Разное

Тряпичная славянская кукла: Народные куклы обереги | Журнал Ярмарки Мастеров – Славянские куклы обереги — Славянская культура

Славянская обрядовая кукла » Перуница


В древности тряпичные куклы бытовали и как обрядовые предметы, и как игрушки, через которые дети знакомились с укладом жизни и получали космогонические, нравственные, символические и мифологические знания.

По обычаю такие куклы изготавливали женщины. Поэтому они относятся к женской продуцирующей, очистительной и защитной бытовой магии. Объяснялось это тем, что с древнейших времён, с эпохи матриархата женщина была основной хранительницей традиций. Она хранила и передавала знания и навыки из поколения в поколение.

Изготавливались обрядовые куклы по особому случаю. Были куклы, помогающие женщине в хозяйстве, или куклы, научаюшие ребенка благодарности, а были и такие, которые болезнь отогнать могли.

Делала такие куколки женщина не бездумно, а эмоционально настроившись, истово веря в силу «сделанного». Ведь от качества её работы зависела судьба семьи, рода.

Специально для тех, кто интересуется историей возникновения и создания славянской обрядовой куклы в Минске организована интереснейшая выставка «Волшебные куклы», которая начала свою работу 3 марта в Доме-музее I съезда РСДРП.


Такую куклу изготавливали из старых вещей матери без использования ножниц и иглы. Это правило соблюдали с той целью, чтобы жизнь ребёнка была «не резаная и не колотая».

До рождения малыша куколку клали в колыбельку, чтобы «согреть» её. После же рождения ребёнка Вепсская кукла висела над колыбелькой, охраняя малыша от порчи. Когда ребенок подрастал, её отдавали ему играть.


Кукла «Десятиручка» была призвана способствовать в домашних делах хозяйке дома. Такую куклу, сделанную из подола материнского платья, подружки дарили невесте на свадьбу, чтобы та всё успевала и всё у неё ладилось.

У такой куклы много-много рук, чтобы все дела спорились, а дома всегда был порядок и достаток.


Куколка отдарок-на-подарок — обучающая кукла. Она помогала научить ребёнка благодарности. Это была первая кукла, которую ребенок должен был сделать сам в возрасте 3-4 лет.

Бабушки обучали детей делать эту куколку для того, чтобы они могли подарить её кому-то в ответ на подарок, или если кто-то сделал для них что-то важное.

Делали эту куклу дети и для родителей, с малых лет приучаясь быть благодарными им за то, что те заботятся о них и растят.


Такая подружка-куколка была у каждой девушки в деревне. Показывать ее никому не следовало, а если хотели, чтобы желание исполнилось, пришивали в подарок на платьице кукле бусинку или привязывали ленточку, приговаривая: «Гляди, какая ты красавица! А за подарочек мое желание исполни :)»
C наступлением весны девушки делали и дарили друг другу ярких куколок с волосами необычных цветов. Эти куклы «Веснушки» имели силу оберега молодости и красоты.

Кукла представляет собой многокомпонентную композицию: к телу основной куклы-матери поясом привязано множество деток. Считалось, что большое количество детей ведёт к процветанию рода, а значит, в доме, где много работников, всегда будет достаток.

Её, в отличие от большинства обрядовых кукол, никогда не сжигали, а держали в доме где-нибудь повыше – на шкафу, на полке, не давая в руки никому чужому.

По народным представлениям, такая кукла помогает претворить в жизнь желание иметь здорового ребёнка, а также влияет на отношения между уже имеющимися детьми и родителями.


Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку «Кубышку-Травницу». Мешочек-юбку набивали душистыми успокаивающими травами – душицей, зверобоем, мятой, тысячелистником или хвоей.

Кубышку-травницу обычно подвешивали над кроваткой ребенка, чтобы тот лучше спал, приговаривая: «Сонница — бессонница, не играй с моим дитяткой, а играй с моей куколкой!» Или наполняли лекарственными травами и ставили у кровати больного, чтобы травяной запах отгонял от него духов болезни. Такая вот древняя ароматерапия.


В её основе – деревянная крестовина, а морда, рога, борода – из лыка и соломы. Одета была “Коза’’ в яркое специальное платье и тулуп (или шубу), поверх которого крепились обрядовые предметы: дудочки, шарманки, бубны, подкова в подарок на счастье, колокольчики, бубенцы, деревянные бусы, серьги, мешочки с подарками. Кукла «Коза»’ была символом жизненной силы и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, его полю, чтобы лучше родился хлеб.
Люди говорили: «Спиридон-Солнцеворот колесо в руках несет». Праздник Спиридона — это праздник зимнего и летнего солнцестояния, праздник нарождающегося или уходящего солнца. Он проходил с участием в обрядах этой куклы.

На празднике отправляли обряды, посвященные солнцу. Скатывали с горы колесо и сжигали его вместе с другими символами солнца, приговаривая: «Колесо, гори, катись, с весною красною вернись!».

В конце праздника куколку сжигали без одежды, одежду прибирали для следующей куколки. Сжигали со старьем, чтобы куколка забрала с собой все старое и негодное, высвободив силы для новой жизни.

