Разное

Тема произведения конек горбунок – Attention Required! | Cloudflare

Содержание

«Конек-Горбунок» краткое содержание для читательского дневника по сказке Ершова (4 класс) – главная мысль, план пересказа, отзыв

«Конек-Горбунок» – очень увлекательная и поучительная сказка о дружбе и удивительных приключениях Ивана и его верного Горбунка. Благодаря своему надежному помощнику Ивану удалось занять место царя и жениться на прекрасной Царь-девице

«Конек-Горбунок» читательский дневник

Краткое содержание «Конек-Горбунок» для читательского дневника

ФИО автора: Ершов Петр Павлович

Название: Конек-Горбунок

Число страниц: 72. П. П. Ершов. «Конек-Горбунок». Издательство «Искатель». 2016 год

Жанр: Сказка

Год написания: 1834 год

Главные герои

Иван – младший крестьянский сын, не слишком умный, непослушный, но честный и добрый малый.

Царь-девица – красивая, умная девушка, сестра Солнца, дочь Месяца.

Царь – жадный, капризный, старый самодур.

Братья Ивана – глупые, трусливые.

Конек-Горбунок – верный друг и помощник Ивана, которому любое дело по плечу.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Сюжет

Было у крестьянина три сына: старшие умные, а младший Иван – дурак. Однажды кто-то повадился топтать пшеницу, которые выращивали и продавали братья. Они решили подкараулить вора, и это удалось только Ивану. Оказалось, что топтала пшеницу прекрасная кобылица, к которой Иван изловчился прыгнуть на спину задом наперед. Кобылица не смогла справиться с лихим наездником, и пообещала родить Ивану трех коней: двух редкой красоты скакунов и одного Горбунка, который Ивану будет верным товарищем.

Когда старшие братья увидали прекрасных коней, они уговорили Ивана продать их в столице, и тот согласился. По дороге Иван нашел перо Жар-птицы, и, несмотря на отговоры Конька-Горбунка, забрал его себе. В столице коней купил царь, пораженный их красотой. Но кони никого к себе не подпускали, кроме Ивана, и царю пришлось взять его на службу.

Начальник Ивана – спальник – очень завидовал ему, и хотел от него избавиться. Он доложил царю, будто Иван похвалялся достать Жар-птицу. Царь приказал Ивану немедленно принести к нему во дворец волшебную птицу, иначе ему не миновать казни. Конек-Горбунок утешил своего хозяина, пообещав ему помощь в поисках невиданной птицы. Вместе они отправились в путь, и, воспользовавшись советами, Конька-Горбунка, Иван поймал чудесную Жар-Птицу и привез ее царю.

Спустя время спальник вновь начал клеветать на Ивана, уверяя царя, будто тот похвалялся достать Царь-девицу, родственницу Месяца и Солнца. И вновь Конек-Горбунок пообещал хозяину выполнить это задание. Они прискакали на берег океана, где Ивану обманом удалось поймать Царь-девицу.

Царь, сраженный красотой Царь-девицы, захотел на ней жениться. Та согласилась, но только с условием, что получит перстень со дна океана. Это задание царь поручил Ивану, а Царь-девица попросила его заехать к Месяцу и Солнцу.

Добравшись до океана, Иван увидел огромного кита, на спине которого рос дремучий лес. Узнав, что Иван едет к Месяцу и Солнцу, кит попросил его замолвить за него словечко. Когда Иван с Коньком-Горбунком добрались до чертогов Месяца Месяцовича, он передал, что дочь его жива-здорова. Также Иван передал Месяцу просьбу кита, и тот сообщил, что все страдания его оттого, что он проглотил тридцать кораблей – как выпустит их на волю, так и получит свободу. Кит выпустил корабли и, в свою очередь, исполнил просьбу Ивана и достал ему перстень со дна океана.

Получив перстень, Царь-девица потребовала, чтобы царь перед свадьбой омолодился, искупавшись в котлах со студеной и кипяченой водой, а также в котле с кипящим молоком. Царь испугался, и решил вначале проверить это средство на Иване. И в этот раз помог Ивану верный Горбунок – он махнул хвостом, свистнул, и Иван без вреда для себя окунулся во всех трех котлах, став красивым сильным молодцем. Царь нырнул вслед за ним и тут же сварился. Царь-девица объявила себя царицей и вышла замуж за Ивана.

План пересказа

  1. Три брата.
  2. Прекрасная кобылица.
  3. Два красавца-скакуна и Конек-Горбунок.
  4. Служба у царя.
  5. Охота за Жар-птицей.
  6. Иван привозит Царь-девицу.
  7. В поисках перстня.
  8. Просьба кита.
  9. Встреча с Месяцем.
  10. Кит помогает достать перстень со дна океана.
  11. Купание в трех котлах.
  12. Свадьба.

Главная мысль

Большая удача иметь настоящего верного друга.

Чему учит

Сказка учит быть честными, добрыми, учит дружить и приходить на выручку своим друзьям. Кроме того, сказка учит реально оценивать свои возможности и достигать поставленных целей.

Отзыв

С надежным, верным другом можно преодолеть любые трудности, выполнить любые задания. Сказка показывает, что все мечты, даже самые смелые, сбываются. Нужно лишь верить в чудо, и оно обязательно произойдет.

Рисунок-иллюстрация к сказке Конек-Горбунок

Рисунок-иллюстрация к сказке Конек-Горбунок.

Пословицы

  • Верный друг лучше сотни слуг.
  • Ищешь помощи – сам другим помогай.
  • Всякая невеста для своего жениха родится.

Что понравилось

Понравился ловкий, находчивый, неунывающий Конек-Горбунок и его отношение к Ивану, которому он помогал выкручиваться из непростых ситуаций.

