Разное

Модель солнца и луны из пластилина окружающий мир 1 класс: Луна из пластилина. Пособие для лепки. – Презентация по окружающему миру для 1 класса

Содержание

Луна из пластилина. Пособие для лепки.

Скорее всего, ребенку будет скучно слушать монотонный рассказ взрослых о космосе, о научных достижениях в этой области, о перспективах, которые открывает перед человечеством изучение бесконечных просторов Вселенной. Но ситуацию можно исправить и превратить познавательное занятие в увлекательную игру. Все малыши – это любопытные естествоиспытатели. Они, конечно, заинтересуются космическими объектами, но чтобы удерживать их внимание одних слов недостаточно – нужна наглядность. И уж тем более им будет интересно самим участвовать в творческом процессе.

Из такого мягкого материала, как пластилин, можно слепить абсолютно все, даже неотъемлемого спутника планеты Земля – Луну. Обычно малыши замечают яркое светящееся пятно в вечернем небе и расспрашивают родителей на счет его происхождения. Занимаясь увлекательной лепкой, у вас появится шанс подробно рассказать ребенку, что представляет собой Луна, где она находится и почему каждую ночь меняет свою форму и место расположения.

1. Маленькую Луну выполняйте из смеси желтого и оранжевого пластилина, но также подойдет и небольшое количество коричневого цвета. Помогут создать миниатюрные кратеры на поверхности спутника Земли спички, стержень шариковой ручки или карандаш. Все зависит от размера поделки.

Луна из пластилина. Пособие для лепки. Шаг №1.

№1

2. Возьмите кусочки пластилина подготовленных оттенков в произвольных количествах.

Луна из пластилина. Пособие для лепки. Шаг №2.

№2

3. Разомните их в руках по отдельности, затем соедините, но не смешивайте до усреднения цвета.

Луна из пластилина. Пособие для лепки. Шаг №3.

№3

4. Скатайте круглую Луну из полученной массы. Это и будет миниатюрной копией знакомого всем космического объекта. Если посмотреть на поверхность Луны через телескоп, то можно увидеть затемнения и пятна разной формы.

Луна из пластилина. Пособие для лепки. Шаг №4.

№4

5. Для лепки кратеров скатайте длинную тонкую колбаску.

Луна из пластилина. Пособие для лепки. Шаг №5.

№5

6. Нарежьте ее ножичком на небольшие порции.

Луна из пластилина. Пособие для лепки. Шаг №6.

№6

7. Сделайте отверстия в кратерах с помощью спички или стержня.

Луна из пластилина. Пособие для лепки. Шаг №7.

№7

8. Небесное тело уже готово.

Луна из пластилина. Пособие для лепки. Шаг №8.

№8

9. Ребенку обязательно нужно рассказать, почему Луна меняет свою форму, когда мы ежедневно наблюдаем за ней в ночном небе. Для этого понадобится темная лепешка.

Луна из пластилина. Пособие для лепки. Шаг №9.

№9

10. Налепите черную тень на одну сторону светящегося объекта. Теперь из Луны на небе получился молодой месяц.

Луна из пластилина. Итоговый вид поделки.

Итоговый вид поделки.

Вот такие интересные уроки можно практиковать с детьми, благодаря знакомому всем пластилину. Из этой яркой массы несложно слепить даже планеты Солнечной системы.

Почему Луна бывает разной? стр. 34

1. Вспомните, что вы видели на ночном небе, кроме звёзд. Луна — спутник Земли. Как вы это понимаете? Объясните с помощью рисунка-схемы.

Кроме звезд на ночном небе мы видим также и Луну.

Луна – небесное тело, которое находится недалеко от Земли и вращается вокруг Земли.

Поэтому Луну называет спутником Земли.

Вместе с Землей Луна совершает оборот вокруг Солнца, продолжая вращаться и вокруг Земли.

2. По своим наблюдениям расскажите, как изменяется внешний вид Луны. Почему же это происходит?

Луна в разные дни выглядит по-разному.

Она может быть полной, круглой, а может казаться серпом, направленным в разные стороны.

Иногда мы совсем не видим Луну и тогда говорят, что наступило Новолуние.

Происходит это потому, что Солнце в разное время освещает Луну по-разному и мы видим только ту часть Луны, которая освещена Солнцем, ведь Луна не может светить сама, она светит только отраженным солнечным светом.

3. Вылепите из пластилина модель Луны, правильно показав её форму.

Возьмем кусочек серого пластилина и скатаем из него шарик.

Это и будет правильная форма Луны, ведь Луна – шар, просто нам кажется, что она меняет свою форму.

4. С помощью рисунков учебника расскажите, как изучают Луну.

Ученый давно стали изучать Луну.

В древности они просто смотрели на Луну и старались понять, почему она все время выглядит по-другому.

Потом изобрели телескоп и ученые стали изучать поверхность луны в телескоп.

Тогда они обнаружили на Луне кратеры, моря и горы.

В середине 20 века люди смогли посадить на Луну свои аппараты, луноходы и исследовали лунную поверхность.

А потом несколько раз на Луну высаживались астронавты и изучали наш спутник.

Домашнее задание

1. Что такое Луна?

Луна – небесное тело, которое вращается вокруг Земли.

Это спутник нашей планеты.

2. Какую форму имеет Луна?

Луна имеет форму шара.

3. Почему Луна выглядит по-разному?

По-разному Луна выглядит потому, что светит отраженным солнечным светом и мы видим тот участок поверхности Луны, который не только освещен Солнцем, но и повернут к Земле.

