Разное

Работы с эпоксидной смолой – Про ювелирную эпоксидную смолу. Инструкция для новичков.Старалась описать процесс подробно.

Содержание

Работа с эпоксидной смолой | Журнал Ярмарки Мастеров

Здравствуйте, друзья. Перед созданием серии «Солнечный океан» мне удалось поработать с различными видами эпоксидной смолы. Возможно, полученный мною опыт окажется вам полезен.

Выбор материала:
Существуют различные типы смол, условно разделяемые на две группы: технические и декоративные. Приступая к задаче, выбирайте подходящий тип смолы. Нет необходимости заливать столешницу технической ЭД-20 или применять ювелирные марки для лодок и моделирования. Правильный выбор материала на подготовительной стадии избавит от множества проблем при заключительной обработке изделия.

Эпоксидная смола ЭД-20 — материал дешевый и доступный. Название смолы указывает на состав (эпоксидно-диановая), число 20 сообщает содержание в молекуле смолы эпоксидных групп. Чем меньше число, тем выше устойчивость смолы к температурному воздействию, т.е. термостойкость ЭД-8 > термостойкости ЭД-16.

ЭД-20 — наиболее популярная смола российского производства, продающаяся чаще всего в комплектах с отвердителем ПЭПА (300 граммов смолы и 30 граммов отвердителя). Комплект готов к употреблению (пропорция для смеси соответствует фасовке: 10 частей смолы / 1 часть отвердителя). Смола прозрачная, чуть желтоватая, при добавлении отвердителя приобретает насыщенный оттенок от янтарного до цвета корицы.

Основное неудобство при работе с ЭД-20 — высокая вязкость, препятствующая выходу воздушных пузырьков из готовой смеси. При комнатной температуре смесь напоминает мёд, однако при разогреве вязкость материала значительно снижается, приближаясь к вязкости подсолнечного масла, что позволяет воздушным пузырькам легко подняться на поверхность.

Повысить температуру смеси можно несколькими способами:
1. Водяная баня. Поместите емкость с готовой смесью в резервуар с горячей водой.
2. Нагревание смеси в духовом шкафу.
3. Прогрев нанесенного слоя строительным феном или газовой горелкой.
4. Применение аэрозольного корректора, разжижающего верхний слой залитой смеси (рекомендуется при заливке больших объемов смолы для избежания перегрева и преждевременной полимеризации / выбраковки залитого слоя).

Повышение температуры у залитой смеси влияет на процесс полимеризации, значительно сокращая время жизни смешанного состава. Если смолу перегреть, то материал может не только затвердеть до начала отливки, но и вспениться, помутнеть, изменить цвет. Для экономии времени и денег, перед началом работы с незнакомым материалом проведите несколько тестовых заливок.

ЭД-20 — техническая смола, пригодная для склейки деталей, грунтовки поверхностей, ремонта. Однако данный тип смесей не предназначен для работ с высоким (художественным, декоративным) качеством покрытия. При работе с ЭД-20 неизбежен ряд недостатков: отсутствие абсолютной прозрачности и чистоты цвета у готового изделия, необходимость очищения смеси от воздуха, шлифовка готовой поверхности.

Перед заливкой:
1. Подложите под форму пищевую пленку или клеенку (бумага или картон пропитается смолой и испачкает рабочую поверхность).

2. Хорошо просушите основу будущего изделия.
3. Обезжирьте (подойдет обычный уайт-спирит или ацетон) и загрунтуйте поверхность, предназначенную для заливки. Для этого тщательно промажьте верхний слой подготовленной смесью (грунт особенно необходим при заливке основы из дерева: пропитка материала избавляет поверхность от выхода воздуха, наполняющего материал в микротрещинах и изломах.
4. При подготовке смеси тщательно перемешивайте компоненты. Лучше всего использовать две тары: половину времени смешивайте компоненты в одной емкости, затем переливайте и смешивайте в другой (при смешивании в одной емкости возле стенок и дна всегда останется исходный состав).
5. Отвердитель добавляйте постепенно, тонкой струей, смолу смешивайте аккуратно, избегая проникновения воздушных пузырьков в смесь.
Гомогенность смолы — обязательное условие для хорошего результата, отсутствия разводов и волн на поверхности изделия.

При установке опалубки обязательно герметизируйте все линии соединения внешнего периметра:
1. Для герметизации опалубки у небольших изделий можно использовать пластилин.
2. Можно использовать воск (прокапывать каждый стык или растопить воск в металлической посуде и кистью промазать швы).
3. Можно воспользоваться монтажным пистолетом с термоклеем.
4. Или силиконовым герметиком — наиболее надежный способ для заливок значительного объема.

Установив опалубку, не забудьте про разделитель (слой, препятствующий адгезии смолы и опалубки). Лучший вариант — полиэтилен (для работ малого масштаба опалубку можно оклеить скотчем) или воск. Используйте любой вариант по вашему выбору, подбирая разделитель для конкретной марки смолы или воспользовавшись наиболее распространенным и дешевым вариантом — техническим вазелином.

Обязательно проверяйте герметизацию опалубки (например, просветив фонарем). Самого незначительного отверстия окажется достаточно, чтобы смола покинула форму и оказалась везде.
Наполнив форму, защитите заливку от случайного мусора (прикройте фанерой, холстом, картоном). Даже мельчайшая пыль, ворс, волосы и шерсть домашних животных испортят заготовку и потребуют шлифовки.

При использовании легких наполнителей (например, лепестков), залейте первый слой смолы тонким слоем, чтобы зафиксировать отдельные элементы перед добавлением основного объема, иначе незакрепленные детали поднимутся на поверхность смеси.

Про полимеризацию:
Процесс полимеризации разогревает смесь и смола расширяется. При завершения реакции с отвердителем смола «встает», постепенно остывая, из-за чего происходит процесс сжатия. Коэффициент сжатия зависит от множества факторов: используемой смолы, отвердителя, пластификаторов, характеристик окружающей среды и температурного режима в рабочем помещении.

При работе с несколькими слоями добавляйте смолу в живую смесь (смесь на стадии желатинизации с возможностью диффундирования залитого и добавленного состава). Если доливка происходит на отвердевшую поверхность, обязательно очищайте верхний слой перед добавлением нового. В случае появлении аминной пленки — продуктов полимеризации, возникающих на поверхности смеси при отвердении смолы в условиях пониженной температуры, повышенной влажности воздуха, воздействии водяного пара или углекислого газа — пленку следует удалить. Хорошо промойте поверхность изделия обычной водой, просушите, при необходимости — отшлифуйте.
В процессе полимеризации смесь выделяет ядовитые летучие вещества, поэтому залитую форму лучше всего оставить на сутки в проветриваемом помещении с установленной температурой от +25 до +30 градусов.

ЭД-20 имеет значительный коэффициент сжатия, при полимеризации смолы можно наблюдать (в зависимости от площади основания и толщины залитого слоя): деформацию изделия, разрыв мелких деталей на линии соединительного шва, значительное выгибание/расслоение основы. Для снижения брака модифицируйте смесь пластификатором, подберите оптимальный тип отвердителя, хорошо просушите и загрунтуйте основу будущего изделия.

В процессе эксперимента возникла задача: залить деревянную поверхность смолой ЭД-20 так, чтобы полностью избежать искривления основы, допустив, что коэффициент сжатия является величиной пренебрежительно малой при соблюдении технологии отливки. Тогда причиной деформации может служить избыточная влажность материала. Отвердев, смола сформирует непроницаемую для воды пленку, из-за чего дерево начнет раздаваться на открытой, «мягкой» стороне.
Для проверки версии просушенную доску с одной стороны покрыли слоем штукатурки, забирающим влагу, который затем покрасили акрилом (в качестве гидрофобного разделителя между штукатуркой и смолой). Спустя неделю, обработанная доска полностью сохранила начальную форму.