Куколка это мужская и дарится мужчине, чтобы помогал Спиридон-Солнцеворот хозяину дома «рулить» в своих делах.

О кукле «Неразлучники» мы уже рассказывали на страницах нашего проекта. Но делать ее можно еще и по-другому, из цельного куска ткани.


Мировое дерево олицетворяет в себе единство всего мира. Это своеобразная модель вселенной и человека, где для каждого существа, предмета или явления есть своё место.

В горизонтальной плоскости мировое древо и пространство вокруг него разделяются на четыре части, выражая представление о времени (утро, день, вечер, ночь; весна, лето, осень, зима) и пространстве (восток, юг, запад, север). По вертикали дерево делится на три части: нижнюю — корень (подземный мир), среднюю — ствол (земной мир) и верхнюю — крону (небесный мир). К каждой из этих частей относятся определённые существа. Внизу, возле корня, живут змеи, лягушки, рыбы, водоплавающие птицы и животные, потому что низ дерева символизирует не только подземный мир, но и воду. В средней части, на земле, располагаются большие животные: туры, олени, кони, медведи, волки. Это также и мир людей. На верхушке мирового дерева селятся птицы и пчёлы, здесь же находятся небесные светила.

Мировое дерево — это еще и родовое дерево. Вот почему свадебную куклу «Мировое дерево» делали на веточке с двумя развилками: на одной развилке жених, на другой — невеста.

«Лихорадки», «Трясовицы», «Лихоманки» – так в древнерусской мифологии называли духи болезней в образе женщин -»сестёр-трясовиц».

В памятниках XVIII в. встречаются их имена: Трясея, Отпея, Глазея, Аввареуша, Храпуша, Пухлея, Желтея, Авея, Немея, Глухея, Каркуша, Старея.

Образы сестёр-трясовиц связаны с апокрифическим мотивом дочерей царя Ирода – простоволосых женщин демонического обличья.

«Трясовицы» – маленькие куколки на связке. Изготавливали их числом тринадцать. Тринадцатая, старшая сестра – лихорадка Кумоха. Кумоха – дородная женщина, живущая в лесу со своими двенадцатью сестрами, похожими друг на друга как близнецы.

В народе считали, что по приказанию Кумохи сестры нападают на ослабленного человека. Проникают они в избы через печные трубы, и уберечься от них можно только заговорами. Именно поэтому изготовление куклы сопровождалось заговором, который обычно творила либо самая старшая женщина в семье либо специально приглашенная ворожея.

Чудотворная сила заговора считалась действенной, если в течение всего процесса изготовления кукол ворожея ни разу не сбивалась с ритма, не прерывала речитатива заговора и на последнем слове завязывала на кукле последний узел. Считалось, что, увидев куклу, сестрица-трясовица узнает себя и вселится в неё вместо человека. Поэтому заговорённых кукол ставили рядком на печке у трубы и хранились до церковного праздника Пресвятой Богородицы. Перед праздником их сжигали.


После окончания уборочных работ крестьяне отбирали самую лучшую, отборную крупу нового урожая, чтобы наполнить ею куклу-мешочек. Мешочек наряжали и бережно хранили до следующего сева в красном углу избы, на почетном месте рядом с иконами.

В народе считалось, что только в таком случае следующий год будет сытным и достаточным.

Автор статьи Юлия Колбаскина.
В подготовке материала использованы материалы из книги З.И.Зиминой «Текстильные обрядовые куклы».

Сакральный смысл славянской куклы | Журнал Ярмарки Мастеров

Мои славянки не являются точными копиями известных тряпичных кукол минувших веков, они 100% авторские. Но я сильно подозреваю, что авторской была каждая кукла, созданная нашими пра и пра-пра бабушками. Главное — следовать принципам, а принципы — у нас в крови, в генах, в духе и душе. Надо просто вспомнить!

Ведь кукла никогда не была обычной игрушкой для детей. Она была той самой первой азбукой и отражением жизни, учебником в познании мира и самого себя. Она была действующим лицом… да-да, без собственного лица, она была «лицом» и проводником божественного в каждом доме и каждой семье. Она участвовала во всех событиях семьи и рода, будь то свадьбы, рождения детей или проводы усопших. Она «охраняла» людей и дома, урожаи и скотину. Она «сохраняла» опыт и мудрость предков, семейные устои и традиции. И самое главное, приобщала к этим обычаям детей, повторяющих в своих играх «взрослую» жизнь.