Тест по сказке

Рейтинг читательского дневника

Средняя оценка: 4.1. Всего получено оценок: 156.

obrazovaka.ru

Ершов П.П. «Конек-Горбунок» Читательский дневник

Автор: Ершов Петр Павлович

Название: “Конек-Горбунок”

Жанр: литературная сказка в стихах

Тема произведения: волшебная сказка о приключениях

Число страниц: 50

Главные герои и их характеристика

Иван, Ванюша. Младший сын крестьянина. Считается дураком, но очень умный и добрый. Всем помогает, умеет прощать. Подружился с Коньком-Горбунком и показал себя настоящим другом. Иногда хвастлив, иногда может пустить слезу, но всегда выходит победителем. В конце превращается в красивого молодца и становится мужем царь-девицы.

Конек-Горбунок. Верный друг Ивана. Маленький конек с двумя горбами. Волшебное существо. Знает все и обо всем, заботиться об Иване и помогает ему во всех приключениях.

Царь-девица. Молодая красавица, сестра Солнца и дочь Месяца. Ей 15 лет. Она умна и находчива. Не хочет выходить замуж за немощного старика и выходит за Ивана. Становится царицей.

Царь. Старый и жадный. Хочет загребать жар чужими руками. Любит власть и молодых красавиц. Труслив и глуп.

Крестьянин, старик, отец Ивана. Просто работящий человек.

Данило и Гаврило, старшие братья Ивана. Трусливые, жадные, глупые.

О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)

Сказка рассказывает о том, как Иван подружился с Коньком-Горбунком и нашел перо Жар-птицы. Царь дает Ивану различные задания, которые Иван выполняет с помощью Конька-Горбунка.

Сюжет — краткое содержание

Иван ловит кобылицу и получает в дар Конька-Горбунка и двух роскошных коней.

Коней покупает царь и Иван поступает к нему на службу.

По –приказу царя Иван добывает Жар-птицу, потом крадет  Царь-девицу и  отправляется за перстнем.

Иван знакомится с рыбой-китом, навещает Месяц и узнает, как освободить рыбу-кита.

Рыба-кит добывает Ивану перстень и Иван купается в трех котлах.

Царь гибнет в котлах, а Иван и Царь-девица женятся.

Понравившийся эпизод

Мне понравилось, как Иван освободил рыбу-кита, после того, как узнал, что тот проглотил тридцать кораблей и за это был наказан. Иван сообщает киту, что он  должен выпустить корабли. А конек предупреждает жителей деревни, что она  была построена на спине кита, и жители убегают.

Кит выпускает корабли и освобождается. Он благодарит Ивана и обещает достать ему перстень со дна моря.

План произведения для пересказа

  • Вор топчет пшеницу.
  • Неудача старших братьев.
  • Иван ловит кобылицу.
  • Конек-Горбунок.
  • Похищение коней.
  • Иван прощает братьев.
  • Перо Жар-птицы.
  • На службе царя.
  • Иван ловит Жар-птицу.
  • Иван ловит Царь-девицу.
  • Царь посылает Ивана за перстнем.
  • Иван встречает рыбу-кит.
  • Иван навещает Месяц.
  • Кит получает свободу.
  • Ерш приносит сундук с перстнем.
  • Три котла.
  • Смерть царя.
  • Свадьба.

Главная мысль

Любое дело, любой подвиг окажется по плечу, если есть у тебя верный друг.

Чему учит эта книга

Сказка “Конек-Горбунок” учит ценить дружбу и быть верным другом. Учит доброте и отзывчивости. Говорит о том, что нельзя зариться на чужое. Учит тому, что добро всегда побеждает зло. Учит не унывать и верить в лучшее.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Мне очень понравилась эта красивая сказка и мой любимый герой — Конек-Горбунок. На вид он совсем неказистый, но зато добрый и верный. Конек-Горбунок был очень умным и знал все на свете. Он был настоящим другом. Мне верится, что после того, как Иван стал царем и женился на Царь-девице, он не забыл своего друга, и Конек-Горбунок тоже получил свою долю почестей.

А вот меньше всего в сказке мне понравился царь. Хотя, и завистливый спальник тоже персонаж  отрицательный. Но он второстепенный герой, а вот жадность царя заслуживала наказания.

Новые слова и выражения

  • Буерак — овраг, расщелина.
  • Доселе — до сих пор.
  • Живот — здесь жизнь
  • Намедни — недавно.
  • Сума — сумка, мешок
  • Опояски — красивый поясок.
  • Порука — обещание, ответственность.

Пословицы к произведению

Друга на деньги не купишь.

Верный друг лучше сотни слуг.

Друг познается в несчастье.

Не рой яму другому, сам в нее — попадешь.

Седина в бороду, бес в ребро.

Другие читательские дневники

Похожее

pushkinsdelal.ru

Анализ сказки Ершова Конек-Горбунок

Петр Павлович Ершов ярко выделил традиционные моменты в своей сказке, при этом указывая на непрерывный творческий процесс. Произведение разделено на три части, а каждом из которых есть эпиграф. Именно эпиграф занимает главную роль в сказке. Эпиграфы, которые автор использовал наталкивать читателя на дальнейшие сои рассуждения и сохраняли интригу.

В первой части идет активное знакомство с героями сказки, рассказывается об их жизни и чертах характера. Вторая и третья часть о приключениях и событиях героев, которые заинтересовывают читателя и это только присказка, которая готовит к главной сказке и волшебству.

Автор изображает Ивана с добротой и неким детским юмором, а его братьев наоборот. Ершов описывает братьев, как лживых и жадных парней, при этом сравнивая с Иваном, который говорит только правду и трудолюбивый. Хотя его и называют дураком, однако это не так, эта самый обычный рабочий крестьянин, а вот его окружение больше подходит под это описание.

