Разное

Платковые куклы: Дидактическое пособие «Платковая кукла» – Мастер-класс по изготовлению платковых кукол.

Проект » Платковые куклы»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад 1»

Познавательно-творческий проект

в первой младшей группе

«ТЕАТР ДЛЯ МАЛЫШЕЙ.

ПЛАТКОВЫЕ КУКЛЫ»

Руководитель проекта:

воспитатель высшей категории

Михайлова Е.Н

2019-2020 уч. г.

Название проекта: Платковый театр;

Тип проекта: познавательно-творческий, ролево-игровой;

Продолжительность проекта: долгосрочный;

Автор и участники проекта: Воспитатель-Михайлова Е.Н, дети 2-3 лет, родители воспитанников;

Цель проекта: Развитие личностных качеств ребенка, его творчества через совместную театрализованную деятельность со взрослыми;

Актуальность

:

Полноценное образование ребенка младшего дошкольного возраста возможно лишь при условии психологического комфорта ребенка в процессе общения со сверстниками, взрослыми в детском саду и семье.
Поступление ребенка в детский сад вызывает у него стрессовое состояние. Адаптация проходит сложно, с массой негативных изменений в детском организме, что проявляется в поведении ребенка.
В период поступления ребенка в детский сад адаптационный период наступает не только у него, но и у родителей.
Ситуация затяжной адаптации детей и родителей к условиям ДОУ не способствует полноценному развитию детей. Поэтому имеется необходимость в облегчении адаптационного периода. Сделать это можно добиваясь эмоционального комфорта детей и вовлекая родителей в образовательный процесс через совместную театрализованную деятельность с детьми. Поэтому, становится особо актуальным создание условий для театрализованной деятельности на территории детского сада.

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Они развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, кроме того позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность.
В процессе театрализованной игры активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй, что очень важно в этом возрасте. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

В своей работе захотелось внести свежую струю, создать куклу, которая поможет решать все педагогические задачи.

Платковые куклы-яркие и зрелищные, являются настоящим украшением театральной постановки, досуга детей, как сюрпризный момент любого занятия.

Платковые куклы обогащают детей яркими впечатлениями, развивают творческие способности, память, мышление, речь, воображение, внимание, а также расширяют кругозор детей. Играя с этими куклами дети становятся инициативными, коммуникабельными.

Задачи проекта:
1.Приобщать к разнообразному кукольному миру детства, вызвать интерес у детей к куклам платкового театра;

2. Стимулировать активность и творчество детей в создании различных образов, использовать их в различных видах деятельности;

3.Создать «детско-взрослое» общество на принципах партнерства, сотрудничества, диалога;
4. Обучать родителей средствам и способам взаимодействия с ребенком в процессе театрализованной деятельности;

5. Обогащать детско-родительские взаимоотношения при проведении совместных театрализованных мероприятий с использованием платковых кукол;

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие

  • Активное включение детей в театрализованную деятельность в рамках НОД, в совместную и самостоятельную деятельность;

  • Формировать умение выполнять действия, соответственно игровому правилу;

  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость;

«Познавательное развитие»

  • Формировать представления об окружающем мире, расширение кругозора детей посредством платкового театра;

  • Стимулировать игровые действия, соответствующие тексту знакомых сказок, песенок, потешек;

«Речевое развитие»

Коммуникативная деятельность

  • Развивать и обогащать активный словарь детей за счет существительных, обозначающих объекты окружающего мира, глаголов, обозначающих действия животных;

  • Стимулировать ребенка повторять вслед за взрослым отдельные слова и выражения из стихов, потешек, сказок;

Чтение художественной литературы

  • Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения литературы, вызвать интерес к ним;

  • Формировать целостную картину мира, посредством чтения детской художественной литературы;

  • Формировать умение внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по его содержанию;

«Художественно-эстетическое развитие»

Продуктивная деятельность

Музыкальная деятельность

  • Поддерживать интерес к совместным музыкально-ритмичным играм, используя платковые куклы;

  • Формировать навык более точного выполнения танцевальных движений, передающих характер изображаемых кукол;

«Физическое развитие»

  • Накопливать и обогащать двигательный опыт детей посредством подвижных, хороводных игр, развлечений с родителями;

  • Учить выполнять движения в соответствии с текстом;

  • Развивать мелкую моторику рук: координации движений, снятие мышечного напряжения;


Ожидаемый результат:

