили, составим план этого текста, на который вы будете опираться.

Я еще раз прочитаю текст, вы подумайте, на сколько частей можно разделить этот текст? Как можно озаглавить каждую?

Образец плана:

1. Охота на берегу озера.

     2. Пожар в лесу.

3. Смертельная опасность.

4. Невероятная история о спасении деда зайцем во время лесного пожара.

5. Вечная благодарность зайцу от деда.

Метод: анализ; Прием: орфографический.

Согласитесь, чтобы написать подробный пересказ одного плана недостаточно. Сейчас мы будем анализировать фрагменты текста, и выписывать сложные слова.

В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Старому охотнику попался светло-серый зайчонок с рваным левым ухом.

Дед выстрелил в него из старого ружья, но промахнулся. Заяц удрал. Старик пошел дальше, но вдруг встревожился: с юга сильно потянуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел. Стало трудно дышать.

Метод: анализ. Приём: орфографический анализ.

На какие слова в тексте нужно обратить особое внимание. Как они должны писаться?

Верно. Запишите слова в тетрадь.

Образец ответа:

Гарью — проверочное слово «гарь».

Проверочными словами к слову потянуло являются тяга, затяжка, подтяжки.

Зайчонок — В суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных и наречий после шипящих основы под ударением пишется буква «о», без ударения — «е».  

Встревожился – в корне пишется непроверяемая гласная е.

Текст на раздаточном материале.

Слова на слайде.

Гарью

Зайчонок

Встревожился

Метод: слово учителя. Приём: ведущее слово.

Сейчас я прочитаю ещё один фрагмент. Вы должны послушать его и ответить на вопросы: встречаются ли во фрагменте незнакомые слова? Слова, в написании которых вы можете совершить ошибку?

Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идет прямо на него. Ветер перешел в ураган.

Старик побежал по кочкам, падал, дым выедал ему глаза.

Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у него выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.

Образец ответа:

Метод: беседа; анализ. Приём: репродуктивная; лексический,  орфографический.

Услышали ли вы незнакомые слова или слова, в которых вы можете совершить ошибку?

Волочить-тянуть, тащить.

Образец ответа:

Нам незнакомо слово «волочил».

Слова с объяснением на слайде.

Прием: лексический анализ

Прочитаем следующий фрагмент и обратим внимание на незнакомые слова.

Дед обрадовался зайцу будто родному. Как старый лесной житель дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда огонь идет, и всегда спасаются. Гибнут они только в тех редких случаях, когда огонь их окружает.

Чуять — кого-что чувствовать, ощущать, познавать чувствами, преимущественно обонянием.

Образец ответа:

 Нам незнакомо слово «чуять».

Материал на слайде.

Метод: анализ. Приём: синтаксический и  пунктуационный анализ; лексический.

Найдите в данном фрагменте предложение с прямой речью.

Для чего Паустовский обращается к прямой речи?

Встретились ли вам незнакомые слова?

Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так-то шибко!»

Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, оба упали от усталости.

Шибко – быстро.

Образец ответа:

Паустовский использует предложения с прямой речью, чтобы сделать сцену живой, волнующей.

Нам встретилось слово «шибко».

На слайде лексический и пунктуационный анализы.

Составьте  схему предложения.

Образец ответа:

А: «П!»

4. Устный пересказ текста.

Метод: слово учителя. Приём: обобщающее, ведущее.

Хорошо, мы проанализировали текст, выделили основные части и сложные для понимания и написания места. Составили план. Провели синтаксическую, пунктуационную и орфографическую работу.

Теперь на основе составленного нами плана устно перескажем текст. Кто готов?

Образец ответа:

В августе дед пошел охотиться и увидел  зайца с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из старого ружья, но промахнулся. А в это время лес объял пожар. Старик побежал по кочкам, падал, дым выедал ему глаза и в это время он увидел зайца.

Бежав за зайчиком, дед сумел спастись.

Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понес домой. У зайца были опалены задние ноги и живот. Дед его вылечил и оставил у себя.

Метод: слово учителя. Приём: ведущее, инструктирующее.

Хорошо.

Сейчас я включу аудиозапись ещё раз. Вы должны внимательно ее послушать, проследить развитие текста по плану.

После этого вы начнёте работу над изложением на черновиках. Кто не понял?

На слайде план.

5. Создание черновика. Написание подробного изложения.

Метод: слово учителя; Прием: ведущее, инструктирующее слово.

Теперь можете приступить к написанию своего пересказа, опираясь на материалы, записанные во время урока.

Чтобы не ошибиться в написании трудных слов, вы можете обращаться к словарям, которые лежат на партах. В них вы можете посмотреть, как пишется то или иное слово.

Удачной работы!