Царя представляют в сказке смешным, трусливым и невоспитанным, над ним смеется даже Месяц. К такому Царю и соответственное отношение, его слуги готовы работать только за рыбу и выгоду для них, так как знают, что Царь не имеет власти над ними.

Главный герой и друг Ивана Конек, помогает ему во всем и всегда оказывается рядом в нужный момент. Конек помогал Ивану выполнять глупые поручение Царя, они и Жар-птицу нашли, и царевну похитили и кольцо раздобыли. Все же он перевоплощается в человека и женится на Царевне, и становится Царем. Тем самым негативные персонажи были наказаны и побеждены, как и положено концовке русской сказке.

Вполне естественный процесс, когда все меняется и становится современным, что касается и сказок. Поэтому данное произведение будет довольно сложным для современных читателей з-за слов, которые уже вышли из обихода в 21 веке. Однако юмор и смысл сказки «Конек-Горбунок» останется понятным для всех.

Стоит отметить, что Ершов умело соединил мотивы сказок, из которых вышло яркое путешествие главного героя, выделяются его лучшие черты и все это объединяет прекрасный юмор.

В итоге читатели получили сказку в виде четырехстопным хореем и звучит довольно мелодично, как будто автор написал произведение на одном дыхании. Но сказка покорила всех и даже Пушкина своими образами, событиями в третьей части и национальными традиционными выражениями.

2 анализ

Произведение «Конёк-Горбунок» напоминает народную сказку, так как содержит присказку, повторы,  зачин, концовку и элементы волшебства.

Главный герой изображён как простой и доверчивый человек. Из-за его любви к коням становится понятно, какой он добрый и чуткий юноша. Так как Иван заботился и ухаживал за этими животными, они сбежали к нему от хозяина. Главный герой ответственный, потому что  выполняет поручение отца  в отличие от братьев Данилы и Гаврилы. Но при всех своих положительных качествах Ивана есть существенный минус-это безграмотность, которая видна по его разговору с царём.

По сравнению с Иваном его братья очень ленивы и корыстны. Обманывают отца, ставят деньги, личное благополучие выше собственного брата, отправляя его на погибель.

Кобылица описана как лошадь необычайной красоты. Она положительный герой, хотя и уничтожала урожай, который ей не принадлежал. Кобылица честная, потому что выполнила обещание, данное Ивану. Дала ему лучших коней и настоящего друга за выполненные указания.

Царь представлен как завистливый, глупый правитель. Он хочет слишком много. Сначала перо жар-птицы, потом красавицу, а затем и вовсе вернуть молодость.

Конек-Горбунок изображён как преданный друг. Он умён, обладает тайными знаниями, во всём помогает хозяину. Конек-Горбунок ценит Ивана.

В сказке «Конёк-Горбунок» говорится о многом, например, о ценности дружбы, предательстве, корыстности людей. В чём же смысл произведения «Конёк Горбунок?». Из него необходимо вынести жизненные уроки. Во-первых, вместе с другом можно  преодолеть все трудности. Во-вторых, нужно судить людей не только за внешний вид, но и духовную наполненность. Конек-Горбунок был на вид совершенно некрасив, но обладал многими выдающимися качествами, а главное вел себя как надёжный друг. В-третьих, чего-то добиться можно только благодаря долгому и упорному труду. В-четвёртых, нужно быть добрым, честным, бескорыстным, как главный герой.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Конек-Горбунок Ершова

Анализ сказки Конек-Горбунок Ершова

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Современная семья

    Современная семья, основывается на любви, взаимопонимании и поддержке. Не то чтобы такого не было раньше, однако сейчас уж точно придется постараться, чтобы выдать девушку замуж не по ее воле.

  • Мое отношение к Герасиму из рассказа Муму Тургенева 5 класс сочинение

    Произведение «Муму» было написано Тургеневым в 1852 году. Как утверждают многие источники, все события, описанные в повести были в действительности. Ситуации, описанные в повести происходили в доме

  • Проблематика рассказа Старуха Изергиль Горького сочинение

    Максим Горький (А.М. Пешков) вызывал большой диссонанс в литературной среде своего времени. Кто-то воспринимал его исключительно как певца революции и доверенное лицо власти.

  • Бунин

    Иван Алексеевич Бунин — классик русской литературы, однако вышедшие из-под его пера многочисленные произведения всегда привлекали внимание и провоцировали обсуждения всех отечественных филологов.

  • Главная основная мысль сказки Городок в табакерке

    Владимир Федорович Одоевский — это известный литератор и общественный деятель девятнадцатого века. Он хотел написать сказку, которая заинтересует и понравиться детям. В самой идеи произведения можно это заметить.

sochinimka.ru

«Народная» сказка П. Ершова «Конёк-Горбунок».

Тема: «Народная» сказка П. Ершова «Конёк-Горбунок».

Цели:

– формируем умение выразительно читать стихотворное произведение;

– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– формируем умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия и т.д., материал для характеристики героя: чтение и анализ портрета героя, описание его жилища; речь героя, как она помогает понять его характер, размышлять над поступками героя, над авторским отношением к нему.

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

1   3     3

Проверка домашнего задания.

– Дома вы попробовали себя в роли сказочника. Изменив заключительную часть сказки, вы получили новые сказки.

– Расскажите свои окончания сказки.

Пересказы учащихся.

– Понравились ли вам «новые» окончания сказок?

– А понравились бы они Саше и Афанасию? О впечатлениях Саши от сказки про Ивана и чудо-юдо мы узнаем из текста на с. 18–19.

Познавательные УУД:

1) преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты;

2) делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

II. Развитие умений.

  3   2   1   2   3

I. Чтение и работа с авторским текстом (с. 18–19).

1. Чтение вслух авторского текста на с. 18.

– Понравилась ли сказка Саше? Из каких слов это видно?

2. Чтение вслух авторского текста до слов «А что это за Конёк-Горбунок?»

