Разное

Украшение на иконе – Старинное русское украшение на иконе из золота или серебра, 4 буквы, сканворд

Оклад иконы — Википедия

Ри́за, или окла́д (в южных и западных областях России — шата, цата[1], греч. επένδυση) — накладное украшение на иконах, покрывающее всю иконную доску поверх красочного слоя, кроме нескольких значимых элементов (обычно лика и рук — так называемого лично́го письма), для которых сделаны прорези; значимый вид русского декоративно-прикладного искусства.

Бывали металлические: золотые и серебряные, также из латуни, меди и даже белой жести; шитые: бисером или жемчугом («жемчужная обнизь» и «бисерное шитьё»), украшенные эмалью, подчас с драгоценными камнями, цветными стёклами и накладными деталями. С обратной стороны порой обивались красным или малиновым бархатом.

Оклады встречаются на православных иконах всех стран, а также на ряде католических икон (например, образы византийского происхождения в католических храмах Италии, некоторые центрально- и восточноевропейские иконы). Наибольшие роскошь и размах производства были свойственны русским произведениям. В русском искусстве их создание выделилось в отдельную ветвь декоративно-прикладного искусства. С начала XX века традиция изготовления риз и обкладывания ими икон начала приходить в упадок.

Византийская икона Богоматери в католическом кафедральном соборе Таормины, Сицилия

Согласно словарю Даля, используется следующее словоупотребление: Окладывать (обложить) икону, одеть серебряной и иной ризой, окладом. Икона без оклада — это неокладный образ.

Убор иконы в письменных источниках носит названия «крута», иконное «кование», «кузнь у икон». Современное слово «оклад» появляется только в XVI веке. К XVI веку относится и церковнославянское слово «риза» (одеяние). Оклад никогда и никоим образом не воспринимался как нечто отдельное от иконы — она всегда была «образ окладной». Если оригинальный оклад снят и заменён ризой, снятой с другой иконы, это называется «оклад в подборе»

[2].

Этимология слова «риза», первоначально употреблявшегося лишь для детали оклада — изображения одежд (риз) — и лишь потом распространившегося на весь оклад целиком, не ясна. Фасмер предполагает родство с «рубаха, тряпка, резать» и т. п.[3]

Литургическое значение и предназначение[править | править код]

Сверкающая риза иконы символизирует исходящий от неё небесный невещественный свет: «Одеяйся светом, яко ризою»[4]. Седьмой Вселенский собор в своём деянии о восстановлении иконопочитания отметил тождественность материала (дерево) Ковчега Завета и иконы[5]. Поэтому как Ковчег Завета был обложен золотом («…обложи его чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его; и сделай наверху вокруг его золотой венец» (Исх. 25:11)), так и иконы украшают драгоценными окладами.

Как правило, в иконах, даже сразу писанных под оклад, тщательно прописывались одежда, фон и надписи. Подобная тщательность — «

свидетельство того, что эти ризы, покрывающие на иконах написанные одежды святых, понимались как символическое раскрытие образа спасения души, сияющей одеждой чистоты (серебро) и божественной благодати (золото). Украшение окладов самоцветами, жемчугом, цветными эмалями — „бисером многоценным“ — символ богатства души, украшенной множеством духовных дарований»[6]. Цель окладов — создание символа невещественного Света, в котором пребывают святые, а басменные растительные орнаменты образом вечного цветения обозначают живоносную силу этого Божественного Света[6].

Возникновение драгоценного убора икон связано с исконной традицией поклонения святыням, заимствованной христианством у язычества (в Ветхом Завете пророк Исаия осуждает практику украшения золотом и серебром идолов: «Тогда вы будете считать скверною оклад идолов из серебра твоего и оклад истуканов из золота твоего; ты бросишь их, как нечистоту; ты скажешь им: «прочь отсюда»»

(Ис. 30:22)), но при этом оно перестало являться элементом идолослужения, а стало способом одухотворения художественного языка[7].

Вклады[править | править код]

Дешёвая икона, написанная сразу под ризу для экономии времени

В драгоценные оклады и ризы «одевали» иконы в память о давно минувшем, в благодарность после каких-либо удачно завершённых событий, по данному Богу обету.

Храмовые иконы одевались ризами по вкладам крупных ктиторов или же постепенно — дарами обычных прихожан[8]:

«Как только написанная икона освящена и поставлена в храме, начинают собирать деньги на ризу, и скоро… на иконе осталось только личико и руки; об остальном можно судить по работе серебряника и его умению водить резцом.»

