Разное

Мини резьба по дереву – Инструмент для миниатюры — «ноготки», «коготки», «клепики» и дальше по списку

Миниатюрная резьба по дереву — самое медитативное хобби

Алексей Кобзев

Инженер, увлекается резьбой по дереву и публикует фото работ в своём блоге.

Когда устаёшь смотреть в экран компьютера и смартфона, самое время заняться нецифровым хобби. Как правило, работа с деревом требует достаточного свободного места и специального инструмента. Однако для миниатюрной геометрической резьбы вам понадобятся только нож и заготовка, а процесс и результат работы приносят кучу удовольствия.

Резьбой я начал заниматься ещё в детстве, сперва самостоятельно, затем посещая соседний дом творчества и место с космическим названием «Станция юных техников». Потом дома появился компьютер, и в итоге я стал инженером, что в целом очень даже неплохо. Однако занятия резьбой не хотелось оставлять. Поэтому я сконцентрировался на наиболее аскетичном в плане используемых инструментов стиле — геометрической резьбе, сделав при этом ставку на рисунок, композицию и технику и создавая сложные орнаменты.

Это один из традиционных и наиболее старых видов резьбы по дереву и камню. Метод заключается в вырезании на ровной поверхности геометрических фигур с помощью одного ножа. Как правило, резчики по дереву начинают именно с геометрической резьбы, но настоящее искусство заключается в создании сложных рисунков с должным уровнем мастерства.

Необходимые инструменты

  • Косой нож (часто говорят просто «косяк»). Например, подойдёт № 9 от Pfeil, однако хорошо зарекомендовали себя также самодельные варианты, сделанные из ножовки по металлу.
  • Средства для заточки. Я использую обычную деревянную линейку с нанесённой на неё пастой ГОИ (зелёного цвета). Как правило, её вполне хватает при регулярной доводке ножа. Если же косяк необходимо переточить, то можно применить абразивный камень.
  • Принадлежности для рисования. Я пользуюсь обычным механическим карандашом, пластиковой гибкой линейкой, циркулем и ластиком.

Все эти инструменты легко хранить в обычном пенале, они не занимают много места. Я даже беру их с собой в путешествия. Так как длина лезвия совсем небольшая, всё необходимое уместится в ручную кладь.

Материалы

Как только вы обзавелись инструментами, встаёт вопрос, где взять саму деревянную болванку. Если вы счастливый обладатель маленькой столярной мастерской, можете выточить заготовку на свой вкус, в ином случае воспользуйтесь услугами столярных коворкингов (которые становятся всё популярнее). Если же самостоятельно делать заготовку не хочется, её можно приобрести как онлайн, так и офлайн в магазинах товаров для хобби и творчества. Предложений достаточно много: это шкатулки, доски, подставки, украшения. Если вы хотите реализовывать свои изделия иностранцам, обратите внимание на матрёшек.

Вот несколько советов по выбору заготовки:

  • Не покупайте фанеру. Просто не надо. Вы из неё ничего не вырежете.
  • Если вы только начинаете, выбирайте небольшие изделия. Лучше всего подойдёт простая ровная дощечка — так вы ещё и минимизируете опасность пореза.
  • Лучший материал — липа. Можете также попробовать берёзу. Если у вас нет достаточного опыта с более элитными твёрдыми породами (например, с буком и дубом), то лучше сперва потренируйтесь некоторое время на липе. Учтите, что чем твёрже дерево, тем чаще придётся затачивать нож.

Мне нравится естественный цвет и текстура дерева, поэтому я обычно не крашу свои работы, а покрываю мастикой. Восковая мастика также обеспечивает определённый уровень защиты от влаги. Можно использовать мастику для пола или для обуви — она бывает бесцветной. Наношу я её обычной зубной щёткой.

Следует иметь в виду, что мастика довольно быстро затвердевает, поэтому, если она легла неровно, просто нагрейте изделие, например над кухонной плитой, и ещё раз пройдитесь щёткой.

Для любителей цветных вариаций существует целая индустрия лакокрасочной продукции, однако учтите, что многие морилки имеют не самый приятный запах.

Техника

Для начала необходимо освоить основы геометрической резьбы: как сформировать простые желобки, а далее — треугольные элементы. Обычно резчик сначала накалывает треугольник Y-образным надрезом, а далее извлекает три щепочки. Этот метод вполне оправдан, если узор довольно крупный, однако, если мы говорим о миниатюрной резьбе, подобное накалывание не имеет никакого смысла — проще сразу вырезать элемент.

