Разное

Взятие снежного городка картина сурикова – укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Изображённые на картине В.И. Сурикова «Взятие снежного городка» (1) казаки (2) не участвующие в иг

IX. «ВЗЯТИЕ СНЕЖНОГО ГОРОДКА». Суриков

IX. «ВЗЯТИЕ СНЕЖНОГО ГОРОДКА»

В восьмидесятых годах имя Сурикова стало уже одним из самых признанных имен необъятной России. Его можно было услышать не только на художественных выставках в Москве и Петербурге. Все мыслящие люди того времени радостно произносили это имя повсюду, и в далекой, родной художнику Сибири. Лев Николаевич Толстой, приезжая из Ясной Поляны в Москву, частенько заходил в скромную квартирку Сурикова побеседовать с Василием Ивановичем о жизни, человеческих характерах и искусстве.

Все современники, знавшие художника в личной жизни, в быту, рассказывают не только об удивительной скромности Сурикова, но и о необычной для известного художника простоте его жизненного уклада. Не было в его московской квартирке ни дорогих зеркал, ни картин в роскошных рамах, ни антикварных безделушек; простой стол, стулья да сундук, похожий на тот, в который он с любопытством заглядывал в детстве.

Московская квартирка Сурикова — это словно краешек Сибири: о Сибири напоминали вещи и привычки хозяина. В счастливые минуты, когда все шло на лад и быстро подвигалась работа, Суриков снимал со стены старую свою, еще привезенную из Красноярска, гитару и напевал старинные песни. Вспоминался широкий Енисей, запах кедровых шишек, туго набитых орехами, деревянные домики родного и милого Красноярска.

Часто в письмах к матери Василий Иванович просил:

«Вот что, мама: пришли мне… сушеной черемухи. Тут есть и апельсины и ананасы, груши и сливы, а черемухи родной нет».

Просьба, понятная только сибирякам, знающим, что такое пироги с начинкой из молотой черемухи.

Время от времени Суриков расставался с московскими и петербургскими знакомыми и уезжал к родным в Красноярск. Но весной 1889 года Василий Иванович неожиданно покинул Москву и уехал в Сибирь с уверенностью, что он уже никогда не вернется в свою московскую квартиру.

Семью Суриковых постигло страшное горе. Самое трагическое событие в личной жизни художника было записано казенными словами в дошедшем до нас официальном документе:

«Означенная на обороте сего диплома жена классного художника Василия Ивановича Сурикова Елизавета Августовна Сурикова апреля 8 дня 1888 года скончалась и того же месяца 11 дня погребена на Ваганьковском кладбище…»

20 апреля 1888 года Суриков написал письмо брату, начинавшееся необычными, переходящими в шопот словами: «Прочти один».

«…Жизнь моя надломлена; что будет дальше, и представить себе не могу», — писал Суриков.

Мы знаем со слов художника М. В. Нестерова, как мучительно переживал свое горе Василий Иванович.

«Иногда, в вьюгу и мороз, в осеннем пальто он бежал на Ваганьково и там, на могиле, плача горькими слезами, взывал, молил покойницу — о чем? О том ли, что она оставила его с сиротами, о том ли, что плохо берег ее? Любя искусство больше жизни, о чем плакался, о Чем скорбел тогда Василий Иванович, валяясь у могилы в снегу, — кто знал, о чем тосковала душа его?»

Почти год прожил он в неисходном отчаянии в опустевшей московской квартире, а потом, забрав детей, бросил все и уехал.

Первый раз возвращался художник на родину, в Сибирь, не вглядываясь в ее просторы, не любуясь широтой ее рек, необъятностью степей, ее сосновых, еловых, кедровых лесов. В переживавшей тяжелую утрату душе не возникало ни одного замысла. Впервые за всю жизнь ни одно лицо, встреченное во время продолжительного пути на ямских и почтовых от Урала, где заканчивалась железная дорога, до Красноярска, не заинтересовало ушедшего в свои думы художника своим выражением, улыбкой, блеском глаз. Думы Василия Ивановича на этот раз были далеки от искусства. Ему казалось, что со смертью жены, самого близкого человека на земле, он утратил все и никогда не сможет радоваться жизни, людям, природе, без чего нельзя заниматься живописью.