Орфографические словари лежат на парте у каждого ученика

Презентация к сжатому изложению ,,Заячьи лапы» 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Презентация к сжатому изложению ,,Заячьи лапы» 5 класс»

К.Г.Паустовский

К.Г.Паустовский «Заячьи лапы »

Урок развития речи 5 класс.

Обучение сжатому изложению.

Сжатое изложение Слово сжатое от глагола сжать – сократить, уменьшить в объёме.  Работать мы будем с отрывком из рассказа К.Г.Паустовского «Заячьи лапы».

Сжатое изложение

  • Слово сжатое от глагола сжать – сократить, уменьшить в объёме.

Работать мы будем с отрывком

из рассказа К.Г.Паустовского «Заячьи лапы».

Сжатое изложение Слово сжатое от глагола сжать – сократить, уменьшить в объёме.  Работать мы будем с отрывком из рассказа К.Г.Паустовского «Заячьи лапы». К.Г.Паустовский любил путешествовать Изъездил всю Россию. Открыл заповедную землю – Мещёру. Был на Кавказе и в Крыму. Подолгу жил в маленьком городке Старый Крым (сейчас там его дом-музей). Рассказы и повести проникнуты большой любовью к родной земле. Задушевные, поэтичные, они говорят о взаимоотношениях человека и природы.

К.Г.Паустовский любил путешествовать

Изъездил всю Россию. Открыл заповедную

землю – Мещёру. Был на Кавказе и в Крыму.

Подолгу жил в маленьком городке Старый Крым (сейчас там его дом-музей).

Рассказы и повести проникнуты большой любовью к родной земле.

Задушевные, поэтичные, они говорят о взаимоотношениях человека и природы.

Лексический повтор - речевой недочёт  В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из старого, связанного проволокой ружья, но промахнулся. Заяц удрал.   Дед пошел дальше. Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел, его уже несло белой пеленой по лесу, затягивало кусты. Стало трудно дышать.   Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идет прямо на него. Ветер перешел в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня.

Лексический повтор — речевой недочёт

В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из старого, связанного проволокой ружья, но промахнулся. Заяц удрал.

Дед пошел дальше. Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел, его уже несло белой пеленой по лесу, затягивало кусты. Стало трудно дышать.

Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идет прямо на него. Ветер перешел в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня.

Подбор синонимов Дед Ларион - старый лесной житель, охотник, старик. зайчонок, спаситель, зверёк, косой, длинноухий. К.Г.Паустовский, писатель. охотился, выстрелил, промахнулся. с большой, с огромной, со страшной скоростью. не вполне ясный, сливающийся шум.  Заяц –  Автор - Действия деда  Неслыханный  гул

Подбор синонимов

  • старый лесной житель, охотник, старик.
  • зайчонок, спаситель, зверёк, косой, длинноухий.
  • К.Г.Паустовский, писатель.
  • охотился, выстрелил, промахнулся.
  • с большой, с огромной, со страшной скоростью.
  • не вполне ясный, сливающийся шум.
  • Заяц –
  • Автор
  • Действия деда
  • Неслыханный
  • гул
План Промахнулся. 2. В лесу начался пожар. 3. За зайцем. 4. Спасение.

План

2. В лесу начался пожар.

3. За зайцем.

4. Спасение.

олицетворение Смерть настигала, хватала за плечи.  Главная мысль  Человек и животные связаны незримыми нитями. Человеку надо заботиться о зверях, не убивать их, звери могут помочь, спасти. Людям важно знать и любить природу, беречь её .  Сжатое изложение 1 часть – 1 с однородными членами или 2 предложения; 2 часть - 2 простых или 1 сложное предложение; 3 часть – 2 предложения; 4 часть – 1 или 2 предложения.

олицетворение

  • Смерть настигала, хватала за плечи.

Главная мысль

Человек и животные связаны незримыми нитями. Человеку надо заботиться о зверях, не убивать их, звери могут помочь, спасти.

Людям важно знать и любить природу, беречь её .

Сжатое изложение

1 часть – 1 с однородными членами или 2 предложения;

2 часть — 2 простых или 1 сложное предложение;

3 часть – 2 предложения;

4 часть 1 или 2 предложения.

Что должно быть отражено в сжатом изложении? 1. Стиль речи 2. Тип речи 3. Тема 4. Идея Художественный стиль.  Повествование.  Текст о том, как заяц спас охотника во время лесного пожара.  Людям надо заботиться о животных, и звери могут помочь им, спасти.

Что должно быть отражено в сжатом изложении?

  • Художественный стиль.
  • Повествование.
  • Текст о том, как заяц спас охотника во время лесного пожара.
  • Людям надо заботиться о животных, и звери могут помочь им, спасти.
Что должно быть отражено в сжатом изложении? 1. Стиль речи 2. Тип речи 3. Тема 4. Идея Художественный стиль.  Повествование.  Текст о том, как заяц спас охотника во время лесного пожара.  Людям надо заботиться о животных, и звери могут помочь им, спасти.