На акрил нанесли смесь ЭД-20 и отвердителя ПЭПА (в пропорции 10:1, с толщиной слоя 5 мм). Спустя двое суток искривление основы достигло 6 мм на 40 см длинны.

Про шлифовку:
Шлифовка — необходимый этап при доводке изделия. Некоторые смолы не требуют финишной обработки, но даже при идеальной отливке требуется выравнивание соединительной кромки, возникающей при контакте смолы с опалубкой.
Шлифовка выполняется орбитальной шлифовальной машиной (в крайнем случае можно использовать дрель с шлифовальной насадкой, однако внимательно следите за отклонением оси вращения).
Начинайте шлифовку наждачной бумагой с зернистостью от 600, постепенно понижая размер фракции: 600 — 1200 — 2500. При использовании наждачной бумаги смачивайте поверхность смолы. Смола эффективно «замыливает» наждак, вода отводит снятый материал и сглаживает обрабатываемую поверхность.

После наждака используйте жесткую поролоновую насадку с абразивной мазью, финишная полировка выполняется мягкой поролоновой насадкой с полиролем.
Не рекомендуется использовать войлочные насадки — волокнистый материал оставляет рельефные выемки на поверхности смолы.

При работе обязательно соблюдайте правила безопасности: избегайте контакта кожи со смолой, используйте перчатки и респиратор, работайте в помещении с хорошей вентиляцией.
При шлифовке изделия обязательно защищайте дыхательные пути: смола инертна и не выводится из организма.

Про отвердители:
Отвердители бывают двух типов. Холодные (полимеризация происходит при комнатной температуре) и горячие (полимеризация происходит при температуре от +50 градусов). Ниже рассмотрены только холодные отвердители.

ПЭПА (полиэтиленполиамин) — технический отвердитель, разработанный в СССР во второй половине прошлого века.
Отвердитель обладает целым спектром недостатков, однако и сегодня пользуется популярностью, прежде всего, из-за крайней доступности и дешевизны.

Основные недостатки ПЭПА:
1. Окрашивание смолы. ПЭПА — жидкость насыщенного медного цвета.
2. Низкое качество исходного продукта. Около 70% отвердителя составляют примеси, не вступающие в реакцию и остающиеся в изделии.
3. Токсичность.
4. Неравномерная реакция при взаимодействии со смолой. При работе с большими объемами возможно закипание смеси.
5. Непригоден для работ в условиях повышенной влажности / низкой температуры (температурный минимум: +15 градусов).
Достоинства:
1. Крайне дешев.
2. Снисходителен к точной дозировке.
4. Высокая отверждающая способность.

ТЭТА (тетраэтиленпентамин) — отвердитель, отличающийся от ПЭПА лучшей дистилляцией (массовая доля активного вещества не менее 96%) и высокими требованиями к условиям работы.

Недостатки ТЭТА:
1. Минимальная температура окружающей среды для реакции в смеси: +25 градусов. При комнатной температуре смесь останется липкой (устраняется термообработкой).
2. Необходимо строгое соблюдение технологического процесса, точное соблюдение пропорций, очень тщательное перемешивание.
3. Токсичность.
4. Непригоден для работ в условиях повышенной влажности.
Достоинства:
1. Прозрачность. Отвердитель практически полностью бесцветен.
2. В случае успешного использования изделие получит высокую прочность и однородность состава (в сравнении с ПЭПА).

Этал-45 — продолжение линии аминных отвердителей, но, в отличии от ПЭПА и ТЭТА, Этал-45 практически не имеет недостатков.

Достоинства:

1. При добавлении в смесь также выступает в роли пластификатора (пропорция в смеси 2:1 / смола:отвердитель).
2. Нетоксичен.
3. Пригоден для работ в условиях высокой влажности.
4. Допустимая температура окружающей среды: от -7 до +45 градусов.
Недостаток один: густой, темно-коричневый цвет.

Для изготовления «Аурелии» ни один из упомянутых отвердителей не подходил. Первые два — в силу своего технического профиля, последний — из-за красящих свойств. После экспериментов с ЭД-20 проверена смола Этал Optic.

Характеристики смолы:
1. Низкая вязкость (воздух покинет смесь быстро и легко).
2. Прозрачность.
3. Использование одноименного отвердителя (10:4 / смола:отвердитель) хорошо пластифицирует смолу.

Для изготовления «Аурелии» данная смола подходила отлично, однако для получения эффекта волн требовался другой материал (см. «Изготовление морских волн»

.
К сожалению, эксперименты с Этал Optic не сообщили такого спектра впечатлений, как работа с ЭД-20. Единственное полезное замечание: при окрашивании смолы обратите внимание на плотность полученной смеси и на вязкость компонентов, и не используйте краски на водной основе. Эпоксидка и вода не сочетаются, при контакте смола теряет прозрачность, мутнеет, приобретает белесый оттенок.

Про органику:
Заливая органику (цветы, листья, бутоны), обязательно просушите / стабилизируйте материал. Попадание воды в эпоксидную смолу может полностью испортить работу. Для стабилизации используйте воск, аэрозольный лак или глицерин. При использовании глицерина смешайте глицерин и воду в равной пропорции, затем погрузите цветок в жидкость и оставьте в прохладном месте на несколько недель (в зависимости от размера растения). В процессе стабилизации вода испарится, глицерин наполнит ткани, цветы сохранят упругость, форму и цвет.

Про силикон:
После завершения работы над скульптурной частью, с гипсового слепка снята силиконовая матрица. При работе с силиконом правило одно: соблюдайте пропорции и тщательно перемешивайте смесь. При точном следовании технологии испортить форму нельзя.

Перед началом работы:
1. Выберите силикон правильной твердости. Для обозначения твердости изделий из силикона используется шкала Шора «А». Диапазон шкалы от 0 до 100, чем выше число — тем тверже материал. Твердость материала в 30 единиц соответствует твердому ластику.
2. Подготовьте рабочее место. Как и с эпоксидной смолой, силикон крайне текуч и требует тщательной герметизации опалубки.
3. Обезжирьте / просушите мастер-форму.
4. Заливайте силикон на поверхность с минимальной адгезией, при необходимости — используйте разделительные смеси или материалы.
5. Чем тоньше слой залитого силикона, тем больше времени потребуется для завершения реакции. Объемная заливка и слой в миллиметр могут затвердеть с разницей в сутки. Время окончательного реагирования смеси — до 48 часов.
6 Используйте материал эффективно. При заливке сложных форм гораздо выгоднее наполнить опалубку до определенной высоты, затем окружить выступающие элементы новым периметром и долить полезный объем формы.

Изготовление морских волн, окрашивание смолы, работа в технике Resin Art.

До начала работы:
Для работы в технике Resin Art нельзя использовать любую смолу, даже самую лучшую, текучую, дистиллированную. Смола, дающая безупречный результат при заливке площадей или объемных поверхностей с однотонным или градиентным окрашиванием, для данной работы не пригодна. Здесь требуется смола с определенной вязкостью, сочетающая, если угодно, текучесть технических смол и чистоту ювелирных смесей.
Данная особенность необходима по двум причинам:
— Для исключения произвольного перемешивания слоев различного цвета.
— Для контролируемых манипуляций с окрашенной поверхностью.
Используйте марки, специально созданные для работы в данной технике.

Еще раз: использование смол, предназначенных для ювелирной работы, заливки полов или изготовления столешниц не гарантируют предсказуемого результата. Это факт, неоднократно проверенный на собственном опыте с различными марками смол и красителями (от порошковых пигментов и акриловых красок до специализированных красителей для эпоксидной смолы).

