Разное

Описание картины шишкина на севере диком: «In the Northern wilderness …» by Ivan Ivanovich Shishkin: History, Analysis & Facts – На севере диком (картина Шишкина) — Википедия

Сочинение по картине Шишкина «На севере диком…»

План

1. Название картины.

2. Риза.

3. Сосна.

4. Моё впечатление.

Картина И.И.Шишкина названа по первой строчке стихотворения М.Ю.Лермонтова. Точнее, это перевод стихотворения Г.Гейне. В этом поэтическом произведении речь идет об одиночестве, в нем звучит тоска поэта по родственной душе. Стихотворение очень печальное, даже трагическое. А в пейзаже Шишкина, мне кажется, трагизма совсем нет, хотя печаль есть.

На переднем плане изображена сосна. Она так красива, что все остальное трудно заметить. Сосна, действительно, покрыта снегом, «как ризой». Риза — это такое одеяние священника. Оно шьется из парчи — тяжелой ткани с таинственным блеском. Он не глянцевый, а подобный блеску камня или сахара. Сосна на картине кажется одетой в такую сверкающую одежду или покрытой сахарной глазурью.

Сосна — это дерево, то есть неподвижна сама по себе. И ветра, очевидно, нет, иначе он стряхнул бы это прекрасное снежное одеяние. Но все же сосна на картине вовсе не кажется застывшей. Чувствуется, что она живая, она словно дышит. Контраст цветов: матово блестящей «ризы» и темного зимнего неба — придает еще больше таинственности этой картине.

Мне очень нравится это произведение. В нем передано чувство художника. Он любуется своей «моделью», стремится передать ее магическую сущность. Ведь хвойные деревья всегда считались волшебными, неслучайно именно ими украшают дом на Новый год в надежде приманить удачу. Мне кажется, художник хотел создать впечатление чего-то мрачного и таинственного. Во всяком случае, я воспринимаю это полотно именно так.

Сочинение по картине Шишкина «На севере диком…»

Картина «На севере диком» написана И. И. Шишкиным в 1890 году по мотивам стихотворения М. Ю. Лермонтова «Сосна». Полотно носит отпечаток романтической живописи Куинджи, с которым Шишкин в тот период своей жизни был очень дружен.

Так же, как и в стихотворении Лермонтова, в картине мощно звучит тема одиночества. На неприступной голой скале, посреди кромешной тьмы, льда и снега, стоит одинокая сосна. Луна освещает мрачное ущелье и бесконечную даль, покрытую снегом.

Кажется, в этом царстве холода нет больше ничего живого. Но наперекор морозам, снегам и ветрам дерево живет.

Гордо, с достоинством стоит могучая сосна. Как богатая риза на плечах священника, тяжелые хлопья сверкающего снега лежат на могучих ее ветвях. На макушке сосны шапка снега как будто сливается с бегущими по грозовому небу облаками. Мы ощущаем царящее вокруг безмолвие и сгущающийся мрак.

О чем мечтает, о чем грезит сосна? Может быть, о далекой родной душе, такой же одинокой и возвышенной? Мы не знаем этого, но чувствуем, что нет в мире такой силы, которая сможет сломать сосну, подчинить ее себе.

Вообще у Шишкина мало «зимних» картин. Картина «На севере диком» — один из самых ярких примеров обращения художника к зимнему пейзажу. Мы видим, что суровый нрав севера пленяет художника своей красотой и силой. Используя богатую палитру оттенков, он мастерски передает и состояние зимнего оцепенения, и чувство гнетущего одиночества.

Полотно «На севере диком» передает те же чувства, что и стихотворение великого поэта, но другими средствами – с помощью живописи. Наверное, автор стихотворения по достоинству оценил бы великий талант Шишкина.

Помимо описания картины И. И. Шишкина «На севере диком», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников, которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

Сочинение по картине «На севере диком» Шишкин И.И.

Нередко художники вдохновляются на создание своих лучших работ после прочтения стихов тех или иных авторов. На создание картины «На севере диком» повлияло стихотворение М.Ю. Лермонтова «Сосна». На картине изображена одиноко стоящая сосна, окутанная северными снегами. Художник показал ее на краю обрыва, пропасти. Я читал это стихотворение Лермонтова. Основная мысль, которая его пронизывает – это также одиночество. Именно поэтому Шишкин был вдохновлен на такое изображение картины. Скала, на которой стоит сосна, показана неприступной. Вокруг нее – снег, лед и тьма. Это сочетание дает ощущение холода, который будто веет на зрителя. Лишь луна немного освещает ледяное ущелье и снежную даль, которая бесконечна.

Создается впечатление, что сосна растет посреди всех этих снегов не благодаря, а вопреки всему. В округе больше и нет ничего живого, а она, наперекор стуже и невзгодам продолжает жить и расти. Одинокая сосна стоит гордо. На ее ветвях лежат охапки снега, которые переливаются под лунным светом. Кучевые облака Шишкин нарисовал достаточно низко. Они придают картине ощущение тяжести, грусти, напоминают о приближающейся грозе. Вокруг царит безмолвие. Я думаю, основная мысль, которой пронизано и стихотворение, и картина о том, что вряд ли найдется на всем белом свете такая сила, которая бы могла сломить это дерево.

