Разное

Весенняя гроза рисунки детей – Люблю грозу в начале мая — Тютчев «Весенняя гроза»: Читать стих, текст стихотворения

Как нарисовать грозу и молнию пошагово карандашом

7 7 419 0

Сегодня учимся рисовать явления природы. Начнем из самого яркого и запоминающегося – это гроза. Приступим?

1

Линия горизонта

Разделите лист бумаги пополам горизонтальной линией. Так мы отделяем небо от земли.

2

Холмы

В нижней части рисунка проведите полукруглые линии.

3

Кусты

Изобразите волнистыми линиями пышный куст.

Второй куст рисуйте чуть дальше.

Изобразите кустарники вдали.

4

Облако

Огромное. Рисуем по той же “схеме”, что и кусты.

5

Молния

Рисуем вспышку света, которая рассекает небо и землю.

6

Дождь

Небольшими штрихами изобразите падающие капли.

7

Раскрашиваем

Можете раскрасить грозу цветными карандашами, фломастерами или красками.

Или предложите ребенку раскрасить в режиме онлайн.

Выберите как хотите закрашивать.

8

Коллаж

Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

.

evrikak.ru

Картинки весна для детей детского сада

У любого времени года есть свои плюсы и минусы. Весной природа оживает после зимней спячки. Это время обновления, пробуждения, когда деревья, освобождаясь от снега начинают аккуратно распускать почки, и покрываться первой зеленью. Картина природы в это время начинает контрастировать с зимним пейзажем. Здесь вы можете увидеть детские рисунки на тему весны, весенней грозы и все то, с чем ассоциируется это время года.

Гроза.

Весенняя капель.

Для детей.

Оттепель.

Кубановедение весенний праздник.

Детские рисунки о весне.

Гроза и радуга.

Весна в лесу.

Капель.

Рисунок 3 класса.

Дошкольники на весенних хлопотах.

Таяние снега и подснежники.

Дождь.

Снеговик тает.

Весна на кубани.

Гроза в начале мая!

С цветами.

Весенняя свиристель.

Спуск корабликов.

Вешаем скворечники.

Работа ученика 2 класса.

pickimage.ru

Конспект занятия НОД по ИЗО деятельности в подготовительной к школе группе

«Весенняя гроза».

Конспект занятия НОД по изодеятельности в подготовительной к школе группе воспитателя Трочиной Е. П.

Программное содержание

:

Образовательное — продолжать учить детей отражать в рисунке свои представления о стихийных явлениях природы (буря, ураган, гроза и т. п.), объяснить принцип ассиметрии, передающей движение (динамику картины). Обогащать чувственный опыт детей. Индивидуально корректировать речевые высказывания. Развивать пальчиковую моторику, слуховое и зрительное восприятие.

Развивающее – развивать чувство цвета, формы, композиции. Инициировать поиск средств художественно-образной выразительности.

Воспитательное — воспитывать интерес к природе, дружеские отношения друг к другу, взаимопомощь.

Методические приемы

– вводная беседа, показ, вхождение в картину, поисковые вопросы, пояснение, художественное слово, вопросы, указания, сравнение, напоминание, помощь, ТСО, анализ.

Интеграция образовательных областей.

«Речевое развитие» — формировать целостную картину мира, развивать способность творчески воспринимать реальную действительность (ее отражение в художественном произведении).

«Социально – коммуникативное развитие» — формировать представления об опасных для человека ситуациях в природе и способах поведения в них. Развивать дружеские взаимоотношения. Обогащать игровой опыт.

Широкое включение в трудовые связи со взрослыми и сверстниками через дежурства.

Предварительная работа по образовательным областям.

ОО «Художественно — эстетическое развитие»  — рассматривание репродукций Айвазовского «9 вал», Васильева «После грозы»«Мокрый луг», свободная художественная деятельность детей.

ОО «Речевое развитие» — Ф. Тютчев «Весенняя гроза»,

С. Есенин «Буря», А. Блок «После грозы»

ОО «Социально — коммуникативное развитие» — тематические беседы об опасностях в природе.

Наблюдения в природе, игра «Хорошо — плохо» (ТРИЗ)

. Ежедневное дежурство детей.

Словарная работа – наводнение, гроза, буря, ураган, явления природы, перлы дождевые,

Оборудование – демонстрационный материал: репродукции Айвазовского «9 вал», Васильева «После грозы»«Мокрый луг», картинки непогоды. ТСО.