Рабочее место:
Застелите рабочее пространство пленкой, наденьте перчатки, приготовьте строительный фен, емкости для смешивания смолы, пигмент.

Подготовьте основу:
Не рекомендуется использовать для основы холст или схожий материал. Основа должна быть жесткой, иначе материал провиснет. Оклейте изнанку основы малярным скотчем. При работе смола образует подтеки, после застывания смеси скотч поможет легко очистить материал.
Опалубка при работе в данной технике не требуется. При формировании рисунка окрашенная плоскость периодически наклоняется в нужном направлении, слои перемещаются на поверхности, любые преграды только ограничат свободное течение краски. Кроме того, отсутствие опалубки избавит работу от формирования внешней кромки. После застывания смеси поверхность сразу имеет чистый, гладкий, глянцевый вид. Работа без шлифовки — большой плюс.
Заранее продумайте рисунок и подготовьте необходимое количество емкостей для каждой краски. Удобно действовать так: смешайте общий объем компонентов А / В в одной емкости, затем разделите готовую смесь по отдельным резервуарам (постарайтесь заранее посчитать, какой объем смолы потребуется для каждого цвета), затем окрасьте смолу и приступайте к заливке.

Процесс:
Научившись работать с исходной смесью, можно перейти к сложным модифицированным составам, формирующим прихотливый рисунок из гранулированных, ячеистых цветовых зон. Для получения таких ячеек можно использовать:

Естественное смешивание слоев:
Залейте основной цвет нижним слоем, затем добавьте тонкий разделительный слой чистой смолы, поверх добавьте слой с дополнительным цветом.
Использование модификаторов (например, Resi Blast):
Модификатор добавляется как в готовую окрашенную смолу перед началом заливки, так и на поверхность изделия с разложенной плоскостью. Может использоваться при работе в технике «грязной заливки» (смешивания цветов в одной емкости непосредственно перед заливкой). Некоторые модификаторы активно взаимодействует со смолой, оставляя на изделии углубления, ямки.
Добавление спирта к смоле (чистота спирта должна быть >90%).
Техника используется как при «грязной заливке», так и при работе традиционным методом. Спирт добавляется к смеси смолы и красителя, ячейки проявляются постепенно, по мере распределения слоев на плоскости. Нет необходимости добавлять спирт к каждому цвету — разбавьте основной цвет для взаимодействия с остальными цветами. После завершения реакции на твердой поверхности не остается следов, разводов или пятен, спирт полностью испаряется.
Использование силикона:
Желательно использовать чистое силиконовое масло. В крайнем случае можно распылить силиконовый спрей в емкость (не на готовую смесь), затем смешать жидкий осадок с краской. Далее действовать как при работе с любым модификатором.
Также для создания эффекта глубины можно последовательно окрашивать и заливать несколько слоев смолы, сообщая каждому уровню необходимые свойства.
Наконец, при случайной помарке (например, проверили твердость слоя и оставили отпечаток пальца на поверхности): просто нагрейте поврежденный участок, смола перейдет в жидкое состояние и поверхность вновь станет гладкой.

Общее время работы над «Аурелией» составило две недели. С учетом тестовых заливок и проверки материалов — почти два месяца.
Главный опыт: учитесь на чужих ошибках (если вы прочли весь текст — вы так и поступаете). Но если все-таки случилось ошибиться — проанализируйте ситуацию и запомните урок. Только упорство и труд приводят к успеху.

как создать смесь и сохранить массу до использования

Эпоксидная смола – уникальный материал для любителей творчества и поделок своими руками. Из неё получаются не только великолепные украшения и бижутерия, но и дизайнерская мебель, и декоративные предметы интерьера. Но вся сложность заключается в том, что её не продают в готовом виде. От правильного приготовления зависит качество поделок. Редакция HouseChief подготовила несколько полезных рекомендаций, которые помогут в работе.

Поделки из эпоксидной смолы – это по-настоящему дизайнерские вещи, которые станут изысканным украшением интерьераФОТО: esmola.ruПоделки из эпоксидной смолы – это по-настоящему дизайнерские вещи, которые станут изысканным украшением интерьера
ФОТО: esmola.ru

Читайте в статье

Первое правило: точность пропорций

Пропорции смешивания могут различаться в зависимости от марки и производителя. Перед применением обязательно изучите информацию. Здесь не стоит полагаться на опыт, любое нарушение чревато тем, что состав придётся выбросить.

Ещё одно правило – точное соблюдение пропорций. На глазок отмерять компоненты нельзя. Необходимо соотносить составляющие по массе точными весами. Второй вариант – проводить замеры по объёму, например, при помощи отдельного шприца для каждого ингредиента.

Все компоненты нужно смешивать в чистой посуде, но не в той, в которой проводилось измерение, так можно легко нарушить пропорции.

Одноразовые шприцы помогут измерить компоненты по объёму ФОТО: dvorcy2011.ruОдноразовые шприцы помогут измерить компоненты по объёму
ФОТО: dvorcy2011.ru

Второе правило: соединение компонентов

Небрежное и хаотичное перемешивание составляющих приведёт к преждевременному застыванию и нарушению консистенции состава. Масса может стать тягучей, и её придётся выбросить.

Нужно правильно выполнять весь процесс соединения компонентов.

  1. Отвердитель вливают в основу, а не наоборот.
  2. Перемешивать нужно сразу тщательно и медленно в течение 3-5 минут.
  3. Если пузырьки воздуха не вышли во время перемешивания, их можно удалить при помощи зубочистки.

Если масса получилась слишком густой, стоит просто немного подогреть её на водяной бане.

Для перемешивания подойдёт деревянный шпатель, он обычно продаётся вместе с сырьёмФОТО: practeco.ruДля перемешивания подойдёт деревянный шпатель, он обычно продаётся вместе с сырьём
ФОТО: practeco.ru

Третье правило: температурный режим

Нужно помнить, что эпоксидная смола реагирует на температуру окружающей среды. В процессе полимеризации выделяется тепло до 600ºС, и его уровень прямо пропорционален массе ЭС. Поэтому нельзя помещать смесь в закрытую тару, формочки для заливки должны быть изготовлены из жаростойкого материала.

Ускорить процесс затвердевания можно при помощи температуры, для этого нужно нагреть исходные составляющие, например, поставить на батарею или рядом с ней.

С увеличением температуры на 10ºС, время катализа уменьшается в 2 разаФОТО: pinterest.ruС увеличением температуры на 10ºС, время катализа уменьшается в 2 раза
ФОТО: pinterest.ru

Дополнительные советы

Практические рекомендации помогут справиться с трудностями не только новичкам, но и улучшить технологию опытным мастерам. Для получения массы высокого качества, используйте следующие советы:

  • вода ни в коем случае не должна попасть в массу, это значительно снизит качество продукта. Для колорирования можно использовать только сухие составы, которые необходимо тщательно вымесить;
  • приготовленную массу нужно использовать сразу же в течение получаса-часа, после её затвердевания лишние остатки придётся выбросить;
  • поверхность перед нанесением эпоксидки должна быть обезжирена. Если требуется несколько слоёв, каждый последующий наносится на невысохший предыдущий. Липкость составов обеспечит лучшее сцепление;
  • обязательно нужно защитить слой эпоксидки от пыли при помощи плёнки или крышки;
  • под воздействием солнечных лучей смола может приобретать желтоватый оттенок. Для предупреждения такого эффекта нужно выбирать составы с содержанием УФ-фильтра.
Со временем практически все смолы приобретают желтоватый оттенокФОТО: mentalfloss.comСо временем практически все смолы приобретают желтоватый оттенок
ФОТО: mentalfloss.com

Статья по теме:

Секреты мастера - правила работы с эпоксидной смолойСоздаём бижутерию, мебель, пол с помощью прозрачной эпоксидной смолы для заливки.Эпоксидная смола – что это такое, что можно сделать из эпоксидной смолы: интересные примеры, какую купить прозрачную эпоксидную смолу для заливки: популярные марки.