– В какой сказке Афанасий мог кататься на Коньке-Горбунке?

Ученики называют сказку с этими героями.

3. Чтение до слов: «А про Конька-Горбунка писатель Ершов

сам сочинил?».

– Что значит народная сказка?

– Кто написал сказку про Конька-Горбунка?

Вывод. Это литературная (авторская) сказка.

4. Чтение до конца.

– Как Ершов сочинил сказку?

– Кто уже знаком с этой сказкой?

5. Рассказ учителя об истории создания сказки. Постановка цели. 

– Сказка Петра Ершова «Конёк-Горбунок» уже почти два века любима детьми, хотя писалась она для взрослых. Только в ХХ веке она издавалась более 200 раз! При жизни писателя её издавали (печатали) семь раз. А ведь написал эту сказку Ершов, когда ему было всего 18 лет. Затем на протяжении 22 лет он пытался её доработать, «улучшить», но в результате через двадцать с лишним лет сказка осталась почти неизменной.

– Попробуем разобраться, за что же так любят эту сказку читатели всех возрастов и поколений.

II. Работа над сказкой П. Ершова «Конёк-Горбунок».

1. Работа с текстом до чтения.

– Работа в тетради (чтение, задание 1.1 на с. 3).

– Вы уже прочли зачин сказки. Вспомните, что такое зачин. Прочитайте зачин ещё раз. (Чтение вслух.)

– Теперь рассмотрите иллюстрацию на с. 20 и скажите, кто же герои сказки.

– Прочитайте название сказки. Как вы понимаете его? Почему не конь, а конёк? Что значитгорбунок? (Имеет горб, уродливую выпуклость на спине.)

– Кто же будет главным героем сказки? (Предположения детей.)

– Просмотрите текст сказки. В какой форме она написана? На что похожа? (На стихотворение.)

– Как понять то, что написано после названия сказки: «Из первой части»? (Будем читать не всю первую часть, а отрывки.)

– Всего в сказке три части. Сегодня мы прочитаем отрывки из первой части. Прочитаем ещё раз начало сказки (с. 20).

2. Первичное чтение первой части с комментированием. (Читает учитель.) Приведём образец комментированного чтения с элементами диалога с автором через текст (курсивом выделен комментарий учителя).

Братья сеяли пшеницу

Да возили в град-столицу:

Знать, столица та была

Недалече от села.

Там пшеницу продавали,

Деньги счётом принимали

И с набитою сумой

Возвращалися домой. (Итак, жили братья доходами от проданной пшеницы.)

В долгом времени аль вскоре

Приключилося им горе: (Что же случилось? какое горе? – вопросы не предполагают ответов детей. Их цель – заострить внимание читателей на ситуации.)

Кто-то в поле стал ходить

И пшеницу шевелить. (Шевелить – значит, мять, уничтожать. Вот что случилось! Действительно, горе: не будет пшеницы – что братьям продавать, как жить?)

Мужички такой печали

Отродяся не видали;

Стали думать да гадать,

Как бы вора соглядать; (Увидеть, подсмотреть.)

Наконец себе смекнули,

Чтоб стоять на карауле,

Хлеб ночами поберечь,

Злого вора подстеречь.

Вот, как стало лишь смеркаться,

Начал старший брат сбираться:

Вынул вилы и топор

И отправился в дозор. (Караулить пшеницу.)

Ночь ненастная настала,

На него боязнь напала,

И со страхов наш мужик

Закопался под сенник. (В сене спрятался.)

Ночь проходит, день приходит;

С сенника дозорный сходит

И, облив себя водой, (Интересно, зачем?)

Стал стучаться под избой:

«Эй вы, сонные тетери!

Отпирайте брату двери,

Под дождём я весь промок

С головы до самых ног». (Мало того, что струсил, так ещё и обманщиком оказался!)

Стало сызнова смеркаться;

Средний брат пошёл сбираться,

Взял и вилы, и топор

И отправился в дозор… (Читаем 1-ю часть до конца.)

3Выявление первичного восприятия.

– Что больше всего удивило? Что запомнилось?

4. Перечитывание сказки учащимися по строфам.

1-я строфа (с. 20). Вопросы задаются по ходу чтения.

– Чем занималась семья старика?

– Почему написано «Братья сеяли пшеницу», а где же отец?

– Как понимаете слова недалечесума?

– Как шли дела у братьев? Какие слова это подтверждают?

2-я строфа (с. 20–21).

– Какое горе произошло?

– Что значит шевелить пшеницу?

– Что придумали братья?

– Какие устаревшие слова требуют пояснения? (Отродяся – никогда за всю жизнь, соглядать – прочитать сноску.)

3-я строфа (с. 21).

– Кто первым отправился в дозор? Уточним ещё раз значение этого слова. Работа в тетради (с. 2, задание № II, 1).

– Что он взял с собой и зачем?

– Как он отнёсся к своей службе? Почему?

– Где старший брат просидел всю ночь? (Сенник – под сеном.)

– Зачем он облил себя водой?

– С какими словами он пришёл утром?

– Что же можете сказать о старшем брате?

4-я строфа.

– Для чего средний брат взял вилы и топор?

– Почему у него стали стучать зубы? (От холода и испуга.)

– Что он придумал в своё оправдание?

5-я строфа.

– Сравните, что берёт с собой в дозор младший брат.

– Прочитайте объяснение слова малахай.

6-я строфа (до слов: «Наконец она устала»).

5. Вопросы после чтения.

– Как Иван «держит караул»?

– Расскажите, какой представляете кобылицу. (Словесное рисование.)

– Какие слова, выражения передают, что Ивану пришлось трудно?

6-я строфа. (Чтение до конца.)

Поясняем по ходу чтения значение слов, выражений: «Ростом только в три вершка». (Вершок – это 4,4 см, значит, конёк должен быть ростом в 13 см.)

