Разное

Осенний пейзаж 4 класс изо поэтапно – План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 4 класс) по теме: Учебно-методический комплект по ИЗО на тему: «Осенний пейзаж родного края» 4 класс «Перспектива»

План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 4 класс) по теме: Учебно-методический комплект по ИЗО на тему: «Осенний пейзаж родного края» 4 класс «Перспектива»

Этапы урока, методы и приёмы

Время

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный

Словесный:

слово учителя.

1

Приветствие учителя.

Приветствуют учителя.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

2.

Постановка уч. задачи

Словес.:

Беседа.

1-2

 Ребята, мы с вами переходим к изучению нового раздела, который называется «Искусство русского народа»

Русская природа красива в любое время года. Русские художники всегда ценили родную землю и поэтому часто изображали ее на своих картинах. Кто-то чаще рисует осень, кто-то зиму, а есть художники, которые изображают природу в любое время года.

Послушайте стихотворение:

Кружат листья над дорожкой,

Лес прозрачен и багрян…

Хорошо бродить с лукошком

Вдоль опушек и полян!

Мы идём и под ногами

Слышен шорох золотой.

Пахнет влажными грибами,

Пахнет свежестью лесной.

— Какое время года описывается в этом стихотворении?

— Подберите слова, описывающие красоту осеннего пейзажа.

Вы описали красоту осени с помощью слов, а во время урока мы сегодня попытаемся передать эту красоту с помощью цвета.

Попробуйте определить тему нашего занятия. («Осенний пейзаж родного края»)

Какую цель мы поставим перед собой? (приступим к выполнению осеннего пейзажа)

Самостоятельно или с помощью опоры формулируют тему, цель урока.

Р: умение самостоятельно определять круг учебных задач.

3.

Знакомство с новым материалом

Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.

Наглядно- иллюстративный: просмотр иллюстраций, презентации.

5-7

Каждый из нас воспринимает окружающий мир по-своему и художники могут по-разному выражать свое отношение к красоте осенней природы. Давайте рассмотрим картину Исаака Левитана «Золотая осень».

Что на ней изображено? (осень, березовая роща, река)

По каким признакам мы узнаем, что здесь изображена осень? (листва деревьев окрашена по-осеннему)

Какой перед нами предстала осень в этой картине? (солнечной, радостной,…)

Какие оттенки и цвета преобладают в картине?

(желтый, оранжевый, зеленый,..)

А сейчас посмотрите на экран: перед вами  2 изображения.

Что на них изображено?

Какое из них вам больше напоминает осень? Почему?

 Что вам помогло? Помогли ли вам цвета в этом случае?

Да, для осени существуют свои особые цвета и оттенки, так называемый колорит. Колорит-это гармония красок и природы.

Посмотрите на доску, для вас я приготовила 8 разных выкрасок.

-Давайте отберем, какие из них мы выберем в осенний лес. Какие краски мы возьмем в наш осенний пейзаж?

Слушают рассказ учителя, анализируют, аргументируют своё мнение, под руководством учителя самостоятельно определяют особенности композиции.

Отвечать на вопросы.

Определять осенний колорит.

П:поиск и извлечение

информации

 Р:принятие цели и

постановка задач

урока

П: умение наблюдать, делать выводы, умение внимательно следить за материалом.

К: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить своё мнение.

4.

Педагогический показ

Демонстрационный: объяснение,

показ

Сегодня мы с вами только приступим к изображению осеннего пейзажа родной земли. Сегодня мы выполним  подмалёвок, т.е. только начало работы.

Так, что нужно сделать сначала? (нужно расположить лист)

Правильно, если вы хотите изобразить на земле много предметов, то как удобнее расположить лист? (горизонтально)

А когда нужно располагать лист вертикально? (если хочешь нарисовать высокие деревья)

Каков следующий шаг? (провести линию горизонта)

Сначала закрашиваем небо, оно светлее к линии горизонта. Я закрашиваю небо пятнами, при этом не забываю смешивать цвета.

-Какие оттенки вы будете использовать, чтобы изображаю землю. Так как у нас осенний пейзаж я использую пятна охры, между ними использую зеленые и коричневые пятна.

Вдали мы можем изобразить горы или темный лес.

А теперь посмотрите: я нарисовала для вас уже готовый осенний пейзаж. Что нового добавилось?

Наблюдают и усваивают приёмы и порядок выполнения работы.

П: умение следить и усваивать практические приемы работы.

5.

Постановка творческой задачи

Инструктаж

1

А сейчас закройте глаза, и давайте мы с вами совершим воображаемое путешествие в осенний лес, парк, рощу или, в любое другое любимое вами место.

Открыли глаза, кто-нибудь хочет описать, что он представил? (ответы детей)

Попробуем изобразить, то, что вы вообразили.

Принимают общую задачу.

Р: умение воспринимать задачу, мобильно выполнять работу. Формирование ответственного творческого отношения к работе.

6.

Практическая работа

15-20

А сейчас приступайте к работе. Желаю вам успехов и хорошей творческой работы! Я думаю, что вы с легкостью справитесь с этим заданием.

Самостоятельно выполняют задание.

Р: умение организовывать свою учебную задачу.

Учиться определять степень успешности выполнения своей работы,   давать оценку работе.

7.

Итог урока

Словесный:

Беседа.

Выставка детских работ, выявление ошибок, анализ работ.

2-3

-Ребята, время выполнения творческой работы подошло к концу, пожалуйста, заканчивайте свою работу. Давайте полюбуемся работами друг друга. Приносим свои работы и кладем их на пол у доски. Внимательно посмотрите на работы. Вы с вами только приступили к изображению осеннего пейзажа. На следующем занятии вы продолжите эту работу.

В своих работах мы сможем отразить всю красоту осеннего дня, осенней природы. Ваши подмалёвки  выглядят более привлекательными, если выполнены аккуратно, старательно.

— Я очень довольна вашей работой! Молодцы, ребята!

Анализировать проделанную работу на уроке, оценивать свои силы, высказывать свое мнение.

Р: самооценка, умение анализировать результаты своего труда и труда других.

Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО, 4 класс) по теме: Осенний пейзаж

Слайд 1

Осенний пейзаж.

Слайд 2

Набираем синюю краску и начинаем покрывать ею верхнюю часть листа.Работаем слева-направо,продвигаясь сверху вниз. По мере продвижения, краски на кисточке будет все меньше и цвет нашего будущего неба будет все менее насыщенный.В центре листа оставляем два незакрашенных места.Это будут облака.

Слайд 3

К синей добавляем фиолетовой. Полученным цветом проводим линию горизонта и от нее вниз покрываем лист, оставляя в центре белое пятно. Это наше будущее озеро

Слайд 4

Рисуем горы.Для этого нам нужна черно-синяя краска.Чтоб ее получить,берем чуть-чуть черной и добавляем ее в синюю. Они у нас будут состоять из самой высокой вершины по центру и более низких по краям. Попробуем нашим горам нарисовать пологие склоны.

Слайд 8

Смешаем белую краску с синей, нам нужен светло-синий цвет и наносим полученный оттенок на левую часть гор

Слайд 10

Переходим к более жизнерадостным тонам. Будем рисовать осеннюю листву. Для этого нам понадобится желтая, рыжая, красная гуашь

Слайд 11

Коричневой краской и тонкой кистью рисуем стволы деревьев на переднем плане. Стволы в левой части работы освещены, поэтому белой краской выделяем освещенные участки ствола.

Слайд 13

Этим деревьям листву нарисуем желтой и рыжей красками.Ниже гор на месте черных пятен нарисуем кусты

Слайд 14

нарисуем на ближнем фоне березу. Так как она ближе к нам, то и выглядит больше, относительно других деревьев. Сначала черный ствол с ветками, затем ножом нанесем белую краску на ствол. И закончим березу,нарисовав ей желтую листву.Оживить картинку можно красной краской,кое-где окрасив ею листья .

