Разное

Рисунок античная ваза – ВАЗОПИСЬ. (Искусство Древней Эллады. От геометрики до классики) — Имидж для Вас

Содержание

Вазопись Древней Греции — Википедия

Древнегреческая вазопись — декоративная роспись сосудов, выполненная керамическим способом, то есть специальными красками с последующим обжигом. Охватывает период с догреческой минойской культуры и вплоть до эллинизма, то есть, начиная с 2500-х годов до н. э. и включая последнее столетие, предшествовавшее появлению христианства.

Греческая керамика является наиболее распространённой находкой в археологических исследованиях античной Греции, обнаружить её можно во всём ареале расселения древних греков. Помимо греческой метрополии, которая в значительной степени совпадала с территорией современной Греции, в него входят: западное побережье Малой Азии, острова Эгейского моря, остров Крит, частично остров Кипр и заселённые греками районы южной Италии. Как экспортный товар греческая керамика, а вместе с ней древнегреческая вазопись, попала в Этрурию, на Ближний Восток, в Египет и Северную Африку. Расписную греческую керамику находят даже в захоронениях кельтской знати.

Первые предметы греческой вазописи были найдены в новое время в этрусских захоронениях. Поэтому их изначально относили к этрусскому или италийскому искусству. Впервые о греческом происхождении находок заявил Йоганн Йоахим Винкельманн, однако окончательно их греческое происхождение было установлено только на основании первых археологических находок в конце XIX в. в Греции. С XIX в. древнегреческая вазопись является важным направлением исследований классической археологии.

Древние греки расписывали любые виды глиняной посуды, использовавшейся для хранения, приёма пищи, в обрядах и праздниках. Произведения керамики, оформленные особо тщательно, приносили в дар храмам или вкладывали в захоронения. Прошедшие сильный обжиг, стойкие к воздействиям окружающей среды керамические сосуды и их фрагменты сохранились десятками тысяч, поэтому древнегреческая вазопись незаменима при установлении возраста археологических находок.

Благодаря надписям на вазах, сохранились имена многих гончаров и вазописцев, начиная с архаического периода. В случае, если ваза не подписана, чтобы различать авторов и их произведения, стили росписи, у искусствоведов принято давать вазописцам «служебные» имена. Они отражают либо тематику росписи и её характерные черты, либо указывают на место обнаружения или хранения соответствующих археологических объектов.

Периодизация древнегреческой вазописи[править | править код]

В зависимости от времени создания, исторической культуры и стиля, древнегреческая вазопись подразделяется на несколько периодов. Классификация соответствует исторической периодизации и различается по стилям. Стили и периоды не совпадают.

Периодизация начинается с крито-минойской вазописи, одновременно с которой существовала кикладская керамика (по стилям идентична критской) и элладская керамика (ранний стиль — минийская керамика, которую со временем сменяют стили, идентичные критским). Вскоре после прихода в Грецию греков и завоевания ими Крита возникает микенский стиль керамики.

В узком смысле слова древнегреческая вазопись, появившаяся после падения микенских империй и исчезновения их культуры, начинается приблизительно с 1050-х годов до н. э. периодом геометрики. По окончании ориентализирующего периода в VII веке до н. э. и с началом архаического периода появилась чернофигурная вазопись и последовавшая за ней ещё в архаическом периоде краснофигурная вазопись. Оба стиля главенствуют в вазописи классической Древней Греции в V и IV веках до н. э.

Далее появляются стили, использующие дополнительные цвета, как, например, вазопись по белому фону, а начиная со второй четверти IV в. до н. э. появляются вазы-гнафии, в росписи которых доминирует белый цвет. Начиная со второй половины III в. до н. э. производство украшенной росписью керамики постепенно угасает, керамические сосуды уменьшаются в размерах, их роспись упрощается или выполняется с меньшей тщательностью. Вазопись на керамике сменяется рельефными украшениями.

Эгейская вазопись до Древней Греции[править | править код]

Минойская керамика[править | править код]

Украшенная росписью глиняная посуда появляется в крито-минойском культурном ареале начиная с 2500 г. до н. э. (имеется сходство с керамикой Бутмирской культуры). Простые геометрические узоры на первых вазах к XX веку до н. э. сменяются цветочными и спиральными мотивами, которые наносятся белой краской на чёрный матовый фон и так называемым стилем Камарес. Дворцовый период в минойской культуре (1650 год до н. э.) внёс серьёзные изменения и в стиль росписи керамики, которая в новом морском стиле украшается изображениями разнообразных обитателей моря: наутилусов и осьминогов, кораллов и дельфинов, выполняемых на светлом фоне тёмной краской. Начиная с 1450-х годов до н. э. изображения подвергаются всё большей стилизации и становятся несколько грубее.

Минийская керамика[править | править код]

На территории материковой Греции в среднеэлладский период получила распространение так называемая минийская керамика — из тонкой глины, изящная, но без росписи. К концу среднеэлладского периода её начинает вытеснять минойская керамика. К. Блеген связывал минийскую керамику с приходом греков; в 1970-е гг. Дж. Каски установил, что она имеет местное происхождение и характеризует последний этап догреческой культуры в материковой Греции.

Микенская керамика[править | править код]

Около 1600 г. до н. э. с началом позднеэлладского периода вырастает первая высокоразвитая континентальная микенская культура, оставившая след и в вазописи. Ранние образцы отличаются тёмным тоном, преимущественно коричневыми или матово-чёрными рисунками на светлом фоне. Начиная со среднемикенского периода (около 1400 г. до н. э.) становятся популярными животные и растительные мотивы. Позднее, непосредственно после 1200 г. до н. э. в дополнение к ним появляются изображения людей и кораблей.

Древнегреческая вазопись[править | править код]

Протогеометрический и геометрический стили[править | править код]

С закатом микенской культуры после дорийского вторжения все достижения прежней вазописи утрачены. В течение примерно столетия существует субмикенская керамика, для которой характерно полное отсутствие орнамента (в редких случаях она украшена несколькими незамысловатыми линиями). Около 1050 г. до н. э. в греческом искусстве распространяются геометрические мотивы. На ранних этапах (протогеометрический стиль) до 900 г. до н. э. керамическая посуда расписывалась обычно крупными строго геометрическими узорами. Типичными украшениями ваз являлись также проведённые с помощью циркуля круги и полукруги. Чередование геометрических орнаментов рисунков устанавливалось различными регистрами узоров, отделённых друг от друга огибающими сосуд горизонтальными линиями. В период расцвета геометрики, начиная с 900 г. до н. э., происходит усложнение геометрических рисунков. Появляются сложные в исполнении чередующиеся одинарные и двойные меандры. К ним добавляются стилизованные изображения людей, животных и предметов. Колесницы и воины во фризообразных процессиях занимают центральные части ваз и кувшинов. В изображениях всё чаще преобладают чёрные, реже красные цвета на светлых оттенках фона. К концу VIII в. до н. э. такой стиль росписи в греческой керамике исчезает.

Ольпа в ориентализирующем стиле
Ориентализирующий период[править | править код]

Начиная с 725 г. до н. э. в изготовлении керамики лидирующее положение занимает Коринф. Начальный период, которому соответствует ориентализирующий, или иначе протокоринфский стиль, характеризуется в вазописи увеличением фигурных фризов и мифологических изображений. Положение, очерёдность, тематика и сами изображения оказались под влиянием восточных образцов, для которых были прежде всего характерны изображения грифонов, сфинксов и львов. Техника исполнения аналогична чернофигурной вазописи. Следовательно, в это время уже применялся необходимый для этого трёхкратный обжиг.

Чернофигурная вазопись[править | править код]
Чернофигурная аттическая амфора

Со второй половины VII в. до начала V в. до н. э. чернофигурная вазопись развивается в самостоятельный стиль украшения керамики. Всё чаще на изображениях стали появляться человеческие фигуры. Композиционные схемы также подверглись изменениям. Наиболее популярными мотивами изображений на вазах становятся пиршества, сражения, мифологические сцены, повествующие о жизни Геракла и о Троянской войне. Как и в ориентализирующий период, силуэты фигур прорисовываются с помощью шликера или глянцевой глины на подсушенной необожжёной глине. Мелкие детали прочерчивались штихелем. Горлышко и дно сосудов украшались узором, в том числе орнаментами, в основу которых положены вьющиеся растения и пальмовые листья (т. н.

пальметты). В изображениях всё чаще преобладают чёрные, реже красные цвета. Белый цвет впервые стали использовать в Коринфе и прежде всего для того, чтобы отобразить белизну кожи у женских фигур.

Другие центры производства керамики, как, например, Афины, заимствовали технику коринфского вазописного стиля. К 570 г. до н. э. Афины даже превзошли Коринф по качеству своих ваз и размаху производства. Эти афинские вазы получили в искусствоведении название «аттическая чернофигурная керамика».

Впервые мастера гончарного дела и художники-вазописцы стали с гордостью подписывать свои произведения, благодаря чему их имена сохранились в истории искусства. Самым знаменитым художником этого периода является Эксекий. Кроме него широко известны имена мастеров вазописи Пасиада и Хареса. Начиная с 530 года до н. э. с появлением краснофигурного стиля чернофигурная вазопись теряет свою популярность. Но и в V веке до н. э. победителям спортивных состязаний на так называемых Панафинеях вручались панафинейские амфоры, которые выполнялись в чернофигурной технике. В конце IV века до н. э. даже наступил короткий период ренессанса чернофигурной вазописи в вазописи этрусков.

