Разное

Опыты с шишками: Эксперимент с сосновыми шишками :))) – Опыты и эксперименты (старшая группа): Экспериментирование в старшей группе

Опыты и эксперименты (старшая группа): Экспериментирование в старшей группе

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей

Экспериментирование в старшем дошкольном возрасте с шишками.

Цель: узнать, почему открываются и закрываются сосновые шишки.

Задачи: 

1.Учить проводить несложные опыты. Установить опытным путем, почему закрываются и открываются сосновые шишки. Упражнять в практических действиях с предметами для исследований.

2. Развивать наблюдательность, мышление, речевую активность детей.

3. Воспитывать интерес к живой и неживой природе

Материал: емкости с горячей и холодной водой, закрытые и открытые сосновые шишки, «Книга экспериментов» (альбом для записи наблюдения).

Объект исследования: сосновая шишка.

Предварительная работа: Наблюдение в природе. Беседа.

(Хвойный воздух очень полезен всем без исключения, особенно тем, у кого проблема с дыхательными путями. За территорией детского сада растут много красивые сосен. Оказывается, аромат сосны очищает, обеззараживает воздух в жилых помещениях. Мы рассмотрели сосновую шишку и увидели, что она округлой формы, покрытая чешуйками. Вместе с ребятами мы взяли несколько сосновых шишек в группу)

Ход:

 — Ребята, помните, когда мы ходили к сосновым деревьям, мы собрали несколько шишек и принесли их в группу. Как вы думаете, можно ли эти раскрытые шишки снова закрыть? Сможем ли мы это сделать сами? Тогда я вас приглашаю в лабораторию, чтобы провести опыты с шишками. Проходите, надевайте фартуки, присаживайтесь.

Чтобы у нас все получилось, нужно соблюдать правила:

* внимательно слушать воспитателя,

* не разговаривать громко, чтобы не мешать друг другу,

* не забывать после каждого опыта сделать вывод.

— Посмотрите, у меня есть два таза: в одном налита холодная вода, а в другом горячая. Как вы думаете, что произойдет с раскрытой шишкой, если ее поместить в холодную воду? Давайте посмотрим. Опускайте свои шишки в синий таз. (Дети опускают шишки в таз и наблюдают за изменениями шишек, высказывают свои предположения, дают оценку эксперименту).

— Вы действительно правы, в холодной воде чешуйки шишек медленно соединяются и шишки закрываются. Давайте зарисуем это в нашей книге экспериментов.

— А если мы опустим вот такую шишку в теплую воду, как вы думаете, что с ней произойдет? Давайте проверим (дети опускают шишки в таз с горячей водой и наблюдают)  Если опустить закрытую шишку в горячую воду, то она будет постепенно раскрываться. Давайте это тоже зарисуем.

— Давайте посмотрим, что произойдет с нашими раскрытыми шишками, если мы их опустим одновременно в воду: одну в холодную, а другую – в теплую. (Дети совместно с воспитателем проводят эксперимент)

— Воспитатель вместе с детьми формирует вывод: температура воды может на скорость открывания и закрывания сосновой шишки. Шишка, которая находилась в ведре с теплой водой, закрылась быстрее. После проведенных экспериментов, дети приходят к выводу, что скорость закрывания шишки зависит от температуры воды, чем температура выше, тем быстрее закрывается шишка. (Все результаты дети зарисовывают в книге экспериментов)

— Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы, и узнавать много нового.

Результат:  Дети отметили полученные знания в «Книге экспериментов»  — появилась новая запись (о зависимости скорости открывания и закрывания сосновой шишки от температуры воды)

8 осенних экспериментов для детей

Думаете, осенние прогулки грустны и монотонны? Готовы поспорить, что нет. А главное, осенью открывается возможность провести интересные научные и творческие эксперименты. Попробуем вместе?

Яблочная гравитация

8 осенних экспериментов для детей - 1

Поиграйте в маленьких Ньютонов. Сезон яблок – лучшее для этого время.

Вам понадобится:
  • Яблоки разных размеров
  • Пластиковые водосточные трубы
  • Лестницы, стол или стулья для создания различных возвышений
Тут даже описывать почти нечего. Просто спускайте яблоки по желобам и смотрите, как они скатываются вниз. Самое интересное – это изменять углы наклона и определять, при каком из них яблоки катятся вниз быстрее всего, а при каком – медленнее. Пусть дети подумают сами!
http://littlebinsforlittlehands.com/preschool-physics-apple-gravity-experiment-science-play/ 

Гигрометр из шишки

8 осенних экспериментов для детей - 2

Дождливая осенняя нашептала нам, что из всего одного предмета, валяющегося под ногами, можно создать удивительный прибор для прогнозирования погоды.
Вам понадобится:
  • Сосновая шишка
  • Синельная проволока
Наша фото-инструкция подробно описывает процесс изготовления гигрометра, все очень просто. Смысл в том, что сосновые шишки открываются и закрываются в зависимости от влажности, чтобы помочь рассеивать семена только. Когда сухо. Когда же повышается влажность, шишка закрывается, чтобы семена не выселись близко от родительской особи.
Для изготовления гигрометра привяжите к одной из крупных чешуек шишки проволоку и сделайте из нее стрелку. Сделайте наклейки с надписью сухо/ влажно и поставьте шишку в воду (предварительно запомнив, куда указывает стрелка в сухом состоянии).  Буквально через некоторое время чешуйки шишки раскроются, а стрелка отклонится, показывая, что влажность воздуха изменилась. Ну не чудеса ли?
http://www.tavika.ru/2015/06/gigrometr.html 

Тыква, выросшая в тыкве

8 осенних экспериментов для детей - 3

Необычный эксперимент, наглядно показывающий круговорот всего живого в природе. Нужно просто разрезать маленькую тыкву и убедиться, что там есть семена. Теперь наполните тыкву землей (доверьте этот этап детям) и поливайте ежедневно. Где-то примерно через неделю семена должны проклюнуться. Росток тыквы внутри старой тыквы – настоящий круговорот жизни в природе. И это завораживает не только детей, но и взрослых! Теперь главное придумать. Что делать с молодым ростком!
http://lifewithmoorebabies.blogspot.ru/2013/04/growing-pumpkins-in-pumpkins.html   