Заключение

Работать со смолой нужно на горизонтальной поверхности, чтобы не произошло утолщение поделки только с одной стороны. Со временем вы научитесь правильно замешивать массу и делать уникальные вещи, главное, не опускать руки при первых неудачах.

Расскажите в комментариях, какие хитрости вы используете при замешивании массы. Какие поделки у вас получаются лучше всего?

Не забудьте поставить «лайк» и подписаться на наш журнал, чтобы не пропустить наиболее интересные обзоры.

 

[totalpoll]

Секреты мастера - правила работы с эпоксидной смолой

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? Поддержите нас и поделитесь с друзьями

Инструменты для работы с эпоксидной смолой, что нужно иметь

Еще в школе на уроках труда учащимся рассказывают о необходимости правильной подготовки и организации рабочего места. Данная процедура позволяет мастеру создать необходимые условия труда, оптимизировать временные затраты, а также повысить безопасность производственного процесса. Зачастую мы склонны пренебрегать подготовкой, особенно если предстоит выполнить тривиальные манипуляции.

Изготовление лампы

Опытные мастера отмечают, что заранее спланированный перечень приборов, материалов и инструментов – показатель самоорганизации, к которому, по большому счету, нужно стремиться.

При проведении работ с эпоксидной смолой подготовка инструментария приобретает еще одно фундаментальное значение. В силу ограниченности времени мастер не имеет возможности приостановить процесс, особенно если компаунд уже приготовлен. На завершение заливки у него всего несколько часов, но с некоторыми материалами счет идет на минуты. Во всех статьях, где описаны мастер-классы, присутствует отдельный пункт, посвященный подготовке и планированию. Инструменты для работы с эпоксидной смолой выбираются исходя из замысла проекта.

Основные этапы работ

Универсального перечня инструментов для работы с эпоксидной смолой найти невозможно по ряду причин.

  1. Во-первых, в быту ее используют для заливки полов, монтажа гидроизоляции, авторемонта, изготовления мебели, изготовления украшений, художественного творчества. Для всех перечисленных процедур определены стандартные инструменты и специальные. Нетрудно догадаться, что основу инструментария составляют именно специнструменты, которые могут существенно разниться.
  2. Во-вторых, мастера на свое усмотрение могут выбирать замену тому или иному прибору, а также воспользоваться самодельным устройством или реализовывать различные лайфхаки.
  3. В-третьих, одна и та же манипуляция для разных видов работ может проводиться с различной степенью точности, поэтому инструменты, необходимые в одном случае, могут оказаться не такими актуальными в другом.

Интересный этап работы

Для того, чтобы привести пример перечня необходимого оборудования, необходимо установить соответствие с его применимостью на каждом этапе работ. Такой подход исключит повторений, а также позволит структурировать накопленный теоретический материал для удобного прочтения и изучения. Естественно, даже стандартных этапов быть не может, не говоря уже об оснащении инструментарием. Тем не менее, перечислим не только общие виды работ, но и специфические, характерные для конкретного изделия.

Подготовка поверхности

Смола после смешивания с отвердителем пребывает в жидком состоянии. Даже при повышенной вязкости она остается текучей. Это означает, что для ее фиксации требуется поверхность. Роль такой поверхности играет подготовленное основание наливного пола, дно молда, слэбы из дерева или основы для столешницы.

В большинстве случаев поверхность нужно правильно подготовить. На ней не должно быть пыли, мелких опилок и прочих частиц, иначе они в смоле всплывут, образуя взвесь в толще слоя. Древесину следует хорошо высушить, иначе влага начнет выделяться в виде пузырьков. Смола пригодна для стабилизации древесины. Она, попадая в самые мелкие поры, играет роль грунта. Но для качественной работы может потребоваться пропитка в несколько слоев. При желании сэкономить время полезно воспользоваться готовой грунтовкой. Грунтовать рекомендуется и бетонные стяжки при заливке пола.

Подготовка формы

Помимо основания, требуется наличие опалубки. Исключение составляют случаи заливки линз вязким компаундом, где выпуклая поверхность формируется, благодаря действию сил поверхностного натяжения. В качестве материала для формы используется ламинированная ДСП, МДФ, оргстекло, фанера.

Подготовка формы

Перед сборкой следует предусмотреть герметизацию стыков, ведь смола достаточно текучая и до отверждения может протечь через самые маленькие щели. Также придется позаботиться о том, чтобы нанести на форму разделительный состав. Это необходимо для беспроблемного извлечения изделия из формы. При заливке бижутерии пользуются готовыми формами – силиконовыми молдами. Силикон хорошо отстает от застывшей смолы, поэтому дополнительной обработки не требует.

Приготовление состава

Эпоксидная смола для заливки продается в виде двухкомпонентного состава. Перед непосредственным применением компоненты смешиваются, в результате чего начинается химическая реакция полимеризации. Задача мастера заключается в правильной подборке компонентов, согласно установленной пропорции. Для положительного результата необходимо максимально точно отделить нужное количество компонентов и смешать их.

В процессе перемешивания важно не допускать появления пузырьков с воздухом. Пока смола жидкая, они беспрепятственно выходят на поверхность. Но с течением времени вязкость компаунда повышается, поэтому пузырьки «застывают» в смоле, тем самым испортив всю картину. Равномерное смешивание компонентов также имеет жизненно важное значение. Если отвердитель в основном состав распределен неравномерно, то внутри полимера будут образовываться области еще не затвердевшей смолы, которые со временем могут и не застыть.

Процесс заливки

Процесс заливки смолы традиционно считается самым ответственным этапом, хотя если подготовка выполнена должным образом, то и здесь не должно возникнуть сложностей. Главная задача заключается в том, чтобы при формировании слоя избавиться от уже имеющихся пузырьков с воздухом и не допустить появления новых.

Процесс заливки

С этой целью необходимо обеспечить постепенную подачу состава и равномерное его распределение по форме. Методы работы с декоративными элементами не требуют наличия специального инструмента, однако все тонкости послойной заливки мастер должен соблюдать неукоснительно.

Финальная стадия – шлифовка

Обработка застывшей смолы считается финальным этапом работ. Ее масштабы зависят от качества внутренней поверхности формы и используемого разделителя.

Результаты заливки могут быть различными, от неровностей, которые придется убирать крупным абразивом, до гладкой поверхности, требующей лишь финишной полировки. В любом случае, угадать наперед результат крайне тяжело, поэтому следует запастись соответствующими инструментами.

Финальная стадия – шлифовка

Дополнительные работы

В принципе, данный вопрос можно было бы не поднимать, так как он относится не столько к работе с эпоксидкой, сколько к изготовлению украшений после заливки. Речь идет о способах крепления фурнитуры к заготовкам. Тем не менее, некоторые инструменты, востребованные на данном этапе, могут понадобиться в процессе работы со смолой.

Список инструментов и оборудования

Какие бы проекты вы ни собирались реализовывать, в первую очередь, необходимо позаботиться о безопасности труда. Хотя современные марки эпоксидных смол для творчества и считаются безопасными, лучше проявить бдительность, особенно при заливочных работах. Из средств индивидуальной защиты потребуются:

  • респиратор;
  • резиновые перчатки;
  • фартук, халат, комбинезон;
  • защитные очки.