4. Как люди изучают Луну?

Люди изучают Луну с помощью телескопов, межпланетных станций и высаживаясь на Луну.

Презентация к уроку окружающего мира «Почему Луна бывает разной», 1 класс Плешаков А.А.

Cолнце  -Солнце-это огромный, пылающий …………  -Солнце-это ближайшая к Земле ……………  -Оно создаёт нам (время суток) ……………..  -По размерам Солнце………….., чем Земля.  -Нам Солнце кажется маленьким кружочком,  потому что находиться ……….от Земли.

Cолнце -Солнце-это огромный, пылающий ………… -Солнце-это ближайшая к Земле …………… -Оно создаёт нам (время суток) …………….. -По размерам Солнце………….., чем Земля. -Нам Солнце кажется маленьким кружочком, потому что находиться ……….от Земли.

Звёзды:  -Звёзды- это огромные пылающие ………  -Они кажутся нам маленькими точками,  потому что находятся очень …………..  -Звёзды отличаются друг от друг по ……  и по ……….  -Звёзд на небе очень много, и люди объединили их в ………….  -На небе можно увидеть большой ковш- это  созвездие ……….  - Почему на небе звёзд не видно?

Звёзды: -Звёзды- это огромные пылающие ……… -Они кажутся нам маленькими точками, потому что находятся очень ………….. -Звёзды отличаются друг от друг по …… и по ………. -Звёзд на небе очень много, и люди объединили их в …………. -На небе можно увидеть большой ковш- это созвездие ………. — Почему на небе звёзд не видно?

Ночью на небе один  Золотистый апельсин.  Миновали две недели,  Апельсина мы не ели,  Но осталась в небе только  Апельсиновая долька.

Ночью на небе один Золотистый апельсин. Миновали две недели,

Апельсина мы не ели, Но осталась в небе только Апельсиновая долька.

Растущая Луна. Луна убывает-такое бывает. Полная Луна.

Растущая Луна.

Луна убывает-такое бывает.

Полная Луна.

Почему  Луна бывает разной?

Почему Луна бывает разной?

Почему у Месяца нет платья?  (Сербская сказка)

Почему у Месяца нет платья? (Сербская сказка)

Секрет Луны. Как она светит? Луна сама не испускает света,она, как зеркало, отражает свет Солнца.

Секрет Луны. Как она светит?

Луна сама не испускает света,она,

как зеркало, отражает свет Солнца.

Четрые фазы луны

Четрые фазы луны

Цикл лунных фаз начинается с молодой Луны. Это происходит тогда, когда Луна находится между Землей и Солнцем. Молодая Луна не видна. Затем сторона Луны, обращенная к Земле, начинает освещаться Солнцем. Освещенная часть выглядит тонким, узким кусочком круга. Он называется нарастающей Луной.

Цикл лунных фаз начинается с молодой Луны. Это происходит тогда, когда Луна находится между Землей и Солнцем. Молодая Луна не видна. Затем сторона Луны, обращенная к Земле, начинает освещаться Солнцем. Освещенная часть выглядит тонким, узким кусочком круга. Он называется нарастающей Луной.

Солнечная часть Луны быстро растет и достигает полукруга. Это называется первой четвертью. Затем поверхность Луны все меньше и меньше освещена и достигает последней четверти. Так цикл заканчивается и заменяется новой, молодой, растущей Луной. Полный цикл от одной молодой Луны до другой занимает 29,5 дней   Луна обращена к земле 1 стороной.

Солнечная часть Луны быстро растет и достигает полукруга. Это называется первой четвертью. Затем поверхность Луны все меньше и меньше освещена и достигает последней четверти. Так цикл заканчивается и заменяется новой, молодой, растущей Луной. Полный цикл от одной молодой Луны до другой занимает 29,5 дней Луна обращена к земле 1 стороной.

 Спутник - небесное тело, которое движется вокруг более крупного тела.  Естественные спутники планет - это их природные спутники, то есть те, которые не созданы человеком.

Спутник — небесное тело, которое движется вокруг более крупного тела. Естественные спутники планет — это их природные спутники, то есть те, которые не созданы человеком.

Искусственный спутник

Искусственный спутник

Телескоп.

Телескоп.

Что мы видим на поверхности Луны, глядя в телескоп? На Луне тёмные и светлые пятна. Светлые пятна - это лунные моря, но в них  нет воды. Тёмные пятна – это ровные участки. На Луне видны лунные кратеры. Они образовались от ударов метеоритов – камней, упавших из космоса.

Что мы видим на поверхности Луны,

глядя в телескоп?

На Луне тёмные и светлые пятна.

Светлые пятна — это лунные моря, но в них

нет воды. Тёмные пятна – это ровные участки.

На Луне видны лунные кратеры. Они образовались от

ударов метеоритов – камней, упавших из космоса.

А как ученые изучают Луну?

А как ученые изучают Луну?

Луноход. Автоматический аппарат, управляемый с Земли по радио, который посылали на Луну.

Луноход.

  • Автоматический аппарат, управляемый с Земли по радио, который посылали на Луну.
Лунные моря. Сероватые пятна на Луне в старину люди считали морями. В этих «морях» нет ни капли воды. Лунные «моря» представляют собой глубокие впадины, покрытые застывшей вулканической массой. Цвет этой массы темнее окружающих камней, поэтому хорошо виден с Земли. Хотя ученые теперь знают, что морей на Луне нет, но они решили не изменять названия на карте этой планеты.

Лунные моря.