Длинными и пустыми казались Сурикову эти дни. Он не находил себе места и искал утешения в священных книгах. А в Петербурге и Москве прошел слух, что Суриков решил больше не заниматься живописью.

В. В. Стасов в письме к П. М. Третьякову с тревогой спрашивал: «А не имеете ли вы сведений о Сурикове из Сибири? Какая это потеря для русского искусства — его отъезд и нежелание более писать!!!»

* * *

Но возвращение в родные места благотворно повлияло на Сурикова. В нем снова пробудился интерес к жизни и работе.

После долгих дней тревожного раздумья наступил перелом. Мир снова заиграл всеми красками.

Вот остановилась на улице с ведрами девушка, что-то рассказывает подруге. Обе смеются, но как! Простодушно, бесконечно искренне. Где-то в сознании Сурикова, проходившего мимо, запечатлелись эти смеющиеся девичьи лица.

Из скобяной лавки, на вывеске которой нарисован хомут и лошадиная морда, вышел рыжебородый ямщик. Он в валенках, или, как говорят в Восточной Сибири, в «катанках». Катанки из белой овечьей шерсти с красным и синим узором. Суриков не мог не улыбнуться. Не ноги, а прямо картина!»

Boт проехал какой-то горожанин. На ярко раскрашенной, похожей на радугу дуге позванивают бубенцы.

Любовь к ярким и звучным краскам свойственна крестьянам, казакам, мастеровым, всему тому люду, который толпится в праздничные дни на улицах и площадях.

По вечерам, как пожар, пылало небо. Играл розовыми и фиолетовыми оттенками исполосованный полозьями кошевок и саней снег. Желтели на берегу Енисея и Качи сосны с зеленосиними иглами. А по утрам на обледенелых стеклах окон игра солнечного света выливалась в такую чудесную симфонию красочных оттенков, что невольно вспоминались самоцветные слова русских народных сказок, песен и былин.

Василий Иванович не вел дневников. О чувствах, которые его волновали, можно судить по его рисункам, эскизам и картинам. Они — самые достоверные свидетели и биографы.

Годы 1888-й и 1889-й были годами вынужденного перерыва, вынужденного отдыха, такого непривычного для Сурикова, не любившего оставаться праздным.

Но уже следующий год — 1890-й — стал знаменательным для Сурикова: художник снова вернулся к работе, к большим и своеобразным замыслам, к изучению истории и народной жизни.

Новая работа Сурикова явилась и новым этапом в его творчестве. Он написал картину, которая была и современной и исторической. Сам художник назвал ее бытовой. Впоследствии он рассказывал: «Написал я тогда бытовую картину «Городок берут»…» И. М. Прянишников (1840–1894) и В. М. Максимов (1844–1911) с глубоким пониманием и чувством народного быта сделали в живописи то, что делал Некрасов в поэзии — показали тяжелую жизнь и подневольный труд русского крестьянства. Н. А. Ярошенко изобразил революционных студентов и представителей молодого класса рабочих. С огромной силой гениального живописца и знатока народной жизни написал Репин своих бурлаков. Пейзажисты А. К. Саврасов, Ф. А. Васильев (1850–1873), И. И. Шишкин (1831–1898), позже И. И. Левитан (1861–1900) изображали природу такой, какой ее видел и понимал народ в своих песнях и думах.

Наиболее чужие и вдумчивые современники удивлялись необыкновенной наблюдательности художников, глубокой содержательности их небольших полотен.

Глядя на картины художников-передвижников, выставленные в Третьяковской галерее в Москве или в Русском музее в Ленинграде, зритель словно бы совершает путешествие во времени. Вот семидесятые годы, вот восьмидесятые, вот начало девяностых… Перед нами встает прошлое в том удивительно конкретном и живом облике, как оно отражалось в сознании передовых и честных людей своей эпохи. Такой летописи быта и нравов со времен фламандских художников не знала ни одна страна.

Изображая быт и нравы современного им общества, передвижники опирались на русскую материалистическую эстетику, разработанную Белинским и Чернышевским.

