Разное

Рубаха русская мужская фото – Косоворотка мужская рубашка русская рубашка «Долголетие» – заказать на Ярмарке Мастеров – HL4W5RU

Содержание

Русская мужская рубаха — основа национального костюма

Русская мужская рубаха — основа национального костюма

Русский национальный костюм для мужчины состоял из подпоясанной рубахи, которая носилась навыпуск, и портов (штанов). Русские рубахи были абсолютно одного покроя и у знати, и у крестьян. О том, что из себя представлял основной элемент русского гардероба, мы расскажем в этом материале.

Рубаха была основой гардероба как для мужчин, так и для женщин, вне зависимости от благосостояния, социального статуса, семейного положения и региона Российской империи. Первая рубашка появлялась у младенца сразу после рождения: первую пеленку мальчику делали из рубахи отца, девочке — из рубахи матери.

Первые детские рубашки также старались шить из рубах родителей. Славяне считали, что так энергия предков передастся малышам и защитит их. До определенного возраста одежда мальчиков и девочек выглядела одинаково и представляла собой длинную косоворотку. На трехлетие дети получали свою первую рубаху из новой ткани.

М. Громыко. Мир русской деревни

Русская мужская рубаха — основа национального костюма

По сути косоворотка представляла собой два соединенных полотнища — на груди и на спине, которые соединялись на плечах двумя текстильными четырехугольниками. Этот универсальный крой использовали и для дорогих горничных рубах, и для повседневных крестьянских рубах. Разница была лишь в ткани, из которой шили изделия.

В традиционные мужские рубахи вшивали подмышками квадратные ластовицы для того, чтобы готовое изделие не стесняло движений. Кроме того, по бокам вшивали треугольные клинья. Длина рукава была разной — в зависимости от назначения готового изделия.

Русская косоворотка, вид спереди и сзади

Русская мужская рубаха — основа национального костюма

Воротника либо не было вообще, либо он был стоячим — круглым или четырехугольным. Чтобы он держал форму, под ткань зашивали берестяную или кожаную основу. Разрез на груди был либо по центру, либо сбоку (косоворотка). Застегивался он на пуговицу или завязывался тесемками.

Некоторые истории считают, что рубахи с косой застежкой стали носить из-за того, что в прямой разрез выпадал нательный крестик на веревочке или цепочке.

Русский крестьянин носил рубаху в качестве верхней одежды, богатые люди и представители высших сословий — в качестве нижней. Князья и бояре дома надевали особую шелковый рубаху — горничную.

Русская мужская рубаха — основа национального костюма

Русские рубахи как правило были домоткаными, поэтому были естественных цветов хлопка, льна и т.д. С распространением текстильных мануфактур и фабрик, а также ростом доступности красителей, русские стали носить рубахи разных цветов — белые, синие, красные…

Главное украшение рубахи — вышивки, которые пускали по вороту, нижнему краю изделия, и концам рукавов. Эти места украшались неслучайно. Традиция украшать вышивками одежду вышивками именно в этих местах восходит к дохристианским славянским верованиям. Наши предки считали, что через отверстия в одежде к человеку могут проникнуть злые духи и навредить ему. Кроме того, через главное отверстие — горловину — улетает душа, когда человек умирает.

Славяне верили, что обереги, вышитые в виде орнаментов на одежде, защитят владельца от сглаза, болезни, несчастного случая и помешают душе улететь. Каждый элемент вышивки носил глубокое символическое значение. И хотя изначальный смысл украшений сейчас потерян, некоторые из этих элементов используются до сих пор.

Мастерская Ангел создает разнообразные рубахи для мужчин и мальчиков в русском народном стиле. Рубахи из габардина, креп-сатина и хлопка будут служить по несколько десятилетий, если за ними бережно ухаживать. В каталоге представлены изделия с напечатанным на ткани рисунком, а также с декоративными вставками из платковой ткани с павловопосадским узором, парчи, яркого креп-сатина, многие рубахи декорированы цветной тесьмой и вышивкой.

История русской рубахи

Сегодня наш разговор пойдет об истории русской традиционной мужской рубахи с раннего средневековья и до наших дней.

Само слово «рубаха» однокоренное со словом «рубить» корня «РЪБ», что имело значение «строить, кроить, оформлять». Еще одно слово, которым называется мужская нательная одежда, — «сорочка», «сорочица», «срачица», — употребляется в значении «одежда, крестьянская рубаха». Одно из самых известных названий, встречающихся в современности, — «косоворотка».

На территории будущего древнерусского государства проживали восточнославянские племена, каждое из которых обладало собственным характерным набором деталей одежды. Есть попытки реконструкции внешнего вида древних славян, но подробнее на этом мы не будем останавливаться, а перейдем непосредственно к мужским рубахам периода древнерусского государства.

 

Рубаха в Древней Руси

На сегодняшний день мы имеем немного источников по мужским рубахам в средневековье, тем не менее по ним можно составить представление о древнерусской одежде.

Исследователь Сабурова М.А. провела подробное исследование [1] мужских погребальных рубах XI-XII веков, найденных на территории Владимиро-Суздальского княжества. Их особенность заключается в том, что сохранились лишь фрагменты с вышивкой: воротники, подолы, манжеты (в иных случаях, располагавшиеся пуговицы указывали на наличие ворота). Затруднение вызывает восстановление кроя рубахи. Исследователи предполагают, что она имела туникообразный крой, который прослеживается в более поздние времена и дошел до наших дней в традиционной одежде (

рис. 1). Аналогичный крой имел место у наших северных соседей — скандинавов.

Рис. 1. Прямой туникообразный крой

Туникообразные рубахи имели как круглый, прямоугольный, либо трапециевидный вырез голошейкой, то есть без воротника-стойки, так и круглый вырез с воротником-стойкой, исследователи объясняют это византийским влиянием. Неслучайно, сохранившаяся до наших дней далматика XII века из венского музея, сшитая по византийской моде, имеет аналогичный разрез и украшения. По всей видимости, византийская мода была распространена во Владимирском княжестве и в древнерусских землях (

рис 2). Большая часть воротников имели разрез слева, за редким исключением — справа или посередине. (Вот где начинается история косоворотки!)

