Разное

Тема одиночества в стихах лермонтова: Стихи Лермонтова об одиночестве: полный список – Стихи Лермонтова Михаила Юрьевича про одиночество

Одиночество в лирике Лермонтова | Инфошкола

17 февраля 2013       админ            Просмотров:   9882

ТЕМА ОДИНОЧЕСТВА В ЛИРИКЕ ЛЕРМОНТОВА

План

1. Вступление.

Тема одиночества — типичная для творчества Лермонтова. Духовный преемник Пушкина.

2. Основная часть.

2.1 «Нет, я не Байрон … »

2.2 «Стансы»

2.3 «Пророк»

2.4 «Как часто, пёстрою толпою окружен … »

2.5 «И скучно и грустно »

2.6 «Выхожу один я на дорогу … »

2.7 «Воздушный корабль »

3. Заключение.

Скорбь об одиночестве человека в мире.

я к одиночеству привык,

Я б не умел ужиться с другом;

Я б с ним препровождённый миг

Почёл потерянным досугом.

М. Лермонтов

Тема одиночества представлена в творчестве Лермонтова многогранно. В его стихах звучит грусть, тоска, обида, неудовлетворённость собой, обществом, судьбой, политической обстановкой в стране. Но при всём этом в стихотворениях поэта нет одного — равнодушия к жизни. Вся поэзия Лермонтова воспринимается как его лирический дневник, в котором он откровенно рассказывает о себе. Лермонтов — духовный преемник Пушкина. Он так же ёмко отразил в своём творчестве глубокие размышления о времени и о себе. А так как его произведения создавались в

годы реакции, то совсем неудивительно, что многие из них проникнуты горечью одиночества. В свой самый ранний период творчества Лермонтов раскрывал тему одиночества традиционно. Юный поэт, подражая Байрону, противопоставлял лирического героя серой и бездушной толпе. А в стихотворении «Нет, я не Байрон … », которое стало программным, не только дал свой лирический

портрет, но и предсказал свою судьбу:

Нет, я не Байрон, я другой,

Ещё неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

Однако уже в 1830 году в стихотворении «Стансы» появляется неожиданное звучание:

Я к одиночеству привык,

Я б не умел ужиться с другом;

Я б с ним препровождённый миг

П очёл потерянным досугом.

н а светлый запад удалюсь;

Вид моря грусть мою рассеет.

Ни с кем в отчиэне не nрощусь —

Никто о мне не пожалеет! ..

Так зазвучала характерная только для Лермонтова трактовка темы одиночества. Непонимание окружающим миром поэт воспринимал не клеймом проклятия , а знаком высокого избранничества. Одиночество он избрал добровольно как единственно возможное состояние своей души. В стихотворении « Пророк » появляется аапоминающийся образ осмеянного и всеми презираемого пророка. Оно как бы продолжает одноимённое произведение Пушкина: наделенный божественным даром поэт осознаёт всю тяжесть своего предназначения. Люди, которым он говорит о правде и любви, презирают пророка ( « В меня все ближние мои бросали бешено каменья» ). Поэт возвращается в пустыню, где слышат его лишь звёзды да твари земные, он бесконечно одинок, но не отказывается от своего высокого назначения. Стихотворение отражает внутреннее мироощущение Лермонтова — такого же отвергнутого и одинокого, видящего вокруг себя равнодушие, пороки и злобу.

В стихотворении «Как часто, пёстрою толпою окружен … » лирическому герою скучно на балу среди « пёстрой толпы » , «дикого шепота», «затверженных речей», среди бездушных

людей, «приличьем стянутых масок». Лермонтов искал и не находил желанной гармонии с миром и обществом, в котором жил. Он всегда ощущал себя обречённым на жизнь среди чуждых ему людей и страдал в обществе, где царили фальшь, ложь, лицемерие и скука. С этим миром Лермонтов был связан и рождением, и воспитанием, но откровенно презирал светские интриги и сплетни. У поэта часто появляется желание бросить вызов этому безумному царству масок. В стихотворении « И скучно И грустно » лирический герой Лермонтова не находит счастья ни в любви, ни в дружбе. Он разуверен в себе и в жизни. У него нет больше надежды на исполнение желаний: « … что пользы напрасно и вечно желать?» .

