Разное

Описание картины аркадия рылова зеленый шум – Работа с картиной А. Рылова «Зелёный шум». Сравнительный анализ двух картин Аркадия Рылова «Зелёный шум» и Клода Моне «Прогулка».

Урок работы с картиной А.Рылова «Зелёный шум» лит.чт.3 кл

Урок 25. РАБОТА С КАРТИНОЙ

Задачи урока:

– Произвести сравнительный анализ двух живописных произведений, посвященных разным темам, но проникнутых сходными впечатлениями и переживаниями авторов.– Формировать понимание содержательности названия живописного произведения.

Пособия для урока: Учебники «Русский язык», ч. 2 (с.21–23), «Литературное чтение» .

I. Упражнение 8. Учитель просит детей найти в учебнике «Литературное чтение» в

«Музейном Доме» картину Аркадия Рылова «Зеленый шум».Ученики рассматривают репродукцию.

II. Вместе с учителем дети обсуждают вопросы к репродукции.

Примерные ответы на вопросы.

1. Художник видит только то, что перед его глазами, или и то, что очень далеко от него?Школьники обнаружат, что вдалеке за рекой (на заднем, дальнем плане картины) видны речные притоки, островки суши между ними и угадывается линия горизонта. Таким образом,понятно, что взгляд художника простирается вдаль.

2. Какое время года изобразил художник? Какие деревья он написал?Судя по густой листве деревьев, художник изобразил разгар лета. На переднем плане картины изображена, по одной версии, сосна (мы видим только ее коричневато-оранжевый ствол). Подругой версии, изображена не сосна, а береза: нижнюю часть ее ствола освещение окрашивает в сиреневокоричневый цвет, а верхняя часть ствола этого дерева и его правая боковая веткапоказывают, что это все-таки береза. Поодаль от этого большого дерева – молодые тонкие березки, чуть дальше влево – большая береза с пятнистым черно-белым стволом,

а еще дальше в центре – елочки.

Примечание. Важно, чтобы дети внимательно рассматривали картину, зрительно путешествовали по ее пространству, вглядывались в детали и старались дать как можно более подробную характеристику каждому образу. Нужно объяснить школьникам, что использовать такие понятия, как передний, средний и дальний план картины желательно только при необходимости (для того чтобы все могли представить местоположение того или другого объекта). В устном илиписьменном сочинении по картине этими терминами лучше не пользоваться.

3. Как тебе кажется, день солнечный или пасмурный, жаркий или прохладный, ветреный или тихий?Школьники скажут, что день солнечный, жаркий, но ветреный. Попросите их обосновать свой ответ. Важно, чтобы дети еще раз внимательно вгляделись в детали картины и заметили, как ярко, контрастно освещена трава и облака.

4. Что помогает тебе увидеть ветер? (Обрати внимание на ветви и листья деревьев, на плывущие по небу облака.)

5. «Попутешествуй» по картине. Для этого представь себе, как полетит березовый листочек, подхваченный ветром.Постарайтесь, чтобы дети заметили, что кроме гонимых ветром плотных облаков и развевающихся ветвей деревьев свидетельством ветреной погоды является то, как натянутыпаруса лодочек, быстро плывущих по реке. Этот блок вопросов позволяетшкольникам почувствовать движение, которым проникнута картина, и зрительно «освоить» ее пространство.

6. Понимаешь, о чем говорится в названии картины? Как ты думаешь, название картины выражает ее тему или главное впечатление художника?Школьники догадаются, что в названии картины речь идет о шелесте зеленых листьев, которые развеваются на ветру.Название картины «Зеленый шум» выражает одно из впечатлений художника, точнее, его звуковое впечатление от ветреного летнего дня.

7. Вернись к картине французского художника Клода Моне «Прогулка» и сравни ее с картиной Аркадия Рылова. Где находился французский художник, когдрисовал даму с ребенком, – на возвышении или в низине? А где находился русский художник, когда писал свой пейзаж?Картина Клода Моне написана с точки зрения снизу, то есть французский художник находился в низине и смотрел снизу вверх. От этого фигура женщины кажется возвышающейся над землей и заслоняет собой часть неба. Пусть дети обратят внимание на то, как написан зонт, и представят себе, с какой точки зрения можно его так увидеть. Можно также объяснить детям, что точку зрения снизу в живописном произведении иногда «называют» «лягушачьей» перспективой.Русский художник писал свой пейзаж, стоя на возвышении (чуть выше деревьев, которые

изображены на первом плане), что позволило ему показать уходящие к горизонту дали. Можносказать школьникам, что такой взгляд сверху вниз называют «орлиной» перспективой.

8. Художники изобразили одно и то же время года или разное? Похожа ли погода в их картинах? В чем же это сходство?

Смысл этих вопросов в том, чтобы школьники обнаружили, что на обеих картинах изображен солнечный ветреный летний день.

9. Рассмотри, как падает тень от фигуры дамы на картине Моне. Сможешь определить, с какой стороны расположено солнце?

А теперь обрати внимание, как падают тени от деревьев на картине Рылова. Определи, с какой стороны светит солнце.Знания, которые дети получили на уроках по «Окружающему миру», помогут им определить, что на картине Клода Моне солнце расположено позади фигур, чуть справа, а на картине Рыловасолнце находится перед деревьями (как бы со стороны зрителя) слева.