Рис. 2. Византийская далматика ХII века

Найденные фрагменты состоят из шелковой ткани, поверх которой нашит золототканый позумент, либо выполнена вышивка золотыми или шелковыми нитками, пуговицы как правило бронзовые, с позолотой и без. В основу стоек нередко закладывалась береста или кожа, образуя жесткий стоячий воротник.

Сама ткань рубах была растительного происхождения (лен, крапива) либо из шелка.

Аналогичные фрагменты встречаются также и в Новгородской земле, В частности, фрагмент рубахи из погребения XIII века в Софийском соборе, украшенный сюжетом вознесения Александра Македонского (

рис. 3) и фрагмент стойки рубахи Владимира Ярославича (рис. 4).

Рис 3. Погребальный фрагмент ХII-ХIII векаРис 4. Погребальный ошейник Владимира

Само собой, что такие богато украшенные рубахи принадлежали знати, однако и крестьяне, и иные категории населения носили аналогичную по крою одежду, но имеющую отличие в материале и богатстве отделки. Представление о том, как выглядели подобные рубахи, мы можем получить из одной из псковских книжных миниатюр XIII века: на ней запечатлен отдыхающий крестьянин в туникообразной рубахе с прямоугольным воротом и разрезом сбоку (

рис. 5). Украшались такие рубахи чаще всего растительным или простейшим орнаментом (рис. 6-8).

Рис 5. Отдыхающий крестьянинРис 6. Фрагменты одежды из Суздальких погребенийРис. 7. Фрагмент вышивкиРис 8. Фрагмент вышивки

 

Рубаха в Позднем Средневековье

Для эпохи XV-XVII века у нас гораздо больше источников, в том числе целых вещей, благодаря которым мы можем узнать и крой, и декор изделий. Большая часть экземпляров найдена в процессе раскопок на территории московского кремля и хранится в музеях московского кремля и в ГИМе.

Одна из последних находок (2007 год) относится к XV веку (рис. 9). Это туникообразная рубаха с круглым вырезом и разрезом посередине, на которой мы можем видеть фрагмент подоплеки — куска ткани, который пришивался изнутри рубахи, предохраняя её от истирания. Аналогичный приём сохраняется и до наших дней в традиционных рубахах разных регионов.

Рис 9. Рубаха ХV века

Большой набор разных рубах, найденных в процессе раскопок, относящихся к XVI-XVII векам, являют собой туникообразные рубахи с подклинками, длиною до колен, между боковыми деталями и рукавом вставлена квадратная ластовица. Форма воротника чаще всего голошейки (без ворота-стойки). Встречается с прямоугольным/квадратным вырезом и разрезом сбоку, как в более раннюю эпоху (рис. 10-11), так и с круглым воротом и разрезом посередине (

рис. 12).

Рис 10. Рубаха XVII века из ГИМаРис 11. Рубаха XVII века из ГИМа, фрагмент вышивки (реконструкция)Рис. 12. Схема кроя мужских рубах ХV-XVII веков

Отличительной особенностью рубах этой эпохи, как отмечает исследователь И.И. Елкина (более подробно вы сможете узнать из статьи И.И. Елкиной [2]), является наличие застежек-разговоров, выполненных либо из свернутой ткани, либо из сплетенного из ниток сутажа, одна сторона которого образовывала пуговицу, а другая — петлю. Располагался разрез как сбоку (рис. 13, 14), так и посередине (рис. 15, 16).

Рис 13. Рубаха из безымянного погребенияРис 14. Детская рубашка из ГИМа с разрезом слева. РеконструкцияРис 15. Рубаха Федора БельскогоРис 16. Рубаха Федора Иоанновича

Также в швах рубахи имелась тесьма из красной ткани либо прошивка из сутажа, служившая украшением. Обязательным было наличие подоплеки на всех рубахах. В некоторых случаях воротник и манжеты могли украшаться золотной или шелковой вышивкой в технике тамбур (рис. 17,18,19, 20). На подоле рубахи делался разрез для удобства шага. Материалами для рубахи служили растительные ткани белого цвета либо шелк.

Рис 17. Рубаха из царских погребенийРис 18. Вышивка на рубахе из погребенияРис 19. Фрагменты сохранившихся воротниковРис 20. Фрагмент вышивки манжета

Среди исследователей есть мнение, что это погребальные рубахи, отличающиеся от повседневных. Однако всё же возобладает мнение о традиции хоронить в лучших/праздничных/свадебных рубахах в средневековье. Примечательно и  то, что согласно описаниям иностранцев (например, Д. Флетчера, бывшего в Москве в 1589 году) имел место обычай носить две рубахи — нижнюю («срачица»), выполненную из легкой ткани без украс, и верхнюю («вершница»), которая была изукрашена шитьем. Такой обычай имел место и с раннего средневековья.

 

Мужские рубахи в Новое время (XVIIIXIX века)

От необычных царских и боярских рубах XVII века перейдем к одежде староверов в Новое время. Прежде всего, стоит сказать, что крой мужской рубахи удивительным образом конструктивно почти не менялся до XX века. Он оставался схожим для разных слоев населения и сословий, отличаясь только тканью и богатством отделки.

Мы имеем крайне мало сведений о крестьянских и староверческих рубахах в XVIII веке. Интересны лишь упоминания, касающиеся цвета. Так, Польский собор 1752 года в статье 41 запрещает юношам ношение красных рубах.

Любопытно, что в среде старообрядцев «поляков» и «каменщиков» Алтая сохранился туникообразный крой с вошвами и квадратным вырезом с боковым разрезом (рис. 21,22). Отличает эти рубахи обилие вышивки в разной технике — поддевчатый, тамбурный, досюльный и наборный швы.

Рис. 21. Рубаха поляков АлтаяРис 22. Рубаха каменщиков Алтая

В XIX веке на уральских заводах рубаха-голошейка с круглым вырезом и боковым разрезом, изготавливаемая из кумача или шелка (для праздничной вещи), либо «своедельщины» (самотканого материала, используемого при повседневной носке), была характерна для старообрядческого населения. Ворот и разрез, как правило, были украшены сутажным золотным «гасником»-шнурком, характерным для зажиточного населения заводов и купцов: «Но большая часть купцов и мещан носят … рубашку из холста, но более из красной пестрели, а не редко и из шелковых материй с косым воротом, обложенным шелковым или золотым шнурком….», — отмечает Н.С. Попов, член русского экономического общества в 1804 году. Данный приём происходит от мужской одежды XVII-XVIII веков. Гасник держал литые пуговицы округлой формы. В некоторых случаях гасник и пуговицы могли быть золотыми, но чаще всего — бронзовыми или из серебра (рис. 23). Во второй половине XIX века голошейки почти полностью вытесняют рубахи с воротом-стойкой.