В произведении «Выхожу один Я на дорогу … » лирический герой одинок уже перед целым миром — перед вселенной. Здесь отчётливо звучат мотивы одинокого странничества, полной душевной опустошённости, тоскливого отчаянья. Среди множества стихов Лермонтова, в которых звучит мотив одиночества, мне кажется интересным ещё одно произведение — «Воздушный корабль». В нём поэт обращается к образу Наполеона, рисуя традиционный образ романтического героя. Трагедия этого героя в том, что он не находит себе места в мире среди людей. Наполеон противопоставлен всему миру, ему нет покоя даже после смерти . Ярким символом одиночества в этом стихотворении является воздушный корабль. Даже в неодушевлённых образах при роды воплощены мысли Лермонтова об одиночестве: «белеет парус одинокий», старый утёс одинок, «и тихонько плачет он в пустыне», «дубовый листок оторвался от ветки родимой ». Все эти образы овеяны тоской о счастье. Вся лирика Лермонтова полна скорби об одиночестве человека в мире людей.

    

причины одиночества. Урок литературы 5 класс

В отрывке из стихотворения «Парус» вы видим, что главным словом понимания стиха является прилагательное «одинокой». Именно одиночество чувствуется во многих произведениях М. Ю. Лермонтова – прекрасного поэта, певца печали своей эпохи. Темы его лирики разнообразны: одиночество человека в несовершенном мире, неприятие светского общества, размышления о поэзии, грустные переживания о родине. Но чаще всего в стихах поэта чувствуется одиночество и тоска. Нужно понять, почему же поэта мучают такие чувства, какие события привели к формированию подобного мировоззрения.

Из биографии о М. Ю. Лермонтове

М. Ю. Лермонтов родился 3 октября 1814 г. в Москве. Детство провел в имении Тарханы, расположенном в Пензенской губернии и принадлежавшем бабушке поэта по матери Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Она была умна, образованна, властолюбива, внука своего любила без памяти, и Лермонтов отвечал ей большой искренней любовью.

  • Отец — Юрий Петрович Лермонтов — носил чин капитана. Он происходил из старинного шотландского рода.
  • Мать — Марья Михайловна — происходила из старинного и богатого рода Столыпиных.

Свою непохожесть на других Лермонтов ощутил ещё с детства, поэтому тема одиночества всегда присутствовала в его лирике. Благородный, язвительный, наделенный могучими страстями, Лермонтов глубоко страдал от невозможности быть понятым:

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской

И, как преступник перед казнью,

Ищу кругом души родной…

Воспоминания из детства

Из впечатлений раннего детства Лермонтова запомнилось одно, связанное с чувством природы, с необычным представлением привычных вещей. В 1830 году Лермонтов писал, вспоминая, когда ему было лет восемь: «Я один раз ехал в грозу, куда-то; и помню облако, которое, небольшое, как бы оторванный клочок черного плаща, быстро неслось по небу. Это так живо передо мною, как будто вижу».

Не каждый ребенок, в 8 лет, сможет сравнить облако с плащом, точнее не просто облако, а именно тучу, которая превращается в черный плащ. У необычных детей всегда необычная судьба. Сейчас постараемся разобрать причины одиночества Лермонтова, которое привело к трагедии.

3 причины одиночества Лермонтова

Во-первых, поэт рано лишился матери, которая долго и мучительно болела, и от нее остались, лишь воспоминания о тихих колыбельных песнях. О ней Лермонтов писал так: «В слезах угасла моя мать».
Во-вторых, после смерти матери, полностью взявшись за воспитание внука, бабушка все чаще стала ругаться с зятем, так как с самого начала была недовольна выбором дочери. Из-за этого юный поэт потерял и своего отца, который был вынужден уехать, чтобы прекратить эти вечные размолвки в семье.

Ужасная судьба отца и сына –

Жить розно, и в разлуке умереть…

Но отец все-таки изредка навещал своего сына, отчего вызывал боязнь бабушки, что он заберет у нее так безумно любимого внука. Поэтому вплоть до смерти отца Лермонтов мучился в колебаниях между ним и бабушкой, не зная, как сохранить остатки своей семьи в мире и согласии, но у ребенка это совсем не выходило. В драме «Menschen und Leidenschaften» отразилось болезненное переживание им этого раздора между близкими ему людьми.

Третьей причиной стала тяжелая болезнь Лермонтова, которая приковала его надолго к постели, что стало преградой для нормального общения со своими сверстниками. Все сильнее поэт погружается в собственный мир мечты и грусти, все сильнее привыкает к внутреннему одиночеству, которое перерастает болезнь души. Сам Лермонтов рисует свое детство в неоконченной «Повести» в лице Саши Арбенина: «Он выучился думать… Лишенный возможности развлекаться обыкновенными забавами детей, Саша начал искать их в самом себе. Воображение стало для него новой игрушкой… В продолжение мучительных бессонниц, задыхаясь между горячих подушек, он уже привыкал побеждать страдания тела, увлекаясь грезами души… Вероятно, это раннее умственное развитие немало помешало его выздоровлению».