Раздаточный – листы бумаги А 4, акварель, вода, подставки под кисточки, салфетки, цветные карандаши, восковые мелки, простые карандаши.

Место проведения – группа

Ход НОД

Воспитатель: – Послушайте стихотворение Федора Тютчева «Весенняя гроза»

— Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул,

Пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный

– все вторит весело громам.

Воспитатель: – О каком явлении природы написал поэт Тютчев?

Ответы детей.

Воспитатель: — Самое загадочное и опасное природное явление гроза. Гроза — атмосферное явление, при котором внутри облаков или между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды — молнии, сопровождаемые громом.

Молния — гигантский электрический искровой разряд в атмосфере, обычно может происходить во время грозы, проявляющийся яркой вспышкой света и сопровождающим её громом.

Гром — звуковое явление в атмосфере, сопровождающее разряд молнии. Сначала в небе сверкнёт молния, затем через несколько секунд мы услышим раскаты грома. Если посчитать эти секунды, то можно узнать: приближается или удаляется от нас гроза. Когда количество секунд между молнией и громом уменьшается с каждой следующей вспышкой – это означает, что гроза к нам приближается. Напротив, если количество секунд между молнией и громом увеличивается – это означает, что гроза от нас удаляется.

Опаснее молнии может быть шаровая молния.

Шаровая молния — светящееся плавающее в воздухе образование, уникально редкое природное явление. Шаровая молния может залететь в открытое окно, поэтому во время грозы следует закрывать окна. Зато после грозы воздух становится особенно полезным и чистым, поэтому окна нужно открывать.

Так как гроза – это опасное явления, то необходимо соблюдать правила поведения во время грозы.

Воспитатель: – Какие слова и выражения вам запомнились?

Ответы детей.

Воспитатель: – Обратите внимание, как художники изображают это явление природы.

(показ репродукции Васильева «После дождя»«Мокрый луг» и др.)

— Что мы можем почувствовать, если окажемся там, в картине?

— Что мы можем услышать?

— Найдите, как художник передал ветер?

— Какие облака? (тучи)

— Какого цвета небо?

— Что происходит с цветами, деревьями, травами?

— Как можно передать молнию? Ветер?

— Какие краски можно использовать?

ТРИЗ – игра «Хорошо – плохо»

Воспитатель: – Как вы думаете, дождь – это хорошо или плохо?

Ответы детей: – (хорошо – почему? Плохо – почему).

Воспитатель: – Как же можно спастись от непогоды?

Ответы детей.

Воспитатель: – Чем опасна для человека гроза?

Ответы детей.

Воспитатель: – Как можно спастись?

Ответы детей.

Физ. Минутка «Ветер»

— Дует ветер нам в лицо,

закачалось деревцо,

ветер тише, тише, тише,

деревцо все выше, выше,

выросло дерево!

Воспитатель: – А теперь вы сами будете художниками, можете выбрать любой материал и нарисовать свою весеннюю грозу, а музыка вам в этом поможет.

Художественная деятельность детей под классическую музыку «Шум дождя», сборник «Звуки природы для детей»

В конце занятия оформляется выставка детских работ.

Воспитатель читает стихотворение А. Блока «После грозы» 

— Под величавые раскаты

Далеких, медленных громов

Встает трава, грозой примята,

И стебли гибкие цветов…

Последний ветер в содроганье

Приводит влажные листы.

Под ярким солнечным сияньем

Блестят зеленые кусты.

infourok.ru

Конспект урока по литературе «Тютчев Ф.И. Весенняя гроза»

Конспект урока по литературному чтению (3 класс)

Тема: Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»

Цель: учить детей понимать, ценить поэзию.

Задачи:

Образовательные:

1) формировать навык чтения, умение читать, анализировать произведение, полноценно воспринимать прочитанное;

Развивающие:

  1. активизировать познавательную деятельность;

  2. развивать у детей речь, память, внимание, совершенствовать мыслительную деятельность;

  3. развивать эстетический вкус.

Воспитательные:

  1. воспитывать любовь и интерес к языку,

  2. эмоционально откликаться на прочитанное;

  3. учить находить красочные средства изображения, учить чувствовать и понимать язык произведения, развивать образное мышление.

  4. воспитывать любовь к чтению; прививать любовь к природе.

