Разное

Народные куклы осенние – Обрядовые тряпичные народные куклы осенние и зимние. Богач с мешком и его жена Зернушка-Курупеничка — куклы-обереги достатка семьи

Содержание

Осенние народные календарные куклы. Календарь народной куклы

Как и все календарные народные куклы, осенние куклы тесно связаны с природными циклами и годовыми циклами сельского труда. Ранняя осень – щедрое и сытое время сбора урожая. Это время подведения итогов, постепенного заверения всех полевых работ. В это время заготавливают грибы, поздние лесные ягоды. Поздней осенью все работы и в поле, и в огороде завершаются. Все, что можно собрать – собрали, что можно было подготовить к будущей весне – приготовили. Засыпает природа, готовясь к долгому зимнему оцепенению. А для сельских жителей наступает пора зимних ремесленных занятий.  А еще осень – традиционное время свадеб. Вот со всеми этими осенними хлопотами и заботами русского крестьянина и связаны осенние календарные куклы.

В статье мы хотим познакомить вас шестью народными куклами: Зерновушка, Рябинка, Десятиручка, Параскева Пятница, Кузьма-Демьян, Неразлучники.

Зерновушка. Календарь народной куклы.

Осенний календарь народных кукол открывает кукла Зерновушка (Крупеничка). Эта кукла – пограничная между летом и осенью. Зерновушка, прежде всего, кукла сбора урожая. Именно во время сбора зерновых культур она и рождалась. Мешочек набивали только что собранным зерном и одевали как куклу. Ставили в красный угол и хранили до следующей весны. Такая зерновая куколка была оберегом на сытость и достаток. Ведь если есть зерно, то все в семье сыты, живы и здоровы.

Конструктивные особенности календарной народной куклы Зерновушка (Крупеничка)

Кукла делалась на основе мешочек с зерном, перетянутого веревочкой. Веревочка условно разграничивала голову и туловище куклы. Затем, куклу обряжали как взрослую женщину. На голову повязывали платок.

Рябинка. Осенняя календарная народная кукла.

Рябинка, как и многие осенние куклы, имеет точную привязку к конкретным числам в календаре народной куклы. Это неделя с 14 по 22 сентября. Время так называемых воробьиных ночей. В это же время начинали собирать и заготавливать ягоды рябины.

Рябину – и древесину и ягоды – считали мощным оберегом от всякой магии и нечисти. Отсюда и функция куклы Рябинка – оберегать дом от зла, сглаза, злого колдовства. Поэтому помещали куклу около входной двери. Саму куклу делали, конечно, обязательно на рябиновом полешке.

Конструктивные особенности календарной народной куклы Рябинка.

Кукла делалась как столбушка. Основа – рябиновая палочка. Лоскутки для одежки подбирают так, чтоб они напоминали о рябине, рябиновых ягодах. Часто делают бусы из настоящих ягод рябины, дают в ручки рябиновую кисть. Ягоды можно положить и в корзиночку в руках куклы.

Десятиручка. Осеняя народная календарная кукла.

Дата куклы Десятиручки в календаре народных кукол – 14 октября. Именно это время – на Покров – считали началом зимнего женского рукоделия. Полевые работы закончились, но работа на селе была всегда. Нужно было и прясть, и ткать, и шить-вышивать, семью одевать. А ведь и повседневные дела никуда не девались: испечь-сварить, постирать-помыть, корову подоить, скотину накормить. Вот и делали такую помощницу в женских работах. А каждую руку за что-нибудь ответственной назначали. Эта ручка поможет мне тонко прясть, а эта ровно шить, а эта щи да кашу варить…

Конструктивные особенности народной календарной куклы Десятиручка.

Основа народной куклы Десятиручка – кувадка. Главная особенность – пять пар рук. Кукла может так же делаться не из ткани, а из необработанного льна, пеньки, лыка. При этом ручки плотно обматывают разноцветными нитками.

Параскева Пятница. Осенняя календарная народная кукла

Еще одна дата календаря народных кукол – 10 ноября, день чествования Параскевы Пятницы, покровительницы женщин и женского рукоделия. Особенным расположением пользовались у Параскевы пряхи. В этот день было принято хвалиться своим рукоделием друг перед другом. Этого дня начинали трепать лен. А на севере России делали куклу Параскеву.

Была Параскева Пятница и покровительницей браков. У нее просили суженого, счастья в семейных делах. Это связано с представлениями о том, что Параскева прядет не нитки, а человеческие судьбы. Вот и просили, чтоб выпряла долю добрую. А какая могла быть добрая женская участь без удачного замужества?

Есть две принципиально разные модели этой народной куклы, которые мы и рассмотрим ниже.

Конструкция календарной народной куклы Параскева. Вариант 1

Кукла делается на деревянной крестовине. На куклу навешивают пряжу, веретенца, прося, таким образом, покровительства в женском рукоделии.

 Конструкция календарной народной куклы Параскева. Вариант 2.

Каргопольская Параскева – совсем иная. Если в первом варианте куколка получается сухопарая, то вторая Параскева – женщина солидная.  Это кукла на основе мешочка, набитого шерстью, льном, лоскутками с своеобразным головным убором.

Кузьма-Демьян. Осенняя календарная народная кукла.

Завершают осенний календарь народных кукол Кузьма-Демьян – 14 ноября. Как и Параскева, они покровители ремесел. И не только женских. Народное поверье связывает их прежде всего с кузнечным делом. Считали, что именно они «куют» ледяные мосты на реках.

Кроме того, Кузьма-Демьян – покровители браков, неразрывности брачных уз.

Ты и скуй нам, Кузьма-Демьян, свадебку!

Чтобы крепко-накрепко, чтобы вечно-навечно.

Конструктивные особенности народной календарной куклы Кузьма-Демьян

Парная кукла на одной общей «руке». Две мужские фигурки сделаны на основе кувадки. Общая ручка не обязательно сделана на жесткой палочке, может быть просто тряпичная, подвижная. Фигурки старались снабдить какими-то атрибутами кузнечного ремесла – фартукам, инструментами.

Неразлучники. Народная свадебная кукла.

Строго говоря, Неразлучники – не совсем календарная кукла. Ведь связана она не с какой-то датой, а только с обрядом бракосочетания. А свадьбы играли весь год. Но Осень – традиционно была самой «урожайной» свадебной порой. Да это и понятно. Страда закончилась, урожай собрали, закрома полны. Теперь добрым пирком да за свадебку!

Народная кукла Неразлучники – символ неразрывности связи супругов, пожелание долгой и счастливой жизни, многочисленного потомства. Провязанная между двумя фигурками веревочка с кисточками – это пожелание деток, которыми в течении первого же года следовало обзавестись молодой паре.

Конструктивные особенности народной куклы Неразлучники.

Неразлучники – парная кукла с женской и мужской фигуркой. Обе фигурки выполнены на основе кувадки. Главная особенность – одна непрерывная рука для двух куколок. Основной цвет – красный.

 

На смену осени торопится зима. О куклах зимних месяцев читайте в статье «Зимние календарные куклы»

Заказать изготовление народных календарных кукол вы можете в нашем магазинчике на Ярмарке мастеров.


Куклы сентября, обереги семейного благополучия и здоровья.

Народные куклы сентября наделены особой силой урожайного периода. Ведь осень это время щедрых даров матушки-земли. Не даром до 1700 года именно с сентября велось летоисчисление. А для школьников и по сей день новый учебный год начинается с сентября.

Календарь народной куклы по месяцам. Сентябрь

Осенние дни подходят для создания народных кукол привлекающих благосостояние, богатство и добро. Осенью также создают обереги на защиту семьи, на помощь хозяйке в домашних делах, помощников в достижении целей.

Каждый праздник имеет свою историю и наделен особой силой. Оберег созданный в «нужную» дату имеет наибольшую силу.

В какие даты делать основные куклы обереги сентября?

Также в эти дни создают свадебные и семейные куклы обереги: неразлучники, семья, мамушка, зольная и другие обрядовые талисманы семейного благополучия. Ведь осень всегда полна на свадебные гулянья, а каждой молодой семье нужны куклы помощники в создании лада и благополучия.

Рассмотрим значение основных кукол сентября.

8 сентября кукла семья и рожаница

Календарь народной куклы по месяцам. Сентябрь

оберег семейного благополучия

Значение мотанок семья и рожаница схоже. Обе призваны защищать материнство и оберегать младенчество. Кукла семья олицетворяет плодородие, является оберегом малышей и помогает женщинам в родах.

14 сентября Симеон столпникКалендарь народной куклы по месяцам. Сентябрь

Обрядовая кукла созданная в виде мужчины на столпе, олицетворяет мужскую силу, крепость духа и стремление к определенной цели. Создается 14 сентября.