Краснофигурная вазопись[править | править код]

Краснофигурные вазы впервые появились около 530 г. до н. э. Считается, что эту технику впервые применил живописец Андокид. В отличие от уже существовавшего распределения цветов основы и изображения в чернофигурной вазописи, чёрным цветом стали красить не силуэты фигур, а наоборот фон, оставляя фигуры незакрашенными. Отдельными щетинками на неокрашенных фигурах прорисовывались тончайшие детали изображений. Разные составы шликера позволяли получать любые оттенки коричневого. С появлением краснофигурной вазописи противопоставление двух цветов стало обыгрываться на вазах-билингвах, на одной стороне которых фигуры были чёрными, а на другой — красными.

Краснофигурный стиль обогатил вазопись большим количеством мифологических сюжетов, кроме них на краснофигурных вазах встречаются зарисовки из повседневной жизни, женские образы и интерьеры гончарных мастерских. Невиданный прежде для вазописи реализм достигался сложными в исполнении изображениями конных упряжек, архитектурных сооружений, человеческих образов в три четверти и со спины.

Вазописцы стали чаще использовать подписи, хотя по-прежнему на вазах преобладают автографы гончаров. Гончары оставляли подпись в виде своего имени в сочетании с глаголом др.-греч. ἐποίησεν (epóiesen — он сделал), а вазописцы — др.-греч. ἔγραψεν (égrapsen — он нарисовал). Если вазописец сам изготовлял сосуд для росписи, то он ставил оба «штампа». Благодаря подписям удалось атрибутировать многие произведения гончарного искусства конкретным мастерам, одновременно составив представление об их творческом развитии.

Уже в V в. до н. э. в нижней Италии возникли знаменитые мастерские, работавшие с этим стилем вазописи и конкурировавшие с вазописными мастерскими в Аттике. Краснофигурный стиль копировался и в других регионах, где однако не получил особого признания.

Вазопись по белому фону[править | править код]

Для росписи ваз в этом стиле в качестве основы использовалась белая краска, на которую наносились чёрные, красные либо многоцветные фигуры. Эта техника вазописи применялась преимущественно в росписи лекифов, арибалов и алабастронов.

Вазы-гнафии[править | править код]

Вазы-гнафии, названные по месту первого их обнаружения в Гнафии (Апулия), появились в 370—360 гг. до н. э. Эти вазы родом из нижней Италии получили широкое распространение в греческих метрополиях и за их пределами. В росписи гнафий по чёрному лаковому фону использовались белый, жёлтый, оранжевый, красный, коричневый, зелёный и другие цвета. На вазах встречаются символы счастья, культовые изображения и растительные мотивы. С конца IV в. до н. э. роспись в стиле гнафии стала исполняться исключительно белой краской. Производство гнафий продолжалось до середины III в. до н. э.

Вазы из Канозы[править | править код]

Около 300 г. до н. э. в апулийской Канозе возник регионально ограниченный центр гончарного производства, где керамические изделия расписывались водорастворимыми, не требующими обжига красками по белому фону. Эти произведения вазописи получили название «канозских ваз» и использовались в погребальных обрядах, а также вкладывались в захоронения. Помимо своеобразного стиля вазописи, для канозской керамики характерны крупные лепные изображения фигур, устанавливаемые на вазы. Канозские вазы изготовлялись в течение III и II вв. до н. э.

Вазы из Чентурипе[править | править код]

Как и в случае с каносскими вазами, чентурипские вазы получили лишь местное распространение в Сицилии. Керамические сосуды составлялись воедино из нескольких частей и не использовались по своему прямому предназначению, а лишь вкладывались в захоронения. Для росписи чентурипских ваз использовались пастельные тона по нежно-розовому фону, вазы украшались крупными скульптурными изображениями людей в одеждах разных цветов и великолепными аппликативными рельефами. На чентурипских вазах изображались сцены жертвоприношения, прощания и погребальных обрядов.

Наиболее значимыми центрами гончарного искусства — и соответственно вазописи — в Греции считаются Афины и Коринф в Аттике. Получили известность также вазы из Беотии и Лаконии.

Благодаря греческим колониям в нижней Италии их гончарное искусство и вазопись распространились и в этом регионе. Начиная с VIII в. до н. э. греческая керамика имитировалась итальянскими мастерами, возможно, благодаря осевшим в Италии греческим мастерам. Начиная с IV в. до н. э. в Италии получает развитие собственный стиль, отличный от греческих образцов. Вазопись нижней Италии отличается своими размерами и богатством декора, в котором в дополнение к традиционным цветам использовались белая и красная краска.

Вазы расписывались преимущественно на мотивы из жизни греческих богов и героев, однако присутствуют и бытовые сцены. На многочисленных сохранившихся вазах, к примеру, изображены свадебные пиршества или сцены из жизни атлетов. Часто на вазах встречаются и эротические сцены. Особой формой нижне-итальянского стиля вазописи считаются «наисковые вазы», получившие своё название соответственно по изображённым на них наискам и предназначавшиеся для погребальных ритуалов.

Технология изготовления и гончарные мастерские[править | править код]

Процесс изготовления керамики в античные времена восстанавливается учёными на основе анализа глины, результатов раскопок античных гончарных мастерских, сравнения их с современными аналогами и результатов искусствоведческих исследований вазовой росписи. Источниками информации служат также сцены из жизни гончаров и вазописцев с коринфских глиняных табличек. Изображения гончарных мастерских сохранились на 16 аттических вазах и на одном беотийском скифосе.

Материал[править | править код]

Для успеха в гончарном искусстве решающее значение имеет качество добываемой глины. Горная порода должна быть выветренной. Исходный материал часто размачивался на месте добычи и смешивался с другими добавками, придававшими глине желаемый цвет после обжига. Глина в Коринфе имела желтоватый оттенок, в Аттике — красноватый, а в нижней Италии — бурый цвет. Перед обработкой глина подвергалась очистке. Для этого в гончарной мастерской глину размачивали или промывали в большой ёмкости. При этом крупные частицы глинозёма опускались на дно, а оставшиеся органические примеси поднимались к поверхности воды. Глиняная масса помещалась затем во второй бак, где из неё удалялись излишки воды. Далее глину вынимали и долгое время выдерживали во влажном состоянии. Во время такого созревания глина старела и становилась эластичнее. Излишне жирные (мягкие) сорта глины перед обработкой смешивали с песком или размолотым керамическим боем для того, чтобы обезжирить их, сделать глину прочнее. Поскольку на украшенных росписью афинских вазах отсутствуют следы обезжиривания глины, можно сделать вывод, что они были изготовлены из очень хорошо состаренной глины.

Формы[править | править код]

После того, как глина приобрела необходимую консистенцию, её тщательно вымешивали ногами (Геродот II 36) и разделяли на куски. Глину помещали на гончарный круг и центрировали для того, чтобы при вращении не возникало колебаний. Вращающийся гончарный круг был известен в Греции ещё во втором тысячелетия до н. э., он описан в Илиаде (XVII 599—601). Встречаются также античные изображения, где гончарный круг приводился в движение подмастерьем гончара, сидящим на стуле или на корточках.

После центрирования на гончарном круге создавалось тулово будущего сосуда. Если высота будущего сосуда превышала длину руки мастера, то его собирали из нескольких деталей. Готовые детали срезались с гончарного круга с помощью верёвки, следы которой можно обнаружить на готовых вазах. Ножки и ручки сосудов, а также накладные украшения (например, рельефные маски) вылепливались отдельно и прикреплялись к тулову с помощью жидкой глины. Готовые сосуды помещались в сухое и тёмное место для медленной сушки в естественных условиях, чтобы избежать появления трещин. После того, как глина немного затвердевала, сосуд «откручивался» от гончарного круга. Далее гончар срезал излишки глины и формировал на венчике и ножках сосуда типичные для античной керамики острые канты.

Роспись[править | править код]

Роспись керамики производилась до обжига. Сосуд сначала протирали влажной тряпкой, а затем покрывали разведённым раствором шликера или минеральными красками, которые придавали вазе после обжига красноватый оттенок. Вазописцы расписывали сосуды прямо на гончарном круге либо осторожно держа их на коленях. Об этом свидетельствуют многочисленные изображения на готовых вазах, а также отбракованных после обжига и незаконченных изделиях.