Рис 23. Мужская шелковая туникообразная рубаха жителя уральских заводов XIX века. Реконструкция

Среди старожилов пермского края и коми-пермяков бытует крой мужской рубахи с подклинками сзади, напоминающий крой рубах 15-17 веков (рис. 24, 25). Они также украшены обилием тканого орнамента и закругляющейся вышивкой по вороту в технике набор и имеют стойку. Аналогичного вида рубахи бытовали в конце XIX века в среде прибалтийских поморцев. Отличала их только прямота линий, что объяснимо вхождением в моду пиджаков (рис. 26). Таким же образом объяснимо и появление рубах с косой планкой в начале XX века, имевших место и в среде староверов (рис 27, 28).

Рис 24. Комплекс пермских старожилов. Вид спереди. РеконструкцияРис 25. Комплекс пермских старожилов. Вид сзади. РеконструкцияРис 26. Поморцы Прибалтики, конец XIX векаРис 27. Рубаха с косой планкой. С. Голубковское, Алапаевского р-на Свердловской областиРис 28. Шелковая рубаха с косой, планкой и кармашком под часы. Начало XX века. Село Коптелово, Алапаевский р-он Свердловской области

Мы рассмотрели самые экзотичные рубахи, и стоит сказать, что большинство бытовавших рубах имели прямой туникообразный крой с боковой планкой и воротом-стойкой. Повседневные изготавливались из пестряди (клетчатой ткани) (рис. 29) либо неокрашенного холста, праздничные же из покупного материала, белого тонкого холста, украшенного вышивкой (рис 30). 

Рис 29. Повседневная пестрядиная рубаха туникообразного покроя, начало XX века. Режевской исторический музейРис. 30. Праздничная рубаха с вышивкой в технике гладь. Начало XX века. Нижне-Синячихинский музей-заповедник

Впоследствии крой начинает изменяться. К концу XIX века появляются рубахи на кокетке (рис. 31), формирующиеся под влиянием городской моды и неорусского стиля. В эту же эпоху в городской среде и среде интеллигенции ношение косоворотки становится символом инакомыслия и иногда — принадлежности к революционным идеям.

Рис 31. Сибирский крестьянин-смотритель в рубахе на кокекте. 1890 г.

Моленные же рубахи оформлялись как отдельный вид одежды, постепенно становясь однотонными, выполненными из своедельщины либо из богатых покупных материалов (в зависимости от согласия), иногда были аналогичны праздничным (рис. 32). И вместе с модой менялся и их крой. На сегодняшний день мы имеем в употреблении как рубахи старинного туникообразного кроя, так и уже рубахи нового городского кроя с втачным рукавом.

Рис 32. Молельная рубаха из с. Захарово Пермского края. Поповцы. Начало XX века

Мужские рубахи в XX и в XXI веках

В эпоху «русского стиля» внешний вид продолжает изменяться. Из туникообразного кроя уходят боковые детали, которые либо заменяются подклинком, либо сшиваются одним швом. Они становятся заметно короче (чтобы не торчали из-под пиджака, а также появляются прямые брюки, вместо традиционных портов) и в целом испытывают большое влияние городской моды. Из города приходит втачной и фигурный рукава, плечевой шов (рис. 33). Именно в это же время под влиянием косоворотки появляется и гимнастерка для русской армии.

Рис 33. Поздняя рубаха, состоящая из двух деталей, с плечевым швом и фигурным рукавом. Музей села Голубковское. Алапаевский р-он Свердловской области

Это связано не только с вхождением в моду пиджаков и брюк, но и повышающимся мастерством швей, которые теперь могут выкраивать более сложные детали.

Большая часть дошедших до нас моленных и повседневных рубах староверов имеет именно такой поздний крой (рис. 34).

Рис 34. Поздняя рубаха из с. Быньги со втачным рукавом

В 20-е — 30-е годы формируется рубаха с отложным воротником (рис. 35, 36), а еще позднее вытесняется городской сорочкой, оставшись только в обиходе староверов в качестве моленной одежды и как часть культуры престижа. Среди староверов Северной и Южной Америки вошли в моду рубахи из покупных тканей кислотных оттенков, с «перехватами»-манжетами на рукавах и планкой посередине. Они украшаются шелковой машинной и ручной вышивкой в технике и приобрели свой неповторимый стиль (рис. 37).

Рис 35. Шелковая рубаха с отложным воротником. 20-е годы XX века. Нижне-Синячихинский музей-заповедникРис 36. Рубаха с отложным воротником. 20-е годы XX века. Музей села Голубковское, Алапаевский р-он Свердловской обл.Рис. 37. Староверы штата Огайо. Конец XX века

Стоит отметить, что наметились и некие идентичностные различия в рубахах. Например, уральские часовенные «своей» считают рубаху с прямым рукавом и боковой планкой, тогда как рубахи с манжетами и планкой посередине называют «американскими гимнастерками».

В начале XXI века на фоне интереса к корням появляются бренды, предлагающие современную русскую одежду. И, конечно же, русскую мужскую рубаху не обошли стороной. Один из самых известных молодых брендов, у кого это всё-таки получилось (сделать косоворотку вновь актуальной), — это VARVARA ZENINA, г. Москва.

Советский союз привнес свои изменения, и зачастую в городах даже в качестве моленной рубахи используются обычные сорочки, перетянутые веревочкой-пояском. Но мы надеемся, что богатое наследие русской традиции и традиции староверов как его частное проявление не канет в лету и современники с теплотой вновь вернутся к ношению своих родных косовороток не только на молитву, но и в повседневной носке!