21-25 сентября: Крупеничка (зерновушка), богач и благополучница

Самыми любимыми куклами оберегами, пришедшими с древней Руси остаются крупеничка и богач. Эти куколки олицетворяют сытость семьи, богатство как финансовое, так и духовное и благополучие.

Зерновушка
зерновушка

Символ процветания и богатства.

Крупеничка создается на основе мешочка, наполненного зерном. Перевязанная нитью основа условно разделяет голову и туловище. После чего мешочек наряжается по образу добротной женщины.

В мешочек может быть засыпано зерно или крупа, олицетворяющие достаток и плодородие.

Богач

Мужская кукла олицетворяющая достаток и добротность хозяйства — богач. Считается что богач — муж крупенички и вместе они обладают колоссальной обережной силой. Призванны обеспечить семье сытую и добрую жизнь. Где хозяйство находится в руках основательного хозяина. За уют и сытую жизнь отвечает хозяюшка.

Богач создан по образу купца, держащего в руках мешочек с крупой. В обе из куколок может быть положена монетка как символ достатка и богатства.

Обе куклы создаются в праздники урожая — осенины. Особую силу приобретает оберег созданный в день осеннего равноденствия, в 2019 году 23 сентября. Дата может разниться с 21 по 25 число.

Богач и крупеничка могут быть размещены в доме или на работе. Если обе куклы стоят вместе — помощь высших сил семье будет обеспечена. Но здесь важно помнить простую вещь. Обереги работают в том случае, если вы их сделали сами. Купит конечно можно, но это будет лишь красивым дополнением интерьера. Хотя и купленные обладают определенной силой и могут вполне использоваться в качестве оберега, сила их будет значительно уступать тем, что сделаны своими руками.

Какие дары природы можно использовать для достатка?

В основу куклы оберега на богатство можно засыпать не только зерно, символизирующее силу земли, плодородие и достаток, но и разные крупы. Таким образом можно повлиять на разные сферы в своей жизни.

  • Кукуруза — символ семьи, продолжения рода, материнского и детского здоровья, лада в семье.

  • Бобовые олицетворяют материальное благосостояние, сытость.

  • Горох — верность и взаимопонимание между супругами и разными поколениями.

  • Колосья и различные ягоды — привлекают достаток в хозяйстве, урожайность различных культур, плодородие, продолжение рода.

  • Пшено является оберегом от недоброго глаза (порчи и сглаза).

  • Тыква олицетворяет плодородие.

  • Семена солнечного подсолнечника — лучший оберег для детей до 3 лет и беременных женщин.

  • Орехи — молодость, здоровье да мудрость.

  • Желуди – здоровье и да долголетие.

  • Овес — символ силы.

Традиционно Крупеничка и Богач наполнялись гречкой, олицетворяющей достаток, сытую и здоровую жизнь, плодородие, сытость.

14-22 сентября – рябинка

рябинка - оберег для дома

Обережная мотанка -рябинка. Защищает дом от нечистой силы и негативной энергии. Укрепляет любовь.

Колоссальной обережной энергией обладает кукла Рябинка. Это мотанка олицетворяет женскую энергию, мудрость и спокойствие. Является талисманом дома и семьи. Рябинка сбережет семью от нужды, негативной энергии и поспособствует укреплению светлых чувств между супругами. Наибольшей силой обладает рябинка созданная на основе рябинового полешка с 14 по 22 сентября. В ручки можно дать корзинку с сушенной ягодой, а на шею повесить рябиновые бусы.

 

Тема 12. Традиционные куклы в осенних обрядах русской деревни

Со Спасами уходит лето и наступает богатая и золотистая осень. Осень для крестьянина – это проводы лета, проводы птиц в теплые края, проводы солнца животворящего.


Левитан И.И. золотая осень , 1895 г.

Но, все же, грусть от расставания с летним временем года светлая. Ибо осень в русской деревне – это еще и пора бабьего лета, время свадеб, начало посиделок, желанных встреч, незатейливых игр.

Первый осенний календарный праздник–  Семенов день Семенов День это народное название дня памяти преподобного Симеона Столпника, основателя подвижничества, именуемого столпничеством (IV-V века). На Руси его называли "летопроводцем" и на протяжении 400 лет в этот день праздновали начало нового лета (года), так как в России до 1700 года новый год начинался с 1 сентября.    (1/14 сентября). Семенов день у крестьян занимал особое место. С ним связывался конец лета и начало осени – «Семен лето провожает,  бабье лето наводит». Начиналось настоящее или  старое" бабье лето Старое «бабье лето». На Руси существовало два бабьих лета: молодое – с 28 августа до 14 сентября и старое с 14 – 21 сентября.   , которое продолжалось до 8/21 сентября — дня Рождества Богородицы.

 
Мялькин А. Деревня. Бабье лето, 1988 г.

Название «бабье лето» было связано с жизнью крестьянских женщин. «Бабье лето» — это время окончания всех полевых работ, время,  когда женщины ещё могут погреться на осеннем солнце.

Где бодрый серп гулял и падал колос, 
Теперь уж пусто всё — простор везде, — 
Лишь паутины тонкий волос 
Блестит на праздной борозде.

(Федор Тютчев)

 
Хельмонский Ю. Бабье лето, 1875 г.

Недаром в народе говорили: «Сентябрь бабу красит».  Бабье лето считалось и бабьим праздником и временем, когда начинались осенние женские работы: мяли и трепали пеньку, мочили коноплю, мыли в воде и расстилали по лугам лен. В Семенов день начинали прясть и затыкать   кросна Кросно- в данном значении нитяная основа, натянутая на ткацкий станок   , то есть подготавливали основу на ткацких станах, чтобы ткать холст.

В Семенов день совершался обряд Осенин — первой встречи осени. Отмечалось это  обновлением огня: старый огонь в печи гасили с вечера, вычищая всю золу, а наутро Семенова дня зажигали новый, который добывали трением. Причем делали это старики, собравшись в овине или на чьем – то дворе. Терпеливо ждали заветной искры, от которой и зажигали первую лучину, а уж от нее зажигали лучины для каждого дома. И разносили по домам огонь в горшках.

Вторые Осенины приходились на  Рождество Богородицы  (8/21 сентября).

 
Икона «Рождество Богородицы»

Осень на этот раз встречали у воды.Женщины собирались рано утром и выходили на берег рек, озер и прудоввстречать Матушку Осенину. Для этой встречи специально выпекался овсяный хлеб, который держала старшая из женщин, а молодые пели песни, стоя вокруг нее. Затем хлеб разламывался на куски по числу собравшихся и им кормили домашний скот.

 Есть ли у вас какие-то свои традиции встречи осени? Может быть, вы придумали что-то свое?

1/ 14 октября отмечался Покров Богородицы. Покров для наших предков был одним из важных праздников. В народной традиции праздник связан с окончательным завершением полевых работ и началом зимы, с первым снежным покровом земли. Говорили «На Покров с утра – Осень, а к вечеру – Зима».


Покров Богородицы

Этот переход был важен тем, что заканчивались работы и гуляния на улице. Говорили: «Покров – конец хороводам, начало посиделкам». С этого дня молодежные гулянья переносили с улицы в избу, скот ставили на двор, охотники уходили на зимние промыслы. 
Начиналось время ткачества, прядения,  которые совмещались с песнями,плясками в домах. Покров открывал время свадеб, женских вечерок, посиделок.

Чтобы успеть крестьянке сделать всю работу по дому, двух рук бывало недостаточно. Вот и придумали женщины себе в помощницы кукол многоручек(десятиручек). Делали их в день Покрова,когда после полевых работ садились за рукоделие. Ставили такую куклу в женский кут, рядом с прялкой или ткацким станком.

1/14 ноября справлялись Кузьминки —  день памяти Кузьмы и Демьяна День памяти Кузьмы и Демьяна. Отмечался три раза в году в соответствии с житиями святых. По народным представлениям святые братья считались покровителями кузнечного дела и многих женских полевых и домашних работ, а также - брака, семьи и домашнего очага.   . Этот праздник считался девичьим и  справлялся по всей России. В этот день девушка-невеста становилась хозяйкой дома. Она готовила еду для семьи и угощала всех; основным блюдом, подаваемым на стол, была куриная лапша. А вечером девушки устраивали «кузьминскую вечеринку».Готовили обрядовую еду, среди обязательных блюд была каша, варили пиво. После угощения начинались игры молодежи, песни и пляски. Кузьминская вечеринка могла продолжаться всю ночь.


Кузьминки.

По традиции в этот день исполнялся обряд «свадьба и похороны Кузьмы-Демьяна»: девушки изготавливали чучело – набивали соломой мужскую рубаху и штаны, приделывали к ним голову, обували в старые лапти. Затем происходило «потешное венчание» — чучело усаживали посреди избы и «женили Кузьку» на одной из девушек; затем укладывали его на носилки, уносили в лес, за территорию деревни, где его раздевали, разрывали на части, плясали на соломе, оставшейся от чучела, а потом сжигали ее. Солома, из которой изготовлялось антропоморфное существо, олицетворяя зрелый злак будущего урожая, использовалась для обеспечения плодородия на будущий год.Также в этот день делали тряпичных кукол Кузьму и Демьяна.