«В правде сила таланта», — учил Чернышевский, и передвижники своими картинами подтверждали правоту этой великой мысли.

* * *

Частые поездки и прогулки, связанные со сбором материала, необычайно обогащали художника опытом, знанием народной жизни, обычаев, характеров, типов.

Умел и любил Суриков отмечать не только характерное, но и смешное.

«Был в Успенском соборе, — писал он матери и брату, — …протодиакон так здорово евангелие оказал, что стекла дрожали… Одна купчиха в умилении от пения, уткнувшись головою в пол, всю обедню пролежала, так что какой-то купец, проходя мимо, сказал: «Довольно лежать, пора вставать…»

Так остро и наблюдательно подмеченная сценка из жизни обывателей могла послужить сюжетом для сатирической, обличительной картины в духе Журавлева или В. Маковского.

Но Суриков ставил перед собой совсем другие задачи. Даже в современных ему нравах и обычаях его как мыслителя и художника более всего привлекали сцены, напоминавшие об истории.

В мироощущении Сурикова, в том, как он видел мир и постигал человеческие характеры, есть черта, которая роднит его с великими русскими писателями. Пушкиным и Лермонтовым. Вяземский писал о Пушкине — прозаике и историке: «Принадлежностями ума его была емкость и трезвость. Он не писал бы картин по мерке и объему рам, заранее изготовленных, для удобного вложения в них событий и лиц, предстоящих изображению. Он не историю воплощал бы в себя… а себя перенес бы в историю и минувшее».

Эти выразительные слова могут помочь уяснить не только особенности дарования Пушкина, но и то, что унаследовал от великой традиции Суриков.

Для своей «бытовой картины» он выбрал оригинальную тему — изобразил старинную народную игру на масленице. Эта игра оставила яркий след в памяти Сурикова еще в детские годы.

«Мы от Торгошиных ехали, — рассказывал он. — Толпа была. Городок снежный. И конь черный прямо мимо меня проскочил, помню… Я потом много городков снежных видел. По обе стороны народ стоит, а посредине снежная стена. Лошадей от нее отпугивают криками и хворостинами бьют: чей конь первый сквозь снег прорвется. А потом приходят люди, что городок делали, денег просить: художники ведь. Там они и пушки ледяные и зубцы — все сделают».

В «Сибирском народном календаре», составленном этнографом А. Макаренко, рассказывается, как происходили на масленице в Восточной Сибири старинные народные игры.

«Для этого на берегу реки или на площади устраивался род незатейливой крепостцы с невысокой стеной из снега, облитого водой. Участники игры делились на партии — осаждавших и осаждаемых. Первые на верховых лошадях стремились поодиночке полным аллюром ворваться в крепость; вторые, вооруженные «чащинами» (хворостинами), хлестали ее и пугали холостыми ружейными выстрелами, добиваясь, чтобы лошадь повернула обратно. В конце концов какому-нибудь омельчаку-наезднику удавалось при дружном одобрении зрителей занять «городок». Враждовавшие стороны братались (покидали крепостцу)».

Суриков работал над новой картиной с таким же увлечением, как и над историческими полотнами. Верный реалистическому методу изображения, он и в этом случае считал необходимым опереться на точное наблюдение живой натуры.

По просьбе художника пригородные жители из села Лодейки устроили городок и его взятие и искренне увлеклись игрой. Народу наехало много, и настроение у всех участников было боевое. Суриков сделал ряд карандашных набросков этой сцены.

Немало пришлось ему поработать над деталями. Долго не удавалось художнику верно передать стремительное движение всадника с лошадью. Пришлось построить «примерный городок» во дворе своего дома и несколько раз приглашать казака, который, настегивая коня, скакал сквозь снежные ворота.

Выбранная Суриковым своеобразная тема требовала и своеобразного подхода, который можно назвать «фольклорным». Чтобы правильно передать дух старинного празднества, нужно было построить композицию сообразно ритмам самой игры, не бояться радостной многоцветности красок, которую любит народ. Все должно было восприниматься зрителем, как воспринимается, народный танец во время праздника или меткое, полное юмора народное слово.

