Разное

На распутье картина васнецова – Внимательно рассмотрите на вклейке (с. 2) репродукцию картины Виктора Михайловича Васнецова (1848—1926) Витязь на распутье

Витязь на распутье — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Витязь на распутье» — картина Виктора Васнецова.

Карандашные наброски и эскизы к картине появились в начале 1870-х годов. В 1877 году Васнецов с младшего брата Аполлинария пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой». Сюжет картины возник под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники».

В 1877 году была закончена работа над первым вариантом картины. Васнецов выставляет её на VI Передвижной выставке 1878 года.

Окончательный вариант картины был написан в 1882 году для Саввы Ивановича Мамонтова.

Надпись на камне соответствует былинным текстам, но видна не полностью. В письме к Владимиру Стасову Васнецов пишет:

«На камне написано: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью. Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии.»

Критик Стасов похвалил картину.

В начальных эскизах витязь был повёрнут лицом к зрителю. В последней версии был увеличен размер холста, уплощена композиция, стала монументальней фигура витязя. В начальных версиях картины была дорога, но Васнецов убрал её в версии 1882 года для большей эмоциональности, чтобы не было другого выхода, кроме указанного на камне.

К былинной теме Васнецов также обращался в ранней акварели «Богатырь» (1870) и более поздних картинах «Богатыри» (1898) и «Богатырский скок» (1914)

Картины написаны маслом на холсте. Версия 1882 года хранится в Государственном Русском музее. Первая версия 1878 года хранится в Серпуховском историко-художественном музее.

Варианты[править | править код]

Исследователи творчества Васнецова приводят следующий список вариантов картины

[1].

Год Илл. Название Размер, техника Местонахождение Примечание
1877 (?) Витязь на распутье Холст, масло.

99х160

неизвестно Был на выставке картин Союза русских художников в Строгановском училище в Москве с 22 декабря 1903 до 8 января 1904 года. Напечатан в ее каталоге с пометкой «вариант». Предположительно, именно это самый первый вариант картины 1877 года
Витязь на распутье Холст, масло Первый вариант картины. Был на VI Передвижной выставке 1878 года. По списку Моргуновых — нахождение неизвестно
Витязь на распутье

(эскиз)

Холст, масло
неизвестно
Находился в собрании С.С. Боткина в Петербурге, напечатан в журнале «Мир искусства», т. 1, 1899, стр. 3[2].
1878 Витязь на распутье Холст, масло

79 × 147 

Серпуховский историко-художественный музей Отсутствует в списке Моргуновых
1882 TheKnightAtTheCrossroads.jpg Витязь на распутье Холст, масло.

167, 299

ГРМ
Витязь на распутье Холст, масло.

87х150

Коллекция профессора П.М. Горшкова, Ленинград (на 1961 год) Эскиз или повторение итоговой картины
1882 Витязь на распутье

(эскиз)

Холст, масло.

69х106

Дом-музей В.М. Васнецова
1919 Витязь на распутье Холст, масло.

85х146

Собрание И.И. Дедова, Москва (по данным на 1961 год) Повторение итоговой картины, но в ином колорите. Внизу справа подпись «В. Васнецовъ 1919»
1919 Витязь на распутье Холст, масло.

98х176,5

Екатеринбургский музей изобразительных искусств Авторское повторение[3]
1920 Витязь на распутье Холст, масло.

58,5х106

Государственный музей искусств Грузии, Тбилиси Внизу справа подпись: В. Васнецов 1920

Сюжет «Витязя на распутье» воспроизведён на надгробии художника (неопр.). Архивировано 1 декабря 2012 года. на Введенском кладбище.

В 2013 году в честь 165-летия со дня рождения Виктора Васнецова поисковая система Яндекс на главной странице сделала специальный логотип по мотивам картины «Витязь на распутье»[4].

Васнецов В.М. «Витязь на распутье». Описание картины. Художники-передвижники

 1878 г. 79 x 147 см.  The Museum of Russian Art

Описание картины Васнецова В.М. «Витязь на распутье»

Более 10 лет творчества художник посвятил созданию знаменитого «Витязя на распутье». Работу над картиной Васнецов начал еще в первой половине 1870-х годов, а в 1878, на VI выставке общества передвижников вниманию зрителей был представлен ее первый вариант. Окончательный вид картина, какой ее знают сегодня, приобрела в 1882 году и послужила подарком меценату Савве Мамонтову.