– Покажите рукой, какой рост у конька.

«Да с аршинными ушами». (Уши длиной в 71 см.) Значит, уши у него

будут в пять раз больше, чем его рост!

Балаган(Ученики читают сноску.)

Рогожа – грубая ткань. (Толкование значения этого слова можно про-

читать в тетради на с. 3.)

– Что просит кобылица у Ивана? (Покоя, ухода.)

– А что за это обещает ему?

6. Работа с текстом после чтения. Беседа.

– Где же происходили все события?

– Какое событие было главным?

– Какой отрывок из первой части сказки вам показался смешным?

7. Повторное чтение с целью выбора правильной интонации (с. 20–24 до 6-й строфы.) Упражнения в выразительном чтении.

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

3) ориентироваться на развороте учебника;

4) находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать речь других;

2) выразительно читать и пересказывать текст;

3) оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

4) умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД:

1) определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

2) проговаривать последовательность действий на уроке;

3) учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

4) учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

ΙΙΙ. Итог.

– Захотелось ли вам прочитать всю сказку?

– Чем сказка Ершова напомнила вам народные сказки?

ΙV. Домашнее задание.

1. Подготовить выразительное чтение 6-й строфы сказки (с. 24).

2. Выполнить задание №3 в тетради (с. 3).

Деятельность учащихся:

– участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения;

– читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы;

– размышлять о характере и поступках героя;

– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.

              

infourok.ru

Урок литературного чтения. 4-й класс.П.П. Ершов. Сказка «Конек-Горбунок»

Цель: формирование речевой культуры учащихся через формирование знаний алгоритма характеристики и формирование умения определять основную мысль текста

Средства обучения:

  1. Ефросинина, Л.А. Литературное чтение: Учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – Ч. 1/ Авт. –сотст.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. М.: Вентана — Граф, 2006;
  2. презентация «Произведения П. П. Ершова. Сказка «Конёк-горбунок»».

Ход урока

I. Организация класса к уроку

Прозвенел – звонок – начинается урок литературного чтения. Сегодня нам мы продолжим работу над произведением.

II. Актуализация знаний

С каким произведением мы знакомились на прошлом уроке?

– На прошлом уроке мы познакомились с произведением Петра Павловича Ершова «Конёк – Горбунок». (Слайд 1)

– Каков жанр этого произведения?

– Эта сказка.

– С какой целью была написана эта сказка? Какова её основная мысль?

– Перед нами возникла проблема: проанализировать сказку и определить основную мысль?

III. Сообщение темы и целей урока

Сегодня мы продолжим работать с произведением П.П. Ершова «Конёк-Горбунок». В ходе работы выявим тип сказки и проанализируем яркие образы героев и составим их характеристику, выстроим сюжетную композицию сказки и определим основную мысль. Что мы должны сегодня сделать на уроке?

– …(Слайд 2)

IV. Работа по теме урока

– Какие бывают сказки?

– Сказки бывают народные и авторские?

– Чем же отличается авторская сказка от народной сказки? (Слайд 3)

– В авторской сказке чаще описываются случаи из жизни. Также очень ярки персонажи: у каждого из них свой характер и поступки.

– Автор в сказке использует свои замыслы и приёмы, персонажей наделяет характерной речью, которая даёт представление о них.

– При построении автор выдерживает особенности композиции. Но П. П. Ершов использовал приёмы народной сказки.

– Какие приёмы народной сказки использованы в сказке?

– В этой сказке автор использует устаревшую лексику.

– В этой сказке также как и в народных сказках присутствует зачин.

– Как и в народных сказках, число 3 является магическим (третий сын, на третий день)

– Главными героями является Иван – простой русский парень и Конёк-горбунок – его верный друг и помощник, который является традиционным для русской народной сказки.

– Какие виды народных сказок вам знакомы?

– Народные сказки бывают: волшебные, бытовые, о животных.

– Чтобы определить вид сказки «Конёк-горбунок», дайте краткую характеристику каждой сказке. Ответьте на вопросы: (Слайд 4)

  • Какие события развиваются в сказке?
  • Кто является главными героям сказки?
  • Какова задача каждой сказки?

(Слайд 5)

– В волшебных сказках главными героями выступают человек и несуществующие герои, события в нём фантастические. Задача жанра: показать, что добро побеждает зло.

– В бытовых сказках главным героем выступают несколько человек иногда человек и животное. События в сказке из реальной жизни, Задача жанра: высмеять недостатки героев.

– В сказках о животных главные герои – животные. События из реальной жизни. Задача жанра: высмеять поведение героев, за которыми стоит человеческий характер

– К какому виду отнесём сказку П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»?

– По типу сказка «Конёк-горбунок» – авторская, а по виду – волшебная. Но П. П. Ершов умело использовал в своей сказке приёмы, используемые в народной сказке. Благодаря которым, сказка нам так близка: присутствуют народные, знакомые герои, но в ней своя композиция, присутствуют герой, вымышленный автором и развиваются фантастические события. Своеобразный слог, народный юмор, удачные и художественные картины (конный рынок, земский суд у рыб, городничий) доставили этой сказке широкое распространение. Также мы можем построить сюжетно- композиционный треугольник. (Слайд 6)

– Обратите внимание, что здесь сюжетная организация отличается от обычной.

– В данном произведении сможем выстроить сюжетную композицию, характерную для сказок. (Слайд 7)

Нам сегодня нужно определить основную мысль сказки. Какие действия мы должны предпринять на первом этапе, чтобы раскрыть смысл сказки?

–Чтобы понять смысл сказки – нам необходима работа над сюжетной организацией и композицией.

– Что же происходит в сказке? О чём она повествует?