Основа куклы — эдакая колотушка, скрутка, столбик или палочка, имела не один сакральный смысл.
Во-первых, это образ древнего столбообразного идола, олицетворяющего дух предка.
Во-вторых, разделённая красной перевязью на 3 части( по шее и поясу), основа являла собой модель мироустройства. Образ триединого мира — небесного, земного и подземного. Их еще называли мирами Яви, Прави и Нави. Это более сложные понятия и тема отдельного разговора

Сакральный смысл славянской куклы, фото № 1Сакральный смысл славянской куклы, фото № 2

В третьих — вместе с руками получалась крестообразная фигура, указывающая на 4 стороны света. В триединой и четырехсторонней кукле зашифровывалась священная цифра мироздания 7.
Масса сказок, былин, пословиц, поговорок и различный учений подтверждает это: «Седьмая вода…», «Семь раз отмерь…», «Семеро с ложкой»… 7 братьев, 7 гномов, 7 богатырей,7 чакр, 7 тонких тел, 7 небо… и еще много-много!
И, наконец, само слово «семья» — семь раз «Я»! Величайшая ценность наших предков!
Но это еще не все. На столбообразную, фаллическую форму внутренней основы, являющую мужской образ, одевалась широкая пышная юбка и большая грудь, перетянутая косым крестом, как символ плодородия и женской сути. Столб, дух предка рождает новую жизнь в слиянии двух природных начал – мужчины и женщины.
По сути – простая тряпичная кукла является переходным мостиком от духовного к материальному и носителем кода мироздания.
Особенно яркое подтверждение тому – зольные куклы. Золой из домашнего очага набивали головы кукол, подтверждая тем самым цикл возрождение жизни от пращуров.
Головы — это отдельная история. Когда я делаю куклу, мне хочется положить ей в голову, на первый взгляд, странные вещи — спутанные нитки, кусочек смятой фольги, птичьи перья траву или зерно или золу… Каждый раз разное, иду по наитию и доверяю этому приходящему знанию.
В представлении наших предков, голова олицетворяла небо, считалась источником жизненных сил человека и его связи с Космосом. Не случайно волосы назывались космами. С открытой косой, украшенной лентами ходили только девицы Замужние женщины заплетали две косы и всегда скрывали волосы под убором. Считалось, что имея случайно упавший волос с головы жены, можно навредить всей семье.
Как пишут Галина и Мария Дайн в своей книге «Русская тряпичная кукла»: «…Кукольной голове было что скрывать. Ее набивку валяли из очеса собственных волос, шерсти животных, кудели, пакли, тряпок. Клали туда клубок ниток, что, видимо было связано с обращением к женскому божеству Макоши, прядущей нити человеческих судеб.» …»Родовой домашний очаг, память о предках, нить личной судьбы – на этих ценностях сходился белый свет, когда углы светлой полотняной тряпицы связывались крепким узлом из льняной нити, обтягивая светлой тряпицей голову куклы…». Да! Лучше не скажешь. Прекрасная книга и замечательные исследовательницы! Очень рекомендую. На мой взгляд они лучше всех ответили на вопрос — почему славянская кукла не имеет лица:

Сакральный смысл славянской куклы, фото № 3

История игровых и обережных кукол для детей Народные славянские куклы для детей своими руками

Народная славянская ЭКО кукла для детей своими руками

 История игровых и обережных кукол для детей. Народные славянские куклы для детей своими руками

Куклы для детей

История кукол для игры также как и обрядовых, обереговых начинается в глубокой древности. Археологи находили кукол в гробницах детей самых древних цивилизаций. Это были глиняные, изготовленные из слоновой кости, деревянные и даже тряпичные куклы.

Игровая народная кукла для детей СЕНЯ МАЛИНА — сошьем малышам сказку

В древнем Египте куклы для богатых изготавливались с восковыми лицами и настоящими волосами.  Состоятельные римляне имели возможность играть тряпичной куклой уже в третьем веке до н.э. У греческих детей куклы с подвижными конечностями и съемными одежками были в 200г до н.э. Древнегреческие куклы удивляют  своей роскошью, мастерством изготовления. Как и у современных Барби, у  Греческих и Римских куколок имелись модные, красивые платья, игрушечная утварь, домики с мебелью. Исследователи предполагают, что такими куклам, даже в самых богатых семьях редко разрешали играть детям, возможно, они служили больше для украшения, чем для игры. А дети играли куклами попроще.

Девка-Баба игровая народная кукла-перевертыш Каргопольская

Сложные, высокохудожественные игрушки  для детей в истории человечества появились довольно поздно. Например, во Франции только с 16 века специально для детей стали изготавливать куколок для игры с набором одежек. Можно считать, что производство детских игрушек, близких к современным, уходит корнями в Германию 15-го века. Все это были куклы для детей состоятельных родителей.

Кукольными домиками разрешено было только любоваться

А вот куклы и кукольные домики, как произведения искусства, с мельчайшими филигранными  деталями, являлись больше забавой взрослых, а детям в руки давали куклы из прочных надежных материалов.

Самый первый из известных домиков для кукол был изготовлен немецким мастером для дочери герцога Баварии Альберта V. Это был роскошный замок, который окружали причудливый фонтан и по-немецки аккуратный сад. В самом замке было четыре этажа и множество обставленных по всем правилам комнат, спален, пошивочных мастерских, ванных и помпезных залов для проведения балов. Все детали были исполнены с потрясающей скрупулёзностью. Для столовой, например, были сделаны серебряные приборы, совсем как настоящие, только крошечные.