Дыхание листьев

8 осенних экспериментов для детей - 4

Вам понадобится:

  • Миска с водой
  • Листья
Этот эксперимент интересен по двум причинам. Во-первых, дети не всегда думают о растениях и деревьев, как о «живых» существах. А, во-вторых, это способ реально увидеть то, что обычно скрыто от глаз. Налейте в миску теплую воду. Лучше чтобы миска была прозрачной. Сорвите с дерева листок (не подбирайте с земли!). Поместите лист в миску и придавите его небольшим камнем, чтобы он был полностью погружен под воду. Затем поместите миску на солнце. Теперь самое сложное для ребенка — подождать несколько часов. Поэтому начните его перед прогулкой, а завершите после нее. Заглянув в миску через несколько часов, вы сможете увидеть небольшие пузырьки, которые образуются вокруг листа и краев чаши. Внимание, вопрос детям: что произойдет, если они нырнут под воду и начнут дышать там. Правильно – пойдут пузыри! С листьями происходит нечто подобное. В процессе фотосинтеза лист выделяет кислород, который можно увидеть в виде пузырьков в воде.
http://www.kcedventures.com/blog/how-do-leaves-breathe-a-simple-science-experiment-for-kids 

Рисование по листьям

8 осенних экспериментов для детей - 5

Это не эксперимент, а творческое занятие. Но уж очень интересное.   Вам понадобится: 
  • Пергамент/ вощеная бумага
  • Калька 
  • Алюминиевая фольга
  • Мелки
  • Масляная пастель
  • Цветные карандаши
  • Несколько крупных листьев
Творчество заключается в том, чтобы подложить лист под разные типы бумаги – фольгу, вощеную, кальку – и заштриховать сверху, проявляя узор листа. Вощеная бумага имеет глянцевую поверхность, и масляная пастель на ней выглядит очень эффектно, немного акварельно, по-осеннему. С калькой нужно быть аккуратнее, тщательно регулировать нажим карандаша. А на фольге получается объемный рисунок. В общем, для маленького ребенка такое занятие – целый ворох открытий!
http://www.kcedventures.com/blog/art-and-science-of-leaf-rubbings-nature-activity 

Охотники за деревьями

8 осенних экспериментов для детей - 6

Простая идея для прогулок – поиски деревьев по листьям. Все, что вам нужно сделать, — это заранее собрать листья с разных деревьев. Перед прогулкой выдайте десяток разных листков и попросите ребенка найти все 10 деревьев, на которых они растут. Просто и увлекательно. В конце можете выдать малышу подарок за находчивость.
http://amomwithalessonplan.com/outside-fall-activity/ 

 

Осень на ощупь

8 осенних экспериментов для детей - 7

Сенсорные коробки и игры – актуальны в любом возрасте (ну, до школы точно), а идей по их наполнению и не сосчитать. Соберите на прогулке желуди, сосновые шишки, яблоки, разные листья, добавьте к ним домашние вещи, перемешайте и положите в мешок.  Вариант для дошкольника: наденьте ребенку повязку на глаза и попросите его угадать предмет на ощупь. Пусть сравнит потом свой вариант с оригиналом. Очень полезное занятие, честно-честно.
Вариант для годовасика: пусть просто вытаскивает предметы из мешка и ощупывает их. А вы называйте такие слова, как шершавый, колючий, гладкий, бархатистый. Это формирует словарный запас и обогащает тактильный опыт.
http://www.pleasantestthing.com/fall-guess-bags-focus-on-touch   

Занимательная хроматография

8 осенних экспериментов для детей - 8

Смена цвета листьев осенью – волшебство не только для детей, но часто и для взрослых. С помощью простой активности, вы с ребенком сможете разложить каждый найденный осенний лис по цветам. Поехали?  Вам понадобится:

  • Банки (столько, сколько листьев)
  • Ступки и пестик (или ложка) для растирания листьев
  • Медицинский спирт
  • Фильтры от кофе (идеальная для впитывания поверхность)
  • Листья
Возьмите несколько листьев, которые уже поменяли цвет, и несколько еще зеленых листьев. Начните с зеленого. Разорвите листок и положите его в ступку. Растирайте, пока не выдавится сок. Затем переместите месиво в банку. Повторите со всеми листьями всех цветов. Не забудьте надписать банки, чтобы не забыть, в какой из них находится тот или иной лист. Теперь самая пахнущая часть эксперимента! Возьмите пару медицинского спирта и налейте в каждую банку с листьями. Потом надо аккуратно нагреть спирт с помощью водяной бани. Можно и не нагревать, но тогда нужно будет подождать ночь или даже сутки. Если вы нагрели спирт, то уже через 30 минут увидите, как пигменты листа окрашивают спирт. Нарежьте полоски фильтра и поместите один его конец в банку, а другой свесьте через край. Через час-два вы уже увидите, как пигменты впитались в фильтр. Разглядывать их – особое удовольствие. Например, если у вас был разноцветный лист, то пигменты расслоятся на фильтре, как радуга. Кстати, очень интересно, что пигменты разных цветов впитываются с разной скоростью. Так, зеленый пигмент оказался менее растворим, чем желтовато-зеленый, поэтому он впитывался и двигался по бумаге медленнее.
 http://www.playdoughtoplato.com/leaf-chromatography/

Исследовательская работа воспитанников «В саду растили ёлочку»

Отдел образования, спорта и туризма Житковичского райисполкома

ГУО «Брониславский детский сад-базовая школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

 

«В САДУ РОДИЛАСЬ ЁЛОЧКА»

 

 

 

 

 

 

                                                                            Выполнили:

                                                                            воспитанники детского сада

                                                                            Таболич Алексей

                                                                            Деменчук Валерия

                                                                            Раковец Ксения

                                                                            Руководители: воспитатели

                                                                                 Рогалевич Татьяна Ивановна

                                                                            Савич Жанна Викторовна

                            

                                                  Бронислав, 2016

Содержание:

  1. Введение……………………………………………………………..3-4
  2. Глава 1. Как вырастить ёлку………………………………………5
  3. Глава 2. Проведение экспериментов………………………………6-8
  4. Заключение…………………………………………………………..9
  5. Литература…………………………………………………………..10
  6. Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

 

   Наша школа находится в деревне Бронислав. «Только не совсем в деревне»,- скажут те, кто впервые побывал у нас. «Вас ещё нужно поискать», — говорят приезжие. И вправду, школа находится в стороне от основной улицы, на отшибе. «Как в сказке!», — слышим мы. И соглашаемся. Действительно, школа окружена берёзовой рощей с одной стороны, болотцем – с другой, весёлые квакушки развлекаются в пруду на въезде. Но есть еще четвертая сторона, а там – лес, как в сказке.  Высокие сосны и ели приветливо машут пушистыми лапками.