Слайд 16

Осталось нарисовать озеро. Начнем с его границ. Обозначим их черной краской

Слайд 18

Зеленой гуашью прорисовываем на земле островки травы,оживляем их желтой краской.

Слайд 19

Белой гуашью тонкой кисточкой по границе озера накладываем длинные продольные мазки

Урок 7. осенние метаморфозы. пейзаж: колорит, композиция — Изобразительное искусство — 4 класс

Конспект урока

«Изобразительное искусство»

«4» класс

Урок № 7

Тема урока «Осенние метаморфозы. Пейзаж: колорит, композиция».

Урок посвящён знакомству с разнообразием пейзажных сюжетов осеней природы, обозначению роли искусства в понимании красоты природы.

Цель: показать роль искусства в понимании красоты природы.

Задачи: понимать значение искусства в жизни человека;

развивать знания о пейзаже, умение составлять композицию.

На уроке мы узнаем роль искусства в понимании красоты природы;

научимся видеть и отражать в рисунке впечатления от золотой/хмурой осени, передавать ее колорит;

сможем использовать цвета как средство передачи осеннего настроения.

Обязательная литература:

Авторские программы по изобразительному искусству: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская, А. Н. Щирова, Н. Р. Макарова, Е. В. Алексеенко. Изобразительное искусство. Рабочая программа для 1—4 классов общеобразовательной школы.

Учебники по изобразительному искусству: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Изобразительное искусство. 1 – 4 классы. Стр. 65-70.

Дополнительная литература:

Творческие тетради: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, А. Н. Щирова, Н. Р. Макарова. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 – 4 классы.

Методические пособия: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Изобразительное искусство. 1 – 4 классы. Методическое пособие. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений (рекомендации к проведению уроков изобразительного искусства в 1 – 4 классе).

Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства.

Справочные пособия, энциклопедии по искусству.

Научно-популярная литература по искусству.

Альбомы по искусству.

Интернет-ресурсы:

•             Издательства «Просвещение» www.prosv.ru (раздел «Перспектива» http://old.prosv.ru/umk/perspektiva)

•             Федерация Интернет-образования, сетевое объединение методистов www.som.fio.ru

Глоссарий: пейзаж; колорит; композиция.

Теоретический материал.

«Пейзаж осени». Пейзаж – жанр живописи, центральной темой которого является природа, ландшафт. Давайте рассмотрим пейзажи великих художников.

Шуршат листья, прощаясь друг с другом и солнышком; поют грустную песню капли осеннего дождя; пахнет в осеннем парке сыростью и увядшей листвой.

Рассмотрим картину Исаака Левитана «Золотая осень». Осень заключает в себе образ торжественной, радостной в своём спокойствии осени. Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов. Слева мы видим берёзовую рощу, справа- лишь отдельные деревья. Наш взгляд движется как бы вслед за течением реки, вдали открываются осенние леса, а в просвете между ними на высоком пригорке за изумрудно зеленой полосой озими- деревня.

Небо синее, ясное, покрытое легкими белыми облаками. Перед нами речка, и кажется, что ее густо- синяя вода медленно движется. Крутой пригорок, на котором растут маленькие деревца, резко обрывается вниз. Земля покрыта побуревшей осенней травой. Багряно- золотистые березы слева и красно- бронзовые дубы справа как бы расступаются, открывая нашему взору бескрайние дали лесов и полей.

Основным средством художественной выразительности является цвет –теплый или холодный.

Поэтому анализируя картину мы в первую очередь обращаем внимание на колорит. 

Итак, мы рисуем осенний пейзаж.

Этап 1.

На палитре необходимо развести белую и синюю краски и широкой кистью (в данном случае плоская кисть № 12) нарисовать небо. Оно займет половину листа бумаги.  Движение кисти должно идти слева направо, отрываем кисть от листа.

В верхней части рисунка небо более синее, чем ниже опускаемся по рисунку, тем светлее становится фон.

Как сделать небо более светлым:

— вариант А: для гуаши. Добавляем белую краску к синей.

— вариант Б: для акварели. Размываем краску. Для этого на кисть не набираем краску, а обмакиваем её слегка в воду и таким образом размываем имеющуюся на кисточке краску.

К линии горизонта небо на рисунке будет почти белое.Мы получили фон неба для осеннего пейзажа. На втором этапе мы рисуем поле желто-оранжевыми красками.  Изобразим возвышенность кривой линией.  Нанесем отдельные мазки зеленой краской.

Полезный совет: Обратите внимание на смешение красок. Если по непросохшей оранжевой краске пройтись кистью с зеленым цветом, получим коричневый землистый цвет.

Третий этап. Рисование ствола и ветвей дерева

Начнем рисовать главный элемент осеннего пейзажа – дерево на поляне.

Взять тонкую кисть и коричневой краской нарисовать ствол дерева и ветки: сначала легкими линиями намечаем стволы деревьев движением кисти сверху вниз. Ветки рисуем не симметрично, а вразброс.

Обратите внимание на то, что ствол в верхней и нижней части разной ширины, потому что дерево растет снизу и у земли ствол его имеет самую широкую часть. Затем ствол закрашиваем коричневой краской. Вдоль ствола прорисоваем тонкие линии черной или коричневой краской другого цвета, придающие фактуру коры.

Четвертый этап. Рисование осенней листвы штампами

Шаг первый. Сначала мы подготовим вместе с детьми самодельные штампы для рисования листочков. Для этого берем обычную офисную бумагу или тетрадный лист (конечно , можно сделать штампы  и из газеты).

Для изготовления штампа нужно оторвать и скрутить небольшой кусочек листа бумаги в трубочку диаметром приблизительно 7 – 10 мм. Затем согнуть её пополам и обмотать ниткой. Причем зафиксировать желательно ближе к сгибу бумаги, потому что во время работы бумага размокнет и ширина штампа увеличится. Хотя в этом тоже своя прелесть, ведь листочки на дереве не имеют одинакового размера.

Полезный совет: Желательно использовать бумагу, бывшую в употреблении, знакомя детей  с бережливостью. Ведь на производство бумаги вырубается лес! Если каждый сохранит один чистый лист бумаги, сбережется дерево от вырубания.   Это и  экономия семейного бюджета. Приучайте детей к бережному отношению к миру с ранних лет.

Шаг второй. Обмакнуть полученный штамп сгибом  в краску красного цвета и сделать отпечатки, имитирующие листья,  на ветках деревьев.

Шаг третий. Взять другой штамп и обмакнуть его в краску зеленого цвета и подобным образом нанести отпечатки зеленых листьев на кроне дерева. Аналогично выполнить работу с оранжевой краской.

Шаг четвертый. И последние штампы выполнить желтым цветом. Конечно, последовательность нанесения красок может быть другая – это право выбора ребенка! По желанию, под деревом также нанести штампами опавшие листья.

Осенний пейзаж с деревом на поляне готов. Вы можете его дополнить любыми деталями.

Разбор заданий.

  1. Текст вопроса: установите соответствие между названиями картин, именем художника и картинами

Клевер Юлий Юльевич. Осенний парк

Игорь Эммануилович Грабарь. Осень. Рябина и березы

Исаак Ильич Левитан. Золотая осень.

Правильный вариант:

Исаак Ильич Левитан. Золотая осень.

Игорь Эммануилович Грабарь.Осень. Рябина и березы

Клевер Юлий Юльевич. Осенний парк.

  1. Текст вопроса: Составьте цветовую палитру к картине Нестерова Н. В. Осенний пейзаж.