Смола в жидком виде способна испускать токсичные вещества. Современные материалы вряд ли абсолютно безопасны, хотя вероятность вредного воздействия сведена к минимуму. Защитная одежда предназначается для нештатных ситуаций, когда смола непроизвольно попадает на кожу рук или одежду. Ее растворяет толуол или ацетон, но воздействовать этими средствами на кожу нежелательно, поэтому средствами индивидуальной защиты пренебрегать нельзя.

Наждачная бумага для обработки древесины

Убрать с поверхности мелкие частицы, в том числе и пыль, не так просто, как кажется. Здесь придется запастись целым арсеналом. Его перечень зависит от рода и материала поверхности, а также от первоначального ее состояния.

  • Наждачная бумага для обработки древесины.
  • Щетка с жестким ворсом.
  • Акриловая грунтовка или лак.
  • Кисточка для нанесения грунтовки (валик для напольных покрытий).
  • Эпоксидная смола, приготовленная по основной технологии (для случаев, когда смола играет роль грунтовки).

Для изготовления формы потребуются инструменты и материалы, которые можно купить в любом строительном магазине. Заведомо неизвестно, каких результатов хочет добиться мастер, однако требования к форме и опалубке практически одинаковые.

  • Готовые силиконовые молды. Они продаются в специализированных магазинах или в интернет-магазинах. С их помощью отливают заготовки для бижутерии.
  • Силикон или силиконовый герметик понадобится при самостоятельном изготовлении молдов или формы. Причем для молдов силикон является основным материалом. При конструировании опалубки герметиком обрабатываются стыки. Герметик наносится при помощи пистолета, ведь от формы шва будет зависеть внешний вид поверхности.
  • Разделительный воск служит для легкого отделения смолы от формы. Если нет возможности его приобрести, то используют парафин или малярный скотч. Хорошим способом изолировать смолу от опалубки и придать форме герметичность служит пищевая пленка.

Готовые силиконовые молды

Для смешивания компонентов эпоксидной смолы потребуются емкости. Для этой цели вполне подойдут одноразовые пластиковые стаканчики. Желательно запастись с излишком, так как прозрачные компоненты невозможно отличить, поэтому трудно оценить качество смешивания. Применяют методику, в которой смолу переливают из одного стаканчика в другой. Помимо этого потребуется еще несколько приспособлений.

  • Мерные стаканчики для определения объема компонентов.
  • Медицинские шприцы понадобятся, если нет возможности использовать мерные стаканчики.
  • Электронные весы позволят измерить массу компонентов на случай, когда в инструкции к эпоксидке указана именно масса.
  • Деревянные палочки, ими перемешивают смолу с отвердителем.
  • Вакуумная камера. В быту такое устройство редко встречается, однако оно помогает избавиться от пузырьков воздуха.
  • Посуда для изготовления паровой бани. Она потребуется, если необходимо подогреть смолу.
  • Дозатор для приготовления состава. Это сложное устройство, позволяющее дозировать компоненты смолы в высокой точности.

В процессе заливки инструменты понадобятся не столько во время наполнения формы, сколько в последующий период, когда придется выгонять пузырьки с воздухом. Сразу оговоримся, заливать смолу рекомендуется постепенно, воспользовавшись деревянной палочкой. Остальные инструменты приведены в списке.

  • Валик пригодится при формировании тонких слоев. При помощи прикаточного валика удобно распределять смолу по всей площади. Кроме этого, выгоняется весь воздух.
  • Выгнать воздух из толстого слоя смолы можно при помощи открытого пламени. Газовая горелка, как подручный инструмент, часто используется в заливочных работах, однако есть и ряд противников такого воздействия, которые утверждают, что процедура разогрева смолы является огнеопасной.
  • Большие площади обрабатывают сольвентами. Корректор на основе сольвентов, представленный в виде аэрозоля, позволяет выровнять поверхность, удалить пузырьки воздуха с поверхности. Также он придает поверхности характерный глянец и лоск.

Рабочий процесс

Финишная обработка полимера может быть ручной или механизированной. Во втором случае применяются УШМ или многофункциональные электроинструменты, оснащенные различными насадками. Эти насадки позволяют шлифовать, фрезеровать и резать застывшую смолу. Для ручной обработки понадобится наждачная бумага разной зернистости и полироли. Эти комплекты можно купить в магазине автозапчастей, так как принцип полирования ЛКП кузова автомобиля точно такой же, как и поверхности из эпоксидной смолы.

Как работать с эпоксидной смолой? Пошаговая инструкция.

Эпоксидная смола — универсальный материал, пригодный для выполнения огромного спектра работ, от судостроения до отливки скульптур, поэтому каждый вид работ с ней подразумевает свои приёмы и нюансы, которые мы стараемся подробно описывать в нашем Справочнике. В данной статье будут описаны действия и приёмы, обшие для всех видов работы с эпоксидной смолой — те шаги, без которых обойтись нельзя, что бы Вы ни делали.

Работа с эпоксидной смолой: подготовка формы для заливки столешницы  — Удостоверьтесь, что условия окружающей среды (температура, влажность) пригодны для работы со смолой. Требования к условиям можно прочитать в статье о выборе отвердителя. Чем холоднее в помещении, тем более высокая вязкость у смолы и тем труднее с ней работать.
  — Подготовьте поверхность, на которую вы будете наносить смолу: она должна быть сухой и чистой (подробно о подготовке поверхности в этой и этой статьях). Допустимо обработать растворителем для обезжиривания, но непременно потом его удалить и дать высохнуть остаткам. 
  — Отмерьте необходимое количество смолы. Лучше использовать ёмкость, которую не жалко. Ёмкость должна быть чистой и сухой. Учтите, что после добавления отвердителя объём смеси вырастет на 10-50%, в зависимости от используемого отвердителя (здесь подробнее о выборе отвердителя). Отмерять смолу и отвердитель принято по массе, однако современные отвердители допускают колебания концентрации, поэтому для простоты их в быту отмеряют по объёму.
  — При необходимости внесите добавки. Это может быть наполнитель (аэросил, микросфера, древесная пыль и т.д.), если нужно сделать смесь более густой (например, для шпатлевания), колер для придания смоле цвета или пластификатор для эластичности (подробнее о пластификаторах).
  — Медленно (по капле или тонкой струйкой) добавьте отвердитель, постоянно помешивая смесь. Количество отвердителя определяется тем, какой именно отвердитель вы выбрали: ПЭПА добавляется в соотношении 1 к 10 частям смолы, Этал-45М — 1 к 2 частям смолы. Будьте осторожны с соблюдением пропорции: если отвердителя добавить слишком много, реакция может протекать излишне быстро, если слишком мало — не вся смола полимеризуется и останутся «липкие» участки, что крайне нежелательно и снижает прочность изделия. Отвердитель ТЭТА наиболее чувствителен к колебаниям концентрации. Тщательно перемешайте смесь в течение 2-4 минут.
  — Учитывайте также, что при слишком быстром вливании отвердителя в смолу вероятна мгновенная реакция с «закипанием» и отверждением смолы. То же касается больших объёмов смолы при работе с ПЭПА и ТЭТА без соответствующего опыта: замешав за 1 раз 10 и более килограмм смолы Вы, вероятнее всего, не сможете проконтролировать скорость химической реакции и смола отвердеет прямо в ёмкости, где была перемешана. Замешивайте по 1-3-5 кг за один раз или используйте современные отвердители (в первую очередь Этал-45М).
— После замешивания смолу нельзя надолго оставлять в ёмкости. Последствия аналогичны предыдущему пункту: будучи оставленной в ограниченном объёме, а не распределённой по площади, смола может перегреться, известны даже случаи возгорания.