Обилие подобных изделий в русских храмах поражало воображение иноземных путешественников. Так, один из них замечает[9]:

«…На образах Богородицы и святых обыкновенно писаны только лики и руки, самое же платье покрыто золотой ризой. Уважаемые образа вместо риз покрыты сплошь жемчугом и драгоценными каменьями… Быть может, в одной Троицкой лавре жемчугу больше, чем во всей остальной Европе…»
» Тихвинская икона Божьей Матери в окладе, украшенном жемчугом, Тихвинский монастырь: «на которой оклад поля и венцы серебряные вызолоченные, в венцах пять штучек финифтяных, онаго же образа риза вынизана китайским жемчугом, сверху звезда алмазная, по бокам две звездочки бирюзовыя, в средине по бриллианту маленькому, около лику местами вынизано настоящим жемчугом»

Особенной популярностью пользовалось украшение богородичных икон. В России один из первых особо богатых золотых окладов был создан для иконы Владимирской Божией Матери (согласно летописи на него ушло около пяти килограмм золота, не считая серебра) по заказу князя Андрея Боголюбского[10]. В первый период заказы окладов, на которые уходили пуды золота, были доступны лишь представителям верхушки общества. Известно описание несохранившегося оклада XVII века для Донской иконы Божией Матери, которое в Переписной книге Благовещенского собора за 1680 год занимает несколько листов

[11][12]:

… венцы с жемчужной обнизью, украшенные изумрудами, сапфирами, альмандинами… 2 золотые звезды с крупными драгоценными камнями и жемчугом на золотых резных «оплечках»; сапфировые серьги. На полях оклада размещались золотые пластины с выполненными чернью изображениями 12 Господских и Богородичных праздников, перемежающиеся крупными самоцветами. …к образу были приложены 2 жемчужных убруса (очелья), 2 золотые цаты (вязаная и сканая) и 2 «ожерелья» (ворота). К серебряной вызолоченной гладкой «доске», украшенной «яхонтом лазоревым да изумрудом» и обнизанной по краям жемчугом, служащей своеобразной драгоценной ризой Богоматери и Младенца Христа, были прикреплены 5 золотых наперсных крестов с камнями и жемчугом, 13 панагий. Одна из панагий содержала «часть Животворящего Древа Господня», другие кресты и панагии — святые мощи.

19 января 1722 г. Святейший Синод издаёт Указ «Об отобрании в церковную казну привесок и об употреблении оных на церковныя потребности.» «От ныне впредь во всех Российскаго Государства церквах привесов к образам, то есть золотых и серебреных монет и копеек и всякой казны и прочаго приносимаго не привешивать.»[13], а после Пётр I закрепляет синодское распоряжение, ещё своим Указом от 20 апреля 1722 г. «О приносе в Синод иконных привесок и о разобрании их.» «В указе о привесах иконных глухо молвлено, что все на потребности нужныя церковныя употреблять».[14] Это распоряжение вызвало недовольство клириков и мирян, но, несмотря на него, все вотивные приношения с икон были сняты

[15]. Тем не менее, традиция украшения окладов почитаемых икон сохранилась и в более позднее время. Так, в 1768 году императрица Екатерина II украсила оклад Казанской иконы Богородицы в Казанском Богородицком монастыре своей бриллиантовою короной[16].

» «Распятие со святыми», византийская сборная
икона XI—XIV вв.

Оклад, покрывающий всю икону, кроме ликов, происходит от древних (в частности, сборных) рельефных икон, целиком выполненных из драгоценного металла[17]. Оклады первоначально появились на мелких резных и лишь позднее — на больших храмовых иконах[18]. Древнейшие из известных русских — чеканные серебряные оклады XII века на иконе святых апостолов Петра и Павла

[19], Спасе Златая риза, а также на иконе Богоматери Одигитрии, хранящиеся в Софийском соборе города Новгорода[20].

Басменный оклад[править | править код]

Ранние оклады закрывали лишь фоновую часть иконы. С XIV века известен простейший вид оклада — басменный (или басманный). Басма — это тонкие металлические листы, с выбитыми на них по матрице узорами. Такой тип оклада, более простой, распространился в первой половине XVII века с ростом иконного промысла.

Как считается, в конце XVII века иконный оклад стал самостоятельным видом прикладного искусства, со своими особенностями конструкции и орнаментики[8].

» «Иоанн Креститель Ангел Пустыни», басменный оклад

К XVII веку всё чаще встречаются оклады, которые закрывают всё живописное пространство, оставляя свободными только лики. В дальнейшем такие сплошные оклады становятся преобладающими. На смену строгим басменным работам Древней Руси пришли пышные чеканные оклады в стиле барокко. Подобный оклад создавался следующим образом: на гладком листе серебра мастер создавал орнаментальную раму, в которой подробно прорабатывал фигуры и одежды святых, повторял сложную композицию — пейзажные горки, архитектуру и проч. Надписи с именами могли обрамляться причудливыми барочными завитками. Как пишут исследователи, «подобного рода оклады по своей выразительности соперничают с произведениями скульптуры того времени»[21]. Барочные элементы сохраняются долго, на протяжении всего XIX века, так как обилие деталей становится неким символом богатства.

»
«Свв. Владимир и Варвара», икона начала XX века. Простой классицистический оклад включает только раму

Тем не менее, со временем более массовыми становятся более простые и дешёвые оклады — с открытием в 1730-х годах на территории России серебряных рудников они выходят на ремесленный уровень. По мере внедрения в ювелирное дело механизации из окладов исчезает рукотворность, используются вальцовка и штамповка. В XIX веке большинство окладов изготавливалось из тонких листов серебра — отсюда их жаргонное прозвание «фольгушка». По тонкому металлу штамповался рисунок (узорная рама, орнаментальный фон). Одежду и венцы могли гравировать вручную, или же, что было чаще, они могли быть накладными и припаиваться к основному полю. Иногда серебряный оклад покрывали позолотой. Подобные «фольговые» оклады считаются на антикварном рынке самыми дешёвыми. Более ценными являются литые оклады с тщательной проработкой путём чеканки. Одновременно в XIX веке в окладах начинает проявляться стиль классицизм — упорядоченность узоров, их стройное распределение на раме, фоне, венце, симметричные гирлянды. По мере хода истории оклады становятся всё менее и менее рельефными, хотя для последней трети XIX века — периода историзма — характерно обращение к старинным древнерусским образцам.