Метод, выбранный Суриковым, таил в себе большие трудности. При «фольклорном» изображении быта художнику угрожает опасность стилизации, внешнего подражания фольклорным приемам. Сурикова уберегло от стилизации глубокое знание народной жизни и ее обычаев и не менее глубокое понимание своеобразия их форм.

«Взятие снежного городка» поражает своей необычайной жизнерадостностью. Суриков не только перенес на полотно обстановку старинной казацкой игры, сибирский зимний пейзаж и оживленные, веселые лица участников и зрителей. С исключительным мастерством и пластичностью передал он атмосферу народного праздника, народной игры. Здесь все, как в эпосе или песне, — каждый образ, каждое движение, каждая деталь — сливается в единую мелодию, в единый ритм и делает зрителя соучастником происходящего на полотне.

В центре картины всадник — лихой казак, прорвавшийся сквозь толпу старавшихся ему помешать участников игры, вооруженных хворостинами.

Казак уже преодолел все препятствия и изображен вместе с лошадью в тот кульминационный момент, когда он ломает снежную крепость и «берет городок». Справа и слева — приехавшие в кошевках зрители.

Яркие, звучные, чистые тона, весь праздничный колорит создают картину, полную веселья. И зрителей, сидящих в санях или стоящих на снегу, и участников игры объединяет одно чувство — чувство неизбывной, почти детской радости и азарта. В картине много характерных лиц и фигур. Вот паренек, подпоясанный красным кушаком, поднявший руку с хворостиной. Это типичный сибиряк, коренастый, широколицый, пышущий здоровьем. Рядом с ним крестьянин в сибирской шапке-ушанке и в расписных катанках. И в его лице «промышленника» (охотника), чуточку прозаичном, и в самой его позе, во внезапном повороте художник хотел подчеркнуть характерное, множество раз виденное им в Сибири. Все остальные лица и фигуры как в центре, так и в правой стороне тоже чрезвычайно типичны, взяты художником из красноярской жизни. Девушка с косой, сидящая в кошевке спиной к зрителю, женщина, повернувшаяся в сторону скачущего всадника, мужчина, сидящий на козлах кошевки, — все это типичные сибиряки-красноярцы.

«В «Снежном городке» я написал то, что я сам много раз видел, — рассказывал Суриков критику Глаголю. — Мне хотелось передать в картине впечатление своеобразной сибирской жизни, красы ее зимы, удаль казачьей молодежи».

Среди зрителей и зрительниц, приехавших посмотреть народную игру, не сразу бросается в глаза фигура девушки в синей шубке, окаймленной белым мехом. Девушка стоит скромно и без смеха, без возгласов смотрит на игру, любуется на, скачущего на коне казака. В поэтичном облике девушки, в складе ее лица, в самой позе, чуточку статичной, в фигуре ее, такой скульптурно рельефной, округлой, чувствуется нечто сказочное. Она походит на Снегурочку и напоминает о тех лирических, полных подлинной красоты созданиях народной фантазии, которыми так богат русский фольклор. Но самое поразительное, что образ девушки, похожей на Снегурочку, не выделяется, не режет глаз, а сливается совершенно органично с другими образами картины в одно целое. Только такому мастеру композиции и колорита, как Суриков, под силу было решить необычайно трудную задачу — слить наблюденный и изученный быт с фольклором и ни в чем не погрешить ни против жизненной и художественной правды, ни против вкуса, ни против типичности и характерности, которую требует от художника бытовая, жанровая картина.

* * *

В 1891 году Суриков отдал свою новую картину на суд зрителей и критиков, выставив ее на XIX передвижной выставке.

Обзорные критические статьи, опубликованные в петербургских газетах, убеждают нас в том, что и новая картина Сурикова была совершенно не понята буржуазно-дворянской публикой и критикой, выражавшей ее эстетические взгляды и требования.

«Понять трудно, — писал обозреватель газеты «Русские ведомости», — каким образом художник мог вложить такой сущий пустяк в колоссальные рамы… Содержание бедное, анекдотичное… как и чем мыслимо объяснить зарождение и появление такой картины?»