Правильный вариант:

_____________________________________________

Конспект урока по изобразительному искусству на тему «Осенний пейзаж»

Конспект урока

по изобразительному искусству

на тему «Осенний пейзаж»

Подшиваловой Марии Николаевны

Тюмень 2016 год

Тема: Осенний пейзаж.

Цель: расширение представлений учащихся о многообразии и красоте окружающего мира и о пейзаже, как особом жанре живописи.

Задачи:

1. Учить учащихся внимательно рассматривать художественную картину;

2. Обогатить и активизировать словарь детей: ввести в него искусствоведческие термины, эпитеты и метафоры, образные выражения, которые дети смогут использовать в своих суждениях для передачи эмоционального состояния человека;

3. Углубить умение изображать осенний пейзаж с помощью гуаши и кисти.

1. Развивать у детей интерес к пейзажной живописи;

2. Развивать наблюдательность, воображение и творческие способности.

1. Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, восхищение природой Руси, гордость за творчество русских художников.

Формировать УУД:

Личностные:

  • повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;

  • воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

  • духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.

Регулятивные:

  • развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи;

  • планировать предстоящие практические действия;

Познавательные:

  • анализировать, сравнивать, группировать произведения изобразительного искусства;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

  • участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

  • задавать вопросы с целью получения нужной информации.

Оборудование:

Для учителя: компьютер, проектор, колонки.

Для обучающихся: гуашь, кисти, бумага для рисования, простой карандаш, ластик.

Литература:

1. Рабочая программа по изобразительному искусству;

2. Изобразительное искусство. 4 класс. Учебник. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Селиванова Т.В. 2014 год.

3. Т. Ю. Бутурлакина. Методическое пособие по созданию современного урока.

План урока

Название этапа

Время

I

Организационный

1-2 минуты

II

Постановка проблемы

3-4 минуты

III

Вводная беседа

4-5 минут

IV

Актуализация знаний

8 минут

V

Физминутка

2 минуты

VI

Объяснение последовательности выполнения рисунка

3-4 минуты

VII

Самостоятельная работа

15 минут

VIII

Выставка работ, оценивание

3-5 минут

IX

Итог урока. Рефлексия

2 минуты

Ход урока

I. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Сегодня урок изобразительного искусства буду вести у вас я. Меня зовут Мария Николаевна. На сколько я знаю, ваш класс выпускной, а это значит, что вы уже достаточно взрослые, поэтому я надеюсь на вашу дисциплинированность и серьёзную работу на уроке.

II. Постановка проблемы.

— Закройте глаза и послушайте музыку. (Звучит запись фрагмента «Осень» из концерта фа-мажор «Времена года» Антонио Вивальди).

— Какие чувства вызвала у вас эта мелодия? (Предполагаемые ответы учащихся: грусть, умиротворение, печаль, нежность).

— Да, в музыке слышится светлая, легкая печаль. Мелодия звучала так нежно и светло.

— Как вы думаете, о каком времени года хотел рассказать композитор? (Если не догадаются, прочитать стихотворение А.С. Пушкина, не называя время года, а потом еще раз попросить назвать время года.)

— Как вы считаете, какая тема сегодняшнего урока?

— Совершенно верно, а точнее «Осенний пейзаж».

— Какие задачи вы поставите себе на уроке?

III. Вводная беседа.

— Послушайте, как об этом времени года говорил Александр Сергеевич Пушкин.

Унылая пора!

Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье.

В багрец и в золото одетые леса…

— А какие стихотворения об осени помните вы?

— Скажите, представители, какой профессии тоже очень красиво изображают осень, природу?

— Конечно, художники. Каким же образом художник может рассказать о золотой осени? (Ответы детей)

— Ему нужно нарисовать, изобразить на холсте то, что он видел или видит в природе, что вызвало у него радость, удивление красотой осени. Но он должен нарисовать так, чтобы мы узнавали и деревья, и кусты, и речку. А с помощью красок он может изобразить время года: зиму, лето, осень, весну. И свое настроение: радость, грусть, тревогу, спокойствие, тишину. (Презентация №1 с осенними пейзажами под музыку А. Вивальди «Времена года»).

— Какое настроение у вас вызывают эти картины? (Ответы детей)

— Что объединяет все эти картины? (Изображена природа, осень)

— Кто знает как называют картины, на которых изображена природа? (Пейзаж)

— Скажите, а что вы чувствуете, глядя на эти осенние пейзажи? (Ответы детей)

IV. Актуализация знаний.

— А сейчас мы подробно рассмотрим картину «Золотая осень», которую написал художник Исаак Ильич Левитан.

— Посмотрите на картину и скажите: что чувствовал художник, когда рисовал золотую осень? (Он показал, как красива наша природа в любое время года, что невозможно не любить Русь, эти леса, поля, реки и равнины.)

— Как он смог выразить свое чувство красками? Ведь художник выражает свои чувства с помощью красок. Какие краски здесь радостные? А какие краски выражают грусть? (Ответы детей)

— Да, радость художник передал теплыми красками, но он использовал и холодные тона, их меньше. Поэтому, глядя на картину, мы чувствуем радость, удовольствие от пышной красоты природы, но в то же время и легкую грусть прощания с летом, с осыпающейся листвой деревьев, увядающей травой, с теплом и солнцем.

— Какая же здесь нарисована осень?( Нарядная, яркая, золотая, веселая).

— Да, художник назвал эту картину «Золотая осень».

— А как вы думаете, почему он ее так назвал – «золотая»?

— Какие цвета он использовал? (Много желтых, оранжевых красок)

— Как эти цвета можно назвать, одним словом? Какие они? (Теплые, радостные, веселые)

— Молодцы! Художник очень радовался, увидев эту красоту. Он восхищался ею, почувствовал это праздничное настроение, эти нарядные краски осени. Славная осень! А что интересного, красивого увидел художник? (Красивые березки, луга, речку).

— А какого цвета травка на лугах? (Зеленого).

— Посмотрите внимательно: зеленого ли? Нет, она коричневато-зеленая, зеленовато-коричневая, желтоватая, бурая. К концу лета она от солнышка подсохла. Давайте внимательно рассмотрим картину. С левой стороны, близко к нам, на переднем плане, художник нарисовал несколько деревьев. Что это за деревья? (Березки)

— Расскажите о них. Какие они? (Они тоненькие, с белыми стволами). На двух передних листочки почти все облетели. А у тех, которые чуть дальше, листва еще есть. (Она золотая, желтая, коричневато-оранжевая.).

— А еще дальше, на дальнем плане, видна группа березок. Такую группу называют «роща». — А листочки на этих березках видны? (Нет)

— Правильно, нарисованы только чуть виднеющиеся стволы и пышные кроны деревьев — ведь деревья далеко, а издалека листочки не рассмотреть. Чтобы показать, что эти березки далеко, художник расположил их на холсте выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане.

— А теперь посмотрите на правую сторону картины. Что же здесь нарисовано? (Речка)

— Да, речка. Близко к нам она синяя, есть даже немного фиолетового цвета, а вдали — беловато-голубая. Синие и фиолетовые — это холодные тона. Посмотрите, как нарядно смотрятся вместе теплые оранжевые, желтые, золотые и холодные сине-фиолетовые краски. А каких красок больше — теплых или холодных? (Теплых)

— Вдали, на излучине (изгибе) реки, стоит одинокая березка, яркая, как свечка. Справа от нее — хоровод зеленовато-коричневатых деревьев. А что изобразил художник на самом дальнем плане, там, где начинается небо? (Ответы детей)

— Да, на горе мы видим зеленую пашню, несколько домиков, а дальше — стена березок и лес. А какого цвета небо? (Голубое, с легкими белыми облачками)

— Чего больше на картине — неба или земли? (Земли)

— Каждый художник старается выразить через картины свое отношение к Родине. Все делают это по-разному. Левитану очень понравилась красота земли, осенней природы и поэтому художник выбрал форматом данного полотна вытянутый по горизонтали прямоугольник, что позволило ему изобразить большое пространство земли.