Нож удобнее всего держать так же, как вы держите шариковую ручку, — точность движений будет наивысшей. Особый кайф — резать торцевые поверхности дерева. Они очень мягкие, и нож идёт как по маслу. Но будьте внимательны: у вас нет права на ошибку, из-за возможности скола корректирующие надрезы крайне нежелательны.

Параллельно с практикой резьбы особое внимание необходимо уделить рисунку. Собственно, тут и начинается настоящее искусство. Попробуйте начертить, например, квадрат и разделите его на треугольники, выстраивая узор. После десятка черновиков вы начнёте понимать, что вам нравится, а что не очень.

Пользуйтесь циркулем — с ним намного проще делать узоры. После сотни черновиков у вас уже начнёт формироваться собственный стиль. Мой стиль — это миниатюра и минимализм. Вырезаемый элемент может быть меньше миллиметра, а узор должен представлять собой гармоничное сочетание.

Несколько советов:

  • Попробуйте комбинировать элементы в форме звёздочки с длинными вытянутыми штрихами.
  • Используйте кривые линии. Их сложнее вырезать, но изогнутые элементы придают рисунку динамику.
  • Оставляйте пробелы и делайте акценты (например, глубиной).
  • Играйте размером элементов.
  • Если ваш уровень навыка позволяет, попробуйте так называемую трёхмерную геометрическую резьбу, когда в одном вырезанном элементе вы вырезаете другой.

Небольшая шкатулка может содержать в себе более 1 000 вырезанных элементов. Для такого занятия нужно много терпения и усидчивости. Ошибка (например, скол) может испортить всю работу, поэтому требуется особая концентрация и аккуратность. Всё это делает резьбу одним из самых медитативных хобби.

Читайте также 🧐

Инструмент для миниатюры — «ноготки», «коготки», «клепики» и дальше по списку

Всех приветствую! Решил свои пять копеек добавить в тему. Хочу показать свои инструменты, которыми работаю с костью и не только, некоторыми хорошо работать и по дереву и по цветным металлам.
Это так сказать коготки, делать их начал очень давно. Просто не мог подобраться к хитрому место и решил сделать похожий на коготь звериный инструмент, получилось очень удобно работать, потом увидел и у других похожие самоделки. Делаю их в основном из пружинной стали. Обыкновенной, которая по тоньше из автохлама, которые по толще из старого дивана вытащил, в мангале на даче отжег до красна с час, теперь при необходимости выпрямляю нужный пруток, отрезаю, формую, затачиваю, закаливаю с красно алого в воду, после чего до пшеничного цвета промышленным феном отпускаю. Точу финал на зеркальце, сначала семеркой алмазной пастой (семерка — зеленый цвет) и довожу так же на зеркале пастой полировочной Диалюкс белой. Почему на зеркальце, по тому как держит очень хорошо грань при заточке маленьких кромок. Точу руками без приспособ, просто на твердой поверхности зеркальце с пастой и что бы локоть рабочий руки был так же на твердой этой же поверхности.

Эти коготки подтачивал и перетачивал из стоматологических скребков пародонтолога для удаления зубного камня. Сталь мягче но вполне держит заточку довольно долго.

Так же пользуюсь многими штихелями. По прямому назначению…то есть провести прямую или дугу ими запросто, некоторыми и как коготком можно сработать что то. Делаю их из стали Р18, старых надфилей, обоймы небольших подшипников, пружин. Закалка-отпуск все так же кроме Р18, она легированная и с очень сложным процессом отпуска-закалки, Р18 просто с водой довожу на наждаке до нужной формы и так же по зеркалу финал.



Ножи то же использую, иногда нужно что то подрезать и прорезать. Формы вот такие, сталь такая же.

Для глубоких контрастных линий использую вот такие скребки, скрайберы по моему называются, так же дают возможность подлезть кое куда. Пилка очень удобна для подпиливания чего то очень тонкого, например деталировки кромки пера очень малого размера. Делал из лезвия «СПУТНИК» половинки, на деревяшку положил борчик цилиндр с мелкой насечкой и самой режущей кромкой прокатал туда-сюда лезвием. Получилась очень тонкая пилка, которая пилит абсолютно все. Осторожно по началу с пальцами, в один проход может пропилить ноготь вместе с мясцом своим…проходил такое дело от радости.

Техника работы в основе по трем принципам.
Первый, традиционный, как стамеской, в основном это только штихели.
Второй, скоблить или как правильно ШАБРИТЬ, это все практически инструменты.