  • Сероватые пятна на Луне в старину люди считали морями. В этих «морях» нет ни капли воды. Лунные «моря» представляют собой глубокие впадины, покрытые застывшей вулканической массой. Цвет этой массы темнее окружающих камней, поэтому хорошо виден с Земли. Хотя ученые теперь знают, что морей на Луне нет, но они решили не изменять названия на карте этой планеты.
Поэтому там можно найти Океан Бурь, Море Облаков, Море Дождей и много других морей.
  • Поэтому там можно найти Океан Бурь, Море Облаков, Море Дождей и много других морей.
День длится две недели, затем две недели длится ночь. За такой длинный день поверхность Луны успевает раскалиться до температуры + 130 градусов. Когда наступает ночь, камни быстро охлаждаются и мороз достигает температуры – 170 градусов.
  • День длится две недели, затем две недели длится ночь. За такой длинный день поверхность Луны успевает раскалиться до температуры + 130 градусов. Когда наступает ночь, камни быстро охлаждаются и мороз достигает температуры – 170 градусов.
Земля больше Луны в 6 раз.
  • Земля больше Луны в 6 раз.
Практическая работа. Вылепите из пластилина модель Луны, и Земли правильно показав форму и соотношение.

Практическая работа. Вылепите из пластилина модель Луны, и Земли правильно показав форму и соотношение.

Несколько советов, улетающим на Луну 1. Если тебе захотелось попрыгать, учти, что подпрыгнешь в 6 раз выше, чем на Земле ,и падать будешь гораздо медленнее. Сила тяжести на Луне в 6 раз меньше. 2 . Будешь прогуливаться – смотри под ноги. Вся поверхность усеяна  камнями, которые падают из космоса. 3. Не забудь взять часы с календарём. На Луне один наш день длиться 2 наших недели. 4. Зонтик тебе не пригодиться: дождей на Луне не бывает. Там вообще нет воды, нет облаков, туманов и радуги. Дожди только метеоритные и каменные. 5 . Не забудь, что разговаривать сможешь только при помощи Радиопередатчиков. Звуков на Луне нет. Это из-за того, что нет атмосферы. 6. Подумай, как ты будешь дышать? Ведь на Луне нет воздуха. 7. Подумай, как тебе одеться, так как днём поверхность Луны нагревается до +130 градусов, а ночью охлаждается до -170 градусов. ПОЧЕМУ НА ЛУНЕ НЕ ЖИВУТ ЛЮДИ?

Несколько советов, улетающим на Луну

1. Если тебе захотелось попрыгать, учти, что подпрыгнешь в 6 раз выше,

чем на Земле ,и падать будешь гораздо медленнее. Сила тяжести на Луне

в 6 раз меньше.

2 . Будешь прогуливаться – смотри под ноги. Вся поверхность усеяна

камнями, которые падают из космоса.

3. Не забудь взять часы с календарём. На Луне один наш день длиться

2 наших недели.

4. Зонтик тебе не пригодиться: дождей на Луне не бывает. Там вообще

нет воды, нет облаков, туманов и радуги. Дожди только метеоритные и

каменные.

5 . Не забудь, что разговаривать сможешь только при помощи

Радиопередатчиков. Звуков на Луне нет. Это из-за того, что нет атмосферы.

6. Подумай, как ты будешь дышать? Ведь на Луне нет воздуха.

7. Подумай, как тебе одеться, так как днём поверхность Луны нагревается

до +130 градусов, а ночью охлаждается до -170 градусов.

ПОЧЕМУ НА ЛУНЕ НЕ ЖИВУТ ЛЮДИ?

Луна-это спутник Земли. Сравни размеры Земли и Луны. Луна движется вокруг Земли и обходит её кругом один раз в месяц.

Луна-это спутник Земли.

Сравни размеры Земли и Луны.

Луна движется вокруг Земли и

обходит её кругом один раз в месяц.

Рефлексия учебной деятельности. Почему Луна бывает разной?

Рефлексия учебной деятельности.

  • Почему Луна бывает разной?
Приглашаем вас совершить необычное путешествие на Луну Вас ждёт Луна и молодой месяц.

Приглашаем вас совершить необычное путешествие на Луну

Вас ждёт Луна и молодой месяц.

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему «Что у нас над головой?» (1 класс)

Вступительное слово:

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Ручки, книжка и тетрадка?

Давайте улыбнемся, друг другу, думаю, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Желаю вам успехов и новых открытий на уроке.

Я хочу сегодня пригласить вас в увлекательный мир природы.

Я уверенна, что на занятиях вы узнаете новое, закрепите изученное и сможете применить свои знания на практике.

Наше занятие по окружающему миру будет не совсем обычным. Вы станете не просто учениками, а учениками исследователями.

Представьте, что вы настоящие ученые, а наш класс – это научно-исследовательская лаборатория, а парты – это рабочие столы, а вместо обычных тетрадей – у вас исследовательские блокноты.

Приветствуют учителя, готовят рабочее место.

Предлагает учащимся закрыть глаза и представить ночное небо, описать, какие чувства, эмоции они при этом испытывают.

А теперь представьте, что наступило утро, день. Что изменилось?

Как вы думаете, где находится небо, Солнце, звезды?

Какая тема нашего урока?

Объявление темы урока: Что у нас над головой?

Описывают словами зрительный образ.

Отвечают на вопрос.

Наверху, над головой.

Выдвигают предположения.

Организует работу в парах: вспомнить, каким бывает небо днем и ночью.

Какой вопрос возникает?

Это проблемный вопрос нашего исследования: Какие небесные тела можно увидеть днем, а какие – ночью?