Удешевляется и живопись: в поздний период (XIX — начале XX века) на домовых иконах массового ремесленного изготовления встречается уже «халтурное» написание под оклад одних лишь видимых частей ликов и рук, без проработки фона, одежды и прочего (т. н. подокладная икона, подокладница, подфолежная икона)[22].

Как любопытный факт следует отметить существование т. н. адописных икон — с тайными кощунственными изображениями: под окладом или верхним красочным слоем изображался чёрт, либо лику святого пририсовывались рога и т. п. Подобные иконы упоминаются уже в житии Василия Блаженного, но более распространёнными они оказались в XIX веке в крестьянской среде[23][24].

Большинство русских риз, по причине своей очевидной материальной ценности, не пережило выхода в 1921 году Декрета о полной ликвидации монастырского имущества в России. Конфискацией в основном занималась Комиссия по изъятию церковных ценностей.

» «София Премудрость Божия»,
икона XVI века со следами гвоздей по контурам фигур и в нимбах

Оклад мог быть полным или состоять из одной или нескольких частей. Оклад, смонтированный из отдельных деталей, назывался наборным. Икону не всегда всю украшали окладом сразу, нередко он наращивался постепенно: отдельные части изготавливали позднее и добавляли к уже укреплённым или заменяли прежние на новые. Икону могли дополнить богатой деталью в честь какого-нибудь важного события по вотивному посвящению. С последней четверти XVII века наборные оклады стали вытесняться цельными, которые делали из листов металла и прикрепляемых к ним венцов[20].

» Венец с коруной и цата »

В раннем периоде все части окладов крепили к поверхности доски гвоздями, пробившими живопись и левкас, — эти следы можно видеть на древних иконах. Оклады, изготовленные из цельного листа металла, имели специальные бортики, прилегавшие к боковым сторонам иконной доски, к которой они и прибивались. Гвозди различной величины делали из сплавов меди или серебра. В XIX веке дешёвые оклады стали крепить железными гвоздями, иногда используя их и при починке старых окладов[20]. Для поддержания выпуклой формы венцов вокруг ликов пространство между доской и металлом заливали воском[21].

Элементы[править | править код]

  • Венец — накладной нимб, украшение вокруг головы. Венцы могут быть гладкими, прорезными, в технике ажурной или фоновой скани, с эмалями, драгоценными камнями или стразами в глухих кастах или лапках, а также с крупными зубцами — «городчатый венец».
  • Коруна (от «корона») — зубчатое или прорезное украшение, иногда завершающее венец.
  • Собственно риза — часть иконного оклада, прикрывающая изображения одежд (слово распространилось на оклад иконы целиком)[23].
  • Рама оклада — часть оклада или самостоятельный оклад, прикрывающий только край (поля) иконы.
  • Фон — металлическое наложение (свет) на поле и позем иконы
  • Цата (др.-рус. «цята» от лат. centus — «мелкая монета») — элемент в форме перевернутого полумесяца, иногда с фигурно вырезанным краем. Прикрепляется к окладу так, что ложится под ликом на грудь святого — обычно крепится своими краями к внутреннему нижнему краю венца. Мог быть с узором (тиснёным, чеканным, филигранным), камнями в кастах и т. п. Отличительная черта украшения окладов образов Святой Троицы, Иисуса Христа, Богоматери и некоторых святых: Иоанна Крестителя, Николая Мирликийского и Сергия Радонежского. Символизирует чин Царства и первосвященства.
  • Украшения[25]:
» Икона Богоматерь Казанская в окладе в складене-киоте. Москва, первая половина XVII века
    • Дробница — небольшая серебряная или золотая пластинка прямоугольной или фигурной формы с отверстиями для прикрепления к иконе;
    • Запоны — застёжка-украшение (растительный орнамент и завитки) с драгоценными камнями, закрепляемая шнуром, цепочкой или планкой;
    • Плашки;
    • Рясно — подвески-украшения к венцу на окладе иконы[23]. Название образовалось от существовавшего ювелирного украшения — женские низанные (обычно жемчугом) подвесные украшения, прикрепляемые к головному убору и прикрывающие виски;
    • Серьги, рясы, кулоны, жемчужные убрусы, зарукавья, ожерелья.
»
  • Чеканные металлические и шитые оклады — покрывали «доличное письмо»: всю икону, кроме изображения ликов и рук святых (то есть кроме «лично́го письма» — карнации).
  • Басменные оклады — изготавливались в технике басмы, покрывая поля и фон икон так, чтобы оставить открытыми фигуры святых, изображения архитектуры и позема. Изготавливались из тонких металлических пластин, украшенных разнообразными символическими орнаментами техникой тиснения и прочеканки.
  • Обронный оклад — оклад, выполненный из металлического листа методом чеканки.
  • Филигранный оклад

Техника[править | править код]

Для создания окладов применялись традиционные техники древнерусских ювелиров:

  • басма, зернь, канфарение, выемчатая эмаль, оброн, перегородчатая эмаль, скань, фольга (рельефная и прорезная), чеканка, гравировка, чернь, эмалевые расписные накладки[25].