– Главными героями является Иван – простой русский парень и конёк-горбунок – его верный друг и помощник, который является традиционным для русской народной сказки.

– Конёк-горбунок выступил как яркий образный персонаж сказки. Как мы его можем охарактеризовать?

– …

– А каких героев сказки мы ещё знаем?

– …

– Давайте выясним, каким характером обладают Иван, Конёк — Горбунок, Царь. Для этого каждой группе предстоит выполнить задание. Перечитывая знакомый эпизод сказки, попробуйте рассказать классу о том, каким вы увидели героев сказки, своё утверждение доказывайте словами из текста.

Выступление групп по данному алгоритму. (Гиперссылка на слове «характеристика»)

  1. Вступление
    Место героя в произведении.
  2. Основная часть
    Характеристика героя.
    1. Внешний облик;
    2. Социальное и материальное положение героя;
    3. Интересы героя:
      • профессия, занятия героя;
      • цель в жизни;
      • уровень развития героя.
    4. Мир чувств героя:
      • отношения с окружающими людьми;
      • внутренние переживания, чувства, эмоции героя.
    5. Какие черты личности выявляются в произведении:
      • с помощью портрета;
      • в речевой характеристике героя;
      • через поступки героя / героев;
      • с помощью предыстории и биографии героя;
  3. Заключение.
    Зачем создан данный образ, какие вопросы, проблемы он помогает решать в произведении.

Обсуждение выступлений.

– Как построена сказка? На какие части можно её поделить? О чём мы узнаём из каждой части?

Учащиеся пересказывают смысловые части текста. Они находят (интуитивно) «Сюжетные вехи» – экспозицию, завязку, перипетии героев, кульминацию и развязку.

Сначала мы выделяем особую часть, которая никак не связана с развитием основного события. «За горами, за лесами, за широкими морями…» – это начало присказки Присказка представлена в сказке восемью первыми строками

– Какую роль играет присказка в сказке?

– Присказка представляет шутливое, забавное вступление, настраивает читателя на восприятие сказки, привлекает его внимание. По стилю присказка ритмизованна, богата звукозаписью.

– Обратите внимание, что присказка читается по-особому – скороговоркой, а сама сказка рассказывается обычным разговорным тоном.

– Далее в сказке следует экспозиция. Это часть сюжета, логически предшествующая завязке. Она намечает исходную ситуацию (время и место действия, состав и взаимоотношения персонажей) и подготавливает восприятие читателя.

– Назовите животное, появление которого послужило завязкой в этом произведении?

– Появление кобылицы послужило завязкой. Завязка событий начинается практически сразу, с того момента, когда кобылица родила Ивану «двух коней золотогривых» и конька-горбунка.

– В сказке начинаются перипетии (гиперссылка на слове « перипетии») с Иваном и его другом коньком-горбунком:

  1. братья украли коней и повели их на продажу. Иван догнал братье на коньке-горбунке;
  2. Ивана царь назначил главным в конюшенном заводе и сразу у него появляется враг, который начинает строить Ивану козни; и т.д.

Кульминация для Ивана наступает в этой сказке не один раз. Иван вынужден привезти Жар-птицу, Цар-девицу, достать кольцо девицы со дня моря, а напоследок Иван вынужден искупаться в котлах с кипящими водой и молоком.

– Развязка в этой сказке как во всех волшебных сказках: добро побеждает зло. В этой сказке Иван за все страдания получает заслуженную награду: «стал красавцем удалым» и был избран царём, а прежний царь «сварился в молоке».

– Чему учит эта сказка?

– Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее. Какова основная мысль сказки?

– Эта волшебная сказка о простом русском парне, который попадает в трудности, но благодаря своему другу коньку-горбунку, преодолевает все трудности и получает заслуженную награду.

– Понравилась ли вам сказка?

– …

– Эта сказка действительно стала классикой, её читали ваши бабушки и дедушки, папы и мамы, а теперь читаете вы. Я очень надеюсь, что после глубокого анализа и характеристики героев вы начнёте осмысливать по-другому, сопереживая героям и высмеивая их недостатки.

V. Домашнее задание 

Дома подготовьте выразительное чтение одного из отрывков по вашему выбору.

VI. Подведение итогов урока 

Спасибо за плодотворную работу. Без вашего участия у нас не получилось бы такой продуктивной деятельности. Урок закончен – можете выйти.

urok.1sept.ru

Главные герои «Конек-горбунок» характеристика персонажей сказки Ершова для читательского дневника (4 класс)

В сказке Ершова много смешного, лёгкого юмора, народной мудрости и весёлых персонажей. Главные герои “Конёк-Горбунок” проходят через множество испытаний, волшебных превращений, обретают счастье и награду за свои старания. Главная мысль произведения, как и положено в русских сказках, торжество правды и справедливости. Увлекательны и разнообразны в рассказе описания приключений Ивана и его верного помощника Конька-Горбунка. Только стихотворный жанр отличает произведение от русской народной сказки, в остальном – мудрость, неограниченная фантазия и всевозможные чудеса роднят его с устным народным творчеством.

«Конек-горбунок» главные герои

Традиционно сказку Петра Ершова проходят в 4 классе. Она проста и самобытна, фантастический сюжет и яркие персонажи нравятся младшим школьникам. В сказке “Конёк-горбунок” герои привлекательны своей простотой, находчивостью, трудолюбием. Характеристика персонажей может быть полезна для читательского дневника и подготовки к уроку русской литературы.

Старший сын Данила, средний сын Гаврила

Старшие сыновья старика – хитрые, ленивые, не привыкли работать и выполнять свои обязанности толково. Они воруют коней у Ивана, чтобы продать их и забрать деньги себе. Врут даже родному отцу, обманывают младшего брата, отправляют его на встречу опасностям, рассчитывая на погибель. Лёгкие деньги для них важнее родной души.

