Разное

Вербальные методы – ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ это что такое ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ: определение — Психология.НЭС

Содержание

Вербальный метод — это… Что такое Вербальный метод?


Вербальный метод

Вербальный метод позволяет не передавать уже переданную ранее описательную информацию об объекте или явлении, а передать лишь их референцию (соотнесение используемых в речи словесных определений, имен, понятий с соответствующими объектами, явлениями действительности), за счет чего достигается значительная компрессия передаваемой информации, а также экономия ресурсов мозга или информационной машины при восприятии информации на стороне реципиента. В отличие от вербального, невербальный сигнал не использует общего словаря для реципиента и корреспондента, а передаёт (или пытается передать) еще понятийно (словарно) не определенную реципиентом информацию, а лишь «свежесформированные» корреспондентом «впечатления» о новых объектах,событиях, явлениях. P.S. Выделенный шрифт в этой формулировке: «Вербальный метод», «референция», «невербальный».

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Вербальный сигнал
  • Нагай

Смотреть что такое «Вербальный метод» в других словарях:

  • Вербальный — В Викисловаре есть статья «вербальный» Вербальный (лат. verbalis «словесны …   Википедия

  • Метод фиксации взора — Пациента просят зафиксировать взор на определенной точке (блестящий металлический шар, яркая красная точка). Сформировавшееся в результате этого естественное утомление глаз побуждает желание их закрыть, как следствие наступает сон. В 1813 году… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Вербальный сигнал — У этого термина существуют и другие значения, см. Сигнал (значения). Вербальный сигнал  сигнал, включённый в метод обмена информацией, использующий слова и выражения некоторого произвольного языка. Этот сигнал принадлежит к вербальному… …   Википедия

  • Розен-метод — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. Розен метод одно из направлений телесно ориентированной психотерапии, сочетающее вербальный контакт и работу с хронически напряженными мышцами тела. Метод был создан в 70х… …   Википедия

  • Вербально-коммуникативный метод — Вербально коммуникативные методы группа психологических и, в частности, психодиагностических методов на основе речевого (устного или письменного) общения. Содержание 1 Общие сведения 2 Виды вербально коммуникативных методов …   Википедия

  • ГИПНОЗ —         (греч. hypnos сон). Временное состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании внушения, что связано с изменением функции индивидуального контроля и самосознания. Состояние Г. наступает в… …   Психотерапевтическая энциклопедия

  • Проективные методики (projective techniques) — Отличительные особенности П. м. можно охарактеризовать следующим образом. 1. П. м. осн. на предъявлении испытуемому стимульного материала сравнительно неопределенного содержания. 2. Это методики «свободного ответа» в том смысле, что в них нет… …   Психологическая энциклопедия

  • ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ —         Метод, созданный американским психологом и психотерапевтом Перлсом (Perls F. S.) под влиянием идей гештальт психологии, экзистенциализма, психоанализа и, в частности, теории Райха (Reich W.) о физиологических проявлениях вытесненного… …   Психотерапевтическая энциклопедия

  • ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ —         Метод групповой психотерапии. Наряду с термином Г. д. употребляются такие понятия, как «свободная дискуссия», «неструктурированная дискуссия» и др.         Г. д. рассматривается как основная, опорная форма групповой психотерапии, по… …   Психотерапевтическая энциклопедия

  • ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ —         Основой подобной классификации методов групповой психотерапии является преобладающий тип коммуникации и характер получаемого материала. Вербальные методы базируются на вербальной коммуникации и направлены преимущественно на анализ… …   Психотерапевтическая энциклопедия

Книги

  • Вы в 10 раз умнее, чем вы думаете! 1001 креативная идея. Думай, делай, достигай! (комплект из 3-х книг) (количество томов: 3), Буржуа-Костантини Кристоф. «Вы в 10 раз умнее, чем вы думаете! Скрытые ресурсы вашего мозга» . В книге» Вы в 10 раз умнее!»Кристоф Буржуа-Костантини рассказывает о том, почему современные системы измерения умственного… Подробнее  Купить за 1077 руб
  • Вы в 10 раз умнее, чем вы думаете! Курс по личному развитию для умных людей. Меню для ума (комплект из 3-х книг) (количество томов: 3), Буржуа-Костантини Кристоф. «Вы в 10 раз умнее, чем вы думаете! Скрытые ресурсы вашего мозга» . В книге» Вы в 10 раз умнее!»Кристоф Буржуа-Костантини рассказывает о том, почему современные системы измерения умственного… Подробнее  Купить за 853 руб
  • Введение в ориентированный на решение подход и системные структурные расстановки, Шпаррер Инза. В данной книге автор в доступной практической форме раскрывает основные принципы системно-структурного подхода, ориентированного на решение (ОР-подхода), опираясьна разработанную в школе… Подробнее  Купить за 313 руб
Другие книги по запросу «Вербальный метод» >>

Характеристика вербальных средств общения: что является основным, мимика

Человек не может жить нормально без контактов с другими людьми. Наряду с физическими потребностями (есть, пить и спать), организм нуждается в психологической пище – общении. Без него происходит изменение умственного состояния. Мозг, лишённый возможности получить, выбрать и выдать информацию, расстраивает подсознание. Без поступления сведений извне мозг пытается создать свою фантастическую реальность. Начинаются слуховые и визуальные галлюцинации, тревожные и панические атаки. Человек со слабой психикой может сойти с ума.

Вербальное общение

Вербальное общение

Что такое вербальные средства общения

Словесное общение называется вербальным. Люди, используя разговорную речь, вербально общаются между собой. Свыше 3000 слов за час и до 30000 слов в день – такое среднестатистическое количество вербальных знаков человек произносит в современном мире.