  • Благоприятная адаптация детей к ДОУ;

  • Установление партнерских отношений между участниками образовательного процесса в ДОУ;

  • Оснащение театрального уголка куклами «Живой руки»


Формы совместной деятельности:

  • Кукольные представления;

  • Игры-этюды с платковыми куклами;

  • Игры-забавы с платковыми куклами;

  • Подвижные игры;

  • Инсценировка эпизодов сказки;

  • Пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика;

  • Вечера развлечений c участием родителей;

  • Cюжетные игры с платковыми куклами;

Продукты проекта— Театр платковых кукол;


Итоговое событие : Театрализованное развлечение с родителями «Заюшкина избушка»


Этапы реализации проекта
1.Подготовительный;
2.Основной;
3.Заключительный;


Подготовительный этап:

  • Мониторинг творческих способностей детей, их умений и навыков методом наблюдения, игр с различными видами театра ;

  • Разработка паспорта проекта: определение целей и задач проекта, разработка сценариев досугов, кукольных спектаклей совместно с родителями, обновление картотек игр на развитие эмоциональной сферы, воображения детей ;

  • Составление перспективного плана театрализованной деятельности с учетом возрастных особенностей детей;

  • Индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению их заинтересованности в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия и возможностей;


Основной этап:

  • Создание развивающей среды по театрализованной деятельности

  • Наглядная информация для родителей: консультации «Театр дома»,

«Платковый театр» «Платковый театр своими руками», буклеты

«Малыш и сказка», «Волшебный мир театра»;

  • Организация утреннего приема детей: ряжение в костюмы различных персонажей сказок; встреча детей с героями сказок платкового театра;

  • Развитие игровых навыков посредством театрализованной деятельности: сюжетно-ролевые игры, игры-имитации, дидактические игры, подвижные игры, пальчиковая, артикуляционная гимнастика, НОД;

  • Вовлечение родителей в семейный клуб «Сказка с мамой»: организация театрализованных спектаклей, вечеров досуга для малышей с участием родителей, проведение театральных мастерских по изготовлению платковых кукол, театральных конкурсов« Платковая кукла руками мамы»,« Платье для… », театральные гостиные «Играем в театр»;


Заключительный этап:

  • Выставка работ родителей: «Мастерская сказки»;

  • Открытый показ сказки «Заюшкина избушка» с участием родителей в главных ролях;

  • Создания фотогалереи, видеоблога «Театральная гостиная» на сайте группы «улыбка»;

  • Создание фотоальбома «Платковый театр»

  • Презентация проекта;

Итоги проекта:

Для детей

  • Дети адаптируются к условиям ДОУ;

  • Обогащение впечатлений, создание положительного эмоционального настроения в процессе игры с театрализованной куклой;

  • Сформированность (адекватная возрасту детей) представлений о многообразии кукол;

  • Пополнение театрального уголка атрибутами к сказкам и персонажами платкового театра;

  • В самостоятельной деятельности дети импровизируют с персонажами платкового театра;

Для родителей

  • Сближение родителей между собой и педагогом в процессе изготовления платковой куклы;

  • Обогащение детско-родительских отношений в процессе совместной театрализованной деятельности;


Главными принципами в организации работы по использованию

платковых кукол в жизнедеятельности детей являются:

  • Учет основной (игровой) деятельности дошкольника;

  • Сочетание реализма и воображения;

  • Взаимосвязь всех участников творческого обучающего развивающего процесса;

Способы использования платковых кукол в разных видах деятельности:

  • Сюрпризный момент в НОД;

  • Организация режимных моментов в группе;

  • Организация досуга, спектакля для детей;

  • Организация сюжетно-ролевой игры;

  • Использование платковых кукол в трудовой, самостоятельной деятельности;

  • Использование куклы на прогулке, экскурсии;

Алгоритм использования платковых кукол

с детьми раннего возраста

hello_html_574df179.png

Перспективный план работы с родителями

на 2019– 2020 год.