Как ученые мы должны с вами выдвинуть гипотезу. Гипотеза – это предположение, догадка.

Обобщает наблюдения учащихся, записывает на доску объекты дневного и ночного неба.

В процессе нашего исследования, мы вашу гипотезу подтвердим или опровергнем. Свою работу вы будете выполнять в исследовательских блокнотах. Положите их перед собой.

Работать мы будем в паре. Как мы будем работать?

Работают в парах, рассказывают о своих наблюдениях

Высказывают предположения.

Высказывают предположения.

Кладут исследовательские блокноты перед собой.

В паре.

Подтверждение\опровержение гипотезы

Откройте блокноты.

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет?

Демонстрирует учащимся куб, тарелку и мяч, спрашивает, какой из этих предметов похоже на Солнце?

Особое внимание обращает на форму Солнца (шар, горячий, раскаленный).

Моделирование. Модель – это предмет, изображающий другой предмет.

-У вас на столе лежит пластилин. Сделайте из него модель Солнца.

Обсудите, какого цвета вы будите брать пластилин?

Внимательно посмотрите на Солнце на с. 18 учебника.

Та пара, которая выполнит работу, поднимет вверх скрепленные руки – это сигнал готовности пары.

Кто представит свою работу классу?

Давайте посмотрим, что у вас получилось. Чем похожа ваша модель на настоящее Солнце, чем она отличается

В исследовательских блокнотах сделайте отметку: форма Солнца.

Если мы днем поднимем голову вверх и посмотрим на небо, то увидим Солнце – огромный пылающий шар.

Ребята, подтвердилась ли наша гипотеза, т.е. наша догадка? Вывешивает знак.

Солнце

Высказывают предположения.

Делают модель Солнца из пластилина.

Представляют модель Солнца. Похожа формой и цветом, отличается размером.

Наша модель Солнца маленькая, а на самом деле оно большое.

Работают в исследовательских блокнотах

Да, Солнце мы видим на небе днем.

«Стрекоза»

Вот какая стрекоза — как горошины глаза.

Влево- вправо, назад- вперед-

Ну, совсем как вертолет.

Мы летаем высоко.

Мы летаем низко.

Мы летаем далеко.

Мы летаем близко.

Выполняют гимнастику для глаз.

(Пальцами делают очки.)

(Глазами смотрят вправо- влево.)

(Круговые движения глаз)

(Смотрят вверх.)

(Смотрят вниз.)

(Смотрят вперед.)

(Смотрят вниз.)

Я предлагаю вам понаблюдать за облаками. Всегда ли облака на небе одинаковой формы?

Рассказывает, что облако – это множество мелких капель воды, поднятых в воздух теплым потоком воздуха. Облака бывают дождевые, кучевые и перистые.

Кучевые облака – плотные, ярко-белые, образуются летом. Дождевые облака – самые тяжелые из-за большого количества воды, из которой они состоят.

Перистые будут находиться в самом верху. Образуются в очень холодном воздухе, в виде тонких, белых нитей.

Работа в исследовательских блокнотах. Отметьте, какие облака самые легкие – цифра1, самые тяжелые – цифрой 2.

Ребята, подтвердилась ли наша гипотеза, т.е. наша догадка? Вывешивает знак.

Солнце и облака мы видим на небе днем. Данную гипотезу мы подтвердили.

Ребята, когда наступает ночь, что меняется на небе?

Когда наступает ночь, на небе появляются Луна и звезды.

Работа в парах. Сравните Солнце и Луну. Моделирование.

-У вас на столе лежит пластилин. Сделайте из него модель Луны.

Обсудите, какого цвета вы будите брать пластилин?

Внимательно посмотрите на Луну на с. 19 учебника.

Та пара, которая выполнит работу, поднимет вверх скрепленные руки – это сигнал готовности пары.

Луна не всегда видна на небе полностью. Нередко мы видим на небе только ее часть. Ту, которая в этот момент освещена Солнцем.

В исследовательских блокнотах сделайте отметку: форма Луны.

Ребята, подтвердилась ли наша гипотеза, т.е. наша догадка? Вывешивает знак.

Загадка: Рассыпали ночью по небу зерно. Глянули утром – нет ничего.

Спрашивает, знает ли кто-нибудь, что такое созвездие?

Сообщает о том, что люди издавна объединяли звезды в различные группы – созвездия. Созвездие, которое легче всего найти на небе, называется Большая Медведица. Рассказывает легенду.

Работа с учебником. Посмотрите на созвездие Большой медведицы на с. 19. На какой предмет похоже созвездие? Сколько в нем звездочек?

Работа в исследовательских блокнотах. Соедини линиями точки так, чтобы получился ковш Большой Медведицы.

Ребята, подтвердилась ли наша гипотеза, т.е. наша догадка? Вывешивает знак.

Читает вывод на с. 19 учебника

Рассуждают об особенностях наблюдения.

Выполняют наблюдения, фиксируют результаты.

Отмечают облака.

Да, облака мы видим на небе днем.

Солнце уходит, появляется Луна и звезды.

Делают модель Луны из пластилина.

Представляют модель Луны. Похожа формой и цветом, отличается размером.

Работают в исследовательских блокнотах

Да, Луну мы видим на небе ночью.

Звезды.

На ковш. Семь.

Да, звезды мы видим на небе ночью.

План-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме: Конспект урока + презентация «Почему луна бывает разной» (УМК «Школа России», 1 класс)

Этап урока

Время

Содержание

Деятельность

учащихся

УУД

Актуализация знаний

3 мин

— О каких небесных телах мы говорили на прошлом уроке?