Довольно часто оклады украшали драгоценными и полудрагоценными камнями или цветными стёклами, которые закрепляли с помощью металлической оправы — каста. Начиная с XVIII века, в окладах использовали также второй вид крепления камней — лапки. Жемчуг или бусины из стекла и драгоценных камней крепили с помощью штифтов. Иногда делали обнизь, пропуская через отверстия в бусах проволоку, которую крепили к окладу[20].

Шитые иконные оклады из тканей, а также резные золочёные из дерева встречаются сравнительно редко.

«Св. Иоанн Креститель», Сербия. Потемневшая икона, покрытая ризой, вычеканенной из цельного металлического листа (т. н. обронный оклад)

На протяжении XVIII—XIX веков культурное русское общество не воспринимало иконы как важнейшие произведения русского изобразительного искусства, относясь к ним исключительно как к культовому объекту. Только в начале XX века, когда тёмные иконы под почерневшей олифой начали расчищать, случился прорыв. Публика впечатлилась красотой этих произведений, благодаря чему иконопись заняла то значимое в истории культуры место, которое она сохраняет и сейчас.

Во многом красота икон оставалась скрытой не только из-за потемнения ликов, но и из-за традиций украшать их окладами. И чем значимей и древнее была икона, тем труднее её было разглядеть. Поэтому в начале XX века просвещёнными людьми оклады икон стали восприниматься как нечто неправильное.

» «Мадонна ди Сан Лука», Болонья

Вот что писал об этом философ князь Евгений Трубецкой в 1916 году[26]:

Совершившееся на наших глазах открытие иконы — одно из самых крупных и вместе с тем одно из самых парадоксальных событий новейшей истории русской культуры. <…>

Мы проходили мимо иконы, но не видели её. Она казалась нам тёмным пятном среди богатого золотого оклада; лишь в качестве таковой мы её знали. И вдруг — полная переоценка ценностей. Золотая или серебряная риза, закрывшая икону, оказалась весьма поздним изобретением конца XVI века, она прежде всего произведение того благочестивого безвкусия, которое свидетельствует об утрате религиозного и художественного смысла. В сущности, мы имеем здесь как бы бессознательное иконоборчество: ибо заковывать икону в ризу — значит, отрицать её живопись, смотреть на её письмо и краски, как на что-то безразличное как в эстетическом, так и в особенности — в религиозном отношении. И, чем богаче оклад, чем он роскошнее, тем ярче он иллюстрирует ту бездну житейского непонимания, которое построило эту непроницаемую, золотую перегородку между нами и иконой.

Что сказали бы мы, если бы увидали закованную в золото и сверкающую самоцветными камнями Мадонну Боттичелли или Рафаэля?! А между тем над великими произведениями древнерусской иконописи совершались преступления не меньше этого; уже недалеко время, когда это станет всем нам понятным.

Теперь на наших глазах разрушается всё то, что до сих пор считалось иконою. Тёмные пятна счищаются. И в самой золотой броне несмотря на отчаянное сопротивление отечественного невежества, кое-где пробита брешь.

Евгений Трубецкой. Три очерка о русской иконе.

  • Игошев В. В. Символика окладов икон XV—XVII вв. // Искусство христианского мира. — М., 1999. — № 3. — С. 111—122.
  • Стерлигова И. А. Драгоценный убор древнерусских икон IX—XIV веков. Происхождение, символика, художественный образ. — М., 2000.
  • Красилин М. М. Иконопись и декоративно-прикладное искусство. Русская икона в XVIII — начале XX веков. — М., 1996.
  • Плешанова И. И., Лихачева Л. Д. Древнерусское декоративно-прикладное искусство в собрании Государственного Русского музея. — Л., 1985.
  • Ловерду-Цигарида К. Общие сведения об окладах // Священная Великая Обитель Ватопед. Византийские иконы и оклады. — М.: ИП Верхов С. И., 2016. — С. 267—282.

Для чего мы украшаем иконы?

Церковная жизнь разнообразна. Есть невидимая составляющая этой жизни. Она протекает внутри сердца человека, ее называют духовной. Насколько она духовна, можно увидеть по поступкам, которые являются видимым ее проявлением. Иногда человеку хочется ощутимо выразить восторг духовного состояния. А как это сделать, особенно в дни больших религиозных праздников? Богослужебные тексты распеваются праздничными распевами. В дни особых торжеств — Пасхи, двунадесятых, престольных праздников — во многих храмах украшают иконы. Вот о последнем и поговорим.

