Разное

Стихи к картине пластова летом: Картина Пластова А. А. «Летом» (школьное сочинение) – Картина Пластова А. А. «Летом» (школьное сочинение)

Картина Пластова А. А. «Летом» (школьное сочинение)

Картина Пластова А. А. «Летом» (школьное сочинение)
Перевалило лето половину.
И только лишь восток зарозовеет,
Берём с собой плетёные корзины
И за грибами в лес бежим скорее.

Вот это-то красивое время года – конец июля – изобразил известный русский художник Аркадий Александрович Пластов на своей картине «Летом».
Богатая пора, лес полон ягод и грибов,
Бери, не зевай, на зиму запасай.

Корзинка беленьких груздочков,
И вёдра рыжиком полны.
Как на подбор у нас грибочки –
Лесные вкусные дары.

Но прохлада утра закончилась, наступил полдень, и началась летняя жара. Притомились грибники. Вышли из леса. Полны корзинки и вёдра, но до дома путь не близок, а солнце печёт нещадно. Вот и сели передохнуть под берёзку – какая-никакая тень.

Под берёзонькой кудрявой
Посидим и отдохнём.
Шелест листиков по нраву.
А потом домой пойдём.

Девочке на переднем плане картины хоть бы что, и не устала она вовсе, молоденькая совсем, сидит, ягодки перебирает. А мама притомилась, она ж до зари встала, хозяйство справила. Вот и разморило её – уснула. Вон она за девочкой лежит. Пусть поспит, глядишь, и жара спадёт.

Ты поспи, сердечная,
В самую жару.
Рана встала нынче ты,
Встретила зарю.

Не только мама, собачка лохматенькая тоже умаялась по лесу бегать. Вот она, перед девочкой дремлет.

И Барбос лохматенький
Тут же прикорнул.
Хоть бы ветр прохладненький
Чуточку подул.

Но ни ветерка, ни тучки на небе, только солнце палит, траву зеленит. Ни листочек не колЫхнется, ни мягкая, шёлковая былинка не шелОхнется.

Тучек нету в небушке.
Полдень. Тишь. Жара.
Колосится хлебушко –
Убирать пора.

Мягкою периною
Зелена трава
Скоро ляжет сильная
На зиму в стога.

Так и хочется в картину попасть. Потрепать Барбоску за ухом, прислониться к берёзке, поваляться в мягкой, ещё не кошенной, зелёной траве, погреться в лучах жаркого солнца и вдохнуть неповторимый запах русского грибного леса.

Леса родные – русские леса.
Грибов и ягод вкусные дары.
Чистейшие синеют небеса
Июльской нескончаемой жары.

К траве шелкОвой головой прильну.
Зайду в прохладную лесов я сень.
Люблю я в жизни Родину одну –
Тебя, Россия – радость жизни всей!

Картина Пластова А. А. «Летом» (школьное сочинение)


Перевалило лето половину.
И только лишь восток зарозовеет,
Берём с собой плетёные корзины
И за грибами в лес бежим скорее.

Вот это-то красивое время года – конец июля – изобразил известный русский художник Аркадий Александрович Пластов на своей картине «Летом».
Богатая пора, лес полон ягод и грибов,
Бери, не зевай, на зиму запасай.

Корзинка беленьких груздочков,

И вёдра рыжиком полны.
Как на подбор у нас грибочки –
Лесные вкусные дары.

Но прохлада утра закончилась, наступил полдень, и началась летняя жара. Притомились грибники. Вышли из леса. Полны корзинки и вёдра, но до дома путь не близок, а солнце печёт нещадно. Вот и сели передохнуть под берёзку – какая-никакая тень.

Под берёзонькой кудрявой
Посидим и отдохнём.
Шелест листиков по нраву.
А потом домой пойдём.

Девочке на переднем плане картины хоть бы что, и не устала она вовсе, молоденькая совсем, сидит, ягодки перебирает. А мама притомилась, она ж до зари встала, хозяйство справила. Вот и разморило её – уснула. Вон она за девочкой лежит. Пусть поспит, глядишь, и жара спадёт.

Ты поспи, сердечная,
В самую жару.
Рана встала нынче ты,
Встретила зарю.

Не только мама, собачка лохматенькая тоже умаялась по лесу бегать. Вот она, перед девочкой дремлет.

И Барбос лохматенький
Тут же прикорнул.
Хоть бы ветр прохладненький
Чуточку подул.

Но ни ветерка, ни тучки на небе, только солнце палит, траву зеленит. Ни листочек не колЫхнется, ни мягкая, шёлковая былинка не шелОхнется.

Тучек нету в небушке.
Полдень. Тишь. Жара.
Колосится хлебушко –
Убирать пора.

Мягкою периною
Зелена трава
Скоро ляжет сильная
На зиму в стога.

Так и хочется в картину попасть. Потрепать Барбоску за ухом, прислониться к берёзке, поваляться в мягкой, ещё не кошенной, зелёной траве, погреться в лучах жаркого солнца и вдохнуть неповторимый запах русского грибного леса.

Леса родные – русские леса.
Грибов и ягод вкусные дары.
Чистейшие синеют небеса
Июльской нескончаемой жары.

К траве шелкОвой головой прильну.
Зайду в прохладную лесов я сень.

Люблю я в жизни Родину одну –
Тебя, Россия – радость жизни всей!

Мне нравится:

5

Конспект урока по русскому языку на тему «Сочинение по картине А.А. Пластова «Летом» (5 класс)

Сочинение – описание

по картине Аркадия Александровича Пластова «Летом»

Эпиграф

Смотри, как роща зеленеет,

Палящим солнцем облита,

А в ней какою негой веет

От каждой ветки и листа!

Войдём и сядем над корнями

Дерев, поимых родником, —

Там, где, обвеянный их мглами,

Он шепчет в сумраке немом.