На фоне большинства картин Васнецова – светлых, сказочных, завораживающих — «Витязь…» выделяется своей гнетущей мрачностью и безысходностью. В центре полотна художник изобразил могучего воина верхом на богатырском коне. Витязь вооружен копьем и булавой, за спиной – крепкий щит, лук и колчан со стрелами. Тяжелые думы одолели воина, заставив в задумчивости склонить голову. Боевой конь, его верный соратник, вторя чувствам и мыслям богатыря, тоже стоит с опущенной головой. «Задумалось» и припавшее острием к земле копье. Виной всему преградивший путь всаднику мрачный камень с не предвещающей добра надписью «Как пряму ехати – живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Из трех вариантов пути, начертанных на камне в былинных сказаниях, Васнецов в процессе работы над картиной, оставил только один – «прямо пойдешь – живым не бывать!».

Мрачное настроение картине добавляет характерный фон. Неприветливая местность, выполненная в тяжелых бурых, серых и зеленых тонах, разбросанные человеческие череп и кости, кружащие над полем вороны, предзакатное вечернее небо, словно говорящее о возможном скором закате жизни – все это усиливает впечатления от представленного образа витязя и судьбе богатырей русских, сражающихся за мир на земле-матушке.

Интересно, что за время работы над картиной, художником было создано значительное количество эскизов, зарисовок и набросков. И сегодня зритель мог бы видеть картину совершенно другой. Так, в одном из начальных вариантов, можно было бы разглядеть лицо всадника, но позднее художник решил представить витязя сбоку, со спины. От камня вдаль уходила дорога, в идеи изображения которой автор в итоге отказался.

Зритель, внимательно изучающий картину, обратит внимание на некоторую неточность, допущенную художником. А именно: копье, что витязь держит в руке, предназначено для пеших воинов, а не для всадников. Особая отделка нижней части древка неудобна и даже опасна для них. Ошибка ли это? Оружие других героев любой из картин Васнецова прописано с точностью до мелочей – копья, мечи, луки и стрелы соответствуют боевым характеристикам. Возможно, эта погрешность – намек на готовность всадника сражаться с недругом, даже потеряв коня. Витязь стоит на распутье, но выбирать ему нечего. При этом, несмотря ни на что, он полон решимости и готов сражаться, какая бы судьба ни ждала его впереди.

Лучшие картины Васнецова В.М.

В.М. Васнецов — Витязь на распутье

Витязь на распутье

1882г, холст, масло, 167×299 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Зал 38

Ехал богатырь но своим богатырским делам. Заехал в широкое поле. Над полем — недоброе красное небо. В небе кружат черные птицы. Среди поля стоит старый камень. На камне написано:

Налево ехати — богату быти,
Направо ехати — женату быти.
Как прямо ехати — живу не бывати.
Нет пути ни прохожему,
Ни проезжему, ни пролетному.

Остановился богатырь в раздумье. Куда путь держать? И могучий конь богатырский опустил голову, задумался…

Когда Виктор Михайлович Васнецов писал картину «Витязь на распутье», он сам был похож на сказочного витязя, выбирающего путь-дорогу.

Товарищи-художники и зрители знали и любили Васнецова, автора небольших картин из повседневной жизни. А его тянуло в далекое прошлое, к тем временам, которые остались только в памяти народа — в былине, в песне, в сказке. Знакомые предупреждали художника: зачем сворачивать с наезженной дороги, где ему обеспечены работа и успех? Но Виктор Михайлович поверил своей мечте и отправился по новому, неизведанному пути.

1878 год, когда художник представил на передвижной выстваке картину «Витязь на распутье» оказался переломным в жизни художника. Признанный жанрист, он устремился к необычным для русского реалистического искусства темам былинно-сказочного характера. Фольклорные образы давно жили в душе художника, еще в начале 1870-х годов он исполнил самый ранний набосок композиции «Витязя».

В 1882 году он увеличивает и перерабатывает картину 1878 года. Образ витязя на белом коне, остановившегося в раздумье перед камнем-«вещуном» посреди болотистой равнины, словно воскрешает поэтический дух народных преданий. Как и в них, героико-эпическое начало слито в картине с лирической интонацией, которую привносит закатный пейзаж с темнеющими, таинственными далями.

Вороны, череп, кости, древние валуны, уходящая в необозримую даль дорога — все это усиливает тревожное настроение, ощущаемое в цветовом решении холста. В мерном ритме пластических форм, в передаче широты пространства, даже в использовании крупноформатного полотна Васнецов стремился приблизится к эпическому строю былинного сказа.

Вместе с тем художника увлекает историко-бытовая сторона. Картина исполнена в присущей Васнецову свободной, обобщенной живописной манере. Увеличенный вариант одноименной картины 1878 года, находящейся в Серпуховском историко-художественном музее.

 

Витязь на распутье (картина, Васнецов) Википедия

«Витязь на распутье» — картина Виктора Васнецова.

История[ | ]

Карандашные наброски и эскизы к картине появились в начале 1870-х годов. В 1877 году Васнецов с младшего брата Аполлинария пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой». Сюжет картины возник под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники».

В 1877 году была закончена работа над первым вариантом картины. Васнецов выставляет её на VI Передвижной выставке 1878 года.