Судя по картине, художник оказался под большим впечатлением от прочитанного стихотворения. Он показал всю суровость крайнего севера, со всей его красотой и неповторимостью. Для этого Шишкин использовал очень подходящие цвета: от белоснежного до темно-серого. Художник, как настоящий мастер, обыгрывает всю зимнюю гамму оттенков, и передает оцепенение природы, чувство одиночества, грусти и тоски. Те чувства, которые хотел донести в своем произведении поэт, воплотились в этой замечательной картине.





Сочинение по картине И.И. Шишкина «На севере диком»

Шишкин И.И – один из лучших пейзажистов, который любил на своих картинах изображать леса, природу, деревья. Очень любил художник изображать ели, сосны, и картина «На севере диком» Шишкина Ивана Ивановича не стала исключением, ведь и здесь Шишкин в своей работе изобразил сосну. Правда, здесь дерево расположено не среди других, а стоит одиноко. Рядом с сосной больше нет ничего живого, одни лишь снега, лед и пропасть: темная и всепоглощающая.

На севере диком история создания

Картина Шишкина «На севере диком» имеет любопытную историю создания. Художник начал свою работу под впечатлением от стихотворения Лермонтова. Стих так и называется «Сосна». Когда читаешь стихотворение, то чувствуешь, как каждая строчка наполнена одиночеством писателя. Вот это и изобразил Шишкин в своей работе, и ему это прекрасно удалось.

Картина Шишкина: На севере дикомКартина Шишкина: На севере диком

Описание картины Шишкина На севере диком

В центре картины мы видим одинокую сосну, на чьих ветвях лежит тяжелый снег, и судя по всему, снег пойдет вновь. Ведь мы видим, как клубятся и опускаются к земле тяжелые белые снежные тучи. Сосна гордо возвышается над пропастью и не страшны ей ни снег, ни ветер, ни безлюдные дали. А ведь вдали и правда нет ни одного огонечка, ни одного дома, который бы свидетельствовал о том, что рядом есть населенный пункт. Одна лишь сплошная темнота. Сама же сосна расположена на утесе, а вокруг, куда ни посмотри, снег и лед.

В описании картины «На севере диком» хотелось бы остановиться на палитре красок, которые были выбраны художником и это не просто белоснежный белый. Это разные оттенки серого, фиолетового, голубого с примесями зеленого, поэтому картина Ивана Шишкина «На севере диком» интересная и ее с удовольствием хочется рассматривать еще и еще.

Сочинение по картине И.И. Шишкина «На севере диком»

5 (100%) 2 votes

Сочинение по картине Шишкина На севере диком 👍

В мировой литературе часто можно встретить момент, когда мастера кисточек и полотна, воодушевленные прочитанными стихами, начинают писать свой очередной шедевр. Примеров может быть множество. Картина И. Шишкина “На севере диком” не является исключением.

Великого художника сподвигло на это стих Лермотова под название “Сосна”.

Разглядывая полотно можно увидеть одинокую сосну, присыпанную суровыми снегами. Стоит она на самом краю пропасти. Если вы прочтете этот стих – то нетяжело уловить логическую нить – это одиночество.

Шишкин заметил это моментально, и взялся писать эту картину.

Место, на котором стоит дерево, засыпано снегами и покрыто льдом, все это показывает ее неприступность. Лишь лунный свет немного ее освещает и не дает скрыться во тьме суровой северной ночи.

Но, несмотря на все это, дерево выглядит мужественно, и как будто уверяет зрителя, что будет жить несмотря ни на что. Вокруг сосны уже не осталось ничего живого, все умерло под действием северных морозов. Лунный свет отражается от света на ее ветвях, придавая ему суровости.

Также стоит обратить внимание на небо, оно настолько низко, что вот-вот упадет на несчастную сосну. Это, неизменно, придает еще капельку грусти. Это дерево не сломит ничто: ни морозы, ни ветер, ни снег, ни одиночество.

Оно дождется своей весны.

Как было уже сказано ранее, И. И. Шишкин воодушевился этим стихотворением и изобразил максимально четко зиму на севере. Для картины были удачно подобранны цвета, они совершенно точно передают эмоции стиха. Оттенки прекрасно переливаются друг в друга. Все, что к читателю пытался донести Лермонтов, воплотилось на этом полотне.

Если вы еще не видели этой картины – то обязательно посмотрите и будете в восторге от увиденного.

Сочинение описание картины Шишкина На севере диком вариант 2

Шишкин И. И. написал картину в 1890 году. Вдохновение автор черпал из стиха Лермонтова на тему одиночества. Шедевр назван первой строчкой из стихотворения.

На картине время года – суровая зима России. Изображена величественная сосна. При лунном свете стоит красивое дерево на краю обрыва, окруженное тишиной и белым снегом. Дерево сверкает от лежащего на ветвях снега, оно клонит голову земле от снежной тяжести.

Яркий лунный свет придает живости пейзажу.

Автор передал с помощью красок свои чувства. Картина навевает мысли о бесконечном одиночестве. О том, что в обширных далях неописуемой красоты, можно оставаться одним.

Вокруг нет ничего живого. Сильная сосна одна, она безмолвна, но в нас всегда есть желание верить в то, что все будет хорошо. В стихотворении Лермонтова высказано, что сосна предается снам об одиноко стоящей пальме.