Младший сын Иван

Простой работящий парень, выполняет поручения честно и бесхитростно. Благодаря своему трудолюбию и усердию становится обладателем двух красивейших коней и маленького волшебного конька-горбунка. Царь назначает Ивана конюхом, оставляет при дворе. Он исправно служит, выполняет все поручения Царя. Не обладая большим умом, руководствуется сердцем и советами своего друга Конька-Горбунка.

Конёк-Горбунок

Волшебный жеребёнок, которого родила для Ивана кобылица с золотой гривой. Он мал ростом, некрасив, у него два горба. Горбунок очень быстр, по-человечески умён и наделён тайными знаниями, благодаря чему Ивану всегда сопутствует удача. Спасает своего хозяина в любых ситуациях, помогает обхитрить царя и остаться живым после испытания.

Царь

Глупый, завистливый, недальновидный правитель, который руководствуется слухами, подсказками, мнением других. Желание обладать различными чудесными вещами и молодой красавицей женой приводит к тому, что он “обваривается” в котле с кипятком. Народ с радостью принимает другого царя – Ивана.

Царь-девица

Сказочная красавица, про которую докладывают Царю. Он тут же решает послать за нею Ивана. Царь влюбляется в неё, но девица требует достать свой перстень со дна моря. Это поручение снова выполняет Иван с помощью Конька-Горбунка. Царь-девица соглашается обвенчаться с царём, если он омолодится в трёх котлах: с холодной, горячей водой и кипящим молоком. Царь отправляет на испытание Ваню, Конёк спасает его, помогая чудесным образом.

Спальник

Боярин, который ранее служил на конюшне, хочет извести Ивана. Следит за ним, клевещет, старается, чтобы Иван не справился с заданиями Царя, выискивает его слабые места.

Кобылица с золотой гривой

Оказалась “воришкой”, которого пытались поймать братья на своём поле. Изловил её Иван, за это она родила ему трёх волшебных коней.

Жар-птица

Из-за того, что Иван не послушал совета Горбунка и взял перо Жар-птицы, ему приходится через какое-то время добывать для царя эту птицу.

Кит

Чудо-рыба, которая страдает из-за того, что когда-то съела несколько десятков кораблей. Достаёт со дна моря перстень Царь-девицы. Освобождается от проклятья, выпустив из пасти съеденные корабли.

obrazovaka.ru

Литературный анализ сказки «Конёк Горбунок»

Тема:”Художественный анализ произведения П.П.Ершова “Конёк- Горбунок”

План:

1. История жизни П.П.Ершова

2. Анализ художественных средств сказки.

3. Список литературы.

Введение

Сказка понятие обобщенное. Наличие определенных жанровых признаков позволяет отнести то или иное прозаическое произведение к сказкам. Жизнь сказки это непрерывный творческий процесс. В каждую эпоху происходит частичное или полное обновление сказочного сюжета. И на примере сказки П.П.Ершова можно проследить проявление народных традиций в литературной сказке.

Петр Павлович Ершов родился в 1815 году 22 февраля, в сибирской деревне Безруковой, Топольской губернии. Отец его часто переезжал по долгу службы. П.П.Ершов запомнил на всю жизнь долгие зимние вечера на ямских станциях и сказки, которые ему рассказывали люди. В 1824 году Ершова вместе с братом Николаем отдали в гимназию. Учился Ершов хорошо, опережая брата. Что-то напевая и придумывая разные небылицы, чтобы скучные уроки были интереснее, он закончил гимназию. После гимназии он уехал в Петербург и поступил на филосовско-юридический факультет Петербургского университета.

Однажды на курс пришёл Пётр Алексеевич Плетнёв, который преподавал русскую словесность и вместо лекции прочитал сказку. Первую сказку П.П.Ершова “Конёк-Горбунок”.В том же году сказку напечатали в журнале”Библиотека для чтения”.Это было не единственное произведение Ершова . В 1834 году к печати была одобрена первая часть”Сибирского казака”, а затем и вторая часть”Стариной были”. Так же в 1834 году Ершов окончил университет. К этому времени он остался один с мамой, так как брат и отец умерли. Вместе с мамой Ершов вернулся в родной Тобольск ,где стал преподавать. Но свою литературную деятельность он не забросил. В 1835 году Ершов создал пьесу “Суворов и станционный смотритель”. Ершов не оставлял литературную деятельность, он много писал, рассказы, стихи, но все эти произведения не имели такого успеха как всеми любимый и родной”Конёк-Горбунок”.Всю оставшуюся жизнь, после Петербурга, Ершов прожил в Тобольске где был сначала преподавателем , потом инспектором, а затем директором, в 1857 году , в той же гимназии, в которой он учился сам.

Первое издание “Конька-Горбунка” не появилось на свет в полном своем написании, часть произведения была вырезана цензурой, но после выхода второго издания произведение выпускалось уже без цензуры.

После выхода четвертого издания Ершов написал:”Конёк мой снова поскакал по всему русскому царству, счастливого ему пути.” ”Конёк-Горбунок”издавался не только на родине ,но и за рубежом.

Стремясь сохранить литературную и народную сказку Ершов воссоздает в своем произведении манеру фольклорного жанра. Он часта обращается к читателю:

Но теперь мы их оставим,

Снова сказкой позабавим

Православных христиан,

Что наделал наш Иван,…

“Эх, послушай, люд честной!

Жили-были муж с женой,

Муж то примется за шутки,

А жена за прибаутки,…….”

А так же начинается рассказ о каких- либо событиях с частицы ”ну”:

Ну-с, так вот! Раз Данило

(В праздник, помниться, то было),

Натянувшись зельно пьян,

Затащился в балаган….

Ну-с, так едет наш Иван

За кольцом на океян.