Коммуниканты (так специалисты называют людей, обменивающихся между собой данными) составляют из слов речевые тексты. Смысл текстов может быть каким угодно, например, в них хотят:

  • что-то сообщить;
  • что-либо узнать;
  • выразить своё отношение или дать оценку происходящему;
  • договориться о чём-то и т.д.

Несмотря на всё разнообразие речевого потока, у разговаривающих людей можно выделить две главных задачи в общении: получить информацию или поделиться ею. Всё остальное – лишь вариации. К примеру, один прохожий у другого спрашивает, как пройти в определённое место. Происходит вербальное общение, как результат, один собеседник делится информацией, а другой – её получает.

Вербальные средства общения – это инструменты для взаимодействия людей при помощи речи, они включают в себя:

  • речевое акустическое проявление;
  • смысловое значение слова или фразы;
  • выразительное качество голоса.

Кстати. Само слово «вербальный» означает «устный», «словесный», но письменная речь также является вербальным средством коммуникации.

Вербальная передача информации

Вербальная передача информации

Какую значимость имеют для человека

Прежде, чем выяснять важность общения при помощи языка, правильным будет дать определение невербальным способам коммуникации. К ним относятся:

  • жесты;
  • выражение глаз;
  • позиционирование тела или его отдельных частей: рук, ног, головы;
  • мимика.

Задолго до того, как человек научился говорить, он использовал все эти возможности, чтобы общаться. Но этого было недостаточно для полноценного информационного контакта с особями, подобными себе.

Мимика и жест, несущие минимум информации

Мимика и жест, несущие минимум информации

К сведению. Мимика – это выражение чувств с использованием мышечного движения на лице. С её помощью можно выдать до 15% информации о происходящем событии. Но нельзя сказать, что средством вербального общения является мимика или любая из вышеперечисленных позиций.

Собеседник увидит на лице партнёра одно из эмоциональных состояний человека, но понять, что тот хочет сказать не сможет. Несомненно, поза и жестикуляция поведают о многом, но чётко и понятно донести информацию до коммуниканта может только речь. При этом лишь правильно выстроенная, грамотная и чётко выраженная мысль, высказанная при помощи слов, может нести полезную информацию и произвести нужный эффект.

Например, неопытный оратор может в течение часа нести околесицу, не останавливаясь ни на мгновение, но так и не сообщить слушателям ничего полезного. Деловые партнёры на переговорах в чётко построенном речевом диалоге выдают и получают до 98% полезных сведений.

Внимание! Чтобы найти своё место в социуме: работу, семью, друзей, просто жить среди людей, занимаясь определённой деятельностью, человеку нужно уметь общаться и презентовать себя при помощи речи.

Функции вербального общения

Ясно, что невербальные методы коммуникации могут преобладать в случаях личного общения с проявлением чувств и эмоций. Здесь они важнее и сполна выполняют свою миссию. Какую же роль могут играть вербальные методы взаимного контакта в деловом плане?

Вот краткий перечень их функций:

  • коммуникативная;
  • аккумулятивная;
  • познавательная;
  • конструктивная;
  • этническая;
  • эмоциональная.

Всё перечисленное – это основные задачи, которые решаются при помощи языка, как средства общения.

Коммуникативная

Здесь язык – коммуникативный инструмент, позволяющий в полной мере общаться с другими людьми.

Важно! Умение завязать разговор, вступить в диалог с незнакомым человеком и получить или предоставить информацию любого вида называют коммуникабельностью.

Аккумулятивная

Такая функция в полной мере проявила себя с момента создания письменности. До этого человечеству приходилось делиться накопленными знаниями при помощи устной передачи потомкам легенд, сказок, былин. В них было много неточностей, потому как каждый пересказывающий добавлял или убавлял что-то по своему усмотрению. Однако с приходом посменного языка эту роль взяла на себя разного рода литература. Книга точно отображает и передаёт познания и опыт предыдущих поколений.

Познавательная

Как только ребёнок начинает осознавать себя, то дальнейшую информацию об окружающем мире он получает при помощи языка. В языке выражается деятельность человеческого сознания.

Конструктивная

Язык выступает конструктором мыслей, которых в голове человека крутится великое множество.

Доказано. Только озвученная мысль станет понятна для окружающих и того, кто её произносит.

В самом деле, чтобы высказать словами какую-то мысль, необходимо чётко выстроить смысловой ряд и сбалансировать фразу или утверждение. Для этого требуется дополнительная концентрация, в ходе которой говорящий более ясно понимает, что хотел сказать.

Этническая

Не секрет, что плотность людских поселений распределяется по Земле не только согласно географическим координатам. Большие нации и малые народности объединяются по национальному признаку и вере. Они живут в среде, где язык является основным сплачивающим звеном.

Интересно. В Индии, где официальными языками считаются хинди и английский, жители разговаривают ещё на 447 языках, используя около 2000 диалектов.

Эмоциональная

Этот вид речи применяется тогда, когда человек говорит, желая полнее передать свои чувства и эмоции по отношению к высказыванию. Интонация, с которой произносится слово или фраза, в этом случае главенствует.

Виды речевой деятельности

Совокупность знаков и методов их построения, которой выражаются мысли и чувства, называют языком. Язык предназначен для установления контакта и дальнейшего общения между людьми, это характеристика речевой деятельности.

