Разное

Резьба по дереву контурная: Контурная резьба по дереву – Контурная резьба по дереву эскизы для начинающих

описание с фото, технология выполнения работ и необходимые материалы

Художественная резьба по древесине — одна из древнейших техник декоративного искусства. За историю существования ремесла появилось несколько его разновидностей. Самой разнообразной считается плоскорельефная резьба, классифицируемая на геометрическую, рельефную, заоваленную с подобранным и подушечным фоном и контурную.

Что такое контурная резьба?

рисунки для контурной резьбы по дереву

Резьба по дереву в контурной технике часто встречается на деревянных изделиях разных народов страны. Орнамент в ней наносится на поверхность углубленными линиями. На протяжении всего рисунка глубина и ширина прорезей сохраняются неизменными, но могут и различаться в зависимости от замысла мастера и рисунка для контурной резьбы по дереву. Разница в глубине и ширине прорезных контуров придает узору пластичность и изысканность. Резьба в контурной технике кажется на первый взгляд простой и легкой, однако добиться качественного и эстетичного рисунка можно только после получения необходимых навыков и изучения приемов кудринской и геометрической техник.

История

Как появилась контурная резьба? Резьба по дереву в контурной технике практически не отслеживается во времени как самостоятельное ремесло. Она входила в другие виды искусства. Мастера кудринской резьбы, к примеру, пытаясь добиться контраста с закругленными растительными элементами, ввели углубленные контурные штрихи, крестовые прожилки на листьях, частях цветов и плодов, прорезали мелкие детали животных, птиц и рыб. Как чистую резьбу по дереву контурную резьбу встретить крайне сложно. Она чаще совмещается с другими техниками.

При этом встречается большое количество произведений народного творчества с искусно выполненными растительными и геометрическими рисунками для контурной резьбы по дереву. Мастера столярного дела, изготовившие в XIX веке ярославские прялки, сочетали на древесине декоративные ногтевые порезки и бытовые, жанровые сценки в контурной технике. Для увеличения выразительности подобной резьбы деревянные изделия в последнее время стали тонировать в темные и черные тона, на которых углубления выглядят более ярко и контрастно.

Композиции по черному фону

Выставки художественного творчества редко обходятся без контрастной контурной резьбы, или резьбы по дереву на черном фоне. В таких изделиях привлекает прежде всего видимость итогового результата: на черной поверхности вырезаются белые линии.

Мастера в такой технике чаще всего выполняют сюжеты, не соответствующие стилю эскизов контурной резьбы по дереву. Часто встречаются выполненные на темном фоне графические пейзажи, что связано с частым принятием подобного способа резьбы за линогравюру.

В реальности же контурная резьба на светлом либо черном фоне является самостоятельной техникой художественной обработки древесины с характерными только для нее декоративными средствами выражения. Во избежание подражания линогравюре в специальных иллюстрированных изданиях предлагаются эскизы контурной резьбы по дереву для начинающих с подробными описаниями.

трафареты для контурной резьбы по дереву

Порядок выполнения работ

Контурная резьба основывается на углубленных линиях, вырезаемых штихелем, стамесками, косым ножом или профильными резцами. Техника, выполненная полукруглыми стамесками и косым ножом, наиболее проста и выразительна.

В отличие от кудринской или геометрической, для контурной резьбы нехарактерны конкретные декоративные фигуры. По этой причине новичков в столярном деле обучают основным штрихам-порезам.

Резьба по дереву состоит из нескольких этапов: подготовка основы, выбор орнамента, перевод эскиза на древесину, вырезание рисунка, отделочные процессы.

Подготовка основы

резьба по дереву контурная резьба

Для контурной резьбы лучше всего подходят лиственные породы древесины — ольха, липа, береза, осина. Хвойные породы практически не используются из-за разной твердости слоев и выраженной текстуры.

Однородная заготовка из древесины подготавливается для резьбы. Если требуется светлый фон, то дерево обрабатывается рубанком. Темный фон достигается за счет тонировки заготовки. Для получения блестящей поверхности древесину покрывают черным лаком и обрабатывают политурой. При использовании простых и широко распространенных красителей — гуаши, туши, акварели, темперы, анилиновых красок, протрав и морилок — древесина либо оставляется матовой, либо покрывается светлым лаком и полируется.

Мастера столярного дела Прикарпатья при создании традиционной яворовской резьбы тонируют деревянную основу в разные цвета — не только в классический черный, но и в зеленый, красный, коричневый и синий. Такой способ можно встретить и на фото контурной резьбы по дереву.

Для дальнейшей работы заготовка из древесины крепится в державках или зажимах верстака. Державки — строганые доски, закрепленные на верстаке и удерживающие заготовку.

Выбор композиции

контурная резьба по дереву эскизы

Композиция составляется на основе рисунков и эскизов контурной резьбы по дереву, особенностей конкретной техники и материала, на который она будет наноситься. Контуры рисунка должны быть предельно четкими и точными. Выполняют их одной непрерывной линией, нож при этом двигается с правой и левой стороны. Рисунок делают в том числе и двойной линией, намечающей след ножа.

Трафареты для контурной резьбы по дереву для первых опытов в столярном деле представлены в статье. По мере набора навыков мастера могут создавать собственные композиции.

Рисунок для светлого фона переносится темными линиями на белую бумагу. Если древесина тонированная, то эскиз выполняется гуашевыми белилами на цветной бумаге.

трафарет для резьбы

Перевод рисунка

Изображение на деревянную заготовку переносится двумя способами. Это можно сделать при помощи копировальной бумаги — черной или цветной в зависимости от фона дерева — или шариковой ручки без пасты посредством выдавливания контуров на поверхности древесины.

Техника резьбы

контурная резьба по дереву эскизы для начинающих

Процесс резьбы по дереву выполняется в два этапа — надрезание и подрезание. Контурная резьба по дереву для начинающих начинается с ведения ножа по линиям рисунка с прилагаемым усилием. По отношению к поверхности древесины нож должен располагаться не вертикально, а под небольшим углом, что и называется надрезанием. После этого приступают к подрезанию, изменяя положение ножа в ладони: руку наклоняют в противоположную сторону и с усилием выполняют подрезку уже прорезанного контура рисунка. В результате из-под ножа выходит деревянная трехгранная полоса.

Стружка должна отделяться от древесины вслед за ножом — в таком случае резьба будет чистой, с тонкими и точными очертаниями. Остающиеся в канавке соломки древесины убираются ножом посредством повторного, более глубокого прорезания.

Надрезание

При вырезании контурной канавки инструмент держится двумя руками: нож зажимается ладонью одной руки, а его лезвие направляется пальцами другой с корректировкой направления движения и силы упора. Контурная резьба в большинстве случаев выполняется косым ножом, но для более качественного и изысканного выполнения рисунка мастера советуют пользоваться полукруглыми стамесками.

Если выполняемые в технике контурной резьбы по дереву животные либо любой другой орнамент обладают большим количеством мелких деталей с закругленными краями, то для их вырезания используют полукруглую стамеску. Инструмент зажимается в кулаке под небольшим углом к центру. Острую кромку размещают на расстоянии 1-1,5 миллиметра от центра линии. Лезвие углубляется в древесину на несколько миллиметров и плавным поворотом кисти проворачивается вокруг оси. Движение продолжают до тех пор, пока линия не замыкается. Подобным образом выполняют надрезание.

Подрезание

контурная резьба по дереву для начинающих

Подрезание выполняют тем же инструментом либо более отлогой стамеской, отступая от центра линии орнамента на полтора миллиметра во внешнюю сторону и углубляя стамеску в древесину, срезая стружку несколькими движениями. При небольшом радиусе скругления надрез выполняется не всем лезвием стамески, а только одним углом, причем второй угол должен выходить наружу. Такая техника позволяет выполнять закругления разного радиуса при наличии минимального числа стамесок. Прием незаменим при работе в технике не только контурной, но и значительно более сложной рельефной резьбы.

При отсутствии в распоряжении полукруглых стамесок закругленные элементы в контурной резьбе выполняются обычным косым ножом. Однако при такой работе стоит иметь в виду то, что острота угла заточки клинка зависит от диаметра окружности: чем он меньше, тем острее должно быть лезвие. Косой нож может двигаться в разных направлениях для оформления запланированного орнамента.

Для упрощения и удобства процесса контурной резьбы по дереву мастер может поворачивать заготовку в разные стороны. Для этого древесина вынимается из державок или станка, переставляется и вновь зажимается. Со временем столяр приучается резать в разных направлениях, не трогая заготовку во время работы и не переставляя ее. По этой причине контурная резьба выполняется стоя — такое положение дает большую свободу действий столяру и делает все линии более непрерывными и плавными, что считается залогом качественного исполнения художественного узора в подобной технике.

Отделка готового изделия

контурная резьба по дереву фото

Композиция в технике контурной резьбы может выполняться как на однотонной, так и на тонированной и полированной поверхности древесины. Во втором случае дальнейшая обработка материала не требуется. Если же орнамент вырезался на светлой древесине, то его покрывают прозрачным лаком, предварительно шлифуя поверхность мелкой наждачной бумагой. Шлифование обязательно выполняется вдоль древесных волокон. Точеные изделия лучше шлифовать и покрывать прозрачным лаком в зажатом состоянии при вращении в станке. Соответственно, выточенное изделие не срезается с деревянной заготовки, а снимается, покрывается резьбой и повторно зажимается в станке, после чего отделывается, просушивается и только после этого срезается.