Изображения на вазах в геометрическом, ориентализирующем и чернофигурном стиле скорее всего наносились кистью. В период поздней геометрики в росписи ваз использовалась белая фоновая краска, которая, отколовшись в некоторых местах, приоткрывает детали, которые вазописцы пытались скрыть от посторонних глаз. Насечки на сосудах были характерны для чернофигурной вазописи, и скорее всего эта техника была заимствована у ремесленников-гравёров. Для этих работ вазописцы использовали острый металлический стиль. Ещё в эпоху протогеометрики вазописцам был известен циркуль, которым они наносили на вазы концентрические круги и полукруги. Начиная со среднего протокоринфского периода обнаруживаются наброски, которые вазописцы наносили на расписываемую керамику острой деревянной палочкой или металлическим инструментом. Эти насечки во время обжига исчезали. Вазопись в краснофигурном стиле часто предваряли эскизы. Их можно обнаружить на некоторых сосудах, где они проглядывают через конечное изображение. Примером может служить амфора Клеофрада, на которой изображён сатир с копьём, который по изначальному замыслу должен был быть одет в нагрудные доспехи. На незаконченных краснофигурных изображениях видно, что вазописцы часто обводили свои наброски полосой шириной до 4 мм, которая иногда видна и на готовых изделиях. Для контуров тела использовалась выступающая рельефная линия, которая отчётливо видна на чернофигурных сосудах. Прочие детали прорисовывались насыщенной чёрной краской либо разведённой до коричневого оттенка фоновой краской. В заключение фон сосуда либо лицевая сторона чаши закрашивались большой кистью в чёрный цвет.

На сосуды наносились различные надписи: подписи гончаров и вазописцев, подписи к изображениям и хвалебные надписи-посвящения. Иногда на дне сосудов высекались обозначения цены изделия либо клеймо изготовителя.

Гончарные мастерские[править | править код]

Античные гончарные мастерские существенно отличались друг от друга размерами и оснащением. Некоторые гончары не имели мастерских и переезжали с места на место, обслуживая нужды небольших поселений. Им требовалась только подходящая глина, инструменты и переносной гончарный круг. Непритязательные керамические изделия часто обжигались на открытом огне.

Самый известный гончарный квартал Коринфа находился к западу от Агоры в некотором отдалении от центра города. По керамическому бою, обнаруженному при раскопках, установлено, что несколько гончарных мастерских функционировало на окраинах города и на форуме Коринфа. Гончары не ограничивались производством ваз и выполняли заказы на изготовление глиняных скульптур и кровельной черепицы. Глина добывалась в непосредственной близости от мастерских на склонах горы Акрокоринф. Выбор места для гончарной мастерской зависел не только от расположения залежей глины, но и от наличия дров для печей и близости рынка для сбыта готовой продукции. Коринфские гончарные мастерские часто располагались вблизи пахотных земель, поэтому предполагается, что гончары владели этой землей и следовательно занимались также сельским хозяйством.

В Афинах самый известный квартал гончаров находился в районе Керамик, получившем своё название по имени покровителя гончаров. Афинские гончары не добывали глину самостоятельно и зависели от поставщиков. Места залегания глины находились в Кап Колиасе в 15 км от Афин, в районе реки Илисс и в нынешнем пригороде Афин Марусси. Судя по найденному керамическому бою, украшенная росписью керамика более низкого качества производилась за пределами центра города (например, в Академии).

Устройство мастерской[править | править код]

Гончарная мастерская представляла собой жилой дом с большим двором, обустроенным навесами от дождя и полками для сохнущей керамики и инструментов. Во дворе также хранились инструменты, дрова, глина, гончарные круги, стояли печи и баки для замачивания глины. Во двор также была подведена вода. Гончарные мастерские пользовались печами, источниками воды и цистернами совместно. Не сохранилось сведений о количестве работников гончарной мастерской. Платон упоминает, что гончары обучали своему ремеслу детей, то есть гончарные мастерские были семейными предприятиями.

Об этом факте свидетельствуют подписи на античных сосудах: гончары Тлесон и Эрготел подписывались «Сын Неарха». Неарх же ставил свою подпись и как гончар, и как вазописец. Однако подписи на расписанных вазах встречаются очень редко. Подписано лишь 900 из 70 000 известных ваз. Наиболее известными по именам гончарами являются Никосфен и Эксекий. Иногда встречаются вазы, подписанные дважды, если над ними работало два мастера: гончар и вазописец.

  • Логотип Викисклада На Викискладе есть медиафайлы по теме Вазопись Древней Греции
  • Античное стекло в собрании Эрмитажа / Сост. Н. З. Кунина. СПб., 1997.
  • Блаватский В. Д. История античной расписной керамики. М., 1953.
  • Горбунова К. С. Чернофигурные аттические вазы в Эрмитаже. Л., 1983.
  • Горбунова К.С, Передольская А. А. Мастера греческих расписных ваз. Л., 1961.
  • Максимова М. И. Античные фигурные вазы. М., 1916.
  • Передольская А. А. Краснофигурные аттические вазы в Эрмитаже. Л., 1967.
  • Сидорова Н. А., Тугушева О. В., Забелина В. С. Античная расписная керамика из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина. М., 1985.
  • Beazley J.D. Attic black-figure vase-painters. Oxford, 1956.
  • Beazley J.D. Attic red-figure vase-painters. Oxford, 1963.
  • Cook R.M. Greek painted pottery. 2nd ed. London, 1972.
  • Pfuhl E. Malerei und Zeichnung der Griechen. Bd.1-3. Munchen, 1923.
  • Robertson M. The art of vase-painting in Classical Athens. Cambridge, 1992.
  • Villard F. Les vases grecs. Paris, 1959.
  • Waldhauer O. Die antiken Tonlampen. St.Petersburg, 1913.

Древнегреческие вазы | Русский след

Древняя Греция подарила человечеству величайшее культурное наследство. Археологические раскопки открывают для нас всё новые и новые произведения древнегреческого искусства.

Нетронутой невестой тишины,
Питомица медлительных столетий, —
Векам несешь ты свежесть старины
Пленительней, чем могут строчки эти.
Какие боги на тебе живут?
Аркадии ли житель, иль Темпеи
Твой молчаливый воплощает сказ?

А эти девы от кого бегут?
В чем юношей стремительных затея?
Что за тимпаны и шальной экстаз?…

(перевод Ивана Лихачева «Ода греческой вазе»)

Как назывались кубки для вина в древней Греции?

Канфар (греч. kantharos) — кубок на высокой ножке с двумя вертикальными ручками. Этот сосуд для питья украшенный росписью, использовался в культовых ритуалах для жертвоприношений богу Дионису. Самого бога вина и виноделия Диониса всегда изображали с конфаром в руке.

Киаф (др.-греч. κύαθος; лат. Kyathos — черпак) — сосуд похожий на современную чашку, с одной большой, возвышающейся над кромкой сосуда ручкой.  Киаф использовали для зачерпывания вина или воды. Объём киафа равен 0,045 литра.

Килик (греч. kýlix — келих, кубок, чаша), изящная плоская чаша для питья на невысокой ножке с двумя тонкими горизонтальными ручками у края. (в нем. яз. kelich, пол. kielich, укр. келих)

Мастос (лат. mastos) — древнегреческий сосуд для вина, по форме, напоминающей женскую грудь. Мастос – застольная чаша, которую невозможно было поставить на стол, не осушив её до дна.

Скифос—керамическая чаша для питья на низкой ножке и двумя горизонтально расположенными ручками, его также называют кубком Геракла, которого скифы и этруски называли своим прародителем. Выражение «давай выпьем по-скифски» у греков означало пить вино не разбавленное водой. Скифос использовался римлянами как мера жидкости (0,27 л. – котила (kotyle) – ед. измерения ёмкости).

Ритон— керамический или металлический древнегреческий сосуд для вина воронкообразной формы в виде головы животного или человека, использовался на пиршествах, или в сакральных ритуалах. Ритон схож по форме с рогом изобилия, но с одной ручкой.

Как назывались вазы в Древней Греции?

Алабастрон (лат. Alabastron) – небольшой изящный, вытянутый сосуд  грушеобразный формы с округлым дном, для хранения ароматических масел и жидкостей, использовался преимущественно женщинами. Мужчины пользовались шаровидными арибаллами.  Алабастроны, украшенные изображениями рыб, осьминогов и птиц, нашли при раскопках некрополей дворцов Кносса и Феста на острове Крит.

Амфора (др.-греч.«сосуд с двумя ручками») — античный сосуд яйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками, часто с острым коническим дном. Объём амфоры составляет от 5 до 50 литров. Амфоры использовали для хранения или транспортировки оливкового масла или вина. Амфора служила мерой объёма: амфора = 26,03 литра, а также и счётно-денежной единице. Амфоры использовались как урны для голосования или как урны для захоронения праха.

Амфора Панафинейская чернофигурная , украшалась росписью сцен спортивных игр и единоборств атлетов, вручалась победителю спортивных состязаний и появилась в Афинах в 566 г.до н.э. Панафинейские амфоры, наполненные маслом, вручали в качестве приза победителям на Панафинейских играх (лат. Panathenaia)  самых крупных религиозно-политических празднествах, которые проводились в Афинах в честь покровительницы города богини Афины.

Амфориск — «маленькая амфора» для хранения ароматических и косметических масел.

Арибалл — в небольших сосудах шаровидной формы хранили ароматические масел, которыми растирались в бане, перед выступлением на спортивной площадке (палестре) 7—6 вв. до н. э. Арибалл украшали орнаментальной росписью, и рисунками с сюжетами из древнегреческой мифологии. Арибалы делали в виде небольших скульптурных животных, рыб, птиц, воинов, атлетов, или отдельных частей тела, ноги, руки, головы. Спортсмены часто прикрепляли совсем маленький, арибалл, как талисман, на кожаном ремешке к запястью. Говорят, такой талисман приносил атлетам удачу.