Этот отзыв полон презрительных слов по адресу народа. Критик недоволен не только исполнением, но и выбором темы. Упрек в «бедности» содержания и «анекдотичности» звучит комично и свидетельствует о глубоком невежестве обозревателя. Критик не знает не только народной жизни, но и истории искусства, где на примере хотя бы Брейгеля-старшего, великого нидерландского художника, писавшего замечательные картины из народного быта и изображавшего, в частности, и народные праздники, строя композицию согласно народным представлениям о красоте и правде, о пространстве и человеческих характерах, можно было убедиться, какие богатства открывал подход Сурикова к пониманию и изображению жизни, какие глубокие в основе его лежали традиции.

Буржуазно-дворянская публика и критика не оценили новаторский метод построения картины, оригинальную композицию и свежий народный колорит «Взятия снежного городка».

Но и критики из прогрессивного лагеря остались холодны к картине. Современники не поняли картину. Но Василий Иванович был уверен в своей правоте. Речь ведь, в сущности, шла не об одной только этой картине, в которой не все удовлетворяло и его самого, бесконечно требовательного к самому себе, — речь шла об эстетических взглядах, а тут он не мог и не захотел бы ничем поступиться. Выражая свои взгляды, он говорил, еще работая в Красноярске над «Взятием снежного городка», начинающему сибирскому художнику Дмитрию Иннокентьевичу Каратанову: «Народное искусство — хрустально-чистый родник. К нему и надо обращаться».

В. Суриков. Сибирская красавица Портрет Е. Рачковской (ГТГ).

В. Суриков. Порхрет Татьяны Капитоновны Доможиловой (ГТГ).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Василий Иванович Суриков «Взятие снежного городка».

Материал беседы разработала:

учитель начальных классов

МОУ «Лицей №4» г. Саранска

Кочетова Елена Александровна

Василий Иванович Суриков «Взятие снежного городка». 1891 Холст, масло. 156*282 см. Государственный Русский музей.

hello_html_36d49e3b.jpg

Задачи этапа урока по работе с картиной:

-способствовать формированию у младших школьников интереса к историческому прошлому нашего народа, связанного с обычаями, играми, забавами;

-способствовать развитию чувств и эмоций;

-способствовать развитию творческого воображения детей;

-формировать умение создавать собственные высказывания при анализе картины.

1.Первичное рассматривание картины.

-Внимательно рассмотрите картину и выберете из перечисленных понятий, записанных на доске, что изображено на холсте: война, сражение, спортивное соревнование, игра. Объясните свой выбор, методом исключения.

-Попробуйте угадать местность, где проводят такую игру.

-А наше ли время изображено на картине? Почему?

2.Художник и его картина.

Это единственная в русском искусстве картина, в которой на столь большом холсте художник написал старинную народную игру.

В Сибири в последний день масляной недели часам к трем около снежного городка собралась большая толпа нарядных празднично одетых людей. К этому времени деревенские умельцы уже соорудили из снега массивные стены с зубцами и ворота, верх которых украшался снежными лепными фигурами людей и коней. У ворот вылепливались пушки, а позади ворот из снега делали праздничный стол со снежными бутылками и снежным угощением. Играющие делились на защитников крепости и нападающих. Особый распорядитель объезжал на коне городок, произносил шуточные стихи, посвященные масленице, и подавал знак к бою. Осаждающие стремительно бросались на приступ, а защитники крепости не давали приблизиться всадникам к стене: пугали лошадей трещотками, стегали их хворостинами и метлами. Кони шарахались, люди кричали, смеялись. Битва продолжалась до тех пор, пока какой-нибудь всадник, пробившись сквозь толпу, врывался в ворота городка. Победителя качали, купали в снегу, угощали вином.

На картине художник написал кульминационный момент, когда один из всадников пробился к снежным воротам. Его небольшая крепкая лошадка с раздутыми ноздрями и вытаращенными глазами на полном скаку грудью проламывает снежные ворота, а лихой всадник сильным ударом руки сшибает снежного коня. За ним скачет второй всадник, третий… А вокруг радостный смех, сияющие глаза, румяные щеки! Все излучает здоровье, жизнерадостность.

-Подумайте, с какой целью художник задумал и написал эту картину?

Художник писал смелость и отчаянность игроков, радость победы, ощущение жизни сибиряков с ее бьющей энергией.