Так и в картине четко передано чувство веры в лучшее.

Удивляет то, как в таких условиях выжило дерево? Посмотрев на картину, могут проснуться новые силы, надежда, живущая в каждом. Сила природы безгранична, дерево смогло произрасти на камне, возмужать и гордо продолжать жить. Видно, что сосна здоровая, суровые ветра севера не смогли согнуть ее ствол и прижать к земле.

Дерево передано полноценным, создается впечатление, что место под лунным светом может найти каждому.

Какими мыслями живет дерево, о чем мечтает? Об обществе, о том, чтобы рядом оказалось столь возвышенное, величественное дерево, или о таком же просторном уединении? В картине торжественно подано неясное желание сосны.

Автор сотворил картину к 50-летию со дня гибели поэта. Это был сборник иллюстраций с другими популярными художниками (Врубель, Серов, Поленов).

Иван Иванович Шишкин не только пейзажист, живописец, но и гравер. У него немного работ зимней тематики. Истинно прекрасные картины: “Туманное утро”, “Перед грозой”, “Рожь”, “Лес зимой”. Его картинами можно наслаждаться вечно.

Открытая русская душа излита в творениях. Настроение, получаемое от картин, изменчиво, но впечатление глубинное, природное, остается с нами. Известно, что художник умер неожиданно, в момент создания нового шедевра.

Искусство вечно. Время ему не подвластно. Великие художники оставили нам картины, вдохновляющие современных талантов.

Сейчас направлений много, но передача красоты русской природы остается неповторимой, многогранной, не каждому доступной.

Сочинение описание картины Шишкина На севере диком для 9 класса

Сочинение №3

Перед нами картина одного из известнейших художников России Ивана Ивановича Шишкина “На севере диком”. Данная картина Шишкина не стала такой же знаменитой, как его известная всем нам с детства картина “Утро в сосновом бору”, но я думаю она не менее прекрасна и гениальна. Очень интересна история ее создания.

К пятидесятилетию Михаила Юрьевича Лермонтова Петром Петровичем Кончаловским было издано собрание сочинений поэта. Над этим изданием работало несколько человек, в том числе и Иван Иванович Шишкин. Там он увидел перевод Михаила Юрьевича Лермонтова стихотворения великого Генриха Гейне:

“На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна…”

Это стихотворение вдохновило автора на написание картины под названием “На севере диком”.

“Главным героем” картины является сосна, стоящая в самом центре композиции. Ее ветви согнулись под огромным слоем снега, они больше не в состоянии выдерживать этот груз на своих тонких спинках. Снег на севере покрывает толстым слоем не только деревья, но и всю землю.

И не удивительно ведь север есть бескрайняя череда снежных полей.

Если разбирать картину с точки зрения колорита, то в картине преобладают, присущие любому снежному пейзажу, сине-белые краски. Несмотря на ночное время суток в картине использованы краски светлых тонов, что дает нам право предположить: на картине изображено полнолуние. Интересной деталью является одинокая тень, изображенная прозрачно серыми красками поверх белого холста.

Так же можно отметить, что на картине нет ярко выраженного горизонта, благодаря игре со светом бескрайние снежные поля и загадочное северное небо сливаются воедино, что придает особый шарм картине.

Мне очень понравилась картина Ивана Ивановича Шишкина “На севере диком”. Я думаю, она очень интересная и, рассматривая эту картину, можно найти много скрытых деталей. Надо только внимательно присмотреться…

Сочинение по картине Шишкина «На севере диком», 9 класс – Сочинение на отлично

Эта мрачная картина была нарисована русским художником Иваном Ивановичем Шишкиным в 1891 году. Он сумел найти вдохновение для ее написания в стихотворении русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, носящем почти одноименное название «На севере диком стоит одиноко». В своей работе Шишкин визуально передал все то, что хотел до нас донести писатель, а именно: эмоции и настроение данного стихотворения. Она была нарисована к пятидесятилетию гибели поэта.

Картина выполнена в холодных темно-синих и белых тонах. На главном плане – одинокая сосна, стоящая на горе у самого обрыва и промерзающая под толщей снега. Из-за прогнувшихся под тяжестью снега ветвей дерево кажется уставшим и почти неспособным больше держать на себе такой груз. Снег, словно толстое одеяло, укутал сосну и застелил всю землю вокруг на далекие километры. Михаил Юрьевич Лермонтов наделял своих главных героев силой противостоять судьбе, обстоятельствами, не находящими пристанища ни в любви, ни в дружбе, ни в отчизне. Так и Иван Иванович Шишкин изобразил заснеженную сосну в полном одиночестве, стойко переносящую холода и метели, когда вся растительность давным-давно замерзла, и вокруг не осталось совсем ничего; но дерево, вопреки всему этому, живет и ждет свою теплую весну. Лунный свет, падающий на сосну, не дает ей совсем скрыться во мраке холодной северной ночи и освещает бесконечный ледяной горизонт, в котором нет ничего, кроме пустоты, холода и полной тишины.