Окончательный вариант картины был написан в 1882 году для Саввы Ивановича Мамонтова.

Надпись на камне соответствует былинным текстам, но видна не полностью. В письме к Владимиру Стасову Васнецов пишет:

«На камне написано: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью. Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии.»

Критик Стасов похвалил картину.

В начальных эскизах витязь был повёрнут лицом к зрителю. В последней версии был увеличен размер холста, уплощена композиция, стала монументальней фигура витязя. В начальных версиях картины была дорога, но Васнецов убрал её в версии 1882 года для большей эмоциональности, чтобы не было другого выхода, кроме указанного на камне.

К былинной теме Васнецов также обращался в ранней акварели «Богатырь» (1870) и более поздних картинах «Богатыри» (1898) и «Богатырский скок» (1914)

Картины написаны маслом на холсте. Версия 1882 года хранится в Государственном Русском музее. Первая версия 1878 года хранится в Серпуховском историко-художественном музее.

Варианты[ | ]

Исследователи творчества Васнецова приводят следующий список вариантов картины[1].

Год Илл. Название Ра

Витязь на распутье (картина, Васнецов)


Витязь на распутье (картина, Васнецов)

«Витязь на распутье» — картина Виктора Васнецова

Карандашные наброски и эскизы к картине появились в начале 1870-х годов. В 1877 году Васнецов с брата Аркадия пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой». Сюжет картины возник под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники».

В 1877 году была закончена работа над первым вариантом картины. Васнецов выставляет её на VI Передвижной выставке 1878 года.

Окончательный вариант картины был написан в 1882 году для Саввы Ивановича Мамонтова.

Надпись на камне соответствует былинным текстам, но видна не полностью. В письме к Владимиру Стасову Васнецов пишет:

« На камне написано: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью. Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии. »

Критик Стасов похвалил картину.

В начальных эскизах витязь был повёрнут лицом к зрителю. В последней версии был увеличен размер холста, уплощена композиция, стала монументальней фигура витязя. В начальных версиях картины была дорога, но Васнецов убрал её в версии 1882 года для большей эмоциональности, чтобы не было другого выхода, кроме указанного на камне.

К былинной теме Васнецов также обращался в ранней акварели «Богатырь» (1870) и более поздних картинах «Богатыри» (1898) и «Богатырский скок» (1914)

Картины написаны маслом на холсте. Версия 1882 года хранится в Государственном Русском музее. Версия 1878 года хранится в Серпуховском историко-художественном музее.

Сюжет «Витязя на распутье» воспроизведён на надгробии художника на Введенском кладбище.

»

Черновые наброски к картине «Витязь на распутье», 1870-е

»

«Витязь на распутье», 1878 год

»

«Витязь на распутье», 1878 год

Ссылки

Литература

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Витязь на распутье (Васнецов)
  • Витязи

Смотреть что такое «Витязь на распутье (картина, Васнецов)» в других словарях:

  • Витязь на распутье (картина) — Виктор Васнецов Витязь на распутье, 1882 Холст, Масло. 167 × 308 см Государственный Русский музей, Санкт Петербург «Витязь на распутье»  картина Виктора Васнецова …   Википедия

  • Витязь на распутье (картина Васнецова) — Виктор Васнецов Витязь на распутье, 1882 Холст, Масло. 167 × 308 см Государственный Русский музей, Санкт Петербург «Витязь на распутье»  картина Виктора Васнецова …   Википедия

  • Витязь на распутье (Васнецов, 1882) — Виктор Васнецов Витязь на распутье, 1882 Холст, Масло. 167 × 308 см Государственный Русский музей, Санкт Петербург «Витязь на распутье»  картина Виктора Васнецова …   Википедия

  • Витязь на распутье (Васнецов, 1878) — Виктор Васнецов Витязь на распутье, 1882 Холст, Масло. 167 × 308 см Государственный Русский музей, Санкт Петербург «Витязь на распутье»  картина Виктора Васнецова …   Википедия

  • Витязь на распутье (Васнецов) — Виктор Васнецов Витязь на распутье, 1882 Холст, Масло. 167 × 308 см Государственный Русский музей, Санкт Петербург «Витязь на распутье»  картина Виктора Васнецова …   Википедия

  • Витязь на распутье — Виктор Васнецов …   Википедия

  • Серпуховский историко-художественный музей — Дата основания 1920 Местонахождение 142206, улица Чехова, 87, Серпухов, Московская область, Россия …   Википедия

  • Богатыри — Данные в этой статье приведены по состоянию на конец XIX века. Вы можете помочь, обновив информацию в статье …   Википедия

  • Богатыри и витязи русской земли — Виктор Васнецов. «Богатыри» (Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович). 1881 1898. Богатыри и витязи  художественные образы героев, защищавших земли Киевской Руси, русский народ от нашествий врагов или от злой нечисти, созданные анонимными… …   Википедия