Кузьма и Демьян

Их считают покровителями семейного очага, святости и нерушимости брака, устроителями супружеской жизни. Они же и покровители женского рукоделия, ремесел, особенно мастеров кузнечных дел (поэтому тряпичные куклы одеты в фартуки). Эти куклы были обрядовыми, ими не играли, а традиционно помещали над рабочим местом и оставляли на год до следующего праздника. 

Девичий праздник, отмечаемый в день Кузьмы-Демьяна, логично вписывался восенний свадебный период, когда происходят знакомства молодежи, совместные игры и ухаживания, свадьбы. В процессе Кузьминок разыгрывались «свадьбы», даже угощения в этот день –свадебные обрядовые блюда: куриная лапша и каша. Вся красота свадебных обрядов, само действо инсценировалось и как бы репетировалось холостой молодёжью в ожидании настоящей свадьбы.

Вспомните, были ли в вашем детстве/юности игры, в которых вы проигрывали определенные праздники или обряды? 

В русской деревне браки в основном заключались осенью – с конца сентября до Рождественского поста и зимой, в Рождественский мясоед, то есть со дня Крещения и до мясопустной субботы перед Масленицей. Большая часть остального времени года для свадеб исключалась, так как на него приходились четыре многодневных поста: Великий, Петровский, Успенский, Рождественский, а также Святки, Масленичная и Пасхальная недели, когда венчания не проводились. Кроме того, с марта до середины или до конца сентября продолжался цикл сельскохозяйственных работ, не оставлявших людям времени на свадебное веселье.

Русская свадьба была удивительно красивым и музыкальным зрелищем. Онапредставляла собой комплекс обрядов, совершавшихся в определенной последовательности по установленному традицией сценарию. Обычно выделяют три этапа свадьбы.

Досвадебный (сватовство, погляды, смотрины, рукобитье) – период переговоров двух семей о возможном заключении брака между парнем и девушкой. К досвадебному периоду относился и   девичник Девичник. Психологически девушка готовилась к замужеству с помощью обрядов, которые назывались «прощание с девичеством» или «прощание с красотой». Слово «красота» означало всю девичью жизнь, со всеми ее радостями и тревогами. Обряды прощания проходили обычно в течение последней недели предсвадебного периода и достигали кульминации накануне венчания – на девичнике, который устраивала невеста. Прощание с девичеством воспринималось как событие трагическое – как умирание «красоты» и даже как смерть девушки. В большинстве русских деревень невеста в это время носила «печальную» одежду (то есть одежду белых и темных тонов), распущенные волосы, покрытые надвинутым на лицо платком. Она мало выходила из дому и при посторонних демонстрировала печаль. Обряд «прощания с красотой» был кульминационным в цикле прощальных обрядов предсвадебного периода. После того как в избе собирались все участники обряда, к ним выходила невеста в «печальной» одежде, с платком на голове, садилась на лавочку и начинала причитать. Девушки также старались успокоить невесту: брали ее под руки, жалели, гладили. Прощание с девичеством предполагало также и расставание девушки с косой. Косу – главный символ девичества – сначала заплетали таким образом, чтобы ее было трудно расплести: в нее вплетали шнуры, тесьму, вкалывали булавки и даже зашивали нитками. Все это сопровождалось причитаниями невесты. Невесте надевали праздничный девичий головной убор, характерный для этой местности, или венок из искусственных цветов. Затем брат или подруги невесты начинали торг за ее косу с дружкой или тысяцким – крестным отцом жениха. Некоторое время продавец и дружка торговались, затем дружка передавал сумму, которая была заранее определена на сговоре. После этого девушки приступали к расплетанию косы: медленно снимали головной убор, все украшения, расчесывали волосы, распуская их по плечам. Распущенные волосы невесты символизировали ее готовность к браку, были знаком того, что первый шаг к замужней жизни сделан. После этого подруги приглашали ее пойти в баню. Мытье в бане сопровождалось пением песен эротического содержания. Вечером накануне венчания у невесты собирались девушки на «плаканье». Невеста, закрытая платком, сидела под божницей за столом, плакала, причитала. В причитаниях невеста прощалась с родным домом, корила отца и мать за то, что они отдают ее «чужому чуженину на чужудальню сторону», прощалась с подругами.    – обряд прощания невесты с девичеством. Это был необходимый этап перехода девушки в социально-возрастную группу замужних женщин.

Собственно свадьба (свадебный поезд, венчание, свадебный стол, брачная ночь).  Венчание Венчание - было кульминацией свадьбы, проводилось на следующий день после девичника. Церковное венчание придавало браку юридическую силу. В церковь жених и невеста отправлялись в разных санях: впереди ехал дружка, за ним жених с тысяцким, потом невеста с крестной матерью, далее остальные поезжане. Обряд венчания сопровождался обменом колец, чтением молитв, благословениями и возложением венцов на головы брачующихся, которое осмыслялось как наложение славы Божьей.    являлось религиозным и юридическим оформлением брака; свадебный  пир Свадебный пир - новобрачных, называвшихся во время свадебного пира «князем и княгиней», сажали за стол на почетное место под иконы. Гости рассаживались, соблюдая мужские и женские места, в строгой последовательности родства: чем ближе родственник, тем ближе он садился к жениху или невесте. Свадебные столы обязательно накрывали белыми скатертями. По обычаю, в первую очередь на столы ставили хлеб и пироги. После того как гости занимали свои места, начинали подавать напитки и еду. Блюда приносили попеременно, то есть сначала подавали одно блюдо, потом второе, третье и т. д., чередуя с напитками. Количество блюд должно было быть четным, так как с четными числами связывались обычно представления о счастье и удаче. Жених и невеста, сидевшие за свадебным столом вместе с другими женатыми мужчинами и замужними женщинами, не имели права прикасаться к еде и питью. Этот запрет объяснялся древними мифологическими представлениями о том, что жених и невеста не могут принимать участие в общей трапезе с женатыми родственниками, так как пока еще не относятся к ним. Свадебный стол заканчивался уходом молодых в особое помещение, где им подавали ужин. В некоторых деревнях молодую сразу после ужина «окручивали» («повивали»), то есть делали ей женскую прическу и покрывали голову женским головным убором – кокошником, сорокой, повойником. Второй частью свадебного пира был горний стол. На нем присутствовали «князь молодой» и «княгиня молодая» в новом женском головном уборе и нарядной одежде. К этому столу приезжали родители и родственники новобрачной, которые первый раз садились за общий стол со своей новой родней. Горний стол предполагал одаривание невестой родственников жениха. Во время горнего стола молодые получали право участвовать в общей трапезе. Однако молодым подавали определенный набор блюд: кашу, яйца, мед, масло, хлеб, пироги, молоко. Кроме того, молодые должны были пить молоко из одного стакана, есть хлеб или пирог от одного куска, пользоваться одной миской и одной ложкой. Это было необходимо для того, чтобы подтвердить единство молодых, их неразрывную связь. Свадебное пиршество сопровождалось всевозможными развлечениями: песнями, танцами, играми.    означал коллективное одобрение брака;   брачная ночь Брачная ночь - Брачная ночь осмыслялась русскими крестьянами как один из основных свадебных обрядов, во время которого из «девицы рождалась молодица, из молодца – молодой». Местом проведения брачной ночи всегда служило холодное помещение: чулан, сенник, баня, амбар, иногда даже хлев или овчарня. Высокое брачное ложе сооружали на деревянном настиле. На доски укладывали мешки с мукой, ржаные снопы, несколько матрасов, набитых сеном, иногда перину. Все это покрывали белой простыней с вышитым подзором, спускавшимся до самого пола, красивым одеялом, укладывали подушки в нарядных наволочках. Для постели использовали вещи из приданого невесты. Постель для новобрачных застилали постельницы – свашки со стороны жениха и невесты, а также мать или сестра жениха. После того как устройство брачного ложа было закончено, постельницы укладывали под него кочергу, сковородник, несколько поленьев и обходили постель с веткой рябины или можжевельника, которую потом втыкали в стену. Считалось, что кочерга, можжевельник, рябина, сковородник могут обеспечить новобрачным защиту от злых сил, мешки с мукой и ржаные снопы – благополучие в совместной жизни. Поленья же символизировали будущих детей: чем больше положить поленьев под ложе новобрачных, тем больше будет у них детей. Уход молодоженов на брачную постель обставлялся довольно торжественно. Во главе процессии шел дружка, а в старину колдун или знахарь. Дружка нес в руках икону, за ним шли две свашки с венчальными свечами в руках, за свашками шли новобрачные, а за ними почетные и уважаемые люди    – была его физическим и правовым скреплением.