— А есть ли на картине солнышко? Как вы догадались? Мы видим тени от деревьев — значит, солнышко есть. Солнышко «зажгло» золото листвы, и деревья пламенеют ярким желто-оранжевым светом!

— Вот так может рассказать художник о том, что ему понравилось.

V. Физминутка

— А сейчас мы все вместе исполним танец-импровизацию «Листья желтые над городом кружатся»

VI. Объяснение последовательности выполнения рисунка.

— Для начала нужно определить расположение листа.

— Рисование начинается с выполнения наброска карандашом (нажим на карандаш должен быть легким, прорисовываются только главные детали)

— Далее делим плоскость бумаги на две части (небо и земля). Линия, которая делит небо и землю называется линия горизонта.

— В рисунке пейзажа есть два закона: линейная перспектива и воздушная перспектива. Поэтому на переднем плане предметы нужно изображать крупно, а на заднем мелко – этот закон называется линейной перспективой.

— Чтобы пейзаж на листе не выглядел плоским, а передавал пространство и воздух — закон воздушной перспективы, по этому на переднем плане предметы прорисовываются четко, а на заднем более расплывчато.

— При рисовании используются более яркие и контрастные цвета на переднем плане.

— При рисовании заднего плана цвет становится более тусклым. Это достигается разбавлением краски водой – если это акварель или белилами – если это гуашь.

— Зная законы линейной и воздушной перспективы, можно приступать к выполнению пейзажа начиная с переднего плана потом заднего плана.

VII. Самостоятельная работа.

— Сегодня мы услышали музыку, стихотворения об осени, рассмотрели картины художников. Нам было радостно и немного грустно. Музыка, стихи и картины подарили нам эту радость и легкую, светлую грусть.

— А теперь попробуйте, как художники, нарисовать осень. Но не забудьте, что вы рисуете яркую золотую осень. Значит, нужно подобрать такие же звучные, чистые, насыщенные, яркие краски. (Дети приступают к работе под запись мелодии А. Вивальди «Времена года»).

VIII. Выставка работ, оценивание.

— Давайте сейчас посмотрим наши рисунки о золотой осени. Удалось ли нам рассказать о том, какая она нарядная? Полюбуемся, какие мы художники. Получилась ли у нас радостная, нарядная, золотая осень? (Обсуждаются рисунки детей.) Да, очень красивые краски вы подобрали, придумали интересные пейзажи — как настоящие художники! Молодцы!

IX. Итог урока. Рефлексия.

-Что интересного из сегодняшнего урока расскажите другу или родителям?

-Какое у вас сейчас настроение?

-Оцените свою работу на уроке смайликом.

План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 4 класс): технологическая карта урока в 4 классе изо «Осенние метаморфозы.Пейзаж.Композиция.»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1. Организационный этап

 

— Ребята, прежде чем мы начнём с вами нашу работу, давайте  возьмём друг друга за руки и закроем глазки. Оставим все свои тревоги за дверью, почувствуем, как тепло передаётся друг другу, подумаем о чём-нибудь хорошем и добром. А теперь передадим это чувство всем окружающим нас людям и пожелаем им всего самого хорошего в жизни. Откроем глазки. Садимся за парты. Проверьте себя: все ли готовы трудиться?

Оценивают свою готовность к уроку. Настраиваются  на урок.

Личностные УУД:

-способность к самооценке;

— положительное отношение к уроку.

Коммуникативные УУД:

— организовывать контакт с одноклассниками.

2. Введение в тему урока

   

О чем мы говорили с вами на прошлом уроке?  Мы говорили с вами о природе, о ее красоте и неповторимости.  Как называется жанр в искусстве, воспевающий красоту природы? (пейзаж).

-Сегодня  мы продолжим с вами разговор о красоте мира природы.

— Расскажите, какая осень и почему?(желтые и красные листья на деревьях, птицы улетают в теплые страны, летают паутинки, чаще идут дожди и др.)

— Вы сейчас сделали словесное описание осени.

— Вспомните, какие шаги учебной деятельности вы должны выполнить? (Самим понять, что мы не знаем, и сами должны открыть новое.)

                                               

— Начнём свою работу с повторения правил работы в парах.

У каждой пары на столе лежит карточка с заданием, в которой необходимо  соединить правильно  значения эти терминов   : пейзаж, русская пейзажная живопись,

композиция.

Демонстрация эталона правильного ответа задания.

-Сравним ваши ответы  с эталоном правильного ответа.У кого были ошибки? Кто выполнил всё правильно?

Рассуждают,  анализируют,

отвечают на вопросы учителя.

 См. Карточки

двух шагов.

См.Правила работы в парах

Работа в парах

Личностные УУД:

— положительное отношение к уроку;

— положительное отношение к познавательной деятельности;

Коммуникативные УУД:

— вступать в учебный диалог с учителем.

-участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

— слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения

3. Актуализация знаний.

— Ребята, как вы думаете, какая сегодня тема урока?

— (Осень)

— Правильно. За окном, какое время года? – поздняя осень.

— Как вы думаете, а какая цель нашего урока, каким будет  творческое задание?

— (Нарисовать осенний пейзаж)

— Рисуя  осенний пейзаж, мы будем учиться создавать образ осенней природы, передавать настроение, свое отношение к  увиденному с помощью красок, цвета.

     Нужен  ли нам этот урок? Что он  даст нам  для жизни? Давайте подумаем .

( этот урок поможет нам стать художественно грамотными; приблизит нас к миру природы, поможет понимать его, любить, беречь и охранять, научит изображению различных деревьев).

Рассуждают  об актуальности новых  умений и знаний.

Личностные УУД:

— желание приобретать новые знания, умения;

— положительное отношение к познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД:

— вступать в учебный диалог с учителем

-участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

— слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные УУД:

— делать  обобщения, выводы.

4. Первичное восприятие и усвоение нового  учебного материала

 Репродукция картин

1.Беседа по репродукции картин

— В русской пейзажной живописи есть произведения, значения которых в истории нашей культуры необычайно велико.

-Исаак Ильич Левитан « Золотая осень»

— — Какую орфограмму видите  в название этой картины?

(буквосочетание –оло-)

( Читаю:…В рощах желтый листопад,

                    Листья около березы

                     Золотым ковром лежат…»   Е.Головин

(Идет показ слайдов)

-Многие русские поэты воспевали красоту осеннего пейзажа .

— Какое настроение навевает этот пейзаж?

— (Радостное, торжественное, как будто парад красок идет.)

— Эту картину по праву можно было бы назвать «Энциклопедией русской осени»

Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж  невысоких берегов.

— Что мы видим слева?

— ( Березовую рощу)

— А справа?

— (лишь отдельные деревья)

— Наш взгляд движется как бы вслед за течением реки, вдали открываются осенние леса, а в просвете между ними на высоком пригорке изумрудно – зеленой полоской озими – деревья.

— Какое  небо?

— (Небо синее, ясное, покрытое легкими облаками.)

— Какой день?

— (Прохладный день рождает ощущение бодрости и покоя.)

Картина  В.Д.Поленов «Ранний снег».

— Что мы видим на репродукции?

— ( Поздняя осень)

— Какую орфограмму видите  в название этой картины?)удвоенная –нн-)

— Какие тучи?