Оборудование урока:
1. Учебник: Климанова Литературное чтение 3 кл.
2. Компьютер
3. Мультимедийный проектор
4. Авторский медиапродукт: презентация к уроку.

ХОД УРОКА

Деятельность учащихся

Орг. момент.

Речевая разминка.

— Сегодня мы с вами открываем новую страницу учебника. Посмотрите, как она называется.

А что значит «поэтическая тетрадь №1»? Как вы поняли название этого раздела?

— Но для начала мы проведем речевую разминку.

Представьте себе солнечный день. Вы гуляете по саду. И вдруг! Вы видите, что в вашем цветнике расцвел прекрасный цветок гвоздики. Вам захотелось показать его кому-то. Как вы позовете друзей или маму? С какой интонацией?

— Посмотрите на доску и прочитайте об этом стихотворение.

Погляди-ка, погляди-ка!

Что за красный огонёк?

Это тонкая гвоздика

Жаркий празднует денёк.

(Е. Серова)

-Каким тоном будем читать это стихотворение?

— Верно, но в каждой строке чувство это выражается по-особому.

-С каким тоном будем читать первую строку?

— Вторую?

-А третью и четвертую строчки?

-Прочитаем выразительно. (Сначала все вместе, затем несколько человек индивидуально.)

— Какие советы дает Яков Смоленский, народный артист РСФСР, в своей статье для того, чтобы научиться читать стихи.

— Сегодня мы будем говорить о весне, о тех явлениях природы, что связаны с её приходом, будем учиться видеть те красочные средства, которые помогают поэтам рассказывать, как красива наша природа.

— Фёдор Иванович Тютчев (портрет) — удивительный поэт, любящий и понимающий природу, поэт, который о природных явлениях говорит как о живых существах. С творчеством этого поэта мы уже знакомились с прошлом году. Кто из вас назовет, какие стихи мы читали в прошлом году?

— Слышали ли вы, как гремит гром?

  • Какие чувства испытываете при приближении грозы?

  • А вот Ф.И.Тютчеву первая весенняя гроза не просто нравится, он любуется ею.

Работа над стихотворением Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза».

— По долгу службы Тютчев долгие годы жил за границей. Он очень любил Россию, русскую природу, скучал по родным местам. И вот однажды весной он приехал домой. Услышал первую грозу, и сердце его заволновалось. Потому что первая гроза особенно радует, так же, как первый снег, первый подснежник, первые листья. И полились волшебные стихи.

— Сегодня на уроке мы будем работать над стихотворением Тютчева «Весенняя гроза».

1.     Словарная работа.

— Но прежде чем я его вам прочитаю, выясним значение трудных слов.

Перлы – жемчужины (это слово устарело, и вы его не знаете. Но зато вам знакомо слово «перламутровый». Вы все видели вот такие перламутровые бусы. А перл – жемчужина).

Гам – шум голосов и криков.

Шум нагорный — гул, шум воды в горах.

Вторит – отзывается, откликается, повторяет.

  2.Первичное восприятие.

 — Я показываю вам образец чтения. Презентация.

— Красиво написано?

— Можно ли это стихотворение назвать настоящей поэзией?

3. Анализ произведения.

Чтение с заданием: найти “чудо”.

1. Прочитайте, как Тютчев описывает гром в самом начале стихотворения.

— Какая картина возникает перед вами?

— А чудо – рождение образов — мы постараемся сейчас отыскать. а) – Так какое же чудо происходит в 1-ом куплете, т.е. 1-ой строфе?

Гром — явление природы и по-настоящему играть и резвиться не может. Кто может это делать?

Гром превращается в резвого, шустрого, озорного мальчишку.

  • А если поэт наделяет этими качествами явление природы, что он, таким образом, делает? (одушевляет, делает живыми, олицетворяет). Использует прием олицетворения. Олицетворе́ние — перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые, часто применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами

— Да, гром становится героем стихотворения. А почему небо во время грозы голубое?

— Да, правильно, гром и гроза только пробуждают свою силу.

2. Давайте прочитаем второе четверостишие и докажем, что гром -герой стихотворения.

Какие слова об этом говорят?

— А что значит молодые раскаты?

— Какие слова в этом четверостишии говорят, что гроза первая, майская?

— Опишите вторую картину.

Перлы — старое слово, оно и для поэта прошлого века было уже старым.

Давайте попробуем заменить его другими, близкими словами.