-Назовите ближайшую звезду к Земле. — Солнце

-Почему днем на небе не видно звезд?

-Почему они становятся видны ночью?

-Какие названия звезд вы знаете? (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус)

— От чего зависит цвет звёзд? (от t)

-Какие созвездия вы уже знаете? (Большая Медведица, созвездие Льва)

Повторять изученный материал

Поддерживать учебный диалог

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Постановка учебной задачи и ее решение

10 мин

 -Узнал Муравьишка, что такое Солнце, звезды. Взглянул на небо  и увидел еще что-то.

-Отгадайте загадки:

1. Подрастал, подрастал,

Был рогатым — круглым стал.

только круг, чудо — круг

Стал опять рогатым вдруг. (Месяц)

2. В голубой станице

Девица круглолица.

Ночью ей не спиться —

В зеркало глядится. (Луна)

— О чем будем говорить на уроке? Луна и месяц — это разные небесные тела? Почему Луна бывает разной? Вот на эти вопросы мы сегодня ответим.

— Каждый из вас видел луну. какой вы ее запомнили?

Много тысячелетий люди поднимают голову вверх и видят в ночном небе одну и ту же Луну. только выглядит она по-разному. То круглая, как блин, то похожа на серп. Объяснить эти явления человек не мог. Думали даже, что видят разные небесные тела, поэтому появилось два названия: «луна» и «месяц». Но всё это — одна и та же Луна. Почему тогда мы видим её такой разной?

О Луне ученые сегодня знают больше, чем о любой другой планете, кроме Земли. Если смотреть на Луну с Земли, то кажется, что она меняет форму. Эти различные формы называются фазами Луны и возникают они из-за того, что мы видим только освещенную Солнцем часть Луны при её движении вокруг Земли. Луна двигается вокруг Земли и является её естественным спутником.

Что такое спутник? Спутник — это небесное тело, которое движется вокруг более крупного тела. Естественные спутники планет — это их природные спутники, т.е. те. которые не созданы человеком.

Помните, на уроках мы говорили, что человек создал искусственные спутники, которые запускает в космос. естественные спутники создает природа, а не человек.

Спутник должен двигаться вокруг тела, которое больше него по размерам. Какой вывод о размерах Земли и Луны мы можем сделать?

Правильно. Земля — больше Луны. На сколько больше? Мы видим Луну очень маленькой. На самом деле это не так. Луна всего в 6 раз меньше Земли. Для сравнения можно представить одноэтажный дом и дом в 6 этажей. Так что Луна — огромная!

— Рассмотрите в учебнике схему движения Луны.

— В раб.тетради найдите №1 с22. Галочкой отметьте правильную схему.

От Луны Землю отделяет расстояние в 384 000 км. На космической ракете это расстояние можно преодолеть за 2-3 дня.

Так как Луна — естественный спутник Земли, то учёные постоянно за ней наблюдают. Теперь любой участник может объяснить, почему она такая разная.

Сама Луна не светится, она отражает свет от Солнца. Ночью её видно, потому что Солнце её освещает. Луна обращается вокруг Земли, поэтому на ночном небе выглядит по-разному. Когда Луна находится между Землей и Солнцем, к Земле обращена неосвещенная половина Луны, и Луну на небе не видно. Эта фаза называется новолунием.

Через 2-3- дня Луна появляется на небе в виде узкого серпа, обращенного выпуклостью в сторону Солнца. Это молодой месяц.

Он увеличивается с каждым днём. Луна принимает вид целого диска. Это полнолуние.

Земля уже находится между Солнцем и луной. Потом диск начинает убывать. Луна опять становится серпом, но уже обращенным в другую сторону. Это старый месяц. Потом всё опять повторяется.

На нижнем рис. на с 34 показаны эти изменения.

Отгадывать загадки

Знакомиться с темой урока

Формулировать цели урока

Высказывать свое мнение

Слушать речь учителя непосредственно обращенную к учащимся

Ответить на вопросы

Слушать речь учителя непо-средственно об-ращенную к учащимся

Ответить на вопросы

Высказывать свое мнение

Объяснять схему в учебнике

Выполнять задание в рабочей тетради

Поддерживать учебный диалог

Узнавать больше о Луне

Рассматривать рисунки в учебнике и рассуждать

Проверять свои предположения по учебнику

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать оценку учителя

Р: принимать и сохранять учебную задачу

П: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме

К: уметь вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

П: понимать заданный во-прос, в соот-ветствии с ним строить ответ в устной форме

П: ориентиро-ваться на раз-нообразие спо-собов ответа на поставленные задачи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объ-екте

К: уметь обме-ниваться мне-ниями; слушать другого- уче-ника.

П: строить рас-суждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами

Физ. минутка

1 мин

Показываю движение

Повторять движение

Решение част-ных задач

10 мин

Практическая работа

Дети лепят из пластилина модели Луны и Земли, стараясь правильно передать соотношение 1 к 6. Затем дети лепят фазы Луны: молодой месяц, полнолуние, старый месяц.

— Луна вращается вокруг своей оси и одновременно совершает свой путь вокруг Земли, так как она является спутником нашей планеты. Оборот вокруг Земли она совершает за 29 с половиной суток. Столько же времени ей требуется, чтобы обернуться вокруг совей оси. Земля вокруг совей оси поворачивается на сутки. Вот такая разница.

Два ученика выходят к доске и показывают, как двигается Луна.

Работа с учебником

— Все это мы знаем благодаря ученым. Как они изучают Луну? Что вы об этом знаете?