Позировали для картины родственники и знакомые. Мужчина в санях слева – брат художника Александр, а девушка с красным бантом в косе и в горностаевой пелеринке – племянница. Красавица, сидящая рядом с ней в белом узорчатом платке поверх меховой шапочки, — красноярская попадья.

-Найдите на картине Снегурочку. Да, это девушка в голубой шубке.

3.Художественно-выразительные средства, используемые автором в картине.

-Почему о картине можно сказать, что она как – будто срезана слева и справа?

Справа видна только часть саней, а слева – нос любопытного мальчишки.

-С какой целью автор так задумал картину?

Этим он создал ощущение, что мы видим только часть праздника, часть этого шумного веселья, часть жизни, бережно перенесенной на полотно.

-Перечислите старинные предметы быта сибиряков.

Полушубки, тулупы, шапки, собольи воротники, кунгурские валенки (белые с розовыми мушками и нарисованными на запятниках подковками), привозимые из Пермской губернии, красные кушаки, расписные дуги, сани, нарядный тюменский ковер.

Историческая справка.

Работа над картиной была начата в 1890г., а перед этим Суриков почти 2 года не работал – очень переживал смерть жены. В 1890 г., приехав в Красноярск, на родину, к детским воспоминаниям, он и написал свою самую жизнерадостную картину.

Нет таких крепостей, которые не брали сибиряки — Российская газета

Старинной зимней игрой мы завершаем год, в течение которого «Родина» рассказывала про городки, лапту, бабки и казаков-разбойников, кубаря и ножички, классики и лянгу… Приближается Новый год, школьные каникулы, короткая передышка в рабочих буднях. Сделал дело — гуляй смело!

Нет таких крепостей, которые не брали сибиряки. Впрочем, специально для художника Василия Сурикова они организовали потешный бой.

Первое достоверное описание этой народной забавы принадлежит Конраду Буссову (1552-1617г.г.). В «Московских хрониках», относящихся к Смутному времени, писатель-авантюрист рассказывает, что в 1606 году царь Дмитрий (Лжедмитрий-I. — Авт.) устроил у подмосковного села Вяземы военную потеху — взятие снежного городка. Свою стражу из иноземных наемников он заставил штурмовать крепость, которую обороняли русские князья и бояре. Единственным оружием, по предварительной договоренности, должны были быть снежки. «Немцы», которых возглавлял сам Лжедмитрий, подло утяжелили «снежки» каменьями, и игра едва не превратилась в драку…

В 1735 году Иоганн Георг Гмелин, немецкий этнограф и исследователь Урала и Сибири, был настолько поражен этой игрой, что оставил о ней пространную запись в дневнике: «На поле были сооружены из снегу две стены и соединены сверху перекладиной тоже из снега. Эта постройка должна была изображать крепость. Вокруг неё несколько служилых встали с длинными дубинами, а другие служилые должны были брать крепость верхом. Всё время их так встречали дубинками, что даже двое из них упали с лошадей и были здорово побиты. Всадники пришли в большую ярость (выделено мною. — Авт.) от того, что не могли взять крепость, и хотели пустить в гарнизон стрелы, но воевода не позволил этого, и крепость осталась в обладании прежних хозяев»…Февраль 1916 года. Царское Село. Под присмотром отца, императора Николая II, цесаревич Алексей с другом Колей Деревенко

Русский художник Василий Иванович Суриков тоже употребил слово «ярость», приступая к созданию своего шедевра — картины «Взятие снежного городка»: «В Сибири народ другой, чем в России, — вольный, смелый. Про нас говорят: «Краснояры — сердцем яры». Прослышав о задумке знаменитого земляка, красноярцы тут же обеспечили ему подходящую «натуру»: соорудили гигантскую снежную крепость и провели специально для художника показательный потешный бой.

Понятно, что ярость современники толковали вовсе не как свирепость. По всем словарям ярый — страстно преданный кому или чему-либо, убежденный в чем-либо, пылкий…

В ХХ веке состязание стало детской забавой. Хотя в некоторых областях России сохранился обычай: сначала — для разогрева — городок штурмуют взрослые парни и мужчины, потом его завоевывают подростки и, наконец, в атаку бросается главная ударная сила — дети. И все довольны!