 

Деревянные фигуры из бревен — отголоски культуры прошлого

Мезенская пеленашка на полене, волосики из мха

Дети небогатых родителей довольствовались в игре зачастую предметами только определяющими куклу, например кусок щепки мог обозначать младенчика, прутик — меч.  Для бедных детей изготавливались глинянные (13 век), деревянные (начиная с 15-го века) куклы. Это были популярные игрушки в Испании, Германии, Дании. 

Германии и Дании деревянные куклы Пег были дешевы и просто сделаны, и были популярной игрушкой для бедных детей в Европе, примерно в 16 веке. Дерево продолжает оставаться доминирующим материалом для кукол в Европе до 19-го века. В 18-м и 19-м веках дерево чаще сочетали с другими материалами, такими, как кожа, воск и фарфор, а куклы становились все четче и детальнее. Неизвестно когда у кукол впервые появились стеклянные глаза, но коричневый был доминирующим цветом для кукольных глаз, вплоть до викторианской эпохи. Тогда голубые глаза стали более популярными как у  Королевы Виктории.

 

Французские ВRU — вершина совершенства

Знаменитые Пандоры появились во Франции в 1619 году. Они изготавливались из дорогих пород дерева, им шили роскошные наряды. Куклы были потрясающе красивы и доступны только знати и королевским особам. И опять же, эти шедевры не предназначались детям, как и появившиеся позже фарфоровые куклы. Когда Франция приобрела статус законодательницы мод, то кукла-копия молодой женщины с полным гардеробом, включая нижнее белье и набор косметики, выполняла функции современного журнала мод. Знатные состоятельные дамы выписывали из Парижа шикарных кукол, чтобы иметь представление о последних французских новинках. Гардеробы  копировались в модных ателье, а сама кукла предназначалась для формирования вкуса у девочек.   В европейских странах в 17 веке с изобретением фарфора началась целая эпоха знаменитых фарфоровых кукол — первая революция в этой отрасли.  

Дорогие куклы — для знати

Их  могли купить только очень богатые люди. Куклы хранили в специальных шкафах или кукольных домах.

Настоящим сокровищем являлась французская механическая кукла-автомат, появившаяся в конце 17-го начале 18-го веков, которая изготавливалась часовщиками. Это могли быть целые механические композиции двигающихся куколок, с музыкальным сопровождением.  Обязательно нужно упомянуть о французских куклах фирмы БРЮ, которые считаются вершиной совершенства в истории кукольного искусства, и знаменитых куклах фирмы ЖЮМО. 

Куклы-дети появились только после 1850 года

Вторая революция в истории кукол произошла в конце 19-го века, когда куклу стали выпускать на французских фабриках, заменив часть фарфоровых деталей на деревянные, кожаные, и совсем дешевые папье-маше. Вот это уже были куклы предназначенные для игры. Массовое производство кукол для детей в Европе появилось только в конце 19-го начале 20-го веков, когда появились новые дешевые материалы в результате развития химической и полимерной промышленности. Масштабное производство кукол в Соединенных Штатах началось после гражданской войны в 60-х годах 19-го века. В это время появились первые пупсы.

Куклы Василины Данилюк из ткани и дерева Украина Ивано-Франковская обл 1960роки (О.Найден Українська народна іграшка)

Славянские народные куклы для детей

Шенкурская Зольная

У состоятельного сословия в России, как и на Западной Европе, пользовались успехом фарфоровые, механические и, изготовленные мастерами, дорогие модные по тем временам куклы.

В народе же во все века, в плоть до середины 20-го века  популярной была тряпичная игровая кукла, а детям до трех лет можно было давать в руки только игрушки, изготовленные из теплых материалов. Теплыми,  считали «экологически чистые», как мы теперь называем, материалы такие, как дерево, другие природные материалы (трава, шишки, глина, льняные очесы, мох, лишайник, древесный уголь) и ткани, которые были только натуральные. Разговор о производстве тканей, как об особом, сакральном женском ремесле, существовавшем в семьях на протяжении тысячелетий, заслуживает отдельного внимания. «Холодные» материалы, по мнению наших предков, «выхолаживали-замораживали» душу ребенка, могли сделать его черствым, неприветливым и суровым человеком.

Зольная — в наполнителе головки зола.

Первыми куклами, которые делали наши предки были куклы  из золы — зольные. Для детей скручивали пустышки и лялечки.  При изготовлении зольной куклы в древности зола из домашнего очага смешивалась с водой и скатывалась в шарик, который служил наполнителем для головы куклы. Зола для наших предков всегда была символом домашнего тепла и сытости. Эта игровая кукла — сильный оберег.  Славянские сказки, пословицы, поговорки донесли образ «печи» как живого существа – доброго, теплого и уютного до наших дней. В старину печка согревала и кормила, и лечила, а угольки символизировали тепло, добро и заботу. Такая же получалась и куколка – домашняя и заботливая хозяюшка. Такую куклу можно было встретить в Архангельской области Шенкурского района еще в начале прошлого века.