Его мучает печальное одиночество; он готов окончательно порвать с реальной жизнью, создать в своей голове другой мир, который будет понятен ему, в отличие от настоящего, в котором живут другие люди. В этом мире он жил, никому не веря и не доверяя, ожидая обмана, предательства, разочарования, потому что слишком близко воспринимал все события жизни и перестал верить в то, что человека может согреть любовь, искренняя дружба, понимание малознакомого человека.

Разочарование в любви

Еще одной причиной стало сильнейшее в его жизни любовное чувство, которое принесло разочарование и обиду ранимой душе. Знакомство с «черноокой» красавицей Е.Сушковой, которая в своих записках описывала Лермонтова невзрачным, неуклюжим, косолапым мальчиком, с красными, но умными выразительными глазами, со вздернутым носом и язвительно-насмешливой улыбой. Кокетничая с Лермонтовым, Сушкова в то же время беспощадно над ним издевалась. В ответ на его чувства ему предлагали «волан или веревочку, угощали булочками с начинкой из опилок». В ответ все-таки поэт ей за это отомстил, но в душе глубоко осталось недоверие людям и неуверенность в себе.

Эти причины наложили большой отпечаток на все лермонтовское творчество в целом. Поэтому, вернувшись к эпиграфу, мы можем представить Лермонтова в виде паруса, одинокого, потерянного, не понимающего, куда дальше плыть. Может быть, именно эти причины еще с самого детства вели его через трагическое одиночество к не менее трагической гибели.

Увы, — он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Тема одиночества в лирике Лермонтова: любовные мотивы в творчестве Лермонтова

Тема одиночестваТема одиночества в творчестве Лермонтова является основной. Она прослеживается в его произведениях самого разного масштаба, начиная от совсем небольших стихотворений и заканчивая внушительными поэмами. Интересно, что обратившись к биографии писателя, мы сможем увидеть, насколько тесно она связана с его творчеством.

Больше всего впечатлений вынес Лермонтов из детства. Мальчик остался на воспитании у бабушки, которая потакала каждому его капризу и чрезмерно его опекала. Маленькому Мише неразрешено было видеться с отцом, которого ему так не хватало. Однако бабушка Елизавета Алексеевна считала, что родитель имеет негативное влияние на отпрыска, поэтому ребёнок провёл в одиночестве, без друзей и взрослых людей, которые его понимали бы, всё своё детство и юношество.

Это интересно: биография Пушкина кратко, основные даты и события.

Кроме того, М. Ю. Лермонтов был довольно болезненным, часто уезжал в горы и на воды в Петрозаводск. От постоянных проблем со здоровьем он не выходил в свет, не искал новых знакомств.

Сам поэт не раз говорил о том, что это уединение, отрешенность от яркой и насыщенной светской жизни, отсутствие близких людей, нисколько ему не мешает жить, а ,напротив, он свыкся с этим состоянием и рад ему. К тому же следует помнить, в какое время вырос Лермонтов: война с Наполеоном, восстание декабристов — всё это повлияло на формирование характера не только молодого Михаила, но и всего его поколения. Да и сам поэт считал, что души всех его сверстников пронизаны такими же настроениями.

Но несмотря на всё заверения Михаила о том, что он находится в абсолютной гармонии со своим внутренним я, лирический герой его стихотворений страдает. На него давит невыносимое одиночество, его пожирает тоска. Он устал от шумной толпы и даже в окружении множества людей не может не почувствовать себя одиноким. Это «лишний человек», идеи и взгляды которого отличаются от большинства, который привык мыслить свободно, не соглашаться с другими.

Лермонтова сильно беспокоил тот факт, что его поколение нисколько не развивалось. Всё вокруг будто застыло на месте: сознание людей, общественное движение. Всё меньше было новшеств, новаторских идей. Люди жили, не думая о будущем своих потомков, просто плыли по течению и оставались всем довольны.

Тема одиночества в лирике Лермонтова: стихи

Наиболее известными произведениями с темой одиночества считаются следующие:

  • Произведения ЛермонтоваСтих «Отрывок»,
  • Стих «Монолог»,
  • Стих «И скучно, и грустно»,
  • Стих «Узник»,
  • Стих «Гляжу на будущность с боязнью»,
  • Сочинение «Смерть»,
  • Сочинение «На тёмной скале над шумящим Днепром»,
  • Стих «Одиночество»,
  • Сочинение «К друзьям».