10. Видно ли на картине Клода Моне, в какую сторону дует ветер? А из чего видно направление ветра на картине Аркадия Рылова?Судя по тому, в какую сторону наклоняется трава, и по тому, как закручивается юбка вокруг женской фигуры, ветер на картине Клода Моне дует справа налево. А направление ветра на картине Аркадия Рылова видно из того, как развеваются ветви деревьев и как наполняются ветром паруса лодочек, плывущих по реке. Ветер на картине русского художника дует, наоборот, слева направо.                                    11. Ты можешь услышать шум ветра в этих картинах – услышать те звуки, которыми он наполнен? А почувствовать запахи, которые ветер принес?Глядя на картину «Зеленый шум», можно услышать шелест листьев, почувствовать запах травы и цветов, ощутить влажный речной воздух, который приносит ветер. Услышать ветер на

картине «Прогулка» можно в шелесте развевающейся на ветру и закручивающейся юбке, а также в трепетании натянутой ткани зонта, которую напрягают потоки воздуха. Когда смотришь накартину французского художника, можно представить себе, что ветер несет запах прогретой травы, полевых цветов и, возможно, легкий запах дамских духов.

12. Какими похожими впечатлениями делятся с нами художники?Оба художника делятся с нами ощущением простора, больших воздушных пространств, которое удается передать путем изображения ветра. В первом случае (у Рылова) ощущение простора возникает благодаря тому, что изображение ветра на первом плане сочетается с большим обзором, а во втором случае (у Моне) – благодаря тому, что две трети картины занимает изображение неба. В обеих картинах все вокруг наполнено движением. Оба художника делятся впечатлением свежести и свободы, которые вызваны солнечным летним днем, одновременно жарким и ветреным.

 

 

Сочинение по картине Рылова Зеленый шум (описание)

Зеленый шум

Аркадий Рылов – выдающийся русский художник-пейзажист родился в 1870 году. Его полотна удивляют своим настроением и красотой, тем самым радуют не только зрителей а и самого исполнителя. Рылов родился в пути (его родители направлялись в Вятку) и большую часть своей жизни проживал на Севере и всю красоту тех мест с любовью вложил в свои картины, а полотно «зеленый шум», над которым он работал целых два года, прославило художника. Он передал не только невероятную красоту своих родных мест, а и звук, характер, гармонию и мысли. В 1904 году было создано уже три экземпляра, и все они находятся в русских музеях.

Первое, что бросается в глаза, глядя на этот шедевр так это яркость, красочность, насыщенность. Чистое голубое небо, украшено белоснежными тучками, придают контраста темно-зеленым деревьям и синеве воды. Картина всем своим видом передает жизнь и молодость, не смотря на изображенные деревья которым ни один десяток лет.

Автор написал чудесный пейзаж солнечного дня. Вид открывается сверху, с горы, на которой растут большие могучие деревья, а внизу течет широкая извивистая река , а по ней плавают белые парусники. За счет не четких изображений травы и крон деревьев видно, что дует сильный ветер изо всех сил гнет ветви, создавая шум.

Смотря на картину, складывается впечатление, что я нахожусь на той полянке и смотрю на реальную, а не на рисованную красоту природы. Вдыхаю свежий воздух, чувствую запах свежей травы, ароматы мелких, но душистых цветов и слышу песню шелестящей листвы.
Название же этому полотну дал Богаевский, который был приглашен одним из первых вместе с Куинджи, оценить картину. Взглянув впервые на нее, он начал цитировать стихотворение Некрасова «Зеленый шум» слова, которого идеально подходят к пейзажу, так и осталось присвоенное название.

Другие интересные картины

Интересные сочинения по картинам

Рылов, Аркадий Александрович — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 июня 2019; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 июня 2019; проверки требуют 2 правки. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Рылов.

Арка́дий Алекса́ндрович Рыло́в

(17 [29] января 1870, Истобенск, Вятская губерния — 22 июня 1939(1939-06-22)[1][2], Ленинград[1]) — русский и советский художник — живописец-пейзажист, график и педагог.

Член объединений «Мир искусства», «Союз русских художников», АХРР, член-учредитель Ленинградского Союза художников, профессор Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935).

Аркадий Александрович Рылов родился в Истобенске[3]; вырос в семье отчима — нотариуса (родной отец был психически болен). Брат Германа Александровича Рылова — преподавателя музыки, пианиста и основателя Первой пролетарской музыкальной школы в Вятке (ныне Первая детская музыкальная школа г. Кирова).

Учился в Санкт-Петербурге, сначала в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица (1888—1891) и у Константина Крыжицкого. Затем служба в армии. После учился в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств у А. И. Куинджи (1894—1897). Участвовал в создании объединений «Мир искусства», Союз русских художников. С 1915 года — академик живописи.

В окрестностях Петербурга и в Финляндии им были созданы десятки картин и эскизов в характерной для него цветовой гамме. Кроме того, А. А. Рылов успешно работал как художник-иллюстратор и писал эссе о природе.

А. А. Рылов был председателем Общества художников имени А. И. Куинджи.

С 1902 года вёл «класс рисования животных» в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств[4], с 1917 года преподавал в Академии художеств (профессор с 1918 года). Сотрудничал в журнале «Чиж».