   На одной из прогулок мы с воспитательницей Татьяной Ивановной увидели много шишек под одной из ёлок. «Давайте посадим шишку, и вырастет ёлка!» — обрадовались мы. Но, оказывается, всё не так просто. «Не растут ёлки из шишек, это не картошка», — ответила нам Татьяна Ивановна. — Да и секрет здесь. А какой — узнаете, если постараетесь». Тогда мы  решили узнать, откуда берутся ёлки, как они растут, отчего такие колючие иголки у них, что такое шишки и что из них можно сделать. А ещё мы захотели иметь таких красавиц у нас в саду, но не только на Новый год, а навсегда. Ведь вокруг школы уже растут ёлочки, посаженные выпускниками. И мы не хуже, будет и о нас память. Сказано – сделано. Узнаем, изучим, вырастим. Вот так появилась идея нашего исследования «В саду родилась ёлочка».

 

 

Цель работы:

— выращивание ёлочки из семян.

 

Задачи:

-наблюдать за развитием шишек;

-определить способность шишек сохранять свои семена в неблагоприятных условиях;

-добыть семена из шишек и вырастить ёлку;

-привлечь внимание общественности к проблеме сохранения ёлок.

 

Объект исследования: еловые шишки.

 

Методы исследования:

-наблюдение в природе;

-эксперимент;

-практические методы.

 

Гипотеза: из семян ёлочки можно вырастить ель.

 

 

 

Актуальность:

  Наш климат становится более мягким: лето очень жаркое, а зима тёплая, что  плохо сказывается на еловом лесу. Ведь, чтобы семена ёлочки взошли, они должны созреть, а затем обязательно перемёрзнуть под снегом около 2-х месяцев. Погодные условия на современном этапе этого сделать не позволяют: то снега нет, то мороза нет.  Тогда мы решили вырастить ёлочку в комнатных условиях в кадке, а затем пересадить на улицу. Это поможет увеличить популяцию ёлок, воспитывать у детей доброту, бережное отношение к окружающему миру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Как вырастить ёлку

 

 

   Из бесед с воспитательницей мы узнали, что есть несколько способов вырастить ёлочку в домашних условиях: вырастить из семян, посадить саженец, из веточки и пересадить из леса.

   Для того, чтобы вырастить ёлочку из семян, необходимо, чтобы семена были созревшими, иначе  ничего не получится. Шишки нужно заготовить  поздней осенью, чтобы не ошибиться.

   Сразу нужно замочить семена в слабом растворе марганцовки на полчаса, обсушить и отправить на стратификацию (замораживание) в холодильник, на 2-3 месяца. В конце апреля можно приступать к посеву. Семена для скорого набухания замачивают в тёплой воде на сутки и высевают в специальный парник (можно использовать ящик). Лучшая почва для посадки из елового леса. Семена не закапывают в землю, а раскладывают и присыпают сверху примерно на 1 см. 

   Посадка саженца —  самый лёгкий и быстрый способ получить хорошее  дерево. Но есть один недостаток — саженцы стоят дорого, поэтому не каждому по карману. 

   Выращивание ёлки из веточки – третий способ. Веточки берут с верхушки молодой ели. С нижней  части веточки убирают все иголочки (5-6 см) и на полчаса погружают в розовый раствор марганцовки. Саженцы заглубляют на 5-6 см и хорошо укрывают. Полив и опрыскивание проводят несколько раз в день. После появления корней полив обычно уменьшают и затенение оставляют только в дневные часы. Молодые посадки нужно доращивать 3-4 года, только потом переносить на постоянное место.

   Пересадка ёлки из леса.   Плюс этого способа в том, что можно выбрать деревце 3-4 лет. Минус — ели плохо переносят пересадку. При выкапывании нужно постараться не повредить корень, он у ёлки стержневой и уходит довольно глубоко в землю. И ещё нужно сохранить как можно больший ком земли на корнях, тогда деревце будет меньше болеть на новом месте.

   Молодые саженцы боятся не только прямого солнечного света, но и заморозков, Поэтому нужно тщательно укрыть их и сверху хорошо присыпать снегом. Молодым деревцам на зиму нужно сделать окучивание торфом и обернуть укрывным материалом.

   Мы поняли, что вырастить ель очень сложно, но ничего невозможного нет.

Выращивать ёлочку мы решили двумя способами: из семян (зимой)  и черенкованием веточек (весной). О том, как это получилось, мы и  расскажем.

 

 

 

 

Глава 2. Проведение экспериментов

  

   Весной мы наблюдали за появлением и развитием шишек. Мы увидели, что  на концах ветвей ели и сосны появляются небольшие яркие шишечки, состоящие из тонких нежных чешуек, похожих на лепестки цветков. К осени шишки стали крупными и зрелыми.

   Наблюдая и внимательно рассматривая сосновые и еловые шишки, мы узнали ответы на вопросы: какие шишки – еловые или сосновые – имеют более крупные размеры? Какую форму и цвет имеют сосновые и еловые шишки? Чем они отличаются друг от друга? Как располагаются чешуйки в сосновых и еловых шишках? В каких шишках – молодых или старых – чешуйки располагаются более плотно?  Как реагируют шишки на холод и тепло? На влажность? Какие игрушки можно изготовить, из шишек? И, самый главный, как вырастить ёлочку самим?

   Мы  определили, что еловые шишки отличаются от сосновых по величине, форме и расположению чешуек. Еловые шишки больше по  размеру,  имеют более вытянутую овальную форму и более плотное расположение чешуек. Чешуйки в молодых еловых и сосновых шишках располагаются более плотно, чем в старых.