Аскос, аск (лат. askos) — сосуд округлой формы с ручкой, соединяющей два носика, из которых можно наливать масло в лампу, использовался для хранения масла и заправки масляных ламп.

Гидрия (греч. hydria, от hydor — вода), другое название — Кальпида, древнегреческий сосуд с высоким и узким горлом для переноски и хранения воды. Гидрия имеет три ручки: две горизонтальные по бокам гидрии, за которые её удобно поднимать и поддерживать при переноске на плече, и одну вертикальную ручку, при помощи которой гидрия легко наклонять. По форме гидрия напоминает амфору, но её яйцевидная форма сильно расширена вверху, а горло уже. Гидрии носили на голове или на плече.

Гуттус, гут (лат. Guttus) — сосуд для дозирования жидкости (масла или воды) по каплям. Гуттус изготавливался из различных материалов и служил  в качестве жертвенного сосуда.

Динос (лат. Dinos) – большой округлый сосуд по форме похожий на человеческую голову. Динос использовался для смешивания вина с водой.

Динос устанавливался на высокой подставке, как на постаменте.

Калаф ( Kalathos) — керамический сосуд схожий с корзиной в форме цветка лилии, использовавшаяся древнегреческими женщинами на различных работах. Изготовляли его из глины, дерева, благородных металлов. Калаф посвящён  богине Деметре и Афине. Калаф был символом изобилия в празднествах и являлся символом цветочной корзины Персефоны — богиня плодородия и царства мёртвых.

Кернос — керамический сосуд с чашечками на венчике, похожими на рога (на санскрите: Крно — k̑r̥no — рог) Возможно, в древности Кернос использовался в ритуальных целях в восточной части Средиземного моря.

Кратер (др.-греч. «смешиваю») —большой сосуд с широкой горловиной и двумя ручками. Предназначался  для смешивания вина с водой. Пить неразбавленное вино, по мнению греков, могли только варвары.

В Микенах найден глиняный «Кратер воинов» XII века до н. э. На Кратере изображены уходящие воины, вслед которым смотрит женщина, благословляя их на сражение. Кубковый  кратер использовался в паре с Псиктером.

Оксибафон, оксибаф (греч. oxybaphon) – сосуд для вина, похожий на большой кратер с расширяющимся, в виде колокола, горлом и с двумя горизонтальными ручками или с валютообразными ручками (voluta — завиток, спираль).

Лагинос — небольшой сосуд плоский по форме и с узким горлом для хранения ароматических масел.

Лебес гамикос (др.-греч. Lebes gamikos, или «брачный lebes» (во множественном числе — lebetes gamikoi) — «свадебный лебес») или большая свадебная ваза — глиняный сосуд округлой, как чрево, формы и двумя высоко возвышающимися ручками. Устанавливалась на высокой подставке, обязательно  накрыта изящной высокой крышкой. Лебес гамикос украшали тайными (сакральными) знаками плодородия и преподносили в подарок невестам на свадебных торжествах. Возможно, использовался в ритуальных окропления водой невесты.

Лекана — плоская чаша с крышкой и двумя горизонтальными ручками по бокам, она служила для хранения приготовленной еды. Слово Лекана происходит из ведического санскрита, от корня Лач, лакчати — lach, lacchati –  лакать.

Леканида — маленькая лекана с крышкой и двумя горизонтальными ручками по бокам, она служила для хранения небольшой порции приготовленной еды.

Лекиф, высокая цилиндрическая ваза с узкой шейкой, чашевидным устьем и одной ручкой, обычно употреблялся для оливкового масла. Узкая шейка позволяла лить масло тонкой струйкой; устье имело острый край на внутренней стороне для того, чтобы масло не капало при наливании.

Лидион — сосуд без ручек сферической, округлой формы с узкой конусообразной ножкой и широким горлышком с горизонтальным ободом. Лидион использовался для хранения благовоний.

Лутрофор – высокий сосуд для воды сильно вытянутой формы и узким горлом, предназначался для предсвадебного омовения. На лутофоре изображена сцена из древнегреческой мифологии «Суд Париса». Парис изображён в традиционной древнерусской одежде с бармами на плечах и шапке, просто сказочный царевич, отвечающий на вопрос красавиц: «Я ль на свете всех милее, свех румяней и белее?». Существовал обычай класть Лутрофор в могилу, если умирал молодой человек, не вступивший в брак.

Несторида (лат. Nestoris) — ваза с высокими, тонкими ручками, прикрепленными к горлышку и опирающимися на бока. Сосуд по форме и размерам похож на амфору, но использовалась в ритуальных целях.

Ойнохойя — «кувшин для вина» с одной ручкой и круглым или  венчиком в виде трилистника, напоминающего лист клевера. Виночерпии искусно разливали из «вазы с тремя носиками» вино сразу в три сосуда, он мог ниливать вино прямо, налево и направо. Первые ойнохойи характерны для крито-минойской культуры Древней Греции.

Ольпа (лат. Olpa) — древнегреческий кувшин с одной боковой вертикальной ручкой. Ольпа предназначалась для хранения и разлива вина, оливкового масла, благовонных масел.

Острокон с именем «Кимон сын Мильтиадо». 461 год до н.э. Мильтиад (греч. Μιλτιάδης) — знаменитый греческий полководец, одержавший победу над персами при Марафоне в 490 г. до Р.Х.

Остракон или острак (др.-греч. τὄστρακον — глиняный черепок) — острый-кусочек керамики, которым можно чертить буквы и на котором можно писать. Остракон — черепок глиняного сосуда, а также реже морская раковина, яичная скорлупа, осколок известняка или сланца, на котором содержится надпись процарапанная острым предметом, чернилами или краской. Остракон или острак использовался свободными гражданами в политической жизни античной Греции для голосования в процедуре остракизма. Остракизм — изгнание гражданина из государства посредством голосования черепками. Остракизм — презрение, неприятие, осмеяние со стороны окружающего общества. Остракизм — это не наказание за какое-либо деяние, а предупредительная мера во избежание, например, захвата власти и т.п

Пелика  –  двуручный сосуд с широким горлом и плавно очерченной,  каплевидной формы на невысокой кольцевидной подставке. Их находили около гроба, некоторые из них были урнами с прахом и, возможно, что пелики изготовлялись и специально для погребальных целей. Пелика появились в античном керамическом производстве в конце VI – начале V в. до н. э.

Пиксида (греч. pyxís,  pyxídos — ларчик, шкатулка) небольшая коробочка из дерева, глины, кости, металла, а в Древнем Риме из стекла или в виде чаши на трёх ножках, служившей для хранения косметики, ювелирных украшений и разных безделушек, использовались преимущественно женщинами.

Пифос — большой глиняный сосуд в форме шара или яйца, с многочисленными ручками, для крепления верёвки. Пифос служил  для хранения и транспортировки продуктов: вина, зерна, соленой рыбы, мёда, соли, оливкового масла. Для облегчения передвижения пифос имел от четырёх до шести ручек и был снабжён кольцами, сквозь которые можно продеть верёвку или трос. Пифосы были абсолютно гладкие или украшались простым ленточным узором, рельефной лепкой, рыбами. По объёму пифос мог содержать меру Арбата равную 55,08 литра или Метрет = 38,88 литра.

Племохойя — небольшой сосуд с крышкой для хранение благовоний, по форме шарообразный и на высокой подставке. Племохойя использовалась в обряде бракосочетания и изображалась в свадебных сценах.

Псиктер (лат. Psykter), есть другое название бавкалид — керамический сосуд, по форме напоминающий гриб, характерен для Аттики во второй половине VI века до н. э.

Псиктер использовался в паре с кубковым кратером. Один из этих сосудов наполняли неразбавленным вином и вставляли другой сосуд, наполненный снегом или ледяной водой. До сих пор не сохранилась информация, какой из сосудов предназначен для льда, а какой — для вина.

Рыбное блюдо — блюдо специальной формы с углублением в центре для масла или соуса. На блюдах изображались различные породы рыбы животом к краю и морских обитателей: кальмар, осьминог, каракатица, гребешок, двустворчатый моллюск, креветки, мурекс, денталий, тунец,  лещ, окунь, летучая рыба, скат, скорпена, рыба-шар, липарис, гиппокампус, крабы, дельфины и другие.

Плоское по форме блюдо называлось пинака или пинакион — доска. Края плоского блюда загнуты вниз для того, чтобы оно стояло возвышаясь над столом на небольшой подставке. Начиная с V века до н. э. рыбные блюда стали расписывать орнаментом из спиральных волн, венков из лавровых листьев, стилизованных листьев, которые назывались меандры. В археологических раскопках найдено около 1000 рыбных блюд.

Стамнос –  сосуд с короткой, широкой горловиной и двумя горизонтальными ручками, использовался для хранения вина. Первоначально его делали округлым и выпуклым, со временем — все более овальным и плоским.

Фиала — плоская, широкая и мелкая чаша без ручек, в античные времена использовалось как сосуд для ритуальных возлияний и жертвоприношений. Фиалу преподносили в качестве жертвенного дара, при расставании дарили на память, об этом свидетельствуют изображения на вазах древней Греции.