сентябрь

Разработка плана мероприятий на год

Анкетирование родителей «Театр и дети»

октябрь

Презентация для родителей «Волшебный мир театра»

Совместный досуг с родителями «Прогулка в осенний лес»

(С использованием платковой куклы–Осень)

Театральная мастерская «Фетровый пальчиковый театр»

для дидактической платковой куклы Бабушки-забавушки

ноябрь

Театральная мастерская «Платковая кукла Зайчик»

(Совместная работа детей с родителями в подборе материала к костюму зайца и изготовлении атрибутов-морковок для платковой куклы)

Открытое занятие по развитию речи «В гости к зайчику»

Игра-забава «Угостим Зайчика морковкой»

декабрь

Театральная мастерская «Бабушкины сказки»

(Изготовление пальчикового театра для дидактической платковой куклы)

Кукольный театр с участием родителей «Лесной Новый Год»

Мастер-класс «Детский платковый театр»

январь

Досуг с родителями «На бабушкином дворе»

Мини-проект «Сказка с мамой»

Досуг с родителями «В гостях у Снеговичка» (лисичка, зайчик-персонажи платкового театра)

Театральная гостиная «Изготовление платковых кукол к сказке Заюшкина избушка» (петух, лиса, собака, медведь)

февраль

Конкурс «Сарафан для Матрешки»

Театральная гостиная «Изготовление платковой куклы- Матрешки» к празднику 8 марта

Кукольный спектакль «Теремок»

март

Досуг «В гостях у Матрешки»

апрель

Театрализованный досуг «Заюшкина избушка»

май

Досуг с родителями «В гости к солнышку»

Самодельная платковая кукла у творческого педагога найдет широкое применение в воспитательно-образовательной работе с детьми. Платковая кукла-это чудо-пособие, имеющее развивающее, обучающее и воспитательное значение. Эта кукла вызывает у детей восторг, восхищение, удивление, желание разговаривать с ней. Все кто познакомился с платковой куклой, сразу поймут, как много радости принесет она детям и взрослым.

Платковые куклы для кукольного театра – заказать на Ярмарке Мастеров – 9TMW3RU

Камышин

Почтовые службы

по договоренности

Условия и сроки доставки можно узнать у мастера до совершения покупки

Россия

Почтовые службы

по договоренности

Почтовое отправление наложенным платежом или простой посылкой.

Другие страны

Почтовые службы

по договоренности

Почтовое отправление наложенным платежом или простой посылкой.

Платковые куклы для детского сада

Пожалуй, дошкольный возраст можно смело считать самым благоприятным для всестороннего развития малыша. Ведь в возрасте трёх-четырёх лет у ребёнка уже полноценно работают память и воображение, восприятие и мышление, он активно использует речь и память. Именно в этом возрасте интенсивнее всего формируются личностные качества ребёнка. И ни в одном возрасте ребёнка не требуется столько средств и методов воспитания, как в дошкольном.

Театр очень близок к любимому занятию ребёнка в этом возрасте – игре. При этом театр очень доступен, позволяет воспитывать одновременно и  и маленькую личность, и её художественный вкус, и человеческие качества, и воображение, и коммуникативные качества.

Платковые куклы – отличное решение для детского театра

Как правило, если мы говорим о кукольном театре, мы представляем куклы, надетые на маленькие ручки или пальчики, выглядывающие из-за ширмы. На самом деле, вариантов кукол для детского кукольного театра – великое множество. И платковые куклы – одна из разновидностей кукол для  кукольного театра, доставляющая маленьким артистам особенное удовольствие.

Платковая кукла – это голова диаметром 25-30см и прикрепленный к ней большой платок из яркой ткани, имитирующий тело и костюм куклы. По бокам этого платка пришиты две петли – они надеваются на руки малыша, голова тесьмой крепится к шее, и ребёнок в считанные секунды перевоплощается в Алёнушку или Иванушка, Цыганку или Звездочёта, или даже в весёлую Репку!

Платковая кукла позволяет крохе передать настроения и чувства героя выразительными жестами, которые для других кукол недоступны. Платковая кукла, оживая в детских ручках, может писать, хлопать в ладоши, гладить по голове, играть на музыкальных инструментах, собирать грибы, держать за руку, и многое другое.

Платковые куклы в “Тигре” — отличное качество по лучшей цене!

Интернет-магазин “Тигра” предлагает своим покупателям широкий ассортимент ярких и выразительных платковых кукол по самым привлекательным ценам. Весь представленный в нашем магазине товар – высочайшего качества, сертифицирован и безопасен для детей. Нарядные платковые куклы позволят воплотить маленьким артистам свои самые яркие и непосредственные детские фантазии! 

Консультация: Мастер — класс по изготовлению платковой куклы.

Мастер — класс « Изготовление платковой куклы».