    Для того, чтобы лучше изучить шишки, мы провели ряд экспериментов.

Опыт № 1  «Тонут ли шишки?»

Ход исследования: Мы опустили еловые и сосновые шишки в емкость с водой, чтобы выяснить, тонут они или нет.

Вывод: Шишки не тонут.

Наблюдали в природе: Плавающие шишки можно увидеть нередко в реке, в озере, особенно лесных водоемах. Иногда река переносит шишки на большое расстояние.

Опыт № 2 «Шишки в разную погоду»

Ход исследования:  Мы хотели узнать, как выглядят шишки ели в сухую и мокрую погоду. Принесли мокрые шишки с прогулки в группу и положили их возле батареи. Шишки раскрылись. Затем мы положили шишки на несколько дней на солнечный подоконник. Чешуйки шишек раскрылись ещё больше. Когда мы сильно потрясли шишки, из них высыпались семена. Мы рассмотрели  эти семена через лупу и увидели, что у семечка есть крылышко, как у клёна.

Вывод: Во влажную погоду шишки закрываются, их чешуйки плотно прилегают друг к другу. В сухую погоду и в сухом помещении шишки раскрываются.

Наблюдали в природе: Внутри шишек находятся семена. Они не должны намокать, поэтому во влажную погоду чешуйки закрывают их, словно одеяльца. В сухую же погоду шишки раскрываются, и из них высыпаются семена, которые могут прорасти.

Опыт № 3 «Почему открываются и закрываются сосновые шишки?»

Ход исследования:  Мы взяли несколько  открытых сосновых шишек и опустили их в ведерко с водой. Через 2 часа шишка в воде закрылась. Когда мы достали шишку из воды, то заметили, что она стала высыхать и понемногу закрываться.

Вывод: Чешуйки шишки закрываются от воздействия влажности.

Опыт № 4 «Может ли влиять температура воды на скорость открывания и закрывания сосновой шишки?»

Ход исследования:  Мы взяли 2 ведерка с водой – одну шишку опустили в холодную воду, а вторую в горячую и стали наблюдать. Шишка, которая находилась в ведре с горячей водой, закрылась быстрее. Вода в ведёрке с горячей водой окрасилась в розовый цвет, вкусно запахло смолой.

Вывод: скорость закрывания шишки зависит от температуры воды, чем температура выше, тем быстрее закрывается шишка.

Опыт  № 5  «Замораживание шишек».

Ход исследования: Раскрытую шишку мы положили в воду и заморозили. После заморозки шишка закрылась.

Вывод: В воде  и холоде шишки закрываются.

Наблюдали в природе:  Таким образом природа помогает шишке защищать свои семена.

Опыт № 6 «Влияет ли  на солнечный свет  на шишки?»

Ход исследования: несколько  шишек мы положили на свет, а другие в тёмное место. Те шишки, что лежали на подоконнике, остались открытыми, а те, что лежали в тёмном месте, закрылись.

Вывод: Солнечный свет влияет на раскрытие шишек.

Опыт № 7 «Умелые ручки».

  Ход исследования:  Сама  форма шишки и расположение на ней чешуек  подсказывали нам, какое изделие из нее можно изготовить. Овальные крупные еловые шишки с плотными чешуйками мы использовали для изготовления игрушек: Бабки Ёжки, пингвинов, медвежат; пушистые еловые шишки – для туловища страуса, лебедя; изогнутые еловые шишки – для туловища лисы. При изготовлении игрушек к шишкам можно добавлять другие природные материалы. Например, лапки и мордочку, головки  игрушек можно вылепить из солёного теста; головки можно изготовить из желудей; шею и ноги —  из веточек.

Вывод: Шишки являются прекрасным материалом для изготовления разнообразных игрушек. 

Опыт № 8 «Как вырастить ёлочку».

Ход исследования: Из раскрытой шишки мы вытрясли семена. Мы узнали, что взойдут только перемёрзшие семена, поэтому  замочили их на несколько часов в воде и отправили в холодильник. Затем мы набрали снега в ведёрко, положили в него семена и отправили  на заморозку в морозильную камеру. Через 2 недели мы забрали семена из холодильника и посеяли в грунт. Ещё осенью в лесу под сосной мы набрали земли, поэтому сложностей с грунтом у нас не возникло. Присыпали семена землёй неглубоко.  Горшочек накрыли плёнкой, чтобы получился парничок. Во вторую ёмкость мы посеяли семена ёлочки не промороженные, и решили сравнить, какие семена взойдут быстрее и взойдут ли вообще. Землю периодически опырскивали водой из пулевизатора, горшочек проветривали.

   Через 2 недели стали проклёвываться промороженные семена. В том горшочке, где они были не проморожены, семена не взошли.

Вывод: Семена ели всходят только после промораживания.

        О результатах нашей работы мы написали в школьную газету «Школьная пора», детям и родителям было очень интересно узнать о проблемах сохранения ёлок в лесу и о том, как можно вырастить ёлочку самим.

   На этом наша работа ещё не закончена. Весной мы пересадим сеянцы ёлочки в отдельные горшочки, а когда они подрастут, пересадим на улицу. В марте мы  попробуем выращивать ёлочки другим способом – черенкованием, и посмотрим, какой способ выращивания ёлочек лучше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

   В ходе нашей работы мы узнали:

— отличие ели от сосны;

-что шишки в неблагоприятных условиях берегут семена и поэтому закрываются;

-добыли семена ели и посеяли их;

-научились изготавливать поделки из шишек;

-составили сборник стихов, сказок и рассказов о ёлке, сборник песен и мультфильмов.

 — осветили вопрос сохранения ёлок в школьной газете; изготовили буклеты, рассказывающие о том, как вырастить ёлочку в домашних условиях. 

 

Вывод: возможно вырастить ёлочку из семян

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

Ресурсы интернет

 

Опыты и эксперименты по окружающему миру (2 класс) на тему: ПОЧЕМУ ШИШКИ ЗАКРЫВАЮТСЯ?»

Слайд 1

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «ПОЧЕМУ ШИШКИ ЗАКРЫВАЮТСЯ?» Выполнила: Морозова Ксения Руководитель: Новикова Марина Петровна

Слайд 2

«Почему закрываются шишки?» Нас учитель однажды спросил. Мы искали ответ в интернете И в парке, но найти не могли .