Эпинетрон – прибор для вытягивания волокна в прядении, описан у Гесихия Александрийского. В аттическую эпоху (V в. до н. э ) эпинетрон стал предметом культа  и его часто клали в могилу незамужним девушкам.

Эпихизис (лат. Epychisis) — античный сосуд с тонким горлышком, заканчивающимся отогнутым носиком с открытым сливом, цилиндрическая форма сосуда оформлена двумя горизонтальными рантами и высокой изогнутой ручкой. Эпихизис появился в южной Италии, в Апулии. Сосуд был предметом женского обихода и использовался для косметических процедур.

Валерий Брюсов “Античные вазы”.

Они пленительны и нежны,
Они изысканно — небрежны,
То гармонически — размерны,
То соблазнительно – неверны,
Всегда законченны и цельны,
Неизмеримо – нераздельны,
И завершенность линий их
Звучит, как полнопевный стих.
От грозных и огромных пифов
До тонких, выточенных скифов,
Амфоры, лекифы, фиалы,
Арибаллы и самый малый
Каликий, всё – живое чудо:
В чертах разбитого сосуда,
Загадку смерти разреша,
Таится некая душа!
Глубокий мрак тысячелетий,
Расходится при этом свете!
И преданья мира – немы!
Как стих божественной поэмы,
Как вечно ценные алмазы,
Гласят раздробленные вазы,
Что их творец, хотя б на миг,
Все тайны вечности постиг.

Керамика Крито-Микенской цивилизации.

Диоклетиан гонитель христиан Римские гладиаторы

Древнегреческие краснофигурные вазы: vakin — LiveJournal

Древнегреческая вазопись — декоративная роспись сосудов, выполненная керамическим способом, т.е. специальными красками с последующим обжигом. Охватывает период с догреческой минойской культуры и вплоть до эллинизма, то есть, начиная с 2500 г. до н. э. и включая последнее столетие, предшествовавшее появлению христианства.

Краснофигурные вазы впервые появились около 530 г. до н. э. Считается, что эту технику впервые применил живописец Андокид. В отличие от уже существовавшего распределения цветов основы и изображения в чернофигурной вазописи, чёрным цветом стали красить не силуэты фигур, а наоборот фон, оставляя фигуры незакрашенными. Отдельными щетинками на неокрашенных фигурах прорисовывались тончайшие детали изображений. Разные составы шликера позволяли получать любые оттенки коричневого. С появлением краснофигурной вазописи противопоставление двух цветов стало обыгрываться на вазах-билингвах, на одной стороне которых фигуры были чёрными, а на другой — красными.


— 540 Potier Amasis Amphore Attique a Figures noires 0 32 m Paris, BNF

Краснофигурный стиль обогатил вазопись большим количеством мифологических сюжетов, кроме них на краснофигурных вазах встречаются зарисовки из повседневной жизни, женские образы и интерьеры гончарных мастерских. Невиданный прежде для вазописи реализм достигался сложными в исполнении изображениями конных упряжек, архитектурных сооружений, человеческих образов в три четверти и со спины.

Вазописцы стали чаще использовать подписи, хотя по-прежнему на вазах преобладают автографы гончаров. Гончары оставляли подпись в виде своего имени в сочетании с глаголом др.-греч. ἐποίησεν (epóiesen — он сделал), а вазописцы — др.-греч. ἔγραψεν (égrapsen — он нарисовал). Если вазописец сам изготовлял сосуд для росписи, то он ставил оба «штампа». Благодаря подписям удалось атрибутировать многие произведения гончарного искусства конкретным мастерам, одновременно составив представление об их творческом развитии.

Уже в V в. до н. э. в нижней Италии возникли знаменитые мастерские, работавшие с этим стилем вазописи и конкурировавшие с вазописными мастерскими в Аттике. Краснофигурный стиль копировался и в других регионах, где однако не получил особого признания.

Источник — Википедия


-400 Semblable au Peintre du Louvre Pelike Attique a Figures Rouges 0 37 m Varsovie, musee national


-410 Anonyme Lecythe Attique a Fond Blanccc0 48 m Athenes, musee archeologique


-410 Peintre de Pronomos Cratere Attique a Figures rouges 0 75 m Naples, musee Archeologique


-420 Peintre de Shouvalov Skyphos Attique a Figures rouges0 09 m Paris, musee du Louvre


-430 Peintre d’Amphithrite Lebes Attique a Figures rouges 0 56 m Paris, musee du Louvre


-430 Peintre d’Hector Cratere Attique a Figures rouges 0 39 m Paris, BNF


-430 Peintre de Klugmann Lecythe Attique a Figures rouges 0 25 m Paris, musee du Louvre


-450 Onesimos Coupe Attique a Figures rouges 0 23 m Paris, musee du Louvre


-460 Peintre du Mariage Pyxis Attique a Figures Rouges 0 18 m Paris, musee du Louvre


-470 Anonyme Alabastre Attique a Figures rouges 0 17 m Paris, BNF


-470 Peintre de Tarquinia Hydrie Attique a Figures rouges 0 37 m Paris, BNF


-480 Douris Coupe Attique a Figures rouges 0 39 m Paris, BNF


-480 Peintre de Syriskos Cratere Attique a Figures rouges 0 41 m Paris, BNF


-490 Douris Dessin central d’une Coupe Attique a Figures Rouges, 28 cm Florence, Musee Archeologique


-490 Peinrte de Diosphos Lecythe Attique a figures noires 0 22 m Paris, musee du Louvre


-490 Peintre de Brygos Interieur d’une coupe Attique a Figures rouges 0 36 cm Paris, BNF


-490 Peintre de Sapho Lecythe Attique a Figures noires 0 17 m New York, Metropolitan Museum


-490 Peintre de Syriskos Canthare Attique a Figures Rouge 0 21 m Paris, BNF


-490 Proche du Peintre de Kleophrades Amphore Attique a Figures rouges 0 43 m Vienne, Kunsthistotisches Museum


-490 Peintre de Pholos Lecythe Attique a Figures rouges 27 cm Paris, BNF


-500 Peintre d’Emporion Alabastre Attique a Figures noires 0 15 m Paris, BNF


-500 Peintre de Kleophrades Psykter Attique a Figures Rouges, H 34 cm Princeton, Art Museum


-520 Amphore Attique a Figures noires 0 29 m Paris, BNF


-520 Anonyme Interieur d’une coupe Attique a Figures noires 0 43 m Paris, BNF


-520 Anonyme Hydrie Attique a Figures noires 0 48 m Paris, musee du Louvre


-540 Peintre de Berlin Amphore Attique a Figures noires 0 38 m Paris, BNF


-540 Peintre de Berlin Amphore Attique a Figures noires, Avers 0 38 m Paris, BNF


-540 Peintre des Inscriptions Amphore Chalcidienne a Figures noires 0 41 m Paris, BNF


-560 Peintre des Cavalier Coupe Laconienne a Figures noires diametre 29 cm Paris, BNF

Полностью fotki.com

Греческая ваза: виды, орнаменты и узоры

Древняя Греция известна своим богатым культурным наследием. А особенно популярны и любимы многими греческие вазы, которые сегодня можно встретить в музеях и в коллекциях ценителей эллинской культуры. Сегодня мы рассмотрим виды греческих ваз и основные орнаменты.

Разновидности греческих ваз

Их обилие поражает воображение. Все вазы имеют нестандартную форму и, что особенно присуще грекам, отличаются точностью мелких деталей. Ниже приведены самые популярные виды греческих ваз.
Греческая ваза: виды, орнаменты и узоры

Амфора — богиня греческой керамики

Амфора. Пожалуй, одна из самых известных нам ваз, которая встречается не только у греков, но и у римлян и этрусков (загадочный народ, живший в центре Италии и внезапно исчезнувший с лица Земли). Амфора представляет собой сосуд вытянутой формы с двумя руками на плечиках или на горле. Объем таких изделий колеблется от 5 до 50 л. Зачастую применялись для хранения вина, масла, а порой использовалась в виде сосуда для погребения. Эта греческая ваза обычно изящно расписана традиционными узорами. По форме амфору также напоминает стамнос.
Греческая ваза: виды, орнаменты и узоры

Вазы, популярные в Древней Греции

Алабастрон – сосуд, по форме напоминающей грушу с округлым дном. С помощью вертикальной подставки может стоять вертикально. Использовались чаще всего женщинами для хранения пахучих жидкостей. В Египте подобные сосуды изготавливали из алебастра, откуда и были позаимствованы форма и название алабастрона.
Аскос – сосуд причудливой формы: плоский с ручкой на носике (носиков может быть несколько). Применяли такоие емкости для хранения масел и заправки масляных ламп.
Греческая ваза, известная как кратер – сосуд, предназначенный для перемешивания вина с водой. Изготавливался он из глины и металла, реже – из мрамора. Это достаточно объемный сосуд с устойчивой ручкой, колоколообразным или шарообразным телом и двумя ручками по бокам. По форме схож с диномосом, который тоже использовали для напитков.
Лекиф – изящная ваза с узким горлышком и короткой ножкой. В ней хранили оливковое масло, а позже стали применять в качестве погребального дара. Ассоциируется с неженатым мужчиной в свадебных погребальных обрядах.
Ойнохоя – кувшин с одной ручкой и тремя носиками, имеющий округлую форму. Использовался для вина и позволял наполнять сразу три чаши.
Ниже вы можете видеть фото греческих ваз, описанных в этой статье.