После революции Рылов продолжал активно заниматься творческой и педагогической работой. А. А. Фёдоров-Давыдов называл Рылова «выдающимся советским пейзажистом», а его картину «В голубом просторе» (1918, ГТГ) рассматривал в ряду «тех произведений, с которых принято обычно начинать историю советской живописи».[5] После образования в 1932 году ЛОССХ Рылов участвовал во всех его крупнейших выставках, начиная с Первой выставки ленинградских художников 1935 года.[6] Его работы во многом определяли многогранный облик ленинградской пейзажной живописи 1920—1930-х годов.[7]

В качестве профессора ЛИЖСА Рылов внёс большой вклад в подготовку новых поколений художников, оказав прямо или опосредованно влияние на состояние и развитие советской пейзажной живописи в последующие десятилетия. Достаточно сказать, что среди его учеников были такие известные мастера этого жанра как А. М. Грицай, Б. В. Щербаков, Н. Е. Тимков. Своим «учителем» и «любимым художником» называет Рылова известный ленинградский и петербургский художник Н. Н. Галахов, чья учёба в ЛИЖСА и последующее творчество в жанре пейзажа пришлись уже на послевоенные десятилетия.[8][9]

Наибольшую известность получили картины Рылова «Зелёный шум» (1904)[10], «В голубом просторе» (1918) и «В. И. Ленин в Разливе в 1917 году» (1934)[11]. Другие его работы:

  1. 1 2 3 4 Рылов Аркадий Александрович // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
  2. 1 2 Arkadi Aleksandrovich Rylov
  3. ↑ Ныне — в Оричевском районе Кировской области.
  4. ↑ Дом художников на Большой Морской. Автор—составитель Ю. М. Иваненко. СПб, 2011. С. 21.
  5. Фёдоров-Давыдов, А. А. Русское и советское искусство. Статьи и очерки. М.: Искусство, 1975. С. 500—501.
  6. ↑ Каталог первой выставки ленинградских художников. Л.: ГРМ, 1935.
  7. ↑ Живопись первой половины XX века (Н—Р) / Альманах. Вып. 404. СПб.: Palace Editions, 2013. С.243—254.
  8. Галахов, Н. Н. Это Родина моя. СПб: Арт-Центр, 2009. С. 26.
  9. А. Васильева. Ода величественной красоте Русского Севера. Николай Галахов / Современный художник, 2014, № 2. С. 70.
  10. ↑ Зелёный шум
  11. ↑ В голубом просторе
  12. ↑ О присвоении Вятскому художественному училищу имени А. А. Рылова / Постановление администрации Кировской области от 23.11.1998 N 476
  • Фёдоров-Давыдов А. А. Пейзаж в русской живописи XIX — начала XX века // Искусство. — 1957. — № 1.
  • Фёдоров-Давыдов А. А. Картина А. Рылова «В голубом просторе» // Искусство. — 1957. — № 8.
  • Фёдоров-Давыдов А. А. А. А. Рылов. — М.: Сов. художник, 1959. — 220 с.
  • Фёдоров-Давыдов А. А. Русское и советское искусство: Статьи и очерки. — М.: Искусство, 1975.
  • Дом художников на Большой Морской / Автор—составитель Ю. М. Иваненко. — СПб., 2011.
  • Живопись первой половины XX века (Н—Р) / Альманах. — СПб.: Palace Editions, 2013. — Вып. 404.

Сочинение по картине А. А. Рылова «Зелёный шум»

Сочинение по картине А. А. Рылова «Зелёный шум»

Выдающийся русский художник Аркадий Алексан­дрович Рылов родился в 1870 году. Детство и юность художника прошли на севере, в Вятке. Здесь несла свои воды широкая река, было много лесов, озёр. Красота и гармония природы восхищала юношу. Он подолгу бродил по лесу, наблюдал за красотой и ве­ликолепием окружающего мира. Рылов учился в Пе­тербургской академии художеств, занимался в ма­стерской известного пейзажиста Архипа Ивановича Куинджи.

Именно Куинджи оказал значительное влияние на формирование личности и мировоззрение молодого •художника. В произведениях, которые были написаны Рыловым после окончания учёбы, было очарование северной лесной природы. Это были «пейзажи настро­ения», характерные для творчества многих художни­ков.

Талантливый русский художник Михаил Василье­вич Нестеров так охарактеризовал Рылова: «Прелесть картин Рылова крылась в их внутренней и внешней красоте, в их «музыкальности», в тихих, ласкающих, или стихийных, бурных переживаниях природы. Его таинственные леса с шумами лесных их обитателей дышат, живут особой, чарующей жизнью. Его моря, реки, озёра, небо ясное, сулящее на завтра «вёдро», или небо с несущимися куда-то облаками — беду су­лит — всё, всё у Рылова в действии, всё динамично — радость жизни сменяет её драму. Тёмный бор полон тревоги, бурные берега Камы, быть может, кому-то несут гибель. Осенний перелёт птиц за далёкие моря переживаем, как личную утрату ясных дней. Всё у Ры­лова полно значения, и он нигде, ни в какой мере не равнодушен к смыслу, к совершающимся таинствам природы и её обитателей. Он поёт, славит и величает Родину-мать… Рылов не просто «пейзажист», он, как Васильев, как Левитан, глубокий задушевный поэт. Он родной нам, он дорог нам, ибо Рыловых природой отпускается очень, очень скупо…»

За свою жизнь Аркадий Александрович Рылов создал множество удивительных картин. Но самыми известными из них являются пейзажи «Зелёный шум» и «В голубом просторе».

Картина «Зелёный шум» была написана в 1904 го­ду. Над этим произведением А. А. Рылов работал два года. Во время работы художник использовал опыт наблюдения натуры, а также этюды, которые были им сделаны в окрестностях Петербурга и Вятки. Было создано три экземпляра этой картины. Пер­вый находится в Русском музее, второй — в Москве, в Третьяковской галерее. Третий экземпляр находится в Музее русского искусства в Киеве.