Слайд 3

Мы по парку ходили долго, Вот уж стало темнеть. Тут сказала мама: «И все же Может шишки ночью заснут?» Так родилась гипотеза первая. Папа тоже у нас мудрец: «Может шишки боятся ветра?» Вот гипотеза номер два. Наконец, тут и мне стало ясно. «Может холодно им,» — это три. «Может мокро им (очень влажно),» — Вот четвертая наша мысль.

Слайд 4

И решила семья на рассвете Опыт с шишками установить. Мы сначала смотрели на шишки. Было их у нас, кажется, шесть. Вот раскрыты они и детишки Уж готовятся вылететь в свет.

Слайд 5

Первая гипотеза: «Под действием света или его отсутствия шишки закрываются». Я предположила: «Если будет темно, то шишка закроется». Мы сначала подействуем светом. Шишку номер один осветим, Шишку номер два закроем И часочек, другой посидим. Шишки наши остались как прежде , Значит, ночью не страшно в лесу.

Слайд 6

Начало опыта Результат опыта Вывод: Свет не влияет на закрытие шишек. Гипотеза не подтвердилась.

Слайд 7

Вторая гипотеза: «Шишки закрываются под действием ветра». Я сделала второе предположения: «Если на шишку дуть воздухом, то она закроется». А теперь, мы на шишки подуем. Будем долго на них мы дуть. Сколько бы мы на них не дули, Шишки наши ветром не взять. Значит, ветер для них не страшен Это надо нам было понять.

Слайд 8

Начало опыта Результат опыта Вывод: Ветер не влияет на закрытие шишек. И снова гипотеза не подтвердилась.

Слайд 9

Третья гипотеза: «Шишки закрываются из-за изменения температуры». Я сделала следующее предположение: «Если шишку поместить в холод, то она закроется». Снова шишки берем. Помещаем шишку номер один в тепло, Шишку номер два в холодильник. И опять, и опять подождем. Вот и время прошло, Мы видим, шишки вновь как и прежде лежат . Значит, им не бывает жарко, Да и холодом их не взять

Слайд 10

Начало опыта Результат опыта Вывод: Температура не влияет на закрытие шишек. Гипотеза не подтвердилась.

Слайд 11

Четвертая гипотеза: «Шишки зарываются из-за изменения влажности воздуха». Я сделала последнее предположение: «Если шишку поместить в очень влажную среду (в воду), то она закроется». Мы затем поместим шишки в банки. А потом в банку номер один Осторожно водички добавим.

Слайд 12

И часочек, другой поглядим.

Слайд 13

«Боже мой!» — восклицает папа. Мама скажет: «Не может быть». Шишка в банке один закрыта. В банке два, как и прежде, лежит.

Слайд 14

Начало опыта Результат опыта Вывод: При высокой влажности шишка закрывается. Гипотеза подтвердилась.

Слайд 15

Только я одна догадалась, Что закрылась она потому, Ведь детей – семена защищала, Чтоб не смели они утонуть!

Слайд 16

Вот и мудрость природы раскрыта, Очень важно внимательным быть. И полезное в шишках увидеть После опытов мы смогли. Очень часто мы видим надпись «Хранить в сухом месте должны». Вот теперь нам подскажут шишки Что и где мы должны хранить. Хранить в сухом месте

Слайд 17

ШИШКИ – ИНДИКАТОР ВЛАЖНОСТИ!

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Ни минуты покоя: Игры-эксперименты с шишками (продолжение)

— Кто хочет поиграть с шишками? Даня? Настя? Будем играть?

 А давайте мишку возьмём с собой, и вместе поиграем.

 Смотрите, какие они стали… Все высохли и раскрылись!



Мишка косолапый по лесу идёт,

Шишки собирает, в корзиночку кладёт…

Все шишки собрали?

А давайте проверим, умеют ли шишки плавать в воде?

Каждый малыш опустил в тёплую воду по шишке.

Умеют плавать, и не тонут, интересно почему?

А шарик деревянный умеет плавать? Умеет!

А киндер-сюрприз?

А ракушка? Не умеет… утонула…

И камень утонул… Тяжёлый…

И наши шишки напились воды и начали закрываться.

— Валера, смотри, вот это да! Шишки воду  покрасили!

Ну а мы тоже умеем красить, будем шишки раскрашивать?

Уважаемые родители!

Психика ребёнка, особенно в раннем возрасте, устроена так, что малыша практически невозможно заставить выполнять какие-либо задания. Чтобы этого добиться, 

ребёнку ДОЛЖНО БЫТЬ ИНТЕРЕСНО это делать! Не потому что «надо», а потому что это ему нравится. 

Вот видимо, сегодня им очень нравилось раскрашивать шишки… В этот раз мы использовали гуашь, краска хорошо ложилась и детей невозможно было оторвать.

 Особенно долго сидела Саша, пока не закрасила аккуратно всю шишку:

 «- Бабушке Оле покажу!»

Красиво получилось!

А за окном сегодня плохая погода, идёт сильный дождь, и ребята остались без прогулки…

 Но у нас же есть зимний сад! 

— Настя, давай я тебя сфотографирую, ведь ты у нас сегодня именинница!

А что это на заднем плане? Да это же наш виноград…

-Стой-стой, Антоша, нельзя! Мыть нужно!

Полюбуйтесь, как красиво цветёт гортензия! Глаз не оторвать!

Мастер-класс «Опыты и эксперименты с природным материалом» для воспитателей

Цель: повысить уровень профессиональной компетентности у воспитателей дошкольного образования по экспериментально-исследовательской деятельности с природным материалом.

Ход мастер-класса

Презентация.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада встрече с вами. Сегодня мы поговорим с вами об экспериментальной исследовательской деятельности дошкольников с природным материалом.

— Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да?
Пришли на занятие, сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажетесь мне? (Нет.)

Последнее спрошу вас я:
Активными все будем? (Да.)

Японская пословица гласит:
Расскажи мне – я услышу,
Покажи мне – я запомню,
Дай мне сделать самому – и я пойму.
Вот в этом мы с вами и будем убеждаться.

Уважаемые, коллеги, давайте для начала вспомним какую роль, играет экспериментирование в развитии ребёнка — дошкольника?

(Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса; развитию наблюдательности, мыслительной деятельности; творческих способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; расширению кругозора детей; поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности; обогащению словарного запаса; воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.)

“В природе нет ничего бесполезного” – писал философ Мишель Монтень. Нельзя не согласиться с утверждением этого новатора своего времени. Воспитание детей, по его мнению, должно способствовать развитию всех сторон личности ребенка, а обучение должно осуществляться без наказаний, без принуждения и насилия. Современная педагогическая мысль основывается на тех же принципах отношения к детям, развивая и воплощая в жизнь идею всестороннего развития ребенка с момента его рождения.

Примечательно, что практически все выдающиеся философы и педагоги прошлого придавали большое значение именно природе, как средству воспитания детей. Так, Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли. К.Д. Ушинский призывал “ввести детей в природу”, чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. По мнению большинства выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии, а сенсорное воспитание является основным средством воспитания детей и их всестороннего развития. Сенсорное воспитание очень важный компонент, ведь знания о природе, существах, растениях усвоятся лучше, когда ребенку предложат не просто посмотреть на объект живой или неживой природы, но еще и потрогать его, погладить, то есть обследовать, поэкспериментировать. Природу, как неисчерпаемый источник форм, красок, звуков, широко используют и большинство современных педагогов и детских психологов.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование наравне с игрой является ведущим видом деятельности, а проведение опытов и экспериментов с природным материалом способствует общему развитию и познанию дошкольников.

Эксперимент 1 “ШИШКА”

Запасаемся обычной шишкой — зрелой, с раскрытыми чешуйками (если такой нет под рукой, возьмите любую шишку, положите на солнце или в тепло — раскроется). Готовим посудину, в которой заливаем шишку горячей водой (в горячей воде реакция быстрее проходит, но помните о безопасности, чтобы без ожогов). Итак, шишка с открытыми чешуйками, теплая вода, заливаем шишку в посудине — и ждем! Через 10-15 минут: чешуйки закрылись. Можно и подольше подержать шишку в воде, она тогда плотно закроется. И еще один секрет: если после опыта закрытую шишку положить на солнышко и подождать подольше (пока высохнет), она опять откроется!

Эксперимент 2 “ЧУДЕСНЫЕ СПИЧКИ (ЗУБОЧИСТКИ)”

Материал: 5 спичек, блюдце, вода.

Надломите спички посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.

Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна “толстеют”, и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.

Эксперимент 3 “ПОЧЕМУ КАМНИ БЫВАЮТ РАЗНОЦВЕТНЫМИ”

Материал: несколько кусочков цветного пластилина.

Скатайте каждый кусочек пластилина в шарик и поставить шарики друг на друга в виде снеговика. Затем надавить ладошкой на верхний шарик. Движения сопровождаются комментарием: “ Проходило время… Миллионы лет…Каменные пласты давили друг на друга, становились плоскими, слипались, превращались в один…” Далее стекой разрезают пластилин и любуются полосатыми срезами. Далее педагоги на столе находят камни образовавшиеся подобным способом.

Через такой опыт мы подводим детей к выводу, как в природе образовываются разноцветные камни.

Материал: несколько кусочков цветного пластилина.

Предложить побывать в роли самой матушки природы, создающей удивительный мир камней — самоцветов. Каждый берёт 2 — 3 кусочка пластилина разного цвета и смешивает их (можно скатывать в колбаску, а затем снова в шарик, сворачивать по спирали, а затем снова комочком). Главное не перестараться, иначе можно сделать пластилин однородным. Далее разрезают комочки стекой и могут полюбоваться удивительными узорами. Узоры получаются разные, но это не значит, что кто — то не справился с заданием. Так, по- разному, бывает и в природе. Где — то подземные процессы идут сильнее, а где — то —  слабее.

Материал: 1-2 кусочка пластилина и рисовые зёрна.

В природе есть камни более твёрдые, а есть — более мягкие. Представьте , что в подземных глубинах как раз и встретились такие разные виды камней и …»заварилась» вот такая «каша»: смешать кусочки пластилина с крупой. Что получилось? Найдите камни с отчётливо видными вкраплениями.

Эксперимент 4 “ЧТО ТЯЖЕЛЕЕ?”

Материал: Камень, песок, баночка с водой.

Педагоги в банку с водой опускает одновременно камень и песок, и наблюдают за оседанием природных объектов на дно. Вывод: камни осели на дно раньше — они тяжелее. Песок осел на дно позже камня — он легче.

Со зрителями – Игра  “Гора и камешки”

Стоит гора  — старушкаПоднимают руки вверх
До небес макушкаТянутся на цыпочках
Её ветер обдуваетОбмахивают себя кистями рук
Её дождик поливаетВстряхиваю кистями рук
Стоит гора, страдаетПрикладывают ладошки к щекам и качают головой
И камешки теряетВстряхивают в воздухе руками
Раскатились камешки
И с той самой поры
Ничего не осталось от нашей горы
Развести руки в стороны

  • Как вы думаете, что есть, на морском дне? Что еще кроме камней? (Ракушки)
  • Как вы думаете, из чего они состоят? Известняк и песок.

Эксперимент 5. СЛУШАЕМ “ШУМ МОРЯ” или “РАКУШКИ”

Материал: Разные ракушки, стакан.

Рассмотреть, тонкие толстые, плотные и т.д.

А вы знаете, что большие раковины называют поющими?

Возьмите любую ракушку (лучше, если их будет несколько разных) и стакан. Предложите послушать их все по очереди и сравнить услышанный шум.

Что вы слышите?

Окажется, что звук в них почти идентичный. Самый красивый звук слышен в закрученной большой раковине. Слабее в более ровной раковине и стакане. 

А теперь сложите ладошки «горсточкой» и приложить к ним ухо. Услышит все тот же «шум моря»! А если распрямит ладошки, то звук сразу прекратится.

Вывод: звук, слышимый нами во всех этих случаях, не имеет отношения к «морскому» или «не морскому» происхождению предмета, а относится только к его выпуклой форме.