Над нами бредят их вершины,

В полдневный зной погружены,

И лишь порою крик орлиный

До нас доходит с вышины.

Ф.И. Тютчев

Организационный момент.

Сообщение темы и задач урока.

Лето – это самое веселое, солнечное, жаркое время года. Его любят все. Это прекрасное время воспевают не только художники в своих картинах, но и поэты. Прочитаем стихи о лете русских поэтов.

Сияет солнце, воды блещут,

На всем улыбка, жизнь во всем

Деревья радостно трепещут

Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, блещут воды,

Любовью воздух растворен,

И мир, цветущий мир природы

Избытком жизни упоен.

Ф.И. Тютчев.

Как здесь свежо под липою густою –

Полдневный зной сюда не проникал,

И тысячи висящих надо мною

Качаются душистых опахал

А там, вдали, сверкает воздух жгучий

Колебляся, как будто дремлет он.

Так резко – слух снотворный и трескучий

Кузнечиков неугомонный звон

За мглой ветвей синеют неба своды,

Как дымкою подернуты слегка,

И, как мечты почиющий природы,

Волнистые проходят облака.

А.А. Фет.

Словарная работа

Пейзаж — жанр изобразительного искусства, в котором предметом изображения является природа.

Описание тип речи. Основная черта описания – одновременность действий, явлений, признаков. .Описание имеет определённую композицию: общее впечатление, описание деталей, частей целого, отношение к тому, что описывал. Объектом описания может быть природа, человек, животное, предмет, помещение, архитектурное сооружение, памятник.

Описание природы…Сегодня об этом мы и поговорим.

Слово учителя о художнике А. А. Пластове и его картинах.

Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) – выдающийся живописец, широко известный в нашей стране и за рубежом как певец русской деревни и русской природы.

Пластов родился в деревне Прислонихе (бывшая Ульяновская область). Здесь прошло его детство. В родной Прислонихе Аркадий Александрович проводит большую часть своей жизни. Вот почему он так хорошо знает жизнь русской деревни.

В его полотнах с большой любовью и мастерством раскрывается красота родной земли, выражается глубокое восхищение человеком-тружеником.

В 1945 году Пластов написал одну замечательную, полную жизнеутверждающей энергии, картину «Сенокос» – естественность бытия победить невозможно: солнце продолжает светить, травы — расти, а люди все также занимаются повседневными делами.

Аркадий Александрович создал огромное количество великолепных произведений, в числе которых несколько сот портретов, персонажами которых были, в основном, односельчане мастера.

Не осталась без внимания тема Великой Отечественной войны. Художник раскрыл всю глубину трагедии народа, когда происходит посягательство на все, что касается естественности бытия, его священных законов, и показал несокрушимость этих законов, крепость народного жизненного начала.

Любимые герои Пластова – деревенские ребятишки – присутствуют почти в каждом его полотне («Витя-подпасок», «Первый снег»). Картины А. А. Пластова радуют нас своими звонкими, сочными красками.

Особенно художника привлекает лето – время года, когда вся природа находится в расцвете. В картине «Летом» (1945) Пластов показал богатство и щедрость родной земли, заслуженный отдых простых тружеников, утомленных сбором грибов и ягод.

Беседа по картине (вопросы учебника упражнение №106)

  1. Любите ли вы ходить в лес, собирать грибы и ягоды?

  2. Посмотрите, как изобразил лето художник А.А. Пластов на картине «Летом». Что привлекло ваше внимание?

Яркая, солнечная опушка леса. Отдыхают девочка и женщина. Корзина и ведро с грибами, глиняный кувшин с ягодами. Сразу бросаются в глаза красная косынка на голове у девочки и зелёная трава.

  1. Рассмотрим картину более внимательно. Опишите всех, кого изобразил художник.

На картине мы видим грибников, расположившихся на отдых. Женщина в синем платье очень устала, собирая грибы и ягоды. Она прилегла на траву, закрыв лицо натруженной рукой, и уснула.

  1. Почему, по-вашему, художник так отчетливо изобразил руки женщины? Какие они?

Руки у женщины загорелые, сильные. Видно, что она много работает. Художник хотел показать нам труженицу.

5. Опишите девочку.

Девочка сидит на траве, она босая, ножки её тоже устали бродить по лесу.

На ней белое платье и яркая красная косынка. Девочка рада отдыху, но руки её продолжают работать: она обрывает ягоды с сорванной ветки и кладёт их в кружку. Лицо у неё загорелое.

6. Что можно сказать о собаке?

Собака верно служит хозяевам. Ей очень жарко. Она тоже не прочь отдохнуть в тени деревьев, положив голову на лапы.

  1. Где расположились грибники? Почему они выбрали это место?

Грибники расположились на красивой полянке среди сочной изумрудной травы, в которой пестреют скромные полевые цветы. Тень кудрявых белоствольных берёз прячет грибников от знойного солнца.

  1. Как показал художник, что стоит солнечный, тихий день?

Стоит знойный день. На солнце ослепительно блестит листва деревьев. Листья не шевелятся, полное безветрие. Летний воздух дышит ароматом трав. Пахнет спелой душистой малиной. Трава высокая, сочная. Хочется лежать в густой траве и смотреть на вершины берёз, на высокое чистое небо.

  1. Какие цвета использовал художник для изображения летнего дня?

Зеленый, светло-зеленый, белый, желтый, светло-коричневый, розовый, красный.

Стихотворение-воспоминание о детстве оставил нам, читателям, поэт Роберт Рождественский:

Помню:

В том лесу

росла клубника.

Нежная,

прохладная

росла.

Ягоды двоились,

наплывали,

в зелень зарывались от жары.

Медленно

качали

головами

солнечные

сочные

шары.

Справа.

Слева.

Всюду!