Небо, изображенное в темно-синем цвете, освещаемое луной, точно передает атмосферу гнетущего беспросветного одиночества и тщетности бытия. Даже небольшие облака на нем словно сотканы изо льда и, примерзшие намертво на своих местах, они тяжелым грузом нависают над укутанной в белое одеяло сосной. Рассматривая творение русского художника, нельзя не заметить появляющееся ощущение холода и пустоты. Смотря на эту картину, не хочется бурных обсуждений, никакой критики. Лишь восхищаться и разделять с ней тишину.

 

Вместе со статьёй «Сочинение по картине Шишкина «На севере диком», 9 класс» читают:

Сочинение по картине Васнецова «Баян»

Сочинение по картине Ромадина «Село Хмелевка», 9 класс

Сочинение по картине Цыплакова «Мороз и солнце», 9 класс

Поделиться:
Загрузка…

План-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему: Конспект урока «Сочинение-описание по картине И. Шишкина «На севере диком…»

Дата: 21 октября 2017 года

Класс: 9а, 9б

Тема: «Сочинение по картине И. Шишкина «На севере диком …»

Цели: развивать умение составлять рассказ по картине, навыки монологической речи, навыки выразительного чтения; воспитывать любовь к природе.

Ход урока:

I Оргмомент

— Здравствуйте! Проверьте свою готовность к уроку: на парте – дневник, тетрадь, учебник и пенал.

II Словарный диктант

Бестселлер, бесприданница, беллетристика, буффонада, бриллиант, вентиляция, вакансия, вестибюль.

III Проверка домашнего задания

Упр. 72 – обсуждение вопросов и заданий

IV Работа по теме урока

— Бывали ли вы в художественных галереях, на выставках?

— Слушали ли рассказы экскурсоводов?

— Какими качествами, по-вашему, должен обладать экскурсовод?

— Что вы знаете о художнике Иване Ивановиче Шишкине?


Ивана Ивановича Шишкина по праву считают великим художником-пейзажистом. Ему, как никому другому, удавалось передавать через свои полотна красоту первозданного леса, бескрайние просторы полей, холод сурового края. При взгляде на его картины часто создается впечатление, что вот-вот подует ветерок или послышится треск сучьев. Живопись настолько занимала все мысли художника, что он даже скончался с кистью в руке, сидя за мольбертом. 
 — Что послужило поводом к созданию картины «На севере диком…»?

«На Севере Диком» – картина, написанная для иллюстрации одноименного стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова, которое, в свою очередь, является вольным переводом стихотворения «Сосна» немецкого поэта Генриха Гейне.  В 1891 г., к 50-летию гибели великого поэта, было выпущено собрание сочинений М. Ю. Лермонтова. Его уникальность состояла в большом количестве иллюстраций, выполненных знаменитыми художниками того времени, среди которых был Шишкин наравне с Врубелем, Васнецовым, Серовым и многими другими.

— Каков колорит картины? Какое значение он имеет? (Холод сурового края прекрасно подчеркивает палитра цветов, выбранных автором для написания пейзажа. В картине совсем нет зеленого – все поглощено глубокой ночью и ярким лунным светом, подчеркнутым множеством оттенков синего – от бело-голубого, до иссиня-черного. Композиционным фокусом картины является высокая сосна, которая смещена немного влево, что создает эффект черной пропасти у подножия утеса. Низкая линия фантомного горизонта неравномерно разделяет пейзаж надвое, позволяя ночному небу «поглощать» пространство, тем самым подчеркивая одиночество сосны. Несмотря на то, что луна не видна на полотне, она, тем не менее, является полноправной частью композиции, поскольку ее свет играет важную роль в колористике и эмоциональной нагрузке картины) .

— Каким настроением проникнута картина Шишкина? (Ощущение одиночества, грусти и смирения наполняют изображение. Высокая сосна, гордое по своей природе дерево, стоит, будто покорно склонив голову, смирившись с судьбой и повернувшись навстречу своему единственному товарищу – лунному свету. В то же время картина не полна отчаяния или безысходности, в ней нет пессимизма и малодушия, так же, как и в стихотворении Лермонтова. Чувству тихой грусти, окутанной снегом и лунным светом, совершенно не чуждо умиротворение и спокойствие, это прекрасно проиллюстрировал Шишкин. «На Севере Диком» – картина, делающая одиночество прекрасным). 

— Какие картины этого художника вам известны?

V Закрепление изученного

Устные рассказы по картине

Комментированное выставление оценок

Домашнее задание. Параграф 16, упр. 78.

Конспект урока развития речи «Сочинение-описание по картине Шишкина «На севере диком»

Конспект урока по русскому языку

Класс: 9

Тип: урок развития речи.

Тема: Сочинение-описание картины И.И.Шишкина «На севере диком».

Цель: повторить знания о стилях и типах речи;

развивать навыки описания произведения искусства, умение выбирать главное, сравнивать и анализировать произведения искусства, наблюдательность, память, внимательность, творческие способности, умение передавать эмоции и чувства языковыми средствами, умение грамотно строить предложения, составлять связный текст, излагать свои мысли;

воспитывать чувство прекрасного, любовь к искусству.

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, карточки-путеводители для учеников (прил.1), карточки для словарной работы (прил.2), рассказ Н. Бойко «На севере диком» (прил.3), рисунки детей на тему «Зима», видеозапись с романсом на стихи Лермонтова и иллюстрацией Шишкина.