  • Получается? (нет)

  • Почему? (слово «перлы » создаёт целый поэтический образ и заменить его нельзя, будет не так красиво и точно)

— Прочитайте четвёртую строку «и солнце нити золотит». О каких нитях говорит поэт? (нити — это лучи солнца, это метафора) Мета́фора ( «переносное значение») —перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства, скрытое сравнение.

– Какое чудо во 2-ой строфе?

3. Прочитаем третью строфу.

– Что необычного вы заметили в 3-ей строфе? Каким словом можно заменить слово «поток»?

 Поток ( ручеек) превращается в проворного (ловкого) мальчугана.

 Вся юная природа отзывается грому, как бы играя с ним.

Как вы думаете, гроза закончилась или ещё продолжается?

  • Как вы догадались? {…..)

  • Какое слово показывает, что дождь всё-таки был сильный?

  • Как природа реагировала на грозу? Какое слово поможет нам ответить?

  • Давайте представим себе грозу, и пение птиц в лесу, и шум бегущей воды. Закройте глаза. Что вы чувствуете? (дети рисуют свои картины).

  • Что значит «Гам лесной»

Физминутка

Утром солнышко проснулось,

Улыбнулось, потянулось.

И, откинув одеяло,

На зарядку побежало.

Дождиком умывалось,

Тучкой растиралось.

А, когда умылось,

Ярче засветилось.

Знакомство с приемом звукописи.

— Как поэт помогает нам «услышать» грозу?

— Внимание. Я прочитаю первую строфу, какой звук я выделю голосом:

 Люблю грозу в начале мая,

 Когда весенний, первый гром,

 Как бы резвяся и играя,

 Грохочет в небе голубом.

— Итак , какой же звук я выделила? [p]

— Произнесите этот звук четко, так же звонко как гремят, грохочут молодые раскаты весеннего гром. Погрохочим (р-р-р).

— Вот, ребята, поэт даже слова подбирает с нужным звуком. Звук [p] подчеркивает приподнятость настроения, радость. В таких случаях говорят, использует звукопись.

4.  Чтение с заданием: найти глаголы.

— А теперь задание будет таким: найдите в стихотворении глаголы, т.е. слова, обозначающие… действие, движение, и подчеркните их. (дети работают).

 (Учитель вывешивает на доску таблицу с глаголами).

— Вот как много глаголов использовал поэт. И какие они яркие, выразительные: резвяся, играя (это глагольные формы), грохочет, брызнул… От них и стихотворение становится энергичным, стремительным.

 5. Настроение стихотворения.

— А какую грозу рисует поэт, страшную, наводящую ужас или светлую, веселую? (ответы детей). И это удивительно! Среди ясного голубого неба грохочет гром, идет дождь и одновременно светит солнце. Такое чудо происходит только в поэзии.

 5. Подготовка к выразительному чтению.

— Давайте выделим голосом нужные слова. Прочитаем 1-ую строчку. какое слово здесь важно выделить? (грозу – да вы правы, ведь стихотворение о первой грозе).

— Но иногда в строке бывает даже не одно, а несколько важных слов. Здесь и слово «люблю» — важное. Оно передает такое состояние, о котором в народе «Душа поет» (показать «Люблю грозу»).

— Какое слово нужно выделить во 2,3,4 строке? А теперь прочитаем, что же у нас получилось. Кто попробует так же выразительно, выделяя голосом нужные слова, прочитать 2-ую строфу, 3-ью.

  • Как мы будем читать это стихотворение: быстро, медленно, в умеренном темпе, везде одинаково? Тихо, громко? Грустно, весело, радостно? Ещё как? Почему?

6. Выразительное чтение.

7. Работа в тетрадях.

— Раскройте, пожалуйста, свои тетради. Запишите в них фамилию, имя, отчество автора, название стихотворения, с которым мы сегодня познакомились. Возьмите цветные карандаши и нарисуйте грозу, которую вы себе представили после прочтения стихотворения.

 Домашнее задание.

— Дома вы потренируетесь читать еще лучше. И выучить это стихотворение наизусть.

Подведение итогов урока.

— Наш урок подходит к концу. А вам урок понравился? Что вы на нем узнали нового?

(В настоящих стихах обязательно происходит… (чудо – рождение образа)

— С каким поэтом познакомились? Спасибо, ребята, за работу.

Учащиеся проверяют свою подготовку к уроку.

— Поэтическая тетрадь №1.