Вид отделки выбирается в зависимости от назначения изделия из древесины. Поверхность может лакироваться до блеска либо оставаться матовой с нанесением на резьбу разведенного лака жесткой кистью. Шлифованная поверхность контурной резьбы перед лакировкой прозрачными составами может тонироваться в разные цвета посредством окрашивания только фона либо фона с отдельными, наиболее углубленными линиями. Лак наносится только на тщательно высушенную поверхность древесины.

Начинающие мастера по древесине выполняют работы в технике контурной резьбы на плоских досках. По мере получения опыта и повышения мастерства можно начинать работать с более сложными изделиями: предметами мебели, обихода и быта. На таких элементах контурная резьба может выступать как в качестве отдельной самостоятельной техники, так и в качестве дополнительного художественного декора, выполненного в паре с другими техниками столярного искусства. Контурная резьба позволяет выполнять тонкие и эстетичные орнаменты в различных стилях.

Контурная резьба по дереву | МАСТЕР АЛЕКСЕЙ

Опубликовано: 4 декабря 2016

изготовление под заказ больших, деревянных, разделочных досок для кухни из массива дерева Одним из направлений моей деятельности в Хабаровске, является изготовление больших, деревянных разделочных досок для кухни, в том числе и профессиональных. Предлагаемые здесь деревянные разделочные доски, изготавливаются только на заказ. В данной сфере деятельности накоплен большой опыт, и я рад предложить вам кухонные доски […]

Опубликовано: 16 ноября 2016

Разделочная доска – абсолютно простая, но совершенно необходимая вещь на любой кухне. Она заслуженно занимает одно из основных мест среди кухонных принадлежностей. Любой хозяйке, даже той, которая готовит нечасто, необходимо иметь две разделочные доски. Максимальное число ограничить невозможно. Иметь на кухне не одну разделочную доску необходимо по нескольким причинам. Во-первых, необходимо разделить продукты, которые можно […]

Опубликовано: 30 июня 2015

резьба по дереву •домовая резьба • резные наличники • резной декор • мебель • двери • лестницы • пиломатериал как заказать * доставка * оплата В Индонезии искусство резьбы по дереву имеет глубочайшую сакральную суть. До того, как выбрать дерево для работы, мастер совершает специальный обряд. Лишь после того, как природа «разрешит» ему создать из […]

Опубликовано: 30 июня 2015

резьба по дереву •домовая резьба • резные наличники • резной декор • мебель • двери • лестницы • пиломатериал как заказать * доставка * оплата Любому человеку хочется, чтобы его дом был уютным и мел привлекательный внешний вид. Немаловажную роль играет здесь фасад с окнами. Он является лицом дома, и окна на нем должны смотреться […]

Опубликовано: 19 мая 2015

резьба по дереву •домовая резьба • резные наличники • резной декор • мебель • двери • лестницы • пиломатериал как заказать * доставка * оплата Производство деревянного резного декора для отделки интерьера и фасада деревянных домов, а также для декорирования мебели, дверей и других предметов интерьера из дерева. Резной декор изготавливается различных форм и размеров […]

Опубликовано: 19 мая 2015

резьба по дереву •домовая резьба • резные наличники • резной декор • мебель • двери • лестницы • пиломатериал как заказать * доставка * оплата Изготовление наличников в Хабаровске, Владивостоке и Москве. Изготовление наличников из массива дерева в Хабаровске, Владивостоке и Москве. Одним из направлений моей деятельности в Хабаровске, Владивостоке и Москве, является изготовление наличников […]

Опубликовано: 19 мая 2015

резьба по дереву •домовая резьба • резные наличники • резной декор • мебель • двери • лестницы • пиломатериал как заказать * доставка * оплата Резные изделия в Хабаровске, Владивостоке и Москве. Эксклюзивные Резные изделия в Хабаровске, Владивостоке и Москве собственного производства из массива дерева. Одним из направлений моей деятельности в Хабаровске, Владивостоке и Москве, […]

Опубликовано: 19 мая 2015

резьба по дереву •домовая резьба • резные наличники • резной декор • мебель • двери • лестницы • пиломатериал как заказать * доставка * оплата Раскалённая проволока — универсальный режущий инструмент. В плоскости резки движется в любом направлении. При резке мелких деталей желательно снижать накал струны. Данный процесс выпиливанием не назовешь, так как раскаленная проволока […]

Опубликовано: 17 мая 2015

резьба по дереву •домовая резьба • резные наличники • резной декор • мебель • двери • лестницы • пиломатериал как заказать * доставка * оплата Художественная резьба по дереву — один из древнейших и наиболее распространенных видов художественной обработки дерева, при котором узор наносится на изделие при помощи топора, ножа, резцов, долот, стамесок и других […]

Опубликовано: 17 мая 2015

резьба по дереву •домовая резьба • резные наличники • резной декор • мебель • двери • лестницы • пиломатериал как заказать * доставка * оплата ажурная резьба по дереву — описание Ажурная (сквозная) резьба по дереву, разновидность художественной обработки дерева, при которой фон полностью выбирается, а остается лишь само изображение, что роднит ее с объемной […]

Опубликовано: 17 мая 2015

резьба по дереву •домовая резьба • резные наличники • резной декор • мебель • двери • лестницы • пиломатериал как заказать * доставка * оплата плоско-выемчатая резьба — описание При плоско-выемчатой резьбе рисунок образуют различной формы углубления — выемки. Фоном является плоская поверхность. Низшие точки рельефа расположены ниже уровня фона, а верхние находятся на его […]

Опубликовано: 17 мая 2015

резьба по дереву •домовая резьба • резные наличники • резной декор • мебель • двери • лестницы • пиломатериал как заказать * доставка * оплата Прорезная резьба по дереву — описание Прорезная резьба называется также сквозной, или пропильной. При этом способе резьбы удаляют фон. В сочетании с рельефной или геометрической резьбой создается впечатление воздушности изделия. […]

Опубликовано: 17 мая 2015

резьба по дереву •домовая резьба • резные наличники • резной декор • мебель • двери • лестницы • пиломатериал как заказать * доставка * оплата объемная резьба по дереву — описание Скульптурная, или объёмная резьба, характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру. В отличии от одностороннего […]

Опубликовано: 17 мая 2015

контурная резьба по дереву — описание Контурная резьба оп дереву , один из видов деревянной орнаментальной резьбы, получивший широкое распространение в народном искусстве с начала 15 века. Выполняется в виде линии, прорезанной по контуру рисунка. Четкий, несколько сухой, орнамент контурной резьбы отдаленно напоминает гравировку. Как правило, линейный узор дополняют разнообразные порезки, оживляющие композицию. Часто контурная […]

Опубликовано: 17 мая 2015

геометрическая резьба по дереву — описание Геометрическая резьба по дереву, один из самых древних и распространенных видов деревянной орнаментальной резьбы. Выполняется в виде выемок двух-, трех-, четырехгранной формы, которые в сочетании дают большое число разнообразных композиций. Главный инструмент резчика — резец со скошенным концом, так называемый «косячок». геометрическая резьба по дереву — виды Геометрическая резьба […]

Опубликовано: 17 мая 2015

контррельефная резьба по дереву — описание Контррельефная резьба — это обратный, или негативный, рельеф. Если в рельефной резьбе изображения объемны и выпуклы, то в контррельефной они углублены. В прошлом ею выполняли фамильные и гербовые печати, пряничные доски, всевозможные формы для сыра, творога и масла.

Опубликовано: 17 мая 2015

рельефная резьба по дереву — описание Рельефная резьба почти не имеет плоской поверхности. Формы орнамента выявляются рельефом разной высоты. Различают барельефную и горельефную резьбу. Барельефная резьба — Это резьба, фигуры рельефа которой выступают над плоскостью фона или соседними элементами орнамента до половины собственного объема. Горельефная резьба — Это резьба, фигуры рельефа которой выступают над плоскостью […]

Опубликовано: 17 мая 2015

плоскорельефная резьба по дереву — описание Плоскорельефная резьба по дереву — один из наиболее распространенных видов резьбы. Относительно неглубокий рельеф (5-20 мм) сохраняет одинаковую высоту при равной глубине основного фона. Основные мотивы плоскорельефной резьбы — растительный орнамент, стилизованные изображения фигур людей и животных. Ее техника относительно проста. Резные украшения наносятся на заранее подготовленное изделие. Первоначально […]

Опубликовано: 17 мая 2015

Само существование человека неотделимо от природы, которая дает материал для жилища и одежды, продукты питания, определяет ритм человеческой жизни сменой дня и ночи, чередованием времен года. Потому и находит все это отражение в произведениях народного искусства, составляющих целостное явление культуры каждого народа. Глубокое понимание народным мастером материала, с которым он работает, позволяет создавать многие вещи, […]

Опубликовано: 17 мая 2015

Камины резные из дерева на заказ

Опубликовано: 17 мая 2015

Камины резные из дерева на заказ

Опубликовано: 17 мая 2015

Камины резные из дерева на заказ

Опубликовано: 16 мая 2015

Эксклюзивные деревянные резные рамы на заказ  

Опубликовано: 16 мая 2015

Эксклюзивные деревянные резные рамы на заказ  

Опубликовано: 10 апреля 2015

Изготовление эксклюзивного деревянного резного наличника, для декоративного обрамления оконного проема. Резные наличники на заказ Эксклюзивные деревянные резные наличники на окна из массива дерева в Хабаровске, Владивостоке и Москве собственного производства из массива дерева.