Автор: Вячеслав Печняк


[1] Источник исследования: https://vk.com/doc165866026_408492849?hash=ce3409741eef1a52ca&dl=380f81e282dc59d5ab
[2] Источник статьи: https://io.ua/17605713p

описание, особенности пошива, выкройка, фото

Во все времена и для любого народа одежда имела не только традиционную практическую функцию, но и представляла национальную ментальность и культуру. Современные известные кутюрье все чаще используют русский национальный костюм для изготовления своих коллекций. Рубаха русская является самым древним и универсальным элементом народного костюма. Ее разрешалось одевать всем: мужчинам, женщинам, крестьянам, купцам и князьям.

История русской рубахи

Старославянский язык содержит множество слов, имеющих много общего с «рубахой». Но если подойти к данному вопросу этимологически, то наиболее близкими окажутся: «рубь» — отрезок, кусок ткани и «руш» — рушить, рвать.

русская народная рубаха

Это нельзя назвать совпадением. Причина в том, что русская народная рубаха – это самое простое одеяние: тканевое полотно, согнутое посередине и оснащенное отверстием для головы. Да и ножницы появились гораздо позже, чем человек обратился к ткачеству. Постепенно рубахи стали скреплять по бокам, а потом еще и дополнять их прямоугольными кусками ткани – рукавами.

Отличительные особенности мужской русской рубахи

Рубаха русская (славянская) – это еще и средство социальной интеграции. Ее мог надеть на себя как знатный человек, так и рядовой мирянин – единственным отличием являлся используемый материал – лен, конопля, шелк, хлопок и богатство отделки.

рубаха русская

Ворот, подол и запястья русской национальной рубахи обязательно должна была украшать вышивка-оберег. Русскую мужскую рубаху 17-18 века можно отличить от южнославянской по легко узнаваемым чертам: смещенному влево разрезу на горловине, позволяющему скрыть крестик, и длине по колено.

Женская рубаха

Русская женская рубаха является основополагающим элементом национального наряда. В южной части страны поверх нее одевалась юбка-понева, а в центральной и северной – сарафан. Льняную рубаху, по длине совпадающую с длиной сарафана, называли «станом». Кроме того, рубаха могла быть:

русская женская рубаха
  • будничной;
  • праздничной;
  • ворожбенной;
  • покосной;
  • для кормления младенца.

Но к числу наиболее интересных относят рубаху-порукавку. Особенность этого одеяния состоит в очень длинных, порой до подола, рукавах, которые на уровне запястья были оснащены прорезями для рук, что позволяло завязать свисающие рукава за спиной. Кроме того, ношение подобной рубахи можно было осуществить еще одним способом: лишнюю длину рукава собрать в складку и прихватить. Конечно, такую рубаху нельзя назвать будничной, так как работать в ней, мягко говоря, неудобно (кстати, выражение «работать спустя рукава» берет свое начало именно отсюда).

Первоначально её надевали для ворожбы или какого-либо языческого религиозного обряда. А немного позже она стала праздничной одеждой либо нарядом для знатных людей.

Магнетизм вышивки-оберега

Даже спустя много лет после того, как русичи приняли христианство, они не перестали верить в целительную силу вышивки-оберега, нанесенного на нательную рубаху. Те же соображения брали в основу при пошиве первой рубашки для новорожденного – если родился мальчик, то использовали рубаху отца, а если девочка, то матери. Это был самый мощный оберег. Только к трехлетию ребенка шили одежку из нового материала.

Одежда или визитная карточка

В давние времена рубаха русская являлась не просто предметом одежды, но и визитной карточкой каждой женщины. Раньше не было бутиков и ателье, и в обязанности хозяйки входил пошив одежды для себя и своих родных. Следовательно, чем лучше сидел костюм, чем больше на нем было орнаментных элементов и украшений, тем более старательной считалась жена. Кроме того, славянское мировоззрение основывается на умении гармонизировать окружающее пространство – семью, двор, дом и т. д. А прийти к этому можно только в том случае, если будет достигнута внутренняя гармония. То есть, если у женщины все хорошо, то и результат ее работы будет великолепен. Вывод – если человек надел рваную рубаху, из которой торчат нитки, то и атмосфера в его семье и душе соответствующая.

Важно! Рукоделие считалось исключительно женским занятием. Этот факт также является подтверждением того, что, по мнению предков, за атмосферу в семье должна отвечать только жена.

Мужская рубаха

Русская рубаха мужская сильно отличается от женской. Разница состоит в более архаичном крое и декоре. Раньше была популярна домотканая ткань – полотно шириной 40 см (размер обусловлен конструкцией ручного ткацкого станка). Именно отсюда берет начало и вид кроя, применяемый по настоящее время – для изготовления рубахи используются вертикальные полосы ткани разной ширины. Ассортимент ширины современного материала позволяет не прибегать к использованию дополнительной полосы вдоль стана, но именно такой крой предусмотрен духом древности и традициями предков.

русская рубаха мужская

Русская рубаха, выкройка которой отработана веками, не только проста, но и практична, ведь она обеспечивает полную свободу движений, что так необходимо мужчине как в работе, так и в бою.

Для декора обычно используются вышитые ленты или тесьма, основными местами расположения которых служат воротник, запястья и нижний край рубахи. Еще одним украшением является «подоплека» — участок от горловины до солнечного сплетения украшался посредством вышивки или вставки из другого материала.

русская рубаха выкройка

Аутентичные образцы часто содержали свастичную символику. Данные элементы декора уже нельзя назвать простым украшением мужской рубахи — это скорее мощный оберег, защищающий хозяина от злой силы и черной энергии. Такой же обереговой силой обладал пояс, или кушак, который являлся неизменным и обязательным дополнением к мужскому наряду. Поэтому слово «распоясанный» означает не только потерю сдержанности и приличия, но и беззащитность перед злыми духами.

Цельная и составная женская рубаха

Просторная русская рубаха для женщины шилась из целого продольного полотнища. В разных губерниях подобная одежда имела свое название:

просторная русская рубаха
  • в Архангельской ее звали целошницей или исцеленницей;
  • в Вологодской – проходной;
  • в Калужской и Орловской – цельной или одностенной.

В XIX веке такие рубахи считались редкостью – их можно было встретить лишь на свадьбе да на похоронах.