Послесвадебный период ( гостьба Гостьба проходила на второй день после свадьбы. В этот день молодую подвергали различным испытаниям, проверяя ее характер и хозяйственные способности. Это была своего рода презентация молодой женщины новым родственникам. Молодуха старалась также показать всем присутствующим, что в дом пришла умелая хозяйка. Она демонстрировала перед собравшимися свое умение прясть, ткать, вышивать – показывала полотенца, вытканные и вышитые ею в девичестве, покрывала столы привезенными с собой скатертями, иногда при всех садилась за прялку или ткацкий стан, чтобы оценили ее мастерство, дарила свое рукоделье родне мужа и гостям. Во многих русских деревнях невестка должна была показать также свое умение печь блины, шаньги, оладушки. Затем начинался княжой обед. Появление молодоженов перед собравшимися гостями приветствовалось радостными возгласами, пожеланиями счастливой, дружной жизни. За стол с ними садились только состоявшие в браке женщины и мужчины. Для парней и девушек угощение подавали в другом помещении. По распространенному обычаю, гости приносили с собой разные яства – пироги, кулебяки, оладьи, мясо, дичь, которые передавали тысяцкому, а тысяцкий в свою очередь передавал их сватке, чтобы она поставила на стол. Гости дарили новобрачным подарки. После княжого обеда: молодые вместе с гостями вечером отправлялись в дом на хлибины к родителям новобрачной. К родителям молодухи ехали в определенном порядке: впереди новобрачные, за ними свекор со свекровью, а за ними уже вся остальная родня: золовки с мужьями, дядья, тетки, двоюродные братья с женами, двоюродные сестры с мужьями. Холостым людям ехать не полагалось. Родители благословляли новобрачных иконой, а гостей встречали хлебом и солью, угощали пивом. На хлибины молодая привозила рыбный пирог, хворост, пряники, каравай, которыми угощала в своем бывшем доме родителей, свекра и свекровь, всех находившихся в доме, каждому кланяясь в ноги. Родители новобрачной приглашали всех за стол, стараясь угостить получше. Обязательными блюдами на этом пиру были блины и яичница. Хлибины у родителей молодухи в большинстве сел были последним свадебным обрядом..   , хлибины — совместное посещение молодыми родителей и взаимное угощение)– знаменовал собой включение молодых в новую социальную структуру.

Браки, заключавшиеся на «свадебных неделях», длившихся от Семенова до Гурьева дня (14 сентября/ 28 ноября), по народному поверью, считались самыми счастливыми, крепкими. В этот период времени от дома к дому поспешали свахии сваты. Для девушек на выданье это было волнительное время, ибо каждая надеялась не остаться в девках до следующего свадебного сезона. Сватами становились крестные родители парня или кто-нибудь из его родственников. Если родители парня сомневались в положительном исходе сватовства, то на роль свата приглашался человек, пользовавшийся доверием и уважением односельчан.

Сватать обычно ездили вечеромсубботы, воскресенья, вторника или четверга, лошадей украшали лентами, к дуге привязывали колокольчики. После сватовства поведение невесты резко менялось: она редко выходила из помещения, старалась тихо и незаметно передвигаться по дому, общалась с помощью причитаний, жестов, тщательно соблюдала пищевые запреты.

Аудиозапись Причет невесты к родителям «Тебе спасибо-то, да родной батьюшко..»  (Лешуконский народный хор Архангельской области).

Изменения касались и внешнего облика невесты: она надевала невзрачную одежду, рубаху с длинными рукавами и закрывала лицо платком, что свидетельствовало о её символической смерти.


Нестеров М. «Фленушка», 1920- ые гг.

По логике предсвадебного обряда «прощание с девичеством» девушке следовало, как бы умереть ради новой жизни уже в качестве женщины с новым именем, новой прической, новой одеждой, новой семьей, в новом доме и новом окружении. Этот мотив во многом задавал особый драматизм русской свадьбе. Для жениха подобные изменения в поведении после свадьбы были не столь актуальны.

Видео Расплетание косы у невесты. Из фильма «Русская народная песня».

Русская свадьба – из семейных торжеств самое богатое, самое значительное событие. Она открывала жизнь новой супружеской пары, и с нее начиналась новая семья, что являлось залогом продолжения рода. Поэтому для неё делали много обережных тряпичных кукол. Так приданое невесты «охраняла» особая кукла на еловых веточках. Когда будущая невеста перебирала в сундуке свое добро, она разговаривала, советовалась со своей куколкой. Кукла выполняла и чисто утилитарную функцию: аромат еловых веток отпугивал насекомых, тем самым сохраняя вещи.


Невеста перед сундуком с приданым (экспозиция музея деревянного зодчества и крестьянского быта в Суздале)

На свадьбу дарили комплект свадебных кукол. В таком наборе было порой до ста  кукол: жених, невеста, вся родня. С этими куклами можно было разыгрывать весь многодневный свадебный обряд. А так как девушки тогда могли выйти замуж  в 13-15 лет, то игры в куклы для них были еще актуальны. И родители жениха не препятствовали этим играм, а наоборот поощряли их.


Куклы для игры в свадьбу. Вторая половина XIX века,  Архангельская губ.

Накануне венчания выпекали каравай. Это происходило в доме жениха или в доме невесты, а в некоторых деревнях и у жениха, и у невесты. Приготовление теста и сама выпечка каравая представляли собой обряд, который символизировал рождение новой жизни и, таким образом, был направлена на обеспечение плодовитости молодой брачной пары.

Для изготовления каравая приглашали женщин — «каравайниц», счастливых в семейной жизни, имевших здоровых детей, и девушек из богатых, счастливых семей – свах. За процессом наблюдали зрители: родственники невесты, ее крестные родители, подружки, соседи. Сначала каравайницы обращались к Богу и святым угодникам за благословением: «Благослови нас, Господи, спаси нас, милостливый Козьмы-Демьян, на Филатушкину свадьбу спечь каравай высокий, веселый!». И только потом начинали приготовление.


Свадебный каравай

Готовый каравай украшали выпеченными из теста небольшими украшениями, которые представляли собой разные фигурки – солнце, звезды, месяц, цветы, плоды, коровок, лошадок, птичек, то есть знаки, считавшиеся у русских олицетворением мира, добра, счастья, довольства, плодородия. Весь процесс изготовления каравая сопровождался пением каравайных песен. Каравай на свадебном столе воспринимался как символ достатка, благополучия, счастливой доли, которая ждет будущих молодоженов.


Каравай испекли. Фото. Начало XX в. 

Подружки невесты делали куклу «Мировое дерево» на березовой рогатинке, которая возвышалась в центре каравая на свадебном застолье. Эта кукла имела глубокое символическое значение. В старинных поверьях славян мир уподоблялся дереву, где корни – подземное царство, ствол – мир живых людей, а крона – небеса. В легендах и сказаниях его называли Мировым деревом.

Видео Символика Мирового древа.

Рождение новой семьи уподоблялось рождению Мирового древа жизни.Изготавливалась эта кукла без сшивания, чтобы счастье не зашить. После свадьбы «Мировое дерево» занимало почетное место в избе рядом с другими хранимыми в крестьянских семьях куклами.

Подружки невесты делали и «Свадебную парочку» или как их еще называют «Неразлучников». Неразлучников подвешивали под дужкой упряжи, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Эта кукла символизировала слияние женского и мужского начала в неразрывное целое. Основой для куклы служила лучина или тонкая плоская щепка длиной 25-30 см, шириной до 1,5 см из  ясеня или березы. У кукол получается одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и в беде.

После свадьбы «Неразлучников» вешали в красном углу избы, а с появлением в доме ребенка мать изготавливала нитяную куколку и подвешивала к ним. Так на одной щепке «Неразлучников» могло висеть много нитяных куколок, по числу детей в доме.

Символом духа предков, обращенных к потомкам, была зольная кукла. Голова такой куклы набивалась золой из печи семейного очага, а значит, кукла была частицей дома, рода, родного очага. Как знак рода, она несла в себе идею его сохранения и умножения потомства.Делала зольную куклу мать невесты, вместе  с нею мать передавала силу родного огня. И невеста в дом к жениху уносила этот огонь и благословение своего рода, своих предков. Таким образом, на огненном уровне соединялись два рода.

Также на свадьбу новобрачным дарили и подбрасывали в постель куклу «пеленашку» или просто полено, завернутое в тряпки, как пожелание новой семье потомства. Вот как показана врусской сказке «Терешечка» молитва родителей о потомстве, о продолжении рода: у старика со старухой не было детей. Век прожили, а детей не нажили. Вот сделали они колодочку, завернули ее в пеленочку, стали качать да прибаюкивать. Качали так, качали да прибаюкивали, и вместо колодочки стал расти сыночек Терёшечка — настоящая ягодка.