Игровая народная кукла Тотемская в теплом пальто

Утешница

В крестьянской семье, чтобы занять ребенка, славянки из тех лоскутов, что были под рукой завязывали жеванные или смоченные молоком кусочки хлеба в пустушку-утешницу. Иногда вкладывали жеванный мак в головку куколки, которую малыш мог взять в ротик и использовать как соску, или теребить в ручках как игрушечку.  На Украине популярны были куколки с головой из ореха (например, «торохкальце») или маковкой. Мак издревле считался и символом плодородия и мощным оберегом от нечистой силы.

 У маленьких детей игра в куклы была общей забавой.  А игровая кукла  для маленького ребенка – это кукла, которую давали ему в ручки, чтобы ребенок получал опыт тактильных ощущений, пробовал «на зуб», развивал воображение, то есть, постигал окружающий его мир. А значит — это проверенная, «правильная», добрая, универсальная и безопасная кукла.

Тотемская, та же, но без пальто

Наши предки боялись, что в куклу у которой определены глаза, уши, рот, нос может проникнуть недобрый дух и вредить ребенку, поэтому делали их безликими. Поселившись в куклу, недобрый дух может наблюдать за домочадцами. Люди боялись присутствия «чужих глаз» и непонятных сущностей в своем жилище. Верили, что с определением черт лица, в куклу вселялась душа и тогда она могла быть использована для колдовства и наведения порчи. А вот безликая кукла безопасна и безвредна. Особенно это важно было для детей.

На Счастье на ладошке

Безликая кукла развивает воображение.  Играя, дети могут наделять куклу разными качествами, настроением, создавать свой сказочный мир. Удивительно то, что у куклы нет лица, иногда нет ручек или ножек, но у нее при этом обязательно есть характер и дети это чувствуют. Она может, как смеяться, так и плакать, играть разную роль в тех сюжетах, которые придумывают дети, копируя поведение взрослых и постигая окружающий мир, и при этом быть Оберегом для них. Некоторыми обереговыми и обрядовыми куклами можно было играть детям, а другими нет.

Коза красавица веселушка

В древности, дети проигрывали в куклы все праздничные обряды, которых строго придерживались в своем быту наши предки, повторяли традиционный семейный уклад.  По тому, как играли малыши, взрослые определяли дальнейшую судьбу рода. Если в игре у детей появляются князья и княгини, значит быть свадьбе. Если много и усердно малыши «крутят» лялечек, значит ждать пополнения в семье, а если топят, сжигают и закапывают своих куколок, значит быть смерти. Если не играет девочка в куклы, значит будет плохая мать или не будет иметь детей. Эти приметы сохранились в народе на славянских землях до наших дней, что еще раз подчеркивает сакральную, мистическую суть куклы.

Пеленашка — оберег, которым мог играть ребенок

Народная кукла – это, прежде всего, оберег. Игровые куклы всегда обережные.  Рожденного младенца в колыбельке уже обязательно встречали куколки – обереги. Особенно важно было охранять от злых духов болезни, сглаза и всякой нечисти младенцев. В древности, во времена высокой смертности,  младенцы были особенно беззащитны, и  до года считались еще «не совсем людьми».

Мать во время родов обязательно скручивала для своего ребеночка защитников — куколок из лоскутков в виде младенчиков. Между схватками роженицы отвлекались на это занятие, разговаривали со своим ребеночком, успокаивали и его и себя. На каждый виток при скручивании куклы женщина загадывала, каким он будет — красивым, умным, сильным, здоровым. При таких медитациях с лоскутками, она устанавливала контакт со своим ребенком и передавала ему  информацию о том, что он желанный, что его ждут и любят. Родившийся «младенчик» такую скрутку  мог держать в ручках, сжимать куколку. А пеленашка хранила его  от сглаза и злых духов. Над колыбелькой подвешивали связки с нечетным количеством кукол кувадок, изготовленных из ярких лоскутов, которые служили погремушками.   

Мягкая, толстенькая, уютная куколка для сна

Для того чтобы ребенок крепко спал, ему шили мягкую, приятную на ощупь куколку «для сна», чтобы ребенок мог обнять ее и уснуть спокойным сном. Толстенькая, уютная, она изготавливалась исключительно из льняних тканей и ниток, и набивалась очесами льна. Лен в старину славяне считали удивительным магическим материалом, потому что лен и согревает зимой и охлаждает летом, снимает болезни и усталость и придает силы.

С нянюшкой малыш под присмотром

Когда ребеночек подрастал и делал первые самостоятельные шажочки за порог дома, на шейку ему вешали «нянюшку». Эта куколка оберегала и развлекала малыша. Он мог поиграть с куколкой-оберегом, поговорить с ней пока мамы нет рядом. С такой куколкой не страшно было ему отправиться во двор погулять.

 

Кукла на ложке

Самыми распространенными, в народе для детей, были куклы «на ложке». Эту куколку женщина скручивала из тряпочек  даже в самых бедных семьях, когда семья вставала из-за стола. Мама обтирала ложку, снимала с головы платок и за считанные минуты создавала новую куклу. Ребенок возился с такой куклой, пока мать была занята работой по дому, а затем ложку опять использовали по назначению.