Как построить

Прежде чем крепость штурмовать, ее нужно построить. И этот процесс лучше всего начать с детального чертежа будущей цитадели. Существовало (и существует!) четыре вида городков — круглые, квадратные, прямоугольные, в виде прямой линии. Строительный материал — снег. Из плотного слежавшегося снега режут блоки-кирпичи и ведут кладку.

А вот из только что выпавшего снега, влажного и липкого, катают шары (как при сооружении снеговиков), и уже из этих шаров сооружают стены.

Как играть

Обе команды выбирают командиров и готовят запас снежков. По сигналу нападающие начинают штурм, цель которого — ворваться в крепость. Обороняющиеся препятствуют этому, причем перед началом игры надо договориться: применяются только снежки или засчитываются и боксерские (удары только по корпусу) и борцовские приемы.

Обязательно надо учредить приз — лучше всего пакет со сладостями, чтобы яростный бой закончился примиряющим чаепитием.


Февраль 1916 года. Царское Село. Под присмотром отца, императора Николая II, цесаревич Алексей с другом Колей Деревенко

ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ

Брал ли Никита Михалков снежный городок?

На полотне В.И. Сурикова «Взятие снежного городка» внимательный зритель обязательно обнаружит… Никиту Сергеевича Михалкова. Знаменитый кинорежиссер важно восседает в санях: узнаваемые усы, стать, выражение лица. Нет-нет, конечно, это сам художник, который любил скромно запечатлеть себя на своих полотнах. Но как же похожи Суриков и… его правнук Никита!

А ларчик открывается просто: дочь художника Ольга была замужем за художником Петром Петровичем Кончаловским, а у внучки Натальи, написавшей биографию знаменитого деда «Дар бесценный», родились хорошо известные нам Никита Михалков и Андрей Кончаловский.

Сочинение по картине В.И. Сурикова «Взятие снежного городка» — Мой Карапузик

Взятие снежного городка - картина СуриковаВзятие снежного городка - картина СуриковаВасилий Иванович Суриков – признанный еще при жизни великий русский живописец, писавший картины на исторические сюжеты и портреты.

Наиболее значимыми шедеврами Сурика признаны семь живописных работ, в числе которых и картина под названием «Взятие снежного городка».

Три первых по времени написания полотна находятся в Третьяковской галерее в Москве, четыре остальных – в Петербурге, в Русском музее.

Картина «Взятие снежного городка» тоже находится среди постоянной экспозиции Русского музея. Что же такое – взятие снежного городка и почему эта картина так называется?

Это народная игра, наиболее любимая в Сибири и на Урале. Накануне праздника Масленицы на поле из снега строили городок, играли всю Масленичную неделю, а в последний день праздника, в Прощеное воскресенье, городок разрушали до основания. Взятие снежного городка, как и весь праздник Масленицы, символизировал смену времен года, наступление весны после суровой зимы. Правила игры просты: играющие делились на две команды – нападающие и охраняющие. Цель нападающих – ворваться в городок и завоевать его. Задача охраняющих – не дать им этого сделать. В последний день игры, нападающие должны были не только завоевать городок, но захватить соломенное чучело Масленицы и сжечь его.

Маленький Вася Суриков в первый раз увидел эту игру, когда его возили в родное село его матери, которое называлось Торгошино. Она запала ему в душу своим весельем, радостью, яркими красками. Это уж потом, младший брат Сурикова Саша подкинул ему мысль о том, чтобы написать картину на тему этого праздника.

Василий Иванович Суриков был настоящим большим художником, одержимым своей профессией, а основной чертой его натуры была, несомненно, любовь к русскому народу. Удивительно и то, что это, самое яркое и жизнерадостное из своих полотен, он начал писать в самый тяжелый период своей жизни: художник очень сильно переживал смерть своей горячо любимой жены. А что же мы видим на картине? Яркая позитивная картина, полная радости, веселья и торжества силы и здоровья, плещущего через край! Видно, такого здоровья много у нашего народа!