Делали в качестве свадебного подарка икуклу «Кормилку», символизирующую плодородие и достаток. Главной чертой такой куклы являлась большая грудь. Будет у матери молоко при вскармливании младенца, значит, будет дитя крепким и здоровым. Крутили такую куколку, не выпуская из рук до самого последнего узелка.

Если бы вы захотели подарить брачующимся что-то, символизирующее род, продолжение потомства  и слияние женского и мужского начала в неразрывное целое. Что это были бы за предметы?

Вот и отгремели свадьбы в деревнях. Затихли бубенцы свадебных поездов. Наступал декабрь. В народе говорили:«Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням путь даст». На Введение во Храм Пресвятой Богородицы (4 декабря) обычно устанавливался санный путь и начинались традиционные зимние катания на санях. Во время этого праздника существовал обычай «казать молодую». Одетые в свои лучшие наряды молодые (новобрачные) катались на разукрашенных санях, чтобы себя показать и на людей посмотреть.


Грузинский П.Н. Тройка, 1889 г.

Декабрь приходил с холодами и снегом, начинался Рождественский пост.Посиделки молодёжи уже носили строгий характер, ни веселых песен, ни плясок. 

Видео Посиделки в Рождественский пост. Фрагмент фильма- концерта «Северные зори»(5 часть, 1970г.).

А с Рождества начинался новый год, с его радостями, огорчениями, трудами. А люди как всегда ждали праздника, чтобы почувствовать себя в стороне от суеты.Праздники давали отдых от тяжелой работы, эмоциональную и физическую разрядку. Они также имели магическое значение, их задачей было защитить здоровье и жизнь людей, принести в дом благополучие. И как мы видим, разнообразные обрядовые куклы в сознании наших предков активно этому помогали.

Задание для самостоятельной работы  Куклы осенних празднеств

Предлагаю вам сделать неразлучников — непременный атрибут русской свадьбы, который изготавливали подруги невесты как оберег на свадьбу. Существует несколько вариантов этой куклы. Мы сделаем с вами тот вариант, который является самым архаичным.

Приготовьте три квадратных лоскута красного цвета 20х20 см, небольшую палочку длиною в 17 см, диаметром 3-4 мм, контрастные нитки – белые или желтые.

1. Первая деталь, на которой будет держаться вся кукла, называется «рука». Для ее изготовления нам нужен квадратный лоскут и палочка. Закручиваем палочку в тряпицу и по бокам стягиваем нитью. Края тряпицы можно загнуть изначально вовнутрь, чтобы было аккуратнее.

2. Далее изготавливаем две фигурки – мужскую и женскую. Их первооснова делается одинаково.

3. Узкую полосу-заготовку перекидываем через «руку» и с помощью ниток закрепляем в области шеи и пояса, а также на груди делаем крест.

4. Фигурке справа  оформляем ножки – это будет мужичок.

5. А фигурке слева повязываем нитку/тесьму  на голове, как обозначение головного убора. Это женская фигурка.

 

Неразлучники – символ соединения в неразрывное целое мужского и женского начал – готовы!

Обрядовые тряпичные народные куклы осенние и зимние. Богач с мешком и его жена Зернушка-Курупеничка — куклы-обереги достатка семьи

Обрядовые тряпичные народные куклы осенние и зимние

Богач с мешком и его жена Зернушка-Курупеничка — куклы-обереги достатка семьи

Богач и Зернушка Обрядовые народные куклы — обереги достатка семьи

Приманить деньги и благополучие в дом, защитить от краж и финансового обмана призваны куклы ЗЕРНУШКА и БОГАЧ. Женская куколка может называться  также КРУПЕНИЧКОЙ или ГОРОШИНКОЙ – название зависит от того чем наполнена кукла. Если зерном – Зернушка, если крупой — Крупеничка, если горохом – Горошинка. Это обереги богатства. Они помогают зарабатывать деньги, обеспечивать прибыль, поэтому приживутся и в доме и в офисе.

Славянская народная обрядовая кукла Зернушка-Крупеничка -Оберег достатка своими руками

Женскую куклу на Руси называли еще «успешной купчихой», для торговых людей. В мужском обличье БОГАЧ – муж Зернушки – образ крепкого хозяина, у которого везде порядок и достаток. Он отвечает и за «хлеб насущный» и за сохранность богатства. Богач – это не только богатство материальное, но и богатство духовное. Богач – много Бога! Поэтому и задачи он решает разные. Обязательно подскажет и  как семье в достатке жить, и как с Богом в душе по жизни идти, и как найти то «богатство», которое семье на данный момент больше всего нужно.

БОГАЧ, обязательно держит мешок плотно набитый зерном и с копеечкой внутри, ведь добрый урожай и есть символ сытости его семьи. Эти куклы связаны с праздником урожая – ОСЕНИНЫ. Это праздник осеннего равноденствия, который издревле почитался славянами, как праздник урожая и праздник Рода, за который Богач и несет ответственность.

Богач и Зернушка куклы-обереги народные своими руками

Если БОГАЧ и ЗЕРНУШКА вместе, да еще и мешок с ними, то ни у кого не возникнет уже сомнений в том, что ждет эту семью достаток и процветание. Пышно разодетая Зернушка,  еще и за Мужем,  как «за каменной стеной», процветает в изобилии и любви. Одежды их из добротных хороших тканей, чтобы все видели – зажиточные, обеспеченные люди здесь живут, и будут жить. И не спугнуть их удачу никаким злым силам – эта парочка обязательно удержит изобилие и удачу в доме (или офисе)

Богач и его жена Зернушка-Крупеничка — обрядовые славянские куклы. Обереги достатка

Этот — оберег на достаток в доме, наши предки – традиционно мастерили осенью, плотно набивая мешочек-куклу отборной крупой после сбора нового урожая, с пожеланиями достатка в семье. Зерно символизировало сбереженные силы земли.

Зернушка-Крупеничка — народная славянская обрядовая кукла — оберег достатка

Куколку украшали и хранили на видном месте в красном углу, чтобы весь следующий год был сытым, чтобы денег, добра, любви было вдоволь. По куколке гости могли определить, сыто ли живет семья. Если куколка худа – значит в семье беда. Чтобы новому урожаю передать сбереженные силы кормилицы  земли первые горсти брали из мешочка куклы и смешивали с зерном для посева. Из другой части зерна из мешочка варили кашу. Такая каша передавала и людям силы МАТЕРИ ЗЕМЛИ. Одежду куколки наши предки хранили до нового урожая, и если год был успешным, то заполняли сохраненный мешочек новым зерном, а если не очень успешным, то всю одежду сжигали, а  куклу изготавливали из новых лоскутов.

Наши православные предки все делали с молитвой на устах: пахали — молились, сеяли — молились, собирали урожай – молились и верили, что с Божьей помощью они всегда смогут вырастить хороший урожай. У славян, как элемент православной культуры, почиталась  народная кукла. В некоторых семьях принято было Крупеничку — Зернушку усаживать за обеденный стол, а так как пред вкушением пищи обязательно обращались с молитвой к Богу, то через намоленные  зернышки испрашивали  благословение и на весь будущий урожай.

Молитва перед вкушением пищи

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Или:

Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения. 

На благословение пищи и пития мирянам

Господи Иисусе Христе, Боже наш, благослови нам пищу и питие молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих, яко благословен еси во веки. Аминь. (И перекрести пищу и питие).

Молитва после вкушения пищи

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

Богач народная славянская кукла-оберег богатсва

Славянское ЗНАНИЕ, говорит, что:

Кукуруза — символ здоровья у детей, продолжения рода, сплоченности семьи, взаимопонимания.

Бобовые — символ достатка, сытой жизни, благополучной в материальном аспекте.

Горох — приносит мир и дружбу.

Крупа — мир, лад в доме, желая этого, молодых после венчания осыпали крупой.

Колосья, ягоды, дары природы — урожай, достаток в хозяйстве.

Пшено — средство от «дурного глаза».

Тыква — к плодородию.

Семена подсолнуха — приносят здоровье детям, это образ энергии солнца.

Гречка — плодородие и достаток, сытость и богатство, традиционно кукла наполнялась именно этим зерном.

Орехи и желуди — первейшее средство для продления молодости.

Фасоль — зарождение новой жизни;

Рис — самое дорогое зерно, на праздник.

Перловка — на сытость.

Овес – для силы.

Богач и Зернушка славянские народные куклы обереги достатка семьи

А вот и сказка о Крупеничке:

В давние-предавние времена на берегу торговой реки Днепр, там, где сходились Великий Лес и Великая Степь, в городище жила семья старейшины. Было у него три сына и ни одной дочери. Дружными, сильными, работящими росли его сыновья. Старший стал кузнецом и славен был  искусством своим далеко за пределами земель полян и уличей, которые жили по берегам Днепра в те времена. Средний сын прославился, как добрый охотник, который больше других добывал пушнины и меда. Младший, хоть и мал еще совсем был по годам, но рос богатырем силы невиданной. Мог срубить ладью из векового дерева за несколько дней.  Радовались  ловкости, силе и уму своих сыновей родители.  Отец, как старейшина, принимал купцов, которые везли по лесным и степным рекам «из варяг в греки» свои товары и сам торговал. В городище чинили пришлые корабли, продавали торговым людям свои ладьи, меха, мед и воск. А закупали товары заморские и зерно. Мало у полян в те времена было зерна и ценилось оно очень высоко.