После приготовления смеси у вас будет около 40 минут, в течение которых смола имеет удобную для работы консистенцию. Далее она становится слишком густой из-за начинающегося отверждения (желатинизации).
  — В зависимости от цели использования (склейка, пропитка, формовка) нанесите или вылейте смолу. При склеивании обеспечьте не только хороший контакт, но и прижатие (с помощью струбцины, груза или саморезов). Обязательно пользуйтесь защитными средствами (в первую очередь — перчатками): попадание смеси на кожу может приводить к химическим ожогам и аллергическим реакциям. Не допускайте в рабочую зону маленьких детей и домашних животных!
  — Инструмент и ёмкость из-под смолы очистите (ацетон хорошо растворяет незастывшую смолу) или утилизируйте.
  — Изделие оставьте до полной полимеризации. В среднем она занимает 24 часа. 

Назад в справочник 
В раздел «Эпоксидные смолы» 
В раздел «Руководства» 

Некоторые тонкости работы с эпоксидной смолой

В этой статье мы подробнее расскажем о некоторых тонкостях работы с эпоксидной смолой, что будет полезно и новичкам, и опытным мастерам. Мы разберем стадии застывания смолы, ответим на вопросы — к чему не прилипает смола, как ускорить застывание, какова техника безопасности, как правильно хранить эпоксидную смолу.

Содержание



Начнем нашу статью с рассмотрения свойств смолы на разных стадиях застывания и тем, что на них можно сделать. Те, кто имеет опыт работы с эпоксидной смолой, наверняка уже эти свойства замечали или даже пользовались ими. Сейчас все упорядочим и расскажем подробнее.

Условные стадии застывания эпоксидной смолы, и что удобно делать на каждой из них

1. Начальная жидкая стадия 

После того, как вы перемешали смолу с отвердителем и дали ей немного постоять для выхода пузырьков, смолой можно начинать пользоваться. Если говорить о Crystal 6 и 7, то в начале они достаточно жидкие, и их можно использовать для заливки в силиконовые молды. Если у вас сложная форма, то отлично подойдет Crystal 6, которая, являясь самой жидкой из наших смол, хорошо заполняет все уголки. 

Смолой Crystal 9 в начальной стадии можно покрывать заготовки, заливать поверхности, но будьте осторожны, так как она может стечь с заготовки вниз.

2. Жидкий мёд

Процесс полимеризации у эпоксидной смолы смолы идёт, и она постепенно густеет, через какое-то время после смешивания компонентов начиная походить на жидкий мёд. В этой стадии она хорошо подходит для создания высокой линзы. Если вы хотите залить смолу в состоянии жидкого мёда в молд, то стоит выбирать наиболее простые формы.

3. Густой мёд

Смола в этой стадии уже не годится для заливки, так как стала слишком густой, но ее можно использовать для склеивания, приклеивания деталей друг к другу (что, например, используется в моделировании), корректировки брака у заготовок. Будьте внимательны, если не хотите образовать пузырьков — в этой стадии смолы они уже сами не выходят, и достать их очень сложно.

4. Еще более густая стадия

В эту стадию смола переходит, когда ее становится проблематично отделить от основной массы, но она еще липкая. Пользоваться ей для склейки еще можно, но не очень удобно из—за ее густоты. В этой стадии можно попробовать создать какой-нибудь рельеф, но учтите, что смола все еще будет давать усадку, а также уже не будет ложиться ровной глянцевой поверхностью.

5. Резиновая смола

Через некоторое время наступает следующая стадия: смола перестает липнуть и по своим свойствам напоминает резину — гнется, мнется и восстанавливается, если на нее не слишком сильно надавить. Если вы хотите поэкспериментировать и создать что-то из смолы в таком состоянии, то закрепляйте ваше изделие, чтобы резиновая смола не распрямилась обратно.

6. Твердая, последняя стадия

Когда смола окончательно застывает, она становится твердой, как пластик, не продавливается и не гнется. Если же смола этого так и не достигла, и по прошествии нескольких дней так и осталась в резиновой стадии, то тут уже нужно говорить о нарушении пропорций, если вы этого не задумывали. Когда же она полностью застыла, то изделие можно шлифовать, полировать и доводить до конечного вида.

 

Что не прилипает к эпоксидной смоле?

Поговорим теперь о другом свойстве смолы — адгезии. Эпоксидная смола прилипает к большинству материалов. Выше мы уже упоминали о том, что на одной из стадий густоты ее можно использовать в создании моделей, склеивая ею детали. Это можно делать и тогда, когда смола пребывает в более жидких состояниях. 

Но к чему же смола не прилипает?

Это очень важно знать, чтобы понимать, какие формы можно использовать для заливки эпоксидной смолой. Про силикон всем уже известно, так как это самый распространенный материал для создания молдов — эпоксидная смола от него легко отслаивается. Также смола не липнет к полиэтилену, полипропилену и резине.

Также эпоксидная смола не прилипает к жирным поверхностям. Используйте вазелин, силиконовые смазки, восковые и маслосодержащие смазки. Если ничего этого нет под рукой, можете смазать обычным маслом любую форму из материалов, к которым эпоксидная смола обычно липнет, и залить смолу в нее. Но сначала проверьте, как смола будет реагировать на это масло, чтобы избежать неприятных сюрпризов. Также смазки можно использовать, чтобы достать трудновытаскиваемое изделие из молда.


Как ускорить застывание эпоксидной смолы?

Скорость застывания эпоксидной смолы во многом зависит от температуры воздуха. Если температура в помещении, где расположено залитое изделие, низкая, то смола будет застывать медленнее. 

Соответственно, если температура воздуха будет выше, то и скорость полимеризации смолы будет быстрее. Добиться этого легко — можно просто поставить изделие на теплую батарею. Если вы будете использовать какие-то другие способы, то будьте осторожны — смола ни в коем случае не должна закипеть. Также не перегревайте изделие, если у вас на нем высокая линза — она может потечь.

Есть одно распространенное заблуждение, связанное с отвердителем. Обратите внимание: избыточное количество отвердителя не помогает затвердеванию! Это только может испортить ваше изделие, так как результат абсолютно непредсказуем — смола может, например, не застыть совсем, или остаться резиновой. Чтобы не было никаких неприятностей, следуйте инструкции и добавляйте только необходимое количество отвердителя, не превышайте его.

Не забывайте, что эпоксидная смола крайне не любит воду. Не стоит работать со смолой при высокой влажности воздуха, так как изделие может плохо застыть. 


Меры предосторожности при работе с эпоксидной смолой

Работайте со смолой в хорошо проветриваемом помещении или, по возможности, под вытяжкой. Обычно при работе с ювелирной смолой используются небольшие объемы, которые не могут повредить, но лишним это точно не будет. Если вы чувствительны к запахам или много шлифуете, то лучше приобрести респиратор с фильтром от паров органических веществ, для шлифовки нужен также дополнительный противопылевой фильтр. 

Защищайте глаза от контакта со смолой, отвердителем и пылью от шлифовки с помощью специальных очков.

Используйте при работе со смолой перчатки. Старайтесь, чтобы смола не попадала на кожу, если вдруг это случилось — вытрите ее салфетками, можно также использовать спирт, после этого вымыть руки теплой водой с мылом. 

После окончания работ очистите рабочее место и одежду, проветрите помещение и тщательно вымойте руки.

Не рекомендуется работать со смолой лицам до 18 лет или имеющим медицинские противопоказания.