Повсеместно!

Дальше убегали —

под кусты…

Чёрные жуки

тяжеловесно

плюхались на жёлтые цветы.

Сосны поднимались к небу косо,

солнце било

зло и горячо.

Лёгкие глазастые стрекозы

опускались на моё плечо…

Лексическая работа. Составление словосочетаний.

Ослепительное солнце, изумрудная трава, яркие краски, зелёная цветочная поляна, глиняный кувшин, фиолетовые и жёлтые хрупкие сыроежки, оранжевые лисички, белоствольные берёзы.

Работа над составлением плана

1. Слово о художнике.

2. Описание картины:

а) люди и собака;
б) корзины, кувшин;
в) поляна.

3. Мое впечатление от картины.

Написание сочинения

Сочинение-описание по картине А.А. Пластова «Летом»

Тема: Сочинение-описание по картине А.А. Пластова «Летом»

Цели урока:.

1.Знакомство с творчеством русского художника А.А. Пластова.

2.Подготовка учащихся к сочинению – описанию картины с элементами повествования

3.Развитие связной речи учащихся, навыков составления описания внешности человека, природы, приобщение учащихся к искусству: литературе, живописи.

1.Отобрать необходимый материал для написания сочинения

2.Составить план сочинения.

Наглядные пособия: медиапроектор, раздаточные карточки, репродукции

I. 1.Показ слайдов с пейзажами под тихую музыку.

2.Начало урока. Запись темы и даты в тетрадях..

3. Чтение эпиграфа урока:

Я сорвал цветок – и он завял.

У меня в ладони.

Можно только сердцем.

4. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Учащиеся помогают определить цель урока.

5 Фонетическая минутка над скороговоркой.

6. Выразительное чтение отрывков стихотворений

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

На потоплённые луга.

Синея, блещут небеса.

Как будто пухом зеленеют.

Летит из кельи восковой.

Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками…

Купаясь в небе голубом.

Избытком жизни упоен.

Пейзаж… Природа… Порой мы даже не замечаем той красоты, среди которой живем. Искусство пейзажа напоминает нам об этом. Каждый настоящий художник-пейзажист, внося в картину свое отношение к природе, как бы приглашает нас пристальнее вглядеться в нее и насладиться ею. А может, и пообщаться с ней. Не надо думать, что природа — это нечто неподвижное и молчаливое.

II. 7. Словарно-лексическая работа

1) Определим, как образованы эти слова?

Пейзажист, анималист, баталист, маринист, портретист.

2) Вставим пропущенные буквы:

Залитая солнц… поляна, на опушке лес…, толст… стволы двух берёз, тень под раскидист… кроной деревьев, знойн… (жарк….) полдень, устал… грибники, наполнена дыханием летн… дня, запахи трав, в тени деревьев, грибники, отдыхающие на траве

3) Найдем эпитеты и сравнения

1). Береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего… (И. Тургенев).

2) Как украсили и зажгли лес берёзы! Зелёные, они сливались с лесом, а сейчас горят среди сосен золотыми кострами. (Г. Николаева).

3) Берёзовые рощи стоят, как толпы девушек-красавиц в шитых золотым листом полушалках. (К.Паустовский).

8. Показ репродукций картин на слайдах.

Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством выдающегося русского художника А. Пластова.

9. Подготовленный ученик рассказывает о художнике Пластове.

Аркадий Александрович Пластов родился в 1893 году в селе Прислониха Ульяновской области, где провел большую часть своей жизни. Прадед, дед и отец Пластова тоже были живописцами. Сам он начал рисовать с раннего детства и юношей дал себе клятву «быть только живописцем и никем более». Он был влюблен русскую природу, в деревенскую жизнь.

А. Пластов написал много картин. Некоторые из них перед нами, и все они посвящены деревенской жизни, крестьянским детям. Это «Летом», «Полдень», «Сенокос», «Первый снег», «Фашист пролетел».

В творчестве Пластова нашли отражение и суровые годы Великой Отечественной войны.

10. Рассмотрим репродукцию картины «Летом», которая была написана на родине художника.

Лето – это самое веселое, солнечное, жаркое время года. Его любят все. Это прекрасное время воспевают художники в своих картинах. Это полотно написано масляными красками или, как говорят, маслом. Они обладают удивительным свойством – с их помощью можно передать все цветовые оттенки, детали, а можно сделать и так, как сделал Пластов: крупные красочные, размашистые мазки создают ощущение движения воздуха жарким летним днём. Картина будто вся пронизана спокойствием и ощущением дома, где всегда чувствуешь себя уверенно и защищённым.

Во всём чувствуется светлая (радостная, мажорная) яркость тёплых красок. Крестьяне, чей труд и тяжек, и свят, для Пластова – воплощение гармонии природы и человека.

11. Физкультпауза

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу,

В стороны руки,

Плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем –

Крылья сложили назад.

III. Работа над картиной А.А. Пластова «Летом»

Воспользуемся советом Антона Павловича Чехова, который говорил, что обязательно нужно представлять самого себя среди того пейзажа, который написан художником, — тогда картина оживёт.

Попробуем «войти» в картину, почувствовать чистый, прозрачный воздух, шелест листьев. Опишем свои ощущения, то настроение, которое возникло у нас, когда мы оказались в солнечный летний день на лесной поляне.

— Что изображено на картине? (Летний солнечный день. Лесная полянка. Солнце светит на полянку. От солнца трава желтая.)