Знак благоговения

Само понятие «украсить» означает придать чему-либо красивый вид, сделать более нарядным. И людям свойственно украшать, то есть делать более привлекательным вид, например, помещений или предметов. Украсить зал к празднику гирляндами, нарядить новогоднюю елку… Но вот в отношении икон это следовало бы совершать с осторожностью. Во-первых, если сам образ исполнен вдохновенного мастерства иконописца, не будет ли с нашей стороны самонадеянностью добавлять украшение, приукрашивать и без того прекрасную икону? Во-вторых, зная о существующих традициях, нужно понимать, что в них усматривается, скорее, благоговение, нежели попытка украшения. Это можно сказать в отношении обрамления икон рушниками.

Сами по себе красивые, вышитые с любовью полотенца уже были произведением искусства и, покрывая иконы такими вышитыми тканями, верующие создавали для икон своеобразные киоты. Киот (от греч. kibotos — ящик) в православной традиции — застекленный ящик или шкафчик для икон (божница). Известно, что в знак благодарения многие люди специально заказывали для икон золотые, серебряные и украшенные самоцветами киоты. Здесь также присутствует мотив благодарности и почтения через образ к Первообразу.

В чем неправда

Об одной форме украшения икон следует сказать особо: при внешней безобидности она таит в себе неправду. А по отношению к предметам церковного, религиозного назначения неправды не должно быть.

И в православных храмах, и в домах верующих приходилось видеть иконы, украшенные искусственными цветами. Сегодня искусственные цветы, изготовленные при использовании новых технологий и современных материалов, почти невозможно отличить от настоящих. Порой даже воскликнешь в изумлении: «Надо же! Как живые!»

Вот тут-то и скрывается неправда. Неживое выдается за живое. Искусственные «цветы» заставляют нас думать, что они именно цветы. И такие удобные цветы, что достаточно их один раз приобрести, и на весь гарантийный срок мы обес­печены иллюзией красоты. И доходит, как это часто бывает, до абсурда, когда за обилием такого рода украшений не видно самого образа. Нет, не то чтобы его совсем не было видно, а его не видишь в силу того, что глаз невольно отвлекается на так называемые цветы и сама икона как бы теряется в них.

Икона — это неотъемлемая часть православного литургического служения. Ее размещение сообразуется с издавна принятыми в Православной Церкви правилами. В первом томе «Настольной книги священнослужителя» особо указывается на этот момент и говорится, что следует избегать украшений икон искусственными цветами, оскорбляющими честь святыни. «Они предосудительны в церковном обиходе — не потому, что они малоценны, но потому, что заключают в себе ложь», — говорил Святейший Патриарх Алексий I (Симанский).

«Живые цветы можно ставить или класть у икон, но в умеренном количестве», — добавляет «Настольная книга священнослужителя».

Случай на приходе

Вспоминается давняя уже история с мес­та, где мне довелось нести послушание. Назначение мое в это село случилось после Пасхи. Когда я впервые вошел в храм, то был неприятно удивлен изобилием «цветочных» гирлянд почти на всех иконах храма. На мое замечание никто не обратил внимания, более того, люди с восторгом рассказывали, как много усилий и денежных средств было потрачено на то, чтобы украсить храм к Светлому Христову Воскресению. Приняв это к сведению, я не стал сходу «наводить порядок». Пусть, думаю, попривыкнут к новому батюшке, а там видно будет.

Но не так все было просто. Несколько раз прибегал я к уговорам и объяснениям, тыкая пальцем в книгу перед лицом самых несговорчивых. Даже к правящему архиерею, владыке Николаю (Кутепову) поехал за советом — что делать? Не слушают: «Нашелся умник. Десять батюшек до тебя служили — всем нравилось…»

Ответ архиерея был жестким: «А для чего тебя туда поставили? Я, что ли, настоятель или ты? Если я, то я и разберусь, а если ты — ты и разбирайся. Молись и проси Господа о помощи». Приехал я домой, открыл «Настольную книгу священнослужителя» и стал читать. И тут как пронзило: «Сердце пастыря, когда он молится, …должно быть отдано молитве горячо и искренне доброжелательствовать тем, о ком возносится молитва. И чем большему числу людей испрашивает он благ у Господа, и чем выше эти блага, тем сильнее противодействует ему враг спасения. Бороться с искушениями пастырь должен терпеливым пребыванием в молитве, побеждая силою Божией бесплотного врага».

«Видно стало» все 1 августа, в день памяти преподобного Серафима Саровского. В момент, когда священнослужитель причащается в алтаре, стало слышно, как в храме начался переполох. Пришлось приложить усилие, чтобы спокойно совершить и закончить причащение и только потом выйти из алтаря для выяснения причины шума. А случилось вот что.

Лето, свечи от высокой температуры мягкие. По недогляду одной из стоящих за подсвечниками бабушки свеча у иконы святителя Николая Мирликийского согнулась. Пламя коснулось гирлянды из искусственных цветов, и все в одно мгновение вспыхнуло. Как гасили, я не видел, но слышал — быстро, без криков — только «охи». Скинули, затоптали, залили водой. Выйдя из алтаря, я не успел открыть рот, как бабушки в один голос: «Все, батюшка, убираем!»