Слайд 1                                            «Есть иголка у меня, ножницы, напёрсток.

Куклу сделаю сейчас из лоскутьев пёстрых.

Я лицо ей разошью нитками цветными,

И волшебное сама выдумаю имя….»

(Галина Заславская.)

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению платковой куклы для театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста.

 Слайд 2  Цель мастер класса. Формирование представлений педагогов о разнообразии кукольного театра. Заинтересовать и побудить педагогов к изготовлению куклы из подручного материала своими руками (платковая кукла) для театра, с последующим использованием в театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста. Помочь педагогам сделать обычное — интересным.

Задачи мастер-класса:

— Дать практические знания и умения по изготовлению простейшей театральной куклы с использованием платка;

— Инициировать поиск приёмов работы с разным подручным материалом;

— Способствовать организации самостоятельной деятельности педагогов;

— Привлечь внимание педагогов к театрализованной деятельности.

Назначение мастер-класса: Мастер-класс предназначен для воспитателей. Каждый педагог знает о важности и значимости театрализованной деятельности в детском саду. Ведь театр открывает множество дверей к сердцу ребёнка.

Участники мастер-класса: воспитатели.

Результат мастер-класса: сформировать у педагогов умение изготавливать платочную куклу из подручных материалов.

 

Ход проведения мастер-класса

Слайд 3  Уважаемые коллеги! А сейчас я Вас подробно познакомлю с изготовлением платковой куклы. Желающие поучаствовать в мастер – классе, прошу вас, проходите 3 человека. Платковая кукла получила свое название благодаря платку, который является основой платковой куклы.

  Платковые куклы- яркие и зрелищные, послужат настоящим украшением любой театральной постановки, досуга детей, как яркий сюрприз любого занятия. Платковые куклы — это наглядный материал, доступный метод игры.

Слайд 4 и 5 Платковые куклы обогащают детей яркими впечатлениями, развивают творческие способности, память, мышление, речь, воображение, внимание, а также расширяют кругозор детей. Воспитывают в детях инициативность, выдержку, доброжелательность и коммуникабельность в отношениях со сверстниками.

Слайд 6 У платковой куклы вместо рук работают руки кукловода на специальных резинках, пришитых к платью – костюму куклы. Основа имитации платья куклы- треугольник или квадрат из ткани, готовый взрослый платок или косынка. Голова куклы крепится к платью в районе шеи и вешается на пришитых верёвочках на шею кукловода. Такая кукла позволяет выделить самые тонкие нюансы чувств и настроения героя, она обладает выразительной жестикуляцией и может исполнять сложные движения, действия, недоступные другим куклам (ходить, танцевать, сидеть, указывать, писать, брать за руку, гладить по голове ребёнка и т.д.).

 Слайд 7 Чтобы изготовить платковую куклу не требуется много времени и больших материальных затрат, её можно сделать из подручного материала.

 Для изготовления куклы нам понадобится – платок или  ткань для платья куклы размером 150*150 см., резинка, нитки, иголка, разные ленточки для украшения платья куклы, белая ткань для головы куклы, плотный картон, вата, пряжа для волос куклы, кусочки фетра, липучка. Приступаем к изготовлению нашей куклы. 

Слайд 8  Этапы изготовления куклы:

1 этап — изготовление головы куклы

1. Из картона вырезаем круг (голова).

2. Обшиваем голову белой тканью (делаем лицо).

3. Из пряжи делаем волосы. Для этого мы нарезаем определённое количество нитей (лучше побольше, чтобы волосы получились густыми) по 50 см в длину. Перевязываем готовое количество нитей ровно по середине, таким же способом делаем «чёлку» (примерно 8 см в длину).

4. Заготовку лица набиваем ватой или синтепоном.

5. С помощью клея к лицу куклы приклеиваем кусочки липучки.

6. Из фетра делаем заготовки глаз, бровей, губ, носа. Формируем лицо.

7. Делаем прическу кукле с помощью бантиков.

Вот и голова нашей куклы готова!

Слайд 9   2 этап – изготовление туловища (платья) куклы

1. За основу туловища берем платок, сложенный пополам или ткань.

2. К нижним концам платка пришиваем петли из резинки.

3. Голову куклы  прикрепляем  с помощью липучки или пришиваем в середину платка.  К обратной стороне готовой головы куклы, пришиваем  ленту  (1 м в длину) в виде петли, для крепления к шее кукловода.