Опубликовано: 17 мая 2015

Для сохранения мебели важно знать свойства и поведение древесины. Только тогда, когда определены основные рабочие свойства, идентифицированы, и выявлены понятия о древесине, знания по её сохранению могут принять ответственные решения в дальнейшей работе. Собственное знание дерева, как материала, будут способствовать углублению понимания в нём таких проблем как: ухудшение, профилактическое сохранение и реставрация. В этой главе […]

Опубликовано: 14 мая 2015

общие сведения о механических свойствах древесины При использовании древесины в качестве конструкционного и поделочного материала, а также в технологических процессах обработки проявляются ее механические свойства, характеризующие способность древесины сопротивляться механическим усилиям. Показатели этих свойств древесины определяют путем специальных экспериментов — механических испытаний, при которых создают различные напряженные и деформированные состояния образцов древесины. Задачи механических испытаний […]

Опубликовано: 14 мая 2015

Свойства древесины, проявляющиеся при воздействии электромагнитных излучений. Различные виды излучений, представляющих собой электромагнитные колебания, образуют спектр, охватывающий огромный диапазон длин волн. Наибольшую длину имеют радиоволны (от десятков километров до миллиметров). Действие на древесину этих видов излучений частично изложено при рассмотрении электрических свойств древесины. Ниже будут рассмотрены свойства древесины, проявляющиеся при действии излучений, занимающих остальную часть […]

Опубликовано: 14 мая 2015

показатели, характеризующие распространение звука в древесине Как известно, звук представляет собой колебания, волнообразно распространяющиеся в упругих средах. Особенности распространения звуковых колебаний зависят от физических свойств среды и характеризуются рядом показателей. Скорость распространения звука тем больше, чем меньше плотность среды р и выше ее жесткость (модуль упругости Е). При распространении волны в направлении колебательного движения частиц […]

Опубликовано: 14 мая 2015

электропроводность древесины Способность проводить электрический ток характеризует электрическое сопротивление древесины. В общем случае полное сопротивление образца древесины, размещенного между двумя электродами, определяется как результирующее двух сопротивлений: объемного и поверхностного. Объемное сопротивление численно характеризует препятствие прохождению тока сквозь толщу образца, а поверхностное сопротивление определяет препятствие прохождению тока по поверхности образца. Показателями электрического сопротивления служат удельное объемное […]

Опубликовано: 14 мая 2015

теплоемкость древесины Способность древесины поглощать тепло характеризуется теплоемкостью. В качестве меры используется удельная теплоемкость с, которая представляет собой количество тепла, необходимое для того, чтобы нагреть древесину массой 1 кг на 1о С. Размерность удельной теплоемкости — ккал/кг х град или в международной системе единиц СИ-дж/кг х град. В пределах изменения температуры от 0 до 100° […]

Опубликовано: 14 мая 2015

влага в древесине Наличие влаги в древесине обусловлено нормальной жизнедеятельностью живого растущего организма. В древесине срубленного дерева содержание влаги (в зависимости от условий хранения, и эксплуатации изделий) может увеличиваться или уменьшаться. В большинстве случаев практики влагу из древесины удаляют, чтобы избежать ряда отрицательных явлений. Для количественной характеристики содержания влаги в древесине используют показатель влажности древесины. […]

Опубликовано: 14 мая 2015

Свойства древесины, проявляющиеся при взаимодействии ее с внешней средой, но не связанные с изменением химического состава древесинного вещества, принято называть физическим. Из этого обширного ряда свойств несколько условно выделяются свойства древесины, обнаруживающиеся под действием механических усилий. Ниже рассматриваются физические свойства, показатели которых определяются методами, регламентированными действующими стандартами. Кроме того, освещается ряд пока мало распространенных, но […]

Опубликовано: 14 мая 2015

химический состав древесины Древесина состоит из органических веществ, в состав которых входят углерод С, водород Н, кислород О и немного азота. Элементарный химический состав древесины разных пород практически одинаков. В среднем абсолютно сухая древесина независимо от породы содержит 49,5% углерода, 44,2% кислорода (с азотом) и 6,3% водорода. Азота в древесине содержится около 0,12%. Элементарный химический […]

Опубликовано: 14 мая 2015

прочность древесины при растяжении прочность древесины при растяжении вдоль волокон Прочность при растяжении вдоль волокон определяют на образце. Заготовки для образца получают путем выкалывания, а не выпиливания, чтобы избежать перерезания волокон. Назначение сложной формы образца с массивной головкой и тонкой рабочей частью — не допустить преждевременного разрушения образца от напряжений на смятие и скалывание, возникающих […]

Опубликовано: 14 мая 2015

макроскопическое строение древесины — заболонь, ядро, спелая древесина У большинства наших лесных пород древесина окрашена в светлые цвета, причем у одних пород нет разницы в окраске всей массы древесины, а у других — периферическая, прилегающая к коре часть древесины окрашена светлее. Эта более светлая часть ствола называется заболонью. Центральная темноокрашенная часть ствола называется ядром (см. […]

Опубликовано: 14 мая 2015

строение древесины — части растущего дерева Растения делятся на низшие и высшие. К низшим относятся бесстебельные растения: бактерии, водоросли, грибы, лишайники. К высшим растениям принадлежат мхи, папоротники, голосемянные и покрытосемянные. Древесные растения, которые дают древесину как материал для разнообразного применения, входят в состав двух последних групп. Широко распространенные на территории России хвойные породы относятся к […]

Опубликовано: 16 марта 2015

Твердые лиственные породы деревьев.     Информация / Договор-оферта / Доставка / Как заказать / Оплата / Результаты поиска / контакты / Портфолио / Продукция / Двери / Домовая резьба / Лестницы / Магазин / Антикварная мебель /Банкетки, скамьи, табуреты / Деревянные резные рамы /Диваны, кресла, стулья / Зеркала / Камины резные из дерева / […]

Опубликовано: 15 марта 2015

ХВОЙНЫЕ ПОРОДЫ ДЕРЕВЬЕВ   Информация / Договор-оферта / Доставка / Как заказать / Оплата / Результаты поиска / контакты / Портфолио / Продукция / Двери / Домовая резьба / Лестницы / Магазин / Антикварная мебель /Банкетки, скамьи, табуреты / Деревянные резные рамы /Диваны, кресла, стулья / Зеркала / Камины резные из дерева / Комоды и […]

Опубликовано: 14 марта 2015

  Информация / Договор-оферта / Доставка / Как заказать / Оплата / Результаты поиска / контакты / Портфолио / Продукция / Двери / Домовая резьба / Лестницы / Магазин / Антикварная мебель /Банкетки, скамьи, табуреты / Деревянные резные рамы /Диваны, кресла, стулья / Зеркала / Камины резные из дерева / Комоды и тумбы / Мебель […]

Опубликовано: 13 марта 2015

Бук — твердая лиственная порода. Бук растет на Кавказе, в Крыму. Древесина бука с красивой текстурой в радиальном разрезе, очень прочная, хорошо гнется, но подвержена загниванию. В зависимости от возраста имеет различную окраску. Порода заболонная, древесина светлая с желто-красным оттенком. Годовые слои хорошо заметны на всех срезах, сосуды мелкие, сердцевинные лучи, напоминающие широкие штришочки, более […]

Опубликовано: 13 марта 2015

Клен — твердая лиственная порода. На территории нашей страны произрастает несколько видов, в основном в средней полосе и на юге европейской части России, на Украине, в Крыму и на Кавказе. Наиболее распространены клен остролистный, клен полевой и клен белый (явор) мелколистный. Клен — порода заболонная, имеет белую древесину с красно-бурым оттенком. Хорошо заметны годичные кольца, […]

Опубликовано: 13 марта 2015

Ясень — твердая лиственная порода. Ясень широко распространен в средней и южной полосе европейской части нашей страны, на Кавказе, в Крыму. Отличается высокой прочностью и вязкостью, очень красивой текстурой. По цвету и строению ясень напоминает древесину дуба, сероватую с яркими, четкими, грубыми волокнами, но он немного светлее дуба, чаще всего матового серого, иногда белого цвета, […]

Опубликовано: 13 марта 2015

Платан — твердая лиственная порода. Платан, или чинара, растет на юге нашей страны, на Кавказе, в Закавказье и Средней Азии. Порода яровая, цвет заболони серовато-бурый, ядро красно-бурое. Сердцевинные лучи хорошо видны и намного темнее древесины. Текстура дерева на срезах отличается большой декоративностью. Древесина плотная, твердая, с хорошими механическими свойствами, неплохо обрабатывается, режется и отделывается. Используется […]