В.Стасов: «Шишкин – художник народный.

Всю жизнь изучал он русский лес.

Русское дерево, русскую чащу, русскую глушь.

Это его царство, и тут он не ищет соперников,

он единственный»

Ход урока

  1. Оргмомент.

  2. Сообщение темы и цели урока. Мотивация деятельности.

  1. Слово учителя. В этом году исполнилось 202 года со дня рождения великого русского писателя и поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Но сегодня мы перенесемся в далекий от нас 1890 год к 50-летию со дня его гибели. К этой дате готовилось богато иллюстрированное собрание сочинений поэта. В подготовке этого издания приняли участие известные художники: Михаил Александрович Врубель, Валентин Александрович Серов, Виктор Александрович Васнецов, Иван Иванович Шишкин, который написал картину «На севере диком». О ней художник Витольд Бялыницкий – Бируля с восхищением сказал: «Я убежден, что если бы Лермонтов увидел картину Шишкина, он был бы счастлив». И сегодня вам предстоит описать эту замечательную картину. Давайте вспомним, какие знание могут пригодится нам для ее описания.

  1. Актуализация опорных знаний.

  1. Беседа. Типы, стили речи. Художественный стиль. (слайд 2)

  1. Работа над темой урока.

  1. Введение в тему. Слово учителя. Я представляю вам план нашей работы сегодня: на протяжении урока мы активно поработаем над описанием картины по плану, который лежит перед вами. Давайте обратим на него внимание и вспомним, по каким пунктам плана мы обычно пишем сочинение-описание произведения искусства (работа с планом слайд 3). Очень частая проблема, с которой сталкиваются ребята при написании сочинения – как правильно и красиво начать художественное описание. Сегодня на уроке у нас будет работать творческая группа, которая поможет нам с самым сложным элементом композиции сочинения. Ребята напишут в течение урока примерное вступление и в конце нашей работы нам его представят. А сейчас приступаем к нашему плану и знакомимся с русским художником И.И. Шишкиным.

  2. Формирование умений. Сообщение ученика о художнике с использованием презентации (слайды 4-13)

  3. Мотивация. Ассоциативный ряд.

Для собрания сочинений Лермонтова Шишкин оформлял два лирических произведения: «Родина» и «На севере диком». Он решил создать полотно маслом, изобразить на нем не только иллюстрацию сюжета стихотворения, но и чувства, очень ему знакомого…. Сейчас наша задача, определите, что же это за чувство и, наконец, увидеть эту картину.

— Но сперва, поиграем с вами в ассоциации. Как вы себе представляете данную картину, исходя из ее названия «На севере диком»?

— Что на ней изображено?

— Какие мысли у нас возникают при словах север, дикий?

Когда я попросила ребят из других классов помочь мне в подготовке и нарисовать рисунок на тему «Зима», вот, что я получила от них. Рассмотрим рисунки детей (просмотр выставки рисунков). Как вы видите, на большинстве из них изображены деревья. Зимний лес. Действительно, как же еще описать зиму, холод, если не описывать снег, сугробы и природу? Какие деревья чаще изображают? (ели в снегу.голые).

  1. Знакомство с репродукцией картины Шишкина в учебниках. Стихотворение Лермонтова было предметом описания не только художников, но и композиторов. На слова М.Ю. Лермонтова было написано много романсов такими композиторами как Даргомыжский и Римский – Корсаков, Балакирев, Александр Матюхин. Чтобы настроиться на нужное настроение, предлагаю вам рассмотреть картину под музыкальное сопровождение и сравнить ее со стихотворением Лермонтова. Подумайте о том, какое же чувство лежит в основе данных работ. Посмотрим, совпали ли ассоциации ваши и авторов этих рисунков с ассоциациями Шишкина, когда он иллюстрировал эти строки. Звучит аудиозапись романса, ученики рассматривают картину.

  2. Беседа по картине (слайд 14)

  • Какое же чувство описывает Лермонтов в своем стихотворении? (одиночество)

  • Удалось ли Шишкину передать это чувство? (да, удалось).

  1. История создания картины. – Итак, действительно очень близкое чувство для Шишкина. Состояние одиночества и неустроенности нашло на него в этот период. Строки Лермонтова вдохновляли композиторов и художников, а Шишкин в свою очередь вдохновил своей работой некоторых писателей.  Сюжет о том, как Шишкин работал над созданием картины «На севере диком», лег в основу одноименного рассказа современной писательницы Нины Бойко. Предлагаю его послушать.

Ученик читает рассказ «На севере диком» (прил.3)

Слово учителя. Вообще у Шишкина мало «зимних» картин. Картина «На севере диком» – один из самых ярких примеров обращения художника к зимнему пейзажу. Мы видим, что суровый нрав севера пленяет художника своей красотой и силой. Используя богатую палитру оттенков, он мастерски передает и состояние зимнего оцепенения, и чувство гнетущего одиночества.

Полотно «На севере диком» передает те же чувства, что и стихотворение великого поэта, но другими средствами – с помощью живописи. Наверное, автор стихотворения по достоинству оценил бы великий талант Шишкина.

Сам Шишкин говорил: «Ничего нет прекраснее лесов, лес это жизнь и люди должны помнить об этом».