До семи-восьми лет в куклы играли и девочки и мальчики. Малышей не разделяли по половому признаку, одевали одинаково – в рубаху, и называли «отрок». Подросшие мальчики уже носили штаны, а девочки юбки – поневы. У детей с этого возраста появлялись свои мужские и женские обязанности. Дети очень рано привлекались к работам по хозяйству. С этого момента куклы полностью переходили в ведение девочек, как элемент исключительно женской магии. В семьях хранилось до сотни кукол, а то и больше. (Читайте статью о женской магии).

Сеня -Малина игровая народная кукла

Вместе с молодой женой переезжал в новую для нее семью, среди прочего приданого, и сундук с куклами. По тому как искусно сделаны были эти куклы судили о невестке, как о хозяйке и рукодельнице. До рождения первенца, молодой жене разрешалось играть в куклы, и свекр, как старший в семье, следил за тем, «дабы не потешались с молодухи старшие бабы». Замуж отдавали девочек в 14 лет.

Устьянская-несшивная

Куклы сопровождали женщину и ее семью всю жизнь. Кукол собиралось больше сотни. Особенно важную роль играла кукла в момент пограничного состояния, когда кукла делалась по особой серьезной причине. Создавался круг женской силы воплощенный в куклу, выполненную по традициям и канонам строго соблюдаемым.

Обереговая — значит «оберегать» в момент, когда особо в этом нуждались. Например, при переходе невесты из рода в род, когда от своего рода, от его защиты и силы девушка отрывается, и поступает под защиту «мужнего» рода. Оберегать во время зарождения новой жизни и появления на свет, оберегать в дали от дома, оберегать во время пограничных состояний природы, связанных с круговоротом солнца и т.д. Очень опасным наши предки считали время, связанное с зимним солнцестоянием, как переходное пограничное состояние. На колядки кукол прятали в сундук, чтобы защитить от нечисти «из нижнего мира». Играть в куклы в это время было нельзя. А защитить обереги, значило у наших предков защитить дом, семью от неприятностей. В это время принято было делать специальные куклы – лихоманки-лихорадки-трясовицы, предназначенные отвлекать духов болезни от домачадцев, а не для игры. 

Сеня Малина -народная игровая эко-кукла для детей из натуральных материалов

Игровые народные куклы изготавливались по наитию с учетом традиций, которые передавались от бабушек к внучкам. В отличие от народных обережных, обрядовых, предназначенных на выполнение определенных функций, игровые куклы изготавливались из того что было под рукой, без строго определенных канонов. Можно было реализовать свое стремление к творчеству.

В наше время полки магазинов заполонили игрушки на любой вкус и кошелек. Игра развивает детей. Выстраивая свой сказочный мир, копируя поведение взрослых, малыши фантазируют, учатся принимать решения и нести ответственность за свои поступки, постигают, что такое хорошо и что такое плохо. Переоценить важность игры для наших детей невозможно. Попробуйте сделать игрушку своими руками вместе со своими детьми, придумайте сказку, наделите персонажи характером. Приобщите своих детей к наследию прошлого. Народная игровая кукла откроет Вам удивительный мир, постигать который вместе с детьми интересно и увлекательно. Славянские игровые куклы помогут пробудить нашу память о предках, воспользоваться  силой своего рода и его защитой, помогут приобщить вашего ребенка к истории, традициям своей земли, наполнить мир вокруг нас добром, светом и счастьем.

А вот и Сене Малине новый гардероб справили

 

Мастерская ОБерег Солнца предлагает Вам набор для изготовления своими руками народной игровой куклы На ложке со всеми необходимыми материалами, включая ложку и фото-инструкции.   А также, набор для изготовления  такой замечательной куклы как  Сеня-Малина. Вы сможете  смотать эту куклу и сшить для нее одежки вместе с детьми, создавая душой волшебную сказку. В набор входят необходимые материалы, пошаговая фото-инструкция с подробным текстовым описанием процесса изготовления и описание самой куклы, как играли с ней дети наших предков. Сказки с участием Сени-Малины. (Вы можете заказать нам набор на изготовление и любой другой куклы, кроме тех, что представлены в разделе наборы)

СЕНЯ МАЛИНА

А вот про Сеню Малину можно рассказывать до бесконечности. Куклак Сення Малина — игровая народная тряпичная шитьевая кукла из натуральных материалов вызывает восторг как у взрослых так и у детей. И мультик есть и книжка! Итак про Сеню!

Народная славянская эко кукла для детей своими руками

Рыжая солнечная грива этого куклака притягивает к себе детей, как солнышко в теплую солнечную погоду. Это шитьевая игровая кукла со смешным названием СЕНЯ МАЛИНА  — прообраз писателя-сказочника Степана Писахова. Кукла вызывает интерес, как у девочек, так  и у мальчиков, и может стать памятным ярким сувениром и для взрослого. Дети, играя с куклой, могут сочинять для бородатого, симпатичного мужичка в яркой рубашке разные сказочные истории и проигрывать ситуации из жизни. Балагур Сеня Малина может стать охотником, лесорубом, главой семейства, играть разные роли известных или придуманных детьми сказок и историй. Через игру, дети познают мир и находят в нем свое место, учатся распознавать добро и зло. Сеня Малина — это та кукла, которая не только будет развивать наших детей, но и вызывать их интерес к культуре и истории славянских народов.