Опубликовано: 12 марта 2015

Яблоня — твердая порода фруктовых деревьев. Яблоня широко представлена как в культурном, так и диком состоянии, во всех районах. Порода ядровая, заболонь намного светлее, желто-розового цвета, ядро красно-бурого. Древесина яблони прочная, твердая, плотная, вязкая. Годичные кольца и сердцевинные лучи слабо заметны. Дерево хорошо режется, поддается обработке и отделке, точится на токарном станке. Применяется для изготовления […]

Опубликовано: 12 марта 2015

Древесина липы относится к мягкой лиственной породе. Липа является лучшим материалом для резьбы самых разных изделий. Распространена она почти повсеместно — на Дальнем Востоке, где находится более половины запаса липы, а также в европейской и азиатской частях нашей страны. Древесина липы мягкая, легкая, мало подвержена растрескиванию, короблению, не усыхает, белого цвета, отличается чистотой и однородностью; […]

Опубликовано: 12 марта 2015

Груша — твердая порода фруктовых деревьев. Груша растет в средней и южной полосе европейской части нашей страны, в Крыму и на Кавказе как в диком, так и культурном состоянии. Порода спело-древесная. Древесина розовато-бурого или красно-бурого цвета, однородного строения, прочная, твердая, тяжелая, обрабатывается и режется во всех направлениях, легко отделывается, хорошо воспринимает краску, особенно при имитации […]

Опубликовано: 12 марта 2015

Ива — мягкая лиственная порода. Ива (плакучая, белая, чернотал, краснотал, верба, ветла) — все деревья из семейства ивовых. Ива широко используется в хозяйственной деятельности. Древесина этого дерева мало чем уступает липе, она легкая, мягкая, вязкая, эластичная. Иву используют при изготовлении различного инвентаря, ракеток для тенниса, протезов; она — лучший материал для дуг, обручей и многого […]

Опубликовано: 12 марта 2015

Осина — мягкая лиственная порода. Осина дерево из семейства ивовых, обычно растет в лесной и лесостепной зонах. Она обладает рядом замечательных качеств: морозо-, влаго и кислото устойчивостью. Древесина осины отличается мягкостью, однородностью текстуры, белизной и чистотой, меньше других поддается червоточине. Одно из важных ее свойств — светоустойчивость. Она долгое время не желтеет, если находится в […]

Опубликовано: 12 марта 2015

Тополь — мягкая лиственная порода. Тополь тоже из семейства ивовых, имеет много разновидностей. Деревья быстро растут и в 30—40 лет достигают спелости и крупных размеров. В пределах нашей страны распространены: черный (осокорь), белый (серебристый, пирамидальный (итальянский) и канадский тополь. Древесина тополя мягкая, легкая, однородного строения, с неярко выраженным рисунком текстуры, почти не растрескивается при сушке, […]

Контурная резьба

Контурная резьбаХдожественная резьба по дереву — один из наиболее древних видов декоративного искусства. За долгую историю существования было создано немалоразновидностей резьбы. Наибольшее разнообразие можно видеть в плоскорельефных резьбах. Среди них известны трехгранно-выемчатая (геометрическая), заоваленная с подушечным и подобранным фоном (например, кудринская), рельефная и контурная.

Контурная резьба встречается на деревянных изделиях многих народов нашей страны. Узор в ней передается углубленными линиями. Ширина и глубина прорези чаще сохраняется одинаковой на всем протяжении рисунка, но может быть и различной, в зависимости от художественного замысла. В первом случае резьба выглядит несколько суховато, во втором — различие ширины и глубины прорезных контуров создает определенную пластичность узора. На первый взгляд эта резьба кажется удивительно простой. Но выполнить ее качественно можно, лишь освоив целый ряд приемов геометрической и кудринской резьб.

Проследить самостоятельную историю развития контурной резьбы не представляется возможным, так как она главным образом входила составной частью в другие виды. Например, мастера кудринской резьбы для контраста с закругленными лепестками, листочками, завитками вводят углубленные контурные штрихи, параллельные или прочерченные крест-накрест прожилки на листьях, сердцевинки цветов, части плодов, отдельные детали в изображении птиц, рыб, животных. В таком соседстве контурная резьба встречается значительно чаще, чем в самостоятельном виде.

Однако известно немало произведений народного творчества, в которых контурной резьбой с большим искусством выполнены геометрические и растительные орнаменты, изображения зверей и птиц. А на ярославских прялках первой половины XIX века контурными в сочетании с ногтевидными порезками народные мастера передавали даже бытовые и жанровые сценки: чаепития, выезды, свидания, танцы. Чтобы повысить выразительность контурной резьбы, в последние годы изделия стали тонировать в темные, нередко черные тона, на которых контурные углубления смотрятся весьма звонко.

Редкая выставка самодеятельного художественного творчества обходится без резьбы по черному фону, или, как ее чаше называют, по черному лаку. Художника здесь привлекает то, что сразу виден результат работы. Была черная блестящая поверхность, и вдруг от легкого движения резцом засверкала чистая белая линия, за ней другая, и так шаг за шагом оживает вся композиция.

Контурная резьба

Контурная резьба
Резные композиции по черному лаку

Правда, в этом виде работ самодеятельные мастера нередко выбирают сюжеты, не соответствующие стилю контурных узоров. Встречаются, например, вырезанные на черных досках графические пейзажи с попыткой передать линейную и воздушную перспективу, светотеневые эффекты и даже состояние природы. Это происходит потому, что резьбу по дереву из-за некоторого сходства отдельных приемов путают с линогравюрой.

На самом деле контурная резьба на черном или светлом фоне — это самостоятельный вид художественной обработки дерева, который имеет свои, присущие только ему, декоративные средства выражения. Чтобы предостеречь самодеятельных художников от подражания линогравюре, чтобы они могли почувствовать красоту этой резьбы, мы предлагаем искать сюжеты не в репродукциях с живописных полотен, гравюр и тем более не в фотографиях, а в специальных изданиях — иллюстрированных альбомах по народному декоративно-прикладному искусству, в книгах по искусству орнамента.

Порядок работы

Основой контурной резьбы служат углубленные линии. Их режут полукруглыми стамесками, штихелями, профильными резцами, косым ножом. Наиболее проста в исполнении и в то же время выразительна резьба, выполненная косым ножом и полукруглыми стамесками. О приемах работы этими инструментами здесь и пойдет речь.

В контурной резьбе в отличие от геометрической или кудринской нет каких-то определенных декоративных фигур. Поэтому мы ограничимся рассказом о том, как выполнить основные штрихи-прорезы.

Работа разбивается на несколько этапов: подготовку основы, выбор композиции, перевод рисунка на заготовку, непосредственно резьбу, отделочные операции. Рассмотрим эти этапы подробнее.

Подготовка основы. В качестве основы лучше всего подходят лиственные породы — липаосинаберезаольха. Хвойные практически не применяются из-за выраженной текстуры древесины и из-за различной твердости годичных слоев.

Однородную без пороков заготовку нужно чисто выстрогать и подготовить под резьбу. Если фоном будет служить светлое дерево, дощечку достаточно прострогать рубанком. Если же задумана композиция на темном фоне, заготовку нужно затонировать. Чтобы получить блестящую поверхность, древесину покрывают черным лаком, а когда он высохнет, полируют политурой. Когда используются простые, широко распространенные красители — тушь, гуашь, темпера, акварель, анилиновые краски, различные морилки и протравы, марганцовокислый калий и прочее,— поверхность можно оставить матовой, но можно и покрыть светлым лаком (закрепить краску) и тоже отполировать. Интересные цветовые решения изделий с резьбой можно встретить у мастеров Прикарпатья. Под свою национальную яворовскую резьбу они тонируют деревянную основу не только в черный, но и в красный, зеленый, синий или коричневый цвета. Такой прием можно рекомендовать и для контурной резьбы.

Для дальнейшей работы заготовку нужно прочно закрепить в зажимах верстакаили с помощью державок. Державки — это строганые дощечки. Прибитые к верстаку, они охватывают и прочно удерживают заготовку.

Выбор композиции. Композиция произведения составляется с учетом декоративных особенностей резьбы и характера предмета, на который она будет нанесена. Контуры очертаний узоров должны быть предельно ясными, четкими. Их можно выполнить, как обычно, одной линией. В этом случае, выбирая канавку, нож пойдет справа и слева от линии. Рисунок может быть сделан и двойной линией, намечающей след движения ножа.

Первые зарисовки лучше брать с образцов, приводимых в литературе по резьбе. В дальнейшем, по мере накопления опыта, можно пробовать сочинять самостоятельные композиции.

Контурная резьба
Узор геометрического характера с циркульными контурными деталями

Если резьба выполняется на светлом фоне, изображение прорисовывается на белой бумаге темными линиями. Если заготовка тонированная, рисунок выполняют на цветной бумаге гуашевыми белилами.

Перевод рисунка. Перенести изображение на заготовку можно двумя способами: с помощью копировальной бумаги черной или цветной в зависимости от фона и с помощью шариковой ручки без пасты, передавливая контуры изображения на деревянную поверхность.