— Что растет на поляне? (Растут две березы, луг осыпан цветами, цветут голубенькие колокольчики, белые ромашки)

— Кто пришел на полянку? (Грибники. Они набрали полную корзину грибов и решили отдохнуть. Они спрятались от солнечных лучей под тенью берез)

— Опишите девочку. Что она делает? Во что одета? (Девочка в белом платочке, в красном платке обирает ягодки с сорванного кустика)

— Опишите бабушку. (Бабушка в синем платке, в синем платье, в фартуке. Она задремала и положила одну руку под голову, а другой прикрылась от солнца. Руки у нее мозолистые, она много работает)

— Кого мы еще видим на картине? (Собачку. Она лежит рядом с девочкой. У нее густая светло-коричневая шерсть, и ей очень жарко)

— Какие краски использовал в своей картине художник, характерные для лета? (Яркие, сочные краски, здесь преобладают зеленый и желтый цвета)

— Картина обладает притягательной силой. Чем она привлекательна? (С помощью красок художник сумел передать в картине разморенных жарой людей, и собаку, и знойный полдень. Вся картина как бы наполнена дыханьем летнего дня, запахами трав)

IV. Устная работа над сочинением с использованием ключевых слов по примерному плану:

1.Солнечный день.

2.Лесная полянка.

3.Девочка с ягодами.

4. Спящая бабушка.

5. Усталая собачка.

6.Чем привлекательна картина.

V. Выступления учащихся с составленными сочинениями

VI. Домашнее задание по выбору учащегося: написать сочинение по картине «Летом» или нарисовать свой жанровый пейзаж.

VII. Итог урока.

Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию по картине А. Пластова «Летом».

Познакомить с творчеством русского художника А.А.Пластова. Приобщать учащихся к искусству: литературе, живописи, музыке. Развивать монологическую связную речь учащихся, учить составлять описание внешности человека, природы. Работать над расширением словарного запаса учащихся, развивать орфографическую и пунктуационную грамотность.
  • Познакомить с творчеством русского художника А.А.Пластова.
  • Приобщать учащихся к искусству: литературе, живописи, музыке.
  • Развивать монологическую связную речь учащихся, учить составлять описание внешности человека, природы.
  • Работать над расширением словарного запаса учащихся, развивать орфографическую и пунктуационную грамотность.
Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) – выдающийся живописец, широко известный в нашей стране и за рубежом как певец русской деревни и русской природы. Пластов родился в деревне Прислониха (Ульяновская область). Здесь прошло его детство, вот почему он так хорошо знает жизнь русской деревни. В его полотнах с большой любовью и мастерством раскрывается красота родной земли, выражено глубокое восхищение человеком-тружеником.

Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) – выдающийся живописец, широко известный в нашей стране и за рубежом как певец русской деревни и русской природы.

Пластов родился в деревне Прислониха (Ульяновская область). Здесь прошло его детство, вот почему он так хорошо знает жизнь русской деревни.

В его полотнах с большой любовью и мастерством раскрывается красота родной земли, выражено глубокое восхищение человеком-тружеником.

Картины А. А. Пластова «Родник» «Сенокос»

Картины А. А. Пластова

«Родник»

«Сенокос»

Картины А. А. Пластова «Родник» «Сенокос»

Картины А. А. Пластова

«Родник»

«Сенокос»

Картины А.А.Пластова «Ужин тракториста» «Полдень»

Картины А.А.Пластова

«Ужин тракториста»

«Полдень»

Картины А.А.Пластова «Первый снег» «Лето»

Картины А.А.Пластова

«Первый снег»

«Лето»

Любимые герои Аркадия Пластова – деревенские ребятишки – присутствуют почти в каждом его полотне. («Витя-подпасок», «Первый снег» и другие ) . «Ребятишек я люблю, - говорил он. – Как описать их прелесть? В детском лице на открытом воздухе – ясность, свежесть цвета, приближающаяся по красоте к звукам. Писать ребятишек – одно наслаждение».

Любимые герои Аркадия Пластова – деревенские ребятишки – присутствуют почти в каждом его полотне. («Витя-подпасок», «Первый снег» и другие ) .

«Ребятишек я люблю, — говорил он. – Как описать их прелесть? В детском лице на открытом воздухе – ясность, свежесть цвета, приближающаяся по красоте к звукам. Писать ребятишек – одно наслаждение».

«Нет, не пейзаж влечёт меня, Не краски жадный взор подменит. А то, что в этих красках светит: Любовь и радость бытия».

«Нет, не пейзаж влечёт меня,

Не краски жадный взор подменит.

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия».

Картины А.А.Пластова В полотнах А. А. Пластова с большой любовью и мастерством раскрывается красота родной земли, выражается глубокое восхищение человеком-тружеником. Любимые герои Пластова – деревенские люди – присутствуют почти в каждом его полотне Картины А. А. Пластова радуют нас своими яркими, сочными красками и жизнерадостным настроением. Особенно художника привлекает лето – время года, когда вся природа находится в расцвете. В картине «Летом» (1945 г.) Пластов показал богатство и щедрость родной земли, заслуженный отдых простых тружеников, утомлённых сбором грибов и ягод.

Картины А.А.Пластова

В полотнах А. А. Пластова с большой любовью и мастерством раскрывается красота родной земли, выражается глубокое восхищение человеком-тружеником. Любимые герои Пластова – деревенские люди – присутствуют почти в каждом его полотне Картины А. А. Пластова радуют нас своими яркими, сочными красками и жизнерадостным настроением.

Особенно художника привлекает лето – время года, когда вся природа находится в расцвете. В картине «Летом» (1945 г.) Пластов показал богатство и щедрость родной земли, заслуженный отдых простых тружеников, утомлённых сбором грибов и ягод.

Как здесь свежо под липою густою – Полдневный зной сюда не проникал, И тысячи висящих надо мною Качаются душистых опахал А там, вдали, сверкает воздух жгучий Колебляся, как будто дремлет он. Так резко – слух снотворный и трескучий Кузнечиков неугомонный звон. За мглой небес синеют неба своды, Как дымкою подёрнуты слегка, И, как мечты почиющей природы, Волнистые проходят облака.  А.А.Фет.