Памятник Сказочному Герою

Кукла прообраз реального исторического персонажа Степана Писахова  худощавого рыжеволосого и рыжебородого писателя-сказочника. А главный герой его сказок — крестьянин-помор сказочник и балагур Сеня Малина.  Все рассказы-небылицы велись от имени этого ушлого поморского мужичка из деревни Уймы. В деревне Уйма, недалеко от Архангельска, в 1928 году Писахов познакомился с крестьянином Семеном Михайловичем Кривоноговым, по прозвищу Сеня Малина, талантливым сказочником. Семен Михайлович рассказывал ему, как он с дедом «на корабле через Карпаты ездил» и «как собака Розка волков ловила». С тех пор Сеня Малина становится героем и рассказчиком многих сказок Писахова

Сеню Малину называли северным Мюнхгаузеном

Почитайте с детьми книгу Степан Писахов “Сказки Сени Малины” Семен Кривоногов был егерем, а Писахов любил охотиться и приезжал к нему на делянку, слушал эти сказки. Ему очень понравился типаж, и он от его имени стал вести повествование. Это некий собирательный образ.

Многие истории, которые легли в основу сказок, Писахов услышал от своего деда Леонтия из Пинеги. Дед Леонтий был штатным сказочником на промысле. Рыбу ловить уходили на полгода. Радио и телевизоров тогда не было, газеты с собой не брали, потому что читать особо не умели. Когда вечером возвращались после промысла и ложились спать, сказочник начинал длинную историю, перемешивая правду с неправдой. И периодически спрашивал: «Спите ли вы, православные?» – «Нет, не спим, рассказывай еще». Так и рассказывал, пока все не уснут. Сказочник получал две пайки – одну за промысел, одну за сказки. Об этом пишет Писахов в предисловии к своим сказкам.

 Небольшой сказ «Налим Малиныч».

 Было это давно, в старопрежно время. В те поры я не видал, каки таки парады. По зиме праздник был. На Соборной площади парад устроили.

Солдатов нагнали, пушки привезли, народ сбежался.

Я пришел поглядеть.

Я от толкотни отошел к угору, сел к забору – призадумался. Пушки в мою сторону поворочены. Я сижу себе спокойно – знаю, что на холосту заряжены.

Как из пушек грохнули! Меня как подхватило, – выкинуло! Через забор, через угор, через пристань, через два парохода, что у пристани во льду стояли. Покрутило меня на одном месте, развертело да как трахнуло об лед ногами (хорошо, что не головой). Я лед пробил – и до самого дна дошел.

Потемень в воде. Свету – что в проруби, да скрозь лед чуть-чутошно сосвечиват.

Ко дну иду и вижу – рыба всяка спит. Рыбы видимо-невидимо. Чем ниже, тем рыба крупней.

На самом дне я на матерушшого налима наскочил. Спал налим крепкой спячкой. Разбудился налим да и спросонок к проруби. Я на налима верхом скочил, в прорубь выскочил, на лед налима выташшил. На морозном солнышке наскоро пообсох, рыбину под мышку – и прямиком на соборну плошшадь.

А тут под раз и подходяшшой покупатель оказался. Протопоп идет из собора. И не просто идет, а передвигат себя. Ножки ставит мерно, как счет ведет. Сапожками скрипит, шелковой одеждой шуршит.

Я хотел подумать: «Не заводной ли протопоп-то?» Да друго подумал: «Вот покупатель такой, какой надо».

Зашел протопопу спереду и чинной поклон отвесил.

Увидел протопоп налима, остановился и проговорил:

– Ах, сколь подходяшше для меня налим на уху, печенка на паштет. Неси рыбину за мной.

Протопоп даже шибче ногами шевелить стал. Дома за налима мне рупь дал и велел протопопихе налима в кладовку снести.

Налим в окошечко выскользнул – и ко мне. Я опять к протопопу. Протопоп обрадел и говорит:

– Как бы ишшо таку налимину, дак как раз в мой аппетит будет!

Опять рупь дал, опять протопопиха в кладовку вынесла налима. Налим тем же ходом в окошечко, да и опять ко мне.

Взял я налима на цепочку и повел, как собаку. Налим хвостом отталкиватся, припрыгиват-бежит.

На трамвай не пустили. Кондукторша требовала бумагу с печатью, что налим не рыба, а есть собака охотничья.

Ну, мы и пешком до дому доставились.

Дома в собачью конуру я поставил стару квашню с водой и налима туда пустил. На калитку записку налепил: «Остерегайтесь цепного налима». Чаю напился, сел к окну покрасоваться, личико рученькой подпер и придумал нового сторожа звать Налим Малиныч.

Мюнхгаузеном Сеню Малину прозвали неслучайно. На родине куклака Сени Малины в Северном Приморье Есть музей народных промыслов и ремесел. Если Вам посчастливится побывать в  этом интересном месте, то Вам расскажут там историю о бароне Мюнхгаузене, который служил в русской армии в каких-то элитных войсках и писал сказки.