Парус

Стихотворение «Парус», пожалуй, одно из самых известных произведений в лирике М. Ю. Лермонтова, главной темой и мотивом которого является одиночество. Его знает каждый школьник, и с первого взгляда оно очень простое, однако история сочинения «Паруса» довольно занятная.

Сотворил его Михаил Юрьевич ещё в подростковом возрасте, в семнадцать лет. В течение его учёбы в московском университета у молодого человека возникали определённые проблемы из-за сложного характера. И однажды между Лермонтовым и одним из профессоров произошёл серьёзный конфликт. По настоянию бабушки юноша покинул учебное заведение и перевёлся в школу для юнкеров, находящуюся в Санкт-Петербурге. Образ бушующего моря, огромных волн и сильного ветра оказали на Михаила Юрьевича большое впечатление. В стихотворении, пронизанном грустью, скорбью и одиночеством Лермонтов находит себя. Парус — и есть образ поэта. Такой же одинокий, мятежный, на протяжении всей жизни «ищущий бури».

Образ моря и паруса ещё появится в раннем творчестве поэта, как самая близкая его натуре ассоциация с душевными переживаниями, тоской и невозможностью найти себя в этой жизни.

Одиночество длиною в жизнь

Стихи ЛермонтоваЛермонтов был довольно образованным и интеллигентным человеком. Его ум был живой, личность Михаила Юрьевича могла заинтересовать многих. Однако даже на светских мероприятиях в полных залах людей, поэт редко находил себе приятелей. И происходило это отнюдь не из-за умственной ограниченности окружавших его людей. Дело в том, что если верить воспоминаниям современников, Лермонтов был очень острым на язык, недобрым и едким человеком. Он мог обидеть, оскорбить, и люди начинали не просто недолюбливать поэта, но и ненавидеть его.

И, разумеется, всё это находило отражение в его поэзии. Например, в стихотворении «Как часто пёстрой толпой окружён» Михаил описывает толпу бездушную и ограниченную, каждый член которой выступает копией другого. Лирический герой произведения рисует в своём воображении прекрасную девушку, возлюбленную, которая отличалась бы от других, понимала его. Но прилив одиночества и грусти разрушает его мечтания, он снова оказывается в серой действительности и приходит в отчаяние.

Стихотворение, написанное совсем незадолго до гибели, имеет название «Выхожу один я на дорогу». В нём писатель не просто размышляет о жизни, но подводит итоги своего существования. «Жалею ли о чём?» — вопрошает поэт, и тут же говорит о том, что прошлого ему ничуть не жаль. Испытываемое одиночество всё ещё тяготит его, и единственной мечтой лирического героя становится упокоение на природе, под дубом, под песни любимой.

Кульминацией всей лирики Михаила Юрьевича становится стихотворение «Пророк», написанное за две недели до кончины. Оно преисполнено невыносимого отчаяния, чувства одиночества, тоски. И здесь Лермонтов сравнивает себя с «лишним человеком», которого общество не желает принимать. Он чужд всем и мысли его непонятны никому. Лирический герой, пророк, вынужден бесконечно скитаться по миру, недопонятый и одинокий.

Любовные мотивы

Стихи поэтаЛермонтов был не только едким и порой жестоким человеком, но и не особенно привлекательным. Маленький рост, небольшой горб вкупе с неприятным характером не сослужили хорошую службу поэту в нахождении возлюбленной. Он не пользовался популярностью у женщин и даже имел некоторые комплексы, связанные с этим.

Любовью Лермонтова, которая нашла отражение на страницах его произведений, была очаровательная девушка, ставшая чужой супругой. Однако образ Варвары Лопухиной оставался с Михаилом Юрьевичем до самой смерти, и именно её отражение он пытался выискать в других женщинах.

Тот факт, что в любовной поэзии так ярко прослеживается тема одиночества и тоски, ведь многим женщинам просто нравилась играть с его чувствами. Так поступала и красавица Наталья Иванова, и известная Екатерина Сушкова, вдохновившая Михаила Юрьевича на написание прекрасных стихотворений.