— Мы будем читать стихи. Но это не единственная тетрадь, будут еще и другие тетради.

— Мы позовем друзей радостно.

-Радостным, восторженным

-Тоном приглашения, с чувством радости

— Радостно-вопросительным тоном.

— С чувством восхищения

Учащиеся читают четверостишие.

— Нужно представлять то, о чем читаешь. Читать нужно медленно, в два раза медленнее, чем говоришь дома или в школе.

— «Есть в осени первоначальной…», «Весенние воды», «Зима недаром злится».

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром.
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

— Ещё светит солнце, а уж гром начинает греметь, играя. И совсем не страшно.

— Дети.

Гроза короткая, мимолетная, небо не успело потемнеть…

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

— Раскаты молодые.

— Несильные, короткие

Дождь, солнце

Гремит гром и вдруг неожиданно брызнул дождик. На деревьях повисли жемчужные капли дождя.

— Нет.

— Капли дождя превращаются в жемчужины, струи дождя — в золотые нити.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесой и шум нагорным
Всё вторит весело громам.

Ручеек

— Поток.

— Весело.

— Крики птиц, шум воды, шум листвы…

Учащиеся выполняют движения под текст физминутки.

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром.
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Учащиеся выразительно читают стихотворение.

— Сегодня на уроке мы познакомились со стихотворением Федора Ивановича Тютчева «Весенняя гроза».

.

infourok.ru

Урок в з классе по ИЗО «Гроза в лесу»

Цель: Овладеть основами языка живописи и графики, передавать разнообразие и красоту природы, ритмическое своеобразие природного ландшафта с помощью средств изобразительного искусства, передавать графическими средствами воздушную перспективу;

овладевать приёмами коллективного сотворчества

Дуб свалила у села. (гроза)

Гроза — красивое и величественное явление природы. «Люблю грозу в начале мая» – признавался поэт Ф.М. Тютчев в своём стихотворении и восхищался состоянием природы во время грозы.

Всё промыла и ушла.

Всей округи полила.

В небе покатилась. …

Воробьи-зазнайки.

Дети, отгадайте.

Гроза

Начинается гроза,

Потемнело в полдень,

Полетел песок в глаза,

В небе вспышки молний.

Ветер треплет цветники

На зеленом сквере,

В дом ворвались сквозняки,

Распахнулись двери. (А. Барто.)

Толстой Л. Н. — Как меня в лесу застала гроза

Когда я был маленький, меня послали в лес за грибами. Я дошел до лесу, набрал грибов и хотел идти домой. Вдруг стало темно, пошел дождь и загремело. Я испугался и сел под большой дуб. Блеснула молния такая светлая, что мне глазам больно стало, и я зажмурился. Над моей головой что-то затрещало и загремело; потом что-то ударило меня в голову. Я упал и лежал до тех пор, пока перестал дождь. Когда я очнулся, по всему лесу капало с деревьев, пели птицы и играло солнышко. Большой дуб сломался, и из пня шел дым. Вокруг меня лежали оскретки от дуба. Платье на мне было все мокрое и липло к телу; на голове была шишка, и было немножко больно. Я нашел свою шапку, взял грибы и побежал домой. Дома никого не было, я достал в столе хлеба и влез на печку. Когда я проснулся, я увидал с печки, что грибы мои изжарили, поставили на стол и уже хотят есть. Я закричал: «Что вы без меня едите?» Они говорят: «Что ж ты спишь? Иди скорей, ешь».

Но гроза несёт и огромную опасность — удары молний. Чтобы уберечься от них, нужно соблюдать некоторые правила.

1. Нельзя прятаться во время грозы под высокие деревья, особенно отдельно стоящие.

2. Нельзя купаться во время грозы.

3. Нельзя находиться возле металлических предметов (например, металлических заборов, решёток) и прикрываться от дождя металлическими предметами (ведром, тазом и др.).

Где спрятаться, если гроза застала на открытом месте?

Можно в какой-нибудь сухой яме, траншее, зарослях кустарника. Но лучше, заметив приближение грозы, поскорее покинуть открытое место.

Если дерево одно

В поле возвышается,

То стоять под ним в грозу

Людям запрещается.