Она подразделяется на следующие виды:

  • говорение – основная форма, образующая устные вербальные средства общения, как результат звучащего высказывания;
  • слушание – слуховое восприятие того, что говорят: общий анализ речевых сигналов и их интерпретация;
  • письмо – графическая регистрация содержания услышанного на бумаге при помощи букв;
  • чтение – процесс извлечения информации из написанного текста через визуальное восприятие и последующее её понимание.

Важно! Если рассматривать общение, как модель, то выделяют устную и письменную формы. При этом общение бывает массовым (при групповых контактах) и межличностным (при индивидуальной беседе).

Говорение как вид речевой деятельности

Говорение как вид речевой деятельности

Язык любого народа пребывает в двух видах: литературном и нелитературном. Всё зависит от культуры и социального положения.

Кстати. Литературную языковую форму отличает присутствие фундаментальных норм, она считается идеальной.

Все слова или фразы, которые не вписываются в эти рамки, образуют нелитературную форму языка. Сюда можно отнести:

  • просторечие – грубоватые, упрощённые слова или словосочетания;
  • диалекты – социальные или географические.

Ненормативная лексика (ругательства) также входит в этот ряд.

Барьеры вербального общения

Передача информации от одного собеседника к другому страдает от несовершенства. В процессе коммуникации смысловое значение может быть неверно истолковано, изменено или наполовину утеряно, как в детской игре «Испорченный телефон».

Принцип «испорченного телефона» при общении

Принцип «испорченного телефона» при общении

Внимание! Стопроцентная информация находится в сознании того, кто её проговаривает. При преобразовании мысли в форму она уже потеряет, как минимум, 10% информативности.

Сообщение, двигаясь от «источника» к «приёмнику», превозмогает определённые препятствия и скуднеет.

Психолог из Югославии, Предраг Мицич, в одной из книг по психологии так описывает этот барьерный ряд:

  • предел воображения – даёт 10% потерь при преобразовании внутренней речи во внешнюю словоформу;
  • барьер желания – высказывание получается не таким, как хотелось бы из-за не сложившегося хода беседы или личности собеседника, при этом теряется ещё 10%;
  • барьер технического языкового несовершенства – отбирает 10%, в результате «проглатывания» окончаний в словах, нечёткого произношения, запинок, паразитных слов и т.д.;
  • барьер отношений – предвзятая личная позиция «слушающего» к «говорящему», скрадывающая 10% информации, из-за психологической неготовности логически осмысливать сказанное;
  • барьер объёма запоминания – средняя человеческая память запоминает всего 10-25% услышанного материала.

С вычетом всех потерь, которые претерпит высказанная мысль, прежде, чем осядет в памяти собеседника, останется 10% изначально задуманной, а потом произнесённой речевой новости.

Барьеры вербального общения

Барьеры вербального общения

Обмен полезной информацией в полной мере невозможен только при помощи невербальных межличностных и массовых контактов. Взаимосвязь с другими людьми на вербальном уровне позволяет личности развиваться и получать жизненный опыт.

Видео

что это такое? Вербально-речевые формы в психологии и их развитие у младших школьников

Вербальное и невербальное мышление: особенности, различия и развитие

Каждый человек в своём мыслительном процессе опирается на наглядные образы, использует определённые понятия или концепции. Помимо этого, он способен думать с помощью слов. Таким образом, люди применяют оба способа мышления: с невербальным и вербальным компонентом.

Что это такое?

Все люди размышляют об одном и том же действии, явлении или предмете по-разному. Каждый интеллектуальный стиль мышления напрямую зависит от умения думать с привлечением наглядных образов (невербальный тип) или отвлечённых знаковых структур (вербальный вид).

В психологии считается, что вербальное (абстрактное) и невербальное (пространственное) мышление зависит от типа интеллекта. Вербальный интеллект позволяет индивиду систематизировать и тщательно анализировать приобретённые знания с помощью набора слов, овладевать чтением, письменной и устной речью. Он отражает словесно-логическое мышление. Невербальный интеллект оперирует пространственными объектами и зрительными образами.

Оба вида мышления взаимосвязаны. Снижение одного из них влияет на другой вид. Недоразвитое вербальное мышление отражается на восприятии и понимании информации. Низкий уровень невербального мыслительного процесса тормозит развитие речи. Например, если человек плохо ориентируется при распознавании формы, размера и соотношения предмета, то он может путаться в буквах, схожих по изображению.

Без наличия пространственного мышления невозможно развить речевой аппарат.

Вербальное и невербальное мышление: особенности, различия и развитие

Невербальное мышление

Этот вид мыслительного акта основывается на базе наглядных объектов. С его помощью человек может находить сходства и различия изображённых предметов и точно определять их положение. Представление предметов и наглядно-чувственные образы возникают в процессе восприятия.

Вербальное мышление

Основой этого вида мыслительной деятельности выступает речь. Она может осуществляться в процессе внутреннего или внешнего размышления. Человеку свойственно отражать объективный мир в словесной форме. Хорошее владение словом даёт возможность человеку донести нужную мысль до другой личности. Неумение выражать словами свои мысли затрудняет контактирование с окружающими.

Люди с хорошо развитой словесно-логической мыслительной деятельностью имеют гибкий ум, могут легко переключаться с одной задачи на решение другой проблемы. Они обладают богатой фантазией и высоким эмоциональным уровнем, могут свободно оперировать понятиями, суждениями и умозаключениями.

Вербальные способности проявляются в умелом применении речевых навыков для выражения мыслей, полученных в результате словесно-логического мышления. Люди могут анализировать, обобщать, строить теории и гипотезы.