— (Тучи темно–свинцовые закрывают холодное небо. И только красно-рыжий кустарник напоминает, что еще вчера здесь была осень. Желтеет припорошенная снегом Ока.

— Что видите на косогоре?

— (Черное, корявое дерево сиротливо торчит на косогоре.)

— Не случайно в народе говорят: « В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет».)

— Оба художника создали картины, в которых изображено огромное пространство, оба точно и поэтапно передали приметы осени.

— Вы можете сказать, что такое живопись?

— Посмотрите на эти репродукции и скажите , что играет главную роль?

— ( Цвет)

— Давайте, посмотрим эталон.

 Эталон.

Живопись — это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль.

Слушают учителя. Рассматривают репродукции художников.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассматривают   живописные и  декоративные произведения,  анализируют их. Получают удовольствие от созерцания  произведений искусства.

 Личностные УУД:

-положительное отношение к учению и познавательной деятельности;

-желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

— стремление к красоте.

Познавательные УУД

— слушать, извлекая нужную информацию

-понимать информацию, представленную в изобразительной форме;

—  осмысление и переработка полученной информации.

— делать  обобщения, выводы;  

— анализировать, сравнивать   изобразительные, художественные объекты;

Коммуникативные УУД:

— вступать в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

5. Динамическая пауза

Давайте немного отдохнем.

Держим кисточку вот так:       

Это трудно? Нет, пустяк!

Вправо-влево, вверх и вниз

Побежала наша кисть.

А потом, а потом,

Кисточка бежит кругом.

Закрутилась, как волчок.

За тычком идёт тычок!

-Прежде чем приступить к созданию пейзажа давайте вспомним , что такое  1  линейная перспектива?( чем предметы дальше, тем они изображаются меньше.)

2 воздушная перспектива?( на переднем плане четко просматриваются все элементы предмета. На дальнем плане детали не просматриваются.)

3 цветовая перспектива?( на переднем плане цвета яркие, насыщенные, чем дальше от нас, тем они тускнее.)

Выполняют физические  упражнения

Личностные УУД:

-стремление и готовность к поддержанию своего здоровья.

Коммуникативные УУД:

— совместная деятельность при выполнении физических упражнений в игровой форме.

6. Первичное закрепление изученного материала

7 .Усвоение   и закрепление нового учебного материала

в творческой практической деятельности

— Сейчас мы с вами будем создавать композицию на тему: «Золотая осень».  Работать будем без карандаша, акварелью и гуашью.

— Что понадобится нам на уроке?

— (Белая  бумага, кисть,   акварельные краски, салфетка, вода.)

— Для начала давайте напомним себе — Технику безопасности при работе с акварельными красками.

-Перейдем непосредственно к работе.

-Для создания образа осенней природы и для точной передачи настроения,  будет звучать  музыкальные произведения «Времена года» П.И. Чайковского,  Шопена «Осенний вальс»,  Моцарта «Волшебная осень».

                                   Итак,

Расположите лист бумаги горизонтально .

Работать будем без карандаша, акварелью и гуашью. Небо, земля – «по-сырому».

Рисуем линию горизонта светло-голубым,акварелью

Покрываем верхнюю часть неба тёмно-голубым.

Добавляем белую гуашь и закрашиваем оставшуюся часть неба до линии горизонта.

Рисуем воду, закрашивая фон светло-голубым, переходящим в тёмно-голубой.

Рисуем облака белой гуашью.

Землю рисуем небольшими мазками коричневым, светло-коричневым и жёлтым цветом.

На дальнем плане рисуем дерево

На фоне воды рисуем зеркальное отражение этого дерева

Таким же образом рисуем ещё несколько деревьев

Рисуем крону дерева яркими осенними цветами полусухой кистью методом тычка, а в отражении воды используем менее насыщенные оттенки.

По такому же принципу рисуем остальные деревья.

Можем дорисовать ёлочку и кустарники.

На переднем плане рисуем ствол сосны и ветви.

 Рисуем крону сосны зелёной краской горизонтальными мазками.

. Проведём горизонтальные полосы на фоне воды полусухой тонкой кистью белой гуашью. Рисуем рядом с сосной ещё пару деревьев.

 Полусухой кистью методом тычка рисуем кроны деревьев, опавшую листву небольшими мазками тех же цветов и травку.

Дорабатываем и создаем композицию «Золотая осень»

Учитель проводит целевой обход.

Осмысляют и перерабатывают полученную информацию. Отвечают на вопросы учителя

Узнают, как, в какой последовательности выполнить рисунок ;

Выполняют творческое задание согласно условиям,  повторяя за учителем все этапы построения.

Анализируют свою работу,  сравнивают с образцом. Вносят необходимые исправления и дополнения в рисунок.

Выражают в творческой работе свое отношение к природе.  

Познавательные УУД

—  осмысление и переработка полученной информации.

— умение работать с учебником.

— делать  обобщения, выводы;  

Коммуникативные УУД:

— вступать в учебный диалог с учителем.

-участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

— слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения

8 Рефлексия  

— Ребята, чтобы сегодня на уроке у вас получились такие замечательные работы, что нам пришлось повторить на уроке?

   

— Все потрудились отлично. Все ваши рисунки очень красивые.

— оцените свою работу с помощью палитры красок

— По вашим оценкам я вижу, что вы потрудились прекрасно. Спасибо всем за творчество! Урок  окончен.

 Участвуют в  оценке своей деятельности на уроке. Обсуждают творческие работы одноклассников.

Личностные УУД:

— положительно относиться к учению.

Регулятивные УУД:

— адекватно оценивать свои достижения.

Коммуникативные УУД:

— адекватно и справедливо оценивать   достижения сверстников, радоваться чужим успехам.

Конспект урока по ИЗО «Осенний пейзаж»

МБОУ СШ № 3

МБОУК ДОД «ДХШ им Б.Н. Бедина»

г.Выкса

Конспект интегрированного урока по изобразительному искусству:

« Осенний пейзаж»

Учитель: Никулина Оксана Александровна

Г. Выкса, 2014

Тема урока: « Осенний пейзаж»(2 ЧАСА)

Цель: нарисовать осенний пейзаж.

Задачи:

Образовательная:

• Закрепить умение отличать пейзаж от картин другого жанра.

• Закрепить умение создавать композицию.

Развивающая:

• Развивать умение выполнять рисунок пейзажа, используя законы линейной и воздушной перспективы, подбирать цветовую гамму, характерную для определенного этапа осени.

• Развивать кругозор, воображение.

Воспитательная:

• Воспитывать любовь к природе, эстетические чувства.

Оборудование урока: бумага, карандаш, ластик, краски акварельные, гуашевые,

кисти (широкие, узкие), баночка с водой, палитра, тряпочка.

Зрительный ряд: детские рисунки об осени, картины Левитана « Осенний день. Сокольники»,

« Золотая осень», « Поздняя осень»,карточки с изображением деревьев разных пород.

Звуковой ряд: аудиозапись «Времена года” П.И. Чайковского, Вивальди « Осень», стихи русских писателей об осени.

Организаторы : учителя природоведения, литературы, музыки, ИЗО…..при небольшой корректировке возможно проведение урока только учителем ИЗО.

Тип урока: интегрированный

Методы: словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый.

Форма работы: индивидуальная.

Результаты обучения:

Личностные: восхищаться красотой родной природы и творчеством художника

Левитана, осознать потребность в общении с природой, развивать духовную и эмоциональную сферы, развивать воображение, способность к созданию художественного образа.

Метапредметные: учиться слушать и слышать, смотреть и видеть, наблюдать, участвовать в диалоге, высказывать свое мнение, размышлять об изображении.

Предметные: развивать навыки работы карандашом и акварелью, умение создавать композицию

с применением законов линейной и воздушной перспективы.