Удивительно, с какой тщательностью написан каждый человек на картине – мальчишки, девочки, женщины. Их лица просто светятся радостью! Так же с тонкими деталями и любовью изображены и предметы — яркий ковер в санях, а меховой воротник, одежда крестьян. Красивый, веселый, здоровый и сильный русский народ во время праздника и удалой игры – вот что такое «Взятие снежного городка».

Суриков все свои полотна писал с использованием натуры – и предметы, и людей. На этой картине он изобразил и своего брата Александра – он на картине справа. Рядом изображена жена красноярского доктора Екатерина Александровна Рачковская. Сам городок был построен в усадьбе самих Суриковых. А крестьяне деревни Базаиха стали остальными действующими лицами.

Картина была завершена в 1891 году, а уже в 1900 году на международной выставке в Париже она получила именную медаль.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сочинение по картине Сурикова Взятие снежного городка

Захват снежного городка — это старинная игра, в которую играли казаки в крайний день масленицы. На праздничное событие, во время которого одни казаки защищали построенный снежный город, а другие старались его захватить, приходили посмотреть все окрестные жители. Это событие и изображает на своей картине Взятие снежного городка художник исторической живописи Суриков Василий Иванович.

Картина Сурикова Взятие снежного городка

Свою картину Взятие снежного городка Суриков написал в 1891 году. Особенностью этой картины является то, что в отличие от других работ, сюжет этого полотна не трагичен. Здесь нет конфликта. Это вполне оптимистичная работа, изображающая широко известную забаву казаков, праздничное развлечение, к которому все готовились и с удовольствием принимали в нем участие.

История картины и жанр

По жанру картину Сурикова Взятие снежного городка относят к бытовой живописи, написанной в стиле реализма. История создания картины и ее замысел возник у писателя после поездки в родные края в гости к матери. По возвращении в столицу художнику захотелось написать полотно, посвященный Сибири, только планам художника долгое время было не дано осуществиться. У Сурикова заболела жена, вскоре болезнь отнимает у нее жизнь. Чтобы отвлечься, художник вновь едет с дочками к матери. Там, благодаря брату Александру, поездкам за город и сибирской природе, художник стал возвращаться к жизни и начинает вновь писать. Чтобы отвлечься от горестных мыслей, Суриков начинает работу над полотном Взятие снежного городка. Сюжет был настолько удачно подобран, что художнику действительно удалось отстраниться от личной трагедии. В итоге мир увидела прекрасная картина, которую автор завершает в 1891 году. Самое интересное, что на своей картине автор не просто изображает множество персонажей. Здесь можно увидеть и реальных людей, знакомых художника, в том числе и его брата, который изображен на санках, покрытых красочным ковром.

Картина Сурикова Взятие снежного городкаКартина Сурикова Взятие снежного городка

Сегодня картина Взятие снежного городка хранится в Санкт-Петербургском Государственном русском музее. А мы же в школе изучаем его репродукцию, и пишем сочинение по картине, описывая сюжет и делясь своим рассказом о том, как казаки штурмовали снежный город.

Описание картины

Как мы можем видеть, на картине Суриков изображает уже кульминационный момент. Мы замечаем, как всаднику удалось пробить оборону и он на всем скаку пытается разрубить снежную перегородку. Его конь слегка напуган и в то же время готов продолжать бой за городок, беря снежное препятствие. Сам же всадник одет в красивые одежды, как впрочем и остальные персонажи полотна. За главным всадником следуют его напарники. Другой команде казаков ничего больше не остается, как сдаться.

За всем действием с удовольствием наблюдает толпа крестьян, разодетая в праздничные, нарядные одежды. Им весело и они также готовы ринуться на штурм вместе с казаками, окончательно разрушая снежный город. По этим причинам у каждого участника имеется в руках палка. Действие происходит на заснеженной местности. Куда ни глянь, везде лежит снег, а на заднем плане можно увидеть даже снежные холмы.

Рассматривая картину Сурикова, погружаешься в полной мере в эту праздничную атмосферу веселья и радости. Хочется сломя голову ринуться в бой, штурмуя городок и наслаждаясь победой.

Сочинение по картине Сурикова Взятие снежного городка

5 (100%) 1 vote

Leave a Reply