Картина обращала на себя внимание зрителей буй­ством свежих ярких красок. Художник изобразил лес во всём его великолепии. Сам художник писал в сво­их воспоминаниях: «Я очень много трудился над этим мотивом, несколько раз всё перекомпоновывая и пе­реписывая, стараясь передать ощущение от весёлого шума берёз, от широкого простора реки. Жил я летом на крутом, высоком берегу Вятки, под окнами шуме­ли берёзы целыми днями, затихая только к вечеру; протекала широкая река; виднелись дали с озёрами и лесами. Оттуда поехал в имение к ученице. Там ал­лея старых берёз, идущая от дома в поле, тоже всегда шумела. Я любил ходить по ней и писать и рисовать эти берёзы. Когда я приехал в Петербург, то в ушах у меня остался этот «зелёный шум»…»

Очень интересна история о том, как картине бы­ло дано название. Когда произведение было готово, Рылов показал его известным художникам Архипу Ивановичу Куинджи и Константину Фёдоровичу Бо­гаевскому.

И когда Богаевский впервые увидел картину, то стал декламировать стихотворение Некрасова «Зелё­ный шум». Так картине было дано название «Зелёный шум». На самом деле строки Некрасова подходят к этому полотну как нельзя лучше.

Идёт-гудёт Зелёный Шум,

Зелёный Шум, весенний шум!

Играючи, расходится Вдруг ветер верховой:

Качнёт кусты ольховые,

Подымет пыль цветочную,

Как облако: всё зелено,

И воздух и вода!

Идёт-гудёт Зелёный Шум,

Зелёный Шум, весенний шум!

Однажды художник К. Ф. Богаевский шутливо сказал о произведении: «Картину писал Аркадий Александрович Рылов, а «Зелёный шум» — это моё изобретение».

Когда мы смотрим на картину Рылова, у нас со­здаётся впечатление, что мы стоим на возвышении, а перед нами открывается река, на которой лодки с парусами. Возле реки много деревьев. День ясный и ветреный. Небо чистое, нежно-голубое, на нём разноцветные облака. Их освещают солнечные лу­чи, поэтому облака становятся белыми, розовыми, лиловыми.

Листва деревьев тоже освещена солнечными лу­чами. Она блестит и переливается. Создаётся впе­чатление, что листва движется, живёт, трепещет под порывами ветра. Природа на картине выглядит силь­ной, живой и очень гармоничной. Сильный ветер заставляет деревья гнуться. Кажется, будто мы слы­шим завывания ветра. Молодые берёзки выглядят такими хрупкими и беззащитными. Они вот-вот уле­тят туда, куда унесёт их ветер. Взрослые деревья выглядят более крепкими. Они уже стоят не один десяток лет, они сильны и могучи. Ветер не страшен им.

По широкой темно-синей реке несутся маленькие лодочки. Ветер надувает паруса, и лодочки мчаться куда-то вдаль. Они кажутся такими лёгкими и неве­сомыми.

Несомненная заслуга художника в том, что он умел показать поэзию и красоту самых обычных картин природы. Нужно иметь настоящий талант живописца, чтобы увидеть и осознать гармонию и ве­ликолепие пейзажей. Впечатления, которые останутся незамеченными большинством людей, для настоящего художника имеют огромное значение.

Картина «Зелёный шум» вызывает восхищение зрителей. На картину хочется смотреть, не отрываясь. Это ни с чем несравнимое ощущение — живая, перво­зданная красота природы, которая открывается перед нами во всей своей самобытности. Многообразие жи­вого мира природы, её изменчивость и подвижность — всё это есть в картине великого художника. Каждая деталь картины — ветер, солнечные лучи, кучевые облака, волны, листва — выглядят удивительно реаль­ными и правдоподобными. В картине нет статичности, отчётливо ощущается движение. Кажется, что мы слышим шум леса, ощущаем свежесть воздуха и аро­мат листвы.

Рылов аркадий александрович зеленый шум. Сочинение по картине А.А. Рылова «Зелёный шум

Зеленый шум

Аркадий Рылов – выдающийся русский художник-пейзажист родился в 1870 году. Его полотна удивляют своим настроением и красотой, тем самым радуют не только зрителей а и самого исполнителя. Рылов родился в пути (его родители направлялись в Вятку) и большую часть своей жизни проживал на Севере и всю красоту тех мест с любовью вложил в свои картины, а полотно «зеленый шум», над которым он работал целых два года, прославило художника. Он передал не только невероятную красоту своих родных мест, а и звук, характер, гармонию и мысли. В 1904 году было создано уже три экземпляра, и все они находятся в русских музеях.

Первое, что бросается в глаза, глядя на этот шедевр так это яркость, красочность, насыщенность. Чистое голубое небо, украшено белоснежными тучками, придают контраста темно-зеленым деревьям и синеве воды. Картина всем своим видом передает жизнь и молодость, не смотря на изображенные деревья которым ни один десяток лет.

Автор написал чудесный пейзаж солнечного дня. Вид открывается сверху, с горы, на которой растут большие могучие деревья, а внизу течет широкая извивистая река, а по ней плавают белые парусники. За счет не четких изображений травы и крон деревьев видно, что дует сильный ветер изо всех сил гнет ветви, создавая шум.

Смотря на картину, складывается впечатление, что я нахожусь на той полянке и смотрю на реальную, а не на рисованную красоту природы. Вдыхаю свежий воздух, чувствую запах свежей травы, ароматы мелких, но душистых цветов и слышу песню шелестящей листвы.
Название же этому полотну дал Богаевский, который был приглашен одним из первых вместе с Куинджи, оценить картину. Взглянув впервые на нее, он начал цитировать стихотворение Некрасова «Зеленый шум» слова, которого идеально подходят к пейзажу, так и осталось присвоенное название.