Как здесь свежо под липою густою –

Полдневный зной сюда не проникал,

И тысячи висящих надо мною

Качаются душистых опахал

А там, вдали, сверкает воздух жгучий

Колебляся, как будто дремлет он.

Так резко – слух снотворный и трескучий

Кузнечиков неугомонный звон.

За мглой небес синеют неба своды,

Как дымкою подёрнуты слегка,

И, как мечты почиющей природы,

Волнистые проходят облака.

А.А.Фет.

Рассмотрите картину А.А.Пластова «Летом» Кого изобразил художник? Опишите героев картины. Почему художник так отчётливо изобразил руки женщины? Какие они? Опишите девочку: её позу, что она делает, как одета. Что в наряде девочки особенно бросается в глаза? Что можно сказать о лице девочки? Кто примостился у ног девочки? Опишите верного друга. Где расположились грибники? Почему они выбрали это место? Как показал художник, что стоит солнечный и тихий день? Какие цвета использовал художник для изображения летнего солнечного дня? Какие краски преобладают в картине?

Рассмотрите картину

А.А.Пластова «Летом»

  • Кого изобразил художник? Опишите героев картины.
  • Почему художник так отчётливо изобразил руки женщины? Какие они?
  • Опишите девочку: её позу, что она делает, как одета.
  • Что в наряде девочки особенно бросается в глаза?
  • Что можно сказать о лице девочки?
  • Кто примостился у ног девочки? Опишите верного друга.
  • Где расположились грибники? Почему они выбрали это место?
  • Как показал художник, что стоит солнечный и тихий день?
  • Какие цвета использовал художник для изображения летнего солнечного дня?
  • Какие краски преобладают в картине?
Герои картины На картине мы видим женщину и девочку. Наверное, это мать с дочкой или бабушка с внучкой. Женщина в тёмном платье и синем платке устала от долгой ходьбы по лесу: собирала грибы и ягоды. Она лежит в густой траве и дремлет, прикрыв лицо от солнца рукой. Руки у женщины загорелые, натруженные, сильные. Сразу видно, что она много работает. Девочка сидит на траве, вытянув босые ноги, неторопливо обрывает с ветки спелые сочные ягоды и бросает их в кружку. На ней белое платье и красный платок. Её смуглое лицо спокойно, безмятежно. Глаза опущены, тонкие чёрные брови несколько подняты вверх.

Герои картины

На картине мы видим женщину и девочку. Наверное, это мать с дочкой или бабушка с внучкой.

Женщина в тёмном платье и синем платке устала от долгой ходьбы по лесу: собирала грибы и ягоды. Она лежит в густой траве и дремлет, прикрыв лицо от солнца рукой. Руки у женщины загорелые, натруженные, сильные. Сразу видно, что она много работает.

Девочка сидит на траве, вытянув босые ноги, неторопливо обрывает с ветки спелые сочные ягоды и бросает их в кружку. На ней белое платье и красный платок. Её смуглое лицо спокойно, безмятежно. Глаза опущены, тонкие чёрные брови несколько подняты вверх.

Пейзаж Грибники расположились на тихой лесной полянке, в тени густых ветвей берёз, чтобы скрыться от жары. Полянка очень красивая, среди сочной изумрудной зелени травы пестреют голубые колокольчики, ромашки с чуть поникшими лепестками, скромные жёлтые цветы. Ослепительное солнце озаряет всю поляну и окрашивает её в желтоватый цвет. Яркий солнечный свет так и играет на листьях берёз, освещая их. От этого они золотистого цвета, а те, что в тени,- тёмно-зелёного. Цветы, травы, листья на деревьях спокойны, не шелохнуться, потому что лесу тихо, безветренно.

Пейзаж

Грибники расположились на тихой лесной полянке, в тени густых ветвей берёз, чтобы скрыться от жары. Полянка очень красивая, среди сочной изумрудной зелени травы пестреют голубые колокольчики, ромашки с чуть поникшими лепестками, скромные жёлтые цветы.

Ослепительное солнце озаряет всю поляну и окрашивает её в желтоватый цвет. Яркий солнечный свет так и играет на листьях берёз, освещая их. От этого они золотистого цвета, а те, что в тени,- тёмно-зелёного. Цветы, травы, листья на деревьях спокойны, не шелохнуться, потому что лесу тихо, безветренно.

Дары леса День для грибников был удачным. Они собрали огромную корзину и ведро грибов. Здесь разные грибы : и толстые боровики, и крепкие подосиновики, и небольшие лисички, и хрупкие разноцветные сыроежки. А в глиняном кувшине краснеют крупные ягоды спелой малины. Щедро одарил лес своих гостей летними плодами.

Дары леса

День для грибников был удачным. Они собрали огромную корзину и ведро грибов. Здесь разные грибы :

и толстые боровики, и крепкие подосиновики, и небольшие лисички, и хрупкие разноцветные сыроежки. А в глиняном кувшине краснеют крупные ягоды спелой малины. Щедро одарил лес своих гостей летними плодами.

Какое впечатление вызывает картина? Картина А.А.Пластова «Летом» вызывает радостное настроение. Хочется долго смотреть на картину, не отрывая глаз. Природа, которая изображена на ней, настолько нам близка, что создаётся впечатление, будто мы уже видели этот чудесный уголок природы и не раз бывали здесь. Возникает желание вернуть летние деньки и отправиться в лес за грибами и ягодами, окунуться в красоту солнечного дня и почувствовать щедрость русской природы.

Какое впечатление

вызывает картина?

Картина А.А.Пластова «Летом» вызывает радостное настроение. Хочется долго смотреть на картину, не отрывая глаз. Природа, которая изображена на ней, настолько нам близка, что создаётся впечатление, будто мы уже видели этот чудесный уголок природы и не раз бывали здесь.