Хранение эпоксидной смолы Crystal

Для того, чтобы эпоксидная смола долго сохраняла свои первоначальные качества, следует придерживаться следующих простых правил:

  • хранить эпоксидную смолу и отвердитель в темном и прохладном месте, защищенном от попадания прямых солнечных лучей;
  • плотно закрывать баночки с веществами;
  • хранить смолу в тех емкостях, в которые она была разлита изначально;
  • не допускать попадания посторонних веществ в эпоксидную смолу и отвердитель;
  • избегать резких перепадов температуры; 
  • следить за сроком годности материала.

Добавим еще один важный пункт, связанный с низкими температурами. Если вы хранили смолу на холоде, либо еще по каким-то причинам она переохладилась, то смола может побелеть, и внутри могут появиться крупинки белого цвета. Это нормальный процесс кристаллизации. Чтобы вернуть смолу в первоначальное состояние, прогрейте бутылочку с ней при температуре не выше 60 градусов в течении 15 минут. После этого смола станет прозрачной и вернет свои свойства.

Нельзя пытаться развести загустевшую смолу растворителями любых видов.

Если исходное сырье имеет небольшую просрочку, то состав может быть пригоден для применения. При этом возможно появление помутнения, появление оттенков и т.п.

Надеемся, что данная статья вам помогла и восполнила некоторые пробелы в знаниях, чтобы вы смело пошли ловить вдохновение за хвост и создавать прекрасные вещи 🙂

Удачного творчества! У Вас обязательно все получится!

для чего нужен, как пройти

Эпоксидная смола или эпоксидка — модный полимерный материал. С его помощью можно изготавливать самые разнообразные вещи: от брелков до мебели. Однако он может быть капризным, если начать мастерить, не имея навыка. Поэтому мастер-класс по работе с полимерной эпоксидной смолой будет полезен для начинающих и делающих первые шаги в этом хобби.

Пройти мастер-классы можно во многих городах России.

Санкт-Петербург. Арт-студия Глеба мастер-классы «Срез камня» и «Море». Промокод на 15% скидку «PractEco».

Заливка стола

Особенности материала

Почему эпоксидка так быстро завоевала популярность? Секрет кроется в ее свойствах и внешних качествах. Полимерная смола отличается:

  • Прочностью. В застывшем состоянии напоминает стекло, однако легче и не бьется. Изделия из этого материала хорошо выдерживают различные механические воздействия, перепады температур, высокую влажность и другие негативные факторы.
  • Износостойкостью. Смола не истирается и не мутнеет со временем.
  • Пластичностью. В жидком состоянии эпоксидка очень удобна для работы: может принимать любую нужную форму, легко заполняет отведенное пространство.
  • Долговечностью. Благодаря прочности и износостойкости изделия из полимерной смолы будут служить очень длительное время.
  • Привлекательным внешним видом. Сама по себе эпоксидная смола прозрачна, отлично пропускает свет. Она хорошо сочетается с разными материалами: древесиной, металлом, пластиком и другими. Эпоксидкой можно заливать цветы, бутоны, листья, камушки, бусинки и другие элементы декора.

Особенный материал

Кроме того, смола прекрасно сцепляется с разными типами поверхностей. Благодаря этому создается очень прочное соединение.

Какие сложности могут возникнуть при работе

Однако, несмотря на неоспоримые достоинства смолы, в процессе заливки и обработки могут возникать разные сложности. Особенно у тех, кто ранее не работал с полимерными материалами. Среди них можно выделить:

  • низкое качество эпоксидной смолы, что может приводить к появлению желтизны и трещин;
  • неверные пропорции при смешивании материала с различными пластификаторами, красителями;
  • неумение создавать нужные формы;
  • неправильная обработка смоляных заготовок, в результате чего не получится сделать нужный предмет;
  • ошибки при заливке.

Красивый браслет

Важно учитывать, что эпоксидная смола некоторых видов может быть токсична. Поэтому при работе с подобными составами необходимо строго соблюдать меры предосторожности. Обязательны средства индивидуальной защиты, ровная поверхность, хорошая проветриваемость помещения. Еще лучше не покупать подобных составов, а выбирать экологичные и безопасные.

Чему научит обучение

Мастер-класс по работе со смолой научит правильно взаимодействовать с этим материалом. С его помощью можно избежать типичных ошибок, совершаемых почти всеми новичками. Такие уроки рассказывают:

  • Как выбрать смолу. Какие марки лучше всего использовать, какую эпоксидку купить, если необходимо создать прозрачную вещицу, как в жидком состоянии должен выглядеть материал и какую консистенцию иметь.
  • Как подбирать отвердители и красители. Существует большое количество пластификаторов, пигментов, цветных паст. Однако они должны сочетаться с приобретенной эпоксидкой, давать нужный оттенок.
  • В какой пропорции смешивать вещества. Различаются в зависимости от характеристик смолы и отвердителей, целей. Немаловажны и правила перемешивания. Умелые действия позволят получить однородную смесь.

Рабочий процесс

  • Как создать нужную форму. Изготовление опалубки (материалы, размеры), правильная заливка. Специалисты рассказывают, как лучше комбинировать эпоксидку с древесиной, металлом, пластиком, стеклом. Важно, чтобы смола прочно держалась, не пропитывала все отверстия и поры, приводя к расширению другого материала, например, дерева.
  • Сколько времени подождать до первого схватывания или полного отвердения. При обработке важно, чтобы раствор дошел до требуемой кондиции. В противном случае можно испортить заготовку. Отдельным правилам подчиняется заливка слоями. Здесь можно не ждать полного отвердевания предыдущего уровня, но нужно точно знать, когда можно продолжить.
  • Как обрабатывать заготовки. Застывшую смолу нужно шлифовать и полировать, иногда приходится резать. Понадобится подбирать инструменты и насадки к ним, соблюдать технологию и меры безопасности. Мастер-класс научит, как сделать все это не только правильно, но и максимально просто, без лишних действий. Кроме того, технологии шлифовки и полировки могут отличаться в зависимости от того, глянцевая или матовая поверхность необходима.
  • Как избавиться от пузырьков, застывших пылинок и других лишних элементов. Иногда в уже готовой основе можно заметить что-то постороннее, что портит весь вид. Чтобы не делать все сначала, нужно знать, как исправить дефект.

Шикарная картина

Специалисты-ведущие смогут рассказать также и другие секреты. На мастер-классе можно узнать множество лайфхаков и полезных советов. Благодаря им тренировки и последующее взаимодействие с полимером станут более простыми.

Где пройти

Участие в мастер-классе по полимерной эпоксидной смоле бывают самыми разнообразными: для новичков, для тех, кто уже имел дело с этим материалом, и даже для опытных. Есть общие уроки или по отдельным темам, например, создание форм, обработка, шлифовка. Где и как можно поучаствовать:

  • Самый простой и доступный вариант — видеоуроки. Их можно найти в открытом доступе на разных площадках в сети Интернет. Мастера рассказывают и показывают, как правильно смешивать, какие инструменты брать, как создавать определенные предметы. Работа с эпоксидкой в обучающих видео рассматривается довольно подробно.
  • Бесплатные уроки. Их нередко проводят в различных компаниях, занимающихся обучением, а также в магазинах, связанных с хобби, на небольших предприятиях. Это могут быть вебинары, которые можно посетить в домашних условиях, встречи в реальности. Второй вариант более предпочтителен, так как увидеть все нюансы и освоить азы можно вживую, а ведущий сможет подсказать, что делается неверно и поможет исправить ошибку.
  • Платные мастер-классы. Проводятся специалистами своего дела на разных площадках. Могут быть одиночными или комплексными.

Итоговый результат

Подробнее узнать о проведение мастер-классе по такому творчеству можно в интернете. Сайты обязательно выкладывают информацию о проведении бесплатных или платных уроков. При выборе мастер-класса обратите внимание, кто будет его вести, какие темы планируется осветить, как долго он будет длиться. Это поможет сориентироваться в программе и понять, нужен ли вам этот урок, а подробности можно уточнить у организаторов и ведущих.