  • Сочинение по картине Ромадина Село Хмелевка 9 класс (описание)

    Картина была написана Ромадиным в 1944 году в Поволжье. Перед нами предстает деревушка с говорящим названием Хмелевка, будто сокрытая Господом Богов в этом уединенном и невидимом для глаз месте

  • Сочинение по картине Портрет А.П. Струйской Рокотова

    В картинах Рокотова всегда присутствовала некая харизма и обаяние со стороны модели для картины. По картинам видно, что при их написании автор старался как больше внимания уделять именно лицу и взгляду и как меньше всему остальному

  • Сочинение по картине Ромадина Первое цветение (описание)

    На первый взгляд, картина кажется серой и унылой. Но стоит лишь повнимательней на нее посмотреть и можно увидеть то, что художник пытался передать.

  • Сочинение по картине Грабаря Зимний пейзаж, 6 класс (описание)

    Какой чудесный вид увидел знаменитый художник своими чрезвычайно необычными глазами и сумел отобразить это, используя уникальное сочетание тонов!

  • Сочинение по картине Девочка у окна. Зима Дейнеки

    Одной из моих любимых картин А.А. Дейнеки является полотно «Зима. Девочка у окна». Данная картина была написана в 1931 году к стихотворению Н. Асеева «Кутерьма» в рамках работ гражданско-лирической линии.



«Зеленый Шум». Стихотворение Некрасова и картина А.А.Рылова

Один из художественных критиков 19 века, А.Шкляревский, тонко подметил, что изображая на холсте зелень, живописец должен воссоздать ее не только однотонной зеленой краской. При ударе солнечных лучей хлорофилл отражает теплые тона – желтый и красный. Наоборот, та сторона зелени, которая находится в тени, излучает холодные – синие и голубые тона.
В 1904 году появилась картина «Зеленый Шум». Она поразила всех изобилием новых, свежих лесных красок. Ее автор, Алексей Александрович Рылов, показал зеленый убор леса в его трепетно-живой прелести с многообразием тех красок и цветовых тонов, о которых говорил Шкляревский. Казалось, что в строгие залы Русского музея, называвшегося тогда Музеем императора Александра III, с этой картины и вправду вместе с пронизывающим ветром ворвался зеленый шум.

Когда Н.А.Некрасов написал стихотворение «Зеленый Шум», он сделал к нему примечание: «Так народ называет пробуждение природы весной». Вспомним стихотворение:

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!

Играючи расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако: всё зелено:
И воздух и вода!

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!

А теперь посмотрим на картину Рылова. Зритель словно стоит на возвышенности, с которой открывается широкий вид на пойму темно-синей реки с парусами лодок. Рядом с ним шумят старые, молодые и совсем юные деревья. День, как видно, выдался ветреный. По чистому весеннему, нежно-бирюзовому небу несутся кучевые облака. Белые, лиловые, розовые – они освещены невидимым на картине, но где-то близко сверкающим солнцем. От этого и листва деревьев светится по-разному. Она будто осыпана блестящими или драгоценными камнями – это перевернулись от ветра сотни трепещущих, пляшущих листочков.
На солнечной стороне листва светится теплыми – зелеными и желтоватыми бликами, на темной – погружена в холодную гамму темно-зеленых, почти черных тонов.
Вся природа ликует. Она преисполнена силы и свежести. По русской земле идет-гудет Зеленый Шум… Деревь

Работа с картиной А. Рылова «Зелёный шум». Сравнительный анализ двух картин Аркадия Рылова «Зелёный шум» и Клода Моне «Прогулка».

Тема урока: Работа с картиной А. Рылова «Зелёный шум». Сравнительный анализ двух картин Аркадия Рылова «Зелёный шум» и Клода Моне «Прогулка».

Цели деятельности учителя:

  1. Продолжить работу над произведениями живописи;

  2. Учить чувствовать и понимать те переживания, которыми делиться с нами художник;

  3. Показать содержательность картины не только в содержании, но и в названии;

  4. Развивать устную речь учащихся, наблюдательность.

Тип урока : изучение нового материала

Планируемые образовательные результаты:

Личностные результаты:

Проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Метапредметны результаты:

Познавательные УУД:

-сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям;

-находит необходимую информацию в предложенной учителем дополнительной литературе;

-умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы.

-определяет главное впечатление художника.

Регулятивные УУД:

учится высказывать своё предположение,

-умеет работать по предложенному плану, используя необходимые инструменты.

-оценивает выполнение действия, ориентируясь на его содержательные основания.

Коммуникативные УУД:

-правильно выстраивает предложения;

-обосновывает высказанное суждение;

-старается договариваться, уступать, находить общее решение при работе в группе.

Предметные результаты:

Научиться почувствовать и понять те переживания, которыми делится с нами художник.

Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный; фронтальная, групповая и парная работы.

Оборудование: проектор, мультимедийная установка, компьютер.

Ход урока

  1. Организационный момент

— На улице сегодня тепло и солнечно, и мне бы хотелось, что бы также солнечно и тепло было на нашем уроке.

2. Актуализация знаний

Продолжи предложение (слайд 2).

1. Произведение живописи в красках называется … (картина).

2. Картина, воспроизведённая типографским способом, называется … (репродукция).