Если молния в него

Невзначай ударит,

То живого никого

Рядом не оставит…

2. Поэтапное рисование грозы в лесу

Можно с детьми нарисовать грозу, а можно дать раскраску

C:\Documents and Settings\Елена\Рабочий стол\гроза.jpeg

3. Выставка картин

4. Уборка рабочего места

5. Д/З

infourok.ru

План урока литературного чтения в 3-м классе. Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза»

Цели урока:

  1. Способствовать развитию речи; формированию навыков чтения ,умение читать, анализировать произведение, полноценно воспринимать прочитанное.
  2. Эмоционально откликаться на прочитанное; учить находить красочные средства изображения, учить чувствовать и понимать язык произведения, развивать образное мышление.
  3. Воспитывать любовь к чтению; прививать любовь к природе; развивать эстетический вкус.

Оборудование: запись пьесы «Весна» П.И. Чайковского, магнитофон, рисунок в учебнике, портрет Ф. И. Тютчева.

Ход урока

I. Речевая разминка.

Уж дождь-дождём,
Поливай ковшом,
Ситом, решетом,
Целым ушатом!
Мочи,мочи,дождь,
На нашу рожь,
На бабушкину пшеницу,
На дедушкин ячмень
Поливай весь день.

II. Организационный момент.

Настроить детей на работу.

(Звучит грамзапись пьесы «Весна» П.И. Чайковского)

1. Беседа эмоцоанально-оценочного характера.

  • Что вы услышали в музыке?
  • Что почувствовали?
  • Что представили?
  • Может быть, кто-то узнал пьесу?

2. Выделение темы, идеи стихотворения.

  • Как вы думаете, о каком времени года пойдёт на уроке разговор?
  • Чувствуете ли приближение весны?
  • Какие весенние месяцы вы знаете?
  • Что несёт каждый месяц?

3. Обращение к названию стихотворения, выделение голосом ключевого слова.

  • Какова, по-вашему, будет тема стихотворения?
  • Давайте попробуем предположить, глядя на рисунок в учебнике, о чём это стихотворение, о чём хотел нам рассказать художник?

Сегодня мы будем говорить о весне, о тех явлениях природы, что связаны с её приходом, будем учиться видеть те красочные средства, которые помогают поэтам рассказывать, как красива наша природа.

Стихотворение «Весенняя гроза» удивительного поэта, поэта любящего и понимающего природу, умеющего видеть в природе необыкновенные картины, поэта, который о природных явлениях говорит как о живых существах, — Фёдора Ивановича Тютчева (портрет).

  • Слышали ли вы, как гремит гром?
  • Какие чувства испытываете при приближении грозы?
  • А вот Ф.И.Тютчеву первая весенняя гроза не просто нравится, он любуется ею.

III. Чтение стихотворения про себя. Проверка первичного восприятия.

Проверить, как дети восприняли содержание стихотворения.

  • Какое настроение создаёт стихотворение?
  • Нарисуйте картины, возникшие у вас при чтении.
  • Какие краски вы используете? Почему?
  • Попробуйте создать картины при помощи словесных рисунков с опорой на текст.
  • Наши предположения — по названию, рисунку, совпали с текстом стихотворения? Давайте еще раз попробуем ответить, о чём говорит нам поэт?

Теперь возьмите карандаши и, отмечая непонятные вам слова, читайте стихотворение вполголоса. Повторное чтение. Совершенствовать навык чтения.

IV. Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся-
(Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел.
(Туловище вперед, назад)
Шевельнулся, потянулся,
(Руки вверх, потянутся)
Взвился вверх и полетел.
(Руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.

(Покружиться)

V. Словарная работа.

Расширить словарный запас детей, активизировать имеющийся.

  • Какие слова вам показались непонятными? (Идёт объяснение, прибегая к помощи самих детей)

Перлы — жемчуг, нить жемчужная, в данном случае роса на растениях.

Гам — гул, гудение, крик птиц.

Шум нагорный — гул, шум воды в горах.

Кубок — питьевой сосуд из металла, стекла, кости, известный в древности.

Геба — у древних греков богиня юности. Дочь главного греческого бога Зевса. Она богиня юности, любит играть, веселиться, подшучивать над другими.

Зевс — самый главный бог древних греков, его царство было на горе Олимп.

Зевесов орел -любимая птица бога.

VI. Анализ произведения.

Учить видеть красоту; находить изобразительные средства языка, рисовать картины природы.

1. Прочитайте, как Тютчев описывает гром в самом начале стихотворения.