Возникает желание вернуть летние деньки и отправиться в лес за грибами и ягодами, окунуться в красоту солнечного дня и почувствовать щедрость русской природы.

С помощью цвета художник создаёт образ, передаёт своё отношение. Вызывает определенное настроение. Желтый, розовый, красный, оранжевый цвета называют тёплыми. Они помогают художнику передать радостное и светлое настроение. Синий, темно-голубой. Фиолетовый, серый – это холодные цвета. Они обычно вызывают чувства грусти и печали. Картина обладает притягательной силой. С помощью красок художник сумел передать в картине разморенных жарой людей, и собаку, и знойный полдень. Вся картина как бы наполнена дыханьем летнего дня, запахами трав.

С помощью цвета художник создаёт образ, передаёт своё отношение. Вызывает определенное настроение. Желтый, розовый, красный, оранжевый цвета называют тёплыми. Они помогают художнику передать радостное и светлое настроение. Синий, темно-голубой. Фиолетовый, серый – это холодные цвета. Они обычно вызывают чувства грусти и печали.

Картина обладает притягательной силой. С помощью красок художник сумел передать в картине разморенных жарой людей, и собаку, и знойный полдень. Вся картина как бы наполнена дыханьем летнего дня, запахами трав.

Напишите сочинение по картине А.А.Пластова «Летом» План описания Рабочие материалы Женщина Устала и уснула на свежем воздухе, натруженные работой руки, спокойный сон... Девочка Яркий красный платок, он притягивает наш взгляд... Собака Верный друг, устала бегать по лесу, в тени... Природа Яркий летний день, изумрудно-зелёная трава, ослепительный луч солнца, солнечные зайчики... Настроение Радостное настроение, праздничное сочетание красок,  особая красота…

Напишите сочинение

по картине

А.А.Пластова «Летом»

План описания

Рабочие материалы

Женщина

Устала и уснула на свежем воздухе, натруженные работой руки, спокойный сон…

Девочка

Яркий красный платок, он притягивает наш взгляд…

Собака

Верный друг, устала бегать по лесу, в тени…

Природа

Яркий летний день, изумрудно-зелёная трава, ослепительный луч солнца,

солнечные зайчики…

Настроение

Радостное настроение, праздничное

сочетание красок, особая красота…

Солнечный день. Лесная полянка. Девочка. Бабушка. Собачка. Чем привлекательна картина.
  • Солнечный день.
  • Лесная полянка.
  • Девочка.
  • Бабушка.
  • Собачка.
  • Чем привлекательна картина.
Аркадий Пластов не уставал любоваться красотой родной земли, её удивительной способностью приносить урожай. Этот восторг художника перед вечной красотой и силой земли ощущается во всех её проявлениях. Кто сравнится с Пластовым в умении передавать свет солнца. Его живительную влагу и тепло. Словно волшебник, поймав лучи солнца на кончик кисти, он заполнил ими свои полотна, вдохнув в них жизнь и красоту.

Аркадий Пластов не уставал любоваться красотой родной земли, её удивительной способностью приносить урожай. Этот восторг художника перед вечной красотой и силой земли ощущается во всех её проявлениях. Кто сравнится с Пластовым в умении передавать свет солнца. Его живительную влагу и тепло.

Словно волшебник, поймав лучи солнца на кончик кисти, он заполнил ими свои полотна, вдохнув в них жизнь и красоту.

Сияет солнце, воды блещут, На всем улыбка, жизнь во всём. Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом.  Поют деревья, блещут воды, Любовью воздух растворен, И мир, цветущий мир природы Избытком жизни упоен.  Ф.И.Тютчев.

Сияет солнце, воды блещут,

На всем улыбка, жизнь во всём.

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, блещут воды,

Любовью воздух растворен,

И мир, цветущий мир природы

Избытком жизни упоен.

Ф.И.Тютчев.

Сочинение по картине А. Пластова «Летом»

Тема урока: Сочинение по картине А. А. Пластова «Летом».

Цели урока: 1) вызвать у учащихся желание обсудить увиденное на картине А. А. Пластова «Летом»;

2) научить учащихся точному, полному описанию изображенного на картине;

3) пополнить словарный запас учащихся по теме «Лето»;

4) закрепить правописание падежных окончаний имен прилагательных; 
5) воспитывать любовь к родной природе. 

Ход урока.

  1. Сообщение темы и цели урока.

-Начать сегодняшний урок мне хочется строками стихотворения Ф. И Тютчева.

Смотри, как роща зеленеет, 
Палящим солнцем облита, 
А в ней — какою негой веет 
От каждой ветки и листа! 

Войдем и сядем над корнями 
Дерев, поимых родником,- 
Там, где, обвеянный их мглами, 
Он шепчет в сумраке немом. 

Над нами бредят их вершины, 
В полдневный зной погружены, 
И лишь порою крик орлиный 
До нас доходит с вышины… 

-Как вы думаете, какое время года описывает Ф. И. Тютчев?

(Лето).

-А каким чувством проникнуто стихотворение?

(Восторг).

-Поэт восхищается красотой лета. Лето — время года, в которое влюблены все: и поэты, и художники, и музыканты, и простые люди. Картина, к которой мы сегодня обратимся, так и называется «Летом», автор её — Аркадий Александрович Пластов. Откройте тетради, запишите тему урока (слайд №1).

Цель нашего урока – научиться точному, полному описанию изображенного на картине; пополнить словарный запас по теме «Лето»; закрепить правописание падежных окончаний имен прилагательных; воспитывать любовь к родной природе (слайд №2).

  1. Рассказ о художнике А. А. Пластове и его картинах.

Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) – выдающийся живописец, народный художник СССР, лауреат Государственной премии – широко известен как певец русской природы (слайд №3).