  1. Работа над описанием.

Какие мысли и чувства объединяют стихотворение М.Ю. Лермонтова и картину И.И. Шишкина? (Тоска по родственной душе, безысходность одиночества, трагизм разобщенности – вот главные мотивы творений поэта и художника. Шишкин в период работы над этой картиной тосковал из-за потери близких и дорогих людей. Лермонтов написал стихотворение за 4 месяца до своей гибели. Это было время, когда одиночество поэта достигло высшей точки, ведь он не находил понимания среди своего окружения. Такое положение очень угнетало автора бессмертного стихотворения).

Сосна возвышается на неприступном утесе, подверженном всем ветрам, гордо и достойно. Это сильное дерево, и тяжесть снега смогла согнуть до самой земли лишь его нижние ветви. Снежный покров, укутавший сосну, похож на богато украшенную ризу священника, освещенную призрачным, поистине мистическим лунным светом.

  • Какие мысли и чувства вызывает это могучее дерево? Сосна гордо и смело возвышается на скале, среди снежных просторов и темноты. Несмотря на сильные холода, пронизывающие ветра и снежные бури, дерево растет там, где, кажется, и жизнь-то невозможна. Вопреки всем ураганам сосна не сгибается под ударами стихии, и нам верится, что ничто не может ее свалить или обломать.

По уверениям специалистов-биологов, сосна не растет одиноко – она просто не выживет; сосны всегда растут группой. Но данная биологическая ошибка вполне уместна в стихотворении М.Ю. Лермонтова и лишь подчеркивает трагедию одиночества на картине: вот выросла такая одинокая сосна и борется достойно с холодом и мраком одиночества.

Картина Шишкина прямо-таки источает трагизм одиночества. Дерево сиротливо склонило свои ветви под тяжестью снега и льда, его окружают беспросветная тьма и равнодушный холод. Однако ни трескучий мороз, ни пронизывающий ветер, ни тяжелый снег — ничто не может сломить стойкую сосну. Это дерево-богатырь, которое не прогнётся, не дрогнет.

  • Опишите фон картины. Очень эффектно выписано на полотне освещение. Луна озаряет скалистое ущелье, выделяя светом могучую сосну. За счет этого левая сторона сосны тонет во тьме, зато правая ярко освещена, четко вырисовывается её контур. Не бывает снега чисто белого цвета, и на своём полотне Шишкин с высочайшим мастерством использует самые разные оттенки белого: мрачно-сероватый, холодно-голубоватый, пронзительно-белый.

— На макушке сосны снег очень напоминает сгустки облаков, что плывут по небу. Это создаёт иллюзию разговора между снегом и облаками. Вокруг царит безмолвие, сосна дремлет, и ей снится другой — светлый, прекрасный мир.

  • — Цветовая гамма, использованная в картине, весьма контрастна: тяжёлые мрачные оттенки темно-синего в пропасти и пронзительно-яркие оттенки голубого снега на свету.

— На картине темень выглядит тяжелее света, сгущаясь, она оседает в глубокую пропасть между скалами. Лишь красавица-сосна в сверкающем кружевном наряде наяву грезит о радостном мире, где, возможно, кто-то так же одинок, как и она.

— Кажется, что сосна смотрит на Луну, но самой Луны на картине нет. Художник не стал ее изображать, но этот образ зримо присутствует в виде призрачного света. Он освещает мрачное ущелье, тёмно-грозовые безбрежные дали, облака, серебрит снег на сосне и вокруг. Такие мгновения природы очень хорошо подчеркнул Лермонтов: «И звезда с звездою говорит». Это духовное единение с природой, когда мы растворяемся в окружающем мире. Это гармония – идеальное чувство равновесия.

— Да, хотя самого ночного светила и нет на картине, но именно его свет падает на дерево и создает яркое освещение у подножия сосны. Вглядевшись, мы можем точно отметить, что на картине изображено полнолуние, иначе не было бы такого контраста между снегом и тенью от дерева. Лунный свет серебрит снег, озаряет глубокое ущелье, темные дали, плывущие изумрудно-белесые облака.

  • — Как вы думаете, какова художественная идея картины? Какую мысль хочет донести до нас автор? Жизнь продолжается, и жить надо, даря окружающим свет и надежду. Ведь она, сосна, совсем одинока, но красотой величава, очень стойкая, она верит, что дикая и холодная природа севера не в силах сломить ее. Живописец смог изобразить не просто белый снежный покров, а многочисленные его оттенки, в зависимости от освещения. А на верхушке дерева комья снега напоминают облака, плывущие немного выше, поэтому возникает ощущение, что они ведут неспешную тихую беседу. Нет, здесь явственно ощущается безмолвие. И в этом безмолвии сосна грезит о далекой родственной душе.

  • Сравнительный анализ. Посмотрите, пожалуйста, на картины ребят, нарисовавших иллюстрации к нашему уроку. Есть ли что-то общее? Присутствует ли у них похожее настроение?

Вывод: У Лермонтова — стихотворение-тоска, а у Шишкина – картина-мечта, картина-надежда. В поэтических строках много боли и безысходности, а картина все же наполнена желанием жить, жить — не сдаваясь, жить — несмотря на трудности.