Вербальное и невербальное мышление: особенности, различия и развитие

Отличия

Психологи полагают, что людям, обладающим невербальным мышлением, сложно справляться даже с простейшими задачами, представленными в знаковой форме. Индивидам с вербальным типом мыслительной деятельности труднодоступны задачи, требующие оперирования наглядными образами. Но они имеют способности к изучению иностранных языков.

Люди с невербальным мышлением имеют наклонности в области черчения и живописи. Они хорошо разбираются в схемах и чертежах, могут создавать различные конструкции. При наглядном мышлении в мозговых структурах человека всплывают чёткие образы предметов и явлений, при вербальном мыслительном процессе – отвлечённые знаковые структуры.

Мышление формируется в процессе общения с другими людьми. Оба вида мышления способствуют передаче информации от одного человека другому. Невербальная коммуникация осуществляется с помощью языка жестов, мимики и движений. Вербально-речевые формы создаются посредством языковых конструкций.

Речевая деятельность осуществляется устно и письменно в виде монолога или диалога. Для её реализации важно изучить грамматические и синтаксические особенности языка, освоить лексический (словарный) состав.

Для осуществления устной речи важно овладеть фонетикой, то есть способностью различать звуки на слух, и правильностью произношения.

Вербальное и невербальное мышление: особенности, различия и развитие

Как развить?

Словесное мышление помогает людям познавать и совершенствовать себя, общаться и взаимодействовать с другими людьми. Развивать его нужно у детей с младенческого возраста. Малышам свойственно наглядно-образное мышление, то есть преобладает невербальный компонент. Маленькие дети обращают внимание на внешние и часто несущественные признаки. Неумение выразить свою мысль словами означает, что вербальный образ ещё не сформирован.

Для развития словесно-логического мыслительного процесса дошкольникам нужно предлагать сочинение сказок, разгадывание загадок, пересказ мультфильмов. Они должны решать несложные логические задачки, объяснять значение поговорок и пословиц. Со временем ребёнок приобретает способность пересказывать смысл полученной информации. От уровня, сложившегося в младшем возрасте, зависит дальнейшее обучение. Чем раньше начинается формирование вербального мышления, тем легче даётся ребёнку усвоение учебного материала.

Развитие мыслительной деятельности у младших школьников проходит ряд этапов.

  • Сначала дети свои умозаключения строят на основе наглядных предпосылок, полученных непосредственно в наблюдении.
  • Затем умозаключения создаются на базе абстрактных постулатов. При этом школьники опираются на знакомые примеры и наглядный материал.
  • И, наконец, ученики обучаются самостоятельному обобщению данных и извлечению соответствующих выводов.
Вербальное и невербальное мышление: особенности, различия и развитие

Результативность прохождения всех этапов напрямую зависит от развития вербального мышления. Речь ребёнка складывается под влиянием общения с окружающими. Развитие речи отражается на формировании мыслительного процесса. Существует немало эффективных способов его совершенствования. Незатейливые групповые игры хорошо подходят для детей и взрослых.

  • Организация мыслей с помощью кластеризации подразумевает подбор темы, которая фиксируется на листке и обрамляется. Затем записываются ассоциации и эмоции, связанные со словом. Каждую из них заключают в рамку и стрелками указывают связь между ними.
  • Объяснение инопланетянину значения слова является эффективным упражнением для развития вербального мыслительного процесса. Участникам игры предлагают представить разговор с инопланетным существом. Надо доступным языком раскрыть содержание какого-нибудь явления или предмета. Начинают с объяснения смысла простых слов таких, как «пчела», «мёд», «полёт». Затем берут более сложные понятия: «успех», «удача», «счастье».
  • Скороговорки знакомят с богатством русского языка, помогают ощутить красоту чистой речи, вникнуть в новые поэтические образы. Для совершенствования вербального мышления рекомендуют придумывать продолжение 3–4 скороговорок. Коллективная игра строится на передаче скороговорки по цепочке. Хорошо развивает этот вид мышления самостоятельное придумывание новой скороговорки.
  • Инакомыслие предполагает переименование предмета. Например, шкаф – хранилище, радио – громкоговоритель. Допускаются несуществующие слова. Лучше всего задание выполнять в процессе соревновательной игры. Выигрывает команда, которая сочинит больше слов для предмета.
  • Существует игра «Аббревиатура». Заранее на карточках записывают любые не слишком длинные слова, выполняющие роль аббревиатуры. Игроки вытягивают одну из них. Через минуту выдают расшифровку слова. Например, в итоге составленная фраза может выглядеть так: «фонтан» – фокусник оригинально напилил трубочками ароматные нарциссы.
  • Внутренний диалог с самим собой в различных бытовых ситуациях хорошо тренирует вербальный мыслительный акт. Присутствие внутреннего собеседника может быть при выполнении уборки квартиры, приготовлении пищи, выборе одежды для прогулки.
  • Тренировочное чтение, сопровождающееся охватом большого обзора слов, способствует развитию этого вида мышления.
  • Шахматы заставляют личность размышлять и просчитывать ходы на несколько шагов вперёд.
Вербальное и невербальное мышление: особенности, различия и развитие Вербальное и невербальное мышление: особенности, различия и развитие

ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ


ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

        Основой подобной классификации методов групповой психотерапии является преобладающий тип коммуникации и характер получаемого материала. Вербальные методы базируются на вербальной коммуникации и направлены преимущественно на анализ вербального материала. Невербальные методы опираются на невербальную активность, невербальную коммуникацию и концентрируются на анализе невербальной продукции.
        К вербальным методам групповой психотерапии обычно относят групповую дискуссию и психодраму, к невербальным — психогимнастику, проективный рисунок, музыкотерапию, хореотерапию и др.
        Формально разделение методов групповой психотерапии на вербальные и невербальные является оправданным, однако практически любое взаимодействие в группе включает как вербальный, так и невербальный компоненты. Учет и анализ невербального поведения и взаимодействия в процессе использования вербальных методов (например, групповой дискуссии) позволяет более полно и адекватно раскрыть содержание той или иной вербальной коммуникации. Тенденция к использованию различных невербальных приемов в ходе групповой дискуссии, существенно обогащающая методический арсенал психотерапевта, расширяет содержание и улучшает качество обратной связи за счет включения невербального материала. Все это в определенной степени выводит групповую дискуссию из жестких рамок исключительно вербального, разговорного метода. Вместе с тем использование невербальных приемов не исключает необходимости вербального взаимодействия, в частности обмена мнениями о происходящем, вербализации невербальной коммуникации, эмоциональных состояний. В связи с развитием психотерапевтических направлений, основывающихся прежде всего на непосредственных эмоциональных переживаниях, наметилось частичное отождествление термина «вербальный» с терминами «рациональный», «познавательный», «когнитивный» и противопоставление трех последних понятиям «невербальный», «эмоциональный», «опытный» (в смысле опыта непосредственного переживания). Разграничение методов групповой психотерапии носит в значительной степени условный характер и целесообразно лишь с точки зрения преобладающего типа исходной коммуникации. Не существует данных, позволяющих утверждать, что вербальные методы способствуют лишь интеллектуальному осознанию, т. е. выполняют когнитивную функцию, а невербальные — эмоциональному переживанию. Каждый психотерапевтический метод в рамках групповой психотерапии, вне зависимости от того, вербальный он или невербальный, может затрагивать и когнитивную, и эмоциональную, и поведенческую сферы пациента.

Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер. Б. Д. Карвасарский. 2000.

  • ВЕРБАЛИЗАЦИЯ
  • ВЕРИФИКАЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВНУШЕНИЯ СВЯДОЩА

Смотреть что такое «ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ» в других словарях:

  • ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПЕВТ —         С точки зрения реализации целей и задач Г. п. является главной фигурой психотерапевтического процесса. Он привносит в него индивидуальные черты, обусловленные его теоретической ориентацией, используемыми психотерапевтическими приемами,… …   Психотерапевтическая энциклопедия

  • ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ (́РЕКОНСТРУКТИВНАЯ) ПСИХОТЕРАПИЯ КАРВАСАРСКОГО, ИСУРИНОЙ, ТАШЛЫКОВА —         Психотерапевтическое направление, представляющее собой дальнейшее развитие учения В. Н. Мясищева о неврозах и их психотерапии (см. ПАТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ МЯСИЩЕВА). По основным своим теоретическим положениям Л. о. (р.) п. К., И., Т …   Психотерапевтическая энциклопедия

  • ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ —         Психотерапевтический метод, специфика которого заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, т. е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая и группового… …   Психотерапевтическая энциклопедия

  • ПСИХОТЕРАПИЯ ПРИ НЕВРОЗАХ И ДРУГИХ ПОГРАНИЧНЫХ СОСТОЯНИЯХ —         Наиболее распространенное представление о неврозах как психогенных расстройствах, в механизмах развития, компенсации и декомпенсации которых определяющая роль принадлежит психическому фактору, объясняет адекватность и широкое… …   Психотерапевтическая энциклопедия

  • ПСИХОТЕРАПИЯ ПРИ ПСИХОЗАХ —         Психотерапия, особенно адекватная в случае психогенных расстройств, прежде всего в групповых ее формах, применяется также при психических заболеваниях эндогенного характера. На значение психотерапии в лечении психозов указывали такие… …   Психотерапевтическая энциклопедия

Книги

  • Гадание на реальности. Азбука арт-терапии, Ефимкина А.. У этой книги могло бы быть еще одно название: «Взросление арт-терапевта» . Анна Ефимкина, психолог, ведущая групп по арт-терапии, не дает в ней готовых ответов, но рассказывает, как видеть в… Подробнее  Купить за 568 руб
  • Гадание на реальности. Азбука арт-терапии, Анна Ефимкина. У этой книги могло бы быть еще одно название: `Взросление арт-терапевта`. Анна Ефимкина, психолог, ведущая групп по арт-терапии, не дает в ней готовых ответов, но рассказывает, как видеть в… Подробнее  Купить за 230 грн (только Украина)

Вербальные и невербальные методы групповой психотерапии

Вербальные и невербальные методы групповой психотерапии

Основой подобной классификации методов групповой психотерапии является преобладающий тип коммуникации и характер получаемого материала. Вербальные методы базируются на вербальной коммуникации и направлены преимущественно на анализ вербального материала. Невербальные методы опираются на невербальную активность, невербальную коммуникацию и концентрируются на анализе невербальной продукции.

К вербальным методам групповой психотерапии обычно относят групповую дискуссию и психодраму,к невербальным — психогимнастикупроективный рисунокмузыкотерапию,хореотерапию и др.