Пластов родился в деревне Прислонихе Ульяновской области. Здесь прошло его детство. В раннем детстве Аркадий был сильно впечатлён работой реставраторов, и решил стать живописцем. Отец Аркадия хотел, чтобы сын стал священнослужителем и поэтому отдал его учиться в Симбирское духовное училище. Затем Пластов закончил духовную семинарию. Учился живописи у молодого художника Д.И.Архангельского. Учился в скульптурной мастерской Строгановского училища в Москве. Закончил Училище живописи, ваяния и зодчества. Стал тем, кем мечтал быть с детства – художником (слайд №4).

В родной Прислонихе Аркадий Александрович проводил большую часть своей жизни. Здесь живут герои его картин (слайд №5). Здесь поля, на которых работали его отец, деды и прадеды, сам художник. Вот почему он так хорошо знает жизнь русской деревни.

Его полотна раскрывают красоту и силу родной земли, выражают восхищение человеком-тружеником. Художник всегда стремился передать внутренний мир изображаемых людей, их мысли, чувства, переживания. Любимые герои Пластова – деревенские ребятишки. Они присутствуют практически в каждом его полотне (слайд №5), например, в картинах «Витя-подпасок» (слайд №6), «Первый снег» (слайд №7), «Летом» (слайд №8), «Ужин трактористов» (слайд №9), «На колхозном току» (слайд №10), «Фашист пролетел» (слайд №11) и др.

Картины А. А. Пластова радуют своими звонкими, сочными красками, красотой изображённой в них природы. Художника особенно привлекает лето – время года, когда вся природа расцветает (слайд №12). В картине «Летом» (1954г.) А. А. Пластов показал богатство и щедрость родной земли.

  1. Беседа.

-Скажите, ребята, любите ли вы ходить в лес, собирать грибы, ягоды?

(ответы учащихся должны представлять собой связные законченные высказывания).

-А теперь давайте посмотрим, как изобразил лето Аркадий Александрович Пластов на своей картине. Наша с вами задача – описать картину. Вспомним, что такое описание.

(Описание – это изображение какого-либо предмета, явления действительности путём перечисления и раскрытия его основных признаков. Описать можно пейзаж, портрет человека, его действия, внешний вид животного, какого-либо предмета. Цель описания — увидеть предмет описания, представить его в своем сознании. Композиция описания: 1. Общее представление о предмете. 2. Отдельные признаки предмета. 3. Авторская оценка, вывод, заключение (слайд №13).

-Что прежде всего привлекло ваше внимание на картине (слайд №14)?

(Яркая, солнечная опушка леса, здесь расположились на отдых девочка и женщина. Рядом стоят корзина и ведро с грибами, глиняный кувшин с ягодами. На голове у девочки красная косынка. Ярко-зелёная трава).

-Вглядитесь внимательнее. Кого изобразил художник? Опишите каждого из героев картины более подробно.

(На картине мы видим женщину и девочку. Наверное, это мать с дочерью, а, может быть, бабушка с внучкой. На женщине синее платье, видно, она очень устала, утомилась от жары и долгой ходьбы по лесу: собирала грибы и ягоды. Она прилегла на густую траву и крепко уснула, прикрыв лицо рукой от солнца).

-На чём акцентирует наше внимание художник в образе женщины?

(На руках).

-Какие они?

(Руки у женщины загорелые, натруженные, сильные, сразу видно, что ей приходится много работать. Художник хотел показать, что эта женщина – великая труженица).

-Опишите девочку. Как она сидит, что делает, как одета?

(Девочка сидит на траве, вытянув босые ноги, неторопливо срывает с ветки спелые сочные ягоды и бросает их в кружку. На ней белое платье и красный платок).

-Что в наряде девочки особенно бросается в глаза? Что можно сказать о лице девочки?

(Ярко-красный платочек сразу выделяет девочку на фоне картины, притягивает наш взгляд, и мы начинаем внимательно вглядываться в её лицо. Её смуглое румяное лицо спокойно. Глаза опущены, тонкие чёрные брови приподняты вверх. Из-под платка выбиваются тёмные длинные волосы, одна прядь спадает на грудь).

-Что вы можете сказать ещё об одном герое картины – о собаке?

(Собака выбрала место рядом с девочкой, она лежит, вытянув вперёд лапы и положив на них морду. Глаза у собаки прикрыты, уши опущены, видимо, она тоже устала бегать по лесу).

-Где расположились грибники? Почему они выбрали это место?

(Грибники расположились на тихой лесной полянке в тени под густыми ветвями берёзок, чтобы укрыться от жары. Полянка очень красивая: среди сочной изумрудной зелени травы пестреют цветы: голубые колокольчики, ромашки с чуть поникшими от зноя лепестками, какие-то жёлтые цветы).

-Как художник показывает, что стоит солнечный и тихий день?

(Ослепительное солнце озаряет поляну и окрашивает её в жёлтоватый цвет. Яркий солнечный свет так и играет на листьях берёз, освещая их. От этого они золотистого цвета, а те, что в тени, — тёмно-зелёного. Цветы, травы, листья на деревьях спокойны, не шелохнутся, потому что в лесу тихо, безветренно).

-Какие цвета использовал художник для изображения летнего солнечного дня? Какие краски преобладают в картине?

(Зелёный, светло-зелёный, белый, жёлтый, светло-коричневый, розовый, красный).

-Цвет в картине имеет большое значение. С помощью цвета художник создаёт образ, передаёт своё отношение, вызывает определённое настроение. В живописи очень важное значение имеет разграничение цветов на теплые и холодные. Жёлтый, розовый, красный, оранжевый цвета художники называют тёплыми. Теплые цвета ассоциируются в нашем сознании с солнечным светом, огнем, теплом, которое они излучают. Они помогают художнику передать радостное и светлое настроение. Синий, тёмно-голубой, фиолетовый – это холодные цвета. Холодные цвета – это цвета снега, льда, воды. Есть цвета, которые могут быть и холодными, и тёплыми. Таким цветом является, например, зелёный. Если холодный цвет смешивать с теплым, то он изменит свой цветовой тон и станет теплее (слайд №15).