  1. Физкультминутка.

  2. Словарная работа. Составим словарик в своих тетрадях.

Словарь: одинокая ель, ветви опустились под тяжестью снега, грусть и одиночество, пушистым белым ковром, глубокое чувство любви, в темно-серых тонах, темно-синих, чувство холода.

А теперь творческая группа может приступать к своему заданию. А мы продолжим работу над словарем (Работа у доски).

(прил. 2, слайд 15). Вставьте пропущенные буквы в словосочетания. Этими понятиями вы можете пользоваться при написании сочинения.

В..ликолепный п..йзаж, в..личественная к..ртина, бе..крайнее небо, сказочная кр..сота, м..гучее дерево, т..мнеющая бездна, св..ркающий снег, гр..зовые дали, с..ребряная риза, непр..ступный утес, од..нокая сосна, ч..рнеющая проп..сть, вопреки ур..гану, пр..низывающий вет..р.

10. Выступление учащихся с творческой работой. Пришло время послушать творческую группу.

Пример сочинения. Нередко художники вдохновляются на создание своих лучших работ после прочтения стихов тех или иных авторов. На создание картины «На севере диком» повлияло стихотворение М.Ю. Лермонтова «Сосна». На картине изображена одиноко стоящая сосна, окутанная северными снегами. Художник показал ее на краю обрыва, пропасти. Я читал это стихотворение Лермонтова. Основная мысль, которая его пронизывает – это также одиночество. Именно поэтому Шишкин был вдохновлен на такое изображение картины. Скала, на которой стоит сосна, показана неприступной. Вокруг нее – снег, лед и тьма. Это сочетание дает ощущение холода, который будто веет на зрителя. Лишь луна немного освещает ледяное ущелье и снежную даль, которая бесконечна.

     Создается впечатление, что сосна растет посреди всех этих снегов не благодаря, а вопреки всему. В округе больше и нет ничего живого, а она, наперекор стуже и невзгодам продолжает жить и расти. Одинокая сосна стоит гордо. На ее ветвях лежат охапки снега, которые переливаются под лунным светом. Кучевые облака Шишкин нарисовал достаточно низко. Они придают картине ощущение тяжести, грусти, напоминают о приближающейся грозе. Вокруг царит безмолвие. Я думаю, основная мысль, которой пронизано и стихотворение, и картина о том, что вряд ли найдется на всем белом свете такая сила, которая бы могла сломить это дерево.

     Судя по картине, художник оказался под большим впечатлением от прочитанного стихотворения. Он показал всю суровость крайнего севера, со всей его красотой и неповторимостью. Для этого Шишкин использовал очень подходящие цвета: от белоснежного до темно-серого. Художник, как настоящий мастер, обыгрывает всю зимнюю гамму оттенков, и передает оцепенение природы, чувство одиночества, грусти и тоски. Те чувства, которые хотел донести в своем произведении поэт, воплотились в этой замечательной картине.

V. Домашнее задание.

Написать сочинение-описание по картине Шишкина «На севере диком».

  1. Подведение итогов урока.

Учитель Мне хотелось бы в завершении урока остановиться строках произведения Нины Бойко: «Жизнь продолжается, какою бы она не была, надо жить, надо, чтобы вокруг тебя было светло, ведь только светом ты и можешь отблагодарить Всевышнего за свое пребывание на земле». Именно так заканчивается ее рассказ о работе Шишкина над этой картиной. Такими словами я закончу и нашу работу. И хочу вам пожелать жить светлой, доброй жизнью и наслаждаться радостью бытия. Спасибо за урок!

Приложение 1.

План описания картины

1. Несколько слов об авторе.

2. Жанр картины (портрет, пейзаж, натюрморт).

3. Кто и что изображены?

4. Основные микротемы картины.

5. Изобразительно-выразительные средства (формат, композиция, свет, цвет, колорит).

6. Роль этих средств в выражении основной идеи картины, авторской позиции.

7. Настроение, которое вызывает это произведение.

Вопросы к картине

  1. Какое чувство изобразил автор картины?

  2. Сходство со стихотворением Лермонтова.

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

И снится ей всё, что в пустыне далекой —

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.

Приложение 2.

Вставьте пропущенные буквы в словосочетания. Этими понятиями вы можете пользоваться при написании сочинения.

В..ликолепный п..йзаж, в..личественная к..ртина, бе..крайнее небо, сказочная кр..сота, м..гучее дерево, т..мнеющая бездна, св..ркающий снег, гр..зовые дали, с..ребряная риза, непр..ступный утес, од..нокая сосна, ч..рнеющая проп..сть, вопреки ур..гану, пр..низывающий вет..р.

Приложение 1.

План описания картины

1. Несколько слов об авторе.

2. Жанр картины (портрет, пейзаж, натюрморт).

3. Кто и что изображены?

4. Основные микротемы картины.

5. Изобразительно-выразительные средства (формат, композиция, свет, цвет, колорит).

6. Роль этих средств в выражении основной идеи картины, авторской позиции.

7. Настроение, которое вызывает это произведение.

Вопросы к картине

  1. Какое чувство изобразил автор картины?

  2. Сходство со стихотворением Лермонтова.

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

И снится ей всё, что в пустыне далекой —

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.