  • Первое любовное стихотворение, посвящённое любви всей жизни М. Ю. Лермонтова, Варваре, называется «Мы случайно сведены судьбою». В нём автор осознаёт всю безнадёжность ситуации, невозможность взаимной любви. Он взывает к Лопухиной и просит стать единственной радостью в его жизни: «Будь, о, будь моими небесами, будь товарищ грозных бурь моих».
  • В основу сочинения «Нищий» легли отношения Михаила Юрьевича с Сушковой. Поэт сравнивает камень, поданный нищему вместо милостыни, со своей безответной любовью к Екатерине, ведь также и она вместо взаимности одарила его лишь насмешками и презрением.
  • А вот Наталье Ивановой Лермонтов сочинил целый цикл стихотворений. В них он рассказывает читателю о чувстве горького разочарования, которое настигло его после влюблённости в Иванову. «Болезнь груди моей» — так пишет поэт в своих строках. Казалось бы, какое светлое состояние — любовь! Однако в жизни Михаила Юрьевича ей всегда сопутствовали одиночество и тоска. «Я недостоин, может быть, твоей любви, не мне судить» — говорит Лермонтов в отчаянии и грусти.

Мотив одиночества и свободы

Тематика в произведенияхОдиночество в лирике Лермонтова нередко связано со свободой. Лирические герои тоскуют по вольной жизни, пытаются вырваться из оков обыденной жизни. Кавказ и горы — главные олицетворения свободы в произведениях М. Ю. Лермонтова. Знаменитая поэма «Мцыри» повествует о мальчике, отданным на воспитание к монахам. Однако в нём течёт кровь свободолюбивых народов, и, не примиряясь со своей участью, Мцыри сбегает. Во время своего путешествия он сталкивается со многими опасностями, оказывается тяжело ранен. После того как его принесли обратно в монастырь, юноша умирает со словами о том, что эти три дня на свободе он не променял бы никогда на долгую жизнь.

Так и жил поэт, свободно, мысля широко и вольно, не боясь суждений общества. И несмотря на то что он был обречён на постоянную тоску, дух его не был сломлен, а мотив одиночества в поэзии М.Ю. Лермонтова сделал все его произведения вечными.

Тема одиночества в поэзии Лермонтова

10 ноября 2012       админ            Просмотров:   4649

Михаил Юрьевич Лермонтов — известный русский поэт XIX века. Свое детство М.Ю. Лермонтов провел в имении бабушки. Он был взят ею на воспитание. Поэт был одинок. Поэтому тема одиночества часто появляется в его поэзии. В стихотворении «Утес» Лермонтов рассказывает об одиноком утесе- великане. Утес стоит один в вышине. Однажды на нем ночевала тучка:
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана …
Утес почувствовал себя нужным. Он бережио отнесся к тучке. Когда рано утром тучка умчалась, утес опять остался один:
… Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
Утес становнтся более одиноким, чем до встречи с тучкой. Об этом нам говорнт сам поэт. У утеса «остался влажный след в морщине». Он за-думывается о своей жизни. он плачет, потому что понимает: он всегда будет один. Утес стоит один 11 вышине, и никто не может быть с ним вместе. Утес тихонько плачет, потому что настоящее горе не может быть громким. В стихотворении «На севере диком стоит одиноко » поэт также говорит нам об одиночестве. Сосна растет на севере на голой вершине. Как и утес, она одинока, она находится на вершине горы. Но сосне не нужна эта высота. Она мечтает о теплых краях, где также на вершине горы растет пальма:
И снится ей все, что в пустыне далекой …
Прекрасная пальма растет.
В этом стихотворении сосне снится одинокая пальма. Пальма и сосна сравниваются. И поэт приходит к выводу, что они обе одиноки. Разница лишь в том, что сосна растет на севере, а пальма — на юге. Сосна стоит на голой вершине, а пальма — на «горючем» утесе. Сосна одета в белые одежды — снег. Пальма зеленая. Я думаю, что одно одиночество тянется к другому. Сосна думает об одинокой пальме. Она мечтает с ней подружиться, потому что их судьбы похожи. Но этому не суждено осуществиться. В стихотворениях «Утес» и «На севере диком стоит одиноко … » М.Ю. Лермонтов показал нам безнадежное одиночество. И утес, и сосна инкогда не смогут проститься с одиночеством. Оин так и будут существовать до конца своей жизин. Оин могут смотреть на всех сверху винз. Но имеино из-за этой высоты у них никогда не будет настоящих друзей.

    Метки: лирика Лермонтова     

Тема одиночества в творчестве М. Ю. Лермонтова (На примере стихотворений «Как часто, пестрою толпою окружен…», «И скучно и грустно…»)

 

Известно, что мотив одиночества, который пронизывает практически все произведения М. Ю. Лермонтова, связан со многими фактами его биографии: раннее сиротство, распри в семье, трагическая личная судьба.