Составная рубаха (русская) предполагает наличие верхней и нижней части. Первая должна была быть видна из-под сарафана или поневы, поэтому для ее изготовления использовалась льняная или конопляная, а потом – хлопчатобумажная или шелковая ткань. На изготовление нижней части шел плотный домотканый холст.

Рубахи XIX-XX веков преимущественно были составными. В основном при пошиве использовались очень экономичные выкройки, не оставляющие после себя обрезков-отходов, так как за модуль кроя принималась ширина ткани.

В состав рубахи входили прямоугольные и клинообразные детали. Крой переда и спинки – составляющих основ рубахи – производился таким образом, чтобы долевая нить располагалась вдоль этих деталей. При необходимости подол рубахи расширяли посредством бокового полотнища или клина.

Для соединения рукава с центральной деталью использовался прямой угол.

Большинство рубах содержало ластовицу – квадратную или клиновидную деталь, расположенную под рукавом и обеспечивающую свободу рукам.

Виды кроя

Русская народная рубаха может быть скроена различными способами.

Самым архаичным считается туникообразный крой. К нему прибегали многие народы, а в нашей традиции он также нашел отражение и в других одеждах, например, в глухом сарафане, завеске и нагруднике.

русская женская рубаха

К самому распространенному виду относится рубашка с поликами – плечевыми вставками, которые расширяют горловину рубахи, а также соединяют перед и спинку. Среди них можно выделить:

  • рубаху с прямыми поликами, пришивание которых осуществлялось параллельно утку основной детали стана;
  • рубаху с прямыми поликами, которые были соединены параллельно с основой стана.

Первые были популярны в губерниях, расположенных в северной и центральной частях страны, а вторые – в Рязанской, Московской губерниях, а также у населения верхней Оки.

Русская рубаха: история и особенности вышивки

русская рубахаРусская народная рубаха — это не просто одежда, а часть богатого славянского наследия

 

Народные мотивы в одежде являются неизменным вдохновением современной моды. Только этника может внести в тот или иной элемент гардероба неповторимую изюминку гармоничной индивидуальности и наделить его особенным характером. Славянская культура всегда рождает особый интерес, так как национальные костюмы в русском стиле неизменно харизматичны и самобытны. Именно по этой причине русская рубаха все чаще появляется в коллекциях знаменитых дизайнеров, при этом, не только отечественных.

 

 

Немного истории

Основу любого славянского национального костюма во все времена составляла рубаха. Истоки появления русской традиционной рубахи берут свое начало в древние времена старообрядцев и язычников. Первое известное ее название — косоворотка. Особенность такого одеяния состояла в том, что ворот ее был скроен по косой, а не привычным всем образом посередине.

славянская рубахаТрадиционная славянская косоворотка

 

Ворот рубахиИменно такое положение ворота дало название этой старинной русской рубахе

 

По мнению историков глубоко изучающих славянскую культуру, считается, что крой косоворотки позволял не выпадать нательному крестику во время работы.

Как правило, такой косой ворот рубахи был смещен в правую сторону, а первые упоминания о такой одежде относятся к 15 веку. Рубаха широко использовалась мужчинами в обиходе, носилась на выпуск, подпоясывалась кушаком или поясом.

русская рубаха с поясомПодпоясанный мужчина в русской косоворотке выглядел более статным

 

Если обратиться к более древним старославянским временам, то происхождение слово «рубаха» произошло от созвучных «рубъ», что означало «рубище, полотно», а также слова «руш» (рвать, рушить). И это не является простым совпадением! Изначально рубаха представляла собой скромное и простое по крою одеяние: туникообразное полотнище, сложенное вдвое, с прорезью для головы.

Первые рубашки отнюдь не шили или резали, а руками отрывали кусок ткани. В результате несложной эволюции, к такому одеянию добавились длинные и свободные рукава. Первые рубахи шились из конопляного волокна, и только многим позже миряне стали использовать хлопковое и льняное полотно.

Что касается женской рубахи, то ее история не менее богата на события, нежели мужская. Первые рубашки считались нижней одеждой и надевались под платья и сарафаны. Крой их был свободным, длинным, именовалась такая одежда «стан».

русская женская рубахаТакая женская нижняя рубаха была популярна в 13 веке

 

Существовали всевозможные рубашки для различных жизненных случаев: для ворожбы, для работы на поле (покосные), для кормления младенцев, обрядовые или праздничные. Особенно интересной моделью такой рубахи в народном стиле, с точки зрения истории, до сих пор считается рубаха-порукавка. Особенность ее заключалась в особо длинных рукавах, которые нередко доходили до пола. В них были прорези для того, чтобы свободно висящие рукава можно было завязывать за спиной, или же рукав собирался в складки и закреплялся специальными наручнями. Такая модель предназначалась для ворожбы и всевозможных магических старославянских обрядов, а вот работать в ней было крайне неудобно. Именно такая рубаха породила всем известное выражение: «Работать спустя рукава!».

женская рубахаРубаха для ворожбы украшалась особым орнаментом

 

Как и любой элемент, составляющий национальный костюм, рубаха имеет интересную и колоритную историю, интерес к которой не утрачен и по сей день.

 

Орнаменты и символизм

У каждого народа есть множество тайн и секретов, над разгадкой которых «бьются» ученые, а также интересующиеся древними русскими традициями и национальной символикой. Славянская символика и сегодня является одной из наиболее магических, рождая немало вопросов и сегодня. Традиционно любая одежда в этническом стиле украшалась вышивкой, особенно в этом искусстве преуспели представители трудолюбивых славянских народов.

славянская вышивкаНа данный момент известна масса исконно славянских орнаментов

 

славянский орнаментНаносились такие узоры на одежду, предметы быта и т.п

 

Издавна считалось, что национальная одежда не только обладает эстетическим колоритом, но и имеет обережные свойства. На Руси особое внимание уделялось вышивке. Славяне считали, что внешняя оболочка человека отражает его внутреннюю суть, является зеркалом его души. Именно поэтому особая атрибутика и декор рубахи являлся мощной защитой против скверны, недоброго глаза и зависти. Славяне стремились жить в ладу не только с собой и своим миром, но и с Матерью-Природой. Славяне верили, что быть в согласии с природой — это значит, сохранять и преумножать ее богатство! Поэтому вышитая вручную рубаха — это отражение духовности и символ нравственности.