И вот, когда не ждали уже больше детей в семье старейшины, родилась долгожданная девочка. Нарекли ее Крупеничкой. Братья полюбили младшую сестру, как никого больше, и защищали ее, и берегли от всякой напасти, и баловали. Красавицей, умницей, искусной рукоделицей росла Крупеничка.

Однажды  пошла она к младшему брату, что ладью рубил в лесу, отнести хлеб, который матушка ему испекла. 

Шла она по дорожке, и вдруг видит, перышко перед ней закружилось, взметнулось от порыва ветра. Крупеничка потянулась за ним, сошла с тропинки и увидела в траве высокой уточку, с пробитым стрелой крылом. А впереди лиса притаилась – не успела уточку схватить.

Принесла девочка уточку домой в городище.  Вылечили ее, поселили у себя, стали заботиться. А уточка не простая оказалась.  Была она у Богини Лели  в упряже, что ладью царскую по морю-океану возила. Как узнала Леля, что спасла девочка ее любимицу, так разрешила остаться уточке со своей спасительницей.

А тем временем, пришла степная орда с войной. Отправились братья с войском защищать свою землю. Вернулись с победой, да вот только Крупеничку не уберегли. Выманили  ее обманом с городища кочевники и увезли в свое царство за Каспийское море, в подарок хану.  Собрали братья новую дружину — идти за море искать сестру.

Приглянулась хану Крупеничка, взялся он ее золотом одаривать. Но не скорилась она ему, а стала думать, как домой вернуться. А уточка разыскала, тем временем, Крупеничку в чужом краю, и  как взошла утрення Зоря,  так и обратилась к Богине Леле с просьбой помочь девушке.  Леля обернула ее в зернышко, уточка схватила его и улетела прочь. Кинулись стражники хана в погоню.  Да только братья Крупенички с дружиной одолели их. А Уточка с зернышком вернулась домой в городище. Отец посадил зернышко, и выросла диковинная, невиданная ранее гречиха. И принялись ее каждый год сеять.

Богач и Зернушка — за мужем как за каменной стеной

С тех пор сыто и богато стала жить семья, с добрым урожаем, с прибылью и удачей в торговых делах. И уточка с ними. А как соберут урожай, так матушка и жены братьев шьют куклу – мешочек с крупой – гречихой, и Крупеничка возвращается в дом.  У каждого брата по очереди гостит – в красном углу сидит – радуется достатку, а потом к батюшке с матушкой зимовать идет. Так и гостит до весны, а в мае возвращается в поля,  чтобы набраться силы Земли и передать ее при сборе урожая своим близким.  А вскоре и у Крупенички появилась своя семья. Теперь они вместе — Крупеничка и муж ее — Богач. Живут в достатке и любви.  А Богач всегда с мешком – бережет драгоценное зерно.

Богач с мешком — славянская народная обрядовая кукла

 

Статья постоянно обновляется. Продолжение следует

 

Работаем над продолжением цикла обрядовые календарные. Продолжим осенние и расскажем о зимних.

А в цикле обрядовых читайте:

Обрядовые тряпичные куклы весенние пасхальные и летние. Троица

История Ивана Купала. кукла Купавка своими руками. Заговоры на Ивана купала.

Зосима пчельник — славянская народная кукла-оберег защищает пчел. История Пчеловодства. Целебные свойства продуктов пчеловодства

СПИРИДОН- СОЛНЦЕВОРОТ народная славянская кукла. Рассказывает Ирина Владимировна Агаева.

 

 

Еще так много интересного хочется рассказать на тему обрядовых кукол! А что знаете Вы? Присоединяйтесь. У нас есть страница ФБ! https://www.facebook.com/kuklaobereg

Авторы сайта Наталья Щербак и Людмила Кощеева!

Методическая разработка по теме: Презентация «Руссая народная кукла. Осень»

Слайд 1

Русская народная кукла: обычаи и традиции Листвак В.Е., педагог дополнительного образования ГБОУ СОШНО №367 г.Москва Часть 3. Осень

Слайд 2

Осенние куклы Рябинка, Крупеничка , Стригушки (лыковые)…

Слайд 3

Рябинка – Куклы — обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес — это среда обитания русского человека. Рябина считалась символом плодородия, процветания и благополучия. Это красивое дерево — красивое цветет весной, летом и зимой. Рябиновые деревья возле дома как мощнейший оберег от пожаров и нечисти. В честь этого дерева были даже специальные праздники — именины рябины. Именины дерева праздновались целых четыре раза в год, эти праздники сопровождались колокольным «рябиновым» звоном, а на самые главные именины — Осенние делали большую обережную куклу-Рябинку. Рябина — женское дерево, она дарит представительницам прекрасного пола красоту, привлекательность и здоровье.

Слайд 4

Рябинка на веточке 1.две рябиновые палочки 15 см (для тела) и 12 см (для рук) 4.синтепон или вата 2. красный лоскут в две длины тела и ширины рук 5.полоска для повойника 3. белый лоскут 18х18 см для головы 6. косынка, бусы 1. Соединяем крестовину и красными нитками обережным крестом скрепляем её. Сверху наматываем синтепон , так как он плохо держится, закрепим его нитками, как бы обозначая шею 2. Квадрат складываем по диагонали и как обычно оформляем лицо 3. Сшиваем накидку по бокам,оформляем подол, проделываем горловину, надеваем на крестовину 4. Повязываем повойник. Надеваем косынку и украшения

Слайд 5

Рябиновая палочка см 10-14 Белый лоскут плотной ткани 32х40 см. для туловища Лоскут для ног из такой же ткани 20х26 см 2 шт. Лоскут для рубашки (выбор цвета Ваш, по желанию на низ рубашки пришить кружево) Лоскут для юбки 15х20см. Два лоскута для рукавов 11х7 см. Два квадрата для ладошек 6х6 см. Немного синтепона для рукавов и груди Косынка Две заготовки для обуви по типу лаптей (мешковина) Пояс по выбранной ширине и цвету длиной 45 см. (атласная лента) Нитки: крепкие белые для обвязок, красные для обережного креста Полоска для повойника Фартук По желанию бусы, украшение на повойник Рябинка из веточек

Слайд 6

Скручиваем лоскут для тела, сложенный вдвое по длине Обязательно помещаем рябиновую палочку внутрь скрутки Скрутку оставляем пока незавязанной Оформляем ноги. Снизу туго скрученной скатки 2 см сгибаем и крепко обвязываем. Получается стопа, нитку не отрываем Обматываем всю ногу. Оставляем достаточно нитки, чтобы привязывая ногу к телу заодно закрепить скрутку тела Прикладываем обе ноги к скрутке тела. В верхнюю часть скрутки в середину слегка вомнем немного синтепона Закруглим скрутку при помощи синтепона ,чтобы голова имела не прямую, а округленную форму. Повязываем повойник Наносим обережный крест. Прошиваем рукава и сворачиваем ладошки: дважды по диагонали, затем складываем две половинки. Ладошки помещаем внутрь рукава. Ладошка направлена внутрь правой стороны. Перевязываем, оставляя 2 см на ладошки внутри . В рукава кладем совсем немного синтепона , чтобы сверху они не были плоскими

Слайд 7

Сшиваем рубашку и пришиваем кружево снизу. Располагаем руки вверх. Рубашку надеваем правой стороной внутрь и вверх нижней стороной. Перевязываем по верхней части обережного креста вначале легко, чтобы отрегулировать при необходимости длину рук и рубашки, затем при окончательной обвязке достаточно туго На скрутку на уровне груди помещаем немного синтепона (можно закрепить резинкой для волос, так он не сбивается, очень удобно). Выворачиваем рубашку, рукава опускаем. Надеваем юбку и повязываем ниткой. Повязываем платок. Для обуви используем мешковину, а можно сплести настоящие лапоточки .

Слайд 8

Крупеничка ( зерновушка ) – одна из главных кукол в семье. Это символ материального благополучия и сытости и достатка в доме, внутри нее крупа, в узелке монетка. Э ту куколку делают из мешковины. К туловищу-мешочку приделывалась голова без лица, повязывалась платком и тесьмой-пояском (с магическим орнаментом: вода, земля, зерно, солнце). Первые горсти при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки. Зерно в ней символизировало сбережённые силы Кормилицы Земли. После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже нового урожая. Её наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу. Верили, что только тогда следующий год будет сытым, и в семье будет достаток. Такую куколку можно было дарить на Коляду и Рождество. Крупеничку наполняли гречишным зерном, но можно использовать и другие крупы. Значения круп для обереговой куколки: гречиха — богатство; рис — самое дорогое зерно, на праздник; перловка — на сытость; овес — на силу. Можно и все крупы положить. Так же на дно мешочка – основы для куклы иногда кладут монетку.