Формально разделение методов групповой психотерапии на вербальные и невербальные является оправданным, однако практически любое взаимодействие в группе включает как вербальный, так и невербальный компоненты. Учет и анализ невербального поведения и взаимодействия в процессе использования вербальных методов (например, групповой дискуссии) позволяет более полно и адекватно раскрыть содержание той или иной вербальной коммуникации. Тенденция к использованию различных невербальных приемов в ходе групповой дискуссии, существенно обогащающая методический арсенал психотерапевта, расширяет содержание и улучшает качество обратной связи за счет включения невербального материала. Все это в определенной степени выводит групповую дискуссию из жестких рамок исключительно вербального, разговорного метода. Вместе с тем использование невербальных приемов не исключает необходимости вербального взаимодействия, в частности обмена мнениями о происходящем, вербализации невербальной коммуникации, эмоциональных состояний. В связи с развитием психотерапевтических направлений, основывающихся прежде всего на непосредственных эмоциональных переживаниях, наметилось частичное отождествление термина «вербальный» с терминами «рациональный», «познавательный», «когнитивный» и противопоставление трех последних понятиям «невербальный», «эмоциональный», «опытный» (в смысле опыта непосредственного переживания). Разграничение методов групповой психотерапии носит в значительной степени условный характер и целесообразно лишь с точки зрения преобладающего типа исходной коммуникации. Не существует данных, позволяющих утверждать, что вербальные методы способствуют лишь интеллектуальному осознанию,т. е. выполняют когнитивную функцию, а невербальные — эмоциональному переживанию. Каждый психотерапевтический метод в рамках групповой психотерапии, вне зависимости от того, вербальный он или невербальный, может затрагивать и когнитивную, и эмоциональную, и поведенческую сферы пациента.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Pinterest

LiveJournal

LinkedIn

Одноклассники

Мой мир

E-mail

Предложения со словосочетанием ВЕРБАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ

Использовался вербальный метод обучения. Недостатками многие исследователи считали то, что в ней большое внимание уделяется вербальным методам обучения, осуждалась также пассивность учеников, которым предлагались уже готовые знания без использования их умственной деятельности. Ещё одна важная особенность работы с детьми раннего возраста — низкая эффективность вербальных методов воспитания. Вербальные методы, широко используемые при исследовании межличностных отношений взрослых людей, также имеют ряд диагностических ограничений, когда мы имеем дело с дошкольниками. Она объективно исследовала сложные реальные многомерные процессы (например, маркетинг нефтяных рынков, рефлексивно-активные среды инновационных процессов, противоборство с другими государствами), активно использовала интерфейсы, методы наглядно-графического отображения данных, что в сотни раз ускоряло восприятие информации по сравнению с вербальными методами.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова гримировать (глагол), гримировали:

Кристально
понятно

Понятно
в общих чертах

Могу только
догадываться

Понятия не имею,
что это

Другое
Пропустить

Это происходит потому, что большую часть информации об окружающем мире и реальных событиях в наше время человек получает вербальным методом в виде устных или письменных сообщений и гораздо реже от непосредственного наблюдения данного явления. При преобладании механического усвоения материала учащимися и господстве вербальных методов преподавания, определяющая роль в обучении отводилась именно учебникам, которые находились под строгим контролем государства. Приём «зрительного контакта» — будущий управленец должен знать не только обозначение формул, но владеть ещё и вербальными методами. Вербальным методам воздействия он предпочитал физические. Объект необходимо убедить вербальным методом с максимальным склонением в нашу сторону. Но чтобы от вербальных методов выяснения подробностей жизни своей коллеги по службе перейти к практическим, к слежке с фотокамерой! Их соблазнят слова, которые они любят и которых подсознательно или сознательно ждут от понравившейся женщины, поэтому их проще всего соблазнить вербальными методами.

Неточные совпадения

Но здесь мы снова оказываемся в плену слов и поддаёмся на обман со стороны вечных противопоставлений, воздвигаемых нашим ограниченным разумом с его неистребимой верой во всесилие всевозможных классификаций и чисто вербальных разграничений, будто, используя подобные методы, можно выразить высшие истины и передать наш супраментальный опыт в рамках категорий непримиримых противоположностей. Кроме того, нужно определить методы вербального и невербального общения и взаимопомощи. Прямой метод, метод погружения, интенсивные методы — все они на формирование вербального интеллекта не работали.

понятие, виды, характеристика, примеры и эффективное использование

Человек — это единица общества, и от его взаимодействия с себе подобными зависит не только личное благополучие, но и жизнь в целом. Обмениваться информацией возможно как вербально, так и невербально. Какой из этих методов общения более эффективный? Какая роль невербальных и вербальных средств общения человека? Об этом поговорим ниже.

цветные человечки

Какой способ общения более важен?

На данный вопрос однозначно ответить невозможно, так как в деловом общении превалирует безусловно вербальный способ, а в межличностном, скорее, невербальный.

Давайте представим ситуацию, что человек, который читает доклад, вместо ожидаемых и нужных сухих фактов начинает жестикулировать, клацать губами, подмигивать, прыгать и так далее. Это, безусловно, развеселит дремлющую публику, но может быть воспринято неоднозначно. Деловой стиль общения подразумевает максимальное проговаривание той информации, которую необходимо донести до собеседника. Но даже в сухом докладе много невербальных составляющих.

В разговоре с людьми, с которыми сложилась тесная эмоциональная связь, проговаривание некоторых моментов может смотреться нелепее, чем замена их более понятными жестами. Например, когда мы зовем человека пойти с нами, достаточно кивнуть головой в сторону выхода; резкий кивок вверх-вниз с широко распахнутыми глазами будет означать вопросительный взгляд, на который можно ответить кивком (что будет означать «да»), пошатать головой влево-вправо (что будет означать «нет») или пожать плечами, что означает «я не знаю».

Вербальное

Говорение, слушание, письмо и чтение относятся к вербальным средствам общения. При устном или письменном разговоре обмен знаниями происходит только благодаря закодированной информации (в форме звуков или символов).