Индивидуальные особенности характера поэта мешали ему легко сходиться с людьми. Известно, что его высказывания отличались прямотой, а порой и язвительностью. Он не терпел пошлости и ограниченности в людях. Кроме того, на особенности склада личности Лермонтова повлияла та обстановка, которая была характерна для современной ему России. И в этом смысле Лермонтова можно сравнить с его героем Печориным: он одинок потому, что ему скучно в том обществе, где его энергия и ум никому не нужны.

Лирический герой в стихотворениях Лермонтова обречен всю жизнь существовать среди людей, которые не близки ему духовно, в том обществе, которое пропитано скукой и фальшью.

В стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…» (1840) действие происходит на новогоднем балу-маскараде. Лирический герой предстает перед читателем как мыслящий и умный человек. Он страдает оттого, что одинок в толпе «бездушных людей».

Место действия выбрано автором не случайно. Маскарад — это символ всего общества, где нет ниего, кроме «приличьем стянутых масок». А светские дамы, царящие здесь, красивы лишь внешней красотой: речи их давно «затвержены», руки «бестрепетные», как их души и сердца.

Картина бала с его весельем и смехом усиливает ощущение контраста между лирическим героем и окружающими его людьми. Живя в царстве фальшивых маок и притворных улыбок, герой стихотворения находит отраду лишь в воспоминаниях о детстве, когда память рисует милые его сердцу картины: «спящий пруд», «сад с разрушенной теплицей». Таким образом, простая русская природа противостоит блестящей мишуре маскарада.

Для Лермонтова природа всегда была отдушиной и даже живым существом, с которым можно разделить свое одиночество. Именно там, на лоне природы, он чувствовал себя ребенком, чистым и искренним.

Давняя жизнь в старой усадьбе на мгновение становится реальностью, а светский бал — сном.

Возвращение из мира детства в шумную атмосферу бала к разряженным людям-маскам заставляет лирического героя еще острее почувствовать свое одиночество. Именно поэтому в его душе рождается «железный стих, // Облитый горечью и злостью», который ему хочется бросить в толпу, чтобы вывести ее из состояния привычного равновесия.

В стихотворении «И скучно и грустно» (1840) звучит совсем другая тональность. В нем уже нет той напряженности, того взрыва эмоций и экспрессии, которые характерны для рассмотренного выше произведения. Здесь взгляд лирического героя вполне холоден и спокоен. Он уже не питает надежд на то, что сумеет освободиться от гнетущего его одиночества: любить некого, не с кем дружить, не с кем разделить ни радости, ни горести. Герой как бы смотрит «с холодным вниманием» на свою жизнь со стороны. Он ничего уже не желает, потому что не видит «пользы напрасно и вечно желать». Он не хочет любить «на время», как принято любить в свете, заводя интрижку или роман. А в большую, настоящую любовь лирический герой Лермонтова уже не верит.

В сердце его ничего не осталось, кроме пустоты. Теперь перед нами не тот эмоциональный юноша, который хотел бросить в толпу свой «железный стих», как камень в воду, чтобы хоть как-то взбаламутить людское болото. Сейчас в душе героя от «прошлого нет и следа: // И радость, и муки, и все там ничтожно…»

Вывод лермонтовского героя безрадостен. Нет ниего в окружающей его жизни, что он не презирает, чем он дорожит. А, значит, он все так же одинок, как и раньше, только теперь лишен юношеских порывов, эмоций и надежд. Таким образом, в стихотворении «И скучно и грустно» звучит мысль о том, что в фальшивом и пустом обществе нет места искренним чувствам, нет места красоте и настоящей любви. «Лучшие годы проходят», а саа жизнь воспринимается как «пустая и глупая шутка».

Лермонтовская лирика полна скорби об одиночестве мыслящего человека в бездушном обществе. Конечно, Лермонтов писал прежде всего о себе и своем времени. Лирический герой его стихотворений напоминает нам человека, которому общество не дало возможности реализовать свои немалые способности. Но все же можно сделать и такой вывод: талантливый и умный человек почти всегда одинок и не понят. Так было и будет во все времена.

 

Сочинение: Тема одиночества в лирике Лермонтова

Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов — великий русский поэт, наследник литературной традиции А. С. Пушкина. Но их поэзия во многом не схожа. Если Пушкин в основном жизнерадостен, весел, ярок, то Лермонтов печален, грустен, пессимистичен. Его лирический ге­рои чувствует себя ненужным, брошенным, потерян­ным. Тема одиночества — одна из основных в лирике поэта.

В «Парусе», одном из самых известных стихотворе­ний Лермонтова, одиночество — душевное состояние, в котором лирический герой пребывает постоянно, — является основным мотивом.