Ну и третий, это рычаг с упорным пальцем, это так же все кроме ножей, по крайней мере ножами еще так не работал, хотя сапожком подрезаю иногда край чего то тонкого. В общем как удобнее и чем удобнее, то и в дело. Вот примерно, как уж получилось, не ругайте сильно, сфотографировал и нарисовал этот способ с рычагом и упором.
Пример:

Эскиз:

Схема:

По поводу углов заточки, очень трудно сказать, дело в том что по идее сначала затачиваю все кромки под 45 гр., но потом видно становится, что нужно корректировать, если зарывается — увеличиваю, если хрустеть-кряхтеть начинает — уменьшаю, так что какого то одного угла панацейного для всего нет в принципе. Кость еще к тому же, я про цевку, зачастую на поверхности более жесткая и хрупкая, а к середине становиться более мягкая и пластичная…вот и рыскаешь туда сюда…ищешь пятый угол.

Вот так в общем. Если что то не понятно написал или вопросы есть, пишите, все расскажу что знаю. Спасибо!

Бормашина для резьбы по дереву, кости, камню

Резьба по дереву — один из древнейших видов ремесла, освоенный человечеством. Деревянное кружево наличников в русских деревнях и ритуальные маски африканских племен — каждое произведение уникально и несет на себе отпечаток личности мастера. Современные резчики по дереву оснащены гораздо лучше своих предков — к их услугам точные и высокопроизводительные устройства с электроприводом.

Бормашина для резьбы по деревуБормашина для резьбы по дереву Бормашина для резьбы по дереву

Виды бормашин

Все многообразие предлагаемых на рынке приборов сводится к трем основным видам:

  • бормашины технического назначения;
  • микромоторы, или граверы для резьбы по дереву;
  • мини-дрели, или компактные бормашины с гибким приводом.

Они различаются назначением, габаритами, мощностью, производительностью.

В основе конструкции как мощной бормашины для резьбы по дереву, так и микромотора лежат два главных узла: высокооборотный электродвигатель и закрепляемый в патроне сменный инструмент.

Бормашины технического назначения

Приборы этого вида снабжены достаточно мощным двигателем и позволяют решать широкий спектр задач. Конструктивно они разделены на два блока:

  • Собственно бормашина. В цилиндрическом корпусе размещен электродвигатель. На его валу закреплен цанговый или быстросъемный патрон.
  • Блок питания, в котором размещается преобразователь сетевого напряжения трансформаторного или импульсного типа.
  • Педаль включения. Позволяет освободить руки для более точного удержания прибора.
  • Соединительные кабели.
Бормашинка по дереву технического назначенияБормашинка по дереву технического назначения

Бормашинка по дереву технического назначения

Достоинством таких бормашин для резьбы является возможность выполнения различных операций по дереву:

  • сверление;
  • расточка;
  • шлифовка.

В качестве недостатка следует отметить относительно низкие обороты по сравнению с дремелем для резьбы по дереву.

На рынке предлагаются модели как отечественных, так и зарубежных производителей.  Отечественные доступны по цене, но им не хватает способности к продолжительной  работе без перегрева, особенно при высоких нагрузках. Они хорошо подойдут для хобби, для профессионального применения при значительных объемах работ лучше остановиться на импортном оборудовании.

Микромоторы

Бормашинки для резьбы по дереву или микромоторы отличаются особой компактностью, малой мощностью и высокими оборотами (до 30 000 об/мин). Насадки также закрепляются на рабочем валу электродвигателя.

МикромоторыМикромоторы

Микромоторы

Ограниченная мощность не позволяет устройствам достигать высокой производительности, зато малый вес и размеры не утомляют руку, а высокие обороты позволяют выполнять самые тонкие и филигранные детали резьбы.

Мини дрели или компактные бормашины с гибким приводом

Этот класс устройств — линкоры мира бормашин. Конструктивно они отличаются тем, что на место патрона позволяют установить насадку с гибким приводным валом. Таким образом, тяжелое приводное устройство с двигателем остается лежать на столе (или подвешивается), а в руке мастера остается лишь цанговый (или быстросъемный) зажим с установленным в нем инструментом.

Такие системы обладают большой мощностью (до 200 ватт) и развивают высокие обороты (до 30 тыс. об/мин). Они комплектуются большим количеством самых разнообразных фрез и абразивных насадок и позволяют выполнять широкий диапазон операций.

Мини-дрель HammerМини-дрель Hammer

Мини-дрель Hammer

В комплекте также может присутствовать телескопическая штанга для крепления прибора в удобном для мастера месте.

Как правильно выбрать бормашинку

Основные критерии, которые следует учитывать при выборе бормашины для резьбы по дереву, следующие:

  • мощность двигателя;
  • обороты;
  • крутящий момент;
  • вес;
  • эргономика.