Слайд 9

Крупеничка ( зерновушка ) Для работы необходимо: носочек; белый лоскут квадратной формы для головы и рубахи; прямоугольный цветной лоскут для юбки; нитки; крупу; заготовленный костюм из передничка, платочка и пояска. 1. Плотно набьём носочек крупой и крепко завяжем сверху. 2. Накинем на верхнюю часть получившегося мешочка белый лоскут квадратной формы. Отделив треть фигуры, обозначим при помощи нити голову куколки. 3. Свободные концы расправим. Убрав лишнюю материю внутрь, перетянем концы ниткой, обозначив кисти рук нашей куколки.

Слайд 10

4. Лоскуток цветной ткани оборачиваем вокруг куколки и подвязываем ниточкой. Это будет юбка Крупенички . 5. Одеваем на куколку передничек, который закрепляем на юбочке пояском. 6. Подвязываем платочек.

Слайд 11

Стригушки (лыковые) — была связана с богатым урожаем. Стригушки делали из соломы, лыка, отходов льнопроизводства . Иногда ее одевали, а иногда просто украшали цветными шерстяными нитками. Соломенные куклы, сделанные из первого «именного» снопа, считались священными. Для работы используется только солома, сжатая вручную. На куклу берем самые длинные соломины, перекручиваем пучок соломы и складываем его пополам. На месте предполагаемой шеи перевязываем бечевкой. Делаем руки: можно взять пучок и переплести его или перевязать на концах

Слайд 12

Стригушки (лыковые) 1. Берём солому, вымоченную в горячей воде с добавлением соли или выдержанную некоторое время над горячим паром. 2. Солому перегибаем пополам. На месте предполагаемой шеи перевязываем ниточкой (шерстяные или х /б нитки Делаем ручки: берём небольшой пучок соломы, можно переплести его или перевязать на концах. Чтобы придать ручкам желаемую форму, можно вставить внутрь пучка проволочку. Разделяем туловище на две части, вкладываем туда ручки куклы и снова перевязываем. Получается талия. 3. Если делаем девочку, то распушаем юбочку и подстригаем её . Если — мальчика, то остаток соломы от талии разделяем на две части и внизу перевязываем – получаются ножки.. 4. Можно сплести девочке- стригушке косу, приделать волосы. Можно украсить куклу лентой или красивым лоскутом, сшить ей кофту и яркий пестрый сарафан, сделать украшения из бусинок или бисера. Можно пошить рубаху и штаны, украсив их вышивкой.

Слайд 13

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=237818&lib_no=247116&tmpl=lib&page=0 http://www.myjulia.ru/article/123307/ http://www.rukukla.ru/file/0001/250/1002.jpg

Осенняя обрядовая кукла – источник счастья и богатства

Хоть осень непогодь сеет, думы печальные навевает, горевать не стоит. Мудрые предки наши ценили осень пуще других времен года, говорили осенью скот жиреет, а человек добреет. Самое время стол накрывать:Овсеня, Бога Осеннего Солнца, щедрыми угощениями дивить. Чтобы год за годом шел всё счастливей да обильней, надобно обрядовую куклу своими руками сделать.


обрядовая кукла, обрядовые куклы,обрядовые русские куклы, обрядовая кукла своими руками, мастер класс, обрядовая кукла своими руками, обрядовые куклы своими руками, обереговая кукла своими руками, обереговая кукла своими руками мастер класс
Обрядовые куклы – украшение дома

Обрядовые куклы: преданные защитницы дома да семьи

Неспроста наши бабушки да прабабушки покоя не знали, пока обрядовые русские куклы после осеннего Солнечного Перелома не были сшиты и на должные места усажены. Овсень – это празднество великое и Бог могучий, которому под силу дорогу в лучшее будущее открыть, богатый урожай на будущее лето напророчить, богатства принести, семейному счастью любые помехи одолеть. Шить обрядовые куклы своими руками – значит от духов темных, злочинствбесстудных, потерь несправедливых себя и своих любимых оберегать. Обрядовые куклы защитницами надежными станут, счастье да обильность в доме будут неустанно бдеть.

Обрядовая кукла Крупеничка

Коли обереговая кукла своими руками хозяйкой пошитая будет Крупеничкой зваться, надолго в жилище поселятся богатство, обильность, достаток. Народ говорит: осень велика, зима – долга. Мудрые бабушки знают: радостная будет осень и зима, коли оберегать жилище будет обрядовая кукла Крупеничка.

В семьях наших славных предков-славян обрядовая кукла, Крупеничка хранилась непременно. Помощницу-Крупеничку ставили в почетный красный угол. Наполняли куколку крупой: пшеном, гречкой, перловкой, рисом, овсом. Каждой крупе свое значение придавалось. Дороже всегораньше ценилась редкая рисовая крупа. Рисовая Крупеничка приносила хозяевам богатство. Гречка означала достаток, перловка – сытость, овес – небывалую мощь и силу.

обрядовая кукла, обрядовые куклы,обрядовые русские куклы, обрядовая кукла своими руками, мастер класс, обрядовая кукла своими руками, обрядовые куклы своими руками, обереговая кукла своими руками, обереговая кукла своими руками мастер класс
Набор обрядовая кукла своими руками, мастер-класс

Обрядовая кукла Желанница

Неспроста живет поговорка: желающего судьба ведет, нежелающего – тащит. Чаяния тайные тогда в жизнь воплощаются, когда в них сильно веруешь да старания большие для того прикладываешь. Кукла Желанница подсобит исполнению мечты заветной. Раньше каждая жонка умела обереговую-куклу помощницу сшить, ныне мастер-класс тому поможет. В наборе уже лежат все лоскутки, ленты, украшения куклы-Желанницы, как собрать такую обрядовую куклу подробно описано.

Готовую куколку надобно хранить в тайном сундучке или мешочке, хоронить от чужих глаз. Желанницу девушка одаривает бусами, бантом, красивой одежей, прося исполнить чаяние. Когда мечта исполнится, обрядовую куклу надобно поблагодарить за службу да сделать новую.

обрядовая кукла, обрядовые куклы,обрядовые русские куклы, обрядовая кукла своими руками, мастер класс, обрядовая кукла своими руками, обрядовые куклы своими руками, обереговая кукла своими руками, обереговая кукла своими руками мастер класс
Очень красива обрядовая кукла-Желанница

Обрядовые куклы Неразлучники

Неспроста живет поговорка: желающего судьба ведет, нежелающего – тащит. Чаяния тайные тогда в жизнь воплощаются, когда в них сильно веруешь да старания большие для того прикладываешь. Кукла Желанница подсобит исполнению мечты заветной. Раньше каждая жонка умелаобереговую-куклу помощницу сшить, ныне мастер-класс тому поможет. В наборе уже лежат все лоскутки, ленты, украшения куклы-Желанницы, как собрать такую обрядовую куклу подробно описано.

обрядовая кукла, обрядовые куклы,обрядовые русские куклы, обрядовая кукла своими руками, мастер класс, обрядовая кукла своими руками, обрядовые куклы своими руками, обереговая кукла своими руками, обереговая кукла своими руками мастер класс

Жива ли ныне обрядовая кукла?

Неспроста живет поговорка: желающего судьба ведет, нежелающего – тащит. Чаяния тайные тогда в жизнь воплощаются, когда в них сильно веруешь да старания большие для того прикладываешь. Кукла Желанница подсобит исполнению мечты заветной. Раньше каждая жонка умелаобереговую-куклу помощницу сшить, ныне мастер-класс тому поможет. В наборе уже лежат все лоскутки, ленты, украшения куклы-Желанницы, как собрать такую обрядовую куклу подробно описано.

  • В лавке же найдете наборы для создания волшебных славянских кукол.;
  • В какой день лучше такую куколку делать приглашаем в беседах узнать Не всё просто в нынешней осенью. Привлекать благополучие стоит до Овсеня или уж после праздника.;
  • Читайте также:

  • Костяной оберег и древний заговор славян;
  • как защищают ребенка от беды оберег и славянский заговор;
  • как сделать самому заговор на оберег;
  • Обрядовые тряпичные народные куклы осенние и зимние |

    Обрядовые тряпичные народные куклы осенние и зимние

    Богач с мешком и его жена Зернушка-Курупеничка — куклы-обереги достатка семьи

    Приманить деньги и благополучие в дом, защитить от краж и финансового обмана призваны куклы ЗЕРНУШКА и БОГАЧ. Женская куколка может называться также КРУПЕНИЧКОЙ или ГОРОШИНКОЙ – название зависит от того чем наполнена кукла. Если зерном – Зернушка, если крупой — Крупеничка, если горохом – Горошинка. Это обереги богатства. Они помогают зарабатывать деньги, обеспечивать прибыль, поэтому приживутся и в доме и в офисе.