Рассмотрите рис. в учебнике на с 35.

С Земли на Луне всегда видно одно и то же, так как Луна постоянно обращена к Земле одной стороной. Даже в мощный бинокль можно увидеть на Луне какие-то сероватые пятна. Эти пятна в старину считали морями. Интересно то, что в этих «морях» нет ни капли воды. Лунные «моря» представляют собой глубокие впадины, покрытые застывшей вулканической массой. Цвет этой массы темнее окружающих камней, поэтому там можно найти Океан Будь, Море Дождей и много др морей.

Светлые части Луны — это ее горные районы. На Луне есть высокие горные хребты и много кольцевых гор — кратеров. Кратеры — большие ямы, окруженные холмами. Некоторые их этих кратеров образовались при падении на Луну метеоритов. Самые крупные кратеры образовались при извержении вулканов. У самых больших кратеров дно плоское и похоже на стадион, окруженный трибунами.

Поддерживать учебный диалог

Выполнять модель Луны

Запоминать информацию

Поддерживать учебный диалог

Рассматривать рисунки в учебнике и рассуждать

Поддерживать учебный диалог

П: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме

П: ориентиро-ваться на раз-нообразие спо-собов ответа на поставленные задачи; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объ-екте

Физ. минутка

1 мин

Показываю движение

Повторять движение

Решение частных задач

10 мин

Как же там, на Луне? Там всегда тихо. На Луне нет воздуха, поэтому звуки не передаются. Может ли там жить человек, раз воздуха нет? Ни травы, ни деревьев здесь тоже нет. Кругом одна пыль и каменная пустыня.

День длится две недели. Затем две недели длится ночь. За такой блинный день поверхность Луны нагревается до t=130С. Когда наступает ночь, камни очень быстро охлаждаются и мороз достигает t= -170С. Так же резко там отличается t на Солнце и в тени — ведь на Луне нет воздуха, который бы сглаживал эти перепады t.

Если бы мы оказались на Луне, поднять голову и посмотрели на небо, то увидели бы непривычную для нас картину. Небо на Луне не похоже на земное. Оно не голубое, а черное. Черное и днем, и ночью.

Луну постоянно изучают лунные космические аппараты. В 1959г впервые была запущена ракета, которая облетела наш естественный спутник и сделала снимки другой стороны Луны. Благодаря этим снимкам ученые составили первую карту обеих сторон лунной поверхности.

Оказалось, что обратная сторона Луны совершенно не похожи на видимую. Она почти сплошь гористая и там всего несколько «морей». В 1966г на спутнике Земли впервые прилунилась первая в мире ракета.

За эти годы на Луну прилетело много ракет. Автоматы и космонавты доставляли на Землю уникальные снимки и пробы грунта. Исследования планеты продолжаются.

— Как называется аппарат на рис в учебнике на с35? (Луноход)

— Почему он получил такое название? Попробуйте придумать свою модель лунохода.

(Дети делятся на группы, выполняют задание и рассказывают о своих моделях.)

Высказывать свое мнение

 

Поддерживать учебный диалог

Узнавать больше о Луне

Рассматривать рисунки в учебнике и рассуждать

Ответить на во-просы

Высказывать свое мнение

Работать в группах

К: уметь работать в паре, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

К: уметь обмениваться мнениями; слушать другого- ученика.

П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами

Итог урока

2 мин

Подведем итог нашей сегодняшней работы.

Луна и месяц — это разные планеты?

Чем Луна является для Земли? Спутником

Почему Луна бывает разной?

Давайте проверим ваши ответы, прочитаем вывод на с35, который нам предложила Мудрая Черепаха.

Отвечать на вопросы.

Подводить итоги урока

Л: ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности

Рефлексия

1мин

— Как вы считаете, хорошо ли вы усвоили материал данного урока? Если да, то поднимите  зеленый карандаш, а если не очень – желтый, если вы ничего не поняли, то поднимите красный. Всем спасибо! Урок окончен.                                                                    

Высказывать свое мнение, делиться впечатлениями

Р: осуществляют итоговый контроль

Конспект урока по окружающему миру на тему «Что у нас над головой ?» (1 класс)

— Как вы думаете, если луна появится на небе в дневное время (в наших северных широтах такое бывает), превратит ли это явление день в ночь? (обязательно просим ребёнка объяснить свою позицию).

-Попробуем сделать вывод, от чего зависит смена дня и ночи?

Сравним наш вывод и позицию учёных.

Просмотр видеофрагмента о смене дня и ночи.

— Итак, кто нам ещё раз объяснит, почему на земле происходит смена дня и ночи?

Физминутка (про солнышко)

Вот так солнышко встаёт –

Выше, выше, выше!

К ночи солнышко зайдёт-

Ниже, ниже, ниже!

Хорошо, хорошо

Солнышко смеётся.

А под солнышком нам всем

Радостно живётся.

2) Изготовление модели солнца.

Подбор слов-признаков, описывающих солнце, выделение существенных признаков, вывод о солнце.

— Муравей и Мудрая Черепаха искали предметы, похожие по форме на солнце. У них был кубик, тарелка и мячик. Какой из этих предметов они сразу посчитали лишним и почему? Муравей решил, что больше всего на солнце похожа тарелка, а Черепаха выбрала мячик. Чей выбор вы поддержите и почему?

— Ребята, давайте подберём слова, которые как можно точнее опишут солнце (на доске появляются слова: шарообразное, раскаленное, красное, жёлтое, огромное/большое).

— Можно ли вылепить солнце из пластилина?