Технология резания. Процесс резьбы разбивается на две стадии — надрезание и подрезание. Нож зажимают в кулаке (лезвием на себя) и с усилием ведут по линиям рисунка. Лезвие по отношению к плоскости дощечки должно стоять не вертикально, а несколько наклонно. Это и есть надрезание. Затем идет подрезание: положение ножа в руке не меняется, только рука наклоняется в противоположную сторону, и также с усилием делают подрезку уже надрезанного контура. В результате из-под ножа выходит трехгранная деревянная полоска — «соломка».

Нужно стремиться к тому, чтобы соломка отделялась от заготовки сразу, вслед за ножом. Тогда резьба будет выглядеть чистой, с уверенными контурными очертаниями. Если в канавке остаются осколки соломки, лезвие ножа совмещают с плоскостями первоначальных срезов и все повторяют сначала, глубже входя в дерево.

Вырезая контурную канавку, инструмент ведут двумя руками. Нож зажимают в кулаке, а пальцами другой руки направляют лезвие, поддерживая, помогая движению или, наоборот, сдерживая ход лезвия. В большинстве случаев контурную резьбу можно выполнить одним косым ножом. Им можно вырезать даже окружности любых диаметров, заточив клинок на более острый угол. Однако неплохо все-таки в запасе иметь одну-две остро отточенные полукруглые стамески.

Если в орнаменте много завитков, деталей с небольшими окружностями, лучше их вырезать полукруглой стамеской. Стамеску зажимают в кулаке с небольшим наклоном к центру. Острая кромка ставится в 1—1,5 мм от внутренней линии круга. Лезвие с нажимом углубляется в дерево на 3—-4 мм и поворотом кисти прокручивается вокруг оси. Движение идет до тех пор, пока линия не замкнется. Так делается надрезание. Подрезание выполняется той же или несколько более отлогой стамеской: отступают на 1—1,5 мм от линии рисунка во внешнюю сторону, с нажимом углубляют в дерево немного отклоненную от центра стамеску и несколькими движениями срезают соломку. Если радиус скругления невелик, надрез нужно делать не всем лезвием стамески, а одним заглубленным уголком, тогда как другой уголок должен выходить наружу. Это позволяет даже с небольшим набором стамесок вырезать закругления разных радиусов. (Этот прием применим не только в контурной, но и в более сложной — рельефной резьбе.) Если же полукруглых стамесок нет в распоряжении начинающего мастера, окружности вполне можно резать косым ножом. Только надо иметь в виду, что чем меньше диаметр окружности, тем острее должен быть угол заточки клинка (до 30°). Косым ножом можно резать во всех направлениях: на себя, от себя, наклоняя его вправо, влево, внутрь окружности и наружу.

Первое время мастеру нужно будет часто поворачивать заготовку, чтобы было удобнее резать. Для этого ее приходится вынимать, переставлять и вновь зажимать в державках. Постепенно нужно приучаться к тому, чтобы заготовку во время работы не трогать, чтобы резать в любом направлении без остановки. Вот, кстати, почему, выполняя контурную резьбу, резчик обычно стоит — в этом положении больше свободы движений. А в контурной резьбе плавность, непрерывность линий — одно из условий художественного исполнения узора.

Контурная резьба
Разновидности державок

Контурная резьба
Разновидности косого ножа

Контурная резьба
Наклон ножа при вырезании «соломки»

Контурная резьба
Варианты подготовительного рисунка:
а) контур одиночный, штриховыми линиями показаны следы движения ножа,
б) двойной контур, каждая линия — след движения ножа

Отделка произведения. Как уже говорилось, композиция может быть выполнена на заранее тонированной и полированной поверхности. В этом случае никакой дальнейшей обработки не требуется. Если же узор резали на светлой древесине, ее нужно защитить прозрачным лаковым покрытием. Для этого поверхность предварительно шлифуют наждачной бумагой с мелким зерном. Шлифование выполняется вдоль волокон. Если изделие точеное, лучше его шлифовать (а затем и покрывать лаком) зажатым и вращающимся в станке. А это значит, что выточенное изделие не надо сразу срезать с заготовки, а сначала снять, нанести резьбу, вновь зажать в станке, отделать, высушить и лишь тогда окончательно срезать.

В зависимости от назначения предмета выбирают и вид отделки. Поверхность можно отлакировать до блеска. Можно, наоборот, сделать ее матовой, протирая резьбу жесткой кистью жидко разведенным лаком. Перед прозрачным покрытием шлифованную поверхность резьбы можно затонировать, подкрашивая только фон, или же и фон и углубленные линии. Лак наносят на хорошо просохшую поверхность.

Первые работы начинающие художники обычно делают на плоских дощечках. Но в дальнейшем можно декорировать точеные, долбленые и строганые изделия: кружки, блюда, конфетницы, шкатулки, аптечки, детскую мебель и многое другое. В этих работах контурная резьба может выступать самостоятельно и дополнять иные виды работ.

Литература:
Абросимова А. А.. Каплан Н. И., Митлянская Т. Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу. М., «Высшая школа». 1978.
Богуславская И. Я. Русское народное искусство. Л., «Советский художник». 1968.
Левин Л. П. Резьба по дереву. М., 1957.
Мартенссон А. Начинаем мастерить из древесины. (Пер. с англ. В. И. Синюкова). М., «Просвещение», 1979.
Матвеева Т. А. Мозаика и резьба по дереву. М., «Высшая школа». 1978.
Основы художественного ремесла. Под ред. В. А. Барадулина. М., «Просвещение», 1979.
Яковлев И. И., Орлова Ю. Д. Резьба по дереву. М., «Искусство», 1974.

Плоскорельефная резьба с заоваленным контуром

Плоскорельефная резьба с заоваленным контуром

Резьба с заоваленным контуром – наиболее простой вид плоскорельефной резьбы. Она нетрудоемка, при умелом выполнении создает сочный красивый рисунок. По технике выполнения эта резьба напоминает контурную, поскольку контур рисунка состоит из двугранных выемок (рис. 26).

Рис. 26. Техника выполнения резьбы с заоваленным контуром: а – надрезание; б – подрезание; в – заоваливание.

Резьбу начинают с надрезов по контуру рисунка на глубину 3–4 мм. Поскольку контур создаваемой фигуры должен четко выделяться, дерево режут под прямым (или близким к нему) углом. Лучше всего работать ножом-косяком или стамеской-косяком с углом скоса 30–60°. После надрезания начинают подрезать контуры со стороны фона. Для этого удобно использовать прямую стамеску или косяк с углом скоса 80°: инструмент вонзают в древесину и подрезают участок, равный ширине режущей кромки. Надрезы и подрезы выполняют с одинаковым наклоном косяка, чтобы линия контура рисунка оказалась точно посредине канавки. Можно добиваться нужного уклона серией движений, аналогичных подрезке скобок полукруглой стамеской. Когда же линия рисунка проходит вдоль древесных волокон, подрезают, как широкие двугранные выемки, в одну стружку.

Далее приступают к заоваливанию грани – убирают острый выступ-ребро между фоном и углублением. Для получения заоваленного контура проводят резаком по линиям рисунка, причем носок резака должен плавно огибать эти линии и снимать фаску до конца.

Со стороны орнамента контур режут и заоваливают круче, со стороны фона – более отлого. Косяк при снятии фаски держат в зависимости от характера и направления линии прямо или с боковым наклоном. Косяком можно снимать фаску у самых крутых контуров: чем круче линия рисунка, тем выше поднимают пятку ножа. Носок лезвия при этом должен идти по прямой линии или плавно огибать контур орнамента.

У отлогих прямых и кривых линий фаску удобно снимать плоской стамеской, держа ее не вертикально, а слегка под углом к линиям. На крутых вогнутых линиях работают полукруглыми стамесками, на выпуклых – более отлогими. Эти операции можно выполнять как правой, так и левой рукой приемами от себя и на себя. Фаску нужно снимать по всей линии за один прием, не отрывая инструмента, чтобы на кромке не было портящих вид стыков.

Срезы, образующиеся после первого снятия фаски, заоваливают последующим снятием более тонких слоев. Не нужно слишком усердствовать, чтобы не превратить крутой спуск в совсем пологий, – необходимо лишь слегка скруглить острую грань. В итоге получается рельефная картина с мягкими и более «живыми» линиями.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

— Контурная резьба

 

Технологии по работе с деревом

 

Резьба по дереву

Основой контурной резьбы служат углубленные линии. Их режут полукруглыми стамесками, штихелями, профильными резцами, косым ножом. Наиболее проста в исполнении и в то же время выразительна резьба, выполненная косым ножом и полукруглыми стамесками. О приемах работы этими инструментами здесь и пойдет речь.

Разновидности косого ножа.

В контурной резьбе в отличие от геометрической или кудринской нет каких-то определенных декоративных фигур. Поэтому мы ограничимся рассказом о том, как выполнить основные штрихи-прорезы.

Узор геометрического характера с циркульными контурными деталями.

Работа разбивается на несколько этапов: подготовку основы, выбор композиции, перевод рисунка на заготовку, непосредственно резьбу, отделочные операции. Рассмотрим эти этапы подробнее.

 

Подготовка основы.