Греческая ваза: виды, орнаменты и узорыГидрия, или кальпида – кувшин для воды с объемным телом и узким носиком, с маленькими выступающими ручками в количестве трех (последняя – чтобы удобнее было наливать воду в сосуд). Гидрия активно использовалась для воды, захоронения праха и во время жеребьевки.
Киаф – сосуд, напоминающий по форме чашку с необычной ручкой. Использовался в качестве черпака для вина.
Скифос, также именуемый кубком Геракла, — это небольшая чаша с двумя ручками и устойчивой ножкой, используемая для питья. По легенде, из такой же чаши пил сам Геракл.
Бавкалид (или псиктер) – греческая ваза, по форме напоминающая гриб, которая была особенно популярна в Аттике. Псиктер отличается высокой узкой ножкой и шарообразным телом с толстым горлышком. Использовался для охлаждения вина – наполнив, его ставили в холодную воду.
Канфар – объемный сосуд на тонкой ножке и с двумя изящными ручками по бокам. Его изготавливали из обожженной глины или металла. Считалось, что из него пьют греческие боги, особенно часто с канфаром изображался бог виноделия Дионис.
Ритон – необычный сосуд воронкообразной формы со скульптурой головы животного или даже человека. Он стоит на толстой подставке и имеет широкое горлышко. Использовался для питья и в качестве ритуального сосуда для жертвоприношения. Изготавливался из металла, глины, рога или даже золота.
Лекана – чаша в виде круглого приплюснутого сосуда с тонким горлышком и толстыми короткими ручками. Ее предназначение пока точно не установлено – возможно, она служила для хранения масла или пищи. Маленькая чаша подобной формы, соответственно, называлась леканидой.
Килик – плоский сосуд округлой приплюснутой формы на тонкой грибовидной ножке. Маленькие ручки по бокам не выходят за пределы кромки самого килика. Использовался для игры в коттаб и для напитков.

Рисунки на греческих вазах

Греческую вазопись подразделяют на несколько периодов. Первый, минийский период, характеризуется отсутствием каких-либо рисунков на сосудах. А вот микенская керамика, появившаяся во время прихода греков на материковую Грецию, отличается темными рисунками на светлом фоне. Изначально это были растения, позже – животные, люди, корабли.
Греческая ваза: виды, орнаменты и узорыНекоторое время, с закатом микенской культуры, греческие вазы были напрочь лишены орнаментов, но позже керамику начали расписывать геометрическими фигурами. С течением времени орнамент греческих ваз менялся, его заменяли то одни, то другие сюжеты, присущие разным эпохам.
Во время расцвета геометрики узоры усложняются, становятся все более замысловатыми. Вскоре появляется религиозная тематика – умельцы изображают на керамике богов и мифических существ.
Греческие вазы расписывают самыми разными орнаментами, но есть классические узоры, которые активно использовали не только для украшения керамических изделий, но и в дизайне интерьера, одежды и даже аксессуаров. Ниже предоставлено описание четырех символов, которые до сих пор используют для росписи и дизайна. Некоторые из них имеют свою символику, над решением которой историки бились долгое время.
Греческая ваза: виды, орнаменты и узоры

Меандр: от древности к современности

Меандр — пожалуй, один из самых популярных у древних греков символов. Практически ни одна ваза в греческом стиле не обходится без этого узора. Он представляет собой симметричную изломанную линию с прямыми углами. Меандр находили даже на бытовых предметах эпохи палеолита. Историки долгое время бились над решением вопроса: о чем он говорит, когда им расписана греческая ваза?
Греческая ваза: виды, орнаменты и узорыИнтерпретируют его по-разному, но чаще всего греки ассоциируют его с непрерывным движением, добродетельной жизнью (изломанные углы). Согласно другой версии, меандр символизирует поражение богов, словно говоря, что смертный может совершить невозможное. Также есть версия, что это символ реки Меандра, протекающей на юго-западе Турции. Она отличается извилистостью и имеет похожий узор.
Сегодня меандр – это символ Солнца, благополучия, божественной благодати.
В настоящее время его активно применяют для украшения интерьера жилища. Он может присутствовать в деталях, придавая им особую изюминку. Также меандр можно встретить на напольном покрытии, текстиле, он особенно популярен в оформлении ванных комнат. Дизайнеры утверждают, что наиболее выигрышные цвета при использовании этого символа – контрастные черный и белый.
Греческая ваза: виды, орнаменты и узорыСуществует множество видов меандров, каждый из которых схож в одном – изломанная линия с повторяющимися симметричными изломами.

Спираль — изящество и символизм

Бесконечная спираль у греков означает жизнь, развитие, движение. Спираль, закрученная по часовой стрелке – атрибут богини Афины, а против часовой – повелителя морей Посейдона. Мотив был популярен у греков, являя собой элемент изысканности, потому его можно встретить в интерьере, в дизайне одежды, посуды. Часто встречаются греческие вазы с узорами в виде спирали в разных ее формах.
Греческая ваза: виды, орнаменты и узоры

Пальметта — природный мотив

Пальметта – пальмовый лист, собранный в веер. Этот растительный орнамент позже вошел в основу геральдической лилии (флёр-де-лис).
Вероятно, символ был позаимствован греками у египтян. Сама по себе пальметта не несет особого смысла и является лишь красивым украшением. В древние времена ее использовали для оформления зданий, колонн и даже надгробий. Правда, греки добавили пальмовому листу изысканность и утонченность, которой ей не хватало на родине – Востоке.
Греческая ваза: виды, орнаменты и узоры

Акант — символ победы

Акант – растительный символ, имеющий свою историю. Орнамент получил свое название от растения, встречающегося на Средиземноморье. Символ, согласно легенде, появился благодаря архитектору Каллимаху. Однажды, прогуливаясь по кладбищу, он увидел могилу молодой девушки с корзиной вещей, которую оставили для нее родные. Эту корзину обвил акант, и Каллимах решил использовать увиденное в качестве символа для капителий Коринфского ордена. И хотя таким узором зачастую украшали здания, на греческих вазах это изящное растение также встречается.
Греческая ваза: виды, орнаменты и узорыКак и другие растительные символы, акант символизирует жизнь и рост, но при этом греки ассоциирует его и с победой, преодолением жизненных препятствий.

Заключение

Издавна греческие сосуды расписывают как сложными сюжетами и орнаментами, так и простыми рисунками. Изучая роспись греческой вазы, можно встретить как целые сюжеты, так и сложные орнаменты, порой комбинированные между собой. Сегодня вазопись с греческими мотивами не менее популярна.

Греческая ваза: виды, орнаменты и узоры

Греческая ваза: виды, орнаменты и узоры

01.11.2017 11:25

Древняя Греция известна своим богатым культурным наследием. А особенно популярны и любимы многими греческие вазы, которые сегодня можно встретить в музеях и в коллекциях ценителей эллинской культуры. Сегодня мы рассмотрим виды греческих ваз и основные орнаменты.

Разновидности греческих ваз

Их обилие поражает воображение. Все вазы имеют нестандартную форму и, что особенно присуще грекам, отличаются точностью мелких деталей. Ниже приведены самые популярные виды греческих ваз.

Амфора — богиня греческой керамики

Амфора. Пожалуй, одна из самых известных нам ваз, которая встречается не только у греков, но и у римлян и этрусков (загадочный народ, живший в центре Италии и внезапно исчезнувший с лица Земли). Амфора представляет собой сосуд вытянутой формы с двумя руками на плечиках или на горле. Объем таких изделий колеблется от 5 до 50 л. Зачастую применялись для хранения вина, масла, а порой использовалась в виде сосуда для погребения. Эта греческая ваза обычно изящно расписана традиционными узорами. По форме амфору также напоминает стамнос.

Вазы, популярные в Древней Греции

Алабастрон – сосуд, по форме напоминающей грушу с округлым дном. С помощью вертикальной подставки может стоять вертикально. Использовались чаще всего женщинами для хранения пахучих жидкостей. В Египте подобные сосуды изготавливали из алебастра, откуда и были позаимствованы форма и название алабастрона.
Аскос – сосуд причудливой формы: плоский с ручкой на носике (носиков может быть несколько). Применяли такоие емкости для хранения масел и заправки масляных ламп.
Греческая ваза, известная как кратер – сосуд, предназначенный для перемешивания вина с водой. Изготавливался он из глины и металла, реже – из мрамора. Это достаточно объемный сосуд с устойчивой ручкой, колоколообразным или шарообразным телом и двумя ручками по бокам. По форме схож с диномосом, который тоже использовали для напитков.
Лекиф – изящная ваза с узким горлышком и короткой ножкой. В ней хранили оливковое масло, а позже стали применять в качестве погребального дара. Ассоциируется с неженатым мужчиной в свадебных погребальных обрядах.
Ойнохоя – кувшин с одной ручкой и тремя носиками, имеющий округлую форму. Использовался для вина и позволял наполнять сразу три чаши.
Ниже вы можете видеть фото греческих ваз, описанных в этой статье.