1 ЧАС

План урока:

1.Организационный момент (1 мин).

2.Сообщение темы и цели урока. (1 мин).

3.Объяснение нового материала (20 мин).

4.Порядок выполнения работы.(2 мин)

5.Самостоятельная работа (15 мин).

6.Подведение итогов и оценка работ (1 мин).

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

2.Сообщение темы и цели урока.

3.Объяснение нового материала

Учитель: Ребята, какие жанры изобразительного искусства вы знаете? (Ученик: Натюрморт, пейзаж, портрет)

Учитель: Что изображают художники в пейзажах? (Ученик: Природу: деревья, лес,речку).

Учитель: Как называют художников, которые рисуют природу? (Ученик: Пейзажистами)

Учитель:

Осень. Ее рисуют художники, ее прославляют в своих произведениях музыканты ,ее описывают в стихах поэты.

Осенние дни рождают у нас разные настроения. Холодный и пасмурный день отзывается в душе тоской и печалью, а солнечный, теплый – рождает, светлую радость. Осень – самое выразительное время года! Так и хочется застыть в восторге от разноцветья осенних красок.

На доске представлены картины известного художника Левитана , которые отображают 3 этапа осени.

Учитель: Какие изменения происходят в природе осенью?( Ученик: С наступлением осени в природе происходит похолодание! Происходят изменения в неживой природе, связанные с погодой : облачность, осадки, температура становится ниже (даже заморозки ). Поэтому, люди надевают более тёплую одежду . Животные активно готовятся к зиме : накапливают жир, запасаются продуктами …Деревья меняют окраску листьев и сбрасывают их …Многие растения плодоносят. Насекомые прячутся, птицы улетают на юг.)

Учитель:

Листопад – замечательное явление природы, оправданное с биологической точки зрения. Опавшая листва дает деревьям возможность отдохнуть и подготовиться к длинной зимней спячке. Без листьев деревья потребляют меньше воды, меньше скапливают снега на своих голых ветках, а, значит, риск механических повреждений снижается. С листьями деревья сбрасывают всех вредных насекомых, которые погибнут в зимнее время года. Именно во время листопада наступает период бабьего лета. Последние максимально теплые температуры радуют умеренным солнцем. Поспевают поздние фрукты, которые наполняются сладостью и особым ароматом. Ночью уже чувствуется дыхание близких холодов, но днем очень красиво и умиротворенно.

Бабье лето длится недолго, начинаясь в 20-е числа сентября, оно заканчивается с наступлением следующего месяца, его сменяют первые серьезные признаки осенних ненастий. На землю опускается густой туман, липкий и молочный, наполняющий воздух прелой сыростью.

Для чего нужен деревьям листопад.

Листья — это легкие дерева. Без них невозможен фотосинтез — процесс, который является для растения и дыханием, и питанием одновременно. Лучше всего фотосинтез протекает, когда дереву достаточно света и тепла. Поэтому с первыми лучами весеннего солнца они начинает распускать юные клейкие листочки. Но в зимние холода листья становятся обузой. И первая причина, побуждающая дерево избавиться от пышной кроны — это недостаток влаги и холод. Зимой верхний слой почвы промерзает, и добывать из него воду становится невозможно. Листья испаряют очень большое количество влаги. Если бы растение не сбросило их в зимние холода, оно погибло бы от жажды. Еще один веский повод избавиться от листвы — зимние осадки. Бывает, даже без листьев снег и наледь, налипая на ветки, своей массой ломают дерево. А представьте, сколько такого груза скапливалось бы на листьях! Немногие деревья дожили бы до весны в целости и сохранности..Верным признаком того, что листопад скоро начнется, является пожелтение или покраснение листвы. Это происходит оттого, что от недостатка дневного света не успевает восстанавливаться хлорофилл — вещество, участвующее в процессе фотосинтеза и окрашивающее лист в зеленый цвет. Его постепенно замещают другие вещества, отчего лист и меняет окраску. С понижением температур приходит холодный фронт, который приносит холодную воздушную массу. Ветра меняют свои направления и усиливаются, принося с собой осадки и непогоду. Если это происходит постепенно, то осень получается слякотная, затяжная. Кучево-дождевые облака несут с собой большое количество осадков. Если смена климатов происходит резко, то нередко можно увидеть еще в начале осени дожди со снегом, сильные ветра, появление различных холодных циклонов. Ближе к декабрю температура воздуха падает до низких отрицательных отметок, которые уже сковывают водную поверхность первой коркой льда. Лед еще не совсем крепкий, поэтому вода несет его вниз по течению, образуя осенний ледоход. В середине осени землю покрывает гололед, он образуется только при условии легкого мороза, который не дает дождю превращаться в снег. Воздух уже холодный, но земля еще не настолько остыла, чтобы все вокруг покрылось белым покрывалом снега – первого предвестника сильного мороза. Так природа подготавливает переход к зиме, долгой и затяжной, снежной и холодной. Морозное дыхание уже чувствуется в холодных ночах, а ненастье и слякоть перестраивают вокруг все живое, вводят его в спячку, помогающую справиться с приближающимися холодами.

Учитель:

Взгляните на картину Левитана « Осенний день. Сокольники»

Осенний ненастный, но тихий и задумчивый день. Высоко подняли в небо вершины большие сосны, и рядом с ними по бокам аллеи стоят маленькие, недавно посаженные клены в золотом осеннем уборе. Далеко вглубь уходит, слегка загибаясь, аллея. А прямо на нас, в обратном направлении, медленно движется задумчивая женская фигура в темном платье. Левитан стремится передать влажность воздуха ненастного осеннего дня: даль тает в дымке, воздух ощущается и в небе, и в голубоватых тонах внизу, под большими деревьями, и в смазанности очертаний стволов и крон деревьев. Общая приглушенная цветовая гамма картины строится на сочетании мягкой темной зелени сосен с серым небом, голубизной тонов внизу под ними и в контрасте с теплым желтым цветом кленов и их опавших листьев на дорожке. Воздушность играет важнейшую роль в передаче состояния и эмоциональной выразительности пейзажа, его осенней сырости и тишины. Противопоставление громадности пространства неба и высоты сосен сравнительно маленькой фигурке делает ее такой одинокой в этой пустынности парка.

Период ранней осени изображает художник на своей работе. Еще много в природе зеленых красок..кое-где лишь желтые оттенки.

hello_html_691d5378.png

« Осенний день . Сокольники»

Учитель:

«Золотая осень»

Роща пылает кострами берез. Золотыми россыпями светится земля. Плавно несет свои холодные воды – голубая река, в которой отражаются: прозрачная голубизна неба, желтые и рыжие обрывистые берега, красноватые ветки и багряные листья кустарников. Мы видим березки, густо усыпанные желтыми листьями, осинки, с которых уже слетела листва. .Красавица – березка одиноко стоит на берегу реки. Осенний воздух свеж и прозрачен. Левитановская осень – праздник золота и синевы. Радостный праздник красоты. И немного грустный: ведь эта красота – прощальная. Скоро зима. Осень на картине передает печаль прощальных дней, печаль падающих листьев, пожухлых трав, предзимнего солнца, слабо пригревающего землю.