В качестве основы лучше всего подходят лиственные породы — липа, осина, береза, ольха. Хвойные практически не применяются из-за выраженной текстуры древесины и из-за различной твердости годичных слоев.

Однородную без пороков заготовку нужно чисто выстрогать и подготовить под резьбу. Если фоном будет служить светлое дерево, дощечку достаточно прострогать рубанком. Если же задумана композиция на темном фоне, заготовку нужно затонировать. Чтобы получить блестящую поверхность, древесину покрывают черным лаком, а когда он высохнет, полируют политурой. Когда используются простые, широко распространенные красители — тушь, гуашь, темпера, акварель, анилиновые краски, различные морилки и протравы, марганцовокислый калий и прочее, — поверхность можно оставить матовой, но можно и покрыть светлым лаком (закрепить краску) и тоже отполировать. Интересные цветовые решения изделий с резьбой можно встретить у мастеров Прикарпатья. Под свою национальную яворовскую резьбу они тонируют деревянную основу не только в черный, но и в красный, зеленый, синий или коричневый цвета. Такой прием можно рекомендовать и для контурной резьбы.

Для дальнейшей работы заготовку нужно прочно закрепить в зажимах верстака или с помощью державок. Державки — это строганные дощечки. Прибитые к верстаку, они охватывают и прочно удерживают заготовку.

Разновидности державок.

 

Выбор композиции.

Композиция произведения составляется с учетом декоративных особенностей резьбы и характера предмета, на который она будет нанесена. Контуры очертаний узоров должны быть предельно ясными, четкими. Их можно выполнить, как обычно, одной линией. В этом случае, выбирая канавку, нож пойдет справа и слева от линии. Рисунок может быть сделан и двойной линией, намечающей след движения ножа.

Варианты подготовительного рисунка:
а) Контур одиночный, штриховыми линиями показаны следы движения нота,
б) двойной контур, каждая линия — след движения ножа.

Первые зарисовки лучше брать с образцов, приводимых в литературе по резьбе. В дальнейшем, по мере накопления опыта, можно пробовать сочинять самостоятельные композиции.

Если резьба выполняется на светлом фоне, изображение прорисовывается на белой бумаге темными линиями. Если заготовка тонированная, рисунок выполняют на цветной бумаге гуашевыми белилами.

 

Перевод рисунка.

Перенести изображение на заготовку можно двумя способами: с помощью копировальной бумаги черной или цветной в зависимости от фона и с помощью шариковой ручки без пасты, передавливая контуры изображения на деревянную поверхность.

 

Технология резания.

Процесс резьбы разбивается на две стадии — надрезание и подрезание. Нож зажимают в кулаке (лезвием на себя) и с усилием ведут по линиям рисунка. Лезвие по отношению к плоскости дощечки должно стоять не вертикально, а несколько наклонно. Это и есть надрезание. Затем идет подрезание: положение ножа в руке не меняется, только рука наклоняется в противоположную сторону, и также с усилием делают подрезку уже надрезанного контура. В результате из-под ножа выходит трехгранная деревянная полоска — «соломка».

Наклон ножа при вырезании «соломки».

Нужно стремиться к тому, чтобы соломка отделялась от заготовки сразу, вслед за ножом. Тогда резьба будет выглядеть чистой, с уверенными контурными очертаниями. Если в канавке остаются осколки соломки, лезвие ножа совмещают с плоскостями первоначальных срезов и все повторяют сначала, глубже входя в дерево.

Вырезая контурную канавку, инструмент ведут двумя руками. Нож зажимают в кулаке, а пальцами другой руки направляют лезвие, поддерживая, помогая движению или, наоборот, сдерживая ход лезвия. В большинстве случаев контурную резьбу можно выполнить одним косым ножом. Им можно вырезать даже окружности любых диаметров, заточив клинок на более острый угол. Однако неплохо все-таки в запасе иметь одну-две остро отточенные полукруглые стамески.

Если в орнаменте много завитков, деталей с небольшими окружностями, лучше их вырезать полукруглой стамеской.

Стамеску зажимают в кулаке с небольшим наклоном к центру. Острая кромка ставится в 1—1,5 мм от внутренней линии круга. Лезвие с нажимом углубляется в дерево на 3—4 мм и поворотом кисти прокручивается вокруг оси. Движение идет до тех пор, пока линия не замкнется. Так делается надрезание. Подрезание выполняется той же или несколько более отлогой стамеской: отступают на 1—1,5 мм от линии рисунка во внешнюю сторону, с нажимом углубляют в дерево немного отклоненную от центра стамеску и несколькими движениями срезают соломку. Если радиус скругления невелик, надрез нужно делать не всем лезвием стамески, а одним заглубленным уголком, тогда как другой уголок должен выходить наружу.

Это позволяет даже с небольшим набором стамесок вырезать закругления разных радиусов. (Этот прием применим не только в контурной, но и в более сложной — рельефной резьбе.) Если же полукруглых стамесок нет в распоряжении начинающего мастера, окружности вполне можно резать косым ножом. Только надо иметь в виду, что чем меньше диаметр окружности, тем острее должен быть угол заточки клинка (до 30°). Косым ножом можно резать во всех направлениях: на себя, от себя, наклоняя его вправо, влево, внутрь окружности и наружу.

Первое время мастеру нужно будет часто поворачивать заготовку, чтобы было удобнее резать. Для этого ее приходится вынимать, переставлять и вновь зажимать в державках. Постепенно нужно приучаться к тому, чтобы заготовку во время работы не трогать, чтобы резать в любом направлении без остановки. Вот, кстати, почему, выполняя контурную резьбу, резчик обычно стоит — в этом положении больше свободы движений. А в контурной резьбе плавность, непрерывность линий — одно из условий художественного исполнения узора.

 

Отделка произведения.

Как уже говорилось, композиция может быть выполнена на заранее тонированной и полированной поверхности. В этом случае никакой дальнейшей обработки не требуется. Если же узор резали на светлой древесине, ее нужно защитить прозрачным лаковым покрытием. Для этого поверхность предварительно шлифуют наждачной бумагой с мелким зерном. Шлифование выполняется вдоль волокон. Если изделие точеное, лучше его шлифовать (а затем и покрывать лаком) зажатым и вращающимся в станке. А это значит, что выточенное изделие не надо сразу срезать с заготовки, а сначала снять, нанести резьбу, вновь зажать в станке, отделать, высушить и лишь тогда окончательно срезать.

Резные композиции по черному лаку.

В зависимости от назначения предмета выбирают и вид отделки. Поверхность можно отлакировать до блеска. Можно, наоборот, сделать ее матовой, протирая резьбу жесткой кистью жидко разведенным лаком. Перед прозрачным покрытием шлифованную поверхность резьбы можно затонировать, подкрашивая только фон, или же и фон и углубленные линии. Лак наносят на хорошо просохшую поверхность.

Первые работы начинающие художники обычно делают на плоских дощечках. Но в дальнейшем можно декорировать точеные, долбленые и строганные изделия: кружки, блюда, конфетницы, шкатулки, аптечки, детскую мебель и многое другое. В этих работах контурная резьба может выступать самостоятельно и дополнять иные виды работ.

http://patlah.ru

» » .. 1993-2007 .

«Контурная резьба по дереву»

КОНТУРНАЯ  РЕЗЬБАПО  ДЕРЕВУ Автор: Федорова Ольга Леонидовна ,  педагог дополнительного образования

КОНТУРНАЯ РЕЗЬБАПО ДЕРЕВУ

Автор: Федорова Ольга Леонидовна ,

педагог дополнительного образования

Содержание 1.Ведение 2.История резьбы по дереву 3.Контурная резьба 4.Применение 5.Инструменты 6.Материалы 7.Организация рабочего места 8.Этапы работы 9.Выполнение контурной резьбы ножом-косячком 10.Положение рук резчика и инструмента при контурной резьбе 11.Резьба линий полукруглыми стамесками 12.Техника безопасности 13.Образцы 14.Проверка полученных знаний 15. Заключение  2

Содержание

1.Ведение

2.История резьбы по дереву

3.Контурная резьба

4.Применение

5.Инструменты

6.Материалы

7.Организация рабочего места

8.Этапы работы

9.Выполнение контурной резьбы ножом-косячком

10.Положение рук резчика и инструмента при контурной резьбе

11.Резьба линий полукруглыми стамесками

12.Техника безопасности

13.Образцы

14.Проверка полученных знаний

15. Заключение

2

ВВЕДЕНИЕ Данный слайд-фильм предназначен для начинающих резчиков по дереву. Самая распространенная и простая  резьба — контурная .  С нее обычно и начинают обучение технике резьбы по дереву.  Этот вид творчества не требует сложных инструментов и редких материалов. Несмотря на простоту исполнения контурная резьба обладает красотой, выразительностью и позволяет приобрести нужные умения и навыки которые дадут возможность в дальнейшем успешно справляться с более сложными видами резьбы по дереву.  далее; назад;  обратно;  к содержанию.