Конспект урока по русскому языку на тему Изложение Заячьи лапы


Министерство образования и науки Пермского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кунгурский центр образования № 1»
РАЗРАБОТКА ПРОБНОГО УРОКА
Разработка пробного урока
В 4 «в» классе по теме:
Изложение «Заячьи лапы».
Должность Ф.И.О. Дата Подпись
Разработал Обучающийся группы Н-15 Мальцева К.А. 11.04.18 Проверил и согласовал Учитель Мозжегорова О.А. 11.04.18 Методист Ленкова А.В. 11.04.18 План-конспект урока
Тема урока: Изложение «Заячьи лапы».
Класс: 4 «в»
Цели:
Образовательная: совершенствовать умения определять тему текста, тип текста, передавать содержание текста с опорой на план, устанавливать связь между предложениями.
Развивающая: — развивать связную речь, умение критически мыслить, творческие способности, память, образное мышление.
Воспитательная: воспитывать аккуратность, терпение. интерес к миру, окружающему человека; любовь к живому; доброжелательное отношение друг другу;
УУД, формируемые на данном занятии:
Личностные: нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
Регулятивные: составление плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию;
ХОД УРОКА
Организационный момент.
-Здравствуйте, меня зовут Ксения Александровна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.
Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Всё пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё понятно.
Если хочешь отвечать –
Надо руку поднимать.

2.2. Подведение к теме урока. Ребята, как вы думаете о каком произведении, пойдет речь, исходя из данной иллюстрации? (заячьи лапы).

О чём говорится в этом произведении? (о том, как заяц спас деда из пожара).
Ребята, тема нашего урока: Изложение «Заячьи лапы».
2.3 Целеполагание
Исходя из темы нашего урока, какие цели мы поставим перед собой?
(Понять главную мысль текста; составить план; написать изложение.)
3.Работа над изложением
3.1 Ознакомление с текстом.
Откройте ваши учебники на стр. 119, упражнение 253. Я буду читать вам, а вы внимательно следите, потом я буду задавать вам вопросы.
1.Кто охотился в лесу? (Дед Ларио

Конспект урока внеклассного чтения «Заячьи лапы» (5 класс)

Урок внеклассного чтения в 5 классе

Тема: К.Паустовский «Заячьи лапы»

Цель урока:

— развивать речь, воображение учащихся;

— развитие критического мышления; развитие умения анализировать поступки и характер героев; умения выделять главное, т.е. отделять существенное от несущественного; умения обобщать; развитие мыслительных операций;

— учить вдумчивому, осознанному чтению;

— воспитывать чувство сострадания, сопереживания и милосердия.

Ход урока

  1. Орг.момент

  2. Сообщение темы и цели урока

— Сегодня мы познакомимся с произведением писателя, который любил природу во всех ее проявлениях: и «осенний мелкий дождичек», и холодный туман, и сизую росу. Особенно он любил осень и золотой листопад. И часто повторял в письмах пушкинские строки: «И каждой осенью я расцветаю вновь…» .Он много путешествовал.

— Я думаю, вы уже догадались , произведение какого писателя мы будем сегодня изучать. Да, это Константин Георгиевич Паустовский. ( портрет писателя)

— С произведениями К.Паустовского мы с вами встречались и раньше. О чем пишет К.Паустовский?

— Какие рассказы К.Паустовского вы читали? (выставка книг)

III. Работа над новым материалом.

1. Побуждение

-Дома вы прочитали рассказ К.Паустовского «Заячьи лапы».

-Мы сегодня составим проект по данному рассказу.

— Считаете ли вы, что слова, записанные на слайде, связаны с этим рассказом?

«Добро, которое мы делаем другим, добром же служит нам самим» (Ж.Лафонтен).

— Тогда девиз нашего урока таков: « Способность видеть в обыкновенном чудесное – признак мудрости»

-Как вы понимаете эти слова?(ответы детей)

-Если мы сумеем в нашем рассказе увидеть что-то чудесное, ценное, о чем хотел сказать автор, то тоже станем мудрее.

2. Осмысление

-Что случилось с зайцем?

-Почему Ваня пришел к ветеринару?

— Какие чувства испытывал мальчик, неся обожженного зайца?

— Кто участвовал в спасении зайца?

— Как отнесся к зайцу каждый из персонажей рассказа?

— Кто не захотел прийти на помощь лесному жителю?

— Каким ты представляешь зайца из этого рассказа?

— А вы бы смогли помочь в беде?

3. Работа над выявлением главной идеи.

-Я сегодня принесла на урок ларец.