Как ни печально, ни одно из предлагаемых на рынке устройств не может одновременно долго работать на больших оборотах и выдерживать высокие нагрузки. Поэтому наилучшим выбором будет приобретение двух бормашин:

  • высокооборотного маломощного дремеля для выполнения тонких деталей резьбы;
  • мощной мини-дрели черновой обработки и выборки больших объемов фона изображения.

Многие мастера отмечают также, что 30 тыс. оборотов – это большой запас, и большинство операций отлично выполняются и при 10-20 тыс. об/мин.

При выборе также следует обратить внимание на тот набор насадок, который будет предлагаться в комплекте.

Как работать ручной бормашиной

Каждый домашний мастер хочет получить качественное и четкое изображение. Для этого нужно следовать несложным рекомендациям:

  • Сделать трафарет из плотной бумаги или тонкого картона.
  • Используя копировальную бумагу, перенести контур рисунка на заготовку.
  • Прорисовать контуры рисунка игольчатыми фрезами или маленькими бурами.
  • Выбрать фоновые участки с помощью больших фрез.
  • Нанести основу, втирая краску или морилку.
  • Посыпать изделие бронзовой пудрой. Излишки пудры следует сдуть или стереть мягкой ветошью.

Использование трафарета позволяем существенно облегчить операцию гравировки, особенно в случае повторяющегося орнамента. Нужно осторожно работать инструментом вблизи трафарета, чтобы не повредить его и иметь возможность повторно использовать на других участках детали.

Резьба по дереву бормашиной с гибким валомРезьба по дереву бормашиной с гибким валом

Резьба по дереву бормашиной с гибким валом

Для начинающих граверов лучше пользоваться устройствами с гибким валом. Настоящий профессионал, приобретший немалый опыт, успешно справляется с любым инструментом.

Советы по выполнению резьбы

В качестве материала для резьбы по дереву бормашиной лучше выбрать породы дерева с плотной однородной структурой, такие, как:

  • липа;
  • бук;
  • ольха;
  • груша.

Такие породы, как дуб, ель, сосна и ясень подходят меньше, они существенно хуже отражают фактуру рисунка.

Первым делом нужно перенести контуры рисунка на доску и покрыть штриховкой фон, подлежащий удалению. Контур выбираемого участка обводится маленьким круглым буров с сечением в форме звезды. Далее выбирается весь фоновый участок. Если он имеет большую площадь, для ускорения процесса можно взять бур побольше.

Обязательно следует использовать ограничитель глубины прорезания. Глубину прорезки следует отрегулировать и потренироваться на черновом куске дерева. После завершения прорезки фона его нужно отшлифовать наждачной бумагой. Далее можно приступать к прорезке деталей самого изображения.

Резьба по деревуРезьба по дереву

Резьба по дереву

По завершении всего рисунка его шлифуют и покрывают морилкой. После высыхания нужно пройтись наждачной бумагой так, чтобы стереть проморенный слой с выступающих участков и оставить его на фоновых.

Виды и назначение фрез и насадок

Насадки для бормашины бывают следующих видов:

  • Абразивные насадки: отрезные диски, конусы, обратные конусы и другие тела вращения. Предназначены для шлифовки деталей резьбы.
  • Проволочные щетки для черновой обработки материала.
  • Стальные фрезы разной формы. Для выполнения основных операций — прорезки контуров и выборки фона.
  • Зубчатые лезвия. Для обработки тонких деталей рельефа.
  • Сверла. Для сверления сквозных или глухих отверстий.
  • Шарошки для полировки и шлифовки деталей резьбы.
  • Войлочные круги. Служат для окончательной полировки.

Фрезы изготавливают из высокопрочной и износостойкой инструментальной стали. Абразивные насадки делают в основном на основе корунда. Особой износостойкостью и точностью обработки обладают абразивные насадки с напылением алмазной крошки.

Фрезы для резьбы по деревуФрезы для резьбы по дереву

Фрезы для резьбы по дереву

Цанговый зажим позволяет точно закрепит и отцентровать сменный инструмент. Однако при сильных боковых нагрузках его затяжку приходится периодически проверять. Быстросъемный зажим лишен этого недостатка, но к нему подходят только специально предназначенные для него хвостовики инструмента.

Конечная доработка изделий

Для финишной доводки поверхности древесины применяют войлочные и фетровые круги. Их закрепляют в бормашине, смазывают полировочной пастой, дающей возможность достичь практически зеркального состояния поверхности дерева. После завершения всех стадий механической обработки мягкие сорта дерева покрывают прозрачными лаками, в один или несколько слоев. Такое покрытие защитит изделие от сырости и значительно повысит его долговечность.