ВВЕДЕНИЕ

Данный слайд-фильм предназначен для начинающих резчиков по дереву. Самая распространенная и простая  резьба — контурная .  С нее обычно и начинают обучение технике резьбы по дереву.  Этот вид творчества не требует сложных инструментов и редких материалов. Несмотря на простоту исполнения контурная резьба обладает красотой, выразительностью и позволяет приобрести нужные умения и навыки которые дадут возможность в дальнейшем успешно справляться с более сложными видами резьбы по дереву.

История резьбы по дереву  История резьбы по дереву уходит своими корнями к моменту возникновения в человеческом обществе приемов и способов обработки древесины, как самого простого и распространенного материала, а также появления деревянного зодчества. Наши далекие предки знали, что древесина обладает очень ценными качествами: водонепроницаемостью, теплоизоляцией, невысокой плотностью, богатым разнообразием рисунка текстуры. К тому же, древесину удобно обрабатывать и заготавливать. В связи с этим, дерево широко использовалось в быту — практически везде от строительства оборонных укреплений до кухонной утвари и сельскохозяйственных орудий.   4

История резьбы по дереву

История резьбы по дереву уходит своими корнями к моменту возникновения в человеческом обществе приемов и способов обработки древесины, как самого простого и распространенного материала, а также появления деревянного зодчества. Наши далекие предки знали, что древесина обладает очень ценными качествами: водонепроницаемостью, теплоизоляцией, невысокой плотностью, богатым разнообразием рисунка текстуры. К тому же, древесину удобно обрабатывать и заготавливать. В связи с этим, дерево широко использовалось в быту — практически везде от строительства оборонных укреплений до кухонной утвари и сельскохозяйственных орудий.

4

Контурная резьба  Это резьба углубленных линий различной формы и ширины. Служит для выполнения свободных узоров, которые как бы рисуются на заготовке режущим инструментом. umeha.3dn.ru

Контурная резьба

Это резьба углубленных линий различной формы и ширины. Служит для выполнения свободных узоров, которые как бы рисуются на заготовке режущим инструментом.

umeha.3dn.ru

ПРИМЕНЕНИЕ  Эта техника широко применяется в русской народной резьбе: различные орнаменты на деревянных резных элементах дома, при изготовлении панно, мебели, посуды, сувениров. Контуром режут всевозможные прожилки, сетки, детали крупных элементов композиций.

ПРИМЕНЕНИЕ

Эта техника широко применяется в русской народной резьбе: различные орнаменты на деревянных резных элементах дома, при изготовлении панно, мебели, посуды, сувениров. Контуром режут всевозможные прожилки, сетки, детали крупных элементов композиций.

Инструменты http://www.rezbawood.ru/konturnaya-rezba.html  Основной инструмент для контурной резьбы: 1, 2 - ножи-косяки; 3, 4 - ножи-резаки; 5, 6 - стамеска-косяк; 7, 8 - стамеска-уголок; 9, 10- полукруглаястамеска; 11 — отлогаястамеска; 12 - клюкарза-уголок; 13 - клюкарза полукруглая СОВЕТ

Инструменты

http://www.rezbawood.ru/konturnaya-rezba.html

Основной инструмент для контурной резьбы:

1, 2 — ножи-косяки; 3, 4 — ножи-резаки; 5, 6 — стамеска-косяк;

7, 8 — стамеска-уголок; 9, 10- полукруглаястамеска;

11 — отлогаястамеска; 12 — клюкарза-уголок;

13 — клюкарза полукруглая

СОВЕТ

МАТЕРИАЛЫ ornamentum.biz ornamentum.biz ornamentum.biz липа осина ольха  Материалом для выполнения контурной резьбы служит порода любой древесины. Лучше всего выполнять на древесине лиственных пород, а начинать учиться на древесине мягких пород: липе, ольхе, осине.   СОВЕТ

МАТЕРИАЛЫ

ornamentum.biz

ornamentum.biz

ornamentum.biz

липа

осина

ольха

Материалом для выполнения контурной резьбы служит порода любой древесины. Лучше всего выполнять на древесине лиственных пород, а начинать учиться на древесине мягких пород: липе, ольхе, осине.

СОВЕТ

Организация рабочего места. Неподвижно закрепить заготовку на верстаке. Инструменты расположить в правом верхнем углу .  

Организация рабочего

места.

  • Неподвижно закрепить заготовку на верстаке.
  • Инструменты расположить в правом верхнем углу .  
Этапы работы Подготовка основы Работа над эскизом Перевод рисунка на основу Выполнение резьбы

Этапы работы

  • Подготовка основы
  • Работа над эскизом
  • Перевод рисунка на основу
  • Выполнение резьбы
Выполнение контурной резьбы ножом-косяком  Инструмент держат правой рукой (если вы правша) за ручку под небольшим наклоном лезвием на себя, при этом левой придерживают и направляют его лезвие  Резьба ножом-косяком включает в себя 2 приема:   1  – надрезание;  2 – подрезание diy.wikireading.ru 11

Выполнение контурной резьбы ножом-косяком

Инструмент держат правой рукой (если вы правша) за ручку под небольшим наклоном лезвием на себя, при этом левой придерживают и направляют его лезвие

Резьба ножом-косяком включает в себя 2 приема: 

1  – надрезание;  2 – подрезание

diy.wikireading.ru

11

Положение рук резчика и инструмента при контурной резьбе http://www.rezbawood.ru/konturnaya-rezba.html Рис.  Положение рук резчика и инструмента при контурной резьбе:  а – одной рукой:  1  – на себя;  2  – от себя;  б  – обеими руками:  1  – на себя;  2  – от себя

Положение рук резчика и инструмента при контурной резьбе

http://www.rezbawood.ru/konturnaya-rezba.html

Рис.  Положение рук резчика и инструмента при контурной резьбе:  а – одной рукой:  1  – на себя;  2  – от себя;  б  – обеими руками:  1  – на себя;  2  – от себя

Резьба линий полукруглыми стамесками .  (стрелками показано направление движения инструмента, цифрами — порядок выполнения работы)  http://www.rezbawood.ru/konturnaya-rezba.html  Резьба линий полукруглыми стамесками . Контурную линию с полукруглой выемкой режут стамесками. Крутой стамеской надрезают лепесток в закруглении с малым радиусом. При этом лезвие вводят в древесину в начале линии и, вращая стамеску, совмещают лезвие с кривой, наклоняя ее к центру розетки. Затем участок с большим радиусом кривизны продолжают надрезать средней стамеской, а на участке, Приближающемся по начертанию к прямой с незначительной кривизной, надрез заканчивают отлогой стамеской. Таким образом, проходят все лепестки розетки. Центральную окружность, имеющую малый радиус кривизны, надрезают крутой стамеской.

Резьба линий полукруглыми стамесками .

(стрелками показано направление движения инструмента, цифрами — порядок выполнения работы)

http://www.rezbawood.ru/konturnaya-rezba.html

Резьба линий полукруглыми стамесками . Контурную линию с полукруглой выемкой режут стамесками. Крутой стамеской надрезают лепесток в закруглении с малым радиусом. При этом лезвие вводят в древесину в начале линии и, вращая стамеску, совмещают лезвие с кривой, наклоняя ее к центру розетки. Затем участок с большим радиусом кривизны продолжают надрезать средней стамеской, а на участке, Приближающемся по начертанию к прямой с незначительной кривизной, надрез заканчивают отлогой стамеской. Таким образом, проходят все лепестки розетки. Центральную окружность, имеющую малый радиус кривизны, надрезают крутой стамеской.

Резьба линий полукруглыми стамесками . http://www.rezbawood.ru/konturnaya-rezba.html  Работа полукруглой стамеской осуществляется двумя руками, а резьба стамеской «уголком» — при помощи киянки. В этом случае шероховатые выемки подчищают косяками.

Резьба линий полукруглыми стамесками .

http://www.rezbawood.ru/konturnaya-rezba.html

Работа полукруглой стамеской осуществляется двумя руками, а резьба стамеской «уголком» — при помощи киянки. В этом случае шероховатые выемки подчищают косяками.

Техника безопасности  храни нож в указанном месте с закрытым лезвием;  не работай тупым и неисправным инструментом;  подавай нож товарищу ручкой вперёд;  режь ножом только от себя;  при работе левую руку держи в стороне от лезвия;  использовать нож только по назначению.  15

Техника безопасности

  • храни нож в указанном месте с закрытым лезвием;
  • не работай тупым и неисправным инструментом;
  • подавай нож товарищу ручкой вперёд;
  • режь ножом только от себя;
  • при работе левую руку держи в стороне от лезвия;
  • использовать нож только по назначению.

15

ОБРАЗЦЫ umeha.3dn.r vcemogy.co Контурную резьбу можно выполнять как по светлой, так и по тонированной древесине.

ОБРАЗЦЫ

umeha.3dn.r

vcemogy.co

Контурную резьбу можно выполнять как по светлой,

так и по тонированной древесине.

Проверка полученных знаний.  Древесина каких деревьев наиболее пригодна для выполнения контурной резьбы? fitoapteka.org fitoapteka.org fitoapteka.org ЛИПА ОСИНА СОСНА

Проверка полученных знаний.

Древесина каких деревьев наиболее пригодна для выполнения контурной резьбы?

fitoapteka.org

fitoapteka.org

fitoapteka.org

ЛИПА

ОСИНА

СОСНА

Проверка полученных знаний.  Какое изделие выполнено в технике контурной резьбы? umeha.3dn.ru umeha.3dn.ru umeha.3dn.ru

Проверка полученных знаний.