Приложение 2.

Вставьте пропущенные буквы в словосочетания. Этими понятиями вы можете пользоваться при написании сочинения.

В..ликолепный п..йзаж, в..личественная к..ртина, бе..крайнее небо, сказочная кр..сота, м..гучее дерево, т..мнеющая бездна, св..ркающий снег, гр..зовые дали, с..ребряная риза, непр..ступный утес, од..нокая сосна, ч..рнеющая проп..сть, вопреки ур..гану, пр..низывающий вет..р.

Одна из известных картин И.И.Шишкина «На севере диком» написана художником под впечатлением одноименного стихотворения М.Ю.Лермонтова ко дню 50-летия гибели поэта. Пейзажист, очень любящий русский лес, ответственно отнесся к своему заданию и смог передать не только изображение, но и чувство, пронизывающее данное произведение. Возможно, причиной этому было то, что и Шишкин, и Лермонтов в период своей работы чувствовали одиночество.

Нередко художники вдохновляются на создание своих лучших работ после прочтения стихов тех или иных авторов. На создание картины «На севере диком» повлияло стихотворение М.Ю. Лермонтова «Сосна». На картине изображена одиноко стоящая сосна, окутанная северными снегами. Художник показал ее на краю обрыва, пропасти. Я читал это стихотворение Лермонтова. Основная мысль, которая его пронизывает – это также одиночество. Именно поэтому Шишкин был вдохновлен на такое изображение картины.

Приложение 3.

 В последние годы Шишкину было одиноко.  Старшая дочь Лида вышла замуж и уехала в Финляндию, став хозяйкой усадьбы Мери-Хови где-то среди холодных бесприютных скал на берегу залива.  Звала отца погостить, подзадоривала:  «Природа здесь неброская, но удивительно своеобразная, –– так и просится на холст».  Но собрался Иван Иванович далеко не сразу. 
   Когда приехал, его встретили радушно. Он отдыхал в Мери-Хови и работал почти с удовольствием. Написал несколько зимних этюдов, чистых, светлых по колориту. Но все что-то силился вспомнить, когда вечерами читал стихотворение Лермонтова: 

   Шел к столу и тихо перекладывал с места на место рисунки. И вспомнил! Остров Валаам. Там, на высоком каменном холме стояла сосна. Она была не очень высока, с кривым толстым стволом, но столько в ней было внутренней красоты и силы, так мощно стояла она на скале, что пройти мимо ни за что было нельзя. Он написал с неё этюд. «Где этот этюд? Надо поискать в мастерской в Петербурге…»
  
 Иван Иванович загорелся новой картиной и поспешил домой, чтобы скорее взяться за работу. А в Петербурге ждали его друзья, у них накопились новости, которыми они хотели поделиться с ним. Однако их рассказы мало увлекали художника, он был  во власти своей новой картины «На севере диком». Она едва ли ни демонически захватила его. Писал быстро, и, казалось, легко, но все это только вешняя сторона, главное было в душе художника. В одинокой сосне на горючем утёсе он видел себя. Душа наполнялась обидой на несправедливость жизни, рано отнявшей старшего брата, двух сыновей, Женечку –– мать Лиды, и Ольгу Антоновну –– мать младшей дочери Ксении. Так холодно, так неуютно было дома! И всё доносилась до Ивана Ивановича какая-то песня без светлого начала и радостного конца. 

   Окончив картину, Шишкин показал её друзьям, удивив необычностью избранной темы и даже каким-то не «шишкинским» решением –– картина была написана в холодных тонах.  Архип Иванович Куинджи  долго смотрел на неё, прищурив острые глаза, качая головой: ну и ну! Нет, в самом деле, вышло что-то не «шишкинское». По его мнению, чего-то не хватало в картине. Он все присматривался так и этак. Да, чего-то не хватает. Во всех полотнах Шишкина было жизнелюбие, а здесь как будто всё умерло. Куинджи схватил кисточку, и Шишкин не успел рта раскрыть, как он ткнул ею в холст между ветвями сосны, обозначив желтым кадмием крохотный огонек в студеных застывших далях. 
    –– Вот! –– кисть замерла над холстом, и Шишкин испуганно ее отстранил.     Но  огонек, сделанный Архипом Ивановичем, убрать рука не поднялась –– он был как надежда среди безысходности.
   
 Как ни странно, но именно этот огонек вывел Шишкина из  угрюмого состояния, в котором он находился очень давно. 

Иван Шишкин родился в 1832 году в городе Елабуге, где сейчас открыт дом-музей, посвященный Шишкину. Происходил художник из древнего вятского рода Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина.

Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, поступил в Императорскую Академию художеств. Уже в первый год его пребывания в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга. В 1858 году он получил большую серебряную медаль за вид на острове Валааме, в 1859 году — малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей Санкт-Петербурга и, наконец, в 1860 году — большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме.

Приобретя вместе с этой последней наградой право на поездку за границу, он отправился в 1861 году в Мюнхен. Затосковав по отечеству, в 1866 году вернулся в Санкт-Петербург, путешествует по России, пишет картины, создает выставки. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Проработал на посту недолго. Он умер скоропостижно в Петербурге 8  марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного рисовальщика. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений.

Leave a Reply