Мнение эксперта

Олег Васильев

Мастер по изготовлению мебели и предметов интерьера из эпоксидной смолы. Создает уникальные вещи на заказ на своем производстве.

Задать вопрос мастеру

В работе с эпоксидной смолой имеется великое множество мелких и труднопрогнозируемых нюансов, учесть которые можно только пройдя определенный путь практической работы. Мастер-классы позволяют не только сократить этот тернистый и часто затратный путь, но и понять, стоит ли самому заняться изготовлением изделия с эпоксидкой или лучше доверить это профессионалам.

Как работать с эпоксидной смолой.

Вряд ли найдется человек, которому не знакомо слово эпоксидка. Но не все знают, что удивительные свойства вещества проявляются только после его смешивания с отвердителем. Эпоксидная смола – это синтетический вязкий материал, который в чистом состоянии не используется. Зато при его соединении с различными продуктами и в разных соотношениях получаются уникальные материалы со своими характеристиками, совершенно непохожие друг на друга.

Полимеризованная эпоксидка отличается высокой прочностью и стойкостью к действию кислот, щелочей, галогенов. Материал широко используется в быту, промышленности, строительстве, при ремонте автомобилей, а также для создания предметов художественного промысла, украшений. К тому же цена эпоксидной смолы невысока, поэтому финансами ее применение не ограничено.

Подбор эпоксидного состава

Технические и эксплуатационные свойства эпоксидки определяет размер соотношения исходных компонентов , а также их характеристики. Если комбинировать различные виды эпоксидной смолы и отвердителей, то можно получить материалы с кардинально противоположными свойствами и внешним видом. Процесс затвердевания эпоксидной смеси, зависимо от качества исходных материалов, происходит в условиях широкого диапазона температур: от -10 до +200°C. Конечный продукт также делится на две категории:

  • эпоксидная смола холодного отверждения;
  • эпоксидная смола горячего затвердевания.

Холодный вариант обычно применяется в быту, для малых производственных нужд, а также  там, где недопустимо использование высоких температур. В продаже эпоксидные смолы бывают в твердом или жидком виде. Соотношения основного вещества и отвердителя, рекомендуемые инструкциями по применению эпоксидной смолы, – 8:1 или 10:1. Основные свойства готового продукта в затвердевшем состоянии таковы:

Показатель Единица измерения Отвердитель
аминовый ангидридовый

Плотность

г/см³

1.19

1.2-1.23

Прочность при растяжении

кг/см²

560

800

Прочность на статический изгиб

кг/см²

1500

1200

Прочность при сжатии

кг/см²

1300

1300

Ударная вязкость

кГм/см²

20

Водопоглощение за сутки при темп.20°C

%

0,3

Температура распада

°C

340

Усадка при затвердевании

%

2,3

Теплостойкость

°C

100

120

 

Сохнет эпоксидная смола в малых количествах довольно быстро, готовая смесь должна быть использована в течении получаса. Некоторые композиции могут быть в работе час.

Виды эпоксидных смол

Существует несколько видов эпоксидных смол, каждый из которых нашел свою сферу использования  и обозначается определенной маркой.

  • ЭД-20 и ЭД-22 – наиболее известные и широко используемые жидкие разновидности. Применяются в производстве клеевых смесей и герметиков. Присутствуют в составе заливочных и пропиточных материалов, а также для создания армированных пластиков и защитных пленок.
  • ЭД-16 применяют в качестве связующего материала при производстве пластика.
  • ЭД-8 и ЭД-10 имеют твердую консистенцию, применимы в радиотехнике и элктроприборах.
  • Э-40 и Э-40Р незаменимы при составлении рецептов многих лако-красочных материалов.
  • Модификации ЭПОФОМ 1,2,3 служат сырьем для создания защитных покрытий для конструкций из металла, бетона, камня.
  • ЭХД (содержащая хлор) – это основа для производства герметиков, клеевых составов, стеклопласиков. Отличается высокой устойчивостью к механическим воздействиям, влаге, возгораниям.

Продукты УП-637 и УП-631, в составе которых находится резорцин, служит отличным заполнителем в производстве кабелей, а также пропиточным материалом для различных целей.

Правильное пользование эпоксидкой

Поскольку смола находится в работоспособном состоянии недолго, то прежде чем развести эпоксидную смолу с отвердителем, следует подготовить поверхность, с которой надо будет работать. Сначала ее очищают от пыли, грязи, всего ненужного. При необходимости поверхность шлифуется, освобождается от образовавшихся пылевидных частиц мягкой ветошью. Перед тем, как разбавить эпоксидную смолу, рабочую поверхность необходимо обезжирить. Чаще всего для этой цели используют уайт-спирит.

Готовить эпоксидный состав несложно, но следует соблюдать аккуратность и порядок выполнения работ. Если речь идет о небольшой порции, то надо отмерить нужное количество компонентов. Смолу немного подогреть (лучше на водяной бане), это поможет снизить вязкость материала. Затем, постоянно помешивая, тоненькой струйкой вливать отвердитель. Растворить эпоксидную смолу можно аминовым или ангидридовым отвердителем. Приготовленный продукт «живет» совсем мало, от 0,5 до 1 часа, поэтому наносить смесь на подготовленную поверхность надо сразу.

Когда готовится большой объем эпоксидной пасты, то сначала смолу соединяют с пластифицирующими добавками. Далее:

  • Смесь нагревают на медленном огне, перемешивая строительным миксером или дрелью с миксерной насадкой. Количество пластификатора обычно составляет 5-10% от массы эпоксидки.
  • Если нужно подкрасить эпоксидную смолу, то добавляются пигменты. Однако надо помнить , что придание цветового оттенка лишит состав, в некоторой степени, прозрачности.
  • Перед добавлением отвердителя, смесь необходимо охладить до 30°C. Процесс происходит при постоянном перемешивании. Состав должен получиться однородным. Для этого отвердитель следует добавлять очень медленно и не допустить передозировки. Иначе может произойти закипание смолы и она станет матово-белой. Пользоваться эпоксидной смолой надо сразу после приготовления.

Эпоксидную пасту на обрабатываемую поверхность наносят слоями, но каждый последующий слой следует наносить, не дожидаясь полного высыхания предыдущего.  Подобным образом можно работать с эпоксидной смолой и стеклотканью. Это сочетание обычно применяют для изготовления моделей, ремонта отдельных деталей автомобиля. Например, кузовных частей, бензобака.

Образец очищают и обезжиривают. Затем на нее накладывают кусочек стеклоткани, пропитывают эпоксидкой. И так укладывают три слоя. Затем делается суточная выдержка, столько сохнет эпоксидка. Далее можно наращивать еще слои, до достижения нужной толщины. После полного высыхания заготовку освобождают от исходной детали. Если надо соединить два элемента между собой, то рабочие плоскости зачищают наждачной бумагой смазывают эпоксидной смолой и плотно прижимают друг к другу.

Некоторые правила безопасности

Жидкое или вязкое состояние эпоксидной смеси может нанести вред кожным покровам, а высокая температура состава – привести к ожогам и поражению дыхательных путей. Поэтому работа с эпоксидкой требует соблюдения определенных правил:

  • использовать индивидуальные средства защиты: спецодежду, перчатки, при необходимости респиратор и очки;
  • хранить смесь следует в плотно закрытой таре;
  • помещение должно хорошо проветриваться.

Если случилось так, что смесь попала на кожу, то следует немедленно смыть эпоксидную смолу большим количеством проточной воды с мыльным раствором. Хорошо помогает денатурированный спирт.

Leave a Reply