Какое изделие выполнено в технике контурной резьбы?

umeha.3dn.ru

umeha.3dn.ru

umeha.3dn.ru

Проверка полученных знаний. Контурная резьба – это …  Невысокое рельефное изображение, носящее обычно силуэтный характер, находится в одной плоскости с фоном.   Рельеф орнамента выступает над фоном , а основной фон находится на уровне рисунка или значительно ниже его.  Это резьба прямолинейных линий, прорезаемых по контуру прилагаемого рисунка различной формы и ширины. Отдалённо такая резьба напоминает гравировку. 

Проверка полученных знаний.

Контурная резьба – это …

  • Невысокое рельефное изображение, носящее обычно силуэтный характер, находится в одной плоскости с фоном. 
  • Рельеф орнамента выступает над фоном , а основной фон находится на уровне рисунка или значительно ниже его.
  • Это резьба прямолинейных линий, прорезаемых по контуру прилагаемого рисунка различной формы и ширины. Отдалённо такая резьба напоминает гравировку. 
Заключение.  Данный слайд-фильм дает возможность познакомиться с техникой выполнения контурной резьбы. Такой вид работы считается самым простым и хорошо подходит для начинающих мастеров.    Научиться технике контурной резьбы легко, она не требует специальных умений, главное, это желание и знание технологий и материала.  Желаю успехов в освоении технологии контурной резьбы!

Заключение.

Данный слайд-фильм дает возможность познакомиться с техникой выполнения контурной резьбы. Такой вид работы считается самым простым и хорошо подходит для начинающих мастеров.  

Научиться технике контурной резьбы легко, она не требует специальных умений, главное, это желание и знание технологий и материала.

Желаю успехов в освоении технологии контурной резьбы!

ОРНАМЕНТ https://ru.wikipedia.org/wiki Орна́мент  (лат.  ornamentum  — украшение) — узор, основанный на повторе и чередование составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов, архитектурных сооружений и произведений пластических искусств.

ОРНАМЕНТ

https://ru.wikipedia.org/wiki

Орна́мент  (лат.  ornamentum  — украшение) — узор, основанный на повторе и чередование составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов, архитектурных сооружений и произведений пластических искусств.

ВЕРСТАК umeha.3dn.ru  Верста́к   — рабочий стол для обработки вручную изделий из металла, дерева и других материалов.

ВЕРСТАК

umeha.3dn.ru

Верста́к   — рабочий стол для обработки вручную изделий из металла, дерева и других материалов.

РЕЗАК ручка клинок пятка носок режущая кромка unrealtech.ru Ножи-резаки  разных форм применяют при геометрической и контурной резьбе, а также при выполнении изделий в технике прорезной резьбы. Основное предназначение резака — выполнение ровной, прямой канавки.

РЕЗАК

ручка

клинок

пятка

носок

режущая кромка

unrealtech.ru

Ножи-резаки  разных форм применяют при геометрической и контурной резьбе, а также при выполнении изделий в технике прорезной резьбы. Основное предназначение резака — выполнение ровной, прямой канавки.

КИЯНКА filigrandi.com.ua  Кия́нка  — столярный молоток из дерева твёрдых пород или резины.Киянка используется для работы с долотами и стамесками, рукоятки которых имеют обжимное кольцо. Пользование киянкой предохраняет рукоятки режущих инструментов от повреждений.

КИЯНКА

filigrandi.com.ua

Кия́нка  — столярный молоток из дерева твёрдых пород или резины.Киянка используется для работы с долотами и стамесками, рукоятки которых имеют обжимное кольцо. Пользование киянкой предохраняет рукоятки режущих инструментов от повреждений.

СТАМЕСКА  Стаме́ска  (от нем.  Stemmeisen ) — плотничий или столярный ручной режущий инструмент. Используется для выборки небольших углублений в древесине, зачистки пазов, снятия фасок, рельефной и контурной резьбы.резцы- токарных работ Стамеска состоит из лезвия со стальным плоским заточенным концом и ручки. emotion-nsk.ru  25

СТАМЕСКА

Стаме́ска  (от нем.  Stemmeisen ) — плотничий или столярный ручной режущий инструмент. Используется для выборки небольших углублений в древесине, зачистки пазов, снятия фасок, рельефной и контурной резьбы.резцы- токарных работ

Стамеска состоит из лезвия со стальным плоским заточенным концом и ручки.

emotion-nsk.ru

25

ЭСКИЗ https://ru.wikipedia.org  Эски́з  (фр.  esquisse ) — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Эскиз — быстро выполненный свободный рисунок, не предполагаемый как окончательная работа, часто состоит из множества перекрывающих линий. Может быть выполнен в различной технике.

ЭСКИЗ

https://ru.wikipedia.org

Эски́з  (фр.  esquisse ) — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Эскиз — быстро выполненный свободный рисунок, не предполагаемый как окончательная работа, часто состоит из множества перекрывающих линий. Может быть выполнен в различной технике.

СУВЕНИР https://ru.wikipedia.org/  Сувени́р  (фр.  souvenir  — воспоминание, память) — предмет, предназначенный напоминать о чём-то, например, о посещении места паломничества туристов, музея и так далее. Соответственно, сувениры несут колорит места, в котором они были произведены и приобретены. Это может быть эмблема города, изображение памятного места, объект культуры. 

СУВЕНИР

https://ru.wikipedia.org/

Сувени́р  (фр.  souvenir  — воспоминание, память) — предмет, предназначенный напоминать о чём-то, например, о посещении места паломничества туристов, музея и так далее. Соответственно, сувениры несут колорит места, в котором они были произведены и приобретены. Это может быть эмблема города, изображение памятного места, объект культуры. 

РЕЗЬБА ПО ТОНИРОВАННОМУ ФОНУ umeha.3dn.ru Если ты хочешь, чтобы рисунок был на блестящей поверхности, ее нужно покрыть черным лаком, а когда он высохнет, отполировать политурой. Равномерно затонированную деревянную поверхность под резьбу можно подготовить и по-другому: например, протереть выстроганную заготовку жидким раствором столярного клея или клея ПВА. После того как он подсохнет, отшлифуй поверхность мелкой наждачной бумагой и снова покрой клеем. После повторной шлифовки поверхность древесины оказывается достаточно загрунтованной, чтобы черная тушь равномерно легла на нее. Просохшую тушь закрепи лаком и еще раз отполируй. Для тонирования можно использовать самые разные красители: тушь, гуашь, темперу, акварель, анилиновые краски, различные морилки и протравы, а также марганцовокислый калий. Поверхность можно оставить матовой или покрыть светлым лаком (закрепить краску) и отполировать.

РЕЗЬБА ПО ТОНИРОВАННОМУ ФОНУ

umeha.3dn.ru

Если ты хочешь, чтобы рисунок был на блестящей поверхности, ее нужно покрыть черным лаком, а когда он высохнет, отполировать политурой. Равномерно затонированную деревянную поверхность под резьбу можно подготовить и по-другому: например, протереть выстроганную заготовку жидким раствором столярного клея или клея ПВА. После того как он подсохнет, отшлифуй поверхность мелкой наждачной бумагой и снова покрой клеем. После повторной шлифовки поверхность древесины оказывается достаточно загрунтованной, чтобы черная тушь равномерно легла на нее. Просохшую тушь закрепи лаком и еще раз отполируй. Для тонирования можно использовать самые разные красители: тушь, гуашь, темперу, акварель, анилиновые краски, различные морилки и протравы, а также марганцовокислый калий. Поверхность можно оставить матовой или покрыть светлым лаком (закрепить краску) и отполировать.

ВЫБОР ДРЕВЕСИНЫ  При выборе древесины нужно обращать внимание не только на породу дерева, но и на однородность бруска, отсутствие сучков и трещин. Древесина должна быть обязательно сухой. Сырое дерево режется гораздо легче, но по мере высыхания растрескивается. При подготовке не следует обрабатывать брусок наждачной бумагой, чтобы частички не остались на дереве, способствуя затуплению ножа.

ВЫБОР ДРЕВЕСИНЫ

При выборе древесины нужно обращать внимание не только на породу дерева, но и на однородность бруска, отсутствие сучков и трещин. Древесина должна быть обязательно сухой. Сырое дерево режется гораздо легче, но по мере высыхания растрескивается. При подготовке не следует обрабатывать брусок наждачной бумагой, чтобы частички не остались на дереве, способствуя затуплению ножа.

 В первую очередь необходимо приготовить инструменты. Важно следить за их качеством: плохо заточенный нож может надолго отбить охоту продолжать обучение новому ремеслу. К тому же, если инструмент сломается во время резки, то и вовсе не получится закончить работу, что приведет к огромному разочарованию.

В первую очередь необходимо приготовить инструменты. Важно следить за их качеством: плохо заточенный нож может надолго отбить охоту продолжать обучение новому ремеслу. К тому же, если инструмент сломается во время резки, то и вовсе не получится закончить работу, что приведет к огромному разочарованию.

Leave a Reply