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром.
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гром — явление природы и по-настоящему играть и резвиться не может. Кто может это делать? (дети).

  • А если поэт наделяет этими качествами явление природы, что он, таким образом, делает? (одушевляет, делает живыми, олицетворяет).

Да, гром становится героем стихотворения.

  • А почему небо во время грозы голубое? (гроза короткая, мимолетная, небо не успело потемнеть…).

Да, правильно, гром и гроза только пробуждают свою силу.

2. Давайте прочитаем второе четверостишие и докажем, что гром -герой стихотворения.

  • Какие слова об этом говорят? (раскаты молодые)

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

  • А что значит молодые раскаты? (несильные, короткие).
  • Какие слова в этом четверостишии говорят, что гроза первая, майская? (дождь, солнце).
  • Какие картины вы себе представили?

Перлы — старое слово, оно и для поэта прошлого века было уже старым.

Давайте попробуем заменить его другими, близкими словами.

  • Получается? (нет)
  • Почему? (слово «перлы » создаёт целый поэтический образ и заменить его нельзя, будет не так красиво и точно)- Прочитайте четвёртую строку «и солнце нити золотит». О каких нитях говорит поэт? (нити — это лучи солнца, это метафора)

3. Прочитаем третью строфу.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесой и шум нагорным
Всё вторит весело громам.

Как вы думаете, гроза закончилась или ещё продолжается? (…..)

  • Как вы догадались? {…..)
  • Какое слово показывает, что дождь всё-таки был сильный? (поток)
  • Как природа реагировала на грозу? Какое слово поможет нам ответить? (весело).
  • Давайте представим себе грозу, и пение птиц в лесу, и шум бегущей воды. Закройте глаза. Что вы чувствуете? (дети рисуют свои картины).
  • Что значит «Гам лесной» (крики птиц, шум воды, шум листвы…).

4. Прочитаем последние строчки.

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевсова орла,
Громокипящий кубок с неба.
Смеясь,на землю пролила

  • Как называет богиню Тютчев? (ветреная Геба)
  • Но разве она ветрами повелевает? (ветреная - легкомысленная, шаловливая).
  • Какое слово говорит о её шаловливости? (она всегда смеётся)
  • А что это за громокипящий кубок, который Геба на землю пролила? (это и гром, и гроза, и дождь).
  • Ребята, какое настроение у вас создалось после чтения стихотворения?

VII. Подготовка к выразительному чтению.

Учить вчитываться в каждую строчку.

  • Как мы будем читать это стихотворение: быстро, медленно, в умеренном темпе, везде одинаково? Тихо, громко? Грустно, весело, радостно? Ещё как? Почему?
  • Выразительное чтение осуществляется детьми с одновременным анализом: что получилось, что нет и почему?
  • Пробуйте красками передать картину природы, изображающую весенний гром, (дети рисуют).

VIII. Итог урока.

  • Какие открытия сделали?
  • Какие мысли, чувства пробудил в вас урок?

IX. Домашнее задание.

Прочитать родителям выразительно стихотворение, выучить наизусть (по желанию), закончить рисунок.

urok.1sept.ru

Конспект к уроку по литературному чтению Ю.Тютчев «Весенняя гроза»

План урока литературного чтения в 3-м классе.

Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза»

Сурхаева Рукият Назирбеговна учитель начальных классов

Цели урока:

Способствовать развитию речи; формированию навыков чтения, умение читать, анализировать произведение, полноценно воспринимать прочитанное.

Эмоционально откликаться на прочитанное; учить находить красочные средства изображения, учить чувствовать и понимать язык произведения, развивать образное мышление.

Воспитывать любовь к чтению; прививать любовь к природе; развивать эстетический вкус.

Оборудование: запись пьесы «Весна» П.И. Чайковского, запись стихотворения «Весенняя гроза», компьютер, рисунок в учебнике, портрет Ф. И. Тютчева.

Ход урока

I. Речевая разминка.

Ехал Грека через реку.

Видит Грека: в реке рак,

Сунул Грека руку в реку —

Рак за руку Грека — цап!

II. Организационный момент.

(Звучит запись пьесы «Весна» П.И. Чайковского)

1. Беседа эмоционально-оценочного характера.

Что вы услышали в музыке?

Что почувствовали?

Что представили?

2. Выделение темы, идеи стихотворения.

Как вы думаете, о каком времени года пойдёт на уроке разговор?

Какие весенние месяцы вы знаете?