рубаха оберегБлагодаря вышивке, обычная одежда превращалась в мощный оберег

 

Каждый элемент декора рубахи, будь она мужской или женской, имел свое глубокое значение:

  • Берегиня. Образ Женщины-Берегини — заглавный на Руси и мощный славянский оберег. Изображение женской фигуры с птицами в руках, солнечными знаками или дарами природы — это символ счастья, духовного и материального богатства. БерегиняОбраз Берегини в изобразительном искусстве

     

    славянская вышивкаЭтот символ вышивался на предметах обихода и одежде

     

    славянские символыОдин из вариантов изображения Берегини

     

  • Барвинок — олицетворение неувядающей жизни. Символ барвинкаСимвол барвинка вышитый на мужской рубашке

     

  • Виноград. Изображение гроздьев винограда на рубахе — традиционный мужской декор, означающий богатство, плодородие и изобилие. славянская вышивка схемаСхема вышивки винограда

     

    Украинская вышивкаВиноград можно встретить на традиционных украинских рушниках

     

  • Ласточка. Традиционный славянский символ, олицетворяющий весну, успех и счастье, которое приносит на своих крыльях ласточка.
  • Маки. На Руси верили, что вышитые на рубахе маки помогут защитить от любого зла. Чаще всего таким орнаментов вышивалась одежда невесты и жениха. славянские символы макиСейчас маки используются, скорее, в декоративных целях

     

  • Хмель. Листья и плоды хмеля изображались на рубахах юных девушек и парней, что означало молодость и любовь. вышивка хмельВышивка хмель

     

  • Петух. Традиционный славянский символ, которым украшались рубахи мужчины — главы семьи. Петух был не только вестником зари, восходящего солнца, но и олицетворял мужское начало и очаг дома. славянская вышивка петухПример использования изображения петуха в вышитой композиции

     

    Вышитая подушкаСейчас этот символ используется и в таких вот оберегах

     

  • Голуби. Таким орнаментом украшали рубашки молодоженов как символ образования новой семьи.

По мнению наших предков, вышивкой, как правило, украшались только те части рубахи, через которые к телу и к душе был доступ злых сил. Сама рубаха являлась защитой и темных сил, поэтому так называемый охранительный узор наносился там, где заканчивалась ткань: на манжеты, на ворот, подол и разрезы.

 

Правила декорирования

Мало кто поспорит с тем, что русские рубахи, декорированные этническими мотивами — это всегда торжественно, элегантно и стильно. Надевая сегодня такие элементы национального костюма, мы не только внешне преображаемся, создавая неповторимый в своей колоритности образ. Это еще и дань уважения богатейшей славянской истории и традициям наших предков. Современные модели рубашек с использованием национальной символики пользуются невероятной популярностью у представителей любого поколения. Особо ценится в изготовлении такого элемента гардероба ручная работа.

Красная рубахаКрасная рубаха с ручной вышивкой станет одним из самых нарядных элементов гардероба

 

Сегодня рубашку в народном стиле можно надеть даже на деловые переговоры. Согласно поверьям, вышивка голубыми с золотом нитками обязательно принесет финансовый успех в любом начинании!

До сих пор сохранились некоторые традиционные правила декорирования одежды в народном русском стиле:

русская рубахаВ такой рубахе было удобно работать

 

Несмотря на простой крой такого одеяния, ручная вышивка с использованием древнеславянской символики наделяет его особенным смысловым колоритом. Рубаха легко дополнит не только повседневный, но также деловой или праздничный образ, придавая смысловой элегантности, оберегая от зла и подчеркивая высокий статус.

 

 

 

Иванка мужская одежда в русском стиле

Сложно поспорить, что мужская традиционная одежда с этнической вышивкой, всегда выглядит мужественно и дарит ощущение свободы.

В такой косоворотке / русской рубахе наш образ преображается, подчеркивая индивидуальность, и наполняя энергией наших предков. Ведь традиции и богатейшая славянская история у каждого вызывает не только уважение, но и чувство восхищения перед огромной моральной чистотой и физической силой народа.

Нынешние модели косовороток, с традиционной вышивкой славянских узоров очень популярны среди представителей любого возраста.

На сегодняшний день считается, что славянская символика обладает наиболее сильными магическими свойствами. Разумеется, у каждого народа хранится немало секретов и тайн, разгадки на которые ищут не только ученые, но и люди увлекающиеся древними традициями, и славянские символы также же рождают множество вопросов.

С давних времен национальную одежду наделяли оберегающими свойствами, именно поэтому на Руси особое значение придавали вышивке. Изначально мужчине рубаху шили только близкие женщины – мать, жена, бабушка или невеста. При этом важна была каждая мелочь, которая оставляла свой отпечаток в творении – время, место, настроение мастерицы… Все это гармонично рождало узоры. Славяне считали, что внешняя оболочка человека отражает внутреннюю суть, от того и вышивки на одеждах были особенные. Такой декор русской мужской рубахи являлся мощной защитой против злых сил, недоброго глаза и зависти. И росли богатырями, и никакая скверна их не брала! Наверное, выражение «родился в рубашке» не просто так появилось…

«Народные мотивы» и сегодня вдохновляют современную моду. Этника всегда вносит гармоничную изюминку, наделяя одежду особым характером. Славянская культура очень привлекает, ведь национальная одежда в русском стиле неизменно самобытна  и харизматична. И это лишь несколько причин, по которым русская мужская рубаха / косоворотка все чаще появляется в коллекциях отечественных и знаменитых дизайнеров.

Русский костюм. Мужская одежда. — История красоты — LiveJournal

Нет, други мои! Я не забыла вас, просто весна и начало лета выдались ну очень нервные, а потом я в отпуск ушла, а после отпуска понадобилось ещё месяц — в себя прийти. Но я всегда помнила о том, что серию очерков в сообществе надо закончить. И потому продолжаю. Итак, сегодня разговор о мужской одежде.
Мужской костюм, в отличие от женского, на всей территории России был, практически одинаковым и состоял из рубахи, портов, обуви, головного убора и пояса.

Это женщинам вечно надо выпендриться, а мужчин, в первую очередь, во все времена интересовала практичность и удобство. «Первым делом — самолёты!»