К вечеру, когда все «украшения» были удалены, мы стояли у Казанской иконы Божией Матери. Закатное солнце через открытую входную дверь своими лучами проникало в полумрак храма и высвечивало престольный образ. «Икона-то как играет, словно радуется», — вздохнула одна из женщин. «А то!» — поддержала другая. А я подумал, вернее, вспомнил, что где-то читал: мертвое Живому не приносится.

Протоиерей Сергий Муратов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.

Зачем на иконы вешают ювелирные украшения

Приходя в храм, мы нередко видим висящие на иконах различные украшения – цепочки, крестики, кольца, кулоны, сережки. Часто это дорогие изделия из золота. Их приносят прихожане. Но зачем?

Благодарность за помощь свыше

Люди часто обращаются за помощью к Богу и святым. Проблемы разные: кто-то болеет, у кого-то сложности с работой, бизнесом, не складывается личная или семейная жизнь, нет детей. Кто-то молится за отпрысков, которые учатся в школе, собираются поступать в вуз… Обычно ставят свечку перед той или иной чудотворной иконой, произносят молитву и слова просьбы.

И нередко чаяния человека сбываются. Улучшается здоровье, решаются проблемы, у бесплодных рождаются дети… Это воспринимается как чудо, ниспосланное свыше. И в знак благодарности человек хочет отдать Высшим силам то, что ему дорого.

Украшения всегда рассматривались как эквивалент достатка и благополучия. Особенно золотые, ведь золото издавна служило мерилом ценности. Некоторые просто приносят в храм деньги, но ювелирное украшение кажется более весомым даром Богу, ведь это зримое свидетельство произошедшего чуда.

Иногда человек приносит украшение из дома, это может быть даже фамильная ценность. Иногда специально покупает в магазине.

Как возникла традиция

По одной версии, традиция «дарить» Господу, Богородице и святым украшения пришла из славянства, когда люди жертвовали ценности языческим божествам. По другой же, ее корни следует искать в эпохе раннего христианства. И родоначальником ее стал преподобный Иоанн Дамаскин, живший в VIII веке.

В миру святой носил имя Мансур ибн Серджун ат-Таглиби, он служил в Дамаске при дворе халифа Абд ал-Малика ибн Марвана, а впоследствии принял христианство и был рукоположен во священники. Во время разгула иконоборчества Иоанн выступил в защиту почитания икон, чем вызвал недовольство византийского императора Льва Исавра. Тот составил на имя халифа клеветническое послание, в котором говорилось, что Иоанн якобы предложил ему, императору, свою помощь в завоевании столицы Сирии. в том. Император в гневе не только отстранил Иоанна от должности, но и, как нередко поступали тогда с преступниками, приказал отсечь бывшему министру кисть правой руки. После того как казнь была исполнена, отсеченную кисть повесили на городской площади, а затем вернули Иоанну. Вернувшись домой, тот приложил ее на место и долго молился перед иконой Богоматери. Потом он лег спать, а наутро обнаружил, что отрубленная кисть чудесным образом приросла!

Тогда, в благодарность за исцеление, святой приделал к иконе изготовленную из серебра руку, в знак того, что его десница принадлежит Богородице. Так появился образ «Троеручицы».

Греки, по примеру Иоанна Дамаскина, стали прикреплять к иконам серебряные пластинки, изображающие исцеленных людей или вылеченные органы. Сегодня в лавках при греческих храмах можно купить серебряные изображения сердец, рук, ног, пальцев, глаз или человеческих фигурок. Считается, что в Россию традиция «украшать» иконы пришла именно из Греции.

«Как правило, ювелирные украшения вешают на особо чтимые иконы в благодарность за исцеление или помощь в каком-то деле, — говорит иконописец, основатель мастерской церковного искусства “Киноварь” Александр Лавданский. — Я вот, например, часто хожу в храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском. Там есть маленький придел с Казанской иконой Богородицы, на которой всегда висит масса украшений. Иногда их становится так много, что образ за ними почти не виден. Смотришь и удивляешься, скольких человек исцелила икона, скольким помогла».

Что делают с украшениями потом

Когда украшений становится слишком много, их снимают с иконы. Порой их продают, и деньги тратят на нужды храма или прихода. Часто их переплавляют, чтобы сделать для иконы дорогой оклад. Именно благодаря этому обычаю для многих чудотворных ликов были изготовлены золотые оклады, украшенные драгоценными камнями.

Читайте также:

Зачем вешают ювелирные украшения на иконы

Приходя в храм, мы нередко видим висящие на иконах различные украшения – цепочки, крестики, кольца, кулоны, сережки. Часто это дорогие изделия из золота. Их приносят прихожане. Но зачем?

Благодарность за помощь свыше

Люди часто обращаются за помощью к Богу и святым. Проблемы разные: кто-то болеет, у кого-то сложности с работой, бизнесом, не складывается личная или семейная жизнь, нет детей. Кто-то молится за отпрысков, которые учатся в школе, собираются поступать в вуз… Обычно ставят свечку перед той или иной чудотворной иконой, произносят молитву и слова просьбы.

И нередко чаяния человека сбываются. Улучшается здоровье, решаются проблемы, у бесплодных рождаются дети… Это воспринимается как чудо, ниспосланное свыше. И в знак благодарности человек хочет отдать Высшим силам то, что ему дорого.