3. Обращение к названию стихотворения, выделение голосом ключевого слова.

Давайте попробуем предположить, глядя на рисунок в учебнике, о чём это стихотворение, о чём хотел нам рассказать художник?

Сегодня мы будем говорить о весне, о тех явлениях природы, что связаны с её приходом, будем учиться видеть те красочные средства, которые помогают поэтам рассказывать, как красива наша природа.

 Стихотворение «Весенняя гроза» удивительного поэта, поэта любящего и понимающего природу, умеющего видеть в природе необыкновенные картины, поэта, который о природных явлениях говорит как о живых существах, — Фёдора Ивановича Тютчева (портрет).

Слышали ли вы, как гремит гром? (запись грома)

Какие чувства испытываете при приближении грозы?

А вот Ф.И.Тютчеву первая весенняя гроза не просто нравится, он любуется ею.

III. Чтение стихотворения про себя. Проверка первичного восприятия.

Проверить, как дети восприняли содержание стихотворения.

Какое настроение создаёт стихотворение?

Нарисуйте картины, возникшие у вас при чтении.

Какие краски вы используете? Почему?

Давайте попробуем ответить, о чём говорит нам поэт?

Теперь возьмите карандаши и, отмечая непонятные вам слова, читайте стихотворение вполголоса. Повторное чтение. Совершенствовать навык чтения.

IV. Физкультминутка.

V. Словарная работа.

Расширить словарный запас детей, активизировать имеющийся.

Какие слова вам показались непонятными? (Идёт объяснение, прибегая к помощи самих детей)

Перлы — жемчуг, нить жемчужная, в данном случае роса на растениях.

Гам — гул, гудение, крик птиц.

Шум нагорный — гул, шум воды в горах.

VI. Анализ произведения.

Учить видеть красоту; находить изобразительные средства языка, рисовать картины природы.

1. Прочитайте, как Тютчев описывает гром в самом начале стихотворения.

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром.

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гром — явление природы и по-настоящему играть и резвиться не может. Кто может это делать? (дети).

А если поэт наделяет этими качествами явление природы, что он, таким образом, делает? (одушевляет, делает живыми, олицетворяет).

Да, гром становится героем стихотворения.

А почему небо во время грозы голубое? (гроза короткая, мимолетная, небо не успело потемнеть…).

Да, правильно, гром и гроза только пробуждают свою силу.

2. Давайте прочитаем второе четверостишие и докажем, что гром -герой стихотворения.

Какие слова об этом говорят? (раскаты молодые)

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

А что значит молодые раскаты? (несильные, короткие).

Какие слова в этом четверостишии говорят, что гроза первая, майская? (дождь, солнце).

Какие картины вы себе представили?

Перлы — старое слово, оно и для поэта прошлого века было уже старым.

Давайте попробуем заменить его другими, близкими словами.

Получается? (нет)

Почему? (слово «перлы » создаёт целый поэтический образ и заменить его нельзя, будет не так красиво и точно)- Прочитайте четвёртую строку «и солнце нити золотит». О каких нитях говорит поэт? (нити — это лучи солнца, это метафора)

3. Прочитаем третью строфу.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесой и шум нагорным

Всё вторит весело громам.

Как вы думаете, гроза закончилась или ещё продолжается? (…..)

Как вы догадались? {…..)

Какое слово показывает, что дождь всё-таки был сильный? (поток)

Как природа реагировала на грозу? Какое слово поможет нам ответить? (весело).

Давайте представим себе грозу, и пение птиц в лесу, и шум бегущей воды. Закройте глаза. Что вы чувствуете? (дети рисуют свои картины).

Что значит «Гам лесной» (крики птиц, шум воды, шум листвы…).

Ребята, какое настроение у вас создалось после чтения стихотворения?

VII. Подготовка к выразительному чтению.

Учить вчитываться в каждую строчку.

Как мы будем читать это стихотворение: быстро, медленно, в умеренном темпе, везде одинаково? Тихо, громко? Грустно, весело, радостно? Ещё как? Почему?

Выразительное чтение осуществляется детьми с одновременным анализом: что получилось, что нет и почему?

Пробуйте красками передать картину природы, изображающую весенний гром, (дети рисуют).

VIII. Итог урока.

Какие открытия сделали?

Какие мысли, чувства пробудил в вас урок?

IX. Домашнее задание

infourok.ru

Leave a Reply