Богато украшалась только праздничная одежда, да ещё молодые мужчины и неженатые парни могли наряжаться в яркие расшитые рубашки. Они же могли носить многочисленные украшения — яркие ленты на шляпах, шейные платки, браслеты, цепочки. В Курской губернии молодые мужики и холостые парни из богатых семей носили серебряные браслеты, называвшиеся «бугак» — признак достатка. Взрослые солидные мужчины и старики одевались куда скромнее. Праздничная одежда отличалась от повсдневной только качеством материала — её могли шить из более дорогих покупных тканей, а не из домотканины.

Мужская рубаха, как правило, имела туникообразный покрой. Её шили из одной точи холста, перегнутой по утку, в центре прорезали отверстие для головы и делали разрез. В бока могли вставлять клинья, или прямые куски ткани для расширения подола. Классическая мужская рубашка — котоворотка с разрезом на левую сторону. Но могли быть и рубахи с разрезом справа, или посередине. Рубахи с разрезом справа бытовали в среднем поволжье, в местах контакта русских с коренными народами Поволжья и Приуралья — мордвой, марийцами, удмуртами. У них, как раз бытовали рубахи с разрезом справа. Рубахи с разрезом по центру бытовали в некоторых южных губерниях — в местах расселения казачества и смешанного русско-украинского, или русско-белорусского населения. Этот тип рубах считался наиболее архаичным.

Ворот был невысоким — 1-2 см и застёгивался на одну пуговицу. В местах бытования смешанного русско-украинского и русско-белорусского населения бытовали рубахи с прямым вырезом, с поликами, пришитыми по утку, или по основе и с отложным воротником. Такие рубахи были известны и западным славянам — чехам и полякам.

В местах проживания казачьего населения и в Воронежской губ. были известны рубахи без ворота — «голошейки» с вырезом по центру. Они бытовали в местах, где был распространён комплекс с глухой панёвой и рубахой, расшитой чёрным узором.

Неженатым парням и молодым мужчинам рубахи шили выше колен, зрелым мужчинам и старикам — ниже колен. Но в некоторых губерниях молодёжь — и парни, и девушки, могли до вступления в брак ходить в одних длинных рубахах. Штаны парень получал только женившись. Это вызывало протесты церкви и образованной части населения — помещиков и сельской интиллигенции — фельдшеров, учителей. В литературе такие случаи тоже описаны. В повести В. Липатникова «Наш маленький Париж» — о жизни Кубанского казачества до революции, старый казак, бывший конвоец Его Императорского Величества Конвоя Лука Костогрыз вспоминает, что до свадьбы он носил длинную рубаху до пят и без штанов, а штаны ему дали только в день венчания. На утро после свадьбы новобрачный попытался опять одеться так, как привык — в одну рубаху, но отец сказал ему :»Нет. Раз женился — надо в штанах ходить!»

А вообще — первые штаны мальчики получали обычно в 6-7 лет — после первого причастия. Штаны состояли из двух узких штанин — колош, или порточин, которые кроили из двух перегнутых по основе точ холста и двух ромбовидных вставок-ластовиц в шагу.

На бёдрах штаны поддерживались тесёмкой-гашником. Отсюда и выражение: «держать в загашнике». Карманы — явление болеее позднее. Впрочем — в некоторых местах мужчины могли привешивать к поясу небольшой карман для мелочи. Вся одежда шилась, в большинстве мест, в основном из тканей собственного изготовления — из льняного, или конопляного холста и понитчины — так называлась смесовая ткань, у которой основа была льняная, или конопляная, а уток из шерсти.

Впрочем, в тех местах, где были широко распространены отхожие промыслы и ремёсла, где население располагало свободными деньгами — в Поволжье, на Севере и в Петербургской губ. домотканая одежда уже к середине XIX века вышла из употребления. Её носили только нищие, бурлаки и, иногда, староверы. Иногда у стариков одежда из домотканины служила погребальной.

В тех местах, где русские не являлись коренным населением и контактировали с местными народами — в Сибири, на Урале, в Поволжье — были широкие заимствования из одежды местных народов. Но в основном это касалось рабочей и промысловой одежды. Так у народов Севера и Сибири русскими были позаимствованы охотничий жилет-лузан, малица, совик, доха и обувь — торбаза, унты. В местах контактирования с тюркскими народами и народами Кавказа в русский мужской костюм вошли штаны-шаровары и бешмет, ставший у кубанских казаков форменной одеждой. Бешмет так же назывался «черкеской».


Согласно представлениям русских — мужчине принадлежал весь внешний мир, а женщине — весь домашний мир. В Вологодской области бытовала, и до сих пор бытует пословица, что «от хозяина должно пахнуть ветром, а от хозяйки — дымом».

Поэтому мужским местом в избе всегда считалась лавка у входа — «коник». На фото — группа крестьян-«коновалов». Моих коллег))) Коновал — так раньше звали ветеринарного врача, должен был иметь специальную бляху — знак, что ему дозволено заниматься его ремеслом и сумку с инструментами.

Костюм охотника. Архангельская губ. Кожаные штаны и жилет-лузан.

К середине XIX века в крестьянский костюм стали входить заимствования из городской одежды. Это было вызвано развитием капиталистических отношений, отходничества, массовым отъездом мужчин на заработки в города.

Ещё одним важным элементом крестьянского костюма был пояс. «Без пояса ходить — грех» — говорили крестьяне. До сих пор в русском языке существует выражение «распоясаться». Это значит — перейти всякие границы приличия.
Рубаху русские мужчины носили навыпуск поверх штанов и подпоясывали. Пояс что мужчины, что женщины, обязательно завязывали под левую руку. На поясе висели карман для мелочи, кошелёк, ключи, предметы личной гигиены — гребешок и копоушка — палочка для чистки ушей.


Пояса были тканые, или вязаные, в начале ХХ века пояс всё чаще заменялся обычным ремнём. Поясу придавалось сакральное значение. Его считали оберегом, девушка дна свадьбе одаривала гостей поясами. Нередко таких поясов надо было заготовить около сотни! Особенный пояс она дарила жениху. нередко на поясах — особенно это было у старообрядцев распространено — ткались имена и слова молитв, цитаты из Писания.