-Сейчас нам предстоит заглянуть в ларец простых истин. Что такое ларец?

Ларе́ц, — искусно сделанный, украшенный ящичек для хранения драгоценностей; шкатулка, сундучок.

— Что хранят в ларцах?

-Правильно, в них хранят какие-то ценности.

— Иногда самое простое мы не можем увидеть, узнать, сделать, а оно окажется самым ценным. Сегодня мы должны выяснить самое ценное, что хотел нам сказать Паустовский.

4. Работа в группах.

-У вас на столах лежат кейсы. Возьмите первый кейс и, определив героев рассказа, приклейте на ваш проект.

-Во втором кейсе вы найдете характеристики действующих героев.

— Приклейте соответствующую характеристику рядом с героем.

(Ветеринар — злой, невоспитанный, равнодушный,жестокий, грубый;

Бабка Анисья — любопытная, жалостливая, душевная, добрая;

Аптекарь — нервный, сердитый, раздражённый, но добрый;

Ваня — беспокойный, добрый, выносливый, терпеливый, шустрый, заботливый, упорный;

Доктор Карл Петрович — интеллигентный, строгий, образованный, добрый;

Дед Ларион — отзывчивый, робкий, добрый.)

— Сейчас я вам покажу рисунки, а вы найдите в тексте отрывки , соответствующие им. (читают отрывки из текста)

IV.Физминутка.

2 задание.

— Ребята, у вас на партах лежит кейс с пословицами. Выберите из списка пословицы и поговорки, относящиеся к теме рассказа. Объясните, почему на ваш взгляд они подходят к теме рассказа.

Приклейте в проекты те из них, которые соответствуют рассказу.

 

Час в добре пробудешь — все горе забудешь.

Жалость — со слезами, а доброта — с мозолями

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

 Доброе слово доходит до сердца.

 Всякий хлопочет — себе добра хочет

 Не гони коня кнутом, а гони овсом.

Все любят добро, да не всех любит оно.

 Учись доброму, так худое на ум не пойдет.

 Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.

 Жизнь дана на добрые дела.

 Не суди по силе рук, а суди по силе сердца.

Верная указка — не кулак, а ласка.

Постучи в семь дверей, чтобы одна открылась.

Красота до вечера, а доброта навек.

Не считай щедрым дарящего чужое.

Давай хлеб каждому, но не у каждого ешь хлеб.

Кто зло делает — для себя, кто добро делает — тоже для себя.

3 задание. Дискуссия.

— А вот три ученика на вопрос «О чем этот рассказ?» высказали различные мнения:

1ученик. Это рассказ о зайце

2ученик. Это рассказ о страшной беде: лесном пожаре

3 ученик. Это рассказ о людской доброте и отзывчивости.

-Как считаете вы? Обоснуйте свой ответ.

V.Обобщение учителем.

-Какую ценность мы нашли в рассказе? Что мы можем положить в наш ларчик?

( доброту)

-А как вы считаете? Что значит быть добрым? На листочках каждая группа дайте ответ на вопросы:

Быть добрым –это значит….

Быть добрым легко….

Быть добрым тяжело…

-Приклейте свои ответы в проекты.

Совершив добро, наслаждайтесь тем, что всем окружающим вас, стало хорошо. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-либо выгоды и ответа. Если мы научимся этому, то мы – богатые люди. А самое главное- это научиться видеть, что кому-то нужна наша помощь. А теперь скажите, ведь правда, что мы открыли простые истины?

В этом рассказе описывается страшное стихийное бедствие — лесной пожар, который очень трудно остановить. Лесной пожар уничтожает растения, почву, угрожает жизни животных и даже людей.

Лесной пожар послужил началом истории, которая выявила доброту одних и равнодушие других.

-А как возникают в лесу пожары? (ответы детей)

Огонь — страшный враг леса. После пожара остается на долгие годы безжизненная и мрачная пустыня, где на многие километры лежат обугленные трупы деревьев.

— Можете ли вы объяснить эту фразу: “1 дерево — 1 млн. спичек, 1 спичка — млн. деревьев”.

VI.Рефлексия

-Как вы думаете, зачем Паустовский рассказал нам эту историю?

(чтобы мы задумались, какое бедствие для леса пожар и были осторожны в лесу.ит.д)

— Животные тоже иногда приходят человеку на помощь. Добро, которое мы делаем другим, добром же служит нам самим.

— Какие выводы для себя сделали?

VII. Итог урока

— В конце нашего урока вы должны либо согласиться, либо опровергнуть следующие высказывания:

Да, герои поступили совершенно правильно.

Нет, поступок героя, мне кажется, неоправдан, зря только беспокоили людей.

Домашнее задание: прочитать рассказ и составить план.

Leave a Reply