А откуда тогда берется этот звук в выпуклых полых емкостях? Оказывается, мы слышим в ракушке тихие звуки, которые постоянно окружают нас, даже если мы находимся в помещении одни. Только эти звуки усиленны во много раз. Так, что они уже кажутся заметным шумом. Раньше считали, что основной причиной этих звуков был ток крови самого человека. Но теперь это ставится под сомнение, потому что после физических нагрузок, когда ток крови усиливается, слышимый в ракушке шум остается прежним. Предлагаю вам самим это проверить:

Изменяется ли звук в ракушке от физических нагрузок

Попросите малыша поприседать с приложенной к уху ракушкой или стаканом. Чувствует ли он, как у него участился пульс? Ток крови стал сильнее. А вот как изменился шум? Практически никак.

Вывод: Шум от тока крови не является основным среди шумов, слышимых в ракушке.

Другое распространенное мнение, что мы в ракушке слышим завихрения воздуха, тоже опровергается опытным путем. К сожалению, этот опыт очень трудно повторить в детском саду. Ведь для этого нужна звукоизолированная комната. Если в такой комнате поднести к уху ракушку, то шума в ней не услышишь. Хотя воздух в комнате, естественно, точно такой же, как и в обычной комнате. Значит, все дело именно в окружающих нас звуках. Они такие привычные и незаметные, что мы просто перестаем слышать их, а вот с помощью раковины или стакана мы делаем их громче.

В науке физике это явление называется резонансом. А наши ракушка или стакан в таком случае будут резонаторами. Заключается это явление в том, что частота колебаний самой емкости совпадает с частотой колебаний звука и из-за этого усиливается. Это определение приблизительное, но даже его трудно понять детям. Для этого ребенок должен уже знать, что звук — это волны и должен понимать что такое «частота колебаний». Но совсем не обязательно ребенку все это объяснять. Явление резонанса до того, как было описано и объяснено, давно уже использовалось людьми.

Еще первобытные племена заметили, что полая колода звучит звонче, чем сплошная — и так изобрели барабан. Что ветер гудит в трубках тростника — и изобрели флейту. Заметили, что струна, натянутая над отверстием небольшого ящика звучит громче, чем без него — так изобрели и гитару, и балалайку и множество других инструментов.

Так же из ракушек можно сделать песок путем измельчения ракушек в ступе.

Эксперимент 6 . “МОЖНО ЛИ ИЗ РАКУШЕК СДЕЛАТЬ МОЗАИКУ?”

Материал: плоский камень, тонкие ракушки, основа с пластилином.

Камнем надавливаете на ракушку, и она трескается на несколько кусочков.

На основе вдавливаете кусочки ракушек и составляете орнамент, рисунок, фантазируем.

Заключение:

“Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел” К.Е. Тимирязев.

Рефлексия по результатам совместной деятельности

Уважаемые коллеги!  Просим Вас высказать свое мнение  по поводу увиденного и услышанного сегодня на мастер-классе. Ваши впечатления, что нового для себя вы узнали, что возможно будете применять в своей работе с дошкольниками?

Благодарю за активное участие. Творческих всем успехов!

Исследовательский проект «Шишка- природный гигрометр»

МО «Прибайкальский район»

МОУ «Турунтаевская СОШ №1»

II муниципальный Фестиваль ученических проектов

«Мой край родной» 

(для учащихся начальных классов)

Исследовательский проект.

Тема проекта: «Шишка – природный гигрометр»

Автор: Литвинцев Максим, 4 «а» класс,

МОУ Турунтаевская СОШ

Руководитель: Леонова Елена Юрьевна,

учитель начальных классов

2019 год

Оглавление

  1. Введение. Актуализация темы…………………………………………..3

  2. Основная часть. Как превратить сосновую шишку в метеостанцию…4

Глава 1. Связь погоды и состояния растений…………………………..4

Глава 2. «Сосновая шишка- природный гигрометр……………………4

  1. Заключение…………………………………………………………….6

  2. Литература……………………………………………………………..6

  3. Приложение……………………………………………………………7

  1. Введение. Актуализация темы.

Воздух- неотъемлемая часть в жизни каждого человека. Это один из источников жизни человека, растений и животных. Атмосферный воздух представляет собой смесь различных газов и водяного пара. приложение 1. Важное значение для человека наряду с температурой и давлением атмосферы имеет количество в ней водяных паров. Водяной пар образуется в результате испарения воды с поверхностей океанов, морей, озер, водохранилищ, рек и т.д. От количества водяного пара, содержащегося в воздухе, зависит влажность воздуха. Влажность влияет на погоду, самочувствие человека, функционирование многих его органов, жизнь растений, а также сохранность технических объектов, архитектурных сооружений, произведений искусства, книг. Поэтому очень важно следить за влажностью воздуха, уметь измерять ее.

Я занимаюсь второй год в научном обществе «Риз». Мой научный руководитель Леонова Елена Юрьевна обратила наше внимание на то, что у нас в столовой стоит прибор. Это был гигрометр. приложение 2. Для чего он в столовой? Мы спросили у повара. Она сказала, что с помощью этого прибора можно измерить влажность воздуха, которая имеет большое значение для сохранности продуктов. Чуть ниже я объясню, как работает этот прибор.

Но оказывается, в природе существует свой природный гигрометр. Это обыкновенная сосновая шишка, основное дерево наших сибирских лесов. приложение 3. И тогда, целью моей исследовательской работы встал вопрос, можно ли использовать нашу сосновую шишку, которую мы прекрасно знаем в качестве природного гигрометра.

Тема моей работы- «Шишка- природный гигрометр».

Объект исследования: сосновая шишка.

Предмет исследования: Влияние влажности на сосновую шишку.

Основные задачи:

  1. Понаблюдать за сосновыми шишками в природе.

  2. Установить опытным путем, почему закрываются и открываются сосновые шишки и найти практическое применение этому.

  3. Изготовить гигрометр из сосновой шишки.

  4. Результатами своих исследований поделиться с одноклассниками.

Гипотеза: предположим, что влажность окружающей среды влияет на состояние чешуек сосновой шишки и что по её состоянию можно предсказать, какая погода ожидает нас в ближайшие дни: шишка раскрыта к сухой и ясной погоде, а если закрыта-то к дождю.

Методы исследования:

  1. Наблюдение в природе.