Украшения всегда рассматривались как эквивалент достатка и благополучия. Особенно золотые, ведь золото издавна служило мерилом ценности. Некоторые просто приносят в храм деньги, но ювелирное украшение кажется более весомым даром Богу, ведь это зримое свидетельство произошедшего чуда.

Иногда человек приносит украшение из дома, это может быть даже фамильная ценность. Иногда специально покупает в магазине.

Как возникла традиция

По одной версии, традиция «дарить» Господу, Богородице и святым украшения пришла из славянства, когда люди жертвовали ценности языческим божествам. По другой же, ее корни следует искать в эпохе раннего христианства. И родоначальником ее стал преподобный Иоанн Дамаскин, живший в VIII веке.

В миру святой носил имя Мансур ибн Серджун ат-Таглиби, он служил в Дамаске при дворе халифа Абд ал-Малика ибн Марвана, а впоследствии принял христианство и был рукоположен во священники. Во время разгула иконоборчества Иоанн выступил в защиту почитания икон, чем вызвал недовольство византийского императора Льва Исавра. Тот составил на имя халифа клеветническое послание, в котором говорилось, что Иоанн якобы предложил ему, императору, свою помощь в завоевании столицы Сирии. в том. Император в гневе не только отстранил Иоанна от должности, но и, как нередко поступали тогда с преступниками, приказал отсечь бывшему министру кисть правой руки. После того как казнь была исполнена, отсеченную кисть повесили на городской площади, а затем вернули Иоанну. Вернувшись домой, тот приложил ее на место и долго молился перед иконой Богоматери. Потом он лег спать, а наутро обнаружил, что отрубленная кисть чудесным образом приросла!

Тогда, в благодарность за исцеление, святой приделал к иконе изготовленную из серебра руку, в знак того, что его десница принадлежит Богородице. Так появился образ «Троеручицы».

Греки, по примеру Иоанна Дамаскина, стали прикреплять к иконам серебряные пластинки, изображающие исцеленных людей или вылеченные органы. Сегодня в лавках при греческих храмах можно купить серебряные изображения сердец, рук, ног, пальцев, глаз или человеческих фигурок. Считается, что в Россию традиция «украшать» иконы пришла именно из Греции.

«Как правило, ювелирные украшения вешают на особо чтимые иконы в благодарность за исцеление или помощь в каком-то деле, — говорит иконописец, основатель мастерской церковного искусства “Киноварь” Александр Лавданский. — Я вот, например, часто хожу в храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском. Там есть маленький придел с Казанской иконой Богородицы, на которой всегда висит масса украшений. Иногда их становится так много, что образ за ними почти не виден. Смотришь и удивляешься, скольких человек исцелила икона, скольким помогла».

Что делают с украшениями потом

Когда украшений становится слишком много, их снимают с иконы. Порой их продают, и деньги тратят на нужды храма или прихода. Часто их переплавляют, чтобы сделать для иконы дорогой оклад. Именно благодаря этому обычаю для многих чудотворных ликов были изготовлены золотые оклады, украшенные драгоценными камнями.

Читайте также:

украшение иконы, 5 букв, сканворд

украшение иконы

Альтернативные описания

• (обклад) — обход зверя окладчиком, обойденный охотником круг по лесу, в острове, внутри которого находится зверь, намеченный к охоте облавой

• в Московском государстве — назначение размеров ежегодного жалованья, налогового обложения, повинностей

• голая зарплата

• декоративная отделка драгоценными металлами, драгоценными камнями и другими материалами различных частей холодного оружия, а также ножен

• декоративное, часто драгоценное (золотое, серебряное) обрамление иконы, книжного переплета

• металлическое покрытие на иконе

• переплет, в который попадают святые

• постоянная зарплата на производстве

• размер, количество какого либо денежного сбора

• разметка на земле плана будущей деревянной постройки с помощью бревен нижнего венца

• сметная стоимость сотрудника

• тонкое металлическое покрытие на иконе, а также на старинном книжном переплете

• фиксированная заработная плата служащего, зависящая от занимаемой должности

• разметка с помощью бревен венца

• на какой зарплате сидят?

• зарплата без налогов и премий

• зарплата бюджетника

• стабильная оплата

• габариты зарплаты

• сумма, которая всем кажется одинаково маленькой, независимо от занимаемой должности

• оплата, не зависящая от усердия

• жалованье

• декоративное покрытие книги

• декоративное покрытие иконы

• декоративное металлическое покрытие иконы

• размер заработной платы

• зарплата без премии

• покрытие на иконе

• «одежда» иконы

• размер зарплаты

• красивое «одеяние» иконы

• не только твердый, но и месячный

• покрытие иконы

• назначенное жалование

• проверенное средство от текучести кадров

• заработная плата

• «зарплата» для иконы

• покрытие на иконах

• официальная «фамилия» зарплаты

• золотистое «одеяние» иконы

• серебряный убор иконы

• другое название зарплаты

• денежное обложение

• зарплата

• костяк зарплаты

• основа зарплаты

• иконный «наряд»

• ставка зарплаты

• золотая рамка для иконы

• «сиденье» госслужащего

• зарплата без прикрас

• Размер заработной платы

• Декоративное покрытие на иконе или книжном переплете

• Установленная заработная плата

Почему на иконы вешают золотые украшения

Ювелирные изделия — символ достатка и благополучия. Но зачем вешают украшения из золота и серебра на иконы в церквях и храмах? Что происходит с браслетами и цепочками, когда их становится слишком много? И правильно ли вообще отдавать украшения в руки богослужителей?