3. Рисунок в тексте книги, журнала, сопровождающий изложение или поясняющий содержание, называется … (иллюстрация).

4. Пейзажем называется изображение … (природы, вида на картине, рисунке, а также описание природы в литературном произведении).

5. Художник, который пишет пейзажные картины, называется … (пейзажист).

— Исходя из тех слов, которые мы дополнили, какая тема нашего урока? (Работа с картиной.)

-Как называется художник, который изображает природу?

— Что у нас находится в Музейном Доме? ( Репродукции.)

— А в музее? (Картины.)

— А в тексте русского языка? (Иллюстрации.)

3. Постановка темы и целей урока.

— Откройте учебник на стр. 21 и прочитайте тему урока (слайд 3).

— Исходя из темы урока, чему мы будем учиться?

Начнем мы работу с репродукции картины Аркадия Рылова «Зелёный шум». Так же будем проводить сравнительный анализ картин Аркадия Рылова «Зелёный шум» и Клода Моне «Прогулка».

— Какие цели мы можем поставить на сегодняшний урок? (Слайд 4)

— Познакомиться с биографией Аркадия Рылова;

— Проводить сравнительный анализ картин;

— А третью задачу придумайте каждый сам для себя.

4. Слово о художнике Аркадии Александровиче Рылове.

В историю русской живописи А. А. Рылов вошел прежде всего как автор двух прославленных пейзажей — «Зеленый шум» и «В голубом просторе», хотя наследие оставил большое и очень высокого художественного уровня.

В 1904 г. появился «Зеленый шум». Над картиной художник работал два года, писал ее в мастерской, используя опыт наблюдения натуры и массу этюдов, сделанных в окрестностях Вятки и Петербурга.

Он вообще любил весь живой мир, и этот мир платил ему тем же. Его любили птицы и звери, и проявления такой любви и доверия вызывали удивление окружающих. В своей мастерской он устроил уголок леса. Тут без клетки жили птицы — зарянки, крапивники, корольки, поползни, чайка, кулик-бекас… Он их покупал на рынке или где-нибудь подбирал, больных и ослабевших, выхаживал, выкармливал, а по весне отпускал на волю. Здесь же было два муравейника. У Рылова жили еще зайцы, белки, мартышка Манька и другие животные. Не боялись его и многие пугливые звери и птицы, без страха приходили и прилетали в его летнюю лесную мастерскую. «Рыловых природой отпускается очень, очень скупо», — писал друг художника М. В. Нестеров.

  1. Восприятие картины. «Вход» в картину. (Слайд 5)

— Давайте вспомним с вами уроки окружающего мира на тему «Органы чувств».

— Кто мне напомнит, что такое «органы чувств»?

— Сколько всего органов чувств? Назовите их. (Слайд 6)

— Что мы можем услышать, понюхать, попробовать, до чего дотронуться, что увидеть?

— Сейчас я вам предлагаю стать маленькими исследователями и поиграть в игру «Тренируй свои чувства».

Игра «Тренируй свои чувства».

— У вас на партах стоят тарелочки, на которых лежат разные объекты, которые мы будем исследовать. Попробуйте кусочек яблока.

-Что вы ощутили на вкус?

— Возьмите в руки шишку и ощутите, какая у неё поверхность. Что ощутили?

— Возьмите в руки веточку ели и поднесите к носу. Какой аромат?

— Свой орган слуха мы проверим с помощью музыки. Закройте глаза и попробуйте представить картину, которая возникает во время прослушивания. (Прослушивание мелодии Антонио Вивальди «Времена года» «лето».)

— Какие звуки можно было услышать?(Приближающейся грозы, шум листвы, плеск воды…)

— Приятно было слышать? Мы максимально настроили все свои органы чувств.

— А сейчас скажите, что вы видите своим органом зрения?

-А теперь мы переходим к следующему этапу. Все мы сегодня будем волшебниками. Мы войдем в картину и ощутим каждый объект определённым органом чувств.

— Возьмите учебник литературного чтения, и откройте картину «Зелёный шум » Аркадия Рылова. У кого нет учебника, может смотреть на слайд. (Слайд 7)

-Какие объекты вы видите на картине? У каждого волшебника есть свои слова-помощники: на картине можно увидеть, можно потрогать, можно услышать, можно понюхать.

6. Анализ картины.

— Посмотрите на картину внимательно и ответьте на вопросы.

— Художник видит только то, что пред его глазами, или и то, что очень далеко от него? (Художник видит то, что очень далеко от него, судя потому, что на заднем плане нарисовано озеро и поля.)

— Какое время года изобразил художник? (Художник изобразил первые дни осени, когда деревья начинают скидывать с себя листья, листья начинают менять свой окрас, когда ветер начинает дуть еще сильнее, чем обычно, это еще по темному цвету облаков).

— Мы, волшебники, использовали какого помощника? (Можно увидеть).

— Какие деревья написал художник в этой картине? (Берёзы, ели, дуб).

— Как вам кажется день изображен на полотне художника солнечным или пасмурным, жарким или прохладным, ветреным или тихим? (День изображен солнечным и немного пасмурным, прохладным, так как на картине изображен ветре.)

— Ребята скажите, что вам помогает увидеть и ощутить ветер? (Помогают увидеть ветер облака, как он их гонит, как наклоняются ветви от ветра, и как от ветра с деревьев сыпятся листья).

— А теперь представьте себе, как полетел берёзовый листочек, подхваченный ветром. Давайте сейчас возьмем свои листочки и подуем на них. Мы, волшебники, использовали какого помощника? (Можно потрогать).