Художник находит чистые, звонкие тона для медных крон берез, тусклые, приглушенные для зелени трав, холодные, иссиня-фиолетовые для неподвижной поверхности воды с ясными отражениями берегов в ней. Он уводит взгляд зрителя далеко в глубину картины, вслед за исчезающим среди полей ручьем. Рисуя тонкие и стройные стволы берез, он создает тот едва уловимый лирический мотив, который заставляет ощутить поэзию русской природы. Поэтому Левитана называли «певцом русской природы»

hello_html_m67d2706.png«Золотая осень»

Учитель:

«Поздняя осень»

Очередной потрясающий пейзаж Левитана «Поздняя осень». Эта пора – одно из любимейших его времен года. Конечно, невозможно не воспеть красоту осени с ее буйством красок увядающей природы. Природа изображена без излишнего лоска именно такой, какой она представляется зрителю в реальности. Сумерки. На небе сгустились тучи. Возможно, идет дождь. Скорее всего, дождь идет уже не одну неделю – не переднем плане уже успела образоваться достаточно большая лужица. В лужице плавают желтые листья, словно кораблики, подобные тем, что спускает по первым весенним ручейкам малышня. Поля убраны, поодаль можно наблюдать стог сена.Весь пейзаж в напряжении и ожидании. Еще немного и наступит зима. Природа уже готова к «смерти», вслед за которой, несомненно, наступит возрождение. С берез уже облетели листья – они стоят совсем голые, кажется, что им холодно, и потеснее прижались друг к другу. Лес в ожидании: в ожидании холодов, заморозков, первого снега. Еще немного и эта еще довольно цветная картинка сменится однообразной белой заснеженной равниной.На заднем плане вечнозеленые ели и пожелтевшие листья других деревьев. Вся трава уже давным-давно желтая и пожухлая. Небо совсем пасмурное и беспросветное.Поздняя осень в картине художника.

hello_html_m40999a90.png

«Поздняя осень»

Учитель:

Я хочу зачитать вам стихи поэтов об осени. Попробуйте найти соответствие между стихотворением и картиной.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой… (И. Бунин) ……..( Ученик: « Золотая осень»)

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес.

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет темный лес.

На ручей, рябой и пестрый,

За листком летит листок,

И струей, сухой и острой;

Набегает холодок.( Н.Некрасов)………… (Ученик: « Поздняя осень»)

Облака кружатся,

Собираясь в стаи,

Вдаль бежит дорога,

Мокрая. Пустая,

И желтеют листья

В сумрачной аллее.

Небо всё темнее,

А она – светлее ( И. Цехович )……( Ученик: « Ранняя осень»)

Все художники изображали свои картины, передавая законы линейной перспективы .

Учитель: Что такое перспектива?( Ученик: Перспектива – это система отображения на плоскости глубины пространства.)

Какие законы линейной перспективы вы знаете?

(Ученик:

1 Параллельные линии, удаляющиеся от наблюдателя вдаль, сближаются и сходятся в одной точке на линии горизонта (вспомним дорогу или рельсы, уходящие вдаль)

2.Одинаковые предметы и объекты при удалении от наблюдателя кажутся меньше размером и сходятся в одной точке на линии горизонта (вспомним столбы вдоль дороги)

3. Ближние предметы видим четко , а дальние обобщенно.

4. Ближний предмет рисуется на листе ниже, а дальний выше.)

Рассмотрим правила линейной перспективы на примере картины « Золотая осень»

Как расположена линия горизонта?

Глубокая перспектива или близкая?

Перечислите законы линейной песпективы.

(Ученик: Линия горизонта чуть выше середины листа. З плана. Глубокая перспектива. Ближние деревья крупнее, дальние меньше. Река на переднем плане шире, на дальнем уже. Ближние деревья находятся на листе ниже и видны четко, дальние выше и видны обобщенно)

4. Порядок выполнения работы.

  • Обдумать сюжет.

  • Провести линию горизонта.

  • Наметить предметы на листе общими линиями.

  • Прорисовать, начиная с главного предмета с переднего плана. В работе соблюдать правила перспективы, соразмерность предметов, передавать характерные особенности разных пород деревьев .

  • Уточнить детали, проверить рисунок.

5.Самостоятельная работа.

Во время самостоятельной работы звучит музыка Чайковского

« Времена года»

Охота.

Осенняя песня.

На тройке.

Эти композиции отображают 3 осенних месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Учитель:

Первые дни осени приносят с собой возможность предаваться любимой забаве, как господ, так и простолюдинов – охоте. Чайковский начинает пьесу с громких аккордов – зова охотничьих рожков. Быстрое аллегро в середине пьесы имитирует погоню и взмыленных лошадей, нетерпеливых всадников, наклонившихся в седле.Страсть сентябрьской охоты разгорается от радости поймать добычу и заготовить на зиму припасы. Небывалый азарт только успевает захватить слушателей, как лирическая мелодия рисует в воображении крадущихся по следу зайца гончих, веселую и шумную погоню и финал – ловлю беглеца и конец охоты.

Звучит музыка Чайковского «Осенняя песня»

Учитель:

« Осенняя песня»

По ветру летят желтые листья, осыпающиеся с деревьев в саду. Слышится стук спелых яблок, падающих на крышу, грустный шелест листвы и печаль увядающей природы передают тихие аккорды, вот в середине пьесы легкие трели напоминают о теплых лучиках солнца, проскальзывающих в сад и освещающих золото убранства деревьев.Трепетное чувство, охватывающее душу, дарит последнюю надежду на тепло, а затем природа вздыхает, темп замирает и затихает. Лирическая зарисовка пьесы очень душевна, она дает насладиться запахом костра и прозрачным осенним воздухом со свежестью первых, вечерних заморозков.

Учитель:

«На тройке»

Чайковский пьесу «ноября» посвятил исконно русскому сюжету – быстрой езде на тройке лошадей, радости первому снегу и пока ещё не колючему ветру, овевающему щеки. Морозы уже бодрят, но солнце светит ярко, и снег блестит по копытами мчащихся коней.Зимний пейзаж прекрасен, его подчеркивает аллюр – темп, взятый в середине произведения, а грустные отголоски высоких и тонких нот сменяются приближением звука колокольчика, протяжной песней ямщика – мелодией, затихающей вдали.

6.Подведение итогов и оценка работ

В конце урока проводится анализ лучших работ. Важно, чтобы дети сами смогли акцентировать внимание на лучших моментах.

Тема урока: « Осенний пейзаж»(2 ЧАСА)

2 ЧАС

План урока:

1.Организационный момент (1 мин).

2.Сообщение темы и цели урока. (1 мин).

3.Объяснение нового материала (15 мин).

4.Порядок выполнения работы.(2 мин)

5.Самостоятельная работа (20 мин).

6.Подведение итогов и оценка работ (1 мин).

ХОД УРОКА

1.Организационный момент .

Учитель:

Осень наступила ,

Высохли цветы

И глядят уныло голые кусты.

Вянет и желтеет травка на лугах

Только зеленеет озимь на полях …

2.Сообщение темы и цели урока.

Учитель:

Сегодня мы продолжаем работать по теме « Осенний пейзаж» Выполняем работу в цвете, передавая красками определенный этап осени.

3.Объяснение нового материала.

Учитель:

С каким художником вы познакомились на прошлом уроке?

С какими картинами Левитана познакомились?

К картинам какого жанра относятся его работы?

Что такое пейзаж?

Как художник цветом передает разные этапы осени в своих картинах?

(Ученик: « Сокольники»

Бледное небо, серые оттенки, наличие зеленых красок в работе, небольшое количество желтых.

« Золотая осень»

(Ученик: Бледно- голубое н ебо, зеленая с цветом охры трава, желтые, бордовые , оранжевее оттенки на поверхности деревьев. Сизый цвет воды.)