    Славянская народная обрядовая кукла Зернушка-Крупеничка -Оберег достатка своими руками

    Женскую куклу на Руси называли еще «успешной купчихой», для торговых людей. В мужском обличье БОГАЧ – муж Зернушки – образ крепкого хозяина, у которого везде порядок и достаток. Он отвечает и за «хлеб насущный» и за сохранность богатства. Богач – это не только богатство материальное, но и богатство духовное. Богач – много Бога! Поэтому и задачи он решает разные. Обязательно подскажет и как семье в достатке жить, и как с Богом в душе по жизни идти, и как найти то «богатство», которое семье на данный момент больше всего нужно.

    БОГАЧ, обязательно держит мешок плотно набитый зерном и с копеечкой внутри, ведь добрый урожай и есть символ сытости его семьи. Эти куклы связаны с праздником урожая – ОСЕНИНЫ. Это праздник осеннего равноденствия, который издревле почитался славянами, как праздник урожая и праздник Рода, за который Богач и несет ответственность.

    Если БОГАЧ и ЗЕРНУШКА вместе, да еще и мешок с ними, то ни у кого не возникнет уже сомнений в том, что ждет эту семью достаток и процветание. Пышно разодетая Зернушка, еще и за Мужем, как «за каменной стеной», процветает в изобилии и любви. Одежды их из добротных хороших тканей, чтобы все видели – зажиточные, обеспеченные люди здесь живут, и будут жить. И не спугнуть их удачу никаким злым силам – эта парочка обязательно удержит изобилие и удачу в доме (или офисе)

    Этот — оберег на достаток в доме, наши предки – традиционно мастерили осенью, плотно набивая мешочек-куклу отборной крупой после сбора нового урожая, с пожеланиями достатка в семье. Зерно символизировало сбереженные силы земли.

    Зернушка-Крупеничка — народная славянская обрядовая кукла — оберег достатка

    Куколку украшали и хранили на видном месте в красном углу, чтобы весь следующий год был сытым, чтобы денег, добра, любви было вдоволь. По куколке гости могли определить, сыто ли живет семья. Если куколка худа – значит в семье беда. Чтобы новому урожаю передать сбереженные силы кормилицы земли первые горсти брали из мешочка куклы и смешивали с зерном для посева. Из другой части зерна из мешочка варили кашу. Такая каша передавала и людям силы МАТЕРИ ЗЕМЛИ. Одежду куколки наши предки хранили до нового урожая, и если год был успешным, то заполняли сохраненный мешочек новым зерном, а если не очень успешным, то всю одежду сжигали, а куклу изготавливали из новых лоскутов.

    Наши православные предки все делали с молитвой на устах: пахали — молились, сеяли — молились, собирали урожай – молились и верили, что с Божьей помощью они всегда смогут вырастить хороший урожай. У славян, как элемент православной культуры, почиталась народная кукла. В некоторых семьях принято было Крупеничку — Зернушку усаживать за обеденный стол, а так как пред вкушением пищи обязательно обращались с молитвой к Богу, то через намоленные зернышки испрашивали благословение и на весь будущий урожай.

    Молитва перед вкушением пищи

    Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

    Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения.

    На благословение пищи и пития мирянам

    Господи Иисусе Христе, Боже наш, благослови нам пищу и питие молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих, яко благословен еси во веки. Аминь. (И перекрести пищу и питие).

    Молитва после вкушения пищи

    Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

    Славянское ЗНАНИЕ, говорит, что:

    Кукуруза — символ здоровья у детей, продолжения рода, сплоченности семьи, взаимопонимания.

    Бобовые — символ достатка, сытой жизни, благополучной в материальном аспекте.

    Горох — приносит мир и дружбу.

    Крупа — мир, лад в доме, желая этого, молодых после венчания осыпали крупой.

    Колосья, ягоды, дары природы — урожай, достаток в хозяйстве.

    Пшено — средство от «дурного глаза».

    Семена подсолнуха — приносят здоровье детям, это образ энергии солнца.

    Гречка — плодородие и достаток, сытость и богатство, традиционно кукла наполнялась именно этим зерном.

    Орехи и желуди — первейшее средство для продления молодости.

    Фасоль — зарождение новой жизни;

    Рис — самое дорогое зерно, на праздник.

    Богач и Зернушка славянские народные куклы обереги достатка семьи

    А вот и сказка о Крупеничке:

    В давние-предавние времена на берегу торговой реки Днепр, там, где сходились Великий Лес и Великая Степь, в городище жила семья старейшины. Было у него три сына и ни одной дочери. Дружными, сильными, работящими росли его сыновья. Старший стал кузнецом и славен был искусством своим далеко за пределами земель полян и уличей, которые жили по берегам Днепра в те времена. Средний сын прославился, как добрый охотник, который больше других добывал пушнины и меда. Младший, хоть и мал еще совсем был по годам, но рос богатырем силы невиданной. Мог срубить ладью из векового дерева за несколько дней. Радовались ловкости, силе и уму своих сыновей родители. Отец, как старейшина, принимал купцов, которые везли по лесным и степным рекам «из варяг в греки» свои товары и сам торговал. В городище чинили пришлые корабли, продавали торговым людям свои ладьи, меха, мед и воск. А закупали товары заморские и зерно. Мало у полян в те времена было зерна и ценилось оно очень высоко.

    И вот, когда не ждали уже больше детей в семье старейшины, родилась долгожданная девочка. Нарекли ее Крупеничкой. Братья полюбили младшую сестру, как никого больше, и защищали ее, и берегли от всякой напасти, и баловали. Красавицей, умницей, искусной рукоделицей росла Крупеничка.

    Однажды пошла она к младшему брату, что ладью рубил в лесу, отнести хлеб, который матушка ему испекла.

    Шла она по дорожке, и вдруг видит, перышко перед ней закружилось, взметнулось от порыва ветра. Крупеничка потянулась за ним, сошла с тропинки и увидела в траве высокой уточку, с пробитым стрелой крылом. А впереди лиса притаилась – не успела уточку схватить.

    Принесла девочка уточку домой в городище. Вылечили ее, поселили у себя, стали заботиться. А уточка не простая оказалась. Была она у Богини Лели в упряже, что ладью царскую по морю-океану возила. Как узнала Леля, что спасла девочка ее любимицу, так разрешила остаться уточке со своей спасительницей.

    А тем временем, пришла степная орда с войной. Отправились братья с войском защищать свою землю. Вернулись с победой, да вот только Крупеничку не уберегли. Выманили ее обманом с городища кочевники и увезли в свое царство за Каспийское море, в подарок хану. Собрали братья новую дружину — идти за море искать сестру.

    Приглянулась хану Крупеничка, взялся он ее золотом одаривать. Но не скорилась она ему, а стала думать, как домой вернуться. А уточка разыскала, тем временем, Крупеничку в чужом краю, и как взошла утрення Зоря, так и обратилась к Богине Леле с просьбой помочь девушке. Леля обернула ее в зернышко, уточка схватила его и улетела прочь. Кинулись стражники хана в погоню. Да только братья Крупенички с дружиной одолели их. А Уточка с зернышком вернулась домой в городище. Отец посадил зернышко, и выросла диковинная, невиданная ранее гречиха. И принялись ее каждый год сеять.

    Богач и Зернушка — за мужем как за каменной стеной

    С тех пор сыто и богато стала жить семья, с добрым урожаем, с прибылью и удачей в торговых делах. И уточка с ними. А как соберут урожай, так матушка и жены братьев шьют куклу – мешочек с крупой – гречихой, и Крупеничка возвращается в дом. У каждого брата по очереди гостит – в красном углу сидит – радуется достатку, а потом к батюшке с матушкой зимовать идет. Так и гостит до весны, а в мае возвращается в поля, чтобы набраться силы Земли и передать ее при сборе урожая своим близким. А вскоре и у Крупенички появилась своя семья. Теперь они вместе — Крупеничка и муж ее — Богач. Живут в достатке и любви. А Богач всегда с мешком – бережет драгоценное зерно.

    Богач с мешком — славянская народная обрядовая кукла

    Статья постоянно обновляется. Продолжение следует

    Работаем над продолжением цикла обрядовые календарные. Продолжим осенние и расскажем о зимних.

    А в цикле обрядовых читайте:

    Еще так много интересного хочется рассказать на тему обрядовых кукол! А что знаете Вы? Присоединяйтесь. У нас есть страница ФБ! https://www.facebook.com/kuklaobereg

    Авторы сайта Наталья Щербак и Людмила Кощеева!

    Leave a Reply