Вербальное общение, безусловно, принесло огромную пользу человечеству благодаря своей уникальной функции скоростного дублирования мира. Сказать фразу «чашка на столе» гораздо проще, чем пытаться изобразить это жестами.

Дублируя, язык кодирует информацию в очень компактный формат. Эту единицу информации настолько удобно передавать из уст в уста и из поколения в поколение, что именно благодаря вербальному общению мы можем видеть картины мира, который был задолго до нас.

жесты рук

Невербалика

Большую часть информации о человеке мы получаем именно в ходе невербального общения, которое может быть синхронизировано с вербальным или являться самостоятельным способом коммуникации.

Взаимодействие невербальных и вербальных средств общения часто происходит на подсознательном уровне. К последним мы относим мимику, жесты, пантомимику, смену локации в ходе общения. Но также огромное значение в невербальном общении играет внешний вид, стиль одежды, прическа или головной убор, аксессуары и аромат человека.

Ухоженная, опрятная личность с собранной мимикой и жестами уже многое может рассказать о себе собеседнику. Как минимум можно прочесть, что человек себя уважает, любит определенный стиль одежды, предпочитает определенную марку телефона, работает над своей речью или талантлив от природы, стремится хорошо зарабатывать, позитивно относится к жизни, на этой неделе делал маникюр и т. д. Внешний вид — это первая порция невербальной информации. Вот почему говорят, что встречают по одежке.

Без мимики, жестов и пантомимики речевое общение выглядело бы скучным и неполным. К тому же оно дает возможность понять истинную суть слов, ведь даже слово «спасибо», произнесенное с разной интонацией, может иметь абсолютно противоположный смысл.

Интонирование, высота голоса, длина произносимых звуков, мимика, жесты, осанка, динамика телодвижений, угол между собеседниками, взгляд… Все это может говорить больше, чем сами слова. Если человек хорошо воспитан, то несовпадение вербальной и невербальной информации проявляется чаще.

Например, кто-то воспитанный опаздывает на поезд, а его собеседник все никак не закончит свой рассказ. Хоть этот интеллигентный товарищ и будет утверждать, что внимательно слушает своего знакомого, однако его стопы, скорее всего, будут направлены к выходу, глазами он подсознательно будет искать альтернативные способы выхода из помещения, чесать или теребить кончики пальцев. Жесты и мимика могут быть как осознанными, так и проектировать наше подсознание.

Эффективное использование вербальных средств общения с невербальными дают возможность воспринимать информацию наиболее объемно. Вот почему многие мессенджеры предлагают целый арсенал смайлов, мультов и гиф-анимаций.

невербальное общение

Вербальные средства общения

Характеристика данного метода коммуникации исходит из основных функций, одной из которых является передача закодированной информации. Код — это набор слов определенного языка. Для полноценного общения необходимо, чтобы собеседники владели хотя бы одним общим языком, в противном случае слова могут быть неправильно истолкованы либо вообще не поняты.

Многим приходилось бывать в ситуации, когда нужно было показать или спросить дорогу у иностранца на языке, которым вы не владеете, или разобрать его ломанный русский. Встречая непонимающий взгляд и оценивая всю сложность происходящего, в ход начинает идти весь арсенал невербальных средств.

Поэтому важной характеристикой вербальных средств общения является ясность излагаемого материала. К сожалению, недопонимания в разговоре встречаются гораздо чаще, чем можно подумать. Это касается и тех случаев, когда люди говорят на одном языке, но по-разному формулируют свои мысли.

Однако тот, кто говорит линейно, четко, в оптимальном ритме, не ответвляется во время разговора, всегда будет понят. Проблемой очень многих людей является то, что они не умеют понятно излагать свои мысли. Порой упускают важные нюансы и расписывают совершенно ненужную информацию, не умеют расставлять приоритеты, перескакивают с одной темы на другую, миксуют много языков, пресыщают свою речь диалектами, злоупотребляют словами-паразитами.

Получается, информация вроде бы и озвучена, но витает в воздухе, так как принять ее и разложить по полочкам собеседник не в силах, или в ней настолько неправильно расставлены акценты, что понять ее правильно не представляется возможным. Звуки изданы, а смысла в них немного.

дружеская беседа

Виды речевой деятельности

Речевое общение может быть как устным, так и письменным. К устным вербальным средствам общения относятся говорение и слушание, а к письменным — письмо и чтение.

В течение дня мы используем все четыре вида речевой деятельности, сами того не подозревая. Даже в самый пассивный выходной день мы с кем-то здороваемся, кому-то отвечаем, кого-то слушаем, читаем объявление в подъезде, новую газету или новость в интернете, отправляем сообщение в мессенджере…

Хотя ученые считают плохим способом коммуникации вербальные средства общения, но без них не обходится ни один наш день.

Говорение

Как можно слушать, но не слышать, точно так же можно говорить, но ничего не сказать. Давайте вспомним скучный урок в школе или лекцию в институте, которая не была приправлена эмоциями или вескими фактами, не звучало такой информации, которая могла бы оставить отпечаток в нашей памяти. Или, например, обычный разговор с далеким знакомым о природе и погоде, когда молчание смотрится нелепо, а рассказывать сокровенное не хочется.

Говорение, рассматриваемое через призму вербалики, — это грамотное линейное и главное — всем понятное изложение информации. Но вот в чем беда: если речь монотонна, лишена нужного интонирования, пауз и точных жестов, то ее невозможно длительное время воспринимать. Даже самый заинтересованный слушатель не сможет вникать в суть текста спустя 45 минут. Все старания преподавателя или докладчика уже не воспринимаются аудиторией.