Слайд 10  Вот наша кукла и готова!

Слайд 11  Самодельная платковая кукла у творческого педагога находит широкое применение в воспитательно-образовательном процессе в работе с детьми дошкольного возраста. Это чудо-пособие, имеет обучающее, воспитательное и развивающее значение, которое приносит детям огромную радость и восхищение при игре с ним. Дети очень любят играть с этими куклами. С помощью этих кукол дети с большим удовольствием принимают участие в играх драматизациях знакомых сказок, так же используют их в досуговой деятельности, на праздниках, развлечениях и в повседневной самостоятельной, театрализованной деятельности.

Слайд 12   Через кукольный образ дети получают новые знания: интеллектуальные, нравственные и эстетические, у детей развивается речь. Платковые куклы очень просты в обращении. Они стали постоянным источником радости, стремления детей выражать свои чувства, эмоции через определённый кукольный образ.

Наш мастер-класс я  хотели бы завершить стихотворением Алёны Рычковой «Рождение куклы»:

Тряпье, да иголка, да ниток катушка.

В умелых руках оживает игрушка.

Влагает в нее непонятною властью

Частицу души своей кукольный мастер.

Вот труд завершен, старых ножниц щелчок-

И мир изучает пытливый зрачок.

Живёт человечек! И сквозь бесконечность

Глядит на него прекрасная Вечность.

Спасибо за внимание!

Презентация к уроку (подготовительная группа) по теме: Изготовление платковых кукол с детьми.

Слайд 1

Мастер-класс «Использование платковых кукол как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»

Слайд 2

Фаркова Елена Викторовна, воспитатель, МБДОУ г. Иркутска детский сад№92

Слайд 3

Цель мастер-класса: Обучение изготовлению и использованию платковых кукол в процессе интеграции образовательных областей « Художественно-эстетическое творчество », «Социально-Коммуникативное».

Слайд 4

Задачи мастер-класса: Сформировать представление о возможностях применения платковых кукол при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС. Обучить приемам изготовления платковых кукол. Вызвать у участников мастер-класса интерес к данной теме и желание развивать свой творческий потенциал. Развивать творческую активность педагогического коллектива.

Слайд 5

Актуальность выбранной темы. В наш «продвинутый» век, когда каждому ребенку доступны компьютерные игры, где необходима иногда только быстрая реакция, дети теряют умение общаться. Мы сталкиваемся и ещё с одной проблемой: дети играют в «готовые» игры, таким образом, они лишены необходимости фантазировать, размышлять, творить. Нам взрослым необходимо научить детей общению, умению создавать что-то новое своими руками, Именно поэтому был найден этот способ работы с детьми: изготовить нечто и применить в дальнейших играх, образовательной и самостоятельной деятельности. В нашем случае это будут платковые куклы выполненные ребенком. Такая игрушка мила сердцу, с ней разговаривают, её бережно хранят.

Слайд 6

Платковый театр кукол .

Слайд 7

Направленность: театрализация. Цель: Обучение изготовлению и использованию платковых кукол в процессе интеграции образовательных областей « Художественно –эстетическое творчество», « Коммуникативно-социальное развитие ». Задачи : стимулировать активность и творчество детей в создании различных образов , создать «детско-взрослое» общество на принципах партнёрства, сотрудничества, диалога; Ресурсы : отрез ткани (платок) 50/50 см, картон, гуашь, кисти, ножницы, нитки, игла, игольница, пара перчаток. Результат: Инсценирование произведений разных жанров, игр, песен через платковый театр кукол.

Слайд 8

Приступаем к изготовлению платковой куклы: — Рисуем лицо куклы на картоне с помощью акварельных красок и вырезаем голову куклы (заяц, лиса и т.д.).

Слайд 9

— Берём кусок ткани в виде треугольника. Пришиваем один угол к голове куклы и тесьму. Тесьма пришивается для того, чтобы куклу было легло привязать и развязать на шеи ребёнка или взрослого. К двум другим углам ткани пришиваем резинку для рук или перчатки.

Слайд 10

Всё кукла готова! Сколько радости испытывает ребёнок, играя с такой куклой. Попробуйте уважаемые педагоги! Вы увидите насколько это увлекательно, доступно, легко и красочно!

Слайд 11

Игра драматизация по сказкам.

Слайд 12

Желаем удачи в вашей творческой деятельности! Спасибо за внимание!

Leave a Reply