Настоящий барон, который написал первые сказки – другой начал писать уже вслед за ним. Однажды барон Мюнхгаузен попал в ссылку в Холмогоры, прожил там год или два. Так вот, очень многие его сказки перекликаются с  северными. Он наслушался русского фольклора.

Самый простой пример – про рожок. Как-то он ехал на лошади, было холодно, лошадь замерзла, он позвал на помощь, трубил в рожок, а рожок замерз и не пел. Когда тот добрался до таверны, рожок оттаял и начал петь. Один в один сюжет писаховской сказки «Морожены песни». Похоже, что у них одни и те же корни. Такая вот связь народов, сказок и героев.Сказки Писахова поэтичны и лукавы. Дети читают и слушают их с удовольствием!

 

Народная славянская ЭКО кукла для детей своими руками

Сшейте с детьми свою сказку! Придумайте для Сени свои приключения!

Делать куклы своими руками вовлекая в эту забаву детей очень интересно, а если это народные куклы, то интереснее вдвойне!

 Авторы сайта Наталья Щербак и Людмила Кощеева. Куклы  мастерской ОБерег Солнца!

Основные правила создания кукол-оберегов | ПараФраз мастерицам

Как и у любого другого рукоделия, у кукол-оберегов есть свои особенности, которые необходимо знать, если вы решили собственными руками создать куклу. Какие-то моменты могут быть спорными — в силу разных условий жизни наших предков и нас сегодняшних, но чтобы у вас получился действительно оберег, эти особенности и правила создания кукол нужно знать и учитывать.

  • Игла. Игла для создания тела куклы не используется, — за исключением некоторых кукол (Зерновушки, например). Одежду можно частично сшивать или наносить на нее вышивку (желательно — тоже обережную).
  • Красная нить. Рабоатть нужно только красной ниткой. Закручиваем их четное количество оборотов по солнцу (по часовой стрелке). Завязываем на два узла.
  • Крепление деталей. Детали кукол не сшивают, а связывают между собой, приматывают друг к дружке. В некоторых случаях навивают нити «по солнышку», т. е. с востока на запад, в других – по особой схеме, избегая повторных витков. При этом формулируют желания, напевают, приговаривают или читают молитвы (и только в редких специальных случаях хранят полное безмолвие).
  • Крой. Ткани по правилам нужно не резать, а рвать. Правда, не всегда это получается. Поэтому, если ткань попалась очень плотная, чуть надрежьте ее ножницами, а дальше – рвите. Не переживайте за размохрившийся неровный край – так и должно быть.
  • Кромка. Если у ткани есть кромка, ее обязательно нужно оторвать.
  • Лицо. В большинстве случаев кукол оставляют безликими – даже приблизительно не намечали ни глаз, ни ртов, ни носов. Согласно поверью, безликая кукла не сможет стать чьим-либо двойником и никогда не причинит вред человеку.
  • Нитки. Нитки, с помощью которых изготавливается кукла оберег обрывают или откусывают. Узелки завязываются четное число раз. Нить не обрывается у самого узла, а оставляются кончики 2-3 мм.
  • Обережный крест. Обережный крест делается на груди почти любой куклы путем перекрещивания красной нити. Обмотка тела, рук или ног при необходимости тоже делается крестообразно.
  • Солнечный крест. Допускается отмечать кукольные лица солнечным крестом (древний могущественный солнечный знак). В некоторых случаях именно он придавал текстильной или соломенной фигурке магический статус оберега.
  • Сроки. Куклу нужно мастерить в один прием, так как считается, что повторение отсекает то, что было заложено в первый раз.
  • Ткани. Ткани должны быть только натуральными – ситец, бязь. Чем старее – тем лучше. Идеальны кусочки от старых наволочек, простыней, халатов, ночнушек. Они мягкие, с ними удобно работать, и пропитаны вашим теплом. Подойдут и те запасы отрезов, которые хранятся в закромах наших бабушек и мам.

Существуют также правила для изготовления некоторых конкретных кукол, а также необходимо знать, кто и для кого может изготавливать оберег и с какой целью.

Многие древние народы, чтобы умилостивить богов, приносили им в жертву людей. Был такой обычай и у наших предков — древних славян. В жертву богине плодородия они приносили женщин. Но однажды кому-то пришло в голову отдать богам вместо живой женщины куклу. Взяли берёзовое полено, нарядили в сарафан и цветастый платочек — чем не девушка с беленьким личиком? И боги не отказались от этой игрушки! (Славянская тряпичная кукла)

  • кукла для младенца, кукла лечебная, куклы, куклы магические, куклы народные, куклы обережные, куклы обрядовые, куклы славянские, куклы текстильные, куклы-мотанки, куклы-обереги, куклы-скрутки, магия, магия деревенская, мастер-класс кукла от колик, обереги, обереги домашние, правила, рукоделие лоскутное, рукоделие магическое, рукоделие обережное, рукоделие обрядовое, рукоделие славянское, символика, славянская культура, советы, текстиль, традиции, традиции народные

Leave a Reply