Зачем иконы украшают золотыми и серебряными изделиями

Вера помогает людям исцеляться не только духовно, но и физически. Когда люди видят, чувствуют и понимают, что их состояние стало намного лучше после молитв и просьб, обращенных к определенным святым, они оставляют благодарность.

В качестве «спасибо» посетители храмов оставляют пожертвования и драгоценности. Именно такие ювелирные украшения вешают на иконы. Чем больше изделий можно увидеть на одном из изображений святого, тем выше он почитается именно в этой области или городе.

История возникновения традиции дарить иконам драгоценности

Ювелирные украшения часто отдают в дар определенной иконе. Православные жители любят благодарить высшие силы за помощь в мирских делах. При этом вариантов возникновения традиции довольно много:

  • Со времен язычества на Руси было принято жертвовать любимым божествам самые ценные предметы быта. Так, христиане переняли многовековую традицию и стали приносить в церкви различные драгоценности и различные яства на праздники.
  • Легенда об Иоанне Дамаскине, жившим в 8 веке, гласит, что именно он принял в Дамаске христианство и был возведен в статус священника. Он выступал за защиту почитания икон перед императором Львом III Исавром из Византии. Разгневанный правитель повелел отрубить кисть священнику. После исполнения казни Иоанн долго молился перед иконой Богоматери, а на утро рука чудодейственным образом приросла. За это священник выплавил серебряную кисть и отдал ее в дар иконе.

Какому из вариантов происхождения традиции верить больше? Решать каждому человеку самостоятельно. Одно остается неизменно: в крупных и центральных храмах городов России на самых почитаемых иконах всегда висят ювелирные украшения.

Как отдавать драгоценности в дар иконе

Александр Лавданский, иконописец и основатель мастерской церковного искусства «Киноварь», так говорил про дар драгоценностей иконам: «Как правило, ювелирные украшения вешают на особо чтимые иконы в благодарность за исцеление или помощь в каком-то деле».

Конечно, просто подходить к нужному «изображению» святого и вешать украшение на него не стоит. Лучше всего передавать ювелирные изделия через церковнослужителей. Ваши драгоценности вначале освятят в храме во время подходящей службы, а уже потом повесят на икону.

Какие украшения подходят для дара святому? Богослужители уверяют, что любой подарок от чистого сердца хорош. Однако предпочтение отдается:

Чтобы на ювелирном изделии не было какой-то сторонней символики, не имеющей отношения к христианству.

Что происходит с украшениями потом? Когда их становится слишком много, священнослужители снимают часть изделий и убирают их «на склад». Либо реализуют продукцию и тратят вырученные средства на нужды храма.

украшение иконы, 5 букв, 4-я буква А, сканворд

украшение иконы

Альтернативные описания

• (обклад) — обход зверя окладчиком, обойденный охотником круг по лесу, в острове, внутри которого находится зверь, намеченный к охоте облавой

• в Московском государстве — назначение размеров ежегодного жалованья, налогового обложения, повинностей

• голая зарплата

• декоративная отделка драгоценными металлами, драгоценными камнями и другими материалами различных частей холодного оружия, а также ножен

• декоративное, часто драгоценное (золотое, серебряное) обрамление иконы, книжного переплета

• металлическое покрытие на иконе

• переплет, в который попадают святые

• постоянная зарплата на производстве

• размер, количество какого либо денежного сбора

• разметка на земле плана будущей деревянной постройки с помощью бревен нижнего венца

• сметная стоимость сотрудника

• тонкое металлическое покрытие на иконе, а также на старинном книжном переплете

• фиксированная заработная плата служащего, зависящая от занимаемой должности

• разметка с помощью бревен венца

• на какой зарплате сидят?

• зарплата без налогов и премий

• зарплата бюджетника

• стабильная оплата

• габариты зарплаты

• сумма, которая всем кажется одинаково маленькой, независимо от занимаемой должности

• оплата, не зависящая от усердия

• жалованье

• декоративное покрытие книги

• декоративное покрытие иконы

• декоративное металлическое покрытие иконы

• размер заработной платы

• зарплата без премии

• покрытие на иконе

• «одежда» иконы

• размер зарплаты

• красивое «одеяние» иконы

• не только твердый, но и месячный

• покрытие иконы

• назначенное жалование

• проверенное средство от текучести кадров

• заработная плата

• «зарплата» для иконы

• покрытие на иконах

• официальная «фамилия» зарплаты

• золотистое «одеяние» иконы

• серебряный убор иконы

• другое название зарплаты

• денежное обложение

• зарплата

• костяк зарплаты

• основа зарплаты

• иконный «наряд»

• ставка зарплаты

• золотая рамка для иконы

• «сиденье» госслужащего

• зарплата без прикрас

• Размер заработной платы

• Декоративное покрытие на иконе или книжном переплете

• Установленная заработная плата

Leave a Reply