« Поздняя осень»

(Ученик: Мрачное небо. Оттенки синие, фиолетовые, черные с белилами. Трава грязная : коричневые, зеленые и оттенки охры. Деревья темно зеленые, темно коричневые, сине –коричневые)

Учитель:

Что такое воздушная перспектива?( Воздушной перспективой называют кажущиеся изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства)

Учитель:

Воздух – прозрачная среда. Но прозрачность его постоянно меняется из — за мельчайших частиц пыли и влаги, в нем содержащихся. Обволакивая предмет, воздух меняет его внешний вид. Загрязненность и замутненность воздуха не только смягчает границы удаленных предметов, она изменяет светлоту их поверхности. Как бы чист и прозрачен не был воздух, он содержит мутные частицы. Они изменяют не только яркость, но и цвет удаленных поверхностей.

Учитель:

При малой концентрации частиц дымка придает удаленным предметам фиолетовый оттенок.С увеличением толщи воздуха и частиц, в нем содержащихся, в воздухе происходит рассеивание не только фиолетовых, но и других лучей – синих и голубых.Воздушная синяя и голубая дымка окутывая дальние предметы, придает им синие и голубые оттенки.

При изображении пейзажа необходимо соблюдать законы воздушной перспективы.

Назовите законы воздушной перспективы, известные вам?

(Ученик:

1: Удаленные от наблюдателя объекты выглядят голубыми, синими, фиолетовыми или беловатыми в зависимости от плотности воздуха между наблюдателем и объектом.

2: Светлые объекты вдали темнеют, а темные — светлеют.

3: Ближние предметы изображаются объемно и разными цветами, дальние — плоско и одинаковыми по тону.

4: Ближние предметы изображаются в деталях, а дальние — обобщенно.

5: Контуры ближних объектов нужно делать резкими, а дальних — мягкими.)

Рассмотреть законы воздушной перспективы на примере картин Левитана.

4.Порядок выполнения работы в цвете

  • Определить этап осени и цветовые характеристики предметов.

  • Покрыть небо толстой кисточкой крупными мазками.

  • Покрыть плоскость земли. Ближе к линии горизонта рисовать траву более светлыми красками.

  • Прописать задний, средний и ближний план последовательно, применяя законы воздушной перспективы. Необходимо помнить об освещении и градациях светотени.

  • Прорисовать более четко предметы на переднем плане: стволы деревьев

.

5.Самостоятельная работа

Во время работы звучит композиция Вивальди « Осень».

Концерт №3 фа мажор «Осень»

Учитель:

Сонет Вивальди рассказывает о том, что пока одни крестьяне спят, устав от веселья и крепкого вина, остальные завершают свою радость от праздника охотой. Они находят в бору след зверя, спускают на беглеца свору гончих, трубят и настигают слабеющее животное. Это символизирует в какой-то степени и саму осень, когда яркие краски природы увядают, начинается листопад и природа затихает, готовится к зимней спячке.

Принцип построения музыкальной мелодии в первой части, в которой преобладает темп Allegro, где пассажи скрипки соединяются с басами, повторяются, звуки летят весело, легко и восторженно и постепенно стихают. Вторая часть этого концерта – тихие и безмятежные напевы темпа Adagio, в котором главным организующим фактором становится гармония. Спокойствие и некоторое оцепенение вызывает унисон виолончели, органа и контрабаса, аккорды отделены друг от друга, амплитуда звучания медленно раскачивается, уходит вниз и замирает.Третья часть концерта – поздняя осень с трублением охотничьих рожков и гоном зверя. Быстрый ритм Allegro выражен танцевальным жанром, рисующими четкую картину – скачка на конях, погоня и логическое завершение охоты, когда басовые голоса продолжают звучание скрипок, скандируют ритм и выдерживают паузу, создавая впечатление остановки мелодии.

6.Подведение итогов и оценка работ

Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО, 4 класс) на тему: Презентация к уроку изобразительного искусства «Золотая осень»

Слайд 1

ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ Презентация к уроку изобразительного искусства 4 класс МАОУ СОШ № 56 г. Калининград Учитель: Андрюкова Светлана Алексеевна

Слайд 2

Цель урока: Формирование художественно-творческой активности личности, воспитание интереса к предмету, знакомство учащихся с творчеством российских художников.. Задачи: Личностные : Формирование основ экологической культуры Развивать эстетическое сознание через освоение творческой деятельности эстетического характера Метапредметные : Формировать умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности Развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации Формирование и развитие экологического мышления и умения применять его в социальной практике Предметные : Содействовать развитию эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать своё отношение художественными средствами Упражнять обучающихся в использовании средств художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности,

Слайд 3

пейзаж Пейза́ж ( фр. Paysage , от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. Современные представления о пейзаже сформировались на протяжении столетий с развитием художественных приёмов для его изображения. В пейзажном произведении особое значение придаётся построению перспективы и композиции вида, передаче состояния атмосферы, воздушной и световой среды, их изменчивости.

Слайд 4

И. И. Левитан «Золотая осень» Картина была написана осенью 1895 года — в то время, когда Левитан жил в усадьбе Турчаниновых «Горка», расположенной в полутора километрах от деревни Островно Тверской губернии.

Слайд 5

Левитан любил рисовать осенние пейзажи — у него было более сотни картин, связанных с этим временем года. Среди них картина «Золотая осень» является одним из самых известных произведений художника. На ней изображена небольшая речка, окружённая деревьями, покрытыми жёлтой и красной осенней листвой. Вдали видны деревенские домики, поля, а далее, на горизонте — осенний лес, окрашенный в оттенки жёлтого цвета. Яркие, мажорные, оптимистические цвета этой картины не являются характерными для творчества Левитана — обычно он использовал более мягкие и нежные тона

Слайд 6

И.И. Левитан. Осенний день. Сокольники. «Осенний день. Сокольники » — это единственный пейзаж Левитана , на котором присутствует фигура человека, причём фигура прогуливающейся по парку женщины была написана не самим художником , а его другом по Училищу живописи братом известного писателя Николаем Павловичем Чеховым . На этой картине хорошо прослеживаются законы перспективы в рисунке.

Слайд 7

В. Поленов «Золотая осень» « Золота́я о́сень » — картина русского художника Василия Поленова (1844—1927), написанная в 1893 году. Наступила пора золотой осени. Нам открывается красивый вид, великолепный пейзаж. Река совершает поворот, лес вдоль берега покрыт осенней позолотой. Облака в небе еще кучевые и белоснежные, а погода дарит тепло уходящих деньков бабьего лета.

Слайд 8

Остроухов «Золотая осень» Картина «Золотая осень» была написана Ильёй Остроуховым в 1886 году. В тот период Остроухов проводил много времени в усадьбе Абрамцево , владельцем которой был Савва Мамонтов . По-видимому, сюжет картины связан с видами, которые художник наблюдал в приусадебном парке.

Слайд 9

Красота осенних красок в фотографии. Осень в городе

Слайд 10

Осень в лесу

Слайд 11

Осень в парке

Слайд 12

Осень в парке

Слайд 13

Осень в парке

Слайд 14

КОМПОЗИЦИЯ Композиция — важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объёмов, света и тени, пятен цвета и т. п.

Слайд 15

Перспекти́ва — техника изображения пространственных объектов на какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре. Другими словами, это: Изобразительное искажение пропорций и формы реальных тел при их визуальном восприятии. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися в точку на горизонте. Способ изображения объемных тел, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве. Прямая линейная перспектива – это вид перспективы, рассчитанный на неподвижную точку зрения и предполагающий единую точку схода на линии горизонта (предметы уменьшаются пропорционально по мере удаления их от переднего плана).

Слайд 16

Пейзаж в ГРАФИКе

Слайд 17

Подведём итоги Что такое пейзаж? Какие приёмы живописи применяются для изображения пейзажа? Назовите знаменитых художников пейзажистов.

Слайд 18

Используемые ресурсы Википедия https ://ru. wikipedia .org/ Фото danlik.ru , dljmamnn.ru

Leave a Reply