— Ребята, о чём говорится в названии картины? ( В названии картины говорится о том, как ветер наклоняет ветви деревьев, как он срывает листья).

— Как вы думаете, название картины выражает её тему или главное впечатление художника? (Название картины полностью выражает её тему и главное впечатление художника).

7. Сравнительный анализ двух картин.

— Ребята, давайте вернёмся к картине прошлого урока « Прогулка» художника Клода Моне и сравним её с картиной Аркадия Рылова. (Слайд 8 )

— Где находился французский художник, когда рисовал даму с ребёнком — на возвышении или на низине? (Художник находился во время написания картины в низине, так как дама с ребёнком находятся на возвышении).

-А где находился русский художник, когда писал свой пейзаж?(Русский художник находился на возвышении во время написания пейзажа, так как пейзаж изображен на картине немного ниже).

— Художники изобразили одно и то же время года или разное? (Художники изобразили на картинах одно время года).

— Похожа ли погода в их картинах? (Похожа).

— В чём же это сходство? (Это сходство в цвете облаков, в цвете травы, в ветре который быстро несет облака).

— Рассмотри, как падает тень от фигуры дамы на картине Моне. Сможешь определить, с какой стороны расположено солнце? (Солнце расположено над головой дамы с правой стороны).

— А теперь обрати внимание, как падают тени от деревьев на картине Рылова. Определи, с какой стороны светит солнце. (Солнце светит с левой стороны).

— Видно ли на картине Клода Моне, в какую сторону дует ветер? (На картине Клода Моне видно, что ветер дует справа налево).

— А как узнать о направлении ветра на картине Аркадия Рылова? (Направление ветра можно увидеть по кронам деревьев, он дует слева на право).

— Так как мы с вами сегодня волшебники и находимся в картине, то можем услышать шум ветра – услышать звуки, которыми он наполнен?

— А почувствовать запахи, принесённые ветром?

— Какими похожими впечатлениями делятся с нами художники?

Физминутка

8. Зачитывание сочинений по картине Клода Моне «Прогулка».

— На прошлом уроке вы написали сочинение по картине Клода Моне «Прогулка». Кто хочет зачитать?

9. Закрепление пройденного материала.

1). Работа в группах.(Слайд 9)

Задание 1,2,3 группе.

Назовите чувства, характер картины Аркадия Рылова «Зелёный шум». На листах записаны названия чувств – выберете только те, которые испытываете вы, когда смотрите на картину.


Волнение

Беспокойство

Испуг

Грусть

Восхищение

Радость

Восторг

Удивление

Интерес

Задание 1 группе. (Слайд 10)

Вставьте подходящие по смыслу слова в предложениях.

  1. Художник выбрал ______________ уголок природы.

  • уютный

  • красивый

  • тихий

  1. В этой картине Аркадий Рылов сумел создать атмосферу ____________________________.

  • печали и грусти

  • движения и полёта

  • радости и восхищения

  1. Картина вызывает чувство ___________________ русской природой.

  • восхищения

  • летнего праздника

  • уныния и тоски

Задание 2 группе.

Работа с деформированным текстом. Использования платформы LearningApps.org

ВПИШИТЕ В ПРОПУСКИ ПОДХОДЯЩИЕ ПО СМЫСЛУ СЛОВА:

На картине ___________________»Зелёный шум» изображен ветреный ____________день. Деревья, стоящие на крутом берегу, так и гнутся под__________________________________________. Их _____________шумит и трепещет. Тоненькие молодые _______________как будто хотят оторваться от земли и улететь вместе с ветром, но им не разрешают взрослые деревья. Облака просят мать-березу отпустить детей, но она не соглашается. Деревья шумят и спорят все_____________________

_________________________.

На втором плане маленькие _________________под парусами несутся по широкой реке. Сильный ветер несет их легко, будто_______________________. Даже облака не могут их догнать.

Эта картина вызывает у меня чувство ____________________природой, ее красотой и могуществом.

 Слова для справок: летний, листва, Аркадия Рылова, порывами сильного ветра, перышки, березки, громче и громче, лодочки, восхищения.

Образец текста.

На картине Аркадия Рылова «Зелёный шум» изображен ветреный летний день. Деревья, стоящие на крутом берегу, так и гнутся под порывами сильного ветра. Их листва шумит и трепещет. Тоненькие молодые березки как будто хотят оторваться от земли и улететь вместе с ветром, но им не разрешают взрослые деревья. Облака просят мать-березу отпустить детей, но она не соглашается. Деревья шумят и спорят все громче и громче.

На втором плане маленькие лодочки под парусами несутся по широкой реке. Сильный ветер несет их легко, будто перышки. Даже облака не могут их догнать.

Эта картина вызывает у меня чувство восхищения природой, ее красотой и могуществом.

Задание 3 группе.


ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ:

П_йзаж нап_лняет душу чувством восхищения. Художник открывает нам красоту л..тнего дня, призывает нас насл_диться яркими красками скромного п_йзажа. А.А.Рылов сумел с_здать уд_вительно трогательный образ д_рогой сер_цу каждого ру_кого человека родной природы.

2). Выступление групп.

3). Фронтальная работа.

РАССТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ПРАВИЛЬНОМ ПОРЯДКЕ:

Картина Зеленый шум Аркадия Рылова очень интересна и вызывает бурю эмоций.

Хочется любоваться сочными красками, широкой водной гладью, что виднеется на

втором плане, красотой и стройностью берез, чьи ветви развеваются на ветру.