-Какое впечатление производит на вас картина А. А. Пластова «Летом» (слайд №14)?

(Хочется долго смотреть на картину, не отрывая глаз. Природа, которая изображена на ней, настолько нам близка и понятна, что создаётся впечатление, будто ты уже видел этот чудесный уголок природы и не раз бывал здесь).

-В картине А. А. Пластова «Летом» преобладают тёплые цвета. Разноцветие природы художник передаёт праздничным сочетанием красок. Он использует контрастные, яркие, насыщенные цвета (красная косынка и белое платье девочки, синяя одежда спящей женщины, жёлтые пятна цветов на ярко-зелёном фоне травы), которые придают картине особое очарование, вызывают чувство радостной приподнятости.

IV. Работа над синонимами, изобразительными средствами.

-Составьте по теме картины словосочетания или предложения со словами: зелёный-изумрудный; яркий-ослепительный.

-При описании каких предметов мы используем прилагательные зелёный, яркий, а когда можем воспользоваться словами изумрудный, ослепительный? Составьте с этими словами словосочетания или предложения.

(Наиболее удачные из составленных учащимися словосочетаний и предложений записываются: «солнечные зайчики играют в траве»; «ослепительный луч солнца»; «яркие краски лета», «свежая, яркая, чистая зелень», «сверкают, подобно дорогим изумрудам», «лёгкие листья берёз, словно волна ослепительных брызг»).

-Какие изобразительные средства вы будете использовать при описании куртины?

(Сравнения, эпитеты, олицетворения (слайд №16).

  1. Составление плана сочинения (слайд №17).

Вступление.

  1. Тема и основная мысль картины А. А. Пластова.

II. Основная часть. Описание картины А. А. Пластова «Летом».

  1. Внешний вид, выражение лиц, позы героев картины.

  2. Пейзаж.

  3. Настроение, вызванное картиной.

III. Заключение.

Мастерство художника.

V. Работа над темой и основной мыслью картины.

-Что такое тема и основная мысль картины?

(Тема-это предмет изображения. Основная мысль – это авторский замысел, который художник раскрывает изобразительными средствами, в зависимости от своего личного подхода к теме (слайд №18).

-Из всего услышанного на уроке сделайте вывод, какова тема и основная мысль картины А. А. Пластова «Летом».

(Тема картины — красота летней природы. Основная мысль — желание автора показать богатство и щедрость родной земли (слайд №19).

VI. Устное описание картины (2-3 сильных ученика).

Примерный ответ.

Лето – прекрасная пора, которая дарит нам не только хорошую солнечную погоду, а и целые корзины ягод, фруктов, грибов!  О лете написано много стихотворений, созданы картины. Одна из них – картина А. А. Пластова «Летом». На ней изображён знойный летний полдень. Под густыми ветвями белоствольной берёзки расположились грибники, рядом с ними – собака. На переднем плане картины мы видим девочку в белом платьице и красном платочке. Она сидит на траве, неторопливо обирает с веточки спелые ягоды и складывает их в кружку. Красный платок девочки притягивает взгляд, и мы внимательно вглядываемся в её лицо. Глаза девочки опущены, на смуглых щеках играет румянец. Из-под платочка виднеются тёмные волосы, одна прядь выбилась и упала на грудь.

Рядом с девочкой улеглась собака. Глаза у неё прикрыты, уши опущены, видимо, она тоже устала бегать по лесу.

Позади девочки лежит женщина в синем платье и синем платке. Она, очевидно, очень устала и уснула на свежем воздухе. Одну руку она положила под голову, а другой прикрыла голову от палящего солнца. Притягивает взгляд рука женщины, поднятая вверх. Художник очень ярко нарисовал её. Рука загорелая, сильная, натруженная. Сразу видно, что женщине приходится много работать.

В густой траве стоят корзина и ведро с грибами. В корзине лежат большие грузди, а в ведре – боровики с красно-коричневыми шляпками на крепких ножках. Здесь же стоит глиняный кувшин, полный спелой малины. Яркие сочные ягоды так и просятся в рот, очень хочется ощутить на губах сладкий малиновый сок, вдохнуть запах целебной лесной ягоды. Женщина с девочкой расположились под большой берёзой на тихой красивой поляне, окружённой белоствольными берёзами. Среди сочной изумрудной травы пестреют голубые колокольчики, ромашки, какие-то жёлтые цветы. Ослепительные лучи солнца сверкают на листьях берёз и окрашивают их в золотистый цвет.

Мне очень нравится эта картина. Художнику удалось передать неповторимую прелесть летнего дня. Яркие краски радуют глаз, поднимают настроение, будят воспоминания о летних днях. Хочется долго смотреть на картину и вдруг очутиться на этой солнечной полянке, полюбоваться красотой природы, насобирать много ягод и грибов, вдохнуть их аромат и полежать в мягкой душистой траве.

VII. Самостоятельная работа учащихся

Во время самостоятельной работы учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся. Желающие зачитывают фрагменты сочинений вслух. Учитель проводит анализ, отмечая достоинства и недостатки в работах школьников.

VIII. Задание на дом.

Написать черновой вариант сочинения по картине А. А. Пластова «Летом».

Литература.

1. Владимирская Г. Н. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя. – М.:ТЦ Сфера, 2003.

2. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения. 5-7 классы. М., Просвещение, 1991.

3. Котова О.Ф. Вырази себя в слове. Коломна, 1993.

6


Leave a Reply