Горбунок летит, как ветер,…

И как народный рассказчик прерывает изложение, поясняя что-то либо непонятное слушателю:

Тут, уклав его в ларец,

Закричал(от нетерпенья),

Подтвердив своё веленье

Быстрым взмахам кулака:

«Гей ! позвать мне дурака!»…..

В сказке Ершова используется много присказков, прибауток, пословиц ,поговорок:

Та-ра-ра-ли, та-ра-ра!

Вышли кони со двора;

Вот крестьяне их поймали

Да покрепче привязали.

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу;……

Это присказка ведется,

Сказка после начнётся….

Как у наших у ворот

Муха песенку поёт:

«Что дадите мне за вестку?

Бьёт свекровь свою невестку:

Посадила на шесток,………»

Большую роль в сказке играет эпиграфы. Которые раскрывают сюжетную линию читателю. ”Начинает сказка сказываться”.Первый эпиграф- это своеобразная прелюдия к дальнейшем сказочным событиям. Автор говорит, интригует читателя. «Скоро сказка сказывается, а не скоро дело делается». Вторым эпиграфом автор говорит читателю, что главному герою еще много предстоит преодолеть. Он как бы предопределяет трудности, которые придется преодолеть герою. Как раз перед этим эпиграфом П.П.Ершов перечисляет все что произойдет с главным героем:

…Как в суседке он попал,

Как перо своё проспал,

Как хитро поймал Жар-птицу,

Как похитил Царь-девицу,

Как он ездил за кольцом,

Как был на небо послом,

Как он солнцевам селенье

Киту выпросил прощенье;

Как, к числу других затей,

Спас он тридцать кораблей;

Как в котлах он не сварился,

Как красавцем учинился;

Словом : наша речь о том,

Как он сделался царём.

«Доселева Макар огороды копал, а нынче Макар в воеводы попал.» Этим эпиграфом нам П.П. Ершов говорит о том что главный герой как и народной сказке, будет победителем. О победе добра над злом. Так же через отношения Ивана к братьям и к Царю мы можем судить о них. П.П.Ершов изображает их с иронией, с юмором, но если Ивана он изображает с добрым юмором, то братьев Ивана и Царя с придворными он изображает с сарказмом:

Ночь ненастная настала,

На него боязнь напала,

И со страхов наш мужик

Закопался под сенник. …

( о Даниле)

Дрожь на малого напала,

Зубы начали плясать;

Он ударился бежать-

И всю ночь ходил дозором

У соседки под забором.

( о Гавриле)

А вот как П.П.Ершов изображает братьев когда они пришли смотреть коней:

Спотыкнувшися три раза,

Починивши оба глаза,

Потирая здесь и там,

Входят братья к двум коням.

Братья не просто входят как Иван:

Вот он поля достигает,

Руки в боки подпирает

И с прискачкой , словно пан,

Бокам входит в балаган.

Братья падают, спотыкаются. П.П.Ершов изображает их жадными, подлыми, трусливыми и для сравнения ставит Ивана, который не врет, а сочиняет, он честный.

«Стыдно, братья, воровать!

Хоть Ивана вы умнее,

Да Иван-то вас честнее:

Он у вас коней не крал»…

С такой же иронией П.П.Ершов изображает Царя и придворных:

И посыльные дворяна

Побежали по Ивана,

Но, столкнувшись все в углу,

Растянулись на полу.

Царь тем много любовался

И до колотья смеялся.

А дворяна , усмотря,

Что смешно то для царя,

Меж собой перемигнулись

И вдругоредь растянулись.

Царь тем так доволен был, …

Очень хорошо проявляется отношение к Царю и его придворным когда П.П.Ершов описывает порядки и взаимоотношения в морском царстве которое является зеркальным отражением мира земного. Им даже для исполнения указа требуется много «рыб». Иван у П.П.Ершова не уважает Царя, так как Царь капризен, труслив и сумасброден, он напоминает избалованного ребенка, а не мудрого взрослого человека.

Ивана хотя и называют дураком, но он с самого начала сказки занят делом, он единственный не спит в дозоре и ловит вора. Он чистит , моет и ухаживает за лошадьми. Он не гонится за деньгами, славой или властью. Ему доставляет радость обычные житейские дела.

Царь же напротив изображён смешным и не приятным над ним смеётся не только Иван, но и Месяц Месяцович , вот как Месяц ответил узнав что Царь хочет жениться на Царь-девице:

Вишь, что старый хрен затеял:

Хочет жать там, где не сеял!…

Ершов использует фольклорные мотивы в своей сказке , она собрана из нескольких сказках здесь есть и друг главного героя. Конек помогает Ивану во всём и не бросает его в беде. Как и в русских народных сказках главный герои переживает воплощение и становится мужем прекрасной Царевны и сам становиться Царем. Главные «злодеи « повержены и наказаны.

Хотя прочтение этой сказки для современного читателя вызывает определенные сложности (многие слова уже вышли из обихода и смысла этих слов многие люди не знают), но общий смысл сказки и её юмор остается по прежнему понятен.

Это великое произведение про которое Пушкин А.С. сказал после прочтения: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить». Это великое произведение сделало П.П.Ершова знаменитым когда он был студентом и забытым в конце жизни. Когда в 1869 г. П.П.Ершов скончался многие газеты написали что умер автор знаменитой сказки «Конек-Горбунок» некоторые люди того времени были очень удивлены видь они наивно полагали что сказка «Конек-Горбунок» народная сказка. Другие же думали, что автор этой сказки уже давно скончался. Но не смотря на это она по прежнему радует читателя и поражает своим юмором.

Список литературы:

1. «Конек-Горбунок» Издательство «Радуга» Министерство печати и информации Российской Федерации 1993г.

2.Свободная энциклопедия ВикипедиЯ htt://ru.wikipedia.org/wiki/

mirznanii.com

Leave a Reply