Смотришь на нее и первое ощущение самое прекрасное.

Когда я смотрю на картину, мне кажется, что я нахожусь там, и мое лицо обдают потоки

ветра.

Мой слух наслаждается музыкой, что создает оркестр зеленого шума и дуновения ветра,

а в голове вертятся прекрасные слова из стихотворения Некрасова под одноименным

названием «Зеленый шум».

Я стою на возвышенности и не могу оторвать свой взгляд от надвигающейся стихии.

Картина Зеленый шум Аркадия Рылова очень интересна и вызывает бурю эмоций. Смотришь на нее и первое ощущение самое прекрасное. Хочется любоваться сочными красками, широкой водной гладью, что виднеется на втором плане, красотой и стройностью берез, чьи ветви развеваются на ветру. Когда я смотрю на картину, мне кажется, что я нахожусь там, и мое лицо обдают потоки ветра. Я стою на возвышенности и не могу оторвать свой взгляд от надвигающейся стихии. Мой слух наслаждается музыкой, что создает оркестр зеленого шума и дуновения ветра, а в голове вертятся прекрасные слова из стихотворения Некрасова под одноименным названием «Зеленый шум».

10. Итог урока.

11. Домашнее задание.

Найти стихотворение Николая Алексеевича Некрасова «Зелёный шум». Определить сходство и различие между картиной и стихотворением.

Приложение 1

Физминутка

Приложение 2

ВПИШИТЕ В ПРОПУСКИ ПОДХОДЯЩИЕ ПО СМЫСЛУ СЛОВА:

На картине ___________________»Зелёный шум» изображен ветреный ____________день. Деревья, стоящие на крутом берегу, так и гнутся под__________________________________________. Их _____________шумит и трепещет. Тоненькие молодые _______________как будто хотят оторваться от земли и улететь вместе с ветром, но им не разрешают взрослые деревья. Облака просят мать-березу отпустить детей, но она не соглашается. Деревья шумят и спорят все_____________________

_________________________.

На втором плане маленькие _________________под парусами несутся по широкой реке. Сильный ветер несет их легко, будто_______________________. Даже облака не могут их догнать.

Эта картина вызывает у меня чувство ____________________природой, ее красотой и могуществом.

 Слова для справок: летний, листва, Аркадия Рылова, порывами сильного ветра, перышки, березки, громче и громче, лодочки, восхищения.

Приложение 2

РАССТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ПРАВИЛЬНОМ ПОРЯДКЕ:

Картина Зеленый шум Аркадия Рылова очень интересна и вызывает бурю эмоций.

Хочется любоваться сочными красками, широкой водной гладью, что виднеется на

втором плане, красотой и стройностью берез, чьи ветви развеваются на ветру.

Смотришь на нее и первое ощущение самое прекрасное.

Когда я смотрю на картину, мне кажется, что я нахожусь там, и мое лицо обдают потоки

ветра.

Мой слух наслаждается музыкой, что создает оркестр зеленого шума и дуновения ветра,

а в голове вертятся прекрасные слова из стихотворения Некрасова под одноименным

названием «Зеленый шум».

Я стою на возвышенности и не могу оторвать свой взгляд от надвигающейся стихии.

Приложение 4

ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ:

П_йзаж нап_лняет душу чувством восхищения. Художник открывает нам красоту л..тнего дня, призывает нас насл_диться яркими красками скромного п_йзажа. А.А.Рылов сумел с_здать уд_вительно трогательный образ д_рогой сер_цу каждого ру_кого человека родной природы.

Картины, описание картин — Зеленый шум. 1904

Описани е картины Аркадия Рылова: Зеленый шум.

1904 год, год великих перемен для России, вдали грохочет Русско-японская война, а совсем близко назревает революционная буря, готовая поглотить все вокруг. Именно в этот период Аркадий Рылов пишет свою картину — «Зеленый шум».
На первом плане полотна виднеются деревья, березы и дубы, которые гнуться под порывами начинающейся бури. Стойко стоят старые и клонятся к земле молоденькие деревья, все трепещет и срывается под сильным ветром. На заднем плане виднеется река, на темнеющей глади которой виднеется несколько парусных лодок, которые видимо, пытаются поскорее укрыться от надвигающегося урагана.
Уже появились настоящие громадные тучевые облака, готовые пролиться тяжелыми гроздьями над зеленеющими полями. А даль еще совсем чиста и безмятежна, там нет никаких признаков бури, только здесь, и кажется случайному зрителю, который остановился перед картиной, что он сам ощущает порывы ветра, и первые признаки дождя, запах пыли и срывающихся листьев.
Природа в своей неудержимой ярости прекрасна и восхитительна, она привлекает взор любого, кто посмотрит на картину. Все чисто и ярко, а вдали виднеется такая голубая лазурь, что захватывает дух и волнуется сердце.
Художнику удалось передать всю неописуемую красоту весенней природы, все лучшее, что в ней есть, и доброе и злое, все оттенки и краски, все цвета радуги, все слилось именно здесь на этой картине, чтобы кисть истинного художника могла их запечатлеть. Ведь только с помощью истинного таланта можно нарисовать так красиво, будто это и не рисунок вовсе, а отлично выбранный ракурс для современного фото, потому и восхищаются картиной многие, справедливо полагая, что современность крайне редко рождает подобные таланты. И это действительно так, поскольку век прошлый был золотым, а пред этим был серебряным, а наш же век, пока не заслужил ничего подобного, поскольку нет в нем вторых Аркадиев Федоровых, также как и других писателей.

Leave a Reply