Чтобы информация дошла до слушателя и по возможности сразу не вылетела из его головы, этот вербальный способ нужно дополнить невербальными трюками. То бишь, делать акценты, что срабатывает как психологическая привязка. Например, после озвучивания очень важной ключевой информации стоит сделать паузу, а затем снова повторить последнее предложение. Еще лучше, если эта пауза будет дополнена поднятым вверх указательным пальцем.

публичное выступление

Слушание

Слушание — самый активный вид речевой деятельности, не что иное как раскодирование сказанной информации. Этот процесс хоть и является более пассивным, однако все равно требует немалых интеллектуальных затрат. Особенно тяжело приходится тем слушателям, которые плохо владеют языком докладчика или определенной профессиональной терминологией, либо же говорящий высказывает свои мысли не линейно, перескакивая с темы на тему, забывая, о чем говорил вначале. Тогда мозг слушателя работает в усиленном режиме, дабы из этого сложить более или менее ясную картину.

Стоит отделить процесс слушания от слышания. Пусть такого слова нет, зато есть множество народных выражений: мимо ушей пролетело, в одно ухо влетело, в другое вылетело и т. д. Что это значит? Слушатель принимает информацию только тогда, когда нацелен на ее принятие. Если внутренние проблемы или интересы доминируют над информацией извне, то, скорее всего, она не будет воспринята.

Мы слышим только важную или интересную информацию, а всю остальную просто слушаем. За это мы должны сказать спасибо нашему мозгу, ведь он умеет разделить все окружающие шумы на фракции и отсеять лишние, иначе бы мы просто сошли с ума.

Письмо

Письмо — это вид вербальной коммуникации, который появился позже двух предыдущих, но в наше время его популярность заметно выросла: школьные тетради, личные дневники, деловые документы… Ярким примером вербального средства общения в письменной форме являются диалоги в социальной сети.

Однако письмо имеет одну очень важную функцию — аккумулятивную. Это накопление информации в больших объемах, что было бы невозможным без ее фиксации.

Чтение

Чтение, как вид коммуникативной деятельности, представляет собой аналитико-синтетический процесс. Читающий должен раскодировать символы, написанные на бумаге, определить слова так, чтобы они прозвучали в его голове, ну и, конечно же, понять смысл прочитанного.

В первом классе при чтении по слогам детям очень сложно концентрироваться на содержании текста, так как большую часть их внимания занимает раскодирование написанного в книге.

Изучая иностранные языки, люди снова проходят все те же этапы адаптации к письменному тексту. Особенного это касается языков, которые используют непривычные нам символы: арабский, грузинский, китайский, берберские и другие.

Читая, мы анализируем и синтезируем информацию, но при неумении ее обобщать, делать умозаключения и прогнозировать, чтение не несет большой пользы. Помните, когда в школе учитель спрашивал: «Ты читал или буквы вспоминал?», а недовольный ученик угрюмо отвечал: «Читал, но не мог связать и двух слов».

вербальное общение

Виды вербальных средств общения

В зависимости от количества персон, принимающих участие в коммуникативном процессе, выделяют диалогическое и монологическое общение.

Все знают, что диалог — это разговор двух и более людей. Он может иметь деловой, межличностный или конфликтный характер. Интервью, разговор, дискуссия, собеседование и диспут относят к диалогическому общению.

Монолог — это рассказ одного человека. Он может быть направленным как вовне, на публику (лекция, театральный монолог, доклад и т. д.), так и происходить внутри человека( внутренний монолог).

Зоны устного вербального общения

Многие замечали, как некомфортно себя чувствуешь, когда при межличностном общении человек подходит к тебе слишком близко? И как удивляет, когда другой человек, наоборот, отдаляется, соблюдая дистанцию в два метра? Хоть это можно отнести именно к невербальным проявлениям, однако при устном разговоре стоит знать эти правила соблюдения дистанции, чтобы не прослыть странным или не загонять человека в неловкое положение.

Итак, интимная зона — это расстояние до 25 сантиметров. Она часто нарушается в общественном транспорте, но так есть на это веские причины. Если вы подойдете к малознакомому человеку слишком близко, не удивляйтесь, если он отстранится. В эту зоны мы пускаем только самых проверенных людей, а вторжение посторонних личностей вызывает как минимум дискомфорт.

черные силуэты

Трудности

Вербальные средства общения (речь устная и письменная), по предположениям некоторых ученых, передают только от 20 до 40 процентов информации. Это означает, что невербальная составляющая значительно превалирует.

Действительно, если мимика, жесты и пантомимика человека вызывает в нас отвращение, то совершенно неважно, что он будет говорить.

Итак, при вербальном общении с глазу на глаз происходит наиболее полный обмен информацией, так как собеседники имеют возможность наблюдать мимику и жесты друг друга, ловить интонации, обонять аромат, что тоже является очень важной составляющей невербалики.

Однако есть люди (а в наше время их число заметно увеличилось), которые при разговоре с глазу на глаз не могут передать очень важную или трепетную информацию, им намного проще это сделать с помощью удаленных средств связи.

Помимо этого, вербальное общение имеет много грамматических, стилистических и пунктуационных уловок. Если в устной речи можно споткнуться о неправильное понимание значений некоторых слов, неверные ударения или о слова-паразиты, то в письменной куда больше мин.

Тотальная безграмотность населения начала прогрессировать лет 15 назад, когда мобильная связь и интернет стали доступны практически всем. Эра СМС породила болезненную лаконичность, частая переписка в различных мессенджерах и социальных сетях стерла грань между деловым и дружеским общением.

Leave a Reply