Знакомство с понятием «модель»

— Действительно, настоящее солнце из пластилина не вылепить, но можно сделать модель солнца.

Модель — это упрощённый по сравнению с настоящим объект, в котором присутствуют только существенные для нас признаки изображаемого.

— Какие признаки солнца у нас получится отразить в нашей модели из пластилина?

Обсуждение и составление плана работы по изготовлению модели солнца.

Изготовление модели солнца из пластилина.

Сравнение модели и объекта.

— Какие признаки солнца мы не смогли отразить в нашей модели?

Физминутка

Небо в звёздах — красотища!
Ни за что не сосчитать!
Их, наверное, здесь тыща,
А, быть может, целых пять!
Мне сказали, что медведи,
Львы и тигры там живут,
Скорпионы, раки, лебедь…
Только где все — не пойму.
Небо в звёздах — красота
Прямо неземная!
Скоро вырасту, тогда —
Всё сама узнаю! ( З.Березина)

3)Знакомство с понятием созвездие

— Кто знает, как называется самая ближайшая к нашей Земле звезда?

— Почему же солнце так отличается от звёзд?

— Почему звёзды видны только ночью?

— Посмотрим на звёздное небо (слайд). Звёзд очень много. С древних времён люди делили звёзды на группы и давали этим группам имена. Такие группы назывались созвездиями. Самое знаменитое созвездие – созвездие Большой Медведицы. О нём можно узнать на страницах нашего учебника. Откройте с. 19. (обсуждение изображения созвездия, вычленение из группы звёзд «ковша», если резерв времени позволяет, поиск «ковша» на нескольких слайдах с фотографиями звёздного неба)

4)Обучение умению договариваться при работе в парах. Изготовление модели созвездия.

— Сейчас мы изготовим из пластилина модель созвездия. Вы будете работать в парах. Часто при работе в парах можно услышать споры, шум, недовольство друг другом. Какое умение необходимо, чтобы этого избежать? (уметь договариваться)

— Что это значит?

— Как высказать своё мнение?

— Как мы должны соглашаться с напарником, и как возражать?

— Как мы можем попросить о помощи?

— Выполняя работу в парах вы постараетесь договориться и мы увидим, как у вас это получится.

— Перед вами на партах лежат два листочка. На одном изображен ковш созвездия Большая Медведица, а на втором другое созвездие. Посоветуйтесь друг с другом и выберите из предложенных только одно созвездие, модель которого нужно сделать. Поднимите вверх и покажите мне, выбранное вами созвездие. Молодцы все узнали Большую Медведицу.

— Подумайте, как можно изготовить модель созвездия, используя имеющиеся материалы: пластилин, картон, деревянные палочки. (Ответы детей).

— Приступите к работе.

— Оцените свою работу в парах. Удалось ли вам договориться при выполнении задания? Почему?

Результат работы: выставка моделей созвездий, сравнение с изображениями на доске.

— Как вы оцениваете представленные работы? Почему модели созвездий получились?

4. Итог урока

— На какие вопросы о солнце и звёздах мы ответили сегодня на уроке?

— Что на уроке было интересно?

5. Рефлексия

— Какое время суток у нас на обороте доски, обоснуйте своё мнение (ночь, т.к. небо тёмное и есть луна). Чего не хватает ночному небу? (звёзд)

— Если на уроке вы старались, вам было всё понятно, то прикрепите к нашему небосводу голубую звёздочку, а если вам хотелось бы что-то исправить в своей работе на уроке, то белую.

Почему Луна бывает разной?

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Первоклассники познакомятся с Луной — естественным спутником Земли, узнают первоначальные сведения о Луне, научатся изготавливать модель Луны.

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: пластилин, иллюстрации с видами Луны.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— О каких небесных телах мы говорили на прошлом уроке? Какие звёзды вы можете назвать? Какие созвездия вам известны? Почему мы не видим звёзды днём? От чего зависит цвет звёзд?

2. Мотивация учебной деятельности

— Отгадайте загадки.

Подрастал, подрастал,

Был рогатым — круглым стал.

Только круг, чудо-круг

Стал опять рогатым вдруг.

(Месяц)

В голубой станице

Девица круглолица.

Ночью ей не спится —

В зеркало глядится.

(Луна)

— О чём мы будем говорить сегодня на уроке? Луна и месяц — это разные небесные тела? Почему Луна бывает разной? Вот на эти вопросы мы сегодня ответим.

3. Работа по теме урока

— Среди вас нет ни одного ребёнка, который бы не видел Луну. Какой вы её запомнили?

Много тысячелетий люди поднимают голову вверх и видят в ночном небе одну и ту же Луну. Только выглядит она по-разному. То круглая, как блин, то похожа на серп. Объяснить эти явления человек не мог. Думали даже, что видят разные небесные тела, поэтому появились два названия: «луна» и «месяц». Но всё это — одна и та же Луна. Почему тогда мы видим её такой разной?

О Луне учёные сегодня знают больше, чем о любой другой планете, кроме Земли. Если смотреть на Луну с Земли, то кажется, что она меняет форму. Эти различные формы называются фазами Луны и возникают они из-за того, что мы видим только освещённую Солнцем часть Луны при её движении вокруг Земли. Луна двигается вокруг Земли и является её естественным спутником.

Что такое спутник? Спутник — это небесное тело, которое движется вокруг более крупного тела. Естественные спутники планет — это их природные спутники, то есть те, которые не созданы человеком.

Помните, на уроках мы говорили, что человек создал искусственные спутники, которые запускает в космос. Естественные спутники создаёт природа, а не человек.