Поэт рисует читателям романтический пейзаж: пе­ред нами парус, качающийся на волнах.

Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!..

Но это не просто картина природы: творческий мир Лермонтова намного богаче. Читая строки, мы чувству­ем настроение лирического героя. Он одинок, несчастен и потерян, сам не знает, к чему он стремится.

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?..

Мир, окружающий лирического героя, враждебен, агрессивен, хотя будущее для поэта не так безрадост­но, как может показаться на первый взгляд.

Играют волны — ветер свищет,

И мачта гнётся и скрыпит…

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

Лирический герой растерян. Эта неопределённости для него хуже любой опасности, любой преграды.

Увы, — он счастия не ищет И не от счастия бежит!

Созданию грустного настроения способствуют слова «одинокий», «туман», «свищет», «мятежный», «буря», несущие мрачную эмоциональную окраску. Трагедия лирического героя в том, что он не понимает, в чём его счастье и что ему нужно для внутреннего спокойствия.

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Так и сам поэт, словно его лирический герой, нигде не мог обрести душевного покоя. Он прожил короткую драматичную жизнь, чувствуя себя непонятым окружающими людьми и одиноким.

Подобным же настроением окрашено стихотворе­ние «Утёс», в котором также используется приём оли­цетворения. Старый утёс, покинутый золотой тучкой, остался совершенно один. В произведении они проти­вопоставлены друг другу. «Утёс-великан» — старый, могучий, сильный, незыблемый, а тучка — легкомысленная, игривая, беззаботная. Они — представители разных природных стихий.

Лирический герой страдает, тяжело переживает разлуку, ему невыносимо одиночество.

Но остался влажный след в морщине Старого утёса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко,

И  тихонько плачет он в пустыне.

Одно из самых известных стихотворений Лермонтова «На севере диком…». На первый взгляд перед нами произведение, рисующее картину природы: со­сна, покрытая снегом, обдуваемая всеми ветрами, стоит на вершине горы. Но это только первое впечат­ление. Одинокая сосна олицетворяет лирического ге­роя, покинутого, брошенного, оставленного всеми. Фразы и слова «на севере диком», «одиноко», «на голой вершине» создают мрачное настроение. Мы слов­но чувствуем, как сосне холодно, неуютно, грустно на этой высоте. Лирический герой тяготится своим одиночеством, мечтает избавиться от него. Сосне снится, что где-то далеко есть такая же одинокая душа

…В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утёсе горючем Прекрасная пальма растёт.

Одиночество — один из основных мотивов в лирике Лермонтова. Чувство потерянности, непонимания окружающим миром придают его стихам не толь

ко необыкновенную поэтичность, романтический

оттенок, но и глубокую, бесконечную печаль.

Здесь искали:
  • тема одиночества в лирике лермонтова сочинение
  • сочинение на тему одиночество в лирике лермонтова
  • одиночество в лирике лермонтова сочинение

Тема одиночества в лирике Лермонтова 6 класс (кратко сочинение)

Лейтмотивом всего творчества Лермонтова является абсолютное одиночество лирического героя. Основываясь на произведениях поэта, его с трудом можно представить искренне улыбающимся и счастливым. Лермонтов является ярким представителем романтизма. Для этого течения характерны одиночество, меланхолия, болезненная привязанность к прошлому.

На творчество повлиял в большей степени характер и образ жизни поэта. С раннего возраста лишившийся родителей, окруженный лицемерным и холодным высшим обществом, за свою жизнь он так и не смог обрести настоящую любовь и верных друзей.

В своей лирике поэт всегда предстает отделенным от остальных людей. Он находится один среди лицемерной толпы, спрятавшей свои истинные лица и намерения под маской льстивой доброжелательности. Поэт резко осуждает высшее общество, спрятавшее себя из боязни попасть в немилость государю. С огромным негодованием он называет их потерянным поколением, скорбя об ушедших предках, имевших смелость бросать вызов несправедливости.

В стихотворении, посвященном гибели А.С. Пушкина, он напрямую обвиняет прогнивший высший свет в смерти великого поэта. При этом Лермонтов не отрицает своей причастности к данному поколению, хоть и держится особняком ото всех. Он находит в себе некоторые черты, присущие ненавистному ему поколению. Именно это позволяет поэту открыто критиковать общество и государство, ведь он как никто понимает всю степень проблемы.

С мотивом одиночества неразрывно связана тема поиска свободы. Герой задыхается в обществе, оно отравляет его своей лестью, показной дружбой, клеветой за спинами. В попытках освободиться от пут светскости он ищет вдохновения в природе. Стихия вызывает у него восхищение своей первозданностью. В ней нет места лжи, притворству.