  • Богатырь — Виктор Васнецов. «Богатыри» (Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович). 1881 1898. Богатыри и витязи  художественные образы героев, защищавших земли Киевской Руси, русский народ от нашествий врагов или от злой нечисти, созданные анонимными… …   Википедия


картина Васнецова «… на распутье», 6 букв, сканворд

картина Васнецова «… на распутье»

Альтернативные описания

• Отважный, доблестный воин в Древней Руси

• В Древней Руси: отважный доблестный воин

• Доблестный воин, богатырь

• Военный корвет, который доставил Н. Миклухо-Маклая на остров Новая Гвинея

• «… в тигровой шкуре»

• «… на распутье» (Васнецов)

• воин Руставели в тигровой шкуре

• воин в Древней Руси

• воин в старину

• воин на распутье

• доблестный ратник на Руси

• имя этого русского корвета высечено на фасаде Океанографического института в Монако

• картина Васнецова «… на распутье»

• м. храбрый и удатливый воин, доблестный ратник, герой, воитель, рыцарь, богатырь. Витязев, ему принадлежащий. Витязной ветер, волжск. сильный, очень свежий (вытяжной?). Витяжеский, относящийся до витязя или ему свойственный. Витяжество или витество ср. свойство, качество витязя. Витяжествовать, витяжничать; ряз. витязить, наездничать, богатырствовать; странствовать, ища молодеческих приключений; посвятить себя воинским подвигам, заниматься воинскими игрищами, сражаться на турнирах

• название нескольких русских исследовательных судов

• отважный воин в Древней Руси

• руслан, ухвативший колдуна за бороду

• русские исследовательские суда

• русский корвет

• русское название бульдога

• славный ратник Руслан у Пушкина

• среди полотен русского художника Виктора Васнецова не последнее место занимает «… на распутье»

• футбольный клуб из Подольска

• Полностью экипированный воин Древней Руси.

• в Древней Руси: отважный доблестный воин

• каждый из тридцати выходящих на берег из морской пучины (Руслан и Людмила)

• кинотеатр в Москве, ул. Миклухо-Маклая

• марка пылесоса

• среди полотен русского художника Виктора Васнецова не последнее место занимает «… на распутье»

• «… в тигровой шкуре»

• марка российского пылесоса

• сорт огурцов

• московский кинотеатр

• доблестный воин на Руси

• отряд спецназа МВД

• «… на распутье» (Васнецов)

• воин в «тигровой шкуре»

• воин в «тигровой шкуре»

картина Васнецова «… на распутье», 6 букв, сканворд

картина Васнецова «… на распутье»

Альтернативные описания

• Отважный, доблестный воин в Древней Руси

• В Древней Руси: отважный доблестный воин

• Доблестный воин, богатырь

• Военный корвет, который доставил Н. Миклухо-Маклая на остров Новая Гвинея

• «… в тигровой шкуре»

• «… на распутье» (Васнецов)

• воин Руставели в тигровой шкуре

• воин в Древней Руси

• воин в старину

• воин на распутье

• доблестный ратник на Руси

• имя этого русского корвета высечено на фасаде Океанографического института в Монако

• м. храбрый и удатливый воин, доблестный ратник, герой, воитель, рыцарь, богатырь. Витязев, ему принадлежащий. Витязной ветер, волжск. сильный, очень свежий (вытяжной?). Витяжеский, относящийся до витязя или ему свойственный. Витяжество или витество ср. свойство, качество витязя. Витяжествовать, витяжничать; ряз. витязить, наездничать, богатырствовать; странствовать, ища молодеческих приключений; посвятить себя воинским подвигам, заниматься воинскими игрищами, сражаться на турнирах

• название нескольких русских исследовательных судов

• отважный воин в Древней Руси

• руслан, ухвативший колдуна за бороду

• русские исследовательские суда

• русский корвет

• русское название бульдога

• славный ратник Руслан у Пушкина

• среди полотен русского художника Виктора Васнецова не последнее место занимает «… на распутье»

• футбольный клуб из Подольска

• Полностью экипированный воин Древней Руси.

• в Древней Руси: отважный доблестный воин

• каждый из тридцати выходящих на берег из морской пучины (Руслан и Людмила)

• кинотеатр в Москве, ул. Миклухо-Маклая

• марка пылесоса

• среди полотен русского художника Виктора Васнецова не последнее место занимает «… на распутье»

• «… в тигровой шкуре»

• картина Васнецова «… на распутье»

• марка российского пылесоса

• сорт огурцов

• московский кинотеатр

• доблестный воин на Руси

• отряд спецназа МВД

• «… на распутье» (Васнецов)

• воин в «тигровой шкуре»

• воин в «тигровой шкуре»

Leave a Reply