Спутник должен двигаться вокруг тела, которое больше него по размерам. Какой вывод о размерах Земли и Луны мы можем сделать?

Правильно. Земля — больше Луны. На сколько больше? Мы видим Луну очень маленькой. На самом деле это не так. Луна всего в шесть раз меньше Земли. Для сравнения можно представить одноэтажный дом и дом в шесть этажей. Так что Луна — огромная!

— Рассмотрите в учебнике схему движения Луны. В рабочей тетради найдите задание 1 (с. 22). Галочкой отметьте правильную схему.

От Луны Землю отделяет расстояние в 384 000 километров. На космической ракете это расстояние можно преодолеть за 2-3 дня.

Так как Луна — естественный спутник Земли, то учёные постоянно за ней наблюдают. Теперь любой ученик может объяснить, почему она такая разная.

Сама Луна не светится, она отражает свет от Солнца. Ночью её видно, потому что Солнце её освещает. Луна обращается вокруг Земли, поэтому на ночном небе выглядит по-разному. Когда Луна находится между Землей и Солнцем, к Земле обращена неосвещённая половина Луны, и Луну на небе не видно. Эта фаза называется новолунием. Через 2-3 дня Луна появляется на небе в виде узкого серпа, обращённого выпуклостью в сторону Солнца. Это молодой месяц. Он увеличивается с каждым днём. Луна принимает вид целого диска. Это полнолуние. Земля уже находится между Солнцем и Луной. Потом диск начинает убывать. Луна опять становится серпом, но уже обращённым в другую сторону. Это старый месяц. Потом всё опять повторяется. На нижнем рисунке на странице 34 показаны эти изменения.

Практическая работа

Дети лепят из пластилина модели Луны и Земли, стараясь правильно передать соотношение 1 к 6. Затем дети лепят фазы Луны: молодой месяц, полнолуние, старый месяц.

— Луна вращается вокруг своей оси и одновременно совершает свой путь вокруг Земли, так как она является спутником нашей планеты. Оборот вокруг Земли она совершает за 29 с половиной суток. Столько же времени ей требуется, чтобы обернуться вокруг своей оси. Земля вокруг своей оси поворачивается за сутки. Вот такая разница.

С помощью ваших моделей покажите, как двигается Луна вокруг Земли.

Дети в парах показывают, как двигается Луна.

— Все это мы знаем благодаря учёным. Как они изучают Луну? Что вы об этом знаете?

Рассмотрите иллюстрации в учебнике на странице 35.

С Земли на Луне всегда видно одно и то же, так как Луна постоянно обращена к Земле одной стороной. Даже в мощный бинокль можно

увидеть на Луне какие-то сероватые пятна. Эти пятна в старину считали морями. Интересно то, что в этих «морях» нет ни капли воды. Лунные «моря» представляют собой глубокие впадины, покрытые застывшей вулканической массой. Цвет этой массы темнее окружающих камней, поэтому хорошо виден с Земли. Хотя сегодня учёные знают, что морей на Луне нет, они решили не изменять названия на карте этой планеты, поэтому там можно найти Океан Бурь, Море Облаков, Море Дождей и много других морей.

Светлые части Луны — это её горные районы. На Луне есть высокие горные хребты и много кольцевых гор — кратеров. Кратеры — большие ямы, окружённые холмами. Некоторые из этих кратеров образовались при падении на Луну метеоритов. Самые крупные кратеры образовались при извержении вулканов. У самых больших кратеров дно плоское и похоже на стадион, окружённый трибунами.

Как же там, на Луне? Там всегда тихо. На Луне нет воздуха, поэтому звуки не передаются. Может ли там жить человек, раз воздуха нет? Ни травы, ни деревьев здесь тоже нет. Кругом одна пыль и каменная пустыня.

День длится две недели. Затем две недели длится ночь. За такой длинный день поверхность Луны успевает раскалиться до температуры +130 градусов. Когда наступает ночь, камни очень быстро охлаждаются и мороз достигает температуры -170 градусов. Так же резко там отличается температура на Солнце и в тени — ведь на Луне нет воздуха, который бы сглаживал эти перепады температур.

Если бы мы оказались на Луне, подняли голову и посмотрели на небо, то увидели бы непривычную для нас картину. Небо на Луне не похоже на земное. Оно не голубое, а чёрное. Чёрное и днём, и ночью.

Луну постоянно изучают лунные космические аппараты. В 1959 году впервые была запущена ракета, которая облетела наш естественный спутник и сделала снимки другой стороны Луны. Благодаря этим снимкам учёные составили первую карту обеих сторон лунной поверхности.

Оказалось, что обратная сторона Луны совершенно не похожа на видимую. Она почти сплошь гористая и там всего несколько «морей». В 1966 году на спутнике Земли впервые прилунилась первая в мире ракета.

За эти годы на Луну прилетало много ракет. Автоматы и космонавты доставляли на Землю уникальные снимки и пробы грунта. Исследования планеты продолжаются.

— Как называется аппарат, изображённый на рисунке в учебнике? (Луноход.)

Почему он получил такое название? Попробуйте придумать свою модель лунохода.

Дети делятся на группы, выполняют задание и рассказывают о своих моделях.

4. Рефлексия учебной деятельности

— В начале урока были заданы вопросы. Вспомним их. Луна и месяц — это разные планеты? А планета ли вообще это тело? Почему Луна бывает разной? Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?

Прочитайте вывод, который предложила Мудрая Черепаха. Вы согласны с ней?

Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.

Leave a Reply