Гидрия, или кальпида – кувшин для воды с объемным телом и узким носиком, с маленькими выступающими ручками в количестве трех (последняя – чтобы удобнее было наливать воду в сосуд). Гидрия активно использовалась для воды, захоронения праха и во время жеребьевки.
Киаф – сосуд, напоминающий по форме чашку с необычной ручкой. Использовался в качестве черпака для вина.
Скифос, также именуемый кубком Геракла, — это небольшая чаша с двумя ручками и устойчивой ножкой, используемая для питья. По легенде, из такой же чаши пил сам Геракл.
Бавкалид (или псиктер) – греческая ваза, по форме напоминающая гриб, которая была особенно популярна в Аттике. Псиктер отличается высокой узкой ножкой и шарообразным телом с толстым горлышком. Использовался для охлаждения вина – наполнив, его ставили в холодную воду.
Канфар – объемный сосуд на тонкой ножке и с двумя изящными ручками по бокам. Его изготавливали из обожженной глины или металла. Считалось, что из него пьют греческие боги, особенно часто с канфаром изображался бог виноделия Дионис.
Ритон – необычный сосуд воронкообразной формы со скульптурой головы животного или даже человека. Он стоит на толстой подставке и имеет широкое горлышко. Использовался для питья и в качестве ритуального сосуда для жертвоприношения. Изготавливался из металла, глины, рога или даже золота.
Лекана – чаша в виде круглого приплюснутого сосуда с тонким горлышком и толстыми короткими ручками. Ее предназначение пока точно не установлено – возможно, она служила для хранения масла или пищи. Маленькая чаша подобной формы, соответственно, называлась леканидой.
Килик – плоский сосуд округлой приплюснутой формы на тонкой грибовидной ножке. Маленькие ручки по бокам не выходят за пределы кромки самого килика. Использовался для игры в коттаб и для напитков.

Рисунки на греческих вазах

Греческую вазопись подразделяют на несколько периодов. Первый, минийский период, характеризуется отсутствием каких-либо рисунков на сосудах. А вот микенская керамика, появившаяся во время прихода греков на материковую Грецию, отличается темными рисунками на светлом фоне. Изначально это были растения, позже – животные, люди, корабли.
Некоторое время, с закатом микенской культуры, греческие вазы были напрочь лишены орнаментов, но позже керамику начали расписывать геометрическими фигурами. С течением времени орнамент греческих ваз менялся, его заменяли то одни, то другие сюжеты, присущие разным эпохам.
Во время расцвета геометрики узоры усложняются, становятся все более замысловатыми. Вскоре появляется религиозная тематика – умельцы изображают на керамике богов и мифических существ.
Греческие вазы расписывают самыми разными орнаментами, но есть классические узоры, которые активно использовали не только для украшения керамических изделий, но и в дизайне интерьера, одежды и даже аксессуаров. Ниже предоставлено описание четырех символов, которые до сих пор используют для росписи и дизайна. Некоторые из них имеют свою символику, над решением которой историки бились долгое время.

Меандр: от древности к современности

Меандр — пожалуй, один из самых популярных у древних греков символов. Практически ни одна ваза в греческом стиле не обходится без этого узора. Он представляет собой симметричную изломанную линию с прямыми углами. Меандр находили даже на бытовых предметах эпохи палеолита. Историки долгое время бились над решением вопроса: о чем он говорит, когда им расписана греческая ваза?
Интерпретируют его по-разному, но чаще всего греки ассоциируют его с непрерывным движением, добродетельной жизнью (изломанные углы). Согласно другой версии, меандр символизирует поражение богов, словно говоря, что смертный может совершить невозможное. Также есть версия, что это символ реки Меандра, протекающей на юго-западе Турции. Она отличается извилистостью и имеет похожий узор.
Сегодня меандр – это символ Солнца, благополучия, божественной благодати.
В настоящее время его активно применяют для украшения интерьера жилища. Он может присутствовать в деталях, придавая им особую изюминку. Также меандр можно встретить на напольном покрытии, текстиле, он особенно популярен в оформлении ванных комнат. Дизайнеры утверждают, что наиболее выигрышные цвета при использовании этого символа – контрастные черный и белый.
Существует множество видов меандров, каждый из которых схож в одном – изломанная линия с повторяющимися симметричными изломами.

Спираль — изящество и символизм

Бесконечная спираль у греков означает жизнь, развитие, движение. Спираль, закрученная по часовой стрелке – атрибут богини Афины, а против часовой – повелителя морей Посейдона. Мотив был популярен у греков, являя собой элемент изысканности, потому его можно встретить в интерьере, в дизайне одежды, посуды. Часто встречаются греческие вазы с узорами в виде спирали в разных ее формах.

Пальметта — природный мотив

Пальметта – пальмовый лист, собранный в веер. Этот растительный орнамент позже вошел в основу геральдической лилии (флёр-де-лис).
Вероятно, символ был позаимствован греками у египтян. Сама по себе пальметта не несет особого смысла и является лишь красивым украшением. В древние времена ее использовали для оформления зданий, колонн и даже надгробий. Правда, греки добавили пальмовому листу изысканность и утонченность, которой ей не хватало на родине – Востоке.

Акант — символ победы

Акант – растительный символ, имеющий свою историю. Орнамент получил свое название от растения, встречающегося на Средиземноморье. Символ, согласно легенде, появился благодаря архитектору Каллимаху. Однажды, прогуливаясь по кладбищу, он увидел могилу молодой девушки с корзиной вещей, которую оставили для нее родные. Эту корзину обвил акант, и Каллимах решил использовать увиденное в качестве символа для капителий Коринфского ордена. И хотя таким узором зачастую украшали здания, на греческих вазах это изящное растение также встречается.
Как и другие растительные символы, акант символизирует жизнь и рост, но при этом греки ассоциирует его и с победой, преодолением жизненных препятствий.

Заключение

Издавна греческие сосуды расписывают как сложными сюжетами и орнаментами, так и простыми рисунками. Изучая роспись греческой вазы, можно встретить как целые сюжеты, так и сложные орнаменты, порой комбинированные между собой. Сегодня вазопись с греческими мотивами не менее популярна.

Древнегреческие вазы — описание и фотографии

По какой-то причине, когда речь заходит о посуде, употреблявшейся в Древней Греции, сразу возникает ассоциация с амфорой — и только! Хотя, на самом деле, сами по себе древнегреческие вазы имели различные формы, в зависимости от их предназначения в быту. Так амфоры, пелики и стамносы служили для хранения разного рода продуктов, включая вино. Стамносы употребляли и для смешивания вина с водой. В этих же целях на симпосиях употребляли диносы и кратеры. Это сосуды так называемого мужского мира.

Древнегреческие вазыДиносПодставка под динос вазописца Антифона. Ок 490 г. до н. э.

Кратер — это большая глубокая чаша на ножке с двумя ручками. Само слово кратер происходит от древнегреческого «керраним» (κεράννυμ), что в переводе означает «смешиваю».
Для кратера, который представлял собой довольно-таки вместительный сосуд, характерна широкая горловина, две ручки по бокам и ножка.

Динос – это тоже крупный сосуд с полукруглым туловищем, выполненный из керамики или металла. Обычно динос устанавливался на искусно выполненной подставке.

В древнегреческой мифологии Диносом звали одного из коней Диомеда.

КратерЧернофигурный мастос. Геракл и критский быкКиаф. 550—540 гг. до н. э., Лувр

В греческом застолье использовались также и мастосы, напоминающие по форме женскую грудь (μαστός). Характерной особенностью этих сосудов было то, что их невозможно было поставить на стол, не допив налитое в них вино.

Как видно из древних текстов, вино было непременным атрибутом мужских пиров — сисситий. Если судить по диалогам Платона, ни одна философская беседа не обходилась без рубинового напитка.

Согласно древнегреческой мифологии, богом вина в классическую и эллинистическую эпохи был Диониссын Зевса и смертной девушки Семелы, которая была дочерью фиванского царя Кадма. Дважды в год в честь Диониса устраивались ритуальные праздники, так называемые, Великие и Малые Дионисии.

Сами же Олимпийские боги пили нектар — божественный напиток, даривший им бессмертие. Виночерпием на Олимпе был похищенный Зевсом прекрасный юноша по имени Ганимед.

На симпосиях вино черпали киафом, который очень похож на привычные нашему глазу чашки, с разницей в том, что ручка у киафа, для удобства при черпании, намного возвышается над кромкой сосуда.

Объём киафа составлял 0, 045 литра, то есть четверть секстария. В свою очередь, половину секстария составляла котила (κοτύλη). Котилами также назывались древнегреческие вазы, которые по форме были похожи на скифосы.

Большой интерес представляет собой псиктер (от греч. ψύξη – «охлаждение») — керамический сосуд, напоминающий по форме гриб.

Псиктер использовался вместе с кубковым кратером на симпосиях. Первый из этих сосудов предназначался для хранения снега или ледяной воды, а во второй наливалось неразбавленное вино.