Лирический герой завидует тучкам, ветрам, ведь они могут свободно передвигаться, не завися от общественных условностей. Он сочувствует одинокому паруснику, бросившему вызов ненастью. В нем он находит свое отражение, аналогичным образом бросившего вызов обществу.

Одиночество проявляется и в творчестве, касающемся политической ситуации в стране. В итоге непринятый обществом, отвергавшим его идеи, поэт решает удалиться. Оставив попытки достучаться до кого-нибудь, он позволяет себе обрести свободу. Даже отправиться воевать на Кавказ для него лучше, чем остаться в столице.

Сочинение 2

В творчестве Лермонтова можно выделить несколько ключевых тем, как то: любовь, борьба, вольность, смерть и родина. Тем не менее, именно тему одиночества называют центральной, основополагающей.  Именно ей автор уделил наибольшее внимание в своих произведениях прозы и поэзии.

Истоки

Лейтмотив одиночества появился в творчестве Лермонтова, прежде всего благодаря традициям литературного романтизма. Писателя едва ли назовешь абсолютным романтиком: на страницах его книг романтическая стезя зачастую переплетается и с реализмом. Однако, многие литературоведы уверенно называют его произведения вершинами русского романтизма. Равно как и выделяют и особый «Лермонтовский» романтизм. Начиная с развития романтических традиций русских классиков (Жуковского, Пушкина), подражания Байроновскому романтизму, Лермонтов постепенно приходит к своему видению этой темы.

Творческая реализация темы одиночества

Лермонтовский герой противопоставляет себя обществу, и потому рассматривает его сквозь призму недоверия и скепсиса. Если он и приближается к людям, стремясь «с шумною быть толпою», то лишь с целью увидеть в каждом «глупого льстеца», «Иуду». Подобное общество подталкивает лирического героя к резкой критике. Потому и не вызывает удивления тот факт, что практически во всем творчестве Лермонтова, посвященном противостоянию толпы и лирического героя, звучит осознание абсолютного собственного одиночества и горькое разочарование в людях. Нигде поэт не видит равного себе, и оттого «печально» глядит на собственное поколение.

Даже такая светлая тема лирики как любовь посвящена у Лермонтова, в основном, неудачам и разочарованиям. Образ женщины в авторской любовной лирике характеризуется равнодушием, сердечной пустотой. При таком взгляде на объект любви, конечно же, и сами чувства не способны избавить от одиночества, лишь усугубляя его.

Мотив одиночества прозвучал опосредовано и во многих творческих описаниях природы. Любимые пейзажи Лермонтова – буйство морской стихии, пустыня, гроза. В более поздней лирике писателя природа изображается  нежной и спокойной. Однако, за внешней гармонией природы, ясно просматривается смятенная душа одинокого героя.

Мотив одиночества наполняет творчество Лермонтова особым авторским звучанием и смыслом. Романтическое противостояние героя с окружающим миром служит основой для самых разных произведений автора, воплощенных в широком жанровом разнообразии.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема одиночества в лирике Лермонтова

Тема одиночества в лирике Лермонтова

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Серова Портрет А.В. Касьянова 9 класс

    Как и все художники того времени, Серов любил путешествовать и любил любоваться красотами родного края. У художника необычайно выходило изображать портреты людей.

  • Характеристика и образ Добчинского в комедии Гоголя Ревизор сочинение

    Говоря о Петре Ивановиче Добчинском, невозможно не упомянуть и не провести сравнение с Петром Ивановичем Бобчинским. Да, Гоголь дал этим персонажам одинаковые имена, отчества и даже похожие фамилии.

  • Сочинение на тему Роль любви в жизни человека

    Каждый человек нуждается в любви. С рождения в индивида закладывается потребность любить и быть любимым. Первая встреча человека с любовью происходит в момент знакомства с матерью.

  • План рассказа Живое пламя Носова 7, 8 класс

    Ольга Петровна, заглянув в комнату жильца, позвала его помочь разделать клумбу. Она подготовила к посеву семена разных цветов. Жилец спросил, почему не сеет мак. Тетя Оля ответила, что мак сеют на овощных грядках.

  • Анализ произведения Платонова Река Потудань

    Произведение Платонова «Река Потудань» рассказывает о молодом юноше красноармейце Никите Фирсове. Для окружающих людей он грустный человек, у которого вечно поникшие плечи и еще он довольно молчалив. О

Leave a Reply