  2. Эксперимент

  3. Изучение познавательной литературы.

  4. Беседа

  1. Основная часть. Как превратить сосновую шишку в метеостанцию?

Глава 1. Связь погоды и состояния растений.

Хвойный воздух очень полезен всем без исключения, особенно тем, у кого проблемы с дыхательными путями. Оказывается, аромат сосны очищает, обеззараживает воздух в жилых помещениях. Из энциклопедии «Народные приметы о погоде» я узнал, что люди издавна заметили, что атмосферные явления, поведение птиц, зверей, насекомых, состояние растений связаны с погодой.

Одним из видов растений, реагирующих на изменение погоды, являются хвойные деревья, а точнее их плоды-шишки. Я рассмотрел сосновую шишку и увидел, что она округлой формы, покрытая чешуйками. В шишках спрятаны семена сосны. Природа так задумала, чтобы в наиболее подходящий момент шишки раскрылись, высыпая свои сокровища. Когда воздух теплый и сухой, шишка раскрывает свои чешуйки и семена высыпаются. Они способны прорасти только при сухой и теплой погоде. Если же идет дождь и холодно, то чешуйки шишек плотно сжимаются, не давая выпасть и сгнить. Сосновая шишка очень быстро реагирует на погодные условия: чешуйки закрываются задолго до того, как тучи нависнут над домом.

Это свойство шишки я использовал при изготовлении самодельного гигрометра. приложение 4.

Глава 2. «Сосновая шишка – природный гигрометр».

Этапы работы:

  1. Я приклеил шишку к дощечке клеем.

  2. Воткнул булавку в одну из чешуек в середине шишки.

  3. На булавку надел соломинку.

  4. На листе бумаги отметил делениями шкалу: «Очень влажно» (в верхнем левом углу), «Влажно», «Сухо» и «Очень сухо» (в нижнем правом углу).

  5. На стенку, в защищенном от дождя месте, приклеил липкой лентой лист бумаги.

  6. Выставил дощечку на улицу под лист бумаги. (около теплицы под крышу)

  7. Понаблюдал за шишкой несколько дней.

Что же происходило с шишкой?

Прибор с помощью бабушки я изготовил восьмого сентября. Прошло несколько дней.

Опыт №1 приложение 5.

12 сентября была сухая безветренная погода.

Шишка не поднималась вверх, оставалось на шкале «Очень сухо» (в нижнем правом углу).

13 сентября был небольшой ветер, прошёл небольшой дождь, соломинка чуть-чуть отклонилась в сторону «Влажно».

20 сентября было очень влажно. Прошёл дождь. Соломинка с шишкой поднялась до шкалы «Очень влажно».

Опыт №2 приложение 6.

А что же с прибором Гигрометр психометрический ВИТ – 1.

Я снимал показание прибора в разных местах.

  1. На подоконнике в кухне. У нас в квартире нет кондиционера, охлаждающего воздух. На кухне было сухо. Шкала, показывающая «Сухо» была чуть выше, чем «Увлажнено», значит воздух был сухой («Сухо» 25°С «Увлажнено» 24°С )

  2. На подоконнике в зале. За окном было ветреная погода. Шкала «Увлажнено» наоборот стала чуть выше, почти одинаково («Сухо» 25°С – «Увлажнено» 25°С.

  3. Я вынес прибор на улицу, когда прошёл дождь, но ещё не было солнца. Была пасмурная погода. Шкала «Увлажнено» стала на 2 градуса выше («Сухо» 24°С «Увлажнено» 26°С).

Опыт №3 приложение 7.

В дальнейшем я представил себе, а как же шишки в лесу. Я захотел поместить шишки в те же условия, что в лесу. Чтобы проверить влияние влажности, лучше положить одну из шишек в полиэтиленовый пакет рядом с сильно намоченной губкой, а другую- просто в полиэтиленовый пакет. Как вы думаете, что произошло! Прошла одна ночь. приложение 8. Вот эта шишка, похожая на ежик, с раскрытыми чешуйками лежала в полиэтиленовом мешочке без губки, а вот эта, почти закрытая, в мешочке с губкой. Первая шишка оказалась закрытой, а вторая – закрытой. Так же как и в природе. Вывод: чешуйки шишки закрываются, когда стоит влажная погода.

  1. Заключение.

Проанализировав свои наблюдения, я понял, что природный гигрометр- сосновая шишка, меня не подвел. В результате исследовательской работе я узнал, что такое влажность воздуха, почему этот показатель так важен для человека и метеорологов, людей, предсказывающих погоду. А также понял связь сосновых шишек с влажностью воздуха и нашел практическое применение полученным знаниям. Шишка – это уникальное явление в природе, которым только нужно научиться пользоваться.

Главное, что я понял, что чешуйки шишки закрываются при влажной и холодной погоде.

Влажный воздух – полезный воздух. Значит находиться лучше в помещении с чистым и влажным воздухом. Значит, нужно чаще делать влажную уборку, а растения поливать как можно чаще и протирать листья влажной губкой.

А еще лучше, не бояться дождя и дышать влажным и полезным воздухом.

  1. Литература.

  1. Энциклопедия «Народные приметы о погоде». М.: РОСМЭН

  2. Ильченко В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии. М.: Просвещение 1986 год.

  3. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. «Учусь создавать проект». М.: Издательство РОСТ 2013 год.

  4. Чудинова Е.В., Букварева Е.Н. Окружающий мир. Методические рекомендации. М.: Издательство ВИТА 2002 год.

  1. Приложения.

Приложение 1

hello_html_3a45757c.jpg

Приложение 2

hello_html_m761e51a3.jpg

Приложение 3

hello_html_m7f64f3b2.jpg

Приложение 4

hello_html_16c88876.jpghello_html_m10c93a05.jpghello_html_m14de46a2.jpg

hello_html_m544e0c15.jpghello_html_3e8e2015.jpg

hello_html_490e0465.jpg

Приложение 5

Результаты опыта «Сосновая шишка – природный гигрометр».

Приложение 6

Результаты наблюдения за влажностью воздуха по прибору «Гигрометр психометрический ВИТ – 1»

Приложение 7

hello_html_12f2bdaa.jpg

Приложение 8hello_html_794c375a.jpg

Leave a Reply