ПсиктерОйнохойяКанфар

А вот для подачи вина употребляли гидрии и ойнохойи. Ойнохойя (οἰνοχόη) — это кувшин для вина, имеющий одну ручку, с круглым или трилистниковым венчиком, который напоминает лист клевера.

Пили же вино из килика, канфара скифоса, и ритона.

Килик (κύλιξ) — сосуд для напитков плоской формы, стоящий на короткой ножке. Ручки с обеих сторон не превышают по высоте кромку самой чаши.

Канфар (κάνθαρος) очень похож на кубок с двумя непомерно объёмными вертикальными ручками. Наверное, не случайно, потому что из канфаров пили греческие боги: к примеру, с канфаром очень часто изображался Дионис. Нередко канфар использовался для жертвоприношений или как предмет культа.

Скифос (σκύφος) представляет собой керамическую чашу для питья, с низкой ножкой и двумя горизонтально расположенными ручками. Скифосом был мифический кубок Геракла, поэтому скифос называют ещё и кубком Геракла.

Ритон (от греч. рέω — «теку») по своей форме напоминает рог животного. Он часто завершался в нижней части скульптурой, где находилось отверстие, и украшался рельефами и гравировкой. Пить из подобных сосудов можно было, приложив губы к верхнему широкому отверстию, или же направляя себе в рот струю напитка из дырочки, которая просверливалась на конце морды изображённого животного. Ритоны изготовлялись из металла (например, золота и т.д.), глины, кости, рога.

Древние воины носили с собой сосуд для питья с одной ручкой — кофон.

Чёрнофигурный скифос, ок. 490-480 гг. до н. э.РитонБольшой краснофигурный кофон с изображением рождения Елены (ок.. 410-00 до н. э.)

В домашнем обиходе употребляли леканиду, лекану и пинакион.

Рыбные блюда появились в V в. до н.э. Расписывались они, как правило, в стиле краснофигурной вазописи преимущественно рыбами и разнообразными морскими животными.

Плоская форма блюда называлась пинакион, что в переводе с греческого означает доска. В центре блюда было небольшое углубление для масла или соуса. Рыбное блюдо обычно возвышалось над столом на подставке.

Лекана представляла собой плоскую чашу с двумя горизонтальными ручками по бокам. Маленькая лекана с крышкой соответственно называлась леканидой. До сих пор точно не установлено назначение данного сосуда: возможно, лекана служила для хранения приготовленной еды, а, может быть, и для оливкового масла.

Три морских окуня, Апулийское краснофигурное рыбное блюдо, ок. 340-320 г. до н. э., Британский музейЛекана, ЛуврЛекиф

В свою очередь, к сосудам, в которых хранилось оливковое масло, относятся чернолаковые лекифы, алабастроны, арибалы и аскосы.

Лекиф (λήκυθος) предназначался для хранения оливкового масла, но он использовался и как погребальный дар. Для лекифа характерно узкое горлышко и небольшая ножка.

Лекифы часто украшались разноцветными росписями по белому фону. Если лутрофоры в свадебных и погребальных обрядах символизировали незамужнюю женщину, то лекиф соотносился с неженатым мужчиной.

Aлабастрон — грушеобразный или вытянутый сосуд цилиндрической формы с округлым дном, который, в отличие от ритона, мог стоять вертикально. Образцом для алабастрона послужила форма восточных сосудов из Египта, изготавливавшихся из алебастра, которому они, собственно, и обязаны своим названием.

Алабастроны использовались для хранения ароматических веществ и жидкостей, преимущественно женщинами. Мужчины (в особенности атлеты) для ухода за телом пользовались в аналогичных случаях арибалами, которые носили на ремешке на запястье.

Арибал (αρύβαλλος) — сосуд небольшого размера округлой формы с узким втянутым горлышком, который расширялся у плоского венчика. Его название происходит от кожаного мешка, в который обычно вставлялась бутыль. У арибала широкая, в форме ленты, ручка.

Аскос — плоский сосуд округлой формы с ручкой на носике — применялся для хранения масел и заправки масляных ламп. Существуют формы аскосов с двумя носиками.

AлабастронАрибалАскос

К сосудам женского мира относятся пиксида, эксалиптро, племахойя и эпинетрон.

Пиксида — сосуд, имеющий цилиндрическую формы, с крышкой. Название происходит от греческого слова πυξός — «самшит», из которого они изначально вытачивались. Пиксиды изготавливались также из керамики, алебастра, металла или слоновой кости. Это своего рода шкатулки, которые использовались женщинами для хранения украшений и косметики.

Пиксиды также часто находили в женских захоронениях.

Племохойя — небольшой сосуд для хранения благовоний шарообразной формы на высокой подставке с крышкой, которая увенчивалась шарообразной головкой.

Эпинетрон (έπίνητρον) — известный с V в. до н. э. древнегреческий прибор из глины или дерева, использовавшийся в прядении для вытягивания волокна.

Аттическая краснофигурная пиксида. Вазописец свадеб. Лувр. Ок. 470—460 гг. до н. эЧёрнолаковая племохойя из Беотии (ок. 550—525 до н. э.), ЛуврЭпинетрон. Национальный археологический музей. Афины

Работа на эпинетроне описана у Гесихия Александрийского. В аттическую эпоху эпинетрон стал предметом культа и часто вкладывался в захоронение усопшим незамужним девушкам.

Для хранения благовонных и ароматических масел использовались лагиносы, напоминающие ойнохою, и ольпы с ручкой сбоку.

Лагинос с изображением музыкальных инструментов. 150—100 гг. до н. э. ЛуврОльпаСимпозиум на древнегреческой вазе

А также почитайте:

ГРЕЧЕСКИЕ ВАЗЫ. ЭРОТИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ — evakroterion — LiveJournal

Некоторые прекрасные греческие вазы можно решиться представить почтенной публике только в день смеха. Тем более что это весенний праздник. Может быть, древних греков веселило совсем другое, но нам самыми забавными из изображенных на вазах кажутся эротические сюжеты. Начну с самой безобидной сцены. Стыдливым под кат предлагаю не забираться.
На скифосе Мастера Персефоны из Вико Эквенсе, созданном в середине V века до н.э. и хранящемся сейчас в Бостоне, изображен анод Афродиты. Богиня выходит на землю из потустороннего мира. Сатиры с козлиными головами и конскими хвостами поют и скачут рядом с ней. Природа оживает: цветущий плющ украшает верхнюю часть вазы.

Мастер Персефоны. Скифос из Вико Эквенсе.


Один из самых впечатляющих сосудов в собрании Бостонского музея изящных искусств – колоколовидный кратер из Кум, созданный во второй половине V века до н.э. Блистательный вазописец, с которым сейчас исследователи связывают ряд сосудов, получил свое имя благодаря этому кратеру – его именуют Мастером Пана.
На одной стороне кратера представлен известный жестокий сюжет: Артемида и Актеон. Богиня-девственница безжалостно расправляется с молодым охотником, который имел несчастье увидеть ее обнаженной. Собаки грызут Актеона, а Артемида сейчас пронзит его стрелой.

Мастер Пана. Кратер из Кум.
http://zoom.mfa.org/fif=sc2/sc238460.fpx&obj=iip,1.0&hei=100&cell=1000,1000&cvt=jpeg

Совершенно неожиданно после этого зверства смотрится изображение на другой стороне кратера. На мой взгляд, здесь тоже зверство, но совсем другого характера:

Мастер Пана. Кратер из Кум.
http://zoom.mfa.org/fif=sc1/sc134.fpx&obj=iip,1.0&wid=960&cvt=jpeg

Пан с козлиной головою мчится за юным пастушком. Впрочем, пастушок готов постоять за себя: оглядываясь на преследователя, он заготовил плеть.

Мастер Пана. Кратер из Кум.

За спиной Пана высится герма Гермеса. Гермес – отец Пана. Оживающая на наших глазах статуя порадовала больше всего)))

Мастер Пана. Кратер из Кум.

Не менее выразительную герму удалось встретить в собрании Старого музея в Берлине. Это – пелика Мастера Персея.

Пелика Мастера Персея

В залах Старого музея собрано много замечательных ваз. Разумеется, представлена и героическая тематика, и спортивные достижения древних греков. Но трудно было пройти мимо женских образов. Изобразить в центре килика, чаши из которой пили вино, гетеру над ночным горшком…

Гетера над ночным горшком

Пора переходить к любовным сражениям. Одна из жемчужин берлинской коллекции – ойнохоя из Локр, созданная Мастером Шуваловской амфоры:

Мастер Шуваловской амфоры. Ойнохоя из Локр

Любовники здесь юны и изящны.

Мастер Шуваловской амфоры. Ойнохоя из Локр.

А вот в музее в Тарквинии довелось увидеть парочку зрелого возраста. Довольная дама, повернувшая голову на 180 градусов, произвела сильное впечатление:

Пелика из Тарквинии

На другой пелике из Тарквинии еще более запоминающийся сюжет. Не часто в истории искусства можно найти такое простое и убедительное изображение предвкушения)))

Пелика из Тарквинии

Тем, кто только вошел во вкус, разглядывая греческие вазы, предлагаю вспомнить о сатирах: http://cicerone2007.livejournal.com/39553.html

Leave a Reply