Старообрядцы надевали младенцу пояс при крещении. Его носили прямо на тело и не снимали всю жизнь.
Считалось, что без пояса христианскую душу не пустят в рай. Хотя саму погребальную одежду не подпоясывали, она была лишена застёжек.

Обувь была обычно кожаная, но широко были распространены и лапти. По некоторым сведениям — лапти носили ещё в 50-начале 60-х гг ХХ века. Надевали их обычно на сенокос, или в лес за ягодами. Служила такая обувь недолго — недели 2-3. Способов плетения было несколько, но основных было два — прямое, или «русское» плетение — такие лапти плели без различия на правую и левую ногу и «косое», или мордовское. Такие лапти бытовали в Поволжье, в местах контакта русских с коренными поволжскими народами — мордвой, удмуртами и так далее. Косые лапти плелись уже на каждую ногу отдельно и были прочнее «прямых». Кстати — лапти обувь очень гигиеничная! Наши крестьяне не знали, что такое грибок на ногах! Кроме лаптей была широко распространена кожаная обувь. Она была или самая простая — «моршни» — это обувь типа постол, известных украинцам, белорусам и прибалтийским народам, или кроеная — сапоги, бахилы, бродни. Последние два вида считались промысловой обувью. Сапоги шились обычно из кожи молодых телят. Самыми лучшими считались «опойковые» — на них шла кожа молочных телят первого месяца жизни. Подошва делалась из нескольких слоёв толстой свиной кожи. «Для форсу» многие молодые парни и мужики заказывали сапоги «со скрипом». Для этого в подошву между слоями кожи подкладывалась береста.


Продолжение следует…

Мужская славянская рубаха «РУСИЧ» – заказать на Ярмарке Мастеров – 78R21RU

Верхняя одежда, топы, юбки, брюки (обхват указан в см)

1 — обхват груди

2 — обхват талии

3 — обхват бедер

Грудь Талия Бедра RUS Size EU UK USA
76 58 82 38 XXS 32 4 0
80 62 86 40 XS 34 6 2
84 65 92 42 S 36 8 4
88 68 96 44 M 38 10 6
92 74 100 46 M 40 12 8
96 78 104 48 L 42 14 10
100 82 108 50 L 44 16 12
104 85 112 52 XL 46 18 14
108 88 116 54 XXL 48 20 16
112 92 120 56 XXL 50 22 18
116 97 124 58 3XL 52 24 20
120 101 128 60 4XL 54 26 22
124 106 132 62 4XL 56 28 24
128 110 136 64 4XL 58 30 26
132 114 140 66 5XL 60 32 28
136 118 144 68 5XL 62 34 30
140 122 148 70 5XL 64 36 32

Бюстгальтер

Обхват под грудью
Обхват, см 63-67 68-72 73-77 78-82 83-87 88-92 93-97 98-102
RUS 65 70 75 80 85 90 95 100
Size XS S M L XL XXL 3XL 3XL
IT 1 2 3 4 5 6 7 8
FR 80 85 90 95 100 105 110 115
Обхват груди по выступающей части (объем чашки)
A 77-79 82-84 87-89 92-94 97-99 102-104 107-109 112-114
B 81-83 84-86 89-91 94-96 99-101 104-106 109-111 114-116
C 83-85 86-88 91-93 96-98 101-103 106-108 111-113 116-118
D 88-90 93-95 98-100 103-105 108-110 113-115 118-120
E 90-92 95-97 100-102 105-107 110-112 115-117 120-122
F 97-99 102-104 107-109 112-114 117-119 122-124
G 99-101 104-106 109-111 114-116 119-121 124-126

Трусики (обхват указан в см)

Талия Бедра RUS Size IT FR
65 92 42 XS 1 38
68 96 44 S 2 40
74 100 46 M 3 42
78 104 48 L 4 44
82 108 50 XL 5 46
85 112 52 XXL 6 48
88 116 54 3XL 7 50

1 — обхват груди

2 — обхват талии

Верхняя одежда, футболки, свитеры (обхват указан в см)

Грудь Талия RUS Size EU UK USA
88 70 44 XS 38 32 34
92 76 46 S 40 34 36
96 82 48 M 42 36 38
100 88 50 L 44 38 40
104 94 52 L 46 40 42
108 100 54 XL 48 42 44
112 106 56 XXL 50 44 46
116 112 58 XXL 52 46 48
120 118 60 3XL 54 48 50
124 120 62 3XL 56 50 52
128 124 64 4XL 58 52 54
132 128 66 4XL 60 54 60
136 132 68 5XL 62 60 62
140 136 70 5XL 64 62 64

Джинсы и брюки (обхват указан в см)

1 — обхват талии

2 — обхват бедер

Талия Бедра W (дюйм) RUS Size EU UK USA
70 92 28 44 XXS 38 32 2-4
70-76 92-96 29 44-46 XXS/XS 38-40 32-34 4
76 96 30 46 XS 40 34 6
76-82 96-100 31 46-48 XS/S 40-42 34-36 6-8
82 100 32 48 S 42 36 8
82-88 100-104 33 48-50 S/M 42-44 36-38 8-10
88 104 34 50 M 44 38 10
88-94 104-108 35 50-52 M/L 44-46 38-40 10-12
94 108 36 52 L 46 40 12
94-100 108-112 38 52-54 L/XL 46-48 40-42 12-14
100 112 40 54 XL 48 42 14
106 116 41 56 XXL 50 44 16
106-112 116-120 42 56-58 XXL/3XL 50-52 44-46 16-18
112 120 44 58 3XL 52 46 18
118 124 46 60 3XL 54 48 20
120 128 48 62 3XL 56 50 22

Обхват измеряется по линии, повторяющей касание шеи застегнутого отложного воротничка

Рубашки, сорочки (S — обхват шеи)

S (см) S (дюйм) RUS Size EU USA
36 14 44 XS 36 14
37 14,5 46 S 37 14,5
38 15 46-48 S/M 38 15
39 15,5 48 M 39 15,5
40 15,5 48-50 M/L 40 15,5
41 16 50 L 41 16
42 16,5 52 L 42 16,5
43 17 54 XL 43 17
44 17,5 56 XXL 44 17,5
45 18 56-58 XXL 45 18
46 18 58 XXL 46 18

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о