После высыхания лака поверхность еще раз полируют для получения идеальной гладкости и зеркального блеска. Твердые сорта дерева не лакируют, подчеркивая первозданную фактуру материала. Иногда их слегка тонируют.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Мастерская Гречихин и Сын: Материалы для миниатюрной резьбы

Дерево

Для миниатюрной резьбы применяют твердые мелкотекстурные породы дерева: самшит, кипарис, граб, груша, яблоня, орех, можжевельник, бук, клен.

Чем тверже дерево, тем более тонкая проработка деталей миниатюрного изделия, тем большего портретного сходства можно достигнуть и в случае скульптурно-горельефного сюжета резная миниатюра получается более выпуклой и контрастной. Вперед выступают основные персонажи миниатюры. Появляется возможность проработки фона и задних планов – это дает ощущение перспективы и еще более подчеркивает объемность миниатюры.

Кость

Идеальным материалом для резной миниатюры является кость: слоновая кость, ископаемый бивень мамонта, бивень моржа, коровья «цевка».

Цвет кости имеет разнообразные оттенки: начиная от снежно-белого, кремового, желтого до коричневой наружной корки. Бивень мамонта, найденный в зеленой глине, имеет серо-голубой цвет. Кость можно также окрашивать в однотонные цвета.

Кость легко полируется до зеркального блеска, на поперечном срезе бивня особенно с края видна структура кости, многократно пересекающиеся между собой радиальные линии.

Мамонтовая кость немного отличается от слоновьей. Она более жесткая и менее прозрачна на тонких срезах. Пластические свойства и прочность кости позволяют выполнять тончайшую ажурную или сквозную резьбу.

Бивень мамонта

Работа с костью требует твердой руки и верного глаза. Для тончайшего ажура и рельефа в доли миллиметра нужен ювелирный подхода, не терпящий промахов. Здесь также играет роль высокая стоимость бивня.

Бивень мамонта – материал невосполняемый и его цена будет только увеличиваться. Отсюда возникает природное желание – каждый, даже самый маленький кусочек пустить в дело. Раскрой бивня очень важная операция, над которой нужно крепко подумать, а если необходимо – применить специальные методы обследования.

Например, для резной миниатюры “Охота на медведя” пришлось обследовать кусок бивня на томографе в ЦКБ №5 г. Харькова. Томограф выдал карту расположения внутренних трещин бивня, что определило размеры и форму миниатюры.

Коровья кость – “цевка”

Миниатюрная резьба на коровьей кости – “цевке” требует специальной подготовки кости. Это ее обезжиривание путем длительного вываривания в слабощелочном растворе и, в некоторых случаях, отбеливание.

Утолщенные к суставам концы трубчатых костей имеют достаточный объем и плотность. Из них можно делать даже миниатюрные скульптуры до 5см.

Мне встречались небольшие китайские шахматы из “цевки”, но глядя на них, понимаешь, что резчик работает, как автомат, не задумываясь над сутью производимого. Природные ограничения по толщине и размерам кости предложили так называемый многослойный рельеф.

На Рождественской выставке в Штутгарте я видел многофигурную миниатюрную композицию «Рождество Христово» размером примерно 20х12см. Персонажи были вырезаны отдельно и установлены определенным образом в хлеву из костяных досок и камней. Пол в хлеву был сделан, как бы, из каменных плит не симметричной формы. Эта слегка тонированная миниатюрная резьба выглядела очень эффектно. К этому Рождественскому вертепу был приложен сертификат подтверждающий происхождение кости. В Германии природо-охранные организации следят за запретом на ввоз бивней и изделий из слоновой кости.

Из пластинок животной кости или “отходов” бивня можно вырезать маленькие шедевры – декоративные броши и кулоны.

Бесчисленное сочетание роз, полевых цветов, листьев, побегов, бутонов, ленточек и бантиков дают широкий простор для творчества. Но не только растительные мотивы могут быть сюжетом для броши.

Орнаментальные обработки формы креста, мифологические персонажи, аллегорические образы, авангардные формы дают возможность уйти от прямого назначения и превратить брошь или кулон в коллекционный предмет.

Это относится также к малозаметному предмету – костяной пуговице.

Кружочек с 4 дырочками, выточенный на токарном станке, действительно малопривлекательный. Но стоит превратить пуговицу в цветочную форму (не обязательно круглую) или геометрически стройную ажурную резьбу снежинки, как эта пуговица – как аксессуар начинает “держать” модель одежды.

Leave a Reply